Человек в футляре краткое содержание по главам. Жизнь Андрея Соколова до Великой Отечественной войны. Освобождение из плена

Значительное место в творчестве А. С. Пушкина занимает тема дружбы, ведь дружба и любовь - это те идеалы, которым поклонялась молодежь первой четверти XIX века. Общительный, умевший понимать и ценить людей, Александр Сергеевич всегда имел много друзей. Дружба для поэта всегда была той силой, которая объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Чувство товарищества, преданность друзьям, братским узам - все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей, ведь именно там он обрел верных, искренних и настоящих друзей. Поэта с его лицейскими товарищами объединяли кипение ума, вольность мысли, живые чувства, любовь к прекрасному, к искусству. Бездушному светскому обществу он всегда предпочитает тесный круг друзей. Впоследствии, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала поэта судьба, он оставался неизменно предан своим друзьям. Возможно, именно поэтому тема дружбы в лирике Пушкина имеет автобиографические истоки и развивается в таком жанре, как послание. На протяжении всей своей жизни поэт пишет стихотворные послания своим друзьям: Дельвигу (1817), Чаадаеву (1818, 1821), Кюхельбекеру (1825), “Друзьям” (1822), Пущину (1817). Самые первые из них были написаны в лицейский период. И уже в первых стихотворениях, посвященных теме дружбы, звучит мотив братства, “священного союза”, как, например, в послании “В альбом Пущину”, написанном в 1817 году:
...но с первыми друзьями
Не резвою мечтой союз твой заключен;
Пред грозным временем, пред грозными судьбами,
О, милый, вечен он!
Но, кроме этого, в ранних стихотворениях Пушкина звучат и другие мотивы: юный поэт призывает друзей наслаждаться жизнью, воспевает дружбу, любовь, все радости жизни. Таково стихотворение “Пирующие студенты”, созданное в 1814 году, во время учебы в Царскосельском лицее. Автор описывает веселую студенческую пирушку. Молодые люди беззаботно предаются развлечениям, им весело, их всех объединяет крепкая лицейская дружба. Пушкин в этом стихотворении воспевает дружбу как счастливый союз радости, освобождения от тягот учения, от “хладных мудрецов”. Поэт призывает друзей объединиться в общем настроении беззаботной радости. Весело всем, весело и сочинителю. Он подшучивает над. собой и над друзьями:
Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный, -
обращается поэт к другу лицейских лет Дельвигу. Такова дружба для молодого Пушкина, полного беспечности, не столкнувшегося еще с реальной действительностью.
После окончания лицея в дружеской лирике А.С. Пушкина появляется мотив прощания, разлуки с друзьями. Более того, недавний лицеист столкнулся с реальностью, которая, конечно, была далека от его лицейских грез. Это не могло не повлиять на его взгляды. Изменения, произошедшие в жизни Пушкина, ярко отразились в его лирике, например, в дружеском послании "К Чаадаеву", написанном в 1818 году. Здесь Пушкин обращается к Чаадаеву не только как к другу, близкому человеку; поэт называет его "товарищем", то есть есть соратником, единомышленником. "Юные забавы" исчезли, "как сон", а стремление к освобождению от "уз" учебык безудержному веселью сменяется призывом "Отчизне посвятить души прекрасные порывы". В этом стихотворении друзья объединены не только общим настроением веселья, но и надеждой на "верное" наступление "минуты вольности святой". Друзья близки по духу, по убеждениям.
Особое место в лирике Пушкина занимают стихотворения, посвященные дню открытия лицея - девятому октября. Этой дате поэт посвятил не одно произведение, ведь именно в лицее он обрел верных друзей на всю жизнь. Стихотворение “19 октября 1825 года” было написано во время ссылки в Михайловское, в период разлуки с теми, кто был дорог автору, в период одиночества. Произведение начинается замечательной картиной осенней природы, полно гармонирующей с настроением поэта: дается зрительное восприятие осени:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле.
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
В этих строках звучат грустные нотки, ощущение жизненных потерь, осенней тоски. Поэту грустно, ведь в этот праздничный день он не может присоединиться к друзьям; он вынужден отмечать годовщину основания лицея в одиночестве:
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье...
Мрачное настроение усугубляют воспоминания о тех, кого тоже нет в кругу друзей в этот день, - о рано скончавшемся Корсакове, об отважном мореплавателе Матюшкине. Но постепенно грусть сменяется воодушевлением, радостью. Что же является причиной воодушевления? От тоски и одиночества Пушкина спасают воспоминания о друзьях. Александр Сергеевич воспевает союз верных товарищей, созданный “под сенью дружных муз”:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен...
Автор в лирических зарисовках воссоздает облик своих друзей-лицеистов: первого друга И. Пущина, блестящего дипломата Горчакова, Дельвига, Кюхельбекера, отмечая индивидуальные черты каждого из них, напоминая о конкретных фактах и деталях лицейской жизни. Он вспоми-чает тех, кто, рискуя навлечь на себя неприятности, не предал его в трудный час, тех, кто осмелился посетить ссыльного поэта в Михайловском: Пущина, Дельвига, Горчакова, -
...здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я.
Даже сама мысль о друзьях помогает поэту преодолеть замкнутость “дома опального”. Автор верит, что пройдет год, и следующий праздник он обязательно отметит в кругу верных товарищей. Вспоминая царя, называя его “рабом молвы, сомнений и страстей”, Пушкин готов простить ему все за то, что “он взял Париж, он основал Лицей”. В стихотворении отразился высокий нравственный и эстетический идеал поэта, выраженный в прославлении свободы, в утверждении дружбы как одного из благороднейших чувств человека, которое способно противостоять любым гонениям судьбы.
Но надеждам поэта не суждено было сбыться. 19 октября следующего года они не смогли отпраздновать вместе: в результате восстания 1825 года пятеро декабристов были казнены, другие, среди которых были многие друзья Пушкина, отправлены в ссылку в Сибирь. Но Александр Сергеевич был верным другом, он всегда любил своих товарищей, никогда не забывал их. Свидетельство этому - стихотворение 1827 года “Бог помочь вам, друзья мои”. В нем автор благословляет друзей, желает им добра, поддерживает их, просит Всевышнего помогать им во всем, чем бы они ни занимались и где бы ни находились. Пушкин не забывает и тех, кто за свои вольнолюбивые убеждения оказался в “мрачных пропастях земли”. Таким образом, стихотворение приобретает характер приветствия сосланным в Сибирь декабристам.
Еще один пример дружеской преданности Пушкина - послание “Во глубине сибирских руд...” Оно обращено к ссыльным декабристам. Поэт стремится поддержать товарищей в дни трудных испытаний. Желая вселить бодрость в их сердца, он призывает друзей хранить “гордое терпенье”, уверяет, что борьба велась не напрасно, труд их не пропал даром. Автор верит, что “придет желанная пора” и их дружеский союз вновь соединится:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Более мрачным настроением овеяно стихотворение “Чем чаще празднует лицей...”, также посвященное “святой годовщине”. Оно пронизано горьким ощущением резко изменившейся обстановки, утраты близких друзей, тяжелыми предчувствиями. Двадцать лет прошло со дня открытия лицея, и друзья-лицеисты уже не те:
Мы возмужали; рок судил
И нам житейски испытанья...
Поэт вспоминает тех товарищей, которые не дожили до двадцатилетия лицея, поет “почившим песнь”:
Шесть мест упраздненных стоят,
Шести друзей не узрим боле...
Пушкин чувствует приближение смерти: “И мнится, очередь за мной”, -говорит он в стихотворении. Однако концовка произведения полна оптимизма, надежды:
...некогда опять
В пиру лицейском очутиться,
Всех остальных еще обнять
И новых жертв уж не страшиться.
Еще большей грустью и унынием проникнуто последнее стихотворение Александра Сергеевича, посвященное лицейской годовщине 1836 года, - “Была пора: наш праздник молодой...” Оно начинается ярким противопоставлением двух периодов жизни России - периода надежд и периода разочарований. Автор сопоставляет начало и конец жизни, юношеское воодушевление и грусть людей, много повидавших в жизни. Время меняет не только облик, но и мысли, и чувства человека:
Прошли года чредою незаметной,
И как они переменили нас!
Недаром - нет! - промчалась четверть века!
Да и “разгульный праздник” спустя двадцать пять лет уже не тот. Пушкин с сожалением вспоминает о былых годах:
Меж нами речь не так игриво льется,
Просторнее, грустнее мы сидим,
И реже смех средь песен раздается,
И чаще мы вздыхаем и молчим.
Постоянно повторяя слова “Вы помните...”, поэт как бы воссоздает историческую картину того, что довелось друзьям пережить за эти двадцать пять лет:
Припомните, о други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
Таким образом, дружба в этом стихотворении - это целая жизнь прожитая вместе, в течение которой друзья делили все радости и горе, взлеты и падения, победы и неудачи, надежды и разочарования.
Дружба для Александра Сергеевича Пушкина была одной из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов.

Поэзия раскрывает нам сущность и основы бытия, улавливает биение пульса жизни, показывает нам невидимые нити и связи явлений, посвящает нас в сокровенные замыслы творческой силы. В сфере человеческой жизни поэзия следит за развитием каждого в отдельности чувства.

Переходя в область человеческих отношений, поэзия указывает нам всевозможные комбинации этих отношений. Столь значимые свойства поэзии тесно переплетаются с личностью автора. Поэт должен обладать тонкой и нежной организацией, чуткой, способной воспринимать еле заметные впечатления и доводить их до ясного сознания. Этим свойством в полной мере обладал Пушкин. Его поэтической душе открыто было всё прекрасное, как от природы, так и от жизни человеческой.

Первые доступные и осуществимые права человека, его сердца, это права на дружбу и любовь. Тема дружбы – одна из самых ярких, существенных в лирике поэта.

«Не слава предо мною,
Но дружбою одною
Я ныне вдохновлен…
Мой друг, я счастлив ею…»
(Из послания «Городок»)

Поэт был счастлив своими друзьями. Среди житейских бурь он находил в них утешение, заступничество и нравственную поддержку.

«О, дружба, нежный утешитель
Болезненной души моей!..
Ты сердцу возвратила мир;
Ты сохранила мне свободу,
Кипящей младости кумир!»
(Эпилог к «Руслану и Людмиле»)

С особым, дружеским чувством Пушкин относился к своим товарищам по воспитанию, друзьям юности, о которых до самых последних дней сохранил самые лучшие воспоминания.

В стихотворении «Товарищам» он писал:

«Недолго, милые друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля…
(из стихотворенья «Прощанье»)

Каждому предоставил он особое будущее, в соответствии с наклонностями: кому, «спрятав под кивер ум», быть военным, кому «любящему не честь, а почести» добиваться «милостей у вельмож», а себе «верному сыну счастливой неги» (именно так звучала фраза в ранних записях), оставляет свободу жить по своей воле, предаваясь вдохновению. Время, которое провел Пушкин в Лицее, для него дорого. Там развился его поэтический талант, там он встретил друзей. Особенно близок был ему Дельвиг, которого он любил и уважал. Воспитанники, удаленные от столицы, между собой сблизились и на всю жизнь остались друзьями. В альбом Пущину он писал:

«Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Размолвки дружества и сладость примиренья…
Что было и не будет вновь…
Ты вспомни первую любовь…»

С теплым, дружеским чувством расстался поэт со своими друзьями, из которых к одному, к поэту Кюхельбекеру в стихотворении «Разлука» он обращает своё напутственное слово:

«Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!»

В понятие «дружба» поэт вкладывал особый смысл. Для него дружба – это и «беседы прежних лет», и «пророческие споры», и источник сил и вдохновения, а также награда за страдания.

В стихотворении «Мое завещание друзьям» поэт пишет:

«Друзья! вам сердце оставляю
И память прошлых красных дней…»

Тема истинной и ложной дружбы для Пушкина разграничена. В двадцатые годы 19 века у него появляются следующие строки:

«Мне вас не жаль, неверные друзья,
Венки пиров и чаши круговые…»

Появляется и пронизанное пессимизмом короткое стихотворение под названием «Дружба».

«Что дружба? Легкий пыл похмелья,
Обиды вольный разговор,
Обмен тщеславия, безделья
Иль покровительства позор».

Но всё-таки, на протяжении всего творческого пути поэта, дружба для него значила очень многое. Дружба – это когда ты не одинок в свой жесткий век.

Дружба с Чаадаевым, одним из видных русских мыслителей, особо ценилась Пушкиным. «Пушкин гордился моей дружбой, — писал Чаадаев, — он говорил, что я спас от гибели его и его чувства, что я воспламенял в нем любовь к высокому…»

В послании к Чаадаеву поэт писал:

«Ничто не заменит единственного друга:
Ни музы, ни труды, ни радости досуга.
Ты был целителем моих душевных сил;
О, неизменный друг…»
(из послания «Чаадаеву»)

Наиболее пронзительно и полно выражены взгляды поэта на тему дружбы в стихотворении «Во глубине сибирских руд…».

«Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас»

Произведения на тему дружбы в лирике Пушкина, представленные в разные временные периоды, имеют неодинаковые тональности: мажорные и минорные. И это не удивительно. Жизнь менялась. А вместе с ней менялись и взгляды поэта на те или иные чувства и события.

ТЕМА ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА. Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почти всегда любовь и дружба как чувства, наиболее обладавшие поэтом. - презентация

1 ТЕМА ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА

2 Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почти всегда любовь и дружба как чувства, наиболее обладавшие поэтом и бывшие непосредственным источником счастия и горя всей его жизни. В. Г. Белинский В. Г. Белинский

3 19 октября 1811 год.- день, когда 29 мальчиков благородных дворянских фамилий перешагнули порог только что открывшегося Царскосельского Лицея, целью которого было «дать образование юношеству,особенно предназначенного к важным частям службы государственной

4 В Лицее царила атмосфера творчества,свободы. Добрые отношения преподавателей и лицеистов строились на принципах уважения. Здесь Пушкин занимается поэзией, особенно французской, за что и получил прозвище «француз». Его внимание привлекает творчество Батюшкова, Карамзина, а также новая элегическая поэзия. Это накладывает своеобразный отпечаток на стихотворения тех лет. Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете «лёгкой поэзии» французского поэта Парни. Дружеская лирика поэта противопоставлена классицизму. Он воспевает сентименталистские ценности: дружбу с кифарой, с портиком, с книгой.

5 29мальчиков,старшему из которых -15 лет, а младшим всего 10, объединены одним домом- Царским Селом, где все –братья, объединённые одной благородной целью. Шутки и курьёзы- одни на всех, безобидные,дружеские, братские. Ссорились, мирились…Так складывалась дружба. Много забавных случаев было в Лицее.

6 Пушкин – «француз» или «егоза» Миша Яковлев- «Паяц 200 номеров» Лучший из учеников – Серёжа Вольховский «Разумница» Князь Горчаков – «Франт» за то, что много уделял внимание внешнему виду. Смелый и отчаянный, Иван Малиновский – «Казак» Ленивый Данзас – «Медведь» Иван Пущин - «Иван Великий» Антон Дельвиг- «Тося.» Кюхельбекер - «Кюхля» За мечты о море Фёдор Матюшкин получил прозвище «Хочется плыть». - Что объединяло этих молодых людей?

7 - Прочитайте стихотворение «19 октября" (1825г) Анакреонтические и эпикурейские мотивы, любимые Пушкиным – лицеистом. Прочитайте стихотворение « Пирующие студенты» Прочитайте стихотворение « Пирующие студенты» год - год окончания Лицея. Пушкин пишет замечательное стихотворение "Разлука" - Кто такой Анакреон? Анакреон - древнегреческий поэт, воспевающий в своих стихах любовь, дружбу, радость жизни. Лёгкое направление поэзии в честь Анакреона стали называть анакреонтика.

8 Что такое эпикурейство? - Что такое эпикурейство? По имени древнегреческого философа Эпикура- наслаждение жизнью, умение найти гармонию физического и духовного в жизни. Прочитайте стихотворения «К Чаадаеву», - Прочитайте стихотворения «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…»

9 Воспоминания о годах, проведенных в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в памяти поэта,поэтому преобладающий лирический жанр поэта-это жанр ПОСЛАНИЯ. - Какой жанр мы называем посланием? ПОСЛАНИЕ – произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату. В Древней Руси послание обычно адресовалось не одному человеку, а служило обращением к обществу. Жанр поэтического послания сформировался еще в древнеримской литературе. Дружеское послание было распространено в пушкинское время, В таких стихотворениях шел свободный, легкий разговор с другом, носивший доверительный характер.

10 - Какие мотивы лирики дружбы можно увидеть в творчестве А.С.Пушкина? "К другу стихотворцу" (1814) "К Пущину" (1815) "Дельвигу" (1817) "Разлука" (1817) "19 октября" (1825) " Пущину" (1826) "19 октября" (1827) "Чем чаще празднует Лицей" (1832) "Была пора:" (1836) мотив братства, анакреонтические и эпикурейские мотивы, гражданские

11 - Но всегда ли дружба была безмятежной и радостной для поэта? Никто из русских поэтов не сказал и о неверной дружбе столько горьких слов Когда твой друг на глас твоих речей Ответствует язвительным молчаньем; Когда свою он от руки твоей, Как от змеи, отдернет с содроганьем; Как, на тебя взор острый пригвоздя, Качает он с презреньем головою, Не говори: «Он болен, он дитя, Не говори: «Он болен, он дитя, Он мучится безумною тоскою»; Не говори: «Неблагодарен он; Он слаб и зол, он дружбы недостоин; Вся жизнь его какой-то тяжкий сон. » Ужель ты прав? Ужели ты спокоен? Ах, если так, он в прах готов упасть, Чтоб вымолить у друга примиренье. А. Раевский Е. Воронцова

12 Все беззащитнее душа В тисках расчетливого мира, Что сотворил себе кумира Из темной власти барыша. Все обнаженней его суть, Его продажная основа, Его продажная основа, Где стоит все чего-нибудь, Где ничего не стоит слово. И все дороже, все слышней В его бездушности преступной Огромный мир души твоей, Твой гордый голос неподкупный. Твой гордый голос неподкупный. Звучи, божественный глагол, В своем величье непреложный, В своем величье непреложный, Сквозь океан ревущих волн Всемирной пошлости безбожной. Ты светлым гением своим Возвысил душу человечью, Возвысил душу человечью, И мир идет к тебе навстречу, И мир идет к тебе навстречу, Духовной жаждою томим! Анатолий Передреев

Сочинение

Тема дружбы проходит через все творчество Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни. Пафос дружеской лирики лицейского периода состоит в составлении некоей оппозиции классицистическим ценностям. Лирика Пушкина этого периода насыщена анакреонтической тематикой, которая состоит в воспевании эпикурейских ценностей. В стихотворении «Пирующие студенты» поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радости беззаботного дружеского общения:

* Скорее скатерть и бокал!
* Сюда, вино златое!

В этом послании, как и во всех остальных посланиях лицейского периода, Пушкин призывает всех саоих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом: «Блажен, кто веселится в покое, без забот…» Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей - вот что составляет, по мнению поэта, человеческое счастье. Как и поэты-сентименталисты, Пушкин ставит чувство дружбы выше общественных и государственных благ:

* И станут самые цари
* Завидовать студентам!

Самое ценное в дружбе Пушкин видит в сердечности и искренности друзей. Чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю свою жизнь, оно присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода.

Поэтам-декабристам дружба виделась как союз людей, одержимых одной идеей. Пушкин в своей гражданской лирике не приемлет такой сугубо практический взгляд, и чувство дружбы в его стихах в этот период выглядит иначе, чем у декабристов. Высокая цель не должна исключать наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и Отечеству. Соединение интимного чувства дружбы, равно как и любви, с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, но и как друга, что подчеркнуто обращениями типа: «мой друг», «товарищ, верь…».

В этот же период Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы «третьим компонентом» в ряду «любовь и тайная свобода». В стихотворении «Послание к кн. Горчакову» дружеское общение становится как бы почвой этой свободы. Но друзья не вечны, дружеские пиры происходят все реже и реже, наступает разочарование и в гражданских идеях. Пушкин уезжает в южную ссылку, где оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна, романтик не ищет общения с друзьями, он порывает со своим прошлым. Всю малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение «Дружба». Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, и это станет лейтмотивом его лирики.

У Пушкина теперь друзьями становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что этот шум - «как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Уже само по себе стихотворение «К морю» является прощальным. Романтизм в набросках поэта сменяется философичностью и тонким лиризмом. Тема внутренней свободы выбора каждого человека звучит и в дружеской лирике поэта. Дружеские чувства не зависят от политики, в них мы вольны.

В стихотворении «19 октября 1827», написанном на годовщину открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны - и те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли». «Я гимны прежние пою», - признается поэт в стихотворении «Арион». Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам’ и поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских

* Друзья мои, прекрасен наш союз!
* Он, как душа, неразделим и вечен,

Восклицает Пушкин в стихотворении «19 октября». Но в этом стихотворении, написанном к лицейской годовщине, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту невыразимо больно и грустно оттого, что с ним сейчас нет его друзей.Эти настроения все больше завладевают Пушкиным, и каждое последующее «19 октября» окрашено в более мрачные тона. Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: «И мнится, очередь за мной…» Стихотворение «Чем чаще празднует Лицей…» тоже наполнено грустью.

Итак, в конце жизни, пережив «бурь порыв мятежный», Пушкин опять возвращается к лицейской теме, но теперь она звучит по-другому. Верна мысль критика о том, что «лицей становился в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья - идеальной аудиторией его поэзии», хранителями культа дружбы, тему которой Пушкин пронес почти через все свое творчество. В стихотворении, написанном в 1836 году, поэт с грустью вспоминает:

* Была пора: наш праздник молодой
* Сиял, шумел и розами венчался,
* И с песнями бокалов звон мешался,
* И тесною сидели мы толпой…
* …Теперь не то…

Предмет: литература

Тема: «Тема дружбы в русской поэзии»

Класс: 11

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

Место урока: после изучения лирики А.А. Блока.

Планируемые результаты:

Личностные: совершенствовать нравственные качества личности: умение ценить дружбу, дорожить друзьями.

Метапредметные: уметь структурировать материал в биографиях А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Блока; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; выделять причинно- следственные связи между эпохой, биографическими сведениями авторов и раскрытием темы стихотворений.

Предметные: уметь анализировать стихотворения путём их сопоставления (определять тему, идею, связь времени написания стихотворения и особенности раскрытия темы); находить изобразительно- выразительные средства и объяснять их роль в раскрытии идеи стихотворений; понимать авторскую позицию и выражать своё к ней отношение .

Виды деятельности :

Продуктивная творческая: написание домашнего сочинения

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.

Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текстов стихотворений Пушкина, Лермонтова, Блока и современных поэтов.

Репродуктивная: составление учащимися таблицы; сообщения учеников; осмысление сюжета стихотворений, изображённых в них характеров, событий; ответы на вопросы проблемного характера.

Исследовательская: сравнительный анализ стихотворений.

Основные понятия и термины: лирический герой, ключевые слова, жанр, авторское отношение, биографический комментарий.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Активизация знаний обучающихся (2 мин.)
  3. Сообщение обучающегося (4 мин.)
  4. Выразительное чтение стихотворения учителем, прослушивание стихотворений в исполнении мастеров слова.(5 мин.).
  5. Сообщения учеников об истории создания стихотворений(4 мин.).
  6. Работа по теме в группах (15 мин.)
  7. Выводы по теме. (7 мин.)
  8. Оценивание. Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  1. Активизация знаний обучающихся

На интерактивной доске первый слайд

А.С. Пушкин

"К другу стихотворцу" (1814)

"К Пущину" (1815)

"Дельвигу" (1817)

"Разлука" (1817)

" Пущину" (1826)

"Чем чаще празднует Лицей" (1832)

"Была пора:" (1836)

М.Ю. Лермонтов

«К другу»

« Паияти Одоевского»

А.А.Блок «Друзьям»

Что объединяет эти стихотворения? Какова их тема?

(Все эти стихотворения посвящены дружбе и друзьям.)

Тема дружбы занимает большое место в творчестве многих поэтов, но особенно ярко она представлена в лирике Пушкина. Как истинный гений, Пушкин был наделен великим чувством любви - к жизни, к человечеству вообще и к каждому человеку, как особому и неповторимому. Среди высоких и прекрасных талантов, которыми щедро был наделен Пушкин, есть один особый - талант дружбы. Отношения поэта с людьми, близкими ему по духу и мыслям, запечатлены в его стихах, которые остаются образцом верности, преданности, постоянства.

Что же такое дружба? Кого мы считаем другом? Почему эта тема волновала поэтов? В этом нам предстоит сегодня разобраться.

Есть мнение, что русское слово друг образовано от слова другой, то есть

иной, не я. И настоящая тайна дружбы содержится в том, что благодаря ей

маленькое человеческое я расширяется, включает в себя другую жизнь,

обогащается ею. Тут затронута глубинная тайна человеческой сущности,

заключающаяся в том, что человек не может быть счастлив один.

Дома вы должны были определить значения слов дружба и друг.

(Согласно «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, дружба - это близкие

отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности

интересов. В качестве силы, соединяющей людей, дружба всегда считалась

важной социально-нравственной ценностью. Не случайно в широком смысле

понятие «дружба» обозначает не только межличностные, но и социальные

отношения.

В разговорном языке слово «друг» имеет несколько значений. Оно означает

знакомого, человека, к которому мы относимся с симпатией, словом, всех, кто нам близок.)

Итак, дружба бесконечно важна в жизни каждого человека.. А как тема дружбы раскрывается в поэзии Пушкина, Лермонтова и Блока мы поговорим сегодня на уроке. Какова же проблема нашего урока сегодня?

(Обучающиеся высказывают свои предположения, на доске вывешивается второй слайд - тема урока; учитель называет цели урока.)

  1. Какое же место в творчестве этих великих поэтов занимает дружба? В чем особенности её изображения? Что влияет на разное трактование темы? Эти вопросы мы постараемся решить сегодня.
  1. Сообщение обучающегося по теме: (третий слайд - название темы) «Тема дружбы в поэзии первой половины 19 века».

4.Выразительное чтение учителем стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину».

5.Сообщение заранее подготовленного ученика об истории создания стихотворения:

(Стихотворение написано Пушкиным 13 декабря 1826 года, то есть накануне первой годовщины восстания декабристов. Посвящено оно лицейскому другу Пушкина Ивану Пущину, который для поэта был и оставался всегда самым близким другом. История создания этого стихотворения такова. В мае 1820 года по личному распоряжению Александра 1 Пушкин был выслан из Петербурга далеко на юг. Причиной этому послужило то, что в это время по всей стране в переписанных от руки листках ходят его запретные “вольные” стихи. В Одессе поэт вступил в резкий конфликт с местным губернатором. По его доносу Пушкин был сослан осенью 1824 года в глухое поместье матери – в село Михайловское.

Пущин первым из друзей Пушкина посетил “поэта дом опальный” в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, единственный день проведенный вместе. И все. Больше они никогда не виделись. Свидание в Михайловском – это один из самых драматических моментов в жизни друзей. Будучи одним из руководителей декабристского восстания, Пущин предвидел свое будущее и непременно хотел повидать Пушкина, и проститься с ним. Этой встрече и посвящено стихотворение. Когда Пушкина освободили из ссылки, Пущин был уже под арестом.)

Своему другу А. И. Одоевскому, погибшему на Кавказе, посвятил стихотворение «Памяти Одоевского» М.Ю. Лермонтов.

Сообщение ученика о поэте- декабристе А.И. Одоевском.

(Поэт-декабрист Александр Иванович Одоевский (1802-1839), автор знаменитого стихотворения « Струн вещих пламенные звуки …», написанного в ответ на « Послание в Сибирь » Пушкина. В 1837 г. Одоевский был переведён из Сибири на Кавказ рядовым солдатом Нижегородского драгунского полка, где встретился и подружился с Лермонтовым. Умер Одоевский 15 авг. 1839 г. от лихорадки, находясь в действующей армии на берегу Черного моря. В стихотворении воссоздан облик и духовный мир декабриста, сохранившего «веру гордую в людей и жизнь иную». Этот оптимизм был выражен Одоевским в названном выше ответе на послание Пушкина.

Лермонтов интересовался Одоевским и его стихами, повидимому, еще до встречи с ним на Кавказе. К 1830 г. относится стихотворение Лермонтова, в котором он говорит, может быть, о печальной судьбе Одоевского: «Когда твой друг с пророческой тоскою» («К***»). Там есть строки:

Он был рожден для мирных вдохновений,
Для славы, для надежд; - но меж людей
Он не годился - и враждебный гений
Его душе не наложил цепей;
И не слыхал творец его молений,
И он погиб во цвете лучших дней).

Прослушивание стихотворения в исполнении мастеров слова (фонохрестоматия).

К теме дружбы обращаются и поэты 20 века. Послушайте стихотворение А.А. Блока «Друзьям».

(Чтение учителем).

По- разному решается тема дружбы в стихах этих поэтов, почему это происходит попробуем разобраться.

7.. Работа в группах:

У каждой группы таблица с заполненными для обсуждения вопросами для анализа стихотворений, тексты стихотворений.

Заполнение таблицы;

Обмен информацией.

1 группа: анализ стихотворения Пушкина «И.И.Пущину»

2 группа: анализ стихотворения Лермонтова « Памяти А.И. Одоевского»

3 группа: анализ стихотворения Блока «Друзьям»

А.С.Пушкин «И.И.Пущину»

М.Ю. Лермонтов « Памяти А.И. Одоевского»

А.А.Блок

«Друзьям»

Дата написания

Жанр стихотворений

Ключевые слова

Черты лирического героя

Вопросы для обсуждения: (четвёртый слайд)

Какие факты биографии Пушкина,Лермонтова и Блока нашли отражение в стихотворениях?

Определите жанр стихотворений.

Какова основная мысль стихотворений?

Как решается проблема взаимоотношений лирического героя и окружающего мира?

В чем заключаются речевые особенности стихотворений? Как они передают идею стихотворений?

Что отличает лирического героя каждого стихотворения?

Ваше восприятие этих стихотворений?

Что общего и в чём разпичия в понимании и изображении дружбы Пушкиным, Лермонтовым и Блоком?

Изучая поэзию Пушкина и Лермонтова, мы говорили о том, как раскрывается тема дружбы в стихотворениях Пушкина «19 октября», «К Пущину», Лермонтова «Пир», «К друзьям», которые относятся к их ранней лирике. Изменилось ли толкование темы в поздней лирике А.С.Пушкина? А у Лермонтова? В чём причины?

(Раскрытие темы дружбы менялось на протяжении жизни в поэзии Пушкина, но всегда тема эта она занимала огромное место в его жизни. Она виделась ему как союз людей, одержимых одной идеей. Дружба для Пушкина - это признание другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение. К таким отношениям в дружбе, к такому благородству, к бесстрашному отстаиванию истинных ценностей должны стремиться и мы, потомки бессмертного гения.

В ранней поэзии Лермонтова звучит традиционная тема прославления друзей и веселой дружбы с пирушками и бутылками («Пир», «К друзьям», «Посвящение»), но дружеской идиллии не получается в лермонтовской поэзии даже в самый первый период ее развития. Тема удовлетворенной дружбы уже и тогда заглушается и перерывается у Лермонтова трагическими декларациями о том, что дружбы на земле не существует, что она обманчива, что он «не умел ужиться с другом» и что те, кого он в отдельных случаях считал своими

Друзьями, оказались недостойными этого имени» . В результате в 1831 году тема дружбы заметно убывает в лирике Лермонтова, а затем на несколько лет почти вовсе прерывается..

Мучительные переживания одиночества, ощущение бесприютности,

бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессменная, .как

пламень., печаль - вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова.

Многие современники поэта были людьми бесконечно одинокими,

замкнутыми в себе, они ощущали вокруг лишь леденящую пустоту, ничто не

могло согреть их сердце, да и сами они не излучали душевной теплоты.

Лермонтов сумел передать атмосферу своего времени, настроения своих

современников. Он ощущал боль своего поколения острее других, он постиг

духовные потрясения в атмосфере подавления неординарной личности...

Почему у Блока столько негативных эмоций вызывают друзья? Причины этого в обществе, во времени или обстоятельствах личной жизни?

(В стихотворении «Друзьям» звучат трагические, исповедческие ноты, мотив бездомности. Автор поднимает проблему творца и творчества. Поэт – фигура трагическая, он разочарован в том мире, который создает, он видит, что его не понимают. В русской лирике есть множество стихов, славящих и воспевающих дружбу как одно из самых прекрасных чувств, связывающих людей между собой. Резким диссонансом в поток этих стихов врывается лирика Блока, в которой дружба предстает в совершенно ином свете и почти каждое слово о ней словно облито злостью, горечью, желчью, пронизано духом сарказма. Пожалуй, нет другого поэта, в творчестве которого дружба подвергалась бы таким ожесточенным нападкам, как это мы видим в лирике Блока. Лишь только в ней заходит речь о дружбе – кажется, что горло поэта перехватывает судорога боли и гнева и он не может найти иных слов, кроме самых резких и язвительных:

Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух,

Да, таким я и буду с тобой:

Не для ласковых слов я выковал дух,

Не для дружб я боролся с судьбой.

Для того чтобы уяснить характер стихов Блока о дружбе, нам следует принять во внимание то, что их порождало, отношения поэта с окружающей его средой, с людьми, которые становились ему на какой-то период наиболее близкими и в конце концов переходившими (как это обычно бывало) в стан его ожесточенных и непримиримых врагов .)

8. Обобщение и выводы по теме.

Почему же одна тема раскрывается по- разному? Что влияет время, общество, обстоятельства жизни, личность самого поэта или савокупность этих факторов?

Насколько важна дружба в жизни человека?

Какое место занимает эта тема в русской поэзии?

Как вам кажется, обращаясь к поэзии в дальнейшем, мы будем встречаться с этой темой? Почему?

Знаете ли вы стихи современных поэтов о дружбе? Прочитайте.

(Учащиеся читают стихи В. Высоцкого, Е. Евтушенко, Р. Гамзатова и др.)

Меняется ли трактование этой темы в современной поэзии?

9.Домашнее задание

«Какое понимание дружбы дала мне русская поэзия?»

(Заполненная таблица - см. ниже Приложение)

Пушкин «И.И.Пущину»

Лермонтов « Памяти А.И. Одоевского»

А.А. Блок

Дата написания

1826 г.

1839 г.

1908 г.

Характеристика эпохи и её отражение в стихотворении.Реально- биографический комментарий

Политический застой в обществе. Лермонтов узнаёт о смерти Одоевского,с которым вместе служил на Кавказе.

Поражение революции 1905 г. Разброд в обществе. Разочароние поэта в бывших друзьях.

Жанр стихотворений

Дружеское послание

Элегия

послание

Ключевые слова

Друг, жизнь, мор, душа.горький,безумный, тоска,сердце.

Дом, проклясть, друг, сгнить, год, ворох, рождение, смерть.

Черты лирического героя

Лирический герой испытывает чувство благодарности к другу, радости от встречи. Дружба дарит счастье общения, взаимопонимания.Поддерживает находящегося в заточении друга.

Лирический герой переживает потерю, одиночество, осознаёт бессмысленность существования.

Лирический герой- фигура трагическая, он разочарован в мире,он видит, что его не понимают.

Особенности речи стихотворений

Лексика высокая(дарует. благословил, уединенный,занесенный,огласил,святое провиденье).Использована анафора.

Использует аллитерацию(повторение [ж, ч, з, с], позволивших передать весь спектр негативных чувств, исходящих от друзей. Градация(враждебны, завистливы, глухи, чужды).

Обращения, используемые поэтами..

Мой первый друг, мой друг бесценный

Чувства, выраженные в стихотворении

Благодарность, нежность, искреность,желание вселить надежду в лучшее, поддержать Пущина.

Грусть, трагичность утраты,. одиночество, разочарование в жизни.

Трагичные исповедальные ноты.Разочарованность в дружбе и друзьях.

Использованная литература:

1. Благой Д. Мастерство Пушкина. – М.: Наука, 1995

2. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. – М.: Прогресс, 1994

3. Вырыпаев П.А. Лермонтов: материалы к биографии. - М., 1982

4. Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. – М., 1996

5. Как сердцу высказать себя //Сборник поэзии. – М.: Молодая гвардия,

1991

6.Блок. А. Стихотворения. Поэмы. - М.: Художественная литература, 1984.

7.Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2006. - С. 172 – 182.