Олимпиада русскому языку 5 6. всероссийской олимпиады школьников. Материалы для проведения школьного этапа

Школьный этап.

5 класс

Задание 1 . Какие слова получаются, если прочесть данные слова, заменяя звонкие согласные звуки на глухие: груба, дубить, обрызгать? (3 балла)

Задание 2 . Поставьте ударения в словах : верба, километр, свекла, сирота, статуя, компас, документ, магазин, договор, красивее, щавель, начала . (6 баллов)

Задание 3 . Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах: подделка, восстание, ссора, ссылка, конный. (5 баллов)

Задание 4 . Объясните значение словосочетаний : завели собаку, завели песню, завели мотор, завели врага. (4 балла)

Задание 5 . Найдите лишнее слово среди синонимов красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный. (1 балл)

Задание 6 . К следующим устойчивым сочетаниям подберите фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы: бить баклуши, рукой подать. (4 балла)

Задание 7 . Какими частями речи могут быть следующие слова: стих, мелок, жаркое ? Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи. (6 баллов)

Задание 8 . Выпишите из предложения слова, которые а) склоняются, б) спрягаются.

Весело мне пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. (4 балла)

Задание 9 . В каком предложении только один главный член? (1 балл)

  1. Ночь тиха.
  2. Билеты купили на вторник.
  3. Два братца пошли на речку купаться.
  4. Скажешь ли ты правду?

Задание 10 . Язык – явление живое, он развивается. Согласны ли вы с этим высказыванием. Аргументируйте своё мнение. (10 баллов)

Итого баллов: 44

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап.

Ответы (5 класс)

Задание 1 . Крупа, тупить, опрыскать (3 балла)

Задание 2 . В е рба, килом е тр, св е кла, сирот а , ст а туя, к о мпас, докум е нт, магаз и н, догов о р, крас и вее, щав е ль, начал а (6 баллов; 0,5 за каждый правильный ответ)

Задание 3 . Подделка (приставка, корень), восстание (приставка, корень), ссора (корень), ссылка (приставка, корень), конный (корень, суффикс) (5 баллов)

Задание 4 . Завели собаку – заимели, приобрели, завели песню — запели, завели мотор – привели в действие, завели врага – разозлили (4 балла).

Задание 5 . Фиолетовый (1 балл)

Задание 6 . Бить баклуши – работать не покладая рук (антоним), валять дурака (синоним); рукой подать – за тридевять земель (антоним), в двух шагах (синоним) . Возможны другие правильные варианты. (4 балла)

Задание 7 . Стих – сущ., глагол в прошедшем времени;

Мелок — сущ., прилагательное в краткой форме;

Жаркое – прилагательное, сущ. (6 баллов)

Задание 8 . Склоняются: мне, узкой, дорожке, двумя, стенами, высокой, ржи.

Спрягаются: пробираться (4 балла; 0,5 за каждый правильный ответ)

Задание 9 . 2. Билеты купили на вторник (1 балл)

Задание 10 . Собственное высказывание (10 баллов)

Итого баллов: 44

В 5 классе продолжаем готовиться к олимпиадам по русскому языку. Предлагаем познакомиться с восемью заданиями четырёх этапов. Заданий много, и все они познавательные.

ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК

5 КЛАСС

1 этап

№1. С утра кот Матроскин собрался убрать дом, приготовить обед, постирать и погладить белье, а потом сходить в баню. Вот как записал он предстоящие дела: уборка, готовка, стирка, глажка, помойка. Что и почему он перепутал?

№2. Какие слова нужно добавить к слову проще , чтобы получилось устойчивое сочетание:

парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки? Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.

№3. Вот три известных стихотворных отрывка с одним и тем же пропущенным словом (в единственном и множественном числе):

Ночевала _____ золотая на груди утеса-великана.

Небесные, вечные странники.

Я ____, _____, _____, я вовсе не медведь.

Вспомните или догадайтесь, какое слово пропущено (птичка, рыбка, кучка, тучка, штучка)?

№4. Даны слова: банка, катится, плач, полет, сели. В какие из них можно добавить букву Ь так, чтобы получились правильные слова?

№5. Как называют по-русски жителей Парижа, Лондона, Берлина, Марселя, Рима ?

№6. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно…» Как ему надо закончить фразу? Может быть, так: с расписанием, расписания, расписанию, расписаний, по расписанию?

№7. Какие слова можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой?

свекла, скула, ампула, скоба, брюква, документ, портфель.

2 этап

№1. Определите, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях:

[ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

[а]: Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.

№2. Замените устаревшие слова современными синонимами:

очи, чело, ланиты, уста, перст, брань, глаголет, льзя, зрачный, брадобрей.

Где до сих пор ещё используют устаревшие слова? Почему? Приведите примеры.

№3. Определите фразеологические обороты в данных предложениях:

Матрос со всего маху перепрыгнул через высокую крышку люка. Гаврик повернулся и нос к носу увидел перед собой усатого. Неприятель разбит в пух и прах. Ругает старика старуха на чем свет стоит.

Какое значение они имеют? Приведите свои примеры: предложения с фразеологизмами.

№4. Сколько среди слов: горячий, обожженный, яркий, красный, сгоревший – таких, которые сочетаются со словом огонь? Почему?

№5. В каком из предложений есть грамматическая ошибка?

Сыщики охотились за вором. Кошка охотилась на мышь. Коллекционер охотился на редкую книгу. Лиса охотилась за зайцем. Древний человек охотился на мамонтов.

Исправьте ошибку.

№6. Из данных существительных некоторые образованы по общему правилу, но некоторые с отклонениями. Почему? Объясните.

Смотритель, учитель, слушатель, писатель, сеятель.

№7. Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Дан ряд фамилий, определите, кто чем занимался: Скорняков, Сыромятников, Пономарев, Гончаров.

№8. Определите члены предложения:

«Там ступа с Бабою-ягой идет, бредет сама собой». Придумайте монолог ступы Бабы-яги.

3 этап

№1. Валера Готовкин, один из героев повести Э. Успенского «25 профессий Маши Филиппенко», должен был вместе с друзьями «отработать и изучить» все действия пожарных во время пожара. Свои наблюдения он оформил так:

а) прыгание в машину, б) открывка дверей, в) проездка по улицам, г) раздвижка лестницы, д) размотка шлангов, е) тушка пожаров.

В чём состоят ошибки Валеры Готовкина? Исправьте (отредактируйте) его текст.

№2. Раскройте смысл выражений: рукой подать, через час по чайной ложке, во весь дух, морочить голову, работать засучив рукава, работать спустя рукава . Придумайте короткий рассказ с одним устойчивым выражением.

№3. Поэт и сатирик Саша Чёрный (1880 – 1932) придумал замечательную собачонку – фокса Микки. Фокс Микки вёл дневник, а однажды захотел написать стихи. И написал. Замечательно получилось, тем более что он не учился ни в гимназии, ни в «цехе поэтов». И, возгордясь, Микки решил прочесть свои стихи наоборот:

Дикий ветер веранде по
Быстрей всё листья гонит.
Микки фоксик весёлый я,
Зверей из умный самый!

В чём ошибка Микки? Разгадайте, какие стихи сочинил Микки.

№4. На улице Яблоневой стоит замечательный дом: здесь есть и конёк , и громоотвод , и черепица , и ставни , и перила , и терраса , и палисадник . Определите значение выделенных слов.

№5. Детей зовут Вика, Соня, Лера, Коля, Толя, Сева. Как их будут звать, когда они вырастут?

№6. Составьте предложение, используя словарные слова: з..мл..ника, к..ртоф..ль, п..м..дор, к..пуста, к..стрюля, к..чан, г..рох.

№7. Найдите однокоренные слова в отрывке из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения.

Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.

№8. Расставьте ударение в словах: портфель, документы, свекла, позвонит, сироты, столяр, туфля, квартал, понял, поняла.

4 этап

№1. Прочитайте стихотворение-шутку В. Левина. Найдите и выпишите слова с суффиксом –арь. Не путайте их с теми словами, в которых –арь суффиксом не является, а входит в состав корня. Объясните, каким приёмом вы пользовались, чтобы найти суффикс –арь .

Один поэт, раскрыв словарь,
Стал рифмовать: вратарь, звонарь,
Аптекарь, рыцарь, секретарь,
А также слесарь, государь,
Библиотекарь, лодырь, пахарь
И пекарь, виноградарь, знахарь.
Пожалуйста, поспорь с поэтом.
Найди, кто лишний в списке этом.

№2. Хорошо ли вы знаете устойчивые обороты? Дополните словосочетания и напишите, что они обозначают:

делать из мухи…, переливать из пустого в…, пристать с ножом к…, зарубить на…, валять…, сматывать …, не сносить…, смотреть сквозь…, по щучьему… .

№3. Слова в словосочетаниях перепутали свои места. Верните каждое слово на его место, записав словосочетания в исправленном виде: вихрастые носы, курносые волосы, карие штаны, короткие глазки, краснощёкие дома, кирпичные рожицы. Объясните, почему в таком виде эти словосочетания не могут существовать. Придумайте со словосочетаниями предложения.

№4. Прочитайте текст, преобразуйте его в диалог, уместный в описанной ситуации. Добейтесь того, чтобы не было повторов.

Мальчик подошел к остановке автобуса и спросил у женщины средних лет, идет ли подъехавший автобус до кинотеатра «Россия». Женщина ошибочно ответила, что идет. Тогда в разговор вступила другая женщина, более старшего возраста. Она сказала, что мальчику необходимо перейти улицу и ехать на автобусе этого маршрута, но в другом направлении. Мальчик выразил благодарность обеим женщинам.

№5. Многих людей называют по-разному, часто ласковыми именами, никак не связанными с тем, что записано в паспорте. Расшифруйте имена и запишите, как будут записывать этих людей по паспорту, когда они вырастут: Ростик, Поля, Лина, Рита, Митя, Лёня, Сеня, Гоша.

№6. Прочитайте стихотворение Т. Крюковой «Меню». Выпишите из него слова на правило «О-Ё после шипящих в корне и суффиксах существительных», обозначая морфему, в которой находится орфограмма.

Съел обжора на обед
Щи, печеночный паштет,
С майонезом кабачок
И свиной окорочок.
Съел копченого угря,
Фунт улиток, может, зря,
И бараний бок в сметане –
Это вам не чох бараний.
Сыроежек полбочонка
И тушеную печенку,
Наперченный антрекот,
Из крыжовника компот,
Черствый хлеб, бутыль боржоми,
В общем – все, что было в доме.
Вы его меню в тетрадку
Запишите по порядку.

№7. Найдите однокоренные слова в английской загадке, которую перевёл на русский язык С.Я. Маршак. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения. Разгадайте эту загадку. Объясните свой ответ.

Элизабет, Лизи,
Бэтси и Бэсс
Весною с корзинкой
Отправились в лес.
В гнезде на березе,
Где не было птиц,
Нашли они пять
Розоватых яиц.
Им всем четверым
По яичку досталось.
И всё же четыре
На месте осталось.

№8. Из стихотворного отрывка выпишите сначала все звонкие, а потом все глухие согласные звуки (не повторяя уже названные). Выпишите слова, где букв больше, чем звуков.

Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идёт.
Мёртвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несёт.
(И. Бунин.)

Материалы для проведения школьного этапа

всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку для 5-9 классов.

Составитель: учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ардатовская средняя школа № 1»

Симанова Наталья Павловна

Олимпиада по русскому языку.

Школьный этап.

    класс

Задание 1 . Расставьте ударения в словах:
Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивее, хвоя, приговор, завидно, средства, километр.

Задание 2 . В каких словах только твердые согласные звуки?

Поля, солнце, машешь, живой, смех, облака, праздник, колесо, елка, рюкзак.

Задание 3 .Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Воспоминания ст…рожила, (не)сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, (а,о)ккуратная надпись, библ…отечные книги, об(а,о)ятельня улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде, зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус…ная речь, г(е,и)ган…ские шаги, ув…дающие цветы

Задание 4 . Сколько слов из данного списка можно понять и как существительное, и как глагол

Шила, мыла, выла, дела, жили, были, рыли, жил.

Задание 5. Выполните морфемный разбор следующих слов:

подземный, стройка, пришкольный, сумочка, выкупалась .

Задание 6 . Составьте несколько предложений так, чтобы в них слово «ЯЗЫК» употреблялось в разных значениях.

Задание 7 . Подчеркните в предложениях грамматические основы.

Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.

Задание 8. Исправьте грамматические и речевые ошибки и запишите правильный вариант предложений:

Я вылил воду из ведра и обратно налил его водой.

Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки.

Белый мышь умел стоять на задних лапках.

Задание 9. Анаграмма - перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман - норма). Составьте к каждому данному слову по одному новому:

адрес -…, волос -…, майка -…, сосна - …

Ключи

5 класс

    По 0,5 балла за каждое слово. Всего 5 баллов.

    солнце, машешь, облака. 3 балла

    По 0, 5 балла за каждое слово. Всего 7 баллов

    Шила, мыла, дела, были, жил.

    По 1 баллу за каждое слово. Всего 5 баллов

    По 1 баллу за каждое предложение.

    Солнце закрыло облако . На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора

    По 1 баллу за каждое предложение. Всего 3 балла

    адрес - среда, волос - слово, майка - кайма, сосна - насос. По 1 баллу за каждое слово. всего 4 балла

общее количество баллов - 35

Олимпиада по русскому языку.

Школьный этап.

6 класс.

Задание1. Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука :

Театр, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.

Задание 2. Расставить ударение в словах:

Километр, танцовщица, банты, каталог, творог, столяр, петля, клала, свекла, сироты.

Задание 3. Разделите слова на две группы. На каком основании вы это сделали?

Берёг, берег, приберегать, сберегательная (касса), береговой, оберег, бережливость, побережье, набережная, сбережения.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы в словах:

б..т..рея, ко..екция, в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад, в..н..грет.

Задание 5. Если бы в русском языке существовало слово КЕЧЬ, какой частью речи оно могло бы быть? Ответ обоснуйте.

Задание 6. Исправьте грамматические и речевые ошибки и запишите правильный вариант предложений:

Старик обратно вернулся домой. Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки. Белый мышь умел стоять на задних лапках.

Задание 7. Подобрать к прилагательным сначала синонимы, а затем антонимы:

Сильный туман

Сильное желание

Чёрный рояль

Чёрные дела

Задание 8. Дополните устойчивые сочетания названиями частей человеческого тела:

в …не клади; …кровью обливается; …не дорос; …развесить; …тонка; в… не дует; за обе …; как свои пять… .

Задание 9. Ученик 6 класса, выписывая из предложения словосочетания, допустил ошибки. Найдите их, объясните, в чём ошибка.

Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев и закружил пыль по дороге.

1) сильный порыв;

2) порыв ветра;

3) порыв вырвался;

4) вырвался из-за вершин;

5) из-за вершин деревьев;

6) из-за вершин;

7) вырвался и закружил;

8) закружил пыль;

9) закружил по дороге.

Задание 10. Закончите предложения

Тёплый дождь пошёл и …

Тёплый дождь пошёл, и …

Ключи

6 класс

1.Театр, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук. 6 баллов

2. по 0,5 балла за слово. Всего 5 баллов

3. Берёг, приберегать, сберегательная (касса), оберег, бережливость, сбережения.

берег, береговой, побережье, набережная .

По 0,5 балла за каждое слово + 2 балла за объяснение. Всего 12 баллов

4. Батарея, коллекция, вермишель, парашютист, профессия, шоколад, винегрет.

По 1 баллу за слово, всего 7 баллов

5. 2 балла за определение частей речи+ 2 балла за объяснение. Всего 4 балла

6. по 1 баллу за каждое предложение, всего 3 балла

7. по 1 баллу за каждое слово всего 8 баллов

8. 8 баллов

9.3) порыв вырвался; 6) из-за вершин; 7) вырвался и закружил; 3 балла + по 1 баллу за объяснение каждого случая. Всего 6 баллов

10. по 1 баллу за предложение + до 2 баллов за объяснение

Общее количество баллов:61балл

Олимпиада по русскому языку

Школьный этап

7 КЛАСС

1 . У некоторых русских слов есть соответствия в старославянском языке, как правило, относящиеся к высокому книжному стилю. Например: берег – брег, борозда – бразда и т.п. Корни в таких парах отличаются так называемым полногласными или неполногласными сочетаниями (-оро - и -ра -; -оло - и -ла -; -ере - и -ре -).

Запишите слова современного русского языка, имеющие старославянские корни с неполногласными сочетаниями.

Берег брег , …

Золото злато , …, …

Холод хлад , …, …

Борода – …

Ворота врата , …

2 .Выполните морфемный разбор всех слов. У подчеркнутых слов выполните словообразовательный разбор:

вешалка, бесконечный , денёчек , приморский, шахматистка

3 . Выполните фонетический разбор слова угасший .

4 .Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово «лишнее» и почему?

5 . Составьте 2 предложения с союзом или так, чтобы в одном предложении перед союзом стояла запятая, во втором – нет. Объясните пунктуацию в придуманных вами предложениях.

6 . 6.1. Определите разряды местоимений. 1) Весь день лил дождь. 2) Сколько времени? 3) Не знаю, сколько времени. 4) Я давно не видел её. 5) Каждый знает, что нужно уважать не только себя, но и других людей. 6) Самому стало совестно. 7) Это был самый прекрасный день в её жизни .

6.2. Местоимения каких разрядов вам не встретились? Приведите по одному примеру на каждый разряд.

7 . Исправьте в предложениях речевые и грамматические ошибки.

1)Низкий поклон перед теми, кто воевал.

2)Более худшего примера не привести.

3)Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

4)Все были счастливы и весёлые.

5)Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.

8 . Напишите небольшую творческую работу (10 предложений) на тему «Русский язык в Интернете».

7 КЛАСС

1 .Берег брег , прибрежный

Золото злато , златотканый, Златовласка, златоглавый

Холод хлад , прохлада, прохладный, охладить и т.д.

Борода – брадобрей

Ворота врата , вратарь

По1 баллу за каждое слово (6 баллов и болеее)

2 . Веш-а-лк-а, бес-конеч-н-ый (от конец при помощи приставки и суффикса), ден-ёч-ек-□ (от денёк при помощи суфф. –ек-), при-мор-ск-ий, шахмат-ист-к-а (от шахматист при помощи суфф. –к-): по 1 баллу за правильный морфемный разбор и по 1 баллу за словообразовательный (всего 8 баллов).

3 . угасший . [угашшый] 3 балла

4 . Лишнее слово свадьба , т.к. в нём не происходит озвончения, как в остальных словах. 1 балл за слово. 1 балл за объяснение. Всего 2 балла

5 . Сложное, состоит из 2-х простых предложений. Простое с однородными членами. По 1 баллу за предложение. 1 балл за объяснение. всего 4 балла

6 . 6.1. Определите разряды местоимений.

1) Весь (определительное) день лил дождь. 2) Сколько (вопросит.) времени? 3) Не знаю, сколько (относительное) времени. 4) Я (личное) давно не видел её (личное). 5) Каждый (определительное) знает, что нужно уважать не только себя (возвратное), но и других (определительное) людей. 6) Самому (определительное) стало совестно. 7) Это (указат.) был самый прекрасный день в её (притяжат.) жизни .

По 1 баллу за каждое слово.Всего 7 баллов

6.2. по 1 баллу за разряд

7 . по 1 баллу за пример. Всего 5 баллов

8 . Напишите небольшую творческую работу (10 предложений) на тему «Русский язык в Паутине». (до 10 баллов)

Общее количество баллов - 50

Олимпиада по русскому языку

Школьный этап

8 КЛАСС

1. .Определите, допущены ли орфографические ошибки в данных парах слов. Объясните значение этих слов:

а)здравица – здравница;

б)равный – ровный;

в)везти – вести;

г)помощь – помочь. .

2. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?

Артил…ерия, гал…ерея, драм…атический, гум…анизм, кол…ичество, кавал…ерия, пьес…а, интел…ект, дрож…и.

3. Какое слово «лишнее» в следующем ряду? Аргументируйте свой ответ.

Песенник, подъёмник, спутник, телятник, ударник

4. Найдите словосочетания, в которых прилагательные темный и светлый употребляются как антонимы. Отдельно выпишите сочетания, не входящие в пары, дайте пояснения.

Темные глаза, темная полоса жизни, темный смысл, темное население, темные делишки, светлые волосы, светлый ум, светлое будущее, светлая личность, светлый месяц, светлый ручей.

5. Расставьте ударение в словах:

Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога. партер, столяр, договор, начал, красивее, щавель, начала, медикаменты, процент, статуя

6. Определите, какой частью речи является в предложениях слово тепло и его формы?

1.Наконец-то наступило тепло

2.Помещение тепло и просторно.

3.Его встретили очень тепло.

4.Мне уже тепло .

5. Сегодня на улице теплее .

6.Его руки теплее , чем мои.

7 .Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.

Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры.

Цены на фрукты постоянно растут вверх.

На ней была одета шляпа немыслимой расцветки.

Четверых девочек из класса попросили помочь в подготовке угощения для ветеранов.

Благодаря сильным морозам погибли кусты роз.

Входя в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

8. Докажите, что в данном предложении можно употреблять любую из частиц, стоящих в скобках. Как при этом изменяется смысл предложения? Когда к ней (не, ни) придёшь, она недовольна .

9. От слов каких частей речи образовались следующие формулы речевого этикета:

здравствуйте, прощайте, пожалуйста, до свидания, спасибо.

10. Прочитайте предложенный текст и выполните приведенные ниже задания.

Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться? Не сердясь, выяснить недоразумение – и все. Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.

Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т.д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.

В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.

(Д.С. Лихачев)

Задания

1.Определите, в рамках какого стиля создан текст. Аргументируйте свой ответ.

2.Укажите ведущий тип речи в этом тексте. Аргументируйте ответ.

3. Придумайте заглавие к предложенному тексту.

4. Напишите сочинение-рассуждение (объемом 100-130 слов) на тему «Обида обычно лежит где-то низко» (Д.С.Лихачев ), в котором должно быть представлено ваше понимание смысла вынесенной в заглавие цитаты.

Ключи к вопросам и заданиям 8 класс

1. Орфографических ошибок нет. Слова различаются по значению.

а)Здравица – заздравный текст. Здравница общее название санаториев, домов отдыха.

в)Равный – одинаковый, совершенно сходный. Ровный – гладкий, прямой, не имеющий возвышений, утолщений, изгибов.

г) Везти – перемещать, доставлять куда-нибудь на себе. Вести – помогать идти, сопровождать. (Словарь русского языка.С. И. Ожегов, 1994 г.).

Оценивание. За правильное указание на отсутствие орфографических ошибок – 1 балл. За верную формулировку лексического значения каждого слова – по 0,5 балла.

Максимум 5 баллов.

2. Артиллерия, интеллект, дрожжи.

По 0,5 балла за каждый правильный ответ

3. Лишнее слово подъемник , так как оно является однозначным и не может обозначать и одушевленное лицо, и неодушевленный предмет.. 1 Балл +1 балл за объяснение

4. 1). Темные глаза (‘по цвету близкие черному, не светлые’) – светлые волосы (‘не темного цвета’).

2). Темная полоса жизни (‘тяжелая, мрачная, безрадостная’) – светлое будущее (‘радостное, ничем не омраченное, счастливое’).

3). Темный смысл (‘неясный, смутный, непонятный’) – светлый ум (‘ясный, логичный’).

4). Темные делишки (‘непорядочные, неблаговидные, сомнительные, низкие’) – светлая личность (‘обладающая высокими моральными качествами, благородная, возвышенная’).

Вне антонимических пар:

светлый месяц (‘излучающий яркий свет’; антоним тусклый);

темное население (‘необразованное, невежественное’; антонимы образованный, просвещенный, культурный);

светлый ручей (‘прозрачный, чистый’; антоним мутный).

6 . 1- сущ., 2 – краткое прилагательное, 3 – наречие, 4 – категория состояния, 5 – наречие в сравнительной степени, 6 – прилагательное в сравнительной степени.

По 0,5 балла за каждый пример. Макс. 3 балла.

8. по 0,5 балла за исправление + 0,5 за объяснение

10. Когда к ней не придёшь, она недовольна (девочка недовольна только тогда, когда к ней не приходят). Когда к ней ни придёшь, она недовольна (девочка всегда недовольна): по 1 баллу за каждое предложение и объяснение (всего 2 балла).

11. Здравствуйте – от глагола здравствовать,

прощайте – от глагола прощать;

пожалуйста – на базе словосочетания пожалуй, старая, в которое входил глагол пожаловать и субстантивированное прилагательное старая;

до свидания – на базе предлога до и существительного свидание;

спасибо – на базе словосочетания спаси бог, в которое входил глагол спасти и существительное бог .

Оценивание. За каждый правильный ответ -0,5 балла. Максимум 2,5 балла

Часть П

1. Публицистический стиль. Аргументация должна быть связана с указанием: 1) на его функцию – текст создан с целью воздействия на читателя и приобщения его к позиции автора; 2) на ведущие стилистические особенности языка (оценочная лексика, отвлеченная лексика, прямое обращение к адресату – вы , простота синтаксического строя, вопросно-ответная организация речи). Оценивание . Правильно определен стиль – 1 балл; каждый аргумент – по 1 баллу .

2. Тип речи – рассуждение. Его цель – развить и доказать тезис о неконструктивности обиды как помехи для правильного поведения человека.

Яркие приметы рассуждения – отвлеченная лексика, «личное» наблюдение автора (допустим , конечно , вобщем-то ); использование форм настоящего вневременного. Имеется обобщенно-характеризующее положение (Излишняя обидчивость – признак недостатка ума ) и его детализация, развитие. Оценивание. Правильно определен тип речи – 1 балл; каждый аргумент – по 1 баллу.

3. Заглавие – важный идейно-тематический и структурно-композиционный компонент текста. Поэтому менее удачными будут заголовки, в которых нет «намека» на идею (например, «Обида», «Обидчивость»); более удачными - заголовки, в которых «сквозит» идея:Когда можно обижаться, Обижаться следует далеко не всегда, Как ответить на обиду с достоинством и т.п. Оценивание. Заглавие приведено – 1 балл, приведено удачное заглавие – 2 балла.

Сочинение конкурсанта должна представлять собой связный, целостный и завершенный текст, определенного жанра (эссе, заметка и др.) (100-130 слов). В нем должно быть представлено понимание учеником позиции академика Д.С.Лихачева, сформулированной в заглавии сочинения (и в данном для анализа тексте).

Оценивание: при соблюдении вышеуказанных требований ─ до 10 баллов ;

Задания для школьного этапа олимпиады школьников по русскому языку

9 КЛАСС

1 . Дайте развёрнутый ответ на вопрос: что в приведённых строках из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит архаично и не соответствует современным грамматическим нормам?:

Мои богини! Что вы? Где вы?

Внемлите мой печальный глас:

Всё те же ль вы? Другие ль девы,

Сменив, не заменили вас?

2. Энергетики ликвидируют последствия грозы.

Это строчка из ленты сообщений на одном из сайтов Интернета.

Объясните, опираясь на морфологический разбор глагола, почему фраза звучит двусмысленно. Дайте 2 варианта морфологического разбора.

Приведите примеры подобных глаголов.

3. «Внутренняя форма русского термина окончание не вполне соответствует действительности: окончание не всегда находится в конце слова». Примерами каких слов можно проиллюстрировать эту мысль. Перечислите все возможные группы.

4. Что необычно в выражении выйти в Интернет ?

5. Какие из приведённых слов этимологически родственны: проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка. Аргументируйте свой ответ.

6. Изменится ли синтаксический состав предложения «Лунная ночь » при изменении порядка слов? Поясните свой ответ.

7. К какой части речи относится слово караул ?

8 . Какой согласный звук чаще всего повторяется в этом отрывке? С какой целью автор его употребляет? Как называется подобный приём?

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

(М.Ю. Лермонтов)

9. Какие переходы из одного разряда прилагательного в другой вам известны? Свой ответ проиллюстрируйте примерами.

10. Мрак, тьма, мгла, сумрак.

Озеро, болото, река, пруд, лужа, капля, море, океан.

Какие из этих слов могут употребляться переносно в количественном значении? Приведите примеры.

11 . Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские в ситуациях, когда англичане говорят:

1) «Птицы одинакового оперенья держатся вместе»;

2) «Когда море вернёт всех погибших в нём»;

3) «У него ещё за ушами не просохло»;

4) «Для каждой собаки наступит её день»;

5) «Не стоит пороха и дроби»;

6) «Чёрная овца в семье».

12. Закончите рассуждение, подтвердив его примерами.

«Русский язык по абсолютному числу владеющих им занимает 5 место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков), однако этот признак не является главным при определении «мирового языка». Для «мирового языка» существенно не само число владеющих им, но …».

ключи

9 КЛАСС

1. в «Внемлите мой печальный глас» - по современным нормам глагол «внимать» употребляется либо без дополнения, либо с дополнением в Д. п.: прямое дополнение при нём грамматически неверно (3 балла ). Устаревшим допустимо считать неполногласное слово «глас», в современном языке – «голос» (1б)

2. ликвидируют- будущее время сов. вид 1 балл

ликвидируют -наст. время несов. вид 1 балл

3. сложные количественные числительные, неопределённые местоимения и др.

1 балл за часть речи + по 0,5 балла за пример

4. войти + в …; выйти + из …1 балл

5. Этимологически родственными являются слова наволочка, проволока и облака (1 балл); все они происходят от глагола «волоку» (1 балл). Облако – то, что обволакивает (0,5 балла); проволока – металлическая нить, созданная путём проволакивания, протягивания металла (0,5 балла); наволочку наволакивают на подушку (0,5 балла); волкодав – от слов волк и давить (0,5 балла); невольно – от воля (0,5 балла); волнушка – от волна (0,5 балла). Всего 5 баллов .

6. Изменится. Лунная ночь (предложение односоставное, назывное; лунная – согласованное определение, ночь – подлежащее). Ночь лунная (предложение двусоставное; ночь – подлежащее; лунная – именная часть СИС). По 1 баллу за каждое доказательство

7. . сущ., междометие 1 балл

8. звук Л для передачи плеска волн.1 балл . Аллитерация 1 балл

9. Относительные и притяжательные в значении качественного прил.; притяжательное и качественное в знач. относительного.

10. Море слёз, капля терпения и т.п. по 1 балл за объяснение

11. 1) «Одного поля ягоды, два сапога пара»;

2) «Когда рак на горе свистнет»;

3) «Молоко на губах не обсохло»;

4) «Будет и на нашей улице праздник»;

5) «Овчинка выделки не стоит, яйца выеденного не стоит»;

6) «В семье не без урода, паршивая овца всё стадо портит». По 1 баллу за каждый пример

12. Ответ может быть оценён от 1 до 10 баллов (по 2 балла за каждое положение)

Олимпиадные задания по русскому языку – 5 класс.

2.Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается звук [с]. Свой ответ поясните.

Через поле и лесок

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

Выносливость, зелень, загорала, наладчик, пришкольный.

4.Выпишите из ряда слов родственные слова и корни одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь, лесистый.

5.Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки в отрывке из лирической миниатюры Н.Сладкова «Апрель». Объясните пропущенные орфограммы и пунктограммы графически.

На всех снежных п…лях рыж…е пятна – пр…талины.

День (ото)дня их всё больше и больше.(Не)успееш(?) и глазом м…ргнуть, как все эти маленькие в…снушки с…льют(?)ся в б…льшую в…сну.

Всю долгую зиму в л…сах и п…лях пахло снегом. Сейчас оттаяли новые зап…хи. Где ползком а где на лёгких струйках ветра пон…слись они над з..млёй.

Ч…рные пласты оттаявшей пашни, как ч…рные гряды волн. Пахнут з…млёй и ветром. (В)л…су пахнет прелыми лист(?)ями и н…гретой к…рой.

Зап…хи сочат(?)ся отовсюду из оттаявшей земли сквозь первую з..лёную щетинку тр…вы сквозь первые цв…ты, похож…е на брызги со(?)нца. Струйками ст…кают с первых клейких листоч(?)ков б…рёз капают вместе с б…рёзовым соком…

И станет скоро весь воздух в л…су – спл…шной зап..х. И даже первая з…лёная дымка над б…рёзами покаж…т(?)ся (не)цветом а зап…хом. И все в…снушки – проталинки сол…ют(?)ся в одну большую пахуч…ю в…сну.

7. В тексте из пятого задания найдите:

А. Фразеологический оборот, объясните его значение.

Б. Предложение с однородными членами и обобщающим членом при них, начертите схему предложения.

8.Сочините стихотворение – одиннадцатисловие об апреле. Оно должно состоять из 11слов (как знаменательных, так и служебных), расположенных на пяти строках.

1 строка - цвет, качество (имя прилагательное);

2 строка – о чём пишу (прилагательное +существительное);

3 строка – тема расширяется (три слова);

4 строка – о себе, своих чувствах;

5 строка – результат, вывод (одно слово).

Пример стихотворения «Ивушка».

Зеленокудрая,

Тонкая ивушка,

Ты склонилась задумчиво.

Я люблю твою нежность.

Любуюсь.

Ответы к заданиям - 5 класс

1. Расставьте ударения в следующих словах.

2. Телефон. Звук [с] встречается в загадке 5 раз.

Через поле и лес ок

Подаётся голос ок.

Он бежит по проводам,

С кажешь здесь, а с лышно там.

За правильную отгадку – 1 балл, за каждый верно найденный звук – 0,5 балла.

Всего – 3,5 балла.

3. Выносливость, зелень, загорала, наладчик, пришкольный.

4.Лес, лесник, лесной, перелесок, лесничий, лесничество, лесистый – однокоренные слова. Лесник, лесником, лесники – формы одного и того же слова.

За каждое правильно названное слово – 0,5 балла, всего – 5 баллов.

5. Апрель

На всех снежных полях рыжие пятна – проталины.

День ото дня их всё больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в большую весну.

Всю долгую зиму в лесах и полях пахло снегом. Сейчас оттаяли новые запахи. Где ползком, а где на лёгких струйках ветра понеслись они над землёй.

Чёрные пласты оттаявшей пашни, как чёрные гряды волн. Пахнут землёй и ветром. В лесу пахнет прелыми листьями и нагретой корой.

Запахи сочатся отовсюду: из оттаявшей земли сквозь первую зелёную щетинку травы, сквозь первые цветы, похожие на брызги солнца. Струйками стекают с первых клейких листочков берёз, капают вместе с берёзовым соком…

И станет скоро весь воздух в лесу – сплошной запах. И даже первая зелёная дымка над берёзами покажется не цветом, а запахом. И все веснушки – проталинки сольются в одну большую пахучую весну.

За определение стиля – 1 балл, за определение типа – 1 балл. Всего - 2 балла.

7. А.Фразеологический оборот – не успеешь и глазом моргнуть. Разг.(Не успел) как следует осознать, осмыслить что – либо. Об очень быстром, моментальном действии.

За нахождение фразеологизма - 1балл, объяснение – 1 балл. Всего -2 балла.

Б. Запахи сочатся отовсюду: из оттаявшей земли сквозь первую зелёную щетинку травы, сквозь первые цветы, похожие на брызги солнца.

За предложение – 1 балл, за схему -1 балл. Всего -2 балла.

8.За стихотворение – 5 баллов.

Олимпиадные задания по русскому языку – 6 класс

1. Расставьте ударения в следующих словах.

Баловать, досуг, красивее, облегчить, партер, положил, создал, столяр, хвоя, щавель.

2.Запишите транскрипцию слова. Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь , 2-й звук от слова пятно ,3-й звук повторяется дважды в слове вокруг , 4-й – безударный гласный от слова свекла . Какое слово у вас получилось? Подберите к нему 5 однокоренных слов.

3.Определите состав следующих слов.

Выносливость, двумястами, загорала, наладчик, пришкольный.

4.Даны грамматические характеристики трёх имён существительных. Найдите в одной из них ошибку.

А. Имя существительное, неодушевлённое, собственное, ср. р., 2 скл., ед.ч., П. п,

Б. Имя существительное, одушевлённое, нарицательное, ж. р., 2 скл., ед.ч., В. п,

В. Имя существительное, неодушевлённое, нарицательное, м. р., 2 скл., мн.ч., Им. п.

5.Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки в отрывке из лирической миниатюры Н.Сладкова « Январь». Объясните пропущенные орфограммы и пунктограммы графически.

Январь месяц б…льших м…лчаливых сн…гов. Пр..летают они всегда вдруг. Вдруг ноч(?)ю зашепчут(?)ся д…рев(?)я: что(то) творит(?)ся (в)л…су. (К)утру станет видно: пр…шла наст…ящ…я зима! Лес ут…нул в др…мучих сугробах. Под х…лодным сводом неба, покорно склонив т…ж…лые головы, застыли скорбные белые д…ревья.

Вместе (со)снегом нал…тели и наб…жали дикови..ые невиданные существа. Они ра(?)селись по пням и суч(?)кам в..карабкались на ёлки и сосны – стра…ые белые ф…гурки, (не)подвижные, (не)знакомые, но на что(то) очень похожие…

Тут выле… из сугроба л…сной ч…ловеч...к в огромной белой папах… Там, на п…ньке, с…дит не то белоч(?)ка, не то зайчик. Сл…жил он белые лапки на белое пузичко м…лчит и смотрит на белый лес. На камне у реч(?)ки белая Алёнушка: склонила голову на пл..чо по…п…рла белой ладошкой белую щ…чку. Обл…скало солнышко пр…г…рюнившуюся Алёнушку и с мохнатых хвойных ресниц её закапали слёзы…

Полон лес дикови…ых птиц и зверей. Хочеш(?) увид..ть их – п…торопись. А то дун…т ветер – поминай как звали!

6. Определите стиль и тип данного выше текста.

7.Образуйте все возможные степени сравнения от прилагательных: большой, тяжёлый.

8.Напишите сочинение – миниатюру «В гостях у заснеженного леса» (5 – 10 предложений). Используйте в нём сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета.

Ответы к заданиям – 6 класс

1. Расставьте ударения в следующих словах.

БаловАть, досУг, красИвее, облегчИть, партЕр, положИл, сОздал, столЯр, хвОя, щавЕль.

За каждое правильно указанное ударение – 0,5 балла, всего – 5 баллов.

2.[ р’ ика] –речка, речонка, речной, речник, заречный.

За правильно записанное слово – 1 балл, за каждое верно подобранное слово – 0,5 балла. Всего – 3, 5 балла.

3. Выносливость, тремястами, загорала, наладчик, пришкольный.

За каждое правильно разобранное слово – 1 балл, всего – 5 баллов.

4.Неверна характеристика п. Б: существительные женского рода не относятся ко 2- му склонению.

За правильно указанную букву – 0,5 балла, за объяснение – 1 балл. Всего -1,5 балла.

5.

Январь

Январь – месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся деревья: что – то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные белые деревья.

Вместе со снегом налетели и набежали диковинные невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны – странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что – то очень похожие…

Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузичко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Алёнушка: склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щёчку. Обласкало солнышко пригорюнившуюся Алёнушку, и с мохнатых хвойных ресниц её закапали слёзы…

Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их – поторопись. А то дунет ветер – поминай как звали.

За правильно выполненное задание - 15 баллов(10- за правильное написание, 5 – за графическое обозначение).

6. Стиль текста – художественный, преобладающий тип речи – описание.

За определение стиля – 1 балл, за определение типа – 1 балл. Всего -2 балла.

7.Большой – больше, самый большой; тяжёлый – тяжелее, более (менее) тяжёлый, тяжелейший, самый (наиболее, наименее) тяжёлый.

За верно образованное прилагательное - 1 балл, всего – 6 баллов.

8. За сочинение – 5 баллов.

Олимпиадные задания по русскому языку (7-8 класс)

1.Сделайте фонетическую запись предложения: Тут же у стола стояла кривая турецкая сабля.

арест, без толку (нареч.), взята, взяло, добела, донельзя, залитый, занята.

зазеленели, подземные, пароходный, соединение .

4.В древнерусском языке, кроме единственного и множественного числа, существовало двойственное число: два стола, дъвою столу, дъвема столома (а не столы) и т. д. Постепенно формы двойственного числа существительных были утрачены, и в современном языке этих форм, по существу, нет. Однако в некоторых сложных словах сохранились следы двойственного числа. Приведите примеры этих слов.

5.Дайте объяснения значения слов, взятых из Словаря В.И. Даля. Выползина, быторить, отроковница, лебезить, колевина, тетенькать, авоська, бударка, калач, баить, будень, калик

6. Понаблюдайте за порядком слов в следующих фрагментах:

1) «Ветер заносил дорогу, но резвые кони летели, как молния, ноздри их дымились, пар вился столбом, и пушистый снег от копыт их подымался вверх облаками» (Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь»);

2) «Наконец генерал, выслушав все мнения, вытряхнул пепел из трубки и произнёс следующую речь:

Государи мои! должен я вам объявить, что с моей стороны я совершенно с мнением господина прапорщика согласен: ибо мнение сие основано на всех правилах здравой тактики, которая всегда почти наступательные движения оборонительным предпочитает» (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»);

3) « По первому снегу я его выследил. Хитёр зверина! » (В. Песков, разг. речь).

1. Укажите, как в каждом примере нарушен прямой порядок слов.

2. Объясните, какие члены предложения заняли не свойственное им место.

3. С чем связано изменение прямого порядка слов в каждом из приведенных случаев? Выберите правильный ответ из вариантов: выделение главной мысли, стилизация речи персонажа, подчёркивание ритма.

7.Вставьте пропущенные буквы в словах: аб. .ж.. р, г.. рлянда, в.. рм.. шель, м.. к.. роны, гости.. ица, кв.. танция, к.. нава, искус.. ный, ис.. ку.. тво, вследстви.., вымп.. л, комб.. нат.

8.Переведите две сербские поговорки. Учтите, что корень rad - значит «труд», «работа». Ne radi – rad ubija. Rad donosi bolest – ne umri mlad.

9. Исправьте грамматические и речевые недочеты в следующих предложениях:

1) Скоро я обратно вернулся в этот город. 2) Девочка хорошо говорит по-немецкому. 3) Мальчик упал навзничь, то есть вниз лицом. 4) Собака воет по-волчьему.5) Покатавшись на катке, болят ноги. 6) Подъезжая к дому, собаки залаяли на нас. 7) Мальчик присел на пень, читавший книгу .8) Выйдя в поле, солнце скрылось за тучей.

10. Составьте схему предложения, расставив знаки препинания; разберите по членам предложения; дайте его характеристику;

Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой мир или смятение ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. (В.А.Сухомлинский)

11.Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами, а какой, наоборот, никогда не бывает без предлогов?

12. Прочитайте текст. Какие типы речи встречаются в нем? Какие типовые фрагменты можно выделить в данном тексте.

Сквозь поредевшую листву старых яблонь внизу под нами синела река. А за рекой далеко-далеко виднелись скошенные, опустевшие луга с потемневшими от дождя стогами сена, желтые перелески. И над всем этим осенним простором в прохладном прозрачном небе плыли одинокие облака. (По Г.А. Скребницкому)

Ответы (7-8 класс)

1. Сделайте фонетическую запись предложения: [Туджэ у стала стай"алъ кр"ивай"ь тур"эцкъй"ь сабл"ь].

По 0,5 за каждое верное слово (3 б).

2. Расставьте ударение в словах: арЕст, бЕз толку (нареч.), взятА, взЯло, добелА, донЕльзя,зАлитый, занятА.

По 0,5 за каждое верное слово (3 б.)

3. Разберите слова по составу, а также произведите их словообразовательный анализ: за-зелен -е-л- и, под-земн-ые, пар-о-ход- н -ый, со-един –ени -е .

Зазеленели - зеленели – зеленеть - зеленый

Подземные - подземный – земной -земля

Пароходный – пар и ходить - ход

Соединение - единение - единый

По 0,5 за разбор слова и по 1 б. за словообразовательный (6 б.)

4.В современном русском языке есть целая группа слов с элементом дву-: двужильный, двубортный, двурушник и т. п. Этот элемент дву- представляет собой бывшую форму род.-местн. падежа от дъва, дъве. Более старая форма этих падежей сохранилась и в прилагательном двоюродный. Лексическим следом бывшего двойственного числа является и современное наречие воочию.

По 0,5 за каждое слово

5. Выползина- шкурка, которую сбрасывает с себя змея; , быторить – кричать; отроковница – девочка-подросток; , лебезить – льстить, угодничать; колевина – след от колеса; тетенькать – баловать, забавлять; авоська – счастье, удача; бударка – астрах. лодка; калач – белый хлеб; , баить – говорить; будень – будний день; калика – странник – по 1 б. за слово (12 б.)

6. 1) от копыт их

2)наступательные движения оборонительным предпочитает

3) хитер зверина

2. В первом примере обращает на себя внимание употребление притяжательного местоимения в функции определения после определяемого слова. Во втором предложении непрямой словопорядок представлен позицией глагола-сказуемого после управляемого слова в конце предложения. В третьем – именная форма сказуемого хит ѐ р , обычно употребляемая после подлежащего, вынесена в начало высказывания.

3. Нарушение прямого словопорядка в каждом из приведенных случаев имеет свою мотивировку: (1) в отрывке из Карамзина это связано с ритмом фразы; (2) в отрывке из Пушкина непрямой словопорядок выполняет изобразительно-характеризующую функцию: генерал-немец склонен употреблять глагол в конце предложения в соответствии с правилами словорасположения в немецком языке; (3) в записи разговорной речи Песковым изменение словопорядка служит выделению главного смысла, подчѐ ркивает разговорность высказывания.

По 3 балла за каждую позицию и её объяснение.

Общее- 9 баллов

7. Абажур, гирлянда, вермишель, макароны, гостиница, квитанция, канава, искусный, искусство, вследствие, вымпел, комбинат – по 0,5 б. за слово (6 баллов)

8. Не работай – работа убивает. Работа приносит болезни - не умри молодым.

По 2 балла за каждую пословицу (4 балла)

9. Скоро я вернулся в этот город. 2. Девочка хорошо говорит по-немецки. 3.Мальчик упал навзничь, то есть на спину. 4.Собака воет по-волчьи. 5.Покатавшись на катке, я почувствовал боль в ногах. 6. Подъезжая к дому, мы услышали, как собаки залаяли на нас. 7. Мальчик, читавший книгу, присел на пень. 8.Выйдя в поле, я увидел, как солнце скрылось за тучей. – по 1 б (8 баллов)

10. Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой мир или смятение ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.

(Если - =), [- =]. Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из двух простых предложений.

Первое предложение: простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными дополнениями; является придаточным условия, присоединяется союзом если.

Второе предложение: простое, двусоставное, распространенное, полное, неосложнённое.

Между частями сложного предложения ставится запятая.

В придаточном предложении два ряда однородных членов: 1-й ряд – однородные дополнения соединяются союзом и ; 2-й ряд – однородные дополнения соединяются попарно союзом или , разделяются запятыми.

По 0,5 балла: а) за разбор по членам; б) за общую характеристику предложения; в) за характеристику каждого члена предложения; г) за схему; д) за комментирование знаков препинания.

Максимальная оценка – 3 балла.

11. Не употребляется с предлогами - именительный; никогда не бывает без предлогов – предложный. 1 б.

12. В данном тексте соединяются повествование и описание. Типовые фрагменты текста: повествование, оценка действительности, описание места. Повествование: В это утро мы с Сережей встали пораньше, напились чаю. Взяв ружье, отправились в сад над речкой. Как там было хорошо!

Описание: второй абзац. В тексте часто используется не какой-либо один тип речи, а их соединение. Соединение разных типовых фрагментов должно быть оправдано замыслом автора, основной мыслью высказывания. – 3 б.

Всего – 60 баллов

Список литературы, использованный при подготовке к олимпиаде:

1.М.М. Казбек - Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5- 11 классы.- Москва: Айрис – пресс, 2010. - 160 с.

2.М.М. Казбек - Казиева. Школьные олимпиады. Русский язык. 5- 11 классы. –Москва: Айрис – пресс, 2010.- 160 с.

3. В.А. Малюгина. Олимпиады по русскому языку. 7 – 8 классы.- Москва: «Вако», 2014 . -234 с

4. А.О.Орг. Олимпиады по русскому языку. Книга для учителя. – Москва: «Просвещение», 2004.- 160 с.

5.Н.П.Шматкова. Времена года в лирических миниатюрах Н.Сладкова. Январь. Февраль // Русский язык. Первое сентября.-2013.- №2.- с. 30 – 31

6.Н.П.Шматкова. Времена года в лирических миниатюрах Н.Сладкова. Март. Апрель // Русский язык. Первое сентября. – 2013. - №3. - с. 30 – 31

Задания школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку
2014­2015 учебный год
5 класс
Продолжительность олимпиады ­ 45 минут. Максимально возможное количество баллов ­ 100.
Код участника:______________________________
1. Расставьте ударение в словах:
Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.
10 баллов

[ и] [ л’ ] [н’ ] [ Э ] [ й’ ] [ к ]_______________________________________________
[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ]______________________________________________ 10 баллов

Обожжёт, подделка, отталкивать, поссорились, лимонный. 10 баллов
4.Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Воспоминания ст…рожила, (не)сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, (а,о)ккуратная
надпись,библ…отечные книги, об(а,о)ятельная улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в
олимпиаде,зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус…ная речь, г(е,и)ган…ские шаги, ув…
дающие
15 баллов

цветы.
Алый бархат вечереет, Жаждет зелень, и июль
Горделиво дремлют ели, Колыбельной лаской млеет. (В.Брюсов)
Ответ:____________________ 8 баллов
6. Замените синонимами устаревшие слова.
Очи ­ __________________
Чело ­ __________________
Ланиты ­ ________________
Уста ­ __________________
Перст ­ __________________
Глаголет ­ ________________
Десница­ _________________ 7 баллов
7. Найдите «лишние» слова.
1. Петя ушиб колено ноги.

2. Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
3. Собрание будет в декабре месяце.
4. Многие города были превращены в руины и развалины.
5. Путь кораблю преградил ледяной айсберг. 10 баллов

­спустя рукава ­ ___________________________________________________
­жить душа в душу ­________________________________________________ 10 баллов
9. Закончите пословицы:
Скучен день до вечера, ______________________________________________
Любишь кататься ­ _________________________________________________ 10 баллов
10. Творческая работа.
В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст?
Допиши 4 – 6 предложений, продолжив текст.
А. Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.
Б. Вдруг налетел ястреб.
В. Он схватил крикуна и унёс себе на обед.
Г. Два молодых петушка подрались, и один победил другого.
Д. Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!»

Ответ:_________________________

_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
10 баллов

5 класс (ключ)
1. Расставьте ударение в словах.
(торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча)
По 1 баллу за каждое правильное слово. Максимальное количество – 10 баллов
2. Составьте слова из следующих звуков:
[ и] [ л’ ] [н’ ] [ Э ] [ й’ ] [ к] – ельник
[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ] ­ смеюсь
По 5 баллов за каждое слово. Максимальное количество – 10 баллов
3. Определите, к каким морфемам относятся двойные согласные.
Обо/жж/ёт, под/дел/к/а, от/талк/ива/ть, по/ссор/и/л/и/сь, лимон/н/ый.
За каждое слово – 2 балла. Максимальное количество – 10 баллов
4. За каждое правильно написанное слово – 1 балл
Воспоминания старожила, не спеши отвечать, закаляйся с детства, аккуратная надпись, библиотечные
книги, обаятельная улыбка, чувствуешь радость, участвуешь в олимпиаде, запевать в хоре,
объединиться в группу, устная речь, гигантские шаги, увядающие цветы
Максимальное количество – 15 баллов
5. Сколько грамматических основ в следующем предложении?
4 грамматические основы.
За каждую основу ­ 2балла. Максимальное количество ­ 8 баллов
6. За каждый правильный ответ ­ 1 балл
Глаза, лоб, щѐки, губы, палец, говорит, рука. Максимальное количество ­ 7 баллов
7. Найдите «лишние» слова.
«Лишние слова»: 1) ноги; 2) пищи; 3) месяце; 4) развалины; 5)ледяной;
Правильный ответ – 2 балла. Максимальное количество ­ 10 баллов
8. Подберите к устойчивым словосочетаниям антонимы:
­ спустя рукава – засучив рукава
­ жить душа в душу – как кошка с собакой

9. Закончите пословицы:
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Правильный ответ – 5 баллов. Максимальное количество ­ 10 баллов
10.Творческая работа
– ГАДБВ
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.
За дописанный рассказ – до 5 баллов. При оценке дописанного сочинения применяются действующие нормы
оценки сочинений и изложений. Максимальное количество ­ 10 баллов.
Максимальное количество за работу ­ 100 баллов.
Ключи:
Вопрос
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Максимальное количество баллов
10
10
10