План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему: Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Стихотворение «К морю»

Лирика Александра Сергеевича Пушкина — это не только стихи о любви. Это стихи и о дружбе, о предназначении поэта и поэзии, а также гражданская лирика.
Примерами гражданской лирики являются ода «Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Во глубине сибирских руд».
Самое первое произведение на эту тему — ода «Вольность». Ее написал в 18 лет. Первая же строка говорит нам, о чем будут эти стихи:

Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.

Уже в юности Пушкин чувствовал, что его произведения будут восславлять свободу, борьбу за нее, потому что был воспитан на произведениях таких вольнодумных авторов, как , Бомарше и Вольтер. Особое влияние на его становление как поэта-вольнодумца оказали Н.М. Карамзин — дядя Александра Сергеевича, учителя В.А. , Г.Р. Державин. Его молодость проходит бурно: романы, дуэли, пишутся резкие стихи, остроты и эпиграммы. Его дружба с Чаадаевым, Н.И. Тургеневым, который является противником крепостничества, также оказывают влияние на творчество А.С. Пушкина. Влияние взглядов сказывается в стихотворении «Деревня»:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца,
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачиться по браздам.

Однако Пушкин верит, что стремление бороться за свободу обязательно принесет свои плоды:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

А.С. Пушкина всегда волновало предназначение поэта и поэзии. Он всегда высоко оценивал роль поэта в обществе. Уже его лицейские стихи говорили о том, что Пушкин задумывался над тем, какова роль поэта в современном ему обществе.
В одном из первых стихов «К другу стихотворцу» присутствуют такие размышления:

Не так, любезный друг, писатели богаты,
Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набиты сундуки,
Лачужка под землей, высоки чердаки.

Предупреждая «друга» о трудной и незавидной судьбе поэта, Пушкин, однако, сам выбирает именно путь поэта:

И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.
Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,
Сердись, кричи, бранись, — а я таки поэт.

Его не трогает суждение общества о нем, поэт должен быть свободен от этого и идти своим путем, что Пушкин и доказывает своими стихами. Во времена Пушкина считалось плохим тоном не уметь писать стихи. Но не все те, кто их писал, достигли такого уровня, как Пушкин. Ему удавались все жанры поэзии: ода, элегия, сатира, эпиграмма. Его стихи далеки от классицизма. Пушкин отказывается воспевать царей, но воспевает «свободу миру» и своими стихами «поражает пороки» общества, о которых он писал, еще будучи совсем юным. Свою жизненную позицию А.С. Пушкин обозначил не только свободолюбивыми стихами, но и дружбой с декабристами. «На тебя устремлены глаза России, тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт и гражданин», — эти строки написал Пушкину Рылеев.
Без стихов о любви совершенно невозможно представить поэзию Пушкина. В них раскрывается талант видеть и ощущать красоту человеческих чувств. Его стихи доказывают, что Пушкин ценил чувства так же высоко, как дружбу и служение отчизне.
Все его стихи о любви создают ощущение, что это чувство беспредельно и что ему «все возрасты покорны». Любовь околдовывает не только молодых, но и зрелых, умудренных жизненным опытом. Стихотворение «Желание», которое написано в лицейские годы, передает тоску первой несчастной любви, от которой герой не хочет избавляться, несмотря на то, что она несет с собой боль:

Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!

Со временем, с порой взросления восприятие любви у поэта меняется. Любовь уже не столь мучительна, а наоборот, источник жизни. Она творит с людьми чудеса, душа пробуждается.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Это стихотворение посвящено А.П. Керн. Знакомство с ней произвело на 20-летнего Пушкина незабываемое впечатление, он посвятил ей 7 посланий на французском языке.
Уже много лет спустя, плененный красотой звучания этих строк, композитор М. Глинка написал романс. Анна Керн сама отдала ему стихи, написанные рукой Пушкина, о чем потом очень жалела. Глинка стихи потерял. Но романс все-таки был написан в 1840 году и посвящен дочери А.П. Керн. В нее был влюблен М. Глинка. Так прекрасные стихи о «гении чистой красоты» нашли свое продолжение в чувствах совершенно другого человека. Но не только Керн Пушкин посвящал свои стихи. Многие женщины: Е.К. Воронцова, Е.П. Полторацкая, Е.Н. Ушакова, княгиня З.А. Волконская — были удостоены такой чести. Пушкин видел в них не только внешнюю красоту. Он очень ценил женский ум.
Нельзя обойти стороной его любовь к своей жене Наталье Гончаровой. Пушкин пишет о первой встрече: «Когда я увидел ее в первый раз, я полюбил ее, голова моя закружилась».
Женившись на Наталье Гончаровой, Пушкин всю свою недолгую жизнь с ней восхищался своей женой. Она для него всегда была прелесть, милое, доброе создание:

Я влюблен, я очарован,
Я совсем оганчарован.

Пушкин настолько очарован одной из красавиц Петербурга, что, судя по слову «оганчарован», поэт просто потерял себя.
Стихотворение «Мадонна» — еще одно доказательство того, что для А.С. Пушкина Н.Н. Гончарова — совершенный идеал. И на самом деле она была такой. Жена поэта, по воспоминаниям современников, была красива настолько, что в свет ее начали выводить с 15 лет. Поэтому неудивительно, что поэт написал о ней:

Исполнились мои желанья.
Творец Тебя мне ниспослал, моя мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Все стихи А.С. Пушкина, написанные о любви, говорят нам о том, что любовь — это не эгоистичное чувство. Любовь — чувство, которое возвышает человека над обыденностью. Влюбленный человек становится духовно чище, душа в этот момент источает доброжелательность и благородство. Любовь делает мир ярче и прекраснее. Красота для Пушкина — святыня. Нельзя написать о таких чувствах, не испытав их самому. Поэтому стихи о любви А.С. Пушкина такие прекрасные — поэт все это прочувствовал и пережил сам.

Был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике. В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными. В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него. Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению. Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.

Ранняя лирика Лермонтова

Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика. Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример. Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.

В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя. В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства. К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский . Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением .

Любовная лирика Лермонтова

Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное. Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.

Философская лирика Лермонтова

Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.

Родина в лирике Лермонтова

В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.

Одиночество в лирике Лермонтова

На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей. Как

Главная | О нас | Обратная связь

Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина

Вступление. Лирика А.С.Пушкина в оценках критиков философов и религиозных деятелей.

Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина.

"Его надо сослать в Сибирь" - негодовал император. Разумеется, его, возглавившего заговор против отца, болезненно задел намек в оде "Вольнос-ть.

О мученик ошибок славных,
За предков в шуме бурь недавних
Сложивший царскую главу.

И все же возмущала ни она, а стихи типа Сказок и посланий например - "К Ча-адаеву". Формально то, что мы называем южной ссылкой, значилось слу-жебным перемещением. Но по сути это была именно ссылка: Пушкина удаля-ли из столицы, отправляли под надзор. Он уехал из Петербурга в мае 1820 года - чтобы вернуться в 1826. На 5 лет он оказался исключен не только из светской жизни столицы, но и во многом из жизни литературных кружков и сообществ. Служебными обязанностями чиновник Пушкин перегру-жен не был. В этом была относительная свобода, но поэт Пушкин ощущал себя изгнанником - и это не могло не сказаться в его творчестве. 1820-1822 годы в творчестве Пушкина - расцвет романтизма.
В стихотворении "Деревня" (1819) Пушкин выступает против крепостно-го права. Чтобы подчеркнуть всю несправедливость крепостного права, Пушкин в построении стихотворения прибегает к приему противопоставле-ния. В первой части стихотворения дана светлая, мирная картина деревни. Далее следует резкий переход ко второй части стихотворения, где поэт с возмущением указывает на бесправное положение крепостного крестьянства.
Различное содержание двух частей стихотворения определило и разли-чие образных средств языка поэта. Интонация речи в первой части сти-хотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подбирает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Во второй части интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, дает выразительную речевую характеристику: "барство дикое", "на пагубу людей избранное Судьбой", "неумолимого владельца".
Чтобы лучше понять идейно - образное содержание романтического мето-да, давайте обратимся к одному из известнейших стихотворений Пушкина той поры - к "Узнику". Это своеобразная формула романтического миро-восприятия.
Стихотворение открывается обручи "темницы" и томящегося в ней "уз-ника". Вам никогда не приходило в голову задать вопрос: за какое прес-тупление герой "сидит"? На какой срок осужден? Как происходил суд? Где расположена тюрьма? Разумеется, не приходило. И это абсолютно Нормаль-но и правильно. Потому что по законам романтизма подобные вопросы и не могут возникать. Основное содержание романтизма - выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам: мир не таков, каким должен быть. И остро ощущающий это несоответствие романтический герой чувствует себя чужим в этом сером обыденном мире. Он одинок, он загнан в клетку. Отсюда центральные мотивы романтизма - тема свободы, бегства из тюрьмы в некий иной, недостижимый и манящий мир. Люди кажутся без-ликой массой, герой ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море - стихия.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ.
Отчего именно орел? Почему не щегол, не синица? Образ орла - очень романтический символ. Прежде всего, это птица гордая (не дается в ру-ки, не приручается!), одинокая (орлы никогда не собираются в стаи). В нем - мощь свободного полета, тяга в поднебесье. Обратите внимание: стремление к свободе у орла - врожденное, ведь он вскормлен в неволе. То есть, это стремление - определяющее качество; утратив его, орел пе-рестает быть орлом, перестает быть романтическим символом. Куда зовет орел узника? В очарованную даль, в тот мир, который всегда живет в во-ображении, в душе романтического героя, противостоя миру реальному:
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я. "
Романтическое стихотворение "К морю" вчерне написано было перед отъездом поэта из Одессы, а обработано и закончено в начале октября 1824 года.
Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышле-ниями поэта о своей судьбе изгнанника и о судьбах народов. Море потому близко и дорого Пушкину, что оно представляется живым воплощением мя-тежной и свободной стихии, мощи и красоты. Этими качествами в восприя-тии романтически настроенных современников Пушкина обладали два "влас-тителя дум" тогдашнего молодого поколения - Байрон и Наполеон.
В строфах, посвященных Наполеону, Пушкин ясно не говорит о своем отношении к нему. Но раньше в стихотворении "Наполеон" (1821) поэт охарактеризовал его как тирана.
В Байроне привлекают Пушкина такие черты знаменитого английского поэта, как гениальность ("умчался гений"), свободолюбие ("исчез, опла-канный свободой"), неукротимый дух борца ("как ты, могуч, глубок и мрачен, как ты, ничем неукротим").
Стихотворение "К морю" было прощанием Пушкина не только с морем, но и с романтической лирикой.
Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец природы, Пушкин воспринимал ее не только зорким глазом художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота.
С детских лет, когда Пушкин уезжал на лето в Захарово, любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Эта любовь крепла и ширилась и нашла свое художественное выражение в стихотворениях, поэмах, романе "Евгений Онегин".
Но к реалистичному изображению природы Пушкин подошел не сразу. В период южной ссылки поэта его стихи носят романтический характер. Та-ково, например, стихотворение "К морю" (см. выше).
В стихотворении "Осень" мы находим не только изображение природы в осеннюю пору; перед нами разнообразные картины жизни: охота помещиков, от которой страдают засеянные поля крестьян, катание на коньках, зим-ние праздники и т.п.
Из всех времен года Пушкин отдавал предпочтение осени: "Из годовых времен я рад лишь ей одной".
Осень приятна и дорога Пушкину не только своей "прощальной красой": она - время года, наиболее располагающее поэта к творчеству; "Осень. пора моих литературных трудов", - говорил Пушкин.

Стихотворение « К Чаадаеву(1818)» проникнуто идеями борьбы с самодержавием.

…Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Написанное. в форме дружеского послания, оно отражало взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П.Я.Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени. Поэто-му стихотворение широко распространялось.
Важно отметить, что здесь патриотизм Пушкина неразрывно соединяется в его представлении с революционным служением родине. Любовь к родине неразрывна с борьбой за ее свободу.
Чувства, высказываемые в стихотворении, находят точное и яркое вы-ражение в ряде словесных образов. Мы встречаем такие выразительные ме-тафоры, как "в нас горят еще желанья", "пока свободою горим, пока сердца для чести живы", "звезда пленительного счастья".
В своих "Стансах" (1826) поэт, убедившись в безнадежности попыток без поддержки народа произвести революционный переворот и видя полное отсутствие связи между народом и передовыми кругами общества, пытается убедить Николая I, который своими псевдолиберальными посулами сумел внушить поэту, как и многим декабристам, доверие к себе. Заканчиваются "Стансы" смелым призывом к царю быть "незлобным памятью", то есть вер-нуть сосланных на каторгу декабристов. Стихотворение это, хотя и пол-ное ошибочных и политических иллюзий, все же было неверно оценено мно-гими современниками, и даже друзьями Пушкина.
Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба для него была той силой, которая соединяет лю-дей в крепком союзе на всю жизнь.
Друзей приобрел Пушкин еще в лицее; многим из них он адресовал свои послания, искренно и задушевно откликался стихами на лицейские годов-щины.
Окончив лицей, выпускники решили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея. В большом послании "19 октября 1925 года" Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзь-ям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. В те годы Пушкин был в ссылке и не мог быть с товарищами.
Пушкин так пишет о посещении его в Михайловском Пущиным
. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
Близки ему были и Дельвиг, и Кюхельбекер, "братья родные по музе". Дельвиг тоже посетил Пушкина в Михайловском, и его приезд "пробудил (в поэте) сердечный жар, так долго усыпленный", и внес бодрость в душу изгнанника.
Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как "лицейская республика", сплотившая лицеистов в "свя-тое братство".
Стихотворение "И.И.Пущину" (1826) обращено к ближайшему другу Пуш-кина с лицейских лет, декабристу Ивану Ивановичу Пущину, приговоренно-му к пожизненной каторге. Оно написано 13 декабря, накануне первого восстания на Сенатской площади.
Первая строфа стихотворения совпадает с первой строфой послания к Пущину, обещанного поэтом другу и начатого после посещения им Михай-ловского. Послание осталось незаконченным.
К любовной лирике Пушкина относится стихотворение К*** ("Я помню чудное мгновенье. ") (1825). Летом 1825 г. в Тригорском гостила Анна Петровна Керн (племянница соседки Пушкина П.А.Осиповой). В первой строфе поэт вспоминает первую встречу с ней, в 1819 г. в Петербурге, в доме Олениных. Керн писала о том, как Пушкин передал ей эти стихи в день ее отъезда из Тригорского. "Он пришел утром и на прощанье принес мне экземпляр 2-й главы "Онегина", в неразрезанных листках, между ко-торых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: "Я помню чудное мгновенье" и проч. и проч. Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорож-но выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове - не знаю".
Стихотворение "Мадонна" обращено к невесте, Н.Н.Гончаровой. Та же картина ("Мадонна" итальянского мастера, приписывавшаяся Рафаэлю и продававшаяся в Петербурге) упоминается в письме Пушкина от 30 июля 1830 г. к невесте: "Часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40000 рублей".
В стихотворении "Пророк" Пушкин в образе пророка подразумевал поэ-та. Картина, изображенная Пушкиным, в нескольких мелких деталях восхо-дит к VI главе Книги Исаии в библии (шестикрылый Серафим с горящим уг-лем в руке).
Стихотворение первоначально представляло собой часть цикла из четы-рех стихотворений, под заглавием "Пророк", противоправительственного, патриотического содержания, посвященных событиям 14 декабря. М.П.Погодин объяснял
П.А.Вяземскому в письме от 29 марта 1837 г. что "Пророк" Пушкин он написал ехавши в Москву в 1826 г. Должны быть четыре стихотворения, первое только напечатано ("Духовной жаждою томим")"
За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической дея-тельности, Пушкин написал стихотворение "Я памятник воздвиг себе неру-котворный. ".
Уже в первой строфе Пушкин подчеркивает народность своего творчест-ва. А также становится видно,что у Пушкина. под конец жизни сильно развивается самолюбие, судя по всему из-за излишне восторженного мнения окружающих.
Далее Пушкин говорит о своем историческом бессмертии и пророчески предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди всех на-родов России.
В IV строфе содержится основная мысль всего стихотворения - оценка Пушкиным идейного смысла своего творчества. Пушкин утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой че-ловечностью своего творчества ("чувства добрые я лирой пробуждал"); во-вторых, своей борьбой за свободу ("в мой жестокий век восславил я Свободу"); в-третьих, защитой декабристов ("и милость к падшим призы-вал").

Ведущей темой лирики Пушкина является тема свободы. Поскольку для поэта «свобода» - понятие основополагающее, то эта тема видится своеобразным стержнем, проходящим через все творчество поэта. Свобода рассматривается как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии. Данная тема включает в себя ряд мотивов, которые и раскрывают ее широту.

Мотив политической свободы выражен в стихотворениях «Лицинию» (1818), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819). В этих произведениях высказаны идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения.

Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Узник» (1822), «Птичка» (1823). Здесь романтический призыв бегства из мира-«темницы» и желание дать освобождение «хоть одному творенью» усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле.

Противоречивость мотива личной свободы отражена в произведениях «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «К морю» (1824).

В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может...» (1829) мы встречаемся еще с одним проявлением мотива личной свободы - уважение личности другого человека. Философское осмысление рабства как противопоставления свободе ярко видно в стихотворении-притче «Анчар» (1828).

Свобода творческой личности - важнейший мотив темы проявляется в стихотворениях «Поэту» (1830), (Из Пиндемонти) (1836).

Свобода как всеобъемлющее понятие, как основа жизни человека - этот мотив звучит в стихотворении «Пора, мой друг, пора...» (1836). «Покой и воля» - духовный идеал личности, ищущей совершенства.

Следующей темой, которую можно выделить в поэзии Пушкина - гражданственность и патриотизм. Мотивы этой темы широки и разнообразны.

Мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине отражен в произведениях «Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Кавказ» (1829), «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю...» (1829), «Румяный критик мой...» (1830), «Осень» (1833), «...Вновь я посетил...» (1835).

Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции выражен в стихотворениях «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827).

В стихотворениях «Стансы» (1826), «Клеветникам России» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836) Пушкин выражает свои политические идеалы, проявляет сыновью любовь к отечеству и стремление служить его интересам на поэтическом поприще.

Тема дружбы опирается на лирические произведения, обращенные к лицеистам. «Священный союз» лицейских друзей для Пушкина свят и непоколебим. Стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к товарищам-лицеистам - основа лирических стихотворений о дружбе: «19 октября» (1825), «И. И. Пущину» (1826), «Чем чаще празднует лицей...» (1830).

Относятся к этой теме стихотворения, обращенные к декабристам, с многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях, - «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827) и послание «К Чаадаеву» (1818) - другу и учителю, оказавшему серьезное влияние на формирование взглядов молодого Пушкина.

Особняком стоят лирические произведения, обращенные к няне, доброту и теплые отношения к которой поэт пронес через всю жизнь. К ним относится стихотворение «Зимний вечер» (1825).

Любовная лирика Пушкина полна светлых и нежных чувств к женщинам. Тема любви, раскрывающая широкую палитру человеческих чувств, отражена в стихотворениях «Погасло дневное светило...» (1820), «Я пережил свои желанья...» (1821), «Сожженное письмо» (1825), «Желание славы» (1825), «Храни меня, мой талисман...» (1825), «К-» (1825), «Под небом голубым страны своей родной...» (1826), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829), «Явас любил: любовь еще, быть может...» (1829), «Что в имени тебе моем?..» (1830), «Мадонна» (1830), «Для берегов отчизны дальней...» (1830).

Тема назначения поэта и его поэзии главенствует в творчестве Пушкина. Мотив высокого предназначения поэзии, ее особой роли в обществе слышен в стихотворениях «К Н. Я. Плюсковой» (1818), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Осень» (1833), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Место поэта в современном мире определено Пушкиным в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824).

Поэт как высший судья своих произведений - важный мотив темы предназначения поэта и его поэзии. Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью.

Эти мысли отражены в стихотворениях «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), (Из Пиндемонти) (1836), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Философская лирика Пушкина отражает осмысление поэтом вечных тем человеческого существования: размышления о жизни и смерти, о взаимоотношении добра и зла. Эти мысли звучат в таких произведениях, как «Я пережил свои желанья...» (1821), «Бывало в сладком ослепленье...» (1823), «Дар напрасный, дар случайный...» (1828), «Анчар» (1828), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Бесы» (1830), «Элегия» (1830), «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» (1830), «Не дай мне Бог сойти с ума...» (1833), «...Вновь я посетил...» (1835).