Загладин всемирная история. Загладин Н.В. Всемирная история. XX век - файл n1.doc

Н.В. ЗАГЛАДИН

Новейшая история зарубежных стран. XX век
Учебник для учащихся 9 класса

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника по истории для 9 класса общеобразовательных учреждений
Москва

«Русское слово»

1999
Загладин Н.В.

Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса. - М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - PC», 1999. - 352 с: ил.

ISBN 5-8253-0015-5

Книга доктора исторических наук, профессора Н.В. Загладина представляет собой учебник нового поколения, носит оригинальный, новаторский, ориентированный на школьника XXI века характер. Теоретические положения учебника удачно сочетаются с конкретным историческим материалом.

ISBN 5-8253-0015-5

© Загладин Н.В., 1999

© Ларина Л.И., 1999

©Якубовский С.Н., 1999

© ООО *ТИД «Русское слово-РС», 1999

Глава I. МИР НА РУБЕЖЕ НОВОЙ ЭПОХИ 5

§ 1. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ: ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ 5

§ 2. НАРОДЫ КОЛОНИАЛЬНЫХ И ЗАВИСИМЫХ СТРАН НА ПУТИ К ПРОБУЖДЕНИЮ 10

§ 3. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ. 1900-1914 гг. 14

Глава II. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ЕЕ ИТОГИ 18

§ 4. ПРИЧИНЫ И НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВОЙНЫ 18

§ 5. НА ФРОНТАХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 21

§ 6. ТРУДНЫЙ ПУТЬ К МИРУ. ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА 27

Глава III. ПУТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1920-1930-х гг. 31

§ 7. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЕВРОПЕ И АЗИИ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 31

§ 8. «ЛЕВЫЕ» И «ПРАВЫЕ » В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН В 1920-е гг. 36

§ 9. МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929-1932 гг. И «НОВЫЙ КУРС» Ф.Д. РУЗВЕЛЬТА 40

§ 10. ТОТАЛИТАРИЗМ В ГЕРМАНИИ И ИТАЛИИ. МИЛИТАРИСТСКИЙ РЕЖИМ В ЯПОНИИ 44

§ 11. АЛЬТЕРНАТИВА ФАШИЗМУ: ОПЫТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ФРАНЦИИ 49

§ 12. МИЛИТАРИЗМ И ПАЦИФИЗМ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ 53

Глава IV. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 58

§ 13. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД МИРОВОЙ ВОЙНЫ И «НОВЫЙ ПОРЯДОК» В ЕВРОПЕ И АЗИИ. ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ 59

§ 14. АНТИГИТЛЕРОВСКАЯ КОАЛИЦИЯ 63

§ 15. ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ПОБЕДЕ 69

§ 16. ИТОГИ И УРОКИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОЗДАНИЕ ООН 74

Глава V. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ 78

§ 17. ИСТОКИ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» И СОЗДАНИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ БЛОКОВ 78

§ 18. КРУШЕНИЕ КОЛОНИАЛИЗМА, ЛОКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 84

§ 19. ПАРТНЕРСТВО И СОПЕРНИЧЕСТВО СВЕРХДЕРЖАВ. КРИЗИС ПОЛИТИКИ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» И ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ 88

Глава VI. ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ, 1945-1999 гг. 93

§ 20. США: «ВЕЛИКОЕ ОБЩЕСТВО» ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ 94

§ 21. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ 98

§ 22. НЕОКОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1980-х гг. В СТРАНАХ ЗАПАДА 102

§ 23. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ 106

§ 24. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА: ОТ ТОТАЛИТАРИЗМА К ДЕМОКРАТИИ 109

Глава VII. ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ В АЗИИ, АФРИКЕ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ 113

§ 25. ЯПОНИЯ И НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ 114

§ 26. КИТАЙ НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИЯ 117

§ 27. ИНДИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА 120

§ 28. ИСЛАМСКИЙ МИР: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ 123

§ 29. АФРИКА К ЮГУ ОТ САХАРЫ: ОПЫТ НЕЗАВИСИМОГО РАЗВИТИЯ 127

Глава VIII. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ МИРА В XX ВЕКЕ 133

§ 31. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ, ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА 134

§ 32. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 136

§ 33. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА 140

Глава IX. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ НА РУБЕЖЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ 142

§ 34. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ 142

§ 35. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА: НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ 145

§ 36. «КОНФЛИКТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»: ЭТНИЧЕСКИЙ РЕНЕССАНС КОНЦА XX ВЕКА 149

§ 37. ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВО-БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 153

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА 1900-1999 гг.* 156

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИИ 162

Введение

XX век во многом был переломным для человечества. Как по насыщенности событиями, так и по масштабу перемен в жизни народов он был равнозначен столетиям мирового развития в прошлом.

Основой произошедших перемен стало значительное ускорение темпов научно-технического прогресса, расширение горизонтов знаний. В XIX веке для удвоения объема научных знаний, в среднем, требовалось 50 лет, к концу XX века - около 5 лет. Их плоды буквально революционизировали все стороны жизни большинства народов мира.

Появились новые источники энергии (атомной, солнечной). Получили развитие новые технологии, обеспечивающие автоматизацию и роботизацию производства, возникла возможность получения веществ с заранее заданными свойствами, не существующими в природе. Были внедрены новые средства обработки и культивации земель, биотехнологии, методы генной инженерии. Все это позволило в десятки раз повысить производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве. Только за период 1850-1960 гг. объем производства товаров и услуг в промышленно развитых странах Европы и Северной Америки увеличился в 30 раз. Достижения медицины, внедрившиеся в самых отдаленных уголках планеты, обеспечили удвоение средней продолжительности жизни людей (примерно с 32 до 70 лет). Численность населения мира в XX веке, несмотря на то что он ознаменовался самыми кровопролитными войнами в истории, увеличилась примерно в 3,5 раза - с 1680 млн. человек в 1900 г. до 5673 млн. в 1995 г. Отметим, что для предыдущего утроения численности землян потребовалось 250 лет.

Наиболее зримые и наглядные перемены произошли в быте людей, их производственной деятельности. В начале века лишь в Великобритании большая часть населения жила в городах. В большинстве же стран мира, включая, Россию, 8-9 человек из десяти жили в сельской местности, обрабатывая землю преимущественно вручную или с использованием рабочего скота, не зная электричества. К концу века уже в большинстве стран мира почти половина населения живет в городах-гигантах (мегаполисах), занята в промышленности, сфере услуг, науке, управлении.

Качественно нового уровня развития достигли средства коммуникации между людьми, народами, государствами. Это было связано с развитием транспорта, особенно воздушного, появлением электронных средств массовой информации (радио, телевидения), повсеместной телефонизацией, складыванием глобальных компьютерных информационных сетей (Интернет). В итоге произошло углубление международного разделения труда, активизировался обмен научно-технической информацией, идеями, культурными ценностями жилось миграция населения.

В наибольшей степени научный прогресс затронул военно-техническую сферу. ХХ век имеет все шансы войти в историю как век самых разрушительных войн, которые когда-либо знала цивилизация. Век, когда с изобретением оружия массового поражения (ОМП) - прежде всего ракетно-ядерного, а также биологического, химического, геофизического - человечество впервые приобрело возможность уничтожить само себя и неоднократно оказывалось на грани использования этой возможности.

Такое понятие, как «прогресс», подразумевающее перемены, происходящие на благо человека, не вполне применимо для обозначения процессов, развернувшихся в мире в XX веке. Бесспорно, что условия жизни и труда во многих странах мира существенно улучшились. Постепенно повышался уровень жизни, сокращалась продолжительность рабочего дня, сам труд приобретал все более творческий характер. Для основной массы населения, особенно развитых стран, улучшились условия досуга, доступа к образованию, медицинскому обслуживанию, участия в общественно-политической жизни.

В то же время изменения облика мира повлекли за собой обострение многих прежних проблем, породили новые, угрожающие самим основам существования цивилизации.

В конце века продолжают обостряться проблемы ресурсной базы дальнейшего развития, истощения мировых запасов сырья и энергоносителей. Среда обитания человека все больше загрязняется промышленными и бытовыми отходами. Увеличивается число «горячих точек» - стран, где возрастает напряженность в этнических и социальных отношениях, жизнь людей постоянно подвергается опасности. Все это, а также нестабильность мировой экономики, международной финансовой системы требуют качественно нового уровня сотрудничества государств для упорядочения мирового развития, придания ему устойчиво-безопасного характера. Однако из-за неравномерности темпов общественного, политического, социально-экономического развития основных регионов мира близкими соседями в рамках одного, ставшего единым планетарного пространства оказываются народы, живущие как бы в разном историческом времени, решающие различные задачи. Одни овладели самыми передовыми технологиями, создали конкурентоспособную экономику и стремятся к наибольшей открытости мировых рынков. Другие решают задачи преодоления отсталости, третьи лишь недавно обрели собственную государственность, ищут свое место в меняющемся мире. Эта ситуация неблагоприятна для поиска приемлемых для всех конструктивных решений. Более того, она порождает новые противоречия.

Если конфликты на международной арене могут быть преодолены за счет компромисса, соглашения между его участниками, то значительно сложнее решить проблему так называемого футурошока, кризиса самого человека. Суть его состоит в том, что, ориентируясь в повседневных реальностях современной жизни на бытовом уровне, человек, перегруженный потоками информации, нередко не успевает воспринять и адекватно отразить в своей деятельности смысл современных социально-экономических, глобальных процессов.

Эффект кризиса человека проявляется в различных формах. В частности, в росте числа психических заболеваний, наблюдающемся в самых благополучных, на первый взгляд, странах; в страхе перед будущим, «изучении» его с помощью магии и гороскопов, а не науки; в попытках искусства отразить современный мир обращением к подсознанию, иррациональным началам; в возникновении массовых, нетрадиционных движений, с откровенным страхом и враждебностью относящихся к переменам, научно-техническим достижениям; в неудачных решениях политиков, не учитывающих реальности мира, в котором они действуют.

В этих условиях изучение истории XX века приобретает особую актуальность. Позволяя увидеть истоки тенденций современного мирового развития, историческое знание если и не дает готовых рецептов решения насущных проблем современности, то закладывает основу их понимания.



Все книги автора: Загладин Н. (2)

Загладин Н. Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10-11 классов

Введение 5
ЧАСТЬ I. МИР В ИНДУСТРИАЛЬНУЮ ЭПОХУ: 1900—1945 ГГ. 7
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 7
§ 1. ИСТОКИ УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ 7
Причины ускорения научно-технического развития. 8
Революция в естествознании. 8
§ 2. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И НОВЫЙ ЭТАП ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 10
Развитие наземного и морского транспорта. 11
Авиация и ракетная техника. 11
Новые конструкционные материалы и энергетика. 12
Переход к индустриальному производству. 12
ГЛАВА 2. МИР НА РУБЕЖЕ XIX — XX ВВ. 14
§ З. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, РОССИЯ И ЯПОНИЯ: ОПЫТ МОДЕРНИЗАЦИИ 14
Две модели индустриального развития. 14
Роль государства в модернизации России, Германии и Японии. 16
Социальные итоги модернизации. 16
§ 4. ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА 18
Метрополии, колониальные и зависимые страны. 18
Экономические кризисы и конкуренция на международной арене. 19
Колониализм и его последствия для индустриальных стран. 20
§ 5. ПУТИ РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ 23
Причины подъема антиколониальных движений. 23
Страны Азии в начале XX века. 24
Особенности развития стран Латинской Америки. 26
§ 6. ДЕРЖАВНОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО И ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 28
Дальневосточный и балканский узлы противоречий. 29
Союз Центральных держав и Антанта. 30
Мировая война 1914—1918 гг. 30
ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 33
§ 7. МАРКСИЗМ, РЕВИЗИОНИЗМ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ 33
Учение К. Маркса и рабочее движение. 33
Ревизионизм в партиях II Интернационала. 34
Социал-демократия и идеи В.И. Ленина. 35
Создание Коминтерна. 35
Из работы Р. Люксембург «Социальная реформа или революция?»: 36
§ 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ 37
Формы социальных отношений. 37
Облик рабочего класса индустриальных стран. 37
Два течения в профсоюзном движении. 38
§ 9. РЕФОРМЫ И РЕВОЛЮЦИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ 1900—1945 ГГ. 41
Реформы и социальная инженерия. 41
Революции и насилие: опыт России. 42
Революции XX века: основы типологии. 42
ГЛАВА 4. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН 45
§ 10. ЭВОЛЮЦИЯ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ 45
Либеральное государство в начале XX века. 45
Социальная политика: опыт Западной Европы. 47
«Новый курс» Ф.Д. Рузвельта и его итоги. 48
§ 11. ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ФЕНОМЕН XX ВЕКА 51
Идеологические и политические основы тоталитаризма. 51
Особенности тоталитарных режимов. 52
Сила и слабость тоталитаризма. 52
§ 12. ФАШИЗМ В ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ 54
Идеология фашистских партий. 54
Фашистский режим в Италии. 55
Особенности германского фашизма. 56
§ 13. СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ ТОТАЛИТАРИЗМА 59
Партия большевиков: путь к власти. 59
От «военного коммунизма» к нэпу. 60
Тоталитарная диктатура в СССР и ее особенности. 60
ГЛАВА 5. МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: 1900—1945 ГГ. 64
§ 14. ПРОБЛЕМЫ ВОЙНЫ И МИРА В 1920-Е ГГ., МИЛИТАРИЗМ И ПАЦИФИЗМ 64
Антанта и Советская Россия. 64
Мирный план В. Вильсона. 65
Итоги первой мировой войны. 65
Пацифизм 1920-х гг. 66
§ 15. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 1920-Х ГГ. 68
Брестский мир 1918 г. и его последствия. 68
Гражданская война и интервенция, 1918—1922 гг. 69
Советская дипломатия 1920-х гг. 69
Коминтерн и внешняя политика СССР. 70
§ 16. НА ПУТЯХ КО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 72
Очаги военной опасности. 73
Политика умиротворения агрессоров. 74
Советско-германский договор о ненападении. 74
§ 17. ОТ ЕВРОПЕЙСКОЙ К МИРОВОЙ ВОЙНЕ: 1939—1941 ГГ. 77
Первый этап войны, 1939—1941 гг. 77
Нападение Германии на СССР. 78
Создание антигитлеровской коалиции. 79
§ 18. АНТИФАШИСТСКАЯ КОАЛИЦИЯ И ИТОГИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 82
Трудный путь к победе. 82
СССР и страны Запада: проблемы взаимоотношений. 83
Итоги второй мировой войны. 84
Создание ООН. 85
Роль Восточного фронта во второй мировой войне 85
ГЛАВА 6. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ 87
§ 19. ТЕНДЕНЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ 87
§ 20. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА 91
§ 21. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ, ТЕАТР, КИНО 94
ЧАСТЬ II. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА РУБЕЖЕ НОВОЙ ЭРЫ 97
ГЛАВА 7. УСКОРЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 97
§ 22. ТЕХНОЛОГИИ НОВОЙ ЭПОХИ 97
Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы. 97
Электроника и робототехника. 99
§ 23. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 100
Автоматизация и роботизация производства. 100
Индустрия производства знаний. 101
Новая структура занятости. 101
§ 24. ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 103
Предпосылки и итоги возникновения ТНК. 103
Конкуренция в научно-технической сфере. 104
Противоречия современного мира . 105
ГЛАВА 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ 106
§ 25. НАЕМНЫЕ РАБОТНИКИ: СЛУЖАЩИЕ И «СРЕДНИЙ КЛАСС» 106
Рабочие в информационном обществе. 106
Служащие и «революция управляющих». 107
«Средний класс»: основные черты. 107
§ 26. НОВЫЕ МАРГИНАЛЬНЫЕ СЛОИ 109
Причины и формы маргинализации. 109
Зоны социального упадка. 110
§ 27. БУРЖУАЗИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК 111
Мелкие собственники города и деревни. 111
Средняя и крупная буржуазия. 112
ГЛАВА 9. ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 113
§ 28. МОДЕРНИЗАЦИЯ, МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ И ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 114
Понятие этносоциальных отношений. 114
Миграции населения: насильственные и добровольные. 114
Иммиграционная политика и трудовые миграции. 115
§ 29. ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ИХ РЕШЕНИЯ 117
Межэтнические конфликты 1960—1970-х гг. в странах Запада. 117
Борьба с расизмом и расовой дискриминацией . 117
ГЛАВА 10. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 120
§ 30. НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» И СТАНОВЛЕНИЕ ДВУХПОЛЮСНОГО МИРА 120
Истоки и причины «холодной войны». 120
«План Маршалла» и раскол Европы. 121
Военное соперничество СССР и США. 122
§ 31. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»: ОТ БЕРЛИНСКОГО ДО КАРИБСКОГО КРИЗИСА 124
Берлинский кризис 1948 г. и его последствия. 124
Война в Корее, 1950 124
Политика мирного сосуществования. 125
Карибский кризис 1962 г. и его значение. 126
§ 32. ПЕРИОД «ПАРТНЕРСТВА И СОПЕРНИЧЕСТВА» 127
Разрядка международной напряженности. 127
Обострение глобального противоборства в начале 1980-х гг. 128
Новое политическое мышление и завершение «холодной войны» . 129
ГЛАВА 11. ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ОТ «ОБЩЕСТВА БЛАГОДЕНСТВИЯ» К НЕОКОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ 130
§ 33. «ОБЩЕСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ»: ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 131
Формирование социально ориентированной рыночной экономики. 131
Методы осуществления социальной политики. 132
§ 34. КРИЗИС МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ: 1970-Е ГГ. 134
Новые проблемы развития в 1970-е гг. 134
Коммунисты и «новые левые» в Европе. 135
§ 35. НЕОКОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1980-х гг. И ЕЕ ИТОГИ 136
Неоконсерватизм как идейное течение. 137
Социально-экономическая политика неоконсерватизма. 137
§ 36. СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ И НЕОЛИБЕРАЛИЗМ В 1990-е гг. 139
Социал-демократия: этапы развития. 139
Идеология современной европейской социал-демократии. 140
Массовые движения в политической жизни. 140
§ 37. ИНТЕГРАЦИЯ РАЗВИТЫХ СТРАН И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 142
Ступени интеграции в Западной Европе. 142
Итоги европейской интеграции. 143
Интеграционные процессы в Северной Америке . 144
ГЛАВА 12. СССР И СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 145
§ 38. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА 146
Восточная Европа: особенности модели развития. 146
Политика СССР в отношении восточноевропейских стран. 147
Углубление кризиса «реального социализма». 148
§ 39. ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ТОТАЛИТАРНОГО СОЦИАЛИЗМА В СССР 149
Крах административно-командной системы. 149
Кризис идеологии. 150
Изоляция на международной арене. 151
§ 40. СССР И ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА: ОПЫТ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 153
От перестройки к демократической революции. 153
Восточная Европа после социализма. 154
Кризис в СССР: причины и следствия. 154
§ 41. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ: ПОИСК ПУТИ РАЗВИТИЯ 157
Политическое развитие Российской Федерации. 160
Россия в СНГ . 160
ГЛАВА 13. СТРАНЫ АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ: ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ 162
§ 42. ОСВОБОЖДЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ 163
Конфликты и кризисы в развивающихся странах. 163
Итоги первых преобразований. 163
Истоки сложностей модернизации в 1990-е гг. 164
§ 43. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ 165
Идеи социализма и социалистической ориентации в Азии и Африке. 166
Опыт новых индустриальных стран. 167
Специфика стран Южной Азии. 168
Исламский мир. 169
§ 44. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА МЕЖДУ АВТОРИТАРИЗМОМ И ДЕМОКРАТИЕЙ 169
Авторитарные режимы: опыт модернизации. 170
Перонизм и демократия в Латинской Америке. 171
Латиноамериканские страны в 1990-е гг. 172
ГЛАВА 14. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 173
§ 45. НАУКА, ИДЕОЛОГИЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА 173
Теории общественного развития. 173
От «конца идеологии» к реидеологизации. 174
§ 46. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 176
Культура молодежного бунта. 177
Расцвет национальных культур. 178
Духовная оппозиция тоталитаризму в СССР . 179
ГЛАВА 15. МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ 180
§ 47. ВОЕННАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УГРОЗЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ 180
Ядерное и обычное оружие: проблема распространения и применения. 180
Проблема ресурсов и загрязнения биосферы. 181
§ 48. УСТОЙЧИВО-БЕЗОПАСНОЕ РАЗВИТИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ 182
Высокие технологии и международное сотрудничество. 182
Экология и развитие 183
§ 49. МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: РОССИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ 186
Роль международных организаций в современном мире. 186
Проблемы нового миропорядка. 187
Российская Федерация и международная безопасность. 188
Заключение 190
КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ XX ВЕКА 191
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 198

Введение

История XX века характеризуется беспрецедентными по масштабам и динамизму переменами, затронувшими все сферы жизни общества в большинстве стран мира. Значительно возросло взаимовлияние народов друг на друга, их взаимодействие. На международной арене конкуренция, противоборство индустриальных государств, приведшие к двум мировым войнам, сменились к концу века сотрудничеством большинства из них. Началось формирование устойчивого миропорядка, построенного на принципах права, взаимоуважения ведущими странами интересов друг друга.
Сложившийся со времен «отца исторической науки» Геродота (490—425 гг. до н. э.) подход к изучению истории как суммы событий, произошедших в отдельных странах, связанных друг с другом преимущественно войнами и дипломатией, неприменим для осмысления реальностей XX века.
Бесспорно, что в XIX веке, в период, когда небольшая группа европейских стран играла роль индустриальных центров мира, мощь и техническая оснащенность их флотов и армий позволяли им захватывать и осваивать земли в любой части мира. История этих стран и была всемирной историей. Другие народы, какой бы вклад они ни внесли в развитие мировой цивилизации и культуры, обрекались на пассивную роль объектов воздействия в мировой политике и международных отношениях.
В XX веке ситуация кардинально изменилась. Возрастающую роль в мировом развитии еще в начале века стали играть неевропейские страны - США и Япония. После второй мировой войны на международной арене выдвинулись Китай и Индия. К ним добавились десятки стран Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки, Африки, располагающие большими людскими, природными ресурсами, внушительным промышленным потенциалом. Членами ООН в современном мире является 185 суверенных государств, большинство из которых участвует также в региональных и субрегиональных объединениях. Всего же в мире насчитывается 193 государства.
В этих условиях описание мировой истории как суммы историй отдельных стран, вполне уместное в справочных изданиях, становится совершенно недостаточным и даже нецелесообразным в рамках учебного, школьного курса истории современности. Прежде всего такой подход приводит к перенасыщению курса конкретной исторической информацией (именами, датами, цифрами, названиями). При внешнем ее изобилии она в любом случае окажется неполной. Но даже овладение этой информацией даст лишь фрагментарную картину мирового развития.
При рассмотрении истории XX века в традиционном ключе, как суммы историй отдельных государств, за конкретным материалом теряется видение тех общих проблем и процессов, которые и определяли ход мирового развития. Большая часть этих проблем связана с переменами в самих основах бытия современной цивилизации. Это, в частности, новые рубежи развития науки и техники; переход к новому типу производства, его социальные, политические последствия; углубление и интенсификация мирохозяйственных связей; возникновение глобальной взаимозависимости народов и государств в обеспечении военной, экологической, экономической, информационной безопасности и соответствующих интересов. Многие из происходивших на протяжении XX века перемен далеки от завершения, их последствия проявятся в полном объеме лишь в грядущем тысячелетии. Тем большее значение приобретает подготовленность российской молодежи к пониманию современных реальностей во всей их сложности и противоречивости.
Различия во взглядах современников на то, что определяло ход мирового развития, что в нем было главным, рождают споры между учеными не только в оценке значимости тех или иных событий, но и в периодизации истории XX века. Бесспорно, в жизни каждого народа были переломные события, которые открывали для него новый период развития, но это не значит, что они становились рубежными для человечества. При изучении всемирной истории необходимо исходить из понимания мирового развития как процесса постоянно происходящих взаимосвязанных изменений во всех сферах жизни обществ, государств, в их отношениях, во взаимодействии народов с природной средой их обитания. Когда эти изменения сказываются на облике если не всего мира, то жизни большинства населения Земли, то правомерно говорить о наступлении нового этапа всемирной истории. Иногда он бывает связан с совершенно очевидными, непосредственно затрагивающими многие народы событиями (такими, как окончание второй мировой войны, завершение «холодной войны» и распад СССР). В других случаях переход к новому этапу оказывается растянут по времени на несколько лет. Тогда за переломную может быть принята некая условная дата.
В первые десятилетия XX века особенности экономических и социальных процессов, протекающих в индустриальных державах, определяли усиление противоречий в мировом развитии. С ростом концентрации производства и капитала в этих странах, переходом к крупномасштабному, конвейерному производству объем выпускаемой ими продукции стал систематически превышать платежеспособный спрос на нее. Отсюда углубление кризисов перепроизводства, обострение борьбы за контроль над рынками сбыта продукции, нарастание социальных противоречий.
Хаотичные тенденции в развитии ведущих стран мира отчасти компенсировались возросшими возможностями государственного регулирования экономических и социальных отношений. Они использовались как для смягчения остроты внутренних противоречий, так и реализации политических и социальных проектов, милитаризации экономики. В то же время попытки создать механизмы мирного решения спорных вопросов на международной арене оказались безрезультатными. Человечеству пришлось пережить две мировые войны.
Следующий этап мирового развития начался после разгрома фашизма во второй мировой войне. В большинстве индустриальных стран, утвердившихся на пути демократии, завершилось формирование модели социально ориентированной рыночной экономики. Соперничество между ними стало вытесняться сотрудничеством. Благодаря интеграции, интернационализации капитала, деятельности транснациональных корпораций (ТНК) между ведущими странами сложились отношения взаимозависимости. В то же время на международной арене обострились новые противоречия, в частности индустриальных государств «Севера» с модернизирующимися странами «Юга». С крахом системы колониализма освободившиеся страны стали искать пути повышения своей роли в мировых делах, ускоренной модернизации, значительно возросло многообразие моделей социального и политического развития.
Глобализация экономической жизни, обострение проблем экологии, рост противоречий, связанных с незавершенностью процессов модернизации обширных районов мира, идущих путем «догоняющего» развития, стали серьезной угрозой международной стабильности, источником трудноразрешимых проблем для многих государств.
После второй мировой войны, принесшей огромные страдания народам, тем более с появлением ядерного оружия, в мировом сообществе возникло осознание того, что человечество не может позволить себе решать возникающие противоречия военными средствами. Стала очевидной потребность создания стабильного миропорядка. Однако вопросы о том, на каких принципах будет строиться этот миропорядок, чьи интересы в первую очередь он будет отражать, не находили решения.
Важнейшая черта послевоенного мира состояла в том, что конфликт по вопросу о принципах миропорядка обусловил возникновение противостояния двух великих держав, СССР и США, создавших глобальные системы союзов. «Холодная война» определяла характер мирового развития более четырех десятилетий, исключая создание эффективных механизмов решения его проблем и противоречий. С распадом СССР мир приобрел черты однопол яркости. Возросла роль группы высокоразвитых, охваченных процессами интеграции стран, среди которых особую роль играют США. В этих странах сложилась экономика, основанная на высоких технологиях, производстве знаний, что дает основание рассматривать их как ареал возникновения новой цивилизации — информационного общества. В то же время проблема окончательного утверждения миропорядка, гарантирующего учет интересов отдельных стран, в частности России, и в конце XX века не нашла окончательного решения.
Общие контуры будущего миропорядка III тысячелетия, закладывавшиеся на протяжении всей истории XX века, рассматриваются в заключительных главах учебника, главная задача которого — представить целостную картину развития современного человечества.

Данные, затрагивающие специфику развития отдельных стран, регионов мира, приводятся в рамках соответствующих проблемных разделов учебника. Кроме того, учебник снабжен синхронистической таблицей, обширными фактическими, цифровыми, биографическими сведениями для тех, кто стремится к углубленному изучению истории современности. В работе над курсом были использованы материалы, представленные Дахиным В.Н., Загладиной Х.Т., Загладиной А.Н.

ББК 63.3(0)
3 14
Введение:
Научный руководитель издания —
доктор исторических наук, профессор
В.И. Уколова
Рецензенты:
Старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, кандидат исторических наук
В.В. Рогинский;
Заведующий кафедрой методики преподавания истории
и общественно-политических дисциплин МПУ,
кандидат исторических наук, доцент
А.Н. Фукс;
Учитель истории школы № 498 Центрального округа г. Москвы
В.Я. Румянцев
Методический аппарат —
кандидат исторических наук
Л.И. Ларина
Художественное оформление, макет
С.Н. Якубовский

Загладин Н.В.
Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10—11 классов. Второе изда-ние. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — PC», 2000. — 400 с.: ил.

ISBN 5-8253-0016-3
Книга представляет современную научную картину мирового развития в XX столетии в его многофакторности и подлинном разнообразии. Информационная насыщенность авторского повест-вования, современная подача материала, удачное сочетание проблемности и конкретно-исторического изложения выдвигают книгу в ряд наиболее интересных школьных учебников.
ББК 63.3(0)
ISBN 5-8253-0016-3
ООО «ТИД «Русское слово-PC» 2000.

  • Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран. XX век (Документ)
  • Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. и др. Всемирная история: Возрождение и реформация. Том 10 (Документ)
  • Осипов Ю.С. (ред.) Исторический лексикон: История в лицах и событиях: V-XIII века. В 2-х книгах. Кн. 1 (Документ)
  • Киндер Г., Хильгеман В. Всемирная история (Документ)
  • Кошелев В.С., Ханкевич О.И., Довгяло Г.И. и др. Всемирная история (Документ)
  • Презентация - Старинный хирургический инструментарий (Реферат)
  • Румянцев В. Всемирная история в датах и событиях (Документ)
  • Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. и др. Всемирная история: Эпоха английской революции. Том 13 (Документ)
  • Федоров С.Г. Всемирная история: Новая история стран Европы и Америки (часть 1) (XVI в. 1870) (Документ)
  • Сергеев М.С. История Марокко. ХХ век (Документ)
  • n1.doc

    Н. В. Загладин

    Всемирная история. XX век.

    10-11 классы

    ББК 63.3(0)

    Введение:

    Научный руководитель издания -

    Доктор исторических наук, профессор

    В.И. Уколова

    Рецензенты:

    Старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, кандидат исторических наук

    В.В. Рогинский;

    Заведующий кафедрой методики преподавания истории

    И общественно-политических дисциплин МПУ,

    Кандидат исторических наук, доцент

    А.Н. Фукс;

    Учитель истории школы № 498 Центрального округа г. Москвы

    В.Я. Румянцев

    Методический аппарат -

    Кандидат исторических наук

    Л.И. Ларина

    Художественное оформление, макет

    С.Н. Якубовский
    Загладин Н.В.

    Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10-11 классов. Второе издание. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - PC», 2000. - 400 с.: ил.
    ISBN 5-8253-0016-3

    Книга представляет современную научную картину мирового развития в XX столетии в его многофакторности и подлинном разнообразии. Информационная насыщенность авторского повествования, современная подача материала, удачное сочетание проблемности и конкретно-исторического изложения выдвигают книгу в ряд наиболее интересных школьных учебников.

    ISBN 5-8253-0016-3

    © ООО «ТИД «Русское слово-PC» 2000

    Введение 3

    ЧАСТЬ I. МИР В ИНДУСТРИАЛЬНУЮ ЭПОХУ: 1900-1945 ГГ. 5

    Глава 1. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 5

    § 1. ИСТОКИ УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ 6

    § 2. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И НОВЫЙ ЭТАП ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 9

    Глава 2. МИР НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВВ. 12

    § З. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, РОССИЯ И ЯПОНИЯ: ОПЫТ МОДЕРНИЗАЦИИ 12

    § 4. ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА 16

    § 5. ПУТИ РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ 21

    § 6. ДЕРЖАВНОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО И ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 26

    Глава 3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 30

    § 7. МАРКСИЗМ, РЕВИЗИОНИЗМ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ 30

    § 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ 34

    § 9. РЕФОРМЫ И РЕВОЛЮЦИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ 1900-1945 ГГ. 38

    Глава 4. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН 42

    § 10. ЭВОЛЮЦИЯ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ 42

    § 11. ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ФЕНОМЕН XX ВЕКА 48

    § 12. ФАШИЗМ В ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ 51

    § 13. СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ ТОТАЛИТАРИЗМА 55

    Глава 5. МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: 1900-1945 ГГ. 60

    § 14. ПРОБЛЕМЫ ВОЙНЫ И МИРА В 1920-Е ГГ., МИЛИТАРИЗМ И ПАЦИФИЗМ 60

    § 15. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 1920-Х ГГ. 64

    § 16. НА ПУТЯХ КО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 68

    § 17. ОТ ЕВРОПЕЙСКОЙ К МИРОВОЙ ВОЙНЕ: 1939-1941 ГГ. 73

    § 18. АНТИФАШИСТСКАЯ КОАЛИЦИЯ И ИТОГИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 78

    Глава 6. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ 82

    § 19. ТЕНДЕНЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ 83

    § 20. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА 86

    § 21. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ, ТЕАТР, КИНО 89

    ЧАСТЬ II. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА РУБЕЖЕ НОВОЙ ЭРЫ 92

    Глава 7. УСКОРЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 92

    § 22. ТЕХНОЛОГИИ НОВОЙ ЭПОХИ 92

    § 23. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 95

    § 24. ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 98

    Глава 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ 101

    § 25. НАЕМНЫЕ РАБОТНИКИ: СЛУЖАЩИЕ И «СРЕДНИЙ КЛАСС» 101

    § 26. НОВЫЕ МАРГИНАЛЬНЫЕ СЛОИ 103

    § 27. БУРЖУАЗИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК 106

    Глава 9. ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 108

    § 28. МОДЕРНИЗАЦИЯ, МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ И ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 108

    § 29. ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ИХ РЕШЕНИЯ 111

    Глава 10. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 114

    § 30. НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» И СТАНОВЛЕНИЕ ДВУХПОЛЮСНОГО МИРА 114

    § 31. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»: ОТ БЕРЛИНСКОГО ДО КАРИБСКОГО КРИЗИСА 118

    § 32. ПЕРИОД «ПАРТНЕРСТВА И СОПЕРНИЧЕСТВА» 121

    Глава 11. ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ОТ «ОБЩЕСТВА БЛАГОДЕНСТВИЯ» К НЕОКОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ 124

    § 33. «ОБЩЕСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ»: ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 125

    § 34. КРИЗИС МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ: 1970-Е ГГ. 128

    § 35. НЕОКОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1980-х гг. И ЕЕ ИТОГИ 130

    § 36. СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ И НЕОЛИБЕРАЛИЗМ В 1990-е гг. 132

    § 37. ИНТЕГРАЦИЯ РАЗВИТЫХ СТРАН И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 136

    Глава 12. СССР И СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 139

    § 38. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА 139

    § 39. ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ТОТАЛИТАРНОГО СОЦИАЛИЗМА В СССР 142

    § 40. СССР И ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА: ОПЫТ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 146

    § 41. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ: ПОИСК ПУТИ РАЗВИТИЯ 150

    Глава 13. СТРАНЫ АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ: ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ 155

    § 42. ОСВОБОЖДЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ 155

    § 43. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ 158

    Глава 14. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 165

    § 45. НАУКА, ИДЕОЛОГИЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА 165

    § 46. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 168

    Глава 15. МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ 171

    § 47. ВОЕННАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УГРОЗЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ 172

    § 48. УСТОЙЧИВО-БЕЗОПАСНОЕ РАЗВИТИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ 174

    § 49. МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: РОССИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ 177

    Заключение 181

    КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ XX ВЕКА 183

    Введение

    История XX века характеризуется беспрецедентными по масштабам и динамизму переменами, затронувшими все сферы жизни общества в большинстве стран мира. Значительно возросло взаимовлияние народов друг на друга, их взаимодействие. На международной арене конкуренция, противоборство индустриальных государств, приведшие к двум мировым войнам, сменились к концу века сотрудничеством большинства из них. Началось формирование устойчивого миропорядка, построенного на принципах права, взаимоуважения ведущими странами интересов друг друга.

    Сложившийся со времен «отца исторической науки» Геродота (490-425 гг. до н. э.) подход к изучению истории как суммы событий, произошедших в отдельных странах, связанных друг с другом преимущественно войнами и дипломатией, неприменим для осмысления реальностей XX века.

    Бесспорно, что в XIX веке, в период, когда небольшая группа европейских стран играла роль индустриальных центров мира, мощь и техническая оснащенность их флотов и армий позволяли им захватывать и осваивать земли в любой части мира. История этих стран и была всемирной историей. Другие народы, какой бы вклад они ни внесли в развитие мировой цивилизации и культуры, обрекались на пассивную роль объектов воздействия в мировой политике и международных отношениях.

    В XX веке ситуация кардинально изменилась. Возрастающую роль в мировом развитии еще в начале века стали играть неевропейские страны - США и Япония. После второй мировой войны на международной арене выдвинулись Китай и Индия. К ним добавились десятки стран Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки, } Африки, располагающие большими людскими, природными ресурсами, внушительным промышленным потенциалом. Членами ООН в современном мире является 185 суверенных государств, большинство из которых участвует также в региональных и субрегиональ-i ных объединениях. Всего же в мире насчитывается 193 государства.

    В этих условиях описание мировой истории как суммы историй отдельных стран, вполне уместное в справочных изданиях, становится совершенно недостаточным и даже нецелесообразным в рамках учебного, школьного курса истории современности. Прежде всего такой подход приводит к перенасыщению курса конкретной исторической информацией (именами, датами, цифрами, названиями). При внешнем ее изобилии она в любом случае окажется неполной. Но даже овладение этой информацией даст лишь фрагментарную картину мирового развития.

    При рассмотрении истории XX века в традиционном ключе, как суммы историй отдельных государств, за конкретным материалом теряется видение тех общих проблем и процессов, которые и определяли ход мирового развития. Большая часть этих проблем связана с переменами в самих основах бытия современной цивилизации. Это, в частности, новые рубежи развития науки и техники; переход к новому типу производства, его социальные, политические последствия; углубление и интенсификация мирохозяйственных связей; возникновение глобальной взаимозависимости народов и государств в обеспечении военной, экологической, экономической, информационной безопасности и соответствующих интересов. Многие из происходивших на протяжении XX века перемен далеки от завершения, их последствия проявятся в полном объеме лишь в грядущем тысячелетии. Тем большее значение приобретает подготовленность российской молодежи к пониманию современных реальностей во всей их сложности и противоречивости.

    Различия во взглядах современников на то, что определяло ход мирового развития, что в нем было главным, рождают споры между учеными не только в оценке значимости тех или иных событий, но и в периодизации истории XX века. Бесспорно, в жизни каждого народа были переломные события, которые открывали для него новый период развития, но это не значит, что они становились рубежными для человечества. При изучении всемирной истории необходимо исходить из понимания мирового развития как процесса постоянно происходящих взаимосвязанных изменений во всех сферах жизни обществ, государств, в их отношениях, во взаимодействии народов с природной средой их обитания. Когда эти изменения сказываются на облике если не всего мира, то жизни большинства населения Земли, то правомерно говорить о наступлении нового этапа всемирной истории. Иногда он бывает связан с совершенно очевидными, непосредственно затрагивающими многие народы событиями (такими, как окончание второй мировой войны, завершение «холодной войны» и распад СССР). В других случаях переход к новому этапу оказывается растянут по времени на несколько лет. Тогда за переломную может быть принята некая условная дата.

    В первые десятилетия XX века особенности экономических и социальных процессов, протекающих в индустриальных державах, определяли усиление противоречий в мировом развитии. С ростом концентрации производства и капитала в этих странах, переходом к крупномасштабному, конвейерному производству объем выпускаемой ими продукции стал систематически превышать платежеспособный спрос на нее. Отсюда углубление кризисов перепроизводства, обострение борьбы за контроль над рынками сбыта продукции, нарастание социальных противоречий.

    Хаотичные тенденции в развитии ведущих стран мира отчасти компенсировались возросшими возможностями государственного регулирования экономических и социальных отношений. Они использовались как для смягчения остроты внутренних противоречий, так и реализации политических и социальных проектов, милитаризации экономики. В то же время попытки создать механизмы мирного решения спорных вопросов на международной арене оказались безрезультатными. Человечеству пришлось пережить две мировые войны.

    Следующий этап мирового развития начался после разгрома фашизма во второй мировой войне. В большинстве индустриальных стран, утвердившихся на пути демократии, завершилось формирование модели социально ориентированной рыночной экономики. Соперничество между ними стало вытесняться сотрудничеством. Благодаря интеграции, интернационализации капитала, деятельности транснациональных корпораций (ТНК) между ведущими странами сложились отношения взаимозависимости. В то же время на международной арене обострились новые противоречия, в частности индустриальных государств «Севера» с модернизирующимися странами «Юга». С крахом системы колониализма освободившиеся страны стали искать пути повышения своей роли в мировых делах, ускоренной модернизации, значительно возросло многообразие моделей социального и политического развития.

    Глобализация экономической жизни, обострение проблем экологии, рост противоречий, связанных с незавершенностью процессов модернизации обширных районов мира, идущих путем «догоняющего» развития, стали серьезной угрозой международной стабильности, источником трудноразрешимых проблем для многих государств.

    После второй мировой войны, принесшей огромные страдания народам, тем более с появлением ядерного оружия, в мировом сообществе возникло осознание того, что человечество не может позволить себе решать возникающие противоречия военными средствами. Стала очевидной потребность создания стабильного миропорядка. Однако вопросы о том, на каких принципах будет строиться этот миропорядок, чьи интересы в первую очередь он будет отражать, не находили решения.

    Важнейшая черта послевоенного мира состояла в том, что конфликт по вопросу о принципах миропорядка обусловил возникновение противостояния двух великих держав, СССР и США, создавших глобальные системы союзов. «Холодная война» определяла характер мирового развития более четырех десятилетий, исключая создание эффективных механизмов решения его проблем и противоречий. С распадом СССР мир приобрел черты однопол яркости. Возросла роль группы высокоразвитых, охваченных процессами интеграции стран, среди которых особую роль играют США. В этих странах сложилась экономика, основанная на высоких технологиях, производстве знаний, что дает основание рассматривать их как ареал возникновения новой цивилизации - информационного общества. В то же время проблема окончательного утверждения миропорядка, гарантирующего учет интересов отдельных стран, в частности России, и в конце XX века не нашла окончательного решения.

    Общие контуры будущего миропорядка III тысячелетия, закладывавшиеся на протяжении всей истории XX века, рассматриваются в заключительных главах учебника, главная задача которого - представить целостную картину развития современного человечества.

    Данные, затрагивающие специфику развития отдельных стран, регионов мира, приводятся в рамках соответствующих проблемных разделов учебника. Кроме того, учебник снабжен синхронистической таблицей, обширными фактическими, цифровыми, биографическими сведениями для тех, кто стремится к углубленному изучению истории современности. В работе над курсом были использованы материалы, представленные Дахиным В.Н., Загладиной Х.Т., Загладиной А.Н.

    2 -е изд. - М.: 2000. - 400 с.

    Книга представляет современную научную картину мирового развития в XX столетии в его многофакторности и подлинном разнообразии. Информационная насыщенность авторского повествования, современная подача материала, удачное сочетание проблемности и конкретно-исторического изложения выдвигают книгу в ряд наиболее интересных школьных учебников.

    Формат: doc / zip

    Размер: 6 71 Кб

    / Download файл

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение 5
    ЧАСТЬ I. МИР В ИНДУСТРИАЛЬНУЮ ЭПОХУ: 1900-1945 ГГ. 7
    ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 7
    § 1. ИСТОКИ УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ 7
    Причины ускорения научно-технического развития. 8
    Революция в естествознании. 8
    § 2. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И НОВЫЙ ЭТАП ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 10
    Развитие наземного и морского транспорта. 11
    Авиация и ракетная техника. 11
    Новые конструкционные материалы и энергетика. 12
    Переход к индустриальному производству. 12
    ГЛАВА 2. МИР НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВВ. 14
    § З. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, РОССИЯ И ЯПОНИЯ: ОПЫТ МОДЕРНИЗАЦИИ 14
    Две модели индустриального развития. 14
    Роль государства в модернизации России, Германии и Японии. 16
    Социальные итоги модернизации. 16
    § 4. ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА 18
    Метрополии, колониальные и зависимые страны. 18
    Экономические кризисы и конкуренция на международной арене. 19
    Колониализм и его последствия для индустриальных стран. 20
    § 5. ПУТИ РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ 23
    Причины подъема антиколониальных движений. 23
    Страны Азии в начале XX века. 24
    Особенности развития стран Латинской Америки. 26
    § 6. ДЕРЖАВНОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО И ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 28
    Дальневосточный и балканский узлы противоречий. 29
    Союз Центральных держав и Антанта. 30
    Мировая война 1914-1918 гг. 30
    ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 33
    § 7. МАРКСИЗМ, РЕВИЗИОНИЗМ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ 33
    Учение К. Маркса и рабочее движение. 33
    Ревизионизм в партиях II Интернационала. 34
    Социал-демократия и идеи В.И. Ленина. 35
    Создание Коминтерна. 35
    Из работы Р. Люксембург «Социальная реформа или революция?»: 36
    § 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ 37
    Формы социальных отношений. 37
    Облик рабочего класса индустриальных стран. 37
    Два течения в профсоюзном движении. 38
    § 9. РЕФОРМЫ И РЕВОЛЮЦИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ 1900-1945 ГГ. 41
    Реформы и социальная инженерия. 41
    Революции и насилие: опыт России. 42
    Революции XX века: основы типологии. 42
    ГЛАВА 4. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН 45
    § 10. ЭВОЛЮЦИЯ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ 45
    Либеральное государство в начале XX века. 45
    Социальная политика: опыт Западной Европы. 47
    «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта и его итоги. 48
    § 11. ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ФЕНОМЕН XX ВЕКА 51
    Идеологические и политические основы тоталитаризма. 51
    Особенности тоталитарных режимов. 52
    Сила и слабость тоталитаризма. 52
    § 12. ФАШИЗМ В ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ 54
    Идеология фашистских партий. 54
    Фашистский режим в Италии. 55
    Особенности германского фашизма. 56
    § 13. СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ ТОТАЛИТАРИЗМА 59
    Партия большевиков: путь к власти. 59
    От «военного коммунизма» к нэпу. 60
    Тоталитарная диктатура в СССР и ее особенности. 60
    ГЛАВА 5. МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: 1900-1945 ГГ. 64
    § 14. ПРОБЛЕМЫ ВОЙНЫ И МИРА В 1920-Е ГГ., МИЛИТАРИЗМ И ПАЦИФИЗМ 64
    Антанта и Советская Россия. 64
    Мирный план В. Вильсона. 65
    Итоги первой мировой войны. 65
    Пацифизм 1920-х гг. 66
    § 15. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 1920-Х ГГ. 68
    Брестский мир 1918 г. и его последствия. 68
    Гражданская война и интервенция, 1918-1922 гг. 69
    Советская дипломатия 1920-х гг. 69
    Коминтерн и внешняя политика СССР. 70
    § 16. НА ПУТЯХ КО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 72
    Очаги военной опасности. 73
    Политика умиротворения агрессоров. 74
    Советско-германский договор о ненападении. 74
    § 17. ОТ ЕВРОПЕЙСКОЙ К МИРОВОЙ ВОЙНЕ: 1939-1941 ГГ. 77
    Первый этап войны, 1939-1941 гг. 77
    Нападение Германии на СССР. 78
    Создание антигитлеровской коалиции. 79
    § 18. АНТИФАШИСТСКАЯ КОАЛИЦИЯ И ИТОГИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 82
    Трудный путь к победе. 82
    СССР и страны Запада: проблемы взаимоотношений. 83
    Итоги второй мировой войны. 84
    Создание ООН. 85
    Роль Восточного фронта во второй мировой войне 85
    ГЛАВА 6. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ 87
    § 19. ТЕНДЕНЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ 87
    § 20. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА 91
    § 21. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ, ТЕАТР, КИНО 94
    ЧАСТЬ II. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА РУБЕЖЕ НОВОЙ ЭРЫ 97
    ГЛАВА 7. УСКОРЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 97
    § 22. ТЕХНОЛОГИИ НОВОЙ ЭПОХИ 97
    Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы. 97
    Электроника и робототехника. 99
    § 23. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 100
    Автоматизация и роботизация производства. 100
    Индустрия производства знаний. 101
    Новая структура занятости. 101
    § 24. ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 103
    Предпосылки и итоги возникновения ТНК. 103
    Конкуренция в научно-технической сфере. 104
    Противоречия современного мира. 105
    ГЛАВА 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ 106
    § 25. НАЕМНЫЕ РАБОТНИКИ: СЛУЖАЩИЕ И «СРЕДНИЙ КЛАСС» 106
    Рабочие в информационном обществе. 106
    Служащие и «революция управляющих». 107
    «Средний класс»: основные черты. 107
    § 26. НОВЫЕ МАРГИНАЛЬНЫЕ СЛОИ 109
    Причины и формы маргинализации. 109
    Зоны социального упадка. 110
    § 27. БУРЖУАЗИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК 111
    Мелкие собственники города и деревни. 111
    Средняя и крупная буржуазия. В 112
    ГЛАВА 9. ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 113
    § 28. МОДЕРНИЗАЦИЯ, МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ И ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 114
    Понятие этносоциальных отношений. 114
    Миграции населения: насильственные и добровольные. 114
    Иммиграционная политика и трудовые миграции. 115
    § 29. ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ИХ РЕШЕНИЯ 117
    Межэтнические конфликты 1960-1970-х гг. в странах Запада. 117
    Борьба с расизмом и расовой дискриминацией. 117
    ГЛАВА 10. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 120
    § 30. НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» И СТАНОВЛЕНИЕ ДВУХПОЛЮСНОГО МИРА 120
    Истоки и причины «холодной войны». 120
    «План Маршалла» и раскол Европы. 121
    Военное соперничество СССР и США. 122
    § 31. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»: ОТ БЕРЛИНСКОГО ДО КАРИБСКОГО КРИЗИСА 124
    Берлинский кризис 1948 г. и его последствия. 124
    Война в Корее, 1950 124
    Политика мирного сосуществования. 125
    Карибский кризис 1962 г. и его значение. 126
    § 32. ПЕРИОД «ПАРТНЕРСТВА И СОПЕРНИЧЕСТВА» 127
    Разрядка международной напряженности. 127
    Обострение глобального противоборства в начале 1980-х гг. 128
    Новое политическое мышление и завершение «холодной войны». 129
    ГЛАВА 11. ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ОТ «ОБЩЕСТВА БЛАГОДЕНСТВИЯ» К НЕОКОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ 130
    § 33. «ОБЩЕСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ»: ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 131
    Формирование социально ориентированной рыночной экономики. 131
    Методы осуществления социальной политики. 132
    § 34. КРИЗИС МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ: 1970-Е ГГ. 134
    Новые проблемы развития в 1970-е гг. 134
    Коммунисты и «новые левые» в Европе. 135
    § 35. НЕОКОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1980-х гг. И ЕЕ ИТОГИ 136
    Неоконсерватизм как идейное течение. 137
    Социально-экономическая политика неоконсерватизма. 137
    § 36. СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ И НЕОЛИБЕРАЛИЗМ В 1990-е гг. 139
    Социал-демократия: этапы развития. 139
    Идеология современной европейской социал-демократии. 140
    Массовые движения в политической жизни. 140
    § 37. ИНТЕГРАЦИЯ РАЗВИТЫХ СТРАН И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 142
    Ступени интеграции в Западной Европе. 142
    Итоги европейской интеграции. 143
    Интеграционные процессы в Северной Америке. 144
    ГЛАВА 12. СССР И СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 145
    § 38. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА 146
    Восточная Европа: особенности модели развития. 146
    Политика СССР в отношении восточноевропейских стран. 147
    Углубление кризиса «реального социализма». 148
    § 39. ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ТОТАЛИТАРНОГО СОЦИАЛИЗМА В СССР 149
    Крах административно-командной системы. 149
    Кризис идеологии. 150
    Изоляция на международной арене. 151
    § 40. СССР И ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА: ОПЫТ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 153
    От перестройки к демократической революции. 153
    Восточная Европа после социализма. 154
    Кризис в СССР: причины и следствия. 154
    § 41. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ: ПОИСК ПУТИ РАЗВИТИЯ 157
    Политическое развитие Российской Федерации. 160
    Россия в СНГ. 160
    ГЛАВА 13. СТРАНЫ АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ: ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ 162
    § 42. ОСВОБОЖДЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ 163
    Конфликты и кризисы в развивающихся странах. 163
    Итоги первых преобразований. 163
    Истоки сложностей модернизации в 1990-е гг. 164
    § 43. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ 165
    Идеи социализма и социалистической ориентации в Азии и Африке. 166
    Опыт новых индустриальных стран. 167
    Специфика стран Южной Азии. 168
    Исламский мир. 169
    § 44. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА МЕЖДУ АВТОРИТАРИЗМОМ И ДЕМОКРАТИЕЙ 169
    Авторитарные режимы: опыт модернизации. 170
    Перонизм и демократия в Латинской Америке. 171
    Латиноамериканские страны в 1990-е гг. 172
    ГЛАВА 14. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 173
    § 45. НАУКА, ИДЕОЛОГИЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА 173
    Теории общественного развития. 173
    От «конца идеологии» к реидеологизации. 174
    § 46. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 176
    Культура молодежного бунта. 177
    Расцвет национальных культур. 178
    Духовная оппозиция тоталитаризму в СССР. 179
    ГЛАВА 15. МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ 180
    § 47. ВОЕННАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УГРОЗЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ 180
    Ядерное и обычное оружие: проблема распространения и применения. 180
    Проблема ресурсов и загрязнения биосферы. 181
    § 48. УСТОЙЧИВО-БЕЗОПАСНОЕ РАЗВИТИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ 182
    Высокие технологии и международное сотрудничество. 182
    Экология и развитие 183
    § 49. МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: РОССИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ 186
    Роль международных организаций в современном мире. 186
    Проблемы нового миропорядка. 187
    Российская Федерация и международная безопасность. 188
    Заключение 190
    КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ XX ВЕКА 191
    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 198