Виды кораблей: названия с фото. Классификация парусных кораблей (парусное вооружение). суда с прямым парусным вооружением

Парусный флот является одним из родоначальников современного морского флота. Около 3000 лет до нашей эры гребные суда уже имели примитивные паруса, с помощью которых люди использовали силу ветра. Первое парусное вооружение представляло собой прямоугольный кусок материи или шкуру животных, привязанную на рее короткой мачты. Такой «парус» использовался только при попутных ветрах и выполнял задачи вспомогательного движителя судна. Однако с развитием общества совершенствовался и флот.

В период феодального строя появились гребные суда крупных размеров с двумя мачтами и несколькими парусами, причем паруса уже приняли более совершенные формы. Однако большого применения корабли с парусами в тот период так и не получили, так как развитие флота в рабовладельческом обществе обуславливалось использованием труда рабов и суда того времени по-прежнему оставались гребными. С падением феодализма постепенно исчезла и бесплатная рабочая сила. Эксплуатация больших кораблей с большим числом гребцов стала неприемлемой. Кроме того, с развитием международной морской торговли изменились и районы плавания кораблей - морские путешествия стали более продолжительными. Появилась необходимость в судах новой конструкции, способных совершать дальние морские плавания. Такими кораблями и явились парусные суда - нефы, имевшие длину до 40 м и грузоподъемностью до 500 тонн грузов. Позже в Португалии появились трехмачтовые парусные суда - каракки, с прямыми парусами на первых двух мачтах и треугольными латинскими парусами на третьей мачте. Впоследствии оба вида кораблей слились в один тип более совершенного парусного суда, послужившего прототипом для кораблей и фрегатов.

В конце XVI века в Испании стали строится парусные суда - галеоны. Эти имели длинный бушприт с и четыре мачты. Носовая мачта галеона несла два или три прямых паруса, кормовая - косые латинские паруса.

В конце XVIII века в связи с новыми географическими открытиями и последующим ростом торговли парусный флот стал усовершенствоваться. начали строить в зависимости от их назначения. Появились новые типы грузовых парусных кораблей, приемлемых для дальних . Самыми распространенными среди них были барки, бриги, а впоследствии и двухмачтовые шхуны. С непрерывным развитием судоходства в конце XVIII века конструкция и вооружение парусных судов значительно улучшилось. В этот период и была установлена единая классификация парусных судов и кораблей. Военные корабли в зависимости от количества орудий и типа вооружения стали разделятся на линейные, фрегаты, корветы и шлюпы. Торговые суда в зависимости от парусного вооружения делились на корабли, барки, бриги, шхуны, бригантины и баркентины.

В настоящее время принято классифицировать по их парусному вооружению. В зависимости от вида парусов все парусники разделяются на суда с прямым парусным вооружением, суда с косым парусным вооружением и суда со смешанным парусным вооружением.

суда с прямым парусным вооружением

К первой группе классификации парусных кораблей относятся суда, у которых основными являются прямые паруса. В свою очередь этой группы по количеству мачт, вооруженных прямыми парусами, подразделяются на следующие типы:

а) пятимачтовый корабль (пять мачт, с прямыми парусами);

б) четырехмачтовый корабль (четыре мачты с прямыми парусами)

корабль (три мачты с прямыми парусами)

а) пятимачтовый барк (четыре мачты с прямыми парусами, одна на корме - с косыми);

б) четырехмачтовый барк (три мачты с прямыми парусами, одна с косым)

а) барк (две мачты с прямыми парусами, одна с косым);

б) бриг (две мачты с прямыми парусами)

суда с косым парусным вооружением

Ко второй группе классификации парусных кораблей относятся суда, у которых основными являются косые паруса. Преобладающим типом судов этой группы являются шхуны, подразделяющие на гафельные, марсельные и шхуны с бермудским вооружением. У гафельных шхун основными парусами служат триселя. Марсельные шхуны, в отличие от гафельных, имеют на фок-мачте, а иногда и на грот-мачте - марселя и брамселя.

б) двухмачтовая марсельная шхуна (мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте) ;

в) трехмачтовая марсельная шхуна - джекас (все мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте);

У шхуны с бермудским вооружением основными являются паруса треугольной формы, передняя шкаторина которых крепится вдоль мачты, а нижняя - к гику.

шхуна с бермудским вооружением

Помимо шхун, к этой группе относятся небольшие морские одномачтовые суда - тендер и шлюп, а также двухмачтовые - кэч и иол. Тендером принято называть одномачтовое судно с горизонтальным выдвижным бушпритом.

В отличие от тендера, шлюп имеет короткий, постоянно установленный бушприт. На мачтах у обоих типов парусных судов ставятся косые паруса (триселя и топселя).

а) тендер (одна мачта с косыми парусами);

б) шлюп (одна мачта с косыми парусами)

У судов типа кэч и иол передняя мачта вооружается так же, как и у тендера или шлюпа. Вторая же мачта, расположенная ближе к корме, имеет по сравнению с первой небольшие размеры, чем и отличаются эти суда от двухмачтовых шхун.

а) кэч (две мачты с косыми парусами, причем бизань - мачта находится перед штурвалом);

б) иол (две мачты с косыми парусами, меньшая - бизань - находится позади штурвала)

суда со смешанным парусным вооружением

У третьей группы парусных судов в качестве основных используются прямые и косые паруса. К судам этой группы относятся:

а) бригантина (шхуна-бриг; одна мачта с прямыми парусами и одна с косыми);

б) баркентина (шхуна-барк; трех- и более мачтовые суда, имеющие на передней мачте прямые паруса, а на остальных - косые)

а) бомбарда (одна мачта почти в середине судна с прямыми парусами и одна сдвинутая к корме - с косыми);

б) каравелла (три мачты; фок-мачта с прямыми парусами, остальные - с латинскими парусами);

в) трабаколло (итал. trabacollo; две мачты с люггерными, т. е. рейковыми парусами)

а ) шебека (три мачты; фок- и грот-мачты с латинскими парусами, а бизань-мачта с косыми);

б) фелюка (две мачты, наклоненные к носу, с латинскими парусами);

в) тартана (одна мачта с большим латинским парусом)

а) бово (итал. bovo; две мачты: передняя - с латинским парусом, задняя - с гафельным или латинским парусом);

б) нависелло (итал. navicello; две мачты: первая - в носовой части, сильно наклонена вперед, несет парус трапециевидной формы,

крепящийся за грот-мачту; грот-мачта - с латинским или иным косым парусом);

в) баланселла (итал. biancella; одна мачта с латинским парусом)

кэт (одна мачта с гафельным парусом сильно смещена в нос)

люггер (три мачты с рейковыми парусами, применяется во Франции в прибрежном плавании)

Кроме перечисленных парусников существовали еще большие семи-, пяти- и четырехмачтовые шхуны, преимущественно американского происхождения, несущие только косые паруса.

В середине XIX века парусный флот достиг своего совершенства. Совершенствуя конструкции и парусное вооружение, судостроители создали наиболее совершенный тип океанского парусника - . этого класса отличались скоростью и хорошими мореходными качествами.

клипер

Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ⇄ Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

English (auto-detected) » Russian


Шлюп от шхуны отличался меньшими размерами и наличием только одной мачты. Оба типа были популярны среди пиратов за свою быстроту и малую осадку

Пиратский корабль выполнял сразу несколько функций. Он был казармой для экипажа, а также складом для трофеев. Поскольку численность пиратских экипажей обычно превосходила численность экипажей простых судов, места на кораблях часто не хватало. Пиратский корабль был боевым кораблем, поэтому он должен был нести мощное пушечное вооружение. Кроме того, пираты не только атаковали, но им часто приходилось уходить от погони, поэтому корабль должен был иметь повышенную быстроходность. Чтобы пиратский корабль отвечал всем предъявляемым к нему требованиям, пиратам приходилось перестраивать захваченные ими обычные торговые или военные корабли. Строго говоря, в морской терминологии слово «корабль» означает трехмачтовое судно с полным комплектом прямого парусного вооружения. Такие «корабли» встречались у пиратов очень редко

Пираты получали свои корабли в результате захвата в море или мятежа команды. Если захваченный таким образом корабль оказывался совершенно неприспособленным для пиратской деятельности, его бросали, едва только удавалось раздобыть что-нибудь более подходящее. Пиратами также часто становились бывшие каперы. Каперские корабли изначально приспосабливались для пиратской деятельности. По истечении контракта каперы, не желавшие прекращать свой промысел, превращались в пиратов. Одни пираты всю свою карьеру (обычно недолгую) плавали на одном корабле, другие меняли корабль несколько раз. Так, Бартоломью Робертс шесть раз менял корабль, каждый раз присваивая новому кораблю название «Ройял Форчун». Захваченные корабли пираты либо топили, либо продавали, либо использовали их сами.

Каперство, расцветшее в годы войны за испанское наследство (1700-1714), привело к тому, что было построено множество кораблей, изначально предназначенных для каперства. Английские каперы после завершения войны почти поголовно занялись каперством. Каперство представляло собой легальное пиратство. Каперские корабли в равной степени подходили и для пиратской деятельности, не требуя какой-либо переделки. Те же каперы, которые сумели побороть искушение стать пиратами, поступали на службу к местным властям и занялись борьбой с пиратами. Пираты предпочитали небольшие, но быстроходные корабли вроде шлюпов, бригантин или шхун. Карибские шлюпы отлично подходили на роль пиратского корабля. Некоторые пиратские экипажи предпочитали использовать более крупные и вместительные корабли. Небольшие корабли кроме скорости имели преимущество над большими в осадке. Это позволяли им действовать на мелководье, куда большие корабли не рисковали заплывать. Небольшие корабли было проще ремонтировать и чистить обшивку, чтобы поддерживать быстроходность. Для очистки днища корабль вытаскивали на берег и обдирали наросшие за время плавания водоросли и раковины.

При переделке обычно убирались лишние переборки между палубами корабля. Это позволяло освободить место на орудийной палубе. Обычно срезался бак и понижался квартердек, так чтобы верхняя палуба шла от носа до кормы. Благодаря этой мере создавалась открытая боевая платформа. В бортах проделывались дополнительные порты для орудий, а несущие элементы корпуса усиливались, чтобы компенсировать увеличение нагрузки. На планшире устанавливались вертлюжные пушки.
Узнав о близком присутствии Стида Боннета, губернатор колонии Южная Каролина послал полковника Уильяма Ретта на охоту за пиратом. Погоня завершилась сражением, в результате которого Бонне капитулировал, был схвачен и позже повешен

Типы пиратских кораблей

Шлюпы

В начале XVIII века под шлюпом подразумевались различные корабли, строившиеся на Карибских островах. Шлюпы обычно представляли собой небольшие одномачтовые корабли, несущие непропорционально мощное парусное вооружение. Это делало их быстрыми и маневренными, что в сочетании с небольшой осадкой превращало их в идеальный пиратский корабль. Обычно шлюпы оснащались косым главным парусом и кливером на носу. Шлюпами также могли называть двух- и трехмачтовые корабли с аналогичным парусным вооружением
За его спиной флот из захваченных им работорговых судов. Там же стоят «Ройял Форчун» и «Грейт Рейндер» - корабли Робертса. Отчетливо видны изображения двух флагов

Шхуны

На протяжении XVIII века шхуны становились все более распространенным типом корабля. Обычно шхуны определяются как двухмачтовые корабли с косыми парусами на обеих мачтах. Узкий корпус и большая площадь парусов делали их быстрыми, обычная скорость шхуны при попутном ветре превышала 11 узлов. Осадка шхуны также была невелика, что позволяло им свободно плавать среди отмелей и рядом с берегом. При водоизмещении до 100 тонн пиратская шхуна несла 8 пушек и экипаж около 75 человек. Недостатком шхуны была недостаточна дальность плавания. Приходилось часто заходить в порты, чтобы пополнить запасы воды и пищи. Впрочем, при достаточном ведении и умении, пираты все, что им надо брали в море.

Бригантины

Другим типом кораблей, часто встречавшимся у американского побережья, была бригантина. Бригантина – двухмачтовый корабль, на фок-мачте несет прямые паруса, а на грот-мачте косой нижний парус и прямые марсели. Такое парусное вооружение позволяет бригантине эффективно идти как фордевинд, так и бейдевинд. Длина бригандины около 24 м, водоизмещение порядка 150 тонн, экипаж 100 человек, вооружение 12 пушек.

Вариантом бригантины был бриг, но этот тип корабля довольно редко встречался в американских водах. Бриг нес прямые паруса на обоих мачтах, хотя между мачтами иногда ставились косые паруса. Иногда на грот-мачте ставился косой гафельный парус. В таком виде корабль назывался шнявой. Королевский флот использовал шнявы в качестве патрульных кораблей в карибских водах.

Трехмачтовые корабли (прямое парусное вооружение)

Пиратские корабли в море

Трехмачтовые корабли с прямым парусным вооружением могли считаться кораблями в полном смысле этого слова. Хотя трехмачтовые корабли были медленнее пиратских шхун и шлюпов, у них все же был ряд неоспоримых преимуществ. Прежде всего они отличались лучшей мореходностью, несли более тяжелое вооружение и могли вместить многочисленный экипаж. Многие пираты, в том числе Бартоломью Роберт и Чарльз Вейн предпочитали трехмачтовые корабли.

Трехмачтовые торговые суда активно применяли в тот период. «Квин Эн Ревендж» Эдварда Тича представлял собой переделанный работорговый корабль, приспособленный нести 40 пушек. Обычно торговое судно водоизмещением 300 тонн несло более 16 пушек. Трехмачтовые боевые корабли подразделялись на несколько рангов. Корабль 6-го ранга нес от 12 до 24 пушек. Корабль 5-го ранга уже нес до 40 пушек. Этого вооружения обычно более чем хватало для того, чтобы победить любого пирата в артиллерийском бою. Исключение составляли только «Ройял Форчун» Робертса и «Квин Эн Ревендж» Тича, а также несколько других пиратских кораблей, несших сравнимое вооружение.

Барк - это тип корабля, определяемый по парусному вооружению. Барк был одним из наиболее распространенных среди пиратов кораблей. Он представлял из себя трехмачтовое судно, причем две передних были вооружены прямыми парусами, а на задней устанавливались латинские паруса. Барки нельзя было назвать небольшими судами, но ценили их не за компактные размеры, а за скорость. Кроме того, вооружение барков позволяло не бояться встреч с военными кораблями. Данный тип судов появился в то время, когда большая часть стран начала активную борьбу с пиратами. Типичный барк имел длину около 18-35 метров, на вооружении стояло 20 пушек или 12 мортир и корабль мог перевозить не менее 120 пассажиров. Кроме пиратов, этот корабль широко использовался военными для прямо противоположной цели – борьбы с пиратами. 80 человек команды и десяток орудий позволяли на равных бороться с пиратскими кораблями. Ближайшими типами кораблей для барка являлись бригантина и баркентина.

Двухмачтовое парусное судно с прямым парусом на передней (фок) мачте и косыми (бригантиной и топселем) на задней. Во второй половине 18 века на грот-стеньгу был добавлен легкий прямой парус, а затем был модернизирован и рей грот-мачты. На верхней палубе устанавливалось 6-12 пушек малого калибра. Главным предназначением бригантины была разведка. Бригантина имела высокую скорость и неплохую маневренность, что делало ее привлекательной для пиратов. Более просторный и крупный корпус бригантины по сравнению с шлюпами и шхунами давал возможность дольше оставаться в море и перевозить большее количество добычи. Длина бригантины достигала 60 метров, водоизмещение составляло 125-150 тонн, а команда насчитывала 100 и более человек.

Бригом называли двухмачтовое судно, у которого на грот-рее не было грота, а нижняя часть грот-мачты несла вооружение как бизань-мачта. Вместо грота на грот-рее располагался сухой грот и триксель с гафелем и гиком. Бриг был создан на базе небольшой бригантины и шнявы и применялся главным образом как разведывательный корабль. Встречались также бриги с такелажем шнявы или бригантины - двухмачтовый корабль с прямым парусным вооружением и дополнительным косым парусом. Вместо косых парусов на грот-мачте устанавливали легкий прямой парус, что позволило улучшить скоростные показатели корабля.

Парусно-моторная бригантина «Полярный Одиссей» была построена за десять лет по старинным чертежам морским историко-культурным центром (МИКЦ) (г. Петрозаводск) и спущена на воду в июне 2010 года. Это событие совпало с двумя праздниками: 90-летием Карелии и 20-летием первых международных экспедиций морского клуба.

Церемония прошла очень торжественно. Был разыгран целый спектакль: основатель Петрозаводска император Петр I с императрицей Екатериной Алексеевной приветствовали бригантину и вручили «адмиралу» В. Дмитриеву (директору МИКЦ) корабельный штандарт. Супруга «адмирала» разбила бутылку с шампанским о борт корабля. Участник театрализованного действия мэр Петрозаводска Николай Левин (тоже бывший мореход) перерубил канат, крепящий корабль к берегу, и произнёс морские напутствия.

Бриганти́на (итал. brigantino - шхуна-бриг, brigantina - бизань) - двухмачтовое парусное судно со смешанным парусным вооружением - прямыми парусами на передней мачте (фок-мачта) и с косыми на задней (грот-мачта). Первоначально бригантины оснащались еще и вёслами.

Подобные суда в прошлые века применялись для патрулирования и разведки, а также были любимы пиратами за их удобство в эксплуатации, легкость хода и маневренность. Имели две (иногда три) мачты с парусами и от восьми до пятнадцати пар весел. На верхней палубе устанавливалось до десяти пушек малого калибра. Пушки есть и сейчас. При желании можно произвести выстрел.

Были распространены во всех регионах - от Средиземного моря до Тихого океана. Бригантины не чужды и для Карелии, так как строились и использовались на Белом море.

Благодаря хорошим мореходным качествам эти корабли в некоторых странах строят и в наше время как спортивные и прогулочные.

Бригантины традиционно овеяны ореолом морской романтики и воспеты во многих песнях как символ классического парусника.

«Полярный Одиссей» вместе с поморской лодьей «Святитель Николай» ежегодно участвует:

В праздновании дня города Петрозаводска;

В Морском фестивале «Голубое Онего», где реконструируют морскую баталию с пальбой пушек и абордажем;

В «Кижской регате».

А также в многочисленных экспедициях и походах.

Имеется санитарный узел.

Судно оснащено необходимыми современными спасательными средствами.

БРИГИ И БРИГАНТИНЫ

В Севастополе, на Матросском бульваре стоит памятник с лаконичной надписью: «Казарскому. Потомству в пример»

Уже многие годы сюда ежедневно приходят сотни людей – севастопольцы и гости города русской морской славы. Это памятник командиру русского брига «Меркурий» Александру Ивановичу Казарскому. Что же совершили Казарский и команда корабля, заслужив право стать примером потомству?

14 мая 1829 года 20-пушечный бриг «Меркурий» принял неравный бой с двумя линейными турецкими кораблями, вооруженными в общей сложности 184 пушками, и вышел из него победителем. Дотоле ничего подобного не знала история военно-морского искусства. Маленький бриг – и два линейных корабля Мужество и блестящее искусство командира, помноженные на героизм матросов и офицеров, свели на нет многократное огневое превосходство врага. «Меркурий» ядрами своих карронад нанес тяжелые повреждения линейным кораблям и заставил их отказаться от боя. 19 июля 1829 года русский вице-канцлер Нессельроде переслал адмиралу А. Грейгу письмо турецкого штурмана, который участвовал в бою с бригом «Меркурий».

Турок писал:

«Во вторник, подходя к Босфору, завидели мы на рассвете три русских судна, фрегат и два брига, и погнались за ними; но не прежде как в три часа пополудни удалось нам настичь один из бригов. Корабль капитана-паши и наш вступили с ним в жаркое сражение, и – дело неслыханное и неимоверное – мы не могли принудить его сдаться. Он сражался, отступая и маневрируя со всем военным искусством так, что мы, стыдно признаться, прекратили сражение, между тем как он, торжествуя, продолжал свой путь. Без сомнения, он лишился почти половины своего экипажа, потому что некоторое время находился от нас на пистолетный выстрел и ежеминутно более и более повреждался.

Если древние и новые летописи являют нам опыты храбрости, то сей последний затмит все прочие, и свидетельство о нем заслуживает быть начертанным золотыми буквами в храме славы. Капитан сей был Казарский, а имя брига – «МЕРКУРИЙ».

Не случайно выдающийся русский флотоводец адмирал В. Истомин имел полное основание сказать о моряках «Меркурия»:

«Такого самоотвержения, такой геройской стоимости пусть ищут в других нациях со свечой…»

Вскоре после боя офицеры «Меркурия» были награждены орденами и повышены в чине, матросы получили Георгиевские кресты и пенсию. Особым указом бригу присвоили кормовой георгиевский флаг – самое почетное отличие для корабля. В память о легендарном бриге один из кораблей русского флота стали называть «Память «Меркурия».

Что представлял собой военный бриг начала XIX века? Прежде всего это двухмачтовое судно с прямым вооружением. Бриги – наименьшие мореходные суда, имевшие корабельную оснастку на двух мачтах. Их тоннаж не превышал 350 т, длина – 30 м, ширина – 9 м и глубина трюма – не более 6 м. Вооружение бригов состояло из 6 – 24 небольших пушек или карронад, размещенных на открытой палубе.

В основном бриги использовались для крейсерской и посыльной службы. На рисунке 46 изображен бриг «Меркурий».

Рис. 46 Легендарный бриг "Меркурий"

Очень похоже на бриг судно, показанное на рисунке 47. Его обозначают термином бригантина.

Рис. 47 "Истинная бригантина"

Может показаться вполне логичным, что это слово происходит от «бриг». Но это не совсем так. В истории судостроения существовали два рода бригантин, два совершенно различных парусника. Для ясности заглянем во второй том «Истории корабля», изданной в 1880 году русским морским историком Николаем Боголюбовым:

«Бригантины» в парусное время были те же бриги, только меньших размеров и с слабейшей артиллерией. Бригантины Средиземного моря имели две и три мачты-однодеревки с латинскими парусами и употреблялись преимущественно пиратами».

Более четкую формулировку термина «бригантина» дает советский адмирал К. Самойлов в своем «Морском словаре» (1939 г.):

«Бригантина» (brigandtine):

1. Бриг малого или среднего размера. Судно с двумя мачтами (фок и грот). Фок-мачта с вооружением, как у брига, а грот-мачта с вооружением, как у шхуны. Вообще говоря, такое вооружение бригантины нестандартно и может слегка изменяться.

2. В раннюю эпоху парусного флота, с XVI столетия, так назывались легкие быстроходные пиратские суда (от слова brigand – разбойник, пират) с латинским вооружением; позже эти суда вошли в состав флота в качестве посыльных и разведочных судов.

Можно заключить, что более ранняя бригантина получила свое название от слова «brigand» – разбойник, вторая, более поздняя,- от слова «бриг» (brig).

Однако вопреки установившейся традиции тонкие знатоки истории парусного флота разделяют бригантины второго типа на две категории: «истинные бригантины» и «шхуно-бриги» (рис. 48).

Рис. 48 Шхуно-бриг, или поздняя бригантина

К разряду «истинных бригантин» они относят бриги небольших размеров. У них на второй мачте большой нижний прямоугольный парус – грот – заменен гафельным парусом, над которым на стеньге три прямоугольных паруса меньшей площади. Со временем к этому же разряду моряки стали относить и двухмачтовые суда, несущие на грот-мачте исключительно косые паруса.

На первый взгляд сходным по оснастке с бригантиной выглядит парусник, изображенный на рисунке 49. Но он относится к разряду шхун. Его паруса – косые. Из-за двух прямых парусов, поднятых на стеньге фок-мачты (марсели), судно называется марсельной шхуной.

Рис. 49 Марсельная шхуна