Василь быков краткая. Василь быков - биография, информация, личная жизнь. Последние годы Леонида Быкова, трагическая смерть

, Прозаик , Общественный деятель

Быков Василь Владимирович (Василь Быков) (1924–2003), белорусский прозаик. Родился 19 июня 1924 в д.Череновщина Витебской обл. (Белоруссия) в крестьянской семье. По окончании сельской школы поступил в Витебское художественное училище. Учеба была прервана Великой Отечественной войной. В 1941 Быков ушел добровольцем на фронт, прошел всю войну и закончил ее в Австрии. По окончании войны еще 10 лет оставался кадровым офицером.

Война оказала решающее влияние на формирование личности Быкова и стала центральной темой его творчества. Первые рассказы, написанные на белорусском языке на военную темуСмерть человека и Обозник, прозаик опубликовал в 1955. Действие повести Журавлиный крик (1961) также происходит на фронте. Известность Быкову принесла повесть Третья ракета (1962), переведенная на русский язык. После нее Быков сам переводит свои произведения на русский язык либо авторизует переводы. Некоторые произведения Быкова, наиболее очевидно разрушающие идеологические стереотипы, сначала издавались на русском языке и лишь после этого публиковались на белорусском.

Благословенная страна Болгария с ее замечательным по своей доброте народом впервые явилась в мою судьбу в предпоследний год Великой войны, и в ту драматическую пору для солдатского сердца не было милее уголка в Европе. В памятный сентябрь сорок четвертого мы навеки разломали хлеб самой искренней дружбы и увидели, какую бездну добра вмещает в себе благородное сердце болгарина. Конечно, нетрудно догадаться, откуда эта щедрость на дружбу - она в драматизме исторического прошлого народа, и в этом смысле мы не можем не заметить поразительную общность исторических судеб болгар и белорусов. Все тяжелейшие испытания, выпавшие на долю болгарского народа, близки и понятны белорусам, тоже полной чашей испившим на своем веку и многовековой гнет, и национальное истребление, и нравственное и духовное закрепощение. Надо ли говорить, как это объединяет и сплачивает.
(Цитата из произведения "Болгария - Белоруссия", 1981)

Быков Василь Владимирович

Критики отнесли произведения Быкова к так называемой «лейтенантской прозе», представленной в русской литературе творчеством Ю.Бондарева и К.Воробьева. Шквал официальной критики вызвала повесть Мертвым не больно (1966), в которой «мясорубка войны» была показана с присущим Быкову беспощадным реализмом. Излюбленным жанром Быкова стала повесть. В центре каждой из них оказывалась нравственная проблема, которую писатель «растворял» в напряженном военном эпизоде – как правило, не слишком протяженном во времени. Он не раз говорил и писал о том, что его интересуют те ситуации, которые дают возможность наиболее полного раскрытия характеров, позволяют сделать зримой человеческую сущность в момент ее наиболее яркого проявления. Чаще всего духовные взлеты героев заканчивались смертью. Так, герой повести Альпийская баллада (1964), русский военнопленный Иван, погибал, спасая итальянку Джулию, с которой судьба свела его на несколько дней, чтобы после ада концлагеря испытать короткое счастье любви. Альпийская баллада – одно из первых произведений советской литературы, в котором плен был показан не как вина, а как трагедия героя.

Действие многих повестей Быкова связано с жизнью людей во время фашистской оккупации – в партизанских отрядах и белорусских деревнях. Центральной для этих произведений становилась тема предательства. Главный герой повести Сотников (1970) способен сохранить в себе человечность и верность долгу, в его спутнике Рыбаке страх смерти оказывается сильнее и он становился предателем. Сотникова казнили фашисты, Рыбак сохранял собственную жизнь ценой чужих жизней, и это обрекало его на вечную нравственную муку. На добровольную гибель шел и герой другой повести – Обелиск (1972): школьный учитель жертвовал собой, спасая своих учеников. Повествование ведется от лица одного из выживших подростков, и читателю предоставляется возможность самому делать выводы о мотивах поступков учителя.

За повести Обелиск и Дожить до рассвета (1974) Быкову была присвоена Государственная премия СССР. Живя в Бресте и Минске, народный писатель Белоруссии Быков печатался в журнале «Новый мир» и в 1970–1980-е годы входил в руководящие органы Союза писателей СССР. Большинство критиков считает его творчество неотъемлемой частью русской литературы.

Многие факторы человеческой сущности вместе с войной ушли в прошлое. Так, например, проблема героизма во время войны является решающей, главной. Смелость, отвага, презрение к смерти - вот те основные качества, которыми определяется достоинство воина. Но в мирное время мы не ходим в разведку, презрение к смерти от нас не требуется и отвага нам необходима лишь в чрезвычайных ситуациях. Однако то, что в войну стояло за героизмом, питало его, было его почвой, - разве это утратило свою силу? Да, мы не ходим сегодня в разведку, но это обстоятельство не мешает нам и теперь ценить в товарище честность, преданность в дружбе, мужество, чувство ответственности. И теперь нам нужны принципиальность, верность идеалам, самоотверженность, - это и сейчас определяет нашу нравственность, как в годы войны питало героизм.
(Цитата из диалога В.Быкова - Л.Лазарева «Великая академия - жизнь», 1975)

Быков Василь Владимирович

Повесть Пойти и не вернуться (1978), действие которой происходит в 1942 в оккупированной Белоруссии, была инсценирована автором и с успехом шла в театрах Белоруссии и России.

В годы перестройки Быков стал одним из первых писателей, показавших трагедию деревни в 1930-е годы, когда сталинское правление привело крестьян к фактическому состоянию крепостных и довело их до нищеты. Такова судьба главных героев повести Знак беды(1986), белорусских хуторян Петрока и Степаниды. Несмотря на все унижения, они отказываются служить фашистам, которые не считают их людьми. В повести воплощается важнейшая идея творчества Быкова: человеческое достоинство дороже, чем жизнь. В ней появляется и новая для писателя мысль – что страдания народа во время войны не случайны и, несмотря на ужас происходящего, даже закономерны. Петрок и Степанида жили на хуторе, отнятом у старого помещика. Оставшись без крова, помещик покончил с собой, и Степанида восприняла его самоубийство как знак грядущей беды. В финале повести Степанида сжигает себя, чтобы не попасть в руки полицаев, а спрятанная ею неразорвавшаяся бомба остается в земле как знак новой беды, ждущей своего часа. За повесть Знак беды Быков был удостоен Ленинской премии.

Судьба простого крестьянина Хведора Ровбы, раздавленного тоталитарным режимом, стала темой повести Облава (1990). Военная тема остается центральной в творчестве Быкова. В повести Карьер (1986) речь идет о человеке, по невольной вине которого погибла женщина; в финале повести через неизбывность этой вины герой приходит к вере в Бога. Право человека решать, жить другим людям или умирать, является центральной темой повести В тумане (1987).

В конце 1990-х годов Быков вынужден был уехать из Белоруссии в Европу – сначала в Финляндию, затем в Германию. В рассказе Пасхальное яичко (2000), написанном, по оценкам критиков, в лесковских традициях, действие происходит в послевоенной белорусской деревне. Таким образом, временные рамки быковского повествования расширяются. Однако важнейшие мысли и идеи – в частности, мысль о вине и наказании – остаются прежними. Грех председателя-коммуниста, в Пасху заставившего односельчан возить навоз, отдается в рассказе страшной Божьей карой невинным людям.

В 2000 Быков был удостоен премии «Триумф».

Василь Владимирович Быков - фото

Василь Владимирович Быков - цитаты

Как и тысячи лет назад, человека снедает в первую очередь забота о самом себе, и самый благородный порыв к добру и справедливости порой кажется со стороны по меньшей мере чудачеством, если не совершенно дремучей глупостью.

Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы победили…


Мужчин, родившихся в первой половине двадцатых годов прошлого столетия, называли "убитым поколением". Они вынесли на себе все бедствия Великой Отечественной войны, и до Победы дожили лишь немногие их них. Писатель Василий (Василь) Владимирович Быков сполна пережил все бедствия военного времени, он принадлежал ему, и книги писателя – это не просто достоверный рассказ о тех днях, это еще и отображение законов правды и совести, совершенствования человеческой души среди нечеловеческих испытаний.

Василь Быков (Васіль Быкаў) - уроженец белорусской деревни Бычки (Витебская область). Он появился на свет 19 июня 1924 года в крестьянской семье и с раннего детства очень хорошо рисовал. В 1939 году, окончив неполную среднюю школу в деревне Кубличи, Василь поступил в Витебское художественное училище. Однако овладевать профессией скульптора ему пришлось недолго – в 1940 году студенческие стипендии отменили, и чтобы прокормиться, молодой человек пошел учиться в школу ФЗО. В мае 1941 года, после окончания учебного года, Василь эскстерном сдал экзамены за курс средней школы и отправился навестить своих украинских родных. Война застала его на земле Украины.Юноша был мобилизован на

оборонные работы и отступал вместе с военными частями до Белгорода, где и отстал от основной колонны инженерного батальона. Его задержал комендантский патруль, и по подозрению в шпионаже Василя несколько дней продержали под арестом. По словам Быкова, перед отходом из Белгорода были расстреляны все его сокамерники, его же самого пожилой охранник пожалел и дал убежать, выстрелив в воздух. Быков пешком отправился к Харькову, где ему удалось присоединиться к своей оборонной команде. Так, отступая вместе с войсками, Василь дошел до Саратовской области, где обучался в железнодорожном училище. В 1942 году Быкова призвали в армию и направили в Саратовское училище пехоты, которое он закончил в 1943 году в звании младшего лейтенанта. Он участвовал в боях под Кривым Рогом, Знаменкой, Александрией. В бою под Северинкой (Кировоградская область) Василь чудом не был раздавлен немецким танком, получил тяжелейшие ранения и сумел добраться до санчасти, в то время как командир написал рапорт о его гибели, и до сих пор на братской могиле возле Северинки значится имя Быкова. После лечения в госпитале будущий писатель участвовал в Ясско-Кишиневской операции, в боях за Румынию, Венгрию,

Болгарию и закончил войну в Австрии, получив орден Красного Знамени. После демобилизации в 1947 году Быков работал в редакции газеты "Гродненская правда" и опубликовал несколько рассказов. В 1949 году он опять был призван в армию и окончательно демобилизовался только в 1955 году, дослужившись до майора. Василь Быков вернулся в"Гродненскую правду" и серьезно занялся литературным трудом.

Творчество Быкова, которое рассказывало об увиденном и пережитом им на войне, относили к категории "лейтенантской прозы", представленной именами Бондарева и Нагибина. В 1959 году была опубликована первая повесть начинающего писателя под названием "Журавлиный крик", а вышедшая в свет в 1961 году "Третья ракета" принесла ему всесоюзную славу. Огромный успех имела повесть "Альпийская баллада"(1963), по которой был снят фильм, получивший несколько наград. В "Альпийской балладе" Быков первым из советских писателей показал плен как трагедию, а не как вину героя, и осмелился описать любовные чувства между советским солдатом и итальянской девушкой. Бескомпромиссность и стремление передать жестокую правду войны характеризовали повесть "Мертвым не больно" (1965), где автор без прикрас описы

вал войну так, как он ее видел своими глазами. Отход от идеологических штампов обошелся Василию Владимировичу дорого – на писателя была открыта настоящая травля. Кроме гневных статей в газете, жену писателя вызывали на "беседы" в органы безопасности, в их квартире разбили окна, а на собраниях Быкова клеймили и предлагали "убираться на запад". Фронтовик не отступил. Вышедшая в 1970 году повесть "Сотников" с беспощадной откровенностью раскрыла тему предательства и заставила говорить о таланте Василия Владимировича. Он был избран секретарем Гродненского отделения белорусского союза писателей. Событием литературной жизни становилась каждая новая повесть Быкова –удостоенные Государственной премии "Обелиск" (1971) и"Дожить до рассвета" (1974), "Пойти и не вернуться" (1978), на основе которой была создана популярная пьеса. Новым поворотом творчества Быкова стала повесть "Знак беды" (1982), отмеченная Ленинской премией. Рассказ о немолодых крестьянах, переживающих немецкую оккупацию и делающих выбор в пользу добровольного ухода из жизни, литературоведы называют самым антивоенным произведением Быкова. Тема нравственного выбора и взаимоотношения человека и режима остается вед

ущей и в повестях "Карьер"(1986), "В тумане"(1987), "Облава " (1990).

Девяностые годы снова привели В. Быкова к противостоянию с властью. Еще в 1988 году он был у истоков создания Белорусского Народного Фронта, затем возглавлял белорусский ПЕН-Центр. После событий осени 1993 года Быков был в числе подписавших знаменитое "письмо 43" в адрес Ельцина с требованием переизбрания Верховного Совета. После победы на президентских выборах в Белоруссии А. Лукашенко писатель не раз выступал с критикой его курса. Проза Быкова этого периода продолжала оставаться документально точной и безжалостной ("Полюби меня, солдатик", "Афганец", "Волчья яма"). В 1997 году Василь Быков по приглашению ПЕН-Центра выехал в Финляндию, затем проживал в Германии и Чехии. Наиболее значительным его произведением этого периода стала автобиографическая книга "Долгая дорога домой" (2002). В этом же году Быкову был поставлен страшный диагноз – рак желудка. Он был прооперирован в пражской клинике, а в 2003 году, за месяц до своей смерти возвратился в Белоруссию. Писатель, который по утверждению критиков, так и не вернулся с войны, умер в памятную дату 22 июня. Он погребен на Восточном кладбище Минска.

В нечеловеческих обстоятельствах довелось пребывать в некоторые годы своей жизни Василю Владимировичу Быкову. Он не просто участник боевых действий Великой Отечественной войны, но и бессмертный автор героических повестей и рассказов. В книгах Василя Быкова показана жестокая правда смутных дней. Он показывал жизнь такой, как она есть, без идеологических ярлыков. За такую правдивую литературу писателя подвергали гонениям и травле. Тем не менее шедевры писателя любили многие годы, также они популярны и в наше время.

Писатель никогда не отказывался от своего мнения и взглядов на многие исторически и политические события. Многие режиссеры смогли экранизировать ряд творений великого гения. Биография Василя Быкова, гениального писателя и общественного деятеля, интересует многих современников. Предлагаем вам познакомиться с его детством и юностью, писательской и личной жизнью, общественными делами, фильмотекой.

Родители Быкова

19 июня 1924 года в небольшой деревушке Бычки Ушачкого района Витебской области появился на свет писатель Василь Быков. Мальчику довелось быть сыном обычных крестьян. Кроме него в семье были еще дети: Николай, Антонина и Валентина. Антонина ушла на тот свет еще в 15 лет. Владимиру Федоровичу, отцу семейства, довелось часто ездить на заработки. Он нанимался в Ливию, Гродно, а в начале войны его взяли в плен немцы.

Маленьким детишкам отец рассказывал истории тех лет, с особым вниманием все слушал младший Вася. Мальчик любознательно задавал вопросы. Маму мальчика Бог наделил мягкостью и добродушием, что было совсем противопоставлено мужу. Она обеспечивала семью вкусной едой, удобной одеждой, несмотря на нищенские условия жизни. С мамой Анной дети научились любить природу и книги. Васе приносило удовольствие гулять на свежем воздухе, слушать птичьи трели и ловить раков и рыбу.

Детство и юность писателя

Материальное положение семьи Быковых было очень скудным. Дети не были избалованы сытными обедами и вкусными ужинами. Их износившуюся одежду часто нечем было заменить. Поэтому мальчику еще в детстве приходилось зарабатывать на кусок хлеба тяжелым трудом.

Очень нравилась будущему писателю классическая литература, с головой окунавшая его в невиданные и наивные приключения. Еще будучи мальчишкой, Василь приобщился к рисованию. Он хорошо воспроизводил на бумаге карандашом свои фантазии. Из Василя мог бы получиться известный художник, но судьба направила этого талантливого человека по другому пути.

Юноше довелось учиться не в одной школе: сначала в своей деревне, затем в Двор-Слободке, потом в Кубличах. После получения восьмилетнего образования биография Василя Быкова завела его в Витебское художественное училище. Там он учился на отделении скульптуры. Но вскоре он оставил учебу в училище, потому что выплату стипендии отменили, а других средств для пребывания там у него не было. Он устроился в школу фабрично-заводского обучения, экстерном сдал экзамены за 10 класс и получил среднее образование. Это был 1941 год. Юноша даже не представлял, сколько испытаний ждет его впереди.

Трудные военные годы

Летом 1941 года нападение немецких войск на Советский Союз для многих было неожиданностью. Василю Быкову довелось участвовать в оборонительных работах на украинской территории. Смерть несколько раз была рядом с будущим писателем. Один раз он отстал от своих товарищей за Белгородом, где его арестовали и приняли за немецкого шпиона. Василя чуть не расстреляли за шпионаж, но он смог доказать свою преданность Советскому Союзу. Потом с его участием отстаивались такие города, как Александрия, Знаменка, Кривой Рог.

Известно, что зиму 1941-1942 года Быков провел на железнодорожной станции Салтыковка, что в городе Аткарске Саратовской области. После окончания Саратовского пехотного училища Василю Владимировичу присвоили звание старшего лейтенанта. Он командовал взводом полковой и армейской артиллерии, участвующим во многих военных операциях на территории СССР.

Также юноше довелось воевать в Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии. Под Кировоградом он был тяжело ранен в живот и ногу, что его даже приняли за погибшего. Эти мрачные события позже он изобразил в повести "Мертвым не больно". Это ранение на три месяца отправило Быкова на госпитальную койку. После поправки он снова ринулся на фронт. Настойчивость Василя помогла ему стать старшим лейтенантом, а позже он стал командовать взводом. С его участием проходила Ясско-Кишиневская операция и освобождение Венгрии, Румынии от фашистов.

Писательское кредо

Вам уже понятно, почему у книг Василя Быкова "запах" войны. Четыре года войны оставили глубокие раны на сердце писателя. Через всю свою жизнь он пронес память о тех страшных днях. Василь Владимирович постоянно вспоминал незабываемые фронтовые эпизоды. Этому посвящена его книга 2002 года "Долгая дорога домой". В ней он показал ту военную атмосферу, когда в воздухе витали голод, смерть и кровь.

В 1947 году Василь Владимирович демобилизовался и стал жить в Гродно. Этот город считается культурной столицей Беларуси. С этого времени стали выходить печатные издания Быкова. Параллельно он работал редактором местной газеты и в книжной мастерской. Творческая биография писателя началась с 1959 года. Именно в этот период читатели познакомились с его произведением "Журавлиный крик". Мировую славу и признание принесла мастеру повесть "Третья ракета", вышедшая в свет в 1961 году. Читатели в этом произведении окунаются в атмосферу войны. Писатель тонко рисует человеческие характеры, раскрывающиеся в моменты смертельной опасности. Спустя два года режиссером Ричардом Викторовым был снят одноименный фильм по данной повести. В главных ролях довелось сняться Станиславу Любшину, Георгию Жженову, Надежде Семенцовой и другим актерам.

Его следующие работы также пользовались большой популярностью. К перечню его лучших работ можно отнести его "Альпийскую балладу", "Проклятую высоту", "Западню". Все они были опубликованы редакцией журнала "Новый мир". Однако резкость и бескомпромиссность книг Василия Быкова не совсем понравились советским властям, многие их критиковали. Тем не менее писателю вручили Государственную премию СССР за сочинение "Дожить до рассвета" и "Обелиск".

Творческая жизнь в 90-е, 00-е годы

Военному творчеству Василь Быков не изменял даже в 90-е годы. Он издал очерк "Облава", а позже сборники "Стена" и "Пахаджане". 1998 год ознаменовался выходом повести "Волчья яма", удостоенной позже всероссийской премии "Триумф". Это драматическое произведение повествует о Чернобыльской трагедии и жизни после нее.

Страшные события военных лет не оставляли в покое память писателя до конца жизни. Потрясение после пережитого голода, увиденной крови и многочисленных смертей, окружавших его четыре длинных военных года, не оставляло Василя Владимировича ни на день. В 2002 году мастер слова книгу воспоминаниями "Долгая дорога домой", где очень ярко описал все пережитые им эпизоды.

Быков - общественный деятель

Начиная с 1972 года Василь Владимирович был секретарем Союза писателей. В 1973 году он подписался под письмом литераторов СССР в редакцию издания "Правда". В составлении этой петиции также участвовали оппозиционеры Сахаров и Солженицын. Позже из-за опасений Быков отрицал свою роль в составлении данной петиции.

В 1997 году писатель поселился в Минске. Тогда же он стал депутатом Верховного Совета БССР. Эту должность литератор занимал до 1989 года. Позже он стал участником Съезда депутатов СССР, членом Межрегиональной группы. Также писатель учредил народный фронт. В 1990-1993 годах он главенствовал в Объединении белорусов и был управляющим местным ПЕН-центром.

Политические взгляды писателя

Политические разногласия заставили Василя Владимировича эмигрировать из Беларуси. Сначала его приютила Финляндия, затем Германия и Чехия. Писатель был критиком режима Лукашенко и считал, что Беларусь должна объединяться с Западом. А президент предпочел союз с Россией. Только в 2003 году Быкову довелось приехать на родину. Писатель был очень болен, ожидал скорой смерти, так как долгие годы боролся с онкологическим заболеванием. Умер он через месяц после приезда в Беларусь. Смерть настигла его в реанимации госпиталя возле Минска. В 2004 году в деревне Бычки открыли музей в его честь.

Фильмы по произведениям Василия Быкова

Быковым было написано около 40 повестей и рассказов. Книги Василия Быкова стали источником для экранизации замечательных кинолент. В общем снято около 20 фильмов по его произведениям. В 1963 году был снят фильм "Третья ракета". В 1966 году вышли ленты "Альпийская баллада" и "Западня". 1975 год ознаменовался выходом трех картин: "Долгие версты войны", "Дожить до рассвета", "Волчья стая". Через год вышли фильмы "Восхождение", "Обелиск". 1981 год - "Фруза", 1985 год - "Знак беды", 1989 год - "Круглянский мост", "Одна ночь", 1989 год - "Его батальон", 1992 год - "Пойти и не вернуться", 1995 год - "На черных лядах".

Награды Василя Владимировича

За годы творчества Василия Быкова ему вручили много премий: Ленинскую, Государственную премию СССР, Литературную премию БССР. В 1980 году мастеру присвоили звание народного писателя Беларуси. Он является Героем Социалистического Труда. В копилке наград у него находиться Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды. Кроме орденов, он награжден и медалями.

Личная жизнь Василия Быкова

За всю жизнь Василю Владимировичу довелось дважды жениться. В первые супруги он выбрал себе учительницу Надежду Кулагину. У возлюбленных родилось двое сыновей. Василь и Надежда прожили 30 лет в браке, после чего разошлись. Через небольшой промежуток времени писатель взял в жены свою коллегу Ирину Суворову. Она была редактором той же газеты, печатала произведения мастера на машинке и первой их перечитывала. С 1979 года супруги все время повели вместе, до последнего дня Василя Быкова.

Активисты до сих пор борются за то, чтобы в белорусских городах улицы были названы в честь славного писателя. Вопрос, к сожалению, до сих пор не решен, потому что белорусские власти считают Быкова провокатором. Также планируется поставить памятник писателю, проект которого вы видите на фото выше.

Советская литература

Василий Владимирович Быков

Биография

БЫКОВ, ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (Василь Быков) (1924−2003), белорусский прозаик. Родился 19 июня 1924 в д. Череновщина Витебской обл. (Белоруссия) в крестьянской семье. По окончании сельской школы поступил в Витебское художественное училище. Учеба была прервана Великой Отечественной войной. В 1941 Быков ушел добровольцем на фронт, прошел всю войну и закончил ее в Австрии. По окончании войны еще 10 лет оставался кадровым офицером.

Война оказала решающее влияние на формирование личности Быкова и стала центральной темой его творчества. Первые рассказы, написанные на белорусском языке на военную тему Смерть человека и Обозник, прозаик опубликовал в 1955. Действие повести Журавлиный крик (1961) также происходит на фронте. Известность Быкову принесла повесть Третья ракета (1962), переведенная на русский язык. После нее Быков сам переводит свои произведения на русский язык либо авторизует переводы. Некоторые произведения Быкова, наиболее очевидно разрушающие идеологические стереотипы, сначала издавались на русском языке и лишь после этого публиковались на белорусском.

Критики отнесли произведения Быкова к так называемой «лейтенантской прозе», представленной в русской литературе творчеством Ю. Бондарева и К.Воробьева. Шквал официальной критики вызвала повесть Мертвым не больно (1966), в которой «мясорубка войны» была показана с присущим Быкову беспощадным реализмом.

Излюбленным жанром Быкова стала повесть. В центре каждой из них оказывалась нравственная проблема, которую писатель «растворял» в напряженном военном эпизоде - как правило, не слишком протяженном во времени. Он не раз говорил и писал о том, что его интересуют те ситуации, которые дают возможность наиболее полного раскрытия характеров, позволяют сделать зримой человеческую сущность в момент ее наиболее яркого проявления. Чаще всего духовные взлеты героев заканчивались смертью. Так, герой повести Альпийская баллада (1964), русский военнопленный Иван, погибал, спасая итальянку Джулию, с которой судьба свела его на несколько дней, чтобы после ада концлагеря испытать короткое счастье любви. Альпийская баллада - одно из первых произведений советской литературы, в котором плен был показан не как вина, а как трагедия героя.

Действие многих повестей Быкова связано с жизнью людей во время фашистской оккупации - в партизанских отрядах и белорусских деревнях. Центральной для этих произведений становилась тема предательства. Главный герой повести Сотников (1970) способен сохранить в себе человечность и верность долгу, в его спутнике Рыбаке страх смерти оказывается сильнее и он становился предателем. Сотникова казнили фашисты, Рыбак сохранял собственную жизнь ценой чужих жизней, и это обрекало его на вечную нравственную муку. На добровольную гибель шел и герой другой повести - Обелиск (1972): школьный учитель жертвовал собой, спасая своих учеников. Повествование ведется от лица одного из выживших подростков, и читателю предоставляется возможность самому делать выводы о мотивах поступков учителя.

За повести Обелиск и Дожить до рассвета (1974) Быкову была присвоена Государственная премия СССР. Живя в Бресте и Минске, народный писатель Белоруссии Быков печатался в журнале «Новый мир» и в 1970-1980-е годы входил в руководящие органы Союза писателей СССР. Большинство критиков считает его творчество неотъемлемой частью русской литературы.

Повесть Пойти и не вернуться (1978), действие которой происходит в 1942 в оккупированной Белоруссии, была инсценирована автором и с успехом шла в театрах Белоруссии и России.

В годы перестройки Быков стал одним из первых писателей, показавших трагедию деревни в 1930-е годы, когда сталинское правление привело крестьян к фактическому состоянию крепостных и довело их до нищеты. Такова судьба главных героев повести Знак беды (1986), белорусских хуторян Петрока и Степаниды. Несмотря на все унижения, они отказываются служить фашистам, которые не считают их людьми. В повести воплощается важнейшая идея творчества Быкова: человеческое достоинство дороже, чем жизнь. В ней появляется и новая для писателя мысль - что страдания народа во время войны не случайны и, несмотря на ужас происходящего, даже закономерны. Петрок и Степанида жили на хуторе, отнятом у старого помещика. Оставшись без крова, помещик покончил с собой, и Степанида восприняла его самоубийство как знак грядущей беды. В финале повести Степанида сжигает себя, чтобы не попасть в руки полицаев, а спрятанная ею неразорвавшаяся бомба остается в земле как знак новой беды, ждущей своего часа. За повесть Знак беды Быков был удостоен Ленинской премии. Судьба простого крестьянина Хведора Ровбы, раздавленного тоталитарным режимом, стала темой повести Облава (1990). Военная тема остается центральной в творчестве Быкова. В повести Карьер (1986) речь идет о человеке, по невольной вине которого погибла женщина; в финале повести через неизбывность этой вины герой приходит к вере в Бога. Право человека решать, жить другим людям или умирать, является центральной темой повести В тумане (1987). В конце 1990-х годов Быков вынужден был уехать из Белоруссии в Европу - сначала в Финляндию, затем в Германию. В рассказе Пасхальное яичко (2000), написанном, по оценкам критиков, в лесковских традициях, действие происходит в послевоенной белорусской деревне. Таким образом, временные рамки быковского повествования расширяются. Однако важнейшие мысли и идеи - в частности, мысль о вине и наказании - остаются прежними. Грех председателя-коммуниста, в Пасху заставившего односельчан возить навоз, отдается в рассказе страшной Божьей карой невинным людям. В 2000 Быков был удостоен премии «Триумф». Умер 22 июня 2003 в Минске.

Василь Владимирович Быков, белорусский писатель-прозаик, родился 19 июня 1924 года в д. Череновщина Витебской области (Беларусь) в семье крестьян. Василь Быков поступил в Витебское художественное училище, однако не доучился, так как в 1941 году добровольно ушел на фронт. Окончил войну и служил кадровым офицером, вышел в отставку в звании капитана.

На формирование творческой личности Василя Быкова значительное влияние оказало участие в Великой Отечественной войне, которая стала основополагающей темой его романов. Василь Быков писал свои романы на родном белорусском языке, многие из которых он самостоятельно перевел на русский язык.

Творчество Василя Быкова относится к эпохе «шестидесятников» – лейтенантской прозе, то есть честным произведениям молодых авторов о Великой Отечественной войне. Особый налет официальной критики вызвала повесть «Мертвым не больно», в которой с жестким реализмом были изображены не романтизированные реалии войны.

Краеугольным камнем в творчестве Василя Быкова является глубокая моральная дилемма на фоне военного времени, ведь именно война в полной мере раскрывает человеческую сущность. «Альпийская баллада», написанная в 1964 году, является одним из первых советских творений, в котором плен является не виной, а личностной трагедией героя.

Первые рассказы Быкова не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодежи: «Счастье», «Ночью», «Фруза».

Впервые произведения Василия Быкова были опубликованы в 1947 году, однако, творческая биография писателя начинается с рассказов, написанных в 1951 году. Тематика ранних рассказов, действующими лицами которых стали солдаты и офицеры, определила дальнейшую судьбу Быкова. Бескомпромиссность прозы Быкова стала причиной нападок советской критики, которая обвиняла писателя в очернении советского лада.

Большая часть творчества Василия Быкова была посвящена событиям Великой Отечественной войны.

В 1956-1957 годах он создает первые военные рассказы.

Известность Василию Быкову принесли такие произведения как «Альпийская баллада», «Журавлиный крик», «Третья ракета», «Аклава», «Мертвым не больно», «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников», «Знак беды». В Минске вышли мемуары Василия Быкова «Долгая дорога домой».

Многие произведения Василия Быкова послужили сценарием к кинороманам. На творческом наследии Василия Быкова воспитывалось не одно послевоенное поколение.

За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В. Быков удостоен Государственной премии СССР. В 1984 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Возвратившись после демобилизации в Гродно (затем он переехал в Минск), Быков отдается литературному творчеству. Одна за другой публикуются его повести: «Журавлиный крик» (1959), «Фронтовая страница» (1960), «Третья ракета» (1961). Последняя после перевода на русский язык поставила автора в первый ряд писателей фронтового поколения (тех, кто были на войне солдатами и офицерами переднего края) или, как писали тогда, «лейтенантской литературы», ставшей заметным явлением духовной жизни 1960-х годов, встреченной в штыки официальной критикой за «окопную правду», «дегероизацию», «абстрактный гуманизм». Такого рода нападки в полной мере пришлось испытать Быкову - ему доставалось еще и за то, что большинство своих вещей он печатал в «Новом мире» А. Т. Твардовского, журнале, который был главным и постоянным объектом сокрушительных атак охранителей идеологической стерильности и ярых противников правды в литературе. «Работа с Твардовским была для меня незабываемой школой литературы..., - вспоминал писатель. - Мы постигали высоту его идеалов, освобождаясь от остатков провинциального верхоглядства, учились не бояться несправедливой жестокости критических приговоров». Особенно жестоким нападкам подверглись повести Быкова «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968) и «Круглянский мост» (1969) - по команде сверху в самых авторитетных органах печати были напечатаны разгромные с политическими обвинениями статьи, заушательские коллективные письма. В результате книжное издание повести «Круглянский мост» появилось после журнальной публикации через 11 лет, «Атаки с ходу» - через 18, «Мертвым не больно» - только через 23 года.

Начиная с повести «Дожить до рассвета» (1972) Быков сам переводит свои произведения на русский язык, но гораздо важнее то, что они стали органической и очень существенной частью и русской литературы, русского литературного процесса. Быковские притчеобразные, носящие нравственно-философский характер повести знаменовали в литературе новый этап художественного осмысления трагических событий войны.

После «Круглянского моста» почти все, что писал Быков: повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972; за эту повесть и повесть «Дожить до рассвета», 1972, Быков был удостоен Государственной премии СССР, 1973), «Волчья стая» (1974), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1983; Ленинская премия, 1986), «Карьер» (1985), «В тумане» (1988), «Стужа» (1993) - посвящено партизанской войне в Белоруссии. Сам он объяснял это тем, что проблема выбора, к которой приковано его внимание, в партизанской войне стояла острее и беспощаднее, мотивированность человеческих поступков была усложнена, судьба людей трагичнее, чем в регулярной армии, вообще трагическое проявилось здесь во всю свою страшную силу. Господствующими в русской литературе о войне с фашистской Германией были толстовские традиции, опирается на них и Быков, но не менее существенно для его творчества обращение к опыту Достоевского, прежде всего это проявляется в постановке главных вопросов человеческого бытия.

Проза В. Быкова многогранна и разнообразна по жанрам. Очерки и публицистика, рассказы и повести, прозы - все говорит о ключевых моментах Великой Отечественной войны, в которых проявились мужество нашего народа, жизнестойкость государства.

Общая тенденция нашей военной прозы к более широкому и более объективному изображению Великой Отечественной войны сказалась и на творчестве писателей «второй волны», многие из которых пришли к мысли о том, что сегодня писать о войне с позиции взводного или ротного командира уже не достаточно, что надо охватывать более широкую панораму событий.

Дистанция времени, помогая писателям-фронтовикам увидеть картину войны гораздо яснее и в большем объеме, когда появились первые их произведения, была одной из причин, обусловивших эволюцию их творческого подхода к военной теме.

Прозаики, с одной стороны, использовали свой военный опыт, а с другой - опыт художественный, позволивший им успешно реализовать свои творческие замыслы.

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу - именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок.

Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека. В этом отношении не составляет исключения и повесть «Сотников».

Произведения В. Быкова о Великой Отечественной войне раскрывают нам весь ужас этого грозного и трагического события, заставляют понять, какой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости.

В 1974 году Василь Быков был награжден Государственной премией СССР (за повесть «Дожить до рассвета», 1973), в 1980 году получил звание Народного писателя Беларуси, в 1986 году - был награжден Ленинской премией за повесть «Знак беды».

С приходом к власти в Белоруссии А.Г.Лукашенко Быков, выступивший с резкой критикой установившегося в стране режима, подвергся преследованиям властей, повторяющим направленную против него в 1960-е годы кампанию: его перестали издавать, шельмовали в средствах массовой информации.

Середина 90-х как будто вернула писателя в советские времена. Широкая травля в государственной прессе, запрещение, цензура на выход его новых произведений, ухудшение на этой почве здоровья вынудили Быкова покинуть Родину. Несколько лет он жил за границей.

Он вынужден был в 1998 уехать из Минска, по приглашению пен-клуба Финляндии прожил полтора года в Хельсинки и плодотворно работал, в 2000 переехал в Германию. В «эмиграции» написал несколько военных рассказов и притч, повесть «Волчья яма», посвященную последствиям, как всегда у Быкова прежде всего нравственным, чернобыльской катастрофы. В 1998 закончил повесть «Стена». Многие повести Быкова экранизированы. Наибольшая удача - фильм «Восхождение» (1977, режиссер Л. Е. Шепитько) по повести «Сотников».