Основные действия с рациональными числами. Свойства действий с рациональными числами. Как производятся действия с рациональными числами


В этой статье дан обзор свойств действий с рациональными числами . Сначала озвучены основные свойства, на которых базируются все остальные свойства. После этого даны некоторые другие часто используемые свойства действий с рациональными числами.

Навигация по странице.

Перечислим основные свойства действий с рациональными числами (a , b и c – произвольные рациональные числа):

  • Переместительное свойство сложения a+b=b+a .
  • Сочетательное свойство сложения (a+b)+c=a+(b+c) .
  • Существование нейтрального элемента по сложению – нуля, сложение которого с любым числом не изменяет это число, то есть, a+0=a .
  • Для каждого рационального числа a существует противоположное число −a такое, что a+(−a)=0 .
  • Переместительное свойство умножения рациональных чисел a·b=b·a .
  • Сочетательное свойство умножения (a·b)·c=a·(b·c) .
  • Существование нейтрального элемента по умножению – единицы, умножение на которую любого числа не изменяет это число, то есть, a·1=a.
  • Для каждого отличного от нуля рационального числа a существует обратное число a −1 такое, что a·a −1 =1 .
  • Наконец, сложение и умножение рациональных чисел связаны распределительным свойством умножения относительно сложения: a·(b+c)=a·b+a·c .

Перечисленные свойства действий с рациональными числами являются основными, так как все остальные свойства могут быть получены из них.

Другие важные свойства

Помимо девяти перечисленных основных свойств действий с рациональными числами существует еще ряд очень широко используемых свойств. Дадим их краткий обзор.

Начнем со свойства, которое с помощью букв записывается как a·(−b)=−(a·b) или в силу переместительного свойства умножения как (−a)·b=−(a·b) . Из этого свойства напрямую следует правило умножения рациональных чисел с разными знаками , в указанной статье приведено и его доказательство. Указанное свойство объясняет правило «плюс умножить на минус есть минус, и минус умножить на плюс есть минус».

Вот следующее свойство: (−a)·(−b)=a·b . Из него следует правило умножения отрицательных рациональных чисел , в этой статье Вы найдете и доказательство приведенного равенства. Этому свойству отвечает правило умножения «минус умножить на минус есть плюс».

Несомненно, стоит остановиться на умножении произвольного рационального числа a на нуль: a·0=0 или 0·a=0 . Докажем это свойство. Мы знаем, что 0=d+(−d) для любого рационального d , тогда a·0=a·(d+(−d)) . Распределительное свойство позволяет полученное выражение переписать как a·d+a·(−d) , а так как a·(−d)=−(a·d) , то a·d+a·(−d)=a·d+(−(a·d)) . Так мы пришли к сумме двух противоположных чисел, равных a·d и −(a·d) , их сумма дает нуль, что и доказывает равенство a·0=0 .

Легко заметить, что выше мы перечислили только свойства сложения и умножения, при этом ни слова не сказали о свойствах вычитания и деления. Это связано с тем, что на множестве рациональных чисел действия вычитание и деление задаются как обратные к сложению и умножению соответственно. То есть, разность a−b – это есть сумма a+(−b) , а частное a:b – это есть произведение a·b −1 (b≠0 ).

Учитывая эти определения вычитания и деления, а также основные свойства сложения и умножения, можно доказать любые свойства действий с рациональными числами.

Для примера докажем распределительное свойство умножения относительно вычитания: a·(b−c)=a·b−a·c . Имеет место следующая цепочка равенств a·(b−c)=a·(b+(−c))= a·b+a·(−c)=a·b+(−(a·c))=a·b−a·c , которая и является доказательством.

Copyright by cleverstudents

Все права защищены.
Охраняется законом об авторском праве. Ни одну часть сайта www.сайт, включая внутренние материалы и внешнее оформление, нельзя воспроизводить в какой-либо форме или использовать без предварительного письменного разрешения правообладателя.

Понятие о числах относится к абстракциям, характеризующим объект с количественной точки зрения. Еще в первобытном обществе у людей возникла потребность в счете предметов, поэтому появились численные обозначения. В дальнейшем они стали основой математики как науки.

Чтобы оперировать математическими понятиями, необходимо, прежде всего, представлять, какие же бывают числа. Основных видов чисел несколько. Это:

1. Натуральные - те, которые мы получаем при нумерации предметов (их естественном счете). Их множество обозначают N.

2. Целые (их множество обозначается буквой Z). Сюда относятся натуральные, противоположные им целые отрицательные числа и нуль.

3. Рациональные числа (буква Q). Это те, которые возможно представить в виде дроби, числитель которой равняется целому числу, а знаменатель - натуральному. Все целые и относятся к рациональным.

4. Действительные (их обозначают буквой R). Они включают в себя рациональные и иррациональные числа. Иррациональными называются числа, полученные из рациональных путем различных операций (вычисление логарифма, извлечение корня), сами не являющиеся рациональными.

Таким образом, любое из перечисленных множеств является подмножеством нижеперечисленного. Иллюстрацией данного тезиса служит диаграмма в виде т. н. кругов Эйлера. Рисунок представляет собой несколько концентрических овалов, каждый из которых расположен внутри другого. Внутренний, самый малый по размеру овал (область) обозначает множество натуральных чисел. Его полностью охватывает и включает в себя область, символизирующая множество целых чисел, которая, в свою очередь, заключена внутри области рациональных чисел. Внешний, самый большой овал, включающий в себя все остальные, обозначает массив

В данной статье мы рассмотрим множество рациональных чисел, их свойства и особенности. Как уже упоминалось, к ним принадлежат все существующие числа (положительные, а также отрицательные и нуль). Рациональные числа составляют бесконечный ряд, имеющий следующие свойства:

Данное множество упорядочено, то есть, взяв любую пару чисел из этого ряда, мы всегда можем узнать, какое из них больше;

Взяв любую пару таких чисел, мы всегда можем поместить между ними как минимум еще одно, а, следовательно, и целый ряд таковых - таким образом, рациональные числа представляют собой бесконечный ряд;

Все четыре арифметических действия над такими числами возможны, результатом их всегда является определенное число (также рациональное); исключение составляет деление на 0 (нуль) - оно невозможно;

Любые рациональные числа могут быть представлены в виде десятичных дробей. Эти дроби могут быть либо конечными, либо бесконечными периодическими.

Чтобы сравнить два числа, относящихся к множеству рациональных, необходимо помнить:

Любое положительное число больше нуля;

Любое отрицательное число всегда меньше нуля;

При сравнении двух отрицательных рациональных чисел больше то из них, чья абсолютная величина (модуль) меньше.

Как производятся действия с рациональными числами?

Чтобы сложить два таких числа, имеющих одинаковый знак, нужно сложить их абсолютные величины и поставить перед суммой общий знак. Для сложения чисел с разными знаками следует из большего значения вычесть меньшее и поставить знак того из них, чье абсолютное значение больше.

Для вычитания одного рационального числа из другого достаточно к первому числу прибавить противоположное второму. Для умножения двух чисел нужно перемножить значения их абсолютных величин. Полученный результат будет положительным, если сомножители имеют один и тот же знак, и отрицательным, если разные.

Деление производится аналогично, то есть находится частное абсолютных величин, а перед результатом ставится знак «+» в случае совпадения знаков делимого и делителя и знак «-» в случае их несовпадения.

Степени рациональных чисел выглядят как произведения нескольких сомножителей, равных между собой.

То а + b = b + a, а+(b + с) = (а + b) + с.

Прибавление нуля не изменяет числа, а сумма противоположных чисел равна нулю.

Значит, для любого рационального числа имеем: а + 0 = а, а + (- а)=0.

Умножение рациональных чисел тоже обладает переместительным и сочетательным свойствами. Другими словами, если а, b и с - любые рациональные числа, то ab - ba, a(bc) - (ab)c.

Умножение на 1 не изменяет рационального числа, а произведение числа на обратное ему число равно 1.

Значит, для любого рационального числа а имеем:

а) x + 8 - х - 22; в) a-m + 7-8+m;
б) -х-а + 12+а -12; г) 6,1 -k + 2,8 + p - 8,8 + k - р.

1190. Выбрав удобный порядок вычислений, найдите значение выражения:

1191. Сформулируйте словами переместительное свойство умножения ab = ba и проверьте его при:

1192. Сформулируйте словами сочетательное свойство умножения a(bc)=(ab)c и проверьте его при:

1193. Выбирая удобный порядок вычислений, найдите значение выражения:


1194. Какое получится число (положительное или отрицательное), если перемножить:

а) одно отрицательное число и два положительных числа;
б) два отрицательных и одно положительное число;
в) 7 отрицательных и несколько положительных чисел;
г) 20 отрицательных и несколько положительных? Сделайте вывод.

1195. Определите знак произведения:

а) - 2 (- 3) (- 9) (-1,3) 14 (- 2,7) (- 2,9);
б) 4 (-11) (-12) (-13) (-15) (-17) 80 90.

а) В спортивном зале собрались Витя, Коля, Петя, Сережа и Максим (рис. 91, а). Оказалось, что каждый из мальчиков знаком только с двумя другими. Кто с кем знаком? (Ребро графа означает «мы знакомы».)

б) Во дворе гуляют братья и сестры одной семьи. Кто из этих детей мальчики, а кто девочки (рис. 91, б)? (Пунктирные ребра графа означают - "я - сестра", а сплошные - "я - брат".)

1205. Вычислите:

1206. Сравните:

а) 2 3 и 3 2 ; б) (-2) 3 и (-3) 2 ; в) 1 3 и 1 2 ; г) (-1) 3 и (-1) 2 .

1207. Округлите 5,2853 до тысячных; до сотых ; до десятых; до единиц.

1208. Решите задачу:

1) Мотоциклист догоняет велосипедиста. Сейчас между ними 23,4 км. Скорость мотоциклиста в 3,6 раза больше скорости велосипедиста. Найдите скорости велосипедиста и мотоциклиста, если известно, что мотоциклист догонит велосипедиста через ч.
2) Легковая автомашина догоняет автобус. Сейчас между ними 18 км. Скорость автобуса составляет скорости легковой автомашины. Найдите скорости автобуса и легковой автомашины, если известно, что легковая автомашина догонит автобус через ч.

1209. Найдите значение выражения:

1) (0,7245:0,23 - 2,45) 0,18 + 0,07 4;
2) (0,8925:0,17 - 4,65) 0,17+0,098;
3) (-2,8 + 3,7 -4,8) 1,5:0,9;
4) (5,7-6,6-1,9) 2,1:(-0,49).

Проверьте ваши вычисления с помощью микрокалькулятора .
1210. Выбрав удобный порядок вычислений, найдите значение выражения:

1211. Упростите выражение:

1212. Найдите значение выражения:

1213. Выполните действия:

1214. Ученикам дали задание собрать 2,5 т металлолома. Они собрали 3,2 т металлолома. На сколько процентов учащиеся выполнили задание и на сколько процентов они перевыполнили задание?

1215. Автомашина прошла 240 км. Из них 180 км она шла по проселочной дороге, а остальной путь - по шоссе. Расход бензина на каждые 10 км проселочной дороги составил 1,6 л, а по шоссе - на 25% меньше. Сколько литров бензина в среднем расходовалось на каждые 10 км пути?

1216. Выезжая из села, велосипедист заметил на мосту пешехода, идущего в том же направлении, и догнал его через 12 мин. Найдите скорость пешехода, если скорость велосипедиста 15 км/ч, а расстояние от села до моста 1 км 800 м?

1217. Выполните действия:

а) - 4,8 3,7 - 2,9 8,7 - 2,6 5,3 + 6,2 1,9;
б) -14,31:5,3 - 27,81:2,7 + 2,565:3,42+4,1 0,8;
в) 3,5 0,23 - 3,5 (- 0,64) + 0,87 (- 2,5).

С рациональными числами люди, как вы знаете, знакомились постепенно. Вначале при счете предметов возникли натуральные числа. На первых порах их было немного. Так, еще недавно у туземцев островов в Торресовом проливе (отделяющем Новую Гвинею от Австралии) были в языке названия только двух чисел: «урапун» (один) и «оказа» (два). Островитяне считали так: «оказа-урапун» (три), «оказа-оказа» (четыре) и т. д. Все числа, начиная с семи, туземцы называли словом, обозначавшим «много».

Ученые полагают, что слово для обозначения сотни появилось более 7000 лет назад, для обозначения тысячи - 6000 лет назад, а 5000 лет тому назад в Древнем Египте и в Древнем Вавилоне появляются названия для громадных чисел - до миллиона. Но долгое время натуральный ряд чисел считался конечным: люди думали, что существует самое большое число.

Величайший древнегреческий математик и физик Архимед (287-212 гг. до н. э.) придумал способ описания громадных чисел. Самое большое число, которое умел называть Архимед, было настолько велико, что для его цифровой записи понадобилась бы лента в две тысячи раз длиннее, чем расстояние от Земли до Солнца.

Но записывать такие громадные числа еще не умели. Это стало возможным только после того, как индийскими математиками в VI в. была придумана цифра нуль и ею стали обозначать отсутствие единиц в разрядах десятичной записи числа.

При разделе добычи и в дальнейшем при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести «ломаные числа» - обыкновенные дроби. Действия над дробями еще в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дроби».

Чтобы облегчить действия с дробями, были придуманы десятичные дроби . В Европе их ввел в Х585 г. голландский математик и инженер Симон Стевин.

Отрицательные числа появились позднее, чем дроби. Долгое время такие числа считали «несуществующими», «ложными» прежде всего из-за того, что принятое истолкование для положительных и отрицательных чисел «имущество - долг» приводило к недоумениям: можно сложить или вычесть «имущества» или «долги», но как понимать произведение или частное «имущества» и «долга»?

Однако несмотря на такие сомнения и недоумения, правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел были предложены в III в. греческим математиком Диофантом (в виде: «Вычитаемое, умноженное на прибавляемое, дает вычитаемое; вычитаемое на вычитаемое дает прибавляемое» и т. д.), а позже индийский математик Б х а с к а р а (XII в.) выразил те же правила в понятиях «имущество», «долг» («Произведение двух имуществ или двух долгов есть имущество; произведение имущества и долга есть долг». То же правило и при делении).

Было установлено, что свойства действий над отрицательными числами те же, что и над положительными (например, сложение и умножение обладают переместительным свойством). И наконец с начала прошлого века отрицательные числа стали равоправными с положительными.

В дальнейшем в математике появились новые числа - иррациональные, комплексные и другие. О них вы узнаете в старших классах.

Н.Я.Виленкин, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, В.И.Жохов, Математика для 6 класса, Учебник для средней школы

Книги и учебники согласно календарному плануванння по математике 6 класса скачать , помощь школьнику онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Бадамшинская средняя школа №2

Методическая разработка

по математике
в 6 классе

«Действия с рациональными числами»

подготовила

учитель математики

Бабенко Лариса Григорьевна

с. Бадамша
2014

Тема урока: « Действия с рациональными числами ».

Тип урока :

Урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

образовательные:

Обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах действий над положительными и отрицательными числами;

Закрепить умение применять правила в процессе выполнения упражнений;

Формировать навыки самостоятельной работы;

развивающие:

Развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки; - развивать умение применять полученные знания к решению прикладных задач; - расширение кругозора;

воспитывающие:

Воспитание познавательного интереса к предмету.

Оборудование:

Листы с текстами задач, заданий для каждого ученика;

Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/

Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С. И. Щварцбурд. – М., 2010.

План урока:

    Организационный момент.

    Работа устно

    Повторение правил сложения и вычитания чисел с разными знаками. Актуализация знаний.

    Решение заданий по учебнику

    Выполнение теста

    Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания

Рефлексия

Ход урока

    Организационный момент.

Приветствие учителя и учащихся.

Сообщение темы урока, плана работы на уроке.

Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке мы вспомним все правила действий с рациональными числами и умения выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления.

Девизом нашего урока будет китайская притча:

«Скажи мне - и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму»

Я хочу вас пригласить в путешествие.

Среди пространства, где ясно виден восход солнца, тянулась узкая, необитаемая страна – числовая прямая. Неведомо где она начиналась и неведомо где она заканчивалась. И первыми, кто заселил эту страну, были натуральные числа. Какие числа называются натуральными и как они обозначаются?

Ответ:

Числа 1, 2, 3, 4,…..использующиеся для счета предметов или для указания порядкового номера того или иного предмета среди однородных предметов, называются натуральными ( N ).

Устный счет

88-19 72:8 200-60

Ответы: 134; 61; 2180.

Их было бесконечно много, но и страна была хоть и небольшой в ширину, зато бесконечной в длину, так что поместились все от единицы до бесконечности и образовали первое государство множество натуральных чисел.

Работа над задачей.

Страна была необычайно красивой. Великолепные сады располагались на всей ее территории. Это вишневые, яблочные, персиковые. В один из которых мы сейчас заглянем.

На вишне каждые три дня становится на 20 процентов больше спелых вишенок. Сколько спелых плодов будет на этой вишне через 9 дней, если в начале наблюдения на ней было 250 спелых вишенок?

Ответ: 432 спелых плода будет на этой вишне через 9 дней(300;360;432).

Самостоятельная работа.

На территории первого государства стали поселяться какие то новые числа и эти числа, вместе с натуральными, образовали новое государство, узнаем какое, решив задание.

На столах у учеников два листа:

1. Вычислите:

1)-48+53 2)45-(-23) 3)-7,5:(-0,5) 4)-4х(-15)

1)56:(-8) 2)-3,3-4,7 3)-5,6:(-0,1) 4)9-12

1)48-54 2)37-(-37) 3)-52,7+42,7 4)-6х1/3

1)-12х(-6) 2)-90:(-15) 3)-25+45 4)6-(-10)

Задание: соедините последовательно не отрывая руки все натуральные числа и назовите получившуюся букву.

Ответы к тесту:

5 68 15 60

72 6 20 16

Вопрос: Что означает этот символ? Какие числа называются целыми?

Ответы:1) Слева, от территории первого государства поселилось число 0, левее его -1, еще левее -2 и т.д. до бесконечности. Эти числа образовали вместе с натуральными числами новое расширенное государство множество целых чисел.

2) Натуральные числа, противоположные им числа и нуль называют целыми числами ( Z ).

Повторение изученного .

1) Следующая страничка нашей сказки заколдована. Расколдуем ее, исправляя ошибки.

27 · 4 0 -27 = 27 0 · (-27) = 0

63 3 0 · 40 (-6) · (-6) -625 124

50 · 8 27 -18: (-2)

Ответы:

-27 · 4 27 0 · (-27) = 0

-50 · 8 4 -36: 6

2) Продолжаем слушать сказку.

На свободных местах числовой прямой к ним подселялись дроби 2/5; −4/5; 3,6; −2,2;… Дроби вместе с первопоселенцами образовали очередное расширенное государство множество рациональных чисел. (Q )

1)Какие числа называются рациональными?

2)Является ли любое целое число, десятичная дробь рациональным числом?

3)Покажите, что любое целое число, любая десятичная дробь является рациональным числом.

Задание на доске: 8; 3 ; -6; - ; - 4,2; – 7,36; 0; .

Ответы:

1)Число, которое можно записать в виде отношения , где а – целое число, а п – натуральное число, называют рациональным числом .

2) Да.

3) .

Вам известны теперь целые и дробные, положительные и отрицательные числа, да ещё – число нуль. Все эти числа называют рациональными , что в переводе на русский язык значит «подвластные уму».

Рациональные числа

положительные нуль отрицательные

целые дробные целые дробные

Чтобы в дальнейшем успешно учиться математике (и не только математике), надо хорошо знать правила арифметических действий с рациональными числами, в том числе и правила знаков. А они такие разные! Запутаться недолго.

Физкультминутка.

Динамическая пауза.

Учитель: Любая работа требует перерыва. Отдохнем!

Выполним восстановительные упражнения:

1)Раз, два, три, четыре, пять -

Раз! Подняться, подтянуться,

Два! Согнуться, разогнуться,

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать. Шесть - за парту тихо сесть.

(Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)

2) Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите так, считая до пяти. Повторите 5 раз.

3) Крепко зажмурьте глаза, досчитайте до трех, откройте их и посмотрите вдаль, считая до пяти. Повторите 5 раз.

Историческая страничка.

В жизни, как и в сказке, люди « открывали» рациональные числа постепенно. Вначале при счете предметов возникли натуральные числа. На первых порах их было немного. Сначала возникли только числа 1 и 2. Слова «солист», «солнце», «солидарность» происходят от латинского «солюс» (один). Во многих племенах не было других числительных. Вместо «3» они говорили «один-два», вместо «4»- «два-два». И так до шести. А затем шло «много». С дробями люди столкнулись при разделе добычи, при измерении величин. Чтобы облегчить действия с дробями, были придуманы десятичные дроби. В Европе их ввел в 1585 году голландский математик.

Работа над уравнениями

Фамилию математика узнаете, решив уравнения, и по координатной прямой найдя букву соответствующую данной координате.

1) -2,5 + х = 3,5 2) -0,3 · х = 0,6 3) у – 3,4= -7,4

4) – 0,8: х = -0,4 5)а · (-8) =0 6) m + (- )=

Е А Т М И О В Р Н У С

-4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6

Ответы:

    6 (С) 4)2 (В)

    -2 (Т) 5) 0 (И)

    -4(Е) 6)4 (Н)

СТЕВИН – голландский математик и инженер (Симон Стевин)

Историческая страничка.

Учитель:

Не зная прошлого в развитии науки, нельзя понять её настоящее. Выполнять действия с отрицательными числами люди научились еще до нашей эры. Индийские математики представляли себе положительные числа как «имущества», а отрицательные числа как «долги». Вот как индийский математик Брахмагупта (VII в.) излагал некоторые правила выполнения действий с положительными и отрицательными числами:

«Сумма двух имуществ есть имущество»,

«Сумма двух долгов есть долг»,

«Сумма имущества и долга равна их разности»,

«Произведение двух имуществ или двух долгов есть имущество», «Произведение имущества и долга есть долг».

Ребята, переведите, пожалуйста, древнеиндийские правила на современный язык.

Сообщение учителя:

Как нет на свете без солнца тепла,

Без снега зимы и без листьев цветов,

Так нет в математике действий без знаков!

Ребятам предлагается отгадать, какой знак действия пропущен.

Задание. Вставьте пропущенный знак.

    − 1,3 2,8 = 1,5

  1. − 1,2 1,4 = − 2,6

    3,2 (− 8) = − 0,4

    1 (− 1,7) = 2,7

    − 4,5 (− 0,5) = 9

Ответы: 1) + 2) ∙ 3) − 4) : 5) − 6) :

Самостоятельная работа (на листе записывают ответы к заданиям):

    Сравнить числа

    найти их модули

    сравнить с нулем

    найти их сумму

    найти их разность

    найти произведение

    найти частное

    написать числа, противоположные им

    найти расстояние между этими числами

10) сколько целых чисел расположено между ними

11) найти сумму всех целых чисел, расположенных между ними.

Критерии оценок: решено все верно – «5»

1-2 ошибки - «4»

3-4 ошибки - «3»

более 4 ошибок - «2»

Индивидуальная работа по карточкам (дополнительно).

Карточка 1. Решите уравнение: 8,4 – (х – 3,6)=18

Карточка 2. Решите уравнение: -0,2х · (-4) = -0,8

Карточка 3. Решите уравнение: =

Ответы к карточкам :

1) 6; 2) -1; 3) 4/15.

Игра «Экзамен» .

Жители страны жили весело, играли в игры, решали задачи, уравнения и предлагают нам поиграть с целью подведения итогов.

Учащиеся подходят к доске берут карточку и отвечают на вопрос, записанный с обратной стороны.

Вопросы:

1. Какое из двух отрицательных чисел считают большим?

2.Сформулируйте правило деления отрицательных чисел.

3.Сформулируйте правило умножения отрицательных чисел.

4. Сформулируйте правило умножения чисел, имеющих разные знаки.

5. Сформулируйте правило деления чисел, имеющих разные знаки.

6.Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.

7. Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.

8.Как найти длину отрезка на координатной прямой?

9.Какие числа называются целыми?

10. Какие числа называются рациональными?

Подведение итогов.

Учитель: Сегодня домашнее задание будет творческим:

Подготовить сообщение «Положительные и отрицательные числа вокруг нас» или сочинить сказку.

« Спасибо за урок!!!»