Контрол-фрик: как попытки держать все под контролем делают нас несчастными. Все схвачено. Кто такой контрол-фрик, и к чему приводит желание всегда управлять процессом. Подумай, как это выглядит со стороны

Влияние матери на формирование и развитие личности ребенка в значительной степени определяет в будущем успешность прохождения им процесса социализации и последующей социальной адаптации. Для объяснения особенностей протекания данного взаимодействия рассмотриваются личностные особенности как ребенка, так и самой матери, социальная ситуации ее развития, отношения в родительской и настоящей семье в системе родственных связей, распределение ответственности и ролей, установление правил и характера коммуникаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отношения привязанности матери и ребенка, их влияние на последующее развитие личности

Влияние матери на формирование и развитие личности ребенка в значительной степени определяет в будущем успешность прохождения им процесса социализации и последующей социальной адаптации. Для объяснения особенностей протекания данного взаимодействия достаточно важным представляется рассмотрение личностных особенностей как ребенка, так и самой матери, социальной ситуации ее развития, отношений в родительской и настоящей семье в системе родственных связей, распределения ответственности и ролей, установления правил и характера коммуникаций.

Как известно, семья может являться как мощным фактором развития эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении. К семейной атмосфере человек чувствителен на протяжении всей своей жизни, однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образов родительского поведения.

Как правило, первым человеком, который дает ребенку представление об окружающем мире и положении в нем является мать. Ребенок еще не родился, а его психологический проект уже существует в ожиданиях матери, она уже предполагает, что он обладает определенными чертами личности, характера и способностями. После рождения осознанно или неосознанно мать начинает воспитывать своего ребенка в соответствии со своим первоначальным проектом, согласно которому ребенку могут приписываться положительные или негативные качества. Формирование тех или иных личностных черт у ребенка происходит через создание матерью для своего ребенка зоны свободы или ограничений и запретов, говорящих о доверии или недоверии матери к своему ребенку. Именно этот посыл «считывает ребенок через свое бессознательное начало в общении с матерью.

Наличие страхов у матери, тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, эмоциональное непринятие приводит к возникновению страхов и у ребенка. Мать всегда играет активную роль в возникновении тревоги, особенно в детских неврозах, этиология которых, несомненно, восходит к раннему детству.

На формирование готовности женщины к материнству оказывают влияние социально-психологический климат в семье и взаимоотношения с супругом. Традиционная функционально-ролевая согласованность супругов, их внимательность друг к другу, неконфликтность в общении способствует позитивному принятию ими своих родительских функций: самостоятельности в воспитании, отсутствию строгости и раздражительности по отношению к ребенку, отсутствию ощущения «мученичества» в выполняемой роли родителя. В дальнейшем это выражается в стремлении к демократическим отношениям с ребенком, учете его субъективных качеств, потребностей, стремлений, желаний, некоторой самостоятельности в принятии решений. Все перечисленное является благоприятными факторами для психического развития ребенка, приобретения им положительного коммуникативного опыта (одной из предпосылок готовности к родительству), сохранения и развития доброжелательных отношений между супругами и создания благоприятного психологического климата в семье в целом.

В основе девиантного материнства лежит неблагоприятный детский коммуникативный опыт. Будущая «отказница» отвергалась своей матерью с детства, что привело к нарушению процесса идентификации, как на уровне психологического пола, так и при формировании материнской роли. Неудовлетворенная потребность в материнской любви и признании не позволяет «отказнице» самой стать матерью. Ведущая потребность женщины с девиантным материнским поведением – получить любовь и признание своей родной матери. Такая потребность приводит к эмоциональной зависимости от матери и во многом блокирует личностный рост женщины, не позволяя ей самой в будущем стать матерью. Предполагается, что для формирования нормального материнского поведения необходима идентификация с матерью, а затем на ее основе – эмоциональная сепарация.

Общение ребенка с матерью на первом году его жизни позволяет сформироваться базовому доверию или недоверию по отношению к миру. В этих интеракциях важно то, что малыши начинают обнаруживать определенную последовательность, предсказуемость и надежность в действиях своих опекунов. Когда они чувствуют, что родитель последователен и надежен, у них вырабатывается чувство базового доверия к нему. Альтернативой является ощущение недоверия, чувство, что родитель непредсказуем и ненадежен и его может не оказаться рядом, когда в нем будет необходимость. Доверие, таким образом, - это ощущение, что другие люди надежны и предсказуемы.

Также следует отметить, что в первые месяцы жизни младенцу свойственен особый вид физической эмпатии с материнской фигурой, так что младенец автоматически чувствует напряженное состояние матери. Если мать испытывает тревогу, ее испытывает и малыш; если мать спокойна, спокоен и малыш. Эти ранние интеракции, в свою очередь, влияют на последующие установки. Важно, чтобы родители ощущали оправданную уверенность в своих силах, с тем, чтобы малыши не стали относиться слишком настороженно к межличностному контакту. Малышам необходимо чувствовать, что нахождение рядом с другими людьми в основе своей положительно и придает уверенность.

В случае, если окружающие ребенка люди, в первую очередь мать, являются гиперопекающими, запугивающими, раздражительными, сверхпедантичными, потакающими, неустойчивыми, придирчивыми, равнодушными у ребенка развивается не чувство принадлежности «мы», а напротив, возникает острая незащищенность и мрачные предчувствия. Это чувство изоляции и беспомощности в мире, представляющемся ребенку потенциально враждебным. Это все в последующем не дает ребенку относиться к другим людям непосредственно, как подсказывают его реальные чувства, и вынуждает его найти иные пути обращения с ними. Он должен (бессознательно) вести себя с людьми так, чтобы это не возбуждало (или не повышало), а, скорее, смягчало бы его тревогу. Особые установки, проистекающие из подобной бессознательной стратегической необходимости, определены как темпераментом ребенка, так и характером его окружения. Он может попытаться либо вцепиться в наиболее могущественное лицо из своего окружения, либо возмутиться и вступить в борьбу с окружением, либо захлопнуть перед другими двери своей внутренней жизни и уйти от них эмоционально. В принципе это означает, что он может идти к людям, против людей или прочь от них.

Нарушение отношений между матерью и ребенком в дальнейшем может проявиться в возникновении различного рода девиаций в поведении ребенка. Исследование матерей агрессивных подростков показало наличие противоречивых родительских ожиданий со стороны матерей: данные матери хотели бы, чтобы их дети обращались к ним за помощью, при этом они также считали, что для мальчиков важно научиться решать свои проблемы самостоятельно. Ситуация, в которой мальчик поощряется и наказывается за одно и то же поведение, определенно делает его конфликтным и усиливает враждебность и чувство обиды. Кроме того, снисходительное отношение матерей к проявлению агрессии против себя способствовало проявлению агрессии дома и развитию агрессивного поведения в целом. Также если подросток воспитывается в семье, в которой его отвергает отец, а мать, в свою очередь, непоследовательна в своем отношении к зависимому оведению своего сына, то подростки в последующем начинают бояться и избегать тесных зависимых отношений.

Воспитывая девочку, мать также может столкнуться с рядом затруднений, связанных с формированием полоролевой идентификации у дочери. Отношения между матерью и дочерью рассматриваются в свете нескольких ключевых проблем, причем в центре стоит сложный процесс идентификации с матерью и отличения от нее. Протекающие между матерью и дочерью процессы идентификации и проекции ведут к передаче новых конфликтов мать-дочь от поколения к поколению. Именно при рождении дочери велика вероятность, что возродится и оживет отношение к собственной матери. При позитивном отношении к собственной женственности женщины фантазируют о своем собственном новом рождении в дочери. Рождение дочери может связаться с желанием, происходящим из периода кризиса повторного сближения, приводя к триангуляции в ряду нескольких поколений: быть маминым ребенком, и как мама, самой иметь ребенка. К тому же, может исчезнут и чувство утраты матери, берущее начало в фазе сепарации-индивидуации. Для женщин, которые чувствуют, что не приняты своей матерью, или сами не могут принимать свою мать, есть две возможности: либо они пытаются справиться с неразрешенными конфликтами, воссоздавая былые конфликты в отношениях с дочерью, либо чувствуют, что более или менее осознанно охвачены этими былыми чувствами.

В подростковый период создается новая схема конфликта матери и дочери. Вновь обостряется противоречие на уровне тела и проблем сходства-несходства наряду с возобновлением эдиповых конфликтов. Как раз у тех матерей, которые, защищаясь от эдиповых страхов, полностью свели себя к «материнству» просыпающаяся сексуальность и отдаление дочери вызывают сепарационную тревогу. В этом случае мать пытается удержать и/или контролировать дочь, а дочери нелегко уклониться от посягательства матери на ее независимость.

На процесс индивидуации в более взрослом возрасте может заметно повлиять эмоциональный дефицит в раннем детстве. Лишь когда ребенок примет в себя «достаточно хорошую мать», он способен справиться с фазой разрыва и достичь постоянства и независимости от реально доступного материнского объекта. Нестерпимое чувство заброшенности может привести к тому, что мать интроецируется как целое. Поскольку у такой интроецированной матери отсутствуют «хорошие» свойства, одновременно сохраняется тоска по хорошим материнским объектам во внешнем мире, интрапсихически соответствующая цеплянию за «хороший объект» и фантазии, будто «хороший объект» может быть только один.

К сожалению, развитие автономии у девочки неизбежно останется недостаточным, пока она не сумеет воспринять и мать как автономный объект со своими собственными правами. А мать со своей стороны способна контролировать свои собственнические и идентификаторские инстинкты и воспринимать дочернюю индивидуальность лишь в том случае, если она сама приобрела достаточную дистанцию от подобной идентификации с собственной матерью. Я-идеал какой-то во всем хорошей матери, никогда не оставляющей ребенка, женский страх, легко ассоциирующий отдаление с разрывом отношений или чувство вины, связанное с агрессией периода сепарации, могут остаться в качестве рудиментов изначального взаимодействия маленькой дочери с матерью.

Неразрешенный конфликт в отношениях с матерью препятствует интеграции собственной женственности. Идентификация не самоотождествление с другим лицом, а отнесение себя к какой-либо категории лиц или классу людей. В результате такого соотнесения происходит социальная категоризация личности и осознание себя как социального субъекта в данной социальной реальности. Невозможно целостно воспринимать самою себя, опираясь при этом на тотальное отрицание образа матери.

Воспитание девочки матерью в неполной семье также в последующем отражается на ее развитии. Психоанализ указывает, что развитие девочки движется от привязанности к матери в направлении идеализации отца. В отсутствие отца такого движения не происходит, так как ориентиры движения утрачены. И оказывается, что ребенок не в состоянии преодолеть влияние психического поля матери. Даже когда отец ругает свою жену, он тем самым способствует сепарации детей от психологического поля матери, так как позволяет взглянуть на происходящее с другой точки зрения, заставляя задуматься, а действительно ли дело обстоит так, как говорит мать.

Девочка, растущая без отца, целиком поглощенная психологическим полем матери, не научается диссоциироваться от нее, от ее проблем, эмоциональных состояний. Необходимо, чтобы произошел объективный процесс сепарации-индивидуации в отношениях с матерью.

Сказанное выше позволяет сделать вывод, что в неполных семьях зачастую происходит формирование сверхзависимости между матерью и ребенком. Дети в таких семьях, не сумев построить собственный «Образ-Я», могут остаться с мамой и прожить с ней всю жизнь. При этом осознанно или неосознанно мать будет привязывать их к себе, испытывая страх одиночества и старости. Становясь одинокими людьми, такие «выросшие дети» испытывают повышенную тревожность перед миром, остро чувствую свою незащищенность и уязвимость. Их мучают страхи, они мнительны и подозрительны, ожидая от окружающих людей каких-либо неблаговидных поступков по отношению к себе. Часто такие негативные ожидания преувеличены и не связаны с реальным отношением к ним людей. Они стремятся найти защиту у мамы, которая, как им кажется, надежно, как «стена», закрывает их от агрессивного и непредсказуемого внешнего мира.

Однако нельзя говорить односторонне, обвиняя во всем только мать, которая в своем материнстве ищет путь спасения от одиночества. Вполне оправданно можно говорить и о вине ребенка – сына или дочери. Сына или дочь, вступающих в период подростничества или юности, можно обвинять в том, что они не борются за себя, за свое взросление и за свою самостоятельную жизнь. В определенном смысле они пользуются матерью, ее жизненной силой и опытом, испытывая страх перед взрослением. Ведь стать взрослым – это взять на себя обязательства, усвоить социальные нормы и запреты, принять долг любви, материнства и отцовства. Это все – тяжелый ежедневный труд, исполняемый не столько по желанию и в соответствии с принципом удовольствия, сколько по чувству долга и в соответствии с принципом объективно-необходимого.

Подводя итог описанию дисгармонии в отношениях между матерью и ребенком, неизбежно возникает вопрос: каковы пути коррекции данных отклонений и как помочь всем членам семьи обрести личностную зрелость и встать на путь личностного роста и гармонии в развитии. До самого конца жизни дети могут предъявлять претензии матери и перекладывать на нее ответственность за собственные недостатки. Терапия же может помочь изменить это переложение ответственности, признать собственный вклад в эти проблемы и распутать многие осложнения между матерью и детьми через понимание (в смысле эмпатии) судьбы собственных родителей.


Привычка малыша все время цепляться за маму — это хорошо или плохо? «Отвечать взаимностью» каждый раз, когда ребенок не дает отвлечься от него ни на минуту, или «воспитывать самостоятельность»? Разобраться в этих вопросах поможет психолог.

Переоценить значимость связи ребенка с матерью достаточно трудно. На уровне интуиции мы чувствуем жизненную необходимость привязанности маленького человека к родной душе. Но на практике оказывается, что все выглядит не так однозначно. Всегда ли мы можем правильно понять поведение малыша, нередко воспринимаемое окружающими (да и самими родителями) как «избалованность», «капризность», «привычка цепляться за мать», «следовать по пятам». Чем объясняются трудности расставания ребенка с мамой? Почему, начиная с определенного возраста, младенец не желает разлучаться с ней даже на короткое время? Почему он реагирует на разлуку как на большое горе -слезами, плачем, криком - и переживает этот момент как острое состояние утраты, невыносимости остаться без мамы?

Важная связь

Именно этими, как оказалось, непростыми вопросами были заняты умы психологов, разрабатывающих теорию привязанности.

Вначале ученые полагали, что привязанность к матери развивается потому, что мать является источником пищи - одной из главных потребностей младенца. Но некоторые факты сюда не укладываются. Например, утята и цыплята питаются сами с рождения, но все равно неотступно следуют за матерью и проводят с ней огромное количество времени.

В середине ХХ века известным английским психологом Джоном Боулби был опубликован научный доклад, который вызвал огромный интерес и позже был переведен на 14 языков мира. Такое внимание к докладу объяснялось тем, что в нем были описаны результаты исследований автора по изучению травмирующего влияния разлуки с матерью на ребенка раннего возраста. Целью исследования стала разработка теории привязанности - изучение психологии связи ребенка с матерью, механизмов этой связи и значения ее для дальнейшего развития человека.

В результате длительных научных поисков ученые выявили, что привязанность как тесная межличностная связь между матерью и ребенком во многом определяет дальнейшее личностное и психическое развитие малыша. Это и отношение к себе и окружающим, возможность и способность к установлению близких духовных связей и взаимоотношений с другими людьми. А такие формы поведения ребенка, как зов, обращенный к матери, плач и цепляние, являются не чем иным, как формой проявления поведения привязанности ребенка. Привязанность является важнейшим условием психологического благополучия малыша.

Объект привязанности

Таким человеком для ребенка, как правило, является его мать. Хотя им может стать и любой другой человек, способный установить с малышом длительные эмоционально теплые отношения (отметим, что родство по крови здесь не имеет никакого значения). Считается, что формирование привязанности к матери происходит во втором полугодии жизни. Именно с этим связан факт более легкого и практически безболезненного привыкания ребенка к «новым взрослым», например, при усыновлении полугодовалого ребенка или ребенка еще более раннего возраста.

Привязанность ребенка особенно ярко можно увидеть в ситуациях, связанных с неизвестностью или воспринимаемых им как опасные. Именно в этих случаях потребность в контакте с матерью обостряется. Ребенок начинает поиск защиты и поддержки со стороны матери. Например, в бытовой ситуации, при появлении в доме гостей, ребенок старается быть на руках у мамы, не отходит, цепляется за нее, чем нередко вызывает недовольство взрослых. В привычной и безопасной обстановке малыш может удаляться от матери, играть в стороне от нее, продолжая свою деятельность по изучению окружающего мира. Иными словами, интересы познания, как правило, отвлекают ребенка от объекта привязанности, а появление опасности или страха вновь активирует его потребность в матери.

Это касается и ситуаций тревоги или дискомфорта, болезни - мать становится источником чувства защищенности и гаванью покоя для ребенка. Именно по­этому при разлуке с матерью ребенок испытывает такие страдания. Разрывается нить привязанности, и наступает состояние дезадаптации ребенка. Все другие формы поведения малыша подавляются, он теряет интерес к окружающему миру, может плохо спать, теряет аппетит и легче подвержен заболеваниям. Это нужно иметь в виду и в ситуациях, когда возникает необходимость оставить малыша с кем‑то из взрослых, к которым ребенок не привык. Или в ситуации адаптации к условиям детского сада. Детям со сформированной «безопасной привязанностью» может потребоваться длительное (до нескольких месяцев) время для того, чтобы адаптироваться к новым условиям. Благо сегодня в детских садах реализуются программы по адаптации ребенка, когда малыш может посещать садик вместе с мамой и постепенно привыкать к новым условиям. Не стоит пренебрегать этими программами даже тем мамам, которые «очень торопятся» оставить ребенка в саду и считают, что резкое погружение в новые условия быстрее даст результат.

Стадии развития привязанности

Небезынтересно будет узнать, что привязанность - сложный психологический процесс, который растянут во времени и проходит в своем формировании определенные этапы. Его начало связано с периодом младенчества. Выделяют несколько таких стадий. На первой стадии привязанность носит характер «неизбирательной адресации» сигналов любому лицу. То есть сигналы в виде улыбки, слежения глазами, лепета ребенка предназначаются не только матери, но любому человеку. На второй стадии ребенок выделяет из всех определенного человека, сосредотачивается на его лице. На третьей стадии он использует взрослого, как правило мать, как «надежную базу» для своего исследовательского поведения, базу, которая обеспечивает ему чувство защищенности. И наконец, четвертая стадия характеризуется установлением партнерства, которое характерно для ребенка третьего года жизни.

Безусловно, роль матери в формировании привязанности ребенка, то, каким образом она взаимодействует с малышом, имеет первостепенное значение. Просто быть биологической матерью либо ограничивать общение с ребенком лишь уходом за ним и удовлетворением жизненно необходимых потребностей недостаточно для формирования привязанности. Важнейшим компонентом здесь является характер общения. Малыш предпочитает тех людей, которые не просто ухаживают за ним, а привлекают его внимание, играют и разговаривают с ним, взаимодействуя с ребенком и получая от этого процесса обоюдное удовольствие. Именно это и есть проявление истинной любви к малышу, которую он чувствует и отвечает тем же. В этом скрывается и суть различий в характере привязанности ребенка к матери.

Так, большинство родителей, имеющих опыт воспитания ребенка, могли не раз наблюдать ситуацию, когда малыш, казалось бы, спокойно играет, перемещается по дому, ползает или ходит, не замечая мать, но, стоит ей удалиться из его поля зрения, он начинает искать ее, а не найдя, хныкать, плакать, звать, пускается на по­иски. Но такое поведение, показывающее привязанность ребенка, характерно далеко не для всех детей.

Влияние поведения матери на развитие ребенка

В результате исследований психолога Мэри Эйнсворт было выявлено, что реакция ребенка на разлуку во многом зависит от поведения матери в отношении его.

Было определено, что матери детей с безопасным уровнем привязанности наиболее внимательны и чутки к своим малышам, понимают их и проявляют «тонкую чувствительность» к детям. Такая привязанность положительно влияет на процесс развития ребенка, дети с такой привязанностью успешнее социализируются в будущем. С поведением матери на первом году жизни ребенка связана и высокая школьная успеваемость, познавательная активность и интеллектуальное развитие в младшем школьном и подростковом возрасте.

Во второй группе матери невнимательны к потребностям ребенка и склонны к эмоциональной холодности либо излишне требовательны к малышам. Они чаще не проявляют желания быть рядом с ребенком. Поэтому избегание, которое демонстрировали дети в исследовании, означает наиболее приемлемое поведение, которое малыши выработали за время, когда на них не обращали внимания. В школьный период такие дети расходуют свои силы на восполнение недостающей привязанности и дефицита теплых отношений с матерью, стараясь установить более тесные связи с учителем.

Есть категория матерей, чье поведение непоследовательно. Для них свойственна противоречивость, нечуткость по отношению к ребенку. Поскольку такие матери чаще всего не реагировали на призывные сигналы малышей (зов, плач), у детей не сформировалась база безопасности для исследования окружающего. Это явилось, в том числе, причиной сокращения исследовательской активности детей. «Отвергаемые» дети игнорируют контакты с учителем, могут прогуливать школу, чаще неуверенны в себе, обладают низким уровнем познавательных интересов.

Дети, лишенные родительской любви, сироты, помещенные в детские дома или интернаты, страдают от того, что воспитатели и другие сотрудники учреждения находятся с ними строго в определенное время, их опыт формируется, прежде всего, на формальном дисциплинировании детей. А это и таит в себе опасность отчуждения во взаимоотношениях взрослого и ребенка. Отсутствие прочной привязанности, психологической без­опасности воспитанников детских домов искажает развитие у них интеллектуальной и потребностной сфер, особенностей поведения. Как следствие, у детей появляется чувство неуверенности в себе, которое, возникнув на ранних стадиях развития, впоследствии становится устойчивой характеристикой личности воспитанников детского дома.

Таким образом, привязанность ребенка к матери является необходимой опорой для дальнейшей социализации ребенка и его личностного и психического роста. Сформированная «безопасная привязанность» является важнейшей базой, которую ребенок должен получить в раннем детстве. Обладая ею, он будет чувствовать уверенность в себе и сможет устанавливать так называемые вторичные привязанности (умение дружить, строить гармоничные взаимоотношения с окружающими). Поэтому, когда ваш ребенок «виснет» на вас, не раздражайтесь, а порадуйте себя тем, что вы сформировали у него так необходимую ему привязанность.

Лариса Назаренко

История создания фильма «Джон» и его роль в социальной политике Англии.

(Фильм можно посмотреть в разделе видео-лекции).

1969г. В небольшом английском городке у супругов Робертсон появляются новые соседи - молодая семейная пара с малышом. Отец семейства переведен в этот город на более престижную и высокооплачиваемую должность в рамках корпорации. Мать занимается домашней работой, воспитанием малыша и беременна вторым ребенком.

У молодой семьи пока нет близких знакомых на новом месте жительства, кроме дружелюбных соседей, и они вынуждены обратиться к соседям за помощью. В скором времени молодая женщина должна несколько дней провести в роддоме. Не могут ли соседи посоветовать, куда на это время можно пристроить малыша?

Джеймс и Джойс Робертсон не только благожелательные соседи. Они сотрудники местного детского дома, поэтому решение проблемы приходит само собой. На необходимое время ребенка можно поместить в детский дом, где они работают. Там за ним будет обеспечен квалифицированный уход, и, что немаловажно, он регулярно будет видеться со своей соседкой Джойс - доброжелательная знакомая фигура рядом уменьшит болезненность расставания малыша с матерью. Хотя мальчик активный, здоровый, умный, для своих полутора лет хорошо развит, но разлука с матерью в столь раннем возрасте для него довольно тяжела. Вещи, ранее принадлежавшие малышу, и люди, вместе с родителями присутствовавшие в его жизни, призваны снизить тревогу расставания ребенка с домом.

Предполагается, что пребывание мальчика в детском доме будет фиксироваться на кинопленку. Когда-то Джеймс Робертсон снял фильм для профессора Дж.Боулби о том, как влияет на поведение ребенка расставание с близкими людьми. На этот раз есть все условия, чтобы сделать то же самое - киносъемку приветствуют и родители малыша, и администрация детского дома.

Супруги Робертсон работают в детском доме в качестве психологов и параллельно заняты исследованием влияния разлуки с матерью на поведение и характер ребенка. Они - сторонники и последователи английского психиатра и психоаналитика Дж.Боулби и его теории привязанности.

Съемка ведется все дни подряд с утра до вечера, пока мальчик находится в детском доме. Благодаря этому, у Джойс Робертсон есть возможность находиться рядом с малышом как можно больше времени и в то же время выполнять свои рабочие обязанности.

Так был создан фильм о мальчике, на 9 дней разлученном с матерью. При просмотре фильма можно заметить, что периодически малыш подходит к оператору - на тот момент самому близкому для него человеку.

Этот рядовой исследовательский фильм получился настолько захватывающим и пронзительным, что слухи о нем довольно быстро просочились в сферы, не имеющие отношения к детской психологии.

В скором времени фильм был показан по английскому телевидению в прайм-тайм и произвел переворот в социальной политике английского общества по отношению к детям. Министр образования, увидевший фильм, поставил вопрос о закрытии детских домов на заседании правительства. Была разработана специальная программа, по которой в течение четырех лет практически все детские дома Англии были закрыты, а дети, оставшиеся без родителей, размещены в приемных семьях.

По отзывам очевидцев, сейчас в Англии «нет не только брошенных детей, нет даже брошенных собак и кошек».

Фильм «Джон», оказавшийся радикальным для социальной политики английского правительства, привлек внимание к теории привязанности Дж.Боулби, выведя ее из стен институтов и клиник, где она разрабатывалась более двадцати лет, и показал ее практическую значимость.

Влияние разлуки с матерью на поведение и характер ребенка.

С точки зрения Дж.Боулби, привязанность - поиск и поддержание контакта со значимыми другими - базовая человеческая потребность.

Потребность в эмоциональной привязанности к другим людям не менее свойственна человеку, чем потребность в пище и сексе. Она не следствие этих потребностей, а врожденная равноправная и независимая потребность.

Именно за эту идею Дж.Боулби в 1947 году был исключен из Британского психоаналитического общества, которое сочло, что дополнять (речь шла именно о дополнении, но отнюдь не о пересмотре) теорию З.Фрейда никому не позволено.

Однако с течением времени влияние эмоционального контакта ребенка с матерью на развитие и становление психики была доказано и в настоящее время признано большинством направлений современной психологии.

По мнению Дж.Боулби, потребность в эмоциональной привязанности к значимому другому - наследство наших биологических предков.

Что влияет на характер ребенка? Контакт с фигурой привязанности - внутренний механизм выживания вида, естественная защита особи от тревоги и уязвимости. Страх и неопределенность активирует потребность привязанности. В моменты, когда мы особенно уязвимы, нам жизненно важно ощущать, что мы не одиноки.

Поведение и характер взрослого человека во многом определяются тем, насколько была удовлетворена потребность в эмоциональном контакте в процессе его роста и развития, в процессе формирования психики.

В зависимости от степени удовлетворения формируется тип привязанности. Он складывается в первые три года жизни и определяется отношением к ребенку первичной фигуры привязанности - матери.

Если мать была способна удовлетворить естественные потребности развития ребенка, то формируется надежный тип привязанности. В основе надежной привязанности лежит чувство безопасности и доверия к окружающему миру. Дети с надежным типом привязанности уже в раннем возрасте проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх. В дошкольном и подростковом возрасте демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью и отзывчивостью.

Если мать способна удовлетворить естественные потребности развития ребенка лишь частично, то в зависимости от того, как и насколько удовлетворяются эти потребности, формируется аффективно ненадежная (амбивалентная, двойственная) или индифферентно ненадежная (избегающая) привязанность. Дети с ненадежными типами привязанности требуют большего внимания со стороны взрослых, их поведение неустойчиво и противоречиво.

В процессе формирования привязанность подвергается испытаниям, которые вызваны поведением матери вследствие различных жизненных обстоятельств. Основное испытание - разлука с матерью как с первичной фигурой привязанности. Оно может оказаться слишком травмирующей для неокрепшей психики, подвергая ее опасности нарушения.

Эффект разлуки с матерью, как правило, включает в себя три стадии.

Первая - стадия протеста: оставшись без матери, ребенок протестует: плачет, кричит, отвергает все виды предлагаемой помощи.

Затем стадия протеста переходит в стадию отчаяния: малыш затихает, уходит в себя, становится пассивными и, по-видимому, находится в состоянии глубокой печали.

Далее наступает стадия отчужденности: ребенок становится более оживлен, может принять заботу других людей, и кажется что его состояние улучшается. В этот период страдания ребенка не всегда явно проявляются, может создаться впечатление, что ребенок «забыл», однако это не так. Когда мать возвращается ребенок либо отворачивается, не хочет ее признавать, теряя к ней всякий интерес, либо вцепляется в нее, не отпуская ни на минуту, ни на шаг.

С течением времени большинство детей восстанавливают подвергшуюся испытанию разлукой связь с матерью. Однако слишком продолжительное разлучение с родителями в раннем возрасте накладывает серьезный отпечаток на личность ребенка, проявляясь в особенностях характера.

Дети, пережившие травму разлуки с матерью, отличаются повышенной тревожностью. Защитные психологические механизмы, призванные справиться с избытком тревоги, вносят свой вклад в формирование личности. Так может возникнуть «личность, лишенная любви» - человек, утративший доверие ко всем людям, не умеющий заботиться об окружающих. Или наоборот, «личность, которая любит слишком сильно» - человек, жертвующий своими интересами, разрушающий себя ради интересов других. За историей формирования, на первый взгляд, столь разных типов личности, стоит один и тот же страх - страх потери первичного объекта привязанности, страх потери матери.

Зачастую это приводит либо к отсутствию близких отношений, либо к квази-близким отношениям, когда отношения с самыми значимыми людьми не удовлетворяют, кажутся «ненастоящими», оставляют желать лучшего. Как правило, попытки их улучшить терпят крах, сталкиваясь с непониманием и отчужденностью.

При этом необходимо учесть, что отсутствие эгоизма, готовность жертвовать своими интересами ради других - социально одобряемые качества и далеко не всегда признаются следствием ранних детских травм. Однако с близкими людьми они приводят к тому, что человек вынужден сохранять мучительные для него отношениях, будучи не в силах пережить расставание.

Исследования Дж.Боулби и его последователей показали, что сформированная в раннем детстве первичная привязанность в дальнейшем достаточно устойчива и постоянна во времени. Большинство детей демонстрирует характерные черты привязанности к другим людям, как в младенчестве, так и в школьном возрасте. Более того, во взрослом периоде люди часто проявляют те же самые качества в межличностных отношениях. Например, отношения, которые молодые люди устанавливают с лицами противоположного пола, так же как и отношения с родителями, можно разделить на надежные, двойственные и избегающие. Люди среднего возраста подобным же образом относятся к своим пожилым родителям.

По мнению, Дж.Боулби и И.Брефертона, в процессе формирования того или иного типа привязанности, в процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребенка развиваются так называемые «внешние рабочие модели себя и других людей». На протяжении жизни они используются для ориентации в различных ситуациях, для интерпретации происходящих событий и выработки ответной реакции.

Внимательные и заботливые родители, создавая у ребенка надежный тип привязанности, чувство базисного доверия к окружающему миру, способствуют формированию позитивной рабочей модели поведения. Внимательное и чувствительное отношение к ребенку убеждает его, что другие люди являются надежными партнерами. Проявления позитивной рабочей модели - инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе, когнитивная открытость новому опыту.

Нечувствительность к ребенку - пренебрежение его интересами или, наоборот, подавление его интересов излишней навязчивостью, формирует ненадежный тип привязанности. В дальнейшем, по мере взросления малыша неадекватный родительский уход приучает его к мысли, что окружающие ненадежны, и он не доверяет им. Как результат – возникновение у ребенка так называемой негативной рабочей модели, для которой характерны пассивность, зависимость от поведения других, искаженность восприятия своего образа и окружающего мира.

Помимо создания позитивной или негативной модели других, у ребенка формируется «рабочая модель себя». От ее «позитивности» или «негативности» зависит в будущем уровень самостоятельности личности и уважения к самому себе.

Ребенок – начало взрослого

В фильме «Джон» показано, как 9 дневная разлука с матерью в возрасте полутора лет отражается в поведении ребенка. Налицо возможность превращения надежной привязанности, сформированной полутора годами отношений с внимательной, отзывчивой мамой, в ненадежную, избегающую привязанность в течение всего лишь девяти дней.

К сожалению, неизвестно, как сложилась судьба Джона в дальнейшем. Создатели фильма поддерживали связь с семьей Джона еще какое-то время, пока семья не переехала в другой город. Спустя много месяцев после девятидневного помещения в детский дом Джон очень волновался, когда мать отсутствовала рядом.

Как уже упоминалось, это был не первый фильм, показывающий влияние разлуки с матерью на поведение ребенка. В 1952 году Джеймс Робертсон, будучи сотрудником лаборатории Дж.Боулби, снял фильм о восьмидневной госпитализации девочки Лоры. Как было принято в то время, при помещении в больницу двухлетняя Лора была разлучена с матерью, и посещение ее членами семьи было строго ограничено. Страдания двухлетнего ребенка, разлученного с близкими ради лечения соматического заболевания, тогда тронули лишь сердца сотрудников Дж.Боулби и близких Лоры.

Более 20 лет понадобилось английским психологам и психиатрам, чтобы донести до общества идею, что разлука с матерью в раннем возрасте разрушительна для психики ребенка. У нас, к сожалению, до сих пор бытует представление, что пока маленький ребенок сыт, в тепле и под присмотром взрослого, ничего плохого случиться с ним не может. Оказывается, может - травма детской психики, возникающая при расставании с матерью, неминуемо скажется на дальнейшем развитии, характере и поведении человека.

Фильм «Джон: 9 дней в доме ребенка» поможет тем, кто пережил травму разлуки с матерью в глубоком детском прошлом, лучше понять себя в настоящем.

Наше сегодняшнее нерациональное, нелогичное, непонятное поведение зачастую обусловлено детским травмирующим опытом. Если Вы готовы встретиться с ним, будучи взрослым, и осознанно взглянуть на него с точки зрения сегодняшнего дня, у Вас есть возможность решить проблемы, мешающие жить успешной, полноценной жизнью.