Холодная м а когнитивные стили. Когнитивные стили. Основные этапы становления понятия «стиль» в психологии

Название: Когнитивные стили - О природе индивидуального ума.

В учебном пособии, подготовленном на основе многолетнего чтения спецкурса, излагается один из важнейших разделов современной психологии - психология когнитивных (познавательных) стилей, характеризующих индивидуальные различия между людьми в способах познания окружающего мира. Описывается история изучения когнитивных стилей и современное состояние стилевого подхода. Впервые описан феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей, на основе которого предлагается новая трактовка когнитивных стилей как метакогнитивных способностей. Определяется их роль в регуляции интеллектуальной деятельности. Обсуждается вопрос об учете познавательных стилей учащихся в процессе обучения.
Для студентов и преподавателей психологических факультетов, специалистов в области общей и дифференциальной психологии, школьных психологов и педагогов.

Психология - одна из самых молодых наук. Неудивительно, что ее становление сопровождается многочисленными концеп туальными катаклизмами: рушатся, казалось бы, ранее незыбле мые постулаты; рождается множество новых теорий, часть ко торых исчезает так же внезапно, как появляется; понятийный аппарат изменяется на глазах у изумленной научной обществен ности, при этом введенные «новые» понятия (схема, ментальная репрезентация, неявные знания, копинг, эмоциональный интел лект, мудрость и т. п.) ошеломляют своей метафорической много значностью; привычные тесты интеллекта и личностные опросни ки сменяются многочисленными и разнообразными методиками, при этом психологическое знание операционализируется до та кой степени, что без знания процедуры уже невозможно понять описанные в научной статье факты; появляются немыслимые ра нее претензии на так называемую психологически обоснован ную «коррекцию» личности, психоаналитическую интерпрета цию индивидуальной судьбы, контроль общественной жизни на основе психологического тестирования и т. п.

Оглавление:
Предисловие ко 2-му изданию
Введение
Глава 1. Истоки стилевого подхода: альтернативный взгляд на природу индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности
1.1. Основные этапы становления понятия «стиль» в психологии
1.2. Теоретические источники стилевого подхода в изучении интеллектуальной деятельности
1.3. Отличительные признаки когнитивных стилей
Глава 2. Психологическая характеристика основных когнитивных стилей
2.1. Полезависимость/поленезависимость
2.2. Узкий/широкий диапазон эквивалентности
2.3. Узость/широта категории
2.4. Ригидный/гибкий познавательный контроль
2.5. Толерантность к нереалистическому опыту
2.6. Фокусирующий/сканирующий контроль
2.7. Сглаживание/заострение
2.8. Импульсивность/рефлективность
2.9. Конкретная/абстрактная концептуализация
2.10. Когнитивная простота/сложность
2.11. Расширение списка когнитивных стилей в современных исследованиях
Глава 3. Проблема взаимосвязи когнитивных стилей
3.1. Противоречия «множественной» и «унитарной» позиций в изучении когнитивных стилей
3.2. Эмпирическое исследование связей когнитивных стилей
Глава 4. Соотношение стилевых и продуктивных аспектов интеллектуальной деятельности
4.1. Традиционные критерии разграничения стилей и способностей
4.2. Эмпирическое исследование связей стилевых и продуктивных характеристик интеллектуальной деятельности
Глава 5. Феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей
5.1. Когнитивный стиль как квадриполярное измерение
5.2. Эмпирическое исследование феномена «расщепления» полюсов когнитивных стилей
Глава 6. Когнитивные стили: предпочтения или «другие» способности?
6.1. Когнитивные стили как метакогнитивные способности
6.2. Единство феноменологии когнитивных стилей и интеллекта
Глава 7. Когнитивные стили в структуре индивидуальности
7.1. Биологические и социальные детерминанты когнитивных стилей
7.2. Когнитивные стили и свойства личности
7.3. Эмпирическое исследование связей когнитивных стилей с познавательной направленностью личности
7.4. Объяснение причин индивидуального поведения в контексте стилевого подхода
Глава 8. Виды познавательных стилей
8.1. Уровни стилевого поведения
8.2. Персональный познавательный стиль как результат интеграции разных уровней стилевого поведения319
Глава 9. Познавательные стили в учебной деятельности
9.1. Определение понятия «стиль учения»
9.2. Проблема совмещения стиля учения и метода обучения
Заключение
Именной указатель
Предметный указатель
Список литературы

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Когнитивные стили - О природе индивидуального ума - Холодная М.А. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

2-ое изд, перераб. и доп., СПб.: Питер, 2004. – 384 с.

Предисловие ко 2-му изданию ........................................................................................5

Введение ..................................................................................................................................8

Глава 1. Истоки стилевого подхода: альтернативный взгляд на природу

индивидуальных различий в ..... 15

1.1. Основные этапы становления понятия «стиль»

в психологии ............................................................................................. 15

1.2. Теоретические источники стилевого подхода в изучении

интеллектуальной деятельности ....................................................... 23

1.3. Отличительные признаки когнитивных стилей ......................... 38

Глава 2. Психологическая характеристика основных когнитивных

стилей..................................................................................................................... 45

2.1. Полезависимость/поленезависимость ........................................... 46

2.2. Узкий/широкий диапазон эквивалентности ................................ 60

2.3. Узость/широта категории .................................................................... 65

2.4. Ригидный/гибкий познавательный контроль ............................. 68

2.5. Толерантность к нереалистическому опыту ................................. 71

2.6. Фокусирующий/сканирующий контроль ..................................... 74

2.7. Сглаживание/заострение..................................................................... 78

2.8. Импульсивность/рефлективность ................................................... 79

2.9. Конкретная/абстрактная концептуализация ............................... 83

2.10. Когнитивная простота/сложность ................................................... 87

2.11. Расширение списка когнитивных стилей в современных

исследованиях .......................................................................................... 93

Глава 3. Проблема взаимосвязи когнитивных стилей ....................................... 99

3.1. Противоречия «множественной» и «унитарной» позиций

в изучении когнитивных стилей ....................................................... 99

3.2. ... 114

Глава 4. Соотношение стилевых и продуктивных аспектов

интеллектуальной деятельности .............................................................. 128

4.1. Традиционные критерии разграничения стилей

и способностей ....................................................................................... 128

4.2. Эмпирическое исследование связей стилевых

и продуктивных характеристик интеллектуальной деятельности ........................................................................................... 153


4_________________________________________Оглавление

Глава 5. Феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей ............. 161

5.1. Когнитивный стиль как квадриполярное измерение .............. 161

5.2. Эмпирическое исследование феномена «расщепления»

полюсов когнитивных стилей .......................................................... 192

Глава 6. Когнитивные стили: предпочтения или «другие»

способности? .................................................................................................... 224

6.1. Когнитивные стили как метакогнитивные способности ....... 224

6.2. Единство феноменологии когнитивных стилей

и интеллекта ............................................................................................ 245

Глава 7. Когнитивные стили в структуре индивидуальности........................ 255

7.1. Биологические и социальные детерминанты когнитивных

стилей......................................................................................................... 255

7.2. Когнитивные стили и свойства личности .................................... 265

7.3. Эмпирическое исследование связей когнитивных стилей

с познавательной направленностью личности ........................... 280

7.4. Объяснение причин индивидуального поведения

в контексте стилевого подхода......................................................... 286

Глава 8. Виды познавательных стилей ................................................................... 294

8.1. Уровни стилевого поведения............................................................ 294

8.2. Персональный познавательный стиль как результат

интеграции разных уровней стилевого поведения................... 319

Глава 9. Познавательные стили в учебной деятельности ............................... 325

9.1. Определение понятия «стиль учения» ......................................... 325

9.2. Проблема совмещения стиля учения и метода обучения ...... 340

Заключение ......................................................................................................................... 359

Именной указатель.......................................................................................................... 363

Предметный указатель ..................................................................................................364

Список литературы ......................................................................................................... 367

Название: Когнитивные стили. О природе индивидуального ума

СПб.: Питер, 2004.- 384 с.
PDF 1,82 Мб
Качество: отличное
Язык: русский
ISBN 5-469-00128-8
Серия: Мастера психологии

В учебном пособии, подготовленном на основе многолетнего чтения спецкурса, излагается один из важнейших разделов современной психологии - психология когнитивных (познавательных) стилей, характеризующих индивидуальные различия между людьми в способах познания окружающего мира. Описывается история изучения когнитивных стилей и современное состояние стилевого подхода. Впервые описан феномен "расщепления" полюсов когнитивных стилей, на основе которого предлагается новая трактовка когнитивных стилей как метакогнитивных способностей. Определяется их роль в регуляции интеллектуальной деятельности. Обсуждается вопрос об учете познавательных стилей учащихся в процессе обучения. Для студентов и преподавателей психологических факультетов, специалистов в области общей и дифференциальной психологии, школьных психологов и педагогов.

Оглавление

Предисловие ко 2-му изданию 5
Введение 8
Глава 1. Истоки стилевого подхода: альтернативный взгляд на природу

индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности 15
1.1. Основные этапы становления понятия «стиль» в психологии 15
1.2. Теоретические источники стилевого подхода в изучении интеллектуальной деятельности 23
1.3. Отличительные признаки когнитивных стилей 38
Глава 2. Психологическая характеристика основных когнитивных стилей 45
2.1. Полезависимость/поленезависимость 46
2.2. Узкий/широкий диапазон эквивалентности 60
2.3. Узость/широта категории 65
2.4. Ригидный/гибкий познавательный контроль 68
2.5. Толерантность к нереалистическому опыту 71
2.6. Фокусирующий/сканирующий контроль 74
2.7. Сглаживание/заострение 78
2.8. Импульсивность/рефлективность 79
2.9. Конкретная/абстрактная концептуализация 83
2.10. Когнитивная простота/сложность 87
2.11. Расширение списка когнитивных стилей в современных исследованиях 93
Глава 3. Проблема взаимосвязи когнитивных стилей 99
3.1. Противоречия «множественной» и «унитарной» позиций в изучении когнитивных стилей 99
3.2. Эмпирическое исследование связей когнитивных стилей... 114
Глава 4. Соотношение стилевых и продуктивных аспектов интеллектуальной деятельности 128
4.1. Традиционные критерии разграничения стилей и способностей 128
4.2. Эмпирическое исследование связей стилевых и продуктивных характеристик интеллектуальной деятельности 153
Глава 5. Феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей 161
5.1. Когнитивный стиль как квадриполярпое измерение 161
5.2. Эмпирическое исследование феномена «расщепления» полюсов когнитивных стилей 192
Глава 6. Когнитивные стили: предпочтения или «другие» способности? 224
6.1. Когнитивные стили как метакогнитивные способности 224
6.2. Единство феноменологии когнитивных стилей и интеллекта 245
Глава 7. Когнитивные стили в структуре индивидуальности 255
7.1. Биологические и социальные детерминанты когнитивных стилей 255
7.2. Когнитивные стили и свойства личности 265
7.3. Эмпирическое исследование связей когнитивных стилей с познавательной направленностью

личности 280
7.4. Объяснение причин индивидуального поведения в контексте стилевого подхода 286
Глава 8. Виды познавательных стилей 294
8.1. Уровни стилевого поведения 294
8.2. Персональный познавательный стиль как результат интеграции разных уровней стилевого

поведения 319
Глава 9. Познавательные стили в учебной деятельности 325
9.1. Определение понятия «с гиль учения» 325
9.2. Проблема совмещения стиля учения и метода обучения 340
Заключение 359
Именной указатель 363
Предметный указатель 364
Список литературы 367