ЕГЭ: задание В2

Части речи

Это задание поражает по широте материала. Части речи изучают с 5 по 7 класс, и теперь все знания надо применить, отвечая на этот вопрос.

Что ж, попробую как-нибудь сократить материал, чтобы не получилось 3 школьных учебника.

В задании просят выписать из текста определённую часть речи. Иногда даже разряд этой части речи. Давайте пробежимся по ним галопом.

Существительное

Обозначает предмет. В грамматике предмет — всё, что отвечает на вопрос кто?/что? и обладает конкретикой значения. Даже «ведьмак» — предмет, его «Предназначение» — предмет и «белизна» его волос — предмет. Обратите внимание на конкретику. Одно дело, вам говорят «пришло вдохновение». Пусть вы и не знаете, как оно выглядит, но при слове «вдохновение» представляете хотя бы что-нибудь. Оно существительное, имеет свои признаки: неожиданное вдохновение, скажем. Другое дело, вам скажут: «пришло нечто». В отрыве от текста «нечто» не имеет никаких признаков, потому что оно слово-заменитель, то бишь местоимение.

Прилагательное

Описывает предмет. И тоже с конкретикой. То есть, «ведьмак» будет «быстрый», «целеустремлённый», «беловолосый». Это всё прилагательные. А если «ведьмак какой-то», тут снова местоимение, нет конкретики.

У прилагательных спрашивают разряды. Их три:

качественные : можно проверить, ставя в сравнительную степень. Первые два наших прилагательных для ведьмака — качественные (быстрее, целеустремлённее). Но иногда степень не образуется, а прилагательное всё-таки качественное, потому что показывает качество предмета без связи с чем-то другим. Есть ещё абсолютные качества, которые просто не поставишь в сравнительную степень: голый, мёртвый, хромой.

относительные : они как раз наоборот соотносятся , имеют связь с чем-то другим. То есть эти прилагательные всегда можно «распилить». Почему ведьмак «беловолосый»? Потому что у него «белые волосы». Распилили. Почему дом «каменный»? Потому что он «из камня». Распилили. Видим связь с чем-то другим.

Теперь вам задание: найдите относительные прилагательные.

Бежевый, левый, московский, осенний, грубый, молочный, тройной, слабый, хитрый, подготовительный.

Московский — из Москвы, осенний — с осени, — молочный — из молока, тройной — из троих, подготовительный — для подготовки

Обратите внимание, что у относительных прилагательных характерной чертой являются суффиксы -СК-, — ЕНН- и им подобные.

притяжательные : тоже как относительные соотносятся, но имеют два отличия. 1) Соотносятся только в значении принадлежности (кому этот предмет принадлежит). 2) Имеют суффиксы — ИЙ-, — ОВ-, — ЕВ -, -ИН-, -ЫН-.

Притяжательных прилагательных очень мало в языке и они редки, архаичны. Нам проще сказать, что дом принадлежит отцу, чем «отцов дом». Обычно их употребляют, говоря о животных: «заячий, лисий» (заметьте -ИЙ- тут суффикс, так как при склонении не пропадает: лись(й)его, лись(й)ему, в отличие от окончания -ИЙ: синий, синего, синему).

Вопрос: «отцовский» — какой разряд?

На заметку стобалльникам : притяжательные и относительные имеют свойство менять разряд, если их употреблять в переносном значении. Допустим, про «железное здоровье» вы же не скажете, что оно сделано из железа. Тут относительное стало качественным. А «заячья шуба» вряд ли принадлежит зайцу: она из него, сосбственно, сделана. тут притяжательное стало относительным. Попробуйте сами поменять разряд у притяжательного «медвежий». Сделайте его относительным, а потом качественным. Получится?

Причастие

То же самое, что относительное прилагательное, но с двумя отличиями:

1) Соотносится только с действием, которое предмет совершал или над ним совершали (то есть, к ним можно задать второй вопрос: что делающий или что сделанный?)

2) Обязательно имеет суффиксы:

— ущ-, -ющ, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-;

— ом-, -ем-, -им-, -енн-, -нн-, -т-.

Пример рассуждения 1: «стиральный» — причастие? С действием связано? Да, образовано от глагола стирать. Второй вопрос можно задать? Нет. Суффиксы причастия есть? Нет. Так о каком причастии речь? Это относительное прилагательное.

Пример рассуждения 2: «постиранное» — причастие? Да. Оно образовано от глагола постирать. Второй вопрос можно задать: бельё что сделанное? Суффикс -НН- в наличии.

Найдите причастия в словах: стираный, крашеный, выкрашенный, знакомый, отвественный .

Только выкрашенный. У первых двух нет суффикса, к слову «знакомый» не задашь вопрос причастия, слово «отвественный» не образовано от глагола.

Про причастия ещё могут спросить следующее: выписать действительное или страдательное причастие.

Тут проще именно запомнить, заучить. Вернитесь к суффиксам. В первом ряду я написал суффиксы действительных, во втором страдательных причастий.

Но можно и логикой пользоваться: действительные означают действие, которое предмет совершает сам (режущий, знающий, делавший); страдательные говорят, как предмет «страдает» от того, что кто-то его использует (разрезаемый, сделанный, нарисованный).

Числительное

Количественные и собирательные обозначают число, количество предметов. Конкретное количество: не «много» или «несколько», а именно «десять», «пять тысяч», «семеро». Представьте себе, что вам надо сосчитать все книги на полке.

Порядковые обозначают порядок при счёте. Представьте, что вы расставляете на полку книги и говорите: «Первая книга — Пушкин, вторая — Гоголь, третья — сборник рассказов, четвёртая — Сапковский «Ведьмак»

К порядковым можно задать вопрос «какой,-ая,-ое». Об этом помните и этим пользуйтесь.

Собирательных всего ничего: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Причём, последние слова нигде почти не встречаются.

Количественные надо отличать от существительных. Существительные в счёте не участвуют. Мы считаем: один, два, три, четыре, пять и т.д. Мы не считаем: однёрка, двойка, трио, четвертак, пятерня, сотня. Это существительные, так как они обозначают какие-то конкретные предметы. А числительное ничего не обозначает. Без предметов оно пустое. Им только считают.

Порядковые числительные не путайте с относительными прилагательными. Во-первых, порядковыми только обозначают порядок при счёте. И никаких других значений. Вот он пятый, а я в очереди шестой. Всякие «тройной», «десятеричный» — прилагательные. Во-вторых, порядковые не имеют в составе корня существительного. Потому не относим к порядковым: двухэтажный, трёхъядерный и прочие.

Если соединить порядковое с количественным, получится дробное: пять десятых, шесть сотых.

Ещё есть числительные полтора, полтораста, оба .

И всё. Больше числительных нет. Поэтому если вы видите в составе какого-нибудь слова циферку, не спешите относить это слово к числительным. Проверьте его по советам, написанным выше.

Попробуйте найти числительные: семёрка, семеро, семьюдесятью, семья, седьмой, семипудовый, дважды, однажды

Семеро — собирательное, семьюдесятью — количественное в твор.падеже, седьмой — порядковое

Осталось коснуться слова «один». Всегда следите за его значением.

Если мы им считаем, оно числительное.

Если мы им характеризуем (один=какой-то), оно неопределённое местоимение.

Если мы им ничего сказать не хотим, оно частица.

Если задаём к нему вопрос «какой?» (один=одинаковый), оно прилагательное.

Вообще всегда пользуйтесь заменой на слово с таким же смыслом, определяйте его часть речи и переносите на исходное.

Местоимение

Служит для замены тех частей речи, что описаны выше. Главная особенность местоимений — оно заменяет и не говорит ни о чём. Слово надевает маску, когда его заменяют местоимением. Даже «много» не местоимение, потому что в нём присутствует хоть частица конкретики. Мы знаем, что «много» — это нечто большое. А вот про слово «сколько-то» мы вообще ничего не знаем.

Самая головная боль с местоимениями при определении разрядов. А точнее, при их запоминании.

Личные : называют лицо (говорящий -я,мы, собеседник — ты,вы, тот, о ком говорят — он, она,оно, они).

Возвратное : себя во всех падежах (только именительного у него нет).

Притяжательные : вспомните притяжательные прилагательные. Что они обозначали? Вот и эти местоимения указывают на принадлежность. Мой, твой, его, её, наш, ваш, их, свой. Запомните по названию — притягивают к себе предмет, потому и притяжательные.

Вопросительные : только в вопросительных предложениях: Кто? Что? и прочие вопросы для существительных, прилагательных и числительных.

Относительные : те же самые слова, только без вопроса. Обычно они связывают части сложного предложения. Кто пришёл? Здесь «кто» вопросительное. Ведьмак был не рад тому, кто пришёл. Здесь «кто» — относительное.

Запомните их в паре как рифму: относительные — вопросительные. И всегда в паре проверяйте. Потому что относительные местоимения несложно спутать с союзами. Если есть такой вопрос, значит, есть и относительное местоимение.

Пример 1: Он выбрал путь, по которому пойдёт . Что такое «по которому»: союз или относительное местоимение? А есть у нас вопросительное «который»? Ну-ка… «Который час?» Есть. Значит, здесь никакой не союз, а относительное местоимение.

Пример 2. Он выбрал путь, чтобы по нему идти . Что такое «чтобы»: союз или относительное местоимение? Есть у нас вопросительное местоимение «чтобы»? Нет, ни один вопрос так не начинается. Значит, чтобы — это союз.

Конечно, есть другой вариант: выучить все союзы и выучить все относительные-вопросительные местоимения. Их не так много, полистайте любой учебник.

И, конечно, коварное слово «что». Оно может быть и союзом, и местоимением. Здесь пробуйте просто заменять по смыслу.

«Дорога, что он выбрал, была опасной». «Что» здесь местоимение, оно заменяет слово «дорога» ради избежания повтора. «Дорогу он выбрал».

«Никто ему не объяснял, что ходить по ней опасно». «Что» здесь союз. Он ничего не заменяет. Он служит для связи.

Неопределённые : самые что ни на есть шпионские местоимения, потому что информации из них никакой не вытянуть. Обычно идут с приставкой «НЕ-» (тут главное, не спутать значение «Некто» — неопределённое, а вот «Некого» — отицательное), КОЕ- и суффиксами -ТО-, -ЛИБО-, -НИБУДЬ-. Иногда приставка КОЕ- отделена предлогом, но всё же это считается одним неопределённым местоимением («Кое у кого», например).

Запомнить название легко. «Неопределённые», то есть непонятные, не определились они, о чём говорят.

Отрицательные : идут с приставкой НЕ- и НИ-. Приставка тоже порой разделяется предлогом.

Указательные : поднимите указательный палец и, направив его на что-то, сопроводите слова местоимением. Эти местоимения и будут указательными. «Мне дайте вон ТО, или ТУ книгу, а лучше ЭТУ».

Определительные : самый мутный разряд. Сюда скинули все прочие местоимения, которые не подошли ни в одну группу. Их надо заучить: сам, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной.

Не путайте название с неопределёнными. Там не определились, а здесь определились и сказали, мол, я САМ выберу, мне ЛЮБОЙ ДРУГОЙ костюм, но только не ВСЯКИЙ и КАЖДЫЙ.

Глагол

Обозначает действие предмета в широком смысле. Трава зеленеет в грамматике тоже действие, просто очень долгое.

Не путайте глагол с кратким причастием. Краткое причастие отвечает на вопрос «Что сделан(о,а,ы)?» Глагол на этот вопрос не отвечает.

Примеры кратких причастий: сшит, нарисована, выбито, окружены.

Наречие

Если прилагательное характеризовало предметы, то наречие делает такую услугу глаголу. Оно его характеризует и без глагола жить не может.

Ведьмак путешествовал… И пошли наречия, которые описывают его действие: долго, без устали, вечером, в одиночку, вприпрыжку.

Все наречия, даже пришедшие в наречия из других частей речи, неизменяемы. Нет у них ни рода, ни числа, ни падежа, ни дома родного. Словно застывают в этой форме каменной и так кирпичиками их в предложения мы и впихиваем.

Есть наречия местоименные: когда, где, где-то и подобные им. По сути, те же самые местоимения. Даже по разрядым местоимений их можно раскидать (когда? когда, никогда, некогда, там, всюду). Но местоимения же «вместо имени»: имени существительного, имени прилагательного и имени числительного. Наречие же не имя, оно наречие.

У наречий с прилагательными одинаковые степени сравнения. Например, «красивее» может быть степенью слова «красиво» и «красивый». Отличить их легко: ставьте вместо степени простую форму.

Чародейки красивее многих женщин. Лютик выглядел красивее, чем утром.

Заменяем: Чародейки красивые. Лютик выглядел красиво.

Всё встало на места.

Деепричастие

Тоже характеризует глагол. Тоже такой вот «кирпич» неизменяемый. Но показывает второстепенное по важности действие, добавочное.

К примеру, «Ведьмак путешествовал…» — это главное действие. Придумаем к нему неважные: напевая песни Лютика, улыбаясь, завершив дела в столице, освободившись из плена.

Узнать деепричастия можно по суффиксам:

— а-, -я-, -в-, -вши, -ши-.

Иногда эти суффиксы прячутся за постфиксом -СЯ-, а суффикс -ВШИ- любит прятаться только за -СЬ-. Не потеряйте их там.

Узнать деепричастие можно по вопросам: что делаЯ? что сделаВ?

Обидно за эту часть речи. Её вечно все забывают и с наречием путают.

Но она не наречие. Легко запомнить слова НАДО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, которые всегда КС. В прочих случаях помним два отличия.

1) Наречия не бывает без глагола. Наречие от него зависит, показывает его признак. КС ни от чего не зависит и всегда идёт без глагола (максимум рядом может стоять глагол БЫТЬ, но КС от него не зависит).

2) Наречие — обстоятельство, КС — сказуемое, главный член.

Ведьмаку весело. Лютик весело спел.

В первом — КС. Не зависит от глагола, само является сказуемым. Показывает состояние.

Уффф… С самостоятельными закончили. Сделайте перерыв и возьмёмся за служебные. Я тоже схожу чай попью.

Итак, я вернулся. Все в сборе? 🙂

Сейчас мы будем пытаться отличить предлоги от союзов и частиц.

Предлог

Предлагаю представить предлог в виде колечка, звена цепи. Он связывает обычно глагол с существительным. Может и другие части речи, но эти чаще всего. Возьмём глагол «идти» и существительное «мост». Соединяем. А они не стыкуются. Тогда берем предлог, это связующее звено, вставляем между словами — и готово сочетание наше.

Идти через мост, идти под мостом, идти по мосту, идти к мосту, идти за мостом, идти около моста

Самое сложное — предлоги, которые произошли от наречий, существительных. Здесь надо смотреть на две вещи:

1) Предлог должен связывать слова. Попытайтесь найти два слова, которые он связывает. Обязательно два. Пусть они и находятся в разных частях предложения. В течение часа Геральт чистил меч . Предлогом является слово «в течение»: оно связывает глагол «чистил» с существительным «час».

2) К самому предлогу не задашь вопроса, так как у него нет собственного значения, смысла. Вопарос можно задать только к сочетанию существительного и предлога. Возьмём того же Геральта, который меч начищает. К предлогу «в течение» отдельно мы вопрос не сможем задать. Но сможем только к сочетанию предлога и существительного «час»: как долго Геральт чистил меч? В течение часа.

Таких предлогов много: в продолжение, в заключение, вокруг, вместо, вследствие. Если не знаете их в лицо, предлагаю почитать отдельную статью по этому вопросу ЕГЭ.

Союз

Его давайте представим в виде соединительной втулки. В чём разница? Предлог соединяет две детальки, два словечка, а союз две трубы, можно сказать: два предложения.

Сочинительные союзы .

Они могут соединять предложения и однородные члены. Сочинительный союз — прямая втулка, её трубы равны и находятся в одной плоскости. Всего их три группы:

— И-союзы (да, не только…но и, как….так и, ни…ни…, тоже, также);

— НО-союзы (да, а, зато);

— ИЛИ-союзы (либо, то…то, не то… не то…, то ли… то ли…)

Зрительно их запомните и знайте в лицо.

Подчинительные союзы.

Они как угловая втулка. горизонтально в неё входит главное предложение-труба, а вертикально вниз уходит зависимое.

Этих союзов много. И разрядов их много. Помните следующее: союз находится в зависимом предложении. Почти всегда сразу после запятой. А если зависимое идёт первым, то союз — самое первое слово.

Узнать, что это союз, а не «союзное слово» (местоимение или наречие) можно так: у всех союзных слов есть пара — вопросительное местоимение, у союзов такой пары нет. Подробнее об этом я писал выше в теме «Местоимение». Исключениями являются три слова: «что» (есть такой союз, есть такое относительное местоимение), «как» и «когда» (есть такие союзы, есть такие наречия). Их определяем по смыслу.

Пример: Ежели исполнишь Предназначение, то останешься доволен . Где тут главное предложение? От чего к чему зададим вопрос? Останешься доволен при каком условии? Ежели исполнишь Предназначение. Зависимое впереди. А мы помним: в таком случае союз — самое первое слово. Вот он, «ежели». Проверим: вдруг не союз, а местоимение какое? Задаём мы вопросы этим словом «ежели»? Нет, не задаём. Точно союз.

Частица

Давайте частицу представим в виде смайлика. Она не несёт в себе информацию, ничего не связывает, но что нам даёт?

Наверное, настроение, показывает, выделяет что-то важное. Частицу всегда можно без проблем из предложения убрать. Смысл останется тем же. Вот только настроение пропадёт. 🙁

Чудище уселось за стол, опустило голову, сплело на животе косматые лапы.

Это чистая информация. давайте раскрашивать её смайликами-частицами.

Неужели чудище-то уселось именно за стол, как голову ведь опустило, не сплело даже на животе вон косматые лапы?!

В итоге смысл поменяла только одна частица — отрицательная. Остальные так просто набедокурили с интонацией. Попробуйте сказать, какую интонацию привнесла в текст каждая частица.

Неужели — вопросительную, -то и именно выделили слова «чудище» и «за стол», как — восклицательную, ведь — усилительную, не — отрицательную, даже — усилительную, вон — указательную.

Есть ещё частицы, которые участвуют в образовании форм наклонений глаголов: да, пусть, пуская, давай, бы и степеней сравнения прилагательных: более, менее, самый .

Вот их запомните.

Междометие

Это даже не служебная часть речи. А так… Придаток.

Междометиями могут быть не только Ох и Ах, а вообще любое слово, даже сочетания слов , когда мы говорим его, не напирая на его смысл. Просто так говорим. От избытка чувств. Почти то же самое, что частицы. Только частицы запятыми не выделяем, а междометия — с двух сторон.

Кажется, всё рассказал. На тест силы остались?

Сначала вот такое задание. Ниже дано предложение, состоящее из всех частей речи. По одному слову на каждую часть. Попробуйте, как в кроссворде, отгадать их все.

Надо работать, боже мой, пересилив себя, и вот к пяти красивый костюм сшит превосходно.

А теперь к тестам.

ЕГЭ: Задание В2 - Вариант 1

Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.
Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.

Предложения взяты из романа Анджея Сапковского "Последнее желание" глава 2 "Крупица истины" (в переводе Е.Вайсброта)

Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%. Результат оценивается как %%RATING%%

Ваши ответы выделены серым.

Из текста выпишите относительное прилагательное. "Геральт, придерживая большим пальцем оловянную крышку графина, налил себе вина, отхлебнул, откинулся на спинку стула. Он глядел на чудище ухмыляясь, и ухмылка была исключительно паскудной ".

Пояснение к вопросу 1:

Оловянную крышку - крышку из олова

Выпишите из текста причастие. "Снова наступила тишина. Языки пламени пульсировали, устремлялись вверх тонкими усиками огня, отражались блестками в резном хрустале кубков, в каскадах воска, стекающего по подсвечнику. Нивеллен сидел неподвижно, слегка шевеля огромными ушами ".

устремлялись

стекающего

неподвижно

огромными

Пояснение к вопросу 2:

Стекающего - суффикс -ЮЩ-, вопрос "Что делающего?"

Выпишите из текста страдательное причастие. "Тогда кто же я, по-твоему? Клюквенный кисель? Клин диких гусей, тянущийся к югу тоскливым ноябрьским утром? Нет? Так, может, я – святая невинность, потерянная у ручья дочкой мельника? Э? Геральт? Ну скажи, кто я такой? Неужто не видишь – я аж весь трясусь от любопытства ?"

клюквенный

тянущийся

тоскливым

ноябрьским

потерянная

Пояснение к вопросу 3:

Суффикс -НН-, вопрос "Что сделанная?"

Выпишите из текста порядковое числительное. "- Ну как-никак, а все же… А эта… как ты сказал, морда, она давно у тебя? – Двенадцать лет. – Как это вышло? – Нет тебе до этого дела, и вся недолга. Однако, чтобы хоть малость удовлетворить твое любопытство, покажу, как я выглядел до того. Взгляни-ка туда, на портреты. Первый от камина – мой папуля ".

Пояснение к вопросу 4:

Первый, второй, третий - порядок при счёте

Из текста выпишите относительное местоимение. "Из-под пыли и тенет с портрета водянистыми глазами взирал какой-то толстячок с пухлой, грустной и прыщавой физиономией. Геральт, который и сам, на манер некоторых портретистов, бывал склонен польстить клиентам, грустно покачал головой. – Ну, видишь? – осклабившись, повторил Нивеллен. – Вижу. – Ты кто такой? – Не понял. – Не понял, стало быть? – чудище подняло голову. Глаза у него загорелись, как у кота. – Мой портрет, гостюшка, висит в тени. Я его вижу, но я-то не человек. Во всяком случае, сейчас. Человек, чтобы рассмотреть портрет, подошел бы ближе, скорее всего взял бы свечу. Ты этого не сделал. Вывод прост. Но я спрашиваю без обиняков: ты человек? "

некоторых

Пояснение к вопросу 5:

"Который" соединяет два предложения

Из текста выпишите относительное местоимение. "– Если ты так ставишь вопрос, – ответил он после недолгого молчания, – то не совсем. – Ага. Вероятно, я не совершу бестактности, если спрошу, кто же ты в таком разе? – Ведьмак. – Ага, – повторил Нивеллен, немного помолчав. – Если мне память не изменяет, ведьмаки довольно своеобразно зарабатывают на жизнь. За плату убивают разных чудищ. – Не изменяет ".

вероятно

довольно

Пояснение к вопросу 6:

"Кто" связывает два предложения. Есть такое же вопросительное местоимение

Из текста выпишите категорию состояния. "Нивеллен замолчал, вздохнул, шмыгнул носом и продолжал: – Когда приступ прошел, было уже поздно что-нибудь предпринимать. Я остался один. Никому не мог объяснить, что у меня изменилась только внешность, что, хоть и в ужасном виде, я остался по-прежнему всего лишь глупым пацаном, рыдающим в пустом замке над телами убитых слуг. Потом пришел жуткий страх: вот вернутся те, что спаслись, и прикончат меня, прежде чем я успею растолковать. Но никто не вернулся ."

что-нибудь

по-прежнему

По опыту знаю, что не всем детям в классе легко даётся математика. Значительное число учеников испытывает трудности уже при решении задач в 2 действия . Чтобы ребёнок младших классов понял, как решать задачи того или иного типа, нужна тренировка. Вы, как родители, тоже можете помочь своему ребёнку. Не стоит рассчитывать только на школу. У всех детей разные способности и разное отношение к учёбе.

Я сегодня хотела бы предложить вашему вниманию несколько задач одного типа , чтобы вы могли потренировать с дома своего ребёнка.

  1. Надя в лесу нашла 34 маслёнка, а подберёзовиков на 7 меньше. Сколько всего грибов нашла Надя?

  2. У девочки 24 цветных карандаша, а фломастеров на 12 меньше. Сколько фломастеров и карандашей у девочки?

  3. В трамвае ехало 25 женщин, а мужчин на 6 больше. Сколько всего людей ехало в трамвае?

  4. В саду 40 воробьёв, а синиц на 15 меньше, чем воробьёв. Сколько всего птиц было в саду?

  5. В аквариум поместили 9 гуппий, а сомиков на 3 больше. Сколько всего рыбок в аквариуме?

  6. На зиму семья заготовила 8 банок малинового варенья, а клубничного на 6 банок больше. Сколько всего банок с вареньем заготовили на зиму?

  7. У одного фермера было 36 овец, а у другого на 7 овец меньше. Сколько овец было у двух фермеров?

  8. В парке росло 45 берёз, а клёнов на 5 больше. Сколько всего деревьев росло в парке?

  9. В жмурки играло 8 девочек, а мальчиков на 5 меньше. Сколько всего детей играли в жмурки?

  10. Длина одного отрезка 17 см, а другой на 9 см короче. Чему равна длина двух отрезков?

Я думаю вашему ребёнку достаточно для тренировки десяти однотипных задач 2 действия .

В следующий раз я подберу задачи другого типа. До встречи!

Задача 1

В трех ящиках 42 кг овощей. В первых двух вместе 27 кг. Сколько кг овощей в первом ящике, если во втором на 4 кг меньше чем в третьем?

    Решение:
  • 1) 42 - 27 = 15 (кг овощей в третьем ящике)
  • 2) 15 - 4 = 11 (кг во втором ящике)
  • 3) 27 - 11 = 16 (кг в певом ящике)
  • Выражение: 27 - (42 - 27 - 4) = 16
  • Ответ: в первом ящике 16 кг овощей.

Задача 2

Для занятий в детский сад купили 40 листов зеленой бумаги, а красной и синей по 15 листов. Сколько листов бумаги осталось через 2 недели, если в первую неделю израсходовали 24 листа, а во вторую на 18 листов больше?

    Решение:
  • 1) 15 + 15 = 30 (красной и синей бумаги)
  • 2) 40 + 30 = 70 (всего бумаги купили)
  • 3) 24 + 18 = 42 (израсходовали бумаги за 2 неделю)
  • 4) 24 + 42 = 66 (израсходовали за 2 недели)
  • 5) 70 - 66 = 4 (осталось бумаги)
  • Выражение: (15 + 15 + 40) - (24 + 18 + 24) = 4
  • Ответ: 4 листа бумаги осталось.

Задача 3

Кролик Крош собрал 16 съедобных грибов и 9 поганок. Его друг Ежик собрал 7 съедобных грибов, а несъедобных на 4 меньше чем съедобных грибов. Сколько всего грибов собрали Крош и Ежик вместе, кто из них и на сколько собрал грибов больше?

    Решение:
  • 1) 16 + 9 = 25 (всего грибов собрал Крош)
  • 2) 7 - 4 = 3 (несъедобных гриба собрал Ежик)
  • 3) 7 + 3 = 10 (всего грибов собрал Ежик)
  • 4) 25 + 10 = 35 (грибов собрали вместе)
  • 5) 25 - 10 = 15 (больше собрал Крош)
  • Ответ: 35 грибов Ежик и Крош собрали вместе, Крош собрал на 15 грибов больше чем Ежик.


Задача 4

В одном альбоме у Саши было 8 марок, а в другом 7. Ему подарили еще 8 марок. Сколько марок стало у Саши?

    Решение:
  • 1) 8 + 7 = 15 (в двух альбомах было у Саши)
  • 2) 15 + 8 = 23
  • Выражение: (8 + 7) + 8 = 23
  • Ответ: у Саши стало 23 марки.

Задача 5

В швейное ателье привезли 20 метров ситца, а шелка привезли на 7 метров меньше. Сколько всего ткани привезли в ателье?

    Решение:
  • 1) 20 - 7 = 13 (привезли в ателье шелка)
  • 2) 20 + 13 = 33
  • Выражение: (20 - 7) + 20 = 33
  • Ответ: 33 метра ткани всего привезли в ателье.

Задача 6

Оксана получила к 8 марта 9 открыток, а к Новому году 8. Отправила она к новому году 10, а к восьмому марта 12. На сколько меньше Оксана получила открыток к этим двум праздникам, чем отправила?

    Решение:
  • 1) 9 + 8 = 17 (всего получила Оксана открыток к праздникам)
  • 2) 10 + 12 = 22 (всего отправила открыток)
  • 3) 22 - 17 = 5
  • Выражение: (10 + 12) - (9 + 8) = 5
  • Ответ: Оксана получила на 5 открыток меньше, чем отправила.

Задача 7

В третьем классе 28 учеников. Готовясь к празднику, 8 из них разучивают танцы, 9 репетируют песни, а остальные учат стихи. Сколько учеников учат стихи?

    Решение:
  • 1) 8 + 9 = 17 (учат танцы и песни)
  • 2) 28 - 17 = 11
  • Выражине: 28 - (8 + 9) = 11
  • Ответ: 11 учеников учат стихи.

Задача 8

Петя сорвал с одной яблони 12 яблок, а с другой 9. После того как он поделился с другом у него осталось 16. Сколько яблок Петя дал другу?

    Решение:
  • 1) 12 + 9 = 21 (всего яблок сорвал Петя)
  • 2) 21 - 16 = 5
  • Выражение: (12 + 9) - 16 = 5
  • Ответ: Петя дал другу 5 яблок.


Задача 9

Для приготовления 40 кг изюма нужно израсходовать 95 кг винограда. Сколько воды испарилось во время приготовления изюма?

    Решение:
  • 1) 95 - 40 = 55
  • Ответ: 55 литров воды испарилось.

Задача 10

Автомобиль двигался по шоссе со скоростью 80 км/ч, затем он свернул на проселочную дорогу и стал двигаться на 50 км/ ч медленнее. После этого он выехал на трассу и стал двигаться на 30 км/ч быстрее. Какова конечная скорость автомобиля?

    Решение:
  • 1) 80 - 50 = 30 (км/ч двигался автомобиль по проселочной дороге)
  • 2) 30 + 30 = 60
  • Выражение: (80 - 50) + 30 = 60
  • Ответ: конечная скорость автомобиля 60 км/ч.

Задача 11

В книге 14 стихотворений. Настя выучила 6, Катя 3, а Нина все остальные. Сколько стихотворений выучила Нина?

    Решение:
  • 1) 6 + 3 = 9 (выучили Настя и Катя вместе)
  • 2) 14 - 9 = 5
  • Выражение: 14 - (6 + 3) = 5
  • Ответ: Нина выучила 5 стихов.

Задача 12

У девочки было 150 рублей. 90 она потратила на карандаши, 40 на тетрадку. Сколько денег осталось у девочки?

    Решение:
  • 1) 90 + 40 = 130 (стоят карандаши и тетрадка вместе)
  • 2) 150 - 130 = 20
  • Выражение: 150 - (90 + 40) = 20
  • Ответ: у девочки осталось 20 рублей.
Страница 1,


Ничего сложного в математических задачах на два действия нет. При условии, конечно, что ваш ребенок щелкает, как орешки, задачки в одно действие.

Задачи в два и более действий называют составными. То есть они состоят из более простых, эдакие задачи внутри задач. Посмотреть приемы решения составных задач можно

А сами задачи для тренировки смотрим ниже:

1. В трёх тетрадях 60 листов. В первой и второй тетрадях — по 24 листа. Сколько листов в третьей тетради?

2. Гусь весит 9 кг, а курица — на 7 кг меньше. Сколько весят гусь и курица вместе?

3. На школьной выставке 80 рисунков. 23 из них выполнены фломастерами, 40 карандашами, а остальные — красками. Сколько рисунков, выполненные красками, на школьной выставке?

4. В школьный буфет привезли два лотка с булочками. На одном лотке было 40 булочек, на другом — 35. За первую перемену продали 57 булочек. Сколько булочек осталось?

5. Вера собирала букет из осенних листьев. Дубовых листочков у нее было 12, осиновых — на 4 меньше, а кленовых столько, сколько дубовых и осиновых вместе. Сколько кленовых листочков в Верином букете?

6. К началу учебного года мама купила Наташе 19 новых книжек. Из них 7 было без картинок, а из тех, которые с картинками, половина — учебники. Сколько учебников мама купила Наташе?

7. В субботу в музее побывало 26 учеников из 2 «А» класса, а в воскресенье — на 8 человек больше из 2 «Б» класса. Сколько всего учеников вторых классов побывало в музее за субботу и воскресенье?

8. В ларьке было 60 пирожков. До обеда продали 26 пирожков, а после обеда — 32 пирожка. Сколько пирожков не продали?

9. Оля решила нарисовать 72 букета. В понедельник она нарисовала 18 букетов, во вторник — 22 букета. Сколько букетов Оля не стала рисовать?

10. Около школы посадили 15 кустов сирени, боярышника — на 5 кустов больше, чем сирени, а черемухи — столько, сколько сирени и боярышника вместе. Сколько кустов черёмухи посадили около школы?

11. В парке росло 75 дубов. После урагана оказалось, что 7 дубов погибли. Тогда посадили еще 12 дубов. Сколько дубов стало в парке?

12. В танцевальную студию ходят 23 ученика из второго класса, а из третьего — на 5 детей больше. Сколько всего учеников из второго и третьего класса ходят в танцевальную студию?

13. Из бидона зачерпнули утром 6 кружек кваса, в обед — еще 5 кружек. После этого в бидоне осталось 14 кружек кваса. Сколько кружек кваса было в бидоне с утра?

14. В первой четверти было 65 хорошистов, во второй — на 27 больше, чем в первой. А в третьей четверти — на 22 хорошиста меньше, чем во второй. Сколько учеников закончили школу без троек в третьей четверти?

15. В цехе работает 90 человек. Из них 65 мужчин, а остальные — женщины. На сколько больше в цехе работает мужчин, чем женщин?

Во задании №2 ЕГЭ по математике необходимо продемонстрировать знания работы со степенными выражениями.

Теория к заданию №2

Правила обращения со степенями можно представить следующим образом:

Кроме этого, следует напомнить об операциях с дробями:

Теперь можно перейти к разбору типовых вариантов! 🙂

Разбор типовых вариантов заданий №2 ЕГЭ по математике базового уровня

Первый вариант задания

Найдите значение выражения

Алгоритм выполнения:
  1. Представить число с отрицательным показателем в виде правильной дроби.
  2. Выполнить первое умножение.
  3. Представить степени чисел в виде простых чисел, заменив степени их умножением.
  4. Выполнить умножение.
  5. Выполнить сложение.
Решение:

То есть: 10 -1 = 1/10 1 = 1/10

Выполним первое умножение, то есть умножение целого числа на правильную дробь. Для этого числитель дроби умножим на целое число, а знаменатель оставим без изменения.

9 · 1/10 = (9 · 1)/10 = 9/10

Первая степень числа всегда есть само число.

Вторая степень числа – это число умноженное само на себя.

10 2 = 10 · 10 = 100

Ответ: 560,9

Второй вариант задания

Найдите значение выражения

Алгоритм выполнения:
  1. Представить первую степень числа в виде целого числа.
  2. Представить отрицательные степени чисел в виде правильных дробей.
  3. Выполнить умножение целых чисел.
  4. Выполнить умножение целых чисел на правильные дроби.
  5. Выполнить сложение.
Решение:

Первая степень числа всегда есть само число. (10 1 = 10)

Чтобы представить отрицательную степень числа в виде обыкновенной дроби, необходимо 1 разделить на это число, но уже в положительной степени.

10 -1 = 1/10 1 = 1/10

10 -2 = 1/10 2 = 1/(10 · 10) = 1/100

Выполним умножение целых чисел.

3 · 10 1 = 3 · 10 = 30

Выполним умножение целых чисел на правильные дроби.

4 · 10 -2 = 4 · 1/100 = (4 ·1)/100 = 4/100

2 · 10 -1 = 2 · 1/10 = (2 · 1)/10 = 2/10

Вычислим значение выражения, учитывая, что

Ответ: 30,24

Третий вариант задания

Найдите значение выражения

Алгоритм выполнения:
  1. Представить степени чисел в виде умножения и вычислить значение степеней чисел.
  2. Выполнить умножение.
  3. Выполнить сложение.
Решение:

Представим степени чисел в виде умножения. Для того чтобы представить степень числа в виде умножения, нужно это число умножить само на себя столько раз сколько содержится в показателе степени.

2 4 = 2 · 2 · 2 · 2 = 16

2 3 = 2 · 2 · 2 = 8

Выполним умножение:

4 · 2 4 = 4 · 16 = 64

3 · 2 3 = 3 · 8 = 24

Вычислим значение выражения:

Четвертый вариант задания

Найдите значение выражения

Алгоритм выполнения:
  1. Выполнить действие в скобках.
  2. Выполнить умножение.
Решение:

Представим степень числа таким образом, чтобы можно было вынести за скобку общий множитель.

3 · 4 3 + 2 · 4 4 = 4 3 · (3 + 2 · 4)

Выполним действие в скобках.

(3 + 2 · 4) = (3 + 8) = 11

4 3 = 4 · 4 · 4 = 64

Вычислим значение выражения, учитывая, что

Пятый вариант задания

Найдите значение выражения

Алгоритм выполнения:
  1. Представим степень числа таким образом, чтобы можно было вынести за скобку общий множитель.
  2. Вынести общий множитель за скобку.
  3. Выполнить действие в скобках.
  4. Представить степень числа в виде умножения и вычислить значение степени числа.
  5. Выполнить умножение.
Решение:

Представим степень числа таким образом, чтобы можно было вынести за скобку общий множитель.

Вынесем общий множитель за скобку

2 · 5 3 + 3 · 5 2 = 5 2 · (2 · 5 + 3)

Выполним действие в скобках.

(2 · 5 + 3) = (10 + 3) = 13

Представим степень числа в виде умножения. Для того чтобы представить степень числа в виде умножения, нужно это число умножить само на себя столько раз сколько содержится в показателе степени.

5 2 = 5 · 5 = 25

Вычислим значение выражения, учитывая, что

Выполняем умножение в столбик, имеем:

Вариант второго задания из ЕГЭ 2017 года (1)

Найдите значение выражения:

Решение:

В данном задании удобней привести значения к более привычному виду, а именно записать числа в числителе и знаменателе в стандартном виде:

После этого можно выполнить деление 24 на 6, в результате получим 4.

Десять в четвертой степени при делении на десять в третьей степени даст десять в первой, или просто десять, поэтому мы получим:

Вариант второго задания из ЕГЭ 2017 года (2)

Найдите значение выражения:

Решение:

В данном случае мы должны заметить, что число 6 в знаменателе раскладывается на множители 2 и 3 в степени 5:

После этого можно выполнить сокращения степеней у двойки: 6-5=1, у тройки: 8-5=3.

Теперь возводим 3 в куб и умножаем на 2, получая 54.

Вариант второго задания 2019 года (1)

Алгоритм выполнения
  1. Применяем к числителю св-во степеней (а х) у =а ху . Получаем 3 –6 .
  2. Применяем к дроби св-во степеней a x /a y =a x–y .
  3. Возводим 3 в полученную степень.
Решение:

(3 –3) 2 /3 –8 = 3 –6 /3 –8 = 3 –6–(–8)) = 3 –6+8 = 3 2 = 9

Вариант второго задания 2019 года (2)

Алгоритм выполнения
  1. Используем для степени в числителе (14 9) св-во (аb) х =a x ·b x . 14 разложим на произведение 2 и 7. Получим произведение степеней с основаниями 2 и 7.
  2. Преобразуем выражение в 2 дроби, каждая из которых будет содержать степени с одинаковыми основаниями.
  3. Применяем к дробям св-во степеней a x /a y =a x–y .
  4. Находим полученное произведение.
Решение:

14 9 / 2 7 ·7 8 = (2·7) 9 / 2 7 ·7 8 = 2 9 ·7 9 / 2 7 7 8 = 2 9–7 ·7 9–8 = 2 2 ·7 1 = 4·7 = 28

Вариант второго задания 2019 года (3)

Алгоритм выполнения
  1. Выносим за скобки общий множитель 5 2 =25.
  2. Выполняем в скобках умножение чисел 2 и 5. Получаем 10.
  3. Выполняем в скобках сложение 10 и 3. Получаем 13.
  4. Выполняем умножение общего множителя 25 и 13.
Решение:

2·5 3 +3·5 2 = 5 2 ·(2·5+3) = 25·(10+3) = 25·13 = 325

Вариант второго задания 2019 года (4)

Алгоритм выполнения
  1. Возводим в квадрат (–1). Получим 1, поскольку происходит возведение в четную степень.
  2. Возводим (–1) в 5-ю степень. Получим –1, т.к. происходит возведение в нечетную степень.
  3. Выполняем действия умножения.
  4. Получаем разность двух чисел. Находим ее.
Решение:

6·(–1) 2 +4·(–1) 5 = 6·1+4·(–1) = 6+(–4) = 6–4 = 2

Вариант второго задания 2019 года (5)

Алгоритм выполнения
  1. Преобразуем множители 10 3 и 10 2 в целые числа.
  2. Находим произведения путем переноса десят.запятой вправо на соответствующее число знаков.
  3. Находим результирующую сумму.