Сообщение по географии о васко да гама. Что открыл Васко да Гама? На пути к Мысу Доброй Надежды

Эпоха Великих географических открытий - чрезвычайно важная веха в истории человечества. Конечно, народы Южной и Северной Америки вряд ли согласятся с этим утверждением, но для нашей цивилизации в целом значение тех исследований огромно. Имена отважных капитанов славной эпохи навеки запечатлены в исторических документах, а потому их сегодня знает каждый школьник.

Но далеко не все могут перечислить истинные достижения этих великих людей. Не каждый, к примеру, ответит на вопрос о том, что открыл Васко да Гама. Это мы и рассмотрим в статье.

Основные вехи биографии

Ва́ско да Га́ма (1460-1524) - всемирно известный португальский мореплаватель, чья жизнь пришлась как раз на эпоху Великих открытий. Известен тем, что первым в истории проложил морской путь в Индию. В свое время даже занимал высокий пост Индии. Словом, биография Васко да Гама богата выдающимися событиями.

Многие историки подчеркивают, что первооткрывателем в строгом понимании этого слова он не был (в отличие от того же Магеллана). В то время как пришлось в поте лица убеждать сильных мира сего в необходимости организации экспедиции, Васко да Гама подобными вопросами не занимался. Объясняется это тем, что монарх попросту назначил его «открывателем морского пути в Индию».

Мореходу здорово повезло и с организаций похода: его и команду снабдили всем самым лучшим, прекрасно понимая важность всего мероприятия.

Как же начиналась биография Васко да Гама? О матери его много не известно, но отец принадлежал к древнему и состоятельному рыцарскому сословию. У будущего покорителя океанов было пятеро братьев и сестра.

Судя по «да» в его имени, его род точно принадлежал к высшему дворянскому сословию. Как утверждают португальские историки, один из предков Васко да Гама (биография путешественника это подтверждает) в свое время отличился в битве с маврами, за что ему и было пожаловано рыцарское звание.

Где же будущий первооткрыватель морского пути в Индию получал образование? Увы, здесь приходится судить только по косвенным следам. Более-менее достоверно известно лишь то, что математику и навигацию юный Васко да Гама постигал в Эворе. Учитывая, что сведения сохранились только об этих науках, можно предполагать, до чего португальцы уважали людей, которые были способны прокладывать курс и обращаться с секстантом.

Следует заметить, что у португальских дворян не было особенного выбора в вопросах, касающихся рода их занятий. Если человек принадлежал к дворянскому сословию, да еще и был рыцарем, то путь его - исключительно воинское дело. Учитывая, что более-менее серьезных сухопутных войн Португалия ни с кем не вела, но активно осваивала земли за океаном, практически все дворяне становились морскими офицерами.

Не избежал той же стези и молодой Васко да Гама: биография (открытия в том числе) его наглядно показывает, что более талантливых капитанов у Португалии в то время фактически не было.

Жизнь Васко да Гама до его путешествия в Индию

В далеком 1492 году некие французские корсары сумели перехватить богатый груз, шедший в Португалию. Монарх сей славной страны не стерпел такого нахальства, а потому поручил одному молодому дворянину пройтись с карательным рейдом вдоль берега, захватывая все суда французов, найденные в том районе. Порученец выполнил задание настолько быстро и эффективно, что разбойникам пришлось все вернуть. Как вы уже догадались, этим смелым рыцарем и был Васко да Гама. За свою решительность и храбрость он быстро приблизился к королевскому двору.

В 1495 году на трон Португалии взошел Мануэл I, который не только с удвоенным рвением продолжил дело морской экспансии уже известных земель, но и всерьез задумался об открытии мореходного пути в Индию. Первоначально предводителем эскадры был назначен Бартоломео Диаш. Но король понимал, что в экспедиции понадобятся таланты не только мореходного, но и сугубо военного толка. А потому на это место был назначен наш герой. Так что открыл Васко да Гама в дальнейшем?

О морском пути в Индию

Следует заметить, что предшественник деятельного монарха к тому времени уже успел попытать счастья в деле поиска сухопутного маршрута. Сделать это было непросто, так как вся северная часть Африки находилась в руках у вышеупомянутых мавров. Только лишь пройдя южнее Сахары, можно было выйти на искомый путь.

В 1487 году в поход отправилась серьезная экспедиция. Руководили ею опытные офицеры - Перу да Ковильяна и Афонсу ди Пайву. Первому удалось достичь желаемой Индии и передать на родину сообщение о возможности такого перехода. Уже в 1488 году проводит подробнейшее исследование южной оконечности Черного Континента. Казалось, что у Жуана II вот-вот будет сильнейший козырь на руках - путь в Индию гарантировал бы постоянный приток богатств. Так почему же Васко да Гама и открытие морского пути в Индию стали столь важной вехой в истории как Португалии, так и всей человеческой цивилизации?

Судьбе было угодно иное: у короля умирает единственный наследник, а потому он практически полностью отстраняется от занятий политикой. Впрочем, сделать он успел немало: так, для сопровождения экспедиции была выстроена целая эскадра первоклассных морских судов, чье проектирование в свое время возложили на небезызвестного Бартоломео Диаша.

Когда монарх скончался в 1495 году, Мануэл I - его преемник - сперва меньше всего думал об Индии. Но международная политическая обстановка сложилась таким образом, что без этого вскоре стало нельзя. Быстрая подготовка к великому походу продолжилась.

Снаряжение первой экспедиции

На каких кораблях провел свое путешествие Васко да Гама? Во главе эскадры встал «Сан-Габриэл». Аналогичный по классу корабль, «Сан-Рафаэл», перешел под командование Паулу - брата Васко да Гамы. Оба парусника относились к так называемому классу нао. Это были весьма крупные суда, водоизмещение которых достигало 120-150 тонн. За счет широких прямоугольных парусов они могли развивать приличную скорость, но были достаточно неповоротливы, а мореходы не слишком любили использовать их для длительных переходов без привязки к берегу.

Противоположностью флагману стала «Берриу». Судно это - верткая маневренная каравелла. Оно было оснащено косыми парусами, командовал им Николау Коэльо. Наконец, в состав эскадры входил некий транспортник, ни названия, ни прочих сведений о котором не сохранилось.

О навигации

Неудивительно, что при таком внимании к организации экспедиции для ее оснащения выделялись лучшие навигационные приборы того времени. Обер-штурманом стал Перу Аленкер. Сей выдающийся мореход уже успел прекрасно себя зарекомендовать в походе с Диашем (о котором мы говорили выше). Кроме основного офицерского состава на борту были священник, писарь и астроном. Позаботились и о нескольких переводчиках, которые помогли при общении с туземцами. По мнению некоторых историков, численность экипажа достигала 170 человек.

Человеколюбивая традиция

В те времена существовала одна любопытная традиция. На борт при подобных походах брали осужденных преступников. Разумеется, делали это не ради того, чтобы познакомить арестантов с красотами заморских земель. Их использовали в качестве разведчиков, десанта и в прочих ситуациях, когда не хотелось рисковать жизнями штатного экипажа. Впрочем, для самих узников был и «свет в конце туннеля». Каким бы тяжелым ни было прегрешение, которое человек совершил на воле, он получал свободу в конце плавания. Если доживал, разумеется.

Вопросы питания

Помните, мы упоминали о некоем транспортном судне? Включать его в составы экспедиций стали со времен Диаша, когда подобный подход к делу доказал высочайшую эффективность. На складском судне хранился огромный запас провизии, формы, запасного такелажа, инструментов. Рацион команды изобилием не блистал: каши, солонина, сухари. Кроме того, в стандартную пайку входил небольшой объем вина. Зелень и фрукты, рыба и свежее мясо добывались силами самих матросов на стоянках.

Все матросы и офицеры получали неплохое жалованье (за исключением «штрафбата»). Ради романтики морских странствий в походы никто не ходил. Впрочем, путешествие Васко да Гама являлось сугубо коммерческим мероприятием, так что удивляться точно не приходится.

Чем были вооружены корабли эскадры?

К тому времени вооружение на кораблях уже далеко ушло от тех примитивных мортир, которые повсеместно встречались в начале эпохи. Каждый из «нао» имел не менее 20 орудий, а каравелла была вооружена двенадцатью пушками. Личное оружие команды напоминало испанское: те же кирасы и алебарды, кортики и шпаги. Имелось также несколько мушкетов и пистолей. Качество и распространенность личного огнестрельного оружия были так малы, что серьезного влияния на исход схватки оно обычно не оказывало.

8 июля 1497 эскадра с великими почестями отчалила от порта Лиссабона. В путь отправился той эпохи - Васко да Гама. Открытие Индии (точнее, морского пути туда) было не за горами!

Начало похода

Процесс проходил в штатном режиме: корабли плыли вдоль Съерра-Леоне. Воспользовавшись добрым советом Диаша, экспедиция сильно отклонилась к западу от намеченного курса, дабы избежать сильнейшего встречного ветра. Сам он, к слову сказать, к этому времени уже отошел от армады на отдельном корабле, направляясь к крепости Сан-Жоржи-да-Мина. Там Диаш заступил на должность коменданта.

Тем временем, наша эскадра уже сделала впечатляющий крюк в атлантическом океане, после чего португальцы вновь увидели берега Черного Континента. 4 ноября 1497 произошел знаменательный спуск якоря в бухте, которая сразу же получила имя Святой Елены. Команды судов получили приказ для долговременной стоянки, так как корабли все же сильно потрепало в открытом океане, но выполнить все работы не получилось. По пути все же удалось отыскать несколько клочков суши, на которых подлатали отчаянно текущие корабли. Вот как Васко да Гама открыл

Местное население оказалось крайне враждебно настроенным. Впрочем, учитывая количество работорговцев в тех местах, ничего удивительного в этом не было. Сам Васко да Гама получил в одной из стычек стрелу в ногу, после чего эскадра двинулась дальше.

Но главные испытания были еще впереди. С огромным трудом обогнув Мыс Бурь (Доброй Надежды), флотилия бросила якоря в бухте Моссел Бей. Неповоротливое грузовое судно непогода потрепала так сильно, что пришлось его сжечь. К счастью, местные туземцы оказались куда добрее к путникам, а потому удалось не только без помех произвести ремонт кораблей, но и пополнить запасы воды и провианта. Дальнейший путь лежал на северо-восток.

Арабское коварство

16 декабря 1497 года моряки увидели последний памятный столб, который оставила экспедиция Диаша еще в 1488 году. Все сочли это за доброе предзнаменование, причем предчувствия оправдались: целый месяц плавание шло без задержек и происшествий. Во многом это объясняется тем, что корабли экспедиции проплывали вдоль вполне цивилизованных берегов.

Дело в том, что восточный берег Африки с давних пор был арабской вотчиной, а уж они-то, в отличие от полудиких племен западного побережья, прекрасно знали европейцев. Во многом из-за этого и прошла довольно мирно (для тех лет) экспедиция Васко да Гама. Морской путь в Индию отнял жизни многих моряков, но погибли они из-за некачественного питания и инфекционных болезней.

Несмотря на Крестовые походы, отношение к ним было вполне приемлемым, но без сложностей все же не обходилось.

Так, в Мозамбике начались трения с местной администрацией. И дело было вовсе не в религии, которой весьма циничные арабы вообще уделяли мало внимания, а в том, что местные купцы заподозрили в португальцах конкурентов. Васко да Гама в долгу не остался, слегка обстреляв негостеприимные берега.

В портах Момбаса и Малинди экспедицию встретили не в пример лучше. Как ни странно, но местный шейх приветствовал их как лучших друзей. Впрочем, у него были свои причины: польщенные португальцы легко подписали союзнический договор против некоторых общих врагов. В Малинди экспедиция наконец-то встретила индийских купцов. Огромных трудов и немалых денег обошлась процедура поиска надежного лоцмана. 20 мая 1498 корабли флотилии наконец-то достигли берегов Индостана.

Сперва Васко посетил город Каликут (нынешний Кожикоде). Градоначальник встретил гостей очень торжественно. Но и тут мусульманские купцы начали вновь вставлять им палки в колеса. Отношения с градоначальником резко ухудшились, торговля шла плохо. Впрочем, удалось наторговать немало драгоценных камней и специй. По старой традиции, Васко да Гама отплатил неблагодарным горожанам, всадив в городские стены несколько ядер и захватив пару-тройку ценных заложников. В Гоа португальцы попытались основать купеческую факторию, но и здесь их постигла неудача.

Морской путь к берегам Индии - вот что открыл Васко да Гама!

Обратный путь

Пришлось разворачиваться и плыть домой. Впрочем, жаловаться было грех: местность разведана, торговые отношения, пусть и плохо, налажены. Впоследствии это оказалось важным фактором установления владычества португальцев в тех краях, чему немало способствовал сам Васко да Гама. Великие путешественники тех лет нередко становились талантливыми политиками и военачальниками, так что ничего поразительного в данном факте его биографии нет.

Но это было впереди, а пока мореплавателям предстоял длинный и опасный обратный путь. Их донимали (как мало изменилась с тех пор обстановка в том районе), страшная жара и пищевые инфекции. Второго января 1499 город Могадишо был «для профилактики» обстрелян из пушек, после чего эскадра взяла курс на Малинди.

Отдых

7 января 1499 они достигли уже знакомого города, в котором наконец-то смогли отдохнуть от опостылевшего моря и корабельной тесноты. И на сей раз шейх предоставил прекрасную еду и апартаменты, а потому всего за пять дней команда изрядно приободрилась.

Путь продолжался, но не без потерь: 13 января около Момбасы из-за сильной течи снова пришлось распрощаться с одним из судов. К середине апреля сильно поредевшая флотилия все же смогла достичь Зелёного мыса. Дом был уже рядом. Чтобы приободрить членов семей и короля, вперед выслали корабль, который должен был первым доставить весть об удачном завершении экспедиции. В то же время брат Васко, Паулу, серьезно заболел, а потому сам капитан задержался.

И только в конце августа (или уже в сентябре) 1499 года остатки армады гордо пришвартовались в порту Лиссабона. Вот что открыл Васко да Гама. Марко Поло и прочие великие мореходы прошлых лет могли бы с полным правом гордиться делами своего коллеги!

Возвращение и награда

К родным берегам пришли только два судна и 55 человек экипажа. Но с финансовой точки зрения успех был просто феноменальный: выручка от торговли с арабами и индусами в 60 раз (!) превысила все затраты на организацию самой экспедиции. Неудивительно, что имя Васко да Гама и открытие морского пути в Индию стали синонимами на долгие годы вперед!

Мануэл I был в восторге. Васко получил высокий титул дона, немалую пенсию и огромный земельный надел. Учитывая, что Васко да Гама открыл путь в Индию, которая издревле славилась своими богатствами, такие почести легко объяснимы. Кроме того, наш герой стал приближенным советником короля, так что все тяготы не были напрасны. В Индию он отправится еще не раз, отстаивая интересы родной земли на дальних берегах.

В конце 1524 года Васко да Гама скончался, уйдя из жизни на индийской земле. Он все же сумел основать факторию на Гоа, которая оставалась под протекторатом Португалии вплоть до середины 20-го века. Соотечественники и по сей день высоко чтут память о легендарном мореплавателе, а открытия и жизнь Васко да Гама изучают в школах. В его честь назван мост в Лиссабоне, а уж количество посвященных ему произведений искусства и вовсе не поддается исчислению.

Мы рассмотрели, что открыл Васко да Гама. Надеемся, представленная выше информация будет вам полезна.

Васко да Гама – один из тех трех великих мореплавателей, благодаря которым, всем стало понятно, что Земля – это шар. Имена этих первопроходцев: , Васко да Гама и Фернан Магеллан. При всем величии их открытий, это были абсолютно разные люди, разные личности, и многие исследователи сходятся в том, что, пожалуй, Васко да Гама , был наименее симпатичен из них. Португальский мореход обладал необузданным нравом, граничащим часто с жестокостью, был алчным и деспотичным человеком, не обладал и даже не стремился обладать дипломатическими навыками. Хотя справедливости ради нужно подчеркнуть, что в те времена эти качества не считались таким уж ужасным пороком, а, скорее, наоборот, выдавали человека успешного, предприимчивого, подающего надежды.

Происхождение

Несмотря на то, что имя Васко да Гама известно сегодня каждому школьнику, нельзя сказать, что мы знаем все о жизни знаменитого путешественника. Так, к примеру, даже дата его рождения остается под вопросом: одни исследователи склоняются, что это был 1460 год, другие утверждают, что он появился на свет в 1469 году. Одно известно точно – родился и провел свое детство Васко в небольшом приморском поселке Синеш, в 160 км к югу от Лиссабона. Его семья была благородной и знатной. Батюшка будущего мореплавателя – Эштеван да Гама, был главным судьей города, и благодаря военным заслугам одного из предков, носил рыцарское звание. А матушка – Изабель Содре – происходила из семьи с английскими корнями; по семейным преданиям их род пошел от рыцаря Фредерика Садли, который попал в Португалию, сопровождая в поездке герцога Эдмунда Лэнгли.

Семья и юные годы

Всего в семье Эштевана да Гама было 5 сыновей и 1 дочь. Среди историков распространено мнение, что Васко и его старший брат Паулу были бастардами, то есть детьми, рожденными до заключения родителями официального брака. Вполне возможно, что это обстоятельство также наложило свой отпечаток на его характер, так как положение незаконнорожденного в те времена влекло за собой весьма серьезные последствия. Так оба брата именно из-за этого были пострижены в монахи – в те времена незаконнорожденным детям наследство не переходило, следовательно, дорогу в жизни они должны были прокладывать самостоятельно, а постриг давал возможность на хорошее образование. Жизнь юношей оказывалась предопределена, другой дороги уже не было.

Самое интересное для Вас!

Некоторые источники сообщают, что первый постриг Васко состоялся в 1480 году. Но для того, чтобы стать монахом необходимо троекратное пострижение, чего, видимо, не произошло. Все исследователи жизни Васко да Гамы сходятся во мнении, что он имел неплохое образование для того времени, хорошо разбирался в математике, астрономии и навигации. Но связано ли это с постригом, достоверно не известно. Скорее всего, учился он в городе Эворе.

Начало карьеры при дворе

С 1480 года на некоторое время все записи обрываются, и следующие 12 лет жизни путешественника никто из исследователей отследить не может – ни один из источников его не упоминает. Его имя вновь возникает на страницах хроник лишь в 1492 году – да Гама на тот момент уже служит при дворе, ему 23 года. Упоминается имя Васко в связи с тем, что французские корсары захватили португальские суда, груженные золотом. Король Португалии Жуан II приказал юному мореходу вернуть ценный груз, а французский корабли взять в плен. Васко да Гама успешно и быстро справился с этим заданием, после чего о молодом португальском моряке начали говорить при дворе.

После того как король Мануэл I сменил на престоле Жуана II, Португалия вновь начала активно готовиться к экспедиции на Восток. И возглавил данное мероприятие никто иной как сам Васко да Гама. Совсем не просто проходило плаванье в неведомых прежде европейцам водах Индийского океана, но в итоге первое в мире морское путешествие из Европы в Индию состоялось.

Заслуги, награды и честолюбие

По возвращении в Португалию Васко да Гама был удостоен всяческих почестей: помимо славы первопроходца в Индию, король назначил ему пожизненную пенсию в размере 1000 крузаду и присвоил к его фамилии титул «дон», что ставило его в один ряд с королевской знатью. Но новоиспеченный дон да Гама не был удовлетворен в полной мере такой наградой, он добивался своего назначения сеньором города Синиш. Некоторые историки видят в этом проявление ущемленной когда-то гордости юного Васко, вследствие факта его незаконного рождения. Он как будто стремился всем доказать, что он достойнейший из достойных.

Король, может быть, и пошел бы на этот шаг без колебаний, но против выступал Орден Сантьяго, в чьем ведомстве и находился город Синиш, несмотря на то, что Васко да Гама числился рыцарем этого ордена. Закончилась эта история тем, что знаменитый мореплаватель вышел из состава Ордена Сантьяго и вступил в ряды его конкурентов – Орден Христа. Король же, чтобы удовлетворить честолюбие моряка присвоил ему титул «Адмирал Индийского моря».

Титул дал сеньору Васко и его семье многие привилегии и на некоторое время усмирил гордость знаменитого португальца, хотя его заветная мечта – стать графом, пока так и не осуществилась. Надо сказать, что в это же время Васко да Гама, наконец, обзавелся семьей. Он женился на Катарине ди Атаиде, представительнице знаменитого семейства Алмейда, у них родилось семеро детей – шестеро сыновей и одна дочь.

Вторая экспедиция в Индию во главе с Васко да Гамой отправилась в путь в 1499 году. А в октябре 1503 мореплаватель возвратился на родину с большим успехом. Король увеличивает ему пенсию. Васко да Гама становится неимоверно богат, практически, наравне с королевской семьей. Но вот заветного графского титула ему так и не торопятся вручить, король в раздумьях.

Осуществление заветной мечты

Прождав не один год, дон да Гама идет на шантаж: он пишет письмо королю, в котором сообщает о намерении покинуть страну. Расчет был верен – Португалия, после потери Колумба и , не могла себе позволить потерять еще и Васко да Гаму. И тогда король, проявив чудеса дипломатичности, написал в ответ, что, мол, как же так, синьор да Гама, вы собираетесь покинуть Португалию, как раз тогда, когда вам присужден графский титул? (это письмо сохранилось в подлиннике).

Таким образом, стороны пришли к согласию. Васко да Гама, наконец, стал графом Видигейра (титул был создан специально для него) и получил собственные земельные владения. Произошло это только в 1519 году. Справедливости ради надо отметить, что, вероятно, не одно только честолюбие двигало знаменитым мореплавателем в погоне за графством, но и желание передать титул и земли своим детям и внукам.

Индия: смысл жизни и место смерти

Всего за свою жизнь Васко да Гама побывал на «острове специй» 3 раза, и именно Индийская земля стала последним приютом для знаменитого мореплавателя. В канун Рождества, 24 декабря 1524 года, во время третьей экспедиции в Индию, да Гама внезапно заболел и скоропостижно скончался в городе Кочин. В 1539 году его прах перевези в Лиссабон.

Несмотря на противоречивость многих поступков, в свете сегодняшнего дня выглядящих жестокими, Васко да Гама как при жизни, так и много столетий спустя, остается человеком-легендой. В 1998 году, к 500-летию открытия морского пути в Индию, в Лиссабоне был построен мост Васко да Гама, и на сегодняшний день он является самым длинным в Европе. В честь Васко да Гамы назван город на Гоа, кратер на Луне, один из бразильских футбольных клубов, а также в 2012 году была учреждена золотая медаль имени Васко да Гамы за выдающиеся достижения в области географических наук.

Первое путешествие Васко да Гамы: как европейцы открыли Индию.

Предыстория

Была торговым партнером Европы с древнейших времен. Самые искусные золотые украшения, богатые ткани, драгоценные камни, пряности, невиданные плоды — это далеко не полный перечень того, в чем остро нуждалась Европа, вернее её правители, короли, герцоги, князья.

Исторически сложилось так, что посредниками в торговле с Востоком выступали арабы. Путь в сказочную страну был им отлично известен, а после возникновения ислама и многочисленных войн в Азии, Индия и вовсе стала частью мусульманского мира.

На протяжении тысячелетия все товары с Востока приходили в Византию, умевшую ладить с соседями, а иногда и надавить на них. Времена расцвета прошли, и теперь соседи уже с удовольствием давили на дряхлеющую и постоянно уменьшающуюся империю.

С приходом монголов, которые смысла в торговле с Европой не видели, всё усложнилось еще больше. Старые караванные пути пустовали, товары в Старый Свет попадали через множество посредников, что, разумеется, цены на индийские изыски совсем не уменьшало.

Сама Европа остро нуждалась в золоте, которого становилось катастрофически мало. Общий язык с мусульманами сумели найти только хитроумные венецианцы и генуэзцы, взвинтившие цены настолько, что товары из Индии стали доступны только королевским особам, да и то не из каждого монаршего дома.

Начало

Долгое время была последней страной, куда привозили восточные роскошества. Все "сливки" уже снимали в Северной , на юге , в . Поэтому португальским грандам доставалось что попроще. Мириться с подобным положением было нельзя.

Есть еще одно обстоятельство подтолкнувшее португальских монархов к организации многочисленных экспедиций в экзотические страны. После окончания реконкисты (отвоевания территории у мусульман на Пиренейском полуострове) многочисленные дворяне, умеющие только воевать, создавали все больше проблем в королевстве. Кормить их всех было накладно, постоянно с кем-то воевать было еще накладней. Эту силу и энергию необходимо было каким-то образом направить и организовать. Опасные путешествия — отличный вариант: в случае успеха — доходы намного превысят расходы, в случае неудачи — особо плакать никто и не будет.

Интересы Лиссабона в первую очередь были направлены на Африку, сулившую и золото, и рабов, и множество других выгод. На пути к богатству, правда, стояли мавры, изгнанные, но непокоренные, нашедшие приют на севере Черного континента. Но их ведь можно обойти. Индия долгое время была лишь мечтой. Но и её время настало.

До Васко да Гамы , открывшего-таки путь в Индию, попыток обнаружить морской путь к пряностям было несколько. Отважные португальские моряки и капитаны довольно хорошо изучили западное побережье Африки. Самый удачливый и отважный из них — Бартоломеу Диаш — достиг (названного так позднее, как напоминание о поисках Индии). Однако, был вынужден вернуться, не достигнув цели. Моряки взбунтовались, да и офицеры были за возвращение, напуганные расстоянием и продолжительностью путешествия. История ждала Васко да Гаму, по-настоящему сильного человека.

Подготовка

Самый опытный моряк в Португалии, был готов повторить попытку достичь Индию морем. Король же был другого мнения. Оценив опыт и знания Диаша, монарх здраво рассудил, что посылать такого человека в опасное плаванье — непрактично. А тут как раз была получена депеша о победе молодого капитана да Гамы, что отправился выполнять приказ короля вместо своего отца и отвоевал галеру с золотом у французских корсаров. На него и пал выбор короля.

В помощь не слишком опытному капитану были выделены лучшие офицеры, опытные моряки, несколько переводчиков и десяток каторжников для выполнения опасных поручений — всего около 170 человек. Подготовкой кораблей занимался лично Диаш, знавший толк в этом деле. Он же и наставлял Васко да Гаму , делился опытом и давал советы.

Вперед!

Летом 1497 года началось судьбоносное плавание, открывшее путь португальцам к вожделенной Индии. Три военных корабля и один транспортный. Все суда вооружены самым серьезным образом, даже на самом маленьком суденышке располагалась дюжина мощных пушек, призванных помочь в осуществлении грандиозного замысла. Общее количество орудий на кораблях — 52! Впереди был путь длинною в два года.

Решив не совершать ошибок предшественников, ведет корабли вдали от берегов Африки. Это избавило экспедицию от ненужных встреч с маврами, местным населением и испанскими конкурентами. Впрочем, по пути португальцам всё же удалось захватить и разграбить арабское торговое судно. Но это так, случай.

Интересно, что на пути к югу Африки, Васко да Гама едва не открыл Бразилию, никому тогда еще неизвестную. Проплыви корабли несколько миль западнее и Кабрал, открывший эту землю три года спустя, следуя по маршруту да Гамы, стал бы лишь вторым европейцем, побывавшим в Южной Америке. Случилось так, как случилось.

Вокруг Африки

Пополнив запасы воды и пищи на Островах Зеленого Мыса, корабли под командованием амбициозного и молодого путешественника Васко да Гамы отправились на Запад, чтобы "поймать" нужный ветер, так необходимый для того, чтобы достичь сложного и неприступного южного мыса.

Три месяца в открытом море не лучшим образом повлияли на команду. Когда, наконец, корабли пристали к берегу, матросы бросились искать себе любовных приключений. Местные племена терпеть выходки каких-то странных и агрессивных людей были не готовы. Начались стычки, в результате которых эскадра была вынуждена убираться восвояси. А затем начался шторм, страшный и многодневный.

Мыс Доброй Надежды был преодолен, но команду свалила цинга. Остановка была необходима. Матросы приключений уже не хотели, поэтому местное население приняло чужестранцев благожелательно. Удалось пополнить запасы воды и провианта, а также выгодно выменять у аборигенов украшения из слоновой кости.

Матросы умирали от цинги. Скоро людей стало не хватать, было принято решение уничтожить наиболее пострадавший корабль. Команду перераспределили на три оставшиеся.

Путь к Индии

Попав в Индийский океан, португальцы оказались в водах, неизвестных европейцам. Вот тут и понадобились каторжане. Эту практику использовали с незапамятных времен. Когда перед мореплавателями возникал неизвестный берег, на него высаживали приговоренных к смерти преступников. Через несколько дней подплывали к берегу снова. Если преступник был жив, значит ему удалось найти общий язык с местным населением — команда может высаживаться. Если несчастный исчезал, то просто плыли дальше. Такая вот методика.

Неизвестность пугала команду. На судах начался ропот. Многие офицеры также были настроены на возвращение. Но не таков да Гама. Он демонстративно выбрасывает в море навигационные приборы. Демонстрируя этим, что ни при каких условиях не вернется, не достигнув цели. Напуганные такой фанатичностью, матросы замолчали.

В те времена все Восточное побережье Африки было вотчиной арабских купцов. Они были уважаемыми людьми, их охотно принимали местные правители. Активно посещали это место и индийские торговцы. Все они были конкурентами португальцев, поэтому редко где их ждал хороший прием.

Правитель Мозамбика принял португальцев торжественно и красиво. преподнес подарки от своего короля. Здесь всё гостеприимство и закончилось. Правитель был оскорблен "убогостью" подношений. Арабские конкуренты португальцев нашептывали о пришельцах всевозможные пакости. Команду Васко да Гамы обвиняли в пиратстве. Пришлось уносить ноги.

Следующая остановка — Момбаса. Здесь также контакта не получилось. Обиженный путешественник Васко да Гама даже захватил небольшое судно с экипажем и обстрелял город.

Счастливым случаем стало то, что правитель следующего портового города Малинди был заклятым врагом Момбасы. Здесь португальцам наконец удалось немного отдохнуть, подкормиться, справиться с цингой. Правитель был столь любезен, что помог найти лоцмана до Индии. Разумеется не просто так, а в обмен на обещание хорошенько потрепать Момбасу обстрелами на обратном пути.

В стране чудес

В Индию (Каликут) португальцы прибыли в конце мая 1498 года. Здесь их снова ждет пышный прием, затем неприязнь со стороны местных властей. Виной всему "бедность" подарков и интриги конкурентов. Но Васко да Гаме удается добиться главного — открытия торговой фактории.

Португальские товары продавались плохо. Арабы и индийцы часто затевали споры о том, какие пошлины должны платить пришельцы. Спустя три месяца пребывания в Индии, эскадра снова вышла в море.

Путь домой

На этот раз ведет себя как самый настоящий пират: захватывает пару десятков рыбаков в плен, грабит суда, встречающиеся на пути. Самим португальцам приходится отбиваться от пиратов.

И снова небольшая передышка в Малинди. И снова море. Теперь в эскадре только два корабля. К моменту возвращения на родину в команде Васко да Гамы осталось только 55 человек, измученных, обессилевших. На Анзорских островах да Гама оставляет могилу родного брата, служившего у него офицером.

Итог

31 августа 1499 перед королем Португалии стоял изможденный, постаревший человек, в котором трудно было узнать молодого и амбициозного офицера из старинного рода да Гама. Рядом с ним лежал золотой идол весом в 30 килограмм. На груди идола сверкал огромный алый рубин. В глазницы были вставлены два зеленых изумруда, сверкающих алчно... Индия была открыта.


Имя: Васко да Гама

Государство: Португалия

Сфера деятельности: Путешественник

Величайшее достижение: Открыл торговый морской путь из Европы в Индию

Дала миру множество людей – первооткрывателей, храбрецов, не побоявшихся бросить вызов самой природе в погоне за новыми землями и славой. Многие находили в глубинах океана свою кончину, некоторым «повезло» немного больше – они погибли на суше от рук местных племен. Но все же до нас дошли имена путешественников, которые вписали свое имя в историю, географию стран. Один из них – знаменитый путешественник Васко да Гама. Именно о нем и пойдет речь в этой статье.

Биография Васко Да Гама

Будущий мореплаватель родился в знатной семье в 1460 году в Синеше, Португалия. В семье было пятеро сыновей, Васко был третьим по счету. Его отец занимал должность алкайда – в те времена это означало должность коменданта крепости.

Очень мало известно о его ранних годах. Будучи молодым юношей, он вступил во флот, где получил первые знания по математике, навигации и ориентированию. Уже с юных лет ему довелось участвовать в морских сражениях, и не против кого-либо, а самих французских корсаров. Васко показал себя с наилучшей стороны, и о нем заговорили. В 1495 году король Мануэл занял трон, и страна вернулась к тому, откуда начала – найти путь в Индию. И эта задача была одной из важнейших – ведь Португалия находилась в стороне от торговых путей, поэтому нужно было как то заявить о себе. В 1487 году был достигнут важный прорыв, когда обогнул южную Африку. Это путешествие было значительным; оно впервые доказало, что Атлантический и Индийский океаны связаны между собой. Нужно было снова отправить экспедицию. И молодой Да Гама подходил для этих целей как нельзя лучше.

Путешествия Васко да Гама

Историки мало знают о том, почему именно да Гама, еще неопытный исследователь, был выбран для проведения экспедиции в Индию в 1497 году, чтобы найти морской путь в Индию и на Восток. Чтобы отправиться в путешествие, да Гама направил свои корабли (4 штуки) на юг, воспользовавшись преобладающими ветрами вдоль побережья Африки. После нескольких месяцев плавания он обогнул мыс Доброй Надежды и начал свой путь вверх по восточному побережью Африки, к неизведанным водам Индийского океана. К январю, когда флот приблизился к территории, известной сейчас под названием Мозамбик, многие члены экипажа были больны цингой. Да Гама был вынужден прервать путешествие для отдыха экипажа и ремонта кораблей.

После месяца вынужденного простоя корабли вновь отправились в путь, и к апрелю достигли Кении. Затем через Индийский океан португальцы попали в Калькутту. Да Гама не был знаком с регионом, не знал обычаев и традиций местных жителей – он был уверен, что они христиане, так же, как и португальцы. О такой религии, как индуизм, еще никто из европейцев не знал.

Тем не менее, местный правитель сначала приветствовал да Гаму и его людей, и экипаж отдыхал в Калькутте три месяца. Но не все приветствовали новоприбывших – мусульманские торговцы были в числе первых, кто показывал неприязнь португальцам, ведь они отняли у них возможность торговать и сбывать товар В конце концов, да Гама и его команда были вынуждены торговаться на набережной, чтобы обеспечить достаточное количество товаров для возвращения домой. В августе 1498 года Да Гама и его люди снова вышли к морю, начав свое путешествие обратно в Португалию. Обратный путь был сопряжен с трудностями – порывистые ветры, ливни и дожди мешали быстрому плаванию. К началу 1499 года несколько членов экипажа умерли от цинги. Первое судно достигло Португалии только 10 июля, почти через год после того, как они покинули Индию. Результаты были впечатляющими — первое путешествие да Гама охватило почти 24 000 миль почти за два года, и только 54 из 170 членов экипажа выжили.

Когда да Гама вернулся в Лиссабон, его встретили как героя. Настроение у португальцев было приподнятое, было принято решение вновь собрать экспедицию, чтобы закрепить успех да Гамы. Отправляется еще одна группа кораблей во главе с Педру Алваришем Кабрала. Экипаж достиг Индии всего за шесть месяцев, и путешествие включало в себя перестрелку с торговцами, где экипаж Кабрала убил 600 человек на мусульманских грузовых судах. Но и польза от этого плавания тоже была — Кабрал создал первый португальский торговый пост в Индии.

В 1502 году Васко да Гама возглавил еще одно путешествие в Индию, флот состоял уже из 20 кораблей. Десять кораблей находились под его непосредственным командованием, а остальные-у руля его дяди и племянника. После успеха Кабрала и сражений король поручил да Гаме обеспечить дальнейшее господство Португалии в регионе. Опустошив и разграбив Африканское побережье, оттуда они переехали в город Кочин, к югу от Калькутты, где да Гама заключил союз с местным правителем и остался на отдых. Вернулись в Португалию путешественники только 11 октября 1503 года.

Последние годы жизни

Женатый в это время и отец шести сыновей, да Гама решил не испытывать судьбу и вышел на заслуженный отдых.

Он поддерживал контакт с королем Мануэлем, консультируя его по индийским вопросам, за что ему был дарован титул графа Видигейры в 1519 году.

После смерти короля Мануэля, да Гаму попросили вернуться в Индию, чтобы бороться с растущей коррупцией со стороны португальских чиновников в стране. В 1524 году король Жоан III назначил да Гаму португальским вице-королем в Индии.

Но Васко уже не интересовала Индия так, как когда-то он свое открытие совершил, открыл для Португалии морской путь в эту страну, закрепив там свое господство.

Однако приказу короля повиновался и отправился в Индию, чтобы исполнить поручение. Но, к сожалению, долго не протянул – 24 декабря 1524 года легенда мореплавания скончался от малярии в Кочине. Его тело было отправлено обратно в Португалию и похоронено там в 1538 году.

ГАМА, ВАСКО ДА (Da Gama, Vasco) (1469–1524), португальский мореплаватель, открывший морской путь из Европы в Индию. Родился в 1469 в Синише (провинция Алентежу) в семье Эстебано да Гамы, главного алькальда Синиша и главного командора рыцарей ордена Сантьяго в Серкале. Образование получил в Эворе; изучил искусство навигации. В 1480-х вместе с братьями вступил в орден Сантьяго. В начале 1490 участвовал в отражении нападения французов на португальские колонии на побережье Гвинеи. В 1495 получил от своего ордена два командорства (Мугелаш и Шупариа).

После того как было выяснено, что Африку можно обогнуть с юга (Б.Диаш), и установлено наличие торговых морских связей между арабскими поселениями Восточной Африки и Индией (П. Ковельяну), португальский король Мануэл I (1495–1521) поручил В. да Гаме в 1497 совершить плавание в Индию вокруг Африки. 8 июля 1497 флотилия в составе четырех кораблей с экипажем в сто шестьдесят восемь человек отплыла из Лиссабона; сам Васко командовал флагманским судном «Сан-Габриэл», его брат Паулу вторым крупным кораблем – «Сан-Рафаэл». Миновав о-ва Зеленого мыса, экспедиция взяла курс на запад, а затем повернула на восток, сделав большую дугу по Атлантическому океану, и в начале ноября вышла к африканскому побережью у бухты Сент-Хелина; 20 ноября флотилия обогнула м. Доброй Надежды, 25 ноября зашла в бухту Мосселбай, а 16 декабря добралась до последнего пункта, достигнутого Б.Диашем – Рио до Инфанте (совр. р. Грейт-Фиш). Открыв в день Рождества восточное побережье совр. ЮАР, В. да Гама назвал его «Наталь». В конце января 1498 португальцы, миновав устье р. Замбези, вошли в воды, контролируемые арабским морским торговым союзом. 2 марта В. да Гама прибыл в Мозамбик, 7 марта – в Момбасу, где столнулся с открытой враждебностью местных арабов, однако 14 апреля был радушно принят в Малинди. В этом восточноафриканском городе он нанял арабского лоцмана, с помощью которого 20 мая 1498 привел флотилию в Каликут, крупнейший транзитный центр торговли пряностями, драгоценными камнями и жемчугом на Малабарском (юго-западном) берегу Индии.

Первоначально радушно принятый каликутским раджой (хамудрин), В. да Гама вскоре попал к нему в немилось из-за интриг арабских купцов, боявшихся утратить свою монополию на торговлю с Индией, и 5 октября 1498 был вынужден отправиться в обратный путь. После трудного путешествия (штормы, цинга), потеряв «Сан-Рафаэл», в сентябре 1499 достиг Лиссабона; большая часть участников экспедиции погибла, в том числе Паулу да Гама, на родину вернулось только пятьдесят пять человек. Однако цель была выполнена – открыт морской путь из Европы в Азию. Кроме того, доставленный из Индии груз пряностей позволил многократно компенсировать затраты на экспедицию. По возвращении Васко да Гама удостоился торжественной встречи; получил дворянский титул и ежегодную ренту в 300 тыс. рейсов; в январе 1500 назначен «адмиралом Индий»; за ним были закреплены феодальные права на Синиш.

В 1502 возглавил новую экспедицию в Индию (двадцать кораблей) с целью отомстить за резню, устроенную арабами в португальской торговой фактории в Каликуте и защитить коммерческие интересы Португалии в Индии. По пути открыл Амирантские о-ва и основал колонии в Мозамбике и Софале; получил дань с шейха Килвы (Восточная Африка) и разгромил посланный против него арабский флот из двадцати девяти кораблей. Прибыв к Каликуту, подверг его жестокой бомбардировке, фактически уничтожив городской порт, и принудил раджу к капитуляции. Заключил выгодные договоры с местными правителями и, оставив часть кораблей для защиты португальских торговых факторий, вернулся на родину с огромным грузом пряностей (сентябрь 1503). В результате экспедиции центр европейской торговли окончательно переместился из Средиземного моря в Атлантику. В. да Гама вновь удостоился больших почестей, а в 1519 получил вместо Синиша, переданного ордену Сантьяго, города Видигейра и Вила дос Фрадес и титул графа Видигейры.

В 1524 отправлен новым королем Жуаном III (1521–1557) в Индию в качестве вице-короля. Предпринял ряд энергичных мер для укрепления португальских позиций на Малабарском берегу, но вскоре умер в Кочине (к югу от Каликута) 24 декабря 1524. В 1539 его останки были перевезены из местной францисканской церкви в Португалию и захоронены в Видигейре.

В память о первом путешествии Васко да Гамы был возведен монастырь иеронимитов в Белеме. Его деяния воспел Л. ди Камоэнс в эпической поэме Лузиады (1572).

Иван Кривушин