Словарь антонимов введенской. Культура речи. Введенская Л.А. Учебники и учебные пособия

Цель словаря - познакомить читателей с системой русских антонимов - слов с противоположным значением, образующих пары.
Словарная статья состоит из антонимической пары; толкование каждого ее члена; иллюстративного материала (цитаты, речения, пословицы). Синонимические пары антонимов образуют гнездо. Если многозначное слово вступает в антонимические отношения с разными словами, то каждая пара антонимов дается отдельно и ее члены помечаются цифровым индексом. Словарь снабжен алфавитным указателем.
Адресован преподавателям ВУЗов, школ и гимназий, студентам-гуманитариям. Полезен переводчикам, журналистам, писателям и редакторам. Представляет интерес для любителей русского языка.

Контекстуальные антонимы.
В художественных произведениях, публицистике встречаются слова, которые в определенном контексте приобретают противоположное значение и поэтому становятся антонимами. Например, слово овца в прямом значении антонима не имеет. Но в пословице «Не считай недруга овцою, считай волком» это слово становится антонимом слова волк. Такие антонимы называются контекстуальными или индивидуально-стилистическими, авторскими.

Контекстуальные антонимы всегда соотносятся с антонимами языка. Например, в пословице «Страшен враг за горами, но страшнее за плечами» контекстуальные антонимы за горами и за плечами передают противоположные пространственные признаки и соответствуют антонимам языка далеко - близко.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Учебный словарь антонимов русского языка, Введенская Л.А., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Топонимический словарь Центральной России, Смолицкая Г.П., 2002
  • Словарь трудных случаев употребления созвучных слов в русском языке, Сурова Н.В., Тюменцев-Хвыля М.В., Хвыля-Тюменцева Т.М., 1999

Следующие учебники и книги:

Культура речи. Введенская Л.А.

Ростов н/ Д: Феникс, 2001 - 448 с..

Учебник написан в соответствии с образовательной программой для колледжей. Он включает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения; расширяет представление о русском языке, его возможностях; знакомит с особенностями звучащей речи, с невербальными средствами общения; обучает правилам речевого этикета.

Для студентов средних специальных заведений.

Формат: doc / rar

Размер: 1 76 Кб

/ Download файл

От автора
I. Общение – социальное явление
1.1. Что такое общение?
1.2. Значение общения
1.3. Условия, необходимые для общения
II. Невербальные средства общения
2.1. Значение мимики и жестикуляции при общении
2.3. Указательные жесты
2.4. Изобразительные жесты
2.5. Символические жесты
III. Литературный язык
3.1. Формы существования национального языка
3.2. Высшая форма национального языка
IV. Основные качества речи
4.1. Точность речи
4.2. Понятность речи
4.3. Чистота речи
4.4 Богатство и разнообразие речи
4.5. Образность, выразительность речи
V. Норма, ее динамика и вариантность
5.1. Языковая норма - явление историческое
5.2. Вариантность нормы
5.3. Формирование норм литературного языка
VI. Основные кормы литературного языка
6.5. Лексические нормы
VII. Речевой этикет
7.1. Назначение речевого этикета
7.2. Формулы речевого этикета
7.3. Обращение в русском речевом этикете
VIII Особенности звучащей речи
8.1. Интонация - отличительный признак устной речи
8.2. Из истории исследования интонации
8.3. Акустические компоненты интонации
8.4 Типы интонации
8.5. Пауза, ее типы
IX. Словари - источники знаний
9.1. Значение словарей в жизни человека
9.2. Этимологические словари
9.3. Толковые словари
9.4. Семонимические словари
9.5. Фразеологические словари
9.6. Словари трудностей русского языка
Речевая гимнастика
Вместо предисловия
Комплексы упражнений

> Словари антонимов

Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 445, с.

Словарь содержит более 500 антонимических гнёзд. Словарная статья включает антонимическую пару, толкование каждого её члена и иллюстративный материал. Синонимичные пары антонимов образуют гнездо.

Словарь содержит следующие приложения: 1. Антонимия между словом и свободным словосочетанием; 2. О взаимодействии антонимии и синонимии; 3. Синонимические пары антонимов; 4. Синонимические отношения между парами антонимов; 5. Понятие синонимико-антонимичной парадигмы; 6. Сочетаемость антонимов в русском языке; 7. Окказиональные антонимы; 8. Стилистические фигуры, основанные на антонимах; 9. Антонимы как художественно-изобразительное средство в публицистике Л.Н. Толстого; 10. Словарь антонимов А.П. Чехова.

Образцы словарных статей

ЕСТЕСТВЕННЫЙ 1 - ИСКУССТВЕННЫЙ 2

И где жизнь не могла привиться естественным порядком, там она мало-помалу возникла искусственным образом, принудительно, ценой крупных денежных затрат и человеческих сил. А.П. Чехов.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ 2 - НЕЕСТЕСТВЕННЫЙ

Когда женщина разрушает, как мужчина, то это находят естественным и это все понимают, когда же она хочет или пытается создавать, как мужчина, то это находят неестественным и с этим не мирятся. А.П. Чехов.

БОЯЗНЬ - ХРАБРОСТЬ

Все они поучают, предупреждают, пугают, и как будто за храбростью их слов скрывается боязнь . М. Горький.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка: Свыше 3000 антонимов / Под ред. Л.А. Новикова. - 8-е изд., стереотип. - М: ПРЕСС КНИГА, 2006. - 592 с.

Словарь включает более 3000 антонимов русского языка. К антонимам даются синонимы (синонимические пары антонимов). Антонимические пары иллюстрируются цитатами из художе-ственной, научной литературы и публицистики.

ВЕЛИКИЙ - НИЧТОЖНЫЙ

Величие - ничтожность (см.)

величие - ничтожество (см.)

Великая цель - ничтожная цель. О По странному устройству вещей, всегда ничтожные причины родили великие события и, наоборот, вели-кие предприятия оканчивались ничтожными следствиями. Гоголь. Старо-светские помещики. - Давно известно, что высокие места делают ничтож-ных людей еще ничтожнее, а великих - еще более великими. Стаднюк. Война. Ø В знач. сущ. ср. р. В недобрых тайнах коренится зло, Таится боль прикушенного крика. В них все не так: великое - мало. Все, все не так: ничтожное - велико. Вас. Федоров. О злые тайны...

ВЕЛИКИЙ - ЖАЛКИЙ

Наполеон Бонапарт был презираем всеми до тех пор, пока он был велик, и с тех пор, как он стал жалким комедиантом - император Франц добивал-ся предложить ему свою дочь в незаконные супруги. Л. Толстой. Война и мир.

ВЕЛИКИЙ - СМЕШНОЙ

Уж лучше быть смешным, чем притворяться великим. Г. Гор. Геометриче-ский лес. Ø В знач. сущ. ср. р. От великого до смешного - один шаг. Посло-вица. Да, он был молод, в его голове уживалось рядом великое и смешное. М. Колесников. Индустриальная баллада.

РАДОВАТЬ - ОГОРЧАТЬ

сов. обрадовать - огорчить

Меня так же мало радует твой выигрыш, как огорчает проигрыш. Л. Толстой. Детство. Ему было стыдно за эти пятнадцать минут, которые он про-дремал, не дождавшись ее, но говорить, что он не спал всю ночь, он не хотел, - это, наверное, огорчило бы ее больше, чем обрадовало. К. Симонов. Дни и ночи. Пассажирский поезд делал там маленькую остановку. Это и обрадо-вало, и огорчило Климова. Нагибин. Перекур. Галя, голубушка! Спасибо вам за письмо, оно меня очень обрадовало. Немного и огорчило тем, что вы со-общили о Боровском. Есенин. Письмо Г. Бениславской, 20 дек. 1924.

Учебники и учебные пособия:

Введенская Людмила Алексеевна http://dbs.sfedu.ru/www/rsu$persons$.startup?p_per_id=847

Доктор филологических наук, заслуженный профессор РГУ (ЮФУ), почетный работник высшего профессионального образования, - единственный в РФ автор и соавтор учебных пособий, по которым познают богатства и выразительность русского языка на всех ступенях: "Пословицы и поговорки в начальной школе", "Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование" (для учащихся 10-11 классов), "Культура речи" (для студентов колледжей), "Русский язык и культура речи", "Деловая риторика" (для студентов негуманитарных вузов), "Этимология", "Русская лексикография" (для гуманитарных вузов).

В отечественном языкознании Л. А. Введенская одна из первых фундаментально разработала теорию антонимии и опубликовала первый "Словарь антонимов русского языка" (1971 г.). Она соавтор словарей: "Русское произношение и написание", "Учебный словарь синонимов русского языка", "Современные орфографические словари русского языка".

Учебники и учебные пособия:

  • Введенская Л.А., Семенова М.Ю. Русский язык. Практикум. М.: Кнорус, Ростов-на-Дону: Наука-Пресс 2006.
  • Введенская Л.А., Колесников Н.П. Учебный словарь омонимов русского языка. М., Ростов-на-Дону, 2005.
  • Введенская Л.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., Ростов-на-Дону, 2005.
  • Введенская Л.А. Учебный словарь антонимов русского языка. М., Ростов-на-Дону, 2005.
  • Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Ростов-на-Дону, Феникс. 2006.
  • Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Ростов-на-Дону, Феникс. 2005.

РУССКАЯ ЛЕКСИКОГРАФИЯ Учебное пособие РОСТОВ-на-ДОНУ ЕНИКС 2 0 1 1 ??? ??? ????? ?? ???? Л.А. Введенская www.phoenixbooks.ru УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.2Рус-923 КТК 8010 В 24 Введенская Л.А. В 24 Русская лексикография: учебное пособие / Л.А. Введенская. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 379 с. - (Высшее образование). ISBN 978-5-222-18175-1 Любой словарь - источник знаний. Знакомясь со словаря ми, мы учимся русскому языку, обогащаем свой словарный запас, наша речь становится правильнее, выражение мыслей точнее, убедительнее, ярче, образ- нее. Но для этого необходи мо уметь читать словарь и понимать прочитанное, уметь на ходить в нем нужный ответ. Данное пособие знакомит читателя с различными типами слова рей, историей их создания, структурой, особенностями каж дого словаря. Кроме того, пособие имеет «Практикум», состоящий из уп ражнений, задача которых научить пользоваться лингвисти ческими слова- рями, научить извлекать богат ства, заложен ные в них. Адресовано студентам филологических факульте тов, журналистам, преподавателям гуманитарных дисцип- лин, а также всем, кому необходимо знать русский язык, хорошо вла деть им. УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.2Рус-923 ISBN 978-5-222-18175-1 ? Введенская Л.А., 2010 ? Оформление, ООО «Феникс» 2010 www.phoenixbooks.ru ВВЕДЕНИЕ Ф ранцузский писатель А. Франс, используя при характеристике словаря французского языка афоризм, принадлежащий перу его соотече ственника Вольтера «Словарь - это все- ленная в алфа витном порядке», так раскрыл его содержание: «Поду майте, что на этой тысяче или тысяче двухстах страни цах запечатлен гений наро- да, его мысли, радости, труды и страдания наших предков и наши собственные, памят ники обществен- ной и частной жизни... Подумайте, что каждому слову лексикона соответствует мысль или чув ство, которые были мыслью или чувством бесчисленно го множества существ. Подумайте, что все эти слова, со- бранные вместе, есть творение души, плоти и крови на шей родины и всего человечества». Такое же понимание назначения словаря выра- зил С.Я. Маршак в стихотворении «Словарь»: Усердней с каждым днем смотрю в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руке свой потайной фонарь. На всех словах - события печать. Они дались недаром человеку. Читаю: Век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку. Век заедать, век заживать чужой... В словах звучат укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть. Действительно, словарь - это историческая повесть о жизни людей, их думах, чаяниях, бедах и радостях; каждое слово, помещенное в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа - творца языка. www.phoenixbooks.ru Русская лексикография Русская лексикография 4 Чтобы понять это, вспомним убийственную харак- теристику, которую дал М. Е. Салтыков-Щедрин свое му герою Угрюм-Бурчееву, воплотившему в себе черты мракобеса и палача Аракчеева: «Уг- рюм-Бурчеев был прохвост в полном смысле этого слова. Не потому, что он занимал эту должность в полку, а прохвост всем сво им существом, всеми помыслами». Оказывается, прохвост - должность?! Что это за должность? На что намекает Салтыков-Щед- рин? Обра тимся к «Словарю русского языка» . В нем у слова прохвост отмечено только одно значение - «не годяй, подлец» и указано, что оно разговорное, бранное. Словарь приводит примеры из художественной литера туры, иллюстрирующие значение данного слова. - И тебе не приказываю верить, - горячо и реши тельно сказал мужику Андрей Иванович, - обманыва ют вас, деревенских, прохвосты разные. Короленко. Птицы небесные. Попал он не к про- хвосту, не к лавоч нику, а к простому и сердечному мужичку-землепаш цу. Задорнов. Амур-батюшка. Материал Словаря современного русского языка не дает ответа на поставленный вопрос, поэтому необхо димо обратиться к словарям, более ранним по времени издания. Возьмем «Толковый словарь живого велико- русского языка» В.И. Даля, который был издан в середине XIX в. К слову прохвост в нем дается ссылка «см. профосъ». Читаем: «профосъ латин. переделано в про- хвост, военный парашник, убирающий в лагере все нечисто ты; встарь это были и военные полицейские служите ли, и полковые палачи» . Как видим, В.И. Даль указывает первоначаль- ное, исконное значение слова профос (прохвост) и www.phoenixbooks.ru 5 Введение Введение не при водит его вторичного, переносного значения, характе ризующего человека не по должности, а по моральным качествам. Последующий «Толковый словарь русского язы ка» под редакцией Д.Н. Ушакова, изданный в сере дине XX в., дает это слово в русской огласовке прохвост со значением «непорядочный человек, подлец, негодяй» и сопровождает его справкой: «Переделка старинного слова профос; от нем. Pro- foss - солдат, заведовавший очисткой нечистот; а также смотритель за арестованны ми солдатами, приводивший в исполнение приговоры о телесном наказании». Если обратиться к этимологическому словарю, то станет известно время появления данного слова в рус ском языке и его семантическое сближение с другими исконно русскими словами. Вот что, напри- мер, сообща ет об интересующем нас слове «Краткий этимологичес кий словарь русского языка». Прохвост. Семантическое и фонетичес кое пе- реоформление под влиянием слова при хвостень нем. Profoss - «тюремный надзи ратель за аресто- ванными солдатами». В па мятниках встречается с XVII в. Теперь понятно не только то, о какой долж- ности Угрюм-Бурчеева идет речь в произведении Салтыкова-Щедрина, но и почему у слова прохвост появилось пе реносное значение. Словари позволили проследить ис торию слова, определить его значение, установить по следовательность развития лексичес- ких значений, осмыслить существующую между ними связь. Значение словарей в жизни каждого человека труд но переоценить. Чтение словарей, постоян- ное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают индивидуальный словарный www.phoenixbooks.ru Русская лексикография Русская лексикография 6 и фразеологический запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических форм, про- изношения. Словари расширяют наше позна ние языка, углубляют понимание слова, способствуют развитию логического мышления. Из биографий ученых, общественных деятелей, пи сателей, поэтов известно, что многие из них вы- соко це нили энциклопедические и филологические словари, обращались к ним за справками, читали словари как увлекательную литературу. Н.В. Гоголь писал С.Т. Аксакову, автору книги «Детские годы Багрова-внука»: «Перед вами гро- мада - русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслаж денье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его... Прочтите вни- мательно... академи ческий словарь». Сам Гоголь часто обращался к слова рям, из которых узнавал происхождение слова, его ис торию, значение, на- писание. Вот как об этом рассказы вает его личный секретарь П.В. Анненков: «Помню, например, что, передавая ему написанную фразу, я вме сто продик- тованного им слова щекатурка употребил шту- катурка. Гоголь остановился и спросил: «Отчего так?» - «Да правильнее, кажется». Гоголь побежал к книжным шкафам своим, вынул оттуда какой- то лек сикон, приискал немецкий корень слова, русскую его передачу и, тщательно обследовав все доводы, закрыл книгу и поставил опять на место, сказав: “А за науку спасибо”». Один из читателей Н.А. Некрасова упрекнул по- эта в неправильном использовании слова станица в стихо творении «Несжатая полоса»: Нас, что ни ночь, разоряют станицы Всякой пролетной, прожорливой птицы. www.phoenixbooks.ru 7 Введение Введение Некрасов в доказательство своей правоты сослал- ся на Словарь В.И. Даля: «Я не справлялся с «Тол- ковым словарем», когда писал «Несжатую полосу», а употре бил слово станица потому, что с детства слышал его в народе, между прочим, в этом смысле: птицы летают станицами, воробьев станичка перелетела и т. п. За глянув ныне в словарь Даля, я увидел, что и там слову этому придается, между прочим, и то значение, в кото ром я его употребил... Что слово употребляется и в дру гих смыслах, из этого не следует, чтобы в данном слу чае оно было употреблено неточно. Слова группа, партия, даже стая... кроме своей прозаичности, были бы менее точны». О слове станица в словаре Даля сказано, что это «стая или стадо, табун, гурт, вереница», и приве- дены примеры: «Волки зимой станицами бродят, гуси ста ницами летают». Французский поэт Беранже признавался, что он не написал ни строчки, не заглянув в словарь: «Я изучаю их беспрестанно в течение сорока лет»; «Без словарей я не мог бы написать и десяти стихов». Поэтесса В. Инбер (1890–1972) в книге «Почти три года» пишет: «Вчера полдня упивалась Словарем Даля. Читала букву «Ш». Это мне нужно для шума деревьев. Но я убеждаюсь, что Даля надо читать ежедневно». www.phoenixbooks.ru Глава 1. ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ З нание лексикографической терминологии необходимо для осмысления истории лекси- кографии, причин появления разнообразных слова рей, их классификации, структуры словаря и структу ры словарной статьи. Термин лексикография (от греч, lexiko? s - относящий ся к слову и grapho? - пишу) многозна- чен. Им называют: 1) науку о составлении словарей; 2) процесс составления словарей как описание лек сики данного языка; 3) совокупность словарей. Ключевым термином во всех определениях явля- ет ся словарь. Словарь - справочная книга, которая содер- жит слова (или морфемы, словосочетания, идиомы и т. п.), расположенные в определенном порядке (различном в разных типах словарей), объясняет значения описыва емых единиц, дает различную информацию о них или перевод на другой язык либо сообщает сведения о пред метах, обозначаемых ими . Однако словари в том значении, какое дается им в энциклопедии, появляются лишь в конце XVIII в., когда начинается период развитой лексикографии. www.phoenixbooks.ru Глава 1 Глава 1 . Лексикографические термины. Лексикографические термины 9 До этого в истории формирования российской лек- сикографии суще ствовали еще два периода: досло- варный (до XVI в.) и ран ний словарный (конец XVI - начало XVIII в.). Объясняется это тем, что с появлением письмен- ности возникла потребность в объяснении не всем понятных слов, к которым относились узкоспеци- альные, диалектные, малоупотребительные слова, а также слова, заимствованные из других языков. Толкование или перевод непонятного слова назы- вались глоссой (греч. glo – ssa - язык, речь). Глоссы чаще всего делались на полях древних рукописей. С течением времени стали появляться словарики глосс (они обычно давались в конце книги), полу- чившие название глоссарии. Наиболее древний из русских глоссариев- словарь, насчитывающий 174 слова, приложенный к Кормчей книге, памятнику 1282 г. Автор данного глоссария объясняет гречес- кие и древнееврейские слова из священных книг. В позднейших списках число слов увеличивается до 344. Не меньший интерес представляет так на- зываемый Новгородский словарь 1431 г., вначале насчитывавший 61 слово, затем до 200. В нем тол- куются слова из большего количества языков по сравнению с Кормчей книгой. Древнерусские глоссарии по характеру толкуе- мых слов делятся на 4 вида: 1) словари славяно-русские, объясняющие не- понятные слова книжной речи, встречающиеся в церковнославянских книгах; 2) словари-символики, которые назывались при?точниками (от слова притча). В них толкова- лись слова с символическим значением; 3) переводные словари, например, «Речь тон- кословия греческого»; www.phoenixbooks.ru Русская лексикография Русская лексикография 10 4) словари собственных имен, в которых объяс- нялись в основном собственные имена, встречающи- еся в Библии . Постепенно структура глоссариев совершенство- валась. Слова располагались в алфавитном порядке. Значение слов, их перевод стали дополнять истори- ческие этимологические данные. В последующий ранний словарный период (ко- нец XVI в. - начало XVIII в.), когда количество словарей-справочников значительно увеличилось, появляется термин азбуковники. Наиболее популярными азбуковниками были «Ска зание о неудобно познаваемых речах, иже обре- таются в святых книгах Русскаго языка» и «Книга, глаголемая алфавит». В них объяснялись слова из греческого, ла тинского, арабского, древнееврейско- го, сирийского и других языков. В ранний словарный период начинает формировать- ся учебная лексикография. Учебные азбуковники отличались тем, что в них помимо сведений по русской и частично по греческой грамматике встречались статьи по рус- ской и всеобщей истории, арифметике, географии, естествознанию, а так же религиозно-нравственные поучения. По этим азбу ковникам учили родному языку. Они предназначались и для домашнего чтения. Азбуковники, пользующиеся наибольшим спросом, неоднократно копировались и перераба- тывались и даже получали новое название. Так, «Книга, глаголемая алфавит» имела еще названия «Кни га, глаголемая азбуковник или буквы», «Лек- сис неудобъ разумеваемым речем». Первым печатным изданием является азбуков- ник Лаврентия Зизания «Лексис, сиречь речения вкраце собранныя и из словенского языка на про- сты русский диялект истолкованы», помещенный в www.phoenixbooks.ru Глава 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ Я зык представляет собой систему. Как система он состоит из единиц (морфем, слов, словосочетаний и др.), между кото- рыми существуют различные связи и отношения. Самая сложная из всех единиц - слово. Оно служит наименованием всего, что найдено, создано, открыто, познано человеком; всего, что его окру- жает. Обладая способностью приобретать наряду с прямыми значени ями и переносные, слово тем самым фиксирует в себе и отражает связи, сущест- вующие между предметами, яв лениями окружаю- щей действительности: их сходство, соотношение по смежности, общность функции. Как единица языка слово действует, проявляет себя на всех его уровнях (ярусах): на морфемном, лексичес ком, морфологическом, синтаксическом, и выполняет различные функции, является поли- функциональным. Задача лингвистических словарей, во-первых, оха рактеризовать не только слово, но и другие единицы языка - фразеологизмы, словосочетания, морфемы; во-вторых, описать выбранную единицу с учетом всех при сущих ей признаков, свойственных ей форм. www.phoenixbooks.ru 17 Глава 2. Глава 2. Классификация лингвистических словарей Классификация лингвистических словарей Именно этим обусловлено наличие в русской лекси кографии значительного количества самых разнообраз ных словарей и, соответственно, возмож- ность по-разно му их классифицировать. 2.1. Различные подходы к классификации лингвистических словарей В научной литературе, посвященной проблемам лек сикографии, приводятся разнообразные класси- фикации лингвистических словарей. Это объясняет- ся тем, что возможны различные основания для их типологии. Так, например, по способу расположе- ния толкуемых слов, словосочетаний, выражений выделяются словари алфа витные, словообразова- тельно-гнездовые и идеографи ческие. Значительная часть словарей относится к алфа- вит ным - толковые, орфографические, орфоэпи- ческие, этимологические и др. Алфавитными называются и обратные словари. В них слова располагаются с учетом не начальных, а ко нечных букв и далее сравнение букв идет от конца сло ва к началу. Например. жа?ба кюрасо? уша?т раба? колесо? аргона?вт амёба пе?со терапе?вт учёба про?со диабе?т ша?йба серсо? заве?т а?мба инка?ссо апологе?т www.phoenixbooks.ru 18 Русская лексикография Русская лексикография Первые два обратных словаря русского языка выш ли почти одновременно: один под редакцией X. Бильфельдта в ГДР (1958 г.), другой - под редакцией М. Фасмера в ФРГ (1958–1959 гг.). Сле- дующий «Обратный сло варь русского языка» был издан в Москве в 1971 г. В нем 12 500 слов. О назначении «Обратного словаря русского языка», возможностях его использования пишет в «Предисло вии» А.А. Зализняк: «Наибольшую пользу обратные словари приносят лингвисту. Прежде всего, они чрез вычайно упрощают самые разнообразные исследования в области морфологии. Так, обратный словарь решитель но необходим для установления полного инвентаря на личных в языке типов словоизменения (склонения и спряжения), а также качественных соотношений меж ду этими типами. <...> Не менее важную роль играют обратные словари при изучении словообразования. <...> Обратный словарь необходим также для решения многих вопросов из области фонетики, фонологии и мор фологии. <...> Обратный словарь дает боль- шие возмож ности для изучения русского ударения, в частности, его связей с морфологическим или с фонемным составом слова» . Обратный порядок расположения слов принят в пер вом и единственном «Грамматическом слова- ре русско го языка» А.А. Зализняка, изданном в 1977 г. Он содер жит 100 000 слов. В нем с помощью научно разработан ной, четко построенной системы условных обозначений представлено современное словоизменение, т. е. скло нение существительных, прилагательных, местоиме ний, числительных и спряжение глаголов. А.А. Зализняк, объясняя причину выбора по- рядка расположения слов, который он называет www.phoenixbooks.ru 19 Глава 2. Глава 2. Классификация лингвистических словарей Классификация лингвистических словарей инверсион ным, пишет: «Настоящий словарь ис- пользует инверси онный алфавитный порядок не как самоцель, а лишь как средство наиболее наглядного представления основного содержания - сведений о русском словоизменении. Дело в том, что оди- наковый или сходный тип словоиз менения (т. е. склонения и спряжения) в русском языке имеют слова со сходным концом (а не со сходным нача- лом). <...> Таким образом, при инверсионном алфавит ном расположении слова с одинаковым или сходным типом словоизменения обычно ока- зываются рядом и образуют большие массивы. Так, например, образуют сплошные или почти сплошные массивы существитель ные на -а, существительные на -ение, существительные на -ник, прилагатель- ные на -ый, глаголы на -оватъ, гла голы на -нуть и т. д. Отчетливо выделяются также мно гие малые группы, представляющие интерес для мор фологии, например, существительные среднего рода на -мя, глаголы на -ереть и т. п. Между тем при обычном алфавитном порядке все грамматические классы, под классы и группы оказываются, как известно, полностью перемешанными» . Ко второму типу относятся словари, в которых сло ва располагаются по словообразовательно-гнез- довому способу. В основном этот способ характерен для слово образовательных словарей. Первый «Словообразовательный словарь русско- го языка» А.Н. Тихонова вышел в 1985 г. Двух- томный сло варь, объединивший в словообразова- тельные гнезда око ло 145 000 слов, был тщательно продуман, научно обосно ван автором. О ходе работы над словарем он пишет: «Как и всякое новое дело, составление гнездового словообразо вательного словаря, прежде всего, потребовало разработ ки ос- новных принципов его построения, что оказалось www.phoenixbooks.ru Оглавление Введение...............................................................3 Глава 1. ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ......8 Глава 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ...................16 2.1. Различные подходы к классификации лингвистических словарей..........................17 2.2. Параметры характеристики слова................39 2.3. Типы лингвистических словарей..................41 Глава 3. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ, ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ.................73 3.1. Орфоэпические словари..............................74 3.2. Орфографические словари...........................79 3.3. Акцентологические словари........................89 Глава 4. ТОЛКОВЫЕ СЛОВАРИ............................99 Глава 5. ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ...........119 5.1. Роль А.X. Востокова в развитии науки о происхождении слов и их лексикографического описания.................120 5.2. Ранние этимологические словари...............129 5.3. Этимологические словари русского языка А.Г. Преображенского, М. Фасмера и др. ...133 5.4. Позднейшие этимологические словари.......149 Глава 6. СЕМОНИМИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ............165 6.1. Словари синонимов русского языка............165 6.2. Словари антонимов русского языка............177 6.3. Словари омонимов русского языка.............191 6.4. Словари паронимов русского языка............198 www.phoenixbooks.ru 379 Оглавление Оглавление Глава 7. НЕОГРАФИЯ........................................204 7.1. Причины неологического «бума» в русском языке середины XX века..........................205 7.2. Виды словарей новых слов и значений, их характеристика...................................212 Глава 8. ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ ФИКСАЦИЯ СЛОВ ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ...........................................226 8.1. Терминологические словари......................227 8.2. Диалектные словари.................................235 8.3. Словари жаргонизмов...............................239 8.4. Словарь современного жаргона российских политиков и журналистов........247 Глава 9. ПРАКТИКУМ........................................258 9.1. Лексикографические задания Работа со Словарем синонимов русского языка........................................259 Работа со Cловарем антонимов русского языка........................................267 Работа со Cловарем омонимов русского языка........................................270 Работа со Словарем паронимов русского языка........................................273 9.2. Л.П. Алекторова, Л.А. Введенская и др. «Словарь синонимов русского языка». Словарные материалы...............................277 Л.А. Введенская «Словарь антонимов русского языка» .......................................302 Н.П. Колесников «Cловарь омонимов» .......330 Н.П. Колесников «Cловарь паронимов русского языка» .......................................340 Учебные словари XXI века........................356 ЛИТЕРАТУРА...................................................366 www.phoenixbooks.ru Се рия «Высшее образование» Введенская Людмила Алексеевна РУССКАЯ ЛЕКСИКОГРАФИЯ Учебное пособие Ответственный редактор И. Жиляков Технический редактор Л. Багрянцева Художник А. Вартанов Корректор О. Милованова Подписано в пе чать 27.12.2010. Формат 84Ч108/32. Бум. № 2. Гарнитура School. Печать офсетная. Усл. п. л. 20,16. Тираж 2500 экз. Зак. № . ООО «Феникс» 344082, г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 80 Отпечатано с готовых диапозитивов в ЗАО «Книга» 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57 www.phoenixbooks.ru