Отчие поля. Равнина дорогая…. Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Есенина

Тарас Бульба встречает сыновей, учившихся в Киевской бурсе и теперь приехавших домой. Это два дюжих молодца, крепкие и здоровые. Тарас посмеивается над одеждой сыновей; те, не ожидая такого приема от отца, стоят сконфуженные. Старший сын, оскорбленный словами отца, начинает колотить Тараса, тот отвечает. Мать останавливает обоих. Отец обнимает сыновей.

Мать не может наглядеться на любимчиков, а Тарас говорит, что на этой же неделе отправит обоих в Запорожье, где они пройдут настоящую школу жизни. Все входят в светлицу, садятся выпить и закусить.

После очередной рюмки Тарас начинает бушевать, бьет горшки и фляжки и решает, что в Запорожье они поедут завтра. Ведь он казак, ему свободы хочется, а тут, дома, ему делать нечего. Жена, привыкшая к подобным выходкам мужа, стоит в стороне и думает о скорой разлуке с сыновьями.

Тарас идет раздавать приказания для сборов в дорогу, затем вместе с сыновьями ложится спать во дворе. Вслед за Бульбой засыпают все, кроме его жены. Она лежит возле сыновей и плачет из-за скорой разлуки с ними. Она втайне надеется, что Бульба, когда проснется, отсрочит день отъезда. Но поутру Бульба сразу начинает собираться в дорогу.

Бедной старушке ничего не остается, как помогать ему. Когда все собрались, Тарас присаживается на дорожку. Мать обнимает сыновей, плачет, вцепляется в седло младшего и не хочет отпускать. Ее уносят домой казаки. Сыновья сдерживают слезы, боясь гнева отца.

Все едут молча. Тарас представляет, как приедет с сыновьями в Сечь. Они же думают о другом. Оба в двенадцать лет были отданы в бурсу. Старший, Остап, сначала не хотел учиться, сбегал, но потом угомонился, когда отец пообещал запереть в монастырь.

Вскоре Остап стал лучшим в академии. Но это не сломило его упорный характер: он любил войну и пирушки. Младший, Андрий, учился легко. Он был более изобретательным, чем его брат, кипел жаждой подвига, любил женщин и теперь тоскует по одной полячке, в которую влюбился в Киеве.

Между тем Тарас выходит из задумчивости и предлагает остановиться закурить. Затем едут дальше. Всюду только степь. Только через три дня пути казаки чувствуют близость Днепра.

Они сходят с коней и садятся на паром. Наконец прибывают в Сечь. «На пространстве пяти верст были разбросаны толпы народа. Они собирались в небольшие кучи». Казаки добираются до площади, где собирается рада. Тарас вскоре видит знакомые лица, начинаются приветствия.

Уже около недели Тарас живет с сыновьями в Сечи. Остап и Андрий мало занимаются военным делом, так как в Сечи молодые люди в основном воспитываются опытом, а не теорией.

Все свободное время казаки отдают гульбе. И братья с головой окунаются в разгулье.

Между тем Бульба думает, как бы затеять какое-нибудь дело, например пойти на турок или татар, но ему говорят, что подписан договор о ненападении. Тогда Тарас устраивает пирушку, на которую собирают старшин и куренных атаманов.

Те, когда хорошенько выпивают, идут на площадь и зазывают народ на войну. Но кошевой предлагает не идти войной, так как казаки обещали мир, а «пустить с челнами одних молодых.

Пусть немного пошарпают берега Анатолии». Решают, что отправят нескольких молодых под руководством опытных вояк. Начинаются сборы.

В это время к берегу причаливает паром, на котором стоят оборванные и замученные люди. Один из них рассказывает, что на гетманщине жиды не дают житья, католичество хочет, чтобы отреклись христиане от своей веры. Кошевой спрашивает, что же они не взялись за сабли.

Ему отвечают, что жидов слишком много, а полковники и гетман убиты. Сеча собирается на площади, решают идти на Польшу, так как именно оттуда идут все беззакония. Бульба доволен сложившимися обстоятельствами: открываются возможности для подвигов.

Вскоре весь юго-запад Польши захвачен запорожцами. Не сдается только город Дубна. Запорожцы решают во что бы то ни стало взять город. Но через две недели все остается по-прежнему. Все в нетерпении, в том числе и Остап с Андрием, которые теперь набрались опыта в военном деле.

Однажды Андрий сидел вечером под стенами города, когда к нему подошла какая-то женщина. Приглядевшись. Андрий узнал в ней татарку, служанку панны, в которую был влюблен еще в Киеве.

Служанка говорит, что панна в городе, она не ела уже несколько дней. Она просит помощи Андрия, так как уверена, что тот ее не предаст. Андрий находит съестные запасы и идет с ней через подземный ход в город.

Здесь он видит страшные картины голода: мертвую женщину с грудным ребенком, который еще жив и ищет материнское молоко; иссохшее тело повесившегося, который не вынес страданий.

Наконец Андрий встречается со своей возлюбленной, которая кажется ему еще прокрасней. Панна просит помощи Андрия, так как уверена, что тот ее не предаст. Он говорит, что готов умереть за нее. Приходит татарка и сообщает, что в город вошли поляки, привезли продовольствие и пленных казаков.

Поляки смогли пройти в город, потому что казаки Переяславского куреня были пьяны. Многих перебили, других взяли в плен.

Еврей Янкель говорит Тарасу Бульбе, что Андрий среди поляков и должен жениться на дочери пана. Бульба сначала не верит, но затем, вспомнив характер Андрия, его склонность к женской красоте, понимает, что это правда. Тарас в гневе, хочет убить сына.

Начинается битва между казаками и поляками. Один из атаманов убит, и Остап мстит за него. Бесстрашного Остапа выбирают атаманом. Тарас думает, почему в битве не было Андрия: может, ему Стыдно, как Иуде, а может, все-таки солгал жид? Бульба представляет, как он жестоко отомстит панночке за Андрия.

К казакам приходит весть, что, пока они в походе, на Сечь напали татары, захватили богатство и увели многих в плен.

Казаки на совете принимают решение отправиться в погоню за татарами. Тарас Бульба возражает. Он говорит, что казаки забыли о товарищах, что в плену у поляков. Один из самых старых казаков, Касьян Вондюг, говорит, что кто-то должен идти за татарами, а кто-то — остаться здесь, под Дубной, чтобы попытаться освободить товарищей.

Узнав о том, что половина казаков ушла, поляки решают дать сражение. Тарасу Бульбе сообщают, что идут поляки с пушками, а с ними сын его Андрий. Бульба в злобе сначала не верит, но потом вспоминает, что вот уже два дня не видел его.

Во время битвы Бульба видит Андрия. Он кричит казакам, чтобы те заманили Андрия в лес, и там встречается с сыном один на один. Бульба говорит ему о предательстве и убивает. Андрий перед смертью произносит имя своей возлюбленной.

К полякам приходит подкрепление, и они разбивают казаков. Остапа берут в плен. Тарас Бульба ранен.

Верный друг Тараса Бульбы Товкач спасает его и везет в Сечу, лечит и поднимает на ноги. В Сечи теперь все новое: старые товарищи, стоявшие за веру и казацкое братство, погибли. Тарас не может участвовать в весельях казаков: он думает об Остапе. Он упрашивает Янкеля переправить его в Варшаву, хотя знает, что за его голову обещают большие деньги.


Тарас Бульба – повесть Николая Васильевича Гоголя, идея которой возникла у автора в 1830 году. Написание произведения продолжалось в течение десяти лет. В переделанном автором варианте – двенадцать глав. На протяжении повести рассказывается о том, что происходило во время войны запорожцев с поляками; какие невероятные трудности приходилось испытывать казакам, защищая свою землю, как не сгибались они ни под огнем, ни под мечом, желая остаться верными Отчизне. Только младший сын Тараса Бульбы Андрей оказался предателем и был убит собственным отцом… Подробнее с повестью можно ознакомиться, прочитав краткое содержание.

Меню статьи:

Глава 1

Два сына Тараса Бульбы – Остап и Андрей – после учебы в Киевской бурсе возвращаются домой. Их встречает радостный отец и встревоженная мать. После недолгих приветствий Тарас и старший сын Остап вдруг захотели померяться силами и стали бить друг друга, к большому беспокойству мамы. Наконец, отец оценил силу сына словами: «Да он славно бьется!.. Добрый будет казак!»

Мечта сделать сыновей борцами за родину засела в душе упрямого Тараса Бульбы давно. И он принял решение отправить их на Запорожье. Его не трогают ни слезы матери, и так долго не видевшей Остапа и Андрея, ни то, что они уже столько времени не были дома. «Сыновья должны быть на войне – и точка» – так думает Тарас. В пылу разгоревшихся чувств он внезапно изъявляет желание ехать с ними. Отец и двое молодых казака, к великому горю бедной старушки, уже на следующий день отправляются в путь.

Глава 2

Бурса, где учились Остап и Андрей, не научила их знаниям, но закалила характер. Например, часто избиваемый розгами старший сын стал отличаться твердостью, что приемлемо для казаков, и дорожил товариществом; меньший же учился лучше и умел хотя бы иногда уклоняться от наказания. Кроме жажды подвига, его душе были доступны и другие чувства.

По дороге в Запорожье, сидя на коне, Андрей стал вспоминать первую встречу с красавицей-полячкой, панночкой: как испугалась она, увидев перед собой незнакомца, как надела ему на голову свою блистательную диадему; как по-детски вела себя, вводя его в смущение.

А Запорожье с каждым днем было все ближе. Вот уже повеял холодными волнами Днепр, и казаки, после того, как пересекли его, оказались на острове Хортицы, у Сечи.

Глава 3

Непрекращающееся пиршество Сечи, где Тарас Бульба поселился со своими сыновьями, пьяная веселость людей увлекли Остапа и Андрея настолько, что они с упоением предались разгульной жизни. Жестокие законы казачества, когда проворовавшегося человека забивали до смерти дубиной, а должник был прикован цепью к пушке в ожидании выкупа за него, были еще не настолько суровыми наказаниями в сравнении с тем, которое полагалось за убийство. Совершившего подобное закапывали живьем в землю вместе с убитым. Это произвело неизгладимое впечатление на Андрея.

Так и жили относительно спокойно сыновья Тараса, пока не захотел их отец новой войны. Именно он стал подбивать кошевого развязать битву с бусурменами, несмотря на то, что султану был обещан мир. Считая, что, не умея воевать, сгинет человек без доброго дела подобно собаке, Тарас Бульба искал любой повод для вражды с иным народом. Возражения кошевого были встречены им в штыки, и очень скоро предводителем казаков избрали другого –старого товарища Тараса Бульбы по имени Кирдяга. В Сечи праздновали это событие целую ночь.

Глава 4

Как бы это ни казалось странным нормальному человеку, но Тарас Бульба был просто одержим идеей с кем-то воевать. Он сокрушался по поводу того, что «пропадает казацкая сила, нет войны» и стал подговаривать народ к радикальным действиям. Повод вскоре нашелся. На остров прибыл паром с беглыми казаками, которые рассказали о беззакониях «жидов», которые из риз попов шьют себе одежду и налагают запрет на христианские праздники. Это стало сигналом к тому, чтобы развязать новую войну между запорожцами и поляками.

Глава 5

Начинающаяся война удовлетворяла Тараса Бульбу. Он гордился своими возмужавшими сыновьями, хотя считал, что Остап более способен к военному делу, чем Андрей. Романтичная натура младшего сына проявлялась и в тоске по матери, которая передала икону; и в созерцании красивой природы. Мягкое сердце, не до конца ожесточенное битвами, стремилось любить. Именно поэтому Андрей, узнав от татарки, что панночка голодает, решился на отчаянный поступок: забрать у спящего брата мешок с продуктами, пойти вслед за татаркой, увидеться с красавицей-полячкой и помочь ей.

Глава 6

Во время того, как татарка ведет Андрея по подземному переходу, он замечает и молящихся католических священников, и умирающих от голода женщин и детей – страшную картину, от которой стынет сердце. Придя на место, юноша встречается с той, которую не видит уже давно, – и замечает, что она стала еще красивее. Чувства Андрея возобладали над здравым смыслом, и он пошел на то, чтобы ради этой девушки отказаться от всего – Родины, отца, брата, друзей. Без колебаний перешел на сторону врага.

Глава 7

Казаки готовятся к нападению на Дубно с целью нанести удар за взятых в плен казаков. Тарас Бульба волнуется, ведь нигде не видит сына Андрея – ни в отряде казаков, ни среди убитых, ни среди пленных. И вдруг Янкель сообщает страшную новость: видел пана Андрия, но не связанного в плену, а живого, рыцаря, всего в золоте, как самый богатый польский пан. Тараса шокировало подобное известие, и он поначалу не захотел верить своим ушам, обвиняя Янкеля во лжи. А тот приводил факты все более и более ужасные, говоря, что даже от отца и брата отрекся Андрей, сказав, что будет биться с ними.

Завязывается битва между поляками и запорожцами, в которой гибнет много казаков, в том числе и атаман. Остап решает отомстить за него, и за такой подвиг его самого избирают атаманом.

Тарас все переживает за сына, волнуясь, почему его не было среди сражавшихся.

Глава 8

На запорожцев нападают татары, и посоветовавшись, казаки решают прогнать их и возвратить награбленное. Однако, Тарас иного мнения: он предлагает сначала вызволить из польского плена товарищей. Мудрый совет Касьяна Бовдюга – разделиться и идти войной и на тех, и на тех, – оказывается как нельзя кстати. Воины поступают так.

Глава 9

В суровой битве запорожцы несут большие потери: против них применили пушки. Однако, казаки, подбадриваемые Бульбой, не сдаются. Вдруг Тарас видит своего младшего сына, который едет на вороном коне в составе польского полка. Обезумевший от гнева отец догоняет юношу. Он убивает Андрия выстрелом со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью».

Остап видит произошедшее, однако, разбираться нет времени – на него совершают нападение польские воины. Так старший сын становится пленником ляхов. А Тарас получает серьезное ранение.

Глава 10

Бульба, привезенный товарищами в Сечь, спустя полтора месяца оправляется от ран и решает поехать в Варшаву, увидеть Остапа. За помощью он обращается к Янкелю, даже не испугавшись того, что за его голову обещаны немалые деньги. И тот, взяв вознаграждение, прячет Тараса на дне повозки, заложив верх кирпичом.

Глава 11

Остапа собираются казнить на рассвете. Бульба опоздал: освободить его из темницы уже невозможно. Разрешается только повидаться с ним на рассвете. Янкель, чтобы устроить встречу, идет на хитрость: переодевает Тараса в иностранные одежды, но тот, задетый репликой в адрес казаков, выдает себя. Затем Бульба идет на место казни сына. Он стоит в толпе, видит, какие мучения приходится испытывать тому, кто не предал Отчизны, отдает жизнь за неё, и говорит одобрительно: «Добре, сынку, добре».

Глава 12

Вся нация под предводительством Тараса Бульбы поднялась против поляков. Он стал очень жестоким, не щадил никого из врагов, сжег восемнадцать городов. За голову Бульбы предлагались немалые деньги, но взять его не могли – до той поры, пока он сам из-за нелепой случайности не попался в руки врагам. У Тараса выпала люлька с табаком, и он остановил коней, чтобы отыскать её в траве. Тогда же и схватили его поляки, и приговорили к суровой смерти – через сожжение. Но не сдался Тарас перед лицом мучений, и даже пылающий костер не остановил его. До последнего дыхания ободрял он казаков, ведущих битву на берегу реки Днестр.

А они потом вспоминали и славили своего атамана.

Повесть начинается с прибытия в родной дом двух сыновей Тараса Бульбы – Остапа и Андрия. Они, как и многие другие дети казаков-запорожцев, были отданы в обучение в Киевскую бурсу – в семинарию. Из них не собирались делать священников, однако козацкий полковник Тарас считал, что у его детей должно быть образование. Не менее важным он считал и продолжение их мужского воспитания в Запорожской Сечи, куда он и его сыновья должны были отправиться как можно быстрее.

Уже в первой сцене повести видны характеры главных героев. Остап мужественный, решительный, прямолинейный. Он не терпит шуток и насмешек и готов защищать свою честь всеми силами даже перед отцом. Андрий, напротив, нежный, чувствительный, мечтательный. Тарас – шумный, сумасбродный, не терпит отказа ни в чем, это человек действия.

С огромной нежностью описывает Гоголь мать молодых козаков – жену Тараса Бульбы. Она – тихая, безответная женщина, привыкла подчиняться своему мужу, терпела от него многие обиды. Во время его частых отъездов она сама вела большое хозяйство. Без помощи мужа она и детей вырастила, но не имеет возможности задержать их дома. Ей только и остается одна ночь, чтобы налюбоваться детьми перед отъездом. Бедная мать не знает, вернутся ли ее сыновья домой живыми, ведь запорожцы находились в те времена в состоянии почти непрерывной войны.

В Запорожской Сечи

На следующий день после возвращения молодых людей из бурсы отец увозит их в военный лагерь козаков. В пути разные мысли посещают путешественников. Остап мечтает о воинской славе, Тарас вспоминает свои старые подвиги, а Андрий – прекрасную полячку, которую встретил и полюбил во время учебы.

Тарас привозит своих сыновей в Запорожскую Сечь – лагерь козаков. Здесь они проводят почти все время между сражениями. Это мужское сообщество со своими законами, где ценятся удаль и молодечество, умение пить спиртное и сражаться с врагами. Куренные атаманы здесь выбираются козаками, правила установлены раз и навсегда.

Остап и Андрий, несмотря на все свои различия, приходятся ко двору в Сечи. Их и молодые козаки, и ветераны считают хорошими воинами, уважают и любят. Гордится ими старый Тарас. Радуется, что его дети показывают хорошо себя в мирное время. Он надеется, что и во время войны ему не будет стыдно за своих сынов.

Война началась

Подходящего случая не приходится долго ждать, да и сам Тарас способствует повышению военного пыла запорожцев. По его совету переизбирают главу Сечи – кошевого. Теперь козаками командует воинственный человек, который дает команду готовиться к войне с Польшей.

Однако запорожцы не могут нарушить своего слова, данного полякам и туркам. Они не могут напасть на своих врагов без повода. Но повод тоже вскоре находится. В Сечи появляется отряд козаков, которые рассказывают о бесчинствах поляков и евреев. Это и становится формальной причиной для выступления запорожцев.

Война всегда сопровождается смертями, кровью и пожарами. Запорожцы шли по Польше, не щадя никого, убивая и старых, и молодых. Каждая польская или еврейская семья могла стать жертвой погрома.

Остап и Андрий во время войны

В боях закалились сыновья старого Тараса. Остап показал себя умелым руководителем, и отец уже мечтал о том, что он станет знаменитым полководцем. А Андрий в каждом бою удивлял всех своей безрассудной храбростью, воинской удалью.

Козаки несли с собой страх, пожары, ненависть и убийства. В боях и сраженьях, в дыму и огне запорожское войско пришло к большому городу Дубна. Это был большая и хорошо укрепленная крепость. Козацкое войско не могло его взять сразу, поэтому была организована осада.

Стычки случались редко, а в остальное время козаки жгли деревни вокруг, грабили местных жителей, веселились и ждали настоящего боя. А в осажденной крепости начался настоящий голод. Жители Дубны не сдавались.

Предательство Андрия

В одну из ночей к Андрию пришла пожилая женщина. Он узнал в ней служанку прекрасной полячки. Девушка со стен крепости увидела Андрия и узнала в нем влюбленного в нее семинариста. Она послала свою служанку за помощью. Старая женщина просила дать ей немного продуктов для своей госпожи, но Андрий сделал по-другому. Он решил сам идти к полячке, чтобы еще раз увидеться с ней.

Но, увидев девушку, он уже не смог с ней расстаться, и остался в крепости, чтобы защитить ее от своих товарищей. Андрий отказался от своей Отчизны, от своей семьи и друзей, – он предал свою землю.

Предательство Андрея
Тарас долго не верил этому, но, увидев сына с поляками, поклялся убить его своими руками. В одном из боев, когда отряд из города пытался прорвать осаду, старый козак выполнил обещание – он убил своего младшего сына. В этом же бою Остап Бульба попал в плен.

Гибель Остапа

Тарас был тяжело ранен в бою и долго болел. Ему удалось выздороветь только после продолжительного лечения. И тогда он узнал, что Остап находится в Варшаве, и его должны казнить.

Тарас при помощи еврея, которого он когда-то спас от гибели, приезжает в Варшаву, чтобы попытаться спасти сына. Он дает большую сумму охраннику в тюрьме, чтобы увидеться с Остапом. Но поляк обманывает Тараса. Ему не удается даже увидеть сына.

Больше старый козак ничего не может сделать. Но он хочет хотя бы еще раз увидеть Остапа и идет на площадь, где должна состояться казнь запорожцев. Тарас видит, что Остап и здесь не уронил чести православного воина и выдержал все пытки без просьб и стонов. И только перед самой смертью он громко зовет своего отца. И отец откликается ему, но полякам, которые только и ждали этого, не удается его поймать. Тарас уходит из города, чтобы начать страшную месть за сына.

Читайте краткое содержание “Шинели” Гоголя . Повесть описывает нелегкую жизнь петербургского чиновника, который вынужден ежедневно терпеть лишения ради своей мечты.

Роман-поэма Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” является признанной энциклопедией человеческих душ и характеров, типажей России того времени.

Смерть Тараса

Поляки захватили много украинских городов и сел, убивали и жгли украинцев. На борьбу с ними поднялось все козачье войско. Все воевали отважно, но полк Тараса Бульбы отличался и среди них своей храбростью и жестокостью.

Поляки начали просить пощады у козаков, но те не верили своим врагам. Война продолжалась, и только просьбы православного духовенства смогли дать надежду полякам.

Был подписан мирный договор, по которому козаки получали прежние права и свободы, а православные церкви оставались нетронутыми. Козаки вернулись в лагеря, но Тарас призывал не верить подлым полякам и не прекращать войны с ними.

Он оказался прав: поляки нарушили данное слово, убили козацких атаманов и старшин. Тарас со своим полком гулял по Польше, справляя жестокие поминки по старшему сыну, не жалея никого: ни детей, ни старых, ни молодых.

Долго пытались поляки поймать Тараса. Они послали против него лучшие отряды во главе с гетманом Потоцким. Но и от него бы ушел старый Бульба, его полк уже прорвал окружение врагов. Но стало жаль ему потерянную старую трубку, которую он оставил на поле боя, и вернулся Тарас. Тут его и схватили поляки.

Страшной казнью решили казнить поляки Тараса Бульбу. Так они боялись старого козака, что придумали ему самую ужасную гибель – в огне. Но и из огня он дал указание своим товарищам, как они могут спастись.

Повесть «Тарас Бульба» – страшное повествование о жестоких временах, о верности, о любви, о предательстве. Козак Тарас – это символ несгибаемой воли и преданности православного воина, презрения к страху и любви к родной земле.

4.3 (85.45%) 11 votes


Соприкосновение в лирике С. Есенина человека и природы всегда удивительно и неизбежно. С помощью предметов, явлений окружающего мира, в котором просматривается своеобразие и неповторимая красота, автор передает настроение, переживания внутреннего мира.

Стихотворение "Спит ковыль" начинается с упоминания растения, благодаря которому наиболее достоверно создается образ русской степи с характерными лоснящимися шелковистыми верхними частями ковыли. В первой же строфе С. Есенин признается в любви к родным просторам ("Равнина дорогая"), обращаясь как к живому существу.

Передвигаясь по степи не спеша, он испытывает радость, вдыхая знакомый аромат полыни, распространяющийся в поле. Дорог ему и терпкий ее запах, смешавшийся со свежей струей воздуха ("свинцовой свежести полынь"). Трепетное отношение к природе, влюбленность в жаркую, безветренную погоду выражаются в строках: "Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь".

Несмотря на трудные времена, грядущие перемены, автор предан родине. Готовность переносить любые тяготы, принимать участие в судьбе страны - искренние желания, которыми пронизаны строфы произведения. Привязанность к каждому объекту делает лирического героя необыкновенным ценителем русского пейзажа, патриотом своей страны.

Чтобы более эмоционально передать свое настроение, автор вводит образ луны ("Свет луны, таинственный и длинный..."), которая, пробираясь сквозь сумерки, приносит с собой ноты печали, необъяснимой тоски о прошлом. Ее изображение создает подходящую атмосферу для грустных раздумий.

Состояние души отражает и упоминание о журавлином крике. На фоне ночного затишья эти протяжные звуки еще больше напоминают особенности окружающего мира родной стороны. Это вызывает у лирического героя глубокое чувство успокоения. Природа становится источником вхохновения, душевного равновесия, толчком для всплеска эмоций. В представлении автора обычные обитатели, явления ассоциируются с неповторимой, дорогой сердцу, Россией ("Плачут вербы").

Как представитель сельского уклада С. Есенин с гордостью признается: "Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы". Он говорит об избытке света, добра и нежности ко всему русскому, преданности традициям.

Считая своим долгом не покидать землю, выражает просьбу: "Дайте умереть". Противоречивость чувств поэта, с одной стороны, связана с желанием воспевать природу родного края, которая дает силы. С другой стороны, мысль о том, что прошлое уходит безвозвратно, не покидает его.

Стихотворение отличается многообразием в использовании художественных средств. С помощью олицетворения ("спит ковыль") усиливаются переживания поэта. Повторы согласных звуков (с, н) позволяют сделать акцент на отсутствии резких движений, неторопливых глубоких размышлениях поэта. Мотив грусти подчеркивает использование ассонанса (у, ы), достигая благозвучия, напевности. Визуальная окраска явлений создается за счет ярких эпитетов ("золотой избы", "новым светом", свет луны "длинный").

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Спит ковыль

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Поэт и толпа

    Стихотворение было написано в 1828 году и носило название "Чернь", а впоследствии в 1836 - было изменено. Самым подходящим прилагательным, характеризующим это произведение, является "хмурое".

  • Анализ стихотворения Бунина Чужая

    Первый брак великого русского поэта Ивана Алексеевича Бунина, к сожалению, оказался не удачным. Нужно заметить, что поэт очень сильно переживал по этому поводу, и когда он понял, что в его душе просто уже не хватает места,

  • Анализ стихотворения Есенина Слушай поганое сердце

    Стихотворение "Слушай поганое сердце", написанное Есениным, в то время, когда он вернулся с войны. Судя по самому стихотворению, состояние у поэта было довольно таки депрессивное. Отчетливо приходит понимание самого смысла,

  • Анализ стихотворения Некрасова Мать

    Детство у Николая Некрасова была не самая легкая и счастливая, он познал очень много горя. Все свое детство он провел в родовом имении, где управлял всем отец тиран. Он очень жестоко относился как к своим подчиненным, так и к своей семье.

  • Анализ стихотворения Фета Первый ландыш по плану

    Афанасий Фет очень любил весну, когда всё расцветает и пробуждается. Именно поэтому большинство его поэзий посвящено этому времени года. Ярким примером тематики весны служит стихотворение «Первый ландыш»

В поэзии Сергея Есенина создан удивительно прекрасный образ России. Поэт очень тонко ощущал своё кровное родство с русской природой и стремился выразить волнующие его чувства через стихи:

Я снова здесь, в семье своей родной,
Мой край, задумчивый и нежный...

"Родная семья" - это берёзки и клёны, ковыль и цветы, ведь именно к ним испытывает Есенин братские чувства. Он вырос в деревне, впитывая не только запахи полей, лесов, но и набираясь сил от берёзового сока, от лечебных трав. Поэтому родство с природой "кровное", и поэтические символы в его произведениях связаны с образом Родины («несказанное, синее, нежное»). Эти ощущения отразились, например, в метафорах («страна берёзового ситца») и в образах («берёзка-невеста», «голубая Русь»). Тесную связь своего творчества с темой России, с темой любви к родному краю не раз подчеркивал и сам Есенин:
«Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве».

Одним из произведений, посвящённых главной теме, является стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая...». Поэт написал его в июле 1925 года, а опубликовано оно было 20-го июля 1925 года в газете «Бакинский рабочий», затем перепечатано журналами «Огонёк» и «Красная нива».

Стихотворение написано автором в сложный период его жизни, когда Есенин ощущал некий дискомфорт, благодаря отношениям с теми людьми, которые не понимали его душевного состояния. Стремясь избавиться от неприятного окружения и навязываемого ему образа хмельного бунтаря, хулигана, который, будто бы, наиболее талантливо проявился в «Москве кабацкой», Есенин уезжает на Кавказ. Он много работает, создаёт цикл стихов под названием «Персидские мотивы». В это же время пишет и два таких противоречивых, противоположных по смыслу и идейному содержанию стихотворения, как «Неуютная жидкая лунность» и «Спит ковыль. Равнина дорогая...». Если в первом он решительно говорит, что хочет «видеть стальною» «бедную, нищую Русь», то во втором вынужден признать, что новшества на родине воспринимает «как сильного врага».

Произведение «Спит ковыль. Равнина дорогая...» занимает важное место в творчестве Есенина, отражает эволюцию его мировосприятия и поисков своего места в новой России. Написано оно в жанре философского стихотворения с соблюдением тех традиций, какие отмечались во всех произведениях Есенина, посвящённых теме отношения поэта к Родине. Это особая тональность, которая передана через эмоции, выраженные определённой лексикой и средствами выразительности речи. Это пейзажные зарисовки, картины природы, нарисованные с помощью различных тропов, и это философские раздумья, за которыми следует вывод.

Особый смысл заключён в названии стихотворения. Есенин не дал отдельного заголовка, и названием является первая строка, представляющая собой два коротких предложения. Используется приём инверсии, позволяющий выделить главное слово (сделав логическое ударение на слове «спит») и заострить внимание на состоянии природы, чему также способствует использование олицетворений. Есенин одушевляет природу, возвеличивает её, как бы говорит c ней «на Вы».

«Спит ковыль». Двумя словами создана картина степной Руси в ясное, погожее утро. Нет ветра, и поле, поросшее ковылём, не волнуется, оно спит. Безбрежный простор вызывает чувство покоя, умиротворённости. Именно поэтому и «равнина дорогая», где интонационно выделяется слово «равнина», снова подчёркивается главное: не горы, не море и скалы, а равнина, то, что дорого сердцу с детства, милые, привычные глазу степи России, её леса и рощи. В этом и заключён смысл названия, которое подчёркивает тему стихотворения, то есть отношение поэта к Родине.

Нарисовав дорогую картину родного уголка, поэт подводит черту, делает вывод:

Никакая родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Опять инверсия, выделено слово «теплынь», и это подсказка: поэт пишет о родине детства, ведь именно там греет душу всё вокруг; человеку тепло там, где его любят и ждут самые близкие люди.

Сюжет произведения прост и динамичен; в композиции имеется завязка (пейзажная зарисовка), развитие сюжета происходит со второго по четвёртое четверостишие, кульминации сюжет достигает в пятом четверостишии, а в шестом – развязка. Жизненные и художественные материалы распределены по строфам следующим образом:
первая строфа – пейзаж центральной части России и вывод, объясняющий преданность поэта родному краю;
вторая строфа – философские размышления о том, легко ли даётся человеку жизненный выбор, и опять вывод («хорошо живётся на Руси»);
третья строфа – пейзаж, объясняющий, почему нельзя разлюбить родные края, и вывод (« никто... не разлюбит отчие края»;
четвёртая строфа – откровения автора о собственных духовных поисках и вывод («всё равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы»);
пятая строфа выбивается из общей тональности, она и в идейном плане особая, так как здесь лирический герой делает отступление и сообщает о своих переживаниях по поводу того, что «чужая юность брызжет новью» на его «поляны и луга»; здесь отсутствует вывод, он перенесён в следующее четверостишие;
шестая строфа – окончательное решение и общий вывод, относящийся ко всему стихотворению, о том, что только «на родине любимой» до конца жизни хочет жить поэт («всё любя, спокойно умереть»).

Основным настроением можно считать лёгкую грусть лирического героя при созерцании картин природы, а также сожаление, огорчение по поводу того, что он «новью теснимый». Но лейтмотивом всего стихотворения остаётся горячее желание говорить о любви к родному краю, выразить это чувство поэтическими строчками, чтобы убедить весь мир, как дорога ему Родина. Эти эмоции переданы и озвучены почти в каждом четверостишии.

Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси.

Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

Дайте мне на родине любимой,
Всё любя, спокойно умереть!

В данном произведении, кроме героя-автора, присутствуют и другие лирические персонажи. Это различные предметы и явления, которые одушевлены поэтом: ковыль спит, вербы плачут, тополя шепчут, чужая юность брызжет новью, новь теснит поэта. У каждого лирического персонажа своя роль, а все вместе они создают тот фон, те настроения, которые соответствуют целевой установке автора – показать, что настоящая любовь к Родине не уничтожается никакими испытаниями или трудностями.

Однако настроение лирического героя подвержено изменениям. От тёплого чувства в первом четверостишии оно переходит к некоторой ожесточённости во втором, о чём говорят разнородные сочетания, то есть однородные обстоятельства, противоположные по смыслу (при общем сказуемом «живётся»): радуясь – свирепствуя, мучась – хорошо. Затем в третьем четверостишии сентиментальная настроенность перерастает в почти надрывное признание, что сердце русского человека, который умеет чувствовать тоску журавлей, расстающихся осенью с родиной, обречено на неизменную любовь к «отчим полям».

Четвёртое и пятое четверостишия выявляют противоречивый уровень настроения и сознания лирического героя, так как здесь отражена внутренняя борьба его взглядов и убеждений. Тон был задан во втором четверостишии, когда поэт ссылается на мнение других людей («всякого спроси»). Многие, по мнению автора, в данный период испытывают мучения и некоторую злость, но также и радость, то есть признают, что жизнь в новой России лучше, чем была прежде. Это даёт повод для сомнений: значит, что-то неладно в обществе, где «новый свет» не принимается только как благо.

Автор отмечает, что «новый свет», какие-то новые обстоятельства и факты современности он видит, «как сильного врага». Поэту нелегко констатировать, что здесь, в родном краю, «чужая юность брызжет новью». Видимо, не все новшества ему по душе. Можно только предполагать, что это за «новь»: молодёжные организации с их бескомпромиссностью или же «стальная конница», с которой не может тягаться «глупый, смешной жеребёнок», или новые законы, которые пришли, как говорит Есенин, «на мои поляны и луга».

Поэту также трудно признать, что его мировоззрение иногда находится в противоречии с убеждениями нового поколения, что он, «новью той теснимый», должен отступить, хотя уверен в своей преданности деревне, так как «всё равно» остался певцом «золотой бревенчатой избы». Неприятный факт «оттеснения» лирический герой компенсирует тем, что может «прочувственно пропеть», сказав людям главное: жить и умирать он намерен «на родине любимой», принимая её в своё сердце не зависимо от общественно-политических перемен (что подтверждают слова «всё любя»). В этом и заключена идея стихотворения, тот главный вывод, к которому приходит автор.

Поэзию Есенина часто называют «песенной», так как читатель, чувствуя музыку стихов, попадает в «песенный плен». Это происходит, благодаря удивительной гармонии чувств и мыслей, образов и пейзажей, создаваемых не только с помощью богатства средств художественной выразительности речи, но и особым, есенинским ритмом стихов, их тональностью и эмоциональной окрашенностью. В анализируемом стихотворении ритм зависит от смены картин и размышлений. Поэтому при неизменном во всех строфах размере (использован хорей), ритм второго четверостишия отличается от ритма в других, вследствие ускоренного темпа. Это как учащённое дыхание при волнении, и здесь оно вызвано смысловой нагрузкой (радуясь, свирепствуя и мучась).

Рифмовка использована перекрёстная (абаб), и наряду с традиционными рифмами имеются также сложные, своеобразные рифмы. С.А.Есенин, по словам Л.Л. Бельской (Песенное слово. 1990 год), «расширяет выбор рифмующихся слов». Например: участь – мучась, теснимый – любимой, пропеть – умереть.
Стихи Есенина о природе (по наличию художественных средств) близки к народной поэзии. Богатство красок достигается цветовыми эпитетами (свинцовая свежесть, золотая бревенчатая изба), а спокойное, хорошее настроение выражено через пейзажи, где применяется такой приём, как олицетворение, характерный для устного народного творчества (плачут вербы, шепчут тополя). Особую поэтичность придают также метафоры (чужая юность брызжет новью) и разговорная лексика (теплынь; у всякого спроси).

Одним из типичных для Есенина приёмов является инверсия, позволяющая оттенить нужные слова, расставить необходимые логические ударения (и моей коснулась жизнь судьбы). Характерны для данного стихотворения и сложные предложения, в том числе, бессоюзные, когда перечислительная интонация соответствует описательному характеру создаваемого пейзажа:

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.

Есенин нередко использует как скрытые, так и прямые сравнения (вижу я, как сильного врага), иногда употребляет вводные слова и конструкции:

Знать, у всех у нас такая участь
И, пожалуй, всякого спроси...

Особую музыку стиха создаёт и поэтическая фонетика, одним из средств которой является аллитерация (ковыль, полынь, теплынь; участь, свирепствуя, мучась). Той же цели служит ассонанс (ковыль, равнина; теснимый, любимой).

О поэтическом мастерстве С.А. Есенина можно говорить бесконечно, но, пожалуй, достаточно мнения писателя Л.М. Леонова, который после смерти поэта написал, что хотел бы, чтоб «...творческие соки... снова брызнули... из есенинских тайников, как по весне проступает светлый и сладкий сок на берёзовом надрезе». Леонов считал, что «могучей творческой зарядкой был отмечен звонкий есенинский талант».

В наши дни стихи Сергея Есенина звучат не только на уроках в школе, или на вечерах поэзии, или на сцене. Их любят, заучивают многие ценители поэзии во всём мире, и одним из любимейших является стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая...».

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучаясь,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

Есенин гениален прежде всего тем, что создал неповторимо своеобразный, отличный от других образ родного края. Он воспел незамысловатый, чуть грустный, необъятный простор русской земли.

Тема Родины проходит через все его творчество, «страна березового ситца» стала главной любовью его жизни:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою.»

Есенина называют деревенским поэтом. Да, в какой-то мере это правомерно: он родился в деревне, с самого раннего детства в его душу вошла тихая красота бескрайних полей, милая простота березок и лип, уходящий в бесконечность «синий плат небес».

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» принадлежит к позднему периоду творчества автора. Уже много дорог пройдено, много слов сказано, он уже не «деревенский» парень, не хулиган, а человек, многое осознавший, несомненно более мудрый, уставший.

Все чаще в его стихах звучит мотив памяти («Ты запой мне ту песню, что прежде…»), попытка осознать пройденный путь («Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…»), и неизменной остается в его стихах Родина, все также горячо любимая и ненавидимая одновременно:

Неуютная жидкая лунность

И тоска бесконечных равнин,-

Вот что видел я в резвую юность,

Что, любя, проклинал не один.

Стихотворение «Спит ковыль…» открывается коротким, лаконичным описанием. Одним предложением нарисован образ вечерней степи, когда в сгущающихся сумерках засыпает природа, наполняется «свинцовой тяжестью» полынь.

Инверсия в первом стихе подчеркивает эпитет «дорогая» — так осторожно, плавно вводится мотив любви к родине. Чувствуешь, как дорога лирическому герою эта равнина, олицетворяющая его необъятную Русь.

В третьем и четвертом стихе он утверждает:

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Перекрестная рифма («дорогая-другая» и «полынь-теплынь») придает строфе мягкое, мелодичное звучание. Необыкновенно точно и органично здесь употреблен глагол «вольет». Именно «вольет теплынь» в душу лирического героя, наполнив неизъяснимым блаженством. Просторечный оборот («Знать, у всех у нас такая участь») словно включает читателя в диалог с лирическим героем, как будто лирический герой обращается к слушателю, делится с ним своим мнением. Стоит отметить местоимение «всех»: если в первой строфе двукратное повторение «мне» и «мною» словно настаивает на личных, глубоко интимных переживаниях лирического героя, то во второй строфе звучит мотив обобщения — каждый, кто живет здесь, «радуется», «свирепствует» и «мучается», но все же:

Хорошо живется на Руси.

Здесь открывается то самое противоречивое, болезненное, мучительное ощущение любви к Родине, которое присуще всем русским и которое на Западе получило название» загадочная русская душа».

Свет луны, таинственный и длинный…

Образ луны — один из любимейших образов автора, Есенин создал около 160 своеобразных и необыкновенно поэтичных образов луны (она и «красный теленок», и «жеребенок»). Яркие метафоры («плачут вербы, шепчут тополя») ведут мотив тихой грусти, какой-то светлой печали. И, вторя двум последним стихам второй строфы, поэт вновь утверждает:

…Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Двойное отрицание «никто … не разлюбит» словно настаивает на этом.

Четвертая строфа нарушает плавный ход поэтической мысли, меняется общая интонация стихотворения. Надо заметить, что эта строфа автобиографична. В лирическом герое явно узнается сам автор. 25-й год: прошла революция, гражданская война, в расцвете «власть советов». Есенин совсем неоднозначно воспринял новую Россию, сам себя он назвал «самым яростным попутчиком» своей новой родины. Всем сердцем желая возрождения отчизны («Но и все же хочу я стальною видеть бедную, нищую Русь!»), он недоверчиво относился ко всему «новому» («все равно останусь я поэтом золотой бревенчатой избы»).