Николаевская эпоха годы. Николаевская эпоха. Политика в отношении образования и просвещения

Эпоха Николая I представляет собой период, когда самодержец во всех областях жизни выступает на первый план. В это время все было охвачено жесткими рамками строгой бюрократической иерархии, внешне производившей впечатление единства и порядка. Личность Николая I (1825-1855) неоднозначно оценивалась как современниками, так и потомками. Одни считали его жестоким деспотом и тираном, глубоко чуждым конституционному режиму и идеям либерализма, равнодушным к духовной стороне жизни, другие восхищались его природным умом, необыкновенной работоспособностью, порядочностью, неприхот­ливостью в быту, но главное - чрезвычайно сильно развитым чувством долга, в понятие которого он вкладывал заботу о нравственном и материальном благополучии своих подданных. Однако все эти выдающиеся качества основывались на традициях православной державы, принципах полицейского государства. Николаю была чужда всякая мысль о каком-либо ограничении монаршей воли, направленном на заботу о подданных.

Младший внук Екатерины II Николай I воспитывался иначе, чем его старшие братья, и не готовился к управлению империей. В противоположность им он вырос под непосредственным наблюдением свое­го отца Павла I, унаследовав его политические симпатии. Николай взошел на престол 14 декабря 1825 г. после смерти брата, бездетного Александра I, и вынужденного отречения от престола (по причине морганатического брака, т.е. брака с лицом не царской крови) второго брата Константина. На протяжении всего царствования политический курс Николая I оставался последовательно консервативным: основные мероприятия сводились к усилению централизации и бюрократизации управления страной при сохранении незыблемости самодержавной власти. Между тем вторая четверть XIX в. в общеевропейской истории ознаменовалась либерализацией государственного строя ряда стран, изменением политической системы абсолютизма под влиянием буржуазных революций. Эти изменения в свою очередь наложили отпечаток на мировоззрение и деятельность Николая, усиливая его антипатию к либеральным режимам,- воплощавшим, по его мнению, политическое безвластие и беспорядок.

Двор Николая I посетил французский путешественник и дипломат, аристократ, родители которого подверглись гонениям в годы Великой французской революции, маркиз Астольф де Кюстин. Его мемуары «Россия в 1839 году» стали интересным источником, раскрывающим солепжание российского самодержавия как феномена культуры. Прибыв в страну последовательным противником представительной формы правления и сторонником монархии, он покидал ее противником абсолютизма, сделав вывод: «Чтобы жить в России, следует быть русским». Полный перевод мемуаров увидел свет в России только в 90-е гг. XX в.

Политика Николай I начал реформы с создания свода законов, правительства т.е. упорядочения законодательства на основе изучения и классификации старых законов. К работе были привлечены крупные государственные деятели, прежде всего возвращенный из ссылки М.М. Сперанский, а также П.Д. Киселев и Е.Ф. Канкрин. Действовавшие до реформы законы накопились со времени Соборного уложения 1649 г., многие из них взаимно дополнялись или противоречили друг другу.

Решая проблему создания свода русских законов, М.М. Сперанский имел в виду не только систематизацию старых законов, но и дальнейшее развитие и пополнение существующего права. Он считал, что с этой целью следует принять западноевропейское право или, по крайней мере, при разработке новых законов пользоваться результатами законотворческой деятельности западных стран. М.М. Сперанский отчетливо осознавал, какое значение должен был иметь свод законов для развития России в либеральном направлении.

При Николае I Государственный совет утратил свое значение в решении государственных вопросов, а система министерств была фактически подменена органом, получившим огромное влияние, - Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Ее I отделение представляло личную канцелярию императора, II - занималось кодификацией законодательства, III - ведало политической по­лицией, IV,- управляло благотворительными заведениями (так называемое «ведомство учреждений -императрицы Марии», матери Николая I). Объектами их регулирования становились самые различные сферы человеческой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм. Видя своей главной опорой армию и чиновничество, Николай счел необходимым налаживание бюрократической системы. С этой целью был значительно увеличен аппарат чиновников (с 15-16 тыс. в начале XIX в. до 61,5 тыс. в 1847 г. и 86 тыс. в 1857 г.).

Подавив восстание декабристов, Николай I понял в ходе следствия, что вопрос о крепостном праве был одним из главных. Вопрос стал обсуждаться в секретных комитетах с участием высших государственных чиновников. В ходе обсуждения стало понятно, что освобождение крестьян без земли в значительной мере ухудшит их экономическое положение. Поэтому крестьян предполагалось освободить только с одновременным наделением их частью земель, принадлежащих землевладельцу. Но для того, чтобы это сделать, требовалось нарушить принцип, согласно которому земля являлась частной собственностью дворянства. Участники комитетов не осмеливались игнорировать права дворян. Николай I, обращаясь к Государственному совету, официально охарактеризовал крепостное право как очевидное зло, «прикасаться» к которому было бы еще большим злом. На этом основании комитеты стремились не к отмене крепостного права, а к упорядочению от­ношений между крестьянами и помещиками в рамках крепостного строя. Правительство ограничилось полумерами, направленными на смягчение крепостного права. Определяющим здесь послужило убеждение в незыблемости права помещика на земельную собственность, что вновь подтвердил император в речи на Государственном совете в связи с обсуждением законопроекта: «…земля есть собственность не поселенных на ней крестьян, а помещиков». Николай I вынужден был искать в рамках самого крепостного права юридические средства против того зла, которое приносил этот строй.

В николаевскую эпоху видную роль в попытке решения крестьян­ского вопроса играл министр государственных имуществ П.Д. Киселев, человек просвещенный и гуманный, но вместе с тем бывший образцом классического бюрократа. Стремясь сохранить дворянское землевладение и вместе с тем считая невозможным освобождение крестьян без земли, он предлагал обязательно выделить крестьянам определенный надел за выкуп и установить строго фиксированные повинности, от которых крестьяне не могли отказаться пока полностью не заплачен выкуп. Крестьяне же со своей стороны должны были обрабатывать эти наделы и за пользование ими отдавать землевладельцам некую плату. Размеры наделов, так же как и плата, которую за них будут вносить крестьяне, должны были определяться законом.

В 1837-1841 гг. П.Д. Киселевым была проведена реформа самоуправления государственных крестьян, составлявших к тому времени почти половину всего податного сельского населения. Юридически государственные крестьяне считались свободным сословием, но выполняли повинности в пользу государства. Их юридический статус был выгоднее, чем статус крепостных. Они могли относительно свободно выбирать род занятий, переходить в городское сословие, а по указу 12 декабря 1801 г. имели право приобретать в собственность землю, но этот юридический статус не был достаточно гарантирован.

Однако большим недостатком реформы был бюрократический ха­рактер всей системы, пронизанной идеей попечительства вследствие желания хоть как-то задержать естественный процесс дифференциации населения. П.Д. Киселев подвергся критике и справа за «подрыв основ», и слева за увеличение бюрократического аппарата, был удален с правительственной службы и отправлен почетным послом в Париж. Эксперимент с государственными крестьянами лишний раз убедительно доказал невозможность решить крестьянскую проблему по частям и подтвердил необходимость отмены крепостного права.

Лишь один закон николаевской эпохи по крестьянскому вопросу воп­лощал тенденцию к расширению гражданского строя. 3 марта 1848 г. было разрешено и крепостным (с позволения хозяина) приобретать землю в собственность. Надо признать, что положение некоторых категорий крестьян было улучшено, а самые уродливые проявления крепостничества смягчены, а значит, созданы некоторые предпосылки для будущих либеральных реформ Александра II, и в первую очередь - отмены крепостного права.

Политика правительства

Николай I начал реформы с создания свода законов, т.е. упорядочения законодательства на основе изучения и классификации старых законов. К работе были привлечены крупные государственные деятели, прежде всего возвращенный из ссылки М.М. Сперанский, а также П.Д. Киселев и Е.Ф. Канкрин. Действовавшие до реформы законы накопились со времени Соборного уложения 1649 г., многие из них взаимно дополнялись или противоречили друг другу Решая проблему создания свода русских законов, М.М. Сперанский имел в виду не только систематизацию старых законов, но и дальнейшее развитие и пополнение существующего права. Он считал, что с этой целью следует принять западноевропейское право или, по крайней мере, при разработке новых законов пользоваться результатами законотворческой деятельности западных стран. М.М. Сперанский отчетливо осознавал, какое значение должен был иметь свод законов для развития России в либеральном направлении.

Все законы, принятые после 1649 г., были выявлены в архивах и расположены по хронологии, а затем опубликованы в «Полном собрании законов Российской империи», составившем 51 том. Следующим шагом была кодификация действующих законов. К концу 1832 г. закончилась подготовка всех 15 томов «Свода законов Российской империи». Сперанский был удостоен ордена Андрея Первозванного, высшего знака отличия Российской империи, который Николай I снял с себя и торжественно возложил на него на заседании Государственного совета. Однако тенденции в политике правительства в целом определили консервативный дух обоих изданий, мало отвечавший современному правовому уровню. Первая статья «Свода законов» гласила: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть САМ БОГ повелевает».

При Николае I Государственный совет утратил свое значение в решении государственных вопросов, а система министерств была фактически подменена органом, получившим огромное влияние, - Соб­ственной Его Императорского Величества канцелярией. Ее I отделение представляло личную канцелярию императора, II - занималось кодификацией законодательства, III - ведало политической полицией, IV,- управляло благотворительными заведениями (так называемое «ведомство учреждений -императрицы Марии», матери Николая I). Объектами их регулирования становились самые различные сферы человеческой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм. Видя своей главной опорой армию и чиновничество, Николай счел необходимым налаживание бюрократической системы. С этой целью был значительно увеличен аппарат чиновников (с 15-16 тыс. в начале XIX в. до 61,5 тыс. в 1847 г. и 86 тыс. в 1857 г.).

В ходе финансовой реформы (1830-1844), инициатором и проводником которой был экономный и добросовестный граф Е.Ф. Канкрин, в основу денежного обращения был положен серебряный рубль, что позволило изъять из обращения большое количество обесцененных ассигнаций (бумажных денег) и укрепило финансовую систему России. Временно был достигнут бездефицитный государственный бюджет.

В сфере просвещения определяющим стал устав 1828 г. для низших и средних учебных заведений. Он устанавливал замкнуто-сословную систему образования и строжайший правительственный контроль со стороны министерства просвещения, утверждавшего все учебники и программы. Для «самых низших состояний» предназначались приходские школы, для горожан недворянского происхождения - уездные училища, для дворян и чиновников - гимназии. Переход от первых двух ступеней обучения к гимназии был затруднен, чем нарушалась его преемственность.

Новым университетским уставом 1835 г. университеты страны во многом лишались автономии и всецело отдавались под власть высшей бюрократии. Внутренними делами теперь ведал не совет университета, а правление, всецело подчиненное попечителю. Университетский суд упразднялся, вся жизнь регламентировалась, плата за обучение повышалась, набор студентов сокращался. Министр просвещения мог назначать администрацию и профессоров по своему усмотрению.

Цензурные уставы 1826 и 1828 гг. придавали цензуре полицейские функции, что породило настоящий цензурный террор. По словам современников, параграфы этих «чугунных» уставов предоставляли обществу «полную свободу молчания».

Подавив восстание декабристов, Николай I понял в ходе следствия, что вопрос о крепостном праве был одним из главных. Вопрос стал обсуждаться в секретных комитетах с участием высших государственных чиновников. В ходе обсуждения стало понятно, что освобождение крестьян без земли в значительной мере ухудшит их экономическое положение. Поэтому крестьян предполагалось освободить только с одновременным наделением их частью земель, принадлежащих землевладельцу. Но для того, чтобы это сделать, требовалось нарушить принцип, согласно которому земля являлась частной собственностью дворянства. Участники комитетов не осмеливались игнорировать права дворян. Николай I, обращаясь к Государственному совету, официально охарактеризовал крепостное право как очевидное зло, «прикасаться» к которому было бы еще большим злом. На этом основании комитеты стремились не к отмене крепостного права, а к упорядочению отношений между крестьянами и помещиками в рамках крепостного строя. Правительство ограничилось полумерами, направленными на смягчение крепостного права. Определяющим здесь послужило убеждение в незыблемости права помещика на земельную собственность, что вновь подтвердил император в речи на Государственном совете в связи с обсуждением законопроекта: «…земля есть собственность не поселенных на ней крестьян, а помещиков». Николай I вынужден был искать в рамках самого крепостного права юридические средства против того зла, которое приносил этот строй.

Из всех секретных комитетов, которых было создано более десяти, заметный след оставили лишь два из них- комитеты 1835 и 1839 гг. Главными идеями, обсуждавшимися ими, стали ограничение работы крестьянина на помещика тремя днями в неделю, фиксированное законом, и право на свободный переход от одного владельца к другому. Обсуждения были прерваны революционными событиями 1848 г. в Европе.

В 1841 г. был принят закон о запрещении продавать крестьян поодиночке, отдельно от семьи, и без земли. В 1843 г. безземельные дворяне были лишены права приобретать крепостных, что уничтожило практику использования крестьян как домашних рабов.

Изданный в 1842 г. закон об «обязанных крестьянах», продолжая указ о «вольных хлебопашцах» 1803 г., позволял помещикам давать личную свободу крестьянину без какого-либо выкупа с небольшим наделом земли, стоимость которого крестьянин был обязан отрабатывать помещику.

В николаевскую эпоху видную роль в попытке решения крестьянского вопроса играл министр государственных имуществ П.Д. Киселев, человек просвещенный и гуманный, но вместе с тем бывший образцом классического бюрократа. Стремясь сохранить дворянское землевладение и вместе с тем считая невозможным освобождение крестьян без земли, он предлагал обязательно выделить крестьянам определенный надел за выкуп и установить строго фиксированные повинности, от которых крестьяне не могли отказаться пока полностью не заплачен выкуп. Крестьяне же со своей стороны должны были обрабатывать эти наделы и за пользование ими отдавать землевладельцам некую плату. Размеры наделов, так же как и плата, которую за них будут вносить крестьяне, должны были определяться законом.

В 1837-1841 гг. П.Д. Киселевым была проведена реформа самоуправления государственных крестьян, составлявших к тому времени почти половину всего податного сельского населения. Юридически государственные крестьяне считались свободным сословием, но выполняли повинности в пользу государства. Их юридический статус был выгоднее, чем статус крепостных. Они могли относительно свободно выбирать род занятий, переходить в городское сословие, а по указу’ 12 декабря 1801 г. имели право приобретать в собственность землю, но этот юридический статус не был достаточно гарантирован.

Правительство действовало в вопросе о государственных крестьянах более смело, так как мероприятия не затрагивали непосредственных интересов дворян. Государственные крестьяне получили органы самоуправления - волостные и сельские, подчиненные надзору государственных чиновников. Впоследствии созданное П.Д. Киселевым самоуправление послужило образцом при устройстве помещичьих крестьян после освобождения их от крепостной зависимости. Специально созданное министерство государственных имуществ должно было заботиться об их хозяйственных и бытовых нуждах, в частности, проводить размежевание земель, увеличивать наделы малоземельных крестьян, заботиться о создании запасов семенного фонда на случай неурожая и об открытии в деревне вспомогательных касс для мелко-то кредита крестьянам, открытии школ и больниц.

В результате проведенной реформы было роздано из государственного фонда 2,5 млн десятин земли, в том числе 0,5 млн десятин тем, кто вообще не имел земли, 2 млн десятин леса были отданы сельским общинам. Ежегодные ссуды вспомогательных касс, созданных для кредита крестьянам, составляли 1,5 млн руб. Вместо уравнительной подушной подати была введена подать с учетом качества земель и произведена их опись, т.е. исчисление подати фактически стало производиться не с работника, а с земли как основного фактора производства. К 1861 г. - началу крестьянской реформы - экономическое положе­ние государственных крестьян оказалось лучше, чем помещичьих.

Однако большим недостатком реформы был бюрократический характер всей системы, пронизанной идеей попечительства вследствие желания хоть как-то задержать естественный процесс дифференциа-

ции населения. П.Д. Киселев подвергся критике и справа за «подрыв основ», и слева за увеличение бюрократического аппарата, был удален с правительственной службы и отправлен почетным послом в Париж. Эксперимент с государственными крестьянами лишний раз убедительно доказал невозможность решить крестьянскую проблему по частям и подтвердил необходимость отмены крепостного права.

Лишь один закон николаевской эпохи по крестьянскому вопросу воплощал тенденцию к расширению гражданского строя. 3 марта 1848 г. было разрешено и крепостным (с позволения хозяина) приобретать землю в собственность. Надо признать, что положение некоторых категорий крестьян было улучшено, а самые уродливые проявления крепостничества смягчены, а значит, созданы некоторые предпосылки для будущих либеральных реформ Александра II, и в первую очередь - отмены крепостного права.

Правление Николая 1 продолжалась с 14 декабря 1825 года по февраль 1855 года. У этого императора удивительная судьба, но примечателен факт того, что начало и окончание его правления характеризуются важными политическими событиями в стране. Так приход к власти Николая ознаменовался восстанием декабристов, а гибель императора пришлась на дни обороны Севастополя.

Начало правления

Говоря о личности Николая 1 важно понимать, что этого человека изначально на роль императора России никто не готовил. Это был третий сын Павла 1 (Александр - старший, Константин - средний и Николай - младший). Александр Первый умер 1 декабря 1825 года, не оставив после себя наследника. Поэтому власть по законам того времени приходила к среднему сыну Павла 1 - Константину. И 1 декабря правительство России присягнула ему на верность. В том числе присягу на верность приносил и сам Николай. Проблема заключалась в том, что Константин был женат на женщине не знатного рода, проживал в Польше и не стремился к престолу. Поэтому он передал полномочия на управление Николаю Первому. Тем не менее между этими событиями прошло 2 недели, в ходе которых Россия находилась фактически без власти.

Необходимо отметить основные особенности правления Николая 1, которые были характерны его чертами характера:

  • Военное образование. Известно, что Николай плохо усваивал любые науки кроме военных. Его воспитателями были военные и практически всё его окружение были бывшими военнослужащими. Именно в этом нужно искать истоки того, что Николай 1 говорил "В России каждый должен служить", а также его любовь к мундиру, который он заставлял носить всех без исключения в стране.
  • Восстание декабристов. Первый день власти нового императора ознаменовался крупным восстанием. Это показало основную угрозу, которые несли либеральные идеи для России. Поэтому основной задачей его правления была именно борьба с революцией.
  • Отсутствие связи с западными странами. Если рассматривать историю России, начиная с эпохи Петра Великого, то при дворе всегда говорили на иностранных языках: на голландском, на английском, на французском, на немецком. Николай 1 - это прекратил. Теперь все разговоры велись исключительно на русском языке, люди носили традиционную русскую одежду, шла пропаганда традиционных русских ценностей и традиций.

Во многих учебниках истории говорится о том, что николаевская эпоха характеризуется реакционным правлением. Тем не менее управлять страной в тех условиях было очень сложно, поскольку вся Европа буквально погрязла в революциях, очаг который мог сместиться в сторону России. И с этим нужно было бороться. Второй важный момент - необходимость решение крестьянского вопроса, где сам император выступал за отмену крепостного права.

Изменения внутри страны

Николай 1 был военным человеком, поэтому его правление связано с попытками перенести армейские порядки и обычаи на повседневную жизнь и управление страной.

В армии четкий порядок и субординация. Здесь действуют законы и нет никаких противоречий. Здесь всё четко и понятно: одни приказывают, другие повинуются. И всё это для достижения единой цели. Именно поэтому мне так комфортно среди этих людей.

Николай Первый

Это фраза лучше всего подчеркивает то, в чем император видел в порядок. И именно этот порядок он стремился привнести во все органы государственной власти. Прежде всего в николаевскую эпоху произошло укрепление полицейской и бюрократической власти. По мнению императора это было необходимо для борьбы с революцией.

3 июля 1826 года было создано III отделение, которая выполняла функции высшей полиции. Фактически этот орган следил за порядком в стране. Данный факт интересен тем, что он существенно расширить полномочия обычных полицейских, наделив их практически неограниченной властью. Третье отделение насчитывал порядка 6000 человек, что было огромным количеством на тот момент. Они изучали общественное настроение, наблюдали за иностранными гражданами и организациями в России, собирали статистику, проверяли все частные письма и так далее. На втором этапе правления императора 3 отделение ещё больше расширила свои полномочия, создав сеть агентов для работы за рубежом.

Систематизация законов

Ещё в эпоху Александра в России начались попытки систематизации законов. Это было крайне необходимо, поскольку законов существовало огромное количество, многие из них противоречили друг другу, многие находились только в рукописной версии в архиве, и законы действовали ещё с 1649 года. Поэтому до николаевской эпохи судьи руководствовались больше не буквой закона, а скорее общими порядками и миропониманием. Для решения этой проблемы Николай 1 решил обратиться к Сперанскому, которого наделил полномочиями по систематизации законов Российской Империи.

Сперанский предлагал провести всю работу в три этапа:

  1. Собрать в хронологическом порядке все законы, изданные с 1649 года и до конца правления Александра 1.
  2. Опубликовать свод действующих в настоящее время законов империи. Здесь речь идет не об изменениях в законах, о рассмотрении того, какие из старых законов можно отменить, а какие нет.
  3. Создание нового "Уложения", которое должно было внести изменения в действующее законодательство согласно текущим потребностям государства.

Николай 1 был страшным противником нововведений (исключение только армия). Поэтому он позволил провести первые два этапа, категорически запретил проведение третьего.

Работа комиссии началась в 1828 году, а в 1832 году был издан 15 томный «Свод законов российской империи». Именно кодификация законов при эпохе правления Николая 1 к сыграла огромную роль для становления российского абсолютизма. Фактически страна кардинально не изменилась, но получила реальные структуры по качественному управлению.

Политика в отношении образования и просвещения

Николай полагал, что события 14 декабря 1825 года связаны с системой воспитания, которая была построена при Александре. Поэтому одним из первых распоряжений императора на своём посту случилось 18 августа 1827 года, в котором Николай потребовал пересмотреть уставы всех учебных заведений страны. В результате этого пересмотра поступать в высшие учебные заведения было запрещено любым крестьянам, была отменена философия как наука, усилился надзор за частными учебными заведениями. Контроль за данной работой исполнял Шишков, занимающий должность министра народного просвещения. Николай 1 абсолютно доверять этому человеку, поскольку их основные взгляды сходились. При этом достаточно рассмотреть всего одну фразу Шишкова, чтобы понять какая суть стояла за тогдашней системой образования.

Науки подобны соли. Они полезны и могут доставлять удовольствие только если преподносятся в умеренном количестве. Людей нужно обучать только такой грамоте, которая соответствует их положению в обществе. Образование всех без исключения людей принесет, без сомнения, больше вреда, чем пользы.

А.С. Шишков

Итогом этого этапа правления становится создание 3 типов учебных заведений:

  1. Для низших сословий вводилось одноклассное образование, на базе приходских школ. Людей учили только 4 действиям арифметики (сложение, вычитание, умножение, деление), чтению, письму, законам Божьим.
  2. Для средних сословий (купцы, мещане и так далее) трехклассное обучение. В качестве дополнительных предметов водилось геометрия, география и история.
  3. Для высших сословий вводилось семиклассное образование, получение которого гарантировало право поступления в университеты.

Решение крестьянского вопроса

Николай 1 часто говорил о том, что основная задача его правления это отмена крепостного права. Тем не менее непосредственно решить данную проблему он не смог. Здесь важно понимать, что император сталкивался с собственной элитой, которая была категорически против этого. Вопрос отмены крепостного права был крайне сложным и крайней острым. Достаточно только посмотреть на крестьянские восстания 19 века, чтобы понять, что они происходили буквально каждое десятилетие, причём сила их с каждым разом увеличивалось. Вот, например, что говорил начальник третьего отделения.

Крепостное право это пороховой заряд под зданием Российской Империи.

А.Х. Бенкендорф

Сам Николай Первый тоже понимал всю значимость данной проблемы.

Изменения лучше начать самостоятельно, постепенно, осторожно. Нужно начать хоть с чего-нибудь, поскольку в противном случае, мы дождемся когда изменения пойдут от самого народа.

Николай 1

Для решения крестьянских проблем был создан секретный комитет. Всего в николаевскую эпоху по данному вопросу собиралось 9 секретных комитетов. Наибольшие изменения коснулись исключительно государственных крестьян, причём эти изменения были поверхностными, и незначительными. Главная проблема наделение крестьян собственной землей и правом трудиться на себя решено не было. Всего же за время правления и работы 9 секретных комитетов были решены следующие проблемы крестьян:

  • Крестьян запрещалось продавать
  • Запрещалось разлучать семьи
  • Крестьянам разрешалось покупать недвижимость
  • Запрещалось отправлять стариков в Сибирь

Всего за время правления Николая 1 было принято около 100 указов, которые относились к решению крестьянского вопроса. Именно здесь нужно искать ту базу, которая привела к событиям 1861 года их отмены крепостного права.

Отношения с другими странами

Император Николай 1 свято чтил «Священный союз», договор, подписанный Александром 1, о помощи со стороны России странам, где начались восстания. Россия была европейским жандармом. По сути своей реализация «Священного союза» России ничего не давала. Россияне решали проблемы европейцев и ни с чем возвращались домой. В июле 1830 года российская армия готовилась к походу во Францию, где состоялась революция, но события в Польше сорвали этот поход. В Польше вспыхнуло крупное восстание, которое возглавил Чарторыйский. Николай 1 назначил командующим армией для похода на Польшу графа Паскевича, который в сентябре 1831 года разбил польские войска. Восстание было подавлено, а автономия самой Польши стала практически формальной.

В период с 1826 – 1828 гг. правления Николая Первого Россия была втянута в войну с Ираном. Ее причины заключались в том, что Иран был недоволен миром 1813 когда, когда они потеряли часть своей территории. Поэтому Иран решил воспользоваться восстанием в России, чтобы вернуть утерянное. Война началась для России внезапно, однако, к концу 1826 года российские войска полностью изгнали иранцев со своей территории, а в 1827 году русская армия перешла в наступление. Иран терпел поражение, под угрозой было существование страны. Русская армия расчистила себе путь к Тегерану. В 1828 году Иран предложил мир. Россия получила ханства Нахичеванские и Ереванское. Иран так же обязался выплатить России 20 миллионов рублей. Война для России была успешной, был завоеван выход в Каспийское море.

Едва закончилась война с Ираном, началась война с Турцией. Османская Империя, как и Иран, хотела воспользоваться видимой слабостью России и вернуть себе часть потерянных ранее земель. В результате в 1828 году началась русско-турецкая война. Продлилась она до 2 сентября 1829 года, когда был подписан Адрианопольский мирный договор. Турки потерпели жестокое поражение, которое стоило им их позиций на Балканах. Фактически этой войной император Николай 1 добился дипломатического подчинения Османской империи.

В 1849 году Европа полыхала в революционном огне. Император Николай 1, исполняя союзный дог, в 1849 году отправил армию в Венгрию, где в течение нескольких недель русская армия безоговорочно разбила революционные силы Венгрии и Австрии.

Большое внимание император Николай 1 уделял борьбе с революционерами, памятуя о событиях 1825 года. С этой целью он создал специальную канцелярию, которая подчинялась только императору и вела только деятельность против революционеров. Несмотря на все усилия императора, революционные кружки в России активно развивались.

Завершилось правление Николая 1 в 1855 году, когда Россия была втянута в новую войну, Крымскую, которая завершилась печально для нашего государства. Завершилась эта война уже после смерти Николая, когда страной правил его сын, Александр 2.

Так принято называть царствование Николая 1. Началась она 14 декабря 1825 года. Первый день своего царствования он запомнил на всю жизнь, это как вызов. Всю свою жизнь он отвечал на этот вызов. Характер и убеждения Николая 1 оставили свой отпечаток на эпохе. Николай был прирождённым военным. Обострённое чувство долга. Убеждения были противоположны Александру 1. Николай признавал только абсолютную монархию. Такой человек отреагировал на вызов, брошенный ему декабристами, жёстким отпором. Абсолютная монархия останется в России, «установленный порядок, освящённый веками славы». Гимн был – «Боже царя храни». Это именно гимн стабильности. Автором текста был Жуковский. Россия существует только благодаря православию, самодержавию, единству русского народа. Это стало государственной идеологией. Но не только порядок заботил Николая. Государственный строй он менять не собирался. Хотел исправить недостатки управления страной. Порядка добиваются при помощи двух вещей: дисциплина, единоначалие. Особенности Николаевской эпохи: Централизация власти у монарха. Монарх отвечает за всё в стране. Поэтому в системе высших государственных аппаратов выдвинулась собственная николаевская канцелярия. Главной её задачей был сбор для царя информации о реальном состоянии в стране. Другим инструментом личного контроля стала свита его величества. Члены свиты выполняли ответственейшие поручения царя. Всевластие бюрократии царствовало в стране. Наличие профессиональных управленцев, но никаких выбранных. У управленцев появился точный указатель – 15-ти томный законник. Мелочная регламентация. На практике закон существовал только на бумаге. Понятие о праве оставалось там же. Не исчезло и взяточничество. При таких порядках в людях вытравливалась инициатива. Россия могла говорить только слушаюсь, так точно. Кроме забот о порядке Николай явно видел необходимость отмены крепостного права. Крепостные крестьяне составляли половину населения страны. Принудительный труд стал явно вредить экономике страны. Вольнонаёмный труд был более выгоден. Но крепостное право осталось по тем же причинам, что и при Екатерине. Недостаток технического прогресса. Проложено много дорог. Впервые появились промышленные выставки. Появились спички. В николаевскую эпоху была кавказская война, за присоединение земель. Началась она ещё до Николая. Закончилась после его смерти. В состав России вошёл Казахстан и восточная Армения. Внешнеполитическими успехами николаевская эпоха была богата. Разбита Польша, Турция. Войны эти встревожили англичан и французов(две сильнейшие державы мира на то время). Крымская война. Вступая в эту войну Россия была твёрдо уверенна в своей непобедимости. При тогдашней тактике без строевой подготовке просто нельзя было воевать. Такой дисциплинированной армии, как была николаевская армия, никогда не было. Николаевских солдат можно было узнать по выправке. В марте 1854 года в войну на стороне турок ступили Англия и Франция. В сентябре 1854 года коалиция высадилась в Крыму. Осада Севастополя стала центральным событием этой войны(349 дней обороны Севастополя). Как и в 1812 году Россия противостояла чуть ли не всей Европе. Сказалась слабость русской промышленности. Не было железных дорог, не было парового флота. Русский черноморский флот состоял из парусных кораблей. Сказалась и Николаевская сверхцентрализация. Армия разучилась думать сама, а привыкла ждать указов сверху. В армии нужна была инициатива. Заставить врага снять осаду Севастополя не удалось. Летом 1855 года Севастополь «трепетал в предсмертных муках, как подстреленный орёл». 27 августа 1855 года французы сумели захватить Малахов курган. Отбить его не удалось. Поступил приказ оставить укрепления Севастополем. Но других у англичан и французов достижений не было, поэтому они согласились на мир.

Во взгляде Александра не было Николаевской грозности. Александр был мягок. Был достаточно не решителен. Началась эпоха реформ. 1855 – 1881 - годы правления Александра. Первый шаг был – ослабили цензуру, упростили выезд за границу. Порядки в стране стали менее строгими по отношению к либеральным. Александр заявил, что в ближайшее время необходимо отменить крепостное право. Александр вынудил помещиков самим разработать проект отмены крепостного права. Всевластие бюрократии ушло в прошлое, теперь чиновники были выборные. Милютин Николай Александрович многое сделал для проекта отмены. Вопреки мнению государственного совета Александр освободил крестьян с землёй. Проводя крестьянскую реформу освободили не только крестьян, но и сущность и общественную инициативу. Расширение прав личности. Либерализация русской жизни. Местное управление обслуживало не государство, а местных жителей. Главной задачей стало – окультуривание своих земель. Стали строить школы, другие образовательные учреждения. Проводили водопроводы, канализации. Судебная реформа Александра 2 дала нам суд присяжных – 12 присяжных заседателей, выборных из простых жителей специальной комиссии. Эта реформа стала наиболее популярной среди реформ Александра. Дореформенный суд был зависимым от местной администрации. Появились адвокаты. Все великие реформы были основаны на принципе всесословности. Суд стал один для всех сословий. Крестьянству стало хуже жить. Дело тут в отмене крепостного права 1861 год. Крестьяне обязаны были выкупать наделы земли, которой они пользовались при крепостном праве. У крестьян стало меньше земли. Годы великих реформ стали самыми тяжёлыми в жизни крестьян. Срок службы в армии был уменьшен с 15 до 6 обязательных лет. На практике служили не все. Льготы на образование. Служило меньшинство лиц призывного возраста. Прогрессировало строительство судов. Матросов готовили в специальных учреждений. 60-е, 70-е годы стали временем железнодорожного бунта. Эпоха великих реформ – это время присоединения к России средней Азии. Справедливость, солидарность и равенство –основные понятия эпохи Александра 2.

До самой революции 1917 года многие губернии России находились на полождении усиленной охраны. Любой в этих губернияъх к ого сочтут политически неблагодянадежным, может быть осужден без суда и следствия и выслан в места не столь отдаленные. Затем Александр 3 повел наступление на великие реформы. Он противопоставил им так называемые контрреформы. Царствование Александра 3 называют иногда эпохой контрреформ.Суть их можно выразить так: уменьшение той степени демократизации русского общества,которая была достигнута благодаря великим реформам. Александр 3 снова расширил права одной части населения в ушерб прав другой. Лучше всего это видно на примере знаменитого указа Александра 3 о земских начальниках принятого летом 1889 года. По этому указу крестьянство великое России было снова как при крепостном праве отдано под опеку местных помещиков. Теперь в каждом уезде появился новый правительственный чиновник – земский начальник, который назначался только из местных дворян помещиков. Этот земский начальник контролировал всю жизнь крестьян своего уезда. Он надзирал за крестьянским самоуправлением, мог отменить любое решение сельского схода и мог судить и наказывать крестьян за мелкие проступки. Это прямо отход от великих реформ, которые выравнивали права различных сословий а во творых сделали судебную власть независимой от амдинистративной. Были проведены земская и городская контрреформа. Земская в 1890, а городская в 1892 годах. Совсем отменить местное самоуправдение всеже не решились, но изменили правила выбора в органы местного самоуправления. В результате в земских и городских думах стало больше дворян. Политику Александра 3 вообще можно назвать продворянской. Он почекмуто был убежден что именно дворяне являются главной опорой монархии. После отмены крепостного права многие дворяне помещики не умея приспособиться к новым условиям хозяйствования, Разорялись, оскудевали. При Александре 3 этих разорявшихся помещиков подкармивали засчет государства. Не успев зайти на престол Александр 3 примерно вдвое понизил бывшим крестьянам размеры их выкупных платежей. Во вторых даже после этого понижения деревня все равно выбиралась из сил чтобы наскрести денег на покупные. В 1886 году Александр 3 заставил платить выкупные платежи и бывших гос крестьян. При Александре 3 в русской деревне еще существовали самые настоящие остатки крепостного права. После отмены крепостного права их бывшие помещики не разрешили выкупать землю и котоые поэтому должны были временно до получения разрешения выкупа надело нести для своих господ прежние повинности. По закону с 1883 года оставлять крестьян временно обязанными было нельзя. Крестьян власть держала в черном теле. Внешне Александр 3 напоминал русского крестьянина из центральных губерний. Этот облик он придал себе сознательно. Характерная черта великих реформ это интерес образованных людей к истории и культуре древней Руси и допетровской России. В 1874 году солдатам русской армии разрешили носить бороды. В 1881 году для большей части армии ввели новую форму, покроем своим напоминавшую русский крестьянский костюм. Существовавшая форма никому не нравилась. В 1885 росия завершила присоединение среней Азии. В 1885 году русские войска дошли до селения Кушка, а в 1892-94 русские войска без боя заняли область помир и оказались в 30 верстах от английской колонии индии. Именно при Александре 3 в России окончательно сформировался такой феномен как интеллигенция. В то время в России никак не могли договориться кого считтаь интеллигенцией. Согласно пернвой интеллигенция это люди которые занимаются интеллектуальным трудом или хотябы имеют интелленктуальные запросы. Так полагал П.Н Милюков. Так считали и многие те кто попадал под такое опредлеение. Согласно другой точки зрения интеллигенция это только та часть которая враждебна существующем государству. Так думали известные философы и многие из тех кто попадал под такое определение. В любом случае интеллигенция это чисто русский феномен. Русская интеллишгенция укак говорил лодин из ее настоящих представителей, академик Александров, состояла из людей привыкших думать широко и о многом. Именно интеллигенция создала партию радикализма. Александр 3 умер в 1894 году. И на престол зашел Николай 2. От Николая первого было много от Александра 3, такойже вежливый молодой человек, не любящий спорить. Волевыми качествами в отличие от отца он тоже не обладал. Сказалась отмена крепостного права. В России появилась свободная рабочая сила и свободные предприниматели. Именно из крестьян сформировался российский рабочий класс и класс капиталистов. Сказался железнодорожный бум 60х и 70х годов. Помогло и очень сильно вмешательство государства в экономику. Хотябы знаменитые покровительственные таможенные тарифы Александра 3, а точнее его министра финансов Ивана Александровича вышнеграцкого. Русскую промышленность иностранные конкуренты душили на корню раньше, а теперь она была защищена. Далее относительная политическая стабильность, обеспеченная Александром 3 способствовала притоку иностранных инвестиций. А с другой стороны эта самодержавная власть мешала экономическому развитию России потому что держала в руках все крестьянство. Проблему тяжелого положения крестьян власть так и не решила и другую вторую главную проблему – проблему конфликта между властью и значительной части инлетллигенции тоже не решили, а загнали в глубь. И более того ее даже не пытались решать. Вот это благодушие отнюдь не случайно. Это обратная сторона политической стабильности. Относительная политическая стабильность достигнутая при Александре 3 расслабила власть. А между тем приближались большие потрясения – японская война и ускоренная ей русская революю

Государственное развитие России осуществлялось в режиме маятника. Доведенная до поляризации одна управленческая модель, исчерпав свой потенциал, сменялась противоположной. Впрочем, обратный ход государственного маятника начался задолго до восшествия на престол Николая I (1825-1855). Альтернатива Константина и Николая периода междуцарствия олицетворяла либеральную и государственни- ческую дилемму политики Александра. Преемство власти обусловливалось также необходимостью завершения ряда структурно-функциональных преобразований: перехода от коллегиальной к министерской системе; институционализации Императорской канцелярии; создания российской государственной инфраструктуры на присоединенных территориях.

Рационализация правосознания и кодификация права.

В николаевское царствование доминировал вектор рационализации системы управления, связанный с установкой императора на нормативизацию государственной и общественной жизни. Стремление к унификации в целом характеризовало весь курс внутренней политики Николая I. С управленческой рационализацией соотносилась продолжающаяся бюрократизация системы.

«Я, - сформулировал Николай I перед бывшим своим учителем права МЛ. Балугьянским одну из главных задач царствования, - желаю положить в основу государственного строя и управления всю силу и строгость законов». Впрочем, понимание природы законов для николаевской России было принципиально иным, нежели для западноевропейского правосознания. Потребность в них определялась не задачами осуществления правосудия, а поддержанием порядка.

Уже в деятельности Следственной комиссии и Верховного уголовного суда по поводу восстания декабристов проявилась определенная эволюция в сторону утверждения рационального правосознания. Если предшественники Николая Павловича на российском престоле лично расправлялись со своими врагами, то он карал их не персонально, а от имени государства. Император пытался облечь выводы следствия и решения суда в форму закона. С другой стороны, Николай I был далек от того, чтобы в действительности дистанцироваться от судопроизводства. Члены следственных и судебных органов находились в полной зависимости от императорской власти. Николай I принимал личное участие в допросах заговорщиков. И, таким образом, решения суда были предопределены.

Нормативизация системы управления связывалась с кодифика- торской деятельностью М.М. Сперанского. Культивации законов противоречила разбухшая за 200 лет (после Соборного уложения) и эклектичная по своему содержанию система российского законодательства. Ни один судья не мог претендовать на всеобъемлющее знание существующих законов. Поэтому в реальном судопроизводстве руководствовались этической целесообразностью и практической традицией.

В первое «Полное собрание законов», состоящее из 45 томов (40 томов законов и 5 томов указателей), вошло около 31 тыс. законодательных актов, расположенных в хронологическом порядке и охватывающих период с 1649 г. до 3 декабря 1825 г. Предпринятое одновременно второе издание в дальнейшем печаталось погодно и завершилось лишь в 1883 г. публикацией 55-го тома, доводящего публикацию правовых актов до конца правления Александра II. Для практических нужд аппарата чиновничества был предложен 15-томный «Свод законов Российской империи» (1832), который ограничивался действующими законами, структурированными по тематическим разделам. Непосредственно к вопросам управления относились первый том, в который вошли законы о высших и центральных учреждениях, второй - о местных, третий - о службе чиновников, четырнадцатый - о полиции, цензуре, ссылке и т.п. Ввиду роста бюрократического аппарата дважды - в 1842 г. и в 1857 г. - предпринималось переиздание Свода.

Несмотря на все предпринятые усилия, введение с 1 января 1835 г. в действие Свода законов не привело к торжеству законности. Характерный пример реакции чиновничества на нововведения в сфере судопроизводства представляет случай, произошедший с Могилевским губернатором. Когда кто-то из подчиненных возразил, что поступившее от него приказание не может быть исполнено как противоречащее конкретной статье законодательства, он выхватил из рук правителя канцелярии том Свода законов, сел на него и, ткнув себе пальцем в грудь, провозгласил собравшимся: «Вот вам закон!»

Сходный правовой нигилизм характеризовал не только взгляды провинциальных чиновников, но и представителей высшей власти. «Законы пишутся для подчиненных, а не для начальства!» - заявил А.Х. Бенкердорф донимавшему его жалобами на «незаконные» придирки цензоров А.А. Дельвигу.

Бюрократизация противоречила аристократическому принципу организации власти. Служебная ротация приводила к девальвации дворянского звания. Стремлением совместить оба принципа был проникнут закон от 11 июня 1845 г., направленный на ограничение доступа в потомственное и даже личное дворянство по службе посредством увеличения класса их присвоения по Табели о рангах. Личное дворянство предоставлялось теперь гражданским служащим с IX класса, потомственное - с V (для воинских чинов - с VI). На чиновников пяти низших рангов распространялся статус почетных граждан.

Ограничения коснулись и другого пути присвоения дворянского звания - через представление к ордену. В александровское правление награждение любым из орденов, независимо от его степени, подразумевало возведение в потомственное дворянство. Николаевские законы вообще запрещали «испрашивать» ордена для купцов и «лиц сельского состояния». Если же купец все же награждался орденом, то с 1826 г. он удостаивался только личного дворянства, а с 1832 г. - звания потомственного почетного гражданина. В соответствии с новой табелью орденского старшинства и чинопроизводства личное дворянство предоставляли (по порядку возрастания) ордена - Анны 4-й степени (с 1845 г.), Станислава 3-й (с 1855 г.), Анны 3-й (с 1845 г.), Станислава 2-й (с 1855 г.), Анны 2-й (с 1845 г.), а потомственное - Владимира 4-й, Владимира 3-й, Станислава 1-й, Анны - 1-й, Владимира - 2-й, Белого орла, Александра Невского, Владимира 1-й, Святой Екатерины и Андрея Первозванного. Кроме того, в потомственное дворянство возводили находившиеся вне этой системы все степени наград ордена Георгия Победоносца. Для поощрения служебного рвения представителей низших рангов бюрократии, не имевших соответствующей пролонгации для продвижения по чиновничьей иерархии, в 1827-1828 гг. учреждается «знак беспорочной службы», которым награждались лица, чей служебный стаж превышал 15-лет- ний срок.

Введение в 1832 г. процедуры присвоения чиновникам низших рангов звания «почетного гражданина» отражало специфику понимания природы гражданства в николаевской России. В отличие от западноевропейского права, связывающего с этой категорией главным образом частную сферу, в Российской империи она относилась к бюрократической системе. Гражданин в России оказывался не более чем чиновником одного из пяти низших рангов. Гражданство в специфическом российском управленческом контексте рассматривалось как низшая по отношению к дворянству ступенька служебной лестницы.

Носителями николаевского бюрократизма выступала немецкая часть российского чиновничества. Реанимировалось направление прус- сификации государственной системы. Сам Николай I, увлеченный всеобъемлющей регламентацией, несмотря на апелляцию к русской национальной традиции, зачастую характеризовался современниками в качестве идейного немца.

Николаевскую генерацию чиновников-технократов олицетворял собой министр финансов Е.Ф. Канкрин. Его рассуждения о путях борьбы с дефицитом бюджета находились в явном противоречии с традицией российского финансового ведомства. «В государстве, - писал он, - как и в частном быту, необходимо помнить, что разориться можно не столько от капитальных расходов, как от ежедневных мелочных издержек. Первые делаются не вдруг, по зрелому размышлению, а на последние не обращают внимания, между тем как копейки растут в рубли». В соответствии с этим пониманием министр финансов, работая по 15 часов в сутки, затрачивал основные усилия по отражению покушений на государственные финансовые запасы, доказывая, что то или иное дело требует значительно меньших затрат, чем испрашивается.

Первый цензурный устав

Первая половина XIX в. характеризуется стремлением российских императоров построить и отладить аппарат управления государством.

Особенно усилия властей Российской империи заключались в стремлении использовать самые разнообразные формы цензурного гнета от относительно либеральных до абсурдно-жестоких, чтобы обезопасить свою политику от общественного контроля и критики.

Александр I придавал большое значение деятельности цензурного контроля и 9 июня 1804 г. утвердил первый цензурный устав. Основные положения этого документа сводились к следующему:

  • ·цензура обязана рассматривать все книги и сочинения, предназначенные к распространению в обществе (§1);
  • ·назначение цензуры - "доставить обществу книги и сочинения, способствующие истинному просвещению ума и образованию нравов, и удалить книги и сочинения, противные сему намерению" (§ 2);
  • ·в связи с этим запрещалось печатать, распространять и продавать что-либо без рассмотрения цензуры (§ 2);
  • ·цензура вверялась цензурным комитетам из профессоров и магистров при университетах во главе с Главным правлением училищ Министерства народного просвещения (§ 4);
  • ·печатная продукция не должна содержать в себе ничего "против закона Божия, правления, нравственности и личной чести какого-нибудь гражданина" (§ 15);
  • ·цензоры при запрете сочинений и книг обязаны "руководствоваться благоразумным снисхождением, удаляясь всякого пристрастного толкования сочинений и мест в оных, которые, по каким-либо мнимым причинам, кажутся подлежащими запрещению, когда место, подверженное сомнению, имеет двоякий смысл, в таком случае лучше истолковать оное выгоднейшим образом, нежели его преследовать" (§21);
  • ·поощрение распространялось на просвещение и свободу мышления: "скромное и благоразумное исследование всякой истины, относящейся до веры, человечества, гражданского состояния, законоположения, управления государством, или какой бы то ни было отрасли управления, не только не подлежит и самой умеренной строгости цензуры, но пользуется совершенною свободою тиснения, возвышающего успехи просвещения" (§22).

Устав был довольно краткий и, как утверждают современники, либеральный. В силе этот устав пробыл 20 лет, причем мог трактоваться по-разному, в зависимости от обстоятельств. Опыт обращения этого документа в практике показал, что бюрократия государства постепенно корректирует действие закона в ту сторону, какая на данном историческом этапе выгодна власть имущим или, что бывает реже, вызвана объективными обстоятельствами. Подобного рода корректировка иногда сводит на нет эффективность законодательства.

Правление Александра I сопровождалось войнами. В 1807 г. началась война с Францией. Она проходила под лозунгом борьбы с узурпатором законной власти, агрессором по отношению к другим государствам Европы. Начав военные действия, Александр создает особый комитет "по сохранению всеобщего спокойствия и тишины", в январе 1807 г. преобразует его в "комитет общей безопасности" с более широкими полномочиями, в том числе и цензурными.

Для императора Александра I Отечественная война 1812 г. и послевоенный период послужили суровым испытанием. Он ощущал стремление общества ограничить самодержавную власть, видя опасность для нее во всеобщем одушевлении, ведущем к разговорам о свободе и конституции, что потребовало усиления влияния цензуры в государстве.

К началу 20-х гг. становится очевидным, что устав о цензуре 1804 года более не выполняет своих функций.

Таким образом, многочисленные причины: изменение настроений в обществе, последствия войны 1812 года, изменение курса самого императора по направлению к укреплению самодержавия, почти полный отход от исполнения устава 1804 года, - обусловили необходимость создания нового цензурного устава. Введение нового устава пришлось на время царствования Николая I.

Николай I вступил на престол в 1825 году. Его правление в историографии часто называют реакционным, однако этому предшествовали следующие причины, которые, в частности повлияли и на цензурную политику царя. Вольнодумные настроения в обществе вылились в создание в конце десятых - начале двадцатых годов тайных обществ, итогом которых стало восстание декабристов 14 февраля 1825 года. В 1826 году было создано III отделение высшей полиции под руководством шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа, которое осуществляло политический сыск, "собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за политически "неблагонадежными" лицами и за периодической печатью".

В рамках этого стала очевидна необходимость замены старого, либерального цензурного устава 1804 года. Подготовить новый устав было назначено министру народного просвещения А.С. Шишкову.

Цензурный устав 1826 года

10 июня 1826 года был введен 2ой устав о цензуре в истории России. В отличие от предыдущего, этот устав был довольно подробным, объемом в 5 раз больше и состоял из 19 глав и 230 параграфов. Объем этого устава был вызван необходимостью максимально подробно осветить цели и задачи цензуры, регламентировать деятельность цензурных комитетов. В первом параграфе устава обозначалась цель учреждения цензуры, которая состояла в том, чтобы "произведения словесности, наук и искусств, при издании их в свете посредством книгопечатания, гравирования и литографии, дать полезное или, по крайней мере, безвредное для блага Отечества направление". В уставе предлагалась полная схема структуры цензурного аппарата. Создавался Главный цензурный комитет в Петербурге, который подчинялся непосредственно министру. Должность цензора выделялась в самостоятельную профессию, вырос штат цензоров, были увеличены их оклады. Руководило всей цензурой в стране Министерство народного образования в представительстве Главного управления цензуры, которому помогал Верховный цензурный комитет, состоявший из министров народного просвещения, внутренних и иностранных дел.

Этот устав довольно скоро стали называть "чугунным". Это заключалось в следующем. Современники считали, что этот устав преследовал цели "давать направление общественной мысли и подносить ей сообразную с обстоятельствами пищу". Кроме того, устав был довольно подробный с множеством лишних подробностей. И, помимо этого, устав 1826 года был довольно суров. Например, §151 гласил: "не позволяется пропускать к напечатанию места в сочинениях и переводах, имеющих двоякий смысл, ежели один из них противен цензурным правилам", а §152 призывал сочинителей "не выдавать руку цензуры". А. Шишков обозначал свой устав, как преграду для издания "худых, дерзких, соблазнительных, невежественных, пустословных сочинений, от которых развращается нравственность, умножаются ложные понятия, темнеет просвещение и возрастает невежество". Стоит ли говорить, что под это определение попало множество книг, к таковым вовсе не относящимся, но в которых цензоры увидели дурные намерения?

Но устав не устроил не только народ, но и правительство. Причины этого были в том, что устав мало затрагивал проблемы иностранной и духовной литературы. В 1827 году министр внутренних дел В. С. Ланской убеждает императора в необходимости нового устава и приступает к его разработке. Была организована авторитетная комиссия, в которую помимо прочих входил и А.Х. Бенкендорф. Через год новый устав увидел свет.

Цензурный устав 1828 года

22 апреля 1828 года цензурный устав был обнародован. Он был компактнее предыдущего устава. Состоял из 117 параграфов, причем 40 из них касались иностранной цензуры. А глава 6 была полностью посвящена духовной цензуре по ведомству Православного исповедания. До этого все указы о духовной цензуре были разобщены и содержались в различных главах. Ряд положений устава был направлен на ограничение вольных толкований текстов цензорами и призывал их "принимать всегда за основание явный смысл речи, не дозволяя себе произвольное толкование оной в другую сторону", а также "отличать безвредные шутки от злонамеренного искажения истины". В очередной раз изменилась структура цензурных учреждений. Было введено главное правление цензуры при Министерстве народного просвещения, которое стало высшей инстанцией. Министерство состояло из товарища министра народного просвещения, министров внутренних и иностранных дел, управляющего III отделением Канцелярии, президентов Академии наук и художеств, представителей духовного ведомства и попечителя Петербургского учебного округа. Вторую цензурную инстанцию составляли цензурные комитеты под председательством местных попечителей учебного округа. Иностранная цензура была подчинена министру народного просвещения наравне с внутренней и занималась всеми книгами, привозимыми из-за границы. Основные запреты в литературе сводились к четырем пунктам: затрагивающим нарушение догматов и постановлений Православной церкви, неприкосновенности Высшей власти и императора, оскорбление добрых нравов и благоприятности, а также чести "какого-либо лица непристойными выражениями или предосудительным обнародованием того, что относится до его нравственности или домашней жизни, а тем более клеветою". Таким образом, этот устав вовсе не выглядел реакционным и сильно ограничивающим деятельность авторов периодических изданий. Однако этот устав сохранился в силе до 60-х годов XIX века. Он не исправлялся все эти годы, а только обрастал все новыми указами. Разрастался штат цензоров, цензура стала одной из самых бюрократизированных областей внутренней политики России.

В 30-е годы на ухудшение ситуации с цензурой во многом повлияли и события во внешней политике. Это и восстание 1830-1831 гг. в Польше и Июльская революция 1830 года во Франции, война за независимость в Бельгии. В России строго запретили произведения молодых романтиков, проповедовавших новые идеи (например, Виктора Гюго). Строгости в цензуре в России дошли до того, что в 1834 году вышел указ о запрете появления новых периодических изданий, "и без того много" - сказал Николай I. Но на этом процесс ужесточения цензуры не закончился.

Европейские события конца 40-х годов повлияли на внутреннюю политику Николая I, что привело к так называемой "эпохе цензурного террора" - 1848-1855. Императором был создан комитет, который призван был контролировать деятельность цензуры. Николай боялся проникновения в Россию влияния революций в Европе. Вскоре комитет возглавил Д.П. Бутурлин, директор императорской публичной библиотеки и член Государственного совета.

Комитет отслеживал периодическую печать и художественную литературу, занимался контролем деятельности цензоров. В прессе были запрещены многие важные и актуальные темы, в частности те, что касались политики в России и Европе, проблем религии и образования. В литературе жестко отслеживалось наличие в текстах тайного смысла, цензоры должны были уметь обнаружить в книгах политический или нравственный вред и тайно доложить об этом в III отделение.

Рассматривая деятельность Комитета, нельзя утверждать, что все строгости в цензуре были только личной прихотью царя, который хотел превратить страну в армейскую казарму. На цензурную жесткость влияли многие объективные процессы. Это было время подъема общественно-политической мысли, зарождения либерализма и революционной демократии. Естественно, что если бы не попытки царя пресечь их деятельность в печати, то очень скоро бы самодержавие покачнулось бы. К тому же никакие комитеты и цензурные учреждения не могла остановить процессы литературного и журналистского творчества. А писатели, зная обо всех строгостях цензуры, научились преподносить истинный смысл своих произведений до читателя, используя "особую емкость, многозначность слова, большую глубину подтекста, контекста, широкую палитру эвфемизмов, намеков, аллюзий, аллегорий", что и породило нового читателя, который мог это увидеть и осознать.

Таким образом, можно сделать вывод, что в первой половине XIX века цензурная политика была очень изменчива. От достаточно либеральных уставов правительство перешло к жестким законам. Этому способствовало и настроение общества: создание тайного общества, восстание декабристов, и положение дел на мировой арене: война 1812 года.