Акустические свойства речи. Акустическая характеристика звуков. Фонология. Понятие фонемы

Лекции:

Деятельность говорящего завершается созданием звуковых колебаний в виде звуковой волныречевой сигнал в фонетике. Он относится к последней фазе речепроизводства. Физические свойства этого сигнала изучает акустическая фонетика , основной частью акустической фонетики является акустическая теория . Речевой сигнал представляет собой незначительные колебания воздуха, «путешествуя» по воздуху он достигает барабанных перепонок, заставляет их колебаться и отсюда берет начало сложных процесс слухового анализа.Задача: выявить и описать аэродинамические и акустические процессы, которые происходят в речевом тракте при произнесении звуков. Понимание этих процессов важно, т.к. данные акустики могут объяснить многие особенности акустики.

Основы акустической теории были заложены в ХХ веке. Гельмгольц, Фант: акустическая теория речеобразования, 1964, Фланган.

Положения теории.

1.Сами по себе движения речевых органов звуки не рождают.

2.Роль органов речи состоит в том, чтобы создать в речевом тракте аэродинамические условия для речевых или звуковых колебаний. Здесь речевой тракт как акустическая труба.

Чтобы она издавала звуки необходимы 2 условия:

Создать в ней необходимый поток воздуха и превратить его в колеблющуюся воздушную струю. Поток воздуха создается дыхательной системой.

Осуществление второго условия благодаря голосовым связкам и преградам в надгортанной части речевого тракта.

3 типа источника звуков:

2.Турбулентный – образуются вихревые потоки, вызывают специфический шум, из-за преграду в виде сужения (шипящие, свистящие, фрикативные).

3.Импульсный – преграда в виде смычки.

Учебник Реформатского:

Общей теорией звука занимается раздел физики - акустика . С точки зрения акустики, звук - это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия.

Акустика различает в звуке следующие признаки:

1. Высоту , что зависит от частоты колебаний: чем выше частота (кол-во колеб. на ед-цу t) колебаний, тем выше звук; чем ниже частота колебаний, тем ниже звук. 1Герц=1колебание/сек).

2. Силу , что зависит от амплитуды (размаха) колебаний (расстояние высшей точки подъема и низшей точки падения звуковой волны); чем больше амплитуда колебания (т. е. чем силь­нее размах), тем сильнее звук.

3. Длительность или долготу ; для языка важна г.о. соотносительная длительность звуков. Так, в русском языке ударные гласные длительнее безударных, но во многих языках под ударением бывают и долгие, и краткие гласные (в немецком, английском, французском, киргизском, туркменском и др.).


4 . Тембр (тембр - от французского timbre - “колокольчик”) звука, т. е. индивидуальное качество его акустических признаков.

Типы звуковых колебаний:

1)периодические (равномерные) , кол-во колебаний на единицу времени не изменяется.

2)непериодические (неравномерные) , количество колебаний на единицу времени меняется.

В рез-тате периодических колебаний возникают тоны (колебания голосовых связок и воздуха, заполняющего полости рта и носа); в рез-те непериодических колебаний возникают шумы (колебания губ, языка, маленького язычка, звуки трения и взрыва у сближенных или сомкнутых органов речи). Тоны имеют абсолютную высоту , шумы обладают лишь относительной высотой , поэтому можно говорить о более высоких и низких шумах, но определить абсолютную высоту шума нельзя.

Резонанс возникает в замкнутой воздушной среде. Благодаря наличию резонатора тон усиливается и обогащается наслаивающимися на него гармоническими обертонами (обертон - от немецкого Oberton - “верхний тон”), более высокими тонами.

Тембр звука - явление, содержащее в себе основной тон и шум (или их комбинацию), гармонические обертоны (если есть основной тон) и резонаторные тоны.

Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные . Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в р - разного типа); в шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума.

Крайние точки по сонорности - гласная [а] и шумная согласная [п]. Характерное для [а] звучание состоит из чисто тонального эффекта, т. е. определяется только данным резонаторным тоном, шумов в [а] нет, для звука [п] тональные эффекты сведены к нулю; то же, что характеризует тембр [п], состоит именно в характерном шуме взрыва сомкнутых губ, а голос в образовании звука [п] не участвует.

Между этими двумя полюсами - чисто тональных звуков типа гласного [а] и далее в убывающем по сонорности порядке (благодаря уменьшающемуся раствору рта) [э], [о], [и], [у] и чисто шумовых , типа глухого, мгновенного шумного [п] - находятся звуки, переходные от сонорных к шумным: в пределах сонорных - сонорные согласные [м], [н], [л], [р], [и], [w], а в пределах шумных - звонкие шумные длительные, как [в], [з], [ж], и мгновенные, как [б], [д], [г], глух и е шумные длительные, как [ф], [с], [ш], [х], и мгновенные, как [п], [т], [к]. Таким образом, акустически гласные выделяются как чисто тональные звуки.

Фонетика связана с такими немовознавчимы дисциплинами, как физика (акустика), анатомия, физиология (создание звуков, строение речевого аппарата) и психологией (речевая деятельность человека является частью его психической деятельности).

Звуки речи можно одновременно рассматривать как физические, физиологические и лингвистические явления.

Звуки языка

Звуки речи по своей природе, по способу создания и по своему назначению -достаточно сложные единицы.

В природе мы слышим множество звуков (шум травы, шелест деревьев, гул, пение, свист, рев, стук различных физических явлений). Звуки, лишены всякого значения, называются пустыми (пустыми), или звуками физических явлений.

Не все звуки, которые произносит человек, является звуками речи. Человек может создавать много звучаний (крик, свист, кашляння, икання, сопение и под.), Но для общения имеют значение только те звуки и звукосполук, служащие для образования морфем и слов.

Звуки человек слышит, воспринимает органом слуха, поэтому в школьном языкознании звук характеризуется как слуховое ощущение, вызываемое механическими колебаниями. В физике - звук трактуется как распространяемые в упругих телах (твердых, жидких и газообразных) механические колебания. V музыке определяется как тон определенной высоты и силы. В линмистици звук - это членораздельный элемент человеческой речи, образованный с помощью органов речи. Звуки - это материальная оболочка слов. Наш язык звуковая, членораздельная.

Кроме того, в лингвистике звуки одновременно характеризуются:

Как явление физическое, или физический аспект звука .- его звучание, акустика, потому возникают в результате колебаний воздуха и различаются по высоте, долготе, силой, тембром;

Как явление анатомо-артикуляционное, то есть физиологический аспект, поскольку они образуются органами речевого аппарата человека с участием центральной нервной системы;

Как явление функциональное, или лингвистический аспект - функция звуков в речи, потому что звуки создают материальную оболочку слов, служат для их образования, распознавания, указывают на различия в значении слов и их форм.

Хотя все три аспекта изучения звуков представлены в школьном языкознании, но четкого разграничения их нет. Они изучаются в единстве, что обеспечивает усвоение учащимися акустически-физиологических и функциональных признаков звуков как целостного явления.

Акустические свойства звуков

Особенности звуков изучаются акустикой. В акустике рассматриваются свойства волновых движений, зависят от характеристик источника колебаний, и те ощущения, которые возникают у человека, который воспринимает тот или иной звук.

В физическом аспекте каждом звуковые человеческой речи свойственны такие пять признаков: высота, сила, долгота, чистота, тембр.

Высота звука зависит от частоты колебаний упругого тела, то есть от количества сжатий-разреженного воздуха за одну секунду (один сжатие-разрежение в секунду - это герц). Человеческое ухо воспринимает звук частотой от 16 (самый низкий звук) до 20 000 Гц. Диапазон колебаний в человеческом языке значительно меньше: у мужчин - 85-200 Гц, у женщин -160-340 Гц (у женщин голосовые связки короче, и поэтому звук выше), у певцов - от 80 (самый низкий бас) до 1300 (выше сопрано) Гц. Высота звука в языке используется для формирования интонации высказывания, а также частично ударения.

Сила (интенсивность) и громкость звука зависят от амплитуды (размаха) колебаний голосовых связок, что, в свою очередь, обусловлено силой, с которой давит на голосовые связки или другие преграды выдыхаемый поток воздуха. Чем больше размах колебаний, тем сильнее звук. С помощью силы звука выделяют ударные слоги, добиваются хорошего слышимости и тому подобное. Колебательные движения вызывают сгущение и разрежение звуков, что, в свою очередь, вызывает изменения воздушного давления по сравнению с атмосферным (увеличивает или уменьшает его). Соответственно, сила звука зависит от величины звукового давления волны, распространяющейся. Сила звука оценивается слухом как громкость: увеличение звукового давления приводит к увеличению громкости, уменьшение - к ее ослаблению. Сила звука, или интенсивность, измеряется в особых единицах - децибелах (1 дБ). Здесь оказывается человеческий фактор (громкая или тихая беседа, говорит супруг и т.д.). Громкий разговор равна примерно 70 дБ.

Между силой звука и его громкостью существует сложная зависимость. Во время одного и того же звукового давления звуки с частотой 1000-3000 Гц слышать лучше, оцениваются как более громкие, чем звуки с частотой 100-200 Гц. Наибольшую интенсивность имеют открытые гласные звуки [а], [о], [э], наименьшую - закрытые [и], [у], [и]. Напряженные гласные звуки легко переходят в согласные [в] - [в], [и] - [и]. Регулировка силы звуков предопределяется условиями общения, в частности расстоянием между его участниками, а также эмоциональным состоянием вещателей.

Долгота зависит от времени звучания. Продолжительность звука в слове выражается в миллисекундах: например, гласный е в украинском языке продолжается 240-260 мс, громкий и - 245-265 мс. Украинский язык различает обычные и удлиненные согласные (цена и ценный, во ржи и в жизни), немного дольше звучат в ней отмечены гласные.

Чистота звука зависит от ритмичности колебаний. Если колебания ритмичные, равномерные, возникают чистые тона; если колебания неритмичные, слышатся шумы. Источником тонов являются колебания голосовых связок, а источником шумов - трение воздуха о губы, зубы, небо, язык и тому подобное. Чисто тональными звуками есть гласные, шум участвует в формировании согласных звуков.

Тембр зависит от дополнительных тонов, которые накладываются на основной и является основной акустической признаком каждого отдельного звука речи. Именно тембр несет информацию о том, как создается определенный звук, который слышит слушатель. Тембр несет также информацию об особенностях строения резонаторов каждого отдельного человека (не только глоточная, ротовая и носовая полости, но и форма языка, выпуклость неба, состояние зубов и т.д. влияют на размер резонатора). Именно благодаря тембровые мы узнаем голос человека, даже не видя ее. Тембр предоставляет том или ином языке неповторимого национальную окраску.

По тембру различают звучания конкретного вещания, которое может быть светлым, легким, мощным, радостным, мрачным и т. Д. Тембральных характеристики звуков существенно дополняют содержание того или иного высказывания, создают нужное настроение, соответствующий подтекст.

Акустические свойства звуков речи

Глава I. Фонетика и фонология

Определение фонетики как науки. Разделы фонетики

Фонетика (от греч. phone - звук) - это наука о звуковом строе языка. Термином фонетика называется и сам звуковой строй языка.

Разделы фонетики:

1) описательная фонетика - изучает звуковой строй языка на одном из этапов его развития;

2) историческая фонетика - изучает историю звукового строя;

3) экспериментальная фонетика - изучает звуки речи при помощи специальных технических средств, позволяющих более точно описать звуковые единицы речи.

Фонология - учение о фонеме как единице языка, т. к. звук - единица речи. Фонема – это абстрактная единица.

Общая характеристика звука

Звук - это явление материального характера. Он воспроизводится органами речи и воспринимается органами слуха. Звук определяется как минимальная, далее не делимая звуковая единица, произносимая за одну артикуляцию.

Звук речи изучается в 3 аспектах:

1) биологическом (физиологическом) - связан с изучением артикуляции звуков речи органами речевого аппарата;

2) физическом - связан с изучением звуков речи с акустической точки зрения, т. к. звук речи - это результат колебательного движения голосовых связок;

3) социальном (функциональном) - связан с изучением звуков речи с точки зрения их функции в языке.

Акустические свойства звуков речи

С акустической точки зрения звук характеризуется 3 основными признаками:

1) высота - зависит от частоты колебаний: чем меньше частота колебаний, тем ниже звук; единица частоты - герц; человеческое ухо способно воспринимать от 16 до 20 тыс. герц; ниже этого предела возникает инфразвук, выше этого предела возникает ультразвук; высота звука речи зависит от длины голосовых связок: чем длиннее голосовые связки, тем ниже звук;

2) сила звука определяется амплитудой колебания, а также высотой звука: более низкие звуки сильнее, чем более высокие;

3) длительность звука зависит от продолжительности колебаний во времени.

Колебания могут совершаться ритмично, т. е. число колебаний в единицу времени не меняется; в результате ритмичных колебаний возникает тон звука; тон образуется при произнесении гласных звуков; если колебания совершаются неритмично , т. е. число колебаний меняется в единицу времени, то возникает шум ; шум образуется при произнесении согласных звуков.

При произнесении звуков на основные колебания накладываются дополнительные колебания - обертоны . От количества обертонов, их различий по высоте и силе зависит тембр звука. Тембр - это окраска звуков. Различный тембр звуков создается благодаря различной форме и величине резонаторов. Резонаторами в речевом аппарате являются полости глотки, рта и носа.

Полость рта - изменяемый резонатор. Он изменяет форму благодаря губам и языку.

Полости глотки и носа - неизменяемые резонаторы.

Звуки речи, как и другие окружающие нас звуки, представляют собой результат особых колебательных движений воздушной среды. Различают два основных типа звуков: музыкальный тон (результат ритмических колебаний) и шум (результат неритмических колебаний). При образовании звуков речи колебания воздуха создаются органами речи. Ритмические колебания – тоны – создаются голосовыми связками, неритмические – шумы – возникают при преодолении потоком воздуха, выдыхаемого из лёгких, различных преград, которые создаются в полости рта языком и губами.

Таким образом, все звуки русского языка делятся на гласные и согласные . При образовании гласных звуков обязательно принимают участие голосовые связки, поэтому образуется тон. При этом в полости рта нет препятствий на пути потока воздуха, поэтому нет и шума. При образовании согласных в ротовой полости всегда создаются разного рода преграды, которые должна преодолеть воздушная струя, а следовательно, возникает шум при наличии или отсутствии работы голосовых связок.

Это важное отличие гласных и согласных. Но есть и другие отличия. М.В.Панов в экспериментальном учебнике русского языка для 5 класса приводит такое объяснение: «Гласные – ртораскрыватели. Чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные – ртосмыкатели. Чем громче их надо произнести, тем плотнее надо сжать рот. Произнесите сначала тихонько, а потом громко: а! А! Заметили, что рот во втором случае хочет шире открыться? Произнесите сначала тихонько, а потом громче: с! С! Заметили: когда громче, то язык стремится плотнее примкнуть к зубам? Гласные легко кричать. Крикните: а! о! э! у! и! Легко? Согласные, напротив, трудно кричать, а некоторые просто нельзя. Сердито накричите на своего соседа по парте: п! к! н! г! ш! ц! Получилось?» Заметим, что данное толкование удобно для использования и в начальных классах при объяснении разницы между гласными и согласными звуками.

С акустической точки зрения согласные звуки не являются однородными. В зависимости от степени участия тона и шума различаются согласные сонорные (от лат. sonōrus – звучный ) и шумные . При произношении сонорных согласных тон значительно преобладает над шумом.

К сонорным относятся звуки [м], [м`], [н], [н`], [р], [р`], [л], [л`], [й`].

Основным составляющим элементом шумных согласных является шум, который возникает в момент преодоления воздушной струёй преграды в полости рта. При этом в зависимости от работы голосовых связок шумные делятся на звонкие и глухие согласные. Шумные звонкие согласные образуются при помощи шума с добавлением тона (т.к. «включаются» голосовые связки). В практике учителей начальных классов часто используется удобный для младших школьников способ различения звонких и глухих согласных: нужно положить ладонь на горло и поочерёдно называть согласные звуки. При произношении звонких согласных под пальцами ощущается лёгкая вибрация, создаваемая колебаниями голосовых связок, а при произношении глухих такой вибрации нет.

К шумным звонким относятся: [б], [б`], [в], [в`], [д], [д`], [з], [з`], [ж], [ж`:], [г], [г`].

В образовании шумных глухих тон не участвует, слышен только шум: [п], [п`], [ф], [ф`], [т], [т`], [с], [с`], [ш], [ш`:], [к], [к`], [х], [х`], [ц], [ч`].

Как видим, большинство шумных согласных образуют соотносительные пары: [б] – [п], [з`] – [с`] и т. д. Такие согласные называются парными по звонкости-глухости . Те же шумные согласные, которые на имеют парного звонкого ([ц], [ч`] и т. д.) – непарные .

Акустическую характеристику звуков речи можно представить в виде такой схемы:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и задачи фонетики
Предметом изучения фонетики является вся звуковая система языка: звуки в потоке речи, их закономерные чередования, сочетаемость, акустические и артикуляционные характеристики. Кроме того, в фонетик

Понятие звука и буквы
Изучение русского языка в младших классах начинается с того, что учитель постепенно знакомит учеников со звуками, а затем с буквами, которыми данные звуки обозначаются на письме. Учебники и програм

Фонетическая транскрипция
Устная речь, являющаяся объектом рассмотрения фонетики, отличается от письменной, фиксирующей звучащую речь в буквенных обозначениях. Но при изучении фонетики возникает необходимость точно охаракте

Фонетические единицы русского языка
Наша речь не является непрерывным потоком звучания. Она членится на отрезки, выделяемые разного рода паузами. Ведь для понимания смысла сказанного важна не только последовательность грамматически с

Гласных звуков
Разная артикуляция (работа органов речи) позволяет произносить звуки, отчётливо отличающиеся друг от друга. Качество гласного звука зависит от положения языка и участия губ в процессе образования д

Согласных звуков
Артикуляция согласных звуков сложнее артикуляции гласных. Основная особенность образования согласных состоит в том, что речевой аппарат создаёт преграду в виде смыкания или сближения органов речи.

Слог. Слогоделение
Наша речь членится на разные по продолжительности отрезки. Вспомним, что одной из единиц такого членения является слог (см. § 4). В современном русском языкознании существуют различные тео

Звуковые изменения в потоке речи
Звуки в потоке речи очень редко употребляются изолированно. Обычно они тесно связаны друг с другом и подвергаются различным изменениям. Если такие изменения происходят в пределах одной и той же мор

Позиционные изменения гласных звуков
Чередование гласных звуков зависит в первую очередь от их положения по отношению к ударному слогу. В нём гласные звучат наиболее отчётливо, поэтому позиция гласного в ударном слоге называется

Позиционные изменения согласных звуков
Позиционные чередования согласных связаны с положением звука в слове, а также с влиянием звуков друг на друга. Как и для гласных звуков, для согласных тоже существуют сильные и слабые позиции. Одна

Понятие фонемы
Одной из основных фонетических единиц языка является звук – минимальная речевая единица (см. § 4). Следовательно, легко предположить, что именно звук выполняет смыслоразличительную функцию: [пыл] –

Состав фонем современного русского языка
Поскольку фонема определяется по своему сильному варианту, достаточно легко подсчитать количество гласных и согласных фонем русского языка: их столько, сколько звуков в сильных позициях. Однако не

Фонематическая транскрипция
Звуковой состав слова передаётся при помощи фонетической транскрипции, учитывающей всё многообразие звучащей речи (см. § 3). Фонетическая транскрипция имеет большое значение для фиксации акустическ

Знаки фонетической транскрипции
[а] [о] гласные в сильной позиции

Гласных звуков
В основе лежит таблица, представленная в «Русской грамматике» (М.: Наука, 1980). звуки характеристика подъём

Согласных звуков
В основе лежит таблица, представленная в «Русской грамматике» (М.: Наука, 1980) звуки участие голоса и шума

Фонетический анализ слова
І. Порядок характеристики слога: 1. Ударный или безударный слог. 2. Прикрытый или неприкрытый. 4. Открытый или закрытый.

Вопросы к экзамену по фонетике

1. Акустические свойства звуков речи

Звук волновые колебания упругой среды, которые могут вызвать слуховые ощущения. Звуки отличаются друг друга высотой, силой, длительностью и тембром.

Высота – частота колебаний. Чем выше частота колебаний в единицу времени, тем выше звук. За единицу частоты – герц Гц. Человеческое ухо от 16 до 20 000 Гц.

Сила – зависит от амплитуды колебаний, чем больше амплитуда, тем сильнее звук. С силой – громкость. Единицей измерения – децибел дБ.

Длительность – продолжительность по времени. Измеряется – тысячная доля секунды – миллисекунды (мс)

Тембр индивидуальная особенность, окраска звука, определяемая его спектром , соотношение между основным тоном и обертонами .

Составляющие звука:

    тело способное колебаться

    сила, заставляющая колебаться

    физическая среда способная передать колебания

2. Понятие об артикуляции. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей.

Звуки речи образуются в результате определенной работы речевого аппарата.

Движения и положения органов речи – артикуляция звука.

А. Звука – согласованная работа различных частей речевого аппарата.

Речевой аппарат – совокупность органов человека, необходимых для производства звуков.

Нижний этаж р/а – дыхательные органы: легкие, бронхи, трахеи – воздушная струя создающая звук и передающая колебания во внешнюю среду.

Средний этаж р/а – гортань. Хрящи – голосовые связки. Напряжение – звонкие и гласные.

Верхний этаж р/а – органы над гортанью: глотка (носоглотка, полость: ротовая, носовая разделены небом) Мягкое небо + язычок = небная занавеска. Приподнята – рот, опущена – нос.

Рот меняет, подвижна нижняя губа.

Наиболее подвижный – язык. (кончик, спинку: переднюю среднюю заднюю, корень)

3. Сегментные и суперсегментные единицы речи. Фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук как сегментные единицы.

Наша речь – поток звуков. Поток на отрезки, отдельные единицы: фраза, фонетическая синтагма, фонетическое слово, слог и звук.

Фраза – отрезок речи с особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между паузами. Соответствует законченному по смыслу высказыванию. (не предложение)

Фраза делится на синтагмы .

Фонетическая синтагма – интонация и ударение + паузы не обязательны, короче межфразовых.

Членение – по смыслу и синтаксически.

Синтагма состоит из слов.

Фонетическое слово – отрезок звуковой цепи, объединенное 1 словесным ударением. Соответствует 1 или несколько синтаксических единиц.

Фонетическое слово – на слоги – на звуки.

Сегментные единицы – звук, слог, ф. Слово, ф. Синтагма. Каждая последующая состоит из более мелких.

Объединение сегментных единиц – суперсегментным – слоговость звуков, ударение и интонация.

4. Гласные и согласные звуки, их артикуляционные и акустические

различия.

Все звуки речи – гласные и согласные.

Гласные – воздушная струя без препятствий – основное артикуляционное отличие от согласных. Чисто тоновые звуки, периодические колебания связок при прохождении воздуха. Ртораскрыватели. Можно кричать.

Согласные – наличие шума, непериодический звук, преодоление воздушной струей препятствий. Более сильная воздушная струя. Мускульное напряжение на том месте, где встречается преграда. Ртосмыкатели.

5. Классификация гласных звуков русского языка, артикуляционные и акустические особенности. Классификация гласных звуков в школьной практике.

Гласные – чисто тоновые звуки. В гортани в результате колебания связок. Музыкальный тон. Рот и глотка – резонаторы, различия между гласными. Объем и форма резонирующих полостей. Каждый гласный – особое положение органов речи.

Классификация на 3 признаках:

    участие губ

        • лабиализованные (о, у)

          нелабиализованные (а, э, и, ы)

    степень подъема языка по вертикали

        • верхний подъем (и, ы,у) (узкими)

          средний подъем (э, о)

          нижний подъем (у, о) (широкими)

    степень отодвинутости языка по горизонтали назад.

        • Передний ряд (и, э)

          Средний ряд (ы, а)

          Задний ряд (у,о)

Подъем /ряд

передний

Пер/сред

средний

Ср/задни

задний

Верхний

Верх-средн

Средний

Ср-ниж

Нижний

Открытые и закрытые гласные – «оттенки» звуков.

6. Классификация согласных звуков русского языка по месту образования. Классификация согласных звуков в школьной практике.

Входят 5 основных признаков:

    место образования (какой активный орган совершает работу и с каким органом сближается)

      Переднеязычные

      • зубные звуки [т], [т"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [л], [л"], [н], [н"];

        нёбно-зубные звуки [ш], [ш":] [ж], [ж":], [р], [р"], [ч"];

      среднеязычный, среднёнебный звук[j];

      заднеязычные, задненёбные звуки [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"].

7. Классификация согласных звуков русского языка по способ образования. Классификация согласных звуков в школьной практике.

способ образования (характеристика препятствий в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодаления)

      Щелевые (фрикативные)

      • Срединные [ф], [ф"], [в], [в"], [с], [с"], [з], [з"], [ш], [ш":], [ж], [ж":], [j], [х], [х"];

        Боковые [л] / [л"];

      Смычные

    Носовые [м], [м"], [н], [н"]

    Взрывные [п], [п"], [б], [б"], [т], [т"], [д], [д"], [к], [к"], [г], [г"];

    Аффрикаты [ц] и [ч"].

    Имплозивные

      Дрожащие [р] / [р"]

8. Классификация согласных звуков русского языка по твердости/мягкости. Классификация согласных звуков в школьной практике.

Отличаются характерной для каждой из групп артикуляцией. При образовании мягких язык концентрируется в передней части, твердых – задней части ротовой полости.

    Твердые [ш], [ж], [ц], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р]

    Мягкие [щ], [ч], [т"], [д"], [н"], [б"], [в"], [г"], [с"], [р"]

    Палатализированные (сдвиг языка вперед, приподнятие к небу)

    Фарингализированны (твердые звуки)

    Лабиализованные

На знании фонетики построено ОГ. В подготовительный период вводится основное понятие о фонетических единицах(предложение, слоги, звуки: согл, гласные, звонкие, глухие) для грамотного и сознательного чтения.

Наша задача заключается в развитии фонематического слуха у учащихся для дальнейшего грамотного письма и чтения. Знания по фонетике необходимы также для организации работы по орфоэпии. Т.об., знания фонетики необходимы учителю, чтобы успешно осуществлять работу по обучению в начальных классах.

9. Классификация согласных звуков русского языка по уровню шума, по участию или неучастию голоса. Классификация согласных звуков в школьной практике.

уровень шума (звучность/сонорность, твердость/мягкость, глухость/звонкость)

      Сонорные [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [j]

    звонкие [в], [в"], [з], [з"], [ж], [б], [б"], [д], [д"], [г],

    глухие [ф], [ф"], [с], [с"], [ш], [п], [п"], [т], [т"], [к], [к"], [х], [х"], [ч], [щ].

10. Слог как сегментная единица речи. Слоговые и неслоговые звуки. Типы слогов.

    Сегментная (членение отрезка речевой цепи на слоги)

    Суперсегментная

    Слогообразующий (открытый)

    Неслогообразующий (закрытый)

    Прикрытый (начинается с неслогового)

    Неприкрытый (начинается со слогового)

11. Слог с акустической и артикуляционной точки зрения. Различные теории слога

Существуют несколько теорий:

    Экспираторная (слог – звукосочетание, произносимое одним толчком воздуха) не объясняет всех случаев.

    Сонорная (Аванесовым) (слог – волна сонорности, звучности. В слоги – звуки с звучности. Самый звучный – слоговой звук.)

По степени звучности:

4 – гласные

3 – сонорные

2 – звонкие

1 – глухие

    Динамическая (слог – волна имеющая силу и интенсивность)

Самый сильный, интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные - неслоговые.

В одном слоге может быть два гласных звука. Сочетание двух гласных в пределах одного слога называется дифтонгом . В русском литературном языке дифтонгов нет, но они встречаются в русских диалектах, где произносится кор[уо]ва, молок[уо], л[ае]с, с[ш?]но и т. п. Дифтонги есть, например, в английском, немецком, испанском и многих других языка

12. Слогораздел в русском языке. Слогораздел в школьной практике.

В потоке речи слова обычно на слоги не делятся, границ ДУ слогами нет, соседние звуки как внутри слога, так и между слогами произносятся без перерыва, перетекает один в другой. Невозможно обнаружить эти границы никакими приборами. Но иногда нам нужно

слово или несколько слов громко и отчетливо. Тогда деление между звуками ослабевает, слово распадается на слоги.

Слогораздел - реальная или потенциальная граница между слогами, то место в слове, где при скандировании можно сделать паузу.

Законы слогоделения неодинаковы в разных языка даже в диалектах одного языка.

В русском литературном языке, опирающемся на московское произношение, большинство неконечных слогов построено по принципу восходящей звучности. При этом начальный звук наименее звучный, а конечный - наиболее звучный, т. е. слоговой. Поэтому большинство неконечных слогов открытые: [ка-ро-ва] - 14-34-24, [бу-ква-л"нэ] - 24-124-334.

Принципом восходящей звучности обусловлен ряд особенностей слогораздела. Один интервокальный (находящийся между гласными) согласный отходит к следующему гласному: [за-ро-дыш], [на-су-хэ]. Группа интервокальных согласных отходит к следующему гласному, если она состоит из шумных согласных: [ку-пцы], [и-зба], [ра-ссол]; сонорных согласных: [ва-лна], [су-мрэк]; начинается шумный

и заканчивается сонорным согласным: [су-кно], [во-бла|-

Во всех этих случаях начало слога, включая слоговой звук строится по принципу восходящей звучности.

В группе неслоговых звуков первый всегда отходит предшествующему гласному, если это [и]: [таи-га], [чай-н"ик].

Наличие слогораздела после первого звука обеспечивает возрастание звучности в следующем слоге. Но у согласного перед шумным звучность может снизойти до уровня этого шумного. Такой сонорный примыкает к следующему слогу: [на-рват"], [ко-лба].

Основной принцип строения слога в русском языке слогораздел и правила переноса части слова с одной строки на другую могут не совпадать. Правила переноса строятся на нескольких принципах, и перенос слова по слогам - только один из этих принципов.

13. Ударение. Фонетическая природа словесного русского ударения.

Слово может состоять из одного или нескольких слогов. Один слог в слове ударный, остальные - безударные.

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово.

Фонетическая природа:

    Музыкальное (тоновое изменение высоты тона ударного слога).

    Количественное (ударный слог всегда дольше безударного)

    Динамическое (ударный слог сильнее безударного)

Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог может отличаться от безударных большей силой, длительностью и тембром - качеством входящих в него звуков.

Ударность, безударность – свойства всего слога.

Не стоит путать слогораздел с переносом слов с одной строки на другую

14. Место ударения в слове. Функции словесного ударения.

В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему - приставку, корень, суффикс и окончание: выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать . Такое ударение называется разноместным или свободным. Ударение может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, по месту ударения могут различаться:

    Разные слова во всех их формах: замок, замка

    Некоторые формы разных слов: белка и белка

    Разные формы одного слова: волос и волос

    смыслоразличительную

    форморазличительную

    различения вариантов слов

    равноправные варианты (творог)

    литературный/разговорный (звонит)

    общеупотребительный/профессиональный (компас)

    устаревший/современный (музыка)

    современный/фольклорный (злато, серебро)

15. Ударение формообразующее и словообразовательное. Подвижность и неподвижность ударения.

При образовании грамматических форм слова может оставаться на одном и том же месте; такое ударение называется неподвижным или постоянным формообразовательным : книга, книги . В русском языке большая часть слов (около 96 %) имеют неподвижное ударение.

В словах с подвижным формообразовательным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Подвижность ударения внутри одной морфемы встречается крайне редко: дерево - деревья . Обычно при подвижном ударении чередуется ударение на основе с ударением на окончании: рука - руки, сниму - снимешь, сняла - сняли.

При словообразовании наблюдаются те же закономерно­сти, что и при формообразовании. Так, ударение в производ­ном слове может быть на той же морфеме, что и у произво­дящего слова: книга - книжка.

Это словообразовательное неподвижное ударение. В дру­гих случаях ударение в производящем и производном словах падает на разные морфемы: звезда - звёздочка. Это словообразовательное подвижное ударение.

16. Фразовое, тактовое, логическое ударение.

Если фонетическая синтагма или фраза включает несколько фонетических слов, то одно слово несет более сильное ударение. Такое выделение одного из слов фонетической синтагмы или фразы может осуществляться при помощи синтагменного (синтагматического) и фразового ударения. Например: Лизавета Ивановна | сидела, в_своей комнате \ ещё в_бальном своём народе||.

Синтагменное и фразовое ударение не связанно со смыслом - фонетическом объединении нескольких слов в фонетическую синтагму или фразу, в членении текста на синтагмы и фразы. Стоит на последнем слове синтагмы и фразы и указывает на их границу - конец синтагмы и фразы.

В потоке речи в рамках предложения (фразы) одно из словесных ударений может иметь большую силу, чем другие. В этом случае такое ударение становится тактовым ударением. Если предложение (фраза) имеет несколько речевых тактов, то одно из тактовых ударений обычно бывает более интенсивным, чем другие тактовые ударения. Такое тактовое ударение становится фразовым, или логическим, ударением. Тактовые ударения обычно падают на слова, являющиеся смысловыми центрами данных речевых тактов, а логическое ударение принимает на себя слово (или словосочетание), которое служит смысловым центром всего предложения. Интонационно-ритмическое выделение речевых тактов, тактовых и логических ударений служит обязательным условием выразительности устной речи.

17. Клитики, их типы. Слабое ударение.

Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам, составляя с ними одно фонетическое слово.

Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому примыкает, называется проклитикой (односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на горе; ко_мне;)

Безударное слово, стоящее после удар к которому оно примыкает, называется энклитики (односложные частицы: скажи-ка, он_же, придёт_ли)

Абсолютные проклитики и энклитики к основному слову, сливаются с ним в одно слово, где гласные и согласные звуки произносятся в одном лексическом слове: до_сада (ср. досада).

Относительные клитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, характеризуйте произношением отдельных звуков, чем внутри одно лексического слова. Например, безударный союз но сохранят в произношении звук [о]: мороз, но солнце [но-сонцэ] (ср. на солнце [на-сбнцъ]).

18. Фонология. Звук речи и звук языка.

Чтобы узнавать слова, говорящие должны произносить звуки, из которых эти слова состоят, одинаково: [а], [да], [дам].

Но вместе с тем по одному только слову, произнесенному хорошо знакомым нам человеком, мы узнаем этого человека, даже не видя его.

Почему же мы считаем все-таки, что одно и то же слово, произнесенное разными людьми, - это одно и то же слово с одним и тем же составом звуков?

    некоторых различий между звуками мы не слышим: такие различия настолько тонкие, что находятся за пределами человеческого восприятия.

    Все звуки, находящиеся в пределах этой зоны, отождествляются говорящими и воспринимаются как один звук.

Различают звуки речи и звуки языка .

Звук речи – это конкретный звук, произнесенный конкретным лицом в конкретном случае.

Звук речи - точка в артикуляционном и акустическом пространстве

Звук языка - это множество звуков речи, близких в артикуляционно-акустическом отношении, оп- говорящими как тождество.

Звук языка – это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Как и всякое множество, звук языка уже не конкретный звук, а абстракция.

19. Понятие фонемы.

Отождествляем мы не только звуки, близкие в артикуляционно-акустическом отношении. В языке действует строгий закон: отождествляются звуки, различия между которыми связаны с разными условиями их произнесения.

Фонема – ряд позиционно чередующихся звуков обусловленных речевой позицией.

Фонема – абстрактная единица речи позиционно чередующихся звуков.

Выделяю 2 основные функции:

    перцептивная (восприятие) – отождествлять

    сигнификативная - различать

Основной звуковой представитель фонемы – представитель, к. испытывает наименьшее влияние.

сильной позиции. Если нет – слабую.

Фонемы - строительный материал для значимых единиц языка - морфем и слов, фонемы служат для образования этих единиц.

Эта функция фонем называется конституирующей .

В речи фонемам соответствуют звуки. Членение на звуки говорящие осуществляют в соответствии с фонемным членением. Без знания языка, его фонемного состава, невозможно разделить звуковой поток на отрезки, соответствующие звукам.

Фонемы - это абстрактные единицы фонетического яруса языка, воплощающиеся в речи во множествах позиционно чередующихся звуков.

20. Чередования: позиционные и непозиционные, фонетические и исторические.

Фонетические законы – законы функционирования и развития звука языка, т.е. законы изменения звуков и сочетания и чередования .

Чередования звуков – мена звуков, занимающая одно и тоже место в одной и той же морфеме. (сад – сады - садик).

чередования

позиционные

непозиционные

фонетические

морфологические

Позиционные:

Фонетические – позиция звуков в слове

Морфологические – положение звука в определенной морфеме или грамматической форме (юг – юга – южный).

Непозиционные :

Не имеют ни морфологической, ни фонетической обусловленности, есть лишь в отдельных словах (сон – сна).

21. Нейтрализация фонем. Гиперфонема.

Фонетические позиционные чередования могут быть двух типов:

1) чередования, образующие параллельные ряды, не имеющие общих членов;

2) чередования образующие пересекающиеся ряды имеющие общие члены. (р/л смотры/смыслы)

Совпадение, неразличение двух или нескольких фонем в определенной позиции называется нейтрализацией . В позиции нейтрализации эти фонемы реализуются одним и тем же звуком. (а-о-э в первом предударном слоге.)

Нейтрализация фонем обязательно связана с их чередованиями в одних и тех же морфемах.

Поэтому нейтрализация фонем – это снятие противопоставления фонем в тех же морфемах.

22. Фонетическая позиция. Сильные и слабые позиции фонем.

Фонологическая позиция - условия употребления и реализации фонемы в речи. В разных позициях одна и та же фонема выступает в разных звуковых обликах. Чередование звуков, воплощающих одну и ту же фонему, обуславливается фонетическими позициями.

Фонема, как и звук выполняет сигнификативную функцию, т.е. способствует разграничению слов и морфем. Выполняя свою функцию фонема находится в сильной позиции. Если нет – слабую .

    сильные/слабые позиции для гласных фонем

Сильная – под ударением. (дул)

Слабая – без ударения (мелок/милок)

Нейтрализация фонем при совпадении двух и более фонем. Происходит в слабой позиции. Звук не выполняет функцию.

    Согласные звуки (глухость/звонкость)

    согласные звуки (твердость/мягкость)

    перед гласным звуком

    перед сонорным звуком

    сочетание В+ гласный

    на конце слова (кров)

    перед гласным (мать)

    перед всеми твердыми согласными (полка)

– на конце слова

– шумные перед шумными (косьба) В+ шумный

все остальные.

23. Позиционные фонетические чередования согласных звуков по глухости/звонкости и твердости/мягкости.

    звонкие/глухие

    • на конце слова перед паузой (дуб - дубы)

      шумный глухой перед шумным звонким меняется на шумный звонкий (косить – ко[з]ьба)

      шумный звонкий перед шумным глухим меняется на шумный глухой (лодочка - ло[т]ка)

Примечание: шумные глухие меняются на шумный звонкие перед:

    сочетанием В + звонкий согласный

Не происходит:

    перед В + гласный, В + сонорный

    твердые/мягкие

    Звук [н] – [н’] перед твердыми звуками (винт - взвинчивать)

    Твердые зубные перед мягким зубным – мягкий зубной (лист - листья)

24. Позиционные фонетические чередования согласных с нулем звука, по долготе/краткости.

1) Долгие согласные сохраняются :

    В начале слова (ссуда)

    На стыке приставки и корня (рассортировать)

    Рядом с ударным гласным (ванна)

Не сохраняются :

    На конце слова (сумма)

    Рядом с согласным (класс). Кристаллы – кристальный.

2) Согласный/ нуль звука

    Стн/стс (месть – местный, шесть – шестьсот)

    Стц/здц (истец – истца, узда - узцы)

    Рдц/рдч (сердце – сердчишко, сердечный)

    Стф/здк (невеста – невестка, ездить - поездка)

    Нтц/ндц (голандец)

    Лнц (солнце)

    [j] (стоять - стой)

25. Позиционные фонетические чередования согласных звуков по месту и способу образования

    по месту:

    Перед передненёбными шумными согласными зубные шумные заменяются передненёбными: [с] кашкой

Зубной [н] перед заднеязычными согласными, после которых обычно следуют и другие согласные, заменяются заднеязычным [нг]: ко[п]тора, но ко[нг]гресс;

переднеязычные/ зубные перед небными:

    небными (сыграть – сшить [ш])

    По способу образования:

    Взрывные согласные перед щелевыми того же места образования заменяются аффрикатами: о[ц]сыпать (отсыпать), пя[ц"]ся (пяться).

26. Позиционные фонетические чередования гласных звуков в зависимости от соседства твердых/мягких согласных.

Только в ударном слоге.

Мама/мать, рук/руки, люк/люки

[а] [а’] [‘а] [‘a’]

Параллельная мена.

27. Позиционные фонетические чередования гласных звуков в

зависимости от места по отношению к ударению.

Формула Потебни 1231 – остальные безударные слоги.

Ъ – аЪ – а – Ъ

Ъ – аЪ – о – Ъ

Формула Потебни показывает, что:

    во всяком фонетическом слове - только один слог ударный;

    первый предударный слог - слабее ударного, но сильнее всех остальных;

    все остальные слоги по силе примерно равны;

    слова с любым количеством слогов подчиняются этой формуле;

    предударная и послеударная части фонетического слова в русском языке не симметричны, устроены по-разному.

Перекрещивающаяся мена (ряды имеют общие члены)

28. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Согласные звуки и фонемы, противопоставленные по признаку глухости/звонкости.

Непарные фонемы.

Фонемы - минимальные единицы языка, их нельзя разделить на более мелкие, последовательно идущие друг за другом элементы. Но, тем не менее, фонема - сложное явление. Она состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, вне фонемы, но сосуществующих одновременно в фонеме, различаются в сигнификативно в сильных позициях.

Признаки необходимые и достаточные для определения фонемы в сигнификативно сильных позициях, называют дифференциальными признаками этой фонем.

Наборы дифференциальных признаков совпадают всех фонем.

Фонема /а/ реализуется рядом звуков, признаками которых являются нижний подъем и нелабиализованность. Но /а/ противопоставлена всем остальным фонемам уже по одному признаку - нижнему подъему. Нет ни одной фонемы, кроме /а/, обладающей этим же признаком. Признак нижнего подъема - дифференциальный для фонемы /а/;

Интегральные признаки - это такие признаки звуков, воплощающих фонемы, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам. Интегральные признаки несамостоятельны, они обусловленные.

Гласные верхнего и среднего подъема могут быть лабиализованными и нелабиализованными, здесь есть выбор признака. Гласные нижнего подъема обязательно нелабиализованные. Здесь выбора признака нет: интегральный признак обусловлен дифференциальным.

Так, [а] выступает в позиции рядом с мягкими согласными, [а] - между мягкими гласными; это звуки разных рядов, но они воплощают одну же фонему /а/.

Все фонемы образуют систему. В основе любой системы – взаимосвязь. В основе лежат элементы, которые необходимо сопоставить.

По общему признаку: б – б’ звонкая, губная, взрывная – интегральные признаки.

Противопоставляются:

    перед гласными (пел - бел)

    перед сонорными (блеск - плеск)

Нейтрализуются:

    на конце слова (прут - пруд)

    перед шумным (теска)

Непарные по мягкости-твердости согласные фонемы образуют две различные группы:

1) согласные фонемы, во всех положениях выступают как твердые (ср. жар, жор, жук, жир, жесть;

2) согласные фонемы, во всех позициях являются мягкими (ср. час, чок, чик, чек, еще, вожжи и т.п.);

3) фонема всегда выступает как мягкая , ;

4) задненёбные фонемы, не различающиеся по твердости-мягкости, выступают в своих мягких вариантах перед [е], [и] (ср. гид, кит, хил, гелий, букет, хетты).

29. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Согласные звуки и фонемы, противопоставленные по признаку твердости/мягкости. Непарные фонемы.

Все фонемы образуют систему. В основе любой системы – взаимосвязь. В основе лежат элементы, которые необходимо сопоставить и противопоставить.

б – б’ – место образования, способ образования, твердый/мягкий – дифференциальные признаки.

Ч – j – 2 ДП.

Противопоставляются:

    перед гласными (мать - мять)

    на конце слова (кров -кровь)

    л – л" (полка, полька)

    п/язычные перед всеми твердыми согласными (редко - редька)

Нейтрализуются:

    во всех остальных случаях.

Так, перед согласными фонемами, непарными по твердости-мягкости, твердость и мягкость фонем не различается, за исключением - , а перед фонемой выступают только мягкие согласные.

30. Состав гласных фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем.

В языке столько фонем, сколько звуков в одних и те сигнификативно сильных позициях.

Множество фонем встречаются в сильной позиции в огромном количестве слов. Но как быть, если звук в сильной позиции встречается в одном только слове, или в редких словах. Ы.

В русском литературном языке выделяется несколько фонетических подсистем: общеупотребительных слов, необщеупотребительных (редких) слов, слов сложной структуры, междометий, служебных слов. Каждая из этих подсистем характеризуется своими фонетическими закономерностями.

Московская школа:

А – О – У – Э – И (И и Ы)

Ы есть, но только подсистеме не общеупотребительных слов, в подсистеме общеупотребительных слов есть: /и/, /э/, /о/, /а/, /у/.

31. Состав согласных фонем русского языка. Сильные и слабые позиции фонем по глухости/звонкости.

Выделение большей части согласных фонем не представляет трудности:

В положении перед гласными фонемами, согласные фонемы произносятся наиболее определенно, т.е. максимально дифференцируются. В указанной позиции выступают 34 согласные фонемы, различающие звуковые оболочки слов:

губные - , - , - , - , - ;

язычные : - , - , - , - , - , - , - ;

средненёбная ;

задненёбные : , .

32. Исторические изменения в фонетике. Результаты исторических изменений /аккомодация, ассимиляция, диссимиляция/

Законы

синхронические

диахронические

Законы, которые действуют одновременно в одно и тоже время

Законы изменения во время действия последовательно.

Звук, выступающий в одной позиции, заменяется другим звуком в другой позиции.

В одно и тоже историческое время, языковую эпоху

Один звук заменяется другим звуком в той же позиции, но в разные языковые эпохи

Фонетические процессы

Не связаны

Связаны

Перьвый/первый

Связанные с влиянием окружающих звуков процессы:

    Ассимиляция – уподобление гласного/гласному, согласного/согласному.

    • Контактная (предыдущий – соседний - последующий) вЪ_саду, ф саду.

      Дистантная (звук отдален другими звуками) для нас, для него.

    Диссимиляция – расподобление звуков. (сладость – слад + -ти- = сласти.)

    Аккомодация – приспособление гласного к согласному и наоборот. (в древне русском г, к, х – заменялись шипящими) могу – можешь, пеку – печешь. (позже стали заменяться – свистящими з, ц ) лик – лицо, друг – друзья. (в современном) игра - сыграть

33. Исторические изменения в фонетике. Результаты исторических изменений/ диэреза, эпентеза, метатеза/.

    Диэреза – выпадение звука (солнце, блистать - блеснуть)

    Эпитеза – вставка звука (огнь - огонь)

    Протеза – вставка звуков (осьминог - восемь)

    Метатеза – перестановка звуков.

М. особенно часты в нелитературных (просторечных, диалектных) формах (например, "перелинка" из "пелеринка" по аналогии с приставкой "пере-") и др.

Различаются М. по смежности (перестановка рядом стоящих звуков: рус. "мрамор" из лат. marmor) и М. на расстоянии (например,"футляр" из нем. Futteral). Особо выделяется количественная М.

34. Понятие об орфоэпии. «Старшая» и «младшая» нормы произношения.

Существуют 2 точки зрения на то чем занимается Орфоэпия.

    Аванесов считал, что О. Занимается всеми вопросами произношения. Такой подход, только если русский иностранный.

    Панов посчитал нужным развести фонетику и орфоэпию.

Фонетика – изучает позиционные чередования звуков т.е. чередования безысключительные.

Орфоэпия – изучает лишь такие нормы произношения, которые допускают варианты в пределах литературного языка.

Причины различия в вариантах:

    Территория

    московская

    Петербург

    Хронологическое

    стилистическая

    влияние письма

"Старшая" норма
"Младшая" норма

[с’м’ ]ех, [з’в’ ]ерь, [т’в’ ]ердый

[см’ ]ех, [зв’ ]ерь, [тв’ ]ердый

[жы э ]ра, [шы э ]ги, [ши э ]лун

[жа ]ра, [ша ]ги, [ша ]лун

стро[гъ ]й, мяг[къ ]й, ти[хъ

стро[г’ ]й, мяг[к’ ]й, ти[х’

посту[къ ]вать, разма[хъ ]вать

посту[к’ ]вать, разма[х’ ]вать

слыш[ут ], хва[л’ут ], хо[д’ут ]

слыш[ат ], хва[л’ьт ], хо[д’бт ]

вернула[с ], встретил[съ ]

вернула[с’ ], встретил[с’ ь ]

ве[р’ ]х, четве[р’ ]г, ве[р’ ]ба

вер х, четвер г, вер ба

войлошн ый, проволошн ый

войлочн ый, проволочн ый

35. Стили произношения. Особенности произношения заимствованных слов.

    В некоторых словах сохранилось произношение О (радио, болеро). В остальных случаях произношение вариативно (рококо)

В некоторых заимствованных словах и произношение б/у О, расценивается как нарочитое (рояль, бокал, аромат)

    Раньше в русском языке действовал закон – твердый согласный перед звуком Э может быть только мягкий согласный. (брюнет, пионер, фанера).

В современном языке закон утрачивается – Э после твердого согласного.

    Многие заимствованные слова начинаются с буква Э в б/у положении. В этом случае вариант произношения, если слово достаточно освоено в языке (экзамен, этот, энергия). Если слово малоосвоенное в языке, то произносится б/у Э (эмбрион, эвенк) То же самое с произношением Э в б/у положении в середине слова. (бутерброд)

36. Орфоэпическая вариативность произношения гласных звуков.

1. Сильная позиция для гласных -- позиция под ударением. В безударном положении гласные подвергаются изменению (качественному или количественному), т.е. редуцируются.

Следует обратить внимание на трудные случаи редукции. После шипящих [ж] и [ш] и звука [ц] безударный гласный [а] произноситься как короткий [а]: жаргон, цари. Но перед мягкими согласными -- как звук [ыэ]: жалеть, тридцати. В редких случаях [ыэ] произноситься и перед твердыми согласными: ржаной, жасмин.

2. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произноситься звук [иэ]: часы. Это так называется "иканье". Оно встречается в нейтральном и разговорном стилях. "Эканье" (произнесение в данной фонетической позиции звука [эи] характеризует сценическую речь: в[эи]нец, т[эи]рновый. Произношение ч[и]сы -- устаревшее, ч[а]сы -- диалектное.

3. Согласные ц, ж, ш -- твердые звуки, после них на месте буквы и произноситься [ы]: революц[ы]я, ж[ы]знь, ш[ы]рь.

4. Произношение [ыъ] в заударном слоге.

Оп[ыъ]т. А так же во 2 пред/ударн. д[ыъ]мовой

5. Произношение [ъ] – у, [иэ] - ю

В разговорной речи на месте букв у/ю редуцированные звуки револ[иэ]ционный.

6. Проклитики и энклитики не подчиняются общим законам редукции. Дл[аъ]_нас, дл[иэ]_него.

7. В некоторых сложных и сложносочиненных словах, а так же в словах с некоторыми приставками, возможно позиционнирование гласных без качественной редукции. (сверхмощный, древнерусский)

37. Орфоэпическая вариативность произношения согласных звуков.

1. Согласный [г] может произноситься как [г] -- год, [к] -- враг, [γ] -- Господи, [х] -- Бог, [в] -- кого.

Звук [γ] в пределах современной литературной нормы произноситься в ограниченном числе слов, но произношение [г]осподи, а[г]а, о[г]о можно считать вариантом нормы.

2. В русском языке действует тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов с е после твердого согласного, многие такие слова "обрусели" и произносятся теперь с мягким согласным перед е: музей, крем, академия, шинель, фанера, Одесса.

Но целый ряд слов сохраняет твердый согласный: антенна, бизнес, генетика, детектив, тест.

Допускается вариантное произношение: декан, претензия, терапия, террор, трек.

Твердое или мягкое произношение согласного определяется в словарном порядке.

3. По старомосковским нормам орфографическое сочетание чн произносили как [шн]. В настоящее время [шн] сохраняется в словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный и в женских отчествах на -ична: Фоминична, Кузьминична . В ряде слов допускается двоякое произношение: було[чн]ная и було[шн]ная , хотя последнее устаревает.

4. По "старшей" норме сочетание чт произносилось как [шт] в слове что и словах, производных от него: ничто, кое-что и т.д.

В настоящее время это правило сохраняется для всех указанных слов, кроме нечто [чт]. Во всех других словах орфографическое чт произносится всегда как [чт]: почта, мечта.

5. Сочетание жд в слове дождь и производных от него произносилось по "старшей" норме как [ж’ж’] (на конце слова -- [ш’ш’]). Современное произношение [жд’] (на конце слова -- [шт’]) оценивается как вариант литературной норма.

По "старшей" норме орфографические сочетания зж и жж (дрожжи, позже) поизносились как [ж’ж’] -- долгий и мягкий шипящий. В настоящее время на месте зж и жж произносится твердый шипящий [жж]. И это произношение оценивается как вариант литературной нормы

6. Произношение сочетаний здн, здк, стл, стп, ндн.

В таких сочетания фоне /д/ /т/ не произносится (радостный)

Но в некоторых случаях фонемы сохраняются когда стоят в 2 словах постлать, костлявый, бездна /т/ сохраняется в словах.

38. Современный русский алфавит, его состав. Названия букв. Значения букв Ъ и Ь.

21 буква согласная, 10 гласных и 2 – без звуков.

Каждая буква имеет два вида букв: печатный и рукописный. В каждом варианте два вида букв: прописные (большие, заглавные) и строчные (малые).

Существуют индивидуальные и комплексные названия букв. Индивидуальные :

Названия гласных букв - двух типов.

      а, и, о, у, ы, э состоят из одного гласного звука.

      Названия букв е , ё , ю , я состоят из гласного звука и предшествующего ему согласного [j]

Названия согласных букв - четырех типов:

1. Названия букв б, в, г, д, ж, з, п, т, ц, ч состоят из соответствующего согласного звука и следующего за ним гласного [э]: [бэ], [вэ] и т. п

2. Названия букв л, м, н, р, с, ф состоят из соответствующего согласного звука и предшествующего гласного [э]: [эл"], [эм] и т. п.

3. Названия букв к,х, ш, щ состоят из соответствующего согласного звука и последующего гласного [а]: [ка], [ха] и т. п.

4. Буква й с начала XVIII в., когда она появилась в нашем алфавите, называлась «и с краткой» (по значку «кратка» над буквой; это название было образовано по типу названия имевшейся тогда в алфавите буквы i - «и с точкой») Во второй половине XIX в. ее стали называть «и краткое». Это название неудачно: буква й обозначает фонему /j/, название же «и краткое» связывает букву й со звуком [и]. Поэтому у буквы й в школьных учебниках приведено новое название «й» (читается [ии]).

5. Буквы ъ и ъ в научной литературе в соответствии с традицией называются «ер» и «ерь». Так, в частности называются буквы фонетической транскрипции. В школьных учебниках эти буквы называются «твердый знак » и «мягкий знак ». Название «мягкий знак» соответствует одной из функций ь указывать на мягкость предшествующей согласной фонемы.

Значение Ъ

    разделительный

Значение Ь

    разделительный

    смягчитель

    грамматическое

39. Значения гласных букв. Гласные буквы после шипящих и Ц

Гласные буквы в зависимости от позиции могут обозначать:

1. После пробела, гласной буквы, ъ и ь буквы е, ё, ю, я обозначают, .

2. После согласной буквы ё, ю, я обозначают мягкость предшествующей парной согласной фонемы и гласные фонемы, .

3. После ж, ч, ш, щ, буква ё обозначает фонему.

4. После согласной буквы е обозначает фонему, причем твердость/мягкость предшествующей согласной остается либо необозначенной, либо написание находится вне действия позиционного принципа.

5. После пробела буква и обозначает фонему; после согласной буквы – мягкость предшествующей парной согласной фонемы и; после ь – сочетание фонем.

6. После пробела и гласной буквы а, о, у, э обозначают; после букв ж, ц, ч, ш, щ, – фонемы, в остальных случаях – и твердость предшествующих согласных фонем.

7. Буква ы после согласной обозначает фонему и твердость предшествующей парной согласной фонемы.

40. Значения согласных букв.

Согласные буквы в зависимости от позиции могут обозначать:

1. Буквы й, ж, ц, ч, ш, щ, обозначают фонемы, .

2. Буквы б, в, д, з, л, м, н, п, р, с, т, ф передают общую часть фонем, , (место и способ образования, глухость/звонкость). Мягкость/твердость этих фонем обозначается следующей буквой, либо пробелом, либо остается необозначенной.

3. Буквы г, к, х обозначают весь объем фонем, причем последующая гласная буква или пробел указывают, в какой разновидности (твердой или мягкой) реализуются данные фонемы. Вполне приемлема трактовка заднеязычных фонем как парных по твердости-мягкости (см. пункт 2).

4. Мягкий знак имеет несколько значений:

а) обозначает мягкость предшествующей согласной фонемы;

б) выступает как разделительный знак: он отделяет согласную от следующей гласной, при этом гласные (е, ё, ю, я) имеют то же значение, что и после пробела, а буква и – значение;

в) употребление ь в словах типа рожь, идешь, моешься, беречь, сплошь традиционное и относится к орфографии.

5. Твердый знак употребляется в функции разделительного знака.

41. Основные принципы русской графики/фонематический и позиционный

Значение графемы в русской системе письма определяется действием основных принципов.

1. Фонематический принцип определяет, что буквы в русской графике обозначают фонемы.

2. Позиционный принцип определяет, как фонемы передаются на письме: фонемное соответствие букв может быть установлено только с учетом их положения в слове, т.е. ее позиции.

Позиционный принцип связан с двумя особенностями русской графики: обозначением твердости/мягкости согласных и обозначением фонемы йот

42. Обозначение на письме фонемы/j /.

Фонема в исконно русских словах обозначается тремя различными способами – в зависимости от занимаемой позиции.

1. В начале слова и между гласными фонемами йот обозначается буквами я, ю, е, ё.

2. После согласной фонемы – сочетанием букв ъ или ь с буквами я, ю, е, ё, и.

3. После гласной фонемы перед согласной фонемы, а также в конце слова обозначается буквой й.

В некоторых заимствованных словах фонема обозначается с отступлением от позиционного принципа: майор, йод, батальон.

43. Обозначение йа письме твердости /мягкости согласных фонем.

В русском языке нет особых букв для обозначения твердой и мягкой парной фонемы. Мягкость согласной фонемы перед фонемами обозначается буквами я, ё, ю, и. Твердость согласной фонемы перед гласной обозначается буквами а, о, у, э, ы. Мягкость согласной фонемы на конце слова и перед согласной фонемой обозначается мягким знаком. Твердость согласной фонемы в названных позициях обозначается пробелом или следующей согласной буквой. Обозначение твердости/мягкости парных согласных имеет ряд особенностей:

1. Твердость/мягкость согласной фонемы перед е остается необозначенной. В соответствии с одним из подходов, мягкость согласных еред несамостоятельна, фонема в данной позиции твердая. По другим взглядам, позиция согласных по твердости-мягкости перед – сильная, так как есть пары слов, различающихся твердым/мягким согласным перед – мэр – мер, сэр – сер. Ситуация осложняется тем, что противопоставляемые слова принадлежат к разным фонетическим подсистемам. Если в исконно русских словах парный согласный перед всегда мягкий, то произносительная норма в заимствованных словах неустойчива, поэтому не может быть отражена на письме (кроме случаев, где различение твердости/мягкости семантизировано). Следовательно, целесообразно считать твердость/мягкость парной согласной перед необозначенной.

2. Существуют разные точки зрения на фонологические отношения твердых/мягких заднеязычных. Согласно одной точке зрения, – непарные по твердости-мягкости фонемы, – разновидности фонем, . Согласно другой точке зрения, твердые и мягкие заднеязычные рассматриваются как самостоятельные фонемы. Графика указывает, в какой разновидности выступают заднеязычные перед гласной – твердой или мягкой. Чтобы избежать противоречий в фонологической трактовке графических обозначений сочетаний заднеязычных с гласными, можно предложить такую формулировку: буквы а, о, у после г, к, х обозначают твердость фонемы (твердую разновидность фонемы,); буквы и, ё, и, ю, я обозначают мягкость фонемы (мягкую разновидность фонемы,).*

3. Буквы ж, ш, щ, ч, ц обозначают фонемы, не обладающие дифференциальным признаком твердости/мягкости. Если нет необходимости различать твердость/мягкость на письме, то фонемная графика из возможных написаний выбирает такие, которые обозначают гласные в независимой позиции: жи, ши, ча, ща, чу, щу. Такие написания находятся вне действия позиционного (слогового) принципа. Квалификация данных написаний как отступлений от позиционного (слогового) принципа не представляется правомерной: обозначение твердости/мягкости согласных применяется там, где это необходимо, шипящие и аффрикаты в этом не нуждаются. Написания и/ы после ц, а также о/е (ё) после шипящих регулируются орфографией.

4. Фонема не имеет своего постоянного графического соответствия. На письме она передается буквосочетаниями (зж, жж, жд), которые могут иметь и другие фонемные значения, причем графика не указывает, какому значению соответствуют названные буквосочетания в том или ином контексте.

44. Орфография, ее разделы. Понятие орфограммы, типы орфограмм.

Орфография – это исторически сложившаяся система единообразных написаний, а также раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, обеспечивающих единообразие написания.

В орфографии выделяются разделы:

1. Передача буквами фонемного состава слов.

2. Слитные, раздельные и полуслитные написания.

3. Употребление прописных и строчных букв.

4. Перенос слов.

5. Графические сокращения.

Проблема выбора написания неразрывно связана с основной единицей орфографии – орфограммой. Орфограмма – это такое написание, которое выбирается из ряда возможных в соответствии с орфографическим правилом.

В зависимости от характера выбора написания выделяют следующие виды орфограмм:

а) орфограмма-буква, в том числе прописная или строчная, наличие буквы или ее отсутствие;

б) орфограмма-пробел;

в) орфограмма, связанная с переносом;

г) орфограмма в графических сокращениях.

45. Основные реформы русского письма.

Первый свод правил орфографии появился лишь в конце 19 века. В 1873 году появился труд: «Спорные вопросы русского правописания о Петра Великого доныне».

До 19 века грамотных было мало. Грамотно слова писались по традиции, канону.

В этой работе орфография не упрощалась, написание приводилось к единообразию.

В 1904 году орфографическая комиссия предложила следующие изменения в области орфографии:

    Отменялась Ъ в конце слова

    Заменялись окончания прилагательных: -аго/-яго на –ого/-его (добраго/синяго на доброго/синего).

    Окончания прилагательных множественного числа ж.р. и ср. р.

    ыя/-ия на –ые/-ие . (старыя/большия на старые/большие)

    Местоимения оне – они, одне – одни, ея – её.

В 60 годы при институте русского языка Виноградов возглавил орфографическую комиссию М.В. Панов – продолжил. Предложения были опубликованы, н не признаны.

46. Передача буквами фонемного состава слов. Вопрос об основном принципе этого раздела. Фонематический принцип орфографии.

Буквы на письме обозначены фонемами вне зависимости от того в каких позициях они стоят. ФП – на все морфемы:

    безударное написание гласных (пишутся те же, что под ударением в той же морфеме) вода – воды

    написание звонких /глухих шумных согласных (суп - супы)

85 % всех слов по ФП написания. 15% - нарушают.

Примечание:

Не все ученые поддерживают эту точку зрения, во многих учебниках можно встретить рассуждения о том что основной принцип русской орфографии – морфологический (морфемный)

Связана такая точка зрения с тем, что у ученых петербургской школы другое представление о фонеме.

Суть: морфемы с одним значением пишутся одинокого, независимо от их произношения (города - горожанин)

Отступления от фонематического принципа:

    Морфемный – действуют написания букв о/е после шипящих. (шепот - шептать)

    Традиционный принцип орфографии. В некоторых случаях проверка звуков в слабой позиции невозможна пирог о/а/и/е.

То написание, котрое пришло по традиции. В этом случае традиционный принцип не противоречит фонеме, т.к. фонематический принцип ограничивает выбор букв, не дает однозначного решения.

Примечание: Есть традиционное написание, которое противоречит помощник, синего.

    Фонетический – Буква обозначает не фонему, а звук. – бесплатный – безоблачный, безыдейный.

47. Традиционный принцип написания слов.

Традиционный принцип – это способ обозначения фонем в слабых позициях одной из букв, выбор которой не мотивирован однозначно синхронными языковыми закономерностями, а также обозначения фонем в сильных позициях при графических вариантах или отступлениях от принципов графики.

Можно выделить группы слов, объединенных спецификой реализации традиционного принципа:

1. В большинстве случаев традиционный принцип не противоречит фонематическому, а дополняет его. Таких написаний около 15%. Например, в слове сапог гиперфонема ограничивает выбор второй буквы (о или а), но не указывает однозначно, какую предпочесть. Выбор буквы а осуществляется на основе традиции написания данного слова.

2. Подобные затруднения испытывает пишущий и в ситуациях, когда слабой позиции соответствуют сильные позиции с разными фонемами. Например, в корнях зар- /зор- : заря (зорька – зарево). В этом и других подобных корнях также имеет место гиперфонема з ря и закрепленный традицией выбор одной из возможных букв для обозначения фонемы в слабой позиции. Фонематический принцип в таких случаях не может дать ответа о выборе буквы, как и в словах из пункта 1. Однако в отличие от п. 1 в этих словах не сохраняется графическое единообразие морфемы.

3. В написании корней в словах пловец, пловчиха (ср. плавать), загорать (ср. загар), буквы е после шипящих и ц в безударном положении на месте ударного о (башенка – рубашонка, ножевой – ежовый) не сохраняется графическое единообразие морфемы при возможности проверки слабой позиции сильной.

4. Традиционный принцип используется также для передачи фонем в сильных позициях:

4.1. В написании буквы г в окончаниях прилагательных и местоимений – красного, синего, какого. Это употребление противоречит фонемному принципу графики: буква г обозначает фонему.

4.2. В написании мягкого знака после шипящих в личных окончаниях глаголов, на конце существительных III склонения, в формах инфинитива и императива, на конце отдельных наречий и частиц. Такие написания М.В. Панов относит к традиционному принципу графики: буква не обозначает ни звука, ни фонемы, ее употребление чисто условное. Будем квалифицировать подобные написания как реализацию традиционного принципа орфографии, поскольку они относятся не ко всем словоформам.

4.3. В написании отдельных слов, например слова близ без мягкого знака.

4.4. В передаче разными буквами одной фонемы, например цыкать – цирк – отцы – сестрицын.

48. Фонетический принцип орфографии.

Фонетический принцип – способ обозначения фонемы в сильной и слабой позиции разными буквами, при котором не сохраняется графическое единообразие морфемы. Звук, которым реализована фонема в слабой позиции, в системе русской графики может быть обозначен разными буквами. Написаний, отвечающих фонетическому принципу, немного.

1. Конечные буквы в приставках из-/ис-, воз-/вос-, раз-/рас-, через-/черес-, без-/бес-, низ-/нис-. Например, в слове бесполезный в приставке пишется буква с, а в слове безоблачный з: разные буквы обозначают фонему в сильной и слабой позициях, причем звук [с], которым реализована фонема в слабой позиции в системе русской графики может быть обозначена как буквой з, так и буквой с.

2. Буквы о и а в приставках раз-/рас-, роз-/рос-. Например, в слове рассыпать в приставке пишется буква а, а в слове россыпь – буква о: разные буквы обозначают фонему в сильной и слабой позиции. Причем, звук [Λ], которым реализована фонема в слабой позиции, в системе русской графики может быть обозначен как буквой о, так и буквой а.

3. Правописания окончаний существительных I и II склонения в предложном падеже и I склонения в дательном падеже единственного числа: к (об) армии, о санатории, о здании. Фонема в данных окончаниях, (ср. к земле, о коне, на острие). Пишется буква и по фонетическому принципу, так как звук [и] может быть обозначен в данной позиции как буквой и, так и буквой е.

4. Передача на письме чередований согласных по звонкости/глухости в заимствованиях из латинского языка: абстрагировать – абстракция, транскрибировать – транскрипция.


Акустические свойства звуков речи . Высота звука . Герц-единица измерения высоты звука . Высота звуков речи ...
  • Учебно-методический комплекс дисциплины теоретический курс иностранного языка с практикумом (фонетика)

    Учебно-методический комплекс

    ... по функциональному... звуков речи . Артикуляторная фонетика . Акустическая фонетика ; акустические свойства звука . Фонология. Другие разделы фонетики . Теоретическая значимость фонетики . Практическая значимость фонетики ... 1973. Вопросы к экзамену Phonetics ...

  • Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы языкознания»

    Методические рекомендации

    А также тест по выявлению остаточных знаний. Прилагаются. Примерный перечень вопросов к экзамену . Языкознание как... его свойства и особенности. Язык как система и структура. Фонетика как наука. Акустическая и артикуляционная характеристика звуков речи ...

  • Ответы к экзамену по литературоведению Литературоведение как наука

    Ответы к экзамену

    ... экзамену по ... по отношению к сенти ментальному - по сходству и вместе с тем по контрасту. Общие свойства ... говорится, что звуки речи сами по себе эмоционально... акустические ) «носители» интонации – это тембр и темп звучания речи , сила и высота звука ...