Леваневский биография. Исчезновение летчика сигизмунда леваневского

Сигизмунд Александрович Леваневский (польск. Zygmunt Lewoniewski, 1902-1937) - советский лётчик, совершивший несколько сверхдлинных авиаперелётов в 1930-х годах, участник экспедиции по спасению парохода «Челюскин», второй Герой Советского Союза (1934).

Биография

Родился 15 мая 1902 года в Санкт-Петербурге в польской дворянской семье. Принял участие в Октябрьской революции 1917 года на стороне большевиков, позднее принял участие в Гражданской войне, служа в армии с 1918 года.

В 1925 году окончил Севастопольскую школу морской авиации и стал военно-морским лётчиком. В 1930 году был отправлен в запас.

В 1931-1932 годах был начальником лётно-учебной части Всеукраинской школы лётчиков.

С 1933 года - лётчик в Главсевморпути, совершил несколько сверхдальних перелётов. 20 июля 1933 года он отвёз на Аляску из Анадыря американского лётчика Джеймса Маттерна, который совершил аварийную посадку в районе Анадыря во время своей попытки кругосветного перелёта, и был впоследствии доставлен в Анадырь нашедшими его местными жителями - чукчами.

В апреле 1934 года принял участие в эвакуации экипажа и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин», за что получил звание Героя Советского Союза. По причине аварии самолёта у мыса Онман в сам ледовый лагерь Шмидта Леваневский не летал, но позже, рискуя жизнью, он доставил из Уэлена в бухту Лаврентия хирурга Леонтьева, который сделал там неотложную операцию по поводу острого аппендицита заместителю начальника экспедиции «Челюскина» Боброву.

В 1934 году вступил в ВКП(б).

3 августа 1935 года самолет АНТ-25 с экипажем в составе С. А. Леваневского (командир), Г. Ф. Байдукова (второй пилот) и В. А. Левченко (штурман) предпринял попытку совершить беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Франциско, о чём было торжественно объявлено заранее (успели даже выпустить памятную почтовую марку), однако после преодоления около 2000 километров в кабину пилота стало протекать масло. Леваневский вернулся и сел на аэродроме в посёлке Кречевицы под Новгородом. Причина вытекания оказалась простой: масла в бак налили слишком много, оно начало пениться, а его излишки - просачиваться в кабину.

В августе-сентябре 1936 года Леваневский с Левченко совершили полёт из Лос-Анджелеса в Москву на поплавковом варианте пассажирского одномоторного самолёта Вaлти V-1A американского авиаконструктора Джерарда Валти (Gerard Freebairn Vultee) , . Старт состоялся 5 августа. Маршрут проходил с посадками в Сиэтле, несколькими посадками на Аляске, затем уже с несколькими посадками в СССР; 13 сентября лётчики прибыли в Москву. За этот перелёт Леваневский был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, а Левченко - ордена Ленина. Прислал героям приветственную телеграмму О. Ю. Шмидт, который находился в это время на ледорезе «Литке» и осуществлял сквозной переход Северным морским путём:

«Горячо приветствую Вас, дорогой друг, с окончанием замечательного перелёта через три части света. Ваш перелёт соединил через Арктику Америку, Азию и Европу и является блестящей подготовкой к осуществлению великой идеи трансарктической связи между материками. Ледорез „Литке“, 11 сентября 1936 г., по радио».

Последний перелёт

12 августа 1937 года четырёхмоторный самолёт ДБ-А с бортовым номером Н-209 с экипажем из шести человек:

  • Сигизмунд Леваневский (первый пилот),
  • Николай Кастанаев (второй пилот),
  • Виктор Левченко (штурман),
  • Николай Галковский (один из лучших радистов ВВС), в честь Галковского назван мыс на острове Беккера,
  • Николай Годовиков (бортмеханик),
  • Григорий Побежимов (бортмеханик)

под командованием Леваневского начал полёт из Москвы через Северный полюс в Фэрбенкс, штат Аляска, США. Это была одна из первых машин этого проекта, фактически экспериментальная.

Радиосвязь с самолётом прервалась 13 августа, в 17:58 по московскому времени, после того, как они пролетели над Северным полюсом. Леваневский сообщал об отказе крайнего правого двигателя и о плохих метеоусловиях.

Родился 15.05.1902 г. в Санкт-Петербурге. Поляк. В детстве и юности жил в деревне Сокулка (Польша).

Леваневский вспоминает: «Отец умер, когда мне было 8 лет. Он был дворником... В 1916 г., окончив три класса уездного училища, я вынужден был кинуть учение. Денег не было. Семья - 5 джентльмен. Пошел я трудиться. Работал на заводе акционерного общества «Рессора»... На заводе меня и захватила Октябрьская революция. Вместе с другими рабочими я поступил в Красную гвардию. Мне было 15 лет... Я был справный, высокий и широкоплечий».

В октябре 1917 г. вступил в Красную гвардию. Участвовал в проведении массовых обысков в Петрограде и розыске продовольственных запасов на товарных станциях.

В РККА с 1918 г. Был бойцом продотряда в Вятской губернии.

Участвовал в Гражданской войне. Был командиром роты, батальона, начальником штаба, а далее командиром стрелкового полка на Восточном фронте.

В 1921 г. участвовал в ликвидации бандформирований в Дагестане.

С 1921 г. - завхоз 4-го воздухоплавательного отряда в Петрограде.

Осенью 1923 г. был направлен на учёбу в Севастопольскую высшую школу красных морских лётчиков, но припозднился к началу занятий. Временно работал завхозом авиашколы.

В 1925 г. окончил Севастопольскую школу красных морских лётчиков и летнабов. Затем служил в ней лётчиком-инструктором.

Вспоминает генерал-майор авиации Ляпидевский:

«Непосредственно нашу группу готовил Сигизмунд Александрович, голубоглазый, немногословный человек… Он пользовался непререкаемым авторитетом, и некоторые пацаны пытались подражать ему во всем, более того перенимали походку… К нам относился шибко участливо, учил без крика, нравоучений, показывал, как исправить ошибку… Нам с ним вечно было интересно».

С 1928 г. - в запасе.

В 1928-29 гг.- лётчик-инструктор Николаевской лётной школы Осоавиахима.

В 1929-33 гг. - шеф летной части Всеукраинской лётной школы Осоавиахима в Полтаве.

С весны 1933 г. работал в Управлении полярной авиации Главсевморпути.

Летом 1933 г. Леваневский перегнал летающую лодку Dornier Wal «СССР Н-8» из Севастополя в Хабаровск, что по тем временам было сильно большим достижением.

В 1933 г. америкосский пилот Джеймс Маттерн намеревался реализовать полет около земного шара. На заключительном этапе кругосветного перелета Маттерн, выгрузив радиостанцию и взяв как разрешено больше горючего, вылетел из Хабаровска в направлении Анадыря и исчез.

Джеймс Маттерн

Начались поиски. Вскоре выяснилось, что он совершил посадку на берегу реки Анадырь в 80 километрах от окружного центра и его авиалайнер получил повреждения.

Экипажу в составе Леваневского и штурмана Левченко было дано срочное поручение брать Маттерна на борт самолета в Анадыре и принести его на Аляску.

13.07.33 г. Леваневский вылетел на Чукотку на гидросамолете «СССР Н-8». Он впервой прошел над тундрой от бухты Нагаева в Анадырь и, таким образом, проложил свежеиспеченный путь на Чукотку.

“ СССР Н-8 “

20.07.33 г. Маттерн был доставлен в г. Ном на Аляске.

24.09.33 г. Леваневский приводнился на Ангаре в Иркутске. Перед этим он провел ледовую разведку, слетал на остров Врангеля и доставил оттуда на материк группу участников первой Ленской экспедиции. За мужество и героизм и пилот, и штурман были награждены орденом Красной Звезды.

После этого он занимался ледовой разведкой. Летал с посадками на мысе Северном, острове Врангеля, в бухте Тикси. Сверху Леваневский видел корабль «Челюскин» на подходе к бухте Тикси и говорил затем, что в таковой тяжелой ледовой обстановке ему вряд ли удастся одолеть путь к Берингову проливу.

Когда моторы летающей лодки отработали свой ресурс, Леваневский перегнал авиалайнер в Иркутск на ремонтик и отправился домой в Полтаву.

11.09.33 г. во время дальнего перелета Варшава - Омск в районе г. Ядрин в Чувашии разбился авиалайнер PZL-19 (пилот - капитан Ю. Леваневский, штурман - подполковник Ч. Филиппович).

Юзеф Леваневский

Полет входил в программу подготовки польского экипажа к кругосветному перелету сквозь Западную Африку, Атлантику, США, Аляску, Камчатку и страны Азии в Польшу. В этом перелете старшой брат Сигизмунда Леваневского прославленный польский пилот капитан Юзеф Леваневский намеревался побить рекорд дальности, установленный французами.

Несколько часов полет проходил без происшествий, но к вечеру экипаж попал в сложные метеоусловия. Пришлось шагать на малой высоте, прижимаясь к земле, над незнакомой местностью...

Недалеко от г. Ядрин в Чувашии произошло столкновение машины с землей - пилот погиб разом, штурман получил тяжелые ранения.

Погибшему пилоту были оказаны воинские почести, а его останки доставили в Варшаву, где 19 сентября состоялись торжественные похороны.

Позднее, побывав на могиле Юзефа, Сигизмунд Леваневский возложил венок: «Брату - польскому герою от брата-летчика, героя Советского Союза».

Вполне вероятно, что вся дальнейшая карьера младшего Леваневского окрасилась в политические оттенки. Очень уж соблазнительно было аргументировать на примере двух братьев-летчиков, судьбы которых гражданская битва развела по разные стороны советско-польской границы, что СССР предоставляет своим гражданам не меньшие, а немаловажно большие возможности для развития и мировых достижений.

Осенью 1933 г. Леваневский совершил строй агитационных перелётов по Украине.

В 1934 г. Леваневский участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин», затертого во льдах.

Позднее он вспоминал:

«Живу в Полтаве. Отдыхаю. Читаю газеты, слушаю радио. Скучаю. Без дела мне завсегда бывает уныло. 13 февраля я узнал по радио, что «Челюскин» раздавлен льдами. Телеграфирую в Москву, что готов лететь на поддержку челюскинцев. Жена, узнав об этом, плачет, и пацаны (у меня девчурка и мальчик) также подняли крик.

Но ничего. Я их успокоил. А на следующий день получаю телеграмму-«молнию»: «Немедленно выезжайте в Москву». Через два часа - вторую телеграмму: «Немедленно выезжайте в Москву». Одна телеграмма была от Главного управления Северного морского пути, другая - от Ушакова. Приезжаю в Москву, а мне говорят, что завтра надобно выезжать за рубеж... Меня это поразило. Я полагал лететь на самолете Р-5 из Москвы прямо на Север. Но руководство решило: Ушакова, Слепнева и меня отправить в Америку, чтобы со стороны Аляски скорее угодить на Север».

К этому времени сквозь Амторг (Торговое представительство СССР в США) были уже закуплены два девятиместных самолёта «Консолидэйтед Флэйстер».

17.02.34 г. Ушаков, Леваневский и Слепнев прибыли в Берлин, откель вылетели в Лондон, чтобы пересечь Атлантику на пароходе. Прибыв в Нью-Йорк, они сели на экспресс, пересекли США с запада на восток и из Сиэтла вдоль побережья Канады на пароходе отправились на Аляску.

29.03.34 г., несмотря на тяжелые метеоусловия, Леваневский вылетел из Нома в Ванкарем сообща с Ушаковым и борт-механиком Армистедом Клайдом. Однако стихия оказалась сильнее. Из-за сильного обледенения он совершил вынужденную посадку в районе Колючинской губы. «Люди остались живы только благодаря исключительному самообладанию пилота Леваневского» - сообщал Ушаков в своей телеграмме Москву.

Ранение Леваневского было незначительным, но самолёт был разбит, потому он не смог принять участие в полётах к лагерю челюскинцев. Однако ему всё же удалось принести в Ванкарем руководителя спасательной операции Ушакова.

Более видавший виды полярник, Слепнев вылетал из Нома немного раз, но, попав в непогоду, возвращался. В конце концов, ему сообща с американским бортмехаником Левари удалось удачно достичь до Ванкарема и вторым после этого Ляпидевского примчать в лагерь Шмидта. С ним на льдину прибыл и Ушаков.

20.04.34 г. Леваневский Сигизмунд Александрович был удостоен звания Герой Советского Союза.

Член ВКП(б) с 1934 г.

27.06.34 г. в составе делегации СССР Леваневский вылетел в Англию на международную авиационную выставку. На обратном пути он навестил мамашу, жившую в Польше, посетил воинское кладбище, на котором был похоронен его старшой брат.

В 1934 г. Леваневский поступил в ВВА РККА им. Жуковского.

В 1935 г. он написал книгу «Моя стихия».

В начале 1935 г. он прервал учёбу для подготовки трансарктического перелёта в США сквозь Северный полюс, идею которого первым выдвинул публично.

В своем письме в редакцию газеты «Правда» от 19.01.35 г. Леваневский писал: «Я предлагаю произвести в 1935 году беспосадочный перелет Москва - Сан-Франциско через Северный полюс.

Цель этого перелета: первое - установление рекорда дальности полета по прямой; второе - беспосадочный полет как раз сквозь Северный полюс; третье - установление кратчайшего пути между двумя крупнейшими пунктами мира; четвертое - обследование и нанесение на карту «белых пятен» Северного полярного бассейна; пятое - демонстрация достижений советской авиации».

Проект перелета был направлен Куйбышевым на заключение начальнику Главсевморпути Шмидту, тот, что дал свою оценку этому проекту: «Основной толк перелета, явно, в демонстрации нашей авиации, потому что будущие международные полеты, конечно, пойдут не по этому пути - сквозь полюс, - а по берегу Ледовитого океана, что будет не намного дальше, а значительно удобнее и безопаснее, так как там к 1936 году нами будет подготовлена оборудованная магистраль....

В случае неудачи мы не сможем ограничиться констатацией, что Леваневский не долетел, а будем, несомненно, напрягать все силы для его спасения или, по крайней мере, нахождения…

Поиски Леваневского в случае вынужденной посадки или аварии, будут неизмеримо труднее операции спасения челюскинцев (там от лагеря до Ванкарема было 150 километров, а от ближайшей базы до Леваневского может угодить больше 2000 километров). Пришлось бы сформировать свои летные операции на территории Канады, в местах значительно менее обжитых, чем наша Чукотка, что и технически, и политически сильно тяжело...

По этим причинам, если вероятность удачи полета Леваневского равна половине, то вероятность помощи ему в случае аварии близка к нулю. А невезуха в оказании помощи означает не только потерю великолепного летчика и героя, но и крупный нравственный ущерб для СССР в глазах всего мира...

По изложенным причинам я считаю долгом высказаться супротив предложения тов. Леваневского в его нынешнем виде".

Несмотря на отрицательное заключение Шмидта, подготовка к перелету продолжалась, при всем при том взгляд начальника Главсевморпути не осталось без внимания.

По организации и проведению перелета по маршруту Москва - Сан-Франциско были приняты Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 26.01.35 г. и Постановление Совета Труда и Обороны от 28.02.35 г., в которых намечалось осуществить перелет на самолете РД в июле 1935 г.

На время подготовки и проведения перелета Леваневский был подчинен Начальнику ВВС РККА Алкснису, на которого возложили полную ответственность за техническую подготовку и фактическую подготовленность самолета к полету.

3.08.35 г. на самолёте АНТ-25 Леваневский предпринял попытку перелёта Москва - Северный полюс - Сан-Франциско (США). Однако над Баренцевым морем, через десять часов полета, была обнаружена сильная течь масла, которая могла сотворить аварийную ситуацию. О неисправности доложили в Москву. По требованию правительства начальник экипажа был вынужден завернуть авиалайнер назад и произвести посадку на аэродроме Кречевицы в районе Новгорода.

Н.Г. Кастанаев, В.И. Левченко, С.А. Леваневский

11.02.36 г. на заседании Политбюро было принято заключение «отклонить настойчивую просьбу Героя Советского Союза т. Леваневского о разрешении в 1936 году произвести перелет через полюс».

Было одобрено предложение Шмидта о создании в 1937 г. на льду в районе Северного полюса радио-метеостанции. Главсевморпути поручалось продолжить штудирование климата в районе полюса, а Леваневскому рекомендовалось лично исследовать условия полетов на севере Америки (Аляска, Канада, Гренландия).

Летом 1936 г. Леваневский выехал в США для закупки самолёта американского производства для нового перелёта. Не найдя там ничего лучшего, он приобрел гидросамолёт «Валти».

В августе - сентябре 1936 г. на гидросамолёте «Валти» V-JAS (штурман - В.И. Левченко) совершил перелет Лос-Анджелес - Сан-Франциско - Уэлен - Якутск - Свердловск - Москва, преодолев 19,2 тыс. км. Целью перелета являлась прокладка прямой воздушной линии между США и СССР посредством Аляску и Чукотку.

Леваневскому предстояло реализовать весьма трудную задачу. Он должен был исследовать условия полета на трансконтинентальной линии, обусловить места посадочных площадок и баз снабжения горючим, определить вероятность связи и т. д.

5.08.36 г. «Валти» вылетел из Лос Анджелеса. Полет вдоль американского побережья проходил с посадками в Сан-Франциско, Сиэтле и Номе. Первая количество маршрута прошла в благоприятных условиях. Трудности поджидали над океаном. Однако пилот сумел провести свою машину без малого в поголовный облачности и удачно приводнился в Уэлене. До бухты Тикси авиалайнер летел над Арктическим побережьем с посадкой в бухте Амбарчик.

30.08.36 г. авиалайнер прибыл в Жиганск.

2.09.36 г. в Красноярске закончилась «водная» доля маршрута, и гидросамолет был поставлен на колесное шасси.

13.09.36 г. Леваневский приземлился в Москве.

С.А. Леваневский и В.И. Левченко

В тот же день Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Сталин направил экипажу приветственную телеграмму: «Герою Советского Союза летчику Леваневскому, штурману Левченко. Братский привет отважным сынам нашей родины! Поздравляю вас с успешным выполнением плана исторического перелета. Крепко жму ваши руки. И. Сталин».

Сам Леваневский также приподнято оценивал тот самый перелет. Он писал: «Впервые в истории авиации охватываются одним полетом Калифорния, Орегон, Вашингтон, Канада, Аляска, Чукотка, Якутия, Сибирь. И я счастлив, что эта проблема решена советскими летчиками».

Вспоминает газетчик Бронтман:

«1936 год… 13 сентября. Сегодня встречали Леваневского на Щелковском аэродроме. Мы стояли у трибуны… Леваневский уже рулил по аэродрому. Увидев машины, он остановился, выглянул в оконце. Левченко спрыгнул на землю, его окружили. Следовавший за мной хвостище газетчиков распался. Молотов пожал ему руку.

В.М. Молотов и С.А. Леваневский

16.09.36 г. было принято Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) о присвоении имени Леваневского линии электропередач Свердловск - Соликамск.

За осуществление этого дальнего перелета Леваневский был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а Левченко - орденом Ленина.

Тем временем, на право на перелет в США посредством Северный полюс стали претендовать другие известные советские пилоты - Громов, Чкалов, Доронин.

В апреле-мае 1937 г. Леваневский испытал в Севастополе, а потом перегнал в Москву закупленные в США амфибию Sikorsky S-43 и летающую лодку Duglas DF.

“ Sikorsky S-43 “

25.05.37 г. вывод о перелете Леваневского было принято.

Четырёхмоторный далекий бомбардировщик ДБ-А, на котором он собирался лететь, был спроектирован В.Ф. Болховитиновым и построен в течение года.

Виктор Фёдорович Болховитинов

Его заводские испытания были завершены в марте 1936 г. Их провел летчик-испытатель Кастанаев. В ноябре 1936 г. во время госиспытаний летчик-испытатель Нюхтиков установил на ДБ-А два рекорда - поднял 10 т на высоту 7032 м и 13 т на 4535 м. Список достижений продолжил экипаж Байдукова (второй пилот Н.Г. Кастанаев, штурман-радист Л.Л. Кербер). В перелете Москва - Мелитополь - Москва они установили два рекорда скорости - 280 и 246 км/ч на дистанциях 1 и 2 тыс. км с 5 т груза. Эти рекорды и привлекли участливость Леваневского.

ДБ-А “ СССР H-209 “

Машина имела следующие летно-технические характеристики:

Скорость максимальная у земли 280-300 км/ч; крейсерская скорость - 260 км/ч;

На высоте 4000 метров - 316-330 км/ч; посадочная скорость - 80-85 км/ч;

Максимальная скороподъемность - 135 м/мин;

Скороподъемность(средняя)-2,45 м.с; набор высоты/мин (км.)-5(1);56(7);

Вес пустого (без вооружения) - 15,4 т; масса полной нагрузки - 6500 кг;

Нормальная взлетная масса - 21900 кг; максимальный взлетный вес- 35 т;

Длина самолета - 24,4 м; размах крыла - 39,5 м;

Высота самолета-8,5 м; площадь крыла - 230 м2;

Разбег - 400 м; пробег - 300 м;

Массовая отдача-30%;

Практическая дальность полета - 4500 км., с дополнительными баками- 8840 км;

Практический потолок - 7220-7730 м;

Расположение двигателей - в крыле;

Тип двигателя - поршневой;

Силовая установка - 4 форсированных двигателя АМ-34РНБ мощностью по 850 л/с, либо 4 двигателя АМ-34ФРН по 900 л/с (600 kw) с турбокомпрессорами;
- диаметр трехлопастных металлических винтов - 4,1 м. (от самолета АНТ-25);
- экипаж - 6-8 человек, военного варианта - 11-13 человек;

Тип ВПУ - сухопутный трехопорный (хвост);

Конструкция крыльев - моноплан;

Тип оперения - нормальное однокилевое;

Вооружение: 1х20 мм пушка ШВАК, 6х7,62 мм. пулемета ШКАС (или 1 пулемет УБТ), бомбовая нагрузка - 5000-6500 кг;

18-20.06.37 г. на самолете АНТ-25 Чкалов, Байдуков и Беляков совершили основополагающий беспосадочный трансарктический перелет Москва - Северный полюс - Ванкувер (США).

12-14.07.37 г. на самолёте АНТ-25 Громов, Юмашев и Данилин совершили беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто (США).

31.07.37 г. было принято Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о перелете экипажа Леваневского на самолете ДБ-А по маршруту Москва - Северный полюс - США, отпуске на эти цели 2,5 млн. руб. и 75 тыс. долл. США и получении Наркоматом иностранных дел разрешения полета над странами в соответствии с намеченным маршрутом.

Из постановления, при всем при том, не ясна мишень перелета. Из задач, поставленных Леваневским в своем письме в 1935 г., помимо обследования и нанесения на карту «белых пятен» оставалась только демонстрация достижений советской авиации.

перед стартом

12.08.37 г. в 18.15 самолёт ДБ-А «СССР Н-209» с экипажем из шести дядя (второй пилот - Н.Г. Кастанаев, штурман - В.И. Левченко, бортрадист - Н.Я. Галковский, бортмеханики - Г.Т. Побежимов и Н.Н. Годовиков) стартовал по маршруту Москва - Архангельск - о. Рудольфа - Северный полюс - Фербенкс (США).

Затем предполагалось лететь в Нью-Йорк по маршруту Фербенкс - Эдмонтон (Канада) - Чикаго - Нью-Йорк с посадками в Эдмонтоне, Чикаго и Нью-Йорке.

Перелёт проходил в шибко сложных метеоусловиях. В Арктике наступила осень. Высокие широты пересекал дюжий циклон.

Полетный график стал нарушаться, как только Н-209 очутился над свинцовыми водами Баренцева моря. Мощная облачность, надо думать, вынуждала Леваневского забираться все выше и выше. Однако сейчас встречный ветер усилился и перешел в ураганный - единственный за другим налетали атмосферные фронты. Путевая прыть падала с каждым часом. Экипаж перешел на работу в кислородных масках.

13.08.37 г. в 13.40 Леваневский радировал: «Прошли Северный полюс на высоте 6000 метров, температура за бортом - минус 35. Глубокий циклон». В 14.32 с борта самолёта поступила очередная, девятнадцатая по счету, радиограмма в которой сообщалось: «Из-за порчи маслопровода вышел из строя последний правый мотор. Высота 4600 метров, идем в поголовный облачности. Ждите»… После этого систематичная связь с самолетом прервалась, а в 17.53 поступила последняя радиограмма: «Ждите…».

О том, что произошло с Сигизмундом Александровичем и его экипажем, оставалось только смекать. На самолете было шесть джентльмен. Трое из них умели управляться с радиоаппаратурой. И аппаратура была с тройной тягой: рабочая радиостанция, запасная радиостанция и маленькая аварийная с ручным приводом.

Летчики полагают, что облачность была, по всей вероятности, до такой степени низкой, что доходила до самого льда, переходя в туман. Леваневский, не видя льда, не мог сделать нехай тяжелую, пускай с аварией посадку. Скорее всего, авиалайнер как шел, снижаясь, так и врезался в лед».

15.08.37 г. газета «Правда» опубликовала извещение правительственной комиссии по дальним перелетам: «Самолет мог подвергнуться обледенению, что привело к вынужденной посадке на лед… Все полярные радиостанции продолжают непрерывно внимать на волне самолета… Экипаж самолета «Н-209» обеспечен продовольствием на полтора месяца, а ещё палатками, спальными мешками, теплой одеждой и оружием».

Расчеты показали, что беда произошла между 89-й и 83-й параллелями. В августе-октябре 1937 г. шли поиски. Весной они были возобновлены, но безрезультатно...

Одной из основных причин вылета, видимо, было влечение Леваневского сдержать обещание, данное Сталину, и во что бы то ни стало произвести перелет до наступления осенней непогоды. Возможно, он осознавал авантюрность предстоящего полета. Однако позже неудачной попытки на АНТ-25 был, одержим идеей перелета на другом самолете. Немаловажную образ сыграло огромное самолюбие Леваневского, тот, что мог подвергать рассмотрению присвоение ему звания Героя Советского Союза только как аванс. Ведь ни одного вылета к лагерю челюскинцев ему произвести не удалось, в различие от других летчиков, удостоенных этого звания совместно с ним.

15.08.37 г. вышло постановление правительственной комиссии по дальним перелетам: «Обсудив положение, правительственная комиссия приняла строй мер для немедленного оказания помощи. По восточному сектору, со стороны Чукотского полуострова приняты следующие меры:

1. Ледоколу «Красин», находящемуся у берегов Чукотского моря, дано приказание устремиться к мысу Шмидта, где находится авиабаза Главсевморпути, схватить на борт три самолета с экипажами и горючим, устремиться в район мыса Барроу на Аляске, оттуда на север, сколь позволяют льды, где и служить базой.

2. Пароходу «Микоян», находящемуся в Беринговом проливе, приказано с полным грузом угля нацелиться к «Красину».

3. Двухмоторный авиалайнер «СССР Н-2» летчика Задкова, находящийся в бухте Нагаево, получил приказание нацелиться в Уэлен и оттуда к месту нахождения «Красина».

Однако действительность была негусто другой. Задков сделал только немного вылетов на гидросамолете Dornier Wal: позже очередной посадки в полынью она была раздавлена льдами.

Два оставшихся самолета были безупречно не приспособлены для поисково-спасательных работ и имели шибко маленькую дальность полета.

На поиски Леваневского были отправлены два отряда ТБ-3, укомплектованных экипажами, обученными слепым полетам в Арктике. Руководил экспедицией руководитель Управления полярной авиации Главсевморпути Шевелев. Отрядами командовали Водопьянов и Чухновский. Однако, из-за нехороший организации и капризной арктической погоды отряд Водопьянова прибыл на о. Рудольфа только посредством месяц потом катастрофы. Погода грубо ухудшилась. Ее улучшения пришлось дожидаться ещё без малого месяц.

7.10.37 г. Водопьянов в невероятно сложных метеоусловиях сумел миновать за Северный полюс рядом к маршруту Леваневского в район вероятного падения самолета, но ничего не обнаружил. Вскоре позже этого отряд отозвали в Москву.

6.10.37 г. отряд Чухновского вылетел из Москвы и… пропал!

31.10.37 г. от Чухновского поступила радиограмма: «Самолеты находятся на одном из покрытых льдом островов Земли Франца-Иосифа. Погоды нет, лететь в то время как не можем». Лишь через немного дней, идеально ненароком, обнаружилось, что самолеты Чухновского приземлились и все это время стояли всего в пяти километрах от аэродрома на о. Рудольфа… Время было бесповоротно упущено, и полеты пришлось перестать до весны следующего года.

В поисках принимала участие и американская край. На Аляске пропавший авиалайнер искали Дж. Кроссон, М. Стюарт, Р. Рэндалл, Х. Уилкинс, Дж. Маттерн и другие, но ещё безрезультатно…

Весной было совершено ещё немного полетов на поиски обломков самолета Леваневского. А через девять месяцев вслед за тем трагедии было решительно решено перестать дорогостоящую операцию. За время поисков самолета была потеряна летающая лодочка Dornier Wal и разбито два ТБ-3, Чухновского и Бабушкина. Бабушкин при этом получил переломы обеих ног.

Но это было ещё не все

19.05.38 г. своевременно взлета с аэродрома близ Архангельска потерпел катастрофу авиалайнер Г-2 «СССР Н-212».

Самолет пилотировал пилот Мошковский. Во время взлета, уже за чертой аэродрома, неожиданно сдал обороты один из двигателей. Тяжелая четырехмоторная агрегатина ударилась колесами о препятствие. Пробило бензобаки, бензин зажегся, и горящий авиалайнер свалился в реку. Двенадцать дядя получили ранения средней тяжести, а четверо погибли, в т.ч. Герой Советского Союза Бабушкин.

Письмо Шмидта в 1935 г. оказалось пророческим. Найти авиалайнер Леваневского в бесконечных просторах Арктики оказалось невозможным.

12.08.38 г., в годовщину начала трагического перелета, в газете «Правда» было опубликовано официальное правительственное заявление: «Правительство опросило Героев Советского Союза - летчиков и полярных исследователей - о возможности и целесообразности дальнейших поисков. По единодушному их мнению, дальнейшие поиски не имеют никаких шансов на фарт, и экипаж самолета Н-209 следует считывать погибшим. В связи с этим Совет Народных комиссаров СССР постановляет - дальнейшие поиски самолета Н-209 прекратить».

Тем же Постановлением СТО предусматривалось увековечивание памяти С.А. Леваневского, Н.Г. Кастанаева, В.И. Левченко, Г.Т. Побежимова, Н.Н. Годовикова и Н.Я. Галковского, и все-таки по различным причинам монумент экипажу так и не был установлен.

Среди легендарных асов советской авиации Сигизмунд Леваневский является, пожалуй, самым загадочным и неординарным. Этого летчика можно назвать рекордсменом по числу названных его именем улиц, и в то же время ряд обстоятельств его жизни остаются неясными до сих пор, а тайна гибели экипажа Леваневского продолжает будоражить умы.


Сигизмунд Александрович Леваневский, точнее, Зигмунд Левоневски (Zygmunt Lewoniewski) родился в Петербурге 15 мая 1902 года в семье выходцев из польского городка Сокулки Гродненской губернии. В семье, кроме Зигмунда, было еще трое детей – Юзеф, который также стал летчиком и погиб во время дальнего перелета, Владислав, еще один будущий летчик, и София. Александр Леваневский умер, когда Зигмунду было восемь лет. Мать зарабатывала на жизнь шитьем, а мальчик в 12 лет пошел работать на завод "Рессора". Сразу же после революции завод закрылся, а Сигизмунд вступил в ряды Красной гвардии. На Петроград надвигался голод, и Сигизмунд с Юзефом в составе продотряда направились в Вятскую губернию. Продотрядовцы могли получить в собственное распоряжение по два пуда реквизированного хлеба. Юзеф получил хлеб за себя и за брата, и вывез семью Леваневских на родину. Сигизмунд (по непроверенной информации скрыв свое дворянское происхождение и уменьшив возраст) ушел в действующую армию, и некоторое время воевал в Дагестане. В 1921 году произошло два знаменательных события в жизни Леваневского – он женился на работнице военкомата Наталье Дегтяревой, которая родила ему сына Владислава и дочь Элеонору, и впервые увидел вблизи самолет, поступив на службу в хозяйственную часть аэропорта Ораниенбаума. При любой возможности Леваневский поднимался на аэростате, просил взять его пассажиром в кабину самолета и наконец, добился направления в школу морских летчиков в Севастополе. После окончания летной школы в 1925 году он служил в военно-морских ВВС, а после увольнения в запас в 1930 году стал авиаинструктором, а затем заведующим летно-учебной частью школы летчиков в Полтаве. Однако Сигизмунда Леваневского манила не работа преподавателя, а дальние полеты. В 1933 году, во время командировки в Москву за новым самолетом для летной школы он попал на прием к начальнику Управления полярной авиации Севморпути, и тут же получил предложение о перегоне из Севастополя в Хабаровск гидросамолета Дорнье-Валь. Приводнение невиданной машины на сибирских реках вызывало настоящий ажиотаж местных жителей. По прибытию в Хабаровск Леваневского ждала правительственная телеграмма - в районе Анадыря потерпел крушение летчик из США Джемс Маттерн, пытавшийся установить рекорд скорости кругосветного перелета. Леваневскому с экипажем удалось на самолете незнакомой конструкции и в штормовых условиях переправить американца через Берингов пролив в город Ном (штат Аляска). Тогда Леваневский получил свою первую награду – кольцо из самородного золота от мэра Нома.

В 1934 году во время экспедиции по спасению челюскинцев самолет "Консолидейтед Флистер", которым управлял Леваневский, потерпел аварию у мыса Онман, и не смог принять участие в эвакуации людей. Однако впоследствии он спас жизнь заместителю начальника экспедиции челюскинцев Боброву, доставив ему хирурга для неотложной операции, и заслужил звание Героя Сове

тского Союза (второго после своего ученика Ляпидевского, вывезшего 12 человек из лагеря челюскинцев на льдине). Сигизмунд Леваневский приобрел репутацию одного из лучших летчиков и знатоков Севера. После того, как осенью 1934 года самолет АНТ-125 с экипажем под руководством Громова установил рекорд дальности беспосадочного перелета в 12 411 км по круговому маршруту, Леваневскому пришла в голову идея о перелетах над Северным полюсом. Эту мысль он высказал Сталину на приеме в Кремле и нашел у него поддержку. Экспедиция в составе Сигизмунда Ляпидевского, Георгия Байдукова и Василия Левченко стартовала 3 августа 1935 года; к этой дате даже была выпущена марка с портретом Леваневского и специальной надпечаткой, которая сразу же стала филателистической редкостью. Однако в районе Баренцева моря была обнаружена неисправность маслопровода, и экипажу пришлось возвратиться. Сигизмунд Леваневский болезненно переживал неудачу, в присутствии Сталина он в очень грубой форме выказал авиаконструктору Туполеву свое мнение о самолете АНТ-25, и сказал, что никогда больше летать на них не будет. Леваневского и Левченко командировали в США, чтобы приобрести самолет там. Пока летчики перегоняли купленный гидроплан-бомбардировщик "Валти" из Лос-Анжелеса в Москву через Чукотку, Байдуков внес предложения по усовершенствованию конструкции АНТ-25. В 1937 году Чкалов, Байдуков и Беляков совершили трансарктический перелет в Ванкувер, а экипаж Громова сумел долететь до Сан-Джасинто в Калифорнии.

Для своего перелета через Северный полюс Леваневский выбрал самолет ДБ-А, тяжелый бомбардировщик, который на тот момент был экспериментальной моделью, и его конструктор Болховитинов не одобрил идею Леваневского. В составе экипажа было 6 человек, на борт самолета, который должен был приземлиться в Фэрбенксе (Аляска), а на борт самолета загрузили пушнину для продажи в США и сувениры (по слухам, среди груза было и золото). 12 августа 1937 года самолет взлетел со Щелковского аэродрома. Из-за погодных условий полет над полюсом прошел сложно, затем пришло сообщение об отказе одного из четырех двигателей, и после короткой радиограммы, принятой на мысе Шмидта, связь с самолетом прервалась. На следующий день начались поиски экипажа, в которых приняла участие и инициативная группа из США, в которой была не только самая современная техника, но даже телепаты. Радиолюбители всего мира прослушивали эфир, но безрезультатно.

Через год поиски были прекращены, однако попытки разгадать тайну гибели знаменитого летчика и его экипажа продолжаются до настоящего времени. Во время Великой Отечественной войны появились немецкие листовки, в которых утверждалось, что Леваневский воюет на стороне фашистов, и даже был сбит летчик, очень похожий на него. Находки, которые могли быть остатками крушения, обнаруживали в Якутии, на Аляске и в других местах, но пока что тайна гибели легендарного пилота остается нераскрытой.

Среди легендарных асов советской авиации Сигизмунд Леваневский является, пожалуй, самым загадочным и неординарным. Этого летчика можно назвать рекордсменом по числу названных его именем улиц, и в то же время ряд обстоятельств его жизни остаются неясными до сих пор, а тайна гибели экипажа Леваневского продолжает будоражить умы.


Сигизмунд Александрович Леваневский, точнее, Зигмунд Левоневски (Zygmunt Lewoniewski) родился в Петербурге 15 мая 1902 года в семье выходцев из польского городка Сокулки Гродненской губернии. В семье, кроме Зигмунда, было еще трое детей – Юзеф, который также стал летчиком и погиб во время дальнего перелета, Владислав, еще один будущий летчик, и София. Александр Леваневский умер, когда Зигмунду было восемь лет. Мать зарабатывала на жизнь шитьем, а мальчик в 12 лет пошел работать на завод "Рессора". Сразу же после революции завод закрылся, а Сигизмунд вступил в ряды Красной гвардии. На Петроград надвигался голод, и Сигизмунд с Юзефом в составе продотряда направились в Вятскую губернию. Продотрядовцы могли получить в собственное распоряжение по два пуда реквизированного хлеба. Юзеф получил хлеб за себя и за брата, и вывез семью Леваневских на родину. Сигизмунд (по непроверенной информации скрыв свое дворянское происхождение и уменьшив возраст) ушел в действующую армию, и некоторое время воевал в Дагестане. В 1921 году произошло два знаменательных события в жизни Леваневского – он женился на работнице военкомата Наталье Дегтяревой, которая родила ему сына Владислава и дочь Элеонору, и впервые увидел вблизи самолет, поступив на службу в хозяйственную часть аэропорта Ораниенбаума. При любой возможности Леваневский поднимался на аэростате, просил взять его пассажиром в кабину самолета и наконец, добился направления в школу морских летчиков в Севастополе. После окончания летной школы в 1925 году он служил в военно-морских ВВС, а после увольнения в запас в 1930 году стал авиаинструктором, а затем заведующим летно-учебной частью школы летчиков в Полтаве. Однако Сигизмунда Леваневского манила не работа преподавателя, а дальние полеты. В 1933 году, во время командировки в Москву за новым самолетом для летной школы он попал на прием к начальнику Управления полярной авиации Севморпути, и тут же получил предложение о перегоне из Севастополя в Хабаровск гидросамолета Дорнье-Валь. Приводнение невиданной машины на сибирских реках вызывало настоящий ажиотаж местных жителей. По прибытию в Хабаровск Леваневского ждала правительственная телеграмма - в районе Анадыря потерпел крушение летчик из США Джемс Маттерн, пытавшийся установить рекорд скорости кругосветного перелета. Леваневскому с экипажем удалось на самолете незнакомой конструкции и в штормовых условиях переправить американца через Берингов пролив в город Ном (штат Аляска). Тогда Леваневский получил свою первую награду – кольцо из самородного золота от мэра Нома.

В 1934 году во время экспедиции по спасению челюскинцев самолет "Консолидейтед Флистер", которым управлял Леваневский, потерпел аварию у мыса Онман, и не смог принять участие в эвакуации людей. Однако впоследствии он спас жизнь заместителю начальника экспедиции челюскинцев Боброву, доставив ему хирурга для неотложной операции, и заслужил звание Героя Советского Союза (второго после своего ученика Ляпидевского, вывезшего 12 человек из лагеря челюскинцев на льдине). Сигизмунд Леваневский приобрел репутацию одного из лучших летчиков и знатоков Севера. После того, как осенью 1934 года самолет АНТ-125 с экипажем под руководством Громова установил рекорд дальности беспосадочного перелета в 12 411 км по круговому маршруту, Леваневскому пришла в голову идея о перелетах над Северным полюсом. Эту мысль он высказал Сталину на приеме в Кремле и нашел у него поддержку. Экспедиция в составе Сигизмунда Ляпидевского, Георгия Байдукова и Василия Левченко стартовала 3 августа 1935 года; к этой дате даже была выпущена марка с портретом Леваневского и специальной надпечаткой, которая сразу же стала филателистической редкостью. Однако в районе Баренцева моря была обнаружена неисправность маслопровода, и экипажу пришлось возвратиться. Сигизмунд Леваневский болезненно переживал неудачу, в присутствии Сталина он в очень грубой форме выказал авиаконструктору Туполеву свое мнение о самолете АНТ-25, и сказал, что никогда больше летать на них не будет. Леваневского и Левченко командировали в США, чтобы приобрести самолет там. Пока летчики перегоняли купленный гидроплан-бомбардировщик "Валти" из Лос-Анжелеса в Москву через Чукотку, Байдуков внес предложения по усовершенствованию конструкции АНТ-25. В 1937 году Чкалов, Байдуков и Беляков совершили трансарктический перелет в Ванкувер, а экипаж Громова сумел долететь до Сан-Джасинто в Калифорнии.



Для своего перелета через Северный полюс Леваневский выбрал самолет ДБ-А, тяжелый бомбардировщик, который на тот момент был экспериментальной моделью, и его конструктор Болховитинов не одобрил идею Леваневского. В составе экипажа было 6 человек, на борт самолета, который должен был приземлиться в Фэрбенксе (Аляска), а на борт самолета загрузили пушнину для продажи в США и сувениры (по слухам, среди груза было и золото). 12 августа 1937 года самолет взлетел со Щелковского аэродрома. Из-за погодных условий полет над полюсом прошел сложно, затем пришло сообщение об отказе одного из четырех двигателей, и после короткой радиограммы, принятой на мысе Шмидта, связь с самолетом прервалась. На следующий день начались поиски экипажа, в которых приняла участие и инициативная группа из США, в которой была не только самая современная техника, но даже телепаты. Радиолюбители всего мира прослушивали эфир, но безрезультатно.

Через год поиски были прекращены, однако попытки разгадать тайну гибели знаменитого летчика и его экипажа продолжаются до настоящего времени. Во время Великой Отечественной войны появились немецкие листовки, в которых утверждалось, что Леваневский воюет на стороне фашистов, и даже был сбит летчик, очень похожий на него. Находки, которые могли быть остатками крушения, обнаруживали в Якутии, на Аляске и в других местах, но пока что тайна гибели легендарного пилота остается нераскрытой.

Леваневский Сигизмунд Александрович (1902-1937).

Советский лётчик, совершивший нескольких дальних авиаперелётов в 1930-х годах, участник экспедиции по спасению парохода «Челюскин», один из первых Героев Советского Союза (1934 г.).

Родился 15 мая 1902 года в Санкт-Петербурге в польской семье (его брат Юзеф Леваневский (1899-1933) вернулся в Польшу и стал польским лётчикoм).
В 1916 году, окончив три класса уездного училища, из-за бедственного положения семьи вынужден был бросить учебу. Работал на заводе акционерного общества «Рессора».
В октябре 1917 года вступил в Красную Гвардию. Участвовал в проведении массовых обысков в Петрограде и розыске продовольственных запасов на товарных станциях.
С 1918 года в Красной Армии. Был бойцом продотряда в Вятской губернии. Участвовал в Гражданской войне. Был командиром роты, батальона, начальником штаба, а затем командиром стрелкового полка на Восточном фронте.
В 1921 году участвовал в ликвидации бандформирований в Дагестане.
С 1921 года — завхоз 4-го воздухоплавательного отряда в Петрограде.
Осенью 1923 года был направлен на учёбу в Севастопольскую высшую школу красных морских лётчиков, но опоздал к началу занятий. Временно работал завхозом авиашколы.
В 1925 году окончил Севастопольскую школу красных морских лётчиков и летнабов. Затем служил в ней лётчиком-инструктором.
С 1928 года — в запасе.
В 1928-1929 годах — лётчик-инструктор Николаевской лётной школы ОСОАВИАХИМа.
В 1929-1933 годах — начальник летной части Всеукраинской лётной школы ОСОАВИАХИМа в Полтаве.
С весны 1933 года работал в Управлении Полярной авиации Главсевморпути. Летом 1933 года Леваневский перегнал летающую лодку Dornier «Wal» борт № СССР Н-8 из Севастополя в Хабаровск, что по тем временам было очень большим достижением.

В апреле 1934 года принял участие в эвакуации экипажа и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин», за что был представлен к званию Герой Советского Союза. По причине аварии самолёта в сам ледовый лагерь Шмидта Леваневский не летал, но позже, рискуя жизнью, он доставил из Уэлена в бухту Лаврентия хирурга Леонтьева, который сделал там неотложную операцию по поводу острого аппендицита заместителю начальника экспедиции «Челюскина» Боброву.
20.04.1934 г. Леваневский Сигизмунд Александрович был удостоен звания Герой Советского Союза.
Член ВКП(б) с 1934 года.
В 1934 году Леваневский поступил в ВВА РККА им. Н.Е.Жуковского .
В начале 1935 года он прервал учёбу для подготовки трансарктического перелёта в США через Северный полюс, идею которого первым выдвинул публично.
03.08.1935 г. на самолёте АНТ-25 Леваневский предпринял попытку перелёта Москва — Северный полюс — Сан-Франциско (США). Однако над Баренцевым морем, через десять часов полета, была обнаружена сильная течь масла, которая могла создать аварийную ситуацию. О неисправности доложили в Москву. Командир экипажа принял решение повернуть самолет обратно и совершить посадку на аэродроме Кречевицы в районе Новгорода.

Вспоминает Байдуков: «Вскоре после возвращения экипаж вызвали в Политбюро. Присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов и Туполев. Сталин спросил Леваневского о причинах неудачи. И тут произошло неожиданное. Леваневский прямо заявил, что он больше никогда не будет летать на туполевских самолетах, что он ему не доверяет. Такие самолеты, сказал он, может делать только вредитель и враг народа. Ворошилов пытался прервать его, но Сигизмунд, видя, что Молотов что-то пишет, и почему-то решив, что тот записывает ход разговора, еще больше распалился и, тыча в листки, повторил: «Да, Туполев — вредитель, и я требую это застенографировать!» Когда Леваневский обвинил Андрея Николаевича — тот побледнел, когда повторил свое вздорное обвинение — тому уже стало совсем плоховато. Вызвали Поскребышева, и Туполева отправили домой. Разговор продолжался. Сталин, напомнив, что Леваневский является не только Героем Советского Союза, но и национальным героем Америки (за вывоз Маттерна), предложил экипажу отправиться в США и посмотреть, что можно закупить там для задуманного перелета через полюс. Наступила тягостная пауза, во время которой Сталин ходил взад и вперед по ковровой дорожке. Тогда я попросил слова:
— Что у вас? — жестко спросил Сталин.
— Товарищ Сталин, по-моему, такая поездка будет безрезультатной.
— Почему? Откуда такое самомнение? — вспылил он.
— Я — летчик-испытатель, к тому же интересуюсь специальной литературой и информацией по иностранному самолетостроению. Поэтому могу с уверенностью сказать, что машины с такими данными, как у АНТ-25, в капиталистических странах нет…
— Что вы предлагаете?
— Ввиду безуспешности такой поездки прошу разрешить мне остаться и выполнять свои прямые служебные обязанности.»

Рассказывает генерал-полковник авиации Громов: «Во время моей болезни изъявил желание лететь через Северный полюс в Америку на самолете АНТ-25 Леваневский. Самолет проверили, подготовили к полету, а Леваневскому разрешили осуществить этот полет: Долетели они только до Ледовитого океана, но в это время в кабину пилота стало протекать масло. Естественно Леваневский решил, что это ненормальное явление, вернулся и сел в Ленинграде. Причина появления масла оказалась очень простой и, в сущности, неопасной: масла налили в бак слишком много, и оно начало пениться, а излишки его выбрасываться.»

В протоколе заседания Политбюро ЦК ВКП (б) от 20.08.1935 г. «Об отмене перелета т. Леваневского в 1935 году» было написано: «Ввиду того, что приведение в исправное состояние материальной части (масляной системы) самолета т. Леваневского задержалось и время уже упущено, — полет т. Леваневского в текущем году отложить.» Ворошилову было предложено обсудить и представить конкретные предложения по организации перелета из Москвы через Северный полюс в Сан-Франциско в 1936 году.
11.02.1936 г. на заседании Политбюро было принято решение «…отклонить настойчивую просьбу Героя Советского Союза т. Леваневского о разрешении в 1936 году совершить перелет через полюс.»

Было одобрено предложение Шмидта о создании в 1937 году на льду в районе Северного полюса радио-метеостанции. Главсевморпути поручалось продолжить изучение климата в районе полюса, а Леваневскому рекомендовалось лично изучить условия полетов на севере Америки (Аляска, Канада, Гренландия).
После неудачной попытки перелета в США, которая по мнению Леваневского была вызвана халатным отношением конструкторов ЦАГИ к проектированию отечественного рекордного самолета, он потерял веру в то, что на АНТ-25 можно совершить трансарктический перелет. Летом 1936 года Леваневский выехал в США для закупки самолёта американского производства для нового перелёта. Не найдя там ничего лучшего, он приобрел гидросамолёт «Валти».
В августе — сентябре 1936 года на гидросамолёте «Валти» V-JAS (штурман — В.И.Левченко) совершил перелет Лос-Анджелес — Сан-Франциско — Уэлен — Якутск — Свердловск — Москва, преодолев 19,2 тыс. км. Целью перелета являлась прокладка прямой воздушной линии между США и СССР через Аляску и Чукотку.

12 августа 1937 года четырёхмоторный самолёт ДБ-А с бортовым номером Н-209 с экипажем из 6 человек под командованием Леваневского начал полёт из Москвы через Северный полюс в Фэрбенкс, штат Аляска, США. Это была одна из первых машин этого проекта, фактически экспериментальная. Радиосвязь с самолётом прервалась 13 августа, в 17:58 по московскому времени, после того, как они пролетели над советским побережьем Северного Ледовитого океана. Леваневский сообщал об отказе крайнего правого двигателя и о плохих метеоусловиях.

Больше о судьбе самолёта и экипажа ничего не известно, кроме одной неподтверждённой радиограммы, принятой одним радиолюбителем на советском Крайнем Севере. После пропажи самолёта были организованы поиски, как в СССР, так и в США, но результатов они не дали.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 4;
-орден Ленина;
-орден Трудового Красного Знамени;
-орден Красной Звезды.

Память:
Имя Леваневского носят улица и переулок в Луганске и Гомеле, улицы в Алма-Ате, Бишкеке,Бресте, Владикавказе, Житомире, Новограде-Волынском (Житомирская область), Новосибирске, Москве, Казани, Екатеринбурге, Артёмовске, Воронеже, Краснодаре, Липецке, Киеве, Днепропетровске, Кировограде, Новомосковске, Мариуполе, Мелитополе, Полтаве, Севастополе, Якутске, Ижевске, Запорожье, Сумах, Миллерово, Буйнакске, Шахунье, Изюме (Харьковская область), Пятигорске и других городах, в Одессе — улица и переулок, в Перми — жилой район, в Белой Церкви и Макеевке — улица и район города. До 1980-х годов была улица в Чернигове.
Именем Леваневского названы улица и училище военных лётчиков в Николаеве (бывшая школа ОСОАВИАХИМа), где Леваневский преподавал лётное искусство в начале 1930-х годов).
Также имя Леваневского носил речной пассажирский теплоход, построенный в 1937 году.

Памятное фото инструктору С.Леваневскому от курсантов.

С.Леваневский с семьей.

М.Т.Слепнёв (второй слева под руку с американским пилотом), уполномоченный Правительственной комиссии по спасению челюскинцев Г.А.Ушаков (в центре), С.А.Леваневский (второй справа) и радист с аэродрома Фэрбенкс во время спасательной экспедиции челюскинцев. 1934 г.

Сигизмунд Леваневский и Отто Шмидт.

С.Леваневский и В.Левченко осматривают самолет «Валти» V-JAS.

Экипаж самолета ДБ-А борт №209.

Список источников:
Сайт «Герои Страны». Леваневский, Сигизмунд Александрович.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Леваневский Сигизмунд Александрович».
Е.Ю.Костарев. Тайна третьего перелёта, или цейтнот Леваневского.