Какие слова относятся к разделу синтаксис. Определение синтаксиса как раздела грамматики

Синтаксис (от греч. строй, порядок), в традиционном понимании совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению единиц, более протяженных, чем слово: словосочетанию и предложению. Существуют и более расширительные понимания синтаксиса, восходящие к терминологической традиции семиотики. В соответствии с первым из них в понятие синтаксиса включают правила построения любых более сложных языковых единиц из более простых; при этом появляется возможность говорить о внутрисловном синтаксисе или о синтаксисе текста. В еще более расширительном понимании под синтаксисом понимаются правила построения выражений любых знаковых систем, а не только вербального (словесного) языка. При всех существующих пониманиях предмета синтаксиса раздел соответствующей теории (языкознания, семиотики), занимающийся изучением синтаксических единиц и правил, также называется синтаксисом.

Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части:

  • 1) учение о словосочетании и
  • 2) учение о предложении.

Как и грамматика в целом, синтаксис имеет дело с выражением в языке некоторых наиболее часто встречающихся значений, таких, как «субъект», «признак», «вопрос», «отрицание» и т.п., причем способом выражения этих значений в синтаксисе являются иерархически организованные конструкции.

Границы синтаксиса и морфологии не всегда можно очертить с достаточной уверенностью: слово (предмет морфологии), как и предложение, обладает определенной иерархической структурой, и морфологические категории, как и синтаксические, связаны с выражением некоторых наиболее частотных значений. Этим объясняется появление обобщающего термина «морфосинтаксис». Однако структура слова значительно проще, чем структура синтаксических единиц в собственном смысле. Кроме того, предложение способно к теоретически бесконечному усложнению: как правило, в его состав можно включить еще некоторое число единиц, и при этом предложение не утратит грамматической правильности, в то время как слова, способные к потенциально бесконечному усложнению, встречаются редко и далеко не во всех языках.

Особенность синтаксиса заключается также в том, что в процессе речи говорящий постоянно создает новые предложения, но крайне редко - новые слова. Таким образом, в синтаксисе наглядно проявляется творческий аспект языка, и поэтому синтаксис часто определяют как раздел грамматики, изучающий порождение речи - образование из ограниченного множества слов теоретически неограниченного множества предложений и текстов.

Изучение синтаксиса включает две большие группы проблем: описательные и теоретические. Цель синтаксического описания - с наибольшей полнотой и точностью сформулировать правила, которые отличают правильно построенные предложения некоторого языка от неправильных. Теоретический синтаксис является частью общей теории грамматики; его задача - выделить универсальный, т.е. свойственный всем языкам компонент синтаксических правил и установить пределы того разнообразия, которое проявляют языки в области синтаксиса.

Описательный синтаксис включает приемы и методы синтаксического анализа, который ставит в соответствие предложению его грамматическую структуру, а также правила, с помощью которых грамматически правильные предложения некоторого языка могут быть отличены от неправильных. Эти правила могут быть распознающими, т.е. позволяющими ответить на вопрос о том, является ли некоторое произвольное выражение правильным или неправильным выражением данного языка, или порождающими, т.е. осуществляющими синтез правильных предложений данного языка на основе элементарных единиц и правил их соединения.


1. Синтаксис как раздел грамматики. Объекты и единицы синтаксиса. Средства синтаксической связи.

Глагольные словосочетания с наречием, например: поступать правильно, выражаться туманно, рассказывать увлекательно, повторять дважды .

Именные словосочетания

Субстантивные словосочетания (с главным словом - существительным):

а) с существительным в качестве зависимого слова: беспредложные , например: порог дома, речь президента, стакан воды ; предложные , например: боль от ушиба, отрывок из сочинения, опасность для ребенка, дорога к сердцу ;

б) с прилагательным в качестве зависимого слова: железная кровать, полезное дело, активное участие, соболья шапка;

в) с местоименным прилагательным в качестве зависимого слова, например: моя книга, ваша семья, всякий человек, каждое утро, чья-то история;

г) с порядковым числительным в качестве зависимого слова, например: второй день, шестая рота ;

д) с причастием в качестве зависимого слова, например: прочитанная книга, выглаженная рубаха, любящая женщина;

е) удар наотмашь, прогулка пешком, шапка набекрень, кофе по-турецки;

ж) намерение возвратиться, умение рассказывать, желание блеснуть.

Адъективные словосочетания (с главным словом - прилагательным):

а) с именем существительным в качестве зависимого слова: беспредложные , например: полный смущения, покорный судьбе, жалкий слабостью ; предложные , например: черный от загара, смелый от рождения, вредный для здоровья ;

б) с местоимением в качестве зависимого слова: беспредложные, например: нужный нам, приятный вам ; предложные, например: близкий для себя, трудный для нас ;

в) с наречием в качестве зависимого слова, например: по-летнему зеленый, дружески заботливый, очень страшный, довольно приятный;

г) с инфинитивом в качестве зависимого слова, например: готовый бороться, способный любить.

Словосочетания с именем числительным (в том числе субстантивированным) в роли главного слова , например: третий от конца, первый из трех, пятый из пассажиров, две книги, трое в шинелях.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова, например: каждый из нас, мы с братом.

Наречные словосочетания

Наречные словосочетания (с главным словом - наречием) с наречием в качестве зависимого слова, например: очень ловко, весьма искусно, совершенно одинаково, слишком резко, чуть слышно, совсем недавно, далеко позади, нарочито громко .

Наречные словосочетания с именем существительным в качестве зависимого слова:

а) беспредложные, например: осенью прошлого года, быстрее птицы (лететь), лучше друга;

б) предложные, например: смешно до слез, далеко от друзей, низко над землей, незадолго до праздника.

4. Синтаксические отношения в словосочетании.

Синтаксические отношения выявляются на основе анализа тех грамматических отношений, которые складываются между компонентами словосочетаний.

Различаются следующие основные разновидности грамматической семантики словосочетаний

1) Атрибутивные (определительные) отношения. Предметы + их признаки. Зависимый компонент этих словосочетаний в предложении являются определением моя книга, брюки в полоску, теплый вечер.

Атрибутивные отношения возникают при семантико-грамматическом взаимодействии имен существительных: 1) с именами прилагательными: красивая девушка, полезная работа ; 2) с согласуемыми местоимениями: моя книга, наш ребенок ; 3) с порядковыми числительными: первый поход, шестой дом ; 4) с полными формами причастий: любящая женщина, зеленеющие поля . Атрибутивность таких словосочетаний прежде всего опирается на общее лексическое значение существительного - на его предметность (предмету естественно иметь определяющие его признаки) и на общее лексическое значение сочетающихся с ним частей речи, способных обозначать признаки. На этой основе строится и формальная согласованность компонентов словосочетания. Однако атрибутивные отношения возникают при сочетании существительных и с некоторыми другими частями речи; 5) с предложными и беспредложными формами существительных: письмо из Волгограда, привычка с детства, бутылка из-под сливок, усталость от напряжения, волосы до плеч, крышка у банки, дом возле речки, любовь без надежды, брюки в полоску, человек с ружьем, беседка под горой, книги в переплетах , варенье на патоке; ворота гостиницы, дом отца, горе разлуки, бородка клином; 6) с наречиями: езда шагом, дом напротив, шашлык по-кавказски; 7) с инфинитивом: желание учиться, решение поехать, необходимость отдохнуть, способность слышать, возможность уехать. Такие случаи не нарушают общих закономерностей построения атрибутивных словосочетаний и даже скорее подтверждают их. Если обратиться к приведенным примерам, можно заметить следующее.

2) Объектные отношения действие + объект приложения действия.

Зависимый компонент этих словосочетаний в предложении является дополнением. любить музыку, думать о весне.

Объектные отношения возникают при семантико-грамматическом взаимодействии глаголов, в том числе причастий и деепричастий, с именами существительными и реже с инфинитивом. Такие отношения свойственны прежде всего словосочетаниям с глаголом, требующим распространения винительным падежом прямого объекта: купить книгу, надеть платье . Эти словосочетания семантически ограничены: главное слово в них обозначает действие, состояние, восприятие, чувствование, а зависимое - объект этого действия, восприятия, чувствования: ловить рыбу, ждать брата ; глагол может также обозначать движение, а существительное иметь предметно-пространственное значение: перейти дорогу . Объектные отношения возникают и при сочетании глаголов разных семантических, классов с другими падежами без предлогов: с родительным части - выпить воды ; с дательным лица или предмета, к которым направлено действие, - возражать оратору ; с творительным орудия - писать карандашом . Существительные с предлогами также вступают с глаголами в объектные отношения: лечиться у доктора , сжалиться над человеком, работать на станке . В качестве зависимых слов в глагольных словосочетаниях могут выступать и другие части речи - местоимения, числительные, количественно-именные сочетания и, конечно, субстантивированные прилагательные и причастия: ждать его, пригласить много друзей, увидеть двоих, опросить учащихся .

Среди словосочетаний с объектными отношениями легко обнаруживаются системные связи трех частей речи - глагола, прилагательного (причастия), существительного; ср.: готовиться к борьбе, готовый к борьбе, готовность к борьбе; возвратиться к жизни, возвращенный к жизни, возврат к жизни.

3) Субъектные отношения характеризуют словосочетания , возникновение которых связано с особым типом глагольных предложений, а также со страдательными оборотами. Такие словосочетания опираются на лексико-грамматическую природу глаголов страдательного залога и страдательных причастий. Зависимая форма имени существительного в них обозначает действующее лицо или предмет (творительный падеж). Например: данный людьми, посаженный отцом, возвращенный братом, занятый противником (район), избалованный жизнью, опрокинутый ветром, окрыленный воспоминаниями, заглушенный сиреной, освобожденный армией.

По аналогии с глагольными могут быть образованы и некоторые субстантивные словосочетания с субъектными отношениями: освобождение врачебной комиссией, обсуждение правительством. Субъектные отношения свойственны и некоторым словосочетаниям с зависимым словом в форме родительного падежа, например: приезд отца, отъезд командира, появление автомобиля. В таких случаях также устанавливается отношение «действие и действующее лицо или предмет».

СИНТАКСИС И ЕГО ПРЕДМЕТ. ОСНОВНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Термин «синтаксис» применяется, прежде всего, для обозначения синтаксического строя языка , который вместе сморфологическим строем составляетграмматику языка . Вместе с тем «синтаксис» как термин применим и к учению о синтаксическом строе, в таком случаесинтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.

Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.

Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловесного противопоставления; значения жесловесных форм , возникающиев сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложений, являютсяпредметом синтаксиса. Поэтому в широком смысле словасинтаксис (гр. syntaxis - составление) представляет собой раздел грамматики, изучающий строй связной речи.

Если морфология изучает слова в совокупности всех возможных форм, то синтаксис изучает функционирование отдельной формы слова в различных синтаксических объединениях. Минимальной единицей общения является предложение. Однако синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, строение которого всецело подчинено задачам коммуникации. Синтаксические свойства слов обнаруживаются и на более низком уровне языковой системы - в словосочетаниях, представляющих собой смысловое и грамматическое объединение слов. Следовательно,синтаксис изучает предложение - его строение, грамматические свойства и типы, а такжесловосочетание - минимальное грамматически связанное объединение слов. В таком смысле можно говорить осинтаксисе предложения исинтаксисе словосочетания .

Синтаксис словосочетания проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами, причем эти правила определяются грамматическими признаками слова как определенной части речи. (Так, возможность словосочетаний типакрасное знамя определяется грамматическими свойствами сочетающихся имен: существительное как часть речи обладает свойством грамматически подчинять себе прилагательное, а прилагательное, как наиболее согласуемая часть речи, способно принимать форму, обусловленную формой существительного, что внешне выявляется в его флексии.)Синтаксис словосочетания в общей языковой системе является переходной ступенью от лексико-морфологического уровня к собственно синтаксическому. Эта переходность обусловлена двойственностью природы словосочетания, которая заключается в следующем: словосочетание строится из отдельных лексических единиц, т.е., как и предложение, структурно оформляется, функциональная же значимость этих единиц другая - она не поднимается выше значимости единиц лексических.

Синтаксис предложения - качественно новая ступень в общей языковой системе, определяющая языковую сущность,коммуникативно-функциональную значимость языка. Синтаксис предложения строится на изучении единиц коммуникативного плана. Связи и отношения форм слова и словосочетаний в составе предложения подчиняются целям коммуникации, поэтому они отличны от связей и отношений между компонентами словосочетания. Однако и на этом языковом уровне общая языковая системность проявляется достаточно отчетливо. Например, многие даже сложные синтаксические единицы конструктивно базируются на морфолого-синтаксических отношениях, в частности сложноподчиненные предложения с присловной зависимостью, а наличие определительных придаточных диктуется грамматическими свойствами имени. Так же и в предложениях с приглагольной зависимостью: распространяющая глагол придаточная часть, обусловливается лексико-грамматическими свойствами глагола.

Общая языковая системность подчеркивается наличием взаимосвязанности и взаимопроникновения явлений разных языковых уровней. Это фундамент, на котором прочно покоится здание общей языковой системы и который не позволяет рассыпаться ее отдельным звеньям.

Итак, словосочетание и предложение выделяются в качестве синтаксических единиц разных уровней: словосочетание - уровеньдокоммуникативный ,предложение - уровенькоммуникативный , причемсловосочетание в систему коммуникативных средстввключается лишь через предложение . Однако выделение данных синтаксических единиц оказывается недостаточным, чтобы судить о предельной единице синтаксического членения. Так, нельзя, например, признать словосочетание минимальной синтаксической единицей. Само понятие словосочетания противоречит этому, поскольку предполагает некое объединение компонентов. В качестве минимальной синтаксической единицы нельзя признать и слово как таковое, как элемент лексического состава языка, так как при объединении в синтаксических единицах сочетаются не слова вообще, в совокупности их морфологических форм, а определенные, нужные для выражения данного содержания формы слов (естественно, при возможности формообразования). Следовательно,первичной синтаксической единицей можно признатьформу слова илисинтаксическую форму слова . Это относится и к тем сочетающимся компонентам, когда слова лишены признака формообразования, например:очень плодотворно, весьма приятно.

Форма слова – это, прежде всего,элемент словосочетания . Однако роль и назначение ее не ограничиваются этим. Синтаксическая форма слова может выступать в качестве «строительного элемента» не только в составе словосочетания, но и в составе предложения, когда она распространяет само предложение или участвует в построении его основы. Из этого следует, чтосинтаксическая форма слова участвует в построении предложения либо непосредственно, либо через словосочетание . Существование формы слова как единицы синтаксической подтверждается крайним случаем ее функционирования, когда синтаксическая форма слова преобразуется в предложение, т.е. в единицу иного синтаксического уровня. Синтаксическая форма слова и словосочетание, с одной стороны, и предложение, с другой, - это синтаксические единицы разной функциональной значимости и разных синтаксических уровней, но единицы взаимосвязанные и взаимообусловленные, единицы общей синтаксической системы языка. Однако даже предложение, будучи единицей сообщения, значимо в языке только как маленькое частное звено, которое и структурно, и семантически, и акцентологически подчиняется общим задачам коммуникации, т.е. приобретает свою специфику лишь в связи с другими звеньями (предложениями). Так возникаетсинтаксис сложного целого ,синтаксис связной речи ,синтаксис текста , который изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения.

Определение набора синтаксических единиц отнюдь не достаточно для описания синтаксической системы языка, поскольку система - это не только набор элементов, но и их связи и отношения . Так,синтаксическая связь служит для выражения зависимости и взаимозависимости элементов словосочетания и предложения и формирует синтаксические отношения, т.е. те разновидности синтаксического соответствия, которые регулярно выявляются в синтаксических единицах независимо от их уровня.

Предикативные отношения возникают в результате синтаксической связи главных членов предложения. На уровне сложного предложения разныевиды синтаксической связи :

    подчинительной,

    сочинительной,

    бессоюзной

также формируют синтаксические отношения :

    причинно-следственные,

    временные,

  • сопоставительно-противительные,

    перечислительные и т.д.

Значит, синтаксис изучает синтаксические единицы языка в их связях и отношениях.

    с одной стороны, оно отражает явления реального мира , в чем черпает свою информативность (отношения между предметом и его признаком, действием и объектом и т.д.);

    с другой - оно опирается на взаимодействие компонентов собственно синтаксических единиц (зависимость, например, управляемой формы слова от управляющей, согласуемой от определяющей это согласование, и т.д.), т.е. опирается на синтаксическую связь .

Эта двуплановость содержания синтаксических отношений и является сущностью синтаксической семантики вообще и семантики синтаксических единиц в частности.Синтаксическая семантика (или синтаксическое значение) присуща любой синтаксической единице и представляет ее содержательную сторону;семантическую структуру же, естественно, могут иметь лишь единицы, разлагающиеся на компоненты (словосочетания, предложения).

Если обратиться к основной синтаксической единице - предложению, то, исходя из сказанного, в ней можно обнаружить содержательную сторону (отражение реальных предметов, действий и признаков) иформальную организацию (грамматическую структуру). Однако ни то, ни другое не обнаруживает еще одной стороны предложения - егокоммуникативной значимости , его назначения.

Синтаксической науке известны все три аспекта изучения предложения, в результате чего сформировалось мнение о необходимости различать соответственно этому

предложение в языке (при учете его синтаксической семантики и формальной организации)

и предложение в речи , т.е. предложение, реализуемое в контексте, в конкретной речевой ситуации (при учете его коммуникативной направленности). Последнее принято называтьвысказыванием , хотя часто пользуются и тем же термином - предложение, имея в виду его речевое содержание.

Набор синтаксических единиц , вычленяемых в языке, образует егосинтаксические средства . Как и любые другие, синтаксические средства имеют свое специфическое назначение, т.е. существуют не сами по себе, а ради определенных функций.Частные функции синтаксических единицопределяются общей коммуникативной функцией синтаксиса . Если коммуникативную функцию выполняет предложение (высказывание) как синтаксическая единица, то функцией любой синтаксической единицы докоммуникативного уровня (синтаксическая форма слова, словосочетание) можно признать роль этой единицы в построении предложения (как компонента словосочетания или члена предложения).

Для обозначения синтаксических единиц, членящихся на компоненты, существует и термин «синтаксическая конструкция» , который используется и в отношении к абстрактной языковой модели, и в отношении к конкретной языковой единице, построенной по этой модели.

В общей языковой системе синтаксическая сторона занимает особое место - этоявление высшего порядка , ибо для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо правильное и четкое установление связи между словами, группами слов. Как бы ни был богат словарный запас языка, в конечном счете, он всегда поддается инвентаризации. Но«язык неистощим в соединении слов» . Именно в строе языка, т.е. в его грамматике (и в первую очередь в синтаксисе), заложено основание его национальной специфики. Известно, что многие слова русского языка имеют иноязычное происхождение, однако они спокойно уживаются с исконно русскими словами. Время сделало вполне русскими такие, например, слова, каксвекла, кровать, деньги и др. , и именно потому, что они подчинились правилам сочетаемости слов русского языка. В грамматической оформленности слова синтаксическая сторона всегда стоит на первом месте: так,многие морфологические свойства слова появляются в результате специфики функционирования его в предложении .

Синтаксическая структура русского языка обогащается и совершенствуется. В результате постоянного взаимодействия отдельных элементов в общей синтаксической системе языка появляются параллельные синтаксические конструкции для выражения одного и того же содержания. Структурная вариативность приводит, в свою очередь, к стилистической дифференцированности.

Стилистические возможности современного русского синтаксиса вполне ощутимы и достаточно широки. Наличие вариантов в способах выражения мысли и, следовательно, в синтаксической организации речи позволяет выработать целую систему синтаксических средств, приспособленных к функционированию в различных типах общения, в разных речевых ситуациях (в разных функциональных стилях речи).

Изучение синтаксических единиц и их стилистических свойств создает возможность целенаправленного отбора выразительных средств языка, сознательного их использования в разных речевых контекстах. Выбор синтаксических единиц, соответствующих конкретным целям речевого общения, всегда связан с поиском оптимального варианта. Причем этот оптимальный вариант должен удовлетворять требованиям не только нужного смысла, но и нужного эмоционального звучания. И эта чисто эмоциональная сторона высказывания очень часто создается средствами синтаксиса. В частности, конструкции экспрессивного синтаксиса обладают не толькоинформационной функцией , но ифункцией воздействия . Отсюда ясно, какое огромное значение имеет целенаправленное изучение синтаксической системы языка.

Информация, которая передается в речи, распределяется между различными структурными единицами языка, одну информационную «нагрузку» несут фонемы, самые мелкие «кирпичики» высказываний; другую - морфемы, это уже первичные блоки, обладающие своим значением; третью - слова, более «крупные блоки», существующие для называния явлений действительности, но все эти единицы пока не могут образовать высказывания, сообщения.

Синтаксис позволяет выполнить в языке главнейшую роль - функцию общения.

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словообразовании и учение о предложении. Впервыет термин «синтаксис» был использован стоиками в 3в. до н.э. И был отнесён к наблюдениям над логическим содержанием высказываний.

Предметом синтаксиса являются слово в его отношениях и связях с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение. В результате соединения словоформ, употребления слов в определённых формах строятся синтаксические единицы: словосочетания, предложения.

Объект синтаксиса как области языкознания составляют те механизмы языка(морфологические, фонетические, композиционные и другие), которые обеспечивают переход от языка к речи.

Основными синтаксическими единицами являются: словоформа (т.е. слово в определённой форме), словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Предложение и словосочетание - синтаксические единицы разного назначения, каждая из них может иметь свои существенные признаки. Предложение оформляет высказывание, оно является главной единицей синтаксиса. Словосочетание - один из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу.

Синтаксические средства языка, с помощью которых строются предложения и словосочетания, разнообразны. Основными являются формы слов в их взаимодействии и служебные слова. Посредством словоизменительных показателей и служебных слов осуществляется синтаксическая связь слов в словосочетании и предложении. Например, в предложении Сквозь тучу глядело на землю негреющее солнце слова связаны родовыми окончаниями (солнце глядело, солнце негреющее), а также падежными окончаниями в сочетании с предлогами (глядело на землю, глядело сквозь тучу).

При построении предложения используются интонация и порядок слов.Интонация не только средство грамматической организации предложения, но и показатель законченности высказывания. Порядок слов - взаимное расположение их в составе словосочетания и предложения. В языке существуют определённые правила взаимного расположения слов в разных видах их сочетаний. Так, грамматической формой является расположение сказуемого после подлежащего, согласованное определение обычно ставится перед определяемым словом, а несогласованное - после него. Отступление от этого правила используется в стилистических целях.



Синтаксис связан со структурой мышления, нормами коммуникации и обозначаемой действительностью.

Логический и коммуникативный аспекты синтаксиса делают его наиболее универсальной частью структуры языка.

Вопрос 77.

Синтагма – это 1. По теории Ф. де Соссюра, двучленная структура, члены которой соотносятся как определяемый и определяющий. Такими членами, по мнению некоторых исследователей, могут быть:

а) морфемы в производном слове. Стол-ик (стол- - определяемое, -ук - определяющее; общее значение синтагмы - “маленький стол”). Такую синтагму называют “внутренней”, так как оба ее члена заключены в одном слове, рассматриваемом как соположение морфем;

б) составные части сложного слова, из которых одна определяет другую. Водо-воз (общее значение данной “внутренней синтагмы” - “возящий воду”);

в) компоненты подчинительного словосочетания. Новый учебник, читать книгу, быстро бежать. Такие синтагмы называют “внешними”, составляющими синтаксическое единство;

г) целые словосочетания, например обособленные члены предложения. Дети, играющие во дворе. Шел, не глядя по сторонам;

д) предикативные части сложного предложения Необходимо выяснить ошибки, которые являются типичными для всего класса.

2. Семантико-синтаксическая единица речи, образуемая группой слов в составе предложения, объединенных в смысловом и ритмомелодическом отношениях. Всегдашние занятия Троекурова / состояли в разъездах/ около пространных его владений (Пушкин) (три синтагмы). Шум походил на то, /как бы вся комната 1 наполнялась змеями (Гоголь) (три синтагмы). Любишь кататься - / люби и саночки возить (пословица) (две синтагмы). Синтагма может также состоять из одного слова, может совпадать с целым предложением. Там, /где была раньше одинокая скала, /лежала груда обломков (А р с е н ь е в) (три синтагмы). На заводе все благополучно (Куприн) (одна синтагма). Синтагма может совпадать или не совпадать со словосочетанием, но между ними сохраняются существенные различия: синтагма выделяется в предложении, является результатом его членения и существует только в нем, тогда как словосочетание не только выделяется в предложении, но наряду со словом служит готовым “строительным материалом” для предложения и является результатом не разложения на элементы, а синтеза элементов. Деление одного и того же предложения на синтагмы может быть различным в зависимости от контекста, ситуации, экспрессивной окраски, придаваемой высказыванию говорящим, разного осмысления содержания предложения и т. д. Этой подвижности синтагматического членения, являющегося объектом рассмотрения стилистического синтаксиса, противостоит устойчивое, основанное на определенных моделях построение словосочетаний.



Синтагмы классифицируются с точки зрения взаимосвязи входящих в них слов (напри­мер, синтагмы атрибутивные, релятивные), по их позиции в высказывании (синтагмы конечные и неконечные) и по типу оформляющего их интонационного контура (синтагмы завершённые, незавер­шён­ные, вводные, противительные, изъяснительные и др.)

Парадигма и синтагма

Парадигма - словоизменительная парадигма - в лингвистике список словоформ, принадлежащих одной лексеме и имеющих разные грамматические значения. Обычно представлена в виде таблицы. Фердинанд де Соссюр использовал этот термин для обозначения класса элементов, имеющих схожие свойства.

Построение парадигм - одно из первых лингвистических достижений человечества; вавилонские глиняные таблички с перечнями парадигм обычно считаются первым памятником лингвистики как науки.

Обычно парадигмы упорядочены в некотором традиционном порядке граммем, например, парадигма русского склонения записывается в порядке падежей И - Р - Д - В - Т - П:

рука
руки
руке
руку
рукой
о руке

Парадигма личного спряжения в европейских языках записывается обычно в порядке «иду-идёшь-идёт» (и соответственно лица называются первым, вторым и третьим), а, например, в арабском языке порядок обратный.

«Дай мне белый бумагу» - так сказать нельзя. Надо: белую бумагу. Словоформа бумагу требует, чтобы с ней была связана словоформа белую. Значит, есть законы связи грамматических единиц. Нельзя сказать «темно-коричневые глаза» , говорят карие. Здесь законы связи уже не грамматические, а лексические: одно слово не хочет быть соседом «неположенного» слова.
Есть законы синтаксических связей. Нельзя сказать: «Танцуя, музыка была слышна во всех концах зала» . Здесь синтаксически неверно употреблено деепричастие.
Есть законы фонетических связей. В русском языке не могут быть рядом [з] + [к] . А перевозка? Нагрузка? Морозко? Везде сочетание [ск] , а [зк] нигде нет.
Итак, в тексте единицы могут быть связаны правильно или неправильно. Следовательно, есть языковые законы связи единиц в тексте. Эти законы называются синтагматическими (от греч. syntagma-«вместе построенное») . Сочетания словоформ (т. е. грамматических форм слов) , сочетания морфем, сочетания частей предложения, сочетания слов - это синтагмы.
Но связи между единицами языка могут быть не только синтагматическими. Словоформа дом связана со словоформами дома, дому, домом.. . Эта связь основана не на том, что единицы «соседствуют» , образуют в одном контексте единство. А иа чем?
В одних случаях друг с другом связаны единицы, которые встречаются в одинаковой, в одной и той же позиции - в одном окружении.
Например, падежные формы:
посылаю хлеб вин. п.
посылаю хлеба род. п.
посылаю отцу дат. п.
посылаю почтой тв. п.
посылаю на самолете предл. п.
Обратите внимание: все падежные формы отличаются друг от друга и по звучанию, и по значению. Например, послал хлеб - в значении «весь» ; послал хлеба - в значении «часть» ; и та и другая форма называет объект действия; посылаю отцу - форма падежа называет адресат.
Все формы косвенных падежей, как видно, могут быть при одном глаголе - в одной позиции. Потому они и выступают как разные падежные формы, что мы можем их сравнить и противопоставить при одном и том же окружении - в одной позиции. Это - парадигма (от греч. paradigma-«образец») .
В других случаях единицы связаны потому, что они не могут быть в одной позиции. Например: я иду - ты идешь - он идет. Формы иду - идешь - идет требуют разных подлежащих, разного окружения, т. е. разных позиций. В одной позиции, при одном подлежащем они невозможны. И это тоже парадигма. В этом понимании парадигма - это совокупность единиц, которые меняются в зависимости от позиций (см. Дистрибутивный анализ) .
В чем различие между этими парадигмами? Одинаково ли их отношение к синтагмам? Единого мнения на этот счет сейчас у лингвистов нет. Дело требует изучения.
Издавна принято парадигмой называть серии падежных форм или личных форм у глагола. Современное языкознание распространило это понятие на другие единицы языка. Например, возможны парадигмы звуков, предложений и т. д.
Противопоставление парадигматических и синтагматических связей было введено в науку Ф. де Соссюром; оно многое объяснило в строении языков, но и само пока еще нуждается в дальнейшем уточнении. «Все, что хочется написать в строку, - синтагма. Все, что хочется написать столбиком или в виде таблицы, - парадигма» .

Вопрос 78.

1. Синтаксис как раздел науки о языке.

Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает законы и правила построения осмысленных высказываний, законы построения связной речи.

Ученые: Ломоносов, Востоков, Овсяннико-Куликовский, Потебня, Фортунатов, Буслаев, Пешковский, Шахматов. Современные: Салганик, Валгина, Розенталь, Лекант, Сиротинина, Золотова, Ильенко

Задачи синтаксиса:

1) изучение связей и отношений слов в различных их комбинациях, образующих осмысленные высказывания;

2) изучение предложений в их структурной целостности и качественном своеобразии.

Разделы синтаксиса:

1) синтаксис словосочетания; 2) синтаксис простого предложения; 3) синтаксис осложненного предложения; 4) синтаксис сложного предложения;5) синтаксис текста.

Предложение изучается синтаксисом в 4-х основных аспектах:

1) с точки зрения своей сущности как особой единицы языка, отличной от звука, слова, морфемы, словосочетания, т.е. предложение изучается в его структурной цельнооформленности и семантическом

своеобразии; 2) с точки зрения своего внутреннего устройства, т.е. выявляются синтаксические связи и отношения, реализованные в предложении, а также исчисляются минимальные парные соединения слов, называемые словосочетанием; 3) с точки зрения систематизаций, т.е. выясняется, в какие классификационные разряды входит предложение; 4) с точки зрения тех преобразований, которым подвергается предложение в меняющихся условиях общения, например, преобразования по актуальному членению.

Основные понятия синтаксиса

Синтаксическими единицами являются словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое, текст.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова.

Например, в предложении К дому Ивановы подъехали на новенькой машине 7 слов на 5 словоформ, т.к. предлог является элементом формы слова и входит в состав членов предложения.

В составе словосочетания или предложения словоформа выступает в синтаксической функции и является структурно-смысловым компонентом

синтаксической единицы – синтаксемы.

Синтаксема - (морфологическая форма слова иногда со служебным словом) – единица, обладающая определенной синтаксической семантикой.

Например, в саду, у реки – семантика местоположения; до неузнаваемости, до изнеможения – значение степени и следствия.

Синтаксические связи и отношения

Синтаксические связи и отношения между элементами синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических построений.

Синтаксическая связь есть выражение взаимосвязи элементов в синтаксических единствах. Основные виды синтаксической связи – это сочинение и подчинение.

При сочинении объединяются синтаксически равноправные компоненты, при подчинении – синтаксически неравноправные: один выступает как главный, другой – как зависимый.

Сочинительной связью соединяются однородные члены и части сложносочиненных предложений, подчинительной – словоформы в составе словосочетаний и предложений, а также части сложноподчиненных

предложений.

Сочинительная связь бывает открытой , т.е. объединяет различное число компонентов, например, Сергея, Вани и Коли не было сегодня в школе (можно еще добавить Вити ), и закрытой , т.е. объединяет только два компонента, находящиеся между собой в от отношениях противопоставления или соединения, но не простого перечисления, например Мне было скучно, и я пошел погулять .

Синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения характерны для грамматической основы предложения – подлежащего и сказуемого.

Непредикативные отношения в свою очередь делятся на сочинительные и подчинительные (атрибутивные, объектные и обстоятельственные). Они могут возникать между компонентами словосочетаний и предложений, как простых, так и сложных.

5. Понятие о свободных и связанных словосочетаниях. Стилистически маркированные словосочетания.

Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные . Свободные состоят из 2х слов, которые являются разными членами предложения и выполняют разные синтаксические функции, разлагаются на составляющие их части. нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью;

Связанные состоят из 2х слов, которые являются либо фразеологически, либо синтаксически неразложимыми, компоненты выполняют функцию одного члена предложения. два студента, несколько книг, бил баклуши, экзамен повышенной сложности

Стилистически маркированные словосочетания -

Клей обойный, сельдь атлантическая, зачетная книжка.

7. Виды простого предложения (предложения реальной и ирреальной модальности; утвердительные и отрицательные; по типу высказывания; распространенные и нераспространенные; простые и сложные предложения).

В зависимости от положенного в основу классификации признака различаются предложения:

    В зависимости от количества предикативных единиц

Простые - состоящие из одной предикативной единицы (членимые, имеющие второстепенные члены, не членимые, не имеющие второстепенных членов)

Сложные - состоящие из двух или более предикативных единиц (двукомпонентные и многокомпонентные)

    По соотнесенности предмета мысли и его признака

Утвердительные – наличие связи между предметами и их признаками в реальной действительности

Отрицательные – отрицающие наличие связи между предметами и их признаками в реальной действительности. В общеотрицательные предложениях отрицается сказуемое (с помощью частиц НЕ и НИ или с помощью интонации – Где вам торговаться! Ни слова больше я тебе не скажу . НО НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОТРИЦАНИЕМ! Предложения с повторяющейся частицей НЕ в составном глагольном сказуемом: Широта его взглядов не могла не удивлять . – усиленное утверждение. Вопросительные или восклицательные предложения со значением обобщенного утверждения: Кто не проклинал станционных смотрителей?). В частноотрицательных предложениях отрицается какой-либо второстепенный член предложения: Законы пишу не я . Контекстуальные случаи – структурно предложения отрицательные, но семантически утвердительные: Увы, - он счастия не ищет и не от счастия бежит!

3.По типу отношения у объективной реальности

Предложения с выделением реальной модальности – утверждение о существовании факта в настоящем, прошлом, будущем (Я прямо перейду к тому, что мне еще осталось досказать ).

Предложения ирреальной модальности – выражают оттенки субъективных значений – предположение, сомнение, уверенность, возможность, невозможность, приказ. Выражаются сослагательным и повелительным наклонением (Пойдемте ко мне, Павел Романович, - сказала я своим самым хрустальным тоном ).

4. По цели высказывания:

Повествовательные – предложения содержат сообщение или описание, выражают относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение: Вышел хозяин.

- Вопросительные – заключают в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему: Далеко и вы живете? Бывают местоименные (содержат местоимение или начериче)и неместоименные (не содержат). Выделяют: собственно-вопросительные, вопросительно-утвердительные, вопросительно-отрицательные, вопросительно побудительные, вопросительно-риторические.

- Побудительные предложения выражают желание заставить действовать других людей: Воротить, воротить его!

5. Восклицательные и невосклицательные

Восклицательные – предложения, в которых содержание сопровождается выражением чувств говорящего. Восклицательным может быть любое предложение по цели высказывания.

Невосклицательные – не содержат.

6. Распространенные и нераспространенные

Распространенные – содержат второстепенные члены

Нераспространенные – не содержат

7. Полные и неполные

Полные – содержат все необходимые члены данной структуры предложения

Неполные – не содержат

8. Двусоставные и односоставные

Двусоставные - подлежащее + сказуемое

Односоставные–один главный член