Как определить род и число прилагательных. Тема:«Число и род имен прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам

Откроем тайну вариантов окончаний -ые, ие. Для этого надо определить, на какой звук оканчивается основа имени прилагательного. Основа - это часть слова без окончания.

Дороги весёлые, печальные,

То ближние, то дальние,

И лёгкие, и торные,

Извилистые, горные. (С. Михалков)

(Торные - значит гладкие, ровные)

В словах весёлые, печальные, торные, извилистые, горные основа оканчивается на твёрдый звук л , н , т .

В словах ближние, дальние, лёгкие основа оканчивается на мягкий согласный звук н ", к " .

Если основа имени прилагательного оканчивается на твёрдый звук, пишется окончание: ые.

Если же основа оканчивается на мягкий звук, окончание другое: ие.

Есть слова-исключения. Найдём их в загадках.

Летом в огороде свежие , зелёные , а зимою в бочке солёные . (Огурцы)

Когда она заглянет в сад,

Прозрачней станет виноград,

Большие яблоки - красней,

А груши поздние - вкусней. (Осень) (И. Кульская)

Свежие , большие , зелёные , солёные - основа оканчивается на твёрдый согласный, но жи-ши пиши с буквой И, поэтому пишется окончание -ие.

Поздние - основа оканчивается на мягкий согласный, окончание -ие. Ещё орфограмма непроизносимый согласный звук, проверочное слово опоздать.

Выберем имена прилагательные и запишем, выполняя команды имён существительных.

Райские птицы.

Перья птиц … , …. , …., ….. По форме они…. : одни - …, другие - …. с кисточками на крыльях, третьи - …. Ноги …. и …., ведь живут они на деревьях. …. птицы!

Справочное бюро: жёлтый, оранжевый, зелёный, чёрный, необычный, широкий, узкий, пушистый, сильный, цепкий, сказочный. (см. Рис. 2)

Райские птицы.

Перья птиц (какие?) жёлтые , оранжевые , зелёные , чёрные . По форме они (какие?) необычные : одни - широкие , другие - узкие с кисточками на крыльях, третьи - пушистые . Ноги (какие?) сильные и цепкие , ведь живут они на деревьях. Сказочные птицы!

Люди, любуясь красотой райских птиц, нередко удивляются их карканью. А ничего удивительного нет: эти птицы - близкие родственники нашей обыкновенной вороны.

Какие имена существительные можно употребить с прилагательным вкусные ?

вермишель

апельсин

Вкусные апельсины, кабачки, конфеты, огурцы, пироги, салаты.

Имена существительные из первого столбика не изменяются по числам. Имена существительные хлеб, масло, молоко, повидло, шоколад, вермишель имеют форму единственного числа.

Потешники.

В далёк… времена на Руси жили весёл… люди - потешники. Праздники, народн… гулянья не обходились без этих людей. Скоморохи устраивали кукольн… представления прямо на улицах. Дружн… ватаги можно было увидеть в сёлах и городах. Потешники несли шары разноцветн… да ящички резн…, рядом шли ряжен… козы да медведи на цепях. Музыканты несли свои музыкальн… инструменты. (По И. Никитиной)

Во времена какие? далёкие, -ие, люди какие? весёлые, -ые, гулянья какие? народные, -ые, представления какие? кукольные, -ые, ватаги (это шумные толпы) какие? дружные, -ые, шары какие? разноцветные, -ые, ящички какие? резные, -ые, козы какие? ряженые, -ые, инструменты какие? музыкальные.

Матрёшка.

Матрёшка - это (деревянный) кукла. (Русский) мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки (румяный) лицо, (синий) глаза, (алый) губки, (соболиный) брови. (Нарядный) шаль и (яркий) платье дополняют красоту игрушки. (Русский) матрёшка - (лучший) подарок.

Кукла (она) какая? деревянная, ед.ч., ж.р.

Мастера какие? русские, мн.ч.

Лицо (оно) какое? румяное, ед.ч.,ср.р.

Глаза какие? синие, мн.ч.

Губки какие? алые, мн.ч.

Брови какие? соболиные, мн.ч.

Шаль (она) какая? нарядная, ед.ч., ж.р.

Платье (оно) какое? яркое, ед.ч., ср.р.

Матрёшка (она) какая? русская, ед.ч., ж.р.

Подарок (он) какой? лучший, ед.ч., м.р.

Матрёшка.

Матрёшка - это деревянная кукла. Русские мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки румяное лицо, синие глаза, алые губки, соболиные брови. Нарядная шаль и яркое платье дополняют красоту игрушки. Русская матрёшка - лучший подарок.

Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Определите число прилагательных и род в единственном числе.

Тундра летом.

Многокрасочна летн… тундра. На талой воде пёстр… птицы. На кочках ярк… цветы. Лениво лежат сыт… олени. Их ветвист… рога на золотом закате как сказочн… костяной лес. И кругом бесконечн… тишина. (По Н.Сладкову)

Тундра летом.

Многокрасочна летняя (какая?) тундра (ж.р.ед.ч.). На талой воде пёстрые (какие?) птицы (мн.ч.). На кочках яркие (какие?) цветы (мн.ч.). Лениво лежат сытые (какие?) олени (мн.ч.). Их ветвистые (какие?) рога (мн.ч.) на золотом закате как сказочный (какой?) костяной лес (м.р.ед.ч.). И кругом бесконечная (какая?) тишина. (ж.р.ед.ч.) (По Н.Сладкову)

На уроке вы узнали, что у имени прилагательного во множественном числе команда всегда одна - какие? Имя прилагательное, подчиняясь этой команде, употребляется во множественном числе. У имён прилагательных во множественном числе род не различается, так как окончания всегда одинаковые: -ые или ие.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Вставь буквы. Догадайся, по какому признаку объединены слова. Найди «лишнее» сочетание слов.

быстр… реки

далёк… горы

душист… ландыши

могуч… сосны

редк… лес

осенн…грибы

  • Напиши словосочетания во множественном числе.

Дружный коллектив - …

Дружная семья - …

Дружное звено - …

Городской парк - …

Городская площадь - …

Городское здание - …

Прогулка Чука и Гека.

Дети шли к роднику по узк… тропинке. Над ними сияло холодн… голубое небо. Как сказочн… замки, поднимались к небу высок… утёсы. В морозн…. тишине резко стрекотали любопытн… сороки. Между кедровых ветвей прыгали сер… юрк… белки.

Краснодарский край Приморско-Ахтарский район

ст-ца Бриньковская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

Урок русского языка

3 класс

«Определение рода имен прилагательных»

Учитель начальных классов

Мищенко Любовь Дмитриевна

Слайд – 1

Урок русского языка

3 класс

Слайд – 2

Тема урока: Определение рода имен прилагательных

Цель урока: научить определять род имен прилагательных

Задачи урока:

Обучающие: учить определять род имен прилагательных, сформировать представления учащихся о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относиться. исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи.

Развивающие: развивать умения и навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы. Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах, группах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык 3 класс» Т.Г.Рамзаевой.

Материалы: Презентация к уроку, учебники, тетради, индивидуальные карточки.

I . Организационный момент.

Учитель:

Начинаем наш урок
Любознательные дети
Хотят знать про все на свете.
А пока проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Слайд – 3

Учитель:

В грамматическом царстве русского языка в лесном государстве у старика

со старухой жил Колобок.

Учитель:

Слайд – 4

Надоело ему лежать на окошке, скатился он на землю и покатился по тропинке.

Слайд – 5

II . Минутка чистописания.

А на тропинке рассыпалось много разных букв и их надо было написать

Слайд – 6

1.В вв Ввв ввв

2. Слово не воробей: вылетит не поймаешь.

Как вы понимаете значение пословицы?

Дети объясняют и вместе с колобком пишут в тетради.

Слайд – 7

III . Словарная работа.

Картинный диктант

Картинный диктант. Взаимопроверка. Сравнение написания.

Индивидуальная работа по карточкам.

1. Работа над предложением.

Однажды р..бята зашли в л..сную глуш.. .

– Прочитайте предложение. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

– Подчеркните главные члены предложения.

– Разберите прилагательное по составу.

– Выпишите словосочетания.

2. Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив из них лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте, где нужно, мягкий знак.

Ёлоч..ка, воз..ми, ласточ..ка, доч..ка;

тюлен… мал..чик, обув.., цеп..;

люл..ка, л..динка, колос..я, пис..мо;

варен..е, кушан..е, прос..ба, сиден..е;

рож.., лож.., дрож.., сыч..;

душ.., силач.., тиш.., нож..

IV . Введение в тему урока.

Учитель:

Помогите колобку справиться с заданием.

    Определите род написанных словарных слов.

    Подберите по одному прилагательному к каждому словарному слову. (устно)

V . Постановка проблемной ситуации.

В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени прилагательном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну «тайн»,

Как вы думаете, можете ли вы определить род у подобранных прилагательных. Определите род прилагательных, которые относятся к су ществительному. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Обоснуйте свой ответ.

Слайд – 8

Учитель:

Катился, катился и

Глядь, а на тропинке:

Что за зверь лесной

Зимой белый, а летом серый?

Ну конечно, это был зайчик.

Заяц: Колобок, ты так вкусно пахнешь! Я съем тебя!

Колобок: Нет. Это будет несправедливо. Ты дай мне задание, если не справлюсь, то съешь меня. А если выполню задание, то отпустишь.

Согласился заяц.

VI . «Открытие» нового знания.

1) - Что мы уже знаем о прилагательном?

2) - Связь имён прилагательных с существительными.

Слайд – 9 - 10

Подбери к существительному пары слов

Небо яркий весенний

трава яркое весеннее

день яркая весенняя

Учитель:

Какую взаимосвязь вы заметили? (Какого рода существительное, такого же рода и прилагательное)

Слайд – 11

Учитель:

- Выполнил Колобок задание. Поскакал зайчик своей дорогой. А Колобок покатился дальше.

Слайд – 12

Учитель:

Вдруг навстречу ему громадина!

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

- Кто это?

Конечно, это медведь.

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок:

Да, что вы все заладили: съем да съем!

Ты, Миша, дай мне задание.

Не выполню - тогда съешь.

Почесал медведь лапой за ухом:

- «Будет тебе задание, Колобок»

Работа в парах.

Составить словосочетания прилагательное + существительное

Синий, голубой, бирюзовый (костюм, глаза, блузка)

Пожилой, старый (мужчина, предмет)

Знойный, горячий (ветер, вода)

Темный, дремучий (лес, луг, туман)

VI . Физкультминутка.

Посмотрите вы на нас,

Как легко из класса в класс

Скачем по дорожке

Все на одной ножке.

Подскочили 10 раз,

Кончили десятый класс.

VII . Первичное закрепление изученного.

Слайд – 13

Знакомство с правилом по учебнику

В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

Слайд – 14

Учитель:

Справившись с заданием, колобок покатился дальше. Вдруг на лесную тропинку выскочил тот

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный.

Догадались, кто это? (Волк.)

Волк:

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок:

Я от бабки ушел, я от деда ушел, я от зайки и лисы ушел.

А ты, волк, хочешь меня съесть!

Ты лучше дай мне задание, если не выполню, тогда и съешь меня.

Волк: - Хорошо! Получай задание!

Слайд – 15 - 17

Предметные картинки с изображением овощей или фруктов. Подобрать как можно больше прилагательных к слову, обозначающему предмет.

Определить род прилагательного.

Какой ряд больше подберет. Помогаем колобку выбраться из рук волка.

Слайд – 18

Учитель:

- Умный Колобок опять спасся! Грустный волк пошел своею дорогой.

Слайд – 19

Учитель:

Катится Колобок по тропинке, радуется, что от всех ушел.

Вдруг навстречу:

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

Слайд – 20

Учитель:

Кто это? Правильно, лиса.

Лиса: - Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок:

Нет уж, лисичка, ты дай мне задание, если не выполню, тогда и съешь!

Хорошо! Получай задание

Письмо по памяти.

На доске записаны словосочетания :

скорая помощь острый нож

дорогая вещь тяжёлый багаж

железный обруч тёмная ночь

верный товарищ колючий ёрш

глазной врач ночная тишь

– Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить.

Затем учитель стирает первые слова и дети записывают словосочетания по памяти, ориентируясь на вторые слова. Определить род прилагательных.

Как определить род прилагательных?

Учитель: Ребята давайте поможем колобку уйти от лисы, вместе выполним задание и проверим.

Слайд – 21

Перехитрил колобок лису. Справился с заданием и покатился дальше.

Слайд – 22

Вдруг навстречу выскочил

Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

Петя – петушок.

И говорит:

Колобок, как ты вкусно пахнешь! Можно откушу от тебя кусочек?

Колобок:

Нет уж, давай задание! Не выполню - тогда откусывай! А пока не трогай!

Заяц, лиса, волк, медведь - и те не тронули! Выполняй мое задание и возвращайся домой там тебя старик со старухой ждут не дождутся.

Слайд – 23

Работа в группах

Соотнести к схемам слова и разобрать по составу:

Пригорки, лесной, походы, дорожка, пригородний, покупка, пролески, забежит, стол, земля посадка, домовой настольный, пришкольный.

Давайте и мы поможем, ребята колобку!

Учитель:

Распределяемся на 4 группы. У каждой группы свое задание. Ещё подобрать по одному своему слову к схеме.

Как вы ребята справились с заданием?

1- я группа называет задание к 1 –й схеме

2- я группа называет задание к 2 –й схеме

3- я группа называет задание к 3 –й схеме

4- я группа называет задание к 4 –й схеме

Давайте проверим.

Слайд – 24

Справившись с заданием, попрощался с петухом колобок и решил домой вернуться. По дороге домой его ожидало ещё одно препятствие.

Слайд – 25

Творческое задание

Работа в парах

Написать по картинке сочинение. В предложениях определить род имени прилагательного. Разобрать одно из предложений по членам предложения.

Слайд – 26

Колобок любил работать по картинке и с этим заданием справился.

Слайд – 27

Учитель:

Катиться он по лесной чаще. а на встречу ему старик со старухой идут. Обрадовались, что с колобком ничего не случилось. Взяли его на руки и домой понесли.

VIII . Рефлексия.

Итог урока. Оценки.

Учитель:

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

– Что было главным на уроке?

– Как можем мы определить род имени прилагательного?

Выставление оценок.

Как отмечается в лингвистической литературе, категории рода и числа у имен прилагательных не имеют того самостоятельного значения, которое свойственно существительным, и являются только выразителями связи прилагательного с существительным. Следовательно, усвоить учащимся род и число прилагательных - это значит прежде всего усвоить сущность связи этих двух частей речи. Средством выражения связи являются окончания. На окончания и должно быть направлено внимание детей, например: День какой? теплыйНочь к а к а я? теплая. Утро какое? теплое.

Вариант ознакомления с изменением имен прилагательных по родам.

Для наблюдения предлагаются имена существительные мужского, женского и среднего рода. Подобраны такие имена существительные, которые лексически сочетаемы с одним и тем же прилагательным. Кроме того, учитываются варианты окончаний у прилагательных мужского рода - -ьш, -ой, например:

Дописать окончания имен прилагательных. Почему разные окончания? Отчего это зависит?

Учащиеся определяют род имен существительных и имен прилагательных и делают выводы о прилагательных.

1. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам (в отличие от имен существительных).

2. Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано. Если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода и т. п.

3. Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос к а-, кой? и имеет окончание -ьш (-ий), -ой. Имя прилагательное женского рода отвечает на вопрос какая? и имеет окончание -ая (-яя). Имя прилагательное среднего рода отвечает на вопрос к а-к о е? и имеет окончание -ое(-ее).

Наблюдая над прилагательными во множественном числе, учащиеся убеждаются в том, что во множественном числе прилагательные по родам не изменяются.

В ходе работы над окончаниями необходимо обратить внимание учащихся и на следующий факт: после твердых согласных пишется окончание -ьш, -ая, -ое, -ые, после мягких - -ий, -яя, -ее, "-ие.

Согласно программе, у учащихся II класса формируется умение писать родовые окончания имен прилагательных. На формирование данного умения положительное влияние оказывает овладение учащимися алгоритмом действий, которые обеспечивают применение знаний.

Учащиеся овладевают следующим порядком действий:

1. Узнаю, с каким существительным связано имя прилагательное, и определю его род.

2. По роду имени существительного узнаю род имени прилагательного.

3. Вспомню окончание имени прилагательного этого рода и напишу.

4. Сравню окончание имени прилагательного и окончание вопроса.

Например, ученик записывает предложение: Любимое занятие приносит много радости. Ход его рассуждений: «Устанавливаю связь: занятие какое? любимое; прилагательное любимое относится к существительному занятие; существительное занятие среднего рода,- значит, и прилагательное любимое среднего рода, звук м - твердый, пишется окончание -ое». Постепенно объяснение становится кратким, но ход действий остается прежним. -

Учитывая, что окончание имен прилагательных среднего рода (-ее) и окончание прилагательных множественного числа (-ие) близки по произношению (что нередко бывает причиной ошибочного написания), необходимо специально поупражнять учащихся в их распознавании. Вначале в этих целях используются словосочетания.

<…> по аналогичной причине возникает необходимость в проведении сравнения окончания прилагательных женского рода единственного числа -ая и окончания прилагательных множественного числа -ые1 например: красная лента - красные ленты, интересная книга - интересные книги, пионерская песня - пионерские песни и т. п.

Работа над словосочетаниями подготавливает учащихся к записи предложений, например:

В горах

Яркое синее солнце. Отвесные горы. Ослепительный блеск льда. Необычная тишина. Только далеко внизу шумит, бьется о камни горный поток. По крутому склону цепочкой двигаются люди. Это юные альпинисты. Альпинизм - спорт сильных, смелых и благородных людей.

Учащиеся условным знаком (X) отмечают имя существительное, к которому относится имя прилагательное, определяют род, число, выделяют окончание.

Система упражнений, предусматривающая не только анализ предложений, но и их составление с последующей записью, способствует выработке навыка правописания окончаний и одновременно точному употреблению прилагательных в речи.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

124. Прочитайте. Спишите, выделяя окончания имён прилагательных.

  • Определите род и число имён существительных. Можно ли сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде и числе, что и имя существительное?
  • Поставьте вопрос к каждому имени прилагательному.
  • Какая значимая часть в именах прилагательных указывает на их изменение по родам? Назовите окончания имён прилагательных мужского, женского, среднего рода.

Изменение имён прилагательных по родам

125. Расскажите по таблице «Изменение имён прилагательных по родам», какого рода бывают имена прилагательные. По каким признакам можно определить их род?

  • На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского (мужского, среднего) рода? Какие они имеют окончания? В форме какого числа имена прилагательные изменяются по родам?

Обратите внимание! У имён прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос какой? , окончание -ой всегда ударное, а окончания -ый, -ий всегда безударные .

126. Прочитайте.

      Детск... (рисунок, комната, пальто).
      Золот... (ключ, рожь, кольцо).
      Горяч... (вода, чай, молоко).
      Смел... (поступок, мысль, решение).

  • Составьте и запишите словосочетания имён прилагательных с именами существительными. Имя прилагательное поставьте в том же роде, что и имя существительное. Укажите род имён прилагательных, выделите их окончания.

127. Прочитайте. Объясните отгадки к загадкам.

      Шапочка алая,
      Жилеточка нетканая,
      Кафтанчик рябенький.
      (Курица)

      Красный цвет,
      Винный вкус,
      Каменное сердце.
      (Виноград)

  • Подготовьтесь записать загадки под диктовку (см. Памятку 5).
  • Определите род имён прилагательных. Выделите их окончания.
  • Объясните, как вы определяли род имён прилагательных.

128. Прочитайте словосочетания. какой?

, вкусное какао, летучая мыш.., белый леб..дь, лесная глуш.., красивый тюль, московское м..тро, ус..ная реч.., извес..ная ф..милия, ч..рный кофе, яичный шампунь.

  • Поставьте вопросы от имён существительных к именам прилагательным. Определите род имён прилагательных.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания имён прилагательных.
  • Укажите род имён существительных и имён прилагательных.

129. Составьте из слов каждой пары словосочетания, согласуя имя прилагательное с именем существительным в роде.

Летний, гроза; утренний, роса; горячий, молоко; лёгкое, ветерок; синий, небо; колючая, ёжик; весенний, облако; поздний, осень; душистый, сирень; ранний, утро; могучий, дерево.

  • Запишите составленные словосочетания. Укажите род имён прилагательных, выделите их окончания.
  • Проверьте написание окончаний имён прилагательных по таблице (см. выше).

130.

Дождевое облако - дождлив... погода, конн... спорт - конск... грива, болотн... трава - болотист... местность, грозов... облако - грозн... оружие, водн... гладь - водян... растение, рыбн... хозяйство - рыб... глаз.

  • Сравните однокоренные имена прилагательные по смыслу и по составу. В чём их различие?
  • Укажите род имён прилагательных, выделите их окончания.
  • Докажите, что вы правильно написали окончания имён прилагательных.
  • Составьте и запишите предложение с любым словосочетанием.

131. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных.

Радости... весть, зимн... дорога, дремуч... лес, северн... ветер, весел... песня, утренн... роса, трескуч... мороз, горяч... молоко, верхн... одежда, вечерн... заря, интересы... книга, лёгк... туман, домашн... задание, ближн... озеро.

  • Докажите, что вы правильно написали окончания имён прилагательных. Укажите род имён прилагательных.
  • Скажите, к каким именам прилагательным можно подобрать синонимы, к каким - антонимы.

132. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Рани... апрельск... утро. В небе начала разгораться ал... полоска зари. Утренн... в..т..рок пр..шумел в в..рш..нах берёз. В пр..драссветной мгле з..звучала тих... лесн... песенка. Это з..пела птичка зарянка. В её песне слышалась робк... радость и светл... весенн... грусть.

(Н. Сладков)

  • Почему птичку назвали зарянкой ?
  • Запишите заголовок и текст, вставляя пропущенные буквы. Укажите род имён прилагательных.
  • Разберите третье предложение по частям речи (см. Памятку 4).
  • Выпишите из второго предложения словосочетание с именем прилагательным.

133. Прочитайте. Составьте словосочетания имён прилагательных с именами существительными.

      Добр... (человек, имя, дело).
      Горяч... (утюг, солнце, пора).
      Высок... (здание, урожай, награда).
      Свеж... (воздух, мясо, рубашка).
      Сладк... (пирог, сон, речь).
      Ранн... (утро, зима, птичка).

  • Запишите составленные словосочетания.
  • Выделите окончания имён прилагательных, объясните их написание. Укажите род имён прилагательных.
  • Подготовьтесь объяснить, как вы понимаете значение каждого словосочетания.

134. Прочитайте. Составьте словосочетания, заменяя имя существительное в скобках однокоренным именем прилагательным.

(Место) ж..тель, (земляника) варен..е, (звезда) небо, (дождь) утро, (опасность) д..рога, (прелесть) р..машка, (вкус) какао, (ярость) вет..р, (медведь) берлога, (заяц) к..пус..ка, (класс) комн..та, (известность) правило, (ненастье) п..года.

Образец. Местный житель, ... .

  • Запишите составленные словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
  • Укажите род имён прилагательных. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

I . Мотивация учебной деятельности

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок.

II . Актуализация знаний.

1. Запись в тетради числа и классной работы.

2. Минутка чистописания: Пришла, улыбнулась – утихли метели. Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась, растаяли льды, Наряд белоснежный надели сады.

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении (Слайд 1) - Какое сейчас время года? - Скажите, а какие признаки прихода весны вы знаете?

Назовите первый звук в слове «весна»?

Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, звонкий, мягкий, парный, обозначается буквой «вэ»).

Сегодня в чистописании мы будем прописывать букву «в». Запишите, продолжив закономерность.

Вв в Ввв в Вввв …

Запишите слова и подчеркните орфограммы.

весна цветок трава весенний дерево

3. Повторение пройденного

Составьте предложения на тему «Весна», используя одно из слов.

На доске предложение нужно исправить ошибки : Напраталинке поевился первый голубенький цвиток. (Слайд 2)

Один ученик разбирает по членам предложения, второй по частям речи, третий определяет падеж существительных. (Оценивание)

III . Фиксация индивидуального затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.

Вернемся к словам из чистописания.

Какое из них «лишнее»? (Весенний).

Что общего у оставшихся слов? (Имена существительные)

Почему вы так считаете?.

Определите род имён существительных. Что вам в этом поможет? (Имена существительные, которые можно заменить местоимениями он, - мужского рода, она – женского рода, оно – среднего рода).

Что получили? (Существительное мужского рода – цветок, существительные женского рода – весна, трава, существительное среднего рода – дерево).

Теперь посмотрим на «лишнее слово».

Можем ли мы определить род этого слова подставив местоимения он, она, оно? (Нет, не можем).

Почему? (Другая часть речи?)

Какая часть речи? (Имя прилагательное).

Как вы определили?

Могут ли имена прилагательные изменяться по родам? Сегодня мы попытаемся дать ответ на этот вопрос.

- Сформулируем тему нашего урока. (Слайд 3)

IV . Реализация построенного проекта. Открытие нового знания.

1. Работа с карточками.

В самом названии – имя прилагательное – уже содержит намёк на то, что слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.

Посмотрите на слова, которые вы записали в тетрадь в начале урока.

Подумайте, с каким именем существительным будет сочетаться слово весенний? (Цветок).

Составьте это словосочетание. (Весенний цветок).

Попробуйте подобрать к словам трава и дерево формы от слова весенний.

Что получилось?

Следовательно, имя прилагательное (прилагается) зависит от имени существительного. Если имя существительное цветок мужского рода, то и имя прилагательное весенний будет тоже мужского рода. Продолжим составлять словосочетания сущ.+прил. и разложим их по родам (Оценивание) (Слайд4)

Карточки: звонкая капель, яркое солнце, белый подснежник , весенний цветок, весенняя трава, весеннее дерево, голубой ручей, тёмная проталинка, синее небо.

Физкультминутка

2.Работа в тетради

Запишите полученные словосочетания по родам, выделите окончания у прилагательных. Сверьте окончания с таблицей.(Сл. 5)

Попробуйте определить род имен прилагательных на доске. Сделайте вывод. (Прилагательные мн. ч) (Слайд 6)

V . Закрепление изученного материала 1. Знакомство с правилом в учебнике на странице 72.

2. Составление алгоритма. (Слайд 7) 3. Самостоятельная работа. Упр. 126 Взаимопроверка по образцу. (Оценивание) 4. Разноуровневый тест - Предлагаю вам небольшой тест на тему «Род имён прилагательных». Перед вами два теста. Тест 1– сложный, Тест 2 –простой. Результат оцениваться будет по выбранному тесту: если всё правильно, Тест 1 – на «5», Тест 2 – на «4». (Слайд 8) (Оценивание) 5. Работа с текстом на карточке. (Если останется время) - Озаглавить текст, записать заголовок. - Вставить пропущенные слова, определить род и число прилагательных. (Слайд 9) (Оценивание)

VI . Рефлексия

Наш урок приближается к завершению. - Понравился вам урок? Что нового узнали?

Почему прилагательные так называются? (Они прилагаются к именам существительным). - Как изменяются имена прилагательные? - Как определить род имени прилагательного? - Всегда ли можно определить род имени прилагательного?

Давайте оценим вашу работу.

VII . Домашнее задание.

Выучить правило на странице72, выполнить упражнение 128.