Укажите неверное утверждение сложносочиненное предложение. Контрольный тест. Какое из предложений является сложносочиненным

Кислород находится во втором периоде VI-ой главной группы устаревшего короткого варианта периодической таблицы. По новым стандартам нумерации — это 16-я группа. Соответствующее решение принято ИЮПАК в 1988 году. Формула кислорода как простого вещества — О 2 . Рассмотрим его основные свойства, роль в природе и хозяйстве. Начнем с характеристики всей группы периодической системы, которую возглавляет кислород. Элемент отличается от родственных ему халькогенов, а вода отличается от водородных селена и теллура. Объяснение всем отличительным чертам можно найти, только узнав о строении и свойствах атома.

Халькогены — родственные кислороду элементы

Сходные по свойствам атомы образуют одну группу в периодической системе. Кислород возглавляет семейство халькогенов, но отличается от них по ряду свойств.

Атомная масса кислорода — родоначальника группы — составляет 16 а. е. м. Халькогены при образовании соединений с водородом и металлами проявляют свою обычную степень окисления: -2. Например, в составе воды (Н 2 О) окислительное число кислорода равно -2.

Состав типичных водородных соединений халькогенов отвечает общей формуле: Н 2 R. При растворении этих веществ образуются кислоты. Только водородное соединение кислорода — вода — обладает особыми свойствами. Согласно выводам ученых, это необычное вещество является и очень слабой кислотой, и очень слабым основанием.

Сера, селен и теллур имеют типичные положительные степени окисления (+4, +6) в соединениях с кислородом и другими неметаллами, обладающими высокой электроотрицательностью (ЭО). Состав оксидов халькогенов отражают общие формулы: RO 2 , RO 3 . Соответствующие им кислоты имеют состав: H 2 RO 3 , H 2 RO 4 .

Элементам соответствуют простые вещества: кислород, сера, селен, теллур и полоний. Первые три представителя проявляют неметаллические свойства. Формула кислорода — О 2 . Аллотропное видоизменение того же элемента - озон (О 3) . Обе модификации являются газами. Сера и селен — твердые неметаллы. Теллур — металлоидное вещество, проводник электрического тока, полоний — металл.

Кислород — самый распространенный элемент

Мы уже знаем, что есть другая разновидность существования того же самого химического элемента в форме простого вещества. Это озон — газ, образующий на высоте около 30 км от поверхности земли слой, часто называемый озоновым экраном. Связанный кислород входит в молекулы воды, в состав многих горных пород и минералов, органических соединений.

Строение атома кислорода

Периодическая таблица Менделеева содержит полную информацию о кислороде:

  1. Порядковый номер элемента — 8.
  2. Заряд ядра — +8.
  3. Общее число электронов — 8.
  4. Электронная формула кислорода — 1s 2 2s 2 2p 4 .

В природе встречаются три стабильных изотопа, которые имеют одинаковый порядковый номер в таблице Менделеева, идентичный состав протонов и электронов, но разное число нейтронов. Обозначаются изотопы одним и тем же символом — О. Для сравнения приведем схему, отражающую состав трех изотопов кислорода:

Свойства кислорода — химического элемента

На 2р-подуровне атома имеются два неспаренных электрона, что объясняет появление степеней окисления -2 и +2. Два спаренных электрона не могут разъединиться, чтобы степень окисления возросла до +4, как у серы и других халькогенов. Причина — отсутствие свободного подуровня. Поэтому в соединениях химический элемент кислород не проявляет валентность и степень окисления, равные номеру группы в коротком варианте периодической системы (6). Обычное для него окислительное число равно -2.

Только в соединениях с фтором кислород проявляет нехарактерную для него положительную степень окисления +2. Значение ЭО двух сильных неметаллов отличается: ЭО (О) = 3,5; ЭО (F) = 4. Как более электроотрицательный химический элемент, фтор сильнее удерживает свои электроны и притягивает валентные частицы на атома кислорода. Поэтому в реакции с фтором кислород является восстановителем, отдает электроны.

Кислород — простое вещество

Английский исследователь Д. Пристли в 1774 году в ходе опытов выделил газ при разложении оксида ртути. Двумя годами ранее это же вещество в чистом виде получил К. Шееле. Лишь спустя несколько лет французский химик А. Лавуазье установил, что за газ входит в состав воздуха, изучил свойства. Химическая формула кислорода — О 2 . Отразим в записи состава вещества электроны, участвующие в образовании неполярной ковалентной связи — О::О. Заменим каждую связывающую электронную пару одной чертой: О=О. Такая формула кислорода наглядно показывает, что атомы в молекуле связаны между двумя общими парами электронов.

Выполним несложные расчеты и определим, чему равна относительная молекулярная масса кислорода: Mr(O 2) = Ar(O) х 2 = 16 х 2 = 32. Для сравнения: Mr(возд.) = 29. Химическая формула кислорода отличается от на один атом кислорода. Значит, Mr(O 3) = Ar(O) х 3 = 48. Озон в 1,5 раза тяжелее кислорода.

Физические свойства

Кислород — это газ без цвета, вкуса и запаха (при обычной температуре и давлении, равном атмосферному). Вещество немного тяжелее воздуха; растворяется в воде, но в небольших количествах. Температура плавления кислорода является отрицательной величиной и составляет -218,3 °C. Точка, в которой жидкий кислород вновь превращается в газообразный, — это его температура кипения. Для молекул О 2 значение этой физической величины достигает -182,96 °C. В жидком и твердом состоянии кислород приобретает светло-синюю окраску.

Получение кислорода в лаборатории

При нагревании кислородосодержащих веществ, например перманганата калия, выделяется бесцветный газ, который можно собрать в колбу или пробирку. Если внести в чистый кислород зажженную лучину, то она горит более ярко, чем в воздухе. Два других лабораторных способа получения кислорода - разложение пероксида водорода и хлората калия (бертолетовой соли). Рассмотрим схему прибора, который применяется для термического разложения.

В пробирку или круглодонную колбу надо насыпать немного бертолетовой соли, закрыть пробкой с газоотводной трубочкой. Ее противоположный конец следует направить (под водой) в опрокинутую вверх дном колбу. Горлышко должно быть опущено в широкий стакан или кристаллизатор, наполненный водой. При нагревании пробирки с бертолетовой солью выделяется кислород. По газоотводной трубке он поступает в колбу, вытесняя из нее воду. Когда колба наполнится газом, ее закрывают под водой пробкой и переворачивают. Полученный в этом лабораторном опыте кислород можно использовать для изучения химических свойств простого вещества.

Горение

Если в лаборатории проводится сжигание веществ в кислороде, то нужно знать и соблюдать противопожарные правила. Водород мгновенно сгорает в воздухе, а смешанный с кислородом в соотношении 2:1, он взрывоопасен. Горение веществ в чистом кислороде происходит намного интенсивнее, чем в воздухе. Объясняется это явление составом воздуха. Кислород в атмосфере составляет чуть больше 1/5 части (21%). Горение — это реакция веществ с кислородом, в результате которой образуются разные продукты, в основном оксиды металлов и неметаллов. Пожароопасны смеси О 2 с горючими веществами, кроме того, получившиеся соединения могут быть токсичными.

Горение обычной свечки (или спички) сопровождается образованием диоксида углерода. Следующий опыт можно провести в домашних условиях. Если сжигать вещество под стеклянной банкой или большим стаканом, то горение прекратится, как только израсходуется весь кислород. Азот не поддерживает дыхание и горение. Углекислый газ — продукт окисления — больше не вступает в реакцию с кислородом. Прозрачная позволяет обнаружить присутствие после горения свечи. Если пропускать продукты горения через гидроксид кальция, то раствор мутнеет. Происходит химическая реакция между известковой водой и углекислым газом, получается нерастворимый карбонат кальция.

Получение кислорода в промышленных масштабах

Самый дешевый процесс, в результате которого получаются свободные от воздуха молекулы О 2 , не связан с проведением химических реакций. В промышленности, скажем, на металлургических комбинатах, воздух при низкой температуре и высоком давлении сжижают. Такие важнейшие компоненты атмосферы, как азот и кислород, кипят при разных температурах. Разделяют воздушную смесь при постепенном нагревании до обычной температуры. Сначала выделяются молекулы азота, затем кислорода. Способ разделения основан на разных физических свойствах простых веществ. Формула простого вещества кислорода такая же, как была до охлаждения и сжижения воздуха, — О 2 .

В результате некоторых реакций электролиза тоже выделяется кислород, его собирают над соответствующим электродом. Газ нужен промышленным, строительным предприятиям в больших объемах. Потребности в кислороде постоянно растут, особенно нуждается в нем химическая промышленность. Хранят полученный газ для производственных и медицинских целей в стальных баллонах, снабженных маркировкой. Емкости с кислородом окрашивают в синий или голубой цвет, чтобы отличать от других сжиженных газов — азота, метана, аммиака.

Химические расчеты по формуле и уравнениям реакций с участием молекул О 2

Численное значение молярной массы кислорода совпадает с другой величиной — относительной молекулярной массой. Только в первом случае присутствуют единицы измерения. Коротко формула вещества кислорода и его молярной массы должна быть записана так: М(О 2) = 32 г/моль. При нормальных условиях молю любого газа соответствует объем 22,4 л. Значит, 1 моль О 2 — это 22,4 л вещества, 2 моль О 2 — 44,8 л. По уравнению реакции между кислородом и водородом можно заметить, что взаимодействуют 2 моля водорода и 1 моль кислорода:

Если в реакции участвует 1 моль водорода, то объем кислорода составит 0,5 моль. 22,4 л/моль = 11,2 л.

Роль молекул О 2 в природе и жизни человека

Кислород потребляется живыми организмами на Земле и участвует в круговороте веществ свыше 3 млрд лет. Это главное вещество для дыхания и метаболизма, с его помощью происходит разложение молекул питательных веществ, синтезируется необходимая для организмов энергия. Кислород постоянно расходуется на Земле, но его запасы пополняются благодаря фотосинтезу. Русский ученый К. Тимирязев считал, что благодаря именно этому процессу до сих пор существует жизнь на нашей планете.

Велика роль кислорода в природе и хозяйстве:

  • поглощается в процессе дыхания живыми организмами;
  • участвует в реакциях фотосинтеза в растениях;
  • входит в состав органических молекул;
  • процессы гниения, брожения, ржавления протекают при участии кислорода, выступающего в качестве окислителя;
  • используется для получения ценных продуктов органического синтеза.

Сжиженный кислород в баллонах используют для резки и сварки металлов при высоких температурах. Эти процессы проводят на машиностроительных заводах, на транспортных и строительных предприятиях. Для проведения работ под водой, под землей, на большой высоте в безвоздушном пространстве люди тоже нуждаются в молекулах О 2 . применяются в медицине для обогащения состава воздуха, вдыхаемого больными людьми. Газ для медицинских целей отличается от технического практически полным отсутствием посторонних примесей, запаха.

Кислород — идеальный окислитель

Известны соединения кислорода со всеми химическими элементами таблицы Менделеева, кроме первых представителей семейства благородных газов. Многие вещества непосредственно вступают в реакции с атомами О, исключая галогены, золото и платину. Большое значение имеют явления с участием кислорода, которые сопровождаются выделением света и тепла. Такие процессы широко используются в быту, промышленности. В металлургии взаимодействие руд с кислородом называют обжигом. Предварительно измельченную руду смешивают с воздухом, обогащенным кислородом. При высоких температурах происходит восстановление металлов из сульфидов до простых веществ. Так получают железо и некоторые цветные металлы. Присутствие чистого кислорода повышает скорость технологических процессов в разных отраслях химии, технике и металлургии.

Появление дешевого способа получения кислорода из воздуха методом разделения на компоненты при низкой температуре стимулировало развитие многих направлений промышленного производства. Химики считают молекулы О 2 и атомы О идеальными окислительными агентами. Это естественные материалы, они постоянно возобновляются в природе, не загрязняют окружающую среду. Кроме того, химические реакции с участием кислорода чаще всего завершаются синтезом еще одного натурального и безопасного продукта — воды. Велика роль О 2 в обезвреживании токсичных производственных отходов, очистке воды от загрязнений. Кроме кислорода, для обеззараживания используется его аллотропная модификация — озон. Это простое вещество обладает высокой окислительной активностью. При озонировании воды разлагаются загрязняющие вещества. Озон также губительно действует на болезнетворную микрофлору.


Тест по теме: «Сложносочинённые предложения 9 класс»

Малькова Т.Г.,

учитель русского языка

МБОУ СОШ № 44

имени Ф.А.Щербины


Укажите неверное утверждение.

1. Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.

2. Простые предложения, входящие в ССП, отделяются друг от друга запятой, которая ставится перед сочинительным союзом

3. Сложносочиненные предложения бывают четырех видов


Найдите ССП. (Знаки препинания не расставлены)

1. Весь склад мыслей его мгновенно изменился сражение представлялось ему давнишним, далеким воспоминанием.

2. Вопреки словам Билибина известие привезенное им было принято радостно.

3. Утром гости не спешили вставать да и Харатаев тоже встал поздно и не поехал на службу


Найдите «четвертое лишнее».

1. С востока надвигались темные дождевые тучи, и оттуда потягивало влагой.

2. В глубоком молчании белеют холмы и курганы, да узким полотном белеет дорога.

4. Не то это было раннее утро, не то наступал вечер.


Какое из предложений является сложносочиненным?

1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.

2. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие.

3. Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку.

4. Молча и неподвижно сидя у стены на соломе, Пьер то открывал, то закрывал глаза.


Назовите сложносочиненное предложение с соединительным союзом.

1. Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато.

2. Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна.

3. В сияющем небе властвует солнце, а на земле гуляет ветер.


Назовите сложносочиненное предложение с противительным союзом.

1. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев.

2. Марья Дмитриевна и графиня рассмеялись, и за ними все гости.

3. Анна Михайловна стояла подле княжны, да обе говорили в одно время.


Назовите сложносочиненное предложение с разделительным союзом

1. Наступило утро, а сенокосчики еще не вышли на луга.

2. За окном брезжил рассвет, и кричали петухи.

3. Только иногда мелькнет березка, либо мрачной тенью встанет перед тобой ель.


Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Фельдшер поглядел исподлобья на доктора () и в его тёмных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение.

1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3. Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.


Укажите предложение, соответствующее схеме , но .

1. Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят.

2. Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника

3. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

4. Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.


Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение?

Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.

1. Одновременность действий.

2. Последовательность.

3. Чередование.

4. Противопоставление


9 класс

ВАРИАНТ 1

    Предложение является сложным, если в нём несколько грамматических основ.

    Простые предложения соединяются в сложные при помощи союзов или союзных слов.

    В СПП простые предложения равноправны по смыслу.

    По характеру союза и значению ССП также делятся на 3 группы.

    Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член.

    По всей округе ливни льют, верёвки из дождинок вьют.

    Допевали петухи, ночь мешалась с днём.

    Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнёт.

    Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.

    Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

    Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой.

3.Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения(знаки препинания не расставлены).

    Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.

    Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.

    Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок.

    Я бродил подолгу и видел много примет осени.

    Дари щедрое людям счастье и сам ты будешь им богат.

    Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.

4.Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки не расставлены)

    Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

    Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.

    В зеркальных стёклах качались сосны и плыли серые облака.

    Здесь краски не ярки и звуки не резки.

    В полях реки текут голубые и цветы возле них разные.

    Солнышко село и зорька погасла.

5. Укажите предложение, соответствующие схеме: , и . Знаки не расставлены.

    Всё разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.

    Мы усталые и голодные но совершенно счастливые и мир прекрасен.

    Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.

    Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

6. Укажите предложение с грамматическими ошибками.

    В обоих квартирах было темно.

    У нас совсем нет времени.

    Мы были в восторге от декораций в « Вишнёвом саде».

    Это произведение более худшее.

    Она ложит продукты в холодильник.

    Я удивляюсь его силе.

7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения :

Варенька воткнула иголку в шитье и повернула голову к двери,(1) кажется,(2) угадывая наперед, (3) кто должен войти. __________________________________

8. Замените словосочетание «с морского дна» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. __________________________________________________________

9. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой

На спинах бабур сушатся и отдыхают в открытом море прожорливые бакланы и, хорошо обсушившись, начинают снова нырять. ______________________________________________

10 . Прочитайте предложение

Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга.

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

Контрольный тест на конец 1 четверти

9 класс

ВАРИАНТ 2

1.Укажите неверное утверждение.

    Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.

    Обычно части союзного сложного предложения разделяются запятой.

    Вводные предложения всегда являются частью сложного предложения.

    В СПП придаточное всегда стоит после главного.

    Частями ССП могут быть распространённые и нераспространённые предложения.

2.Найдите сложные предложения.

    Мы с тобой играли вместе, пыль топтали у завалин.

    Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.

    Приближается рассвет торопливый, посветлела небесная высь.

    Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.

    Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным.

    Учитель, проверив тетради, раздал ученикам.

3. Укажите в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки не расставлены).

    Придя на это страшное место он легко проскользнул вперёд и снова увидел то же самое.

    И ветер дул и туча росла и глухо ворчала.

    И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.

    В комнате тревожно и часто звонил невидимы сверчок.

    Сорвётся яблоко и от паденья настороженно вздрагивает сад.

    Солнце докатилось до края степи и растеклось по небу алым заревом.

    Григорий шёл глядя по сторонам и думал о чём-то своём.

4.Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)

    Сейчас брызнет майский дождь и начнется весенняя гроза.

    Сверху жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться.

    Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.

    За телегой шел солдат и бежали густые толпы народа.

    Стонут орлы и поблекла трава в сентябре

    Отец любил порядок и порядок любил его.

    Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли товарищей.

5. Укажите предложение, соответствующее схеме , но .

    Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят

    Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.

    Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

    Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.

6. Укажите предложения с грамматическими ошибками.

    Трест организовал и руководит предприятиями.

    Несколько ребят вышло из леса.

    Выставка- просмотр открыта ежедневно.

    Он хорошо ездит на велосипеде.

    Мать знакома с обеими моими подругами.

    Жизненный путь героя тяжел и трагичный.

    Руководитель проекта возразил против этого предложения.

7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Серая, (1) застывшая по-осеннему, (2) уже затянутая туманцем вода не отражала высоких звезд, (3) кусты на берегу, (4) откуда всю ночь стреляли пулеметы, (5) стояли затаённо, (6) неподвижно. ________________________________________

8. Замените словосочетание «за соседней дачей», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. __________________________________________________________

9. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

В такую погоду птица не вылетает из гнезда и зверь не покидает своей берлоги, и только врач, выполняя свой долг, несмотря на лютый мороз, на пургу, выезжает к больным.___________________________________

10 . Прочитайте предложение

Большое парусное судно, (1) что стояло на рейде, (2) подняло якорь, (3) поставило крохотный парус, (4) как платочек, (5) и понеслось в порт.

Придаточное предложение в нем стоит…

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов. В. В сложносочиненном предложении простые предложения равноправны по смыслу. Г. Запятая между частями сложного предложе­ния не ставится, если части имеют общий член. Д. По характеру союза и значению ССП также делятся на три группы. 2. Найдите сложные предложения. А. По всей округе ливни льют, веревки из до­ждинок вьют. Б. Допевали петухи, ночь мешалась с днем. В. Сыпучий снег летит на плечи, над головою су­чья гнет. Г. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело. Д. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой. Е. Пройдя весь маршрут успешно, туристы воз­вращались домой. 3. Укажите, в каких примерах союз и соединяет части сложного предложения(знаки препинания не расставлены). А. Пыль вихрем неслась по дороге и месяц со­всем затуманился. Б. Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь. В. Мать проснулась и испуганно что-то спроси­ла спросонок. Г. Я бродил подолгу и видел много примет осе­ни. Д. Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат. Е. Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой. 4. Найдите, в каких примерах части ССП связывает противи­тельный союз. А. Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде. Б. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы. В. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить. Г. Послали его с донесением, да время очень тре­вожное. Д. Отец пожелал мне доброго пути, а дочь про­водила до телеги. Е. Парнишка упал, однако он не был убит. Ж. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей. 5. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены). А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно свет­леть. Б. Направо белела песчаная коса и темнела гру­да дальних гор. В. В зеркальных стеклах качались сосны и плы­ли серые облака. Г. Здесь краски не ярки и звуки не резки. Д. В полях реки текут голубые и цветы возле них разные. Е. Солнышко село и зорька погасла. 6. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки. А. Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать. Б. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь. В. Гремела атака и пули свистели, и ровно стро­чил пулемет. Г. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже ма­ленький сынишка, и такая же тишина уста­новилась вокруг. Д. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорож­ка обозначилась четко. Е. В это время в непроглядной тени оврага блес­нуло несколько вспышек, и раскатились вы­стрелы. 7. Укажите предложение, соответствующее схеме: , и . А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красо­та жизни слагается из света и тени. Б. Мы усталые и голодные но совершенно счаст­ливые и мир прекрасен. В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма. Г. Работы вам и детям вашим и внукам доволь­но будет. 8. Укажите предложения с грамматическими ошибками. А.В обоих квартирах было темно. Б. У нас совсем нет времени. В, Мы были в восторге от декораций в "Вишневом саде". Г. Это произведение более худшее. Д. Она ложит продукты в холодильник. Е. Я удивляюсь его силе.