Культура новгородских сопок

Сопки - высокие крутобокие насыпи с несколько уплощенной вершиной, оконтуренные в основании кольцом из валунов. Эта внешняя характеристика позволяет выделять их из прочих погребальных насыпей. Впрочем, следует отметить, что среди сопок есть и насыпи с полусферическими и коническими вершинами, и насыпи без видимой каменной обкладки. По своим размерам сопки разнообразны - от небольших, высотой 2-2,5 м и диаметром 12-14 м, до грандиозных, достигающих 10 м в высоту при диаметре около 40 м. Преобладают насыпи до 5 м высотой. Расположены сопки в одиночку или группируются в небольшие могильники от 2-3 до 12 насыпей. Около четверти известных могильников кроме сопок включают курганы и жальничные могилы Седов В.В. Новгородские сопки. САИ. Вып. Е1-8. М., 1970; Он же. Восточные славяне... С. 58-66; Петренко В.П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-Х вв. Сопки Северного Поволховья. СПб., 1994. Из последних рас-копочных исследований сопок интересны материалы небольшой публикации: Фролов А.А. Сопка у дд. Брод-Лучки Валдайского р-на Новгородской области (результаты исследования и интерпретация) // Новгород.

Основным районом распространения сопок является бассейн Ильменя, где сконцентрировано более 70% могильников, в которых имеются эти памятники. Остальная часть сопок расположена в верховьях рек Луги и Плюссы, а также в бассейне Мологи, то есть в землях, непосредственно примыкающих к Ильменскому региону. Вне этой территории немногочисленные сопки известны в отдельных пунктах бассейнов рек Западной Двины и Великой.

Одним из существенных элементов сопок является кольцо, сложенное в основании насыпей и имевшее какой-то ритуальный смысл. Сооружалось оно из более или менее крупных валунов, сложенных в один-два-три яруса. В окрестностях Старой Ладоги раскопаны сопки со сложными каменными обкладками. Установлено, что многие сопки сооружались в несколько приемов. Система возведения их была различной и схематически сводится к следующему. Сначала выкладывалось кольцо из валунов, примерно равное по диаметру будущей насыпи. В основаниях ряда сопок прослежен темный зольный слой - след от костров, которые, по-видимому, жгли с целью освящения места, избранного для погребальной насыпи. Сразу же после этого насыпали нижнюю часть сопки и в течение какого-то времени в этой насыпи совершали захоронения, а затем ее подсыпали в высоту еще на 1,5-3 м. В верхней части насыпи опять какое-то время совершали погребения, а затем сопку подсыпали в третий раз. Естественно, что наряду с насыпями, сооруженными в два-четыре приема, имеются сопки, насыпанные единовременно. В строениях ряда сопок наблюдаются иногда некоторые индивидуальные особенности.

В очень немногих захоронениях встречены единичные, порой маловыразительные вещи, не дающие достаточного представления о культуре населения, оставившего рассматриваемые памятники. Наиболее часты среди находок в захоронениях стеклянные, пастовые и сердоликовые бусы.

Поселения культуры сопок исследованы еще весьма слабо. На первом этапе это были селища. Ряд таких памятников открыт Е.Н. Носовым около сопок. Селище у д. Золотое Колено на Мете, на котором велись раскопки, датируется сравнительно поздним временем (IX-Х вв.). Изучены остатки наземных срубных домов площадью 18-24 кв. м, с печами-каменками в одном из углов. Керамика представлена ребристыми горшками, идентичными посуде из сопок Носов Е.Н., Конецкий В.Я. Разведки на средней Мете и раскопки поселения Золотое Колено // Археологические открытия 1974 года. М., 1975. С. 28, 29. . Поселение IX в с аналогичной керамикой раскапывалось на р. Прость недалеко от Новгорода Орлов С.Н. Славянское поселение на берегу р. Прость, около Новгорода // СА. 1972. N 2. С. 127-139. . Следы наземных жилищ с печами-каменками выявлены в верхних напластованиях, датируемых второй половиной I тыс. н.э., на городище раннего железного века в Сельцо в Южном Приильменье.

Археологическая культура, имевшая славянскую принадлежность, распространенная в основном на территории бассейна оз. Ильмень в VII-VIII вв.

Наиболее поздние захоронения в сопках датируются IX в. Отдельные немногочисленные сопкообразные насыпи встречаются также в верховьях Луги и Плюссы, в среднем течении Мологи, т.е. районах, непосредственно примыкающих к Ильменскому бассейну. Вне этой территории насыпи известны в бассейнах Западной Двины, Великой и нижней Мологи.

Во второй четверти XIX века раскопки сопок начал один из первых археологов-славистов З. Ходаковский. В 70-е и 90-е годы XIX века исследованием этих памятников занимались Л.К. Ивановский, Н.Г. Богословский, Н.Е. Бранденбург, В.А. Прохоров, В.С. Передольский, П.А. Путятин. Однако, за исключением исследований Н.Е. Бранденбурга, эти работы велись несовершенными методами и были недостаточно задокументированы. Первые работы, посвященные более подробной интерпретации памятников, опубликованы А.А. Спицыным в конце XIX века. В начале XX века раскопками сопок занимались Н.К. Рерих, В.Н. Глазов, К.Д. Трофимов и П.Г. Любомиров. В 1930-е годы проводились работы под руководством В.И. Равдоникаса. В 1941 году важным этапом в исследовании новгородских сопок становится публикация работы Н.Н. Чернягина, который окончательно определяет эти памятники, как оставленные племенем новгородских словен. В разные годы изучением культуры занимались С.Н. Орлов, Н.Н. Гурина, А.В. Куза, В.В. Седов, Г.С. Лебедев, С.В. Белецкий, В.П. Петренко, А.Н. Кирпичников и др.

Погребения

Основным определяющим признаком культуры являются сопки ‒ это высокие крутобокие погребальные насыпи с уплощенной или горизонтальной вершиной. Эта внешняя характеристика отличает их от всех остальных известных курганов своего времени. Располагались сопки, как правило, цепочкой вдоль берега реки или озера. Иногда они группируются с небольшими круглыми курганами, расположенными вокруг сопки или в одном из концов могильника.

Размеры сопок варьируют от небольших насыпей 2-2,5 м высотой и диаметром 12-14 м, до грандиозных, достигающих в высоту более 10 м при диаметре около 40 м. Большинство всё же имеет высоту до 5 м.

В основании сопки складывалось кольцо из валунов. По всей видимости, оно имело ритуальный смысл, а также укрепляло основание насыпи. Встречаются в сопках и другие более сложные сооружения из камней.

Погребальный обряд ‒ трупосожжение на стороне. Захоронения, как правило, коллективные, более 10-ти в одном кургане. Они совершались ярусами, условно определяемыми как верхний, средний и нижний. Большая часть захоронений совершалась в верхней части насыпи.

Как правило, для сопок характерны безурновые погребения, совершенные в неглубоких ямках. В виде исключения встречаются глиняные и берестяные сосуды для праха. Большинство захоронений в сопках безынвентарные. В единичных случаях встречаются находки оплавленных стеклянных бус, железных ножей, пряжек; еще реже ‒ находки оружия и конского снаряжения. Во многих сопках найдены кальцинированные или же несожженные кости жертвенных животных, преимущественно лошадей.

Поселения

Основные поселения культуры сопок ‒ небольшие селища, расположенные вдоль рек с широкими долинами и пологими береговыми террасами. Полностью исследованы селища IX в. в Поволховье ‒ Золотое Колено и Новые Дубовики. Также с культурой сопок связывают городища Старая Ладога (с середины VIII в.) и Рюриково Городище (с середины IX в.). Чаще всего на поселениях встречаются остатки наземных срубных жилищ с печами-каменками в углу.

Хозяйство

Основу хозяйства культуры сопок составляло подсечно-огневое и пашенное земледелие, а также придомное скотоводство.

Керамика

Для культуры сопок характерна лепная керамика. Среди неё можно выделить три группы: приземистые слабопрофилированные сосуды; широкогорлые сосуды с ребристым плечиком; горшкообразные профилированные сосуды. В первом случае форма сосудов близка финской керамике; во втором ‒ славянской посуде междуречья Вислы и Эльбы; в третьем ‒ керамике пражской культуры.

Происхождение и проблема этногенеза

В процессе расселения на территории бассейна оз. Ильмень, славяне вступали в активное взаимодействие с местным населением, потомками археологических культур железного века. Таким образом, сопки можно считать памятниками смешанного славяно-финского населения. В X в. на смену сопкам приходят круглые курганы с трупосожжением. Исследователи соотносят ареал культуры с летописным племенем новгородских словен. Впоследствии культура сопок легла в основу формирования древнерусской культуры.

Существует две точки зрения относительно пути проникновения славян на Северо-Запад. Согласно одной из них, славяне постепенно пришли с юга, из Поднепровья (П.И. Шафарик, Н.П. Барсов, А.А. Шахмато, А.А. Спицын, Ю.В. Готье и др). Согласно другой, они шли с запада, из районов нижней Вислы и Одера (т.е. Поморья) (Н.М. Путровский, Д.К. Зеленин, М.Х. Алешковский, Л.Е. Красноречьев. В.В. Седов). Однако в археологии обе версии остаются дискуссионными в виду недостаточности данных.

Сопки - высокие крутобокие насыпи с уплощенной или горизонтальной вершиной и с кольцом, выложен­ным из валунов, в основании (рис. 10). Эта внешняя характеристика сопок позволяет разграничивать их от погребальных насыпей, относимых к курганам. Следует заметить, что среди сопок встречаются и на­сыпи с полусферическими и с коническими верхами. У некоторых высоких и крутобоких насыпей не за­метно валунной обкладки. Она могла не сохраниться, но иногда находится внутри насыпи.

Основным районом распространения сопок являет­ся бассейн оз. Ильмень (карта 9). Более 70% могиль­ников, в которых имеются такие насыпи, расположено в этом бассейне. Остальные сопки занимают верховья Луги и Плюссы, верхнее и среднее течение Мологи, т. е. районы, непосредственно примыкающие к Иль­менскому бассейну. Вне этой территории, в отдель­ных пунктах бассейнов Западной Двины, Великой и нижней Мологи, известны немногочисленные и раз­розненные сопкообразные насыпи.

Наиболее плотно сопки расположены в южном и юго-восточном Приильменье, в верховьях Луги и Мо­логи. Очевидно, это были основные районы, занятые населением, оставившим описываемые памятники.


ГЛАВА 3. КУЛЬТУРЫ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Рис. 10. Сопка у д. Крестецкая Слобода

Старое мнение, что сопки в основном сосредоточе­ны на берегах крупных рек, т. е. на торговых путях, связывавших север Европы с арабским Востоком и Византией, не соответствует действительности. Абсо­лютное большинство сопок находится на мелких реч­ках, не пригодных для древнего судоходства. Сопки концентрируются в тех местностях, где расположены и древнерусские курганы и жальники X-XVI вв., а также поселения XIX - начала XX в. Почвенная карта показывает, что население как XIX - начала XX в., так и времени сооружения сопок концентриро­валось в районах, наиболее пригодных для занятий земледелием.

По размерам сопки разнообразны - от небольших, высотой 2-2,5 м и диаметром 12-14 м, до грандиоз­ных, достигающих 10 м и более в высоту при диамет­ре около 40. Преобладают насыпи высотой до 5 м.

Сопки расположены в одиночку или группируются в небольшие могильники из двух-трех насыпей. Реже попадаются группы из 4-12 сопок, а около четверти известных могильников состоит из сопок, сгруппиро­ванных вместе с курганами или жальничными по­гребениями.

Сравнительно высокий процент одиночных сопок и небольших могильников объясняется, во-первых, существованием в то время малодворных поселений, во-вторых, спецификой подсечного земледелия, тре­бовавшего не только смены участков, предназначен­ных для возделывания культурных растений, но и передвижения самих поселений.

В отличие от древнерусских курганных могильни­ков, в которых погребальные насыпи расположены


скученно, без какого-либо порядка, сопки, состав­ляющие единые группы, отдалены одна от другой всегда на более или менее значительные расстояния (от 20-30 до 100 м и более). Обычно сопки распола­гаются цепочкой вдоль берега реки или озера. Имеет­ся немало случаев бессистемного расположения на­сыпей. Если могильники состоят из сопок и курганов, то курганы обычно образуют особую, крайнюю часть могильника или же концентрируются вокруг одной из сопок.

Первые раскопки сопок были проведены около 150 лет назад одним из первых русских археологов-сла­вистов Зорианом Ходаковским (Ходаковский 3., 1839, с. 147-149; 1844, с. 368-375). Он исследовал три сопки около Новгорода (Волотово) и Старой Ла­доги (Велеша) и еще три в Бежецах на верхней Мо-логе. 3. Ходаковский считал сопки славянскими по­гребальными памятниками и в общих чертах пра­вильно наметил область их распространения.

В 1873 г. по поручению Русского археологического общества шесть интересных сопок, расположенных в южном Приильменье (Коровичино, Марфино и Селя-ха), исследовал Л. К. Ивановский (Ивановский Л. К., 1881а, с. 57-67). К 70-м годам прошлого века отно­сятся также раскопки Н. Г. Богословского в окрест­ностях Новгорода и в западном Приильменье и В. А. Прохорова на Мете. В 90-х годах раскопками сопок в районе Валдайских озер и в бассейне Меты занимались В. С. Передольский, П. А. Путятин и слушатели Петербургского археологического инсти­тута. Все эти исследования велись несовершенными методами, без достаточной документации.

Более ценны в научном отношении исследования Н. Е. Бранденбурга. В начале 90-х годов он раскопал десять сопок, расположенных в низовьях Волхова:


ЧАСТЬ I. СЛАВЯНЕ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В V-VII ВВ.

По форме длинных валообразных насыпей получила свое название общность памятников – культура длинных курганов, позднее разделенная исследователями на культуру смоленских длинных курганов в Верхнем Поднепровье и культуру псковских длинных курганов, распространенную на огромной территории лесной зоны: от Восточной Эстонии до Вологодской области. Поселения и могильники культуры псковских длинных курганов относятся к VI–IX вв., хотя наиболее ранние курганы могут датироваться и V столетием, а самые поздние существовали еще в X веке.
Само появление культуры псковских длинных курганов представляет собой целую череду загадок. Она распространяется на огромной территории практически одномоментно (с точки зрения археологических датировок), принося собой неизвестный здесь ранее обряд захоронения сожженных на стороне останков в курганных могильниках. Вместе с курганами появляются вещи центральноевропейского происхождения, производящие впечатление изготовленных по одной модели и одновременно разбросанные по всей территории культуры, на удалении сотен километров друг от друга. В последние годы наметился новый подход к этой проблеме.
Толчком к распространению в лесной зоне Восточной Европы курганного обряда, очевидно, стали события конца эпохи Великого переселения народов. В течение V–VI вв. на север и северо-восток от Подунавья продвигаются значительные для той эпохи массы людей – от целых возвращающихся народов до небольших групп "политэмигрантов", несущих с собой новые взгляды, обычаи, вещи. Различные проявления этого процесса улавливаются археологически на широкой территории: в Мазовии, Пруссии, Восточной Литве, на северо-западе Русской равнины. Во многих культурах происходят существенные изменения, затронувшие как вещевой комплекс, так и погребальный обряд. Исследователи отмечают, что эти изменения в своих основных чертах "изоморфны" для различных регионов и всегда связаны с курганным обрядом погребения, происходящим откуда-то с обширных открытых пространств (какой выдающийся курган ни насыпай в лесу, он все равно будет скрыт деревьями и подлеском. Сама идея высокой погребальной насыпи должна была появиться в ином ландшафте).
Основные черты погребальной обрядности хорошо известны. После кремации пережженные кости и остатки оказавшихся на погребальном костре вещей собирали в горшок, мешочек или берестяной туес и помещали в курган или рядом с ним. Курган часто возводился загодя. Поэтому в могильниках есть пустые, "неиспользованные" курганы, а в некоторых насыпях находится несколько погребений. Ныне оплывшие, насыпи в древности имели крутые склоны, вероятно, укрепленные деревянными конструкциями. Ритуальная канавка-ровик кургана отделяла мертвых от живых. Таким образом, курганы были своеобразными "домами мертвых". Где-то поблизости находился древний поселок. Строились и ветшали дома, рождались и умирали люди. А рядом своей особой жизнью жил могильник-кладбище, "поселок мертвых", навечно принимая новых и новых обитателей.
Находки в погребениях культуры длинных курганов сравнительно немногочисленны. Большинство их сильно повреждено огнем погребальных костров. Это небольшие железные ножики, синие стеклянные бусы, бронзовые бляшки и спиральные пронизки, вылепленные вручную горшки и др.
Поселения культуры длинных курганов изучены хуже, чем могильники. Виной тому и давний исследовательский перекос в сторону погребальных древностей, и трудности в выявлении открытых поселений с незначительным по своей мощности, часто сильно разрушенным культурным слоем. Тем не менее, селища культуры псковских длинных курганов также изучались. Раскопками открыты остатки срубных построек, очагов и печей-каменок, железоплавильных горнов. Найдены жернова и просыпанное у очага зерно, литейные формочки и тигли, топоры, серпы и косы, детали конской упряжи, гвозди для подков, шилья, огнива, бритвы, украшения. Раскопки городищ позволили судить о фортификации этой культуры и – косвенно – об уровне развития военного дела. Находимые на поселениях вещи и керамика аналогичны тем, что встречаются в погребениях.
Культура сопок. Сопки – высокие крутобокие насыпи с неск. уплощенной вершиной и кольцом из валунов в основании. Ареал С. к. охватывает бассейны оз. Ильмень, рр. Мста, Волхов и Луга. На терр. Лен. обл. они известны в Лужском, Бокситогорском и Волховском р-нах. Археологи относят эту культуру к словенам новгородским, о к-рых летопись сообщает: «Словени же седоша около езера Илмеря и прозвашася своимъ именемъ». Сопки размещены на участках с плодородными почвами, что свидетельствует о земледельческом укладе жизни нас. Они частично перекрывают ареал более ранней культуры длинных курганов, размещаясь чересполосно с ними (напр., в Верх. Полужье). Позднее нас. этих зон оказалось интегрировано в культуру сопок. Высота сопок более 2-2,5 м. Преобладают насыпи выс. до 5 м. Расположены сопки в одиночку или группируются в небольшие могильники от 2-3 до 12 насыпей. Сопки – коллектив. погребальные сооружения, воздвигнутые в два-три приема. На каждом этапе в насыпь совершали захоронения. В основаниях нек-рых сопок встречаются кам. кладки (помосты и небольшие кучи), иногда связанные с погребениями. В окрестностях с. Старая Ладога раскопаны сопки со сложными кам. обкладками, валунными стенками, выкладками треугольной формы. Такие сооружения характерны для королевских курганов эпохи викингов в Скандинавии. Кремация умерших совершалась на стороне. Остатки сожжения, собранные с погребального костра, помещались в неглубокие ямки или на поверхности (отд. кучкой или разбросанно). Часть костей бросали в насыпь при ее сооружении. Вместе с человеческими костями встречаются кости животных и птиц. Вещественные находки единичны; среди них есть бусы, бронзовые (спиральки, трапециевидные подвески, бубенчики, проволочные колечки, перстни, украшения конской упряжи), жел. (ножи, пряжки, наконечники стрел, удила), костяные изделия, лепная глиняная посуда. Они позволяют датировать сопки VIII–X вв. Поселения представлены селищами и небольшими городищами, расположенными по соседству с погребальными пам. Размеры селищ невелики – от 120 х 30 до 150 х 60 м. Поселение Новые Дубовики у порогов на р. Волхов, состоящее из укрепленного мысового городища и прилегающего селища, было более крупным (300 х 200 м). С С. к. тесно связаны ниж. горизонты раннесредневекового торг.-ремесл. поселения в Старой Ладоге.

Процессы, происходившие в среде населения Приильменья, одного из важнейших (наряду со Средним Поднепровьем) центров становления государственности у восточных славян, по времени практически совпадают с расселением в данном регионе, повлекшим за собой сложное взаимодействие местных и пришлых групп населения, что создает дополнительные трудности при реконструкции ранней истории Новгородской земли.

Малочисленность письменных источников, краткость свидетельств уже давно сделали необходимым широкое привлечение данных археологии, нашедшее отражение в обобщающих работах. Однако в настоящее время в свете исследований последних лет традиционные оценки некоторых категорий древностей требуют критического пересмотра. В полной мере это относится к сопкам - широко распространенным в Приильменье монументальным погребальным насыпям, связываемым с ильменскими славянами, но не имеющим аналогий в остальном славянском мире.

В работах последних двадцати лет суммирован обширный материал, относящийся к сопкам . Мы сосредоточиваем внимание на трех основных аспектах изучения рассматриваемых памятников.

Социально-демографический аспект изучения сопок связан с анализом количества погребенных в этих памятниках на фоне огромных трудовых ресурсов, затраченных на их возведение . Высказывались мнения, что на возведение сопки высотой 4-12 м требуется от 800 до 3600 человеко-дней. Однако хронометрирование действий по созданию отдельных элементов сопок, предпринятое В. П. Петренко, показало, что трудовые затраты были значительно большими. Последнее обстоятельство было существенной причиной того, что исследователи нередко видели в сопках памятники социальной верхушки, безотносительно к ее этнической принадлежности .

С конца 30-х годов на основе социологических схем того времени распространилось иное мнение, разделяемое некоторыми учеными и поныне, что сопки являются памятниками рядового населения с "десятками" погребений и содержат захоронения всех членов насыпавших их общин. Это, при условии неоднократной подсыпки, -казалось бы, объясняет и большие размеры насыпей . Однако обращение к фактическому материалу дает иную картину. По сводке В. В. Седова, из 35 учтенных насыпей 74% содержат одно погребение, а 22%-два-четыре . Одиночность захоронений далеко не во всех случаях можно списать на несовершенную методику раскопок, поскольку и новыми исследованиями получены сходные данные.

Факт-малого количества погребений в сопках отмечался уже давно. Так, Н. Н. Чернягин, автор первой крупной сводки этих памятников, писал: "В сопках по их размерам и сравнительной малочисленности было бы естественно ожидать многих погребений, но в действительности их количество в большинстве случаев ограничено... Несомненно, что размеры этих насыпей не объясняются количеством содержащихся в них захоронений" .

Кроме того, в ряде случаев исследователи могли принимать разрозненные части одного погребения за отдельные захоронения. На данное обстоятельство обратила внимание Н. В. Тухтина . Поскольку обычно не проводится специальный анализ кальцинированных костей из сопочных погребений, данный фактор действительно не учитывается. В сопках также могут присутствовать кальцинированные кости животных, из которых неспециалистами визуально могут быть опознаны лишь останки крупных видов (например, лошадей). Все это заставляет при оценке количества погребенных вводить поправку скорее в сторону их уменьшения.

За последние годы в окрестностях Ладоги вокруг оснований ряда сопок были открыты погребения по обряду трупосожжения, синхронные погребениям в насыпях . Одно подобное скопление костей, правда, небольшое по объему, зафиксировано во рву разрушенной сопки у пос. Деревяницы под Новгородом . Подобные факты хотя несколько и снижают остроту проблемы в демографическом плане, но еще более усиливают ее в социальном. Ведь если часть погребений располагается у подножия насыпей, то при оценке сопок как погребальных памятников всего населения возведение столь трудоемких сооружений представляется непонятным. Пространственное противопоставление единичных захоронений в сопках погребениям, расположенным у их подножий, несомненно отражает социальную дифференциацию общества в среде которого возникли эти насыпи.

Структурно-семантический аспект изучения сопок предполагает рассмотрение набора признаков, определяющих эти памятники как единое целое, и попытку оценки их в системе религиозных представлений той эпохи.

Бесспорно, сопки обладают сложной внутренней структурой, особенно заметной на фоне хронологически сопоставимых иных типов погребальных памятников на Севере-Западе. Вместе с тем в определении набора их обязательных внутренних признаков среди исследователей нет единодушия , чему виной как объективные, так и субъективные причины. Прежде всего здесь следует назвать общую нехватку источников, усугубляемую необходимостью учитывать составляющие основной фонд, но недостаточно документированные материалы дореволюционных раскопок, что вносит дополнительную неопределенность.

Важную роль играет критерий отбора признаков. Для нас представляют интерес лишь те структурно значимые элементы и особенности конструкции, которые осмыслялись создателями сопок, а не обусловленные, скажем, естественно-природными условиями (состав грунта, наличие или отсутствие камня и т. п.). Данный фактор не мог не накладывать отпечатка на конкретное выражение тех или иных признаков. В этой связи встает вопрос об их возможных вариациях, при которых символическое значение данных признаков остается неизменным. Здесь мы исходим из того факта, что в традиционных культурах любой объект, созданный человеком, обладает утилитарными и символичными свойствами ("вещностью и знаковостью") . Попытки раскрыть смысл погребального обряда в сопках должны вестись именно с этих позиций.

Для примера возьмем каменные обкладки вокруг оснований сопок, в которых В. В. Седов видит один из важнейших признаков сопок и указывает на их ритуальный смысл . Нет оснований сомневаться, что их семантика связана с обозначением границы, отделяющей сакральную зону, где совершается обряд, от основного пространства. Поскольку обкладки присутствуют далеко не повсеместно, не могла ли та же идея быть выражена другим способом?
В. П. Петренко, исследуя насыпи, сложенные из разнородного грунта, проследил вокруг оснований погребальных площадок кольцевые валики, насыпанные из суглинка . Более того, подобные валики должны были неизбежно образовываться в любом случае при первичной выборке грунта из рва, намечавшего и окружавшего будущее основание сопки. Но если насыпь сложена из однородного грунта, а тем более из песка, то фиксация таких валиков будет либо предельно затруднена, либо вовсе невозможна. Представляется, что именно этим можно объяснить отсутствие каменного венца у сопки при д. Заручевье в бассейне р. Меты, полностью аналогичной по остальным показателям, считающимся классическими, ловатским сопкам. При этом малое количество камня в округе сказалось и в характере каменных кладок в самой насыпи, состоящих из небольшого количества мелких валунов .

Таким образом, возможно, каменные обкладки вокруг оснований сопок являются лишь частным случаем сооружений, выражающих общую идею "границы". Этот вывод подтверждается и фактом различного оформления границ площадок славянских языческих святилищ .

Особенный интерес для изучения сопок представляет деталь, зафиксированная в последние годы, - вертикальный столб, установленный в центре основания и пронизывающий насыпь. Забутованное камнем основание такой конструкции было открыто в сопке у д. Заручевье . Остатки собственно столба обнаружены В. П. Петренко в суглинистом грунте одной из сопок около Старой Ладоги . Нет никакого сомнения, что подобные столбы имели широчайшее распространение, независимо от количества фактов их прямой фиксации. Их присутствие убедительно доказывается косвенными аргументами. Являясь вертикальными осями сопок, такие столбы были необходимы для контроля за правильностью их формы при подсыпке (по "принципу стога"), а главное, для привязки в горизонтальной плоскости к центру насыпи всех каменных конструкций и погребений, расположенных на разных ярусах сопок.

Регулярность расположения различных объектов в сопках является доказательством широкого распространения зтой детали в сопочном обряде. Кучи камней, нередко фиксируемые в центре оснований сопок, могли использоваться и для крепления рассмотренных столбов.
Итак, в учетом вышеизложенного, можно назвать следующие признаки, в наиболее общем виде определяющие сопки. Таковыми, кроме значительной высоты, являются ярусность насыпей, наличие каменных венцов или других форм ограждений, ограничивающих основание насыпей, каменные конструкции в них, наличие, кроме погребений по обряду трупосожжения, костей животных и птиц и, наконец, вышеупомянутые столбы, являющиеся вертикальными осями сопок.

Если исходить из соотносимости погребальных памятников первобытности с моделью мироздания , то следует признать, что в сопках эта идея получила яркое, хотя и не до конца ясное в деталях выражение. Во всяком случае вышеуказанный столб в насыпи в семантическом отношении несомненно означает "мировое дерево", пронизывающее все ярусы мира. Аналогичное выражение данной мифологемы представлено в некоторых индоевропейских погребальных традициях , а главное, не чуждо и древнерусской. Так, в одном из богатых погребений Гнездовского могильника основание столба зафиксировано в центре погребальной камеры. Нельзя также не вспомнить в данной связи и "большое бревно хаданга", водруженное в центре кургана знатного руса по описанию Ибн Фадлана .

Возвращаясь к вопросу о семантике сопочного обряда, напомним также, что, как считал В. И. Равдоникас, многие конструктивные особенности волховских сопок "превосходно" объясняются "Эддой" . Таким образом, сопки выступают как своеобразные языческие храмы, в которых похоронены представители социальной верхушки. Сакрализация подобных погребений - явление обычное для первобытной эпохи.

Этнокультурный аспект изучения сопок означает рассмотрение возможных истоков сопочного погребального обряда, заимствованного ильменскими славянами. Этническая атрибуция и связанный с этим вопрос о происхождении сопок являлись наиболее дискуссионными в ходе изучения данных памятников. В качестве претендентов на роль их создателей, кроме славян, назывались прежде всего скандинавы. В настоящее время славянская принадлежность основного компонента данного населения не вызывает сомнения.


В пользу этого свидетельствует распространение сопок в Приильменье, в местностях, удобных для первоначального пашенного земледелия, а также вокруг раннегородских центров Северо-Запада - Ладоги и Новгорода, и перерастание культуры сопок в древнерусскую культуру Новгородской земли . Однако вопрос об этнической принадлежности населения культуры сопок не тождествен вопросу о происхождении самих высоких насыпей. В настоящее время существуют три гипотезы по поводу истоков сопочного погребального обряда, независимо от оценки этноса его носителей.

"Южная гипотеза", создателем и последовательным сторонником которой был П. Н. Третьяков, генетически связывает сопки с высокими курганами мощинской культуры в бассейне верховьев р. Оки . Однако существенный хронологический разрыв, отсутствие заметного типологического сходства (кроме высоты) не позволяют считать ее достаточно обоснованной.

"Местная северо-западная гипотеза", автором которой является В. В. Седов, предполагает различные истоки основных элементов сопочного обряда. Обычай возведения высоких насыпей и каменные венцы в основании считаются заимствованными у балтов, а каменные конструкции, захоронения костей животных, зольные прослойки в основаниях связываются с финно-угорским населением . Данная гипотеза весьма уязвима для критики. В отношении "балтских" элементов заметим, что балтская топонимика на данной территории, за единичными исключениями, отсутствует . Что же касается финно-угорских черт, то о них теперь можно судить более определенно. "Каменные круги", которые В. В. Седов считал памятниками финно-угорского населения и видел в них источники заимствования некоторых элементов сопочного обряда, получили в последнее время иную трактовку. Это же относится к "вымосткам типа Извары", скорее всего не являющимся археологическими памятниками .

"Скандинавская гипотеза", которой среди русских и советских ученых придерживались А. А. Спицын, В. И. Равдоникас, Н. В. Тухтина,, основывается на определенной близости сопок и больших курганов в Скандинавии, датируемых VI - VIII вв. В качестве общих признаков, кроме размеров, при этом называют ярусность погребений, каменные конструкции, наличие костей животных и т. д. Считается, что в эпоху викингов обычай сооружения подобных насыпей был занесен на Северо-Запад, где и получил распространение. В свете последних исследований данная гипотеза заслуживает пристального внимания.

За последние годы изменилась оценка хронологических рамок появления славян и скандинавов на Северо-Западе, что позволяет говорить о почти одновременном приходе сюда обеих групп населения. Так, расселение славян в Приильменье определяется не ранее VIII в. Причем здесь наблюдается совпадение выводов, полученных как при анализе письменных источников, так и по данным археологии . Бесспорное присутствие скандинавов в Ладоге фиксируется для середины VIII в. .
Облик материальной культуры населения Приильменья отнюдь не противоречит признанию возможности славяно-скандинавских культурных контактов в данном регионе.

По определению Г. С. Лебедева, эта территория входит в "циркумбалтийское культурное сообщество" . Можно указать на некоторые конкретные проявления славяно-скандинавского взаимодействия в сфере материальной культуры. В частности, скандинавское происхождение имеет технология изготовления трехслойных ножей (IV тип, по Р. С. Минасяну) , нередко встречаемых в сопочных погребениях, а в дальнейшем становящихся господствующим типом в Новгородской земле. Перечень находок, имеющих северные аналоги и происходящих из сопок, можно продолжить и еще (например, бронзовые накладки ларца из сопки у д. Заручевье, аналогичные найденным в скандинавском могильнике Плакун .

Главным образом здесь вызывает интерес вопрос о возможности существования более глубоких пластов межэтнического взаимодействия, которое могло оказать влияние на облик культуры сопок. В данной связи особенно важна проблема сложения в Приильменье пашенного земледелия как экономической основы существования культуры сопок. По данным многочисленных исследований, здесь в конце I тыс. н. э. формируется очаг пашенного земледелия, развитие которого шло особым путем, отличным от южнорусского . Выявление его истоков тесно связано с проблемой поиска исходных территорий и путей прихода славян на Северо-Запад. В настоящее время, особенно в связи с работами языковедов, особую актуальность приобретает давний тезис об этнических связях-ильменских славян со славянским населением южнобалтийского побережья .

Рассмотрение его под углом происхождения земледельческих орудий на Северо-Западе дает неожиданную картину. Как указывает И. Херманн, у балтийских славян использовались пахотные орудия без железных наконечников. В то же время в Скандинавии они появляются еще в вендельском периоде . Таким образом, нельзя не признать, что Скандинавия является наиболее близкой территорией, откуда ильменские славяне могли воспринять данный
элемент культуры . Исторически это весьма правдоподобно. Район Старой Ладоги, где скандинавы появились, как уже упоминалось, в середине VIII в. и откуда, кстати сказать, происходят древнейшие на Северо-Западе наральники, обладает тяжелыми почвами, обработка которых орудиями без железных наконечников, безусловно, затруднена.
Рассматривая элементы культуры сопок, которые были заимствованы славянами у скандинавов, отнюдь не следует считать, что процесс культурного влияния был односторонним.

Напротив, И. Херрманн указывает, что скандинавы переняли от славян использование лошади в качестве тягловой силы для пашенного земледелия . Но данный факт лишний раз указывает на существование контактной зоны, где могло происходить подобное взаимовлияние. Итак, характер материальной культуры населения Приильменья в VIII - X вв. вовсе не исключает правомерности поиска истоков сопочного обряда в Скандинавии.
Для раскрытия интересующей нас темы весьма важен региональный анализ распространения сопок.

Оказывается, что районом их наибольшей концентрации является округа Старой Ладоги, т. е. район, безусловно, наиболее ранних и наиболее интенсивных славяно-скандинавских контактов . При этом в Ладоге имеются сопки более тесно связанные со скандинавской погребальной традицией (насыпи с каменными кладками под- треугольной формы), что признается всеми современными исследователями .
Любопытную картину дают Поозерье и Южное Поволховье - коренная территория ильменских словен. Для сторонников традиционной интерпретации сопок трудно объяснима редкость здесь этих памятников. Ситуация представляется тем более парадоксальной, что за последние годы в Поозерье открыты буквально десятки селищ интересующего нас периода со свойственной культуре сопок реберчатой керамикой ладожского типа. Обычное объяснение малочисленности сопок ссылкой на разрушение их в результате хозяйственной деятельности представляется недостаточным . Ведь и окрестность Ладоги, а тем более долины крупных рек

Ильменского бассейна были районами не менее интенсивного земледелия.
На самом деле в Поозерье мы сталкиваемся с проблемой изначальных славянских погребальных памятников на территории Северо-Запада. Как показала польская исследовательница X. Золль-Адамикова, характерными для культуры ранних славян являются грунтовые погребения по обряду трупосожжения, а курганный обряд появляется лишь в результате взаимодействия с соседними этносами . Выше уже упоминалось об особом значении западнославянских материалов в изучении славянского населения Приильменья. В данном контексте предположение, что самым ранним поселениям ильменских славян на коренной территории в Поозерье соответствуют грунтовые могильники, не покажется особенно смелым.

Выявление грунтовых могильников и соответствующих им первоначальных поселений славян в Приильменье, и в первую очередь в Поозерье, - дело будущего, однако здесь важно заметить, что в Ладоге наряду с вышеупомянутыми сопками, содержащими скандинавские элементы, известен памятник, весьма достоверно иллюстрирующий исходный славянский обряд. Мы имеем в виду исследованный С. Н. Орловым грунтовый могильник с трупосожжениями у Никольского монастыря .

В свете вышеизложенного появляется возможность более отчетливо представить характер рядовых погребений в сопочную эпоху. Очевидно, основная масса населения продолжала хоронить своих умерших, как и раньше, без насыпей. Именно с этих позиций, на наш взгляд, следует оценивать наличие погребений по обряду трупосожжения у подножия сопок. Сопочная насыпь выступает в этом случае как своего рода организующий центр могильника. Подобная традиция сохраняется в данном регионе и позднее, в XI - XII вв., когда вокруг оснований сопок появляются погребения по обряду трупоположения в форме грунтовых или жальничных захоронений .

Рассматриваемые здесь вопросы были затронуты недавно Д. А. Мачинским, который совершенно справедливо заметил: "Трудно допустить, что переселенцы с юга сразу стали хоронить умерших в грандиозных сопках, чуждых славянской погребальной обрядности других территорий". "Погребения славян VIII - середины IX вв., - продолжает он, - надо попытаться отыскать" . Однако исследователь, как представляется, напрасно, основываясь на выводах А. М. Микляева, пытается отождествить зону ранних славян на Северо-Западе с районами, маркированными топонимами с окончанием -гост/-гощ.

В настоящее время отсутствуют какие-либо археологические и палегорафические доказательства обитаемости в ран- неславянский период этих мест , которые сам автор данной гипотезы категорически противопоставляет территории культуры сопок . Вместе с тем нельзя опровергнуть факта, что местности, в которых известны сопки - озерные и речные долины, - в рассматриваемом регионе наиболее удобны для первоначального пашенного освоения .

Итак, формирование сопочного погребального обряда с наибольшей вероятностью может быть представлено следующим образом. Славяне появились в Приильменье около начала VIII в., закрепились первоначально в Поозерье и районе истока Волхова. Это было обусловлено естественногеографическими причинами и прежде всего наибольшим удобством этих мест для пашенного земледелия. Не следует сбрасывать со счетов и "стремление к компактному расселению в условиях иноэтничного окружения. Для этой эпохи характерны открытые поселения, нередко обладающие естественной защитой из-за многочисленных проток Веряжи и верховьев Волхова, и, вероятно, отдельные городища, такие, например, как у дер.

Георгий. Найденный на этом памятнике славянский языческий жертвенный нож с волютообразным навершием является своеобразным символом культуры того периода . Значительное количество известных в настояще время селищ отражает не только или, может быть, даже не столько плотность одновременного расселения, но и необходимость периодической смены мест поселений, связанную с истощением почв при переложной системе земледелия. Данный фактор воздействия на характер расселения даже на черноземных почвах коренных славянских территорий , а в условиях Приильменья его действие было гораздо более жестким. Хронологическая дифференциация селищ в Поозерье является актуальной задачей, и первые попытки в этом направлении, предпринимаемые Е. Н. Носовым, весьма перспективны. Погребальными памятниками досопочного периода в Приильменье явились, о чем свидетельствует целый ряд приведенных выше косвенных аргументов, грунтовые могильники по обряду трупосожжения.

Продвинувшись в район Старой Ладоги, славяне вступают там в тесные контакты с выходцами из Скандинавии. Во второй половине VIII в. в низовьях Волхова складывается крупный торгово-ремесленный центр с широкими международными связями. В Ладоге зарождается ядро нового этносоциума, носящего имя Русь . В этих условиях в среде разноэтничного населения и проходит сложение сопочного обряда, причем Д. А. Мачинский прямо указывает на скандинавские элементы в погребальном обряде наиболее древней из известных на сегодня ладожских сопок .

Как памятники социальной верхушки, обладающие сакральностыо, сопки и по ряду типологических признаков более всего сопоставимы со шведскими высокими курганами вендельской эпохи, как указывали А. А. Спицын и В. И. Равдоникас. Конечно, между этими типами памятников нет и не может быть тождества, учитывая и хронологический разрыв и смешанную этническую среду. Однако следует иметь в виду, что верхушке раннеклассовых обществ свойственно заимствование элементов погребального обряда более древних и ярких социальных образований .

Возникнув в Ладоге, мода на монументальные памятники, соответствующая уровню социального развития славянского общества, проникла на коренные территории ильменских словен - в районы Поозерья и Южного Поволховья. В ходе славянского расселения она была распространена по всему Приильменью. Во всяком случае, тотальное обследование долины р. Ловать под углом анализа интенсивности освоения пригодных для жизни пойм показывает, что движение населения, оставившего сопки, было направлено с Севера на Юг.

Связанный с определенной социальной средой обычай возведения сопок прекратил свое существование с распадом или перестройкой породивших его общественных структур. Они принадлежали к эпохе перехода от доклассового общества к классовому; а преобладали ли в этих структурах патриархальные связи (что, впрочем, не исключает использования подневольного, рабского труда), или, наоборот, брали верх силы, олицетворяющие становление раннефеодальных отношений, - сказать трудно. Во всяком случае, это общество обладало достаточно выраженным социальным неравенством и жесткой структурой, позволявшей организовать сооружения столь трудоемких объектов. Как бы то ни было, возможность использования больших трудовых ресурсов в непроизводственной сфере свидетельствует о высоком уровне развития производительных сил. Исчезновение данного обычая высвободило огромный скрытый экономический потенциал, что несомненно повлияло на темпы развития Приильменья в древнерусскую эпоху.