Старая китайская стена. Великая Китайская стена (37 фото)

День Мертвых является одним из наиболее известных мексиканских праздников в мире. Скелеты из папье-маше и сладкие черепа - такие же узнаваемые символы, как тыква-фонарь во время празднования Хэллоуина. Для непосвященных, День мертвых в Мексике прочно ассоциируется со скелетами и несет на себе оттенок скорби и печали. В действительности, этот праздник отмечают с радостью, ведь смерть для мексиканцев - не конец жизни, а ее продолжение в ином мире. Мексиканцы убеждены, что раз в году усопшие навещают их, поэтому этот праздник не несет грусти. Мертвых в Мексике не поминают, их здесь встречают.

Истоки праздника

Празднование Дня мертвых в Мексике своими корнями уходит в древние традиции коренных народов. Ритуалы, связанные со смертью предков, коренные народы отмечали 2500-3000 лет. Система верований ацтеков прочно связывалась с ритуалами смерти и воскрешения, считалось очень важным воздать почести тем, кто умер раньше. Еще до испанского завоевания Мексики в 16 веке, черепа предков ацтеки хранили у себя дома и использовали их в символических церемониях.

Когда испанские конкистадоры высадились на территории Центральной Америки, они впервые познакомились с ритуалами, которые, казалось бы, насмехались над смертью. Завоеватели посчитали ритуал кощунственным, а коренное население варварским и языческим.

Испания огнем и мечом завоевала народы Центральной Америки и обратила их в католицизм. Хотя испанцев потрясла традиция празднования мертвых, она настолько сильно пустила корни в их культуру, что завоеватели будут не в состоянии ее искоренить. Практиковавшиеся тысячи лет ритуалы были слишком важны для коренных народов, чтобы от них так просто отказаться. Поэтому у церкви не было другого выбора, как разрешить продолжать эту традицию. Торжества, ранее отмечавшиеся на девятом месяце календаря ацтеков (24 июля-12 августа), перенесли на 1-е и 2-е ноября, что календарно совпало с двумя католическими праздниками - Днем всех Святых и Днём всех усопших. Так этот праздник и отмечается сегодня.

Суть праздника

День Мертвых празднуют два дня, 1 и 2 ноября, иногда торжества охватывают 31 октября и 2 ноября. В большинстве регионов Мексики, 1 ноября почитают усопших детей и младенцев (Día de Angelitos, День маленьких ангелов), 2 ноября поминают умерших взрослых (Día de los Muertos, День мертвых).

В системе веры, унаследованной мексиканцами от ацтеков, мертвые продолжают жить в Миктлане (загробном мире). Смерть является лишь переходом от одной жизни к другой, и связь между живыми и мертвыми существует, она не прерывается. С Миктлана усопшие возвращаются в свои дома спустя год после смерти, чтобы вновь насладиться радостями жизни, повидать родственников, друзей, получить то, что они любили при жизни. Помочь душам умерших побывать дома призвана арка (алтарь) из желтых бархатцев, этакая символическая дверь между этим и потусторонним мирами. К ней возлагают подарки и угощения для невидимых посетителей: цветы, свечи, тамале (блюдо из кукурузной муки), фрукты, игрушки (для детей и младенцев), бутылки текилы и мескаля (для взрослых). Два обязательных атрибута - вода, потому как духи испытывают жажду после длинного путешествия, и pan de muertos (хлеб мертвых). Хлеб пекут в круглых буханках с полосками сверху (напоминающие по форме кости), и обычно посыпают сахаром. Часто сверху выпекают хлебный шарик, символизирующий череп. Женщины целый день готовят любимую еду усопшего, друзья и родственники собираются вместе для встречи с призрачными посетителями. В домах заправляют кровати, на которых умершие могут отдохнуть после долгого путешествия.

Кульминация праздника - посещение кладбища. Семьи приводят в порядок могилы, устраивают пикники и танцы под живую музыку мариачи, возлагают любимые блюда, напитки, фотографии и памятные вещи покойного, украшают их свечами и оранжевыми бархатцами. В современной Мексике, оранжевые бархатцы часто называют flor del muerto (цветок мертвых). Полагают, эти цветы привлекают души умерших. Все это делается для того, чтобы души услышали молитвы и разговоры.

В преддверии праздника, магазины и рынки заполняются миниатюрными гробами, черепами и скелетами, сделанными из шоколада, бумаги, картона или глины. Общим символом праздника является череп (на испанском языке calavera). Скелетные изображения появились на улицах мексиканских городов и деревень в начале 20 века, когда художник-график Хосе Гваделупе Посада создал знаменитую цинковую гравюру La Calavera de la Catrina (Череп богатой женщины). Знаменитый мексиканский художник акцентировал внимание на том, что богатые и успешные такие же смертные, как и все остальные. Образ женщины со скелетом в богатом убранстве стал ассоциироваться с Днем мертвых, и с того времени Калавера Катрина является неотъемлемой частью современных обрядов Дня мертвых.

В северо-западной и центральной Мексике (особенно в крупных городах), дети в костюмах бродят по улицам и выпрашивают calaverita (подарок в виде шоколадного или сахарного черепа). Этот относительно недавний обычай похож на выпрашивание сладостей во время празднования Хэллоуина.

День Мертвых признан национальным праздником Мексики, школы, предприятия, банки и другие коммерческие заведения не работают. В учебных заведениях всех уровней, правительственных учреждениях, как правило, возводят небольшой алтарь с пожертвованиями - еще одно свидетельство того, какое значение этот праздник занимает в мексиканской культурной традиции.

Какая разница между Хэллоуин и Днем мертвых?

На первый взгляд, мексиканский обычай празднования Дня Мертвых имеет немало общего с традициями Хэллоуина. Оба произошли от ранних культур и позднее смешались с христианством. Оба основаны на том, что духи возвращаются в это время года (Хэллоуин отмечается 31 октября). Общими являются атрибуты черепов, праздники тесно связаны с понятиями смерти и загробной жизни, но на этом параллели заканчиваются.
Идея празднования Хеллоуина основана на страхе смерти, праздник изобилует демонами, ведьмами и другими фигурами из мира ужасов - все отрицательные персонажи. День Мертвых заметно отличается в этом отношении, демонстрируя сильное чувство любви и уважения к своим предкам, посвящен семье, родным и близким, о которых помнят - все положительные понятия.

Традиции Хэллоуина связаны с понятием, что духи злонамеренны (дети одевают маски, и им тогда не будет причинен вред), а в День мертвых духов радостно встречают их родственники, которые не видели их целый год.

Еще одно принципиальное различие - отношение к смерти. В Хэллоуин, смерть - это то, чего нужно бояться. В Дне мертвых, смерть - это то, что надо отметить.

Региональные отличия

Сегодня, в некоторых районах Мексики размах празднования Дня Мертвых затмевает даже Рождество. Но традиции празднования не универсальны и часто варьируются от региона к региону. Например, в южном штате Чьяпас большой акцент делается на шествиях и общественных мероприятиях, в долине Мехико доминирует украшения алтарей в домах умерших. Для юга и сельской местности праздник имеет гораздо большее социальное и культурное значение, чем на севере и в крупных городах. День мертвых широко отмечают по всей стране, но душой праздника остается Южная Мексика, где культура коренных народов сильнее. О том, как празднуют День мертвых в Помуч, Окотепек и Сан Андрес Мишкик читайте ниже.

Помуч

Если хотите увидеть, как доколумбовые культуры отмечали День мертвых, отправьтесь в город майя Помуч (Pomuch) на полуострове Юкатан, штат Кампече. Жители Помуча придерживаются традиций, которых можно увидеть только в фильме ужасов. Каждый год, в канун празднования Дня мертвых, члены семьи усопших эксгумируют останки своих близких (спустя три года после их смерти). Затем кости тщательно очищают, кладут в ящик, покрытый вышитой тканью с именем покойного, и выставляют на всеобщее обозрение на кладбище. По окончании праздника останки кладут в оссуарии – места для хранения скелетированных останков.

На следующий год очистка, которую здесь проводят с 26 по 31 октября, повторяется. Ящики с останками достают из оссуарий, кости очищают, старую ткань заменяют новой.

Ритуал связан с верой в то, что если не проявлять заботу о костях, души усопших будут беспокоить своих живых родственников во сне и в День мертвых не побывают дома.

Даже многие мексиканцы поражены такими архаичными традициями. Но для жителей Помуча в этом нет ничего ужасного - для них очистить кости усопших – то же самое, что помыть любимого человека при жизни.

Кладбище в Помуч видео

Сан Андрес Мишкик

В 20 веке, Сан Андрес Мишкик (San Andres Mixquic) поглотила быстро растущая столица Мексики . Ныне это часть Тлахуак (Tláhuac), одного из 16 районов Мехико , но при этом Мишкик сохранил атмосферу сельской местности с сильными народными традициями. Больше всего Сан Андрес Мишкик известен празднованием Дня мертвых. Кульминация праздника - церемония alumbrada, когда кладбище вокруг главной церкви светится тысячами свечей и наполняется дымом благовоний.

Сан Андрес Мишкик хорошо известен в столице, а его кладбище считается единственным, сохранившимся в Мехико возле церкви (все остальные были закрыты или перемещены в "гигиенических целях"). Ритуалы и церемонии праздника собирают возле кладбища тысячи мексиканских и иностранных туристов.

В дополнение к традиционным атрибутам праздника (возведение алтарей, уборка могил) здесь проводят игры, шествия, концерты и народные танцы. Вечером 1 ноября инсценируют похоронную процессию. Шествие по городу с картонным гробом направляется на кладбище, где "мертвец" выпрыгивает из гроба и скрывается из виду под всеобщий смех толпы.

С утра 2 ноября кладбище готовят к церемонии alumbrada. В восемь часов вечера кладбище вокруг храма озаряется тысячами горящих свечей, воздух наполняется запахом горящего копала (используется в Мексике как благовоние в религиозных церемониях). Сплошное море света тысяч свечей, аромат благовоний и цветов помогает душам найти свой путь в земной мир.

В 2011 году, Сан Андрес Мишкик включили в список "Barrio Mágico" Мехико (Магических окрестностей Мехико). Список состоит из двадцати одного предместья Мехико, названых "магическими окрестностями" с целью развития туризма. Программа создана по образцу "Магических городов Мексики" (Pueblo Mágico).

Окотепек

Окотепек (Ocotepec) - небольшой городок в нескольких минутах езды от Куэрнавака (штат Морелос). Главной особенностью Дня мертвых в Окотепек является огромное количество жертвоприношений. Семьи, потерявшие близкого человека в течение предыдущих 12 месяцев, делают алтари, занимающие иногда целые комнаты. Алтари украшены цветами, свечами, к ним сложены фрукты, хлеб, текила, сигареты, любимые блюда усопших.

Дома, недавно потерявшие своих родственников, легко определить по дорожке, выложенной цветами и горящими свечами. Цветы и свечи служит не только указателем для души усопшего, куда идти, но и приглашение живим войти в дом и полюбоваться алтарем с богатыми приношениями. С наступлением сумерек и примерно до полуночи идет сплошной поток гостей, они возлагают у алтаря принесенные с собой оранжевые бархатцы и длинные свечи, дань уважения к усопшим. По древнему обычаю, их угощают тамале (традиционное блюдо Мексиканской кухни из кукурузной муки) и атоле (традиционный горячий напиток из кукурузной муки). Такие угощения готовятся только в тех домах, где кто-то умер в последние 12 месяцев.

Вторая особенность празднования Дня мертвых в Окотепек – ночные шествия в ночь на 1 и 2 ноября. Все жители городка отправляются на кладбище, и проводят ночь рядом с могилами.

Интересной достопримечательностью Окотепека считается само кладбище. На многих могилах стоят маленькие церкви и соборы, покрытые керамической плиткой.

Умение без страха встретить смерть всегда была важнейшей целью человеческого существования. Празднование Дня Мертвых в Мексике дает представление о том, как мексиканцы с этим справляются.

Статья

Представьте: приходит к вам гость и дарит коробочку. Вы её открываете - а в коробочке череп. На черепе - ваше имя, и сам он такой весёленький, разукрашен цветочками и звёздочками. А в это время ваши детишки вовсю уплетают сахарные гробики и шоколадных мертвецов… В этом нет ничего странного: наверное, ваш гость мексиканец или недавно вернулся из Мексики с целой кучей сувениров.

Смерть приручённая, смерть своя

Крылатые песочные часы в костлявой руке обозначают, что время летит слишком быстро. Вот и смерть пришла

В Европе со смертью не шутят. Это смерть шутит со всеми, пляшет на погостах, скалит зубы и машет костлявыми руками. Смерть в Европе неопрятна, ходит в истлевшем саване или, в лучшем случае, в чёрном балахоне. Она может разъезжать на коне или в телеге, стреляя в людей из лука. Она правит бал, она триумфатор. В руках у Смерти меч, коса, песочные часы, иногда гроб.

В каждой стране смерть представляют по-своему. Влияют на это и традиции, и язык. Так, в Англии и Германии смерть мужского рода - Мрачный Жнец, скелет, всадник, победитель. Он не прочь позаигрывать с красавицей-девицей, но шутки его грубы и холодны. Да и незачем мертвецу думать о делах амурных, у него другие интересы. Он пришёл из страны, где нет ни времени, ни любви, ни радости, ни покаяния - всё это остаётся на земле. Мрачный Жнец приходит внезапно - и скашивает людей, как колосья, вырывает их из привычной жизни, тащит плясать с собой, несмотря на слёзы, мольбы, отчаяние.

В России, Испании, Франции и Италии смерть женского рода. Впрочем, суть всё та же: форма черепа ничуть не смягчается, кости не становятся привлекательнее.

Ужас перед смертью давил на европейскую культуру не всегда. Когда-то смерть была неотъемлемой частью жизни. Всякий родившийся должен вырасти и умереть, это так же нормально, как зима после осени. Человек прощался с домашними, складывал с себя обязанности и засыпал до пробуждения в конце времён. Такую мирную кончину историк Филипп Арьес в своём труде «Человек перед лицом смерти» называет «приручённая смерть».

Всё меняется в XII веке. На могилах появляются эпитафии, заказываются заупокойные мессы, умирающий подробно объясняет, как и где его хоронить. Арьес называет этот период «смерть своя». Благодушие прежних веков подошло к концу, грешные души нуждаются в искуплении. Человек уже не покоится в ожидании воскресения, когда все, кроме отъявленных злодеев, отправятся в рай. Он со смертного одра приходит на неизбежный и справедливый суд к Богу. Есть от чего прийти в панику и заранее умолять о снисхождении, есть от чего просить помощи у живых. Пусть родные и друзья молятся усерднее за того, кто сам молить о милосердии уже не сможет.

Скорбное шествие. Впрочем, скелеты не выглядят печальными

Но настоящий смертный ужас Европа узнала в 1347 году, когда в средиземноморские порты прибыли с Востока заражённые чумой корабли. Эпидемия распространялась с огромной скоростью, люди умирали за считанные дни. Чума двинулась в победное шествие по Европе, а за ней следовали голод, война и смерть - всадники Апокалипсиса не ездят поодиночке. Истощённые люди были бессильны перед болезнью, масштабы бедствия росли. Деревни горели, города не вмещали всех нуждающихся в укрытии. Трупы по много дней валялись непогребёнными - некому было хоронить.

В живописи и словесности того времени царит один сюжет: пляска смерти. Её называли Totentanz в Германии, danse macabre во Франции, danza de la muerte в Испании. Вереницу людей ведут весёлые скелеты, некоторые из них играют на музыкальных инструментах, из гробов поднимаются всё новые жуткие плясуны в развевающихся саванах. За смертью следуют плачущие дети, женщины, короли, законники, кардиналы и сам папа, уличные музыканты, бродячие торговцы, благородные дамы и рыцари - никто не может избежать участия в мрачном карнавале.

Первые картинки с вереницами плясунов пришли из немецкого города Вюрцбурга в 1350 году и с тех пор кружили по всем странам. Популярность этого сюжета связана с его универсальностью и некоторой садистской справедливостью: ты мог жить богато или бедно, быть красавцем или уродцем, но конец твой неотвратим. Картинки охотно раскупали, ими украшали рукописи, фрески с вереницами плясунов сохранились на зданиях. Иногда рисунки сопровождались стихами: покойники жаловались, что их надежды и мечты пошли прахом, им уже не исправиться, смерть подсекла их косой, и впереди только Страшный Суд. А Смерть либо дула в дудку и колотила в барабан, либо невозмутимо возглавляла процессию. Её посланники-скелеты смиряли сопротивляющихся, вовлекая их в строй.

Не вполне понятно, откуда пошло слово «макабр». Возводят его то к арабскому maqabir (гробы), то к ветхозаветным воинам Маккавеям. Крестоносцы завезли слово или ещё какими путями оно пришло в Европу - уже неважно. Оно прижилось - и понеслись сплошные «данс макабры». Кстати, слово danse в Средние века означало, помимо танца, ещё драку и бойню.

Итак, смерть перестала быть чистой и честной. На смену строгим каменным гробницам и благообразным статуям пришло отвратительное месиво обнажённых тел, вздутых, лопнувших, истекающих сукровицей и гноем, с разверстыми внутренностями, где кишат черви. Такова она, смерть, которой не избегнет никто.

Нельзя сказать, что средневековье прежде не видало трупов. На кладбищах в те времена было людно, тут жили, гуляли, торговали, в том числе собственным телом, и даже пекли хлеб. Никого не смущали груды костей из разрытых могил, тяжёлый запах и трупы, ожидающие погребенья. Но именно во времена чумных пандемий человечество по-новому увидело страшную картину пляшущей и хохочущей смерти - и с тех пор так и не оправилось от шока. Тут уж не до смеха - ты жалок и бессилен перед всесокрушающей поступью Смерти, и куда она поведёт грешников - это уж её дело.

Смерть перевёрнутая

Вот так веселятся скелеты

Войны и катаклизмы ХХ века научили человека новому отношению к смерти. По выражению Арьеса, человечество вступило в новую фазу - «Смерть перевёрнутая», смерть, которую прячут, словно бы стыдясь. Ещё в XIX веке смерть была делом социальным, публичным, сопровождалась тщательно прописанными ритуалами типа посещения умирающего, похорон, поминок, траура. Теперь же общество старается скрыть факт смерти. Как пишет Арьес, «смерть больше не вносит в ритм жизни общества паузу. Человек исчезает мгновенно. В городах всё происходит так, словно никто больше не умирает».

Общество не желает помнить о смерти, она - грубая, грязная, безобразная и физиологичная - скрыта. Это проявляется даже на языковом уровне. Интересно, что в русском языке слова «покойник» и «мертвец» относятся к категории одушевлённых, а более новое слово «труп» - нет. Язык ставит чёткую границу: труп - это не «кто», даже не «бывший кто». Труп - это «что», это вещь. К жизни он не имеет никакого отношения. Смерть становится неприличной темой, как до недавнего прошлого - секс. Мир Запада отказывается иметь перед глазами назойливое свидетельство того, что все смертны. Если кончина известного человека хоть как-то удостаивается внимания общественности, то смерть обывателя касается лишь его родственников, коллег и знакомых, а соседи по подъезду могут и не узнать, что жилец 25-й квартиры переселился в мир иной. Носить траур уже не принято, избыточно предаваться скорби - тоже. Смерть в XIV веке бросалась в глаза, хватала людей за подол, напоминая о себе. Смерть в ХХ–ХХI веках решительно изгоняется из домов. Всё больше народу умирает не в своей постели, а в больницах и домах престарелых.

При этом мы живём в мире, где смерть повсюду. В кино и играх мы встречаем самые жуткие её облики - куда там средневековью против современных «живых мертвецов». Оживший труп - это враг, он приходит, чтобы убить тебя, ну или хотя бы внести разлад и хаос в нормальное течение жизни. Но реальной смерти при этом как будто не видно. Она спрятана, стёрта, табуирована. Её убрали, выгнали, как пытались выгонять из городов в Средние века, сжигая чучело Смерти.

Даже вспоминая о трагических страницах истории - например, о Великой Отечественной войне, - на первый план выносят подвиги героев. О жертвах войны говорят редко, среди радостного праздника предаваться скорби как-то неловко. Смерть как бы остаётся за кадром. Этому способствуют и её масштабы - человеку просто не под силу осмыслить чудовищность потерь, а раз так, то и осмыслять нечего. Это не политика, а недопущение смерти в свой мир. Её смакуют в фильмах, играх, книгах - где угодно, но вне обыденности.

Наши любимые мертвецы

Афиша праздника мёртвых. Ни намёка, что будет грустно

Мексика - не Европа. Это другое духовное пространство из совсем иного мира. И хотя мексиканцы говорят по-испански, культура Мексики питается не от испанских корней. Европа тут словно бы и ни при чём: перед нами Мезоамерика. Стоит ли удивляться, что мы настолько не схожи?

Все, кто был в Мексике или знаком с мексиканцами, в один голос говорят: это очень весёлый и открытый народ. Несколько непунктуальный, шумный, яркий. Но при этом мексиканец может быть очень чопорным, особенно с иностранцем. Мексиканцы страстно преданы семье, мать для мексиканца - святое. Привилегированным классом в Мексике считаются дети - с точки зрения европейца они здесь очень избалованы. Детей в семьях много - это католическая страна, где аборты и гормональная контрацепция запрещены. Жизнь в Мексике привольная, радушная, в Международном индексе счастья Мексика находится на 23-м месте (для справки: Россия, увы, на 172-м).

При этом смерть в Мексике не постыдная семейная проблема, не болезнь, которую прячут от посторонних глаз. Филологи насчитали в мексиканском испанском 20 000 слов и выражений, обозначающих смерть. Со смертью мексиканец давно свыкся, идея смерти накрепко прописана в языковой картине его мира, и никакого дискомфорта он по этому поводу не испытывает.

Смерть прекрасна и разнообразна (Larry Lamsa / Flickr | CC BY)

Особенно это видно во время традиционного мексиканского праздника - Дня мёртвых (Dia de los Muertos). 1 и 2 ноября вся Мексика расцветает и вскипает бесчисленными процессиями, жутковатыми и едва ли не шокирующими на вкус заезжего гринго. Красотки в пышных платьях кокетливо выглядывают из-под огромных шляп; всюду рассыпаны ярко-оранжевые цветы - бархатцы (да-да, они родом из Мексики); продают лакомства; играет музыка; прямо на мостовых создаются чудесные насыпные картины из фасоли, крашеного песка, цветных опилок, гороха и соли. Столики уличных торговцев буквально ломятся от сластей, сувениров и разнообразной праздничной символики. Продаётся всё, что только может понадобиться на весёлом карнавале. Горят свечи - целые вереницы свечей. Гуляют нарядные дамы и щеголеватые кабальеро. Всё это посвящено мертвецам. Лица красоток загримированы: белые, с чёрными впадинами вокруг глаз. Сласти тоже весьма характерны - сахарные черепа, сладкие гробики из цветной помадки и могилки с марципановыми цветочками и червячками, особый круглый «хлеб мёртвых». А музыканты - весёлые скелеты в национальной одежде. И все хохочут, веселятся, лакомятся, танцуют. А что до бархатцев - то это признанные цветы мёртвых: их высаживают на кладбищах, ими украшают памятные алтари в честь умерших членов семьи. Интересно, думают ли об этом наши садовники, высаживая их где попало?..

Ну и что? Наши петушки на палочке тоже могут показаться странными (Razi Marysol Machay / Flickr / CC BY)

Первый день этого праздника, 1 ноября, - День Ангелочков. Поминают мёртвых детей. Для нас словосочетание «мёртвый ребёнок» буквально кричит, это что-то кощунственное, неправильное, невозможная трагедия. А в Мексике города и села в этот день засыпают игрушками, сластями, одеждой-обувью - всем, что может порадовать малыша (мы же помним: радовать детей в Мексике умеют). День Ангелочков - это и вправду праздник для детей, и не так уж важно, на том или на этом свете они пребывают. Что с того, что эти дети умерли? Им тоже полагаются вкусности и маленькие детские радости. А на следующий день приходит черёд взрослых - и тут карнавал бушует вовсю.

Надо сказать, что в Мексике отношение к смерти не просто будничное. Мексиканец с ней запанибрата. Его можно понять - он слишком часто с ней сталкивался в прошлом, он сделан из другого теста, его не пугает скелет, стучащий в окошко. Мексиканцы, народ приветливый и вежливый, скорее всего, спросят, чем они могут помочь уважаемому костлявому кабальеро. Ну или спровадят гостя восвояси, если тот окажется слишком уж назойлив.

Типичная для Мексики картина. То есть для Мексики в самом начале ноября Miguel Tejada-Flores / Flickr / CC BY)

В городе Гуанахуато, например, есть музей мумий. Вход в него недорогой - около 50 песо. История этого музея показательна: в XIX веке власти города ввели налог на захоронения. Власти можно понять: в это время в Мексике шла ожесточённая гражданская война, мятежников массово расстреливали. Умирали люди и от голода, и от болезней. Место на кладбище стоило дорого, и старые заброшенные могилы огорчали городское руководство. Родственники умерших, конечно, в эти времена существенно пополнили казну города, но, как всегда, нашлись злостные неплательщики. Часть мертвецов оказалась не востребована, а за кого-то родня не пожелала платить. Так что отцы города распорядились очистить кладбище от должников и передать их могилы платёжеспособным мертвецам. И тут выяснилась интересная деталь. Вместо праха, остатков костей и волос на поверхность из могил подняли почти нетленные останки. Поверить, что все эти люди при жизни поголовно были святыми, горожане не могли. А уничтожать отлично сохранившиеся трупы рука ни у кого не поднялась. Их просто сложили в помещение при кладбище, и туда, прознав про это чудо, потянулись любопытные. За несколько песо зевак стали пускать осмотреть коллекцию и насладиться необычным зрелищем. Так родился музей мумий, одна из видных городских достопримечательностей.

Фото может показаться шокирующим

Гуанахуатский музей мумий. Покой этих людей был недолгим (Russ Bowling / Flickr / CC BY)

Разгадка чуда оказалась проста: химический состав почвы Гуанахуато и особенности местного климата способствовали мумификации покойников. Не разлагались даже одежда и обувь. Налог на похороны действовал почти 100 лет, с 1865 по 1958 год, и за это время в коллекции музея собралось 111 мумий. Здесь есть дети, люди, умершие насильственной смертью, есть даже одна женщина, похороненная заживо во время летаргического сна, и одна беременная. Она умерла на позднем сроке, и её нерожденный ребёнок стал самой маленькой мумией в мире - он выставлен в одной витрине с мамой. Дети одеты в свои лучшие одежды, по моде сентиментального XIX века: девочки - в белых платьицах, мальчики - в костюмчиках. Их тоже называют «Ангелочками», и мексиканцы считают, что малыши выглядят очень трогательно. Там же на стенах развешаны фотографии: члены семьи фотографировались со своими покойниками. На снимках братья и сёстры окружают мёртвого младенчика. Что делать, жизнь такова. Никто не падает в обморок перед входом в этот музей. Ну мумии, ну мёртвые… Все там будем.

Не стоит искать в этом ожесточение души, цинизм, пренебрежение к смерти. Уникальность мексиканского подхода в том, что, несмотря на горечь разлуки с дорогим и любимым существом, несмотря на скорбь, которую испытывает каждый человек, смерть не считается чем-то конечным, навсегда отрезающим покойного от живых. Семья любит своего мёртвого брата, сына, отца так же, как любила его живым. Удивительным образом для мексиканцев не существует ужаса и позора «перевёрнутой смерти». Покойный остаётся родственником, а не врагом, не кошмарным выходцем с того света.

Свечи, бархатцы, фрукты, сахарные черепа и фотография покойного родственника - типично мексиканский натюрморт. Наша традиционная поминальная рюмка водки, накрытая хлебушком, кажется особенно аскетичной на фоне этого буйства красок (Ute / Flickr / CC BY)

Так как же не устроить праздник родным, как не порадовать их вкусной едой, цветами и подарками, алтарём, на котором лежат их тщательно сохранённые любимые вещи? Как не провести дорожку из свечей от кладбища до дома, чтобы они не заблудились? Так же почитают мексиканцы и тех, кем они по праву гордятся. Великие мексиканские художники Фрида Кало и Диего Ривера - почётные гости на празднике мёртвых. Да и не только они. Порой здесь можно встретить самых неожиданных гостей.

Королева бала

Самая шикарная и обворожительная дама на мексиканском карнавале мёртвых - Катрина Калавера. Катрина вовсе не производное от Екатерины. В переводе с испанского её имя означает «Череп-щеголиха». Катрина - хозяйка бала мёртвых, её изображения так распространены, что стали одной из визитных карточек Мексики.

Весёлая красотка в затейливой шляпе - воплощение праздника смерти

Происхождение Катрины самое будничное: в 1913 году гравер и художник Хосе Гваделупе Посада вырезал гравюру с весёлой нарядной дамой-скелетом. Незатейливая картинка свела с ума Мексику, образ щеголихи Калаверы попал в самую точку. Позже великий Диего Ривера (самый известный художник Мексики после Фриды Кало) увековечил Катрину на своём полотне «Сон о воскресном дне в парке Аламеда». А в недавнем мультфильме Гильермо Дель Торо «Книга Жизни» именно нарядная Катрина Калавера управляет страной мёртвых.

Жертвы великому солнцу

Это, конечно, имитация. Но в Средние века головы были настоящими

Если посмотреть повнимательнее, то мы увидим: начало ноября практически во всём католическом мире - время памяти об умерших, и здесь католическая Мексика не выделяется среди прочих стран. Но именно Мексика поминает своих мертвецов настолько уникальным способом, что в 2003 году ЮНЕСКО включило его в список нематериального культурного наследия человечества. Это вам не превращённый в детский утренник Хэллоуин с его традиционными ведьмами и тыквами. Но это и не кельтский Самайн - когда накануне зимы мир мёртвых проносится через мир живых, и не дай бог оказаться у него на пути. На самом деле этот день не имеет отношения к христианству - он намного древнее, чем первый миссионер на мексиканской земле, - и к европейской мифологии (в самом деле, с чего бы?). Только под влиянием церкви День Мёртвых перенесли на 1 ноября, как и во всём католическом мире.

Изначально праздник отмечался в девятый месяц ацтекского календаря, с 24 июля по 12 августа. Смерть сопровождала ацтеков постоянно, поэтому с ней надо было поддерживать хорошие отношения. Праздники продолжались весь месяц, сопровождались играми, множеством ритуалов и, конечно, жертвоприношениями. Кровь была необходима богам, чтобы двигаться дальше; таким образом, жертва поддерживала жизнь Вселенной. В жертву приносили животных, птиц, насекомых. Иногда ацтек добровольно жертвовал богам свою кровь, нанося себе раны, или свои страдания, уязвляя тело шипами.

Но высшей формой жертвоприношения было человеческое. Кожу жертвы красили синим мелом. На верхней площадке огромной пирамиды располагалась каменная плита, на которую укладывали жертву, и начинался ритуал. Живот жертвы разрезали ритуальным ножом из обсидиана (грудную клетку сложно вскрыть каменным ножом, а мягкие ткани живота - вполне), после чего жрец погружал руки внутрь ещё живого человека, вынимал его сердце и показывал Солнцу. Сердце клали в особый каменный сосуд, а тело сбрасывали на лестницу. Череп, отполированный до блеска, занимал своё место в цомпантле - «башне черепов».

В жертву могли приносить и другими способами: пытать до смерти, топить, расстреливать. Всё зависело от того, кому из богов предназначалась энергетическая помощь. Правда, учёные не могут поверить в заявленный размах этих обрядов: очевидно, число жертв завышали ради пропаганды. Но даже если их были не сотни тысяч, а тысячи, кровавые обряды не становятся менее кошмарными.

В жертву обычно приносили военнопленных, но случалось, что ацтек предлагал себя в жертву добровольно. Как это объяснить? Лучшее посмертие в суровом мире ацтеков ожидало воина, павшего на поле брани, и человека, который окончил жизнь на алтаре под ножом жреца. Ещё бы, ведь его кровью напитались боги! Даже враг, принесённый в жертву, на равных входил в это боевое братство.

В Восточном Раю, в Доме Солнца, эти счастливцы жили в садах, наполненных цветами, состязаясь друг с другом в силе и ловкости. На них была возложена почётная обязанность: они сопровождали Солнце в его пути по небу, от рассвета и до середины пути, несли его на носилках из драгоценных перьев птицы кетцаль. В зените их встречали женщины, умершие при родах. Они окружались не меньшим почтением, чем жертвы и воины. Женщины эти жили в Западном Раю, в Доме Зерна, и сопровождали Солнце от середины пути до горизонта. Там Солнце отправлялось в подземный мир, а на следующий день всё повторялось. Таких женщин называли сиуапипилътин. Их изображали с черепом вместо головы и с когтями на руках и ногах. Прядь волос и средний палец левой руки женщины, умершей при родах, делали воина непобедимым - достаточно было прикрепить их к щиту.

Южный Рай находился под юрисдикцией бога дождя, грома, воды и сельского хозяйства. Бога звали Тлалок, а его страну - Тлалокан. Он забирал к себе убитых молнией, утопленников, самоубийц, а также умерших от водянки, ревматизма или проказы. Ему приносили в жертву рабов и детей, которых для этого топили. Южный Рай был страной вечной весны. Там всегда цвели цветы, там всегда можно было есть досыта, что при жизни удавалось далеко не всем. Судя по сохранившимся кодексам, души в Тлалокане веселились и предавались развлечениям: плавали в реке, ловили бабочек и пели песни.

На мексиканском карнавале богиня Миктлансиуатль вполне сошла бы за свою

Души возвращались на землю через четыре года. Они могли стать колибри или яркими бабочками. Те же, кто не умер героической смертью и не попал в руки Тлалока, обречены были отправляться на Север, в Миктлан, где их ждали Миктлантекутли (Хозяин Миктлана) и его супруга Миктлансиуатль с лицом-черепом и в юбке из гремучих змей. Дорога в Миктлан занимала четыре дня, была трудна и опасна, да и жить в Северной Преисподней было далеко не так весело и почётно, как в Домах Солнца и Зерна и в Тлалокане. Души в Миктлане проводили дни в отчаянии, скуке, холоде и голоде. В течение четырёх лет в праздник Мёртвых душам приносились дары: табак, куропатки, благовония, лепёшки - всё, что могло бы их порадовать и поддержать. Через четыре года душа должна была окончательно упокоиться в Миктлане - и жертвоприношения прекращались.

Когда испанские солдаты Кортеса увидели статуи богов и осознали, как именно поклоняются этим чудовищам, то признали их дьяволами, чем глубоко оскорбили ацтекского правителя Монтесуму. В 2006 году на раскопках в селении Текуак, недалеко от Мехико, были найдены кости одного из последних ацтекских массовых жертвоприношений - 550 человек из каравана Кортеса. В караван входили как конкистадоры, так и дружественные им индейцы, в том числе женщины и дети. Их приносили в жертву, вспарывая грудную клетку и вырывая сердце (по крайней мере, именно такие повреждения были у найденных скелетов). При этом на оставшихся костях есть следы зубов и ножей. Эти находки - ещё одно подтверждение, что ацтеки практиковали ритуальный каннибализм.

Смерть не остановила лучадора Хуана из игры Guacamelee! - он сам упокоил немало живых мертвецов, чтобы спасти дочь Эль Президенте

Да, белым людям, пришедшим из-за моря, приведшим с собой страшных невиданных животных - собак и лошадей, - многое в размеренной и упорядоченной жизни ацтеков могло показаться невыносимым и отвратительным. Два мира оказались столь несхожими, что на полюбовное согласие рассчитывать не приходилось. На стороне конкистадоров были ружья, пули, пушки и невиданная пассионарность. Победа осталась за ними. Но через несколько веков в огромном плавильном котле, именуемом Мексикой, образовалась новая культура, соединившая ацтеков и европейцев.

Святая Смерть неизменно находит своих поклонников

Культ Святой Смерти (Санта-Муэрте) в последнее время набирает популярность как в Мексике, так и за её пределами. В этом образе слились Дева Мария Гваделупская, покровительница Мексики и всей Латинской Америки, и древние ацтекские божества мёртвых - персонификации Смерти, помогающей живым. Католическая церковь этот культ не одобряет: поклонников Санта Муэрте обвиняют в чёрной магии или причисляют к сатанистам. Сами же они считают себя добрыми христианами: разве может Святая Смерть нарушить волю Господа, её создавшего?

Культ зародился в середине ХХ века в самых тёмных низах общества. К Святой Смерти обращаются с теми просьбами, с которыми не пойдёшь в церковь. В самом деле, неловко просить Деву Марию об устранении конкурента, благополучной продаже партии наркотиков или успехе в работе на панели. А Святая Смерть поможет: ей не привыкать, для неё все равны - и проститутка, и наркобарон, и подросток-оборванец, удравший из дома. Святая Смерть не спросит, как тебе не стыдно просить о таких нехороших вещах. Святая Смерть не поставит никаких условий, не потребует от тебя исправиться. У Святой Смерти множество имён - от Тощей до Невесты. Подарить ей можно что угодно - яблоко, конфеты, пулю, деньги или сигары. Любая жертва будет милостиво принята. По всей Латинской Америке можно встретить фигурку скелета в просторном одеянии. В руках у скелета глобус, песочные часы или коса. Наряд Святой Смерти может быть самых разных цветов - в зависимости от того, что ты просишь.

(Maurice Marcellin / Wikimedia | CC BY)

Святая Смерть неприхотлива. Только не надо с ней ссориться - и всё будет отлично

Традиционный цвет накидки - белый, ведь самые популярные имена Святой Смерти - Белая Девочка и Белая Сестра. Но накидка может быть и красной, и золотой, и зелёной - в зависимости от просьбы, с которой пришёл почитатель. Медальоны с изображением Святой Смерти, картинки, специальные листочки с молитвами и самое главное - цветные обетные свечи - продаются повсюду. Обетные свечи покупают особенно охотно: они бывают любого размера, на них может быть написана просьба к Крёстной (ещё одно имя Святой Смерти), а может быть украшение из черепов. Самая распространённая свеча - белая, это угодная жертва Белой Девочке, она означает чистоту, обещание, защиту и покровительство. В проведении публичных ритуалов белые свечи используют чаще всего. Ну а для каждого конкретного случая пользуются особенными свечами. Символика цветов, как правило, понятна, но опытный продавец всегда даст подсказку начинающему адепту. Если надо помочь в делах сердечных, свечи для Сантиссимы (так её тоже называют) выбирают цвета крови - чем красней, тем лучше. Фиолетовые (лавандовые) свечи помогают исцелиться, свечи кофейного цвета служат для обретения нового знания (их используют студенты, желающие преуспеть во время экзамена). Зелёный уладит проблемы с законом, восстановит справедливость, золотой или жёлтый принесёт финансовое благополучие, а чёрный поможет в трудных жизненных ситуациях, особенно таких, что относятся к «тёмной стороне» культа. Сантиссима в радужной накидке - её ещё называют «Санта Муэрте Семи Королевств» - означает «хочу всё сразу». В радужной свече отражены все аспекты - и любовь, и справедливость, и исцеление, и богатство. Но семицветная свеча, кроме того, зачастую носит название «На погибель моим врагам» - и это очень сильное колдовство. На время Чемпионатов мира по футболу Святую Смерть наряжают в зелёный, белый и красный - цвета мексиканского флага, а в руки ей вкладывают футбольный мяч: пусть Белая Девочка принесёт удачу сборной.

Алтарь для Святой Смерти делается очень просто: в середине ставят фигурку Санта Муэрте, вокруг раскладывают дары для неё, зажигают свечи нужных цветов - и готово, можно приступать. Впрочем, стоит помнить: Санта Муэрте ревнива, ничьих изображений, кроме её собственного, рядом быть не должно. Ну разве что икона апостола Иуды Фаддея, которому молятся во всех сложных случаях, - он тоже крайне популярен в Мексике.

Статуэтки Санта Муэрте - от крохотных, в ладонь величиной, и до огромных, которые и не поднимешь, - продаются в «недобрых» кварталах практически везде. Ведь чем хуже живётся, тем больше нужна надежда. И Святая Смерть охотно выручает своих почитателей.

* * *

Поэт, писатель, нобелевский лауреат Октавио Пас недаром писал: «Слово “смерть” непроизносимо в НьюЙорке, Париже, Лондоне; оно обжигает губы. А мексиканец со смертью знаком близко; он шутит о ней, ласкает её, прославляет, спит с ней; это одна из его любимых игрушек и самых крепких привязанностей». Современные мексиканцы - наследники испанских конкистадоров и индейцев. Их отношение к смерти, шокирующее европейцев, во многом обусловлено слиянием воззрений ацтеков и католиков. Весёлый праздник мёртвых с его особым хлебом и дорожками из свечей, «скелетные святые», помогающие живым изза незримой черты во всех делах, не различая доброго и недоброго, обетные свечи на алтаре и молитвы к Святой Смерти, прямо повторяющие формы католических новенн (молитв, читающихся в течение девяти дней подряд), - всё это очень похоже на обрядовую сторону католического христианства, по крайней мере, на его «народную» разновидность. Но ведь и у нас, навещая мёртвых в урочные дни Радоницы, православные христиане оставляют на могилах не только цветы, но и крашеные яйца, конфеты, различную снедь, чтобы побаловать своих покойников. В России память о дохристианских богах забылась, стёрлась, а в Мексике - жива. И ацтекские боги до сих пор нет-нет, да и промелькнут на общем празднике жизни, то есть смерти.

Что и говорить - смерть для мексиканцев и вправду своя. Не приручённая, не спрятанная за семью засовами, не конец всех путей - но родная, привычная, как порог собственного дома. Там, где мы скажем «я - тёртый калач», мексиканец улыбнётся: «Я уже умирал и теперь знаю, что такое вечность».

В каждой культуре мира к мертвым относятся с почтением. Считается, что умерших следует уважать и воздавать им некоторые почести, вспоминать. Предания гласят, что неуважительное же отношение к усопшим может повлечь за собой их гнев. Души из потустороннего мира начнут мстить, всячески осложняя жизнь человека в этом мире.

Именно поэтому во многих мировых культурах есть праздники поминания умерших предков. Порой они превращаются в самые настоящие фестивали. О самых известных таких праздниках и пойдет речь ниже.

День всех святых и День поминовения душ. Эти праздники являются религиозными соответственно в Англиканской и Римской католической церкви. Отмечают их первого и второго ноября, сразу же после древнего праздника Хэллоуин, имеющего кельтские корни. В это время по улицам бегают толпы детишек в страшных костюмах и требуют у прохожих угощения. День всех святых является во многих странах национальным праздником. Корни его берут свое начало еще со времен раннего Христианства. В 609 году Папа Римский Бонифаций IV официально приказал почитать в этот день всех неизвестных мучеников. А на следующий день после этого праздника верующие начали вспоминать умерших, чьи души располагаются в чистилище. Считается, что молитвы живых помогают искупить незначительные грехи, благодаря чему души быстрее попадают в Царствие Небесное.

Праздник Бон. Этому национальному японскому празднику уже более 500 лет. В этот день в стране Восходящего солнца возносятся почести умершим предкам. По буддистским традициям праздник начинается пятнадцатого августа и длится целых три дня. В праздник Бон никто не скорбит. Эти дни посвящены играм, фейерверкам, представлениям и танцам. По легендам этот праздник организовал сам Будда. Как-то один человек, медитируя, попросил Бога о помощи. Мужчине привиделась покойная мать, которую схватили голодные духи и стали мучать. Тогда Будда посоветовал этому человеку почтить монахов, которые только завершили свою летнюю медитацию. Рассказывают, что умершая мать получила покой, а обрадованный мужчина свое счастье выразил танцами.

Чхусок. Этот праздник в Южной Корее является одним из самых основных. Целых три дня люди благодарят умерших за обильный урожай. В стране принято в эти дни совершать путешествия в родные места, чтобы там по утрам проделать некоторые ритуалы. Среди них самым известным является приготовление рисовых лепешек сонпехён. Их потом съедают, тем самым поминая своих предков. Так же люди приходят в храмы, где заказывают службы по умершим родственникам. Люди посещают могилы, ухаживая за ними. Затем корейцы начинают непосредственно веселье – пьют, танцуют, угощаются.

Гайатра. Этот праздник называют еще и праздником Коровы. Его отмечают целых восемь дней в августе-сентябре в Непале. В ходе торжества по центрам городов проходит целое шествие коров. Их сопровождают те люди, которые за последний год потеряли кого-то из близких. Если же у семейства нет своей коровы, то ее изображает мальчик, одетый этим молочным животным. Выбор коровы неслучаен – она считается священной в индуизме. Поверия гласят, что с помощью этого животного умерший может попасть в загробный мир. А беззаботное празднование помогает людям спокойнее взглянуть на смерть, осознав ее неизбежность и данность.

Цинмин. Этот китайский национальный праздник называется также Днем уборки могил или Днем предков. Его отмечают в середине апреля. Миллионы людей идут к могилам своих умерших родных, убирают их и вспоминают усопших. В Китае принято в праздник Цинмин оставлять на могилах вещи, которые могут пригодиться в загробной жизни – чай, продукты питания, благовония. Праздник является довольно древним – его начали отмечать еще в 732 году в эпоху императоров династии Тан. В это же самое время воздаются почести тем людям, которые погибли во время значимых событий в истории страны.

Питри-пакша. Данный праздник по индуистским традициям отмечают целых пятнадцать дней в месяце Ашвин. Люди отмечают своим предком, поднося пищу в храмы и проводя священные ритуалы. Согласно местной мифологии когда-то душа умершего воина Карна достигла небес. Но там оказалось только золото и ничего из еды. Карна почувствовал голод и попросил богиню Индру дать ему пищу. Божество ответило, что теперь Карна может питаться только золотом, ибо в течение своей жизни не предлагал пищи своим усопшим предкам. Хитрый воин уговорил богиню вернуться обратно на Землю, где пятнадцать дней воздавал свои умершим родным воду и еду.

День мертвых в Мексике. Этот праздник имеет тесную связь с Днем всех святых и Днем поминовения усопших. Дело в том, что День мертвых в Мексике справляется также первого-второго ноября. Торжество прославилось на весь мир, его символом стали узнаваемые уже повсюду улыбающиеся скелетики. В Мексике День мертвых празднует вся страна, это поистине национальный праздник. Отмечают его не только тут, но также и в США, и даже на Филиппинах. А истоки праздника идут от отмечания начала сбора урожая у ацтеков. Считалось, что за это отвечала богиня Миктлансиуатль, которая еще и покровительствовала мертвым. В Мексике сама концепция праздника вовсе не связана со страхом и ужасами, как на Хэллоуин. Традиционно люди в эти дни пируют и веселятся.

Лемуралия. Этот праздник отмечали в Древнем Риме. Его целью было задобрить души умерших и помочь им попасть на небеса. Римляне старались также отогнать злых духов от своих домов. Чтобы очистить жилище, в этот день глава семьи должен был проснуться в полночь и трижды вымыть руки. Затем хозяин босиком ходил по своему дому и разбрасывал через плечо бобы, приговаривая: «Я посылаю эти бобы и ими я выкупаю себя и свое имущество».

Праздник духов. Это праздник не просто духов, а голодных духов. В Китае его отмечают в пятнадцатую ночь седьмого месяца по лунному календарю. Весь этот месяц считается месяцем духов, считается, что в эту пору духам и призракам особенно легко проникнуть в мир живых. Это время дается привидениям на то, чтобы посетить своих потомков, живущих на Земле. Буддистская и даосийская традиция считают эту ночь торжественной, когда страдания умерших облегчаются благодаря живым. Весь месяцев духов на стол выставляют посуду с едой для умерших членов семей. А когда праздник заканчивается, на воду спускают фонарики в форме цветов. Это делается для того, чтобы духи не заблудились на своем пути в Страну мертвых.

Фамадихана. На Мадагаскаре четко вынесенных праздников в честь мертвых нет, однако местные жители обладают весьма оригинальным взглядом на загробную жизнь. Каждую зиму на острове проводится обряд фамадихана. В его ходе вскрываются могилы, оттуда достаются тела, наряжаются в новые шелковые одежды и в таком виде умерших под звуки музыки носят по деревне. Такая традиция появилась благодаря вере малагасийцев, что дух умершего не может полностью перейти в землю предков, пока его тело полностью не разложится. Именно поэтому тела вынимают из могилы каждые 3,5 или 7 и перекладывают на другую сторону. На церемонию проведения обряда сюда съезжаются все родственники умершего, чтобы возложить ему почести.

В Мексике , Гватемале , Гондурасе , Сальвадоре . По поверью в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Традиция восходит к индейцам майя и ацтекам , которые приносили дары богине Миктлансиуатль и сооружали стены с изображением черепов - тсомпантли . Празднование календарно совпадает с двумя католическими праздниками - Днём Всех Святых (1 ноября) и Днём Всех Душ (2 ноября). Традиции, связанные с праздником включают в себя создание частных алтарей в честь покойного, включающие черепа из сахара, вербену, любимые продукты и напитки умершего и посещение могилы с этими подарками.

Ко дню мертвых украшают кладбища лентами и цветами, дороги к домам умерших их родственники заставляют свечами, чтобы покойник мог найти дорогу домой. День мёртвых-день празднования жизни.

Происхождение праздника

День мертвых стали отмечать на территории современной Мексики ещё древние народы, такие как ольмеки и майя . По мнению ученых ритуалы, связаны с почитанием умерших отмечались ещё 2,500 - 3,000 назад. В период до испанской колонизации местные жители часто держали в домах настоящие черепа умерших - как своеобразную семейную реликвию, их часто демонстрировали во время различных ритуалов, они должны были символизировать смерть и воскрешение.

Во времена империи ацтеков праздник, похожий на День мертвых, отмечался в девятый месяц ацтекского календаря, который приходится на современный август. Ацтеки праздновали этот праздник целый месяц, во время которого почиталась богиня Миктлансиуатль - богиня смерти. В современной мифологии этой богини соответствует символ Катрины. Во многих областях Мексики этот праздник празднуется в течение двух дней: 1 ноября почитают умерших детей и младенцев, который ещё называют Днем ангелочков (исп. Día de los Angelitos ). 2 ноября, в День умерших (исп. Día de los Difuntos ) почитают всех взрослых мертвецов.

Культурное и религиозное значение

Многие из тех, кто отмечает этот праздник верят, что в День мертвых души умерших могут посетить живых родственников и друзей. В этот день люди посещают кладбища чтобы пообщаться с душами умерших, на могилах строят алтари с фотографиями и реликвиями, приносят любимые напитки и еду умерших. Все это делается для того, чтобы побудить душу усопшего посетить живых. Иногда празднования приобретают весёлую окраску, когда родственники умерших вспоминают у надгробия смешные или веселые факты из жизни умершего.

Празднование Дня мертвых в разных регионах имеет свои отличия . Как правило, к празднику готовятся на протяжении целого года, когда понемногу собирают вещи, которые должны быть на алтаре умершего. Во время празднования 1 и 2 ноября родные украшают цветами и фруктами могилы умерших. Очень часто в украшениях на могилах используют специальные цветы - оранжевые бархатцы, которые по повериям притягивают души умерших. В Мексике эти цветы называются «Цветы мертвых» (исп. Flor de Muerto ). В День ангелочков приносят игрушки для детей и сладости. Для взрослых же чаще всего приносят текилу , пиво и другие алкогольные напитки.

Литература

  • Октавио Пас . День всех святых, праздник мертвых// Он же. Поэзия. Критика. Эротика. М.: Русское феноменологическое общество, 1996, с. 22-35.
  • Рэй Брэдбери . Канун всех святых, Сахарный череп

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "День Мёртвых" в других словарях:

    - (исп. Día de los Muertos) праздник, посвящённый памяти умерших, проходящий ежегодно 1 и 2 ноября в Мексике. По поверью в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Традиция восходит к индейцам майя и ацтекам, которые приносили дары… … Википедия

    День Мёртвых: День Мёртвых (исп. Día de los Muertos) праздник, посвящённый памяти умерших, проходит ежегодно 1 2 ноября в Мексике. День мёртвых (Вавилон 5) (англ. Day of the Dead) эпизод сериала «Вавилон 5» 1998 года. См. также… … Википедия

    День Мёртвых (англ. Day of the Dead) имеет следующие значения: День Мёртвых мексиканский праздник памяти умерших. День мёртвых (Вавилон 5) эпизод сериала Вавилон 5 1998 года. День мертвецов (фильм) фильм ужасов Джорджа Ромеро … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. День Мёртвых (значения). День мёртвых Сериал Вавилон 5 … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вампир (значения). Вампиры: День мёртвых Vampires: Los Muertos … Википедия

    День мертвецов (фильм, 1985) У этого термина существуют и другие значения, см. День мертвецов. День мертвецов Day of the Dead … Википедия

    День Мёртвых (исп. Día de los Muertos) праздник, посвящённый памяти умерших, проходящий ежегодно 1 и 2 ноября в Мексике. По поверью в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Традиция восходит к индейцам майя и ацтекам, которые… … Википедия

    - (англ. Day of the Dead): День мертвецов (фильм, 1985) фильм ужасов, США, 1985 год. Режиссёр Джордж Ромеро. День мертвецов (фильм, 2008) фильм ужасов, США, 2008 год. Режиссёр Стив Майнер. См. также День мертвецов 2:… … Википедия