Прохожий остановись анализ. Художественный разбор стихотворения Цветаева М. И. «Идешь, на меня похожий…. Жизнь и смерть

Жизнь и творчество Булата Окуджавы

Доклад по литературе Данилова Павла

Я думаю, что все слышали имя Булат Окуджава. Я спрошу: «Кто он был?». Кто-то мне ответит: «поэт». Кто-то: «прозаик». Еще кто-нибудь: «киносценарист». Даже тот, кто скажет: «автор и исполнитель песен, основоположник направления авторской песни», - все равно не ошибется.

Вот что рассказал о своей жизни корреспонденту «Огонька» Олегу Терентьеву сам Булат Шалвович:

Ну что я могу рассказать вам. Я родился в Москве, на Арбате в 24-м году. По происхождению я грузин. Но, как говорят мои московские друзья, грузин московского разлива. Родной язык мой - русский. Я - русский писатель. Жизнь моя была обычной, такая же, как жизнь моих сверстников. Ну, если не считать того, что в 37-м году мой отец - партийный работник - был уничтожен здесь, в вашем замечательном городе (Свердловске). Три года я прожил в Нижнем Тагиле. Затем вернулся в Москву. Учился в школе. После девятого класса в семнадцать лет ушел добровольно на фронт. Воевал. Был рядовым. Минометчиком. Был ранен. Остался жив. Учился в университете на филологическом факультете. Окончил. Уехал в деревенскую школу Калужской области. Работал учителем. Преподавал русский язык и литературу. Ну, как большинство, писал стихи. Относился к этому, конечно, несерьезно. Но постепенно, постепенно это все во мне усиливалось. Стал публиковаться в «Калужской газете» областной. Затем, когда умер Сталин, и начали налаживаться нормы демократические нормальной жизни в нашей стране, мне предложили работать в «Комсомольской газете» областной. Я заведовал отделом пропаганды. И там же, в Калуге, у меня вышла первая маленькая книжечка стихов. Но так как в Калуге других поэтов не было, я считался самым лучшим. У меня очень кружилась голова. Я был очень самонадеян. Мне казалось, что я достиг уже самых больших высот. Хотя стихи эти были очень слабые, подражательные. Посвящались в основном праздникам, временам года. Затем я переехал в Москву. Там попал в одно литературное объединение. Там были очень сильные молодые поэты, которые меня крепко побили. Сначала, в первые минуты, я подумал, что это они от зависти. Потом понял, что я сам в этом виноват. Год приблизительно ничего не писал в отчаянии. Но потом природа взяла свое. Стал писать. Хорошо или плохо - не мне судить. Но так, как я пишу до сегодняшнего дня. В конце 56-го года, то есть ровно тридцать лет тому назад, осенью 56-го года, я впервые взял в руки гитару и спел свое шуточное стихотворение под аккомпанемент. Так начались так называемые песни. Потом их становилось больше, и, наконец, когда их стало уже шесть или семь, начали раздаваться… А в то время появились первые магнитофоны. И вот на работе - я работал в издательстве «Молодая гвардия» - стали раздаваться звонки, и люди меня приглашали домой попеть свои песни. Я с радостью брал гитару и ехал по неизвестному адресу. Там собирались человек тридцать тихих интеллигентов. Я пел эти пять песен своих. Потом я их повторял снова. И уезжал. А на следующий вечер я ехал в другой дом. И так это тянулось полтора года. Ну и постепенно - магнитофоны работали - это все распространялось очень стремительно, быстро. Ну и появились люди, которые сочли необходимым со мной бороться. Теперь я понимаю, что эти песни были очень непривычные после того, что мы пели обычно. Кому-то показалось это опасным. Ну и, как всегда, комсомол был застрельщиком. Первый фельетон обо мне был опубликован в ленинградской газете «Смена» по заданию из Москвы. Но так как он был наспех сделан, в нем было много смешного. Ну, например, там была такая фраза: «На эстраду вышел подозрительный человек. Он запел под гитару пошлые песенки. Но за таким поэтом девушки не пойдут. Девушки пойдут за Твардовским и Исаковским». Такой способ определять качество литературы - за кем пойдут девушки. Сейчас это все смешно звучит, но мне тогда, поверьте, было очень не смешно. Было очень сложно. Значит, было много казусов, нелепостей. Я метался. Я чувствовал, что я делаю что-то интересное, но встречал противодействие. Однажды меня пригласили в очень высокую инстанцию. А у меня была такая одна из первых песен - «Песня про Леньку Королева». Может быть, приходилось слышать вам. Ну и мне сказали в высокой инстанции, человек, который был обременен большими знаниями о культуре, он сказал, что эту песню петь не надо, потому что она неправильно ориентирует молодежь. «Чем же она неправильно ориентирует?» - спросил я. - «А вот у вас там есть такие строчки: „он ушел воевать и погиб, и некому оплакать его жизнь“. Как, то есть, некому? Остался ведь народ, всякие организации...»

Но я не поверил вкусу этого человека и продолжал петь эту песню. Года через три у меня появилась песня «О дураках». Меня снова пригласил этот человек и сказал мне: «Послушайте! У вас же была замечательная песня про Леньку Королева. Зачем вам петь про дураков?» Ну и я понял, что время делает свое дело. Это лучший судья. Слабые вещи оно убирает, удачные вещи оставляет. Поэтому нам не нужно суетиться, судить, решать. Все решится само собой. Искусство - такая вещь. Долготерпивое. Ну, затем, после того как стали появляться эти фельетоны и всякий шум, мои друзья в Союзе писателей решили меня обсудить. Очень было бурное обсуждение. И меня приняли в Союз писателей. Но после этого мне стало немножко легче, стали выходить книги стихов. Мои песни стали петь некоторые певцы. Хотя очень небольшое количество, потому что песни были непривычные, а им нужно было проходить через художественный совет. И художественные советы боялись этих песен и отвергали их. Но кое-кто пел. Потом эти песни зазвучали в фильмах, в некоторых, в спектаклях. Потом к ним стали больше привыкать. Я стал ездить по стране выступать. Потом меня послали за рубежи. Я выступал за границей. У меня стали выходить пластинки. Потом я стал писать прозу… И ко мне настолько привыкли, что даже однажды в один летний день, когда по традиции десятиклассники выходят ночью на набережные Москвы, чтобы проститься со школой, был такой случай. Телевизионная машина примчалась на набережную, чтобы записать песни вот этих молодых людей. Подъехали к одной группе. Там - рок-н-ролл. Подъехали к другой группе - там тоже что-то этого типа. Стали метаться. И наконец увидели - около собора Василия Блаженного стоит такая маленькая кучка с гитарой, и поют мою песню. Они так обрадовались, услышав свое, что записали и передали в эфир. И так я был узаконен. Ну вот. А потом наступила нормальная полоса литературной жизни. И теперь у меня уже за плечами пять романов и несколько книг стихов и пластинок. И вот сейчас должна выйти пластинка с новыми песнями. Так что я в своей литературной жизни человек счастливый, потому что я прошел через огонь, и воду, и медные трубы. И устоял. И остался самим собой, насколько это позволил мне характер. И продолжаю работать. Жив и здоров.

Краткая биография

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве в семье партийных работников (отец - грузин, мать - армянка). Жил на Арбате до 1940. В 1934 г. переехал вместе с родителями в Hижний Тагил. Там отец был избран первым секретарем городского комитета партии, а мать - секретарем райкома. В 1937 родители арестованы; отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. О. возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 переехал к родственникам в Тбилиси.

В школьные годы с 14-летнего возраста был статистом и рабочим сцены в театре, работал слесарем, в начале Великой Отечественной войны - токарем на оборонном заводе. В 1942 после окончания девятого класса средней школы добровольцем ушел на войну. Служил в запасном минометном дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. Был ранен под г. Моздок. В 1945 г. демобилизовался.

Окончил экстерном среднюю школу и поступил на филологический факультет Тбилисского университета, где учился с 1945 по 1950. После окончания университета, с 1950 по 1955 по распределению учительствовал в деревне Шамордино и районном центре Высокиничи Калужской области, затем - в одной из средних школ г. Калуги. Там же, в Калуге, был корреспондентом и литературным сотрудником областных газет «Знамя» и «Молодой ленинец».

В 1955 реабилитированы родители. В 1956 возвратился в Москву. Участвовал в работе литературного объединения «Магистраль». Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем - заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». В 1961 уходит со службы и целиком посвящает себя свободному творческому труду.

Жил в Москве. Жена - Ольга Владимировна Арцимович, физик по образованию. Сын - Булат Булатович Окуджава, музыкант, композитор.

Последнее интервью

Последнее интервью, данное Окуджавой студенту факультета журналистики МГУ Денису Левшинову весной 1997 года и напечатанное в Известиях 14 июня того же года.

Булат Шалвович, как вы относитесь к своей популярности?

Вы знаете, я человек не тщеславный, а честолюбивый. Тщеславный человек старается слыть, а честолюбивый - быть. Меня никогда не интересовал шум вокруг моего имени. Но как автору мне, конечно, приятно знать, что ко мне хорошо относятся.

Многие вас считают чуть ли не народным героем.

Если бы я жил на необитаемом острове, я делал бы то же самое - это моя профессия, мое призвание. Я иначе жить не могу, и потом, настоящие почитатели моей работы, люди мыслящие и серьезные, они не всплескивают руками при виде меня. Некоторые, особенно раньше, когда я начинал выступать с гитарой, меня воспринимали как эстрадного исполнителя - шумели, верещали, но быстро успокоились и ушли в другие залы, а со мной осталось не очень много, но очень верных и мыслящих людей.

Вы что-нибудь сейчас пишете, я смотрю, у вас всюду разбросаны черновики стихов?

Я все время пишу и все время работаю.

А музыку пишете?

Музыку, в полном смысле слова, я никогда не писал: я не знаю нот. А сейчас я вообще потерял к этому интерес.

Не знаю, может потому, что исполнение своих стихов было не главной профессией, а хобби - мне нравилось, друзьям моим нравилось, ну я и пел. Потом играть на гитаре я так и не научился, может с этим связано отсутствие профессионального интереса, а может быть, с возрастом. Во всяком случае, последнюю песню я придумал года два назад. Я не могу сказать, что и раньше в этой области я работал очень активно - из ста стихотворений, которые я писал, в песни превращались максимум пять.

Значит, вы прежде всего поэт?

Прежде всего я человек, который пишет стихи, а поэт я или нет - не знаю.

У вас есть какое-нибудь специальное образование, музыкальное или литературное?

Нет-нет, я филолог, русист, закончил филологический факультет. Когда-то ребенком меня отдали в музыкальную школу, но на этом все и закончилось.

Каковы сейчас ваши отношения с кино?

Так сложились обстоятельства, что я был вовлечен в кино, у меня были прекрасные друзья-режиссеры, меня подключали к написанию сценариев, я писал сценарии в основном неумеючи, мучаясь, прибегая к помощи друзей. Кое-что получалось удачно. Но потом я возвращался домой, оставался один и писал свои романы и стихи, и это было главное.

Сейчас я из этого круга выбыл. Было время - мне предлагали, я отказывался, кончилось это время. Я свое предназначение выполнил, то, что мог, сделал. Потом перестали в кино употреблять песни этого жанра, этого стиля. Вообще искусство стало меняться. Везде уровень ресторана, но ресторанная песня - это ресторанная песня, и дай ей Бог здоровья, в ресторане ты не будешь слушать арию Каварадосси. Но когда эта музыка становится ведущей, это ужасно. Последнее время появились какие-то бездарные, безголосые, кривляющиеся исполнители, их называют звездами, они это всерьез в отношении себя воспринимают, вот эта пошлятина ресторанная - это плохо. Но думаю, пройдет.

Булат Шалвович, вам нравятся Юрий Шевчук или Борис Гребенщиков?

В рок-музыке я ничего не смыслю. Я не хочу сказать, что это плохо, но я ничего в этом не понимаю, я человек старомодный. Что касается Гребенщикова, я его давно знаю, и он мне интересен прежде всего как поэт, у него есть несколько вещей, которые меня просто очаровали. То же самое и Юрий Шевчук. Человек одаренный, яркий, своеобразный, но я воспринимаю только его стихи.

Вас не раздражает, когда актеры или музыканты вдруг становятся коммерсантами или политиками?

Нет, мне это совершенно безразлично и никак меня это не трогает, просто иногда мне их бывает жалко. Актеру быть политиком не следует. Участвовать в общественной жизни можно, но только на уровне гражданина. А куда-то избираться, переизбираться, лезть в депутаты - это все смешно и многие это уже поняли.

Что такое, на ваш взгляд, интеллигентный человек?

Интеллигентный человек - это прежде всего тот, кто стремится к образованию. Это человек, который против насилия. Бывает, что академик - жлоб, а рабочий - интеллигент. Вот говорят, Ленин интеллигентный человек. Никогда он не был интеллигентом, потому что интеллигент - противник насилия.

Какой смысл вы вкладываете в понятие «свобода»?

Свобода это, прежде всего, то, что в России неизвестно. Когда в России говорят свобода, подразумевают воля. Что значит воля? Делай, что хочешь, а свобода - это воля в рамках закона. У нас или воля, или полное холопство, поэтому мы сейчас и мучаемся. Свобода это прежде всего уважение к личности. Я живу в рамках собственного предназначения, но я никогда не позволю себе нарушать покой соседа или образ жизни другого человека ради себя - вот это и есть свобода. У нас сейчас кричат - демократия, свобода, да никакой у нас демократии нет, демократия - это состояние крови, это вырабатывается даже не десятилетиями, а поколениями, это должно быть внутри у человека.

Вы религиозный человек?

Я православный по своим предкам. Но в душе я абсолютный атеист и сегодня лукавить не стану. И я должен сказать, что у меня не вызывает трепета наша православная церковь, потому что она находится на том же уровне, на котором находится и наше общество, она мне не симпатична. Хотя против церкви я ничего не имею, я знаю священников - блистательных людей. Вот моя жена истинно верующий человек, я искренне уважаю ее пристрастие к вере.

Насколько я знаю, ваша жена - коллекционер кукол.

Нет, она не коллекционер, она создала Московский музей кукол и ее окружают нищие талантливые кукольщики.

Булат Шалвович, кто сейчас ваши друзья?

Вы знаете, я никогда не был широкообщительным человеком. Те, кто были моими друзьями, те и остались. Правда, теперь видимся мы очень редко. Это возрастное.

Скажите, Булат Шалвович, что такое любовь?

Я не смогу объяснить, я могу любовь увидеть и сказать - о, это любовь, а классифицировать я не могу.

Вы любите людей?

Хороших - да, плохих - нет. Нельзя любить всех людей, бывают субъекты, которых не грех и ненавидеть. У меня есть такие строки в стихотворении: «Я люблю не народ, а отдельных его представителей».

Библиография

Поэзия и песни

Стихи начал писать в детстве. Впервые стихотворение Окуджавы было опубликовано в 1945 в газете Закавказского военного округа «Боец РККА» (позднее «Ленинское знамя»), где в течение 1946 печатались и другие его стихи. В 1953-1955 стихи Окуджава регулярно появлялись на страницах калужских газет. В Калуге же в 1956 был издан и первый сборник его стихов «Лирика». В 1959 в Москве вышел второй поэтический сборник Окуджавы - «Острова». В последующие годы стихи Окуджавы печатаются во многих периодических изданиях и сборниках, книги его стихов издаются в Москве и других городах.

Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождаются вместе с музыкой, песен уже насчитывается около 200.

Впервые пробует себя в жанре песни во время войны. В 1946 студентом Тбилисского университета создает «Студенческую песню» («Неистов и упрям, гори, огонь, гори...»). С 1956 одним из первых начинает выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнитель. Песни Окуджавы обратили на себя внимание. Появились магнитофонные записи его выступлений, принесшие ему широкую популярность. Записи его песен разошлись по стране в тысячах экземпляров. Его песни звучали в кинофильмах и спектаклях, в концертных программах, в теле- и радиопередачах. Первый диск вышел в Париже в 1968, несмотря на сопротивление советских властей. Заметно позже вышли диски в СССР.

В настоящее время в Государственном литературном музее в Москве создан фонд магнитофонных записей Окуджавы, насчитывающий свыше 280 единиц хранения.

На стихи Окуджавы пишут музыку профессиональные композиторы. Пример удачи - песня В.Левашова на стихи Окуджавы «Бери шинель, пошли домой». Но самым плодотворным оказалось содружество Окуджавы с Исааком Шварцем («Капли Датского короля», «Ваше благородие», «Песня кавалергарда», «Дорожная песня», песни к телефильму «Соломенная шляпка» и другие).

Книги (сборники стихов и песен): «Лирика» (Калуга, 1956), «Острова» (М., 1959), «Веселый барабанщик» (М., 1964), «По дороге к Тинатин» (Тбилиси, 1964), «Март великодушный» (М., 1967), «Арбат, мой Арбат» (М., 1976), «Стихотворения» (М., 1984, 1985), «Посвящается вам» (М., 1988), «Избранное» (М., 1989), «Песни» (М., 1989), «Песни и стихи» (М., 1989), «Капли Датского короля» (М., 1991), «Милости судьбы» (М., 1993), «Песенка о моей жизни» (М., 1995), «Чаепитие на Арбате» (М., 1996), «Зал ожидания» (H.Новгород, 1996).

Начиная с 1960-х гг. Окуджава много работает в жанре прозы. В 1961 в альманахе «Тарусские страницы» опубликована его автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (отдельным изданием вышла в 1987), посвященная вчерашним школьникам, которым пришлось защищать страну от фашизма. Повесть получила отрицательную оценку сторонников официозной критики, обвинившей Окуджаву в пацифизме.

В последующие годы Окуджава постоянно пишет автобиографическую прозу, составившую сборники «Девушка моей мечты» и «Заезжий музыкант» (14 рассказов и повестей), а также роман «Упраздненный театр»(1993), получивший в 1994 Международную премию Букера как лучший роман года на русском языке.

В конце 1960-х гг. Окуджава обращается к исторической прозе. В 1970-80 гг. отдельными изданиями вышли повести «Бедный Авросимов» («Глоток свободы») (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы «Путешествие дилетантов» (Ч. 1. 1976; Ч. 2. 1978) и «Свидание с Бонапартом» (1983).

Книги (проза): «Фронт приходит к нам» (М.,1967), «Глоток свободы» (М., 1971), «Прелестные приключения» (Тбилиси, 1971; М., 1993), «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (М., 1975, 1992), «Избранная проза» (М., 1979), «Путешествие дилетантов» (М., 1979, 1980, 1986, 1990; Таллинн, 1987, 1988), «Свидание с Бонапартом» (М., 1985, 1988), «Будь здоров, школяр» (М., 1987), «Девушка моей мечты» (М., 1988), «Избранные произведения» в 2 тт. (М., 1989), «Приключения секретного баптиста» (М., 1991), «Повести и рассказы» (М., 1992),

«Заезжий музыкант» (М., 1993), «Упраздненный театр» (М., 1995).

За рубежом

Выступления Окуджавы проходили в Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Польше, США, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции, Югославии, Японии.

Произведения Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира.

Книги поэзии и прозы, изданные за рубежом (на русском языке): «Песенка о дураках» (Лондон, 1964), «Будь здоров, школяр» (Франкфурт-на-Майне, 1964, 1966), «Веселый барабанщик» (Лондон, 1966), «Проза и поэзия» (Франкфурт-на-Майне, 1968, 1977, 1982, 1984), «Два романа» (Франкфурт-на-Майне, 1970), «Бедный Авросимов» (Чикаго, 1970; Париж, 1972), «Прелестные приключения» (Тель-Авив, 1975), «Песни» в 2 т. (ARDIS, т.1, 1980; т.2, 1986 (1988).

Звания и награды

Член КПСС (1955-1990).

Член Союза писателей СССР (1962).

Член учредительного совета газеты «Московские новости».

Член учредительного совета «Общей газеты».

Член редколлегии газеты «Вечерний клуб».

Член Совета общества «Мемориал».

Член-учредитель русского ПЕН - центра (1989).

Член комиссии по помилованиям при президенте РФ (1992).

Член комиссии по Государственным премиям РФ (1994).

Медаль «За оборону Кавказа».…

Орден Дружбы народов (1984).

Почетная медаль Советского фонда мира.

Государственная премия СССР (1991).

Премия «За мужество в литературе» им. А.Д.Сахарова независимой писательской ассоциации «Апрель» (1991).

Первая премия и приз «Золотой венец» на поэтическом конкурсе «Стружские вечера» в Югославии (1967).

Приз «Золотая гитара» на фестивале в г.Сан-Ремо в Италии (1985).

Почетная степень Доктора гуманитарных наук Норвичского университета в США (1990).

Премия «Пеньо Пенев» в Болгарии (1990).

Букеровская премия (1994).

Имя Окуджавы присвоено малой планете (1988).

Имя Окуджавы присвоено Клубу болгарско-российской дружбы в г.Ямбол в Болгарии (1989-90).

Почетный гражданин г.Калуга (1996).

По пьесе Окуджавы «Глоток свободы» (1966), а также по его прозе, стихам и песням поставлены драматические спектакли.

Постановки:

«Глоток свободы» (Л., ТЮЗ, 1967; Красноярск, ТЮЗ имени Ленинского комсомола, 1967; Чита, Театр драмы, 1971; М., МХАТ, 1980; Ташкент, русский драм. театр им. М.Горького, 1986);

«Мерси, или старинный водевиль» (Л., театр муз.комедии, 1974);

«Будь здоров, школяр» (Л., ТЮЗ, 1980);

«Музыка арбатского двора» (М., Камерный муз. театр, 1988).

Фильмы: кино и телевидение

С середины 1960-х гг. Окуджава выступает как кинодраматург. Еще раньше в фильмах начинают звучать его песни: более чем в 50 фильмах звучит более 70 песен на стихи Окуджавы, из них более 40 песен на его музыку. Порой Окуджава снимается сам.

Киносценарии:

«Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе» (1966; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен);

Песни в фильмах (наиболее известные работы):

на собственную музыку:

«Сентиментальный марш» («Застава Ильича», 1963)

«Мы за ценой не постоим» («Белорусский вокзал», 1971)

«Пожелание друзьям» («Ключ без права передачи», 1977)

«Песня московских ополченцев» («Великая Отечественная», 1979)

«Счастливый жребий» («Законный брак», 1985)

на музыку И.Шварца:

«Капли Датского короля» («Женя, Женечка и „катюша“», 1967)

«Ваше благородие» («Белое солнце пустыни», 1970)

«Песня кавалергарда» («Звезда пленительного счастья», 1975)

песни к фильму «Соломенная шляпка», 1975

«Дорожная песня» («Нас венчали не в церкви», 1982)

на музыку Л.Шварца:

«Веселый барабанщик» («Друг мой, Колька», 1961)

на музыку В.Гевиксмана:

«Старый причал» («Цепная реакция», 1963)

на музыку В.Левашова:

«Бери шинель, пошли домой» («От зари до зари», 1975; «Аты-баты, шли солдаты...», 1976).

«Женя, Женечка и „катюша“...» (М., 1968)

«Капли Датского короля». Киносценарии и песни из кинофильмов (М.: Киноцентр, 1991).

Работы в кадре:

Художественные (игровые) фильмы:

«Застава Ильича» («Мне двадцать лет»), Киностудия им. М.Горького, 1963

«Ключ без права передачи», Ленфильм, 1977

«Законный брак», Мосфильм, 1985

«Храни меня, мой талисман», Киностудия им. А.П. Довженко, 1986

Документальные фильмы:

«Я помню чудное мгновенье» (Ленфильм)

«Мои современники», Ленфильм, 1984

«Два часа с бардами» («Барды»), Мосфильм, 1988

«И не забудь про меня», Российское телевидение, 1992

Нотные издания песен

Первое нотное издание песен Б. Окуджавы вышло в Кракове в 1970 (повторные выпуски были и в более поздние годы). Музыковед В.Фрумкин не смог «пробить» выпуск сборника в СССР, и, уехав в США, выпустил ее там. В тот же год вышел большой сборник песен и у нас. Отдельные песни публиковались многократно в массовых сборниках песен.

Булат Окуджава. Песни / Музыкальная запись, редакция, составление В.Фрумкин.- Ann Arbor, Michigan: Ardis, 1989.- 120 c.

Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты / Составитель и автор вступительной статьи Л.Шилов.- М.: Музыка, 1989.- 224 с.; 100000 экз. (Музыкальный материал записан А.Колмановским с участием автора)

Грампластинки

В список не вошли зарубежные диски (самый известный из них выпустила в Париже фирма «Le Chant du Mond» в 1968). В 70-х годах очень понравившуюся Булату запись его песен сделали польские драматические актеры с очень бережной аранжировкой. Вместе с книгой о наших бардах «Поэты с гитарой» вышел диск песен в Болгарии («Балкантон», Болгария, 1985. ВТК 3804).

Песни Булата Окуджавы. «Мелодия», 1966. Д 00016717-8

Булат Окуджава. «Песни». «Мелодия», 1973. 33Д-00034883-84

Булат Окуджава. Песни (стихи и музыка). Исполняет автор. «Мелодия», 1976. М40 38867

«Песни на стихи Булата Окуджавы». «Мелодия», 1978. М40 41235

Булат Окуджава. «Песни». «Мелодия», 1978. Г62 07097

Булат Окуджава. «Песни». Исполняет Булат Окуджава. «Мелодия», 1981. С60 13331

Булат Окуджава. Песни и стихи о войне. Исполняет автор. Запись всесоюзной студии грамзаписи и фонограммы кинофильмов 1969-1984 годов. «Мелодия», 1985. М40 46401 003

Булат Окуджава. «Новые песни». Запись 1986 г. «Мелодия», 1986. С60 25001 009

Булат Окуджава. «Песенка, короткая, как жизнь сама...» Исполняет автор. Запись 1986 г. «Мелодия», 1987. С62 25041 006

Компакт - диски

Булат Окуджава. «Пока земля еще вертится». Записи М.Крыжановского 1969-1970 гг. SoLyd Records, 1994. SLR 0008

Булат Окуджава. «А как первая любовь...» По лицензии Le Chant du Mond, запись 1968. SoLyd Records, 1997. SLR 0079

Компакт - кассеты

Булат Окуджава. «Пока земля еще вертится». Записи М.Крыжановского 1969-1970 гг. По лицензии SoLyd Records. ТОО «Московские окна», 1994. МО 005

ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Б. Ш. ОКУДЖАВЫ

Июль – Шалва Окуджава переезжает в Москву вместе с женой и поступает на экономический факультет МГУ. Первая московская квартира – две комнаты по адресу: Арбат, 43, кв. 12.

Конец июня – Шалва Окуджава по распоряжению С. Орджоникидзе отозван в Грузию и назначен секретарем Тифлисского горкома партии.

Июль – «октябрины» Булата Окуджавы на Трехгорке.

1930 – семья переезжает в Тбилиси, в квартиру на улице Грибоедова, 9. Шалва Окуджава назначен вторым секретарем горкома партии.

1931, весна – Ашхен Налбандян возвращается в Москву на должность инструктора горкома.

Июль – Булат с теткой Сильвией и двоюродной сестрой Луизой отдыхает в Евпатории. Первое стихотворение. В августе Булата отвозят к матери в Москву.

1932, июль – Шалва Окуджава назначен парторгом строящегося Нижнетагильского вагоностроительного завода.

Август - семья переезжает под Нижний Тагил, на строительство «Вагонки».

1935, август – Шалву Окуджаву переводят в Нижний Тагил на должность первого секретаря горкома.

Октябрь – семья переезжает в Нижний Тагил, в дом купца Малинина по адресу: ул. Восьмого Марта, 49.

1936, лето – Булат гостит у тетки Сильвии в Тбилиси. К этому времени написаны несколько десятков стихотворений и роман о китайском революционере Ю-Шине.

1937, 15 февраля – Шалва Окуджава отстранен от должности первого секретаря Нижнетагильского горкома.

Март – Булат поступает в пятый класс московской школы № 107.

Сентябрь – Булат переходит в школу № 69.

1939, март – арест Ашхен Налбандян. Приговор – пять лет лагерей и пять лет ссылки за контрреволюционную деятельность. Отправка в Карлаг, лагерь Батык.

1940, лето – Булат переезжает в Тбилиси к тетке Сильвии и в сентябре поступает в девятый класс тбилисской школы № 101.

1941, сентябрь – пытается уйти на фронт добровольцем. Устраивается в военкомат разносить повестки.

Октябрь – выступает с чтением стихов в госпиталях.

Ноябрь – читает стихи на школьном вечере, где выступают эвакуированные артисты МХАТа.

1942, август – призыв в армию. Карантин в военном городке в тбилисском пригороде Навтлуги, затем в 10-м отдельном запасном минометном дивизионе в Кахетии.

Сентябрь – декабрь – Булат Окуджава на Северо-Кавказском фронте под Моздоком в составе минометной бригады 254-го гвардейского кавалерийского полка.

Март – отправка в Степанакерт, в 126-ю артиллерийскую бригаду (резерв главного командования), запись в пехотное училище.

Июнь – написана первая песня – «Нам в холодных теплушках не спалось» (не сохранилась).

Осень – обсуждение стихов Окуджавы в литобъединении под руководством Г. Крейтана.

1945, 15 июля – первая публикация – стихотворение «До свиданья, сыны» под псевдонимом А. Долженов в газете ЗакВО «Боец РККА».

9 августа – первая публикация под собственной фамилией в той же газете («Девушке-солдату»).

27 августа – 1 сентября вступительные экзамены на филологический факультет Тбилисского государственного университета.

Октябрь – знакомство с Борисом Пастернаком.

Свадьба Булата Окуджавы и Галины Смольяниновой. Отъезд Ашхен с сыном Виктором в Армению (Кировакан).

Лето – Булат осваивает гитару под руководством тестя Василия Смольянинова.

1948, весна – знакомство с П. Антокольским, Н. Тихоновым и А. Межировым.

Лето – осень – арест друзей Окуджавы, студентов тбилисских вузов, по обвинению в создании контрреволюционной организации.

Сентябрь – отъезд в Москву. Булат живет у тетки Марии. Знакомство с актрисой Валентиной Леонтьевой.

Февраль – новый арест Ашхен Налбандян в Кировакане и ссылка в Большой Улун Красноярского края.

Лето – поездка Булата в Москву с женой и свояченицей.

1950, 25 апреля – Окуджава защищает диплом «Великая Октябрьская революция в поэмах Маяковского».

Июль – переезд с женой в Москву. Попытка трудоустроиться во Владимире.

1951, март – Галина Смольянинова уезжает рожать в Тбилиси. Ребенок (девочка) гибнет при родах.

Июнь – после конфликта с директором шамординской школы Окуджава переводится в райцентр Высокиничи.

1952, 12 января – после неоднократных конфликтов с директором Окуджава уволен из высокиничской школы «за прогул» (поводом послужила поездка в Москву во время зимних каникул).

15 января – суд за прогул. Окуджава приговорен к трем месяцам работы с вычетом зарплаты.

Июль – знакомство с поэтом и журналистом Николаем Панченко.

1953, лето – поездка с женой в Тбилиси.

Октябрь – декабрь – регулярные публикации стихов в «Знамени» и «Молодом ленинце».

Июль – межобластная конференция молодых писателей средней полосы России. Окуджава участвует в ней и 5 августа публикует в «Молодом ленинце» отчет.

Август – Ашхен Налбандян возвращается из ссылки в Москву.

1955, 13 января – Окуджава увольняется из школы и переходит в «Молодой ленинец» корреспондентом и руководителем литобъединения при газете.

Весна – знакомство с Сергеем Наровчатовым, выступавшим в Калуге.

Лето – отдых с семьей в Туапсе. Песня «Над синей улицей портовой» (стихи).

Ноябрь – первая публикация в «Новом мире» (следующая, не считая переводов из Э. Межелайтиса, – только в 1982 году).

Сентябрь – начало регулярных появлений Окуджавы в литературном объединении Г. Левина «Магистраль».

Октябрь – выход первой книги Окуджавы «Лирика» (Калужское книжное издательство).

Ноябрь – переезд в Москву к матери. Песня «На Тверском бульваре» – первая из московского цикла.

Декабрь – переход в издательство «Молодая гвардия» (редакция поэзии народов СССР).

1957, весна – песни московского цикла, широко исполнявшиеся в дружеском кругу. Знакомство с Евгением Евтушенко, Юрием Левитанским, Евгением Рейном, Владимиром Корниловым, Беллой Ахмадулиной.

1958, осень – выход второго сборника стихов «Острова» (Москва, «Советский писатель»).

Осень – первые записи Окуджавы на магнитофон в квартирах Льва Аннинского и Аллы Рустайкис.

Декабрь – выступления в Ленинграде на поэтических вечерах по случаю выхода сборника «День поэзии»-1959.

Февраль – поездка в Пушкинские Горы от «Литературной газеты». Песня «По Смоленской дороге».

Лето – публикация пяти песен в самиздатском журнале Александра Гинзбурга «Синтаксис».

20 сентября – выступление в Ленинграде на читательской конференции «Литературной газеты».

1961, первая половина года – работа над повестями «Фронт приходит к нам»

Апрель – запись магнитоальбома с шестью песнями по предложению Льва Шилова для официального выпуска катушки на фирме «Мелодия». На худсовете песни были одобрены, но альбом не вышел.

Июнь – выступления в Харькове с бригадой «Литературной газеты».

Август – поездка в Сибирь, публикация в «Литературной газете» очерка «Станция Курят».

17 октября – выход первых 30 тысяч (из запланированных 75) тиража альманаха «Тарусские страницы», где напечатана повесть Окуджавы «Будь здоров, школяр!».

14 ноября – выступление в Ленинграде во Дворце работников искусств им. Станиславского. Из-за небывалого наплыва зрителей у входа дежурит конная милиция.

29ноября – статья И. Лисочкина «О цене „шумного успеха“» в ленинградской молодежной газете «Смена» (перепечатана 5 декабря в «Комсомольской правде»).

26 декабря – обсуждение стихов и песен Окуджавы в Союзе писателей, неожиданно оказавшееся триумфальным.

1962, март – смена руководства в «Литературной газете». После разговора с А. Чаковским Окуджава принимает решение уйти из газеты «на вольные хлеба», хотя сотрудничать с «ЛГ» и брать командировки продолжает до середины 1960-х.

Июнь – переезд к Ольге в Ленинград, где он с перерывами проживет до 1965 года (ул. Ольгинская, 12, кв. 15).

Август – участие в съемках эпизода «Поэтический вечер в Политехническом музее» фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича».

Сентябрь – поездка в Одессу для записи песни на Одесской киностудии. Путешествие по Дунаю в Вилково.

Осень – Окуджава получает в Москве квартиру по адресу: 2-я Аэропортовская, 16, кв. 305. Эту квартиру он оставляет первой жене.

1963, январь – работа над сценарием «Пусть всегда будет солнце» под Одессой (в соавторстве с П. Тодоровским).

10мая – С. Павлов, первый секретарь ЦК ВЛКСМ, выступает на Четвертом Всесоюзном совещании молодых писателей с речью, содержащей резкие нападки на Окуджаву.

8 августа – книга стихов Окуджавы «Веселый барабанщик» изъята из плана на 1963 год с требованием «доработки» в свете новых требований к идейности искусства (вышла в 1964 году).

Сентябрь – выход книги К. Ф. Чангмарина «Песни Панамы» в переводах и с предисловием Окуджавы.

Ноябрь – поездка со второй женой в Грузию.

1964, март – апрель – поездка в Новосибирск и Свердловск с концертами в составе группы поэтов.

9-11 апреля – поездка в Нижний Тагил, выступление во Дворце культуры Уралвагонзавода.

Лето и осень – работа над повестью «Фотограф Жора» (по первоначальному замыслу – «киносценарий об отце»). Выход в издательстве «Посев» (Франкфуртна-Майне) сборника «Проза и поэзия», включающего повесть «Будь здоров, школяр!» и стихи, с предисловием главного редактора журнала «Грани» Н. Тарасовой (расширенные переиздания – 1966, 1968).

Август – поездка в Польшу и Чехию с группой советских прозаиков и критиков. Выступление в варшавском клубе «Dziekanka» и запись концерта на польском телевидении. Выход книги стихов и переводов с грузинского «По дороге к Тинатин» (Тбилиси, «Литература да хеловнеба»).

Сентябрь – участие в съемках фильма «Верность» по сценарию «Пусть всегда будет солнце» в деревне Старая Маячка под Одессой. Октябрь – гастрольное выступление в Куйбышеве с группой молодых поэтов. Выход книги стихов «Веселый барабанщик» (Москва, «Советский писатель»).

Осень – знакомство в Ленинграде с Иосифом Бродским (после его возвращения из ссылки), попытки трудоустроить его на «Ленфильм» при помощи И. Шварца. Выход первого диска Окуджавы (18 песен, взятых с московских концертных фонограмм) в английском издательстве «Flegon press». Вызов к оргсекретарю Союза писателей генералу КГБ В. Ильину.

Конец января – начало февраля – выступления в Горьком и Саратове от журнала «Юность» с молодыми поэтами.

21 февраля – инспирированное «письмо трудящихся» под редакционным названием «Ловцы дешевой славы» в газете «Советская Россия».

Май – работа с Владимиром Мотылем над сценарием фильма «Женя, Женечка и „катюша“» в Доме творчества писателей в Ялте.

Октябрь – знакомство в Москве с Жаком Брелем, домашний концерт вместе с ним и А. Галичем на квартире Е. Евтушенко.

7 ноября – смерть первой жены Окуджавы Галины Смольяниновой от острой сердечной недостаточности. Его сын от первого брака Игорь переезжает к тетке Ирине Живописцевой во Владивосток.

Декабрь – Окуджава покупает кооперативную квартиру на Речном вокзале по адресу: Ленинградское шоссе, 86, корп. 2, кв. 72.

1966, весна – участие в съемках фильма «Женя, Женечка и „катюша“» в Калининграде.

Март – подписание коллективного писательского письма в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля, осужденных за публикации их произведений на Западе.

Май – публикация пьесы «Глоток свободы» (ВУОАП, на правах рукописи).

Лето – работа над сценарием «Частная жизнь Александра Сергеича» (по заказу Одесской киностудии).

Июль – поездка в Швецию в составе писательской группы. Вечер советских поэтов в Стокгольме.

1967, январь – выступления в Казани и Ульяновске, вызвавшие донос первого секретаря Ульяновского обкома КПСС А. Скочилова.

11 марта – концерт в московском Доме кино (с Р. Казаковой). Первое исполнение «Молитвы».

Март – выход безгонорарного номера «Звезды Востока» в пользу жертв ташкентского землетрясения. Большая подборка Булата Окуджавы, включающая «Размышления у дома, где жил Тициан Табидзе».

Апрель – Окуджава дает пояснения по поводу письма А. Скочилова в отделе культуры ЦК КПСС.

Май – гастроли в Ленинграде.

Июнь – выход на экраны фильма «Женя, Женечка и „катюша“».

Июль – поездка в Польшу. Встреча с польскими диссидентами и деятелями культуры.

21 августа – 12 сентября – поездка в Югославию на поэтический фестиваль «Стружские вечера».

27 августа – выступление на вечере одного стихотворения (приз «Золотой венец» за «Стихи об оловянном солдатике моего сына»).

Сентябрь – премьера «Глотка свободы» в постановке Зиновия Корогодского на сцене Ленинградского ТЮЗа.

Октябрь – недельная поездка в Венгрию.

Конец ноября – декабрь – поездка в Париж. Выступление в зале «Мютюалите», запись 20 песен для фирмы «Le Chart* du Mond».

Февраль – март – поездка в Австралию и Индонезию.

Лето – окончание романа «Бедный Авросимов».

21 августа – ввод советских войск в Прагу. Окуджава пишет «Песенку про старого гусака».

Май – живет с женой в Доме творчества писателей в Ялте. Пишет письма младшему сыну, из которых впоследствии составит детскую повесть «Прелестные приключения». Повесть «Как с иголочки» в журнале «Кодры» (Кишинев).

Сентябрь – премьера спектакля «Вкус черешни» по пьесе Агнешки Осецкой с песнями Окуджавы на ее стихи в его переводах.

Октябрь – поездка в Ереван в составе группы авторов журнала «Дружба народов». Выступление в Доме ученых.

Осень – работа над повестью «Похождения Шипова, или Старинный водевиль».

Декабрь – работа над песней «Мы за ценой не постоим» для фильма «Белорусский вокзал».

1970, весна – выход книги «Два романа» («Бедный Авросимов» и «Фотограф Жора») в издательстве «Посев».

17июля – объяснение оргсекретарю СП СССР В. Ильину о передаче на Запад повести «Фотограф Жора».

26 июля – письмо в партком СП СССР с вопросом о причине запрета на публикации и выступления.

Осень – подписание коллективного письма в защиту А. Твардовского, снятого с поста главного редактора журнала «Новый мир». Песня для фильма В. Мотыля «Белое солнце пустыни».

1971, конец марта – поездка в Таджикистан, знакомство с легендарным футболистом Э. Стрельцовым.

Сентябрь – поездка на фестиваль «Забайкальская осень» в Читу. Премьера «Глотка свободы» в Читинском драматическом театре.

Декабрь – «Похождения Шипова» в журнале «Дружба народов», «Бедный Авросимов» (под названием «Глоток свободы») выходит в серии «Пламенные революционеры» (Москва, «Политиздат»).

1972, 18 февраля – знакомство с Генрихом Беллем в доме Льва Копелева и Раисы Орловой.

Февраль – отказ встретиться с американским певцом Дином Ридом во время его московских гастролей.

Май – вызов в партком Союза писателей с требованием опубликовать покаянное письмо в связи с зарубежными публикациями. Решительный отказ Окуджавы от публичных покаяний.

1 июня – Окуджава исключен из партии решением парткома Московской писательской организации.

Июль – письмо Е. Евтушенко секретарю МГК КПСС В. Гришину и личная встреча с ним. Гришин сообщает о решении «ограничиться выговором» в отношении Окуджавы.

Октябрь – Окуджава встречается в «Литературной газете» с А. Чаковским и получает предложение опубликовать заявление о своей непричастности к зарубежным публикациям.

18 ноября – «Литературная газета» публикует заявление Окуджавы, написанное В. Максимовым, о том, что зарубежные публикации осуществлялись без его ведома.

1973, весна – переезд в квартиру в Безбожном (ныне Протопоповском) переулке. После долгого перерыва написаны две новые песни: «Старинная солдатская песня» и «Батальное полотно».

Лето – выход первого диска-миньона «Песни Булата Окуджавы» (записи с парижской пластинки). Работа над романом «Путешествие дилетантов».

1974, лето – на студии «Мелодия» начата работа над диском-гигантом песен Окуджавы (составитель – Л. Шилов). Работа над песнями к фильмам «Приключения Буратино» и «Соломенная шляпка». Закончена первая книга «Путешествия дилетантов».

Весна – работа над песнями к фильму В. Мотыля «Звезда пленительного счастья».

Октябрь – руководство поэтическим семинаром на Шестом Всесоюзном совещании молодых писателей в Софрине.

Сентябрь – октябрь – первая книга «Путешествия дилетантов» в журнале «Дружба народов».

Декабрь – выход второго диска-гиганта «Песни Булата Окуджавы».

1979, февраль – разгром альманаха «Метрополь», в котором участвовали большинство друзей Окуджавы.

Март – выступление в Нью-Йорке. Полемика вокруг Окуджавы в газете «Новое русское слово» (М. Поповский, Н. Коржавин, Б. Парамонов). Начало работы над романом «Свидание с Бонапартом».

Июнь – концерты в Тольятти (с Ю. Визбором).

Октябрь – поездка в Тбилиси.

31 октября – последний показ спектакля «Владимир Высоцкий» в театре на Таганке. Попытка Окуджавы защитить спектакль от запрета (вместе с Н. Эйдельманом, Б. Можаевым и Ю. Карякиным).

Ноябрь – гастроли во Франции.

Лето – работа над песней для фильма «Нас венчали не в церкви» («Любовь и разлука»).

1983, февраль – поездка в Тбилиси, выступления в агентстве «Грузинформ» и университете.

Весна – окончание романа «Свидание с Бонапартом».

Июль – сентябрь – «Свидание с Бонапартом» в «Дружбе народов».

Осень – начало реставрации Арбата и превращение его в пешеходную зону, несмотря на резкие и многократные протесты Окуджавы.

Март – съемки в фильме «Законный брак».

Апрель – концерт в Протвине.

Май – Окуджава отказывается подавать документы на орден «Знак Почета».

15 июня – чествование Окуджавы в ДК имени Горбунова, организованное московским КСП, с участием Н. Эйдельмана, Ю. Кима, М. Жванецкого, Т. и С. Никитиных, Ф. Искандера и младшего сына Окуджавы, впервые аккомпанирующего ему на рояле.

Лето – выход «Избранного» (Москва, «Советский писатель»).

Сентябрь – вручение ордена Дружбы народов (Окуджава не явился получать его).

21 октября – гастроли в Севастополе (с Аркадием Аркановым, Александром Ткаченко и Натальей Горленко).

1985, апрель – начало «перестройки» в СССР. Окуджава относится к приходу Михаила Горбачева с осторожным оптимизмом.

Июль – гастроли в Харькове.

Август – язва двенадцатиперстной кишки, месяц в больнице.

Ноябрь – концерты в Иркутске.

1986, лето – турне с бардами по СССР под лозунгом «Авторская песня на марше мира»: Москва (Лужники), Саратов, Горький, Челябинск, Свердловск.

Осень – выход третьего диска-гиганта «Новые песни».

Декабрь – гастроли в Нью-Йорке.

1987, весна – получение дачи в Переделкине (пос. Мичуринец).

Март - поездка в Париж и Берлин, встреча с Л. Копелевым и Р. Орловой.

Октябрь – ноябрь – турне по ФРГ (вместе с О. Митяевым и К. Тарасовым).

Март – месяц в больнице (обострение язвы).

Декабрь – гастроли во Франции (Париж, Гренобль).

1989, февраль – вступление в литературное сообщество «Апрель» («Писатели в поддержку перестройки»).

Октябрь – поездка в Токио.

Декабрь – участие в сборнике «Весть» (повесть «Похождения секретного баптиста»).

Май – поездка в Германию.

Июль – выступления в летней школе Норвичского университета. Присуждение почетной степени доктора филологических наук (вместе с Ф. Искандером).

Сентябрь – гастроли в Швеции.

1991, май – поездка в США. Ухудшение самочувствия. Операция на сердце в Лос-Анджелесе.

Август – путч в Москве.

Декабрь – Беловежские соглашения, распад СССР.

Ноябрь - гастроли в Эстонии.

Декабрь – 13 концертов в Израиле.

Апрель – поездка в Испанию.

Май - поездка в Польшу.

Сентябрь – октябрь – роман «Упраздненный театр» в «Знамени».

3–4 октября – парламентский кризис в России, разрешившийся обстрелом здания парламента и арестом большинства оппозиционеров (выпущенных в следующем году).

4 октября – Окуджава подписывает «письмо сорока двух», поддерживающее силовые действия власти против оппозиции. Травля Окуджавы в коммунистической и национал-патриотической прессе, усугубившаяся после его интервью газете «Подмосковные известия».

Ноябрь – демонстрация протеста националистической организации «Белая Русь» перед концертом Окуджавы в Минске.

Декабрь – поездка в Швецию на Нобелевский концерт-фестиваль в Стокгольме.

Февраль - гастроли в Германии.

Сентябрь – гастроли в США (Бостон, Лос-Анджелес).

Октябрь – участие в фестивале русской музыки в Париже.

Декабрь – Букеровская премия за роман «Упраздненный театр».

Апрель – шесть концертов в Израиле.

Июнь – выступление в зале ЮНЕСКО (Париж).

Сентябрь – гастроли в Германии (Берлин, Дрезден).

Октябрь – гастроли в Чехии (Брно, Прага).

Ноябрь – работа над циклом «Исторические анекдоты».

Май – поездка в Германию и Францию.

Из книги Сенека, или Совесть Империи автора Грималь Пьер

Хронология творчества В новейшие времена предпринимались неоднократные попытки установить приемлемую хронологию творческого наследия Сенеки. Результаты этих попыток отличаются большим разнообразием - достаточно сказать, что только анализу систем датировки

Из книги Иосиф Бродский автора Лосев Лев Владимирович

Хронология жизни и творчества И. А. Бродского (Составлена В. П. Полухиной при участии Л. В. Лосева) 1903, 7 ноября - в Петербурге в семье владельца типографии родился Александр Иванович Бродский, отец поэта.1905, 17 июня - в Двинске (ныне Даугавпилс, Латвия) в семье агента по

Из книги Братья Стругацкие [без фотографий] автора Скаландис Ант

Из книги Братья Стругацкие [с фотографиями] автора Скаландис Ант

Хронология жизни и творчества Аркадия и Бориса Стругацких 192528 августа - г. Батум (Батуми), в семье Натана Залмановича Стругацкого, 1892 г.р., красного командира, и Александры Ивановны Литвинчёвой, 1901 г.р., дочери сельских торговцев из Середины-Буды, родился сын Аркадий

Из книги Виктор Цой. Стихи. Документы. Воспоминания [без иллюстраций] автора

КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ВИКТОРА ЦОЯ 21 июня 1962 года - родился в Ленинграде, в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера Роберта Максимовича Цоя. Единственный ребенок в семье.1969 год - поступил в школу, где работала его мать. Всего

Из книги Хулио Кортасар. Другая сторона вещей автора Эрраес Мигель

Хронология жизни и творчества Хулио Кортасара 1914 В начале Первой мировой войны, 26 августа, в Брюсселе (Бельгия) родился Хулио Флоренсио Кортасар, баскского происхождения со стороны отца и франко-немецкого со стороны матери; его отец в это время состоял на службе в

Из книги Любовь Орлова автора Хорт Александр

Краткая хронология жизни и творчества Л. П. Орловой 1902, 11 февраля (29 января ст. ст.) – Любовь Петровна Орлова родилась в городе Звенигороде Московской губернии в семье Петра Федоровича и Евгении Николаевны Орловых.1919–1922 - студентка Московской государственной

Из книги Король тёмной стороны [Стивен Кинг в Америке и России] автора Эрлихман Вадим Викторович

Из книги Чайковский автора Познанский Александр Николаевич

Основные источники (переписка, дневники, семейные воспоминания, хронология жизни и творчества) Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. T. II, III, V–XVII. М., 1953–1981. Тома I, IV - не опубликованы.Чайковский П. И. Письма к родным. T. I (1850–1879) /

Из книги Максим Грек автора Синицына Нина Васильевна

ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА МАКСИМА ГРЕКА Около 1470 - Михаил Триволис родился в городе Арта (Эпир) в семье образованных византийцев Мануила и Ирины.1492 - отъезд во Флоренцию с греческим ученым Иоанном Ласкарисом.1492-1494 - обучение у Ласкариса, возможное сотрудничество с

Из книги Михаил Ломоносов автора Баландин Рудольф Константинович

Хронология жизни и творчества М.В. Ломоносова (по старому стилю) 1711, 8 ноября. У крестьянина деревни на Курострове близ Холмогор Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны (в девичестве Сивковой) родился сын Михаил. Когда ему было 8 или 9 лет, мать умерла.1722–1723.

Из книги Стивен Кинг автора Эрлихман Вадим Викторович

Из книги Цой Forever. Документальная повесть автора Житинский Александр Николаевич

Приложение II Хронология жизни и творчества Виктора Цоя и группы «Кино» 1962:21 июня - родился Виктор Цой. Родители: Роберт Максимович и Валентина Васильевна Цой.1969:1 сентября. Витя поступил в первый класс школы, где преподавала его мать.1974:Сентябрь. Начал посещать детскую

Из книги Хайдеггер автора Стретерн Пол

Хронология жизни Хайдеггера 1889 г., 26 сентября.?Мартин Хайдеггер родился в Месскирхе на юге Германии.1909 г.?Начинает изучать богословие в Фрайбургском университете.1911 г.?Переходит на философский факультет.1913 г.?Защищает диссертацию «Учение о суждении в психологизме» и

Из книги Макиавелли автора Стретерн Пол

Хронология жизни Макиавелли 1469 г. Никколо Макиавелли родился во Флоренции. Власть в городе переходит к Лоренцо Великолепному.1478 г. Неудачный заговор Пацци. Лоренцо чудом остается жив.1492 г. Смерть Лоренцо Великолепного. Колумб открывает Америку. На папский престол

Из книги Виктор Цой автора Житинский Александр Николаевич

Приложение II Хронология жизни и творчества Виктора Цоя и группы «Кино» 1962:21 июня – родился Виктор Цой. Родители: Роберт Максимович и Валентина Васильевна Цой.1969:1 сентября. Витя поступил в первый класс школы, где преподавала его мать.1974:Сентябрь. Начал посещать детскую

Его отец — Шалва Окуджава — был по национальности грузином, мать — Ашхен Налбандян — армянкой.

В 1934 году с родителями переехал в Нижний Тагил, где отца назначили первым секретарем городского комитета партии, а мать — секретарем райкома.

В 1937 году родители Окуджавы были арестованы. 4 августа 1937 года Шалва Окуджава по ложному обвинению был расстрелян, Ашхен Налбандян сослана в Карагандинский лагерь, откуда вернулась лишь в 1955 году.
После ареста родителей Булат с бабушкой жил в Москве. В 1940 году переехал к родственникам в Тбилиси.

С 1941 года, с начала Великой Отечественной войны, работал токарем на оборонном заводе.

В 1942 году, после окончания девятого класса, ушел добровольцем на фронт. Служил на Северо-Кавказском фронте минометчиком, затем радистом. Был ранен под Моздоком.

«В сорок втором году, после девятого класса, семнадцати лет, я добровольно ушел на фронт. Воевал, был минометчиком, рядовым, солдатом. В основном — Северокавказский фронт. Ранен под Моздоком из немецкого самолета. А после излечения — тяжелая артиллерия резерва Главного командования…
Вот и все, что мне удалось повидать.

До Берлина я не дошел.

Я был очень смешной солдат. И, наверное, толку от меня было немножко. Но я очень старался делать так, чтобы все были довольны. Я стрелял, когда нужно было стрелять. Хотя честно вам скажу, что не с большой любовью я стрелял, потому что убивать людей — это не очень приятная вещь. Потом — я очень боялся фронта.

Первый день я попал на передовую. И я, и несколько моих товарищей, такие же, как я, семнадцатилетние, очень бодро и счастливо выглядели. И на груди у нас висели автоматы. И мы шли вперед в расположение нашей батареи. И уже представляли каждый в своем воображении, как мы сейчас будем прекрасно воевать и сражаться.

И в тот самый момент, когда наши фантазии достигли кульминации, вдруг разорвалась мина, и мы все упали на землю, потому что полагалось падать. Но мы упали, как полагалось, а мина-то упала от нас на расстоянии полукилометра.

Потом все, кто находился поблизости, шли мимо нас, а мы лежали. Все проходили по своим делам, а мы лежали. Потом мы услышали смех над собой. Подняли головы. Поняли, что пора уже вставать. Встали и тоже пошли.

Это было первое наше боевое крещение. Тогда я первый раз узнал, что я трус. Первый раз. Кстати, должен вам сказать, что до этого я считал себя очень храбрым человеком, и все, кто был со мной, считали себя самыми храбрыми.

А потом шла война. Я многое узнал и увидел… И еще узнал, что все, кто были со мной, они тоже боялись. Одни показывали вид, другие не показывали. Все боялись. Это немножечко утешило.

Впечатление от фронта было очень сильное, потому что я был мальчишкой. И потом уже, впоследствии, когда я стал писать стихи, первые мои стихи были на военную тему. Много было стихотворений. Из них получились песни. Из некоторых. Это были в основном грустные песни. Ну, потому что, я вам скажу, ничего веселого в войне нет».



Будучи полковым запевалой, в 1943 году на фронте сочинил свою первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось…», текст которой не сохранился.
Окуджава: «Ничего веселого в войне нет».
В 1945 году Окуджава демобилизовался и вернулся в Тбилиси, где экстерном сдал экзамены за среднюю школу.
В 1950 году окончил филологический факультет Тбилисского государственного университета, работал учителем — сначала в сельской школе в селе Шамордино Калужской области и в районном центре Высокиничи, затем в Калуге.
Подрабатывал корреспондентом и литературным сотрудником калужских областных газет «Знамя» и «Молодой ленинец».

Первое стихотворение Окуджавы было опубликовано в 1945 году в газете Закавказского военного округа «Боец РККА». Затем стихи поэта регулярно печатались и в других газетах.

В 1946 году Окуджава написал первую из сохранившихся песен «Неистов и упрям».

В 1956 году, после выхода в Калуге первого сборника стихов «Лирика», Булат Окуджава вернулся в Москву, работал заместителем редактора по отделу литературы в газете «Комсомольская правда», редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». Принимал участие в работе литобъединения «Магистраль».

В 1959 году в Москве вышел второй поэтический сборник поэта «Острова».

В 1962 году, став членом Союза писателей СССР, Окуджава ушел со службы и полностью посвятил себя творческой деятельности.
Автор сборников лирики «Веселый барабанщик» (1964), «По дороге к Тинатин» (1964), «Март великодушный» (1967), «Арбат, мой Арбат» (1976) и других.

В 1996 году вышел последний поэтический сборник Окуджавы — «Чаепитие на Арбате».

C 1960 х годов Окуджава много работал в жанре прозы. В 1961 году в альманахе «Тарусские страницы» была опубликована его автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (отдельным изданием вышла в 1987 году), посвященная вчерашним школьникам, которым пришлось защищать страну от фашизма. Повесть получила отрицательную оценку официальной критики, обвинившей Окуджаву в пацифизме.

В 1965 году Владимиру Мотылю удалось экранизировать эту повесть, дав фильму название — «Женя, Женечка и «катюша». В последующие годы Окуджава писал автобиографическую прозу, составившую сборники рассказов «Девушка моей мечты» и «Заезжий музыкант», а также роман «Упраздненный театр» (1993).
В конце 1960 х годов Окуджава обратился к исторической прозе. Отдельными изданиями вышли повести «Бедный Авросимов» (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы «Путешествие дилетантов» (1976 — первая часть; 1978 — вторая часть) и «Свидание с Бонапартом» (1983).

Стихотворные и прозаические произведения Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира.

Со второй половине 1950 х годов Булат Окуджава начал выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнитель, став одним из общепризнанных основоположников авторской песни.
Окуджава является авторов более 200 песен
Наиболее ранние из известных песен Окуджавы относятся к 1957−1967 годам («На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др.). Магнитофонные записи его выступлений мгновенно разошлись по стране. Песни Окуджавы звучали на радио, телевидении, в кинофильмах и спектаклях.

Концерты Окуджавы проходили в Болгарии, Австрии, Великобритании, Венгрии, Австралии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Франции, Германии, Польше, США, Финляндии, Швеции, Югославии и Японии.

В 1968 году в Париже вышел первый диск с песнями Окуджавы. С середины 1970 х годов его диски выходили и в СССР. Помимо песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевел на русский язык.
Концерты Окуджавы проходили в Европе, США, Канаде и Японии
Всенародную славу исполнителю принес фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» (1970), в котором исполнялась песня на слова поэта «Здесь птицы не поют…».

Окуджава — автор и других популярных песен для таких кинофильмов как «Соломенная шляпка» (1975), «Женя, Женечка и «катюша» (1967), «Белое солнце пустыни» (1970), «Звезда пленительного счастья» (1975). В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80 фильмах.

В 1994 году Окуджава написал свою последнюю песню — «Отъезд».

Во второй половине 1960-х Булат Окуджава выступил как соавтор сценария картин «Верность» (1965) и «Женя, Женечка и «катюша» (1967).

В 1966 году написал пьесу «Глоток свободы», которая через год была поставлена сразу в нескольких театрах.

В последние годы жизни Булат Окуджава был членом учредительного совета газеты «Московские новости», «Общей газеты», членом редколлегии газеты «Вечерний клуб», членом Совета общества «Мемориал», вице президентом русского ПЕН центра, членом комиссии по помилованиям при президенте РФ (с 1992 года), членом комиссии по Государственным премиям РФ (с 1994 года).

23 июня 1995 года состоялся последний концерт Окуджавы в штаб квартире ЮНЕСКО в Париже.

12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в одной из клиник Парижа. Согласно завещанию, был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Окуджава был женат дважды.

От первого брака с Галиной Смольяниновой у поэта был сын Игорь Окуджава (1954−1997).

В 1961 году он познакомился со своей второй супругой — племянницей известного физика Льва Арцимовича — Ольгой Арцимович. Сын от второго брака Антон Окуджава (1965 года рождения) — композитор, аккомпаниатор отца на творческих вечерах последних лет.

В 1997 году в память о поэте указом Президента РФ было утверждено положение о Премии имени Булата Окуджавы, присуждаемой за создание произведений в жанре авторской песни и поэзии, вносящих вклад в российскую культуру.

В октябре 1999 года открылся Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы в Переделкино.

В мае 2002 года в Москве у дома 43 на Арбате был открыт первый и самый известный памятник Булату Окуджаве.

Фондом Булата Окуджавы ежегодно проводится вечер «Заезжий музыкант» в Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве. Фестивали имени Булата Окуджавы проходят в Колонтаево (Московская область), на Байкале, в Польше и в Израиле.

Имя Булата Окуджавы известно многим бывшим советским гражданам, ведь это был певец и композитор того времени, подаривший невероятную атмосферу, ставший символом своей эпохи.

Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 года в Москве, но родственники его были из Армении и Грузии, из-за чего носил Булат не российскую фамилию. Детство Булата Окуджавы проходило совсем не в столице СССР, а в городе Тбилиси. В Тбилиси повезло отцу Булата Окуджавы, ведь он получил место в партии и стал одним из самых успешных партийных деятелей. Очень часто семья Булата переезжала, но длилось это не слишком долго, ведь по доносу, к сожалению, отец Булата попал в лагеря, а затем был приговорен к расстрелу (вот и партийная система).

Сначала Булат оставался с матерью, они пытались спастись бегством, вернувшись обратно в Москву, однако, их это не спасло и мать Булата попала также в лагерь для жён, которые были замужем для изменников родины. Пробыла мать Булата Окуджава в лагере двенадцать лет, а все это время мальчик пробыл у родственников в Тбилиси.

Карьера Булата Окуджава началась с работы токарем на заводе. Для среднестатистического советского человека – это была совершенно нормальная и обычная работа. В 1942 году он решил отправиться добровольцем на фронт. В 1943 году получил ранение, но все же, вылечившись, отправился на передовую. Свою первую песню Булат Окуджава написал именно на фронте. Она стала достаточно популярной, но после которой у него не было творческого взлета, а скорее, наоборот, затихание. Название этой песни -«Нам в холодных теплушках не спалось».

После войны Окуджава решил выучится в университете Тбилиси, а после получения диплома, успел поработать сельским учителем. Но свою творческую деятельность Булат Окуджава не забросил, он продолжал писать стихи, которые впоследствии использовал в качестве музыкальных текстов.

Первые стихи Булата Окуджавы были напечатаны в газете «Молодой ленинец» после весьма интересных событий. Старт его карьеры и признания был положен, когда на выступлении знаменитых литераторов Николая Панченко и Владимира Кобликова, Булат Окуджава просто подошел к ним и предложил прочесть его стихи, дать им оценку. Как видно, такой талант юного поэта нельзя было скрыть, поэтому признание пришло очень быстро.

В 1955 году Булат Окуджава начал зарабатывать, как автор песен. Первыми творческими успехами были «Сентиментальный марш», «На Тверском бульваре» и прочие, что принесло ему огромную популярность. Уже в 1961 году был первый концерт Булата Окуджавы в Харькове. Публика хороша оценила его творчество. После этого концерты стали распространенным явлением в жизни Булата Окуджавы, а его творчество начало признаваться повсеместно.

Булат Окуджава также давал концерты и во многих европейских странах, особенно часто это происходило после развала Советского союза. Последние годы своей жизни Булат провел в Париже, где в 1997 году скончался, из-за своей длительной болезни, однако, похоронили его на родине, в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Окуджавы Булата Шалвовича

Булат Шалвович Oкуджава (9 мая 1924 - 12 июня 1997) – поэт, прозаик, киносценарист. Основоположник направления авторской песни.

Детские и юношеские годы

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 году в Москве в семье партийных работников (отец – грузин, мать – армянка). Когда мальчик родился, родители нарекли его Дорианом (в честь героя романа Оскара Уайльда Дориана Грея). Однако уже через месяц, когда пришла пора регистрировать ребенка, отец решил, что это имя не очень-то подходит его сыну. Он предложил супруге записать мальчика под именем Булат. Та, немного подумав, согласилась.

Жил на Арбате. В 1934 году переехал вместе с родителями в Нижний Тагил. Там отец был избран первым секретарем городского комитета партии, а мать – секретарем райкома. В 1937 году родители были арестованы; отец был расстрелян, мать сослали в карагандинский лагерь. Окуджава возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 году переехал к родственникам в Тбилиси.

В школьные годы с 14-летнего возраста был статистом и рабочим сцены в театре, работал слесарем, в начале Великой Отечественной войны – токарем на оборонном заводе. В 1942 году после окончания девятого класса средней школы в Тбилиси добровольцем ушел на войну. Служил в запасном минометном дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. Был ранен под г. Моздок. В 1945 году Окуджава демобилизовался и вернулся в Тбилиси.

Образование и работа

Окончил экстерном среднюю школу и поступил на филологический факультет Тбилисского университета, где учился с 1945 по 1950 годы. После окончания университета с 1950 по 1955 по распределению учительствовал в деревне Шамордино и районном центре Высокиничи Калужской области, затем в одной из средних школ г. Калуга. Там же, в Калуге, был корреспондентом и литературным сотрудником областных газет "Знамя" и "Молодой ленинец".

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1955 году были реабилитированы родители. В 1956 году Булат возвратился в Москву. Участвовал в работе литературного объединения "Магистраль". Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", затем заведующим отделом поэзии в "Литературной газете". В 1961 году уходит со службы и целиком посвящает себя свободному творческому труду.

Личная жизнь

Первая супруга – Галина Васильевна Смольянинова. Дети от первого брака – сын Игорь (родился в 1954 году, умер в возрасте 43 лет), дочь (девочка погибла сразу же после рождения). С Галиной Булат расстался в 1964 году, а спустя год после развода женщина скончалась от сердечного приступа.

Вторая жена – Ольга Владимировна Арцимович, физик по образованию. Сын – Булат (Антон) Булатович Окуджава (родился в 1965 году), музыкант, композитор.

В начале 1980-х годов у Булата Окуджавы был серьезный роман с певицей Натальей Горленко (возлюбленная была младше него на 31 год).

Смерть

Булат Окуджава перенес операцию на сердце в США. Скончался 12 июня 1997 после краткой тяжелой болезни в Париже. Перед смертью был крещен под именем Иоанн. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Поэзия и песни

Стихи начал писать в детстве. Впервые стихотворение Окуджавы было опубликовано в 1945 году в газете Закавказского военного округа "Боец РККА" (позднее "Ленинское знамя"), где в течение 1946 года печатались и другие его стихи. В 1953-1955 годах стихи Окуджавы регулярно появлялись на страницах калужских газет. В Калуге же в 1956 году был издан и первый сборник его стихов "Лирика". В 1959 году в Москве вышел второй поэтический сборник Окуджавы – "Острова". В последующие годы стихи Окуджавы печатаются во многих периодических изданиях и сборниках, книги его стихов издаются в Москве и других городах.

Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождались вместе с музыкой, песен насчитывается около 200. Впервые пробует себя в жанре песни во время войны. В 1946 году студентом Тбилисского университета создает "Студенческую песню" ("Неистов и упрям, гори, огонь, гори..."). С 1956 году Окуджава одним из первых начинает выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнитель. Песни Окуджавы обратили на себя внимание. Появились магнитофонные записи его выступлений, принесшие Окуджаве широкую популярность. Записи песен Окуджавы разошлись по стране тысячами экземпляров. Его песни звучали в кинофильмах и спектаклях, в концертных программах, в теле- и радиопередачах. Первый профессионально записанный диск вышел в Париже в 1968 году, несмотря на сопротивление советских властей. Заметно позже вышли диски в СССР.

В Государственном литературном музее в Москве был создан фонд магнитофонных записей Окуджавы, насчитывающий свыше 280 единиц хранения.

На стихи Окуджавы пишут музыку профессиональные композиторы. Пример удачи – песня В. Левашова на стихи Окуджавы "Бери шинель, пошли домой". Но самым плодотворным оказалось содружество Окуджавы с Исааком Шварцем ("Капли Датского короля", "Ваше благородие", "Песня кавалергарда", "Дорожная песня", песни к телефильму "Соломенная шляпка" и другие).

Книги (сборники стихов и песен)

Нотные издания песен

Первое нотное издание песен Б. Окуджавы, известное нам, вышло в Кракове в 1970 году (повторные тиражи были и в более поздние годы). Музыковед В. Фрумкин не смог "пробить" выпуск сборника в СССР, а, уехав в США, выпустил ее там. В 1989 вышел большой сборник песен и у нас. Отдельные песни публиковались многократно в массовых сборниках песен.

Проза

Начиная с 1960-х годов, Окуджава много работает в жанре прозы. В 1961 году в альманахе "Тарусские страницы" опубликована его автобиографическая повесть "Будь здоров, школяр" (отдельным изданием вышла в 1987 году), посвященная вчерашним школьникам, которым пришлось защищать страну от фашизма. Повесть получила отрицательную оценку сторонников официозной критики, обвинившей Окуджаву в пацифизме.

В последующие годы Окуджава постоянно пишет автобиографическую прозу, составившую сборники "Девушка моей мечты" и "Заезжий музыкант" (14 рассказов и повестей), а также роман "Упраздненный театр" (1993), получивший в 1994 Международную премию Букера как лучший роман года на русском языке.

В конце 1960-х годов Окуджава обращается к исторической прозе. В 1970-80 годах отдельными изданиями вышли повести "Бедный Авросимов" ("Глоток свободы") (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, "Похождения Шипова, или Старинный водевиль" (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы "Путешествие дилетантов" (ч. 1., 1976; ч. 2., 1978) и "Свидание с Бонапартом" (1983).

За рубежом

Выступления Окуджавы проходили в Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Польше, США, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции, Югославии, Японии.

Произведения Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира.

Театр

По пьесе Окуджавы "Глоток свободы" (1966), а также по его прозе, стихам и песням поставлены драматические спектакли.

Фильмы: кино и телевидение

С середины 1960-х годов Окуджава выступает как кинодраматург. Еще раньше в фильмах начинают звучать его песни: более чем в 50 фильмах звучит более 70 песен на стихи Окуджавы, из них более 40 песен на его музыку. Порой Окуджава снимался сам.

Киносценарии

Булат Окуджава создал четыре сценария для кинолент, однако сняты были только два фильма – "Верность" (1965 год) и "Женя, Женечка и Катюша" (1967 год).

Награды и премии

Булат Шалвович был удостоен более 20 различных наград. Среди них и медали за проявленную отвагу во время войны, и премии за несравненный писательский талант.

В 1997 году была учреждена Государственная литературная премия имени Булата Окуджавы.