Тесты по истории 10. Критерии оценки тестирования. Тест по истории России

1.2. Знакомство с Mathcad

В данном разделе, несколько забегая вперед, покажем, как быстро начать работу с Mathcad, научиться вводить математические выражения и получать первые результаты расчетов.

Рис. 1.1. Окно Mathcad 11 с новым документом

После того как Mathcad 11 установлен на компьютере и запущен на исполнение, появляется основное окно приложения, показанное на рис. 1.1. Оно имеет ту же структуру, что и большинство приложений Windows. Сверху вниз располагаются заголовок окна, строка меню, панели инструментов (стандартная и форматирования) и рабочий лист или рабочая область документа (worksheet). Новый документ создается автоматически при запуске Mathcad. В самой нижней части окна находится строка состояния. Не забывая о сходстве редактора Mathcad с обычными текстовыми редакторами, вы интуитивно поймете назначение большинства кнопок на панелях инструментов.

Помимо элементов управления, характерных для типичного текстового редактора, Mathcad снабжен дополнительными средствами для ввода и редактирования математических символов, одним из которых является панель инструментов Math (Математика) (рис. 1.1). С помощью этой, а также ряда вспомогательных наборных панелей, удобно осуществлять ввод уравнений.

Для того чтобы выполнить простые расчеты по формулам, проделайте следующее:

  • определите место в документе, где должно появиться выражение, щелкнув мышью в соответствующей точке документа;
  • введите левую часть выражения;
  • введите знак равенства <=>.

Оставим пока разговор о более надежных способах ввода математических символов и приведем пример простейших расчетов. Для вычисления синуса какого-нибудь числа достаточно ввести с клавиатуры выражение типа sin(1/4)=. После того как будет нажата клавиша со знаком равенства, с правой стороны выражения, как по мановению волшебной палочки, появится результат (листинг 1.1).

Листинг 1.1.Расчет простого выражая

Подобным образом можно проводить и более сложные и громоздкие вычисления, пользуясь при этом всем арсеналом специальных функций, которые встроены в Mathcad. Легче всего вводить их имена с клавиатуры, как в примере с вычислением синуса, но, чтобы избежать возможных ошибок в их написании, лучше выбрать другой путь. Чтобы ввести встроенную функцию в выражение:

  • Определите место в выражении, куда следует вставить функцию.
  • Нажмите кнопку с надписью f(x) на стандартной панели инструментов (на нее указывает курсор на рис. 1.2).
  • В списке Function Category (Категория функции) появившегося диалогового окна Insert Function (Вставить функцию) выберите категорию, к которой принадлежит функция, - в нашем случае это категория Trigonometric (Тригонометрические).
  • В списке Function Name (Имя функции) выберите имя встроенной функции, под которым она фигурирует в Mathcad (sin). В случае затруднения с выбором ориентируйтесь на подсказку, появляющуюся при выборе функции в нижнем текстовом поле диалогового окна Insert Function.
  • Нажмите кнопку ОК - функция появится в документе.
  • Заполните недостающие аргументы введенной функции (в нашем случае это 1/4).

Результатом будет введение выражения из листинга 1.1, для получения значения которого осталось лишь ввести знак равенства.

Большинство численных методов, запрограммированных в Mathcad, реализовано в виде встроенных функций. Пролистайте на досуге списки в диалоговом окне Insert Function (Вставить функцию), чтобы представлять себе, какие специальные функции и численные методы можно использовать в расчетах.

Конечно, не всякий символ можно ввести с клавиатуры. Например, неочевидно, как вставить в документ знак интеграла или дифференцирования. Для этого в Mathcad имеются специальные панели инструментов, очень похожие на средства формульного редактора Microsoft Word. Как уже было отмечено ранее, одна из них - панель инструментов Math - показана на рис. 1.1. Она содержит инструменты для вставки в документы математических объектов (операторов, графиков, элементов программ и т. п.). Эта панель показана более крупным планом на рис. 1.3 уже на фоне редактируемого документа.

Панель содержит девять кнопок, нажатие каждой из которых приводит, в свою очередь, к появлению на экране еще одной панели инструментов. С помощью этих девяти дополнительных панелей можно вставлять в документы Mathcad разнообразные объекты. На рис. 1.3, как легко увидеть, на панели Math в нажатом состоянии находятся две первые сверху слева кнопки (над левой из них находится указатель мыши). Поэтому на экране присутствуют еще две панели - Calculator (Калькулятор) и Graph (График). Легко догадаться, какие объекты вставляются при нажатии кнопок на этих панелях.

Рис. 1.2. Вставка встроенной функции

Подробнее о назначении этих и других наборных панелей инструментов рассказано ниже (см. разд. 1.3).

К примеру, можно ввести выражение из листинга 1.1 исключительно с помощью панели Calculator. Для этого нужно сначала нажать кнопку sin (самую первую сверху). Результат данного действия показан на рис. 1.3 (выражение в рамке). Теперь остается лишь набрать выражение 1/4 внутри скобок (в местозаполнителе, обозначаемом черным прямоугольником). Для этого нажмите последовательно кнопки 1, - и 4 на панели Calculator и затем, на ней же, кнопку -, чтобы получить ответ (разумеется, тот же самый, что и в предыдущей строке документа).

Как видите, вставлять в документы математические символы можно по-разному, как и во многих других приложениях Windows. В зависимости от опыта работы с Mathcad и привычек работы на компьютере, пользователь может выбрать любой из них.

Рис. 1.3. Использование панели инструментов Math

Если вы только начинаете осваивать редактор Mathcad, настоятельно рекомендую, где это только возможно, вводить формулы, пользуясь наборными панелями инструментов и описанной процедурой вставки функций с помощью диалога Insert Function (Вставить функцию). Это позволит избежать многих возможных ошибок.

Описанные действия демонстрируют использование Mathcad в качестве обычного калькулятора с расширенным набором функций. Для математика же интерес представляет, как минимум, возможность задания переменных и операций с функциями пользователя. Нет ничего проще - в Mathcad эти действия, как и большинство других, реализованы по принципу "как принято в математике, так и вводится". Поэтому приведем соответствующие примеры (листинги 1.2 и 1.3), не теряя времени на комментарии (если у вас возникнут проблемы с пониманием листингов, обратитесь за разъяснением к соответствующим разделам этой главы). Обратите внимание только на оператор присваивания, который применяется для задания значений переменным в первой строке листинга 1.2. Его, как и все остальные символы, можно ввести с помощью панели Calculator. Присваивание обозначается символом ":=" , чтобы подчеркнуть его отличие от операции вычисления.

Листинг 1.2. Использование переменных в расчетах

Листинг 1.3. Определение функции пользователя и рассчет ее значения в точке х=1

В последнем листинге определяется функция f (х). Ее график показан на рис. 1.4. Чтобы построить его, следует нажать на панели Graph кнопку с нужным типом графика (на нее на рисунке наведен указатель мыши) и в появившейся заготовке графика определить значения, которые будут отложены по осям. В нашем случае потребовалось ввести х в местоза-полнитель возле оси х и f (х) - возле оси Y.

Рис. 1.4. Построение графика функции (листинг 1.3)

Сравните содержание листинга 1.3 и рис. 1 4. Такой стиль подачи материала будет сохранен во всей книге. Листинги представляют собой фрагменты рабочих областей документа, которые работают без какого-либо дополнительного кода (если это не оговорено особо). Можно ввести содержание любого листинга в новый (пустой) документ, и он будет работать точно так же, как в книге. Чтобы не загромождать листинги, графики выведены в отдельные рисунки. В отличие от рис. 1.4, в следующих рисунках код листингов не дублируется, а если имеется ссылка на листинг в подрисуночной надписи, то это подразумевает, что данный график может быть вставлен в документ после упомянутого листинга.

Одной из самых впечатляющих возможностей Mathcad являются символьные вычисления, позволяющие решить многие задачи аналитически. Фактически, по мнению автора, Mathcad "знает" математику, по крайней мере, на уровне неплохого ученого. Умелое использование интеллекта символьного процессора Mathcad избавит вас от огромного количества рутинных вычислений, к примеру, интегралов и производных (листинг 1.4). Обратите внимание на традиционную форму написания выражений, единственная особенность заключается в необходимости применения символа символьных вычислений -> вместо знака равенства. Его, кстати, можно ввести в редакторе Mathcad с любой из панелей Evaluation (Выражения) или Symbolic (Символика), а символы интегрирования и дифференцирования - с панели Calculus (Вычисления).

Листинг 1.4. Символьные вычисления

В этом разделе была рассмотрена лишь небольшая часть вычислительных возможностей системы Mathcad. Тем не менее, несколько приведенных здесь примеров дают неплохое представление о его назначении. Возможно даже, что преждевременно рассказав о простоте, с которой можно проводить математические расчеты, автор потерял некоторую часть самых нетерпеливых читателей, которые уже перешли к решению своих задач. Им я хочу посоветовать воспользоваться в качестве справочника второй и третьей частями книги, а для наилучшего оформления результатов - четвертой частью. Ниже, в этой и последующих главах данной части основы Mathcad освещены более подробно.

Книга посвящена работе в 14-й версии популярного математического пакета Mathcad.
Издание имеет формат учебного курса и состоит из четырех частей. В первой части содержатся сведения, необходимые для начала работы в Mathcad и решения большинства практических задач. Вторая часть посвящена возможностям программы, здесь на конкретных примерах рассматриваются особенности использования встроенных функций, основные приемы и способы вычислений. В третьей части рассматриваются возможности подготовки документов Mathcad, а четвертая содержит перечень примеров решения инженерных задач в Mathcad.
Данный учебный курс рассчитан на начинающих пользователей Mathcad и будет полезен, в первую очередь, студентам технических ВУЗов.

Редактирование объектов Mathcad.
Редактирование введенных выражений производится обычным для всех Windows-приложений способом:
Уголок курсора перемещается но экрану клавишами со стрелками или щелчком левой кнопки мыши в нужном месте экрана.
Для выделения уголком курсора одного символа надо установить синий уголок курсора так, чтобы он охватывал нужный символ слева или справа.

Для расширения выделения на часть выражения или на все выражение целиком следует использовать клавиши со стрелками или клавишу пробела. Для выхода из «цепкого» оператора предпочтительно пользоваться клавишей пробела. Уголок курсора должен охватывать все выражение или всю его часть, над которой надо выполнить какие-либо действия.

Для выделения части выражения или всего выражения надо щелкнуть мышью в начале или в конце выделяемой части выражения и переместить курсор до другого края, не отпуская левую кнопку мыши. Можно использовать комбинацию клавиш Shift + ← или Shift + →. Выделенная часть выражения имеет черный фон. Выделение в Mathcad используется для вырезания или копирования части выражения, изменения шрифта, а также для выполнения символьных вычислений с частями выражений.

Оглавление
Предисловие
О компакт-диске
Часть I. Начало работы с Mathcad
Глава 1. Построение выражений и графиков в Mathcad
Глава 2. Некоторые возможности Mathcad
Часть II. Вычисления в Mathcad
Глава 3. Решение уравнений
Глава 4. Работа с векторами и матрицами
Глава 5. Символьные вычисления
Глава 6. Решение дифференциальных уравнений
Глава 7. Обработка экспериментальных данных
Глава 8. Математическая статистика
Часть III. Дополнительные возможности Mathcad
Глава 9. Программирование
Глава 10. Анимация
Глава 11. Учет размерностей
Глава 12. Дополнительные встроенные функции Mathcad
Глава 13. Работа с Mathcad-документами
Глава 14. Работа с текстом
Глава 15. Работа с графиками
Глава 16. Справочная информация в Mathcad
Глава 17. Создание электронных книг
Глава 18. Работа с электронной книгой
Часть IV. Примеры инженерных расчетов в Mathcad.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Mathcad, Учебный курс, Макаров Е.Г., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Часть 1

Выбрать верный ответ

1 вариант

1. Неолитическая революция - это

А)необратимое историческое развитие живой природы

Б) переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности

В) выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяйственные комплексы

Г) развитие мануфактур и фабрик

2. В античной цивилизации появился первый в истории образец:

А) рабовладельческого строя

Б) феодального строя

В) демократического строя

Г) капиталистического строя

3. В Эгейской цивилизации бурно развивалось ремесло в виде:

А) гончарного дела

Б) кузнечного дела

В) кожевенного дела

Г) навигации

4. Что играло огромную роль в жизни древнего общества?

А) хозяйственная деятельность

Б) письменность

В) земледелие

Г) торговля

5. Он начал царствование с реорганизации армии

А) ЦиньШихуанди

Б) Филипп 1

В) Филипп II

Г) Александр Македонский

6. Индоевропейцы - это

А) одна из наиболее крупных групп племен и языка

Б) германцы, французы, итальянцы

В) готы, гунны, авары

Г) жители Индии и Европы

7. Военная демократия-

А) укрепление поселения славян

Б) всеобщее вооружение населения

В) власть военных вождей

Г) государственное устройство, при котором все друг перед другом равны

8. Политическая раздробленность - это

А) княжеские усобицы

Б) расцвет городов в удельных землях

В) постепенное обособление княжеств от Киева, которые формально входят в состав Российского государства

Г) регулирование и централизация государства

9. Ордынский выход - это

А) дань Золотой Орде

Б) контроль за действиями русских князей

В) специальная перепись для сбора дани

Г) внешняя политика монголо-татар

10. Коалиция - это

А) постоянная, имеющая единую организацию и систему комплектации, вооружаемая силами государства

Б) сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся организаций

В) политический или военный союз государств, договорившихся о совместных действиях в международных отношениях

Г) часть вооруженных сил государства

Часть 1

Выбрать верный ответ

2 вариант

1.Цивилизация это -

А) выделение человека из природы

Б) развитие материального неравенства в сфере управления

В) широчайшая культурная общность, которую определяют язык, история, религия, традиции

Г) развитие и жанр психологического портрета

2. Выберите одну из реформ, проведенную китайским императором ЦиньШихуанди:

А) учреждение сената в государстве

Б) административная реформа

В) строительство Шелкового пути

Г) военная реформа

3. Какой вид деятельности был значительным в хозяйстве хеттов?

А) скотоводство

Б) бортничество

В) кузнечное дело

Г) гончарное дело

4. Греция является родиной:

А) первой цивилизации Европы

Б) ремесла

В) торговли

Г) феодального строя

5. Последний царь Рима:

А) Ромул

Б) Тарквиний Гордый

В) НумаТомпилий

Г) Гай Октавиан

6. Коллегии - это

А) форма государственной политики многих стран Европы, возникшая в результате изменений, происходивших в социальной среде.

Б) орган, предназначенный для осуществления политического сыска, образованный Николаем I

В) привилегированное сословие, возникшее в феодальном обществе

Г) органы центрального управлениясо строгим разделением функций

7. Дворцовые перевороты -

А) смена власти, совершавшаяся узким кругом из членов придворных группировок и руками гвардейских полков

Б) завершение буржуазно-демократических преобразований

В) стремление неограниченной власти императора

Г) борьба жителей колоний за свою независимость

8. Фискалы - это

А) группа общества, обладающая особыми правами и обязанностями, закрепленными законами, передающимися по наследству

Б) служащие, которые осуществляли контроль за всеми центральными и местными административными учреждениями

В) собрание всероссийских сословных представителей

Г) люди, придумавшие способы пополнения государственной казны

9. Рескрипт - это

А) конкретное предписание монарха

Б) просьба об освобождении крестьян

В) развитие России по капиталистическому пути

Г) подготовка крестьянской реформы

10. Временнообязанные крестьяне - это

А) освобождение крестьян с наделом земли

Б) осуществление крестьянами выкупных сделок

В) получение крестьянами гражданских прав и свобод

Г) крестьяне, которые несут повинности в пользу помещика до начала выкупной операции

ЧАСТЬ 2

1 вариант

В1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к XVII века.

Семибоярщина, второе ополчение, промышленный переворот, Смутное время, первое ополчение.

ОТВЕТ: промышленный переворот

В2. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите фамилию автора.

«Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано, было прожито и сделано ради этой минуты… Быть первым в космосе - можно ли мечтать о большем?»

ОТВЕТ: Юрий Алексеевич Гагарин.

В3. Прочитайте заявление Советского правительства и напишите, о какой войне идет речь:

«Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировки города Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и другие…»

ОТВЕТ: Великая Отечественная война.

Отмена крепостного права, либеральные реформы, присоединение Финляндии к России.

ОТВЕТ: Александр II .

В5. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала Г.К. Жукова и укажите дату описываемых событий.

«В 4 часа 30 минут утра все вызванные члены Политбюро были в сборе. Меня и наркома пригласили в кабинет. Сталин сказал: «Надо срочно позвонить в германское посольство». В посольстве ответили, что посол граф Шуленбург просит принять его для срочного сообщения.

Принять посла было поручено В.М. Молотову. Через некоторое время в кабинет быстро вошел В.М. Молотов.

Германское правительство нам объявило войну».

ЧАСТЬ 2

2 вариант

В1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям 1920-1930-хгг.

Индустриализация, коллективизация, ваучер, массовые репрессии, пятилетка, продналог

Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.

ОТВЕТ: ваучер

В2. Прочтите отрывок из манифеста императора Николая II и напишите название войны, о вступлении России в которую идет речь:

«Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянским народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования…

Ныне предстоит уже не только заступаться за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди великих держав».

ОТВЕТ: Первая мировая война 1914-1918гг.

В3. О каком плане, разработанном фашистской Германией, идет речь в этом отрывке?

Летом 1940 года Германия начала непосредственную подготовку войны против СССР. План войны, разработанный фашистской Германией, предусматривал внезапное нанесение нескольких мощных ударов с целью окружить и уничтожить главные силы Красной армии, не дав им отойти в глубь страны.

ОТВЕТ: План «Барбаросса».

В4. К правлению какого Российского императора относятся нижеперечисленные исторические события:

Первая русская революция, русско-японская война, 1 Государственная дума.

ОТВЕТ: Николай II

В5. Этот документ знаменовал победу СССР и его союзников над гитлеровской Германией. Он был подписан представителями Верховного командования вермахта, Верховным командованием западных союзников и Советского Союза.

Напишите название этого документа и дату его подписания.

10 класс

I вариант

Часть А.

А1. Что такое язычество?

    Особый тип погребения умерших в высоких курганах;

    Вера в единого бога;

    Вера во множество богов и почитание сил природы;

    Умение говорить на многих языках.

А2. В каком году было «стояние на реке Угре»?

А3. С чем связано имя Ивана Федорова?

      С созданием в Москве первой типографии;

      С челобитной к царю Ивану IV;

      С осадой и взятием Казани;

      С деятельностью посольского приказа.

А4. Во главе церковной реформы XVII века стоял:

    Царь Алексей Михайлович;

    Протопоп Аввакум;

    Вселенский собор патриархов;

    Патриарх Никон.

А5. Политика «просвещенного абсолютизма» проводилась в период правления:

    Елизаветы Петровны

    Екатерины II

А6. В каком году произошел «Медный бунт»?

А7. К какому жанру литературы относится «Повесть временных лет»?

  1. Летопись;

    Поучение;

    Героическая повесть.

А8. Что такое полюдье?

    Народное ополчение в Древней Руси;

    Органы местного самоуправления;

    Сбор князем податей с подвластных племен;

    Вид публичного телесного наказания.

А9. В каком году произошла Полтавская битва?

    1709 г.

А10. Завершение процесса вхождения Коми Края в русское государство произошло в:

Часть В.

В1. Прочитайте отрывок из летописи и напишите дату описываемого события.

«Сказали варягам чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами». И избрались (среди варягов) трое братьев со своими родами и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой – Синеус – на Белоозере, третий – Трувор – в Изборске».

В2. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Запишите последовательно цифры и буквы выбранных ответов без пробелов. Например, 1Б2Г3А4В.

1) взятие Казани

2) Стоглавый собор

3) венчание Ивана IV на царство

4) введение опричнины

В3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Запишите последовательно цифры и буквы выбранных ответов без пробелов. Например, 1Б2Г3А4В.

    Опричнина

  1. Стрельцы

А) Служилые люди, составлявшие постоянное войско, набиравшиеся из свободного сельского и городского населения;

Б) Личное владение царя, где существовало особое управление и войско;

В) Центральные органы управления, ведавшие отдельными отраслями жизни государства;

Г) Представители высшего слоя аристократии, владели значительными землями – вотчинами.

В4. Фамилия крупнейшего русского ученого-энциклопедиста XVIII века, с именем которого связаны открытия во многих областях науки________________________.

Часть С.

С. Охарактеризуйте понятие «Монголо-татарское иго». Как оно повлияло на развитие русского государства?

Итоговый тест по истории России

10 класс

II вариант

Часть А.

А1. Начало городу Киеву дало племя:

    Кривичей;

А2. Первая школа в Коми крае была открыта в:

      1643 г.;

      1721 г.;

      1814 г.;

      1911 г.

А3. Кто был противником церковной реформы патриарха Никона?

    Протопоп Аввакум;

    Боярин Б.И. Морозов;

    Митрополит Гермоген;

    Симеон Полоцкий.

А4. В каком году Россия была провозглашена империей?

А5. В результате какого события произошло свержение ордынского ига?

    Взятие Казани;

    Куликовская битва;

    «Стояние на Угре»;

    Сражение под Оршей.

А6. Что было одной из причин начала Смуты?

    Отсутствие наследников у Бориса Годунова;

    Подрывная деятельность польских спецслужб;

    Недовольство народа произволом опричников;

    Пресечение в России правящей царской династии.

А7. Крещение Руси произошло в … году?

А8. В 1861 году был подписан манифест:

      «О создании флота»;

      «Об учреждении Государственной думы»;

      «Об отмене крепостного права»;

      «О вольности дворянства».

А9. Впервые в летописи город Москва упоминается в:

А10. «Тушинским вором» называли:

    Степана Разина;

    Кузьму Минина;

    Лжедмитрия I;

    Лжедмитрия II.

Часть В.

В1. Событие, о котором говорится в отрывке : «Рылеев говорил, что должно войскам, ими возмущенным, прийти на Сенатскую площадь, начальнику их, Трубецкому, действовать по обстоятельствам, что они надеялись избегнуть кровопролития и посредством Сената, который думали принудить к тому, получить от Вашего Величества или от государя-цесаревича согласие на созвание депутатов для назначения императора и установления представительного образа правления», – произошло в _____________ году».

В2. Соотнесите имена московских князей и даты их правления.

Годы правления

1) Василий II Васильевич

А) 1389 – 1425 гг.

2) Василий III Иванович

Б) 1505 – 1533гг.

3) Василий I Дмитриевич

В) 1462 – 1505гг.

4) Иван III Васильевич

Г) 1425 – 1462гг.

В3. Все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей, в отличие от явлений природы; в более узком смысле – идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы называется _____________________.

В4. Установите хронологическую последовательность событий Северной войны.

    Сражение у острова Гренгам

    Полтавская битва

    Битва под Нарвой

    Сражение у мыса Гангут

Часть С.

С. Перечислите причины Смутного времени. Каковы были последствия этого события для России?

Ответы на итоговый тест по истории России

10 класс

I вариант

№ задания

Верный ответ

№ задания

Верный ответ

Ломоносов

Часть С.

Баллы

1. Монголо-татарское иго – это система экономического и политического подчинения Руси Золотой Орде. Иго включало в себя:

Получение русскими князьями у ордынских ханов ярлыков на княжение;

Террор в отношении русских князей;

Карательные набеги на русские земли;

Разорение земель и угон в Орду специалистов и ремесленников;

Уплате ежегодной дани – «выхода», а также других сборов;

Подавление воли населения к сопротивлению путем террора.

Названы 3 или более элементов ответа.

Верно названы 1 – 2 элемента ответа.

2. К последствиям влияния монголо-татарского ига можно отнести:

Задержка экономического и культурного развития страны;

Влияние на процесс формирования великорусской нации;

Влияние на повседневный быт, речь, обычаи, мораль;

Внесение восточных элементов в политическое устройство Руси;

Усилилось влияние Русской православной церкви, сыгравшей важную роль в сплочении и выживании народа;

Обусловило жесткое подчинение населения государству.

Изолировало северо-восточные русские земли от родственных территорий и традиционных международных связей.

Приведены 3 или более элементов ответа (названных в измерителе или других верных по­ложений)

Элементы не названы или все названы неверно

Максимальный балл

«5» ;

«4» ;

«3» .

«2» .

II вариант

Часть А. – за каждый правильный ответ – 1 балл

№ задания

Верный ответ

Часть В. – за каждый правильный ответ – 1 балл

№ задания

Верный ответ

Культура

Часть С.

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1. Смутное время было вызвано:

Династическим кризисом (окончание династии Рюриковичей, избрание нового царя – Бориса Годунова, вера в «настоящего» царя – самозванца);

Экономическим кризисом (последствия опричнины, Ливонской войны и голода 1600 – 1603 гг.);

Социальным кризисом (недоверие народа к новому царю, стремление различных групп улучшить свое положение, обострение противоречий между группами служилых людей);

На определенном этапе положение обострилось интервенцией.

Названы 3 или более элементов ответа

Верно названы 1 – 2 элемента ответа,

Элементы не названы или все названы неверно

2. Последствия Смутного времени:

Страшное разорение и запустение станы;

Потеря выхода к Балтийскому морю, Смоленской земли;

Дальнейшее закрепощение крестьян;

Осознание центром и регионами необходимости сильной государственности;

Подъем национального самосознания.

Приведены 3 или более элементов ответа

Приведены 1 – 2 элемента ответа

Элементы не названы или все названы неверно

Максимальный балл

Критерии оценки тестирования:

Максимальное количество баллов за тест – 18;

При выполнении 100% – 91% заданий 18 – 16 баллов, оценка «5» ;

При выполнении 90% – 78% заданий 15 – 13 баллов, оценка «4» ;

При выполнении 77% – 60% заданий 12 – 10 баллов, оценка «3» .

При выполнении менее 60% заданий – менее 9 баллов, оценка «2» .