Литературная деятельность. Межпланетное общество. Смотреть что такое "Общество изучения межпланетных сообщений" в других словарях

Многоязычный Кавказ уже давно привлекает к себе пристальное внимание лингвистов. Однако далеко не все представленные на его территории языки принято называть кавказскими: последний термин объединяет только коренные, т. е. не индоевропейские и не тюркские, языки Кавказа. Тем не менее насчитывается примерно 40 кавказских языков. Они распадаются на три группы: абхазско-адыгскую (западнокавказскую), картвельскую (южнокавказскую) и нахско-дагестанскую (восточнокавказскую) (см. схему).

Двенадцать кавказских языков являются письменными: грузинский, абхазский, абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский, чеченский, ингушский, аварский, лакский, даргинский, лезгинский, табасаранский. Лишь один из них - грузинский - располагает многовековой.литературной традицией (его наиболее древние памятники восходят к V в. н э) Установлено, что некогда имел свою письменность один из лезгинских языков дагестанской группы - удинский (см. Агванское письмо). Остальные языки являются младописьменными, так как стабильную письменность они получили только в пореволюционное время, хотя эпизодические опыты письменной фиксации таких языков, как аварский, лакский, даргинский и лезгинский, относятся еще к XIV-XVI вв

Различия между группами кавказских языков очень велики. Так, яркую особенность абхазско-адыгских языков составляет их исключительное богатство согласными звуками при крайней бедности гласных, сложное спряжение глагола при слабой развитости именного склоиеиия. Картвельские языки выделяются высокой насыщенностью текста согласными, наличием категории залога, развитостью сложноподчиненных предложений. Для нахско-даге-станских языков типичны богатые системы согласных, богатейшие в мире падежные системы (насчитывающие иногда более 40 падежей), системы именных классов.

Генетические взаимоотношения отдельных групп кавказских языков до сих пор остаются невыясненными. Одни ученые полагают, что они родственны друг другу, и рассматривают их, следовательно, как единую языковую семью. Другие считают такое родство вероятным, но недоказанным и поэтому говорят о трех разных семьях. Трудности доказательства взаимного родства этих групп связаны с большими различиями входящих в них языков по своему грамматическому строю и особенно в лексике Из-за отставания этимологических исследований, наиболее заметного в области нахско-дагестанских языков, все еще невозможно приступить к поиску закономерных зву-косоответствий в праязыковом материале всех трех групп, которые показали бы объективно их родство. Негативно сказывается в этом плане тот факт, что только грузинский язык располагает здесь многовековой письменной фиксацией. Наконец, кавказоведам далеко не всегда удается отделить исконные факты этих языков от возникших в процессе их контактов.

Что касается внешних генетических связей кавказских языков, то они представляются еще менее определенно. Уже в старой ориенталистике не было недостатка в фантастических гипотезах, увязывавших эти языки со многими языковыми семьями и не выдержавших испытание временем. Из современных гипотез последнего плана, по существу, лишь одна - так называемая эвскаро-кавказская (предполагающая родство кавказских языков с баскским языком Испании) - все еще оперирует, подобно многим старым построениям, всей совокупностью этих языков. Другие гипотезы обычно связывают с внешним миром какую-либо одну из этих групп. Сравним ностратическую гипотезу (см. Праязык), сближающую картвельские языки с несколькими другими семьями Старого Света, а также гипотезы о родстве абхазско-адыгских языков с хеттским языком древней Анатолии и о родстве нахско-дагестанских с хурритско-урартскими языками древней Передней Азии. Слабости этих построений вытекают из того обстоятельства, что они разрабатываются, как правило, не кавказоведами.

Хотя науке известен целый ряд примеров длительного и интенсивного языкового контактирования на Кавказе (сравним, в частности, сильное воздействие грузинского языка на остальные картвельские), результаты межгруппового взаимодействия оказываются весьма скромными. В целом еще более слабым в силу конкретных исторических условий жизни носителей этих языков должно было быть их взаимодействие в отдаленном прошлом. Не удивительно поэтому, что выдвинутое еще в XIX столетии понятие так называемого кавказского языкового союза остается фактически не обоснованным.

На основании сопоставления ряда черт фонетического и грамматического строя картвельских и индоевропейских языков высказано предположение о том, что в древности они могли входить в единый языковой союз.

Генеалогическая классификация неиндоевропейских языков.

Генеалогическая классификация индоевропейских языков.

Суть генеалогической классификации языков.

Лингвисты классифицируют языки по самым разным признакам. Например, можно делить языки по числу лю­дей, говорящих на них . Тогда в одну группу попадут арабский, индонезийский и португальский (на каждом из них говорят более 100 млн. человек), в другую – кхмерский в Камбодже, датский, албанский и грузинский (более 3 млн. человек), в третью?? языки табасаранский в Дагестане, оджибве в Кана­де и США (менее 100 тыс. человек? населе­ние маленького города).

Существует классификация языков по ихобщественной функции : используется ли язык в качестве государственного, официаль­ного, или нет. По этому признаку будут разли­чаться, например, английский и индейские язы­ки в США. Такие классификации нужны в пер­вую очередь социолингвистике.

Языки делят с учётом их внутренних, собственноязыко­вых особенностей , например, на консонантные и вокалические, в зависимости от того, каких фонем больше – согласных или гласных. К консонантным языкам относят убыхский язык, ещё недавно существовавший на территории Турции и родственный абхазско­му. В нём было 80 согласных фонем и всего две гласные. Вокалическим является датский язык, в котором на 19 согласных фонем приходится 37 гласных. Или языки делят на имеющие паде­жи и не имеющие их . К первой группе относятся русский, латынь, финский, грузинский, татар­ский, нивхский языки. Ко во второй – китайский, гавайский, таджикский, абхазский, болгарский, французский, английский. В некоторых языках преобладают суффиксы (русский, латынь), в других – префиксы (кхмерский, многие африканские).

В одних языках предложения строятся:

по схеме «подлежащее – сказуемое – дополнение » (русский, французский, финский, китайский);

в других – «подлежащее – дополнение – сказуемое» (хинди, армянский, татарский, баскский);

в третьих – «сказуемое – подлежащее – дополнение» (ирландский, ин­донезийский, арабский, гавайский).

Подобные классификации относятся к области лингвистической типологии. Цель типо­логических исследований: выявить наиболее общие и важные свойства языков.

Типологическая классификация языков противостоит клас­сификации генетической , илигенеало­гической (от слова генеалогия – «учение о происхождении, родословная»). Генеалогическая классификация опирается на понятиеязыко­вого родства , то есть общего происхождения языков (А. Журавлёв, 1998, с. 409–410).

Еще до того, как возникла типологическая классифика­ция языков, ученые пришли к выводу о необ­ходимости сгруппировать языки в зависимости от их проис­хождения . Для определения места языка, согласно генеалогической классификации языков подробнее



он должен быть сопоставлен с другими родственными языками той же семьи и с их общим праязыком (который обычно известен лишь на основании реконструкций, осуществляемых при сопоставлении всех этих языков друг с другом) посредством сравнительно-исторического метода.

Наиболее достоверные результаты в генеалогической классификации языков получают при сравнении морфологических показателей , легкость сравнения которых определяется двумя причинами семантического и морфонологического характера. Во-первых, при сравнении морфологических показателей имеют место ограниченность набора возможных грамматических значений во всех языках мира и их исключительная устойчивость при чёткости вероятных смысловых изменений, подчиняющихся строгим правилам. Так, морф, обозначающий наклонение и вид, может приобрести значение времени. Во-вторых, согласно принципу морфонологического характера, из всех фонем каждого языка в окончаниях используется относительно небольшая их часть. Это упрощает установление соответствий между языками, особенно в тех случаях, при которых совпадающие формы образованы от

одинаковых корней и соответствие простирается на всю словоформу.

Более сложным является использование для генеалогической классификации языков словарных соответствий между языками . В таких областях лексики, как числительные, возможно заимствование лексических групп из одного языка в другой. И это не даёт возможности сделать вывод о вхождении языка в данную семью даже при наличии системы словарных соответствий, подчиняющихся определённым правилам (Вяч. Вс. Иванов, 1998, с. 94).

Сравнение языков позволяет заглянуть в их историю . Сходство языков свидетельствует об их общем происхождении. Недаром одним из ключевых понятий и тер­минов в генеалогической классификации языков является языковая семья : чем более сходны между собой языки, тем больше ве­роятность того, что они имели общего предка.

Подобные факты давно привлекали к себе внимание уче­ных. Но совершенно головокружительные открытия были сделаны в середине XVIII в., когда в Европе стали известны тексты, написанные на санскрите .

Английский востоковед В. Джонс , проработавший много лет в Индии, обратил внимание на то, что многие слова санскрита напоминают слова европейских языков. Дей­ствительно, сравним: солнце на санскрите – svar, брат – bhratar, три – tri. Ученые сделали вывод: когда-то су­ществовал язык, общий для предков современных европей­ских и индийских народов. Этот язык назвали праиндоевропейским.

Лучшие филологические умы XVIII–XIX вв. сформировали первый научный метод языкознания – сравнительно-исторический. Это – система научно-исследовательских приемов, используемых при изучении родственных языков для восстановления картины исторического прошлого языков и закономерностей их развития.

У истоков генеалогической классификации языков стоят учёные-основатели сравнительно-исторического языкознания. Франц Бопп (1791–1867) в работе «О системе спряжения санскрита в сравнении со спряжением в греческом, латинском, персидском и германских языках» указывал на необходимость системного сравнения грамматических форм. Расмус Раск (1787–1832), занимаясь происхождени­ем исландского языка, доказывал на фактическом материа­ле родство германских, латинского, греческого, литовско­го и славянских языков. Якоб Гримм (1785–1863) ис­следовал с помощью сравнительно-исторического метода историю германских языков.

В целом, важнейшим результатом сравнительно-исторического метода явилось не восстановление системы пра­языка (хотя ныне созданы словари и грамматики индоевропейского праязы­ка и даже экспериментальные тексты, написанные на нем), а обогащение суммы знаний об истории человечества. Сведения о генезисе отдельных народов, их контактах и передви­жениях, установление общих закономерностей языковой эво­люции, наконец, создание генеалогической классификации языков – все это было бы невозможно без применения срав­нительно-исторического метода (Б.Ю. Норман, 2004, с. 257–258).

Генеалогическая классификация предполагает деление всех языков мира на огромные объединения – семьи. Так, А.М. Камчатов, Н.А. Николина выделяют следующие языковые семьи:

1) индоевропейская;

2) семито-ха­митская;

3) кавказская;

4) уральская;

5) тюркская;

6) монгольская;

7) тунгу­со-маньчжурская;

8) китайско-тибетская;

9) малайско-полинезийская;

10) палеоазиатская;

11) эскимосская;

12) африканская;

13) индейская.

Кроме того существуют языки, чью принадлежность к какой-либо семье уста­новить не удается (А.М. Камчатов, Н.А. Николина, 2006, с. 202). Каждая семья делится на ветви, группы и подгруппы .

Усилиями нескольких поколений ученых была установ­лена индоевропейская языковая общность, получившая название индоевропейской языковой семьи . Из-за разной степени близости языков они разделяются на ряд ветвей , которые, в свою очередь, делятся на группы . Входящие в группы языки расчленяются на диалекты .

Рассмотрим наиболее полную классификацию индоевропейских языков А.А. Реформатского :

Индоевропейские языки учёный делит на следующие группы .

1. Индийская группа (всего более 96 живых языков):

1) хинди и урду (иногда объединяющихся общим названием хиндустани) - две разновидности одного новоиндийского литературного языка: урду – государственный язык Пакистана, имеет письменность на основе арабского алфавита; хинди (государственный язык Индии) - на основе староиндийского письма деванагари;

2) бенгали;

3) панджаби;

4) лахнда (лёнди);

5) синдхи;

6) раджастхани;

7) гуджарати;

8) мратхи;

9) сингальский;

10) непали (восточный пахари, в Непале);

11) бихари;

12) ория. (иначе: одри, уткали, в восточной Индии);

13) ассамский;

14) цыганский, выделившийся в результате переселений и миграций в V–X вв. н.э.;

15) кашмири и другие дардские языки.

16) ведийский – язык древнейших священных книг индийцев – Вед, сложившихся в первой половине 2 тыс. до н.э. (записаны были позднее);

17) санскрит. «Классический» литературный язык индийцев с III в. до н.э. по VII в. н.э. (буквально samskrta значит «обработанный», в противоположность prakrta «не нормализованный» разговорный язык); на санскрите осталась богатая литература, религиозная и светская (эпос, драматургия);

18) пали – среднеиндийский литературный и культовый язык средневековой эпохи;

19) пракриты – различные разговорные среднеиндийские наречия, от которых пошли новоиндийские языки; на пракритах написаны реплики второстепенных лиц в санскритской драматургии.

2. Иранская группа (более 10 языков; наибольшую близость обнаруживает с индийской группой, с которой объединяется в общую индоиранскую, или арийскую, группу):

1) персидский (фарси) – письменность на основе арабского алфавита;

2) дари (фарси-кабули) ? литературный язык Афганистана, наряду с пушту;

3) пушту (пашто, афганский) ? литературный язык, с 30-х гг. государственный язык Афганистана;

4) белуджский (балучи);

5) таджикский;

6) курдский;

7) осетинский; осетины – потомки аланов-скифов;

8) талышский;

10) прикаспийские (гилянские, мазандеранские) диалекты;

11) памирские языки (шугнанский, рушанский, бартангский, capыкольский, хуфский, орошорский, язгулямский, ишкашимский, ваханский) – бесписьменные языки Памира;

12) ягнобский.

13) древнеперсидский, авестийский и др. Подробнее

3. Славянская группа.

А. Восточная подгруппа.

1. Русский; наречия: северно- (велико-) русское – «окающее» и южно- (велико-) русское – «акающее». Русский литературный язык сложился на почве переходных говоров Москвы и ее окрестностей, куда с юга и юго-востока тульские, курские, орловские и рязанские диалекты распространили черты, чуждые северным говорам, бывшим диалектной основой московского говора, и вытеснившие некоторые особенности последних, а также путем усвоения элементов церковнославянского литературного языка. Кроме того, в русский литературный язык в XVI–XVIII вв. вошли различные иноязычные элементы. Письменность – на основе русского алфавита, переработанного из славянского – «кириллицы» при Петре Первом; древнейшие памятники – XI в. (они же относятся и к языкам украинскому и белорусскому); государственный язык Российской Федерации, межнациональный язык для общения народов Российской Федерации и сопредельных территорий бывшего СССР, один из мировых языков.

2. Украи"нский или укра"инский; до революции 1917 г. – малорусский или малороссийский; три основных наречия: северное, юго-восточное, юго-западное. Литературный язык начинает складываться с XIV в., современный литературный язык существует с конца XVIII в. на базе Поднепровских говоров юго-восточного наречия. Письменность – на основе кириллицы в ее послепетровской разновидности.

3. Белорусский; письменность с XIV в. на основе кириллицы. Диалекты – северо-восточный и юго-западный; литературный язык – на основе среднебелорусских говоров.

Б. Южная подгруппа.

4. Болгарский – образовался в процессе контактирования славянских диалектов с языком камских булгар, откуда и получил свое название. Письменность – на основе кириллического алфавита; древнейшие памятники – с X в. н.э.

5. Македонский.

6. Сербскохорватский; у сербов письмо – на основе кириллицы, у хорватов – на основе латинского; древнейшие памятники – с XII в.

7. Словенский (письменность – на основе латинского алфавита; древнейшие памятники – с X–XI вв.).

8. Старославянский – общий литературный язык славян средневекового периода, возникший на основе солунских говоров древнеболгарского языка в связи с введением письменности для славян (две азбуки: глаголица и кириллица) и переводом церковных книг для пропаганды христианства среди славян в IX–X вв. н.э. У западных славян был вытеснен латынью в связи с западным влиянием и переходом в католицизм; в виде церковнославянского – составной элемент русского литературного языка.

В. Западная подгруппа.

9. Чешский; письменность на основе латинского алфавита; древнейшие памятники с XIII в.

10. Словацкий; письменность на основе латинского алфавита. Польский; письменность на основе латинского алфавита; древнейшие памятники с XIV в.

12. Кашубский; утратил самостоятельность и стал диалектом польского языка.

13. Лужицкий (за границей: сорабский, вендский); два варианта: верхнелужицкий (или восточный) и нижнелужицкий (или западный); письменность – на основе латинского алфавита.

14. Полабский – вымер в XVIII в., был распространен по обоим берегам р. Лабы (Эльбы) в Германии.

15. Поморские диалекты; вымерли в средневековый период в связи с насильственным онемечиванием; были распространены по южному побережью Балтийского моря в Поморье (Померания). Подробнее

(Многие учёные отмечают, что наиболее близки к славянским по своему грамматическому строю и лексике языки балтийской группы. Это сходство учёные объясняют по-разному. Распространенной является гипотеза балто-славянского праязыка: от древнего праиндоевропейского языка отграничился относительно цельный язык, который потом разделился на балтийскую и славянскую ветви. По другой версии, прабалтийский и праславянский диалекты выделились из индоевропейского языка независимо друг от друга, а их особенная близость объясняется длительным соседством. Эта теория позволяет объяснить заметные расхождения между ними, особенно в лексике. Удивительны и некоторые различия между самими балтийскими языками даже в чрезвычайно устойчивой лексике, например в терминах родства: литовский и прусский сохранили индоевропейские названия: сын – соответственно sunus и souns , дочь – dukte и duckti , тогда как в латышском эти слова заменены другими – dcls и meita. Ранее группа балтийских языков была значительно шире по составу. В неё входил вымерший прусский(древнепрусский) язык. Его носители проживали в Юго-Восточной Прибалтике, к востоку от Вислы. К XVIII в. они полностью смешались с германцами и стали говорить на немецком языке. Кроме того, существовали и другие балтоязычные племена (например, голядь, ятвяги), пользовавшиеся своими диалектами. Когда-то балтийские языки звучали на гораздо большей территории, чем сейчас. Кроме Прибалтики балты населяли почти всю территорию современной Белоруссии, на юге доходя до нынешних Киевской, Житомирской, Ровенской областей Украины (здесь они оставили следы в виде географических названий, главным образом, рек). На востоке освоенные балтами земли простирались до нынешнего Подмосковья. Достаточно сказать, что такие географические названия, как Ока, Истра, Таруса, Серпухов, московские Яуза, Пресня, Неглинка, Лубянка, а скорее всего, и Москва (первоначально только река, город получил своё наименование по реке, на которой он стоит), – балтийского происхождения (А. Журавлёв, 1998, с. 415)).

4. Балтийская группа :

1) литовский; письменность – на основе латинского алфавита; памятники – с XIV в.;

2) латышский; письменность – на основе латинского алфавита; памятники – с XIV в.;

3) латгальский.

4) прусский – вымер в XVII в. в связи с насильственным онемечиванием; территория бывшей Восточной Пруссии; памятники – XIV–XVII вв.;

5) ятвяжский, куршский и др. языки на территории Литвы и Латвии, вымершие к XVII–XVIII вв.

5. Германская группа .

А. Северногерманская (скандинавская) подгруппа.

1. Датский; письменность – на основе латинского алфавита; служил литературным языком и для Норвегии до конца XIX в.

2. Шведский; письменность – на основе латинского алфавита.

3. Норвежский; письменность – на основе латинского алфавита, первоначально датская, так как литературным языком норвежцев до конца XIX в. был датский язык. В современной Норвегии – две формы литературного языка: риксмол (иначе: букмол) – книжный, более близкий к датскому, илансмол (иначе: нюнорск), более близкий норвежским диалектам.

4. Исландский; письменность – на основе латинского алфавита; письменные памятники – с XIII в. («саги»).

5. Фарерский.

Б. Западногерманская подгруппа.

6. Английский; литературный английский язык сложился в XVI в. н.э. на основе лондонского диалекта. В V–XI вв. – древнеанглийский (или англосаксонский), XI–XVI вв. – среднеанглийский и с XVI в. – новоанглийский. Письменность – на основе латинского алфавита (без изменений); письменные памятники – с VII в.; мировой язык, язык международного значения.

7. Нидерландский (голландский) с фламандским; письменность – на латинской основе; в Южно-Африканской Республике живут буры, переселенцы из Голландии, которые говорят на разновидности нидерландского языка, на бурском языке (иначе: африкаанс).

8. Фризский; письменные памятники – с XIV в.

9. Немецкий; два наречия: нижненемецкое (северное, Niederdeutsch или Plattdeutsch) и верхненемецкое (южное, Hochdeutsch). Литературный язык сложился на основе южнонемецких говоров, но со многими чертами северных (особенно в произношении), однако единства до сих пор не представляет. В VIII–XI вв. – древневерхненемецкий, в XII–XV вв. – средневерхненемецкий, с XVI в. – нововерхненемецкий, выработанный в саксонских канцеляриях и переводами Лютера и его сподвижников. Письменность – на основе латинского алфавита в двух разновидностях: готический и антиква; один из крупнейших языков мира.

10. Идиш (или йидиш, новоеврейский) – различные верхненемецкие диалекты, смешанные с элементами древнееврейского, славянских и других языков.

В. Восточногерманская подгруппа.

11. Готский.

12. Бургундский, вандальский, гепидский, герульский – языки древнегерманских племен на территории Восточной Германии.

6. Романская группа (до распада Римской империи и образования романских языков – италийская).

1. Французский. Литературный язык сложился к XVI в. на основе диалекта Иль-де-Франса с центром в Париже. Французские диалекты образовались в начале средневековья в результате скрещивания народной (вульгарной) латыни завоевателей римлян и языка покоренных туземцев-галлов – галльского. Письменность – на основе латинского алфавита; древнейшие памятники – с IX в. н.э. Среднефранцузский период – с IX по XV в., новофранцузский – с XVI в. Французский язык раньше других европейских языков приобрел международное значение.

2. Провансальский (окситанский); язык национального меньшинства юго-восточной Франции (Прованс); как литературный существовал в средние века (лирика трубадуров) и дожил до конца XIX в.

3. Итальянский; литературный язык сложился на почве тосканских диалектов, в частности говора Флоренции, возникших благодаря скрещиванию вульгарной латыни с языками смешанного населения средневековой Италии; письменность – на латинском алфавите, исторически – первый национальный язык в Европе.

4. Сардинский (или сардский).

5. Испанский; сложился в Европе в результате скрещивания народной (вульгарной) латыни с языками туземного населения римской провинции Иберии; письменность – на основе латинского алфавита (относится к каталанскому и португальскому).

6. Галисийский.

7. Каталанский.

8. Португальский.

9. Румынский; сложился в результате скрещивания народной (вульгарной) латыни и языков туземцев римской провинции Дакии; письменность – на основе латинского алфавита.

10. Молдавский (разновидность румынского); письменность – на основе русского алфавита.

11. Македоно-румынский (аромунский).

12. Ретороманский – язык национального меньшинства; с 1938 г. признан одним из четырех государственных языков Швейцарии.

13. Креольские языки – скрещенные романские с местными языками (гаитянский, маврикийский, сейшельский, сенегальский, папьяменто и др.).

Мертвые (италийские):

14. Латинский – литературный государственный язык Рима в республиканскую и императорскую эпоху (III в. до н.э. – первые века средневековья); язык богатых литературных памятников, эпических, лирических и драматических, исторической прозы, юридических документов и ораторского искусства; древнейшие памятники – с VI в. до н.э.; первое описание латинского языка дано Варроном в I в. до н.э.; классическая грамматика Доната – IV в. н.э.; литературный язык западноевропейского средневековья и язык католической церкви; наряду с древнегреческим – источник международной терминологии.

15. Средневековая вульгарная латынь – народнолатинские говоры раннего средневековья, которые при скрещивании с туземными языками римских провинций Галлии, Иберии, Дакии и т.д. породили романские языки: французский, испанский, португальский, румынский и т.д.

16. Оскские, умбрские, сабельские и другие италийские говоры сохранились в отрывочных письменных памятниках последних веков до н.э.

7. Кельтская группа .

A. Гойдельская подгруппа.

1. Ирландский; письменные памятники – с IV в. н.э. (огамическое письмо) и с VII в. (на латинской основе); является литературным и в настоящее время.

2. Шотландский (гэльский).

3. Мэнский – язык острова Мэн (в Ирландском море).

Б. Бриттская подгруппа.

4. Бретонский; бретонцы (в прошлом бритты) переселились после прихода англосаксов с Британских островов на континент Европы.

5. Валлийский (уэльский).

6. Корнский; на Корнуолле – полуострове юго-западной Англии.

Б . Галльская подгруппа.

7. Галльский; вымер с эпохи образования французского языка; был распространен в Галлии, Северной Италии, на Балканах и даже в Малой Азии.

8. Греческая группа :

1) новогреческий, с XII в.

2) древнегреческий, X в. до н.э. – V в. н.э.;

3) среднегреческий, или византийский, – государственный литературный язык Византии от первых веков н.э. до XV в.; язык исторических, религиозных и художественных памятников. Подробнее

Древнегреческий язык принадлежит к наиболее ранним, зафиксированным с помощью письменности индоевропейским языкам. Его древнейшие памятники относятся к XV–XI вв. до н.э. Эти памятники, написанные слоговым письмом, связаны с великой Крито-Микенской цивилизацией, задолго до античности колонизовавшей полуостров Пелопоннес и острова Эгейского моря. Первые дошедшие до наших дней памятники древнегреческого языка, созданные с помощью буквенного письма, датируются VIII–VII вв. до н.э. Благодаря столь древним памятникам письменности и удивительному богатству непрерывной письменной традиции данные греческого языка играют первостепенную роль в реконструкции индоевропейского праязыка. Как и латынь, древнегреческий язык оказал сильное влияние на религиозную, философскую, научную и культурную лексику всех языков Европы, в том числе русского. Знание древнегреческого языка во многих европейских странах до сих пор считается признаком образованности. Средневековый греческий иначе называют византийским. Население современной Греции говорит на новогреческом языке. Литературный новогреческий язык существует в двух вариантах: книжном, более архаичном – кафаревуса (буквально означает «очищенный») и разговорном – димотика («народный»). Сегодня трудно поверить, что такие привычные русские слова, как кровать, скамья, известь, тетрадь, лента, свёкла, оладьи греческого происхождения (А. Журавлёв, 1998, с. 418.

9. Албанская группа.

Албанский, письменные памятники – на основе латинского алфавита с XV в.

10. Армянская группа.

Армянский; литературный с V в. н.э.; содержит некоторые элементы, восходящие к кавказским языкам; древнеармянский язык – грабар – сильно отличается от современного живого ашхарабара. Армянское письмо создано в начале V в. Месропом Маштоцем с использованием некоторых принципов греческого письма и, возможно, арамейского.

11. Хетто-лувийская (анатолийская) группа.

1) хеттский; хёттско-неситский, известный по клинописным памятникам XVIII–XIII вв. до н.э.; язык Хеттского государства в Малой Азии;

2) лувийский в Малой Азии (XIV– XIII вв. до н.э.);

3) палайский в Малой Азии (XIV– XIII вв. до н.э.);

4) карийский;

5) лидийский – анатолийские языки античной эпохи;

6) ликийский.

12. Тохарская группа.

1) тохарский А (турфанский, карашарский) – в Китайском Туркестане (Синьцзяне);

2) тохарский Б (кучанский) – там же; в Куче доVII в. н.э. Известен по рукописям примерно V–VIII вв. н.э. на основе индийского письма брахми, обнаруженном при раскопках в XX в. (А.А. Реформатский, 1997, с. 411– 422). Подробнее

Упрощенная классификация индоевропейской семьи языков содержится в учебнике по теории языка Б.Ю. Нормана . Эта классификация удобна для запоминания. Учёный выделяет в составе индоевропейской семьи следующие группы: 1)индийская группа (хинди, урду, бенгали, панджаби, гуджарати, непали, цыганский и др.; из мертвых языков – ве­дийский, санскрит и др.); 2)иранская группа (персидский, дари, пушту, таджикский, курдский, осетинский и др.; из мертвых – древнеперсидский, авестиийский, скифский и др.); 3)славянская группа(русский, украинский, белорусский, бол­гарский, македонский, сербский, хорватский, словен­ский, чешский, словацкий, польский, лужицкий; из мерт­вых – старославянский, полабский); 4)балтийская группа (литовский, латышский, из мертвых – прусский); 5)германская группа(датский, шведский, норвежский, ислан­дский, английский, немецкий, фризский, нидерланд­ский, идиш и др.; из мертвых – готский); 6)романская группа (французский, итальянский, испанский, португальский, каталанский, румынский, молдавский, ретороманский и др.; из мертвых – латинский); 7)кельтская группа (ирландский, шотландский, бретонский, валлийский; из мертвых – галльский и др.); 8)греческая группа (новогреческий и мертвый древнегречес­кий); 9)албанская группа (албанский); 10)армянская группа (армянский); 11)хеттская группа (мертвые – хеттский и лувийский языки в Малой Азии); 12)тохарская группа (два мертвых тохарских языка в Западном Китае).

Индоевропейская языковая семья является самой многочисленной, насчитывающей свыше 150 языков.

А.А. Реформатский кроме индоевропейской называет следующие языковые семьи:

А . Западная группа: абхазско-адыгские языки.

1. Абхазская подгруппа.

Абхазский; диалекты: бзыбский – северный и абжуйский (или кадбрский) – южный; письменность – до 1954 г. на основе грузинского алфавита, потом – на русской основе.

Абазинский; письменность – на основе русского алфавита.

2. Черкесская подгруппа.

Адыгейский.

Кабардинский (кабардино-черкесский).

Убыхский (убыхи эмигрировали при царизме в Турцию).

Б. Восточная группа: нахско-дагестанские языки.

1. Нахская подгруппа.

Чеченский; имеют письменность на русской основе.

Ингушский.

Бацбийский (цова-тушинский).

2. Дагестанская подгруппа.

Аварский.

Даргинский.

Лезгинский.

Табасаранский.

Эти пять языков имеют письменность на русской основе. Остальные языки – бесписьменные.

3. Южная подгруппа: картвельские (иберийские) языки.

1) Мегрельский.

2) Лазский (чанский).

3) Грузинский: письменность – на грузинском алфавите с V в. н.э., богатые литературные памятники средневековья; говоры: хевсурский, картлийский, имеретинский, гурийский, кахетинский, аджарский и др.

4) Сванский.

Вне группы –баскский язык

Кавказ - особая историко-этнографическая область с очень сложным этническим составом. Наряду с народами, насчитывающими миллионы человек, здесь обитают множество этносов, чья численность не превышает нескольких тысяч человек. Большая часть их принадлежит к северокавказской семье языков. Анализ лингвистических и археологических данных позволяет предположить, что предки народов северокавказской языковой семьи - автохтонное население Кавказа. Возведение абхазо-адыгской ветви к древнему хаттскому языку и связь нахско-дагестанских языков с хуррито-урартскими - темы, привлекающие многих лингвистов. Однако связи эти на данный момент гипотетичны, и о происхождении современных северокавказских этносов от населения Урарту и государства хаттов сегодня также можно говорить лишь как о гипотезе.

С древних времен и особенно в средние века население Северного Кавказа находилось в постоянном контакте с разного рода кочевыми племенами. В I тыс. до н.э. и в начале нашей эры степное Предкавказье служило кочевьем для ираноязычных киммерийцев, скифов, сарматов, затем аланов. В IV в. на Кавказ пришли гунны, за ними - тюркский племенной союз акациров. В V в. их сменили новые тюрки-сабиры. В VI в. из_за Волги пришли тюрки-авары. В начале VII в. в Предкавказье возникает мощная конфедерация разных тюркских племен под названием Великая Болгария. Потом были Хазарский каганат, печенеги, Аланское царство, Золотая Орда. Все эти кочевники влияли на язык и культуру северокавказских народов. Часть кочевников (тюркоязычных, ираноязычных) оседала в предгорьях и горах Кавказа, становясь соседями автохтонного населения.

Языки и письменность

Объединить нахско-дагестанские и абхазско-адыгские языки в северокавказскую языковую семью (надсемью) предложил лингвист С.А. Старостин. Он руководствовался наличием в этих языковых группах существенных лексических схождений. У этой гипотезы достаточно противников среди лингвистов, но в этнографическом плане вполне правомерно рассматривать северокавказские народы в единстве из-за сходных условий проживания и общих черт материальной и духовной культуры.

К языкам абхазско-адыгской группы принадлежат абхазский, абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский и убыхский (в настоящее время считается вымершим). Абхазы живут в Абхазии, Аджарии, Турции и Сирии. В последних двух странах известны как черкесы. Есть абхазы и в России.

По языку и происхождению к ним близки абазины, живущие в Карачаево-Черкесской Республике, некоторых районах Ставропольского края и в Турции. Адыгейцы, кабардинцы и черкесы называют себя одинаково - адыгэ, адыги. Адыгейцы живут в Адыгее, некоторых районах Краснодарского края, в Турции, Сирии, Иордании и на Балканах. Кабардинцы и черкесы проживают в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, а также (как и адыгейцы) в Сирии и Иордании. Среди адыгских народов выделяют также шапсугов, проживающих в Туапсинском районе, Лазоревском районе г. Сочи Краснодарского края, а также в Турции, Сирии, Иордании. За границей России все адыги известны как черкесы.

К нахско-дагестанской ветви относятся языки вайнахские и дагестанские. Вайнахские - языки чеченцев, ингушей и бацбийцев. Бацбийцы в России не живут, все они сконцентрированы в единственном селе Земо-Алвани (Ахметский район, Грузия). Чеченцы живут в Чечне, а также в Дагестане (аккинцы). Расселены по многим регионам России, проживают также в Казахстане. Ингуши живут в самом мононациональном субъекте Федерации - Республике Ингушетия.

Дагестанскую группу составляют аваро-андо-цезские, лезгинские, лакско-даргинские, а также арчинский и удинский языки. Носители аваро-андо-цезских языков занимают западные районы Дагестана, лакцы и даргинцы живут к востоку от них, народы, говорящие на лезгинских языках, на юге Дагестана, в Северном Азербайджане и в отдельных районах Грузии. Современная письменность всех языков северокавказской семьи основывается на кириллице.

Основные занятия и материальная культура

Традиционные хозяйственные отрасли северокавказских народов - земледелие (выращивали просо, овес, кукурузу, ячмень), животноводство (отгонное, особенно популярно овцеводство), виноградарство и виноделие. Отлично развиты ремесла. Издавна широко распространены гончарное дело, производство металлической посуды, чеканка, изготовление ковров, бурок, ковка холодного оружия и его украшение. Далеко за пределами Дагестана, например, известен своими мастерами аул Кубачи: слова «кубачинский кинжал», «кубачинская сабля» не просто обозначают место изготовления оружия, а являются признанной во всем мире маркой - гарантией качества и высокого художественного уровня изделия.

Тип традиционного жилища на Северном Кавказе сильно зависел от типа местности. В горах это были, как правило, одно- и двухэтажные каменные дома с толстыми стенами, плоскими крышами, иногда с боевыми башнями. Застройка была плотная, ярусная. Крыша дома, построенного ниже по склону, часто служила двором для дома, построенного выше. Родственники, как правило, селились рядом, образуя целые семейные кварталы. На равнине традиционная северокавказская постройка - турлучная или саманная, с двухскатной или четырехскатной крышей.

Пища

Основу повседневного рациона народов Кавказа долгое время составляли пресные лепешки и кислый лаваш из пшеничной, ячменной, ржаной или овсяной муки. У адыгов вместо хлеба часто использовалась густая просяная каша. В горах, где было развито отгонное скотоводство, употребляли молочные продукты, особенно сыр. На равнине хлебо-молочная диета дополнялась овощами. Мясо ели редко. К настоящему времени существенно увеличилось потребление мясных блюд, овощей, фруктов.

Общество

В общественном укладе северокавказских народов долгое время сохранялись следы «военной демократии». Самоуправляемые сельские общины «вольные общества» были независимыми от феодалов не только в хозяйственном, но и в политическом отношении. Широко был распространен обычай аталычества, когда ребенка отдавали на воспитание в чужую семью до совершеннолетия. Не менее широко среди всех северокавказских народов были распространены (и отчасти сохраняются по сей день) различные обычаи избегания: женой - мужа в определенных ситуациях и его старших родственников, мужем - старших родственников жены и т.п. Огромную силу имеют обычаи, связанные с гостеприимством. Почти в каждом доме есть специальные гостевые комнаты (кунацкие). Большая патриархальная семья разрушилась к концу XIX в. Теперь на Северном Кавказе преобладает малая семья, в которой, правда, по-прежнему сильны патриархальные отношения.

Религия и духовная культура

В древности народы Северного Кавказа были язычниками - поклонялись огню, духам мест, явлений природы. С VI по XVIII в. в регион активно устремились православие и ислам. Сегодня большинство верующих представителей народов Северного Кавказа - мусульмане-сунниты. Немало и христиан. Прежние верования, правда, исчезли не полностью, влившись в местные варианты двух мировых религий в виде локальных обрядов и святых мест, староязыческих, но получивших мусульманское или христианское толкование.