Идеи для школьной газеты. Школьная газета. Рубрики. Исследовательская работа "внутришкольная молодежная газета"

Тема проекта:

«Школьная газета»

Образовательное учреждение:

Вишневский филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» села Прохоры Спасского района Приморского края

Проблема
Отсутствие в школе своего печатного издания.

Актуальность проекта

Школа - это живой, быстро меняющийся организм. За учебный год проходит масса мероприятий, ярких дел, акций, праздников. Все это хочется запомнить и сохранить. А еще познакомить жителей местного сообщества, учащихся школ района с тем, что происходит в нашей школе, чем занимаются активисты, ученики школы. Школа до сегодняшнего момента не имела своего печатного издания. Поэтому был разработан данный проект, который предполагает создание газеты «Школьный Маяк» и просвещение школьников, знакомство с азами журналистского ремесла, выступления в прессе, освещение всех школьных дел, акций, а также школьных проблем, воспитание у учащихся активной жизненной позиции творческого мышления.

Важную роль школьной газеты отмечают и сами школьники.
Анкетирование на тему «Есть ли необходимость издания школьной газеты в школе?», проведенное в 5-11 классах показало следующие результаты:

а) положительный ответ – 89%

б) отрицательный ответ – 4%

в) не определились с ответом – 7%.

Предмет проекта

Создание школьной газеты.

Выдвижение гипотезы

В итоге работы мы хотим создать интересную для всего школьного сообщества школьную газету.

При этом мы ставим перед собой цель: привлечь учащихся школы к добровольческой деятельности, развить ученическое самоуправление посредством создания школьных СМИ.

Задачи:
- способствовать творческой самореализации;

Обучиться азам журналистики, верстки газеты, написанию статей, умению делать репортажи, фотографировать;

Осуществлять принцип сотрудничества и сотворчества;

Развивать коммуникативные навыки;

Воспитывать патриотические чувства, дать возможность участникам проекта почувствовать свою личную значимость;

Развивать самостоятельность и инициативность учащихся.

Создавая проект мы, прежде всего, надеялись на активное участие школьников и учителей в её создании.

Участники проекта:

группа учащихся из 7 класса; помощники – учащиеся школы, учителя.

Продолжительность проекта :

долгосрочный

Ожидаемый результат:

    Повышение социальной активности учащихся.

    Развитие ценностной ориентации учащихся.

    Развитие познавательной активности.

    Повышение интереса к знаниям.

    Развитие эстетических вкусов учащихся.

    Развитие партнёрских отношений: обучающиеся –педагоги – родители.

    Осознанный выбор профессии.

Механизм реализации проекта:

Данный проект подразумевает организацию издательской деятельности на базе нашей школы силами учащихся при поддержке учителей, специалистов школы.

Во время реализации проекта участники делятся на рабочие группы: корреспонденты – сбор информации; редакторы – подготовка материалов, контроль работы журналистов, отсев ненужной информации; верстальщики – приобретение навыков компьютерной полиграфии.

С учетом мнений читателей будет корректироваться дальнейшая работа пресс-центра. Реализация данного проекта необходима, прежде всего, для формирования у учащихся знаний, умений и навыков работы с различными видами информации, принимать, редактировать материал, умение рассуждать, умение общаться с людьми, анализировать события, обрабатывать графическую информацию, искать необходимую информацию в различных изданиях, а так же в сети Интернет. В газете будет представляться материал, как из школьной жизни, так и информация, взятая из Интернета, из различных источников.

План реализации проекта:

Этап проекта

Сроки

Мероприятие, форма

Промежуточный результат

Подготовительный

декабрь 2013г.

Анкетирование учащихся 5-11 классов «Есть ли необходимость издания школьной газеты?», изучение литературы по теме проекта

Выявлены актуальные проблемы школьного сообщества

Создание творческой команды.

декабрь 2013 г.

Работа в группах, собеседования с учащимися, деловая игра.

Из числа учащихся 7 класса сформирована проектная группа, разработана концепция газеты, положение о газете, определен функционал каждого участника.

Определение стиля газеты.

Работа в проектной группе, работа с литературой, Интернет – ресурсами.

Определить содержание, стиль газеты, ее форму, название, с какой частотой будет выходить газета, каков предполагаемый формат и объем газеты.

Разработка плана работы пресс-центра.

январь 2014 г.

Практическая работа с программами: MS Publisher, Adobe Photoshop, MS Word, MS PowerPoint, MS Excel, MS Paint, AABBYY Fine Reader; с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером;

План работы пресс-центра.

Схема организации выпуска газеты.

Определение темы. Объединение статей учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.

Создание макета первого номера газеты

Работа над выпуском газеты

Март 2014 г.

Обработка материалов, подготовка публикаций, верстка газеты (создание 1 полосы, журнал. жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки), печать газеты.

Выпуск первого номера газеты.

Выпуск последующих номеров газеты

постоянно

Обработка материалов, подготовка публикаций, верстка газеты, печать газеты.

Выпуск текущих номеров газеты

Этапы реализации проекта.

1 этап – Подготовительный.

Выявление проблемы, формулирование темы, целей и задач, сбор и изучение необходимой литературы, в том числе нормативных документов. Анкетирование учащихся, деловая игра.

2 этап - Создание творческой команды. Распределение функциональных обязанностей по выпуску газеты .

Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда. В редакционную коллегию входит группа учащихся 7 класса. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса. Учредителем газеты является 7 класс.

Распределение редакционных обязанностей.

1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты)

2. Главный редактор.

3. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях).

4. Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и умеющие писать статьи).

5. Фотокорреспонденты (учащиеся увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом).

6. Корректоры (учащиеся, хорошо знающие русский язык, учителя русского языка).

7. Верстальщики (учащиеся (учитель), умеющие работать на компьютере, необходимо знание программ: MS Publisher, Adobe Photoshop, MS Word, MS PowerPoint, MS Excel, MS Paint, AABBYY Fine Reader).

3 этап - Определение стиля газеты . До начала издания необходимо хорошо обдумать и прийти к общему мнению относительно того, какую газету мы собираемся выпускать? Определить содержание, стиль газеты, ее форму, название, с какой частотой будет выходить газета, каков предполагаемый формат и объем газеты.

4 этап - Разработка плана работы пресс-центра.

    провести учредительное собрание для создания журналистского объединения;

    разработать и создать структуру редакции школьного СМИ;

    разработать положение о школьной газете;

    выбрать название газеты;

    предоставить возможность начинающим журналистам ежедневно пользоваться компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты;

    презентация первого номера;

    способствовать расширению школьной газеты (кол-во страниц и экземпляров, членов) – постоянно;

    регулярный выпуск школьной газеты 1 раз в четверть.

5 этап - Схема организации выпуска школьной газеты.

Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.

Перечень рубрик газеты: «Из кабинета директора» - пожелания и напутствия директора школы на ближайший месяц; «Обращение редактора»; «School news» - рубрика – обзор по мероприятиям и событиям школы, прошедшим за последний месяц; «Трус не играет в хоккей» - освещающая спортивные мероприятия и достижения; «Не проходите мимо» - соц. опросы учеников и учителей по различным темам, ведь всегда хочется знать мнение своих товарищей; рубрика «Все идет по плану», которая знакомит учеников с тем, какие мероприятия их ожидают; «Кофе со сливками» - рассказывающая о разных интересных людях нашей школы, здорово увидеть своих товарищей на страницах школьной газеты, еще лучше узнать про них что-то новое; «Сегодня - школьник, завтра - гений» - нельзя допустить, что бы таланты учеников остались незамеченными; «Поздравлялки» - где, каждый может поздравить своего учителя или одноклассника с праздником; страничка для родителей «Образованные родители - успешные дети»; «Приколы» - шутки, смешные цитаты. Многие рубрики направлены на то, чтобы все ученики могли принять участие в создании газеты - это и конкурсы, и поздравления, и приветы через газету.

6 этап – Работа над выпуском газеты (создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки ). "Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" Ответы будут различаться в зависимости от направленности издания. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо яркое событие; рассказать о решении администрации, властей. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Первая полоса газеты - это ее витрина.

Верстка остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.), каждая из которых имеет постоянное место в газете, чтобы читатель мог легко найти интересующую его рубрику. Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.

Статьи имеют свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть.

Финансовое и материально-техническое обеспечение проекта.

Технические средства для работы :

Компьютеры, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат.

Используемые медиаресурсы

Работа с программами: MS Publisher, Adobe Photoshop, MS Word, MS PowerPoint, MS Excel, MS Paint, AABBYY Fine Reader ресурсы, сети Интернет, школьного сайта.

Смета (на 1 учебный год).

Наименование товаров.

Количество.

Бумага для принтера

Расходные материалы для принтера:

Картридж

Папка с файлами

Канцелярские товары

III . Итоговая (заключительная ) часть

Выводы: Создание школьной газеты – один из способов повышения познавательной и творческой активности ребят и одновременно результат проектной деятельности школьников.

Отчетом о проделанной работе становится выпуск очередного номера газеты. За период работы над проектом мы научились общению, сбору и обработке информации, познакомились с законами о СМИ, научились работать со справочной литературой, постепенно овладеваем навыками профессии журналиста, развиваем культуру речи и повышаем грамотность. Создали благоприятные условия для развития личности.

Кропотливая работа над созданием школьной газеты развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к родному языку, повышает информационную культуру участников проекта.

развитие проекта.

Школьный пресс-центр совсем молод, но основные шаги к созданию газеты уже сделаны. Определено название – «Школьный Маяк», формат газеты (объем – 4 стр., выходит раз в четверть).

В планах – выпуск газеты 1 раз в месяц.

Тираж газеты ограничен, поэтому может возникнуть необходимость сделать школьную газету более доступной для школьников и родителей. С этой целью на сайте школы с помощью учителя информатики будет создана страничка в главном меню под названием «Пресс-центр» с целью расширения круга общения, размещения на сайте оперативной информации, ознакомления всех желающих с архивом электронной школьной газеты.

Какая интересная и разнообразна школьная жизнь. Это маленькая страна, в которой не так-то просто уследить за потоком событий, а тем более сохранить в памяти самые необычные, интересные и важные из них. Для этого два года назад группа старшеклассников решили организовать выпуск школьной газеты, которая всегда была мечтой мальчишек и девчонок, учителей и родителей. Наша юнкоровская команда совсем юная, но за эти два года, мы многому научились и готовы поделиться своими успехами и интересной школьной жизнью.
Общаясь с ребятами школ республики, где хорошо налажена работа выпуска школьной газеты, мы узнали, что школьное печатное издание дает возможность лучше познать себя, научиться высказывать свои мысли. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию школьной газеты между всеми участниками школьного процесса устанавливаются добрые и дружеские отношения.


«С чего начать? Как сделать, чтобы газета была актуальной, интересной и читаемой? » - такие вопросы задают все, кто приступает к новому делу.
Первое, что мы сделали, мы стали искать заинтересованных ребят, чтобы создать команду единомышленников . На совете лидеров школы было решено, что газета будет выходить один раз в четверть . Для кого будет издаваться газета? Конечно для нас: для мальчишек и девчонок, учителей и родителей, для всех, кому дорога наша школа и кто хочет, чтобы школьная жизнь вспоминалась как в песне «Школьные годы чудесные....»


Мы знаем, что для газеты важно название . Идей было много. Было предложено назвать газету «Наша школьная страна», так как назван информационный школьный стенд. Решили, что это единое целое, где отражаются события школьной жизни.
Перед ребятами - юнкорами была поставлена цель :
Информирование всех участников учебного процесса о школьной жизни и создание летописи для школьного музея, как о самых счастливых днях, прожитых вмест е.
А чтобы достичь поставленной цели, надо работать над задачами :
- привлекать к сотрудничеству ребят, учителей и родителей к освещению в газете школьной жизни;
- через газету открывать творческие личности учеников.
Планирование номера, сбор материала, обработка фотографий, работа над версткой и оформлением газеты, печать номеров в типографии - работы хватало всем в школьном активе старшеклассников. Большую помощь оказывали корреспонденты из разных классов, учителя и родители, которые выступали спонсорами выпуска школьной газеты.


Популярными в газете стали рубрики:
«Классные вести», «Красота спасет мир", «Внимание: КОНКУРС!» , «Как хорошо учиться в школе!» «Горжусь и помню!», «Гость номера», «Островок безопасности»
«По секрету всему свету!», «Здоровым быть здорово!», «Поздравляем!», «Мы спасибо говорим!»
Были сделаны два спецвыпуска , посвященные Дню Победы и выпускникам школы.

Тематика статей в газете отражает нашу школьную жизнь: учебу, важные события в школе, праздники, конкурсы, спортивные соревнования, экскурсии, поездки, встречи с интересными людьми.
Какую же пользу приносит школьная газета? С гордостью ответим:
«Благодаря газете, мы знакомимся с профессией журналиста, учимся находить в обыденной жизни необычные и незабываемые моменты. Газета сближает, объединяет школьников и взрослых в одно целое. Ребята открывают в своих одноклассниках таланты и радуются за успехи учеников и учителей нашей школы».

Журналистика в школе

Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа, тем более гимназия, лицей, районный или городской Дом творчества обходятся без выпуска собственной газеты, журнала, Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, но не только в еженедельниках со сказками и стишками, а в таких изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать. Поэтому в очень многих школах и выпускают свои газеты.

Кому нужна школьная газета, когда много других детских и подростковых печатных изданий? Конечно, соперничать с центральными зданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Разве газета существует только для того, чтобы сообщать новости? Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.

Несмотря на занятость в школе и спортивных секциях, у каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино-, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для школьной стенгазеты. Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как найти единомышленников? Как активно включаться в школьную жизнь? Один из вариантов решения этих вопросов - создание школьного пресс-центра, где будет выпускаться печатная школьная газета.

Школьный пресс-центр

Чем занимается школьный пресс-центр? Прежде всего, он объединяет воедино всю школьную печать. И не просто объединяет, а координирует работу, проводит обмен опытом, организует учебу юнкоров. Также школьный пресс-центр проводит социологические опросы и исследования среди учеников, родителей и педагогов.

Пресс-центр организует : занятия в школе (студии, кружке) юнкоров, творческие отчеты и конкурсы юнкоров, юных литераторов, диспуты и дискуссии, экскурсии в местные редакции газет, смотры стенгазет.

Пресс-центр планирует и готовит выездные редакции и пресс-десанты, пресс-рейды, читательские “конференции”, дни открытого письма.

Пресс-центр проводит: юнкоровские летучки, пресс-конференции и встречи с интересными людьми за “круглым столом”, журфиксы, юнкоровские игры и праздники, консультации юнкоров, выставки рисунков и фотографий, Неделю молодежной и детской печати (по традиции проводится в мае каждого года. Во время недели проходят читательские конференции, пресс-коктейли, встречи с журналистами и писателями, устраиваются экскурсии и т.д.).

Пресс-центр отвечает за своевременный выпуск школьной газеты, пропаганду центральных и других детских и подростковых печатных изданий.

Как создать газету?

Итак, у вас появилась идея – создать школьную газету . Тут главное - тщательно продумать концепцию издания. А это значит, что в вашей газете должны быть свежие идеи – новые способы подачи старых тем и новые темы, поданные со вкусом. Задайте себе следующие вопросы: Что нужно освещать в газете? Как это следует делать? Каким образом газета сможет ответить на запросы своих читателей? И, наконец, одна маленькая хитрость – никогда не стесняйтесь украсть хорошую идею. Но при этом помните: практика копирования других школьных газет для хорошего издания неприемлема. Найдите свои специфические формы информационной работы. Газета должна быть поставщиком интересной информации, со свежим, оригинальным, неожиданным взглядом на тему. Приступая к созданию газеты, учтите характерную особенность школьного издания – его теснейшую связь с читателями. Газета является самым близким для учащегося изданием. Ребята должны воспринимать газету как свою, родную, в которую всегда можно обратиться со своими проблемами, написать. Успех школьной газеты зависит именно от связи с аудиторией.

Чтобы газета производила на читателя приятное впечатление, у нее должно быть: 1. Оригинальное и свежее содержание . Прежде всего, у вас должно быть, что сказать ценного и нового. 2. Самостоятельные взгляды . Очень важны убеждения газеты, ее позиция по тому или иному вопросу. 3. Привлекательный голос . Голос газеты - это тон, заданный общим стилем ее материалов.

Обдумывать все эти вопросы вы будете, конечно же, дружным редакторским коллективом.

Редакция

Создание редакции и ее состав. Чтобы школьная газета регулярно выходила, необходимо создать постоянную редакцию. Редакция – это все, кто выпускает одну газету: журналисты, фотокорреспондент, дизайнер, верстальщик и прочие во главе с редактором. Редактору при этом необходимо быть хорошим организатором – ему предстоит объединить вокруг газеты многих ребят, юнкоров. Сколько должно быть юнкоров? Это зависит от структуры редакции. Можно построить работу как в настоящих редакциях, организовать отделы: например, отдел школьной жизни, отдел спорта, отдел информации, отдел творчества и т.д.

Кто и что делает в редакции?

Редактор – самый главный человек. Его основная обязанность – любыми судьбами сделать так, чтобы газета выходила вовремя и ее интересно было читать. Редактор отвечает за все и всех отвечает, продумывает, какие статьи будут в номере, редактирует рукописи (оригиналы), следит за исполнением всех работ, за выходом каждого номера газеты, решает все важные и спорные вопросы.

Ответственный секретарь (ответсек) – тот, без кого газета тоже не выйдет, ведь ответсек в буквальном смысле определяет, каким быть каждому номеру: на какой полосе и каком именно месте будет стоять тот или иной материал, какие линейки его выделят, каким шрифтом будет набран каждый текст и заголовок, где поместят рисунок или фотографию, влезет ли материал в номер или его лучше сократить – эти и другие вопросы (конечно, вместе с опытным редактором и помощниками) решает ответсек, составляя макет номера.

Юнкоры – те, кто собирает информацию, обрабатывает ее и пишет в газету статьи, интервью и т.д. Разумеется, у каждого свои вкусы и пристрастия, мы неодинаково разбираемся в разных вещах. Поэтому один любит писать о спорте, второй – об экологических проблемах, третий гоняется за впечатлениями для путевых заметок.

Дизайнер – разрабатывает дизайн выпуска, обложку газеты, создает иллюстрации к текстам, разрабатывает новые стили и варианты оформления газеты и т.д. Хорошо бы ему уметь работать в графических программах Adobe Rhotoshop, Corel Draw и т.д.

Фотокорреспондент – тот, кому заказывают иллюстрации к материалам и кто тоже может писать собственные материалы.

Верстальщик – осуществляет верстку газеты, занимается макетированием издания и его выпуском.

Такой состав редакции может быть в вашем школьном пресс-центре.

Работа редакции

Главное дело редакции – выпуск школьной газеты. Впрочем, ребята помимо газеты могут выпускать приложения на разных языках, издавать литературно-публицистические альманахи и т.д. Но мы сейчас поговорим о газете, а также о формах работы редакции, которые могут помочь выпускать интересное издание.

Прежде всего, редколлектив должен обсудить структуру школьной газеты.

Структура газеты. Необходимо продумать, какое направление будет иметь ваша газета. Какой будет по содержанию и стилю – строгой и официальной? яркой и острой? Следующий шаг – создание модели газеты, обсуждение рубрик, возможных отделов, жанров газеты, составление плана, обдумывание тем, распределение работы внутри редакции и т.д.

План. Редакция облегчит свою задачу, если выпуск газеты будет идти по плану. Газета, выходящая от случая к случаю, заполненная материалами, перепечатанными из других газет и журналов, мало заинтересует ребят. Редакции следует продумать линию, стратегию и тактику газеты по всем вопросам. Задача – быть всегда в гуще событий, сделать школьную газету актуальной и злободневной. План газеты состоит из двух частей: структуры, то есть порядка, в котором идет ее содержание, и дизайна - облика газеты. К тому моменту, как вы начнете детально обдумывать эти вещи, следует определиться относительно содержания, формата, “лица” газеты, формы и объема.

Возможно, вся эта работа покажется вам сложной, возникнут вопросы, как делать макет, с какой стороны подойти к дизайну вашего издания и т.д. Не стоит опускать руки. Всему можно научиться. Организуйте в вашем пресс-центре школу юнкоров и обратитесь за помощью в школы (лицеи, гимназии и даже городские учреждения), где уже выпускаются газеты. Проводите теоретические уроки, сочетающиеся с практикой. Желательно приглашать на занятии профессиональных журналистов, печатников, поэтов или писателей, интересных людей. Занятия по дизайну может провести профессиональный художник, дизайнер. Но не стоит сводить всю работу в школе юнкора к “профессиональному” обучению Важно познакомить юнкоров с основами газетного дела. Делать их журналистами нет необходимости. В конце концов, не так уж важно, по всем ли правилам станут ребята писать заметки и репортажи. Важно, чтобы юнкоры принимали активное участие в тех делах, о которых они станут рассказывать потом в газете.

О чем писать ребятам? Где взять тему для материалов? Темы вокруг нас. Но часто ребята не представляют, о чем можно написать в газету. А написать можно практически обо всем. О том, например, как ребята учатся, как занимаются спортом, о любимом кружке, о своем друге. А разве мало вопросов волнует ребят. Часто они обсуждают, всегда ли правы взрослые, откуда в людях жестокость, как бороться с несправедливостью, кого можно считать настоящим другом. Разве это не может стать темой для заметки? Ребятам хочется получить ответ не от взрослых, а именно от своих сверстников, сравнить собственный взгляд на проблему с мнением одноклассников. Хочется научиться размышлять, спорить, доказывать. Пишите об этом. Самое главное – постарайтесь сделать газету интересной: заинтригуйте читателя материалами об интересных событиях, обсуждением на страницах газеты сложных проблем молодежной жизни, привлекайте к дискуссии читателей, печатайте школьную рекламу, истории с продолжением, фоторепортажи и т.д.

Очень обогащают портфель редакции конкурсы. Используйте в газете игры, забавы, шутливые мистификации, розыгрыши или конкурсы (например, на самый короткий юмористический рассказ). Проведите, например, Шуточное пятиборье остроумных, Соревнования юных энциклопедистов, или редакционную кампанию, посвященную какой-либо проблеме и т.д. (см. Приложение № 1)

Кроме так называемого текущего материала, газета должна иметь и запасной, “задел”. Ценность газеты зависит от богатства редакционного портфеля. Редакция обязана заботиться о разнообразии: длинные статьи должны сменяться короткими, серьезные - шутливыми, трудные - легкими. Допустим, в школе был спектакль или проводилась экскурсия. Об этом написали целых четыре корреспондента. Что лучше: дать все четыре статьи в одном номере или по одной в разных номерах? Можно сделать из них тематическую подборку или открыть рубрику “Круглый стол” на тему… Газета - как букет из разных цветов. Насколько он красивее, когда есть из чего выбирать!

Как распределить работу? Для сохранения творческого потенциала издания стоит создать редколлегию со строгим распределением должностей, привлечь как можно больше авторов разного возраста; постоянно заниматься изучением читательского спроса, повышением профессионального уровня.

В газете должны быть разные рубрики, должен помещаться злободневный материал, хроника. Если вы сможете давать в своей газете различные разделы, не ограничивайтесь обычными, публикуйте, например, такие тематические блоки: новости, спорт, бизнес, работа, книги, культура, телевидение, компьютеры, окружающая среда, средства массовой информации, семейные проблемы, путешествия, объявления, зарубежные новости, отдых, афиши, мода, разные сообщения…

У каждого юнкора может быть свой дневник, в который он заносит сведения по своей теме. Пусть один записывает именины и дни рождения соучеников, другой собирает сведения о контрольных работах или записывает события на большой перемене, третий сообщает об уроках математики, географии и т.д. Кто-нибудь может взять на себя рубрику о книжках, о преподавателях, о молодежной среде микрорайона. Наверное, будут возникать и новые рубрики, а кое-какие из старых - отмирать.

Должен ли писать сам редактор? Не обязательно. Но хорошо, если он умеет написать сам, когда что-нибудь понадобилось, а не удалось вовремя найти исполнителя.

Полезные советы редактору. Принимая ребят в качестве юнкоров, спрашивайте себя: какие причины заставляют ребенка взять ручку, бумагу и начертать свои первые строки?

Удовольствие от общения, от результатов труда, от нового типа получаемых знаний пробуждает желание быть признанным. Важно заметить способности ребенка, дать ему возможность раскрыться, почувствовать себя нужным, лучшим. Первые работы авторов нельзя грубо редактировать. Неуверенные в себе дети при попытке навязать им чье-то мнение закрываются и теряют интерес к работе. Такие ребята не любят своих имен и подписываются псевдонимами. Ничего страшного. Со временем пройдет. С детьми нужна работа не только индивидуальная, но и коллективная: “круглые столы”, редакционные летучки, где все имеют право голоса, право отстаивать свою тему. Поначалу часть ребят сидят молча, но через некоторое время от стеснительности не остается и следа: у подростков даже голос становится тверже, отчетливее речь. Мотивами ваших дальнейших действий будут ответственность, признание и похвала юнкоров.

Несколько слов о наградах. Какие должны быть награды? Редакция школьной газеты небогата, поэтому награды не могут быть ценными. Опыт показал, что очень приятная награда - памятная открытка. Выбирается открытка с соответствующей картинкой, и пишется примерно такая надпись: “Постановлением редакционной коллегии … (название газеты)… (имя и фамилия) присуждается памятная открытка … (дата) … (подпись)”. Можно также написать, за что присуждается открытка (“За участие в конкурсе ”, “В память годичной (полугодичной) совместной работы ”, “В юбилей десятой (двадцатой) статьи ”).

Финансы

Это один из самых важных вопросов. Где же взять деньги на выпуск газеты? Тут следует решить несколько вопросов: Какой будет ваша газета – цветной или черно-белой, какого формата? Обратиться за помощью или попытаться выпускать газету самостоятельно?

1. В черно-белом виде и формата А4 обойдется несравненно дешевле.

2. За помощью можно обратиться в родительский комитет или к городскому печатному изданию.

3. Еще один вариант (используемый, правда, редко) – акционирование. Пресс-центр школы выпускает акции на определенную сумму, распространяет их среди учеников, педагогов, собирая деньги для закупки бумаги и прочих расходов.

Какой бы способ финансирования вы ни нашли, его можно сделать полезным для газеты. Все зависит от вашей коммуникабельности желания.

Не забудьте о рекламе издания. Распечатайте листовки-объявления с рекламой нового выпуска, после выпуска проведите анкетирование с целью узнать общее мнение о газете. Если ваша газета будет продаваться, то после нескольких выпущенных номеров подумайте, куда можно вложить вырученные от продажи деньги. Рациональнее всего часть средств потратить их на закупку бумаги, краски для печати, необходимые канцелярские принадлежности. Некоторая часть денег может пойти на поощрения самых внимательных и активных юнкоров, их помощников и читателей. И, наконец, очень важный момент – потратить на благотворительность. Можно отправить в детский дом, на помощь инвалидам. Главное – вы помогаете нуждающимся людям и еще прибавляете уважения к газете.

Прежде чем приступить к работе над газетой, будущим журналистам полезно пройти курс первичной подготовки.

Виды школьных газет

ГАЗЕТА-ПРИЛОЖЕНИЕ. Это газета-спутник, которую выпускают ребята, работающие по определенным направлениям (спорт, краеведение, национальная культура и т.д.)

ГАЗЕТА-МОЛНИЯ. Особый тип газеты. Она содержит экстренную информацию об одном или нескольких событиях в жизни школьной общественности (класса) (т.е. “молния” – экстренный выпуск газеты с сообщением о важном событии). Информация “молнии” требует немедленного реагирования. “Молнию” можно выпускать: а) когда школе (классу, человеку) предстоит какое-то важное, срочное, новое дело и нужно сообща придумать, как лучше всего его выполнить; б) когда в жизни школы (класса) возникли непредвиденные обстоятельства, серьезные трудности и нужно вместе решить, как эти трудности преодолеть; в) когда произошло какое-то событие и т.д. Рядом с газетой-“молнией” можно установить “почтовый” ящик для предложений, пожеланий, мнений. “Молния” не терпит шаблона, стандарта в оформлении. Каждый ее выпуск должен быть оригинальным. “Молния” приковывает внимание всех. Тут не стоит бояться ярких красок, нужно дать броский заголовок, острый рисунок или фото. Газета-“молния” не должна висеть долго. И главное – не стоит выпускать ее по незначительному поводу.

БОЕВОЙ ЛИСТОК. Оперативная газета, выпускаемая на месте происходящего события. В самом названии заложена суть этих выпусков – боевитость, быстрота, действенность. “Боевой” - значит, газета эта, как никакая другая, должна быть оперативной. Ее выпускают по ходу дела – во время субботника, трудового десанта, какой-то операции, акции, во время встречи и т.д. “Листок” - значит, газета эта невелика, в ней всего одна-две заметки. Это могут быть интервью или заметка и фельетон (и др. варианты). Хорошо часть работы, связанной с выпуском боевого листка, выполнить заранее – придумать варианты заголовка, оформление – рамочки, рисунки и т.д. Боевой листок можно выполнить на цветной бумаге (или фоне), а сами заметки поместить на белый фон. Оперативность выпуска боевого листка требует краткости изложения материала, четкой позиции, точности в изложении фактов.

“ЖИВАЯ ГАЗЕТА”. История “живой газеты” началась во время гражданской войны. Ее появление объясняется просто. Люди тянулись к политической деятельности, знаниям, а грамотных было мало. Вот и появилась газета, которую не надо было читать, ее смотрели и слушали. Эта необычная по форме газета-агитация и сейчас не потеряла своей актуальности. “Живая газета” представляет собой серию коротких выступлений, каждое из которых по-своему раскрывает содержание темы. “Живая газета” - это газета тематическая, показывает насущные проблемы. Она может быть посвящена проблемам мира, экологии. Программа “живой газеты” может сохранить форму печатной газеты – у нее может быть заголовок, хроника, заметки, сатира и юмор. Весь материал демонстрируется с помощью выразительных средств и приемов – плакаты, лозунги-речевки, сценки, диалоги, танцы и декламация, дружеские шаржи и теневые картинки. Можно использовать загадки, частушки, построенные на собственном материале. Для “живой газеты” важны актуальность и злободневность.

ПРЕСС-БЮЛЛЕТЕНЬ. Это такая газета, которая информирует читателя о ходе какого-то события, освещая самые важные его моменты, давая оценку, подводя итоги. Пресс-бюллетень выпускается на слетах, фестивалях, во время соревнований, пресс-конференций и т.д.

Это оперативная работа. Значительная часть заметок в пресс-бюллетене несет информацию о том, как идет слет или фестиваль, повествует о его гостях, участниках. Все сообщения в таком выпуске очень короткие, написаны порой в “телеграфном” стиле.

ОБМЕННЫЙ НОМЕР. Это газета, которую делают для своих друзей, коллектива ребят, с которым вы дружите. Готовится обычно совместно в редколлегией газеты другой школы. Цель – помочь друзьям выпускать хорошую газету, поучиться самим.

Известный нем.философ Артур Шопенгауэр говорил: «Газета – это секундная стрелка истории». А что же такое шк. газета? Какова её основная функция? Может быть, это площадка для самовыражения творческих учеников? Или же школьная летопись? Глубоко задумавшись ДЛЯ ЧЕГО вы создаёте газету, можно избежать многих ошибок на этапе создания издания.

Одна из них такова – газета становится бумажной версией школьного сайта. Как вы думаете, будет ли читателю интересна информация, с которой он уже ознакомился за несколько дней до выхода «нового» выпуска? Ответ очевиден. Совет № 1: газета не должна дублировать информацию со школьного сайта.

И с других сайтов в Интернет тоже. История праздников, гороскопы, афиша мероприятий – всё это напрямую не относится к школьной жизни. Пишите оригинальные, авторские статьи. Создавайте эксклюзив! Ваш контент должен быть уникальным. И это правило № 2.

Так о чём же тогда писать, спросите вы? Ответ прост: пишите о ВАШЕЙ школе. И чем неинтереснее эта информация будет для читателей, не связанных с вашим изданием, тем лучше. Пусть причиной создания газеты не будет пресловутое «у всех есть и надо надо». Создавайте её с душой!

Совет № 3: один номер одна тема. Такой подход позволяет расположить материал логично, последовательно. Выбранную проблему можно освятить полно, со всех сторон. Примеров тем может быть множество: адаптация, успех, семья, еда.

На примере последней темы я расскажу какую информацию можно использовать для газеты. Например, можно провести опрос и выяснить: какое блюдо в столовой у школьников самое любимое? А затем взять рецепт этого блюда у поваров. Рецепты любимых блюд можно взять и у учителей. Уверена, среди нас есть настощие шеф-повары.

Отличным материалом будет статья из рубрики «Дублёр школьных профессий». Поверьте, это задание таит в себе массу воспитательных моментов: начиная от профориентации, заканчивая тем, что школьники начинают больше ценить и уважать труд обслуживающего персонала.

И как же не вспомнить, говоря о еде, заманчивый запах из кабинета технологии у девочек? Фоторепортаж с уроков труда с пошаговой инструкцией будет принят читателями газеты на ура. А у учителя технологии можно взять интервью и выяснить: кто как кулинар ей больше по душе – Ургант или Высоцкая?

В настоящее время много говорится о проектной деятельности учащихся. Проекты создаются. Активно. Но часто за пределами класса не освещаются. Всё в газету! «Кухонные фразеологизмы», семейный проект «Готовим блюдо для мамы к 8 марта». Всё сюда!

Используйте необычную форму подачи материала. Например, тест-драйв. Выясните, опытным путём какой портфель самый удобный для школьника. Составление топа. Топ-5 самых предпочитаемых профессий среди нынешних 11-классников. Блиц-опросы: чем, по мнению школьников, можно заняться на каникулах?

Большой популярностью пользуется проведение эксперимента. Например, в преддверии 5 октября можно задаться вопросом: как выглядит деть учителя в цифрах? Наш эксперимент показал, что за 1 смену по школьным коридорам учитель проходит в среднем до 2 км. А комплект из 5 пачек тетрадей по весу равен 5 литровой бутылке воды.

Как видите, информационных поводов много. Любая вещь, попавшая под прицел журналиста, может таить в себе увлекательный материал. Даже случайно оставленная первоклассницей туфелька возле раздевалки. Мы, к примеру, выяснили, что Золушки Маши-растеряши могут не переживать за сохранность потерянных вещей. Ведь бюро находок работает с утра до вечера.

Объектом внимания могут стать двери. Они регулируют всю нашу жизнь: то скрывают что-то, то открывают целые миры. Мы проходим мимо них каждый день, даже не замечая, какие они разные. Например, дверь в школьный тир самая узкая, в стоматологический кабинет – самая устрашающая, в столовую – самая притягательная. А какие двери в вашей школе?

Ещё один совет. Все статистические данные, рейтинги оформляйте в виде инфографики. Поверьте, даже взрослым трудно воспринимать текст, напичканный цифрами и процентами. Детям тем более. Инфографика – это просто о сложном.

В каждой школьной газете найдётся рубрика «Люди, которые нас удивили». Привычные интервью с олимпиадниками и спортсменами скучны. Они часто не раскрывают личность с разных сторон. Попробуйте, например, сфотографировать содержимое портфеля вашего героя. Результаты будут интересными! Ведь внутренний мир человека может отражать каждая деталь!

Активно привлекайте к созданию газеты вчерашних выпускников. Их связь со школой ещё сильна. Но и новых впечатлений от студенческой жизни много. Пусть они ими поделятся с 11-классниками. И расскажут, чем учёба в ВУЗе отличается от школьных будней? Правда ли, что сначала ты работаешь на зачётку, а потом она на тебя? Как получать автоматы? А главное, как сдать ЕГЭ и выбрать ВУЗ?

Семьи школьников тоже активно привлекайте к сотрудничеству. Такая связь поколений позволяет обнаружить много точек соприкосновения. Например, о нормах сдачи ГТО и значках разной степени со страниц школьного издания могут поведать спортивные бабушки второклассниц.

И ещё один совет: расширяйте границы ваших контактов. Участвуйте в конкурсах, слётах, олимпиадах по журналистике. Отличное мероприятие в условиях нашего города – областной медиафорум «Прорыв». Можно себя показать и на других посмотреть. А ещё пообщаться с акулами пера. Они с радостью делятся советами с юными корреспондентами.

Говоря о создании качественного школьного издания, моно, конечно, затронуть острые вопросы материально-технического обеспечения. Да, нужен цветной принтер, нужен зеркальный фотоаппарат, современные компьютеры. К сожалению, это доступно не каждой школе. Однако самым главным ресурсом для создания интересной газеты являются талантливые, увлечённые ученики.

К.Д. Ушинский сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который необходимо зажечь». От наших с вами действий, уважаемые коллеги, зависит многое. И мне хочется пожелать: зажигайте с любовью!