История создания романса средь шумного бала. Анализ стихотворения Толстого «Средь шумного бала, случайно…. Художественные средства выразительности

Более четырех миллиардов человек проживает в Зарубежной Азии. Эта огромная цифра может поразить любого, особенно если учесть, что население идет на спад. Индия и Китай проводят специфичную демографическую политику для снижения рождаемости, не характерную для других развитых стран. Как результат, жителей таких государств становится все больше и больше. В азиатских странах население увеличивается благодаря улучшению финансового положения граждан, борьбе с различными эпидемиями и сокращению смертности. Несмотря на эти факторы, для данного региона характерны эмиграционные процессы. Возрастной состав представлен молодым поколением, так как дети и юноши преобладают над стареющими.

Такая демография негативно влияет на экономическую, экологическую и социальные сферы. Средняя плотность - 75 жителей на кв км. По данному показателю Зарубежная Азия занимает второе место. Первое место принадлежит Зарубежной Европе. Сельское население и его плотность намного меньше, чем в других развитых странах. Само население размещается по территории неравномерно. Долины рек, Южный и Центральный Китай являются самыми населенными, так как имеют комфортную систему поливного земледелия.

В Индостане, Индокитае, на острове Ява и в Кореи отмечается высокая плотность населения. Сельское население размещается с плотностью до полторы тысячи человек на кв км. Рис - тому причина, так как его выращивание требует трудоемкости и специалистов. Районы кочевого скотоводства, Центральная и Юго-Западная Азия, характеризуются низкой плотностью. Также есть территории, где нету постоянных жителей, - пустыни, горные хребты, полупустыни. Монголия и Саудовская Аравия на некоторых территориях имеют плотность около одного человека. Хотя и большой процент проживает в сельской местности, урбанизация стремительно растет.

Под термином урбанизация подразумевают стремительное увеличение городов и преобладание городского способа жизни.

Ложная урбанизация очень распространена в развитых странах и связана напрямую с переездом сельского населения в город. Число городских рабочих мест не увеличивается. Как результат, ухудшается образ жизни и процветает безработица. Недостаточно развита индустриальная база не справляется с таким притоком населения, что приезжает из сельской местности. 60 % населения проживают исключительно в крупных городах, численность которых около 100 000 жителей. Существует более 40 азиатских городов с количеством жителей более миллиона. Такие города размещаются в Бангладеш, Пакистане, Китае, Индонезии и Индии. Все они относятся к государствам со средней урбанизацией.

Воспроизводство населения

Растет население не одинаково, что порождает разный характер его воспроизводства.

Система процессов рождаемости, смертности, природного прироста, что обеспечивает постоянную смену поколений, называется воспроизводством.

Практически все государства Зарубежной Азии относятся к второму типу. Рождаемость в таких странах растет, смертность снижается, а естественный прирост сохраняет свой высокий уровень. Каждый азиатский регион имеет свои персональные особенности воспроизведения.

Юго-Западная Азия занимает лидерские позиции по данному показателю, хотя прирост в последнее время снижается. Также в этом регионе лидируют: Афганистан, Йемен, Палестина. Женщины достаточно фертильные и средний демографический показатель равен 3,2 детям.

Фертильностью называют количество детей, которые родила женщина в детородный период.

В каждой стране данный показатель разный: Ирак - 4%, Палестина - 5,2%, Афганистан - 7,1%. Лишь Кипр относится к первому типу воспроизводства. Вторая стадия непосредственно перехода демографии наиболее характерна для Юго-Западной Азии. В таких странах наблюдается высокая рождаемость и низкая смертность. Законодательство государств все равно поощряет рождаемость, не снижая ее. Такая демографическая политика характерна для ОАЭ, Саудовской Аравии, Ирака.

Снижение естественных показателей очень заметно на территории Южной Азии. Стремительное уменьшение рождаемости характерно для Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланке, Непала, Индии. Высокая фертильность (3,5 - 4 ребенка) наблюдается в Непале, Пакистане, Бутане. По темпам прироста государства Южной Азии не попадают в рейтинги мировых стран. Это происходит из-за активной демографической политики стран и их социально-экономического развития. Индия является ярким примером.

Юго-Восточная Азия имеет практически те же показатели, что и Южная Азия. Такое снижение воспроизводства характерно не для всех стран данного региона. Их можно подразделить на две небольшие группы.

Первая группа отличается низким среднегодовым показателем прироста. Он составляет 0,8 - 1,5%. Страны, которые можно отнести к первой группе: Вьетнам, Сингапур, Таиланд, Индонезия. Совсем скоро к ним присоединится и Малайзия. Формирование такой группы - это результат современной демографической политики и стремительной индустриализации страны. К примеру, власти Сингапура вели достаточно жесткую демографическую политику. Было принято цель на снижение рождаемости и установлено количество детей в семье (два максимум). Лишь 26-летние женщины могли вступать в законный брак. Исходя из этого, нововведения дали свои плоды - уровень рождаемости стал ниже, чем уровень воспроизводства. Такая политика длилась до 80-х годов, но потом Сингапур изменил ее и начал стимулировать рождаемость.

Вторая группы стран характерна высоким уровнем естественного прироста и рождаемости. К представителям такого типа можно отнести: Камбоджа и Лаос.

Восточная Азия продвинулась дальше всех стран по пути непосредственно демографического перехода. Также необходимо отметить Японию, которая является ярким примером настоящей демографической революции. После окончания Второй мировой войны данное государство практически сразу перешло к первой группе воспроизводства. На сегодняшний день ее прирост можно назвать практически "нулевым".

Это стало результатом социальных и экономических изменений. Также существенно повлияла активная политическая деятельность страны по демографии. Такой же путь прошел и Китай. За сорок лет целеустремленной программы правительству удалось снизить рождаемость непосредственно в два разы. Лишь Монголия осталась с более-менее высоким темпом прироста, что составляет 1%.

Этнический и религиозный состав населения

Этнический состав достаточно разнообразен в Зарубежной Азии. Более тысячи различных народов проживает на территории данного государства. Здесь обитают и маленькие этносы и крупные народы. Таким образом, более 15 языковых семей бытует в пределах Зарубежной Азии.

Самыми популярными и крупными из них являются:

  • индоевропейская семья;
  • сино-тибетская языковая семья;
  • Австроазиатская семья;
  • Австронезийская семья;
  • Дравидийская семья.

К более сложным этническим государствам относятся Шри-Ланка, Индия, Индонезия. А наиболее многонациональными странами можно назвать Индонезию и Индию. Из всех субрегионов Зарубежной Азии однородный национальный состав представлен только в Юго-Западной и Восточной Азии. Иран и Афганистан - исключение из данной группы. Из-за разнообразного состава населения часто возникают межнациональные и межэтнические конфликты.

Народы, численность которых больше 100 000 000 жителей:

  • Японцы;
  • Хиндустанцы;
  • Китайцы;
  • Бенгальцы.

Большинство из мировых религий зародились именно в Зарубежной Азии - мусульманство, буддизм, христианство.

Такую религию, как христианство, исповедуют в Грузии, Ливане, Филиппинах, Армении, Японии. Много христиан находится в Казахстане.

Буддизм наиболее распространен в Вьетнаме, Мьянме, Лаосе, Таиланде, Камбодже, Монголии, Бутане. Ислам набирает популярность в Бангладеше, Индонезии, Азии, Индонезии, Малайзии.

Также исповедуют на территории и национальные религии. К ним можно отнести: даосизм, конфуцианство и синтоизм. Межэтнические конфликты достаточно часто возникают на фоне религии.

А. К. Толстой - известный русский поэт, который в своем творчестве не раз затрагивал тему любви и страстного томления. Его лирика насыщенна и многогранна, а стихотворения известны чувственностью и романтичностью. В этой статье вы можете прочесть анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно».

История создания произведения

Алексей Толстой никогда не был дамским угодником и ловеласом, однако в одной компрометирующей связи был замешан. Он знакомится с Софьей Миллер на светском приеме и влюбляется в нее без памяти.

Причем поэта в первую очередь поразила не красота, а блестящий ум и эрудиция дамы. К сожалению, Софья оказывается женой офицера.

Кратковременное знакомство с незаурядной дамой приводит к скорому написанию стихотворения «Средь шумного бала». В нем Толстой передает свои впечатления от знакомства с Софьей Миллер. Ему бросилось в глаза поведение женщины: на балу она вела себя обособленно, словно была выше мирской суеты, а лицо ее хранило отпечаток печали. Быть может, это след несчастливого брака? В то время поэт не знал о тщательно хранимой ею постыдной тайне. В юности Софья была влюблена в князя Вяземского и соблазнена им, но ловелас женился на более богатой девушке. Брат Софьи вызывает обидчика на дуэль и погибает. А Софья всю жизнь несет эту ношу в своем сердце. Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» нельзя составить без этих фактов. Ведь в момент написания его поэт идеализирует Софью.

Тема стихотворения

Произведение, несомненно, принадлежит к любовной лирике. Его можно назвать одним из лучших в творчестве А. К. Толстого. В нем он полностью раскрывает свою душу. Все строки пронизаны светлым образом избранницы, чистотой мгновения их встречи, глубокими чувствами, которые испытал поэт на роковом балу.

Исследователи поэзии замечают сходство этого стихотворения с некоторыми другими произведениями русских поэтов. Анализ стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала» позволяет увидеть это. Особенно схож стих Толстого с пушкинским «Я помню чудное мгновенье». Тематика их одинакова - на балу герой видит очаровательную незнакомку и влюбляется без памяти. В строках даже есть явная перекличка. Параллель можно провести и со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски».

«Средь шумного бала, случайно», А. Толстой: композиция стихотворения

Композиция произведения проста: оно состоит из двух смысловых частей. Сначала они могут показаться разрозненными, но это далеко не так. Между частями стиха существует достаточно крепкая связь. В первой части стихотворения читатель видит бал, ощущает чувства поэта на этом светском мероприятии. Здесь же описывается и первое впечатление лирического героя от возлюбленной дамы.

Вторая часть произведения переносит читателя с шумного бала вглубь мыслей героя. Мы видим его душевные терзания, переживания и озарения. Переломный момент своей жизни Толстой переносит в «Средь шумного бала, случайно». Анализ стихотворения позволяет заглянуть в его внутренний мир. Толстой не таит свои чувства, он открывает сердце перед своими читателями.

Кстати, в композиции стиха можно выявить завязку. Она связана с прошлой жизнью лирического героя. Прошлое, как и настоящее, описано туманно.

Выразительные средства, используемые автором

Герой произведения представлен автором с разных сторон, при этом используется достаточно простой слог и выразительные средства. Ярче всего здесь представлены противопоставления. При помощи контрастов автор показывает всю глубину чувств героя. Для подчеркивания особенности своей избранницы А. Толстой использует противоречивые словосочетания, такие как «грустный смех», «тревога мирской суеты». Подчеркивает лиричность и душевность произведения и его напевное плавное звучание. Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» позволяет выявить использование здесь перекрестной рифмовки. Она придает стихотворению органичное звучание.

Образность произведения

Образность стиха не назовешь оригинальной и самобытной, но Толстой столь умело использует художественные средства выразительности, что это не бросается в глаза. Автор в своих строках пользуется сложными предложениями, они подчеркивают глубину его мысли. Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» выявляет главный образ произведения - образ Софьи Миллер (естественно, не названной здесь). Ее образ полон конкретизации.

Он реален - без присущих романтичным образам ярких деталей. Особое внимание автор уделяет глазам и смеху таинственной возлюбленной. На балу он не видел ее лица, заметив лишь взгляд под маской.

Судьба оказалась благосклонна к героям, они встретились еще раз. Софья Миллер призналась, что не любит мужа и мечтает о разводе. Тогда Толстой и вручил ей рукопись «Средь шумного бала, случайно». Анализ стихотворения позволил понять, какие чувства пленили душу поэта. Находясь в запретных любовных отношениях семь лет, Толстой и Миллер все же женятся.

Стихотворение Алексея Константиновича Толстого «Средь шумного бала, случайно…» является одним из ярких образцов любовной лирике в русской литературе XIX века. Оно посвящено Софье Миллер, впоследствии ставшей супругой поэта и его музой на долгие годы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сред шумного бала, случайно…» по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания - Стих написан в 1851 году, после знакомства молодого поэта с Софьей Миллер, впоследствии ставшей его супругой.

Тема стихотворения – Впечатление от знакомства с прекрасной девушкой, осторожное признание в любви.

Композиция – Композиция произведения простая, состоит из двух частей. В первой части описаны эмоции лирического героя после знакомства с очаровательной молодой женщиной, во второй части - читатели узнают, насколько сильными были переживания лирического героя, готового сделать признание в любви.

Жанр – Любовная лирика.

Стихотворный размер – Трехстопный амфибрахий с использованием перекрестной рифмовки.

Эпитеты - «шумный», «мирской», «звонкий ».

Олицетворения - «тайна покрывала ».

Сравнения – «дивно звучал, как звон отдаленной свирели ».

Инверсия – «часы одинокие», «стан тонкий ».

История создания

В отличие от большинства своих собратьев по перу, Алексей Константинович никогда не имел славу повесы и покорителя женских сердец. Однако в возрасте 33 лет он оказался в центре компрометирующей любовной истории, которая долгое время служила предметом пересудов в высшем обществе.

На одном из светских приемов поэт был покорен Софьей Алексеевной Миллер. Его не столько привлекла внешность молодой женщины, сколько ее острый ум и образованность. Софья владела 14 иностранными языками, обладала глубокими познаниями в области естественных наук, литературы, живописи, музыки.

Знакомство со столь незаурядной женщиной настолько впечатлило поэта, что он сразу же написал стихотворение «Средь шумного бала, случайно…». Однако перед Толстым стояла серьезная преграда - его избранница оказалась замужем. Прежде, чем Софья Миллер получила развод, влюбленным в течение семи пришлось быть главными героями сплетен и пересудов. Но, несмотря на все преграды, Софья и Алексей обвенчались, и прожили в счастливом браке 20 лет. Миллер стала для поэта не только любимой супругой, но и музой, всегда вдохновлявшей его на написание новых произведений.

Тема

В центре повествования - описание впечатления, которое произвела на лирического героя незнакомка на балу. Примечательно, что при описании молодой женщины автор делает акцент не на ее внешности, а на грустных глазах и детском, звонком смехе. Столь резкий контраст глубоко впечатлил автора, запал ему в сердце.

Понимая, что в его душу проникла любовь, лирический герой все же с большой осторожностью признается в этом. Он пытается оценить, насколько глубоким и сильным является это чувство, и возможно ли дальнейшее развитие отношений между ним и его избранницей. Для него любовь имеет слишком большую ценность, чтобы относиться к нему легкомысленно или пренебрежительно.

Композиция

Композиция произведения состоит из двух основных частей. В первой части описывается сильное впечатление, которое оказала на лирического героя встреча с прекрасной девушкой с печальными глазами и звонким смехом.

Вторая часть полностью посвящена переживаниям лирического героя, его внутреннему состоянию и готовности открыто признаться в любви к замужней женщине.

Жанр

Стихотворение написано в жанре любовной лирики и является обращение лирического героя к своей возлюбленной.

Стихотворный размер - трехстопный амфибрахий с использованием перекрестной рифмовки. Благодаря этому стих приобретает особую возвышенность и музыкальность.

Средства выразительности

В произведении средств художественной выразительности не так уж много, однако поэт употребил их с таким мастерством, что они в полной мере отражают всю глубину и силу его эмоционального состояния.

В стихотворении встречаются олицетворения (« тайна покрывала »), сравнения (« дивно звучал, как звон отдаленной свирели »), инверсия (« часы одинокие», «стан тонкий »), но больше всего в произведении эпитетов (« шумный», «мирской», «звонкий »).

1.История создания
2.Жанр
3.Основная тема
4.Композиция
5.Размер
6.Выразительные средства
7.Главная мысль

1. История создания. Произведение было написано А. К. Толстым под впечатлением от встречи на балу с С. А. Миллер. Поэт и писатель, в отличие от большинства своих собратьев по перу, не был влюбчивым и постоянно стремящимся к новым романам человеком. Софья Миллер действительно произвела на Толстого очень большое впечатление, причем в большей степени не красотой, а своей эрудицией. Для добропорядочного и высоконравственного поэта огромным препятствием было то, что Софья была замужем. Однако она сказала Толстому, что несчастлива в браке и уже долгое время пытается добиться от мужа развода. В знак уверения в своих чувствах поэт преподнес Софье написанное практически сразу же после встречи стихотворение.

2. Жанр. По жанру стихотворение является любовной лирикой и представляет собой обращение автора к своей возлюбленной.

3. Основная тема произведения – описание впечатления, которое произвела на Толстого Софья. Характерно, что в этом описании преобладают не какие-то элементы телесной красоты («тонкий стан»), а звук голоса и смеха женщины. Благородного поэта восхищает печальный взгляд Софьи, скрывающий какую-то тайну. Он признается, что не может забыть «звонкий смех» возлюбленной, до сих пор звучащий в его сердце.

4. Композиция. Стихотворение можно разделить на две основные части. Вступительная (первые две строфы) часть – описание встречи и неизгладимого впечатления, произведенного Софьей на поэта. Третья строфа представляет собой плавный переход от прошлого к настоящему времени. Заключительная часть (четвертая и пятая строфы) – состояние, в котором сейчас находится поэт, постоянно переживая мгновенья первой встречи с будущей возлюбленной. Поэт не высказывается прямо о любви к замужней женщине до решительного объяснения, смягчая признание выражением «кажется, что люблю».

5. Размер. Произведение написано трехстопным амфибрахием с перекрестной рифмой, что придает ему особую возвышенную размеренность и музыкальность. Впоследствии слова стихотворения были положены на музыку.

6. Выразительные средства немногочисленны, но употреблены Толстым с большим мастерством, и органично вписываются в стихотворение. Поэт использует необходимые скромные эпитеты («задумчивый», «грустный», «звонкий»). Яркое сравнение применяется лишь по отношению к голосу (как «звон свирели» и «играющий вал моря»). Особую торжественность и выразительность произведению придает инверсия («стан тонкий», «часы одинокие», «люблю я»).

7. Главная мысль стихотворения – осторожное и целомудренное признание автора в любви. Поэт пытается оценить силу своего чувства и возможность его дальнейшего развития. А. К. Толстой принадлежал к поэтам-романтикам старой школы. Он никогда не позволял себе грубых или откровенных высказываний, относясь к любви, как к высшему духовному чувству человека. Возникшее у Толстого чувство любви не могло стать мимолетным увлечением. Он не ошибся в его оценке. Софья Миллер стала его спутницей жизни и творческой музой на всю жизнь.

«Средь шумного бала, случайно…» Алексей Толстой

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

Анализ стихотворения Толстого «Средь шумного бала, случайно…»

Русский поэт и писатель Алексей Толстой не был повесой и ловеласом, однако в 33-летнем возрасте все же скомпрометировал себя романом с замужней Софьей Алексеевной Миллер. Он познакомился с ней на одном из светских приемов и был поражен не столько красотой женщины, сколько ее блестящей эрудицией. По воспоминаниям очевидцев, Софья Миллер в совершенстве знала 14 иностранных языков, интересовалась не только музыкой, живописью и литературой, но и естественными науками. Однако в то время ее таланты по достоинству могли оценить лишь избранные, одним из которых оказался Алексей Толстой.

Практически сразу же после знакомства с этой незаурядной женщиной поэт написал стихотворение «Средь шумного бала, случайно…», в котором попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Автору сразу же бросилось в глаза то, что Софья Миллер была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», — отмечает поэт.

Знакомство с Софьей Миллер было кратким – ее представили Толстому, который впоследствии весь вечер наблюдал за женщиной и ловил себя на мысли, что очарован ею. «Мне стан твой понравился тонкий и весь твой задумчивый вид», — позже написал поэт. Однако больше всего его впечатлил контраст между грустью в глазах и детской радостью в звонком голосе . Тогда еще Алексей Толстой не знал о том, что его избранница хранит постыдную и печальную тайну, которая стоила жизни ее брату, Петру Бахметьев. Будучи подростком, Софья Миллер влюбилась в опытного ловеласа князя Вяземского, который воспользовался случаем, чтобы соблазнить девушку, однако вскоре удачно женился на более состоятельной особе. В итоге брат Софьи вызвал обидчика на дуэль, во время которой и погиб. Все эти подробности личной жизни возлюбленной Алексею Толстому предстоит узнать гораздо позже, а в момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву . Однако тот факт, что Софья Миллер является замужней дамой, служит серьезным препятствием для романа. Поэтому свои тайные мысли и желания Алексей Толстой доверяет лишь стихам: «Люблю ли тебя я – не знаю, но кажется мне, что люблю!».

Судьба распорядилась так, что вскоре после памятного бала Миллер и Толстому вновь довелось встретиться. Именно тогда между ними и произошло объяснение, которое подарило поэту надежду на взаимность. Софья Миллер призналась, что ее семейная жизнь не сложилась, и она уже несколько лет пытается получить у мужа развод. В свою очередь, Алексей Толстой заверил избранницу, что готов ждать ее всю свою жизнь. При этом он вручил ей стихотворение «Средь шумного бала, случайно…» в знак искренности своих чувств и серьезности намерений.

Софья Миллер и Алексей Толстой были любовниками долгих 7 лет, что вызвало немало пересудов в высшем свете. Когда же избраннице поэта удалось получить долгожданный развод, мать Толстого заявила, что столь постыдному и неравному браку не бывать. Более того, старая графиня очень искусно плела интриги против женщины, которую считала недостойной своего сына. Однако все оказалось напрасно, так как к тому времени Софья Миллер стала для Алексея Толстого не только самым близким человеком, но и его музой. И спустя 7 лет после знакомства пара все же обвенчалась, что вызвало огромное количество пересудов в обществе, которые, впрочем, не смогли омрачить счастья новобрачных. Их брак длился без малого 20 лет и стал самым ярким периодом в жизни и творчестве Толстого.