Горький челкаш краткое содержание. Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький)

Потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. Оно почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел, пароходных винтов, острыми килями турецких фелюг и других судов, бороздящих по всем направлениям тесную гавань. Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом.

Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко в небе над гаванью, – к ним вздымаются с земли все новые и новые волны звуков – то глухие, рокочущие, они сурово сотрясают все кругом, то резкие, гремящие, – рвут пыльный, знойный воздух.

Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда и люди – все дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию. Но голоса людей, еле слышные в нем, слабы и смешны. И сами люди, первоначально родившие этот шум, смешны и жалки: их фигурки, пыльные, оборванные, юркие, согнутые под тяжестью товаров, лежащих на их спинах, суетливо бегают то туда, то сюда в тучах пыли, в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами, грудами товаров, гремящими вагонами и всем, что они создали. Созданное ими поработило и обезличило их.

Стоя под парами, тяжелые гиганты-пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают, и в каждом звуке, рожденном ими, чудится насмешливая нота презрения к серым, пыльным фигурам людей, ползавших по их палубам, наполняя глубокие трюмы продуктами своего рабского труда. До слез смешны длинные вереницы грузчиков, несущих на плечах своих тысячи пудов хлеба в железные животы судов для того, чтобы заработать несколько фунтов того же хлеба для своего желудка. Рваные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди и могучие, блестевшие на солнце дородством машины, созданные этими людьми, – машины, которые в конце концов приводились в движение все-таки не паром, а мускулами и кровью своих творцов, – в этом сопоставлении была целая поэма жестокой иронии.

Шум – подавлял, пыль, раздражая ноздри, – слепила глаза, зной – пек тело и изнурял его, и все кругом казалось напряженным, теряющим терпение, готовым разразиться какой-то грандиозной катастрофой, взрывом, за которым в освеженном им воздухе будет дышаться свободно и легко, на земле воцарится тишина, а этот пыльный шум, оглушительный, раздражающий, доводящий до тоскливого бешенства, исчезнет, и тогда в городе, на море, в небе станет тихо, ясно, славно…

Раздалось двенадцать мерных и звонких ударов в колокол. Когда последний медный звук замер, дикая музыка труда уже звучала тише. Через минуту еще она превратилась в глухой недовольный ропот. Теперь голоса людей и плеск моря стали слышней. Это – наступило время обеда.

Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых уголках, – появился Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки, а за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал.

Когда он поравнялся с одной из групп босяков-грузчиков, расположившихся в тени под грудой корзин с углем, ему навстречу встал коренастый малый с глупым, в багровых пятнах, лицом и поцарапанной шеей, должно быть, недавно избитый. Он встал и пошел рядом с Челкашом, вполголоса говоря:

– Флотские двух мест мануфактуры хватились… Ищут.

– Ну? – спросил Челкаш, спокойно смерив его глазами.

– Чего – ну? Ищут, мол. Больше ничего.

– Меня, что ли, спрашивали, чтоб помог поискать? И Челкаш с улыбкой посмотрел туда, где возвышался пакгауз Добровольного флота.

– Пошел к черту! Товарищ повернул назад.

– Эй, погоди! Кто это тебя изукрасил? Ишь как испортили вывеску-то… Мишку не видал здесь?

– Давно не видал! – крикнул тот, уходя к своим товарищам.

Откуда-то из-за бунта товара вывернулся таможенный сторож, темно-зеленый, пыльный и воинственно-прямой. Он загородил дорогу Челкашу, встав перед ним в вызывающей позе, схватившись левой рукой за ручку кортика, а правой пытаясь взять Челкаша за ворот.

– Стой! Куда идешь?

Челкаш отступил шаг назад, поднял глаза на сторожа и сухо улыбнулся.

Красное, добродушно-хитрое лицо служивого пыталось изобразить грозную мину, для чего надулось, стало круглым, багровым, двигало бровями, таращило глаза и было очень смешно.

– Сказано тебе – в гавань не смей ходить, ребра изломаю! А ты опять? – грозно кричал сторож.

– Здравствуй, Семеныч! мы с тобой давно не видались, – спокойно поздоровался Челкаш и протянул ему руку.

– Хоть бы век тебя не видать! Иди, иди!.. Но Семеныч все-таки пожал протянутую руку.

– Вот что скажи, – продолжал Челкаш, не выпуская из своих цепких пальцев руки Семеныча и приятельски-фамильярно потряхивая ее, – ты Мишку не видал?

– Какого еще Мишку? Никакого Мишки не знаю! Пошел, брат, вон! а то пакгаузный увидит, он те…

– Рыжего, с которым я прошлый раз работал на «Костроме», – стоял на своем Челкаш.

– С которым воруешь вместе, вот как скажи! В больницу его свезли, Мишку твоего, ногу отдавило чугунной штыкой. Поди, брат, пока честью просят, поди, а то в шею провожу!..

– Ага, ишь ты! а ты говоришь – не знаю Мишки… Знаешь вот. Ты чего же такой сердитый, Семеныч?..

– Вот что, ты мне зубы не заговаривай, а иди!.. Сторож начал сердиться и, оглядываясь по сторонам, пытался вырвать свою руку из крепкой руки Челкаша. Челкаш спокойно посматривал на него из-под своих густых бровей и, не отпуская его руки, продолжал разговаривать:

– Ну, ну, – ты это брось! Ты, – не шути, дьявол костлявый! Я, брат, в самом деле… Али ты уж по домам, по улицам грабить собираешься?

– Зачем? И здесь на наш с тобой век добра хватит. Ей-богу, хватит, Семеныч! Ты, слышь, опять два места мануфактуры слямзил?.. Смотри, Семеныч, осторожней! не попадись как-нибудь!..

Возмущенный Семеныч затрясся, брызгая слюной и пытаясь что-то сказать. Челкаш отпустил его руку и спокойно зашагал длинными ногами назад к воротам гавани. Сторож, неистово ругаясь, двинулся за ним.

«Челкаш» — одно из первых значительных произведений Горького, которое стало одним из самых знаменательных творений позднего романтизма. Оно соединило в себе черты нескольких направлений и предвосхитило появление особого течения в литературе – соцреализма, в рамках которого автор будет развиваться в дальнейшем.

Написан рассказ был в 1894 году в Нижнем Новгороде. Весьма одобрительно отнёсся В.Г. Короленко к этому сочинению и в 1895 году посодействовал его публикации в журнале «Русское богатство». С этого момента о Горьком серьезно заговорили в литературных кругах как о талантливом молодом писателе, а в 1898 году его рассказы были опубликованы в двух томах.

В основу сюжета легко откровение одного босяка, услышанное писателем в больнице. Познавший немало невзгод и трудностей в своей жизни, Горький хорошо понимал, о чём рассказал ему сосед по палате. Вдохновившись услышанным, он за два дня написал «Челкаша».

Жанр и направление

Горький — основоположник нового направления в русской прозе. Оно было отлично от линии Толстого и Чехова, для которой была характерна пуританская избирательность в пользу благовоспитанности и правильности. Это касалось и сюжета, и лексики. Пешков (настоящая фамилия писателя) значительно расширил возможную тематику произведений и обогатил словарь литературного языка. Ведущей тенденцией его творчества был реализм, но раннему периоду присущи черты романтизма, что проявилось и в «Челкаше»:

  1. Во-первых, поэтизация образа бродяги, явная симпатия к его жизненным принципам.
  2. Во-вторых, образы природы, разнообразие колоритов водной стихии: «море было спокойно, черно и густо, как масло».

Такие обновления в прозе приветствовали многие современники Горького. Например, Леонид Андреев, ведь то же влияние отразилось на его ранних рассказах («Ангел», «Баргамот и Гараська»).

Композиция

Рассказ состоит из вступления и 3 глав.

  1. Вводный раздел – экспозиция, где описывается место действия. Здесь автор дает представление читателю об окружающий среде главных героев. Первая глава содержит в себе характеристику Челкаша, знакомит с его настоящим, с его привычным образом жизни.
  2. Во второй главе мы узнаём о прошлом главного героя, перед читателем ещё глубже раскрывается его внутренний мир, а катализатором этого откровения становится его напарник. Здесь же находится кульминация рассказа. В финале проявляет свой характер другой герой – крестьянин Гаврила.
  3. Заканчивается же рассказ картиной моря, что позволяет говорить о кольцевой композиции произведения.

Конфликт

Пространство рассказа «Челкаш» вмещает в себя немало конфликтов, различного значения и масштаба.

  • Конфликт человека и научного прогресса. С этого начинается рассказ. Казалось бы, научный прогресс должен облегчить жизнь, сделать её комфортнее, но Горький противопоставляет сияющим и роскошным судам бедных, измождённых людей, которые обслуживают их.
  • Бродяжничество и крестьянство. Главные герои не приходят к окончательному выводу, что лучше: раздолье босяка или нужда крестьянина. Эти судьбы противоположны. Челкаш и Гаврила – представители разных социальных групп, но оба видят друг в друге родных для себя людей: Челкаш в бедном юноше находит мечтателя о свободе, а Гаврила в бродяге – такого же крестьянина.
  • Внутренний конфликт Челкаша. Главный герой чувствует свое превосходство над миром, освободившись от привязанности к конкретному дому, семье и прочих общечеловеческих ценностей. Его возмущает, что типичный человек, не преодолевший этой системы, может любить или ненавидеть то же, что и он.

Главные герои и их характеристика

Челкаш – романтизированный бродяга, настоящий романтический герой. У него есть свои моральные принципы, которым он всегда следует. Его идеология выглядит наиболее устойчивой и сформированной, нежели жизненная позиция Гаврилы. Это молодой крестьянин, который еще не определился, чего хочет добиться. Неопределенность невыгодно отличает его от главного героя. Гаврила, без особого желания согласившийся на «темное дело», выглядит более нелицеприятным героем, чем Челкаш. Этот закоренелый вор вызывает даже некую симпатию у читателя. У него более сложный внутренний мир, за его улыбкой и лёгкостью чувствуется боль воспоминаний о прошлом и тяжесть нужды, преследующей его ежечасно.

Произведение построено на антитезе и парадоксе: здесь противопоставляются друг другу честный вор и лживый крестьянин. Смысл этого противопоставления в том, чтобы по-новому взглянуть на положительные и отрицательные качества человека, как представителя определенной социальной группы, и на различные модели поведения. Бродяга может быть принципиальным и нравственным, а крестьянин – не только смиренным и честным работягой.

Темы

  • Смысл жизни. Главные герои рассуждают о смысле жизни. Челкаш, можно сказать, уже прошёл свой жизненный путь, но Гаврила еще в начале. Таким образом, нам представлены принципиально разные взгляды: молодого человека, и того, кто умудрён опытом. Мысли Гаврилы еще подчинены общепринятой ценностной системе крестьянина: обзавестись домом, создать семью. Это его цель, смысл жизни. Но Челкаш уже хорошо знает, что такое быть мужиком в деревне. Он сознательно выбрал тропу бродяги, не обременённого долгами, голодающей семьей и прочими бытовыми проблемами.
  • Природа. Она представлена как независимая, вольная стихия. Она вечна, она, безусловно, сильнее человека. Она сопротивляется попыткам людей обуздать её: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями <…> бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». В ответ она не щадит людей, обжигая палящим солнцем и леденя ветром. Роль пейзажа в произведении очень велика: он воплощает в себе идеал свободы и создает колоритную атмосферу.
  • Свобода. Что есть свобода: безбедная жизнь семьянина, обременённого домом, хозяйством и ответственностью, или вольное бродяжничество с ежедневным поиском средств на пропитание? Для Челкаша свобода – независимость от денег и душевное спокойствие, Гаврила же имеет лишь романтическое представление о вольной жизни: «Гуляй знай, как хошь, бога только помни…»
  • Проблемы

    • Алчность. Отношение к деньгам у героев разное, и на этом противопоставлению завязана проблематика рассказа «Челкаш». Казалось бы, испытывающий постоянную нужду босяк должен иметь более значительную потребность в средствах, нежели крестьянин, имеющий работу и жилье. Но на деле оказалось всё совсем наоборот. Гаврилой овладела жажда денег настолько сильно, что он был готов убить человека, а Челкаш рад был отдать напарнику всё, оставив себе лишь часть выручки на еду и выпивку.
    • Трусость. Умение проявить холодную рассудительность в нужной ситуации — весьма важное качество человека. Это говорит о силе воли и твердом характере. Таков Челкаш, он знает, что такое деньги, и предупреждает юнца: «Беда от них!». Герою противопоставлен трусливый Гаврила, дрожащий за свою жизнь. Эта черта говорит о слабохарактерности персонажа, которая раскрывается по ходу произведения все больше и больше.

    Смысл

    Поскольку сам Горький провел полжизни в нужде и бедности, он часто затрагивал в своих произведениях темы нищеты, которую читатель не видел, ведь его в основном пичкали историями о судьбах и быте дворян. Так вот, главная идея рассказа «Челкаш» – заставить публику по-иному взглянуть на социальную прослойку, так называемых, отверженных. В произведении звучит мысль о том, что если ты крестьянин с некоторым достатком, то тебя можно считать человеком, «у тебя лицо есть». А что же «шатающие»? Они не люди? Авторская позиция Горького – защита таких, как Челкаш.

    Отшельника больно задевает брошенная Гаврилой фраза: «Ненужный на земле!». Горький помещает героев в равные условия, но во время «ходки» каждый по-разному проявляет себя. Для Челкаша это привычное дело, ему нечего терять, но и особенно приобретать он не стремится. Поесть бы да выпить – вот его цель. Что же происходит с Гаврилой? Герой, говоривший о том, как важно помнить Бога, теряет свой моральный облик и пытается убить «хозяина». Для юноши Челкаш — жалкий босяк, о котором никто и не вспомнит, а ведь тот называет своего пособника братом! Справедливо ли после этого считать Гаврилу полноправным членом общества, а Челкаша лишать права называть себя человеком? Именно над этим заставляет задуматься Горький, поэтому он и делает образ вора и бродяги вызывающим симпатию у читателя, а Гаврила видится исключительно отрицательным героем.

    Безусловно, нельзя забывать, что это Гаврила попадает под губительное влияние разбойника и пьяницы. Но не его сила самая страшная, а денег. В них зло, по мнению автора. В этом и заключается главная мысль рассказа «Челкаш».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Максим Горький

«Челкаш»

I

Появляется Гришка Челкаш, «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». «Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбуждённой и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».

Челкаш ищет Мишку, с которым он вместе ворует. Один из сторожей сообщает ему, что Мишке отдавило ногу и его увезли в больницу. В бешеной сутолоке порта Челкаш чувствует себя уверенно. Он собирается «на дело», жалеет, что Мишка не сможет ему помочь. Челкаш встречает молодого парня, знакомится с ним, разговаривает по душам, входит к нему в доверие, представляется рыбаком (который, однако, ловит не рыбу). Парень, имя которого Гаврила, рассказывает, что ему нужны деньги, со своим хозяйством он не справляется, девушек с приданым за него не выдают, заработать он не может. Челкаш предлагает парню заработать, Гаврила соглашается.

Челкаш приглашает Гаврилу пообедать, причём берет еду в долг, и Гаврила сразу преисполняется уважения к Челкашу, «который, несмотря на свой вид жулика, пользуется такой известностью и доверием». За обедом Челкаш опаивает Гаврилу, и парень оказывается полностью в его власти. Челкаш «завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за неё, представляя, что она может ещё раз попасть в такие руки, как его… И все чувства в конце концов слились у Челкаша в одно — нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен».

II

Ночью Челкаш и Гаврила на лодке отправляются «на работу». Следует описание моря и неба (психологический пейзаж: «Что-то роковое было в этом медленном движении бездушных масс» — об облаках). Челкаш не сообщает Гавриле истинной цели их путешествия, хотя Гаврила, сидящий на вёслах, уже догадывается, что они вышли в море вовсе не затем, чтобы ловить рыбу. Гаврила пугается и просит Челкаша отпустить его. Челкаша же только забавляет страх парня. Челкаш отбирает у Гаврилы паспорт, чтобы тот не удрал.

Они пристают к стене, Челкаш исчезает и возвращается с чем-то «кубическим и тяжёлым». Гаврила поворачивает обратно, мечтая об одном: «скорей кончить эту проклятую работу, сойти на землю и бежать от этого человека, пока он в самом деле не убил или не завёл его в тюрьму». Гаврила гребёт очень осторожно, и им удаётся проскочить мимо охраны. Однако по воде шарит луч прожектора, Гаврила перепуган до полусмерти, но им снова удаётся скрыться.

Гаврила уже отказывается от вознаграждения, Челкаш начинает «искушать» парня: ведь по возвращении в родную деревню того ожидает прежняя унылая, беспросветная жизнь, сообщает, что за одну сегодняшнюю ночь он заработал полтысячи. Челкаш говорит, что если бы Гаврила работал с ним, то был бы первым богатеем на деревне. Челкаш даже расчувствовался и заговорил о крестьянской жизни. Он вспоминает своё детство, свою деревню, родителей, жену, вспоминает, как служил в гвардии, и как отец гордился им перед всей деревней. Размышления отвлекают Челкаша, и лодка едва не проезжает мимо греческого судна, на котором Челкаш должен отдать товар.

III

Челкаш и Гаврила ночуют на греческом корабле. Челкаш получает деньги, уговаривает Гаврилу ещё раз поработать с ним. Показывает Гавриле гору бумажек, которыми с ним расплатились греки. Гаврила дрожащей рукой хватает сорок рублей, выделенных ему Челкашом. Челкаш с неудовольствием отмечает, что Гаврила жаден, но считает, что от крестьянина другого и ожидать не приходится. Гаврила с возбуждением говорит о том, как хорошо можно жить в деревне, имея деньги.

На берегу Гаврила набрасывается на Челкаша, просит отдать ему все деньги. Челкаш отдаёт ему ассигнации, «дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу». Гаврила униженно благодарит, вздрагивает, прячет деньги за пазуху. Челкаш чувствует, «что он, вор, гуляка, оторванный ото всего родного, никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя». Гаврила бормочет, что думал убить Челкаша, потому что никто не станет допытываться, куда тот пропал. Челкаш хватает парня за горло, отбирает деньги, затем с презрением поворачивается и уходит.

Гаврила хватает тяжёлый камень, бросает его в голову Челкашу, тот падает. Гаврила бежит прочь, но потом возвращается и просит простить его и снять грех с души. Челкаш с презрением прогоняет его: «Гнус!.. И блудить-то не умеешь!..» Челкаш отдаёт Гавриле почти все деньги, кроме одной бумажки. Гаврила говорит, что возьмёт, только если Челкаш простит его. Начинается дождь, Челкаш поворачивается и уходит, оставив деньги лежащими на песке. У него подгибаются ноги, а повязка на голове все больше пропитывается кровью. Гаврила сгребает деньги, прячет их и широкими, твёрдыми шагами уходит в противоположную сторону. Дождь и брызги волн смывают пятно крови и следы на песке. «И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми».

Главный герой рассказа - Гришка Челкаш, умный и изворотливы вор, зарабатывающий себе на жизнь исключительно нечестным путем. Он появляется на берегу порта и ждет появления своего подельника Михаила, но сторож рассказывает, что тот повредил ногу и будет некоторое время в больнице. Челкаш немного расстроен, ведь на сегодняшнюю ночь у него большие планы, и в них Мишке отведена немалая роль. Вор понимает, что нужно искать замену.

В порту Гришка знакомится с деревенским парнем Гаврилой, который сходу ему начинает изливать душу: денег у него нет, в селе его никто не уважает и девушка с хорошим приданым за него никогда замуж не пойдет. Челкаш предлагает парню заработать, тот сомневается, потому что начинает понимать, что его собеседник мало похож на обычного рыбака, каким он назвался. Но жадность и желание наживы пересилило: вечером они встречаются на берегу моря.

Перед Гаврилой Челкаш поставил простую задачу - энергично работать веслами и помалкивать. Вся атмосфера вокруг нагоняет на Григория настоящий ужас, он четко понимает, что сейчас произойдет какое-то преступление, соучастником которого он станет. Он уже хотел повернуть назад, но чуткий Гришка, ощутив его настроение, начинает спрашивать его, что он будет делать в деревне с полученными деньгами. Григорий расслабляется, начинает мечтать о безбедной жизни и в этих мечтах привозит Челкаша к берегу, где тот забрал довольно увесистую прямоугольную коробку. Григорий снова начинает бояться, но новые слова о деньгах вселяют в него немного уверенности и он практически бесшумно проскальзывает перед самым носом охраны порта.

Воры доставили груз на греческий корабль, где и заночевали. Утром, получив деньги у греков, Челкаш начинает уговаривать своего нового подельника помочь ему еще и этой ночью. Для большей убедительности он дает ему 40 рублей, но Гаврила пока не дает никакого ответа. При этом Челкаш заметил в глазах деревенского парня настоящую алчность, понял, что это человек ради денег готов на любой, даже самый подлый поступок. Что-то перевернулось в душе матерого вора: он осознал, что даже несмотря на то, что уже много лет грабит людей, никогда не будет таким жалким и низким, как этот увалень.

Они приезжают на берег и Гаврила, совершенно не помня себя от жадности, начинает требовать у Гришки всю сумму, тот уступает его просьбе. И здесь раскрывается вся подлая натура Гаврилы: считая ассигнации, он бормочет, что если бы деньги Челкаш не отдал, то уже был бы мертв. Вор хватает парня за горло, отбирает деньги уходит прочь. Гаврила вслед бросает ему тяжелый камень, который попадет Челкашу прямо в голову, несколько секунд вор лежит без движения. Гаврила убегает, но скоро возвращается и начинает просить у Чекаша прощения. Тому противно слушать эти слова, он бросает практически все деньги и уходит, не оборачиваясь. Его голова болит, он чувствует, как рана на голове кровоточит.

Гаврила сгребает деньги и, воровато озираясь, уходит. Начинает капать дождь, вода вскоре смывает все следы развернувшейся на берегу человеческой драмы.

Сочинения

«Гордый человек» М. Горького (по рассказу М. Горького «Челкаш») Анализ рассказа М. Горького «Челкаш» Босяки - герои или жертвы?(по рассказу "Челкаш") Герои ранней романтической прозы М.Горького Образ босяка в рассказе М. Горького «Челкаш» Образ Челкаша в рассказе Горького "Челкаш" Образы Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького "Челкаш") Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа). Роль пейзажа в рассказах И. А. Бунина «Кавказ» и М. Горького «Челкаш» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Роль пейзажа в рассказе

Начинается повествование ярким описанием шумного южного порта, полного своеобразного величия, но те, кто создал весь этот «гимн Меркурию», жалки и ничтожны. Суетливые и пыльные, как муравьи, они оказались в плену у собственного

Детища.

В этом порту среди оборванцев особенно выделяется хищный, похожий на степного ястреба, пьяница и ловкий вор, Гришка Челкаш. Он разыскивает своего напарника Мишку, с которым вместе ворует. Но оказывается, что тому раздавило ногу, и его увезли в больницу.

Уходя из порта, вор размышляет о свое «деле», которое далее описывает в рассказе «Челкаш» Горький. Краткое содержание же перейдет сразу к его встрече с деревенским парнем Гаврилой.

Челкаш предложил сильно нуждающемуся в деньгах парню ночную работу. И, разглядывая его, проникся к Гавриле сложными чувствами, в которых слилось нечто «отеческое и хозяйственное».

Только уже в лодке, в ночном море, которое не может описать краткое содержание, Челкаш показывает свою ловкость и любовь к этой необузданной стихии. Здесь он как дома. А Гаврила признается, что боится моря, кроме того, он догадывается, наконец, о цели их путешествия, и это вызывает в нем настоящую панику. Челкаш, чтобы напарник не убежал, отбирает у него паспорт, и Гаврила вынужден повиноваться.

Умирающий от страха парень дожидается в лодке вора, пока тот уходит за добычей, а затем, стараясь не попадать в лучи прожектора таможенного крейсера, подбадриваемый пинками Челкаша, минует препятствия.

По дороге к скупщикам краденого вор втягивает Гаврилу в разговор о сельской жизни, хозяйстве и вспоминает свою деревенскую семью. Испытывая самые противоречивые чувства, которые не может описать краткое содержание, Челкаш увлекся рассуждением о том, для крестьянина. Бродяга считал, что клочок земли делает мужика самому себе хозяином. И тут же осекается из-за реплики Гаврилы, что сказанное правда, потому что Челкаш оторвался от земли и вот чем стал!

Больно уязвленный словами мужика, Челкаш предлагает ему влезть на борт барки, где у них заберут украденное и, пообещав, что к утру будут деньги, укладывается вместе с ним спать.

Поутру Гаврила уже называл Челкаша барином, потому что увидел того преображенным, одетым в потертые и рубаху. А обнаружив в руках посмеивающегося вора пять радужных бумажек, деревенский мужик теряет голову. Получив свою долю, он догоняет Гришку и, дернув за ноги, валит на землю. Бродяга ожидал драки, но услышал лишь шепот, с мольбой отдать все деньги, ведь Челкаш пропащий, ему нет пути.

О том, какое брезгливое чувство испытал вор к крестьянину, не расскажет краткое
содержание. Челкаш же швырнул Гавриле всю пачку, удивляясь, как можно ради денег так унизиться. А мужик, собирая деньги, объяснял, что собирался убить напарника, все равно ведь его не будут искать. Этого вор не смог выдержать. Забрав все назад, он пошел прочь. Но в голову со спины ему полетел камень, брошенный Гаврилой. Челкаш упал. А очнулся от того, что его тормошил перепуганный мужик и просил прощения.

Вновь отдав Гавриле деньги, Челкаш на этот раз ушел в свою сторону, а вымоливший прощения мужик, перекрестившись, в свою.

Драму между двумя людьми, которую не может полностью донести краткое содержание, «Челкаш» раскрывает ярко и незабываемо. И заставляет подумать о том, что же такое человек и на что он способен.

Созданный в 1894 году.

В центре его внимания - жизнь «босяков»-контрабандистов, бедных людей, совершающих противозаконные поступки ради того, чтобы выжить.

Сюжет

Начало рассказа - описание порта. Работа кипит там с самого утра - гудят пароходы, звенят якорные цепи, снуют грузчики и т. д.

Ближе к обеду «на сцене» появляется Гришка Челкаш - как будто бы один из множества местных бедняков, однако разительно выделяющийся среди них. Сам его внешний облик говорил, что это человек ловкий и резкий, умелый вор и мошенник. Он и был вором, точнее - контрабандистом.

Челкаш искал Мишку - своего напарника, с которым должен был отправиться на очередное «дело». Узнав от сторожа, что Мишка лежит в больнице, он стал думать, как бы самому сделать это дело.

И тут ему попадается Гаврила - сильный и мощный молодой человек, который приехал в порт, чтобы подзаработать; он хочет поправить своё материальное положение, а ещё жениться, потому что уже «пора».

Гаврила и Челкаш разговаривают «по душам»; Челкаш представляется ему рыбаком, который при этом вместо рыбы ловит кое-что другое. Он предлагает Гавриле подзаработать, на что тот сразу соглашается. Он ведёт своего нового подельника в трактир, где щедро его угощает, взяв еду в долг. Гаврила ещё больше проникся уважением к Челкашу, видя, какую известность он имеет в порту, несмотря на свой, казалось бы, непрезентабельный вид.

Челкаш спаивает своего товарища, чтобы тот полностью доверился ему и не перечил. Чувства его к Гавриле были неоднозначные:

С одной стороны, ему было жалко этого «малого», который попал в затруднительную ситуацию;

С другой стороны, он завидовал ему, поскольку Гаврила был молод и привлекателен, хотя и беден;

С третьей стороны, он просто хотел воспользоваться им для собственной выгоды.

Челкаш и Гаврила выходят «на дело» ночью; Гавриле доверяются вёсла. О том, чем они будут заниматься, Челкаш ему не говорит. Впрочем, Гаврила вскоре догадывается об истинной цели путешествия. Ему становится страшно, но Челкаш только потешается над ним. Гаврила умолял его отпустить, но Челкаш не согласился и даже отобрал у него паспорт, чтобы тот не убежал.

В те времена даже просто ходить по улице без паспорта было строжайше запрещено. Гаврила, таким образом, оказывается в полной власти своего начальника. Они подплывают к стене. Челкаш уходит и возвращается с каким-то тяжёлым грузом. Гаврила в это время думает только об одном - как бы побыстрее закончить эту работу и убежать от разбойника, пока он его не убил или не довёл до тюрьмы.

Гаврила гребёт осторожно, чтобы не привлекать внимания охраны, и им удаётся доплыть до берега. Затем Челкаш предлагает Гавриле и дальше сотрудничать с ним. Тот наотрез отказывается и не хочет доводить до конца даже это дело, пусть даже он и не получит своей награды. Челкаш в ответ его только «искушает» - рассказывает, какие богатства он может с ним заработать, как потом заведёт благополучную крестьянскую жизнь.

Тут-то мы узнаём и о жизни самого Челкаша - откуда он родом, как жил в молодости, что подвигло его на совершение преступлений. Он тоже был крестьянином, имел жену, даже служил в гвардии и был гордостью семьи. За этими разговорами они чуть не проплыли мимо греческого корабля, куда должны были отдать товар. Они забрались на него, Челкаш рассчитался с греками. На этом судне они и переночевали.

Челкаш выдал своему подельнику 40 рублей и снова попытался привлечь его к «профессии», показывая гору денег, которую ему дали греки. На берегу Гаврила набросился на Челкаша и потребовал отдать все деньги. Тот отдал. Гаврила униженно забрал деньги и повернулся, чтобы уйти; на прощанье он сказал, что имел мысль убить Челкаша. Тот схватил его за горло и забрал свои деньги назад, после чего ушёл.

Гаврила кинул в Челкаша тяжёлым камнем и попал в голову. Сначала убежал, но вернулся подошёл к нему и просил прощения. Тот его не простил, но отдал все деньги, кроме одной бумажки. Между ними произошёл тяжёлый разговор, в ходе которого Гаврила сказал, что возьмёт деньги только в том случае, если он его простит; но затем сгребает всё до копейки. Бывшие подельники рассорились и расстались, после этого больше никогда не встречались.