Почему затонула подлодка. Утонувшие тайны "курска". Тайна гибели подводной лодки «Курск». Торпедная атака

12 августа 2000 года. Эта дата навсегда войдет в новейшую историю России. Именно в этот день в Баренцевом море потерпел аварию один из наиболее совершенных кораблей российского военно-морского флота - атомная подводная лодка К-141 «Курск». Эта катастрофа привела к гибели всего экипажа лодки, в скорбном списке погибших 118 человек. По сей день, не раскрыты множество вопросов, связанных с этой трагедией. От российского общества скрывают правду и будем ли мы когда-нибудь знать истинные причины гибели К-141, не знает никто.

Подводная лодка К-141 «Курск»

Атомоход «Курск» относился к кораблям проекта 949А «Антей». История подводных лодок этого проекта берет свое начало еще в конце 60-х годов прошлого века. Субмарины проекта «Антей» считаются специалистами одними из самых совершенных многоцелевых лодок на сегодняшний день. Лодка «Курск» была заложена в Северодвинске в 1992 году, в 1994 году ее спустили на воду, и в тот же год она была принята в состав Северного флота ВМС России. Первым командиром «Курска» был капитан 2-го ранга Рожков. На момент своей гибели этот корабль был одним из самых совершенных в составе российского флота.

Лодки класса «Антей» (Oscar-II, по классификации НАТО) были спроектированы в СССР для противодействия авианосным соединениям противника и его атомными подводными лодками. Субмарины этого класса вооружены ракетами «Гранит» и торпедами. Они имеют весьма низкую шумность и малозаметны. Это настоящие «убийцы авианосцев», незаметные и смертоносные.

Вот основные характеристики К-141 «Курск».

Подводная лодка «Курск» считалась одним из лучших кораблей Северного флота. В 1999 году лодка совершила автономное плавание в Средиземное море, успешно выполнив все задания командования. Последним командиром «Курска» был капитан 1-го ранга Лячин.

Катастрофа

10 августа 2000 года К-141 принимала участие в учениях в Баренцевом море. Подводная лодка должна была провести ракетные и торпедные стрельбы.

12 августа, в 11.28 акустик атомного крейсера «Петр Великий» зафиксировал сильный хлопок, после этого «Курск» не произвел запланированную торпедную атаку, а затем не вышел в установленное время на сеанс связи. 13 августа атомный подводный крейсер был найден, лежащим на дне.

С этого момента начинаются спасательные работы, которые, однако, не увенчались успехом. Военные сообщали, что установили связь с подводной лодкой. К затонувшему судну спускались российские и норвежские водолазы, работали глубоководные спускаемые аппараты. За спасательными работами, затаив дыхание, наблюдала вся Россия.

21 августа норвежские водолазы сумели открыть люк и проникнуть внутрь корабля. Лодка оказалась наполнена водой. В этот же день руководство Северного флота официально объявило о гибели всего экипажа.

В следующем году погибшая субмарина была отбуксирована на судоремонтный завод. Началось следствие. Согласно официальной версии, атомный подводный крейсер «Курск» утонул из-за взрыва учебной торпеды, с последующим взрывом всего боезапаса. Взрывом были полностью уничтожены несколько первых отсеков лодки, и она наполнилась водой в течение шести-восьми часов. Представители прокуратуры заявили, что пожар бушевал по всей длине лодки.

Во время следствия были исследованы несколько вахтенных журналов корабля. Записи о каких-либо внештатных ситуациях в них отсутствуют.

Альтернативные версии гибели подводной лодки

От момента объявления властями официальной версии и до настоящего дня не утихают споры относительно причин гибели одного из лучших кораблей российского флота. Слишком многие считают, что официальные власти не говорят всей правды. Среди сомневающихся много профессиональных моряков и специалистов, связанных с военно-морским флотом. Сейчас есть несколько различных версий, объясняющих, что же именно случилось в тот злополучный день и почему капитан Лячин не смог привести свой корабль обратно в родную гавань.

Существует версия вице-адмирала Рязанцева. Он считает, что первоначальной причиной катастрофы являлся взрыв торпеды, который привел к затоплению первого отсека и столкновению подлодки с грунтом. Удар о дно привел к детонации остальных торпед, что и привело к таким ужасным последствиям.

Одной из популярных версий причиной гибели «Курска» является торпедная атака американской подводной лодки. Французский режиссер Жан-Мишель Карре даже снял документальный фильм, подтверждающий эту гипотезу. По мнению ее сторонников, две американские субмарины «Толедо» и «Мемфис» наблюдали за учениями Северного флота (это распространенная практика). Российская и американская подводные лодки столкнулись, а вторая американская субмарина нанесла торпедный удар по «Курску» после того, как командир К-141 приказал атаковать противника.

Сторонники этой версии утверждают, что российские власти намеренно скрыли правду о торпедной атаке, чтобы не допустить конфликта (возможно даже военного) с США.

Как вариант этой версии, существует гипотеза о столкновении «Курска» с субмариной одной из стран НАТО, которое привело к взрыву торпед на российском атомоходе. Тем более, что после катастрофы в СМИ появилась информация об обнаружении спасательного буя в районе катастрофы. Возможно, его выпустила «чужая» подлодка также пострадавшая при столкновении.

История подводного противостояния двух супердержав во времена «холодной войны» служит подтверждением этой версии.

Эта версия подробно была изучена российскими СМИ и имеет своих приверженцев среди военных моряков. По их мнению, схема событий была такова: удар иностранной лодки по торпедному аппарату, затем взрыв одной торпеды, удар о грунт и детонация всего боезапаса.

Есть еще версия о мине времен Второй Мировой войны, однако в эту версию мало кто верит.

Также существует версия, что «Курск» был случайно потоплен новейшей ракетой, выпущенной с атомного крейсера «Петр Великий».

Представители родственников членов экипажа не верят в официальную версию и считают, что власти не говорят правду. Они считают, что в девятом отсеке после катастрофы моряки были живы еще более двух суток. По их мнению, если бы руководство ВМФ сразу обратилось за помощью к иностранцам, то возможно, список погибших был бы меньше. Много материалов расследования не обнародовано.
Тяжело поверить, что мы получим все ответы в этой трагической истории.

Версии гибели подводной лодки Курск

Согласно плану учений, проходивших в августе 2000 года, атомоход К-141 должен был между 11-40 и 13-20 часами 12 августа произвести условное торпедирование надводного корабля противника. Но вместо того в 11 часов 28 минут 26 секунд раздался взрыв мощностью 1,5 балла по шкале Рихтера. А через 135 секунд - второй - более мощный. До 13-50 «Курск» не вышел на связь. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов приказывает «в 13.50 начать действовать по худшему варианту» и вылетает с атомного крейсера «Петр Великий» в Североморск, очевидно, для обсуждения ситуации. И лишь в 23-30 объявляет боевую тревогу, признавая «пропажу» лучшего подводного судна Северного флота.

К 3-30 часам определяется примерный район поиска, а к 16-20 устанавливается технический контакт с «Курском». Сама спасательная операция начинается в 7 часов утра 14 августа.

С одной стороны, действия спасателей, которые стороннему наблюдателю казались нерасторопоными, с другой - кажущееся бездействие президента страны, в течение четырех дней после аварии продолжавшего отдыхать в Сочи, с третьей - данные о технических дефектах подлодки, с четвертой - противоречивая информация от властей, словно старавшихся запутать всех, кто следил за судьбой экипажа - все это породило слухи о некомпетентности руководителей.
Люди, по словам Владимира Путина, предались излюбленной народной забаве: поиску виноватых. И впоследствии возмущались, что никто, по большому счету, не понес наказания. Но в том-то и беда, что если уж наказывать, то пришлось бы многих - всех тех, кто приложил руку к развалу флота, кто закрывал на это глаза, кто не работал в полную силу за мизерную (1,5-3 тысячи рублей) зарплату. Но это не имело значения: даже если бы военные в 13 часов 12 августа начали поиски «Курска», экипаж спасти они все равно бы не успели.

Кто давал сигналы бедствия?

Поводом для многочисленных спекуляций стали сигналы SOS, по которым был обнаружен «Курск» и которые продолжались в течение двух дней. Сигналы были зафиксированы на разных кораблях, и некоторые очевидцы даже утверждали, что слышали позывные подлодки - «Винтик».
До 15 августа руководители операцией продолжали уверять, будто связь с экипажем, установленная через перестукивание, продолжается. А уже 17-го в качестве официальной закрепилась новая версия: большинство моряков «Курска» погибли в первые минуты после взрыва, оставшиеся прожили всего несколько часов.
А сигналы SOS были записаны на магнитную ленту и изучены экспертами. Было доказано, что выстукивал не человек, а автомат, какого не могло быть и не было на борту «Курска». И данный факт лег новым доказательством в теорию о столкновении атомохода с иностранной подводной лодкой.

Столкнулся ли «Курск» с американской подлодкой?

Причиной первого взрыва на «Курске» стала деформация торпеды. Это признает большинство исследователей. Но сама причина деформации остается предметом споров. Широкое распространение получила версия о столкновении с американской подлодкой «Мемфис». Считается, что это она давала пресловутые сигналы бедствия.
В Баренцевом море «Мемфис» вместе с другой американской и британской субмаринами следила за учениями российского флота. Выполняя сложный маневр, ее офицеры ошиблись с траекторией, вплотную приблизились и врезались в готовившуюся выстрелить К-141. «Мемфис» пошла на дно, как и «Курск», пропахала носом грунт и встала. А через несколько дней ее обнаружили на ремонте в норвежском порту. В пользу этой версии говорит и тот факт, что К-141 оказалась в километре или двух от того места, из которого подавался сигнал бедствия.

Когда погиб экипаж?

Принципиальным стал вопрос о времени гибели экипажа российской подводной лодки. Командование флотом фактически признало, что поначалу вводило всех в заблуждение: никакого перестукивания с подводниками не велось. Большая часть экипажа, действительно, погибла в результате первого и второго взрывов. А выжившие, запершиеся в девятом отсеке могли бы протянуть дольше, если б не трагическая случайность, обнаруженная при вскрытии трупов.
Попытки моряков самостоятельно выбраться на поверхность результата не дали. Им пришлось терпеливо сидеть и ждать спасения. В 19 часов, когда наверху еще колебались, объявлять ли боевую тревогу, в отсеке началось килородное голодание. Морякам нужно было зарядить новые пластины регенерации. Трое отправились к установке, и кто-то, видимо, уронил пластину в маслянистую воду. Чтобы спасти товарищей, один из подводников бросился, телом закрыл пластину. Но было поздно: раздался взрыв. Несколько человек умерло от химических и термических ожогов, остальные - в считанные минуты задохнулись угарным газом.

Записка капитана-лейтенанта Колесникова

Косвенно гипотезу о гибели экипажа еще 12 августа подтверждает записка, оставленная капитаном-лейтенантом Колесниковым: «15.15. Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет: процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает». То есть уже в три часа пополудни члены команды экономили свет, спокойно сидели в темноте и ждали. А неровный почерк, которым написана эта - вторая по счету - записка, свидетельствует о том, что сил у Дмитрия Колесникова оставалось мало.
А дальше в записке было ставшее знаменитым - завещание всем нам, оставшимся в живых: «Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников». И - какая-то фраза, пропущенная, утаенная от общественности следствием.
Из той фразы выросли новые домыслы: будто комиссия покрывает чье-то разгильдяйство, будто капитан-лейтенант ответил той фразой на вопрос, кто виноват или, по крайней мере, в чем причина аварии. Долго убеждали следователи, что из этических соображений не открывают содержание оставшейся части записки, что в ней - личное послание жене, не имеющее для нас никакого значения. До тех пор не верила общественность, пока не открылось содержание засекреченной части. А саму записку следствие жене Дмитрия Колесникова так и не отдало - только копию.

Почему капитану «Курска» присвоили звание Героя России?

26 августа 2000 года командиру подводной лодки Геннадию Лячину приказом Президента было присвоено звание Героя России, а все находившиеся на борту были награждены орденом Мужества. Новость эта была встречена скорее скептически: решили, что руководство страны таким образом пытается замолить свои грехи перед экипажем, загладить ошибки, допущенные в ходе спасательной операции.
Но командующий Северным флотом объяснял: к награде подводники «Курска» были представлены гораздо раньше, после операции, успешно выполненной в Средиземноморье в 1999 году, в самый разгар натовской агрессии в Югославии. Тогда экипажу К-141 удалось пять раз условно поразить корабли противника, то есть уничтожить весь американский шестой флот, и уйти незамеченными.
Но справедливости ради стоит заметить, что многие из погибших в августе 2000-го за год до того не участвовали в средиземноморском походе.

Спасли бы норвежцы?

Едва ли не с самого начала спасательной операции свою помощь предлагали британцы и американцы, а чуть позже норвежцы. В СМИ активно пропагандировали услуги иностранных специалистов, убеждая: у них и техника лучше, и специалисты мастеровитей. Затем, задним числом, уже сыпали обвинения: если бы пригласили раньше, 23 человека, запертые в девятом отсеке, были бы спасены.
На деле никакие норвежцы не в силах были помочь. Во-первых, к моменту обнаружения «Курска» подводники были уже сутки как мертвы. Во-вторых, тот объем работы, что проделали наши спасатели, тот уровень самопожертвования и самоотдачи, с которым они работали и который позволял круглосуточно, без перерывов, вести операцию, был немыслим для зарубежных специалистов.
Но - главное - даже если члены команды «Курска» были еще живы 15 и 16 числа, спасти их невозможно было по техническим причинам. Подводные аппараты не могли присосаться к подводной лодке из-за повреждений в ее корпусе. И здесь бессильна была самая современная и совершенная техника.
Подводная лодка и ее экипаж стали жертвой стечения тысяч различных обстоятельств. А ее гибель, в которой нет ничьей персональной вины, возможно, впервые за долгие годы, объединила ожесточившуюся страну.

12 лет назад, 12 августа 2000 года, затонула атомная подводная лодка "Курск" , входившая в состав Северного флота России . На ее борту находились 118 членов экипажа, все они погибли.

В 1992 году на Северном машиностроительном предприятии в городе Северодвинске была заложена атомная подводная лодка К‑141 проекта "Антей". Главными конструкторами были Павел Петрович Пустынцев и Игорь Леонидович Баранов. 6 апреля 1993 года лодке было присвоено наименование "Курск" - в честь победы на Курской дуге. В мае 1994 года подводная лодка "Курск" была спущена на воду, а 30 декабря того же года принята в эксплуатацию.

1 марта 1995 года АПЛ "Курск" была зачислена в списки Северного флота и вошла в состав 7‑й дивизии 1‑й флотилии АПЛ (место базирования: Западная Лица (Большая Лопатка).

12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море АПЛ "Курск" (командир лодки ‑ капитан 1 ранга Геннадий Лячин), которая находилась в полигоне боевой подготовки Северного флота с целью выполнения учебной торпедной стрельбы по отряду боевых кораблей, в установленное время не вышла на связь . В 23:44 в районе, где находилась АПЛ, был зафиксирован взрыв.

13 августа на поиски атомного подводного крейсера отправилась группа кораблей во главе с командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым. В 04:51 АПЛ была обнаружена лежащей на грунте на глубине 108 метров. В 07:15 министр обороны Игорь Сергеев доложил о случившемся президенту России Владимиру Путину.

14 августа в 11:00 командование российского флота сделало первое публичное заявление о том, что подлодка "Курск" легла на дно. В заявлении ВМФ говорилось, что с подлодкой поддерживается радиосвязь. Позже представители флота заявили, что связь с подлодкой осуществляется только через перестукивание, что опасности для жизни экипажа нет, что через спасательный аппарат "Колокол" осуществляется подача топлива, кислорода и продув систем АПЛ. При осмотре лодки со спускаемых аппаратов выяснилось, что АПЛ воткнулась в дно моря под углом около 40 градусов и у нее разворочена носовая часть, выведена из строя всплывающая спасательная камера. Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов сделал заявление, что надежд на спасение людей мало.

15 августа Главный штаб ВМФ официально сообщил о начале спасательной операции. Членов экипажа "Курска" планировалось эвакуировать с помощью спасательных снарядов. В районе катастрофы сосредоточились суда аварийно‑спасательной службы Северного флота. В район бедствия прибыли подводная лодка, атомный крейсер "Петр Великий" и еще около 20 кораблей и спасательных судов. Однако шторм не позволил спасателям начать работу. Представители министерства обороны России в Брюсселе в это время вели переговоры с НАТО о возможности предоставления помощи России.

В тот же день представитель штаба Северного флота сообщил журналистам, что в результате перестукивания установлено, что члены экипажа подводной лодки "Курск" живы, но неизвестно, есть ли среди них раненые. Он же заявил, что на борту лодки находится 103 человека. Позже выяснилось, что там было 118 человек.

16 августа при волнении моря около 2 баллов со спасательного судна "Рудницкий" спущен глубоководный спасательный аппарат "Приз". Всего за ночь было предпринято несколько тщетных попыток проникнуть к лодке.

17 августа к месту трагедии направилось норвежское судно "Seaway Eagle" с глубоководными водолазами на борту и транспортное судно "Normand Pioneer" с британскими специалистами и оборудованием (вышло из норвежского порта Тронхейм).

19 августа во второй половине дня к месту аварии российской подводной лодки "Курск" прибыло норвежское судно "Normand Pioneer" с британской спасательной мини‑лодкой LR5. Началась новая, международная фаза операции по спасению экипажа субмарины.

20 августа норвежские водолазы обследовали подводную лодку на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках. Норвежцам удалось разблокировать вентиль аварийно‑спасательного люка, однако проникнуть на лодку не удалось. Они срочно изготовили специальный инструмент для вскрытия люка.

21 августа утром норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк 9‑го отсека, шлюзовая камера оказалась пуста. Около 13.00 водолазы вскрыли внутренний люк в 9‑й отсек АПЛ, внутри которого оказалась вода. В 15.27 внутрь корпуса подлодки введена видеокамера, с помощью которой специалисты попытались определить состояние 7‑го и 8‑го отсеков АПЛ. В 9‑м отсеке АПЛ было обнаружено тело моряка.

В тот же день в 17 часов начальник штаба Северного флота вице‑адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К‑141 "Курск".

Операция по подъему тел погибших моряков‑подводников началась 25 октября 2000 года и была завершена 7 ноября 2000 года . Операция по подъему самой подлодки со дна Баренцева моря была начата 7 октября 2001 года, 10 октября завершена ее буксировка в Росляковский судоремонтный завод ВМФ.

Из отсеков АПЛ за период осени 2000 года и осени‑зимы 2001 года были извлечены и опознаны 115 из 118 погибших подводников.

Для работы на АПЛ "Курск" были сформированы восемь следственных групп, которые приступили к работе в полном объеме после полной откачки воды из подлодки. В состав групп были включены специалисты Северного флота, представители Московского и Санкт‑Петербургского военных округов. Члены следственных групп проходили специальный психологический отбор, а также в течение года изучали строение АПЛ для того, чтобы знать, где и какие параметры снимать для проведения необходимых экспертиз.

27 октября 2001 года Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов заявил, что визуальный осмотр атомохода позволяет заключить, что пожар происходил по всей лодке. В эпицентре температура достигала 8 тысяч градусов по Цельсию. Полностью водой лодка была заполнена "в течение шести‑семи, максимум восьми часов". Устинов отметил, что подлодка "Курск" очень пострадала, все переборки прочного корпуса "срезаны как ножом". Однако преграда, отделявшая 6‑й реакторный отсек, осталась неповрежденной, благодаря чему реактор не пострадал. Не пострадали и 22 крылатые ракеты, находящиеся по бортам подлодки.

26 июля 2002 года Генеральный прокурор России сообщил, что гибель "Курска" произошла "вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ". Устинов также сообщил, что Генпрокуратура закрыла уголовное дело по гибели атомохода "Курск" за отсутствием состава преступления. По его словам, в действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и установку торпеды, ставшей причиной гибели "Курска", нет состава преступления.

За мужество, героизм и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, члены экипажа атомного подводного крейсера "Курск" Указом президента Российской Федерации были награждены орденами Мужества (посмертно), а командир корабля капитан 1 ранга Геннадий Лячин удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно).

В августе 2003 года в Санкт‑Петербурге завершились работы по созданию мемориального комплекса на Серафимовском кладбище, где похоронены 32 подводника, погибших на АПЛ.

19 марта 2005 года в Севастополе на кладбище Коммунаров торжественно открыт памятник севастопольцам, погибшим на атомном ракетном подводном крейсере "Курск" .

В 2009 году в Мурманске на смотровой площадке у храма Спас‑на‑Водах была установлена рубка АПЛ "Курск" . Она стала частью мемориала "Морякам, погибшим в мирное время".

31 июля 2012 года родственники погибших моряков с АПЛ "Курск", участники четвертого международного автопробега ветеранов Военно‑морского флота и представители командования Северного флота на дне Баренцева моря.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

Пресс-служба ВМФ сообщает, что при проведении плановых учений Северного флота 12 августа 2000 года в установленное время не вышла на связь многоцелевая атомная подводная лодка проекта 949 А «Курск». В результате оперативно принятых мер удалось в кратчайшие сроки точно установить место нахождения аварийной АПЛ: широта 69° 36′ 59,6" северной, долгота 37° 34′ 28,7" восточной и приступить к спасательной операции под руководством командующего Северным флотом адмирала Вячеслава Попова. К сожалению, многодневная спасательная операция с последующим привлечением спасателей Норвегии и Великобритании не позволила спасти экипаж АПЛ «Курск», так как подводная лодка получила повреждения, не позволяющие использовать собственные средства спасения и крайне затрудняющие использование средств спасательных судов ВМФ.

Результаты спасательных работ позволили сделать вывод, что весь экипаж АПЛ «Курск» погиб. Но, несмотря на это, Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов приказал проводить операцию до тех пор, пока тело последнего моряка не будет извлечено из отсеков подводной лодки

версия гибели

С момента затопления подводной лодки прошло уже более 3-х месяцев. Но причины гибели атомохода для широкой общественности до сих пор остаются загадкой. Из сообщений СМИ известно, что:

1. Подводная лодка получила пробоину в носовой части прочного корпуса в 1-м и 2-м отсеках в районе 24-го шпангоута.

2. Края пробоины загнуты внутрь, а разрушения очень обширны. Подняты выдвижные устройства, в том числе и перископ.

3. Сейсмостанциями Норвегии и России зафиксированы 2 подводных взрыва с промежутком 2 минуты 15 секунд.

4. Прибывшие на место российские спасатели обнаружили 2 подводных объекта сопоставимых размеров, один из которых опознан как аварийная подлодка «К-141» «Курск».

5. Все отсеки подлодки затоплены, в обследованных имеются следы пожара. Оставшийся после взрыва личный состав в количестве 23 человек сгруппировался в концевом 9-м отсеке.

Ни одна из широко обсуждаемых версий гибели не выдерживает критики.

Всего основных версий более десятка. Вот основные из них:

1. «Курск» получил попадание противокорабельной ракеты с атомного крейсера «Петр Великий» или другого корабля Северного флота, находившегося на месте проведения учений. Противокорабельная ракета не может поразить подлодку на глубине 11 метров. Если бы это была не противокорабельная ракета, а какое либо еще оружие, например, противолодочная ракета, глубинная бомба или торпеда, тогда флотскому командованию было бы сразу известно и место и время аварии и спасателям не пришлось бы искать подлодку до вечера 12 августа. Да и не практикуется в настоящее время в период учений стрельбы оружием с боезарядом, обычно он заменяется весовым эквивалентом.

2. «Курск» погиб в результате взрыва собственной торпеды, которую он должен был отстрелить по плану учений, т. е. «нештатной ситуации на борту». Торпеда, которую планировалось выстрелить по плану учений, не имела боевого снаряжения, а взрыв двигательного узла этой торпеды проделать пробоину в прочном корпусе не может. Так как края пробоины загнуты внутрь, то однозначно ясно, что первопричина - наружное воздействие. Даже если и предположить, что выпущенная торпеда из-за неисправности системы наведения навелась на «Курск» (а такие случаи имели место, например, на рубке головного крейсера этого же проекта «К-525» «Архангельске» до сих пор имеется отметина от собственной торпеды, которая тоже была в инертном снаряжении), то и тогда не понятно, откуда такие значительные повреждения.

3. «Курск» подорвался на плавающей мине времен войны. Плавающая мина времен войны не может нанести такие повреждения в верхней части прочного корпуса.

4. «Курск» протаранен надводным кораблем. Если бы это был надводный корабль Северного флота или другое судно, то с обширной пробоиной в подводной части оно далеко уйти и скрыться не смогло, если вообще осталось бы на плаву.

5. В печати публиковались предположения, что надводное судно лишь коснулось легкого корпуса подлодки, повредив лишь цистерны главного балласта, заклинило рули на погружение и «Курск» врезался в скальный грунт, отчего и погиб. Но тогда откуда взялась пробоина в прочном корпусе, да еще в верхней его части?

6. «Курск» протаранен подводной лодкой. Эта версия из обсуждаемых наиболее правдоподобна. Но маловероятно, чтобы американская или английская субмарина водоизмещением около 9000 тонн получила меньшие повреждения, нежели атомный подводный крейсер с более чем вдвое большим тоннажем. Тем более, что американские и аналогичные им по конструкции английские подлодки имеют прочность корпусных конструкций и запасы живучести значительно меньшие. Представьте себе например, что «Жигуленок» врезался в «КамАЗ», после чего «КамАЗ» остался лежать на обочине разбитым, а «Жигуленок» хоть и с трудом, но поехал дальше. Или еще пример. 11 февраля 1992 года при отработке задач боевой подготовки в Баренцевом море на Кильдинском плёсе столкнулись в подводном положении российская субмарина проекта 945 (в настоящее время именуемая «Кострома») с ПЛА ВМС США SSN 689 «Baton Rouge». Наша подлодка получила повреждения ограждения рубки, перископа и обтекателя ГАК и своим ходом вернулась в базу. Повреждения вскоре были исправлены. «Baton Rouge» тоже, хоть и с трудом, но добрался до родных берегов, после чего ввиду серьезной трещины в прочном корпусе был выведен из состава ВМС, списан и вскоре разделан на металл. Так где же вторая субмарина?


Теперь попытаемся изложить другую версию , которая объясняет все или почти все.

Как известно, в районе российских флотских учений 12 августа 2000 года находились иностранные подводные лодки. Это обычная практика и ни для кого это не является секретом. Российские подводники давно привыкли к присутствию непрошеных «вероятных партнеров» и при отработке своих задач не тратят на них время. Вот и на этот раз «Курск» выполнял строго определенные мероприятия по плану учений и даже если он обнаруживал иностранную ПЛА, то не стал бы тратить время и усилия на противолодочную операцию. Выполнив ракетную стрельбу и готовясь к торпедной стрельбе, «Курск» маневрировал на небольшой глубине. Рядом находилась иностранная ПЛА, которая была наведена в район «Курска» базовой патрульной авиацией НАТО и разведывательными кораблями Норвегии «Marjata» или «Sverdrup-2», которые почти постоянно находятся в нейтральных водах вблизи районов боевой подготовки Северного флота.

Иностранная ПЛА не имела постоянного гидроакустического контакта с «Курском» и поэтому случайно оказалась в секторе стрельбы на небольшой дистанции. В это время производится торпедная стрельба. Представьте себе командира иностранной ПЛА, которому акустик внезапно докладывает о выстреле и приближении торпеды. Что он должен предпринять в этот момент? Иностранная подлодка находится на боевом патрулировании в немедленной готовности начать боевые действия, на ее борту ядерное оружие, а на раздумье всего несколько секунд, и никто не знает, что приближающаяся торпеда без боезаряда! Еще немаловажный момент: американскому командиру разрешается применять оружие на свое усмотрение. В этот момент иностранка включает в активный режим на излучение свою гидроакустическую станцию, ведь оставаться скрытной вроде уже нет смысла, точно измеряет дистанцию до торпеды и «Курска» и на основе имеемой информации командир, а может, вахтенный офицер, находившийся в этот момент в центральном посту, считает учебную стрельбу «Курска» боевой и приказывает ответить из дежурных торпедных аппаратов уже боевыми телеуправляемыми торпедами «MK-48» по пеленгу идущей торпеды, надеясь ее уничтожить. Безрезультатно. «MK-48» продолжают движение уже к «Курску». Командир «Курска» обнаруживает их и не имея возможности из-за минимальной дистанции уклониться или выставить приборы гидроакустического противодействия разворачивает крейсер, чтобы встретить торпеды в лоб, полагая, что этим уменьшится воздействие взрыва. Вот почему руль «Курска» переложен право на борт. Это было видно в одном из кадров репортажа о работе водолазов на кормовом аварийно-спасательном люке. Но торпеды идут выше корпуса и взрываются над носовой частью «Курска» в районе стыка 1-го и 2-го отсеков. Первая торпеда проделывает пробоину в легком корпусе, а вторая уже в прочном. Оба носовых отсека погибают мгновенно. Никто даже не успел продуть цистерны главного балласта ни дистанционно, ни вручную. Пульт управления ГЭУ и сама энергоустановка еще не повреждены. Из информации иностранных СМИ известно, что одной из американских подлодок записаны и взрывы и шумы до и после взрыва. Они утверждают, что первый взрыв был двойным! Это взрывы двух торпед с небольшим интервалом. После этого были слышны резко усилившиеся шумы винтов «Курска».


Логично предположить, что оставшиеся в живых офицеры на пульте управления ГЭУ самостоятельно предприняли попытку выполнить противоаварийный маневр дав реверс обоим турбинам на весь запас по пару. Но увы. Лодка приобрела отрицательную плавучесть порядка 4000 тонн и со стометровой высоты ринулась в грунт. Через 2 минуты с небольшим происходит удар корпуса о скалистый грунт. В этот момент, возможно, и произошел взрыв боезапаса в первом отсеке. Версия о том, что «Курск» был повторно торпедирован несколькими торпедами через 2 минуты после первых несостоятельна, поскольку уже не возможно их навести в носовую часть, в лучшем случае в корму на шумящие винты, а там эти повреждения обязательно были бы замечены норвежскими водолазами. В итоге взрывов и удара о грунт «Курск» получил повреждения всех аварийно-спасательных устройств. Спасти оставшийся экипаж уже было невозможно, ведь судоподъемных средств, способных с такой глубины быстро поднять такую субмарину целиком не существует. Поэтому истерические вопли по поводу «предательства адмиралов, мешающих спасению людей», «промедление с просьбами о помощи с Запада» и т. п.- не более чем бред истериков типа Валерии Новодворской (см. МК № 47(171) за 15 - 22 ноября 2000 года стр. 11), на который трезвомыслящим людям не стоит обращать внимание.

Оставшиеся отсеки через некоторое время, ориентировочно трое суток, тоже заполнились водой под давлением в 10 атмосфер фильтрующейся через неплотности переборочной арматуры, образовавшиеся после сотрясений корпуса. В 9-м отсеке противодавление из запасов сжатого воздуха не создавалось, иначе бы он не был затоплен под самый подволок. Это значит, что оставшиеся подводники кроме герметизации переборки не боролись с прибывающей водой, так как погибли очень скоро, отравившись угарным газом, ведь запаса дыхательной смеси в одном аппарате ИДА-59М хватит не более, чем на 5 часов дыхания при условии нормального давления в отсеке. Утверждения, что кормовые отсеки затоплены из-за разрушений в месте выхода линий валов, которые сместились по инерции в момент удара, тоже не логичны. В 9-м отсеке имеются упорные подшипники, которые воспринимают на себя перемещение и упор от вращающегося винта через линию вала. Усилия, с которым линия вала давит на полном ходу подводной лодки много больше тех усилий, которые создались в момент удара лодки о грунт. Поэтому линии валов не могли сместиться и что-либо разрушить.

27 января 1961 года в Баренцевом море неподалеку от места гибели «Курска» затонула советская дизельная лодка «С-80» со всем экипажем из-за поступления воды внутрь прочного корпуса через не закрывшийся клапан шахты РДП. Тогда после удара о грунт остались незатопленными первый, шестой и седьмой отсеки, которые из-за фильтрации воды через неплотности переборок все же заполнились. Седьмой - к исходу суток, а первый - много позже. 14 подводников, собравшиеся в 7-м отсеке погибли при попытке выйти через кормовой аварийно-спасательный люк методом затопления отсека, а личный состав 1-го отсека в количестве 5-ти человек погиб по причине израсходования запасов воздуха в объеме отсека и аппаратах ИДА-59. Теперь вспомним о втором объекте, лежащем рядом с «Курском» и о буе, который видели с борта «Петра Великого».

Остается предположить, что иностранная подлодка тоже получила повреждения и лежала на грунте некоторое время, пока с ними не справилась. Но причина повреждений не столкновение, а та самая практическая торпеда, которая была выпущена «Курском». Стальная сигара массой почти в 2 тонны, идущая со скоростью курьерского поезда вполне способна пробить прочный корпус американской лодки. Мы знаем, что вскоре после этих событий американская подлодка «Memphis» типа «Los-Angeles» зашла «в плановом порядке» в норвежский порт Хаукосверн и также «планово» встала в док. Но согласно системы цикличного использования американских подводных лодок субмарина становится планово в док только после возвращения с боевой службы и только после смены экипажа, который отправляется на отдых. А второй экипаж готовит лодку к очередному циклу. Так зачем торопиться с доком, так тем более в ближайшем норвежском порту? Естественно, больших повреждений у «Memphis» не было. Как то в печати прошло сообщение, что аварийно-спасательного буя на штатном месте у нее тоже не было. Но не исключен еще такой вариант, что «Memphis» выполняет лишь демонстративные действия, отвлекая внимание от настоящего виновника - тоже американской ПЛА «Toledo», которая скрывается от посторонних глаз в каком-либо укрытии.


И еще несколько вопросов, которые мы оставим без ответа.

О чем беседовали президенты США и России по телефону сразу после трагедии?

Чем объяснить срочный приезд после этого директора ЦРУ в Москву?

Почему не принята отставка Министра обороны, Главкома ВМФ и Командующего СФ?

Почему подписан приказ о награждении подводников до окончания расследования?

Откуда взялись «внебюджетные» деньги на помощь родственникам, срочной организации малоэффективной операции по подъему тел погибших, операции по подъему корпуса и на обновление спасательных сил?

Почему было обещано 8 ноября, т. е. после получения предварительных итогов голосования по выбору президента США, однозначно назвать причину аварии?

Но не будем уподобляться журналистам, принявшихся обвинять командование ВМФ во всех мыслимых и не мыслимых грехах. Оставим это на их совести. Это их хлеб. Но не дай Бог оказаться кому-нибудь на месте Командующего Северным флотом. По телевизору показывали записанное 11 августа интервью с ним, т. е. за сутки до трагедии, а потом 16 августа показали прямой репортаж с места проведения спасательной операции. За эти пять дней адмирал Вячеслав Алексеевич Попов постарел лет на десять. Он боялся не за свой престиж и адмиральское кресло. Он подал рапорт об отставке. Да, командованию известно об аварии больше, чем нам.

Почитайте внимательно интервью с Поповым в «Комсомольской правде». Ни слова неправды. Да, многие вопросы журналиста он оставил без комментария. Да, первое время он в даваемых интервью излагал свои предположения на основании имеемой на тот момент информации об обстановке на борту затонувшего корабля до последнего момента веря в возможность спасения хоть кого-нибудь. Но причем тут ложь и сокрытие правды? Конечно, погибших не вернуть, боль утраты несоизмерима ни с чем. Но неужели кто-то считает, что удовлетворением любопытства обывателей, преданием гласности всех известных подробностей катастрофы можно было что-то изменить? Командующий не только отдает приказания, он еще несет полную ответственность за последствия своих распоряжений, за свои действия или бездействия. И прежде всего он в ответе перед самим собой, перед своей совестью. Придет время и все будет известно. Вы не доверяете командующему? Но тогда у нас есть президент. Он хорошо осведомлен обо всем. Он не принял отставки, не стал ни с кого срывать погоны. Вы не доверяете президенту? Тогда почему он всенародно избран? И вообще, неужели от того, найдем мы или нет самого главного виновного всем станет легче?

Высказать своё мнение о гибели подлодки «Курск» можно на форуме

список личного состава

ПОХОДНЫЙ ШТАБ
Капитан 1 ранга Багрянцев Владимир Тихонович - начальник штаба дивизии подводных лодок, 1958 г. р., ЧВВМУ, ВМА им. Н. Г. Кузнецова
Капитан 2 ранга Белогунь Виктор Михайлович - заместитель НЭМС, 1960 г.р., СВВМИУ
Капитан 2 ранга Шепетнов Юрий Тихонович - флагманский ракетчик, 1964 г.р., ЧВВМУ
Капитан 2 ранга Исаенко Василий Сергеевич - помощник НЭМС, 1961 г.р., СВВМИУ
Капитан 3 ранга Байгарин Мурат Ихтиярович - врио флагманского минера, 1964 г.р., ВВМУПП

ЭКИПАЖ К-141 «КУРСК»

КОМАНДОВАНИЕ КОРАБЛЯ
Капитан 1 ранга Лячин Геннадий Петрович - командир АПЛ, 1955 г.р., ВВМУПП
Капитан 2 ранга Дудко Сергей Владимирович - старший помощник командира, 1969 г.р., ВВМУРЭ
Капитан 2 ранга Шубин Александр Анатольевич - заместитель командира по воспитательной работе, 1959 г.р., СВВМИУ
Капитан-лейтенант Репников Дмитрий Алексеевич - помощник командира, 1973 г.р., ВВМУПП

БОЕВАЯ ЧАСТЬ-1
Капитан-лейтенант Сафонов Максим Анатольевич - командир БЧ-1, 1974 г.р., ВВМУПП
Старший лейтенант Тылик Сергей Николаевич - командир ЭНГ, 1975 г.р., ВВМУПП
Старший лейтенант Бубнив Вадим Ярославович - инженер ЭНГ, 1977 г.р., С-Пб ВМИ
Старший мичман Рузлев Александр Владимирович - старший боцман, 1976 г.р., п. Видяево
Старший мичман Фесак Владимир Васильевич - техник ЭНГ, 1962 г.р., Донецкая обл., г. Шахтерск
Мичман Козырев Константин Владимирович - техник ЭНГ, 1976 г.р., п. Видяево
Мичман Полянский Андреи Николаевич - техник ЭНГ, 1974 г.р., г. Тихорецкий
Старшина 2 статьи контрактной службы Леонов Дмитрий Анатольевич - командир отделения рулевых, 1979 г.р., Московская обл., г. Яхрома
Матрос Миртов Дмитрий Сергеевич - рулевой сигнальщик, 1981 г.р., Республика Коми, г. Ухта

БОЕВАЯ ЧАСТЬ −2
Капитан 3 ранга Силогава Андрей Борисович - командир БЧ-2, 1970 г.р., КВВМУ
Капитан-лейтенант Шевчук Алексей Владимирович - командир ГУ, 1974 г.р., ВВМУПП
Старший лейтенант Панарин Андрей Владимирович - инженер ГУ, 1975 г.р., С-Пб ВМИ
Капитан-лейтенант Гелетин Борис Владимирович - командир ГС, 1975 г.р., КВВМУ
Старший лейтенант Узкий Сергей Васильевич - командир ГЦУ, 1977 г.р., С-Пб ВМИ
Мичман Вишняков Максим Игоревич - техник ГЦУ, 1977 г.р., г. Кривой Рог
Мичман Кеслинский Сергей Александрович - техник СГ, 1974 г.р., Костромская обл., п.Тареча
Старшина 2 статьи контрактной службы Аненков Юрий Анатольевич - механик, 1979 г.р., Курская обл., д. Подазовка
Матрос Котков Дмитрий Анатольевич - механик, 1981 г.р., Вологодская обл., д. Новинки
Матрос Павлов Николай Владимирович - механик, 1980 г.р., Воронежская обл., с. Лесково

БОЕВАЯ ЧАСТЬ-3
Старший лейтенант Иванов-Павлов Алексей Александрович - командир БЧ-3, 1977 г.р., С-Пб ВМИ
Старший мичман Ильдаров Абдулкадыр Мирзаевич - старшина команды торпедистов, 1960 г.р., Республика Дагестан, с. Хучни
Матрос Нефедков Иван Николаевич - командир отделения торпедистов, 1980 г.р., Свердловская обл., с. Красная Гора
Матрос Боржов Максим Николавич - торпедист, 1981 г.р., Владимирская обл., г. Муром

БОЕВАЯ ЧАСТЬ-4
Капитан 3 ранга Рудаков Андрей Анатольевич - командир БЧ-4, 1968 г.р., ТОВВМУ
Капитан-лейтенант Фитерер Сергей Геннадьевич - командир ГКС, 1976 г.р., КВВМУ
Капитан-лейтенант Насиковский Олег Иосифович - командир ГЗАС, 1971 г.р., КВВМУ
Старший мичман Чернышев Сергей Серафимович - техник ГКС, 1968 г.р., г. Севастополь
Старший мичман Калинин Сергей Алексеевич - техник ГЗАС, 1970 г.р., Киевская обл., с. Лиляки
Старший мичман Свечкарев Владимир Владимирович -техник ГЗАС, 1973 г.р., г. Нижний Новгород

БОЕВАЯ ЧАСТЬ-5
Капитан 2 ранга Саблин Юрий Борисович - командир БЧ-5, 1966 г.р., СВВМИУ
Капитан 3 ранга Мурачев Дмитрий Борисович - командир ДД, 1969 г.р., СВВМИУ
Капитан-лейтенант Колесников Дмитрий Романович - командир ТГ ДД, 1973 г.р., ВВМИУ
Капитан-лейтенант Васильев Андрей Евгеньевич - командир ГА ДД, 1972 г.р., ВВМИУ
Старший лейтенант Митяев Алексей Владимирович - инженер ГА ДД, 1977 г.р., С-Пб ВМИИ
Капитан-лейтенант Пшеничников Денис Станиславович - командир ГДУ-1, 1974 г.р., ВВМИУ
Капитан-лейтенант Любушкин Сергей Николаевич - командир ГДУ-2, 1972 г.р., ВВМИУ
Капитан-лейтенант Садиленко Сергей Владимирович - инженер ГДУ-1, 1975 г.р., ВВМИУ
Старший лейтенант Бражкин Александр Владимирович - инженер ГДУ-2, 1977 г.р., ВВМИУ
Капитан-лейтенант Аряпов Рашид Рамисович - командир ТГ ДД, 1971 г.р., ВВМИУ
Капитан 3 ранга Щавинский Илья Вячеславович - командир ЭТД, 1969 г.р., ВВМИУ
Капитан 3 ранга Белозеров Николай Анатольевич -командир ЭТГ, 1968 г.р., ВВМИУ
Старший лейтенант Кузнецов Виталий Евгеньевич - инженер ЭТГ-1, 1976 г.р., ВВМИУ
Старший лейтенант Рванин Максим Анатольевич - инженер ЭТГ-2, 1975 г.р., ВВМИУ
Капитан 3 ранга Милютин Андрей Валентинович - командир ДЖ, 1972 г.р., ВВМИУ
Капитан-лейтенант Солорев Виталий Михайлович - командир ГА ДЖ, 1974 г.р., ВВМИУ
Капитан-лейтенант Кокурин Сергей Сергеевич - командир ТГ ДЖ, 1973 г.р., ВВМИУ
Старший лейтенант Кириченко Денис Станиславович - инженер ДЖ, 1976 г.р., ВВМИУ
Старший мичман Кузнецов Виктор Викторович - старшина команды турбинистов, 1972 г.р., г. Курск
Старший мичман Козодеров Владимир Алексевич - техник турбинист, 1967 г.р., г. Липецк
Мичман Ишмурадов Фанис Маликович - техник-турбинист, 1974 г.р., Республика Башкирия, д. Бахтигариево
Старший мичман Борисов Андрей Михайлович - техник ГА ДД, 1970 г.р., Рязанская обл., с. Перкино
Мичман Баланов Алексей Геннадьевич - старшина команды трюмных, 1978 г.р., Республика Чувашия, с. Анастасово
Мичман Иванов Василий Эльмарович - старшина команды электриков, 1977 г.р., Республика Марий-Эл, д. Чуксолло
Мичман Шаблатов Владимир Геннадьевич - техник-электрик, 1977 г.р., г. Йошкар-Ола
Старший мичман Цымбал Иван Иванович - техник-электрик, 1970 г.р., Луганская обл., д. Макартетино
Старший мичман Горбунов Евгений Юрьевич - техник-дизелист, 1964 г.р., Нижегородская обл., п. Заволжье
Мичман Хивук Владимир Валерьевич - техник, 1974 г.р., Курская обл., с. Белица, ст. Сосновый Бор
Мичман Байбарин Валерий Анатольевич - старшина команды трюмных, 1975 г.р., Челябинская обл., г. Копейск
Мичман Бочков Михаил Александрович - техник трюмный, 1977 г.р., г. Севастополь
Главный корабельный старшина контрактной службы Геслер Роберт Александрович - командир отделения турбинистов, 1978 г.р., Республика Башкирия, п. Западный
Старшина 2 статьи контрактной службы Садовой Владимир Сергеевич - командир отделения турбинистов, 1979 г.р., Нижегородская обл., п. Юганец
Матрос Кубиков Роман Владимирович - турбинист 1978 г. р. г. Курск
Матрос Некрасов Алексей Николаевич - турбинист 1981 г.р., Курская обл., п. Тим
Матрос Мартынов Роман Вячеславович - турбинист 1981 г.р., Республика Коми., г. Ухта
Матрос Сидюхин Виктор Юрьевич - турбинист, 1980 г.р. Республика Коми., г. Ухта
Матрос Борисов Юрий Александрович - турбинист 1981 г.р., Республика Коми., п.Благоево
Матрос Налетов Илья Евгеньевич - турбинист, 1981 г.р., Вологодская обл., д. Ивачино
Старшина 2 статьи контрактной службы Аникеев Роман Владимирович - спец. трюмный, 1978 г.р., п. Видяево
Главный старшина контрактной службы Майнагашев Вячеслав Виссарионович - спец. трюмный, 1976 г.р., Республика Хакасия, п. Нижний Курлугаш
Матрос Боркин Алексей Алексеевич - спец. трюмный 1981 г.р., г. Архангельск
Главный старшина контрактной службы Неустроев Александр Валентинович - электрик, 1979 г.р., Томская обл. п. Лоскутово
Старшина 1 статьи контрактной службы Зубайдулин Решид Рашидович - электрик, 1979 г.р., Челябинская обл п. Межозерный
Матрос Дрюченко Андрей Николаевич - электрик 1979 г.р., г. Северодвинск
Матрос Ларионов Алексей Александрович - трюмный 1981 г.р., Республика Коми, г. Емва
Матрос Шульгин Алексей Владимирович - трюмный 1981 г.р., Архангельская обл., г. Котлас
Матрос Тряничев Руслан Вячеславович - трюмный 1980 г.р., г. Череповец
Матрос Староселыдев Дмитрий Вячеславович - трюмный 1980 г.р., г. Курск
Матрос Халепо Александр Валерьевич - турбинист 1981 г.р., Республика Коми, с. Усть-Лыжа
Матрос Логинов Игорь Васильевич - турбинист 1980 г.р., Республика Коми, п. Благоево
Матрос Коломейцев Алексей Юрьевич - турбинист 1980 г.р., Республика Коми, г. Пыть-Ях

БОЕВАЯ ЧАСТЬ-7
Капитан 3 ранга Садков Александр Евгеньевич - командир БЧ-7, 1967 г.р., ТОВВМУ
Капитан-лейтенант Логинов Сергей Николаевич - командир ГАГ, 1973 г.р., ТОВВМУ
Старший лейтенант Коровяков Андрей Владимирович - инженер ГАГ-1,1976 г.р., ВВМУРЭ
Старший лейтенант Коробков Алексей Владимирович - инженер ГАГ-2,1975 г.р., ВВМУРЭ
Капитан-лейтенант Радионов Михаил Олегович - командир ВГ, 1973 г.р., ВВМУПП
Старший лейтенант Ерахтин Сергей Николаевич - инженер ВГ, 1977 г.р., ВМИРЭ
Старший лейтенант Гудков Александр Валентинович - командир ГРР, 1977 г.р., КВВМУ
Старший мичман Федоричев Игорь Владимирович - старшина команды радиометристов, 1973 г.р., Тульская обл., г. Олчисин
Мичман Таволжанский Павел Викторович - техник ГАГ, 1976 г.р., Белгородская обл., с. Клиненцы
Мичман Парамоненко Виктор Александрович - техник ГАГ, 1973 г.р., г. Николаевск
Мичман Зубов Алексей Викторович - техник ГАГ, 1974 г.р., Днепропетровская обл., г. Павлоград
Мичман Белов Михаил Александрович - техник ГАГ, 1974 г.р., Нижегородская обл., г. Богородск
Мичман Грязных Сергей Викторович - техник ВГ, 1978 г.р., г. Северодвинск
Старший мичман Власов Сергей Борисович - техник ГР РР, 1957 г.р., п. Видяево

МЕДСЛУЖБА
Капитан медицинской службы Станкевич Алексей Борисович - начальник медицинской службы, 1974 г.р., ВМА
Мичман Романюк Виталий Федорович - фельдшер, 1971 г.р., г. Севатополь

ХИМСЛУЖБА
Капитан 3 ранга Безсокирный Вячеслав Алексеевич - напальник химслужбы, 1970 г.р., СВВМИУ
Мичман Троян Олег Васильевич - техник х/с, 1971 г.р., г. Баку
Мичман Рычков Сергей Анатольевич - техник х/с, 1965 г.р., г. Ташкент
Старший мичман Хафизов Наиль Хасанович - старший инструктор х/с, 1960 г.р., Республика Башкирия, с. Слак

СЛУЖБА СНАБЖЕНИЯ
Старший мичман Кичкирук Василий Васильевич - старшина команды снабжения, 1967 г.р., Житомирская обл., с. Старый Майдан
Старший мичман Беляев Анатолий Николаевич - старший кок-инструктор, 1954 г.р., Рязанская обл., п. Пролетарский
Главный корабельный старшина контрактной службы Янсапов Саловат Валерьевич - командир отделения коков, 1977 г.р., Республика Башкирия, г. Ишимбай
Матрос Витченко Сергей Александрович - кок, 1980 г.р., Ленинградская обл., г. Кировск
Матрос Евдокимов Олег Владимирович - кок, 1980 г.р., г. Курск

СЕКРЕТНАЯ ЧАСТЬ
Мичман Самоваров Яков Валерьевич - начальник секретной части, 1977 г.р., Архангельская обл., п. Луповецкий
Старший мичман Ерасов Игорь Владимирович - СПС, 1965 г.р., г. Воронеж

ПРИКОМАНДИРОВАННЫЕ
Старший лейтенант Борисов Арнольд Юрьевич – ведущий инженер ВП МО, 1976 г.р., ВВМУПП
Гаджиев Мамед Исмаилович - представитель завода «Дагдизель», 1958 г.р., Республика Дагестан, с. Хрюг

Время - заклятый враг, который неумолимо уносит в небытие имена людей, что погибли, исполняя свою работу, превращая трагедию в еще одну дату на страницах истории. Почти два десятилетия прошло с того момента, когда затонула подлодка «Курск», а вместе с ней погибло 118 человек.

Подводная лодка «Курск»

Атомная проекта «Антей», К-141 «Курск», была сконструирована в 1990 году в Северодвинске на «Северном машиностроительном предприятии». Спустя два года главные конструкторы проекта И.Л. Баранов и П.П. Пустынцев внесли некоторые изменения в разработку АПЛ, и уже в мае 1994 года подводную лодку спустили на воду. В конце декабря этого года «Курск» приняли в эксплуатацию.

С 1995 по 2000 год атомная подводная лодка входит в состав Северного флота России и базируется в Видяево. Интересно отметить тот факт, что экипаж сформировали еще в 1991 году, первым командиром «Курска» был капитан Виктор Рожков.

На службе в ВМФ подводная лодка числилась с августа 1999 года по 15 октября 2000-го, тогда был запланирован выход АПЛ в Средиземное море. Но когда затонула подлодка «Курск», об этом походе стали напоминать лишь записи в протоколах.

Трагедия

Так где затонула подлодка «Курск»? Она встретила свою гибель в 170 километрах от Североморска в Баренцевом море, упав на дно на глубине 108 метров. Все члены экипажа погибли, а само судно подняли со дна океана только во второй половине 2001 года. В мировой истории эта авария стала второй по количеству погибших солдат морского флота в мирное время.

А ведь еще 10 августа «Курск» благополучно выполнял учебно-боевые задания рядом с Тогда кораблем командовал капитан Лячин, его заданием было провести боевые учения. Утро 12 августа началось атакой эскадры, во главе которой были крейсеры «Адмирал Кузнецов» и «Петр Великий». По плану в 9.40 утра на АПЛ «Курск» должны были начаться подготовительные работы, а с 11.40 по 13.40 проводятся учения. Вот только последняя запись в бортовом журнале датируется 11 часами 16 минутами, а в назначенное время АПЛ «Курс» так и не вышел на связь. В 2000 году подлодка «Курск» затонула во время учений. Как же произошла такая трагедия? Почему затонула подлодка «Курск», унеся за собой более сотни жизней.

12 августа 2000 года (суббота)

В день, когда затонула подлодка «Курск», экипаж корабля так и не вышел не связь. Военные, наблюдавшие за ходом учений, заметили, что в назначенное время не последовало запланированных атак. Также не было информации о том, что подлодка всплыла на поверхность. В 14.50 корабли и вертолеты военно-морского флота начали осматривать периметр, пытаясь обнаружить подводную лодку, но попытки были тщетными. В 17.30 капитан подлодки «Курск» должен был отчитаться о проведении учений, но экипаж АПЛ на связь так и не вышел.

В 23.00 военное руководство уже поняло, что подлодка потерпела крушение, когда во второй раз капитан «Курска» не вышел на связь. Спустя полчаса АПЛ объявляют аварийной.

13 августа 2000 года (воскресенье)

Утро следующего дня началось с поисков «Курска». В 4.51 утра эхолотом крейсера «Петр Великий» была обнаружена «аномалия» на дне моря. Впоследствии выяснилось, что эта аномалия и есть подводной лодкой «Курск». Уже в 10 утра к месту трагедии был отправлен первый спасательный корабль, но исходя из того, на какой глубине затонула подлодка «Курск», первые попытки эвакуации экипажа не принесли желаемых результатов.

14 августа 2000 года (понедельник)

Только в понедельник в 11 часов утра военно-морской флот впервые сообщает о трагедии на «Курске». Но дальше показания военных путаются: в первом официальном заявлении было указано, что с экипажем установлена радиосвязь. Позже эту информацию опровергли, сказав, что общение происходит через перестукивание.

Ближе к обеду на место трагедии спешат спасательные суда, в новостях сообщают, что на подлодке уже отключилось энергопитание, а носовая часть полностью затоплена. Наверное, во избежание паники военные начинают активно отрицать возможность затопления носовой части субмарины. Тем не менее, говоря о времени аварии, они называют воскресенье, хотя проблемы со связью начались еще во второй половине дня в субботу. Очевидно, кому-то не выгодно разглашать всю правду о гибели. Почему затонула подлодка «Курск»? Даже сегодня, когда прошло почти два десятилетия со дня трагедии, многие вопросы остаются без ответов.

В шесть часов вечера главнокомандующий военно-морского флота - адмирал Куроедов подтвердил, что подлодка получила серьезные повреждения и шансы спасти экипаж очень невысокие. Вечером этого дня начинают выдвигать предположения о причинах гибели затонувшей подлодки «Курск». По одной из версий она столкнулась с иностранным подводным кораблем, но эта информация была опровергнута, так как позже стало известно, что на борту подлодки случился взрыв.

В этот же день Британия и США предложили свою помощь в спасательной операции.

15 августа 2000 года (вторник)

В этот день должна была начаться полномасштабная спасательная операция, но из-за шторма спасатели не могут приступить к работе. В 9 часов утра от военных пришло сообщение, что моряки в подлодке «Курск» живы, к тому же русский флот способен самостоятельно провести спасательную операцию, не вмешивая в нее иностранцев.

После трех часов дня, когда шторм утих, началась спасательная операция, моряки доложили, что на «Курске» осталось не так много кислорода. В 9 вечера началось погружение первой спасательной капсулы, но из-за вновь разыгравшегося шторма пришлось прекратить все манипуляции. Вечером этого дня представители военных сил России встречаются со своими коллегами из НАТО.

16 августа 2000 года (среда)

В три часа дня президент России объявляет ситуацию на борту «Курска» критической, вскоре после этого вице-премьер И. Клебанов сообщил, что на подлодке не обнаружено признаков жизни.

В 16.00 адмирал Куроедов заявил, что Россия будет просить помощи у Великобритании и других дружественных государств. Спустя несколько часов из Москвы отправлены официальные запросы помощи в Лондон и Осло. Правительство Норвегии и Великобритании быстро среагировало, уже в 7 вечера в Трондхейм (Норвегия) был доставлен спасательный корабль с LR-5 (мини-субмариной).

17 августа 2000 года (четверг)

Когда затонула подлодка «Курск», предпринималось несколько попыток по ее спасению. Как утверждают официальные источники, таких попыток было 6, но, на самом деле, их было 10, и все потерпели неудачу. Погодные условия не позволяли присоединить спасательную капсулу к люку субмарины.

17 августа из Тронхейма выходит спасательный корабль. Согласно плану он будет на месте бедствия не раньше субботы. Также из Норвегии был отправлен еще один спасательный экипаж, который планировал прибыть на место в воскресенье вечером.

Начались переговоры с НАТО в частности с представителями Североатлантического альянса. Долгие 8 часов власти обсуждали план спасательной операции.

18 августа 2000 года (пятница)

С самого утра военные начали проводить спасательные операции, но погодные условия препятствовали этому, как и в прошлый раз.

Днем генерал-полковник Ю. Балуевский (заместитель начальника Генштаба вооруженных сил) заявил, что крушение АПЛ «Курск» хоть и снизил потенциал флотилии на военную единицу, но трагедия никак не повлияла на снижение боевой мощи. Многих жителей возмутило такое заявление, ведь в то время нужно было думать о спасении матросов, что были на судне. К тому же, общественность больше интересовала правда, почему затонула подлодка «Курск»?

Информацию о том, что подлодка могла столкнуться с другими водоплавающими объектами, полностью опровергли. Александр Ушаков заявил, что на момент проведения военных учений в районе Баренцева моря не было ни одно стороннего объекта.

Список членов экипажа все еще не публикуется, руководители военно-морского флота мотивируют это тем, что сейчас ведется спасательная операция. Вечером ситуацию на «Курске» уже стали называть «закритической», но спасательные операции не были отменены.

19 августа 2000 года (суббота)

Президент России возвращается из Крыма с заявлением, что практически не осталось надежды спасти хоть кого-то из «Курска». В 5 часов вечера адмирал М. Моцак объявил, что на борту подлодки уже не осталось живых людей.

Спасательные операции продолжаются. Уже вечером на место, где затонула подлодка, прибывает спасательный экипаж, вышедший из Норвегии. Наутро следующего дня планируется погружение LR-5. Военные выдвигают предположение, что на подлодке произошел взрыв боевых снарядов, когда та ударилась о морское дно.

20 августа 2000 года (воскресенье)

Воскресным утром возобновилась спасательная операция. К русскому морскому флоту присоединились британские и норвежские военные силы. Хотя утром глава правительственной комиссии Клебанов заявил, что шансы на спасение хоть кого-то из экипажа «Курска» «исключительно теоретические».

Но, несмотря на такое пессимистичное заявление, норвежский робот-манипулятор уже в 12.30 достиг затонувшей подлодки. За роботом спускаются водолазы в капсуле. В 5 часов вечера штаб военно-морских сил получает сообщение, что подводникам удалось добраться к люку «Курска», но они не могут его открыть. Вместе с этим появляется сообщение: водолазы подводники уверены в том, что в шлюзовой камере, кто-то был и пытался выбраться.

21 августа 2000 года (понедельник)

После получения информации о том, что в шлюзовой камере кто-то был, в ночь на 21 августа Клебанов утверждает, что невозможно вручную открыть люк. Однако норвежские спасатели говорят, что это вполне реально, и именно этим они займутся с утра пораньше.

В 7.45 норвежцы таки открыли люк подлодки «Курск», но никого не обнаружили. На протяжении всего дня водолазы пытаются прорваться внутрь затонувшей подлодки, чтобы спасти хоть кого-то. В то же время отмечает, что девятый отсек, к которому ведет второй люк, наверняка затоплен, потому там не будет выживших.

В час дня информационное агентство сообщило, что водолазам удалось открыть люк в девятый отсек, как и предполагалось ранее - он заполнен водой. Через полчаса после открытия люка в шлюз помещают камеру, с ее помощью специалисты пытались понять, в каком состоянии находятся 7-й и 8-й отсеки. В 9 отсеке видеокамера зафиксировала тело кого-то из экипажа, а уже в 17.00 М. Моцак сделал официальное заявление о том, что весь экипаж АПЛ «Курск» погиб.

На дворе стоял август уже такого далекого 2000 г., вот в каком году затонула подлодка «Курск». Для 118 человек то лето стало последним в их жизни.

Траур

Согласно указу президента России, вышедшему 22 августа: 23.08 - объявлено днем всенародного траура. После того дня начали готовить операцию по подъему погибших моряков. Она началась 25 октября и закончилась 7 ноября. Саму субмарину поднимали уже спустя год после трагедии (фото затонувшей подлодки «Курск» представлены в статье). 10 октября 2001 года канувший в морские пучины «Курск» был отбуксирован в Росляковский судостроительный завод. За все это время с субмарины было извлечено 118 человек, трое из которых остались неопознанными.

Чтобы узнать из-за чего произошла трагедия, было сформировано 8 следственных групп, которые приступили к осмотру субмарины сразу, как только откачали воду из отсеков. 27.10.2001 года Генпрокурор России В. Устинов заявил, что согласно результатам осмотра можно сделать заключение, что на подлодке произошел взрыв, а последовавший после пожар распространился по всей субмарине. Эксперты установили, что в эпицентре взрыва температура превышала 8000 градусов Цельсия, в результате лодка была полностью затоплена спустя 7 часов, после того как осела на дно.

Но даже сегодня причина взрыва неизвестна, кто-то считает, что субмарину по неосторожности «подстрелили свои» на учениях, кто-то верит, что взрыв произошел сам собой. Но это не отменяет того факта, что лодка утонула, а вместе с ней погибло более сотни человек.

Естественно, семьи погибших получили компенсации, а члены экипажа награждены медалями за Мужество посмертно. В разных городах России установлены памятники и мемориалы в память о погибших моряках, что служили на "Курске". Это событие навсегда останется в памяти родственников погибших и станет очередной датой в истории России. Уголовное дело по гибели «Курска» закрыто в связи с отсутствием состава преступления. Кто виновен в трагедии, так и остается загадкой: то ли злодейка-судьба злорадствовала, то ли человеческую халатность хорошо скрыли власти.

Далекий и трагичный 2000-й - вот в каком году затонула подлодка «Курск». 118 погибших моряков и новая дата на страницах истории. Это всего лишь цифры, а вот несбывшиеся надежды, непрожитые жизни, не достигнутые высоты - это действительно страшное горе. Трагедия для всего человечества, ведь никому не известно, может на борту «Курска» был человек, который мог изменить мир к лучшему.