Как доказать что ты правый. Быть правым или быть счастливым? Упрямые барашки: желание доказывать свою правоту везде и всегда

Виды стереотипов

Выделяют стереотипы-представления, стереотипы-поведения, сте-реотипы-ситуации и стереотипы-образы.

Стереотип-представление есть некоторая структура ментально-лингвального комплекса, формируемая инвариантной совокуп-ностью валентных связей, приписываемых данной единице и репрезентирующих образ, представление феномена, стоящего за данной единицей, в его [образа, представления] национальной маркированности при определенной предсказуемости направленных ассоциативных связей (векторов ассоциаций).

Стереотип, с точки зрения «содержания», есть некий фрагмент картины мира, существующей в сознании. Это некоторый образ-представ-ление , это ментальная «картинка», некое устойчивое, минимизировано-инвариантное, обусловленное национально-культурной спецификой представление о предмете или о ситуации. Причем не о конкретном предмете или ситуации, когда-либо имевших место, но о предмете или ситуации «вообще».

Стереотипы поведения представляют собой инварианты деятельности, определяют коммуникативное поведение в той или иной коммуникативной ситуации и хранятся в сознании в видештампов , выступающих в роли канона . Иначе говоря, они диктуют определенное поведение.

Стереотипы-представления хранятся в виде клише сознания и функционируют как эталоны . Они также связаны с речевым поведением, его характеризуя и в нем проявляясь, т. е. они диктуют не столькосамо поведение, сколько набор ассоциаций и предопределяют языковую форму , их выражающую. И поскольку такие стереотипы есть определенное представление о предмете или ситуации, выделяются, соответственно, стереотип-образ (форма хранения – клише) и стереотип-ситуация (форма хранения – клише, но последнее может актуализироваться в коммуникации и как штамп). Таким образом, на первом уровне выделяют стереотип поведения (штамп сознания) и стереотип-представление (клише); на втором уровне – стереотип-ситуация (клише / штамп) и стереотип-образ (клише). Примером таких стереотипов могут быть следующие:

Стереотипы-образы: пчела труженица; французский грация, изысканный, изящный; баран упрямый ; лимон кислый, желтый, и проч.

Стереотипы-ситуации : билет компостер; аист капуста и проч.

Стереотипы-ситуации включают в себя и определенное (предсказуемое, ожидаемое) поведение участников коммуникации. Таким образом, можно сказать, что стереотип-ситуация некоторым образом предопределяет стереотип поведения (например, стереотип-ситуация: транспорт – билет ; стереотип поведения: обращение к ближайшему пассажиру «Пробейте / Прокомпостируйте / Передайте, пожалуйста» и т. д.).

Целостность культуры предполагает выработку стереотипов культуры – стереотипов поведения, восприятия, понимания, общения, то есть стереотипов общей картины мира. Стереотипы имеют много общего с традициями, обычаями, мифами, ритуалами, но от последних отличаются тем, что традиции и обычаи характеризует их объективированная значимость, открытость для других, а стереотипы остаются на уровне скрытых умонастроений, которые существуют в среде своих.

Набор стереотипных форм поведения, вырабатываемых в каждом обществе, не ограничивается сферой обряда и обычая. Стандарты поведения характерны для многих сфер деятельности, и, прежде всего – общения (этикета), социализации индивидов, технологических процессов (трудовые приемы и навыки), игрового поведения и проч. Поведение человека в обществе типизировано, т. е. оно подчиняется нормам, выработанным в обществе, и поэтому во многих отношениях оно стандартно. Набор типовых программ поведения специфичен для каждого коллектива. Стандартизированное поведение имеет свои варианты. В соответствии с особенностями социальной организации в сфере заданного поведения выделяются различные типы: поведение крестьянина, воина, охотника, интеллигента и проч. В соответствии с критериями биосоциального членения жизненного пути различается поведение детей, взрослых, стариков, мужчин, женщин.

Таким образом, в культуре отдельного народа стереотипы охватывают:

Вербальное поведение;

Невербальное поведение (мимика, жесты и проч.);

Национальный характер и представления о нем другими странами и народами;

Социальные ситуации, поведение в социальных ситуациях;

Особенности быта и повседневной жизни нации;

Национальную кухню;

Религиозные и национальные обряды.

Итак, поскольку все люди действуют в соответствии с ожиданиями их общества, их поведение можно назвать стереотипным речевым поведением. Стереотипы становятся таковыми после многократного повторения и фиксации в сознании многих людей. Однажды сформировавшись, они приобретают высокую степень устойчивости, с трудом поддаются модификации.

На коммуникативном уровне стереотипизация происходит на основе:

1) акцентов (например, хорошо известный всем грузинский акцент в России или южный акцент в США: «Boy, I’m gonna book you for sassin’ a law officer» );

2) манеры произнесения слов и постановки ударений;

3) особенности интонации;

4) темпа речи (например, речь южан в США более медленная, чем северян);

5) манеры говорить громко или тихо (американцы говорят громче, чем большинство европейцев, за что последние осуждают их);

6) выбора лексики (существуют определенные словечки и словосочетания, свойственные определенным группам населения, как, например, слова браток, лох и др. в речи «новых русских»);

7) клишированных фраз;

8) синтаксических особенностей;

9) речевых стратегий;

10) коммуникативной дистанции (например, у русских и американцев она меньше, чем у англичан, в результате чего русские воспринимают американцев как более сердечных, а англичан – как более отстраненных).

Выделяются различные виды стереотипов на уровне языка, способных создавать помехи в межкультурном общении:

1) расовые;

2) этнические;

3) географические;

4) гендерные;

5) социальные;

6) политические;

7) профессиональные и т. д.

В межкультурной коммуникации стереотипы становятся результатом этноцентрической реакции – попытки судить обо всех группах людей с позиций исключительно только своей культуры. Нередко при вступлении в МК и оценке своих партнеров по общению коммуниканты уже заведомо руководствуются ранее сложившимися стереотипами. Однако степень стереотипизации ниже у индивидуумов с опытом межкультурного общения, имевших возможность убедиться в ложности определённых стереотипов. В большинстве случаев степень стереотипизации обратно пропорциональна опыту межкультурного взаимо-действия. Однако это правило не всегда срабатывает из-за индивидуальных особенностей коммуникантов и может усугубляться из-за черт, неблагоприятных для общения (недоброжелательности, предвзятости, склонности к критиканству и проч.).



Применительно к МК выделяют экзостереотипы, т. е. внешние стереотипы, которые сложились у представителей одной культуры о другой, и эндостереотипы, т. е. мифы о самих себе, существующие внутри данной культуры.

Социальные стереотипы – этот тот момент в жизни каждого индивидуума, который имеет огромное влияние на все аспекты его жизни. Тем не менее, в современном обществе не принято всерьез задумываться на эту тему. Ведь стереотип просто есть, и его разрушение порой расценивается как прямой протест против общества со всеми его устоями.

Место человека в социуме несомненно подразумевает его принадлежность к той или иной социальной группе. И именно эта группа и диктует те убеждения и отношения к другим социальным группам, которое может как упрощать жизнь в современном обществе, а может и значительно ее усложнить.

В статье речь будет идти именно о том, как иногда важно избавиться от последствий общей социализации и больше обращать внимание на собственные суждения. Этот фактор может не только помочь более толерантно относится к другим представителям общества и те моменты, когда того требует ситуация. Это так же может в личной самореализации, потому что она начинается именно с объективного восприятия своей социальной группы, а значит – и себя самого. Далее будут рассмотрены те факторы, которые непосредственно влияют не место человека в обществе, насколько эти преставления могут помогать в жизни или наоборот, мешать представлениям о реальном положении вещей и о своих возможностях.

Какие именно факторы формируют общественные стереотипы

Стереотипы общества – это замкнутый круг. Их определяет мнение отдельных индивидуумов, и в то же время, стереотипы это мнение формируют. Естественно, нельзя сказать, что стереотипы общества не меняются со временем, и на них не действуют внешние факторы, происходящие в мире. Однако происходит это очень медленно. Иногда они являются тем тормозящим фактором, который не дает вовремя подстраиваться под изменения в жизни этого же общества или отдельной его ячейки.

Так что именно влияет на каждого представителя настолько сильно, что это видение ситуации в дальнейшем не дает здраво смотреть на вещи? Первое – это как раз та структура общества, в которой живет каждый ее представитель. Второе – это семья со всеми ее устоями и представлениями о том, какую именно нишу в обществе она занимает и том, какое место в ее жизни занимают общественные стереотипы.

Конечно, если речь идет о том, насколько сильно это влиянии е сказывается на отдельных представителях общества, то значительную роль играет так же и характер каждого из них и склонность действовать согласно этим стереотипам.

Позитивные и негативные стороны общественных стереотипов

Такое явление, как стереотипы в современном обществе, несомненно, является необходимостью, без которой это общество невозможно себе представить. Однако оно так же и несет в себе некоторые опасности, способные серьезно сказаться на способности отдельных членов общества к самореализации и определении собственной личности в этом самом обществе.

Плюсы: общественные стереотипы способны упростить представление об отдельных представителях одной из социальных групп. Они являются одной из составляющих правильного общественного восприятия, а значит – корректного общения. Именно стереотипы могут быть тем выигрышным фактором, который может давать человеку возможность поднять свою личность над представителями более низкой, по его мнению, социальной группы.

Минусы: в случае, если отдельный индивидуум принадлежит к относительно низкой социальной группе, этот фактор может значительно помешать его самореализации и развитии как личности. Кроме того, стереотипы мешают объективному восприятию как социальных групп в целом, так и отдельных их представителей. Таким образом, в этом случае общественные стереотипы могут быть преимуществом только для тех, кто считает себя представителем социальной группы, превосходящей по каким-либо причинам некоторые другие группы.

Если учитывать непосредственно современные общественные устои, то минусы здесь значительно превосходят плюсы. Это обусловлено современными возможностями для самореализации, связанные с доступностью обучения, общения между различными социальными группами и выхода за пределы тех рамок, которые ставит общество перед любым его представителем.

Данная тема как никогда затрагивает представителей современной молодежи, социальные стереотипы которой еще только формируются и могут быть гораздо более гибкими, чем у предыдущего поколения. На сегодня является очень важным дать молодым людям понять, что некоторые рамки могут только ограничивать возможности как каждого отдельного представителя социума, так и целых социальных групп.

Стоит отметить, что данная проблема уже является крайне актуальной среди социологов и психологов. И касается она не только стран СНГ с их периодом железного занавеса. Так же и в более развитых странах социологи обращают внимание на то, что социальные стереотипы могут негативно отражаться на способности людей к саморазвитию и их становлению в обществе.

Заключение

Какие выводы можно сделать из всего вышесказанного? Социологи и психологи уже давно сходятся во мнении, что прежде всего следует полагаться на собственное мнение по поводу различных аспектов современной жизни. Конечно, собственный выбор можно сделать только за счет самообразования и объективной оценки как своей личности, так и той социальной группы, к которой принадлежит каждый из ее представителей.

Стереотипы общества на сегодня не являются тем замкнутым кругом, который определяет весь жизненный путь каждого из представителей общества. Выходом из него является саморазвитие и адаптация в мире современных возможностей и перспектив , открывающихся благодаря экономическому и социальному развитию сегодняшнего цивилизованного мира.

Стереотипы - это некие рамки, ограничения, в которые мы загоняем сами себя, и которые мешают нам жить полноценной жизнью. На тот или иной вопрос мы даем однозначный ответ, имеет однозначное мнение, и менять его не собираемся. Происходит это все потому, что «так делают все», «так все считают» или потому, что мы сами получили определенный жизненный опыт, и по другому мыслить не можем. Давайте рассмотрим некоторые стереотипы.

1. Полные люди - добрые

Если человек так однозначно рассуждает, то вероятно, он полагает, что если полные - добрые, то худые - злые. Не стоит загонять себя в такие рамки, перестаньте мыслить узко. Общайтесь со всеми, и вы поймете, что люди все разные, и их отношение к вам не зависит от их комплекции, а зависит от вашего взаимопонимания, уважения и т.д.

2. Все блондинки - глупые

Это выражение и стереотип пришел к нам из анекдотов. Если вы также считаете эту мысль верной, то может стоит перекрасится в блондина (блондинку). Себя вы вряд ли будете считать глупым, и вероятно, тогда поймете, что цвет волос не влияет на интеллект.

3. Все мужчины - безответственные

Если у вас был неудачный опыт в общении с мужчинами, не нужно полностью ставить крест на своей жизни, и считать всю мужскую половину человечества безответственными. В данном случае, вам нужно разобраться в себе, начать бороться со своими комплексами, а не обвинять во всем других.

4. Все люди - черствые, никогда не протянут руку помощи

Конечно, современный мир стал несколько жесток, да и люди в чем-то поменялись, но не стоит считать, что все плохие и бездушные. Возьмите, к примеру, детские дома. Там достаточно волонтеров, которые ходят туда, помогают детям, потому что им нравится творить добро. Можете стать одним из них, и помочь кому-нибудь. И тогда поймете, что не все такие жестокие, и что в мире немало добра. Его нужно только увидеть.

5. Ненависть к конкретной нации

В наше время очень часто можно встретить далеко не лестные высказывания по поводу той или иной нации. И человек даже не сможет объяснить причину своей неприязни, просто не нравится и все. В данном случае, нужно просто осознать, что в каждой нации есть и плохие, и хорошие люди, поэтому не стоит так разделять людей (русские - не русские).

Живите своей жизнью, не загоняйте себя в рамки стереотипов и общественных мнений, и будет вам счастье!

В межрасовых, равно как и в межгрупповых отношениях, важную роль играют этнические стереотипы. Они представляют собой упрощенные образы индивидуумов, которые имеют высокую степень согласованности. Как правило, все стереотипы усваиваются в детстве, причем это никогда не является следствием опыта. Обычно их получают из вторичных источников, глядя на родителей, друзей, бабушек, дедушек и так далее. Плюс ко всему, это происходит задолго до того, как ребенок начнет давать себе оценку, относить себя к какой-либо определенной группе или иметь представление о собственной личности.

Общая информация

Впервые о таком элементе, как этнические стереотипы поведения, заговорили в 1922 году. Сделал это популярный американский журналист, проводивший собственное расследование. Он сообщил, что образование стереотипов является естественной вещью, которая только играет на руку человеку.

Во-первых, когда люди вступают в контакт со сложным социальным объектом, которого они до этого не видели, то попросту не знают, как себя надо вести. И в этом случае им помогут «картинки мира», которые находятся в головах и мыслях, передаются из поколения в поколение.

Во-вторых, с помощью стереотипов каждый человек сможет себя оправдать, защитить. Следовательно, его позиции, права и ценности всегда будут иметь определенный вес.

Таким образом, стереотипы помогают человечеству справиться с восприятием мира, сохранить при этом личные качества, а также сориентироваться в сложных ситуациях. Соответственно, если речь идет об этнических предубеждениях, то люди смогут нормально себя чувствовать в обществе иностранцев, поскольку часть информации о них имеется.

Но есть и обратная сторона медали. К сожалению, множество сформировавшихся в детстве стереотипов поменять будет невозможно (за редким исключением). Вероятно, именно поэтому человечество не может продвигаться дальше в развитии, так как оно застряло на стадии предубеждений.

Стереотипы на заре истории

Изначально этнические стереотипы означали только одно: все чужие - враги. В встреча с другими племенами сулила только смерти и войны, поэтому длительное время люди не могли наладить между собой связь.

Когда межплеменные контакты начали расширяться, к примеру, появился обмен, человек стал узнавать новое не только о своих соседях, но и о самом себе. Теперь он понял, что не всегда может поднять свое орудие против другого члена первобытного общества. Он становился не простым соплеменником, помогающим в охоте, а другом, отцом или братом в эмоциональном смысле.

Далее предубеждения начинали развиваться полным ходом, ведь сколько было племен, столько существовало и стереотипов. Причем определение образов другой основывалось на определенных исторических моментах. К примеру, если с одним обществом другое постоянно конфликтовало, то оно оценивалось как агрессивное, злобное. Если же обмен начинался сразу, да еще и на выгодных условиях, то племя получало более щадящую оценку, оно становилось добрым, дружелюбным.

Примеры

Очень разнообразны этнические стереотипы, примеры соответствующего поведения или мышления можно приводить бесконечно долго. Более того, предубеждения будут основываться только на одной народности, в них заключена мысль людей, связанных культурой, родиной и особенностями поведения.

Можно выделить несколько стереотипов, которые русские относят к другим жителям планеты:

  • Все немцы пунктуальны и педантичны.
  • Все евреи умные, но жадные.
  • Все американцы имеют стандартное мышление, они не могут отклоняться от курса, заданного в детстве или законодательством. К примеру, ни один американец не станет самостоятельно вкручивать новую лампочку, если та перегорела. Этим займется специально обученный человек.
  • Все испанцы слишком эмоциональны, они вспыльчивы.

В то же время о русском человеке у других наций также складывается Наиболее распространенным из них является прирученный медведь, который играет на балалайке, и, конечно, водка - ею все россияне завтракают, обедают и ужинают.

Классификация

Если рассматривать не только этнические стереотипы, примеры отношений между конкретными людьми или полноценными обществами будут разделяться на несколько видов:

  1. Восприятие людей относительно друг друга. То есть это те предубеждения, которые складываются в рамках узкой группы людей. Например, родителей надо уважать, старших почитать и так далее. Такие стереотипы будут укладываться в головах младшего поколения только при условии, что старшие занимаются их выполнением, а не только пустыми разговорами.
  2. Межполовые стереотипы. Примеры: женщины должны заниматься домом, а мужчины - работать; мальчики не плачут, девочки всегда глупые.
  3. Возрастные стереотипы. Примеры: в воспитании и контролировании, старики всегда ворчат.
  4. Этнические стереотипы.

В принципе, виды этнических стереотипов образовались в процессе развития социума. Кроме того, они формируются у каждого отдельно взятого человека. Если предположить, что индивид приехал в Прагу, и на вокзале у него украли кошелек, то он может думать, что все чехи - воры. То есть существуют общепринятые этнические предубеждения и частные.

Как происходит процесс формирования

Проблема предрассудков существовала всегда, и формирование этнических стереотипов сказывается на ней в большей мере. Даже сегодня, когда любой человек может найти все информацию, которая его интересует, стабильность предубеждений все-таки присутствует.

Формирование начинается с раннего детства. Однако в юном возрасте ребенок не может мыслить в рамках отношений между нациями, и он складывает стереотипы относительно своей семьи и ее отношениями с другими людьми. Но сам процесс закладывается непосредственно в это время.

Этнические стереотипы впервые дают о себе знать в подростковом возрасте, когда человек максимально беззащитен перед ними. Если у девушки или парня еще не сложилось собственное мнение по какому-то поводу, то навязанные идеи заменят самостоятельное мышление. Именно поэтому любая пропаганда станет для молодежи мгновенно впитываемой информацией. Этим обусловлено то, что у стереотипов имеется ригидность. Подростки, которые получили заданный темп развития мышления, попросту не представляют, как можно думать по-другому. Но все-таки изменения присутствуют, и интернет играет в этом далеко не последнюю роль.

Этническая картина мира

Сегодня функции этнических стереотипов постепенно начинают угасать, но пока еще исключать их полностью нельзя. Первобытная этническая картина мира представляет собой совсем иное. Тогда предубеждения играли особую роль, они помогали племенам выживать. К примеру, с одними общинами отношения могли быть налаженными, с другими - враждебными. И чем раньше новый член социума об этом узнавал, тем больше у него было шансов на выживание.

В современности этнические стереотипы основываются больше на эмоциях, нежели на враждебности и так далее. Чаще всего они несут негативную нагрузку. Например, если русский общается с американцем, то из-за предубеждений он изначально может несерьезно оценивать своего собеседника. Его добавит плохих эмоций, причем обоим. Так же обстоят дела и с другими нациями.

Этническая толерантность

Сегодня этнический стереотип и этнический образ постепенно начинают сливаться в одно понятие. Ранее было по-другому. Например, русские думали о том, что все шотландцы носят юбки (как мужчины, так и женщины). стереотип. Но они могли быть знакомы с отдельно взятым шотландцем, который одевался так же, как и все, то есть в брюки или джинсы. Это этнический образ.

В современности, чтобы гражданское общество формировалось правильно, необходимо воспитывать в подрастающем поколении толерантность. В последней закладывается умение ценить и уважать культуру других народов, их традиции и обычаи. Если взять в пример ту же самую Шотландию, то ношение килта никак не должно высмеиваться. Это и будет толерантностью.

Межнациональное общение

Этнические стереотипы русских, как и многих других народов, формируются в подростковом возрасте. И задачей родителей, учителей или наставников является создание таких условий, при которых молодежь не будет идти на поводу навязанного мнения. Подростки должны самостоятельно выработать свой процесс мышления, а значит, и свои стереотипы.

Если не давать таковой возможности молодому поколению, то человечество не продолжит своего духовного развития. К примеру, стереотипы могут создать крайне негативную ситуацию в ходе межнационального общения. Более того, если человек получил какие-то предубеждения, то он не будет их опровергать в процессе жизни. Напротив, он станет постоянно находить примеры, которые их подтверждают.

Соответственно, чтобы межнациональное общение выходило на новый толерантный уровень, необходимо отказываться от стереотипов.

Заключение

Таким образом, этнические стереотипы поведения являются вовсе не тем продуктом, который обобщает одинаковые или схожие черты одной нации. В них личностные качества отдельных людей заменяются заведомо односторонним предубеждением. Последнее, в свою очередь, представляет собой негативную установку по отношению к отдельной группе людей.

В результате соответствующего поведения образуется настороженность, причем с обеих сторон. Первые идут на поводу у своих стереотипов, вторые ведут себя плохо вследствие неуважительного отношения. Образуется некая отчужденность, которая вызывает недоразумения, а также затрудняет все последующее взаимодействие.

Все люди существуют в социуме, в котором выработаны определенные нормы поведения. Но нередко они перетекают в штампы, называемые стереотипами. И чтобы погрязнуть в косности, необходимо знать, какие бывают стереотипы.

Откуда берутся современные стереотипы?

Стереотипы – это не веяние нынешнего времени. Они существовали всегда, потому что таким же вечным было общественное . А ведь именно под его влиянием и появляется склонность к усреднению, упрощению. Так человеку легче спрогнозировать собственное поведение, чтобы не попасть впросак. И того же он начинает ожидать от прочих людей, начиная мыслить более ограниченно.

Какие бывают стереотипы?

Четко ответить, какие стереотипы существуют, довольно сложно. Ведь их можно обнаружить превеликое множество.

Ученые на вопрос о том, какие есть стереотипы, предлагают следующую их классификацию:

  • положительные;
  • негативные;
  • обобщенно-упрощенные;
  • приблизительные;
  • точные.

Кроме того, стереотипы делят на социальные и этнические. Первая группа – штампы бытового характера. Это, например, представления о том, женщина должна быть слабой, что мужчина не должен плакать, что углеводная пища – это абсолютное зло и т.п. Вторая группа – это устойчивый образ определенной народности. Например, о японцах думают, что они вечные трудоголики, французы помешаны на моде и т.п.

Глупые стереотипы

Существуют и откровенно глупые штампы, об ограниченности которых все знают, но, тем не менее, продолжают в них верить. Сюда следует отнести миф о том, что все блондинки - дуры, что в России все ходят в ушанках и т.п. Иначе как глупым нельзя назвать также мнение, что всем нравятся худые девушки, которое спровоцировало всплеск заболеваний анорексией. А про накаченных мужчин очень часто думают, что их интеллект находится на крайне низком уровне, хотя зачастую это далеко не так.

Ниже мы предлагаем ознакомиться с работами американского фотографа Джоэла Пареса, которые как нельзя красноречивее показывают работу стереотипного . Ведь нередко мы даем поспешную оценку человеку исходя из его внешности, национальности, пола, возраста и т.д.