Русская пунктуация. Интонационное направление в теории пунктуации

1. Что такое пунктуация?!


Пунктуация (от лат. точка - punctum ср.-в. лат. - punctuatio) - это система знаков препинания, имеющаяся в письменности всякого языка, а также совокупность правил их расстановки при письме.

Пунктуация способствует наглядности синтаксического и интонационного строя речи, выделяет как члены предложений, так и отдельные предложения, облегчая тем самым устное чтение.

Система пунктуации в русском языке

Русская современная система пунктуации формировалась с XVIII в. на базе достижений в теории грамматики, в том числе, теории синтаксиса. Системе пунктуации присуща некоторая гибкость: вместе с обязательными нормами в ней имеются указания, которые не имеют строгого характера и допускают варианты, имеющие связь как со смыслом письменного текста, так и с особенностями его стилистики.

Исторически в русской пунктуации среди вопросов о её назначении и основах выделились 3 главных направления: интонационное, синтаксическое и логическое.

Интонационное направление в теории пунктуации

Приверженцы интонационной теории считают, что нужны знаки препинания для обозначения мелодики и ритмики фразы (Щерба Л.В.), что, в основном, отражает не грамматическое расчленение речи, а лишь декламационно-психологическое (Пешковский А.М.).

Хотя у представителей различных направлений есть сильное расхождение позиций, всё же они все признают у пунктуации, представляющей собой важное средство оформления письменного языка, её коммуникативную функцию. При помощи знаков препинания указывается членение речи по смыслу. Так, точкой обозначается законченность предложения, как это понимает пишущий; расстановка между однородными членами в предложении запятых указывает на синтаксическое равноправие данных элементов предложения, которые выражают равноправные понятия, и т.п.

Логическое направление

К теоретикам смыслового, или логического направления относится Буслаев Ф.И., который говорил, что «…знаки препинания имеют двоякое значение: способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну его часть от другой, и выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему. Первому требованию удовлетворяют: запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:) и точка (.); второму - знаки: восклицательный (!) и вопросительный (?), многоточие (…) и тире (-)».

В современной письменности смысловое понимание базиса русской пунктуации (близка к ней немецкая пунктуация, но с нею расходятся английская и французская) выразилось в работах Абакумова С.И. и Шапиро А.Б. Первым из них отмечается, что основным назначением пунктуации является то, что она указывает расчленение речи на отдельные части, играющие роль при выражении мысли во время письма. Хотя далее он говорит, что в большинстве своем употребление знаков препинания в русской письменности регулируется правилами грамматическими (синтаксическими). Но он полагает, что «в основе правил все же лежит смысл высказывания».

Шапиро А.Б. утверждает, что главная роль пунктуации - обозначение того ряда смысловых оттенков и отношений, которые из-за их важности для осмысления письменного текста не могут выражаться синтаксическими и лексическими средствами.


2. Зачем нужна пунктуация в русском языке?


Осмысление того, зачем нужна пунктуация, способствует грамотному письму и легкости выражения мыслей. Пунктуация нужна для облегчения чтения текста, с её помощью предложения и их части отделяются друг от друга, что позволяет выделить конкретную мысль.

Рассматривая знаки препинания, нельзя обойти стороной их функции в русском языке.

Затеяв разговор о том, зачем нужна пунктуация, необходимо уточнить, какие знаки препинания существуют, поскольку их много и каждый исполняет свою роль. Пунктуация может применяться в тексте - как с целью разделения нескольких различных предложений, так и внутри одного предложения.

Точка - разделяет предложения и символизирует нейтральную интонацию: «Завтра я пойду в театр.». Применяется в сокращениях: «т.е. - то есть».

Восклицательный знак - служит для выражения эмоций восхищения, удивления, страха и др., отделяет друг от друга предложения: «Торопись, ты должен успеть!». Также восклицательным знаком выделяются внутри самого предложения обращения, акцентируется интонация: «Ребята! Прошу вас, не опаздывайте на занятия».

Вопросительный знак - выражает вопрос или сомнение, одно предложение отделяет от другого: «А ты уверена, что сделала всё правильно?»

Внутри предложения пунктуация также играет заметную роль. Но без осмысления того, зачем нужна пунктуация, мы не сможем, четко изложив свои мысли, написать сочинение, поскольку без верного выделения частей смысл утратится.

Следующие знаки препинания применяются внутри предложений:

Запятая - разделяет на части предложение, служит для выделения отдельных мыслей или обращений, отделяет в сложном предложении составляющие его простые друг от друга. «Мне не очень важно, что ты об этом думаешь» - предложение сложноподчиненное. «К обеду подали щи, пюре с отбивной, салат и чай с лимоном» - однородные члены в предложении.

Тире - им обозначают паузы, заменяют пропущенные слова, также обозначают прямую речь. «Здоровое питание - залог долголетия» - здесь тире заменяет слово «это». «- В котором часу вы можете завтра подойти? - спросила кассирша. - Часа в три, - ответила ей Наталья.» - прямая речь.

Двоеточие - применяется для акцентирования внимания на том, что следует далее; разграничивает части одного предложения, друг друга поясняющие, связанные между собой; прямую речь отделяет от слов автора либо так обозначается начало перечисления. «В буфете продавались вкусные пирожки с разной начинкой: с яблоками, с картошкой, с капустой, с сыром, с вареной сгущенкой и повидлом.» - перечисление. Прямая речь: «Не глядя ей в глаза, он произнес: «Не надейся, никогда я не вернусь к тебе» и быстрым шагом удалился».

Точка с запятой - применяется в предложениях, имеющих сложный состав, в которых уже мало запятой для отделения частей. «Это было ощущение тепла и света, которое приносило счастье и покой, делало мир лучше, наполняя душу радостью; впервые эти чувства посетили меня здесь много лет назад и с тех пор я всегда стремлюсь обратно, чтобы испытать их вновь и вновь.»

Понимая, зачем нужна пунктуация, вы сможете грамотно и четко выразить свою мысль при письме, акцентируете то, что нужно акцентировать, а сделав это в соответствии с правилами, покажете читателям ваших сочинений, что вы человек грамотный.

Знание правил пунктуации тщательно проверяют при сдаче экзаменов ГИА (государственной итоговой аттестации), ведь без этих знаний нельзя обойтись. И действительно, лишь правильное использование пунктуации позволит в любой переписке понять вас правильно


3. Принципы русской пунктуации


Принципы русской пунктуации - это основы современных пунктуационных правил, определяющих использование знаков препинания. Надо помнить, что назначение знаков препинания - помогать перенести на письмо звучащую речь таким образом, чтобы ее можно было понять, воспроизвести однозначно. Знаки отражают смысловое и структурное членение речи, а также ее ритмико-интонационное строение.

Невозможно построить все правила на одном принципе - смысловом, формальном или интонационном. Например, стремление отразить все структурные компоненты интонации очень осложнило бы пунктуацию, пришлось бы отмечать знаками все паузы: Мой отец // был бедный крестьянин; Над лесом // взошла луна; Дед попросил Ваню // нарубить и принести дров и т.д. Отсутствие знаков в таких положениях не затрудняет чтение текстов, воспроизведение их интонации. Не отражается знаками с полной последовательностью и формальное строение предложения; например, однородные сочинительные ряды при одиночном и: Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света (Пауст.).

Современная пунктуация опирается и на смысл, и на структуру, и на ритмико-интонационное членение в их взаимодействии.


4. Знаки препинания в русском языке

пунктуация препинание русский письменность

Знаки препинания - это графические (письменные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию.

Русские знаки препинания включают: 1) точку, вопросительный знак, восклицательный знак - это знаки конца предложения; 2) запятую, тире, двоеточие, точку с запятой - это знаки разделения частей предложения; 3) скобки, кавычки («двойные» знаки) выделяют отдельные слова или части предложения, для этого же употребляются запятая и тире как парные знаки; если выделяемая конструкция стоит в начале или в конце предложения, употребляется одна запятая или тире: Я в деревне скучал, как щенок взаперти (Т.); Кроме рек, в Мещёрском крае много каналов (Пауст.); - Эй, а ты куда, мамаша? - А туда ж, - домой, сынок (Тв.); 4) особый знак многоточие, «смысловой»; он может ставиться в конце предложения для указания на особую значимость сказанного или в середине для передачи сбивчивой, затрудненной или взволнованной речи: - Что такое ужин? Проза. Вот луна, звезды… (Остр.); - Отец, не кричи. Я тоже скажу… ну, да! Ты прав… Но твоя правда узка нам… - Ну да! Вы… вы! Как же… вы образовались… а я дурак! А вы… (М.Г.).

Особое, сложное значение передают сочетания знаков. Так, употребление вопросительного и восклицательного знаков вместе оформляет риторический вопрос (т.е. усиленное утверждение или отрицание) с эмоциональной окраской: Кто же из нас не думал о войне?! Конечно, все думали (Сим.); Негодяй и вор, одним словом. И за такого человека выходить замуж?! Жить с ним?! Удивляюсь! (Ч.). Соединение разных значений может достигаться сочетанием запятой и тире как единым знаком: Проехал черный верховой, качаясь в седле, - подковы высекли две синие искры из камня (М.Г.); Над лесом небо прояснилось, - бледное солнце пролилось на серые колокольни Белоомута (Пауст.) - грамматическая однородность, перечисление передаются запятой, а с помощью тире подчеркивается значение следствия-результата. Чаще они могут ставиться рядом, каждый по своему правилу, например тире в бессоюзном сложном предложении после запятой, передающей обособление: ср.: Ты, брат, - это батальон (Тв.) - тире употреблено по правилу «тире между подлежащим и сказуемым (перед частицей-связкой это)», а запятыми выделено обращение.

Варианты употребления знаков препинания предусмотрены пунктуационными правилами. Если допускается постановка разных знаков, то обычно один из них является основным, т.е. ему предоставляется преимущество. Так, вставные конструкции выделяются, как правило, скобками: Через несколько дней мы четверо (не считая всевидящих и вездесущих мальчишек) так сдружились, что почти всюду ходили вчетвером (Пауст.). Допускается выделение вставки с помощью двух тире: А в середине мая была гроза и такой ливень, что по улице - она была не ровная, а покатая - бурно катилась целая река желтой воды (С.-Ц.). Для скобок данное употребление является основным, а для тире - одним из многих и второстепенным.

Варианты употребления знаков предусмотрены правилами оформления сложных бессоюзных предложений, например при пояснении или мотивации вместо основного знака двоеточия употребляется тире: Разлука призрачна - мы будем вместе скоро (Ахм.). При обособлении определений и приложений наряду с запятыми могут быть употреблены тире: Море - седое, зимнее, невыразимо угрюмое - ревело и неслось за тонкими бортами, как Ниагара (Пауст.); Цветная осень - вечер года - мне улыбается светло (Марш.). Возможно выделение обособленных определений и приложений двумя знаками - запятой и тире - одновременно: Долетел спокойный мужественный гудок, - океанский, в три тона (Пауст.). Варианты постановки знаков допускаются и некоторыми другими правилами (в частности, запятой и точки с запятой в сложном бессоюзном предложении, запятой и восклицательного знака при обращении, восклицательного знака и вопросительного с восклицательным при риторическом вопросе и др.).

Проявляется вариантность также в возможности употребления или неупотребления знаков в некоторых других случаях, например непоследовательно выделяются некоторые вводные слова: действительно, в самом деле, прежде всего, преимущественно; они могут выделяться вместе с присоединяемым существительным.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»

Конспект

Урока по русскому языку

«Что мы знаем о пунктуации? Обобщение по разделу повторение»

Провела студентка группы ПНК-31: Спицына Н.Г

Место проведения: 4«Г» класс, филиал МБОУ «Новолядинская сош» в

с. Тулиновка

Дата проведения:23.09.2014

Оценка за конспект:….. (…………) учитель: __________/ Т.Н. Зотова/

Оценка за урок:….. (…………) учитель: __________/ _ Т.Н. Зотова/

Оценка за урок:….. (…………) учитель: __________/С.В. Демидова/

Тип урока: рефлексия.

Цели урока:

– Развить умения составлять схемы предложений, соотносить схемы и предложения, расставлять знаки препинания и объяснять их выбор.

Закрепить умения различать части речи и находить их в тексте, а также части слова.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Оборудование:

Презентация, раздаточный материал

Литература:

УМК « Школа 2100».

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина « Русский язык»

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Мотивация к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок, начинается урок!

Здравствуйте, ребята, садитесь! Меня зовут Наталия Геннадьевна. Этот урок русского языка буду вести у вас я.

Дети приветствуют учителя.

    Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Итак, давайте приступим к работе. Откройте свои тетради. Что нужно записать?

Правильно.

выполним словарную работу.

Даны слова:

Печка, капитан, корабль, красивый, прогрессивный, шёпот, шорох, памятник, нарочно.

Подчеркните все знакомые орфограммы.

Определите, какой частью речи являются данные слова.

Число, « Классная работа»

Дети выполняют задание.

Печка- существительное, капитан-существительное, корабль -существительное, красивый -прилагательное, прогрессивный -прилагательное,

Шёпот-существительное, шорох -существительное, весна - существительное, памятник – существительное, нарочно -наречие.

    Локализация индивидуальных затруднений.

Ребята, а вы знаете, что такое синтаксис?

Кто может ответить?

Правильно.

Я предлагаю вам выполнить следующее задание. (задание на слайде)

Подчеркните те слова, которые относятся к этому разделу. Словосочетание, сказуемое, восклицательный знак, точка, второстепенные члены предложения , запятая, подлежащее.

Молодцы. Но, что, же за слова у нас остались неподчеркнутыми?

Прочитайте их. К какому разделу русского языка они относятся?

Правильно.

Кто может ответить на вопрос: что такое пунктуация?

Правильно, молодцы!

Какие еще знаки относятся к этому разделу?

Синтаксис- раздел русского языка, изучающий смысл и структуру предложения и сочетания слов в предложении.

К разделу «синтаксис» относятся слова: словосочетание, сказуемое, второстепенные члены, подлежащее.

Предположения детей

Эти слова относятся к разделу пунктуация.

Пунктуация –это правила о постановке знаков препинания в рукописном или печатном тексте.

Вопросительный знак, тире, двоеточие, многоточие….

    Построение проекта коррекции затруднений.

Кто-то из вас может сформулировать тему этого урока?

Ребята, сегодня мы выясним, что же знаем о пунктуации.

Ответы детей.

    Реализация проекта коррекции затруднений.

Откройте учебники на странице 44,выполним упражнение 53(или страница 50-51 упражнение 43)

Прочитайте задание.

Поработай над своей устной научной речью. Расскажи все, что ты помнишь об однородных членах предложения? Тебе помогут схемы и план.
Прочитайте план. И постарайтесь ответить на вопросы.

Итак, что вы знаете об однородных членах предложения?

    Какие члены предложения называются однородными?

    С какой интонацией они произносятся?

    Какие члены предложения могут быть однородными?

    В каком случае однородные члены предложения разделяются запятой?

Задание. Составьте предложение по схеме:

Ребята, что вы видите на доске? Правильно схему. Схему какого предложения?

А теперь составьте предложения по данной схеме.

Правильно.

2 [ –, – = ].

А это что за схема?

Верно. Составьте простое предложение с однородными подлежащими.

3.[ – = и = ].

Схему какого предложения вы видите?

4. подлежащее сказуемое и сказуемое.

[ – = ]. Ребята что это за схема?

Правильно, а теперь придумайте простое предложение.

(учитель вызывает по цепочке к доске).

А теперь ответьте мне на вопрос: « когда мы отделяем однородные члены друг от друга запятой, а когда нет?»

Откройте учебник на странице 46 (или52) и прочитайте правило…

Физкультминутка.

Ребята, вы неплохо поработали, и теперь пришло время отдохнуть и отвлечься. Давайте все выйдем из-за парт и выполним некоторые упражнения.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся, руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Дети читают задание, затем выполняют в соответствии с заданием.

1.Члены предложения называются однородными, если они отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову, в предложении являются одним и тем же членом предложения.

2.они произносятся с интонацией перечисления.

3.однородые сказуемые, подлеж., второстепенные члены

4. если нет союзов между ними или союз повторяется несколько раз

Дети выполняют задание.

Схему простого предложения с однородными второстепенными членами.

1.в лесу мы увидели березы, сосны, липы.

Схема простого предложения с однородными подлежащими.

2.тюльпаны, ромашки растут у меня в саду.

3.Схема простого предложения с однородными сказуемыми.

Ребята набрали сосновых веток и разожгли костер.

Это схема простого предложения.

Например, Эту чудную картину я увидел из окна.

Ответы детей.

Читают правило.

    Обобщение во внешней речи.

Приступим к следующему заданию. Упражнение 54 на странице 44 (или 51)

Запиши предложения с однородными членами и понаблюдай, как в них расставлены запятые. Составь схему к каждому предложению.

    Мороз щипал уши и лицо.

Найди в этом предложении однородные члены. Есть ли в этом предложении запятые? А почему?

Сделай синтаксический разбор этого предложения.

Какой частью речи выражено подлежащее? сказуемое.

Составьте схему этого предложения.

(Задания выполняются по этому же принципу)

    Мороз щипал уши, лицо, руки.

    Мороз щипал уши, лицо и руки.

    Мороз щипал и уши, и лицо, и руки.

(учитель по цепочке вызывает детей к доске для выполнения задания.

(ученик записывает на доске)

Уши и лицо.

Нет. Потому что между ними стоит союз и.

Мороз подлежащее(сущ), щипал –сказуемое(глаг).

Щипал (что?) уши,лицо(дополнения)(выр. Существительным)

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно.

Карточки с заданиями(сверяют со слайда)

1вариант. Запишите предложение, расставьте знаки препинания(если необходимо).

Избушка там на курьих ножках стоит без окон без дверей.

2вариант. Запишите предложение, расставьте знаки препинания (если необходимо).

Самостоятельно выполняют задание, затем сверяют со слайда.

    Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей

    Там о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой.

    Включение в систему знаний и повторение.

Запишите предложения.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Расставьте знаки препинания, подчеркните знакомые орфограммы.

Выпишите слова гуляет, подгоняет , сделайте разбор слова по составу.

Что это за разбор?

Какие морфемы вы знаете?

Что такое окончание? корень? приставка? суффикс?

Расскажите как будете выполнять этот разбор.

(Работа с места).

Выпишите слова: ветер, (по) морю, кораблик. Сделайте разбор слова по составу?

Знаки препинания не ставятся. Так как есть союз и

Разбор слова по составу.

Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.

    Рефлексия.

Итак, подведем итоги нашего урока.

Какие правила сегодня использовали?

Что нового вы узнали в течение урока?

Домашнее задание: текст.

Молодцы, вы сегодня хорошо поработали на уроке, давайте дружно поаплодируем друг другу.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

У П Т Н К У А Ц И Я ПУНКТУАЦИЯ

Повторение по теме «Пунктуация».

ЧТО такое ПУНКТУАЦИЯ и что она изучает?

Выбери понятия, которые изучает синтаксис Словосочетания. Сказуемое. Вопросительный знак. Точка. Однородные члены предложения. Запятая. Многоточие.

Пунктуация (от лат. пунктум – « точка ») – раздел лингвистики, в котором изучаются знаки препинания, правила их постановки, употребления.

Запомни! Отсутствие знаков препинания, неправильно поставленный знак влияют на смысл предложения, затрудняют его прочтение, порой делая его противоположным по смыслу! Казнить нельзя помиловать

Как бы вы расставили знаки препинания, чтобы не было никакой нелепицы? Очень-очень Странный вид: Речка за окном Горит, Чей-то дом Хвостом виляет, Пёсик Из ружья стреляет, Мальчик Чуть не слопал Мышку, Кот в очках Читает книжку, Старый дед Влетел в окно, Воробей Схватил зерно Да как крикнет, улетая: -Вот что значит запятая!

Разделы науки о языке. ФОНЕТИКА ГРАФИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ МОРФОЛОГИЯ СИНТАКСИС ПУНКТУАЦИЯ ОРФОГРАФИЯ

В реке там рыба, на бугре Мычит корова, в конуре Собака лает, на заборе Поет синичка, в коридоре Играют дети, на стене Висит картина… . .

Предварительный просмотр:

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Дерябина Ангелина Андреевна, Попович Ольга Сергеевна

Своими исследованиями мы хотим показать, что пунктуация – это сложная, но необходимая наука, что в русском языке целая система знаков препинания, которая складывалась веками, и каждый знак играет определённую роль, поэтому без этих знаний невозможно стать грамотным человеком.

Объектом исследования является раздел науки о языке – пунктуация, а предметом исследования – знаки препинания. В процессе работы нами были задействованы следующие методы исследования: анализ литературоведческих источников по проблеме исследования, методы синтеза, сравнения и обобщения информации, анкетирование.

Скачать:

Предварительный просмотр:

федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

«Кунгурский техникум-интернат»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Научно-исследовательская работа

Значение пунктуации

в современном русском языке

Выполнили студентки группы Б-11-16

Специальность 38.02.01 «Экономика и

Бухгалтерский учёт (по отраслям)»

Дерябина Ангелина Андреевна и

Попович Ольга Сергеевна

Руководитель: преподаватель

Елькина Евгения Игоревна

п. Садоягодное

2017

Введение

«Точка, точка, запятая – Вышла рожица кривая…» – как пелось в приснопамятной веселой песенке за авторством Юлия Кима. Ох, сколько копий было и будет сломано в неистовых боях между учениками и учителями по поводу этих пресловутых знаков препинания – точек, запятых, тире, восклицательных и вопросительных знаков, двоеточий и многоточий… А ведь без этих малозаметных помощников предложения и словосочетания читаются совершенно иначе, выглядят безлико и постно. Знаки препинания позволяют выразить больше, нежели просто буквы. Так что без пунктуации письменной речи никак не обойтись.

Однако все чаще приходится быть свидетелем того, что современный человек пренебрегает правилами пунктуации, даже самыми простыми. Если в официальной речи более-менее грамотные люди ставят знаки препинания, то при непринужденном письменном общении, как правило, нет. Возможно, кому-то эта проблема покажется незначительной и маловажной. Но, на наш взгляд, этот процесс создает серьезную угрозу чистоте русского языка, его величию.

Вот что говорится в одной притче:

Сначала человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.

Мы привели этот пример с долей юмора, конечно, но в каждой шутке есть доля правды; ведь изменения в постановке знаков препинания ведут к искажению понимания авторского текста. А что, если действительно настанет такой переломный момент в развитии русского языка, когда люди разучатся точно передавать свои мысли и чувства.

Исходя из этого, мы поставили перед собой цель: обосновать значимость применения на письме знаков препинания.

В связи с этим нас заинтересовали вопросы:

Когда появились знаки препинания? Были ли в истории письменности такие периоды, когда люди обходились без них?

Как изменялось применение пунктуации в разные периоды времени? Искажалось ли понимание текста произведений, исходя из того, в какой период оно напечатано (для исследования мы взяли повесть Н.В. Гоголя «Нос» 1889 г. и 1984 г. издания).

Часто ли пользуется современная молодежь знаками препинания?

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

  1. Познакомиться с историей возникновения знаков препинания;
  2. Исследовать литературу с целью выяснения, какие знаки препинания существуют в современном русском языке и какие функции они выполняют;
  3. Провести опрос среди студентов техникума на предмет их отношения к знакам препинания и знаний о них;
  4. Выявить и проанализировать пунктуационные различия в текстах произведения, изданного на разных этапах становления русской пунктуации.

Своими исследованиями мы хотим показать, что пунктуация – это сложная, но необходимая наука, что в русском языке целая система знаков препинания, которая складывалась веками, и каждый знак играет определённую роль, поэтому без этих знаний невозможно стать грамотным человеком.

Объектом исследования является раздел науки о языке – пунктуация, а предметом исследования – знаки препинания. В процессе работы нами были задействованы следующие методы исследования: анализ литературоведческих источников по проблеме исследования, методы синтеза, сравнения и обобщения информации, анкетирование.

Глава 1. Становление русской пунктуации. Современная пунктуация, функции знаков препинания

  1. Становление русской пунктуации

В начале нашего исследования имеет смысл обратиться к этимологии слова «пунктуация». В переводе с латинского «punctus» обозначает «точка» , так что именно этот итожащий знак дал имя целой системе, развивавшейся долгие годы.

Первые знаки препинания были описаны еще в 5 веке до нашей эры драматургом Еврипидом, отмечавшим перемену говорящего лица остроконечным знаком, возможно, произошедшим от греческой буквы лямбда (

В 15 же веке вошли в употребление знаки пауз, вдоха и изменения интонации (в основном, использовались точки, точки с запятой и двоеточие). В первом издании Шекспира (начало 17 века) уже присутствовали вопросительные и восклицательные знаки. Отметим, что до середины 17 века пунктуации отводили значение употребления точек около согласных, обозначавших гласные звуки в тексте на иврите. Написание знаков в латинском тексте получило название простановки точек. Но уже в 17 веке слово «пунктуация» приобрело современное значение, обозначающее систему знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи. А к концу 17 века в английской пунктуации появились еще и кавычки.

Теперь обратимся к древнерусской письменности. В Древней Руси летописцы не использовали никаких знаков препинания. И тексты выглядели примерно так: «Нелеполиныбяшетъбратиеначятистарыми словесытрудныхъповестийопълкуигоревеигорясвятъславлича». Это очень затрудняло чтение, а затем и перевод, так как текст писался без пробелов, знаков препинания и в строчку . Постепенно входят в употребление вопросительный знак, скобки, двоеточие. Большое значение для развития пунктуации имело введение книгопечатания. Постановка знаков препинания в печатающихся произведениях была по преимуществу делом типографских мастеров, которые часто не считались с тем, что представлял собой в пунктуационном отношении авторский рукописный текст. Но это не означает, что авторы, в особенности писатели и поэты, не оказывали со своей стороны никакого воздействия на формирование системы русской пунктуации. Наоборот, их роль в этом отношении с течением времени всё более усиливалась, и современная русская пунктуация должна рассматриваться как результат длительного и сложного взаимодействия той пунктуационной системы, которая была установлена в ряде европейских языков (в том числе и в русском) после введения книгопечатания, и тех приёмов употребления знаков, которые вырабатывались лучшими мастерами русской литературной речи в течение длительного периода начиная с XVIII в. по настоящее время.

Русская пунктуация, в отличие от орфографии, сложилась сравнительно поздно, к началу XIX в., и в основных чертах сходна с пунктуацией других европейских языков.

Сформировавшаяся в основных чертах к XVIII в. система знаков препинания требовала и разработки определённых правил их употребления. Ещё в XVI–XVII вв. наблюдались первые попытки теоретически осмыслить постановку имевшихся к тому времени знаков препинания (Максим Грек, Лаврентий Зизаний, Мелетий Смотрицкий). Начало научной разработке русской пунктуации положил М. В. Ломоносов в «Российской грамматике». Очень обстоятельно изложены правила пунктуации учеником М. В. Ломоносова профессором Московского университета А. А. Барсовым в его грамматике, которая, к сожалению, не была напечатана, а дошла до нас в рукописном виде.

Период без знаков препинания. Основной знак – точка, так как русская пунктуационная система в начале своего развития ориентировалась на греческую. Точки ставились произвольно, так как тексты довольно долго писались без деления на слова и предложения. Это могла быть одна точка (внизу, вверху или посередине строки) или их сочетание в разных вариантах. Каких-либо правил не было. Ориентиром служил смысл высказывания, и точки ставились для выделения смысловых частей. Кроме точек, в древнерусских текстах ставились линии внизу строки (_), змийцы (~), а также разные сочетания линий и точек.

Становление пунктуационной системы проходило в несколько этапов:

1. М. Грек (XVI в.) в своем труде «О грамотике Инока Максима Грека святогорца объявлено на тонкословие» обозначил такие знаки, как точка, иподиастоли – запятая, иподиастоли с точкой – точка с запятой. Точкой предполагалось обозначать конец высказывания, иподиастоли должна была дать говорящему передышку при чтении, знаком иподиастоли с точкой рекомендовалось обозначать вопрос.

2. Лаврентий Зизаний («Грамматика Словенска…», 1596 г.) описал шесть знаков препинания – запятая (,), срока (ё), двосрочие (:), подстолия (;), съединительная (-), точка. В определении функций знаков препинания Л. Зизанием положен смысловой принцип: завершённость или незавершённость высказывания. Точка – в конце законченного целого. Запятую, сроку и двосрочие рекомендуется употреблять как разделительные знаки в середине предложения. Подстолия – знак выражения вопросительной интонации. Съединительная – знак переноса слов.

3. Мелетий Смотрицкий в труде «Грамматика Мелетия Смотрицкого» 1648 г., выделяет десять «строчных препинаний» – черта (/), запятая (,), двоточие (:), точка (.), разъятная, единитная (-), вопросная (;), удивная (!), вместная , отложная (). Названия знаков препинания несколько иные, чем у Л. Зизания.

В основе употребления «строчных препинаний» у М. Смотрицкого лежит интонационный принцип с учётом смысла высказывания. Так, черта – это короткий отдых при чтении; запятая позволяет говорящему сделать более длительную паузу; двоеточие употребляется тогда, когда мысль высказана не вся, а лишь только её часть, но части предложения более самостоятельны, чем при разделении запятой; точка ставится в конце законченного высказывания, вопросная – в конце вопросительного высказывания; разъятная и единитная – знаки переноса.

М. Смотрицкий впервые в истории русской пунктуации выделил три новых знака: удивная, отложная и вместная, чётко определив их функции. Удивная – в конце предложения, произносимого с особой (восклицательной) интонацией; вместная – включает менее самостоятельную часть предложения; отложная – такую, которую можно полностью изъять из предложения.

4. Следующий серьёзный этап в развитии русской пунктуации связан с именем В. К. Тредиаковского. В 1748 году в Санкт-Петербурге выходит из печати его достаточно объёмная (460 листов), известная и в наши дни работа «Разговор между чужестранным человеком и российским об ортографии старинной и новой и о всем, что принадлежит к сей материи». Именно В. К. Тредиаковскому принадлежит заслуга формулирования правил употребления знаков с точки зрения синтаксических особенностей; им установлены отдельные случаи употребления знаков с учётом структуры простого или сложного предложения, с аргументацией каждого положения примерами. Кроме того, В. К. Тредиаковский ввёл в свой текст вопросительный знак (правда, описание его функции встречаем в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова) и представил употребление точки с запятой в современном понимании – уже не в конце вопросительных предложений, а для разделения частей сложного предложения и (иногда) при обращении.

5. М. В. Ломоносов в своем труде «Русская грамматика», 1755 г. описывает восклицательный знак, вопросительный знак, скобки, точку, запятую, точку с запятой, двоеточие, знак переноса. М. В. Ломоносов не вводит новых знаков, но определяет основной принцип их употребления: с учётом не только смысла предложения, но и расположения частей, и значения союзов, которые служат «к сопряжению и сношению понятий». Таким образом, в пунктуации М. В. Ломоносов утверждает два тесно взаимосвязанных принципа: смысловой и синтаксический.

Кавычки появились в XVII в. ‘Ковычька’ – «крюковой знак».

6. Наибольшая заслуга в упорядочении русской пунктуации в XIX в. принадлежит академику Я. К. Гроту, книга которого «Русское правописание» – результат многолетних исследований истории и принципов русского письма – стала первым в России академическим сводом правил орфографии и пунктуации и выдержала 20 изданий до 1917 г.

Дальнейшее развитие пунктуационной системы направлено на более детальную разработку её основ в разных направлениях: логическом (смысловом), грамматическом (синтаксическом) и интонационном. Подробнее о становлении современной пунктуации и отличиях ее от пунктуации дореволюционного периода мы изложим в практической части исследования.

Подводя итог параграфа, отметим, что знаки препинания возникли из потребности разделения письменного текста на самостоятельные отрезки (с большей или меньшей степенью самостоятельности) в соответствии со смысловой структурой высказывания. Первые знаки препинания обозначали паузы разной длительности; по мере развития письменности и распространения книгопечатания система пунктуационных знаков усложнялась и углублялась, пока не достигла того состояния, которое сохраняется в своих основных чертах в современных европейских языках.

  1. Современная пунктуация, функции знаков препинания

Для более точного и четкого понимания важности знаков препинания, в данном параграфе мы рассмотрим каждый из знаков препинания, существующий в современной речи, в частности: какую функцию он выполняет и в каких случаях применяется на письме.

В письменном русском тексте 10 знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки, кавычки. Изучает их пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

Они выполняют 3 разные функции: разделительную, выделительную, завершающую.

Завершающую функцию выполняют восклицательный и вопросительный знаки, точка и многоточие. Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим громко, с волнением, выражаем удивление, восхищение, удовольствие, гнев, возмущение, презрение, радость, гордость и т. д. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак. Точка помогает выделить на письме то, что мысль закончена. А многоточие показывает, что автор что-то умалчивает, даёт возможность читателю поразмыслить.

Запятая выполняет 2 функции: выделительную, например, выделяет обращение; и разделительную: при однородных членах предложения, в сложном предложении и при прямой речи, стоящей перед словами автора.

К разделительным знакам относятся: точка с запятой, двоеточие, тире. Например, в школе мы изучали тему «Тире между подлежащим и сказуемым». Например, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже, то между ними ставится тире, и тогда оно выполняет разделительную функцию.

Выделительными могут быть двойные знаки: запятая (две запятые), тире (два тире), скобки двойные, двоеточие и тире, употребляемые вместе, кавычки двойные. Знак кавычек выделяет прямую речь, также с их помощью мы узнаём имена собственные, а именно: названия фильмов, газет, журналов, рассказов, романов, стихотворений и т.д., потому что они пишутся в кавычках.

Смысловая роль знаков препинания настолько велика, что иногда они употребляются даже вместо слов.

Так, при чтении текста мы часто на полях отмечаем непонятные или сомнительные места вопросительным знаком (?), а те части текста, которые вызывают особый восторг и радость, - знаком восклицательным (!).

Знаки препинания могут употребляться вместо целых предложений. Вот исторический факт. В день выхода в свет своей новой книги французский писатель Виктор Гюго, желая узнать, как идёт продажа, послал издателю открытку, на которой стоял только вопросительный знак: «?». Издатель не ударил в грязь лицом и ответил коротко: «!».

Точка (.) – знак препинания, ставящийся в конце предложения. В современной русской письменной речи точка ставится в конце повествовательного или побудительного предложения: «Был вечер. Небо меркло. Воды струились тихо» (Пушкин «Евгений Онегин»). Точка употребляется при сокращенном написании слов (например: и т. п., и т. д.); а в аббревиатурах точка не ставится.

Вопросительный знак (?) - знак препинания, служащий для выражения вопроса. В современной русской письменной речи вопросительный знак ставится:
- в конце вопросительного предложения, в том числе после следующих одно за другим неполных вопросительных предложений: «Кто ты? Живая? Мертвая?» (А. Блок, «Стихи о прекрасной даме»);

В вопросительных предложениях с однородными членами после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса: «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?» (Грибоедов «Горе от ума»).

Восклицательный знак (!) – знак препинания, служащий для выражения восклицания . В современной русской письменной речи восклицательный знак ставится:

В конце восклицательного предложения: «Да здравствует революция, радостная и скорая!» (Маяковский, поэма «В. И. Ленин»);

В восклицательных предложениях с однородными членами после каждого однородного члена для обозначения эмоциональной прерывистости речи: «Все отвергал: законы! совесть! веру!» (Грибоедов «Горе от ума»);

После произносимых с восклицательной интонацией слов – предложений, обращений, междометий, стоящих в начале (в поэтической речи – и в середине) предложения или употребляемых самостоятельно: «Старик! Я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас» (Лермонтов «Мцыри»);

В скобках внутри или после цитаты для выражения отношения автора (иронии, возмущения и т. п.) к цитируемому тексту.

Запятая (,) – знак препинания, служащий для разделения или выделения слов, групп слов и простых предложений в составе сложного. Появление запятой в памятниках русской письменности относится к XV в. В современной русской письменной речи запятая – наиболее распространенный знак препинания, выступающий в отделительной функции (одна запятая) или в выделительной функции (парный знак препинания – две запятые). Запятая употребляется:

Между однородными членами предложения (соединенными без союзов, повторяющимися или парными союзами, неповторяющимися союзами с противительным или уступительным значением) и между повторяющимися словами: «Не род, а ум поставлю в воеводы». (Пушкин «Борис Годунов»); «Зимы ждала, ждала природа» (Пушкин «Евгений Онегин»);

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного бессоюзного или сложносочиненного предложения: «Солнце зашло за горы, но было еще светло» (Лермонтов, поэма «Демон»);

Между главным и придаточным предложением (или для выделения придаточного с двух сторон), между соподчиненными придаточными: «Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум» (Пушкин, стихотворение «Поэту»);

Для отделения или выделения обособленных членов предложения, при словах или группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении: «Вдали, ближе к роще, глухо стучали топоры» (Тургенев «Записки охотника»);

При сравнительных оборотах: «как буря, смерть уносит жениха» (Пушкин «Борис Годунов»);

Для отделения или выделения слов, грамматически не связанных с членами предложения (вводных слов, обращений, междометий, утвердительных, отрицательных и вопросительных слов): «Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть» (Крылов, басня «Волк на псарне»).

Точка с запятой (;) – знак препинания, употребляющийся в сложном и, реже, в простом предложении для разделения относительно самостоятельных его частей. Впервые введена итальянским печатником Альдом Мануцием в 1449 году, использовавшим ее для разделения противоположных слов и независимых частей сложносочиненных предложений. Шекспир уже использовал (;) в своих сонетах. В церковнославянском языке точка с запятой играла роль вопросительного знака: «Рече же Исав: се, аз иду умрети, и вскую ми первенство сие». - «Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?»

В современной русской письменности точка с запятой ставится:

В сложном бессоюзном и сложносочиненном предложениях, если их части значительно распространены и содержат запятые, например: «Бледно - серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья» (Тургенев «Бежин луг»). «Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы» (Чехов «Дама с собачкой»);

В простом предложении между однородными членами предложения, если они значительно распространены и содержат запятые, например: «Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении черная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп лошади, которая, помахивая хвостом, широко раздвигала ногами: спина в белой черкеске» (Л. Н. Толстой, собрание сочинений, рассказ «Набег»).

Двоеточие (:) – знак препинания, в виде двух точек, расположенных одна под другой, применяемый в простом предложении и в бессоюзном сложном предложении. Эти знаки первоначально употреблялись для отделения слов или более крупных отрезков текста друг от друга. В современной русской письменности точка с запятой ставится:

Перед перечислением, если ему предшествует обобщающее слово или слова, например, как- то, а именно, например: «Острогою бьется крупная рыба, как - то: щуки, сомы, жерехи, судаки» (Аксаков, «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», рассказы и воспоминания охотника о разных охотах. «Охота с острогою»);

В сложном бессоюзном предложении, если вторая часть раскрывает содержание первой части, дополняет первую или указывает на причину того, о чем говорится в первой части, например: «Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа» (Лермонтов «Герой нашего времени»);

Тире – (франц. tiret, от tirer – тянуть) – знак препинания в виде горизонтальной черты (-), применяемый в простом и сложном предложениях. Введён в употребление русским писателем и историком Н. М. Карамзиным. В современной русской письменной речи тире ставится:

Между подлежащим и сказуемым: «Льгов – большое степное село» (Тургенев «Записки охотника»);

Перед обобщающим словом, стоящим после однородных членов: «Надежду и пловца – все море поглотило» (Крылов, сочинения в 2-ух томах, «Старик и трое молодых»);

Перед обособленным приложением, обычно стоящим в конце предложения: «Со мною был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу» (Лермонтов «Герой нашего времени»);

Между членами предложения для выражения неожиданности или противопоставления: «Хотел объехать целый свет – и не объехал сотой доли» (Грибоедов «Горе от ума»);

В сложном предложении бессоюзном для указания на быструю смену событий, для выражения резкой противоположности, для выражения временных, условно-следственных и других отношений: «Игнат спустил курок – ружье дало осечку» (Чехов «Белолобый»);

Между репликами в диалоге, даваемом без абзаца, или в начале реплик, даваемых с абзаца;

Для указания на распад простого предложения на словесные группы, что часто бывает при пропуске, какого-либо члена предложения: «Я вас спрашиваю: рабочим – нужно платить?» (Чехов «Иванов»); «Мне все послушно, я же – ничему» (Пушкин «Евгений Онегин»);

После прямой речи перед словами автора: ««Как, это скучно!» - воскликнул я невольно» (Лермонтов «Герой нашего времени»).

Двойное тире (парный знак препинания, выступающий в выделительной функции) употребляется для выделения:
- вводных и вставных предложений и конструкций: «Тут - делать нечего - друзья поцеловались» (Крылов, басня «Два голубя»);
- распространенного приложения, стоящего после определяемого слова для подчеркивания самостоятельного значения этого приложения: «Перед дверями клуба - широкого бревенчатого дома - гостей ожидали рабочие со знаменами» (Федин, роман «Необыкновенное лето»);
- слов автора внутри прямой речи: «Меня зовут Фомой, - отвечал он,- а по прозвищу Бирюк» (Тургенев «Бирюк» (1852). Из цикла «Записки охотника»).
Многоточие – знак препинания в виде трех рядом расположенных точек, употребляющийся для обозначения незаконченности или прерванности высказывания, а также пропусков в тексте. Впервые указано в грамматике А. Х. Востокова (1831) под названием «знак пресекательный».

Многоточие употребляется:
- для обозначения незаконченности или перерыва в высказывании, вызванного волнением говорящего или неожиданным переходом к другой мысли, а также для обозначения паузы, подчеркивающей следующий за ней текст: «Не получая ответа, Дуня подняла голову и с криком упала на ковер…». (Пушкин, проза, «Станционный смотритель»);

При цитировании (перед началом цитаты, в середине или после нее) для указания на то, что пропущена часть цитируемого текста. Чтобы отличить пропуск в цитате от авторского многоточия, в некоторых специальных изданиях применяется особый прием: в случае пропуска ставятся не три, а две точки рядом.
Пунктуация – очень сложная, однако, такая важная наука. Информацией, отраженной в данном параграфе мы хотели показать то, что каждому человеку необходимо знать и правильно применять знаки препинания, чтобы уметь грамотно и точно излагать свои мысли, чувства, эмоции.

Глава 2. Исследование пунктуационных различий текстов дореволюционного периода с современной системой пунктуации

Чтобы быть более убедительными в обосновании значимости знаков препинания, рассмотрим процесс упорядочения правил пунктуации с начала XIX века до периода современности на примере исследования письменных источников. Это даст нам возможность доказать, что изменение орфографии русского языка, в том числе и правил постановки знаков препинания, отразилось на созданных до этого произведениях и повлияло на читательское понимание.

Знакомство с практикой употребления знаков препинания в рукописных текстах крупнейших русских писателей конца XVIII и первой половины XIX веков убеждает нас в том, что созданные М.В. Ломоносовым правила пунктуации хотя и были приняты авторами грамматик, как теоретических, так и учебных, но не считались строго обязательными и полностью не соблюдались. Писатели ставили те знаки препинания, которые казались им безусловно необходимыми для обозначения в отдельных случаях тех или иных смысловых оттенков (субъективная авторская пунктуация), в отношении же всех остальных знаков они полагались на редакторов и типографских работников, которые опирались уже на нормативные аспекты пунктуации. Конечно, такое отношение писателей к пунктуации находило отражение и в печатных изданиях, создавая трудности при прочтении.

В 1904 г. при Академии наук была образована орфографическая комиссия, которая подготовила и в 1912 г. опубликовала проект реформы русской орфографии. Новая реформа орфографии была утверждена при советской власти правительственными декретами 1917-1918 гг. Этой реформой были разрешены основные вопросы упорядочения и упрощения русского правописания. Новые правила правописания, утвержденные в 1918 г., в основных чертах сохранили свою силу до конца XX века. В 1956 г. впервые вышел единый обязательный для всех свод «Правил русской орфографии и пунктуации», подготовленный группой крупнейших лингвистов страны. Необходимость унификации правил орфографии и пунктуации была вызвана тем, что реформа 1917-1918 гг., разрешив основные вопросы по упрощению русского письма, не устранила непоследовательности во всей системе.

Разберемся более конкретно, какие же именно изменения были внесены в систему пунктуации в 1918 году по сравнению с дореволюционным периодом. Для этого на примере письменного источника проанализируем различия и определим, влияют ли вышеперечисленные различия на понимание читателем смысла прочитанного. Для этого проведем анализ текста повести Н.В. Гоголя «Нос» 1889 г. и 1984 г. издания (Приложение 1, 2).

Таблица № 1.

1889 год издания

1984 год издания

Многоточие обозначалось четырьмя точками:

Иван Яковлевич побледнел ….

Многоточие обозначается тремя точками:

Иван Яковлевич побледнел …

Иначе писались кавычки – не как в современном письме, а с поворотом на 180°.

Прямая речь писалась в кавычках, если она разрывается словами автора, то обе ее части с двух сторон ограничиваются кавычками. Запятая между прямой речью и словами автора ставится, тире – нет. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

Сегодня я, Прасковья Осиповна, не буду пить кофию , сказал Иван Яковлевич : „а вместо того хочется мне съесть горячаго хлебца с луком “ .

„ Плотное! “ сказал он сам про-себя: „что бы это такое было?

„ “ закричала она с гневом. Мошенник! пьяница! я сама на тебя донесу полиции. Разбойник какой! Вот уж я от трех человек слышала, что ты во время бритья так теребишь за носы, что еле держатся “ .

Если прямая речь стоит в начале предложения, то пишется с новой строки, с обеих сторон ограничивается знаком тире, перед которым ставится запятая, знак вопроса или знак восклицания:

- Сегодня я, Прасковья Осиповна, не буду пить кофию, - сказал Иван Яковлевич , - а вместо того хочется мне съесть горячего хлебца с луком.

« Плотное! - сказал он сам про себя , - что бы это такое было? »

- Где это ты, зверь, отрезал нос? - закричала она с гневом. - Мошенник! пьяница! Я сама на тебя донесу полиции. Разбойник какой! Вот уж я от трех человек слышала, что ты во время бритья так теребишь за носы, что еле держатся.

Сочетания с «бы», «ли» и «же» писали через дефис: «как-бы», «знаете-ли вы», «что-же»; «где-же». Писали дефис и в сочетаниях «то-есть», «про-себя», «только-что», «сам по-себе», «во-время».

Перечисленные сочетания пишутся раздельно.

Оформление сложных бессоюзных предложений различно:

Я заверну его в тряпочку и положу в уголок : пусть там маленечко полежит ; а после его вынесу.

Он прежде всего осмотрелся , ,

Коллежский ассессор Ковалев вскочил с кровати, встряхнулся , - все нет носа !...

Я положу его , завернувши в тряпочку в уголок ; пусть там маленечко полежит , а после его вынесу.

Он прежде всего осмотрелся ; потом нагнулся на перила, будто бы посмотреть под мост : много ли рыбы бегает, и швырнул потихоньку тряпку с носом.

Коллежский асессор Ковалев вскочил с кровати, встряхнулся : нет носа !..

Есть различия в обособлении обращений:

Ах ты пачкун, бревно глупое!

Ах ты , пачкун, бревно глупое!

В обособлении причастных оборотов (обособляется и оборот, стоящий перед определяемым словом):

Ковалёв потянулся, приказал себе подать небольшое , стоявшее на столе, зеркало.

Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, не обособляется.

Ковалёв потянулся, приказал себе подать небольшое, стоявшее на столе зеркало.

Обособление вводных слов:

Как же можно в самом деле, чтобы нос, который еще вчера был у него на лице и не мог ни ездить, ни ходить, был в мундире!

Как же можно , в самом деле, чтобы нос, который еще вчера был у него на лице, не мог ездить и ходить, - был в мундире!

Постановка тире на месте интонационной паузы:

Каков же был ужас и вместе изумление Ковалева, когда он узнал, что это был – собственный его нос!

Постановка тире согласно правилам пунктуации:

Каков же был ужас и вместе изумление Ковалева, когда он узнал, что это был собственный его нос!

Таким образом, найденных в тексте различий не так много, но даже исходя из данных таблицы можно заметить различия в толковании одного и того же предложения. Это позволяет нам сделать вывод о том, что правила постановки знаков препинания действительно влияют на читательское понимание текста.

Глава 3. Анализ анкет. Подведение итогов исследования

Далее, чтобы максимально приблизить тему нашего исследования к ситуации в современном обществе, до конца убедиться в важности поставленной нами проблемы, было проведено анкетирование студентов техникума-интерната. Задачи анкетирования – установить, как относятся студенты к знакам препинания, определить их пунктуационную грамотность.

В опросе участвовали 30 студентов : по 10 человек с каждого курса (текст анкеты прилагается, приложение 3, 4). Подведем итоги анкетирования:

I курс

  1. Считаешь ли ты возможным обойтись без знаков препинания вообще?

II курс

1. Пользуешься ли ты знаками препинания?

3. Какие знаки препинания предлагаешь оставить в русской речи (нужное подчеркнуть)?

5. До конца ли тебе понятен смысл прочитанного текста?

6. Попробуй расставить знаки препинания в приведенном выше тексте.

III курс

1. Пользуешься ли ты знаками препинания?

2. Считаешь ли ты возможным обойтись без знаков препинания вообще?

3. Какие знаки препинания предлагаешь оставить в русской речи (нужное подчеркнуть)?

5. До конца ли тебе понятен смысл прочитанного текста?

6. Попробуй расставить знаки препинания в приведенном выше тексте.

Выводы:

  1. Независимо от курса большая часть студентов пользуются знаками препинания и понимают, что без них обойтись нельзя.
  2. По поводу того, все ли знаки препинания необходимы в письменной речи, или же только некоторые, анкетирование показало нам, что мнения студентов I курса разделились поровну (50% /50%), а учащиеся II и III курсов (90% /10%) сделали выбор в пользу того, что не все знаки препинания необходимы.
  3. Большей части студентов I и III курса не был понятен смысл текста без знаков препинания. Cтуденты II курса, на удивление, сумели понять о чем говорится в предложенном тексте.
  4. На предложение расставить знаки препинания откликнулись немногие, хотя анкетирование проводилось анонимно. Из 30 студентов - 24 не справились с поставленной задачей, и только 6 человек грамотно расставили знаки препинания. Замечено, что грамотность от курса к курсу снижается. Это может свидетельствовать о том, что ребята, давно не сталкиваясь с правилами пунктуации, забыли или перестали придавать особое значение знакам препинания в русском языке.

Таким образом, мы убедились, что современная молодежь нечасто пользуется знаками препинания в письменной речи; тема исследования действительно актуальна. А это значит, что угроза чистоте русского языка существует.

Заключение

Пунктуация – это совокупность знаков препинания и система выработанных и закрепившихся правил их употребления. Пунктуация, как и орфография, составляет часть графической системы, принятой для данного языка, и должна быть так же твёрдо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того, чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания.

Не имеет никакого значения то, что внешний вид знаков препинания в разных языках может быть одинаков, а значение и, следовательно, употребление их различны. Важно то, чтобы все пишущие и читающие на том или ином языке совершенно одинаково понимали, что выражает тот или иной знак препинания.

В начале исследования мы привели в пример притчу. Хотя это было сделано с ноткой юмора, но, если задуматься, то в жизни так и есть. Преуменьшая значение знаков препинания, человек постепенно перестает четко выражать свои чувства и эмоции.

В ходе проведения исследования мы решили задачи, поставленные во введении, ответили на все заинтересовавшие нас вопросы и достигли поставленной цели, убедившись, что без пунктуации в современном образованном обществе человек жить не сможет.

В заключении хотелось бы сказать. Чтобы всегда оставаться грамотными людьми и не забывать о правилах русского языка, возьмите за правило несколько вещей:

1)Больше читайте художественной или любой другой литературы, на ваш вкус. Это повышает грамотность, как письма, так и устной речи.

2)Стали замечать, что при общении в социальных сетях не ставите «лишнюю» запятую, подумав: «меня и так поймут»? Задумайтесь. Все начинается с малого: сегодня вы не ставите одну запятую в онлайн – переписке, а завтра вы можете забыть поставить ее в важном официальном документе, исказив его смысл: «Казнить, нельзя помиловать!» или «казнить нельзя, помиловать!».

Список литературы

1. Л. П. Демиденко И. С. Козырев Т. Г. Козырева «Современный русский язык».

2. Г. Г. Граник С. М. Бондаренко «Секреты пунктуации».

3. А. Н. Наумович «Современная русская пунктуация».

4. А. Б. Шапиро «Современный русский язык. Пунктуация».

5. И. Э. Савко «Русский язык. Учебное пособие».

6. Иванова В. Ф. «История и принципы русской пунктуации».

7. Баранов М. Т. «Русский язык: справочные материалы:

учебное пособие для учащихся».

8. Гоголь Н.В., «Сочинения», издание десятое, том второй, Москва, издание книж. маг. В.Думнова, под фирмою «Наследники бр. Салаевых», 1889 г.

9. Гоголь Н.В., «Собрание сочинений в 8 томах», том третий, изд. Издательство: Правда, 1984 г.

10. http://philolog.pspu.ru Слайд 3

Цель: Обосновать значимость применения на письме знаков препинания. Задачи: Познакомиться с историей возникновения знаков препинания; Исследовать литературу по теме; Провести опрос среди студентов техникума; Выявить и проанализировать пунктуационные различия в текстах.

Когда появились знаки препинания? Были ли в истории письменности такие периоды, когда люди обходились без них? Как изменялось применение пунктуации в разные периоды времени? Часто ли пользуется современная молодежь знаками препинания?

Объект исследования: раздел науки о языке – пунктуация. Предмет исследования: знаки препинания. Методы исследования: Анализ литературоведческих источников по проблеме; Методы синтеза, сравнения и обобщения информации; Анкетирование.

Термин «Пунктуация» произошел от лат. « punctus » - точка Древнерусский текст - «Нелеполиныбяшетъбратиеначятистарымисловесытрудныхъповестийопълкуигоревеигорясвятъславлича»

Пунктуация в древнерусских текстах Точки и их сочетания Линии внизу строки (_) Змийцы (~)

Знаки препинания в работе Максима Грека «О грамотике Инока Максима Грека святогорца объявлено на тонкословие» (XVI век): точка (.) иподиастоли (,) иподиастоли с точкой (;) Попытка упорядочить постановку знаков препинания с учетом смысла текста

Знаки препинания в печатной грамматике Лаврентия Зизания («Грамматика Словенска…» 1596 год) смысловой принцип, завершённости или незавершённости высказывания запятая (,) срока (ё) двосрочие (:) съединительная (-) подстолия (;) точка (.)

« Грамматика Словенския правильное синтагма» (1616 год) Мелетия Смотрицкого черта (/) запятая (,) двоточие (:) точка (.) разъятная и единитная (-) вопросная (;) удивная (!) вместная отложная () в основе употребления лежит интонационный принцип с учётом смысла высказывания

Портреты учёных Тредиаковский Василий Кириллович Ломоносов Михаил Васильевич Грот Яков Карлович

Пунктуационные различия текстов Дореволюционный период Современная пунктуация 1889 год 1984 год

Постановка тире на месте интонационной паузы: Каков же был ужас и вместе изумление Ковалева, когда он узнал, что это был – собственный его нос! Постановка тире согласно правилам пунктуации: Каков же был ужас и вместе изумление Ковалева, когда он узнал, что это был собственный его нос! Оформление сложных бессоюзных предложений различно: Коллежский а сс ессор Ковалев вскочил с кровати, встряхнулся, - все нет носа!... Коллежский а с ессор Ковалев вскочил с кровати, встряхнулся: нет носа!.. Есть различия в обособлении обращений: Ах ты пачкун, бревно глупое! Ах ты, пачкун, бревно глупое!

Опрос «Как вы относитесь к знакам препинания?» Студента (ки) (нужное подчеркнуть) курса 1. Пользуешься ли ты знаками препинания? а) Да б) Нет в) Пользуюсь изредка г) Пользуюсь только в официальной речи, но никогда не применяю в социальных сетях: и так поймут. 2. Считаешь ли ты возможным обойтись без знаков препинания вообще? а) Да б) Нет в) Изредка 3. Какие знаки препинания предлагаешь оставить в русской речи (нужное подчеркнуть)? а) точку(.) б) запятую(,) в) двоеточие(:) г) тире (-) д) точку с запятой(;) е) кавычки(«») ж) знак восклицания (!) з) знак вопроса (?) и) многоточие (…) 4. Прочитай текст: Змеиный хвост заспорил с головой кому ходить впереди. Голова сказала ты не можешь ходить впереди у тебя нет глаз и ушей. Хвост ответил но у меня сила я тебя двигаю захочу обернусь вокруг дерева с места не тронешься. Голова сказала разойдемся! Хвост оторвался пополз да в трещину провалился. 5. До конца ли тебе понятен смысл прочитанного текста? А) Да б) Нет 6. Попробуй расставить знаки препинания в приведенном выше тексте. Благодарим за ответы!

1.Пользуешься ли ты знаками препинания? I курс II курс III курс

3.Какие знаки препинания предлагаешь оставить?

5.До конца ли тебе понятен смысл прочитанного текста?

Попробуй расставить знаки препинания в тексте

Читайте больше художественной или любой другой литературы, на ваш вкус. Это повышает грамотность, как письма, так и устной речи. Стали замечать, что при общении в социальных сетях не ставите «лишнюю» запятую, поразмыслив: «Меня и так поймут»? Задумайтесь. Все начинается с малого: сегодня вы не ставите одну запятую в онлайн – переписке, а завтра вы можете забыть поставить ее в важном официальном документе, исказив его смысл: «Казнить, нельзя помиловать!» или «казнить нельзя, помиловать!». ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Пунктуация содержит систему правил знаков препинания, которые помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между словами в предложении Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему понять их. Пунктуация- раздел науки о языке, в котором (лат. "пунктум"- точка) излагается система знаков препинания и правил их постановки. В школе изучают 10 знаков препинания; точка, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки, многоточие.


Пунктуация - система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи. В конце каждого предложения мы ставим какой-либо знак препинания. Если предложение невосклицательное, то мы ставим точку. Если оно восклицательно, то восклицательный знак, если вопросительное, то ставим вопросительный знак. Точка-это знак препинания при письме во многих языках. Вопросительный знак - знак препинания, ставится обычно в конце предложения для выражения вопроса или сомнения. Восклицательный знак - знак препинания, выполняющий интонационную функцию, который ставится в конце предложения для выражения изумления. В русской речи есть так же запятые, по другому выделение запятыми называется обособлением. И еще есть дефис. Запятые и дефис обычно используются в диалоге, в прямой речи.