Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу стихотворения “Незнакомка”? Как в приведённом стихотворении соотносятся состояние природы и настроение лирического героя? Лирический герой Бунина: кто он

В стихотворении А. Блока “Незнакомка” эмоциональное состояние лирического героя в начале и в конце произведения различно. Так, в первых строфах перед нами предстает пошлый, низкий мир, который окружает героя и который так ненавистен ему. Дикий, глухой воздух, канавы, пьяные окрики, детский плач, женский визг вызывают у него отвращение, презрение ко всему вокруг. Лирический герой “смирен и оглушен”, он чувствует тоску и одиночество…

Но как меняется душевное состояние героя, когда “девичий стан” незнакомки “в туманном движется окне”! Закованный “странной близостью”, за темной вуалью красавицы он уже видит не пьяниц “с глазами кроликов”, пыль и грязь, а “очарованную даль”… “Бездонные” очи незнакомки заставляют лирического героя познать истину, поверить в себя, в то, что в его “душе лежит сокровище”.

Так меняется эмоциональное состояние героя от начала к концу стихотворения.


Другие работы по этой теме:

  1. Лирический герой поэмы В. В Маяковского “Облако в штанах” страдает. Он, “хмурый, декабрый”, чувствует тоску и одиночество, потому что возлюбленная не пришла на свидание. Казалось...
  2. Стихотворение “Зимнее утро” условно можно разделить на две части. В первом шестистишие секстине. описывается настроение лирического героя в предыдущий вечер, когда “вьюга злилась”, мрачные тучи...
  3. Внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную даму, описать не сложно. Он видит себя в роли рыцаря, давшего обет вечного служения своей возлюбленной. Лирический герой взволнован...
  4. 1. ПРОБЛЕМА В данном для анализа тексте поэт размышляет о воодушевлении женской красотой. 2. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ Автор описывает женскую красоту как непобедимую силу, способную сводить...
  5. Когда речь заходит о творческом наследии русского поэта Александра Блока, многие нередко вспоминают хрестоматийное стихотворение Незнакомка”, написанное в 1906 году и ставшее одним из лучших...

Тема урока « Настроение лирического героя в пейзажной лирике А.С.Пушкина»

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Вид урока: урок-исследование ; класс разделен на 4 группы.

Цели урока :

учебная: помочь учащимся сопоставить «зимние» стихотворения А. С. Пушкина,

выявив их эмоциональную окрашенность, цветовую палитру,

звуковые образы; выявить стилистический потенциал слов,

использованных поэтом.

развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности

учащихся,

развивать речь, творческие и коммуникативные

способности, аналитическое мышление;

воспитывающая: настроить на восприятие стихотворений о зимней природе,

пробудить личные впечатления, переживания, связанные

с зимними картинами;

создать эмоциональный настрой, обучить умению слушать

музыку и воспринимать смежные виды искусства.

Оборудование: запись музыки Г. В. Свиридова «Метель»;

запись стихотворений ,

репродукции картин русских художников,

компьютер, слайды, раздаточный материал.

    Организационный момент.

    Вступительная беседа и постановка целей урока.

Перед нами иллюстрации картин Шишкина, Поленова, Кустодиева. Что изображено на них? / слайд № 2

Какое настроение передает зимний пейзаж?

А что такое пейзаж? / Пейзаж - изображение природы в искусстве / слайд №2

Перед нами изображение пейзажа в живописи. Попробуйте описать одну из картин, не употребляя традиционное «белый снег», «голубое небо», «яркое солнце».

Видите, как непросто это сделать. Не хватает слов!

Вывод № 1 : Картины природы труднее изобразить средствами литературы.

- А если предложить задачу потруднее: не просто описать словами картину, а так чтобы получились стихи? Вот такую сложную задачу решал А.С. Пушкин, когда писал свои стихи о зиме. Вот послушайте...

2. Прослушивание записи стихотворений А.С.Пушкина / слайды № 3-6, Словарик слайд №11

Однообразен ли зимний пейзаж в этих стихотворениях? Какие краски, звуки для него характерны? Вот на эти вопросы мы ответим сегодня на уроке, проведя исследование – наблюдение над эмоциональной окрашенностью этих стихотворений.

Прежде чем приступить к исследовательской деятельности, давайте сформулируем гипотезу: Настроение лирического героя можно передать через описание состояния природы / Слайд № 1 )

- Что объединяет эти стихотворения поэта? (Относятся к пейзажной лирике.

Пейзажная лирикалирические стихотворения, в центре которых находятся образы природы)

А чем различаются? (Настроением)

Найдите в тексте то, что создаёт настроение. ( Эмоционально окрашенную лексику).

    Исследовательская работа.

1. Давайте выявим эмоциональную окрашенность этих стихотворений.

Найдите и выпишите из текста стихотворений позитивно и негативно окрашенные слова. Учащиеся в группах работают самостоятельно, о результатах своих мини-исследований сообщают всему классу, все наблюдения фиксируются в тетрадях.

1-ая группа стихотворение «Зимний вечер»,

2-ая группа – стихотворение «Зимнее утро»,

3-я группа – стихотворение « Зимняя дорога»,

4-ая группа – стихотворение «Бесы».

Позитивно окрашенные слова

Негативно окрашенные слова

1-я группа «Зимний вечер»

Добрая подружка, веселей

Буря, мгла, вихри, завоет, как зверь, заплачет, ветхая лачужка, печальна, темна, завывание, утомлена, бедная юность, с горя

2-я группа «Зимнее утро»

Солнце, (день) чудесный, друг прелестный, красавица, звездою (севера), великолепными (коврами), блестя на солнце, (речка) блестит, янтарный блеск, озарена, весёлый (треск), приятно (думать), друг милый

Вьюга злится, мгла носилась, тучи мрачные, печальная

3-я группа «Зимняя дорога»

Тройка борзая, к милой, раздолье удалое, звучно стрелка часовая,

По дороге зимней, скучной, скучно, грустно,

путь мой скучен, глушь, утомительно гремит, колокольчик однозвучный, сердечная тоска, печальные поляны, печальный свет,

4-ая группа «Бесы»

Белеющие равнины, луна освещает снег

Мчатся, вьются тучи, коням тяжело, мутно небо, ночь мутна, неведомые равнины, бес водит, страшно, следа не видно, сбились мы, одичалый конь, вюга злится, плачет, закружились бесы, жалобный визг

Вывод № 2

Слова, использованные Пушкиным в стихотворениях, помогают нам понять внутреннее состояние лирического героя.

В стихотворении «Зимний вечер» лирическому герою тоскливо, грустно, и это состояние передано при помощи негативно окрашенных слов, которые преобладают в стихотворении.

В стихотворении «Зимнее утро» лирический герой ликует, радуется, восхищается, и поэтому в стихотворении преобладают позитивно окрашенные слова.

В стихотворении «Зимняя дорога» негативно окрашенные слова усиливают чувство

скуки, сердечной тоски, грусти лирического героя.

В стихотворении «Бесы» негативно окрашенные слова, рисуя силу стихии природы, усиливают чувство тревоги, страха, неопределенности и незащищенности лирического героя.

Анализируя лирическое произведение, будем помнить, что лирический герой личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия. / слайд №12 , запись в тетрадях .

2. Очень важно время написания стихотворений: оно помогает объяснить душевное состояние поэта. Выступление представителей групп с домашним заданием.

1-ая группа. Стихотворение «Зимний вечер» написано в 1825 году. Поэт в это время находился под домашним арестом в ссылке, в Михайловском,. На душе тогда было неспокойно, одиноко, тревожно. Поэт признавался в письмах друзьям: «Михайловское душно для меня…», «Мне скучно в деревне», «Скучно - мочи нет», «Мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство».

2-ая группа . Стихотворение «Зимнее утро» написано в 1829 году. Поэт в это время чувствовал себя спокойно и умиротворенно, поэтому понятно, почему так радостно воспринимается красота зимнего пейзажа:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

3-я группа. Стихотворение «Зимняя дорога» создавалось в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском. Так что настроение автора соответствует настроению лирического героя.

4-ая группа . Стихотворение «Бесы» (1830) - одно из самых тревожных стихотворений Пушкина - написано в Болдино в преддверии холерного карантина и знаменует собой кризисное душевное состояние поэта, обусловленное личными причинами. Это стихотворение – отклик на трагические события в духовной и творческой жизни поэта.

3. Посмотрите на картину художника Грабаря. С каким стихотворением она у вас ассоциируется? («Зимнее утро»). А теперь послушайте музыку Свиридова «Метель». К каким стихотворениям она подходит? («Зимний вечер», «Бесы») Для того чтобы понять, почему со стихотворением «Зимний вечер» у нас ассоциируется звуковые образы, а со стихотворениями «Зимнее утро», «Бесы» - зрительные, давайте выполним ещё два исследования. Давайте выпишем из стихотворений слова, обозначающие звуки, и слова, обозначающие цвет.

Группа, название стихотворения

Слова, обозначающие звук

1-я группа «Зимний вечер»

Завоет, заплачет, зашумит, замурчит, приумолкла, завыванье, жужжанье, спой.

2-я группа «Зимнее утро»

Трещит, треск.

3-я группа «Зимняя дорога»

Колокольчик гремит, слышится, смолкнул ямщик, звучно стрелка часовая, однозвучный колокольчик

4-ая группа «Бесы»

Колокольчик дин-дин-дин, мчатся, вьются(тучи), вьюга злится, плачет, закружились бесы, жалобно поют, визг жалобный, вой

Вывод № 3

В стихотворениях «Зимний вечер», «Бесы» преобладают слова, обозначающие звуки. С помощью этих слов поэт передаёт завывание метели и таким образом воздействует на наше воображение.

Группа, название стихотворения

Слова, обозначающие цвет

1-я группа «Зимний вечер»

Темна

2-я группа «Зимнее утро»

Мутное (небо), бледное (пятно), желтела, голубые (небеса), блестя, (лес) чернеет, (ель) зеленеет, янтарный блеск, (кобылка) бурая

3-я группа «Зимняя дорога»

Ни огня, ни черной хаты

4-ая группа «Бесы»

Мутно (небо), (ночь) мутна, чистое поле, сверкнул, белеющие равнины

Вывод № 4

В стихотворении «Зимнее утро» преобладают слова, обозначающие цвет. С помощью этих слов поэт передаёт красоту зимнего пейзажа.

4. Как поэт добился того, что у него получились такие яркие и выразительные стихотворения? (Использовал средства выразительности языка )

С какой целью он их использовал? Оформите результаты работы в виде кластера на доске. Слайд № 9

Передать звуки, игру света,

цвет природы Передать настроение

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКА


Стихотворения

о природе


5. Обобщим наблюдения, составив связное высказывание по плану. Речевые опоры помогут оформить ваши размышления.

Выступление 1-ой группы.

Схема-опора для ответа учащихся № 1.

В стихотворении «Зимний вечер» настроение поэта ______(грустное), ________(печальное), потому что оно отражает реальность быта опального поэта, чьим единственным спутником была няня Арина Родионовна

Для точного выражения чувств используются_______(эпитеты), выраженные прилагательными в краткой форме, лачужка _______(печальна), _______(темна).

_________(олицетворения) , рисующие бурю: то она завоет, то заплачет, то в окошко застучит - помогают образно представить разыгрывающуюся стихию.

Интересны и_________(сравнения) , характеризующие разыгрывающую бурю. То это_____ («то, как зверь, она завоет»), то это _______(«то заплачет, как дитя»). Такие разные _______ (сравнения) использует поэт для более точного выражения______(чувств) лирического героя.

Выступление 2-ой группы.

Схема-опора для ответа учащихся № 2.

Стихотворение «Зимнее утро» проникнуто_____________(радостным) настроением. Об этом говорят_____________(восклицания) поэта: «Мороз и солнце; день чудесный!»,«Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!». Яркие и звучные________(эпитеты):_______ (день), _______ (друг),_________ (ковры),______ (друг), ______(берег) – показывают на силу чувств поэта, счастье, которое его переполняет. Именно они, ________(эпитеты), помогают поэту передать свою______, ________, _______(радость, бодрость, восторг). Интересно, что поэт __________
(противопоставляет) великолепие зимнего утра вчерашней буре, такой прием называется _________(антитеза) . Если утром «Мороз и солнце; день чудесный!», то ему, великолепному утру, предшествовал такой вечер, когда « вьюга злилась», «мгла носилась». __________ (антитеза ) используется Пушкиным для усиления ________

(радостного) настроения. Казалось бы, слова из второй строфы «мутном, бледное, мрачные, чернеет, зеленеет, бурую, пустые » должны омрачить картину________ (чудесного ) утра, но этого не происходит, потому что много светлых, световых слов: ________, _______, _________, ________, ________, _________, ________ (солнце, звездою, блестя, прозрачный, блестит, блеском, озарена).

Выступление 3-ей группы.

Схема-опора для ответа учащихся № 3.

Как тосклив и однообразен путь в стихотворении А. С. Пушкина "Зимняя дорога"! Поэт называет дорогу _______(скучной), ведь вокруг лишь "глушь и снег". Зима надежно укутала природу покрывалом, и мир уснул. Замерло все вокруг, и в этой тишине поэт ощущает себя_______(одиноким ), ________(лишним ). Свое________(настроение ) Пушкин пытается передать через образ луны, которая "пробирается" сквозь облака на ночном небе и "льет печально свет" на безмолвные "печальные поляны". Природа, как спящая красавица, дремлет, и любые звуки кажутся чуждыми, неуместными. Поэтому-то и гремит "утомительно" колокольчик под дугой бегущей по снегу тройки. Ощущение _________(одиночества ) и _________(заброшенности) пробуждает в сердце поэта _____(тоску ) по людям, по теплому очагу, поэтому и поющий свои долгие песни ямщик представляется Пушкину родным человеком, почти другом. А вокруг - "ни огня, ни черной хаты", лишь "зимняя, скучная" и однообразная дорога.

Стихотворение «Зимняя дорога» построено на _________( антитезе ). Мотиву дороги, этому долгому и утомительному пути, здесь __________(противопоставлен) домашний уют.

В стихотворении _______ (пейзаж) соответствует___________(состоянию души) лирического героя.Именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни. Это стихотворение философского содержания. Тема его гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека.

Выступление 4-ой группы

Схема-опора для ответа учащихся №4

Рисуя образ луны, автор использует ________________ (сравнение, эпитет): «невидимкою луна», что передаёт чувство (тревоги, беспокойства, неопределённости, незащищённости). Такой сказочной необычной делают луну ______________(мчащиеся тучи, летучий снег). _______________ (сравнение, эпитет), «мутно небо», «ночь мутна» тоже подчёркивает сложность положения путников, так как вокруг «снег летучий», «вьюга …слипает очи».

Таким образом, эпитеты и сравнения помогли А.С. Пушкину создать _________________ (яркую, образную, запоминающуюся, реальную, живую) картину зимней вьюги.

Особую роль в стихотворении «Бесы» играют _________ (повторы) строк:

« Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.» Перед нами_______(повторы) самостоятельного предложения, которое гармонично вплетается в структуру стихотворения. Повторяя их несколько раз, в начале, середине и в конце стихотворения, А.С. Пушкин считает их наиболее значимыми, потому что они усиливают _______________ (динамику, движение общей картины стихотворения; показывают силу стихии природы) , усиливают _________________

(чувство тревоги, усиливают чувство страха).

Ритмические повторы подчёркивают _________ (одиночество, незащищённость) человека в окружающем мире, но в то же время ритм очень динамичен и не вызывает у читателя чувства ____________(страха, обречённости).

Вывод № 5

К какому выводу мы пришли? Продолжите предложение:

Рисуя природу, А. С. Пушкин изображает … (внутренний мир лирического героя ). Природа соотносится с переживаниями человека.

Каким мы видим лирического героя во всех этих произведениях? (Он разный: то грустный, то весёлый, ему то скучно, то радостно. Лирический герой Пушкина умеет печалиться и восхищаться.)

    Подведение итогов.

Пушкин – мастерски передает настроение лирического героя через описание состояния природы. Пейзаж совпадает у поэта с определенным состоянием души лирического героя, которое автор мастерски облекает в слова, но в этих словах всё: краски, звуки, эмоции.

V . Рефлексия./ Слайд № 10

Что особенно запомнилось на уроке?

Что понравилось?

Каких целей я достиг?

    Домашнее задание.

Выучить понравившееся стихотворение наизусть

Стихотворение Пушкина “Зимнее утро”, созданное им в 1829 году, является, пожалуй, одним из самых известных произведений поэта. Радостные, солнечные интонации, прекрасный язык, яркие образы – стихотворение моментально поднимает настроение, настраивает на “светлый” лад.
В “Зимнем утре” встречаются и сливаются воедино две темы – тема красоты природы и тема любви. Лирический герой будит свою возлюбленную ранним зимним утром, чтобы та полюбовалась на это чудо природы, не пропустила ту красоту, которую оно являет собой:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись…
Уже в первой строфе отчетливо звучит тема любви. Благодаря обращениям, общей интонации мы чувствуем отношение героя к его возлюбленной – нежное, вдохновенное, трепетное.
Герой рад, что новый день несет свет, радость, надежду. Ведь еще совсем недавно – вечером – все было по-другому: “Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась…” И это описание относится не только к состоянию природы. Возможно, буря пронеслась и между героями, внесла разлад в их отношения, испортила настроение: “И ты печальная сидела…”
Однако сегодня все это осталось лишь в воспоминаниях. Сегодня – резкий контраст с тем, что было вчера. В стихотворении Пушкин дает точную и красочную картину русской зимней природы, зимнего пейзажа:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Как можно не любить все это, не восхищаться этим, не питаться силами от таких картин!
Однако все изменилось не только за окном. Свет прекрасного зимнего утра озарил и комнату героев, сделал ее теплой и уютной:
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
В такое утро “приятно думать у лежанки”, однако хочется и насладиться природой, ведь сколько удовольствий и красоты таит в себе русская зима! Герой мечтает:
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
А затем – опять вернуться в теплую комнату и насладиться обществом и любовью “прелестной красавицы”.
Таким образом, “Зимнее утро” Пушкина пронизано оптимизмом, любовью к жизни и ко всем ее проявлениям. Можно сказать, что это, в некоторой степени, философское стихотворение. Оно говорит о единстве всего живого – человека и природы, о существовании их по единым, вселенским, законам. Кроме того, это очень оптимистичное стихотворение – поэт утверждает, что после всякой бури наступает просветление, успокоение, светлая полоса.
“Зимнее утро” – это и глубоко патриотическое стихотворение, ибо оно наполнено любовью и восхищением перед родной природой, красотой родины. Поэт подчеркивает, что родная природа поддерживает его героя, придает ему душевные силы и желание жить.
Возлюбленная лирического героя предстает в этом стихотворении как дитя родной природы, одно из ее чудес, такое же, как дивный воздух, свет, лес, река. Лирический герой не перестает восхищаться всеми ими, любуется своей “красавицей”, радуется великолепному “зимнему утру”. Оно стало не только первым хорошим днем после ненастья. Оно принесло лад и в отношения между героями, стало началом “светлой полосы” в их жизни, в их отношениях.
Таким образом, название стихотворения – “зимнее утро” – превращается в символ: светлого начала, радостного периода, счастья.
Данное произведение, на мой взгляд, типично для А. С. Пушкина. Оно наполнено характерными “пушкинскими” настроениями: оптимизма, любви к жизни и всему живому, патриотизма, философского единения с природой и подчинения ее законам.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную даму, описать не сложно. Он видит себя в роли рыцаря, давшего обет вечного служения...
  2. “Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей,...
  3. Роман “Герой нашего времени” – первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В предисловии к роману...
  4. Действие происходит в 1890–1918 гг. Произведение написано в форме воспоминаний автора о своем сверстнике, молодом английском офицере, погибшем во Франции...

Об Иване Алексеевиче Бунине многие знают благодаря его выдающимся цикле рассказов «Темные аллеи» и романе «Жизнь Арсеньева», эти произведения покорили сердца многих читателей и получили наивысшие оценки критиков.

Но немногие осведомлены о том, что Бунин был и талантливейшим поэтом, и считал себя, прежде всего, поэтом, а только потом – прозаиком.

Поэтический склад ума и восприятие действительности прослеживается у этого писателя даже в его повестях и рассказах. Даже сложная, и в чем-то трагическая судьба самого Бунина говорит о том, что этот человек всегда желал оставаться верным самом себе, своему взгляду на мир и на жизнь. Несмотря на то что он был вынужден покинуть свою любимую родину после разрушительной Октябрьской революции, Бунин оставался преданным и верным России всю свою жизнь, его творчество напрямую связано с менталитетом его страны и пропитаны безграничной любовью к родине.

Лирический герой Бунина: кто он?

Ключевым состоянием лирического героя Ивана Алексеевича в его стихотворениях можно назвать одиночество и эмоциональный кризис. Он обыгрывает эту тему в самых различных направлениях, и довольно контрастно преподносит читателям душевное состояние своих героев. Порой одиночество – это благодать и наслаждение для человеческой души, а порой – это мрачная темница, заточение в которой – проклятье для его лирической души.

Стихотворение «Запустение » показывает удручающее и отчаянное состояние лирического героя Бунина, но и одновременное – его пылкое желание обрести душевный покой, жить в ладу со собственным внутренним и порой жестоким внешним миром. В поэзии Бунина в большей степени акцентирована природа, через нее поэт и писатель пытается показать внутренний мир и тонкие, лирические переживания своего героя. Именно через природу Бунин желает обрести гармонию в жизни и спокойствие на душе.

Связь героя с природой

Такое общение с природой раскрыто в стихотворении «Как в апреле по ночам в аллее », поэт показывает любимое время суток героя – ночь и его любимое место для размышлений. Чувствуется, что через природу лирический герой Бунина хочет стать ближе к Богу, лучше понять и ощутить самого себя. Символизм, который использует Бунин, говорит о том, что его герой не случайно приходит на одно и тоже место ночью, сравнение этой поры с апрелем указывает но то, что лирический герой ищет обновления и возрождения, котором символизирует такое время года, как весна.

Через слова автор о природе мы можем понять настроение и мысли героя, мы поможем ощутить те переживания, которые на душе у героя, а значит – и у самого Бунина. И герой, и автор грустят о тех силах и молодости, которые уже пережиты, пытаются принять прошлое и заглянуть в будущее.

Лаконичность Бунина, которая воплощена в этом небольшом стихотворении, является тем неоспоримым достоинством, при помощи которого наиболее глубоко раскрывается небольшая история состояния души лирического героя. В стихотворении описана грусть и печаль человека, но мастерство лирики Бунина делает его легким и светлым, ночь и темнота, которая показана там, не страшит и не вызывает темных мыслей. Бунин наделяет своего героя отчасти безмятежным настроением и рассказывает о его впечатлениях красочными и незабываемыми словами.