Роль петра 1 в произведении медный всадник. Медный всадник (памятник Петру I): характеристика и образ. Несколько интересных сочинений

«Медный всадник» — произведение, проникнутое символизмом. В своем творении А. С. Пушкин заключил глубокий смысл. Поэму пытаются расшифровать не только историки и литературоведы, но и обычные читатели. Неоднозначен и образ Петра 1.

Была написана А.С. Пушкиным в 1833 году. При жизни поэта она так и не была опубликована. Николай Первый противостоял выходу произведения в печать, поскольку посчитал, что Петр Первый неправомерно представлен в виде тирана и самодержца. Существует версия, что Пушкин противопоставил образ реформатора Петра правлению Николая Первого. Но и в самом образе Петра автор видит противоречивость, он отмечает в нем и деспота и великого человека, сыгравшего значительную роль в истории Отечества.

С самых первых строк произведения перед читателями предстает образ великого реформатора, который повелевает «заложить град назло надменному соседу» среди сурового края болот и озер. Петербург, построенный Петром Первым, противопоставляется Москве. Новый город был призван внести изменение в устоявшийся и устаревший образ жизни, который задавала на тот момент Москва. Пушкин воспевает построенный город: «Красуйся град Петра и стой неколебимо», по его словам, пред ним «померкла даже старая Москва».

Образ Петра 1 заключен в величественном изваянии Медного Всадника, который взлетев на высокую скалу на своем бронзовом коне, возвышается над своим грандиозным творением. Пушкин смело называет его «властелином Судьбы», «державцем полумира». Сверхчеловеческая мощь явно преувеличена, на ее фоне появляется скромная личность второго героя – Евгения, в котором представлен собирательный образ столичных граждан. Покоритель стихий и заурядный представитель общества встретились на берегу Невы, олицетворяя собой две крайности: непомерную человеческую мощь и сведенный до ничтожества образ столичной безликой толпы. Город, который был создан по воле Петра, стал чуждым для людей, он иссушает их души.

Пушкин сочувствует бедному Евгению, пораженному мощью Петра Великого, но и цель деяний Петра ему понятна, его желание «стать твердой ногой при море», стихия смирилась под властью самодержца, столица утверждена, есть защита с моря, Россия становится великой державой. Но какой ценой все это достигнуто?

В этом противостоянии видится несоответствие интересов одного человека целям и задачам всего государства. Должна ли воля одного, отдельного взятого человека из толпы покорится воле всего государства, действительно ли счастье каждого человека связано с благополучием всей страны? Такой вопрос был поставлен автором. Сам Пушкин не дает на него точного ответа, он предлагает читателю сделать выводы самостоятельно. Истина, как это часто бывает, находится посередине, без человека государства нет, но и учесть интересы каждой отдельно взятой личности не представляется возможным. Возможно, в этом заключена дилемма произведения.

П-н очень любил Россию, хорошо знал ее историю и часто обращался к прошлому своей страны. В этом прошлом его заинтересовал образ Петра I, его характер (сложный и противоречивый) и неоднозначное отношение к его реформам как современников, так и последующих поколений. В поэме "Полтава", написанной в 1828 году, П-н создает образ императора-воина, и всю сложность его образа мы видим в его описании во время Полтавской битвы: Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен… Он "прекрасен" в своем стремлении одержать победу над врагом, который, по его мнению, мешает дальнейшему развитию России, и "ужасен" в непримиримом желании сломать его сопротивление и уничтожить его. Но П-н отмечает, что Петр I не испытывает личной ненависти к шведам. После победы над врагом он принимает их военачальников в своем шатре: В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок подымает. П-на очень привлекает в Петре способность быть великодушным и милосердным. Он вообще ценил эти качества в людях, особенно в людях, наделенных неограниченной властью. Это видно из стихотворения "Пир Петра Первого" (1835 год). В этом произведении П-н говорит о празднике в "Питербурге-городке". Что же послужило причиной этого праздника? Родила ль Екатерина? Именинница ль она, Чудотворца-исполина Чернобровая жена? Нет, он празднует примирение с подданным, и это событие становится для него настолько важным, что он отмечает его салютом, фейерверками. В "Медном всаднике" мы видим Петра в совершенно другой роли - здесь он основатель столицы. Поэма "Медный всадник" была написана А.С. П-ным (в Болдине) в 1833 году. Начатая поэтом 6 октября, она была завершена уже 31 октября. Вскоре он представил свое произведение высочайшему цензору (императору Николаю I) и получил ее с девятью пометками. Переработать "Медного всадника" П-н не захотел: это означало изменить смысл произведения. Поэтому поэма вышла с некоторыми сокращениями. В поэме "Медный всадник" противопоставлены государство, олицетворенное в Петре I, и человек с его личными, частными переживаниями. Отношение русского народа к Петру Великому, к его реформам никогда не было однозначным. Он, как писал А. С. П-н, "уздой железной Россию поднял на дыбы". Поэтому в русской истории реформы Петра были глубоким и всеобъемлющим переворотом, который, конечно, не мог совершиться легко и безболезненно. Царь Петр I требовал от народа напряжения всех сил для достижения намеченных им целей. Общее благо всего государства покупалось ценою личных жертв. А это вызывало ропот и недовольство среди людей. Такое же неоднозначное отношение у народа было и к детищу Петра I - Петербургу. Построенный "назло надменному соседу" и природе, ценою огромных усилий и жертв, этот город олицетворял собой величие и мощь России и рабство ее народа. Но конец поэмы - это полная противоположность началу, которое является гимном государственности, гимном Петру I, гимном самому мощному из русских самодержцев, основателю столицы, сблизившей Россию с Западом. Петербург, по выражению А. С. П-на, явился настоящим "окном в Европу". П-на всегда привлекала фигура Петра, ему он посвятил множество стихотворений. И поэтому в русской литературе существуют различные мнения по поводу того, на чьей же стороне оказывается П-н. Одни исследователи, и в частности известный русский критик Виссарион Григорьевич Белинский, считают, что поэт обосновал право государства, олицетворением которого и стал Петр I, распоряжаться жизнью частного человека, что приводит к трагедии. Они считают, что П-н, от души сочувствуя горю "бедного" Евгения, все-таки всецело становится на сторону Петра, так как понимает необходимость и пользу его преобразований. Другие исследователи стоят на стороне "бедного" Евгения, то есть считают его жертву неоправданной. А третьи исследователи думают, что конфликт государства и частной личности трагичен и неразрешим. П-н предоставляет самой истории сделать выбор между двумя "равновеликими" правдами - Петра и Евгения. И это наиболее правильная точка зрения. Будучи великим поэтом России, А. С. П-н считал своей задачей показать людям всю сложность человеческих взаимоотноше-ний. А осмысление и решение этих порой неразрешимых вопросов должно зависеть от читателя. Сам же П-н многое прощал Петру I за то, что тот принимал непосредственное участие в реформах, не заботясь о своем величии и славе, думая только о России, о ее мощи, независимости и силе. В стихотворении "Стансы" (1826 год) он писал: То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеъобемлющей душой На троне вечный был работник.

Образ Петра дается в поэме Пушкина «Медный всадник» дважды: во вступлении и во второй части поэмы. В первом случае он реальное лицо, во втором — «кумир на бронзовом коне», «Медный Всадник».

Пётр во вступлении к поэме изображен как великий государственный деятель, который, завоевав в войне со шведами берега Финского залива, правильно учел всю важность постройки в устье Невы новой столицы государства. Этого требовали и военно-политические цели («Отсель грозить мы будем швецу»), и задачи европеизации России, борьбы с ее отсталостью («Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»), и торговые, экономические соображения, диктующие необходимость выхода к морю морского пути в чужеземные страны («Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам»).

Основанием Петербурга на невских берегах Пётр творил величайшей важности государственное дело, обнаружил гениальное предвидение. Прошло сто лет, и юный град. Из тьмы лесов, из топи блат Полнощных стран краса и диво. Вознесся пышно, горделиво …

Описывая далее красоту и блеск столицы, Пушкин поет настоящий гимн Петербургу, который цветущим своим состоянием оправдывает великую преобразовательную деятельность Петра, наглядно раскрывает все великое значение петровских реформ, начавших новый период в истории России.

Акт исторической необходимости, основание Петербурга, объяснен в поэме, выражаясь словами Пушкина, сказанными им о «государственных учреждениях» Петра, как «плод ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости» («Вражду и плен старинный свой пусть волны финские забудут»).

Но Пётр был в то же время и первым представителем той деспотической абсолютной монархии, которая в лице Николая I достигли своего наивысшего развития, отчетливо обнаружив противоречие своих интересов интересам демократических масс.

Олицетворением абсолютной монархии во всей ее мощи и является Пётр во второй части поэмы — «кумир на бронзовом коне». Он не живой
человек, наделенный конкретными человеческими качествами, а воплощение идеи дворянской государственности. Он «мощный властели
судьбы», «державец полумира», олицетворение государственной силы

В «Медном всаднике» Петр показан в обстановке мирного государственного строительства. Он изображается в поэме в два исторических момента, разделенных целым столетием. В начале поэмы мы видим Петра как реальную историческую фигуру, как царя-строителя, размышляющего на берегу Финского залива об основании новой столицы:

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь б удет город эвлохён
Назло надменному соседу.
Природй здесь нам суждено
И думал он: В Европу прорубить окно …

Основание Петербурга рассматривается в поэме как акт исторической необходимости, обусловленный и военно-политическими задачами России, и её географическим положением. Гениальное предвидение Петра оправдалось: Петербург действительно стал для России «окном в Европу». Цветущее состояние столицы через сто лет после её основания явилось лучшим оправданием замыслов Петра.

Во второй части поэмы Пётр дан в образе «Медного Всадника», «кумира на бронзовом коне», гордо возвышающегося над возмущённой Невой в дни страшного наводнения в Петербурге в 1824 году. Памятник Петру — символический образ деятельности царя-реформатора.
О мощный властелин судьбы! На высоте, уздой железной
Не так ли ты над самой бездной, Россию поднял на дыбы? —
восклицает Пушкин.

Знаменитое произведение писателя «Медный всадник» подводит итог творчества о великом русском царе. Даже название поэмы показывает нам то, что автор рисует нам образ знаменитого в истории реформатора, Петра Великого.

Вначале государь предстает нам живым во всем своем величии. Находясь а берегу Невы, он раздумывает о создании здесь красивого города, и не находит лучше места, чем это. Именно поэтому он дает разрешение на ведение торговых дел купцам, а шведам он говорит, что теперь северные границы будут тщательно оберегаться от их натиска.

Вскоре Петербург, построенный на Неве, становится крупным центром для новейших отношений с европейскими странами. Мы видим, как автор восторгается этим городом. Он видит могущество российского государства в образе Петра I.Однако герой поэмы Евгений чувствует себя неуютно и обеспокоенно в этом городе. Сидя в своей квартире, он лишен покоя, так как вскоре мосты на Неве будут скоро разведены из-за неспокойного поведения реки в непогоду. И он не сможет прибыть на свидание к своей любимой Параше. Под утро он, наконец, засыпает, но очнувшись ото сна, вновь переживает за девушку и ее мать, которая в стихию, находилась в жилье, подвергшееся затоплению. И перед нами встает Петр I только в виде памятника, но он не может помочь людям, оставшимся в беде. Статуя величественно возвышается над водой.

Вскоре непогода уходит, однако в сердце Евгения она оставила лишь страдания и переживания. Он находится в полной скорби о того, что потерял любимого ему человека. Он не хочет никого видеть и замкнулся в себе. Евгений не ходит на службу и занимается подаянием, на которое он и живет около года. Но затем он как бы, очнувшись от такого состояния, приходит к выводу, что в его трагедии виноват могущественный государь, а точнее именно памятник, возвышающийся над рекой. Именно после таких невзгод Петр I становится его врагом, так как именно он построил это город на воде, принесший горе Евгению. Лицезрев, на статую, он понимает, что, даже при смерти ПетрI властвует над жизнью простых людей. Мы видим, что наш герой восстает против государя, облаченного в камень. Он высказывает свои страдания скульптуре и бежит прочь. Памятник же принял его вызов и мчится за ним стремглав. Все это мелькает в воображении Евгения всю ночь.

И только тогда он стал с уважением начал относиться к скульптуре. Проходя мимо ПетраI,молодой человек раскланивался, снимая перед ним головной убор. Но Евгений погибает, и мы видим, что автор на образе Петра I хотел показать не только могущество и великие дела реформатора, но и печальные стороны создания его города. Ведь именно в нем ежегодно из-за плохих погодных условий гибло множество народа. Но как бы там не было, Петр I все также будет стоять в прекрасном обличье.

Сочинение Петр Первый (Медный всадник)

Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» полностью проникнута символизмом. В данном произведении заключается глубокий смысл, который на протяжении многих времен пытаются разгадать историки, литераторы и обычные читатели. Поэму автор написал в 1833 году, но опубликована она была уже после его смерти. Здесь присутствуют образы Петербурга, Невы, Евгения, Медного всадника. Все эти образы, хоть и имеют отдельное значение, все же тесно взаимосвязаны между собой.

Автор в своем произведении постарался дать оценку императору, какую значимость он имел для России и для народа. Но неоднозначным получился образ. Автор будто пытался показать реальную сущность великого деятеля, давая возможность читателю самому сделать свою оценку. Тем самым он старался воплотить свои мысли и личную оценку произошедшего.

Еще во вступлении Пушкин представляет Петра I как реформатора, у которого в голове имеется множество великих дум. Он построил Петербург, тем самым ставя его впереди Москвы. Целью реформации стало внесение изменений в устаревший уклад жизни. Несмотря на все величие города, император не удачно выбрал место его расположения. Сам автор относится с любовью к Петру и его творению. Но одновременно с этим, он отмечает в характере правителя античеловеческие черты. У него была четкая цель и мечта – создать великий город. И за эту цель была заплачена дорогая цена. Он не останавливался ни перед чем.

В образе Медного Всадника автор показывает механическое существо, которое считало обязанностью карать человека за самые ничтожные проступки. Город, созданный Петром, не стал родным для народа. Человеку не уютно в нем, душа не находит радости, удовлетворения в нем. С помощью героя Евгения Пушкин показал отношение обычного человека к власти. Он гневается за ошибки, совершенные Петром, он боится его. Страх настолько велик, что Евгений умирает от представленной в его голове картины, связанной с правителем.

Автор не дает четкого образа и значения вклада великого правителя для своего читателя. Пушкин в своем произведении показал великого монарха Петра. Он сделал очень много необходимого и важного для государства. Но в то же время перед читателем предстает образ самодержца, который поддерживал антинародную политику.

Несколько интересных сочинений

  • Описание каморки Герасима из рассказа Тургенева Муму (жилище, комнаты)

    Герасим жил один. Ему выделили маленькую каморку, к ней вверх вела лестница от кухни. Герасим не любил, когда к нему заходят в комнату. Он считал свою каморку – его личным пространство

  • Анализ пьесы Свои люди - сочтемся Островского сочинение

    Сюжетом для этой комедии стал случай мошенничества в мире купцов. У своих знакомых купцов Самсон Силыч Большов занимает очень большую сумму, чтобы увеличить свое состояние. Когда приходит время вернуть долги, делать этого он не хочет.

  • Сочинение Платон Михайлович в комедии Горе от ума Грибоедова

    Платон Михайлович – для читателя это самый запоминающийся герой второго плана в повествовании комедии «Горе от ума». Он часто приходит в гости к Фамусовым, все потому что он давний друг и знакомый Чадского

  • Природа – это прекрасный мир, который окружает человека. Это горы, поля, леса, реки, озера. Природа дает людям кров, пищу и одежду, это воздух, которым они дышат. Не беречь природу, значит не беречь себя и своих близких.

  • Образ и характеристика Алены Дмитриевны в поэме Песня про купца Калашникова Лермонтова

    Впервые об Алене Дмитриевне мы узнаем из рассказа опричника Кирибеевича на пиру у Ивана Грозного. Царь, заметив унылого любимца, стал допытываться, отчего он кручинится.

Класс – 10 А ,

Цели урока: выяснить причины обращения поэта к истории, какие проблемы истории волновали поэта, познакомить учащихся с художественными особенностями поэмы.

Оборудование: портрет поэта, сборники стихов, компьютер, диапроектор

Ход урока

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания

    Изучение новой темы

А) сообщение темя и цели урока

Б) сообщение ученика об образе Петра I в творчестве Пушкина. После этого следует обратить внимание учащихся на эпиграф к уроку (цитату из Белинского) и выяснить, согласны ли они с мнением критика. Думается, что смысл образа Петра I в поэме "Медный всадник" неоднозначен. Выявить его двойственную сущность помогут проблемные вопросы урока:

Почему из царя-преобразователя, полного "великих дум", Петр превращается в "кумира на бронзовом коне", "горделивого истукана", которому нет дела до малых мира сего?

Почему прибавление величия, овеществленного в грандиозном памятнике, становится для него роковым?

Если применительно к образу Евгения, Петербурга, Невы выражение Д. Гранина "два лика" метафорично, то по отношению к Петру в "двух ликах" заключена суть художественного решения образа.

    Как же проявились "два лика" Петра в поэме? В чем динамика и статика образа царя? Выберите из текста поэмы цитаты, подтверждающие это положение.

Работа с текстом поэмы

Вступление.

Дум великих полн;

грозить мы будем шведу;

будет город заложен;

суждено в Европу прорубить окно

вечный сон Петра

Часть первая.

Обращен к нему спиною ,

В неколебимой вышине <...>

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне (курсив мой. Н. Б.)

Часть вторая.

Чьей волей роковой

Под морем город основался

Державец полумира

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Строитель чудотворный

Подножие кумира

Горделивый истукан

И прямо в темной вышине

Над огражденною скалою

Кумир с простертою рукою

Сидел на бронзовом коне

За ним несется Всадник Медный

2. Каким мы видим Петра во вступлении? Царь показан живым, объятым великими думами; но он мечтает о завершении дела ("запируем на просторе"), то есть об "остановке" на своем пути, а это первый шаг на пути к "медному всаднику".

3. В чем суть конфликта Петра и Евгения? Это не борьба добра и зла, не поединок старого и нового. Это столкновение двух правд, каждая из которых носит объективный характер. Здесь сталкиваются не лица, а идеи, конфликтуют личность и государство. Это поднимает конфликт на уровень социального обобщения. Он носит неразрешимый характер. Каждая из сторон по-своему права.

4. Можно ли считать, что в поэме Петр и Евгений только противопоставлены? Найдите общность этих образов (оба думают, размышляют, оба заняты трудом и т. п). Может быть, каждый из них противопоставляется самому себе: Петр-преобразователь Медному всаднику, а Евгений мечтающий Евгению протестующему? Подтвердите или опровергните эти позиции.

5. Как в поэме выражается присутствие автора?

6. На чьей стороне автор? Пушкин и с Петром-преобразователем, и с Евгением, мечтающем о счастье в частной жизни. Но автор против "Медного всадника", то есть власти, для которой не имеет значения человеческий фактор.

7. Проследите, как лики Евгения и Петра зеркально отразились в картинах города: Петербурга, Петрограда, Петрополя? Город, как и его герои, раздваивается. В наводнении тонет Петербург, о котором мечтал Петр -- окно в Европу, порт, выход на простор. И всплывает Петрополь, губитель, убийца, уничтоживший Парашу, поглотивший пожитки бедноты, отнявший разум у Евгения. Побеждает город, не предвиденный Петром, это обратная сторона его мечты. Это город, где царит не Петр, а Медный всадник. Великим делом Петра воспользовались потомки, которые эксплуатировали его реформы, и готовы использовать для наживы всё, даже разбушевавшуюся стихию, чтобы петь "несчастье невских берегов", как граф Хвостов.

8. Какой символический смысл приобретает в поэме "образ" водной глади, в которой отражается город? (Город на берегах стремится вверх, а отраженный в воде вниз).

9. Прав ли Белинский, видевший в поэме только "апофеозу Петра Великого"?

Подведение итогов урока . Слово учителя. Пушкин сталкивает в поэме силы, внешне несоизмеримые, но идейно уравненные. Конфликт между ними укрупняется, так как он имеет несколько точек пересечения. Образы Петра и Евгения даны не однолинейно, а объемно, поэтому и конфликт поэмы многогранен. Столкновение человека и власти для поэта не имеет разрешения, а с течением времени оно только усугубляется. Пушкин оценивает ход развития общества с диалектических позиций, видя в великом ничтожное, а в малом бесконечное. Философские размышления о месте человека в мире поэт окрашивает в трагические тона. Гибнет Петр-преобразователь, а задуманный им город становится городом-убийцей. Гибнет Евгений, позитивные мечты которого сломаны государственной машиной.

Домашнее задание. Подготовить сообщение на одну из тем.

1. Правда Евгения и правда Петра в поэме "Медный всадник".

2. Два лица Петербурга в поэме "Медный всадник".

3. Трагедия маленького человека в поэме "Медный всадник".

4. Конфликт человека и власти в поэме "Медный всадник".

5. "Медный всадник" как социально-философское произведение.

6. Своеобразие изображения "маленького человека" в поэме "Медный всадник".

7. Реальность и фантастика в поэме "Медный всадник".