Справка тематического контроля художественной литературе. Тематический контроль «Использование эффективных форм работы по приобщению детей к чтению. План-график проведения тематической проверки

Цель контроля:

· выявить особенности работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;

· формы и методы работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы»;

Структура тематического контроля:

· оценка профессиональных умений педагогов;

· разнообразие методов и приемов, используемых педагогами при работе с детьми по теме контроля;

· анализ предметно-пространственной среды по ОО «Чтение художественной литературы»;

· анализ работы с родителями и социумом по данному направлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка оп итогам тематической проверки о состоянии работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы»

Согласно годовому плану МДОУ «Майский детский сад «Солнышко» на 2015-2016 учебный год, проведена тематическая проверка с 09.12.2015 года по 30.12.2015 года по определению состояния работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы». Проверку проводил: заведующий МДОУ Рыбак Л.Г.. старший воспитатель Попкова И.П.

Цель контроля:

  • выявить особенности работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;
  • формы и методы работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы»;

Структура тематического контроля:

  • оценка профессиональных умений педагогов;
  • разнообразие методов и приемов, используемых педагогами при работе с детьми по теме контроля;
  • анализ предметно-пространственной среды по ОО «Чтение художественной литературы»;
  • анализ работы с родителями и социумом по данному направлению.

В соответствии с Федеральным государственный образовательным стандартом в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из образовательных областей является «Чтение художественной литературы». В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы.

Задача формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, как одна из первоочередных ставится в действующей федеральный государственный образовательный стандарт для реализации содержания ОО «Чтение художественной литературы». Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи, мышления. Основная задача педагогов ДОУ – привить детям любовь к художественному слову, уважению книге

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Для реализации вышеперечисленного педагогами ДОУ были проведены следующие занятия:

  • чтение сказки К.Поустовского «Теплый хлеб» - подготовительная группа, воспитатель Матвеева Л.О.
  • чтение художественных произведений Л.Огурцова «Счастливый народ детвора» - старшая группа, воспитатель Вавринюк О.Н.
  • заучивания наизусть стихотворения Н.Найденова «Новый год» - средняя группа, воспитатель Дорман О.П.
  • заучивание отрывка из стихотворения А.Барто «Машенька» - вторая младшая, воспитатель Филина С.Д.
  • чтение произведения Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост» - вторая младшая группа, воспитатель Брудер А.И.

Проведенная непосредственная образовательная деятельность с детьми по ОО «Чтение художественной литературы» носит эмоциональный, психологический настрой, оригинальность, продолжительность соответствует программным требованиям. Педагоги использовали разнообразные методы, приемы и средства такие как:

  • вопросы к детям по содержанию произведения;
  • словесный метод;
  • практически-наглядный;
  • наглядный показ иллюстраций;
  • показ схем.

Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию, его построение зависит от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. Для усиления воздействия на эмоциональную сферу детей педагоги использовали прием объединения произведений, принадлежащим к разным видам искусства. Это было чтение в сочетании с музыкой, а так же чтение сопровождаемое изобразительной наглядностью: картинами известных художников, иллюстрациями, фотографиями, рисунками. Работа с рисунками известных иллюстраторов детских книг, рассматривание картин разных художников на одну темы с обсуждением, как по-своему каждый из них передал тот или иной образ - имеет мощный потенциал для понимания смысла литературного произведения, возможности передачи вариативности образа. Этот прием развивает у детей способность всматриваться и вслушиваться, замечать мелки, но характерные детали, что так же поможет им выразить свои впечатления в изобразительной деятельности.

Для реализации ОО «Чтение художественной литературы», педагогами ДОУ выбраны темы по самообразованию:

  • «Воспитание у детей любви к литературе через драматизацию» - Филина С.Д.
  • «Приобщение детей к художественной литературе» - Дорман О.П.
  • «Использование фольклора с целью развития и понимания крымскотатарского языка детьми дошкольного возраста» - Бекироа М.Н.

Для реализации темы проведены следующие мероприятия:

  • сюжетно-ролевая игра «Поход в театр» - вторая младшая группа, Филина С.Д.
  • сюжетно-ролевая игра «Театр» - средняя группа, Дорман О.П.
  • театрализованное развлечение «Курочка ряба» - вторая младшая группа, Филина С.Д.
  • театрализованное музыкальное развлечение «В доброй сказке жили-были» - средняя группа, Дорман О.П.
  • тематическая беседа «Традиции моей семьи» , драматизация сказки «Не ичюн тавукъ ве хораз бир куместе яшайлар?» - старшая разновозрастная с крымскотатарским языком обучения, Бекирова М.Н.
  • выставка «Что любят читать наши дети?» - средняя группа, Дорман О.П.
  • конкурс чтецов «Мои любимые стихи» - вторая младшая группа, Филина С.Д.
  • проектная деятельность с детьми: «Книга», «Какие блюда любят в нашей семье» - ДорманО.П., Бекирова М.Н.

Таким образом, помогая детям овладеть языком художественных произведений, педагоги выполняют следующее задачи воспитания:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • поддерживание интереса к книгам, литературным и фольклорным произведениям различной тематики;
  • закрепление представлений о жанровых особенностях художественных произведений, развитие умений анализировать тексты;
  • поощрение творческих проявлений в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихотворений, рисовании и других видах деятельности;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному творчеству, в том числе развития художественного восприятия и эстетического вкуса.

Анализируя предметно-пространственную среду по ОО «Чтение художественной литературы», во всех возрастных группах ДОУ, можно сделать выводы, что одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Педагоги выполнили все требования к оформлению книжного уголка это:

  • рациональное размещение в группе;
  • соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей в группе;
  • соответствие интересам детей;
  • востребованность.

Огромной популярностью у детей уединенный уголок в группе для прослушивания литературных произведений в аудиозаписи. Им доставляет большое удовольствие художественное чтение с музыкальным сопровождением. А с педагогической точки зрения, это прекрасная возможность для развития слухового восприятия, обогащения детского опыты образными словами и выражениями, красивой литературной речью.

В группах имеются творческие мастерские (разнообразная творческая деятельность детей на основе художественных текстов и книг: рисование иллюстраций, лепка литературных персонажей, сочинение сказок и историй, издание книжек-самоделок, журналов, изготовление кукольного, пальчикового, теневого театра и разыгрывание знакомых художественных произведений.

Анализ работы с родителями и социумом по данной теме показал следующие

  • экскурсия детей старшей и подготовительной группы воспитатели: Вавринюк О.Н., Бекирова М.Н., Матвеева Л.О. в библиотеку с.Майское;
  • Воспитатели ДОУ провели консультации для родителей.

Исходя из вышеизложенного можно сделать выводы, что не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса детей играет художественная литература. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

  1. Педагоги систематически отображать в уголке книги тематику занятий по художественной литературе (срок – постоянно).
  2. Ежедневно проводить индивидуальную работу с детьми по данному направлению (срок – постоянно)
  3. Разработать перспективный план по ознакомлению детей с писателями в каждой возрастной группе (на 2016 учебный год).
  4. В родительском уголке поместить памятки по организации просмотра: телепередач, мультфильмов, по работе с компьютером.
  5. Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные досуги) посвящению рождения писателей, поэтов, иллюстраторов книг.
  6. Продолжать углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание постоянному общению с книгой в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.
  7. Воспитывать ценностные качества через художественное слово.

Справку составил

старший воспитатель ДОУ Попкова И.П.

Заведующий МДОУ Рыбак Л.Г.


Лада Павловская
Справка по тематическому контролю «Приобщение дошкольников к чтению»

Справка по результатам тематического контроля на тему :

приобщению детей к чтению »

Цель контроля : Определить эффективность работы ДОУ по ознакомлению

дошкольников с художественной литературой.

Согласно годовому плану работы детского сада МБОУ «Катунинская СОШ» филиала «Детский сад д. Лахта» на 2015/2016 учебный год с 2.11.2015 – 11.11.2015 гг. был проведен тематический контроль «Эффективность используемых педагогами методов и приемов работы с детьми с целью решения проблемы по приобщению детей к чтению »

Тематический контроль включил в себя следующие вопросы :

1. Оценка профессионального мастерства педагогов.

2. Выявление уровня знаний детей.

3. Анализ предметно-развивающей среды, условий для организации детской деятельности, направленной на приобщение ребёнка к книге .

4. Анализ планирования работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме.

По первому вопросу в ходе тематического контроля была просмотрена НОД во всех возрастных группах. Посещение занятий позволило сделать вывод о качественной подготовке воспитателей. Каждый педагог приготовил сюрпризный момент для привлечения внимания детей : в группах «Семицветик» и «Одуванчик» пришли в гости к детям любимые игрушки, в

группах «Ромашка» и «Незабудка» дети получили письма, в группе

«Колокольчик» для привлечения внимания в начале занятия использовались загадки. В группе «Василек» во время всего занятия использовались ИКТ, что, конечно, помогало организовать детей и удержать их внимание. Хочется отметить положительные моменты в занятиях. Удивили дети группы «Семицветик» . Отличное знание детей фруктов и овощей, знание цветов говорит о большой проделанной работе воспитателей. В группе «Одуванчик» занятие проходило в форме дидактических игр. Дети хорошо знают стихи А. Барто «Игрушки» . Украсила занятие физкультминутка под музыку. Четко была выдержана структура занятия по пересказу рассказов в группах «Ромашка» и «Колокольчик» . Очень понравилось, что Соболева И. А. задавала детям вопросы, заставляющие детей думать, отстаивать свою точку зрения. В группах «Незабудка» и «Василек» занятия были построено таким образом, что дети практически не сидели на стульях, что позволило педагогам решить все поставленные задачи, не отвлекаясь на дисциплину. Во всех группах были проведены физкультминутки, что также помогает отдохнуть детям и настроиться на следующую часть занятия. В конце занятия педагоги обобщили знания детей, проведя анализ.

Свои знания по разделу программы «Чтение художественной литературы» педагоги показали в деловой игре «С книгами знаться- ума набираться» .

Педагоги определяли жанр литературного творчества, подбирали программные задачи и произведения к возрастным группам. Определяли автора и название произведения по предложенному отрывку. Разгадывали зашифрованные названия произведений. Отгадывали портреты детских писателей и поэтов. Вспомнили пословицы и поговорки о книгах. Игра показала, что педагоги владеют знаниями по разделу программы ЧХЛ и применяют их на практике.

По второму вопросу в рамках тематического контроля было проведено анкетирование детей групп «Ромашка» и «Василек» в количестве 40 человек на тему «Мои любимые книжки» . Детям были заданы следующие вопросы :

1. Любишь ли ты смотреть книжки?

2. Любишь ли ты, когда тебе читают книжки?

3. Есть ли у тебя книги дома?

4. Кто тебе чаще читает книги?

5. Когда обычно читают книги?

6. Есть ли у тебя любимая книжка?

7. Запоминаешь ли ты сказки и рассказы, которые тебе читают?

8. Можешь ли ты рассказать какой- нибудь рассказ или сказку?

9. А можешь ли ты рассказать стихотворение?

Анкетирование показало следующие результаты :

95% детей ответило, что любят смотреть книжки, 5% детей- нет. Также 95% детей ответило, что любят, когда им читают книги, 5% детей- нет. На вопрос

«Есть ли у тебя книги дома?» - 95% детей ответило, что есть, 5%- нет книг.

На вопрос «Кто тебе чаще читает книги?» - 60% детей ответило, что читает мама, 17%- папа, 14%- бабушки, сестры, братья, 7%-никто не читает и 2%- «я- сам» (Батманов Т.) На вопрос «Когда обычно читают книги?» -43% детей ответило, что читают на ночь, 20% детей- вечером, 25% детей- в выходные, 7%- не читают. Любимые книги наших детей : на первом месте рассказы Н. Носова («Живая шляпа» , «Три охотника» , «Незнайка» , на втором- К. И. Чуковский («Айболит» , «Федорино горе» , «Телефон» , на третьем- сказка «Красная Шапочка» , а также «Бременские музыканты» , «Как вести себя в самолете» , «Лягушка- путешественница» , «Почемучка» , «Приключения Буратино» , «Правила поведения» , «Про драконов» , «Про Бабку- Ежку» , «Про самолеты» , «Колобок» , «Три поросенка» , «Васька- микроб» , «Маша и медведь» , «Про воинов» , «Про львенка» и др. На вопрос «Запоминаешь ли ты сказки и рассказы, которые тебе читают?» , 55% детей ответило, что не запоминают рассказы и сказки, которые им читают, 45%- запоминают.

90% детей не смогли вспомнить и пересказать сказку или рассказ, но 10% детей рассказали (Новицкая В. - «Красная Шапочка» , Белякова У. - «Телефон» , Ванюков А. - «Красная Шапочка» , Булыгин В. - «Репка» , стихотворения вспомнили 20% детей, но в основном стихи с осеннего утренника, 80% детей не смогли вспомнить и рассказать стихотворение. И на вопрос «Что ты больше любишь : читать книгу или смотреть м/ф?» , 58% детей любят больше смотреть мультфильмы, 19% детей- любят и то и другое, как сказал Артем В. «я люблю по разному развлекаться» и 23% детей выбрали книгу, что очень порадовало! Можно сделать вывод, что дети любят, когда им читают книги. Практически всем детям дома читают книги. В основном дети предпочитают классические произведения. Думаю, что на выбор рассказов Н. Носова повлиял проект, который был реализован педагогами группы «Ромашка» , о котором будет рассказано чуть позже.

В рамках выполнения годовой задачи по чтению художественной литературы учителем- логопедом была проведена литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского «Мои любимые сказки» . Дети подготовительных групп «Ромашка» и «Василек» показали хорошие знания по произведениям К. И. Чуковского. Дети отгадывали названия сказок по предложенным отрывкам, заканчивали строчки произведений, находили «нужные» предметы тому или иному герою, отгадывали загадки, связывали героя сказки с определенным поступком, который он совершал и мн. другое.

Обе команды показали хорошие результаты, но все же 1 место заняла команда группы «Ромашка» .

Для анализа предметно- развивающей среды был проведен смотр книжных уголков в каждой возрастной группе. Во всех возрастных группах книжные уголки размещены целесообразно по отношению других игровых зон и пространства группы в целом (спокойная зона, рядом стол и стульчики и т. д.) . В некоторых группах уголки имеют свои названия : «Книголандия» - гр. «Ромашка» , «Книжкин дом» - группа «Колокольчик» . Подбор книг в уголках соответствует возрасту детей. В младшей группе «Семицветик» –книжки для маленьких с плотными страничками, книжки- малышки, есть дополнительные экземпляры книг одного произведения. Имеются картинки, наклеенные на картон, для рассматривания. В группах «Одуванчик» и «Незабудка» также соответствующее количество необходимых книг, есть книги, изучаемые в данный момент по программе. Имеются картинки, иллюстрации к произведениям. В группах «Одуванчик» , «Колокольчик» и «Василек» имеются портреты писателей. В старших и подготовительных группах имеются книги о природе, животных, стихи и рассказы, направленные на формирование гражданских черт. Имеются различные энциклопедии, книги о космосе. В группе «Колокольчик» организован «Музей любимой книги» , где представлены любимые книжки детей, имеется мастерская по починке книг «Книжкин доктор» . Организована выставка книг по произведениям С. Михалкова. В группе «Незабудка» организована С/Р игра «Библиотека» . В группе «Ромашка» организована выставка по произведениям Г. Х. Андерсена, в группе «Василек» - выставка по произведениям Н. Носова. К сожалению, кроме организованной выставки, в группе «Василек» в свободном доступе книги отсутствовали. Таким образом можно сделать вывод, что большинство педагогов ответственно подошли к организации предметно- развивающей среды и создали все условия для детской деятельности, направленной на приобщение ребенка к книге .

Анализ календарного и перспективного планирования по теме позволил сделать вывод, что воспитатели понимают значимость детской художественной литературы во всестороннем развитии ребёнка. Организуется чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой, заучивание стихов и потешек, драматизации сказок. Систематически планируется работа по художественной литературе в группах «Василек» , «Ромашка» , «Незабудка» , «Колокольчик» . В группе «Семицветик» работа по ХЛ отражена в перспективном и календарном плане. Педагогам группы «Одуванчик» необходимо планировать ЧХЛ не от случая к случаю, а ежедневно, прописывая при этом цели и задачи. Педагогами используются разнообразные формы работы по приобщению детей к ХЛ . Так педагоги группы «Ромашка» организовали с детьми экскурсию в библиотеку. Педагогами группы «Василек» была проведена викторина по произведениям К. Чуковского. В группах «Незабудка» и «Одуванчик» в ноябре запланирован КВН по сказкам.

По пятому вопросу было проведено анкетирование с родителями «Семейное чтение » . В анкетировании приняло участие 66 семей. Анкетирование показало следующие результаты :

По первому вопросу «Читаете ли Вы ребенку книги? По чьей инициативе это происходит?» - 45% ответили, что чтение происходит по инициативе ребенка, 38%- по инициативе родителей, 15%- по обоюдной инициативе, не читают книги 2% родителей.

На вопрос «Проводите ли Вы беседы после чтения - 77% родителей ответили, что проводят, не всегда- 8%, не проводят- 15%.

На вопрос «О чем говорите после чтения - о содержании произведения- 59% родителей, о героях- 27%, «что хорошо, а что плохо» - 7%, пересказывают прочитанное -7 %. Были и следующие ответы : одни родители говорят «о вечном» , другие «о том, что книжка пошла спать» .

На вопрос «Стремится ли ребенок пересказать прочитанное, выделить, что ему понравилось?»- «да» , ответило 67% родителей, «нет» -24%, «иногда» -9%.

На вопрос «Повторяет ли ребенок эпитеты, образные выражения?» - «да» - ответило 65% родителей, «нет» - 29%, «иногда» - 6%.

На вопрос «Играете ли Вы с детьми в словесные литературные игры?» -«да» - ответило 61% родителей, «нет» -30%, один родитель написал, что «надо заняться» , «иногда» - ответило 9% родителей.

«Любимыми книжками детей оказались» : на первом месте- сказки Чуковского, на втором месте –русские народные сказки, на третьем месте- рассказы Н. Носова, на четвертом- стихи А. Барто. А также рассказы о животных, зарубежные сказки («Винни Пух» , «Чипполино» , «Русалочка» , детские энциклопедии и мн. другие.

На вопрос «Каких современных детских писателей Вы знаете?» - на первом месте самым «современным» оказался Н. Носов, на втором месте- А. Барто, на третьем- К. Чуковский, далее С. Маршак, В. Драгунский, С. Михалков, Н. Волков, К. Булычев, Ю. Энтин, Д. Родари, Э. Успенский, А. Лингред, Б. Заходер и мн. другие. Можно сделать вывод, что интерес к классикам очень большой и их произведения выступают на первое место в чтении детям .

На вопрос «Назовите любимую книгу Вашего детства и будет ли она интересна Вашему ребенку?»: сказки Чуковского- «да, интересны» , русские народные сказки- «интересны» , «Золотой ключик» - «пыталась читать, не слушает» , «Приключения капитана Врунгеля» , «Винни Пух» - «возможно» , «Волшебник изумрудного города» , «Золушка» , «Дюймовочка» - «будут интересны» , «Трое из Простоквашино» -«да» , «Алиса в стране чудес» - «не будет интересна» , «Приключения Робинзона Крузо» - «да» , «Незнайка на луне» - «думаю, да» , Н. Носов «Фантазеры» , «Маугли» - «мал еще» , «Два капитана» - «когда подрастет» , «Малыш и Карлсон» - «да» , «В стране не выученных уроков» - «нет» , «Приключения Незнайки» - «да» , «Остров сокровищ» , «Малахитовая шкатулка» и др. Ответ одного папы : «настольный хоккей интереснее, уже играли» .

На вопрос «Рассказывает ли ребенок о прочитанных в детском саду книгах?» 51% родителей ответили, что рассказывают, 49%- «нет» . На вопрос «Имеются ли дома книги?» - 100% родителей сказали, что «да» .

У 81% семей в доме есть библиотека, у 19%- нет.

На вопрос «Как Вы сами относитесь к книгам? Помогают ли они в воспитании?» - 88% родителей положительно относятся к книгам, пользуются их советами, остальные 12% родителей «читают редко» , «не читают» , «не пользуются книгами» . И на последний вопрос «Считаете ли Вы, что книгу заменил интернет и она потеряла свою ценность?»-67% родителей сказали, что нет, не заменил, 33% -«да, заменил» . Вот интересные ответы, которые вселяют надежду, что наши дети будут воспитываться на книгах, а не на компьютерных играх : «Лучше книги нет ничего» , «Главное заинтересовать ребенка» , «Интернет не заменит ощущений о прочитанной книге» , «Частично заменил, но книга значения не потеряла» . Анкетирование показало, что родители являются активными читателями, в основном предпочитают классическую литературу, детям также предпочитают читать классику. Во всех семьях имеются книги, родители стараются воспитывать детей на примерах поступков героев книг. Если сравнить анкеты родителей и детей, то можно увидеть, что 5% родителей слукавили, сказав, что читают детям книги. Один ответ мамы совпал с ребенком, обе сказали, что книг не читают.

Анализ работы с родителями по данной теме показал, что педагоги используют разнообразные формы работы. В группе «Семицветик» для родителей представлена папка- передвижка с консультациями «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению » , «Радость встречи с книгой» , «Как воспитать маленького читателя?» . В группе «Одуванчик» была организована «Неделя добрых дел» , во время которой родители вместе с детьми занимались ремонтом книг, приносили из дома книги для чтения . Для родителей представлены консультации «Зачем читать сказки?» , «Значение фольклора в развитии речи детей» , проведены индивидуальные беседы с родителями о пользе чтения . В группе «Незабудка» была организована выставка книг и рисунков, нарисованных детьми с родителями «Моя любимая книжка» . Для родителей также представлены консультации : , «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению » . В группе «Колокольчик» представлена консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать, читать детям сказки?» . В группе «Василек» представлены консультации «Чтение- вот лучшее учение » , «Как учить запоминать стихотворение?» . Педагогами группы «Ромашка» был разработан литературный проект по ознакомлению детей с творчеством Н. Носова. В проекте активными участниками были родители. В результате была организована выставка поделок и рисунков по произведениям Н. Носова. Для родителей размещены консультации «Время читать!» , «Чтение художественной литературы детям» . Также в детском саду был организован конкурс «Книжка- самоделка» , в котором родители своими руками выполняли книжки из различных материалов. В конкурсе приняли участие родители детей всех возрастных групп.

Во всех возрастных группах работу по художественной литературе систематически отображать в уголке книги.

В рамках реализации годовой задачи по ознакомлению детей с художественной литературой запланировать и провести конкурс чтецов.

Планировать индивидуальную работу с детьми по данному направлению (постоянно) .

Продолжать использовать разнообразные формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей и др.)

Стихи, ритмическая речь

1.2. «Четвёртый лишний»

1) Эпос, проза, драма, лирика;

2) роман, повесть, лирическое стихотворение, рассказ;

3) загадка, сказка, пословица, повесть;

4) драма, комедия, поэма, трагедия;

5)*ритм, стих, лирика, эпос.

1.3*. Составьте словарную статью «Стихотворение в прозе», используя приведённые ниже слова:

произведение, поэтический, содержание, прозаический, форма, эмоциональность, прозаический, повышенный, короткий.

II. Тема «Песня как малый жанр фольклора»

2.1. Установите соответствие между приведёнными ниже понятиями и определениями.

III. Тема «Былины»

1. Былина – это…

А) небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представленное как в прозе.

Б) малый жанр фольклора, представляющий собой словесно-музыкальное высказывание

В) словесно - музыкальный песенный эпический жанр русского фольклора

Г) регулярное чередование различных элементов: звуков, слогов, слов

2. Выберите синоним к слову «былина»

Б) ста´рина

3. Какое из перечисленных произведений не является былиной?

А) «Садко»

Б) «Дюк Степанович»

В) «Кот и лиса»

Г) «Добрыня и Змей»

4. Какая из обязательных частей есть у былины и отсутствует у лирической песни?

В) концовка

Г) повтор

5. Садко в былине

А) знаменитый гость

Б) богатый гость

В) храбрый гость

Г) загадочный гость

6*. Какое географическое название отсутствует в былине «Садко»?

А) Волхов

Б) Чернава

В) Онежское

Г) Новгород

IV. Тема «Истоки и вершины» (итоговое повторение)

4.1. Вставьте пропущенное слово.

1. Проблема литературного произведения – это главный …, в нём возникающий.

2. Композиция – это расположение элементов … относительно друг друга.

3. Поэзия и проза – … литературной речи.

4. В былине есть сюжет, поэтому она относится к … произведениям.

5. Описание жизни святых – … .

V. Тема «Лирическое стихотворение».

5.1. Установите соответствие между приведёнными ниже понятиями и определениями.

5.2. Закончите предложение, определив изобразительно-выразительное средство языка.

1. Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ – …

2. Образ, максимально обобщённо выражающий идею какого-либо события или явления – …

3. Художественный приём; наделение животных и неодушевлённых предметов человеческими свойствами – …

4. Скрытое сравнение – …

5. Образное определение – …

6. Форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим – …

5.3. Тест «Стихосложение. Средства художественной изобразительности»

1. Определите стихотворный размер и тип рифмы стихотворного отрывка «Весенние воды»

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят…

А) ямб, женская В) хорей, женская

Б) ямб, мужская Г) хорей, мужская

2. Укажите, каким изобразительно-выразительным средством является выделенное слово в предложении: «Мороз и солнце; день чудесный

В) учитель греческого языка

Г) земский врач

8. Почему весь город боялся Беликова? («Человек в футляре»)

А) он был разбойником

Б) угнетал всех своей осторожностью и мнительностью

В) был строгим градоначальником

Г) был сумасшедшим

VIII. «Тема литературного произведения»

7.1. Тест «Лирика»

1. Какое из стихотворений написано дактилем?

А) Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только белые вороны

Расшумелись на лугу. (С. Есенин «Пороша»)

Б) Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон опутал родину мою… (Рубцов «Звезда полей»)

В) Листья осенние

Где-то во мгле мирозданья

Видели, бедные,

Сон золотой увяданья… (Н. Рубцов «Листья осенние»)

Г) Не возьму я в толк…

Не придумаю…

Отчего же так –

Не возьму я в толк? (А. Кольцов «Косарь»)

2. Определите тему стихотворения «Поэт».

А) тема родины

Б) тема назначения поэта и поэзии

В) тема свободы

Г) тема войны

3. Вставьте пропущенное слово.

сенина «Пороша» - образец … лирики.

А) философской

Б) пейзажной

В) патриотической

Г) гражданской

Ключи к заданиям

1 – 6, 2 – 5, 3 – 4, 4 – 3, 5 – 2, 6 – 1.

1 – проза, 2 – лирическое стихотворение, 3 – повесть, 4 – поэма, 5 – эпос.

1 – 3, 2- -5, 3 – 1, 4 – 2, 5 – 4.

1 – 2, 2 – 1, 3 – 4, 4 – 5, 5 – 6, 6 – 3.

I. Тема «Лирический герой».

1. Какое слово связывает стихотворения «Зимний вечер» и «Зимняя дорога», передавая одно из чувств лирического героя?

А) грустный В) печальный

Б) невесёлый Г) тоскливый

2. Какие чувства испытывает лирический герой Д. Байрона в стихотворении «Прометей»?

А) любовь к людям В) любовь к развлечениям

Б) любовь к славе Г) любовь к путешествиям

3. Лирический герой стихотворения М. Лермонтова «Нет, я не Байрон…» сравнивает себя с английским поэтом, чтобы

А) доказать сходство В) противопоставить себя Байрону

Б) утвердить отличие Г) привлечь к себе внимание

II. Тема «Баллада»

1. Баллада – жанр …

А) эпический В) лирический

Б) лиро-эпический Г) сатирический

4. В философской повести-сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Лис произносит слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Какая проблема произведения спрятана в этой фразе?

А) проблема ответственности В) проблема взаимовыручки

Б) проблема взаимопонимания Г) проблема милосердия

5. Проблема социальной несправедливости и жестокости поднята в стихотворении «Железная дорога». Какие эпитеты помогают понять это?

А) славная осеньусталые силы В) губы бескровные – царь беспощаден

Б) работа народная – государство великое Г) труды роковые – свисток оглушительный

6. Тема повести «Муму»

А) осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей

Б) противопоставление крепостников и крепостных

В) размышления о необходимости отмены крепостного права

Г) рассказ о жизни крепостного Герасима

7. «Драгоценная пыль». В своих записках литератор писал: « Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - всё это крупинки золотой пыли».

Словосочетание «золотая пыль» в этом отрывке – символ …

А) богатства В) красоты

Б) известности Г) творчества

Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель – предметник в частности. Современные требования к программам обучения предполагают обязательное наличие контрольно – измерительных материалов. Прежде, чем составлять их, необходимо ответить на ряд вопросов:

  • В чем заключаются функции учебного контроля?
  • Какие вид, тип и форма контроля будут уместны в определённой теме?
  • Какой метод контроля будет наиболее подходяще на данном уроке?
  • Какие средства контроля необходимо разработать к занятию?

Функции учебного контроля

Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:

  • Диагностическая . Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
  • Контролирующая . В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
  • Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
  • Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
  • Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
  • Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
  • Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

  • Предварительный
  • Текущий
  • Тематический
  • Итоговый контроль

При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности. К тому, например, на уроках истории концентрическая система предполагает в 10 классе повторное, но более глубокое, научное изучение почти всех тем. Поэтому здесь проведение предварительного контроля особенно важно. Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание.

Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль , который, в основном, является частью урока.

Название «тематический контроль » говорит само за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю.

В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения (начальной, основной школы) проводится итоговый контроль . Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.

Формы контроля знаний и умений учащихся.

В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:

  • Фронтальная . Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
  • Групповая . Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
  • Индивидуальная . У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
  • Комбинированная . Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.

Методы контроля

Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.

Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.

  • Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником. Обычно он вызывается к доске и развёрнуто отвечает либо на общий вопрос с последующими уточнениями, либо на ряд отдельных.
  • Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными. Достоинством этого метода является возможность одновременно опросить несколько учащихся и очевидная экономия времени. Но есть и существенный недостаток – невозможность проверки глубины знаний. К тому же, ответы могут быть случайными.
  • Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету.

В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

Типы контроля

В зависимости от того, кто производит контроль, разделяют:

  • Внешний контроль . Производится учителем над деятельностью обучающихся.
  • Взаимоконтроль . Осуществляется обучающимися друг над другом.
  • Самоконтроль . Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.

Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.

Средства контроля

Перед педагогом стоит нелёгкая задача выбора подходящих к уроку средств оценивания знаний и умений. Как уже упоминалось выше одним самых распространённых методов в настоящее время является тестовый. Различных тестов по всем предметам сейчас издаётся великое множество. Кроме того, учитель сам может составить тестовые вопросы или поручить это задание обучающимся (конечно, за отдельную отметку). Тестовые вопросы могут быть:

  • Многовариативными . В данном случае к вопросу предлагается несколько ответов, где только один или несколько будут правильными.
  • Альтернативными . Предлагается два суждения или ответа, нужно выбрать верный.
  • Вопросы перекрёстного выбора . Нужно найти соответствия между предложенными вариантами.
  • Открытыми . Присутствуют варианты ответов.
  • Закрытыми. Нужно дать ответ самостоятельно. Вариантов нет.

Вопросы должны быть точными, не спорными, соответствовать учебной программе и пройденному материалу.

Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.

Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.

Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.

Требования, предъявляемые к контролю в обучении

Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:

  • Систематичность . Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
  • Объективность . Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
  • Педагогическая тактичность . Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • Экономичным по временным затратам .
  • Разнообразие используемых методов и форм контроля .

Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.