В схватке с «волчьими стаями». Эсминцы США: война в Атлантике. Последствия ядерного взрыва под Крестищами. Разработка операции «Торч»

P-219 – британская подводная лодка типа S – сошла со стапелей в Барроуин-Фурнесс в октябре 1941 года. Ей суждено было прославиться выполнением секретного задания под именем HMS Seraph под командованием капитана 3-го ранга М.Л.А. Джевелла. В этой тайной операции, вероятно, шла речь не только о высадке диверсантов на берег, как это, например, делали немецкие подводные лодки U-202 и U-548 на побережье у Джексонвилла. P-219 высаживала ключевых офицеров, и удачное проведение операции имело решающее значение для всего дальнейшего хода войны.

Командир Seraph был худощавым молодым человеком, приятным и не лишенным чувства юмора. Однажды во второй половине октября в Гибралтаре командование ВМФ доверило ему «простую, интересную и не слишком опасную задачу» – взять на борт генерала и нескольких американских офицеров: генерала Кларка, подполковника Лимана Л. Лемнистена, полковника Хамблена, капитана Геральда Райта и полковника Юлиуса Холмса. Он должен был высадить их со своей лодки Seraph на побережье у Шершеля, в 113 километрах западнее Алжира, на сушу, где американцы хотели встретиться с руководителями французского движения Сопротивления в Северной Африке, чтобы согласовать высадку подразделений союзников.

Командир американских коммандос Кортни и его люди должны были принять участие в высадке и обеспечить охрану американцев на суше. Seraph вышла в море со своими пассажирами и 20 октября в 1 час ночи прибыл в условленное место. Глубокой ночью высаживаться было поздно; дождались следующего дня и затем провели высадку 4 маленьким лодками под управлением людей Кортни.

Встреча американцев с французами – ими руководил генерал Маст – произошла на вилле недалеко от побережья. Обсуждались участие базирующихся в Северной Африке французов, их поддержка при проведении высадки, а также дата – корабли уже были готовы к высадке, также шла речь о генерале Жиро, который недавно сбежал из немецкой крепости.

Французский генерал, сбежавший в неоккупированную часть Франции, хотел получить руководство над вооруженными силами союзников. Решили, что подводная лодка должна забрать генерала в определенной точке побережья в провинции, однако эту задачу по желанию генерала должны были выполнить американцы, а не британцы!

После прибытия французского полицейского чиновника, который поднял тревогу, американцы ушли и не без трудностей снова прибыли на борт. Сильный прибой переворачивал легкие лодки. Благодаря опыту и сноровке коммандос, американцы с помощью французов смогли снова попасть на борт Seraph… и позволили себе заслуженный виски!

Тем же путем подводная лодка ушла. На следующий день встретилась с приводнившейся неподалеку летающей лодкой «Каталина», чтобы передать на ее борт американцев и вернуть их в Гибралтар.

Койка на борту Seraph, покинутая генералом Кларком, вскоре снова должна была принять генерала!

Проблема для командира подводной лодки, для Кортни, который находился на борту, для американского полковника ВВС Бреда Гэйлорда, который говорил по-французски, и капитана Геральда Райта состояла не в посадке на корабль генерала Гираудса, который прослыл солдафоном, а в том, чтобы представить подводную лодку как американский корабль. Мог ли генерал различать оксфордский английский и американский сленг? Капитан Кортни был вынужден вести себя как образцовый командир подводной лодки, в то время как капитану 3-го ранга Джевеллу – он же Билл – предстояло играть роль молодого офицера, который всегда был рядом, молчал и даже немного мешал. Американский флаг был также подготовлен к поднятию, что побудило Джевелла заметить: «Я останусь на мостике с бутылочкой нюхательной соли в руке, на случай если два моих сигнальщика потеряют сознание».

Seraph подошла к мысу Негро в ночь на 4 ноября. В эту безлунную, но тем не менее светлую ночь она лежала на грунте под водой в 80 километрах от морского побережья и ждала сообщения из своего штаба. Наконец пришел приказ, и подводная лодка легла на грунт менее чем в 800 метрах от мола Лафандоу. Был светлый день, можно было наблюдать за движением в прибрежной деревне. Однако, к сожалению, в предусмотренное для посадки на корабль время поднялся настоящий шторм, и генерал Жиро, ожидая со своим сыном Андре на вилле Негро, капитаном Андре Беауффре и еще одним офицером штаба, боялся, что не сможет попасть на борт, так как у них в распоряжении не было ни одной рыбацкой лодки. Хотя один надежный человек имелся, но он отказался перевозить их в такую штормовую погоду. Внезапно ветер стих, как это часто бывает в Средиземном море; был подходящий момент для погрузки на корабль. Генерал прыгнул на палубу подводной лодки, и в этот же самый момент волна отбросила лодку. Генерал, одетый в гражданское – в пальто и сером котелке, – чуть не упал в море между лодками. Матросы помогли ему выйти из пикантной ситуации, и вскоре после этого Seraph снова погрузилась.

На следующий день они все еще шли под водой. Американцы выслушали рассказ о бегстве генерала из Кёнингштайна. Тот же засыпал их вопросами о предстоящей высадке, однако они не могли и не хотели ничего рассказывать. Они отпускали шутки… К сожалению, несколько юнг на следующий день в присутствии генерала проболтались об обманном маневре лодки. Через час генерал начал беседу с Кортни на отличном английском языке, не сделав ни единого намека на свою осведомленность.

Тем не менее произошел другой инцидент. Айсенховер по радио просил Жиро разрешить опубликование заявления, дословный текст которого он тут же привел.

«Я – солдат, – говорил Жиро, – не политик. Я не могу утвердить опубликование этого заявления». При этом маленький винт совершенно случайно упал во внутреннюю часть передатчика и вызвал короткое замыкание; передатчик отказал. Генерал Жиро не смог ответить. Летающая лодка появилась и приводнилась поблизости от подводной лодки. Командование приготовило 3 шлюпки, которые должны были перевезти Жиро, 3 других французов, Бреда Гэйлорда и Геральда Райта к летающей лодке. Но как только они собрались пересаживаться, появился немецкий самолет. Для погружения было уже слишком поздно, однако самолет не атаковал, а снова исчез. Теперь Жиро и его спутники были доставлены на летающую лодку. «Каталина» взлетела, и Жиро сам смог увидеть на море стягивающиеся к Алжиру и Орану корабли союзников. Он прибыл слишком поздно, чтобы принять участие в высадке…

Операция «Торч» подготавливалась англо-американцами в режиме строгой секретности. Планировалось перебросить по морю и высадить в районе Орана, Алжира и Федала 6 первых конвоев (наступающие конвои) и 4 ударных конвоя (атакующие конвои) англичан, всего 340 кораблей и судов, а также 3 американских конвоя численностью 221 корабль, которые транспортировали в общей сложности около 23 000 англичан и 84 000 американцев со всей боевой техникой. Армада войсковых транспортов, танкеров, вспомогательных кораблей различных типов прикрывалась линкорами, авианосцами, крейсерами, эсминцами, фрегатами и 10 подводными лодками ВМФ Великобритании. Прикрытие с воздуха было такое сильное, что оно в принципе было способно потопить любую подводную лодку: 15-я эскадрилья командования береговой авиации сопровождала британские конвои настолько далеко, насколько это было возможно, в то время как 19-я эскадрилья поддерживала наступление командования бомбардировочной авиации в Бискайском заливе. В операции принимало участие также 8-е соединение ВВС США.

Назначенная ранее на 30 октября дата высадки неоднократно переносилась: американцы были еще не готовы. 26 октября в Кадице был найден труп офицера со сбитой немцами у испанского морского побережья летающей лодки «Каталина». Этот человек вез с собой документ, в котором была дата высадки – 4 ноября. В итоге высадка была назначена на 8 ноября.

Британское адмиралтейство, прежде всего, опасалось того, что нагруженные войсками конвои будут обнаружены подводными лодками и эта информация будет доложена командованию подводных сил Германии. Англичане рассчитывали, что в конце октября в боевом применении будут участвовать 50 подводных лодок, а в дальнейшем при определенных условиях – еще 25 лодок.

Было практически невозможно незаметно перебросить почти 600 кораблей и судов. 26 октября Rodney был обнаружен подводной лодкой, которая приняла его за американский крейсер. Главный атакующий конвой КМФ был обнаружен 2 ноября на 38-м градусе северной широты и 22-м градусе западной долготы. Дёниц был проинформирован своими патрулирующими подводными лодками об этих больших конвоях в море, тем не менее он считал, что наступление будет в направлении Дакара, и отдал примерно 60 лодкам, немецким и нескольким итальянским, приказ идти в район побережья Сенегала.

20 октября на западе Бискайского залива самолетом 224-й эскадрильи была потоплена первая подводная лодка (U-216). 24-го «Либерейтор» той же группы потопил далее к югу U-559.

8 ноября в 1 час ночи началась высадка в Северной Африке; Дёниц узнал об этом только в 6.30 и безотлагательно послал находящиеся поблизости подводные лодки в район высадки. Они, правда, более не могли помешать ей, но по меньшей мере должны были мешать снабжению высадившихся подразделений. Было уже слишком поздно: подводные лодки, на которые охотились самолеты и эсминцы союзников, могли потопить лишь сравнительно незначительное количество их судов, принимая во внимание интенсивное судоходство у марокканского и алжирского побережья, а также большое количество кораблей союзников, которые прибывали по маршруту из Гибралтара.

В действительности не только вооруженные силы союзников охотились на подводные лодки, им также мешали мели у марокканского побережья, которые простирались примерно на 25 миль.

Первая атаковала U-173 (обер-лейтенант Швайхель) вечером 11 ноября. Ей удавалось проникнуть на рейд Федала, где она торпедировала транспорт, танкер и американский эсминец Hambleton. Из-за быстрой контратаки у нее не было времени определить результаты своих пусков. Торпедированные корабли были не потоплены, а только повреждены.

На следующий день U-150 (капитан-лейтенант Кальс) пробовала преодолеть заграждения.

«16.00. Теперь мне известно, что на рейде стоят приблизительно 20 транспортов, авианосец на юге, крейсер с мачтой-треногой непосредственно у морского берега, 2 танкера и транспортно-высадочные средства. Несколько кораблей охранения к западу от морского побережья и вблизи боевых кораблей. Вынужден очень осторожно идти по гладкому, как зеркало, морю, необходимо постоянно осматриваться. Выбирать надо лишь ближайшие корабли в пределах досягаемости…

19.15. Над водой. Соединение крейсеров в зоне видимости. 2 крейсера типа Birmingham и Frobisher, сверх этого 3 эсминца класса K идут восточным курсом в 15 морских милях. Я напрягаю все силы в течение 5 часов, но эсминец постоянно оттесняет меня. Время от времени определяю местоположение корабля радиолокатором на частоте 139 сантиметров.

00.15. Подошел к находившемуся позади крейсеру типа Birmingham. Из веерного залпа четырьмя торпедами 2 торпеды шли по поверхности и по кругу (из-за неисправности); одна через 70 секунд хода попадает в машинное отделение. Корабль дрейфует, 3 эсминца охраняют его. Второй крейсер уходит с высокой скоростью на восток.

Через один час оборона прорвана. Выпускаю по завершающей торпеде в 1.28 и в 1.48. Первая пробоина в центре корпуса. Крейсер ложится с сильным креном на правый борт. В 2.01 я делаю пробоину в концевом корабле, проходившем вдоль борта эсминце класса K. Сильный взрыв с большой взрывной волной и детонацией глубинных бомб под кормой.

В 2.06 еще пробоины в крейсере. Корабль все еще не тонет. Меня преследует эсминец своими осветительными снарядами, потерял рулевое управление, пожар на распределительном пульте. Бомбардировка глубинными бомбами на глубине 120 и 160 метров. Перезарядка.

В 4.30 всплытие. Подошел к глубоко сидящему в воде крейсеру, который медленно буксируется идущим задним ходом эсминцем. Внезапный обстрел эсминцем охранения и из передней башни крейсера. Снова тревога! Многочисленные глубинные бомбы, шумы гидролокационных станций англичан.

6.13. Снова всплытие. Подошел к крейсеру. Артиллерийский обстрел с эсминца. В 6.50 двойной пуск торпед из I и 11 аппаратов в упрежденную точку встречи с целю. Цель получила еще одну пробоину. Снова на глубине, глубинные бомбы и преследование с помощью гидроакустических приборов. С успехом применялся «Больд» 1 .

На следующий день были сброшены сотни глубинных бомб, с перископной глубины были зафиксированы самолеты и группы охотников…» 2

14 ноября U-155 (капитан-лейтенант Пининг) потопила конвойный авианосец Avenger (водоизмещение 13 785 тонн) и транспорт Ettrick (11 272 брт) к западу от Гибралтара; U-413 уничтожила большой войсковой транспорт Warwick Castle тоннажем 20 107 брт.

6 подводных лодок прошли Гибралтар и присоединились к курсировавшим у Орана и Алжира итальянским субмаринам. Оставшиеся в Южной Атлантике лодки потопили 13 судов конвоя SL-125.

Немецкие потери подводных лодок были огромны, в период между 10 и 12 ноября в Средиземном море были потоплены U-660, U-605, U-595, U-411, U-259, U-28 и U-331 3 .

Особенно драматичен был конец U-595. Эта подводная лодка VII серии водоизмещением 500 тонн, под командованием капитан-лейтенанта Юргена Куэст-Фаслема ночью 7 ноября прошла по трассе из Гибралтара в надводном положении. Она обнаружила британский авианосец и пропустила его, затем столкнулась с 29-й флотилией в Ла-Специа.

14 ноября в 7.45 U-595 находилась в надводном положении у мыса Тенес, когда ее атаковал британский самолет, сбросив четыре бомбы, – одна из них попала на палубу, отскочила в воду и взорвалась; Куэст-Фаслем сразу скомандовал погружение. Имелись многочисленные и тяжелые повреждения: никакого освещения, пожар в электродвигателе, течь в корме, ящики с продуктами раскрылись, их содержимое разбросало по палубе.

Куэст-Фаслем принимает решение всплыть; один из электродвигателей, правда, снова в строю, однако число его оборотов слишком незначительно, чтобы держать лодку в подводном положении, а U-595 тяжелеет.

После обсуждения ситуации с главным инженером Мирбахом командир решает внезапно всплыть и уйти к морскому побережью, чтобы высадить большую часть экипажа на сушу. Несколько человек должны были остаться на борту, чтобы затопить лодку.

Едва всплыв, U-595 была атакована сначала 4, а затем 14 самолетами. Несмотря на постоянные атаки, в 4 часа лодка достигла берега. Немцы ждали до тех пор, пока самолеты не приблизились на 200 метров, затем открыли огонь из 20-мм пушки. Внезапно эхолот показал 8 метров! Лодка садится на мель у мыса Хамис, в 70 милях северо-западнее Орана.

Куэст-Фаслем идет в свою каюту, оборачивает флаг корабля вокруг шеи, вешает себе на грудь Железный крест, который 12 октября ему вручил Дёниц после его второго патрулирования в Северной Атлантике, и отдает приказ всем покинуть лодку.

Фон Мирбах устанавливает семь взрывных зарядов, в то время как экипаж прыгает в воду; подводная лодка быстро тонет. Несколько матросов залезают в надувную лодку, другие плывут к берегу. Атаки авиации прекратились. Один из британских эсминцев вылавливал матросов. 44 человека выбрались на сушу и ушли в глубь страны. Английская авиация обнаружила их и сбросила листовки, в которых по-немецки и по-итальянски было написано: «Остановитесь, или я вас всех расстреляю из пулемета!»

Немцы не послушались предупреждения и рассеялись. Английский самолет стрелял, но, однако, ни в кого не попал.

На дороге в окрестностях деревни Пикарды немцы встретили подразделение французских солдат под командой офицера. Куэст-Фаслем подумал, что это союзники, и сдался…

Итальянцы точно так же потеряли 7 подводных лодок: Antonio Sciensa 7 ноября под Тобруком, Granito 9-го северо– западнее Сицилии, Eno 10-го у Алжира, Dessie 28-го у Боне, Porfido 6 декабря, торпедированы английской подводной лодкой Tigris, Corallo 13-го у Боже и Uarscieck 15 декабря у Мальты, потоплены греческим миноносцем Queen Olga.

В общем и целом операция «Торч» стоила флотам подводных лодок Германии и Италии тяжелых потерь, которые не смогли компенсировать достигнутые успехи.

Массовое уничтожение французских подводных лодок

Базирующиеся в Северной Африке французские подводные лодки не могли проводить тренировочных рейдов в море, так как не хватало топлива. Некоторые были сняты с эксплуатации из-за необходимости проведения ремонтных работ. Когда пришло сообщение о нахождении англо-американского флота у марокканского побережья, все имеющиеся в распоряжении лодки получили команду предотвратить высадку.

Пять кораблей типа «600 тонн», Meduse (капитан-лейтенант Рой), La Sybille (капитан 2-го ранга Краут), Antiope (капитан-лейтенант Милле), Amazone (капитан-лейтенант Фер– дафайне), Orphёе (капитан 3-го ранга Ле Галл), вышли из базы Касабланка. La Sybille была потоплена вместе с экипажем на борту у Федала, Amazone и Antiope достигли не без трудностей Дакара, Orphёe вернулась в Касабланку. Несколько нерезультативных торпедных атак по кораблям союзников провели Mёduse, Antiope и Amazone; торпедный залп Mёdusе веером прошел совсем рядом с линкором Massachusetts.

Три других лодки типа «600-тонные», Psyche, Oreade и Amphitrite, пали жертвами воздушных налетов у пирса Касабланки; несколько офицеров и матросов погибло. Участь «1500-тонных» лодок была так же трагична: Sidi Ferruch при первом воздушном налете стояла у пристани. Ее командир, капитан 3-го ранга Лароце, был тяжело ранен, шестеро из его офицеров и матросов было убито. Несмотря на пробоину от попадания авиабомбы, Sidi-Ferruch вышла под командованием второго помощника, капитан-лейтенанта Дэвида. Она подверглась бомбардировке, но погрузилась после того, как были открыты кингстоны цистерн быстрого погружения. Дэвид всплыл в 120 милях от Сафи рядом с испанским торговым судном, передал ему двух тяжелораненых и ушел. Никто никогда больше не видел Sidi-Ferruch. Наверное, лодка была уничтожена самолетом с американского эскортного авианосца Suwanne.

Командир Tonnant, капитан 1-го ранга Паумье пал жертвой первого воздушного налета на суше. На борту тоже имелись жертвы: 2 погибших, 19 раненых и поврежденные цистерны погружения. После проведения ремонта Tonnant все же вышла с экипажем в 45 человек, в то время как ее штатный экипаж состоял из 61 человека. 10 ноября она встретила эскортный авианосец Avenger и атаковала его, хотя он был окружен многочисленными кораблями. Лодка имела на борту всего четыре торпеды и выпустила все по Avenger; они, не попав, прошли за американским кораблем. 15 ноября экипаж затопил Tonnant после 24-часового пребывания в открытом море перед портом Кадис и спасен испанскими рыбаками.

Conquerant, которая стояла на ремонте в плавучем доке, под командованием капитан-лейтенанта Лефевра удалось уйти без торпед и с поврежденным перескопом, ее целью был Дакар. 11 ноября она была потоплена американскими самолетами вблизи Вилла-Киснерос.

Стоящие у пристани в Оране небоеспособные подводные лодки Diane, Ceres, Pallas, Danae и Ariane были затоплены собственными экипажами. Caiman и Marsouin, которые стояли на якоре у северного мола Алжира, были обстреляны британскими самолетами из пулеметов; обе лодки были готовы к выходу, экипажи перерубили тросы, покинули порт и ушли под воду. Английские эсминцы преследовали их и сбрасывали глубинные бомбы. Атаки продолжались 24 часа, и офицеры и команды спрашивали себя, не будут ли их подводные лодки потоплены теми людьми, которых они все еще рассматривали – вопреки Мерсэль-^бир, вопреки взрывам глубинных бомб – в качестве своих друзей… И они ушли в Тулон, который еще не был занят немцами. 11 ноября они были в Тулоне. 13-го к ним присоединилась Fresnel, которая с 8 по 10 ноября, уходя из Орана от преследования англичан и американцев с их глубинными бомбами, насчитала 250 взрывов. Acteon (капитан-лейтенант Клавир) и Argonaute (капитан– лейтенант Верон), которые ушли с Fresnel из Орана, были потоплены союзниками.

Marsouin сразу по прибытии в Тулон принялась ремонтировать свои дизели и пыталась выполнять погружения на рейде.

Однако этим трагедия французских подводных лодок еще не закончилась.

Годовой баланс в 1942 году

Дёниц высказал фюреру свои опасения, когда 16 декабря получил приказ заменить потерянные в Средиземном море лодки новыми и 20 из них держать в постоянной готовности к применению западнее Гибралтара. «Учитывая сложившуюся ситуацию, я считаю с высокой долей вероятности, что дальнейшее использование подводных лодок для предотвращения снабжения Африки может принести лишь самые незначительные результаты… – писал командующий подводными силами 18 ноября. – Однако особенно негативно это применение подводных лодок отразится на ходе войны против транспортов в Атлантике, в которой я по-прежнему вижу основную задачу подводных лодок. Уничтожение транспортов является, вероятно, решающим вкладом подводных лодок в ход войны. Противник уяснил это хорошо… »

Адмирал Дёниц был прав. 14 января 1943 года в Касабланке началось совещание, в котором принимали участие Франклин Д. Рузвельт, Уинстон Черчилль, адмиралы E. Дж. Кинг и сэр Дадли Поунд, маршал ВВС сэр К. Портал. Обсуждалось критическое положение в Северной Атлантике, сложившееся из-за торпедных атак в течение прошедших месяцев. В сентябре это были 98 судов (тоннажем 485 413 брт), в октябре 94 судна (тоннажем 619 417 брт), в ноябре рекордное число в 119 судов (тоннажем 729 160 брт), в декабре 61 судно (тоннажем 330 816 брт).

«Мы располагали в середине декабря, – был вынужден позднее писать капитан Роскилл, – только около 300 000 тонн жидкого топлива, в то время как наше ежемесячное потребление составляло 130 000 тонн… Британские поставки снизились до уровня менее чем 34 000 тонн, это было меньше одной трети поставок 1939 года… Адмиралтейство считало, что борьба на трассах конвоев ведется еще недостаточно решительно, что враг использует больше сил, чем раньше, и что вытекающий из этой долгой борьбы кризис не позволяет больше медлить». Недостаток топлива вынуждал конвои союзников выбирать самый короткий путь, и это облегчало задачу подводным лодкам.

Успехи подводных лодок в течение последних 3 месяцев нужно было приписывать ослаблению охраны конвоев в Северной Атлантике, так как примерно 100 эскортных кораблей было привлечено к участию в операции «Торч».

Тем не менее англичане и американцы с удовлетворением отметили, что объем потопленного в ноябре тоннажа соответствовал по величине вновь построенному, который впоследствии мог лишь расти. Они имели все возможности, которые предлагал сильный промышленный потенциал Соединенных Штатов и Канады.

Несмотря на успехи подводных лодок, Дёниц отмечал, что союзники перехватили инициативу в ведении войны. Он писал о неизвестности, в которой находилось немецкое руководство относительно ожидающейся цели наступления союзников, а выгодное положение союзников подчеркивало их значение как морских держав. Море с его чрезвычайной транспортной вместимостью, учитывая значительную протяженность морских берегов континента, позволяло проводить наступление в менее всего защищенном месте. Вследствие этого морская держава, как они считали, располагала инициативой.

В конце года немцы использовали любую возможность и все свои средства, чтобы преследовать каждое судно. Вследствие этого дело дошло до скапливания подводных лодок в устье Ориноко, к западу от Тринидада вплоть до острова Аруба и перед Фритауном. Не всегда результаты соответствовали надеждам Дёница. Союзники распространяли слухи о высадках на побережье, где ничто не должно было случаться, и немецкие агенты передавали ложные сведения. Например, две подводные лодки группы Eisbar, U-68 (капитан 3-го ранга К.Ф. Мертен) и U-172 (капитан-лейтенант Эммерман), которые не участвовали в афере с Лаконией, появились в точке, где должны были находиться примерно 50 судов союзников. Рейд был пуст! Тогда Дёниц сказал: «Мы охотимся на бабочек».

Первая лодка IXD2 серии, U-179 (капитан 2-го ранга Зобе), вошла в группу Eisbar. Наконец, операция оказалась успешной, так как были торпедированы 27 судов тоннажем 161 121 брт, в частности, очень большие суда: 9 октября итальянская подводная лодка Archimede (Саккардо) потопила судно Oronsay тоннажем 20 043 брт и, наконец, U-178 (Иббекен) торпедой уничтожила Duchess of Atholl тоннажем 20 119 брт. Немцы потеряли в ноябре 6 подводных лодок, в декабре – 5, соответственно 6,3 процента и 5,1 процента от общей боевой мощи на море. В ходе 1942 года немецкие и итальянские подводные лодки потопили в целом 1160 судов тоннажем 6 236 215 брт. Немецкие потери в подводных лодках были незначительны, 3,9 процента в первом и 8,9 процента во втором полугодии. Дёниц получил в последнем квартале только 17 новых лодок вместо 20 предусмотренных.

Изменения в руководстве

19 ноября адмирал сэр Макс Хортон, который с начала войны командовал базирующимися в Великобритании подводными лодками, принял у сэра Перси Нобле главное командование «западными подступами» (западные фарватеры Ла-Манша, к югу от Корнуолла). Весьма способный, хороший организатор и бывший подводник, он был подходящим человеком, чтобы организовать жесткую борьбу с подводными лодками Дёница.

Он реорганизовал конвои, наладил сообщение между надводными кораблями и самолетами командования береговой авиации. Он понимал, что битву в Атлантике нужно было вести не только с использованием сырья и материалов.

31 декабря 1942 года в Ледовитом океане произошло морское сражение за конвой JW-51B. Тяжелый крейсер Hipper, флагманский корабль от адмирала Куммеца, крейсер Lutzow и 6 эсминцев напали на этот большой конвой, несмотря на значительность охранения. Тогда британский адмирал Бурнетт повредил артиллерийским огнем Hipper и потопил Eckholdt. Гитлер в это время находился на Бергхофе в Берх– тесгадене и узнал об этом неприятном происшествии из сообщения Би-би-си; последовала вспышка ярости, направленная на военно-морской флот и его шефа, гросс-адмирала Редера, возражавшего против разоружения больших надводных кораблей, которые фюрер считал бесполезным железным ломом; с них было снято несколько тысяч человек команды и сотни тяжелых орудий, которые, по мнению фюрера, должны были принести больше пользы на русском фронте.

Гитлер доверял Дёницу, который руководил решительно, энергично и гибко. 31 января 1943 года Гитлер назначил Дёница гросс-адмиралом; он принял командование военно– морским флотом вместо Редера. Дёниц сразу изучил полученные у своего предшественника документы и 26 февраля на совещании доложил о постоянно увеличивающихся военных и политических потерях от разоружения «бесцельных» кораблей. Гитлер был рассержен, тем не менее и дальше оказывал ему доверие. «Он же не мог назначать нового гросс-адмирала каждые шесть месяцев!» – говорил позднее Дёниц.

Дёниц, который находился теперь ближе к Groben Manitu – он прибыл в Берлин и остановился в отеле Am Stein– platz, – теперь был «на коне» и мог обеспечить желаемую им экспансию подводные лодок: повышение числа классических подводных лодок, производство лодок новых типов.

В конце 1942 года имелось 383 подводные лодки; Дёниц выделил 53 лодки для подготовки новых экипажей, 47 находилось в рейдах, 100 стояло в портах, 119 было на испытаниях. Адмирал считал, что слишком много лодок было в ремонте, что испытания шли слишком долго. 64 подводные лодки из 383 находилось в боевом применении, этого было слишком мало! Он принимал меры, чтобы ускорить работу на верфях и повысить число исправных подводных лодок.

Коммандос [Формирование, подготовка, выдающиеся операции спецподразделений] Миллер Дон

Операция «Факел»

Операция «Факел»

Роммель начал отвод войск в Тунис 4 ноября 1942 г. 8 ноября союзники приступили к операции «Факел». Предполагалось высадить воздушный и морской десант на побережье северной Африки, контролируемом коллаборационистским французским правительством Виши и устроить капкан для отступающих немцев. Коммандос и рейнджеры получили задание, похожее на невыполненное в ходе операции в Дьепп. Однако на этот раз они добились гораздо больших успехов, 1-й батальон рейнджеров атаковал артиллерийскую батарею, защищающую пляж в городе Арзев в западном Алжире (этот город - одна из целей операции). Темвременем 2 группы коммандос высадились в Алжирском заливе и уничтожили прибрежные укрепления.

В противоположность яростному сопротивлению в Дьеппе, оборона французов в северной Африке была довольно слабой и разрозненной. В операции «Факел» очень важную задачу выполняли парашютисты; они должны были захватить французские авиационные базы, главные узлы коммуникаций и помочь силам союзников в наступлении на Тунис, 509-й батальон парашютистов был доставлен прямо на базу ВВС в Сении, вблизи Орана, с использованием 39 самолетов С-47. Командующий этой рискованной операцией подполковник Рафф получил информацию от союзной разведки, что французы не будут сопротивляться. Поэтому он принял решение приземляться прямо на летные полосы. Как и в случае локализации штаб-квартиры Роммеля (во время операции «Крестоносец»), разведка ошиблась, что привело к катастрофе. Французы встретили наступающих таким мощным огнем, что Рафф и его люди были вынуждены совершить аварийную посадку на ближайшем солевом озере. Поэтому заслуга захвата Сении принадлежит наземным силам. Затем положение улучшилось, 8-го ноября 3-й батальон парашютистов приземлился в Боне, в 250 км западнее Туниса. Три дня спустя 509-й батальон, пришедший в себя после «дружеской встречи» в Сении, приземлился на аэродроме в Тебесе (200 км от Бона), на границе между Тунисом и Ливией. Здесь союзники были приняты как освободители.

Гораздо менее благожелательно приняли 1-й батальон парашютистов, приземлившийся 16 ноября в Сук эль Арба (120 км западнее Туниса). К счастью, английским офицерам удалось вовремя овладеть ситуацией. Они внушили командующему французским гарнизоном (3 000 солдат), что являются передовыми частями двух танковых дивизий, находящихся поблизости.

29 ноября 2-й батальон парашютистов под командованием Джона Фроста (который со времени рейда на Брюневиль дослужился до чина подполковника) высадился недалеко от авиационной базы Оудна, в 15 км от города. Хотя немцы уже покинули базу, с ближайшего горного хребта можно было видеть не только белые минареты. Тунис и его окрестности были буквально набиты механизированными и танковыми соединениями войск «Оси». Находясь под угрозой надвигающихся немцев и итальянцев, 2-й батальон парашютистов 30 ноября начал отступать. Отход английских частей не напоминал паническое бегство газели, преследуемой стадом львов. Это было отступление раненого льва перед стадом гиен. Ведя упорные бои, 3-го декабря 2-й батальон парашютистов достиг позиций союзников. Он потерял 266 человек, но линия его отступления была буквально устлана уничтоженными танками войск «Оси» и сотнями итальянских и немецких трупов. В первый, но не последний раз 2-й батальон парашютистов воспротивился внешне неумолимой логике войны.

К началу декабря 1942 г. стало понятно, что несмотря на усилия парашютистов, у союзников нет шансов захватить Тунис с ходу. Командование с сожалением констатировало, что война в Африке в ближайшее время не закончится. Однако стратегическое положение было неплохим. Силы «Оси», стиснутые на небольшом пространстве (430 км с севера на юг) уже не имели шансов проводить крупные контрнаступления.

Теперь английские коммандос и парашютисты должны были сражаться на линии фронта, как обычная пехота. Подобная ситуация повторялась много раз в последующие два года. 7 марта 1943 г. произошло первое столкновение между батальоном немецких парашютистов под командованием легендарного майора Витцига и 1-м батальоном парашютистов. Вначале немецкие солдаты нанесли потери англичанам, однако последние предприняли удачную контратаку и заставили немцев отступить.

Коммандос и парашютисты союзников сражались на передовой до апреля 1943 г., потеряв в общей сложности 1 700 человек. Солдаты в красных беретах проявили незаурядную отвагу и, возможно поэтому противник называл их «красными дьяволами». Английские парашютисты и сейчас гордятся этим прозвищем.

В то время как англичане действовали на линии фронта, их американские коллеги проводили очень опасные разведывательные действия и диверсионные рейды. Каждая атака могла закончиться трагически, поскольку на маленькой площади было сконцентрировано много тысяч солдат «Оси», охотно поддерживаемых тунисскими арабами, которые были враждебно настроены к союзникам.

21 декабря 1942 г. взвод солдат из 509-го батальона высадился в районе Эль Джем, в южном Тунисе с задачей взорвать железнодорожный мост. Мост был взорван, однако возвращение стало кошмаром. Солдатам предстояло пройти 170 км горной местности и пустыни. Из 44 солдат-участников рейда в живых остались только восемь.

Неприятности переживали даже самые опытные «пираты пустыни», приданные 8-й английской армии наступавшей с юго-востока. Так, патруль САС под командой самого Дэвида Стирлинга, направившийся на разведку в район Габес Гэп в южном Тунисе был обнаружен немцами и попал в плен. Правда, Стирлингу удалось бежать, но его схватили через 36 часов.

Патрулям ЛРДГ повезло больше. Один из них, состоявший из новозеландцев под командой капитана Ника Уайлдера, обнаружил свободный проход между холмами к западу от линии Марет. Вскоре проход получил имя капитана. 20 марта 1943 г. Уайлдер провел через него 27 000 солдат и 200 танков (большей частью из 2-й Новозеландской механизированной дивизии). Эти соединения окружили с запада линию Марет, что стало началом конца сил «Оси» в Тунисе и всей Северной Африке.

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора

Из книги Вторая мировая война автора Бивор Энтони

Глава 25 Эль-Аламейн и операция «Факел» Октябрь–ноябрь 1942 г. В октябре 1942 г., когда Жуков и Василевский готовили масштабное окружение немецкой Шестой армии под Сталинградом, Роммель был в Германии, в отпуске по болезни. Он страдал от последствий стресса, низкого кровяного

Из книги Расправа над СССР - предумышленное убийство автора Буровский Андрей Михайлович

Перехваченный факел Маркс, как и почти все революционеры, считал существующий порядок чем-то плохим и неудобным для человечества. Это естественнейшим образом приводило его и к борьбе с Богом – как существом, изначально создавшим некие законы существования

Из книги Другая история Средневековья. От древности до Возрождения автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Мани, Факел, Фарес Всем известна библейская легенда о пире Валтасара, который он закатил во время осады Вавилона персидским царем Киром. Он кощунственно пил вино из золотых и серебряных сосудов, похищенных некогда Навуходоносором из храма Иерусалимского. В самый разгар

Из книги Флибустьерское море автора Блон Жорж

автора Хаттори Такусиро

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. [с иллюстрациями] автора Хаттори Такусиро

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. [с иллюстрациями] автора Хаттори Такусиро

Из книги Под шапкой Мономаха автора Платонов Сергей Федорович

Глава седьмая Воинский талант Петра. – Операция завоевания Ингрии. – Гродненская операция 1706 года. 1708 год и Полтава Мысль о создании коалиции против турецко-татарского мира потерпела в Европе полное крушение. Петр к ней остыл. С Запада он вывез другие планы.

автора Хаттори Такусиро

3. Операция «И» С марта 1943 года опасность, создаваемая авиацией противника, становилась все более серьезной; транспортировка наших войск и военных материалов в восточную часть Новой Гвинеи, а также в центральную и северную часть Соломоновых о-вов столкнулась с большими

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. автора Хаттори Такусиро

3. Первая операция при Акьябе и операция по уничтожению остатков противника в Северной Бирме Контрнаступление англо-индийских войск, развернувшееся на фронте в районе Акьяба (Бирма) в конце 1942 года, и наши операции по нанесению контрударов имели большое значение для

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. автора Хаттори Такусиро

2. Пекин-Ханькоуская операция - операция «Ко» Положение сторон перед началом операции.Мост через р. Хуанхэ у Баванчэна на железной дороге Пекин - Ханькоу, в свое время разрушенный артиллерией противника, к 25 марта был восстановлен. На центральнокитайском направлении

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. автора Хаттори Такусиро

3. Хунань-Гуйлиньская операция - операция «То» Наступление на Хэнъян, план руководства боевыми действиями. Пока успешно развивалась Пекин-Ханькоуская операция, японцы продолжали подготовку Хунань-Гуйлиньской операции.В день захвата Лояна, т. е. 25 мая, главнокомандующий

Из книги Другой взгляд на Сталина автора Мартенс Людо

В 1945-м США подхватили гитлеровский факел Сразу после поражения немецких, японских и итальянских фашистов США вслед за гитлеровцами начали мечтать о мировом господстве, и Вашингтон вербовал большое количество бывших нацистов, чтобы достигнуть этой цели.Роберт Мерфи,

автора Волков Федор Дмитриевич

"Факел" запылает в Африке Незадолго до полуночи 17 июня 1942 г. летающая лодка «Боинг» - на ее борту находились британский премьер Уинстон Черчилль и начальник имперского генерального штаба Аллан Брук - вылетела с английского аэродрома Страмрэра, взяв курс на Вашингтон.

Из книги За кулисами второй мировой войны автора Волков Федор Дмитриевич

"Факел" запылал в Африке Вместо открытия второго фронта в Европе Англия и США в начале ноября 1942 г. высадили свои войска, насчитывавшие около 500 тыс. человек (всего 13 дивизий), в Северной Африке - в Алжире и Марокко.Союзники заняли порты Алжир, Оран, Касабланку и начали

После пятидневных ожесточенных боев 8-я армия, потеряв 10 000 чел., так и не смогла прорвать вражескую оборону. 30–31 октября, не считаясь с потерями, Монтгомери приказал начать второе наступление, в ходе которого при массированной поддержке Королевских ВВС неприятельская оборона была прорвана и противник был атакован с обоих флангов. 3 ноября Роммель, начавший выходить из боя, на 36 часов был задержан решительным приказом фюрера: не отступать!

Но сил не было. Нацисты и итальянцы начали 1500-мильный отход, преследуемые 8-й армией. В ночь на 13 ноября была отвоевана крепость Тобрук, 20 ноября захвачена столица Киренаики - Бенгази. За 14 дней англичане прошли 850 км, захватив при этом большие трофеи.

Эль-Аламейнская операция явилась одним из решающих сражений Второй мировой войны. «Поэтому битва за Эль-Аламейн, - писал Черчилль, - навсегда останется славной страницей в анналах Великобритании».

Она сохранится в истории еще и по другой причине. Она фактически знаменовала собой «поворот судьбы…». Можно сказать, что до Эль-Аламейна мы не одержали ни одной победы. После Эль-Аламейна мы не понесли ни одного поражения.

Операция «Торч» («Факел»)

Союзники хотели одним ударом захватить «заморскую территорию» вишистов - Алжир и Марокко. Там у вишистов было около 60 тысяч солдат, несколько десятков танков и са молетов, порядка 10 надводных кораблей и 11 подлодок.

Союзники планировали провести одновременный захват всех ключевых портов и аэропортов Марокко и Алжира, атаковав города Касабланку, Оран и Алжир.

Американский консул в Алжире проделал огромную работу! Он склонял к измене вишистского генерала Анри Жиро, предложив ему должность главнокомандующего французскими вооруженными силами в Северной Африке после вторжения. Жиро, однако, был согласен только на должность главнокомандующего всех войск вторжения, то есть на место Эйзенхауэра. Получив отказ, Жиро решил остаться «в роли зрителя». Но и не мешал.

Вишисты, с одной стороны, готовы были перейти на сторону де Голля… С другой, хорошо помнили потопление британцами французского флота у Мерс-эль-Кебира в 1940 году…

Западная операционная группа высадилась перед рассветом 8 ноября 1942 года в трех местах. Артподготовка не проводилась, так как предполагалось, что французы не окажут сопротивление.

В Касабланке за ночь до высадки союзников французским генералом Бетуаром была совершена попытка переворота. Он окружил виллу провишистски настроенного генерала Огюста Нога. Однако Ног отстрелялся и ушел. Действия Бетуара навели Нога на мысль о готовящейся высадке союзников, в связи с чем он привел в боевую готовность силы береговой обороны.

Касабланка была окружена к 10 ноября и сдалась союзникам за час до планировавшегося финального штурма. Войска Паттона вошли в город, не встретив сопротивления.

Многие корабли флота Виши были потеряны, оставшиеся же присоединились к союзникам. Подводные лодки вишистов… сбежали из Северной Африки и внезапно всплыли среди кораблей союзников. «Мы - французская субмарина, мы пришли из Тулона» (Пилар Л. Подводная война. М., 2003).

В Оране береговые войска вишистов оборонялись весьма упрямо, однако были вынуждены сдаться под непрекращающимися обстрелами со стороны британских линкоров 9-го числа.

Ночью 8 ноября группа из 400 членов французского Сопротивления под командованием Анри Д"Астира и Жозе Абулькера произвела военный переворот в городе Алжире.

Они заняли ключевые цели в городе, включая телефонную станцию, радиостанцию, дом губернатора и штаб 19-го корпуса. Союзники подошли с опозданием. Вишисты потратили много времени на то, чтобы отбить позиции, потерянные во время переворота. Это позволило союзникам окружить город почти без сопротивления. Батареи береговой артиллерии были заранее выведены из строя восставшими. Многие офицеры открыто поприветствовали союзников.

Союзники готовы были оставить на своих постах вишистов: они ведь перешли на их сторону.

Поэтому Эйзенхауэр, при поддержке Рузвельта и Черчилля, предложил находившемуся в Алжире адмиралу Ф. Дарлану контроль над Северной Африкой в случае его перехода на сторону союзников, фактически оставляя вишистский режим нетронутым.

Де Голль очень обижался, когда американцы и англичане его не брали в расчет. Когда союзники высадились в Алжире, генерал был в бешенстве, что его не поставили в известность, а управление Алжиром отдали не ему - герою Сопротивления, а предателю, одному из членов правительства Виши, адмиралу Дарлану.

24 декабря 1942 года сторонник де Голля Бонье де ла Шапель убил адмирала Дарлана. Трудно было поверить, что генерал де Голль ничего об этом не знал. Во всяком случае, он в своих мемуарах прокомментировал это убийство так: «Если трагическое убийство Дарлана осуждалось многими, то самый факт его исчезновения со сцены отвечал железной логике событий!»

Молодого убийцу быстренько расстреляли, хотя он до самого последнего момента был уверен, что за него вступятся какие-то очень влиятельные люди.

После убийства Дарлана на его место был поставлен Жиро, в скором времени арестовавший лидеров восстания 8 ноября при полном попустительстве союзников.

Узнав о сотрудничестве Дарлана и Жиро с союзниками Гитлер приказал оккупировать вишистскую Францию. После оккупации вишистской Франции нацистами и их неудавшейся попытки захвата французского флота в Тулоне французские силы в Африке приняли сторону союзников.

Как всегда бывает в гражданский войнах, большинство принимает сторону победителей. После измены Петену Дарлана и Жиро началось массовое бегство функцонеров Виши на сторону «Свободной Франции».

В конце концов, несмотря на бешеное сопротивление де Голля, удалось из них и членов Французского национального комитета в Лондоне сформировать единое, признанное США и Великобританией, правительство Франции.

События и вокруг них

Высадка англо-американского десанта в Алжире 8 ноября 1942 года стала для немцев неожиданностью. Теперь итало-немецкие войска в Северной Африке были обречены. 12 мая 1943 года их сопротивление в Тунисе было прекращено: в плен попало 250 тыс. солдат, из которых - половина немцев.

Генерал Эйзенхауэр, командовавший объединенными союзными силами, отказал немецкому генералу фон Арниму, который сменил Роммеля, в приеме, заметив, что немецкими генералами интересуется только его разведка.

Британцы относились к немецким генералам иначе: им устраивали общие ужины, на которых приветствовали сильного врага овацией.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИТАЛИИ

В наше время один мальчишка с фаустпатроном ценнее сотни мудрецов, предсказывающих гибель империи.

Из кинофильма «Щит и меч»

Переворот

10 июля 1943 года англо-американские войска начали высадку на острове Сицилия. Господство союзников в море и в воздухе было абсолютным. К середине августа они овладели Сицилией, а в начале сентября переправились на Аппенинский полуостров.

Союзников с нетерпением ждали силы, объединяемые неопределенным словом «антифашисты». Это были и социалисты разных направлений, и коммунисты, и патриоты.

3 сентября члены Большого Фашистского совета свергают Муссолини большинством - 19 голосов против 7. Власть передана королю Виктору-Эммануилу, а тот формирует новое правительство Бадольо.

8 сентября 1943 года генерал Эйзенхауэр объявил о подписании перемирия между союзниками и Италией. О том же говорит по римскому радио маршал Бадольо.

В тот же день нацисты приступили к операции под кодовым названием «Аше» («Пепел»). Они наступают на Северную Италию, разоружают итальянскую армию.

9 сентября войска союзников высаживаются в Салерно, а нацисты вступают в Рим. 10-го король и правительство Пьетро Бадольо бегут в Бриндизи, под защиту союзников.

9 июля 1972 года в густонаселенной Харьковской области устроили подземный ядерный взрыв, чтобы затушить горящую буровую газовую скважину.

Сегодня только единицы знают о том, что под Харьковом был устроен ядерный взрыв. Его мощность взрыва была всего в три раза меньше, чем от взрыва бомбы, сброшенной на Хиросиму. К счастью, никто из людей тогда не погиб. А ядерный заряд советские ученые использовали для того, чтобы затушить огромный газовый факел. Попытка закончилась неудачно. Огненный гейзер горел еще год, а радиоактивное облако расползлось на пол-Украины. Все это замалчивалось и держалось в строгом секрете. Чтобы приоткрыть завесу над этой тайной, мы отправились в село Первомайское Красноградского района Харьковской области, в километре от которого в далеком 1972 году и произошел ядерный взрыв.

АВАРИЯ

В 1970 году в этих местах геологи нашли крупнейшее газовое месторождение. Только по прикидкам его запасы оценивались в 300 миллиардов кубометров газа. Через год тут было уже 17 буровых скважин. И вдруг случилось ЧП — на одной из буровых, на глубине 20 метров, загорелся газоконденсат. Через мгновение огненный столб уже поднимался на несколько десятков метров. Факел гудел сильнее, чем реактивный самолет или космическая ракета во время старта. Газ распространялся по окрестностям и начал отравлять жителей ближайших сел. «Нам запретили пользоваться спичками, включать свет, приказали отключить все электроприборы. Сказали, что произошла газовая авария. И если мы зажжем спичку, то все взорвется. Я и мои родные очень испугались, мы плакали. А еще что-то страшно гудело, это описать невозможно», — вспоминает те события жительница села Первомайское Екатерина Яценко. По ее словам, на окраине села ночью было светло, как днем.

РЕШЕНИЕ

Горящий фонтан пытались потушить всем, на что была способна тогда наука. Например, забрасывали многотонными бетонными плитами с подъемных кранов, но их сдувало, как пушинки, на сотни метров. «Пытались под высоким давлением туда впрыснуть бетон. Но тоже не помогало», — вспоминает те события Леонид Черногор, доктор физико-математических наук Харьковского национального университета, уроженец тех мест. Наконец в Москве решили использовать подземный ядерный заряд, чтобы создать локальное землетрясение. Взрыв должен был сдвинуть почву и создать искусственную пломбу, которая закрыла бы поток газа. Тем более что еще в 1963 году на Урта-Булакском газовом месторождении в Узбекистане таким же способом удалось потушить точно такой же горящий фонтан. Но… там авария произошла в пустыне, местность была необитаемая на сотни километров. А здесь — густонаселенная Харьковская область. Рядом город Красноград с населением около 50 тысяч жителей.

ПО ВСЕМ РАСЧЕТАМ, ВЕРОЯТНОСТЬ НЕУДАЧИ БЫЛА ВСЕГО 1%

Это должен был быть 28-й по счету ядерный взрыв в мирных целях в Советском Союзе и первый на территории Украины. Ни капли радиации не должно было вырваться на поверхность — советские ученые все делали для безопасности населения. Вся радиация, по их расчетам, должна была остаться под землей.

«Другого способа потушить и нанести меньший урон государству не было. Вероятность того, что потушили бы этот факел, — 99%. Вероятность того, что не удалось бы, — всего лишь 1%. Стоило рисковать? Cтоило», — говорит Леонид Черногор, который был очевидцем этих событий. «Помню, когда горел факел, было очень красиво и страшно одновременно. Такая невиданная природная ракета. Мои родители жили в 12 километрах от скважины. Я это все видел и слышал», — вспоминает ученый. По его словам, газовый факел вырабатывал акустические колебания, в частности неслышимый для человека инфразвук, который воздействует на нервную систему и психику человека. «Одни становятся агрессивными, другие теряют рассудок. И что самое важное — инфразвук от этого пожара распространялся на сотни и тысячи километров не ослабевая! Это одни из поражающих факторов этого пожара», — утверждает Леонид Черногор и тут же добавляет, что серьезно эту проблему тогда никто не изучал, а если и проводились какие-то исследования, то все были под грифом «совершенно секретно».

Второй раз в Украине использовали ядерный заряд в мирных целях в 1979 году. 16 сентября в городе Енакиево Донецкой области на шахте «Юный коммунар» успешно реализовали секретную операцию «Кливаж». Ядерным зарядом встряхнули горные породы, чтобы из шахт вышел метан, который часто взрывался и приводил к гибели людей. Второй взрыв был успешным.

ВЗРЫВ: «НАЧАЛЬСТВО СТАЛО УБЕГАТЬ НА ВОЛГАХ»

Из Москвы в село Первомайское доставили ядерный заряд. Приехало высшее руководство Советского Союза. Огненный факел взяли в оцепление: первый ряд — в километре от аварии дежурили милиционеры, второй — военные и третий — сотрудники КГБ. «Мы стояли в оцеплении по одному через каждые 20 метров. Оружия нам не выдавали, но сказали стоять насмерть и никого не пропускать», — вспоминает местный житель Николай Таран, который работал в те годы милиционером. «Возле факела находился танк Т-34, но вместо пушки — огромнейший вентилятор, при помощи которого направляли газовую струю в нужную сторону. Недалеко стояли два вертолета: Ми-8 белого цвета и зеленого Ми-2. Было еще много черных «Волг». Уже тогда ходили слухи, что будут использовать ядерный заряд. Больше мы ничего не знали», — добавляет он. Жителей Первомайского, а это около 450 человек, эвакуировали за пять километров в соседнее село Крестище. «Вывозили организованно автобусами, за каждым закрепили где-то по 5 семей. Мы же выехали сами на машине», — рассказывает председатель сельсовета Крестища Надежда Дзябура, которой тогда исполнилось всего лишь 15 лет. Люди взяли с собой только документы. «Всех домашних животных оставили дома. Вот только консервацию вынесли на огороды, чтобы банки не разбились. Нам же сказали, что будут тушить взрывом, а больше мы ничего не знали», — вспоминает фельдшер села Наталья Таран. Местные жители тот день помнят идеально. «Было воскресенье. После дождя тепло и хорошо на улице. Солнечно. Дул легкий ветерок. Одним словом — хороший летний день. Помню, когда уезжали из Первомайского, солдаты зачищали территорию — проверяли каждый дом», — рассказывает Надежда Дзябура.

В 10.00 9 июля 1972 года заряд взорвали. «Мы стали на носочки, чтобы не выбило позвоночник. Начальство нам так приказало сделать. Я почувствовал подземный толчок, а потом наступила неестественная тишина, будто вдруг стал глухим. Не знаю, сколько она длилась — минуту или две, но вдруг прозвучал взрыв: камни, грязь, вода полетели вверх. Образовалась тяжелая коричнево-черная фигура, похожая на гриб. На вертолетах и «Волгах» руководство сразу же рвануло убегать», — вспоминает Николай Таран.

На некоторое время факел погас — все зааплодировали. Но потом снова появился огненный гейзер. По заверениям Леонида Черногора, радиоактивный след тянулся через Киевскую и Черниговскую области. «Об этом, конечно, пронюхали первые секретари в Киеве, и им продукты уже завозили не из Киевской, а из Московской области. Кормили Центральный комитет Коммунистической партии Украины едой, которая завозилась из незараженных регионов. «Настолько испугалась верхушка власти, но они цифры и факты не знали», — утверждает Леонид Черногор. По словам ученого, продукты этого ядерного взрыва распались максимум за два месяца. «По Украине более-менее распределилась радиация, а ее уровень был относительно невысокий, — говорит Леонид Черногор. — Сказать, что именно уложило в могилу сразу (или через месяцы, или через десять лет) местных жителей, тоже нельзя».

ПЕРВОМАЙСКОЕ: ВЕРНУЛИСЬ, КАК ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Жителям из крохотного Первомайского, которое находилось всего лишь в километре от эпицентра взрыва, естественно, не сообщили о том, что их территория подверглась заражению. Правду они узнали лишь после развала СССР. Тогда лишь насторожило, что вдруг все пчелы погибли в радиусе нескольких километров. А через пять часов после взрыва местные жители уже спокойно ужинали дома и пили воду из колодцев. От взрыва в некоторых домах были распахнуты двери, у некоторых повыбивало окна и потрескались стены. «Это нормальное явление, последствия ударной волны, хотя и подземного взрыва. Это все специалисты предвидели», — объясняет Леонид Черногор. Ветхие и старые постройки вообще рухнули. «Сарай разрушился, стена дома отпала. Страшно было заходить в него. Такое было чувство, что война прошла. Люстра — и та упала и разбилась, все стены потрескались», — вспоминает со слезами на глазах жительница села Первомайское Екатерина Яценко. «В каждом доме были какие-то разрухи. В нашем сарае крыша лопнула, стены потрескались. А кто жил ближе к взрыву, то их хорошо потрясло», — вторит ей председатель сельсовета соседних Крестищ Надежда Дзябура. Завезли строительные материалы только тем, у кого сильно пострадали дома, говорят жители Первомайского.

«Моему папе захотелось сразу же после взрыва домой, потому что хозяйство бросили. Поехали окольными путями — нас не пустили в село, которое оцепили во время взрыва. После двух часов дня завезли нас автобусами обратно. Только через 30 лет мы точно узнали, что это был ядерный взрыв. Тогда разговоры тоже шли. По радио кто-то услышал, по американской программе, что это был ядерный взрыв. Тогда никто не обратил сильно на это внимания», — продолжает рассказ Надежда Дзябура. По словам бывшего фельдшера села Натальи Таран, из почти полтысячи сельчан от онкологических заболеваний за 30 лет умерла четверть населения. «Сейчас в Первомайском живет около 250 человек. В основном это старики. А сельскую школу закрыли еще при советской власти», — говорит фельдшер.

С содроганием в Первомайском они вспоминают и те месяцы после взрыва, когда непотушенный горел газовый факел. Высота пламени достигала 150 метров. «Белые ночи наступили в нашем селе. Мои знакомые жили тогда на окраине. Когда я приходила к ним в гости, то мы не слышали друг друга с одного метра. Приходилось кричать», — вспоминает местная жительница Лидия Писарева. Кто-то бросил свои дома на окраине села через несколько дней после того, как подожгли газовый фонтан, а кто-то не хотел уходить и месяцами. Куры, вспоминают люди, не хотели нести вечером яйца, потому что было светло как днем. Коровы не хотели давать молоко, потому что сильно гудело. «Долго жить в своих домах на окраине села люди не могли — сходили с ума. Говорили, что первые недели не могли уснуть, — это был кошмар. Я как-то раз пришла к ним в гости под вечер — в комнате было светло, а из окна открывался необычный вид — горящий фонтан до неба. Никогда этого зрелища не забуду. Через месяц им пришлось бросить дом, забрать самые ценные вещи, скот и переехать в соседнее село Крестище к своим родным», — рассказывает Лидия Писарева.

Потушили огненный факел только летом 1973 года. Пришлось раскапывать эту скважину и заделывать уже при помощи жидкого бетона под высоким давлением. За 21 месяц горения газа выделилось столько энергии, сколько потребляет все человечество за сутки. Украине его бы хватило на 10 лет. А дыма от горящего фонтана в атмосферу было выброшено столько, сколько выбрасывает Украина в результате своей индустриальной деятельности за два года.

Сейчас ученые утверждают, что местность больше пострадала от пожара, чем от выброшенной радиации. От этой скважины в радиусе нескольких сотен километров выпадали кислотные дожди. «Летом деревья стояли без листьев. А зимой снега не было, трава зеленая росла вокруг скважины в радиусе 200 метров», — вспоминает Надежда Дзябура.

Первая книга масштабной дилогии Теодора Роско, посвященная боевым действиям американских эсминцев в Атлантике в годы Второй Мировой войны. Несмотря на заметный "звездно-полосатый уклон" книга написана живым красочным языком и читается намного интереснее иных "казенных" изданий. Будет интересна всем любителям военной истории и флота.

Операция «Торч»

Операция «Торч»

Когда Франция пала под мощными ударами Вермахта, Гитлер торжествовал. К власти в качестве главы правительства Виши пришел маршал Анри Петэн. Это произошло в 1940 году. Но хотя Гитлер радовался, британское военное командование решило не допустить, чтобы Алжир и Французское Марокко попали в список его трофеев.

Обладание Алжиром и Марокко отдало бы в руки Гитлера южный фланг Западного Средиземноморья и стало бы роковым для жизненно важной британской коммуникации Гибралтар - Суэц. Хотя Петэн обещал строго соблюдать нейтралитет, всегда существовала опасность, что немцы нарушат условия перемирия и захватят территорию Виши, а заодно Алжир, Марокко и все, что смогут. Предвидя это, английское военное министерство еще в 1941 году разработало план вторжения во Французское Марокко.

Когда в войну вступили Соединенные Штаты, этот план был представлен американским лидерам в Вашингтоне. Кроме того, высадка в Марокко вывела бы британскую и американскую армии в тыл Роммеля. Это вынудило бы германский Африканский Корпус отступить от Суэца. Наконец, захват Марокко и Алжира открыл бы новый «фронт» и помог бы ослабить нажим немцев в России.

Окончательно план вторжения в Северную Африку был разработан летом 1942 года. Он предусматривал высадку англо-американских сил в Алжире на средиземноморском побережье, куда их доставит Королевский Флот. Одновременно американские войска должны были высадиться на атлантическом побережье Марокко в районе Касабланки. Главнокомандующим силами союзников был назначен американский генерал-лейтенант Дуайт Д. Эйзенхауэр. Он принял на себя общее командование операцией. Британский адмирал Эндрю Б. Каннингхэм командовал морскими силами и являлся первым заместителем Эйзенхауэра по военно-морским вопросам. Корабли американского флота, участвующие в высадке десанта в Марокко, были сведены в Западное оперативное соединение под командованием контр-адмирала Г.К. Хьюитта. Американскими войсками командовал генерал-майор Джордж С. Паттон. Вторжение в Северную Африку было названо операцией «Торч», так как это название ассоциировалось с факелом Свободы.

В ходе операции «Торч» Западное оперативное соединение должно было выполнить три задачи. Прежде всего, ему следовало доставить армию Паттона численностью около 37000 человек через Атлантику к побережью Французского Марокко. Затем нужно было высадить десант на плацдармы атлантического побережья и поддержать наступление на Касабланку. Этот порт дал бы американцам базу, откуда армия могла начать наступление через Северную Африку к Тунису. Кроме того, оно должно было помочь сформировать во Французском Марокко ударное соединение, которое помогло бы союзникам контролировать Гибралтарский пролив.

Флот уже имел опыт перевозки большого количества войск. Но высадка большой армии требовала от флота использования новых методов десантных операций и чрезвычайных усилий.

На случай, если правительство Виши решит оказать сопротивление высадке, оно могло собрать для этого крупные силы. Мощные береговые батареи охраняли гавань Касабланки и более мелких портов на побережье Марокко. Подразделения французской армии, туземная пехота, роты знаменитого Иностранного легиона могли быть брошены в бой. Но главную силу при защите Касабланки составляли французские корабли, находящиеся в порту: недостроенный линейный корабль «Жан Бар», легкий крейсер «Примоге», 3 лидера, 6 эсминцев, дюжина подводных лодок, несколько вспомогательных судов. «Жар Бар» не мог отойти от причала, но его тяжелые орудия могли выпустить в сторону моря много тяжелых снарядов.

Кроме того, даже в хорошую погоду высадка на марокканском побережье могла сорваться из-за сильных волн и гигантского прибоя. Моряки называли это побережье «Железным берегом». Оно изобиловало крутыми обрывами, подводными камнями, сильными течениями и высокими приливами.

Но в отношении погоды можно было кое-что сделать. Американские и союзные метеорологи предельно внимательно изучили район. Накануне D-дня 5 американских подводных лодок были развернуты у африканского побережья, чтобы следить за состоянием моря и передавать метеосводки. Кое-что можно было сделать и с вишистами. За 3 недели до высадки генерал-майор Марк Кларк с группой офицеров тайно посетил Алжир, чтобы прозондировать политическую ситуацию и подготовить почву для возможного мирного соглашения. Но командиры военных частей Виши в Алжире и Марокко были настроены крайне реакционно.

На Средиземном море союзники должны были высадиться в городах Оран и Алжир. На атлантическом побережье Западное оперативное соединение должно было высадить армию Паттона на 3 плацдармах вокруг Касабланки. Это были: участок возле Сафи в 125 милях к югу от Касабланки, в Мехдии - в 65 милях севернее Касабланки и у Федалы - в 14 милях к северо-западу от Касабланки. После высадки американские войска должны были наступать на Касабланку, а военные корабли Западного оперативного соединения оказывать им поддержку с моря. Днем высадки было назначено 8 ноября 1942 года, если позволит погода.

Эсминцы Атлантического флота должны были прикрывать войсковые конвои Западного оперативного соединения при переходе через Атлантику; оказывать огневую поддержку во время высадки и после нее; выполнять специальные задания при высадке десантов. Потом им предстояли обстрелы побережья, отражение воздушных налетов, борьба с подводными лодками. Словом, эсминцы должны были стать чуть ли не главными действующими лицами операции «Торч».

Эсминцы «Даллас», «Коул» и «Бернаду» должны были выполнять специальные задания. Два последних были превращены в специальные штурмовые транспорты. С них сняли трубы, мачты и часть надстроек, чтобы уменьшить осадку и силуэт. Экипажи этих переделанных четырехтрубников были подобраны специально.

Западное оперативное соединение адмирала Хьюитта насчитывало 102 корабля. Оно получило обозначение: Оперативное Соединение 34 и было разделено на 3 большие группы: транспорты и десантные суда, которым предстояло высаживать десант; группа прикрытия, поддерживающая высадку; авианосная группа для создания господства в воздухе над атлантическим побережьем Марокко.

Авианосная группа состояла из большого авианосца «Рейнджер» и эскортных авианосцев «Суони», «Сэнгамон», «Сэнти» и «Шенанго». Они вместе с эсминцами прикрытия были сосредоточены на Бермудских островах.

Корабли огневой поддержки были собраны в бухте Каско (штат Мэн). Первая группа транспортов - корабли, идущие к Сафи и Федале, - покинула Хэмптон Роудз 23 октября в 10.00. Вторая группа - корабли, идущие в Федалу, - вышла утром 24 октября. В тот же день вышли военные корабли, находившиеся в бухте Каско. Первые группы встретились в море 26 октября. 28 октября, как и планировалось, к ним присоединились авианосцы. После этого флот повернул к берегам Северной Африки.

Для проведения десантной операции ОС 34 было разделено на 4 оперативных группы: Южная ударная группа для высадки в районе Сафи, Северная ударная группа для высадки в районе Мехдии, Центральная ударная группа для высадки в районе Федалы-Касабланки и Группа прикрытия для поддержки Центральной группы.

Линкоры «Массачусетс», «Нью Йорк» и «Техас», 5 авианосцев, 7 крейсеров, множество эсминцев, тральщиков и вспомогательных судов были распределены по этим группам. Эсминцы, участвовавшие в операции, перечислены ниже.

Эсминцы Оперативного соединения 34

Северная ударная группа (ОГ 34.8). Сопровождение транспортов: «Роу» (капитан-лейтенант Р.Л. Нолан) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-11 капитана 2 ранга Д.Л. Мадейры, «Ливермор» (капитан 2 ранга Ф. Хубер), «Кирни» (капитан 2 ранга Э.Г. Освальд), «Эриксон» (капитан-лейтенант Ч.М. Дженсен), «Паркер» (капитан-лейтенант Дж. У. Бейс); группа прикрытия авианосцев: «Хэмблтон» (капитан 2 ранга Ф. Клоуз) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-19 капитана 1 ранга Ч. Уэлборна, «Макомб» (капитан 2 ранга У.Г. Дюваль), «Эберли» (капитан-лейтенант К.Ф. Польман); штурмовой транспорт «Даллас» (капитан-лейтенант Р. Броди).

Центральная ударная группа (ОГ 34.9). Корабли управления и огневой поддержки: «Уилкс» (капитан-лейтенант Дж. Б. МакЛин) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-26 капитана 2 ранга Э.Р. Дерджина, «Суонсон» (капитан-лейтенант Л.М. Маркхэм), «Ладлоу» (капитан-лейтенант Л.У. Крейтон), «Мэрфи» (капитан-лейтенант Л.У. Бейли); группа прикрытия авианосцев: «Эллисон» (капитан 2 ранга Дж. Б. Руни) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-10 капитана 1 ранга Дж. Л. Холлоуэя, «Форрест» (капитан-лейтенант М. ВанМетр) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-20 капитана 1 ранга Т.Л. Уоттлза, «Фитч» (капитан-лейтенант Г. Кроммелин), «Корри» (капитан 2 ранга Э.Ч. Барчетт), «Хобсон» (капитан-лейтенант Р.Н. МакФарлейн); сопровождение транспортов: «Бристоль» (капитан-лейтенант Дж. Э. Глик) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-13 капитана 1 ранга Дж. Б. Хефернана, «Уолси» (капитан 2 ранга Б.Л. Остин), «Эдисон» (капитан-лейтенант У.Р. Хидден), «Тиллман» (капитан-лейтенант Ф.Д. МакКорки), «Бойл» (капитан-лейтенант Э.С. Кэрпи), «Роуэн» (капитан-лейтенант Р.С. Форд).

Южная ударная группа (ОГ 34.10). Корабли управления и огневой поддержки: «Мервин» (капитан-лейтенант Д.С. Уиллингхэм) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-15 капитана 1 ранга К.К. Хартмана, «Найт» (капитан-лейтенант Р.Б. Левин), «Битти» (капитан-лейтенант Ф.К. Шелтер); сопровождение транспортов: «Кови» (капитан-лейтенант Ч.Дж. Уайтинг) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-30 Г.Ч. Робинсона, «Квик» (капитан-лейтенант Р.Б. Никерсон), «Доран» (капитан-лейтенант Г.У. Гордон); штурмовые транспорты: «Коул» (капитан-лейтенант Г.Г. Палмер), «Бернаду» (капитан-лейтенант Р.Э. Брэдди); группа прикрытия авианосцев: «Родмен» (капитан-лейтенант У.Г. Мишле), «Эммонс» (капитан-лейтенант Г.М. Хеминг).

Сопровождение Группы прикрытия (ОГ 34.1). «Уэйнрайт» (капитан-лейтенант Р.Г. Гиббс) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-8 капитана 1 ранга Д.П. Муна, «Мэйрант» (капитан-лейтенант Э.К. Уокер), «Ринд» (капитан 2 ранга Г.Т. Рид), «Дженкинс» (капитан-лейтенант Г.Ф. Миллер).

Следуя курсами, которые должны были ввести противника в заблуждение, Оперативное Соединение 34 пересекло Атлантику точно по графику. Адмирал Хьюитт и командиры оперативных групп тщательно заботились о его соблюдении. Так как высадка в Марокко должна была совпасть по времени с высадкой на побережье Алжира, американскому флоту приходилось координировать свое продвижение с британским десантным флотом, который направлялся в Средиземное море из Англии.

К вечеру 6 ноября Западное оперативное соединение находилось уже в африканских прибрежных водах. 7 ноября были получены благоприятные сообщения о состоянии моря и погоды, и на следующий день ударные группы направились на исходные позиции. Приближаясь к берегам Марокко, эсминцы приготовились к бою. Однако и они, и все остальные военные корабли сил вторжения должны были дождаться, пока защитники Марокко сделают первый выстрел. Нельзя было открывать огонь, пока первыми это не сделают вишисты.

Все три ударные группы и Группа прикрытия скрытно подошли к намеченным плацдармам у Сафи, Мехдии и Федалы. Если бы французы открыли огонь, американские корабли ответили бы из всех орудий. Сигналом к бою была кодовая фраза «Выполняйте подачу!».

7 ноября в 06.00 Южная ударная группа отделилась от главных сил ОС 34 и повернула на юг, взяв курс на Сафи. Оперативной группой командовал контр-адмирал Л.Э. Дэвидсон, который держал флаг на «Филадельфии».

Эсминцы «Мервин», «Найт» и «Битти» вошли в отряд огневой поддержки вместе с крейсером «Филадельфия» и линкором «Нью Йорк». Эсминцы «Родмен» и «Эммонс» прикрывали эскортный авианосец «Сэнти». Эсминцы «Кови», «Квик» и «Доран» прикрывали 6 транспортов с десантом. «Коул» и «Бернаду» перешли в авангард, приготовившись выполнять свое специальное задание.

Южная ударная группа уже находилась на подходах к Сафи, когда был замечен неизвестный корабль. Он оказался транспортом «Контесса» из состава Северной ударной группы. По ошибке он последовал за ОГ 34.10. В 09.05 эсминец «Кови» был отправлен отвести приблудыша к его законной группе. В результате «Кови» пропустил события D-дня у Сафи.