Дворянская империя екатерины 2 кратко. Гуманистические идеалы и реальность. Политическая жизнь России в период правления Екатерины Великой

Долгое царствование Екатерины II (1762--1796) наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами. «Золотой век русского дворянства» был вместе с тем веком пугачевщины, «Наказ» и Уложенная комиссия соседствовали с гонениями на Н.И. Новикова и А. Н. Радищева. И все-таки это была целостная эпоха, имевшая свой стержень, свою логику, свою сверхзадачу. Это было время, когда императорская власть пыталась осуществить одну из самых продуманных, последовательных и успешных в истории России программ реформ (А. Б. Каменский). Идейной основой реформ стала философия европейского Просвещения, с которой императрица была хорошо знакома. В этом смысле ее правление нередко называют эпохой просвещенного абсолютизма. Историки спорят о том, чем был просвещенный абсолютизм -- утопическим учением просветителей (Вольтер, Дидро и др.) об идеальном союзе королей и философов или политическим феноменом, нашедшим свое реальное воплощение в Пруссии (Фридрих II Великий), Австрии (Иосиф II), России (Екатерина II) и др. Эти споры небеспочвенны. Они отражают ключевое противоречие теории и практики просвещенного абсолютизма: между необходимостью радикально менять сложившийся порядок вещей (сословный строй, деспотизм, бесправие и др.) и недопустимостью потрясений, нуждой в стабильности, невозможностью ущемить ту социальную силу, на которой этот порядок держится, -- дворянство. Екатерина II, как, быть может, никто другой, понимала трагическую непреодолимость этого противоречия: «Вы, -- пеняла она французскому философу Д. Дидро, -- пишете на бумаге, которая все стерпит, я же, бедная императрица, -- на коже человеческой, столь чувствительной и болезненной». Весьма показательна ее позиция в вопросе о крепостном крестьянстве. Нет сомнений в отрицательном отношении императрицы к крепостному праву. Она не раз задумывалась о способах его отмены. Но дальше осторожных размышлений дело не пошло. Екатерина II ясно осознавала, что ликвидация крепостничества с негодованием будет воспринята дворянами, а крестьянская масса, невежественная и нуждающаяся в руководстве, не сумеет использовать дарованную свободу себе во благо. Крепостническое законодательство было расширено: помещикам разрешили на любой срок ссылать крестьян на каторгу, а крестьянам запрещалось подавать жалобы на помещиков.

Наиболее значительными преобразованиями в духе просвещенного абсолютизма были:

  • -- созыв и деятельность Уложенной комиссии (1767--1768). Цель состояла в разработке нового свода законов, который был призван заменить Соборное уложение 1649 г. В Уложенной комиссии работали представители дворянства, чиновничества, горожан, государственных крестьян. К открытию комиссии Екатерина II написала знаменитый «Наказ», в котором использовала труды Вольтера, Монтескье, Беккариа и других просветителей. В нем говорилось о презумпции невиновности, об искоренении деспотизма, о распространении просвещения, о народном благосостоянии. Деятельность комиссии не принесла желаемого результата. Новый свод законов выработан не был, депутаты не сумели подняться над узкими интересами сословий и особого рвения в выработке реформ не проявили. В декабре 1768 г. императрица распустила Уложенную комиссию и более подобных ей учреждений не создавала;
  • -- реформа административно-территориального деления Российской империи. Страна была поделена на 50 губерний (300--400 тыс. душ мужского пола), каждая из которых состояла из 10--12 уездов (20--30 тыс. душ мужского пола). Учреждалась единообразная система губернского управления: губернатор, назначаемый императором, губернское правление, осуществлявшее исполнительную власть, Казенная палата (сбор налогов, их расходование), Приказ общественного призрения (школы, больницы, приюты и др.). Создавались суды, построенные по строго сословному принципу, -- для дворян, горожан, государственных крестьян. Административные, финансовые и судебные функции, таким образом, были четко разделены. Губернское деление, введенное Екатериной II, сохранилось до 1917 г.; -- принятие в 1785г. Жалованной грамоты дворянству, которая закрепила все сословные права и привилегии дворян (освобождение от телесных наказаний, исключительное право владеть крестьянами, передавать их по наследству, продавать, покупать деревни и др.);
  • -- принятие Жалованной грамоты городам, оформившей права и привилегии «третьего сословия» -- горожан. Городское сословие делилось на шесть разрядов, получило ограниченные права самоуправления, избирало городского голову и членов городской Думы;
  • -- принятие в 1775г. манифеста о свободе предпринимательства, согласно которому для открытия предприятия не требовалось разрешения правительственных органов.

Конечно, эти преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми. Крестьянская война Пугачева (1773--1775), взятие Бастилии (1789) и казнь короля Людовика XVI (1793) не способствовали углублению реформ. Они шли с перерывами, в 90-е гг. и вовсе прекратились. Преследования А. Н. Радищева (1790), арест Н. И. Новикова (1792) не были случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных противоречиях просвещенного абсолютизма, невозможности однозначных оценок «золотого века Екатерины II». И тем не менее именно в эту эпоху появилось Вольное экономическое общество (1765), работали вольные типографии, шла горячая журнальная полемика, в которой лично участвовала императрица, были основаны Эрмитаж (1764) и Публичная библиотека в Петербурге (1795), Смольный институт благородных девиц (1764) и педагогические училища в обеих столицах. Историки говорят и о том, что усилиями Екатерины II, направленными на поощрение социальной активности сословий, прежде всего дворянства, заложены основы гражданского общества в России.

Или «Золотым веком русского дворянства». Российская Империя под её рукой приросла территориями, одержала победы над внешними врагами, но нарастание внутренних проблем уже начало раскачивать императорский трон. Постараемся кратко охарактеризовать период царствования великой императрицы на престоле Российской Империи, продолжавшийся с 1762 по 1796 годы.

Презентация


Краткая характеристика эпохи правления Екатерины II Великой

Эпоха просвещенного абсолютизма

Императрица не была склонна к праздности, однако пышность нарядов, архитектурные изыски и стиль русского двора тех времен уже начали набирать силу. Мода, повинуясь вкусам Екатерины II, сменилась с барокко на классицизм.

Несмотря на то, что идеи «Просвещения» постулировали равенство и свободу всех людей, императрица способствовала укреплению крепостного положения крестьянского сословия, составлявшего на тот момент около 90% всего населения страны. Тем не менее, её вклад в развитие систем образования, здравоохранения и науки трудно назвать незначительным.

Мы подготовили отдельную статью с анализом периода царствования Екатерины II Великой в концепции просвещенного абсолютизма.

Политическая жизнь России
в период правления Екатерины Великой

Внешняя политика —
интриги и войны

Карта — Россия завоевывает новые территории при Екатерине II

Армия и флот получили достаточно финансирования для существенного увеличения численности и качества оснащения, что положительно сказалось на успехах военных кампаний.

Наиболее значимыми событиями были три раздела Речи Посполитой , войны с Турцией 1768-1774 и 1787-1791 годов, успешные отражения агрессии Швеции и Персии (в рамках соглашения «Георгиевский трактат»). Результатом этих мероприятий стало присоединение Крыма, Малороссии, Новороссии, Белоруссии, Очакова и других территорий. На черноморском побережье основано большое количество городов, а в портах - начато строительство будущего черноморского флота.

Устранение угрозы со стороны Крымского Ханства стало одним из значительных достижений внешней политики.

Кроме того, государство российское окончательно утвердилось в статусе мировой державы - выступление в качестве посредника при урегулировании «войны за баварское наследство» и заключение различных союзов (союз «трех чёрных орлов», конвенция «о вооружённом нейтралитете») являются наглядным того подтверждением.

Успешная внешняя политика не только закрепила статус Российской Империи, как влиятельного игрока на геополитическом поле, но и подняла авторитет аристократии того времени, принимавшей активное участие в боевых действиях. Две победоносные турецкие компании, разделы Речи Посполитой, отраженные агрессии шведов и персов, все эти события имели своих героев и полководцев, имена которых до сих пор известны и упоминаются с уважением - Суворов, Потемкин , Румянцев, Ермолов.

Некоторым проектам императрицы не суждено было сбыться — греческий проект (целью которого было восстановление Священной Римской империи с императором-ставленником Екатерины II) так и не был реализован.

Внутренняя политика —
развитие России


Захватив власть в результате государственного переворота 1762 года , Екатерина II принялась проводить реформы административного и экономического характера — реформирование сената , секуляризацию церковного имущества и выпуск бумажных денег — ассигнаций .

В результате эксплуатации крестьянского сословия, национальной политики и общего истощения государства русско-польской и русско-турецкой войнами, вспыхнуло восстание Пугачёва 1773-1775 годов . После подавления бунта, и последовавших за ним репрессий, Екатерина II в срочном порядке проводит ряд преобразований административного и полицейского характера, стремясь предотвратить возможные восстания в будущем — губернскую , полицейскую и городскую реформы. Понимая ненадежность казачьих военных формирований (часть казаков примкнула к восстанию Пугачёва), императрица упраздняет Запорожскую Сечь . Для снижения социальной напряженности в низших сословиях объявляется отмена налогов и сборов для различных ремесленников и добытчиков .
Венцом собственного законотворчества, Екатерина II называла «жалованные грамоты» изданные в 1785 году.

Дворянское сословие по праву могло считать эпоху правления Екатерины II - периодом своего расцвета. Благородные сословия получили подтверждение уже имеющихся привилегий и новые права, в том числе в ущерб крестьянам - «жалованная грамота дворянам» обеспечивала поддержку императрицы среди двора. Теперь дворяне даже не обязаны были нести воинскую службу. И обладали над крестьянами почти безграничной властью.

«Жалованная грамота городам» — позволила разграничить права и обязанности городских жителей, одновременно с этим произошло правовое становление такого класса общества, как купечество.

Экономическое развитие России во второй половине 18 века

Экономика в период правления Екатерины II страдала от рабского труда крепостных крестьян, даже проведенные реформы не смогли полностью решить данную проблему. Тем не менее, страна вышла в лидеры по экспорту таких ресурсов как лес и зерно, а также продуктов первичной переработки (чугун и парусина). Были отменены многие монополии на добычу и реализацию различного сырья, а также скорректированы налоговые пошлины. В рамках финансовой реформы были введены первые бумажные деньги — ассигнации. Выпуск манифеста «о свободе предпринимательства» любому желающему разрешил открыть собственное кустарное производство.

Проведенные административные реформы помогли систематизировать налогообложение, а секуляризация церковных земель и имущества , в начале царствования Екатерины II, позволила использовать крестьян и землю ранее кормивших духовенство для интересов императрицы.

Основание

В социальной и культурной сфере:

Упорядочивание и систематизация функций административных и судебных институтов. Разделение территории не по объему, а по численности населения. Разграничение ответственности управляющих должностей.

Закладывание основы общественной образовательной системы и женского образования.

Закрепление за дворянами ранее предоставленных привилегий и окончательное закрепощение крестьян - запрещены жалобы на хозяев, помещикам разрешили ссылать крестьян на каторгу.

Разграничение сословий, их обязанностей и прав. Появление сословий «горожан».

Развитие системы здравоохранения, культуры и искусства.

Переселение немцев на территории Российской Империи с предоставлением привилегий.

В экономической сфере:

Выпуск первых бумажных денег - ассигнаций.

Свобода предпринимательства для всех, кроме крепостных.

Зависимость Церкви от государства.

Объем экспорта увеличился с 13,9 млн р. в 1760 г. до 39,6 в 1790 г.

Существенное снижение торговых пошлин.

Коррупция и фаворитизм.

Увеличение «питейного сбора» в шесть раз.

Общая сумма долгов государства после смерти Екатерины II - 205 млн р.

В геополитической сфере:

Существенное расширение влияния Российской Империи на Кавказ, черноморское побережье и Европу — в результате удачных турецких кампаний и разделов Польши были присоединены: Крым, Очаков, Белоруссия, Новороссия, Малороссия и другие регионы.

Основаны 144 города.

Основан черноморский флот.

Увеличение численности и качества армии и флота.

Усиление потенциальных противников вследствие разделов Речи Посполитой

Закрепление «нормандской теории» возникновения русской государственности

Дворцовый переворот 1762 г. привел на престол жену Петра III Екатерину II , урожденную принцессу Цербстскую. Образованная и мудрая Екатерина сумела расположить к себе не только приближенных, но и иностранных монархов, дипломатов, ученых. Придя к власти в результате дворцового переворота, Екатерина II была вынуждена вести гибкую политику, учитывая общественное мнение и интересы дворян. Перед ней стояла труднейшая задача укрепления режима личной власти и повышения ее авторитета. Время правления Екатерины называют периодом просвещенного абсолютизма, т. е. периодом, когда верховная власть укрепилась за счет использования передовых идей, а, кроме того, стремилась исправить варварские пережитки феодального строя. Екатерина II хотела продвинуть страну по пути европейского прогресса. Наглядным подтверждением тому служит «Наказ» Уложенной комиссии, созванной под влиянием идей французских просветителей, для разработки реформ, которые должны были ослабить социальное напряжение и укрепить базу самодержавия. В «Наказе», написанном в 1765--1767 гг., императрица высказывала мысли о распространении просвещения, искоренении беззакония, жестокости, деспотизма, об умножении народного благосостояния. В документе обосновывалась «естественность» неограниченного самодержавия в России и общественного неравенства. «Наказ» должен был служить руководством в работе собравшейся в июле 1767 г. комиссии по подготовке нового Уложения. Она была особой временной формой привлечения представителей свободных сословий к управлению государством но была распущена. Дальнейшее укрепление абсолютизма потребовало концентрации власти в руках императрицы и максимального ограничения полномочий Сената. 15 декабря 1763 г. Сенат был разделен на 6 департаментов, два из которых были переведены в Москву. Раздробление функций Сената и наполнение его послушными чиновниками существенно ослабили его значение. Правительство начало упразднение автономий окраин. 26 февраля 1764 г. принят указ о дальнейшей секуляризации владений церквей и монастырей и переводе их крестьян в категорию государственных. Во второй половине XVIII в. значительно расширилось крепостническое законодательство. Указом 1765 г помещикам разрешалось ссылать провинившихся крестьян на каторгу в Сибирь, а указом 1767 г. крестьянам запрещалось приносить жалобы на помещиков. Началась торговля крестьянами. В 1775 г. Екатерина II провела областную реформу: вместо губерний, уездов и провинций вводилось деление страны на губернии (300-400 тыс. чел.) и уезды (20-30 тыс. чел.).Начали проводиться экономические реформы. В 1775 г. объявлена свобода предпринимательства, а с 1762 г. упразднена монополия в торговле и промышленности. Заплатив сбор, купцы могли освободиться от подушной подати и рекрутской повинности. В 1763 году был запрещён свободный обмен медных денег на серебряные, чтобы не провоцировать развитие инфляции. Развитию и оживлению торговли способствовало появление новых кредитных учреждений (государственного банка и ссудной кассы) и расширение банковских операций (с 1770 года введён приём вкладов на хранение). Был учреждён государственный банк и впервые налажен выпуск бумажных денег - ассигнаций. Возросла роль России в мировой экономике - в Англию стало в больших количествах экспортироваться российское парусное полотно, в другие европейские страны увеличился экспорт чугуна и железа. В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе, стали открываться училища, началось системное развитие женского образования. В 1783 году основана Российская академия. В губерниях были приказы общественного призрения. Развивались новые для России направления медицины. В 1785 г. были обнародованы жалованные грамоты дворянству и городам. Первая подтверждала все привилегии, которые дворянство приобрело в XVIII в., кроме того, оно освобождалось от обязанностей государственной службы и телесных наказаний. Грамота завершила юридическое формирование первого сословия и предоставила ему широкие права, в том числе право на самоуправление в дворянских собраниях. Жалованная грамота городам включила в себя освобождение верхушки купечества от подушной подати и рекрутской повинности. Городское население было разделено на шесть разрядов (каждый со своими правами и обязанностями). Она же вводила городское самоуправление. Правительство Екатерины II продолжило борьбу за выход Росси к Черному морю. Стремление России не устраивало Францию и Турцию. Все это привело к двум продолжительным и кровопролитным войнам России и Турции (1768-1774 гг.,1787 –1791 гг.), из которых Россия вышла победительницей. Российская империя присоединила к собственным территориям все Северное Причерноморье. В странах, подвластных Османской империи, были открыты русские консульства, турецкое правительство гарантировало свободу вероисповедания христианской религии в своих владениях. Но главное – Россия получила выход к Черному морю и избавилась от постоянной угрозы нападения крымцев, за спиной которых стояла Турция.

36. Проблема культурного развития СССР в 30-е годы 20го века .

В советское время все труднее было пробиться к зрителю, читателю, слушателю тем деятелям культуры, которые не уехали, но так и не смогли найти общего языка с установившейся властью. Разрушались памятники архитектуры. Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования. Планомерные усилия советского государства привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 30-м гг. советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, исключенные из программы как «буржуазные» (история), быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшего образования. Значительно изменилась ситуация в литературе. В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Не быть членом Союза было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался возможности публиковать свои произведения и, более того, мог быть привлечен к уголовной ответственности за «тунеядство». Помимо «Союза писателей» были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия. Началась травля тех представителей творческой интеллигенции, эстетические принципы которых отличались от «социалистического реализма», становящегося общеобязательным. Под шквал оскорбительных выпадов попали символисты, и пр. Их обвиняли в в том, что их искусство не нужно советскому народу, что оно уходят корнями в почву, враждебную социализму. В число «чуждых» попали композитор Д. Шостакович, писатель Б. Пастернак, и др. Определяющим стилем в литературе, живописи и других видах искусства стал так называемый «социалистический реализм». Стиль этот имел с настоящим реализмом мало общего. Он не отражал действительность в настоящем ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность – вот чем жили герои произведений официального искусства того времени. Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемого идеала. Ограниченность идейных рамок соцреализма стала значительным препятствием развития советской литературы. Тем не менее в 30-х гг. появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русской культуры. Самой, масштабной фигурой в официальной литературе тех лет был Михаил Александрович Шолохов, выдающимся произведением которого является роман «Тихий Дон» , рассказывающий о донском казачестве в годы Первой мировой и Гражданской войны. Оставаясь, по крайней мере внешне, в границах соцреализма, Шолохову удалось создать объемную картину произошедших событий, показать трагедию братоубийственной вражды в казачьей среде, развернувшейся на Дону в послереволюционные годы. Классиком советского исторического романа стал А. Н. Толстой («Петр I»). Двадцатые-тридцатые годы время расцвета детской литературы. Несколько поколений советских людей выросло на книгах К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. П. Гайдара, А. Л. Барто. Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжала развиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, под огнем верноподданной критики, без надежды на издание продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду сталинской пропаганде. Многие из них так и не увидели свои произведения опубликованными, это случилось уже после их смерти. В 1928 г. затравленный советской критикой М. А. Булгаков безо всякой надежды на публикацию начинает писать свой лучший роман «Мастер и Маргарита» . Работа над романом продолжалась до самой смерти писателя в 1940 г. Произведение это было издано только в 1966 г. Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной. В архитектуре ведущим продолжает оставаться конструктивизм, в 1930г. был создан мавзолей Ленина. Быстро развивается кинематограф. Сложными оказались 30-е годы для отечественной науки. С одной стороны, разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты, в то же время ликвидируется автономия Академии наук, многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены.

Предмет – история

Класс – 10

История России. XVII - XIX века: учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений.- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2004. Базовый уровень.

Тема. Расцвет дворянской империи.

Цели урока: - познакомить с внутренней политикой Екатерины II , крестьянской войной под руководством Е.И.Пугачева;

Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, характеризовать историческую личность, проводить сравнительный анализ правителей, работать с картой, на основе дополнительной литературы готовить сообщения;

Формировать уважение к историческому прошлому страны.

Форма проведения: комбинированный.

Основные понятия: просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, крестьянская война, «Жалованная грамота городам», губерния, уезд.

Даты: 1762-1796гг.- правление Екатерины II ; 1773-1775гг. – крестьянская война под руководством Е.Пугачева; 1765г.- учреждение Вольного экономического общества, 1767г.- созыв Комиссии для составления нового Уложения; 1775г.- реформа уездного и губернского управления, 1785г. – жалованные грамоты дворянству.

Выдающиеся личности: Екатерина II , Г.Горлов, Н.И.Новиков, Е.И.Пугачев, Салават Юлаев,Чика (Н. Зарубин), Г.А.Потемкин.

Материалы урока: карты « Россия в 1760-1800гг», « Россия при Екатерине II @» Крестьянская война под руководством Е.Пугачева».

Ход урока

План урока

I .Повторение изученного материала:

Задача: установить правильность и осознанность выполнения д/з всеми учащимися.

Задание для учащихся:

1.Восстановите нарушенную хронологию годов правлений российских императоров в XVIII веке

1) Анна Иоанновна

а) 1682 – 1725

2) Пётр III

б) 1725 – 1727

3) Пётр I

в) 1727 – 1730

4) Пётр II

г) 1730 – 1740

5) Елизавета Петровна

д) 1740 – 1741

6) Иван IV Антонович

е) 1741 – 1761

7) Екатерина I

ж) 1761 – 1762

2. Освобождение дворян от обязательной государственной службы произошло при:

а) Анне Иоанновне;

б) Елизавете Петровне;

в) Петре III;

г) Екатерине II ;

3. Это НЕ относится к событиям периода правления Елизаветы Петровны

а) принятие указа о престолонаследии;

б) репрессии против старообрядцев;

в) сражение у дер e вни Кун e рсд o рф;

г) учреждение императорского Совета;

4. Манифест o дар o вании в o льности российскому дворянству был подписан;

а) Елизав e той П e тр o внoй;

б) Петром III ;

в) Екатерин o й II;

г) Павлом I;

5. Императрица E лизавета Петровна никогда не приговаривала к

а) пожизненному заключению;

б) телесному наказанию;

в) смертной казни;

Ответы к заданиям

1. 1)- г; 2)- ж; 3)- а; 4)- в; 5)- е; 6)-д; 7)- б;

2. в);

3. а);

4. б);

II . Изучение нового материала:

1.Личность Екатерины II .

2.Просвещенный абсолютизм. Государственно – административные и социально-экономические реформы Екатерины II .

3. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.

Проблемное задание: Сравните двух монархов, названных в истории « Великими»: Петра I и Екатерину II .

    Личность Екатерины II.

Учитель обращает внимание, что правление Екатерины II оставило заметный след в русской истории. Случайный человек в России, Екатерина сумела овладеть ситуацией и утвердиться на престоле. За долгие 34 года царствования Екатерина II сумела много добиться. Под ее управлением Россия вышла на новый уровень развития, став несравненно более богатым и сильным государством, чем раньше, заняв достойное место в ряду великих держав Европы. В исторической науке правление Екатерины II обычно характеризуется как «просвещенный абсолютизм».

(Показ портрета Екатерины II и ученическое сообщение).

    Просвещенный абсолютизм. Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II .

Вводится новое понятие «просвещенный абсолютизм» - политика, предусматривающая некоторые реформы, направленные на дальнейшее развитие государственности, местного самоуправления; гарантию свобод отдельным слоям населения (созыв Уложенной комиссии, губернская реформа, жалованные грамоты дворянству и городам). При этом господство дворянства и самодержавие сохраняются.

Екатерина II (1762 – 1796гг).

Просвещенный абсолютизм

Политика,сочетавшая принципы абсолютной монархии с некоторыми идеями французских просветителей, а именно – введение монархической власти в рамках законности, а также забота монарха о подданных в соответствии с законами.

Государственно-административные и социально-экономические реформы

Екатерины II

Реформы Сената: упорядочение структуры и полномочий, изъятие законодательных функций, сохранение их только за монархом. Секуляризация церковных владений (передача в ведение коллегии экономии). Ликвидация гетманства и элементов автономии на Украине.

Губернская реформа: «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи».50 губерний, уезды; губернатор и капитан-исправник.

Городская реформа : «Грамота на права и выгоды городам Российской империи».

Жалованная грамота дворянству: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» - расширение дворянских привилегий.

Полицейская реформа: введение « Устава благочиния, или полицейского», согласно которому за населением устанавливался полицейский и церковно-нравственный контроль.

Финансовая реформа: введение бумажных денег – ассигнаций. Открытие Купеческого и Дворянского банков.

Образовательная реформа: создание системы образовательных учреждений.

Введение свободы предпринимательства.

Вывод. Реформы укрепили местный аппарат власти; при частичных уступках непривилеггтрованным сословиям сохраняли господство дворянства на местах.

    Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.

Эпиграф: « Не с добра волости встают»; « Неволя стоит до воли»(народные пословицы).

Проблемное задание:

Объясните слова, приписываемые Е.Пугачеву: «Иду на Москву наказать жену и посадить на престол сына».Как характеризует сознание участников крестьянской войны эта идея?

Демонстрируется портрет Е.Пугачева. Сообщение учащего о Е.И.Пугачеве.

Задание для учащихся: изучить материал учебника (стр.186 – 190) и в ходе самостоятельной работы заполнить таблицу «Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева».

продолжительность

1773 – 1775

причины

Усиление власти и произвола помещиков в отношении крестьянства.

Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах.

Ухудшение положения нерусских народов Поволжья и Приуралья.

Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике.

цели

Уничтожение крепостного права, податей и рекрутских наборов.

Ликвидация помещичьего землевладения и дворянского сословия.

Наделение крестьян з e млей без выкупа и прочими угодьями.

- O бъявление всех участников восстания свободными казаками.

Равенство народов.

Утверждение в стране власти «мужицкого царя Петра III (Е.Пугачева)

Состав участников

Крестьяне, казаки, работные люди, городская беднота, народы Поволжья и Приуралья.

Основные этапы

Неудачная осада Оренбурга Пугачевым и поражение от правительственных войск под Татищевой крепостью.

2-й этап: апрель – июль 1774г.

Движение войск Пугачева от Оренбурга через Урал и Прикамье до Казани.

12-17 июля 1774г. – сражение за Казань. Взятие города восставшими, а затем поражение от войск полковника И.И.Михельсона.

31 июля 1774г. – указ Пугачева об освобождении крестьян от крепостной зависимости и налогов.

Движение Пугачева от Казани на юг.

Неудачная осада Пугачевым Царицына.

25августа 1774г.- решающее поражение восставших у Сальникова завода.

18 сентября 1774г. Пугачев был схвачен казацкой верхушкой и выдан царским властям.

Степень организованности восставших

Создание повстанческой армии по военному образцу, единое военное руководство(штаб,военная коллегия, деление на полки).

Наличие трех родов войск(пехота, конница, артиллерия).

Итоги и значение

Самое крупное народное восстание в России.

Соединение антикрепостнического и национального движений.

Восстание не улучшило положения крестьянства в стране.

Поражение восставших усилило репрессивный характер внутренней политики властей по отношению к податным сословиям.

III. Закрепление изученного материала.

Проверка проблемного задания: сравните двух монархов, названных в истории «Великими»: Петра I и Екатерину II .

При наличии времени можно предложить учащимся обсудить вопросы:

С какой целью в первый период правления Екатерина II использовала идеи Просвещения?

Охарактеризовать личность Екатерины II и ее роль в истории России. Какие качества позволили ей добиться успеха в ее политике?

Охарактеризовать Екатерину II как человека, мыслителя и государственного деятеля.

IV . Домашнее задание: часть 2.п. 16.

А.С.Пушкин писал: « Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или люди жестокосердечные, коим чужая головушка, да и своя шейка копейка». Сформулируйте проблему. Напишите мини-эссе по этой проблеме.

Индивидуальные задания: подготовить сообщения о полководцах- П.А.Румянцев, А.В.Суворов, Г.А.Потемкин, Г.А.Спиридонов.

Сообщение « Восстание Е.Пугачева в Тоцком и Сорочинском районах».