Проблема влияния общественного мнения на человека аргументы. Аргумент преступление и наказание человек общество. Пример сочинения по тематическому направлению "Человек и общество" на примере произведения Достоевского "Преступление и наказание"

I. Биографическая обусловленность темы.
2. Мелочность и убогость богатых.
3. Нравственная чистота народа.
4. Печальная песня надежды.

Уже при покачивании колыбели решается, куда склонится чаша весов судьбы.
С. Е. Лец

Тема народной судьбы одна из главных тем в творчестве Н. А. Некрасова. Он, как никто другой, смог в своем поэтическом наследии показать все стороны быта и оттенки душевного состояния крестьянства. Большое влияние на писателя оказали детские годы, проведенные на Волге. Наверное, картину И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» можно считать иллюстрацией не только к его творчеству, но и самой жизни. На всем ее протяжении он в своем сердце пронес щемящую боль за одаренный, но угнетаемый рабством и властью народ.

И этому был также пример в жизни — жестокий отец-помещик. Но не у него писатель учился нравственным устоям. Образцом подражания для него являлась мать — добрая, отзывчивая женщина. Именно поэтому он обращает пристальное внимание на тех, кто находится с ним. Он, словно врач, понимает все их болезни и горести. Но самое важное то, что появляется в его поэтическом творчестве — это не только боль, но и понимание, что возможен выход из такого тяжелого положения. Но это должны сделать не только и не столько помещики, сколько сами крестьяне. Они могут подняться и осознать, что их жизнь и счастье во многом зависит от них самих.

У Н. А. Некрасова много поэтических картин описания крестьянской жизни. Но одной из ярких является «Размышления у парадного подъезда». В самом названии произведения используется слово «размышление», которое стоит во множественном числе. Это говорит о том, что поэт не раз обращался к такому наболевшему вопросу. Но, наверное, он никак не может найти правильный и подходящий выход из Создавшегося положения. Поэтому ему пока остается роль наблюдателя и какой-то степени аналитика того, что он каждый день видит вокруг себя.

С первых же строк лирический герой представляет нам обычную картину. Парадный, главный, подъезд по торжественным дням ждет своих просителей. Но по первым двум строчкам понятно, что лирический герой относится к ним с презрением. Он сравнивает богатых просителей с холопами. Так в поэтической картине все смешивается. Богачи имеют холопские качества несмотря на то что они кичатся своим родством и положением в обществе. Но по духу они остаются мелочными, незначительными и зависимыми людьми.

Заметим, что они, несмотря на свое положение, боятся тех, к кому приезжают с просьбой. Но у них есть определенное призвание, которым заражен весь город, — заносить себя в списки просителей.

Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!

Далее лирический герой разделяет людей по категориям, так как они приходят в разные дни. По будням этот парадный подъезд полон страждущих. Но они находят отклик в сердце лирического героя. Поэтому предстают перед нами не бесформенной массой, а в своей неповторимой индивидуальности: преклонный старик, вдовица и т. д. Но вот в повествовании лирический герой переходит к конкретному случаю. Его наблюдения позволили не только разделить просителей, но и понять

Даже их душевное содержание. В центре внимания оказывается некий случай — к парадному подъезду подходят деревенские русские люди. Лирический герой замечает, что сначала они помолились. То есть душа, как и их тело, поддержаны самим Богом. Он всегда в их сердце, он поддерживает их в горе и несет им богатую духовную и нравственную основу. Швейцар же не видит этой природной красоты, он судит по внешности, которая далека от холодного блеска господ. Но мы понимаем, что внешний вид говорит о большом трудолюбии и неприхотливости русского народа, способного перенести не только тяжкое бремя рабства, но и дальний переход с целью добиться справедливости.

Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).

Швейцар же не только не пустил ободранных просителей, но даже не польстился на их дары. Тогда русский мужик не стал просить милости, а со словами «Суди его бог» готов вернуться домой. Лирический герой подчеркивает, что они, пройдя такой дальний путь, избив в ноги в кровь, даже не были услышаны. Позднее нам раскрывается причина такого поведения — владелец роскошных палат еще спал. Ему нет никакого дело до простого человека, труженика, благодаря которому он может позволить себе подобную роскошь.

И далее в каледойскопическом движении перед нами проносится жизнь беспечного богатого человека. Но в этом безумном беге он всегда один. На протяжении всего описания, он остается настолько одиноким, что даже родственники желают ему только смерти. Но русский народ в контрасте представлен массой, сильной, могучей и непобедимой. Он хоть и беден внешне, но богат духовно, и жизнь каждого из членов этого общества наполнена глубоким смыслом.

Заметим, что лирический герой не идеализирует мужика. Он показывает не только его сильные, но и слабые стороны. Например, тот не прочь пропить все до рубля, ведь дальше ему предстоит новый путь, полный тревог и унижений.

За заставой, в харчевне убогой
Все пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут...

Но после такого детального описания разных категорий просителей, лирический герой обращается к родной земле, способной на своих плечах вынести такое противоречие. Горькие размышления у парадного подъезда постепенно переходят в страстное обращение к тому, кто его может услышать и понять.

...Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?

И лирический герой начинает перечислять всех тех, кто стонет от такой нелегкой жизни. Кажется, он задался целью показать всех из них и ни в коем случае никого не упустить. На последнее место в перечислении причин такого поведения он ставит равнодушие, самое большое зло в мире по отношению к любому живому существу, тем более человеку.

Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.

Но стон потихоньку переходит в печальную песню, которую можно услышать на Волге. Такой переход к подобному образу позволяет лирическому герою сравнить скорбь народную с широтой великой реки. И в итоге складывается ощущение, что народ и стон просто не отделимы друг от друга.

Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, —
Где народ, там и стон...

Но лирический герой уверен, что такой могучий крепкий народ найдет в себе силы разомкнуть цепи, сковавшие его на многие года. Он сможет построить свой мир, полный не горя и унижения, а трудолюбия и уважения.

...Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил...

Но в сердце лирического героя закрадываются нотки сомнения. Он начинает размышлять о.том, что раз до сих пор народ терпит столько унижений, то он не готов создать новую песню, способную изменить этот мир. Он также останется в окружении унижения и стона.

...Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Заметим, что стихотворение заканчивается и многоточием и знаком вопроса. Лирический герой не дает ответа на поставленный им же вопрос. В то же время, поставив многоточие в конце текста, он показывает, что все может быть в жизни по-другому. То есть он верит в могучий русский народ, способный на своих плечах не только вынести бремя унижения, но и открыть ворота в новую жизнь, А. Я. Панаева рассказывала о том, что это стихотворение основано на реальных событиях. Наблюдая сначала сцену одна, она пригласила Н. А. Некрасова посмотреть, как будут развиваться события: «Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Часа через два он прочел мне стихотворение "У парадного подъезда"». Несмотря на то что поэт переработал сюжет и внес в него свои размышления, мы видим, что Н. А. Некрасов не мог остаться равнодушным и просто пройти мимо случайно увиденного. Буря протеста затаилась в его душе, которая нашла потом выход в поэтичной и правдивой картине, описывающей реалии и судьбу русского человека, способного преодолеть на своем пути все препятствия.

Заслуга Некрасова в том и состоит, что, обратившись к теме народного горя, он не пожертвовал сложностью и своеобразием характера своего лирического «я».

Стихотворение «В дороге» (1845) открывает народную тему в творчестве Некрасова. Именно с него начинается подборка текстов в книге «Стихотворения» 1856 года. В сюжете стихотворения завязывается узел настроений и мотивов, которые будут свойственны всей «народной» лирике поэта.

Рассказ ямщика о своей судьбе - типичная ситуация многих народных песен и романсов. Бег удалой тройки, звон бубенцов - вот характерное образное сопровождение «ямщицкой были». А ее непременными персонажами соответственно являются «удалой ямщик», «добрый молодец» и «красная девица». Под пером Некрасова этот традиционный любовный «треугольник» наполняется не условно-поэтическим, как в фольклоре, а глубоко жизненным содержанием. Вместо «доброго молодца» - скучающий автор: «Скучно, скучно!../Ямщик удалой,/Разгони чем-нибудь мою скуку!» Однако вместо «удалого ямщика» автор видит перед собой внутренне растерянного человека, всецело погруженного мыслями в дрязги своей неудавшейся семейной жизни: «Самому мне невесело, барин:/Сокрушила злодейка-жена...» Коряво-грубоватый выговор ямщика, насыщенный просторечиями и диалектизмами, отражает как в капле воды приземленное и сбитое с толку свалившейся бедой сознание «человека из народа». И наконец, вместо «красной девицы» в рассказе ямщика возникает образ барышни-крестьянки Груши, воспитанной по-господски, а затем отданной «на село», в крестьянскую семью с ее суровыми патриархальными нравами. Таким образом, «ямщицкая история» объединяет три изломанные, неудавшиеся человеческие жизни, три одинокие судьбы, случайно сошедшиеся на одном пространстве бесконечной, как русская тоска, дороги. Три судьбы, ищущие поддержки и сочувствия друг у друга. Получается та самая «круговая порука», о которой впоследствии напишет Некрасов в письме к Л. Н. Толстому. И пусть в конечном итоге тоска лирического героя разрешается ничем, а рассказ ямщика им прерван, все же у читателя остается ощущение тесной слитности судеб «верхов» и «низов»: драма человеческих отношений, увы, не знает сословных границ.

В известном стихотворении «Тройка» (1846) перед нами зарисовка обычной деревенской картины, которую внимательный взгляд лирического автора как бы случайно выхватил из потока будничных мелочей: деревенская девушка загляделась на промчавшегося мимо на лихой тройке красавца корнета. Но именно силой авторского видения эта сцена на наших глазах словно замедляется, растягивается во времени. В результате читатель имеет возможность вместе с автором осмыслить этот единичный случай в контексте некоей общей, «типической» судьбы русской крестьянки, возвести частное к общему, увидеть связь единичного факта с трагической долей любой девушки, уготованной ей всем безжалостным строем крепостной деревенской жизни. Автор мысленно как бы заглядывает в будущее своей героини, реконструирует, в духе «физиологического очерка», ее социальную биографию, которая потечет по раз и навсегда установленному руслу: несчастливое замужество, суровый гнет патриархальной крестьянской семьи, тяжелый физический труд и ранняя смерть. Автору остается только сожалеть о «бесполезно угасшей силе» и загубленной, не успевшей расцвести и «согреть грудь» любимого красоте героини. Взгляд в ее трагическое будущее возвращает лирического автора к исходной картине, послужившей толчком для его раздумий, и теперь, с высоты достигнутого социального обобщения, он в новом свете представляет себе существо происходящего: идиллич-ность увиденной картины обманчива, а надежды «чернобровой дикарки» на счастье несбыточны. А потому финальное обращение автора к героине-крестьянке исполнено неизбывной горечи и трезвого скепсиса:

    Не гляди же с тоской на дорогу
    И за тройкой вослед не спеши,
    И тоскливую в сердце тревогу
    Поскорей навсегда заглуши!

Трезвый взгляд на возможность крестьянского «счастья» в условиях крепостного уклада жизни современной России, умение видеть связь между единичным явлением и некоей общей, глубинной причиной, его породившей, подчас рождает в душе лирического автора не только сочувствие к судьбе обездоленных низов, но и беспощадную иронию по адресу глубоко въевшейся в крестьянское сознание веры в «доброго» барина, в счастье, дарованное «сверху», усилиями власть имущих. Развенчанию подобных патриархальных иллюзий посвящено известное стихотворение -«Забытая деревня»" (1855), жанр которого можно определить как патриархальную антиутопию. Проходящая рефреном через все стихотворение фраза: «Вот приедет барин - барин нас рассудит» - стала крылатой в современном лексиконе. Она вскрывает несостоятельность идеала «соборной» жизни, представлений русского народа о поместной жизни как некоем общечеловеческом «братстве» господ и слуг, где социальная рознь отступает на задний план перед общностью веры и национальных традиций.

Однако Некрасов не был бы Некрасовым, если бы остановился только на критике «ограниченности» народного сознания, его неспособности считаться с реалиями суровой социальной действительности. Дело в том, что патриархальные нравственные идеалы, коренящиеся в духовном строе народного православного сознания, несмотря на всю их утопичность, в то же время имели для Некрасова значение некоей абсолютной нравственной нормы, не зависящей от преходящих исторических условий. Это были те самые «вечные» ценности, которым народ не изменял даже вопреки требованиям сиюминутной исторической правды. И Некрасов прекрасно понимал всю духовную высоту подобной позиции. И в этом случае он мог отбросить в сторону свой интеллигентский скепсис и уже с высоты народного религиозного идеала оценить действия власть предержащих. Подчас эти две позиции - критика и идеализация религиозного мироощущения народа - сложно совмещаются в рамках авторского сознания и образуют прихотливую полифонию (многоголосие) точек зрения на происходящее. Так происходит в известном стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858).

Композиция «Размышлений у парадного подъезда», как известно, трехчастна. Первая часть представляет живую зарисовку будничной уличной сценки: швейцар прогоняет крестьянских просителей от дверей «важного» казенного учреждения. Этот «случайный» факт, словно выхваченный из городской сутолоки, в сюжете стихотворения получает обобщенный, глубоко символический смысл. И все благодаря образу автора-рас-сказчика. С одной стороны, мы видим собирательный образ чиновничьего Петербурга, одержимого «холопским недугом». С другой - по контрасту возникает собирательный образ другого «недуга», воплощенного в смиренных фигурах народных ходоков: «Допусти»,- говорят с выраженьем надежды и муки». Их портрет, включая и речь, рассказчик дает как бы один на всех. Уже в этой картине просители-«холопы» и просители-«пилигримы» (странники) и сближены, и вместе с тем противопоставлены друг другу. Сближены самим фактом человеческой нужды, приведшей их к одному и тому же «парадному подъезду», и разделены сословной спесью и чванством, мешающими увидеть друг в друге «братьев по несчастью».

И лишь взгляд автора, возвышающийся над этой «суетой сует», позволяет обнаружить в ней некий примиряющий смысл. В единый авторский монолог как бы вплетаются голоса всех действующих лиц уличного происшествия. Сначала отчетливо различим гневно-саркастический тон самого автора. Потом в авторское повествование вклиниваются казенные интонации чиновничьего жаргона: «записав свое имя и званье», «убогие лица», «прожектер», «вдовица» и т. п. Потом, с появлением мужиков, слышится спокойно-уважительный голос рассказчика, назвавшего крестьян «деревенские русские люди». Однако этот голос тут же соскальзывает в несколько иной, народно-песенный стилевой регистр: «свесив русые головы», «развязали ко-шли пилигримы», «скудной лепты». Так в исторических песнях и духовных стихах величает сам народ своих «заступников», «калик перехожих», странников. Не успел рассказчик взять свойственную ему «страдальческую» ноту (например, о крестьянах: «говорят с выраженьем надежды и муки»), как она перебивается мещанским выговором швейцара: «гостей оглядел: некрасивы на взгляд!», «армячишка худой», «знать, брели-то долгонько». Такое многоголосие будет свойственно авторской речи до конца стихотворения. Авторское сознание оказывается способно вместить в себя сознание людей разных сословий, что говорит об отзывчивости его души. Он равно скорбит и за «холопский недуг» высокопоставленных просителей, и за оскорбительную угодливость швейцара, и за выражение «надежды и муки» на лицах ходоков. Автор не делит Россию на «крестьянскую» и «остальную». За все болит его сердце. В заветные двери «парадного подъезда» стучится вся Россия, со всем хорошим и плохим, что в ней есть.

Вторая часть - портрет «счастливого» вельможи - контрастно сопоставлена с картиной жизни «несчастных» в первой части. Портрет «владельца роскошных палат» максимально обобщен, что придает контрасту «несчастных» и «счастливых» общечеловеческий, несводимый только к «злобе дня» смысл.

Дело в том, что если несчастье народа - это суровая истина, то «безмятежная аркадская идиллия» жизни вельможи - это иллюзия, старательно внушаемая ему льстецами, а также «дорогой и любимой» семьей, «ждущей смерти» его «с нетерпеньем». А вывод опять-таки напрашивается один: «низы» и «верхи», несчастные и так называемые счастливые, в сущности, глубоко одиноки. Черствость и равнодушие окружающих равно угрожают и тем и другим. «Владелец роскошных палат» испытывает ту же драму непонимания, какую пережили только что прогнанные им странники. Один несчастный грубо отталкивает от себя других таких же несчастных, не понимая, что прогоняет он своих же сочувственников:

    Пробудись! Есть еще наслаждение:
    Вороти их! в тебе их спасение!
    Но счастливые глухи к добру...

Отношение русского народа к страннику - почтительное, граничащее с преклонением перед его подвижничеством. Он и воспринимается не как обыкновенный, а как «божий человек», обидеть которого - грех. Поэтому «владелец роскошных палат» виноват не только перед этими конкретными мужиками, но и перед всей «Русью крещеной» («И сойдешь ты в могилу... герой,/Втихомолку проклятый отчизною...»). И совершает он не какое-то должностное преступление, а преступление против совести, против Бога («Не страшат тебя громы небесные...»).

И вот только теперь, замкнув всю горечь безысходной скорби на «глухих к добру», автор начинает свой знаменитый эпический «плач», венчающий стихотворение. Здесь авторский голос полностью сливается с ритмом народного речитатива. Сотканный из бесконечной цепи анафор, начинающихся с одного и того же «Стонет», этот «плач» эпичен прежде всего потому, что обращен он не только к собственно «народу». Он обращен к Родине: «Родная земля! Назови мне такую обитель...» А значит, и ко всем «пилигримам», и ко всем «владельцам», и... к себе самому.

Верность теме «страданий народа» Некрасов подтвердил в программном стихотворении «Элегия» (1874). Необычен уже сам выбор жанра для воплощения этой темы. В отечественной поэтической традиции элегия, как правило, ассоциировалась со стихотворением личной тематики, в печальном строе чувств которого отражались разлад между мечтой и действительностью, настроения разочарования и одиночества лирического героя. Эти же настроения, в сущности, доминируют и в некрасовской «Элегии», только их первопричиной служат не личные, а народные бедствия, а адресатом - не сам герой или его возлюбленная, а русское крестьянство. Поэта волнуют его судьбы в пореформенную эпоху:

    В последние года
    Сносней ли стала ты, крестьянская страда?

И рабству долгому пришедшая на смену Свобода наконец внесла ли перемену В народные судьбы? В напевы сельских дев?

    Иль так же горестен нестройный их напев?..

По мере развития лирического сюжета стихотворения можно наблюдать, как личная эмоция без остатка сливается с чувством гражданской тревоги за народные судьбы и в конце концов растворяется в последней. Поэта волнует главный вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Иными словами, привела ли относительная экономическая и социальная свобода к внутреннему раскрепощению русского крестьянина, его духовному росту? Существует ли между этими процессами прямая причинно-следственная связь? Или же эта связь в действительности предстает не в столь однозначном, прямолинейном выражении? По ходу своих раздумий поэт склоняется именно к последнему выводу, ибо тот, «кому посвящены мечтания поэта,-/Увы! Не внемлет он - и не дает ответа...». Таким образом, уже в «Элегии» проблема народного счастья понимается весьма широко: это не только вопрос о довольстве и материальном благополучии крестьянства, но и вопрос о сохранении нравственных, в том числе и религиозных, идеалов народа, как они отразились в его труде, быте, верованиях, обрядах, разнообразных видах творчества, наконец. И такая широта постановки проблемы понятна и объяснима: в 1874 году Некрасов уже работал над своей самой значительной поэмой, заглавие которой лишь слегка перефразирует вопрос, сформулированный в «Элегии»: «Кому на Руси жить хорошо?»

Итак, всем ходом развития поэтического творчества Некрасов закономерно продвигался к созданию эпоса, к написанию крупных поэм. Лиризм поэта становится поистине масштабным, всеохватным.

Многоголосие, включающее голос автора в хор голосов героев, принадлежащих к разным социальным и культурным слоям, предвещает виртуозную стилевую полифонию некрасовских поэм - «Коробейники», «Мороз, Красный нос» и, конечно, «Кому на Руси жить хорошо». В некрасовской лирике также определялись и основные тины героев будущих поэм - народных подвижников и праведников, народных заступников, а вместе с ними и нравственная философия, покоящаяся на принципах народно-христианской этики.

Народ в лирике Некрасова 1850-х. Поэтическое "многоголосье". В поэму о народе и его грядущих судьбах превращался у Некрасова весь первый раздел сборника 1856 г. Открывалась эта поэма стихотворением "В дороге" , а завершалась "Школьником" . Стихи перекликались друг с другом. Их объединял образ проселочной дороги, разговоры барина в первом стихотворении - с ямщиком, в последнем - с крестьянским мальчуганом.

Мы сочувствуем недоверию ямщика к господам, действительно погубившим его несчастную жену Грушу. Но сочувствие это сталкивается с глубоким невежеством ямщика: он с недоверием относится к просвещению и в нем видит пустую господскую причуду:

На какой-то патрет все глядит

Да читает какую-то книжку...

Иногда страх меня, слышь ты, щемит,

Что погубит она и сынишку:

Учит грамоте, моет, стрижет...

Трезвый взгляд на возможность крестьянского «счастья» в условиях крепостного уклада жизни современной России, уме­ние видеть связь между единичным явлением и некоей общей, глубинной причиной, его породившей, подчас рождает в душе лирического автора не только сочувствие к судьбе обездолен­ных низов, но и беспощадную иронию по адресу глубоко въев­шейся в крестьянское сознание веры в «доброго» барина, в сча­стье, дарованное «сверху», усилиями власть имущих. Развенча­нию подобных патриархальных иллюзий посвящено известное стихотворение «Забытая деревня» (1855), жанр которого мож­но определить как патриархальную антиутопию. Проходящая рефреном через все стихотворение фраза: «Вот приедет барин - барин нас рассудит» - стала крылатой в современном лексико­не. Она вскрывает несостоятельность представлений русского народа о поместной жизни как не­коем общечеловеческом «братстве» господ и слуг, где социаль­ная рознь отступает на задний план перед общностью веры и национальных традиций. Вера в доброго и справедливого барина мешает крестьянам осознать несправедливость существующего порядка в целом, закономерности кажутся им легко разрешимыми случайностями.

Некрасов-поэт очень чуток к тем изменениям, которые совершаются в народной среде. В его стихах крестьянская жизнь изображается по-новому, не как у предшественников и современников. На избранный Некрасовым сюжет существовало много стихов, в которых мчались удалые тройки, звенели колокольчики под дугой, звучали песни ямщиков. В начале своего стихотворения "В дороге" Некрасов именно об этом и напоминает читателю:

Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой,

Разгони чем-нибудь мою скуку!

Песню, что ли, приятель, запой

Про рекрутский набор и разлуку...

Но сразу же, круто, решительно, он обрывает обычный и привычный в русской поэзии ход. Что поражает нас в этом стихотворении? Конечно же, речь ямщика, начисто лишенная привычных народно-песенных интонаций. Кажется, будто голая проза бесцеремонно ворвалась в стихи: говор ямщика коряв и груб, насыщен диалектизмами. Какие новые возможности открывает перед Некрасовым-поэтом такой "приземленный" подход к изображению человека из народа?

Пожалуй, никто из современников Некрасова не дерзал так близко, вплотную сойтись с мужиком на страницах поэтического произведения. Лишь он смог тогда не только писать о народе, но и "говорить народом", впуская крестьян, нищих, мастеровых с их разным восприятием мира, разным языком в свои стихи. И такая поэтическая дерзость Некрасову дорого стоила: она явилась источником глубокого драматизма его поэзии. Драматизм этот возникал не только потому, что было мучительно трудно извлекать поэзию из такой жизненной прозы, в которую до Некрасова никто из поэтов не проникал, но еще и потому, что такое приближение поэта к народному сознанию разрушало многие иллюзии, которыми жили его современники. Подвергалась поэтическому анализу, испытывалась на прочность та "почва", в незыблемость которой по-разному, но с одинаковой бескомпромиссностью верили люди разных направлений и партий. Чернышевский и Добролюбов укрепляли свою веру в крестьянскую социалистическую революцию, идеализируя общинный уклад народной жизни, связывая с ним социалистические инстинкты в характере русского мужика. Толстой и Достоевский верили в незыблемость иных, патриархально-христианских начал народной нравственности. Не потому ли народ в их больших романах - целостное единство, мир, от которого неотделимы ни "круглый" Платон Каратаев, ни цельная Сонечка Мармеладова.

Его вера в народ подвергалась гораздо большим искушениям, чем вера Толстого и Достоевского, с одной стороны, или Добролюбова и Чернышевского с другой. Но зато и народная жизнь на страницах его поэтических произведений оказалась более многоцветной и разноликой, а способы ее поэтического воспроизведения − более многообразными. В первом разделе поэтического сборника 1856 года определились формы изображения народной жизни. Стихотворение "В дороге" − это начальный этап: здесь лирическое "я" Некрасова еще в значительной степени отстранено от сознания ямщика. Голос ямщика предоставлен самому себе, голос автора − тоже. Но по мере того как в народной жизни открывается поэту высокое нравственное содержание, преодолевается лирическая разобщенность. Прислушаемся, как звучат те же голоса в стихотворении "Школьник":

Ну, пошел же, ради Бога!

Небо, ельник и песок

Невеселая дорога...

Эй! садись ко мне, дружок!

Чьи мы слышим слова? Русского интеллигента, дворянина, едущего по невеселому нашему проселку, или ямщика-крестьянина, понукающего усталых лошадей? По-видимому, и того и другого, два эти голоса слились в один:

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Так мог бы сказать об отце школьника его деревенский сосед. Но говорит-то здесь Некрасов: народные интонации, сам речевой склад народного языка принял он в свою душу.

И вот в заключение раздела снова тянется дорога - "небо, ельник и песок". Внешне она так же невесела и неприветлива, как и в первом стихотворении. Но в народном сознании совершается между тем благотворный переворот:

Вижу я в котомке книжку.

Так, учиться ты идешь...

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Тянется дорога, и на наших глазах изменяется, светлеет крестьянская Русь, устремляясь к знанию, к университету. Пронизывающий стихи образ дороги приобретает у Некрасова не только бытовой, но и условный, метафорический смысл: он усиливает ощущение перемены в духовном мире крестьянина.

Поэзия Некрасова в преддверии реформы 1861 года. Накануне крестьянской реформы 1861 года вопрос о народе и его исторических возможностях, подобно вопросу "быть или не быть?", встал перед людьми революционно-демократического образа мысли. Разочаровавшись к 1859 году в перспективах реформ "сверху", они ожидали освобождения "снизу", питали надежду на крестьянскую революцию. Некрасов не сомневался в том, что именно народ, многомиллионное крестьянство, является основной и решающей исторической силой страны. И тем не менее самую задушевную поэму о народе, написанную в 1857 году, он назвал "Тишина".

В поэме укрепляется вера Некрасова в народные силы, в способность русского мужика быть героем национальной истории. Но когда народ проснется к сознательной борьбе за свои интересы? На этот вопрос в "Тишине" нет определенного ответа, как нет его и в "Размышлениях у парадного подъезда", и в "Песне Еремушке", ставшей гимном нескольких поколений русской демократической молодежи.

Дело в том, что патриархальные нравст­венные идеалы, коренящиеся в духовном строе народного православного сознания, несмотря на всю их утопичность, в то же время имели для Некрасова значение некоей абсолютной нравственной нормы, не зависящей от преходящих историчес­ких условий. Это были те самые «вечные» ценности, которым народ не изменял даже вопреки требованиям сиюминутной исторической правды. И Некрасов прекрасно понимал всю ду­ховную высоту подобной позиции. Подчас эти две позиции - критика и идеализа­ция религиозного мироощущения народа - сложно совмещают­ся в рамках авторского сознания и образуют прихотливую по­лифонию (многоголосие) точек зрения на происходящее. Так происходит в известном стихотворении «Размышления у па­радного подъезда» (1858).

Композиция «Размышлений у парадного подъезда», как из­вестно, трехчастна. Первая часть представляет живую зарисов­ку будничной уличной сценки: швейцар прогоняет крестьян­ских просителей от дверей «важного» казенного учреждения. Этот «случайный» факт, словно выхваченный из городской су­толоки, в сюжете стихотворения получает обобщенный, глубо­ко символический смысл. И все благодаря образу автора-рассказчика. С одной стороны, мы видим собирательный образ чи­новничьего Петербурга, одержимого «холопским недугом». С другой - по контрасту возникает собирательный образ дру­гого «недуга», воплощенного в смиренных фигурах народных ходоков: «Допусти»,- говорят с выраженьем надежды и муки». Их портрет, включая и речь, рассказчик дает как бы один на всех. Уже в этой картине просители-«холопы» и просители- «пилигримы» (странники) и сближены, и вместе с тем проти­вопоставлены друг другу Сближены самим фактом человечес­кой нужды, приведшей их к одному и тому же «парадному подъезду», и разделены сословной спесью и чванством, меша­ющими увидеть друг в друге «братьев по несчастью».

И лишь взгляд автора, возвышающийся над этой «суетой сует», позволяет обнаружить в ней некий примиряющий смысл. В единый авторский монолог как бы вплетаются голоса всех действующих лиц уличного происшествия. Сначала отчетливо различим гневно-саркастический тон самого автора. Потом в авторское повествование вклиниваются казенные интонации чиновничьего жаргона: «записав свое имя и званье», «убогие лица», «прожектер», «вдовица» и т.п. Потом, с появлением му­жиков, слышится спокойно-уважительный голос рассказчика, назвавшего крестьян «деревенские русские люди». Однако этот голос тут же соскальзывает в несколько иной, народно-песен­ный стилевой регистр: «свесив русые головы», «развязали ко- шли пилигримы», «скудной лепты». Так в исторических песнях и духовных стихах величает сам народ своих «заступников», «калик перехожих», странников. Не успел рассказчик взять свойственную ему «страдальческую» ноту (например, о кресть­янах: «говорят с выраженьем надежды и муки»), как она пере­бивается мещанским выговором швейцара: «гостей оглядел: не­красивы на взгляд!», «армячишка худой», «знать, брели-то дол­гонько». Такое многоголосие будет свойственно авторской речи до конца стихотворения. Авторское сознание оказывается спо­собно вместить в себя сознание людей разных сословий, что говорит об отзывчивости его души. Он равно скорбит и за «хо­лопский недуг» высокопоставленных просителей, и за оскорби­тельную угодливость швейцара, и за выражение «надежды и муки» на лицах ходоков. Автор не делит Россию на «кресть­янскую» и «остальную». За все болит его сердце. В заветные двери «парадного подъезда» стучится вся Россия, со всем хо­рошим и плохим, что в ней есть.

Вторая часть - портрет «счастливого» вельможи - контра­стно сопоставлена с картиной жизни «несчастных» в первой части. Портрет «владельца роскошных палат» максимально обобщен, что придает контрасту «несчастных» и «счастливых» общечеловеческий, несводимый только к «злобе дня» смысл.

Дело в том, что если несчастье народа - это суровая истина, то «безмятежная аркадская идиллия» жизни вельможи - это ил­люзия, старательно внушаемая ему льстецами, а также «доро­гой и любимой» семьей, «ждущей смерти» его «с нетерпеньем». А вывод опять-таки напрашивается один: «низы» и «верхи», несчастные и так называемые счастливые, в сущности, глубоко одиноки. Черствость и равнодушие окружающих равно угрожа­ют и тем и другим. «Владелец роскошных палат» испытывает ту же драму непонимания, какую пережили только что про­гнанные им странники. Один несчастный грубо отталкивает от себя других таких же несчастных, не понимая, что прогоняет он своих же сочувственников:

Пробудись! Есть еще наслаждение:

Вороти их! в тебе их спасение!

Но счастливые глухи к добру...

Отношение русского народа к страннику - почтительное, граничащее с преклонением перед его подвижничеством. Он и воспринимается не как обыкновенный, а как «божий чело­век», обидеть которого - грех. Поэтому «владелец роскошных палат» виноват не только перед этими конкретными мужика­ми, но и перед всей «Русью крещеной» («И сойдешь ты в мо­гилу... герой,/Втихомолку проклятый отчизною...»). И совер­шает он не какое-то должностное преступление, а преступле­ние против совести, против Бога («Не страшат тебя громы небесные...»).

И вот только теперь, замкнув всю горечь безысходной скор­би на «глухих к добру», автор начинает свой знаменитый эпи­ческий «плач», венчающий стихотворение. Здесь авторский го­лос полностью сливается с ритмом народного речитатива. Со­тканный из бесконечной цепи анафор, начинающихся с одного и того же «Стонет», этот «плач» эпичен прежде всего потому, что обращен он не только к собственно «народу». Он обращен к Родине: «Родная земля! Назови мне такую обитель...» А зна­чит, и ко всем «пилигримам», и ко всем «владельцам», и... к себе самому.

В «Песне Еремушке» сталкиваются и спорят друг с другом две песни: одну поет няня, другую - "проезжий городской". В песне няни утверждается мораль холопская, лакейская, в песне "проезжего" звучит призыв к революционному делу под лозунгами "братства, равенства и свободы". По какому пути пойдет в будущем Еремушка, судить трудно: стихотворение и открывается, и завершается песней няни о терпении и смирении. Тут скрывается существенное отличие народного поэта Некрасова от его друзей Чернышевского и Добролюбова, которые в этот момент были большими оптимистами относительно возможного народного возмущения.

Лирика Некрасова конца 60-х годов. Именно глубокая вера в народ помогала поэту подвергать народную жизнь суровому и строгому анализу, как, например, в финале стихотворения "Железная дорога" . Поэт никогда не заблуждался относительно ближайших перспектив революционного крестьянского освобождения, но и никогда не впадал при этом в отчаяние:

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную,

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только - жить в эту пору прекрасную

Уж не придется - ни мне, ни тебе.

Так в обстановке жестокой реакции, когда пошатнулась вера в народ у самих его заступников, Некрасов сохранил уверенность в мужестве, духовной стойкости и нравственной красоте русского крестьянина. Вслед за "Морозом" появилась "Орина, мать солдатская" стихотворение, прославляющее материнскую и сыновнюю любовь, которая торжествует не только над ужасами николаевской солдатчины, но и над самой смертью.

Появился "Зеленый Шум" с весенним чувством обновления, "легкого дыхания"; возрождается к жизни спавшая зимой природа, и оттаивает заледеневшее в злых помыслах человеческое сердце. Рожденная крестьянским трудом на земле вера в обновляющую мощь природы, частицей которой является человек, спасала Некрасова и его читателей от полного разочарования в трудные годы торжества в казенной России "барабанов, цепей, топора" ("Надрывается сердце от муки...").

Лирика Некрасова 70-х годов. В позднем творчестве Некрасов-лирик оказывается гораздо более традиционным, литературным поэтом, чем в 60-е годы, ибо теперь он ищет эстетические и этические опоры не столько на путях непосредственного выхода к народной жизни, сколько в обращении к поэтической традиции своих великих предшественников. Обновляются поэтические образы в некрасовской лирике: они становятся более емкими и обобщенными. Происходит своеобразная символизация художественных деталей; от быта поэт стремительно взлетает к широкому художественному обобщению. Так, в стихотворении "Друзьям" деталь из крестьянского обихода - "широкие лапти народные" - приобретает поэтическую многозначность, превращается в образ-символ трудовой крестьянской России:

Вам же - не праздно, друзья благородные,

Жить и в такую могилу сойти,

Чтобы широкие лапти народные

К ней проторили пути...

Народная жизнь в лирике Некрасова 70-х годов изображается по-новому. Если ранее поэт подходил к народу максимально близко, схватывая всю пестроту, все многообразие неповторимых народных характеров, то теперь крестьянский мир в его лирике предстает в предельно обобщенном виде. Такова, например, его "Элегия" , обращенная к юношам:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая "страдания народа"

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! не стареет она.

Вступительные строки - полемическая отповедь Некрасова распространявшимся в 70-е годы официальным воззрениям, утверждавшим, что реформа 1861 года окончательно решила крестьянский вопрос и направила народную жизнь по пути процветания и свободы. Такая оценка реформы проникала, конечно, и в гимназии. Молодому поколению внушалась мысль, что в настоящее время тема народных страданий себя изжила. И если гимназист читал пушкинскую "Деревню", обличительные ее строки относились в его сознании к отдаленному дореформенному прошлому и никак не связывались с современностью. Некрасов решительно разрушает в "Элегии" такой "безоблачный" взгляд на судьбу крестьянства:

Увы! пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет Муза...

Воскрешая в "Элегии" поэтический мир "Деревни", Некрасов придает и своим, и старым пушкинским стихам непреходящий, вечно живой и актуальный смысл. Опираясь на обобщенные пушкинские образы, Некрасов уходит в "Элегии" от бытовых описаний, от конкретных, детализированных фактов и картин народного горя и нищеты. Цель его стихов другая: ему важно сейчас доказать правоту самого обращения поэта к этой вечной теме. И старая, архаизированная, но освященная самим Пушкиным форма соответствует этой высокой задаче.

Дух Пушкина витает над некрасовской "Элегией" и далее. "Самые задушевные и любимые" стихи поэта - поэтическое завещание, некрасовский вариант "Памятника":

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Задание 3. На основе прочитанного составьте план-конспект по двум предложенным ниже темам сочинения.

Образец

Введение. Некрасов, как поэт-гражданин, требовал от лирики современной проблематики, но сделал для реформирования формы стихов не меньше, чем сторонники искусства ради искусства.

Аргумент 1. В ряде стихотворений поэта право голоса получают крестьяне, поэт не боится передавать их манеру речи с ее неправильностями, жесткостью оценок, но и своеобразной поэзией.

Аргумент 2. Некрасов − мастер создания зарисовок из народной жизни, где в пределах одного стихотворения воссоздана разноголосица крестьянских споров.

Вывод. Некрасов впервые в русской поэзии дал «голос» простому народу.

Темы

1. В чем особенность решения Н.А. Некрасовым темы народной судьбы?

2. Какие черты народа вынудили Н.А. Некрасова выражать опасения, что народ «духовно навеки почил»?


Самостоятельная работа №7

Творчество А.К. Толстого

Форма: изучение теоретического материала, анализ лирического текста.

Цели: познакомить с ключевыми фактами жизни и творчества А.К. Толстого; познакомиться с ключевыми стихотворными произведениями поэта, повторить литературоведческие термины, совершенствовать навыки анализа стихотворных текстов.

Задание 1.

Прочитайте материал учебника, посвященный А.К. Толстому. Сопровождайте знакомство с учебным материалом чтением упоминаемых стихотворений.

Литература:

Литература: учебник для студ. ссузов / под ред. Г.А. Обернихиной. – М. : Академия, 2008. – С. 200-204.

Задание 2.

Прочитайте перечисленные ниже стихотворения А.К. Толстого.

«Двух станов не боец», «Средь шумного бала, случайно…», «То было раннею весной…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Коль любить, так без рассудку…»

Задание 3. Выполните приведенные ниже задания в соответствии с вариантом.

Вариант 1 Фамилии на А-И

То было раннею весной, Трава едва всходила,Ручьи текли, не парил зной, И зелень рощ сквозила; Труба пастушья поутру Еще не пела звонко,И в завитках еще в бору Был папоротник тонкий. То было раннею весной, В тени берез то было,Когда с улыбкой предо мной Ты очи опустила. То на любовь мою в ответ Ты опустила вежды -О жизнь! о лес! о солнца свет! О юность! о надежды! И плакал я перед тобой, На лик твой глядя милый,-Tо было раннею весной, В тени берез то было! То было в утро наших лет - О счастие! о слезы!О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы!Май 1871

1. Как называется созвучие концовок стихотворных строк: «весной − зной», «всходила − сквозила»?

2. Как называется выразительное средство, использованное Толстым для создания образов «раннею весной», «милый лик», «свежий дух»?

3. Какое средство художественной выразительности использовано автором в строке: «То было в утро наших дней»?

4. Назовите прием, использованный поэтом для придания стиху особой звуковой выразительности: «Р учьи текл и, не пар ил зной, // И зел ень р ощ сквозил а»?


1) гипербола
2) эпифора
3) рефрен
4) риторическое восклицание
5) синтаксический паралелизм

Вариант 2. Фамилии на К-Р Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре -О, не грусти, ты все мне дорога!Но я любить могу лишь на просторе -Мою любовь, широкую, как море,Вместить не могут жизни берега. Когда Глагола творческая силаТолпы миров воззвала из ночи,Любовь их все, как солнце, озарила,И лишь на землю к нам ее светилаНисходят порознь редкие лучи. И, порознь их отыскивая жадно,Мы ловим отблеск вечной красоты;Нам вестью лес о ней шумит отрадной,О ней поток гремит струею хладнойИ говорят, качаяся, цветы. И любим мы любовью раздробленнойИ тихий шепот вербы над ручьем,И милой девы взор, на нас склоненный,И звездный блеск, и все красы вселенной,И ничего мы вместе не сольем. Но не грусти, земное минет горе,Пожди еще - неволя недолга,-В одну любовь мы все сольемся вскоре,В одну любовь, широкую как море,Что не вместят земные берега!1858

1. Как называется группа стихотворных строк, объединенная по смыслу и интонационно?

2. Как называется выразительное средство, использованное Толстым для создания образов «жизни берега», «отблеск вечной красоты»?

3. Какое средство художественной выразительности использовано автором в строке: «Мою любовь, широкую, как море»?4. Назовите прием, использованный поэтом для придания стиху особой звуковой выразительности: «В о дну любо вь, широ кую как мо ре»?

5. Из приведённого ниже перечня выберите названия трех художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении.
1) гипербола
2) анафора
3) многосоюзие

4) риторическое обращение
5)риторическое восклицание

6. Определите размер, которым написано стихотворение.

Вариант 3. Фамилии на С-Я

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь -

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю...

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

1. Как называется выразительное средство, использованное Толстым для создания образов «тревога мирской суеты», «тайна покрывала черты»?

2. Какую синтаксическую фигуры поэт использует в оборотах «Мне стан твой понравился тонкий», «А смех твой, и грустный и звонкий»?

3. Какое средство художественной выразительности использовано автором для создания образов «веселая речь», «задумчивый вид»?4. Какое синтаксическое средство используется в последней строке стихотрения?

5. Из приведённого ниже перечня выберите названия трех художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении.

  • I. Программа реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2011-2013 годы
  • II. ГосударственныЙ образовательный стандарт (извлечение)
  • II. Закончите предложения, употребив существительные, образованные от следующих глаголов. to invent, to calculate, to appear, to compute и переведите их
  • II. Закончите предложения, употребив существительные, образованные от следующих глаголов. to invent, to improve, to depend, to assist и переведите их
  • II. Методы и приемы обучения изобразительному искусству
  • II. Методы определения (расчета) нормативов образования отходов