Решу егэ биология варианты. Кто проверяет ЕГЭ? Время выполнения работы

Опричнина – государственная политика террора, царившая на Руси в конце 16 века при правлении Ивана 4 .

Сущность опричнины состояла в отторжении имущества у граждан в пользу государства. По повелению государя выделялись особые земли, которые использовались исключительно для царских нужд и нужд царского двора. На эти территориях было собственное управление, и они были закрыты для простых граждан. Все территории отбирались у помещиков с помощью угроз и силы.

Слово «опричнина» происходит от древнерусского слова «опричь», что означает «особый». Также опричниной называли ту часть государства, которая уже отошла в единоличное пользование царя и его подданных, а также опричников (членов тайной полиции государя).

Численность опричнины (царской свиты) составляла около тысячи человек.

Причины введения опричнины

Царь Иван 4 Грозный славился своим суровым нравом и военными походами. Возникновение опричнины во многом связано с Ливонской войной .

В 1558 году он начал Ливонскую войну за право овладеть Прибалтийским побережьем, однако ход войны шел не так, как того хотелось бы государю. Иван неоднократно упрекал своих воевод за то, что они действуют недостаточно решительно, а бояре и вовсе не почитает царя за авторитет в военных вопросах. Ситуация усугубляется тем, что в 1563 году один из военачальников Ивана предает его, тем самым все больше подрывая доверие царя к своей свите.

Иван 4 начинает подозревать о существовании заговора воевод с боярами против его царской власти. Он считает, что его окружение мечтает прекратить войну, свергнуть государя и посадить на его место князя Владимира Старицкого. Все это заставляет Ивана создать себе новое окружение, которое способно было бы защитить его и покарать всех, кто пойдет против царя. Так были созданы опричники – особые воины государя – и учреждена политика опричнины (террора).

Начало и развитие опричнины. Основные события.

Опричники всюду следовали за царем и должны были оберегать его, однако случалось так, что эти дружинники злоупотребляли своими полномочиями и совершали террор, наказывая невиновных. Царь смотрел на все это сквозь пальцы и всегда оправдывал своих опричников в любых спорах. В результате бесчинства опричников, очень скоро их стали ненавидеть не только простые люди, но и бояре. Все самые ужасные казни и деяния, совершенные во времена правления Ивана Грозного были совершены его опричниками.

Иван 4 уезжает в Александровскую слободу, где создает уединенное поселение вместе со своими опричниками. Оттуда царь регулярно совершает наезды на Москву с целью покарать и казнить тех, кого он считает изменником. Практически все, кто пытался помешать Ивану в его беззаконии вскоре погибали.

В 1569 году Иван начинает подозревать, что в Новгороде плетут интриги и существует заговор против него. Собрав огромное войско, Иван движется в город и в 1570 году достигает Новгорода. После того, как царь попадает в логово, как он полагает, изменников, его опричники начинают свой террор – они грабят жителей, убивают невинных людей, жгут дома. Согласно данным, каждый день проходили массовые избиения людей, по 500-600 человек.

Следующей остановкой жестокого царя и его опричников стал Псков. Несмотря на то, что царь изначально планировал также совершать расправы над жителями, казнены в итоге были лишь некоторые из псковичан, их имущество конфисковали.

После Пскова Грозный снова едет в Москву, чтобы найти там пособников новгородской измены и совершить над ними расправу.

В 1570-1571 году в Москве от руки царя и его опричников полегло огромное количество человек. Не щадил царь никого, даже собственных приближенных, в итоге было казнено около 200 человек, среди которых самые знатные люди. Большое количество людей остались живы, но сильно пострадали. Московские казни считаются апогеем террора опричнины.

Конец опричнины

Разваливаться система начала в 1571 году, когда на Русь напал крымский хан Девлет-Гирей. Опричники, привыкшие жить за счет грабежа своих же граждан, оказались бесполезными воинами и по некоторым сведениям просто не явились на поле боя. Именно это заставило царя отменить опричнину и ввести земщину, которая мало чем отличалась. Существуют сведения, что свита царя продолжала существовать практически в неизменном виде вплоть до его смерти, сменив лишь название с «опричников» на «двор».

Результаты опричнины Ивана Грозного

Итоги опричнины 1565-1572 годов были плачевны. Несмотря на то, что опричнина задумывалась как средство единения государства и целью опричнины Ивана Грозного была защита и уничтожение феодальной раздробленности, привела она в итоге лишь к хаосу и полной анархии.

Кроме того, террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис. Феодалы потеряли свои земли, крестьяне не хотели работать, народ остался без денег и не верил в справедливость своего государя. Страна погрязла в хаосе, опричнина разделила страну на несколько разрозненных частей.

ЕГЭ по биологии 2013 года – это необязательный экзамен. Его сдача необходима выпускникам, планирующим поступить в медицинские ВУЗы, на биологические, психологические и некоторые другие факультеты. В среднем ЕГЭ по биологии ежегодно сдают около 20% учащихся 11 классов.

Сложность теста по этому предмету оценивается как средняя. Большинство выпускников получают достаточно высокие баллы, вместе с тем, велик и процент тех, кто не справляется с работой (в 2012 году – 8,2%). Для того чтобы сдать экзамен в 2013 году, необходимо набрать не менее 36 баллов. Стоит отметить, что минимальные баллы ЕГЭ в 2011 и 2012 году были установлены на этом же уровне.

На решение теста предоставляется 2,5 часа.

Своевременная и правильно спланированная подготовка к единому государственному экзамену по биологии 2013 года– залог получения высокой оценки. Чтобы усовершенствовать свои знания, выпускникам рекомендуется использовать онлайн тесты, разработанные ФИПИ для ЕГЭ 2013. Они формируются произвольным образом из банка заданий, размещенном в интернете, который содержит в себе обширный круг вопросов. Также учащиеся могут скачать задания ЕГЭ по биологии c решением и заниматься в режиме оф-лайн.

Возможность выполнять тест в произвольном порядке и сразу же проверять правильность ответа позволяет спланировать тренировку оптимальным образом. Например, если задания В1, В7 вызывают наибольшую сложность, их можно сделать в последнюю очередь. После того, как пробелы в знаниях будут восполнены, необходимо научиться решать тест за 2,5 часа. В том случае, если сделать работу полностью за это время не удается, нужно уделить максимум внимания первым двум частям теста, а в оставшиеся минуты попытаться ответить на вопросы последней группы, например, решить задания части С1-С3 . Необходимо отметить, что он-лайн варианты ЕГЭ по биологии 2013 года не охватывают всех тем, включаемых в себя экзаменационное тестирование, поэтому при подготовке нужно тщательно изучить весь материал, предусмотренный школьной программой.

ЕГЭ по биологии 2013 года включает в себя 50 заданий, которые разбиты на три категории:

  • А1-А36 – базовые вопросы, ответ на которые выбирается из предложенных вариантов;
  • В1-В8 – вопросы повышенной сложности, на которые нужно дать краткий ответ;
  • С1-С6 – сложные задания, требующие подробных ответов.

Варианты ЕГЭ по биологии: Описание заданий

Группа А:

  • А1 – общие понятия биологии;
  • А2-А4 – клеточная теория;
  • А5 – вирусы;
  • А6 – воспроизведение организмов;
  • А7-А8 – генетика;
  • А9 – изменчивость;
  • А10 – бактерии и грибы;
  • А11-А12 – растения;
  • А13 – одноклеточные и многоклеточные организмы;
  • А14 – хордовые животные;
  • А15-А19 – анатомия человека;
  • А20-А23 – теория эволюции;
  • А24-А25 – экология;
  • А26 – биосфера;
  • А27-А29 – клеточная теория;
  • А30 – генетика;
  • А31 – селекция;
  • А32 – многообразие организмов;
  • А33-А34 – организм человека;
  • А35 – эволюция органической природы;
  • А36 – общебиологические законы.

Группа В:

  • В1-В3 – обобщение и применение теоретических знаний;
  • В4-В8 – сопоставление биологических явлений.

Группа С:

  • С1-С6 – проверка знаний биологических закономерностей.

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по Биологии

1. Назначение КИМ ЕГЭ
Определение уровня биологической подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы в целях отбора для поступления в высшие учебные заведения.
Создание условий, обеспечивающих эквивалентность результатов вступительных экзаменов на всем образовательном пространстве Российской Федерации. Результаты единого государственного экзамена по биологии признаются общеобразовательными учреждениями среднего профессионального образования и высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по биологии.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание контрольных измерительных материалов определяется на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ
Основу разработки КИМ ЕГЭ составляет инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение в стандарте 2004 г. для базового и профильного уровня, различных учебных программах по биологии, рекомендованных Минобрнауки России для использования в общеобразовательных учреждениях.
Контрольные измерительные материалы проверяют усвоение школьниками знаний и умений основных разделов курса биологии: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить валидность контрольных измерительных материалов. Содержание КИМ ЕГЭ не выходит за пределы курса биологии средней школы и не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ведется преподавание в школе.
В экзаменационной работе преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной школе, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести: клеточную, хромосомную, эволюционную теории; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы.
Задания, контролирующие степень овладения знаниями и умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания курса биологии и проверяют сформированность у школьников научного мировоззрения и биологическую компетентность.
4. Структура КИМ ЕГЭ
Экзаменационная работа состоит из трех частей.
Часть 1 (А) содержит 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из них 26 - базового и 10 - повышенного уровня.
Часть 2 (В) включает 8 заданий повышенного уровня: 3 - с выбором нескольких верных ответов из шести; 4 - на соответствие между биологическими объектами, процессами и явлениями; 1 - на определение последовательности явлений и процессов.
Часть 3 (С) включает 6 заданий со свободным развернутым ответом: 1 - повышенного и 5 - высокого уровня.
5. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности
Экзаменационная работа включает 7 содержательных блоков, представленных в кодификаторе. Содержание этих блоков направлено на проверку знания экзаменуемым основных положений биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез; строения и признаков биологических объектов; сущности биологических процессов и явлений; особенностей строения и жизнедеятельности организма человека; современной биологической терминологии и символики.
В экзаменационной работе контролируется сформированность у школьников различных общеучебных умений: использовать биологическую терминологию; узнавать объекты живой природы; обосновывать процессы и явления; устанавливать причинно-следственные связи; проводить анализ, обобщение, формулировать выводы; решать биологические задачи; использовать теоретические знания в практической деятельности.
Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания»
включает материал о достижениях биологии; методах исследования; роли ученых в познании окружающего мира; об общих признаках биологических систем; основных уровнях организации живой природы; о роли биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, ее химической организации, гене и генетическом коде, метаболизме, многообразии клеток, их делении; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.
Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний о вирусах; об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях; о вредном влиянии мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки; защите среды от загрязнения мутагенами; наследственных болезнях человека, их причинах и профилактике; селекции организмов и биотехнологии; выявляет уровень овладения умениями сравнивать биологические объекты, процессы, явления; применять знания биологической терминологии и символики при решении задач по генетике.
В четвертом блоке «Система и многообразие органического мира» проверяются знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы; умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определенному систематическому таксону, устанавливать причинно-следственные связи между строением и функцией органов и систем органов организмов разных царств, взаимосвязи организмов и среды обитания.
Пятый блок «Организм человека и его здоровье» выявляет уровень усвоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, лежащих в основе формирования гигиенических норм и правил здорового образа жизни, профилактики травм и заболеваний; овладения умениями обосновывать взаимосвязь органов и систем органов человека, особенности, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; делать вывод о роли нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности и особенностях высшей нервной деятельности человека.
В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль знаний о виде и его структуре, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, этапах антропогенеза, биосоциальной природе человека; умений характеризовать критерии вида, причины и этапы эволюции, объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания.
Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности»
составляют задания, направленные на проверку знаний об экологических закономерностях, о цепях питания, круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; объяснять причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды как основы устойчивого развития биосферы.
В экзаменационной работе, кроме того, предусматривается проверка различных видов умений и способов действий: объяснять биологические процессы и явления; устанавливать взаимосвязи; решать биологические задачи; распознавать, определять, сравнивать биологические объекты, процессы и явления; анализировать и оценивать биологическую информацию; делать выводы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Варианты КИМ разрабатываются на основе кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2013 года по биологии (см. кодификатор).
6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Экзаменационная работа по биологии предусматривает проверку содержания биологического образования и различных видов умений и способов деятельности учащихся на разных уровнях сложности (таблица).
...........................