Характеристика карл ивановича из повести детство. Главные герои и их характеристика в повести «Детство» (Л. Толстой). Домашнее задание по выбору

ЛирикаМ. Ю. Лермонтова - творчество поэта-романтика. Не случайно одним из основных мотивов его лирики, вырастающим в целую тему, является мотив одиночества. Он звучит на протяжении всего творчества Лермонтова, начиная с юношеского «Одиночества» (1830) и заканчивая одним из последних стихотворений - «Выхожу один я на дорогу...».
Пафос лермонтовской лирики во многом задают строки:
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
(«Одиночество»)
Действительно, мотив одиночества, странничества, непонятос- ти поэта миром («Нет, я не Байрон, я другой...») звучат во многих стихотворениях Лермонтова. Это не только своеобразная романтическая «маска» лирического героя, но и мировоззрение поэта.
Предельное выражение мироощущения поэта нашло отражение в стихотворении « Парус ». Лирический герой здесь противопоставлен судьбе, обыденному миру, однако одиночество для него - попытка обрести истину. Парадоксален в этой связи поиск покоя в бурях (он «просит бури», «как будто в бурях есть покой»). В этом стихотворении парус - обобщённый образ, символ странничества, бесприютности, одиночества - всех качеств и состояний, характерных для лирического героя Лермонтова.
То, что в поэзии Лермонтова одинокими могут быть не только люди, но и олицетворяющие их неодушевлённые предметы, показывает стихотворение «Листок». Листок - образ горестного скитальца, выросшего в «отчизне суровой». Поэт рисует драму оторванности от общего хода жизни.
В стихотворении «Утёс» одиночество утёса-великана подчёркивается путём противопоставления ему «золотой» тучки. Утёс стар, неподвижен, тучка же легка и стремительна. Она умчалась, «по лазури весело играя», а утёс остался одиноким:
...Одиноко
Он стоит, задумался глубоко.
Одиночество в этом произведении приобретает безысходный характер, что подчёркивает сравнение (тучка - утёс).
Взаимосвязь одинокого человека с окружающим миром приобретает исключительную важность в лирике Лермонтова, так как особую роль в одиночестве лирического героя играет то, что оно избрано им добровольно. Непонимание окружающим миром становится не клеймом проклятия, а знаком высокого избранничества; одиночество лирического героя - единственно возможное состояние его души:
Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом;
Я б с ним препровождённый миг
Прочёл потерянным досугом...
(«Стансы»)
С идеей невозможности дружбы, любви тесно слит мотив принципиального одиночества личности, связанный с темой поколения в целом. Бездуховность, маскарад высшего света, безразличие, равнодушие толпы рождают ответную реакцию у лирического героя: он тоже вынужден скрывать свои чувства, стремления, помыслы:
...Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
(«Дума»)
Так появляется тема гордого одиночества, непонятости, разобщённости - в душе лирического героя зарождается рефлексия, болезнь, убивающая, по мнению Лермонтова, всё его поколение в целом и замыкающая личность в себе самой, обрекая её на одиночество. Внутренний разлад, разрушительная рефлексия не могут не породить борьбу в душе человека. В стихотворении « Как часто, пёстрою толпою окружён...» Лермонтов противопоставляет внутренний мир своего лирического героя внешнему реальному миру, «одетому» в маску:
...Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски.
Антитеза (лирический герой, воспоминание о детстве - «пестра толпа») - своеобразная реализация традиционного романтического двоемирия: герой, одинокий в настоящем, устремляет свои поиски душевной гармонии в прошлое. Поэт находится в постоянном конфликте с обществом - это отражено в стихотворении-исповеди «И скучно и грустно...». Оно в высшей степени пессимистично: человека не могут поддержать ни любовь, ни воспоминания о прошлом. Скука и грусть становятся безотрадной нормой.
Лирический герой - изгнанник не только общества, но и своей родины, при этом его отношение к отчизне двояко: безотчётно любя свою родину, он тем не менее безраздельно одинок в ней. Так, в стихотворении «Тучи» Лермонтов сначала сопоставляет своего лирического героя с тучами («мчитесь вы, будто как я же, изгнанники...»), а потом противопоставляет его им («чужды вам страсти и чужды страданья»). Поэт показывает тучи «вечными странниками» - это вечное странничество нередко несёт в себе оттенок скитальчества, характерной чертой лермонтовского героя становится бесприютность.
Понятие родины связано у Лермонтова прежде всего с понятием народа, труда, с природой («Родина»), однако лирический герой, свободный и гордый человек, не может жить в «стране рабов, стране господ», он не приемлет Россию безропотную, покорную, в которой царят произвол и беззаконие («Прощай, немытая Россия...»).
Лермонтовский герой одинок не только в своей родине, но и в мире в целом («Выхожу один я на дорогу...»). Он вступает в диалог с мирозданием; природа, космос - всё находится в гармонии, о которой мечтает каждый романтик. Однако небесная гармония не приносит счастья, а лишь подчёркивает непричастность лирического героя к божественному покою. В страстях жизни нет стимула и не может быть счастья, желанный же покой находится вне жизни («Я б хотел забыться и заснуть»). Важная особенность стихотворения заключается в том, что, погружаясь в сон природы, лирический герой словно преодолевает своё одиночество.
В стихотворении 1841 года «Пророк» речь идёт также о приобщении человека к тайнам бытия. В этом произведении Лермонтов как бы подводит итог своей поэтической деятельности. Поэт, наделённый божественным даром, осознаёт всю тяжесть своего предназначения: люди, которым он говорит о любви и правде, не верят ему, презирают его. Но поэт не Отказывается от своей высокой миссии, он возвращается в пустыню, где слушают его «звёзды да тварьземная». Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, отвергнутого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу. В его лирике нашли отражение мотивы бесприютности, бесплодности существования, фатальной обречённости, мёртвой скуки, жгучей и бессмысленной, «какпламень».

Проходит рефреном через все произведения. В первую очередь это связано с биографией поэта, наложившей отпечаток на его мировоззрение. Он рано потерял мать, отношения с отцом не сложились. Единственным близким человеком была бабушка - Елизавета Арсеньева, которая в маленьком Мише Уже в детстве Лермонтов осознал, что отличается от окружающих. На протяжении всей своей недолгой жизни поэт был одинок. Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова - это не только тематика его творчества, но и состояние души.

«Поэт совсем другой эпохи»

Так называл поэта Белинский, сравнивая с А.С. Пушкиным. Уже в ранней лирике Лермонтова появляются ведущие мотивы его творчества: поэтическое избранничество, влекущее за собой одинокое существование. Но он понимает, что не в силах что-либо изменить, поэтому своего рода изгнанничество принимает добровольно. «Я к одиночеству привык», — признается лирический герой, который так похож на самого Лермонтова.

На характер поэта повлияло и время, в которое он жил и творил. восстание декабристов - эти события отложились в памяти не только Лермонтова, но всех его современников. Так, в стихотворении «Дума» поэт приходит к выводу, что пессимистические настроения характерны для всего поколения. Лирический герой - уставший, окруженный толпой, но Его беспокоит бездействие, безразличие людей к общественной жизни.

Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова (материал «Парус»)

Знаменитый «Парус» поэт написал в семнадцать лет. Почвой для него стали личные переживания юного Лермонтова. Из-за конфликта с профессором поэту пришлось бросить Московский университет и по настоянию бабушки переехать в Петербург для поступления в школу юнкеров. Переживания поэта о будущем легли в основу стихотворения. Образы моря, бури, паруса сопровождают мотивы скорби и одиночества в лирике Лермонтова, особенно в раннем творчестве. Лирического героя можно охарактеризовать как мятежного и одинокого. Именно таким и был сам поэт, всю жизнь «искавший бури».

Один в толпе

Умный и образованный Лермонтов тяжело сходился с людьми. Свою непохожесть на других он увидел еще в детстве. По воспоминаниям современников, он был прямым, едким, скрытным человеком, поэтому часто его недолюбливали и даже ненавидели. Лермонтов сильно страдал от невозможности быть понятым.

Так, в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» он рисует общество бездушных людей, лишенных человеческого тепла. Фальшивая, ограниченная толпа угнетает лирического героя, он понимает, что ему здесь не место. Мечтательно он рисует образ возлюбленной. К сожалению, он осознает, что это все обман, а он все так же одинок.

Мотив одиночества в лирике Лермонтова звучит и в произведении «Выхожу один я на дорогу…», которое он написал за три месяца до своей гибели. В нем поэт философски подводит итоги своей жизни, размышляет о смерти. «Жду ль чего? / Жалею ли о чем?» - спрашивает у себя лирический герой. Он мечтает сладко заснуть под дубом, наслаждаясь пением возлюбленной.

Свою скорую трагическую гибель поэт предчувствует и в стихотворении «Пророк», написанном за несколько недель до смерти. Лермонтова не покидает чувство скорби, он полон отчаяния, он не верит в признание потомков, ценность своего труда. Он сравнивает себя с пророком, которому суждены гонения и непонимание окружающих.

Любовные страдания, нашедшие отражение в лирике поэта

Известно, что Лермонтову не везло в любви. Самая сильная привязанность поэта, образ которой остался жить на страницах произведений и в строчках стихотворений, - очаровательная Варенька Лопухина - стала чужой женой. Сложные взаимоотношения связывали их до самой смерти поэта, известие о которой окончательно сломило Варвару. Она пережила любимого всего на десять лет. Именно черты Лопухиной он искал в других женщинах.

Еще одна муза поэта - Екатерина Сушкова - лишь играла его чувствами, впрочем, как и Наталья Иванова, изменившая ему. Неудивительно, что тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова особенно ярко прослеживается в любовных стихотворениях.

«Мы случайно сведены судьбою» - первое произведение, адресованное Вареньке Лопухиной. Уже в нем звучит мотив разлуки, невозможности счастья и взаимной любви. В стихотворении «Нищий» мотив одиночества в лирике Лермонтова вызван неразделенными чувствами. Произведение было написано в 1830 году и имеет отношение к раннему творчеству поэта. В стихотворении Лермонтов сравнивает себя с нищим, которому вместо подаяния положили в руку камни. Такими были отношения поэта с Екатериной Сушковой, которые и легли в основу произведения.

Цикл стихотворений, посвященных Наташе Ивановой, - история и горького разочарования. «Я недостоин, может быть, / Твоей любви», - обращается к ней автор. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» - пишет поэт незадолго до гибели. Кому посвящено это стихотворение, до конца не установлено.

Одиночество или свобода?

Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М. Ю. Лермонтова - центральные в стихотворении «Тучи». Оно было написано в 1840 году, накануне второй ссылки поэта на Кавказ. Образы туч, волн и облаков символизируют свободу, которой так не хватает лирическому герою. Он сравнивает себя с тучками, с иронией называет их «изгнанниками». Свобода и одиночество в творчестве поэта не могут существовать друг без друга. Так, в стихотворении «Желанье» герой жаждет временной свободы, а в «Узнике» она становится единственной целью.

«На севере диком стоит одиноко…»

Лермонтов никогда не занимался переводами, однако зимой 1841 года, незадолго до гибели, сделал несколько переводов стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне, которые вошли в «Лирический цикл». Нам это произведение известно как «На севере диком стоит одиноко…». В нем особенно явственно чувствуется мотив одиночества в лирике Лермонтова. Мы знаем, что из-за непростого характера поэта не понимали и не принимали. А ему так хотелось тепла, поддержки близкого человека.

Образ сосны, растущей на крайнем севере, олицетворяет мысли и настроения самого Лермонтова. В одиноком дереве поэт узнал себя. Однако он не терял надежды встретить настоящего друга - в стихотворении его прототипом стала пальма, растущая на юге и такая же одинокая, как и сосна.

Вместо заключения

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова пришла на смену светлой поэзии А.С. Пушкина. Поэт всю жизнь боролся с окружающим миром и глубоко страдал от того, что его не понимают. Душевные переживания нашли отражение в его творчестве, пронизанном тоской и скорбью.

Любовь у Пушкина - светлое, вдохновляющее чувство, а у Лермонтова она неотделима от печали и боли. Так, писатель и критик назвал Александра Сергеевича дневным, а Михаила Юрьевича - ночным светилом нашей поэзии.

Мысли и взгляды Лермонтова были новы и непонятны для России, поэтому ему сложно было найти единомышленников. Его дважды отправляли в ссылки, стихотворения подвергали жесткой цензуре. Но, несмотря на все это, поэт боролся, прямо выражал свои чувства и мысли, при этом осознанно обрекая себя на одиночество.


Мотивы одиночества в лирике Лермонтова

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

(«И скучно и грустно»)

“Одиночество” - привычное состояние романтического лирического героя. “Посвящённый” в тайны идеального мира, непонятый толпой, изгнанный или странствующий, ищущий и жаждущий свободы, он, как правило, предстаёт перед читателем одиноким. Это один из самых устойчивых и постоянных мотивов лермонтовского творчества, отразившийся в большинстве его произведений.

^ Мотив одиночества – это следствие судьбы Лермонтова и его поколения, бесцельного существования эпохи реакции после разгрома восстания 1825г. Поэт был разочарован не только людьми, но и общей ситуацией в стране, которая воспитала такое поколение, невозможностью применить свои силы на гражданском поприще, - все это было истинной трагедией для Лермонтова. «Печально я гляжу на наше поколенье...» Говоря словами Белинского, лирика Л-ва «вышла из глубины оскорбленного духа, это вопль, это стон человека».

Лермонтов разочаровался и в людях, окружавших его, не находя среди них тех, кто готов понять его или просто оценить по достоинству. Бросая взгляд в будущее, он видит драму целого поколения:

Его грядущее иль пусто иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно.

(«Дума»)

^ Одиночество… Для кого-то страшное, для кого-то желанное. Это и свобода, это и изгнание, это успокоение. Одиночество может быть целительным, но может быть и губительным. Грусть, скорбь, тоска – об этих человеческих чувствах писал юный поэт в своих ранних стихотворениях.

^ Жизнь Лермонтова началась с горечи и боли. Ранняя смерть матери, ссора отца с бабушкой тяжело сказывались на формировании личности поэта. Всюду он сталкивался с непониманием и отчуждением. Детство и отрочество поэта прошли на природе, среди бескрайних полей, пересеченных оврагами и изредка затемненных дубовыми рощицами. Потом он вспоминал о них в стихотворении « люблю отчизну». Сильные впечатления детства – поездки на Кавказ, гордые, надменные, величественные горы, свободные – и одинокие…

Лермонтов был прекрасно образован, но учился дома. Снова одиночество… Оно преследовало Лермонтова всю жизнь.

В ранних стихах одиночество Лермонтова можно объяснить и его характером, и обстановкой в семье, а отчасти оно навеяно романтизмом, сочинениями Байрона, Гейне, Ламартина.

Многие герои поэзии Лермонтова – поэтические двойники автора: Мцыри, герой одноименной поэмы, стремившийся к свободе, говорил:

Я мало жил, и жил в плену

Таких две жизни за одну...

Эти слова являются своеобразным эпиграфом ко всему поэтическому творчеству Лермонтова. В нем прослеживается одна главная, доминирующая тема – тема страдающей, мечущейся души, не находящей отклика и понимания в окружающем мире, души страстной и возвышенной, но не понятой и не принятой и людьми.

Лермонтов впервые в русской литературе той эпохи создал уникальную поэтическую личность, наиболее полно выражающую авторское «я». Исповедальность его поэзии поразительна. Отчужденность, непонимание, страдание, поиск родины, друзей, родной души.… О ком это? О Лермонтове, о Мцыри, о Демоне или о каком-то другом лирическом герое? Обо всех сразу, потому что они есть одно целое. Владислав Ходасевич писал, что «Лермонтов систематически прививает читателю яд страстей и страданий». Лермонтов рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли. Они верны клятве и способны погибнуть за родину, идею, верность себе. В окружающей жизни таких героев не было, и Лермонтов наделял их собственными чертами, мыслями, характером, волей и … одиночеством.

Но если в юношеской лирике Лермонтова одиночество - одновременно источник страдания и предмет устремлений, подчёркивающий избранность и исключительность, то в поздних стихах одиночество уже не сулит какого бы то ни было удовлетворения лирическому герою, оно «предстаёт как естество», как судьба.

Лермонтов как поэт динамичен, он постоянно пребывает в резких сменах душевных состояний, в постоянном движении мысли. В его поэзии мы встречаем все разнообразие интонаций: от страшного вызова судьбе: «Я или Бог, или никто» до умиротворенного любования природой.

^ Поэт пытался отыскать в природе спасение от преследующего отчаяния. Но и пейзаж неотделим от переживаний Лермонтова. Он противопоставляет свой внутренний мир цветению природы, сравнивая себя с одиноким дубовым листком:

Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

(«Листок»)

Или представляется гордым одиноким утесом, одиноко плачущим в пустыне, или сравнивает себя с дремлющей сосной, ищущей прекрасную пальму.

В своем, бесспорно, одном из лучших стихотворений «Выхожу один я на дорогу…» автор показывает, что невозможно найти успокоения в общении с природой. Это только мечта, а не реальность. Изумительные картины природы лишь подчеркивают одиночество героя и контрастируют с его внутренним миром:

В небесах торжественно и чудно,

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

В поэзии Лермонтова, можно увидеть все элементы, из которых слагается его жизнь и творчество. Несокрушимая сила и мощь духа, тихая грусть, кроткая задумчивость, вопли гордого страдания его одинокой души - все это в стихотворениях Лермонтова.

«Лермонтов первый дал толчок тому движению, которое впоследствии сделало русскую литературу литературой исповеди, вознесло на недосягаемую высоту, сделало искусством подлинно религиозным ».

Конспект урока литературы в 9 классе Дата_______________

Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Цель: Знакомство с мотивом одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Задачи: Развитие монологической речи учащихся.

Обучение аналитическому чтению.

Развитие навыков анализа разных лирических произведений.

Воспитание нравственных качеств учащихся.

Оборудование : учебник, пос. Пилипенко 9 класс, пос. Беляевой, видеофильм о творчестве М.Ю. Лермонтова

Ход урока:

1. Блиц-опрос

- После какого произведения Лермонтов проснулся знаменитым?

- Кто сможет процитировать несколько строк из этого стихотворения?

- Сколько ссылок на Кавказ было у Лермонтова? (1 – 1837; 2 - 1840)

- С кем и в каком месте состоялась роковая дуэль? (С Мартыновым у горы Машук недалеко от Пятигорска) 15 июля

- Где похоронен поэт? (В Тарханах 1842, а изначально в Пят.)

- С каким произведением Лермонтова мы знакомились в 8 классе?

2. Просмотр видеофильма о жизни и творчестве М. Ю. Лерсмонтова «Календарь важных дат»

3. Слово учителя :

Лермонтов, по словам Белинского, - "поэт совсем другой эпохи", "его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества". Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828-го до начала 1850-х годов. В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30-40 гг. XIX века в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные "Философические письма" Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России.

В творчестве Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х годов, Творчество поэта можно условно разделить на два периода: 1828-1836 гг. ранний период и 1837-1841 гг. зрелый период Граница - 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения ("Жалобы турка", "Желание"). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.

В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи - размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.

Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности высшего, светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, находит которые в осмыслении темы народа и Родины.

Таким образом, основные темы и мотивы лирики Лермонтова - это:
4.Запись в тетрадь:

    жажда свободы, вольности, борьбы ("Парус", "Узник", "Пленный рыцарь», «Выхожу один я на дорогу», «На севере диком стоит одиноко…», «И скучно, и грустно..», «Тучи». );

    разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром ("В минуту жизни трудную...", "И скучно и грустно", "Горные вершины", "Утес", "Листок", "Когда волнуется желтеющая нива...");

    любовь-страдание ("Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Расстались мы, но твой портрет...");

    критика самодержавия и светского общества ("Прощай, немытая Россия...", "Смерть поэта"); осмысление судьбы своего поколения ("Дума"); положение народа и Родины ("Родина", "Бородино");

    трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии ("Я жить хочу! хочу печали...", "Не обвиняй меня, Всесильный...", "Поэт", "Пророк");

Итак, мы с вами определили основные мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова. Целью сегодняшнего урока будет знакомство с одним из мотивов - мотивом одиночества .

5. Запишите слова-ассоциации , которые возникают у вас, когда вы слышите слово одиночество

Творчество М.Ю. Лермонтова – послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нём отражён важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы.

Вашему вниманию я хотела бы представить сведения из лермонтовской энциклопедии. Слова, которые наиболее часто встречаются на страницах произведений М.Ю.Лермонтова:

один” – 1472 раза, “нет” – 1006 раз, “любовь” – 605 раз, “бог” – 589 раз, “небо” – 415 раз, “земля” – 385 раз, “казаться” – 336 раз, “минута” – 333 раз, “ночь” – 328 раз, “сон” – 277 раз, “смерть” – 273 раза, “надежда” – 263 раза, “играть” – 183 раза, “скала” – 164 раза, “страдание” – 149 раз, “могила” – 144 раза, “камень” – 142 раза, “зло” – 136 раз, “напрасно” – 134 раза, “обмануть” – 129 раз, “рай” – 127 раз, “ночной” – 122 раза, “миг” – 121 раз, “небесный” – 95 раз, “злодей” – 92 раза, “крест” – 92 раза, “грозный” – 85 раз, “страдать” – 81 раз, “воспоминание” – 72 раза, “гроза” – 65 раз, “волшебный” – 64 раза, “ложь” – 60 раз.

Не представит особого труда определить, какой из мотивов лирики Лермонтова доминируют.

Посмотрим, как же раскрывается этот мотив у Лермонтова.

6. Анализ стихотворения «Парус» (уч. стр. 270), пос. Пилипенко, стр. 234

7. Анализ стихотворения «Тучи» пос. Пилипенко, стр. 247

Лермонтов написал стихотворение "Тучи" в 1840 году. История создания его следующая. Михаил Юрьевич находился Петербурге у своих друзей, которых он решил навестить перед тем как повторно отправиться на Кавказ, в ссылку. Друзья поэта собрались для того, чтобы проводить его в дорогу. Подобно Пушкину, Михаил Юрьевич был сторонником справедливости, выступал за свободу слова. Однако такое поведение для власти было неприемлемым. Многих из тех, кто против нее выступал, в то время отправляли в ссылку. Не обошла эта участь и Лермонтова. Ожидание предстоящей дороги, а также изучение покрытого тучами сумрачного неба Петербурга привело к рождению этого стихотворения. Оно пронизано мотивом поиска пути, изгнания, переживаний чувств тоски и одиночества. Поэт стоял у окна, тронутый вниманием к себе. Он смотрел на тучи, ползущие над Летним садом. Так родилось это стихотворение.

8. Итог урока. Рефлексия.

9. Домашнее задание. Стр. 260-264 составить сравнит. таблицу (пос. Беляевой, стр. 155)

ТУЧИ

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Одинок я - нет отрады;
Стены голые кругом;
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем.
М.Ю. Лермонтов

Открывая томик Лермонтова, погружаешься в мир авторской жизни, его мыслей, переживаний. Его произведения пронизаны безысходной грустью; почему-то не можешь представить его улыбающимся, спокойным, счастливым. Лицо автора невольно представляется мрачным, лишенным мимики, с темными глазами, в которых застыли одиночество и тоска. В чем же причина этого трагического разлада с жизнью? В том, что судьба рано лишила его родительской ласки, отказалась подарить ему и женщину, которая бы его любила, понимала? В том времени, когда страх преследований стал нормой отношений между людьми? He знаю. Возможно, все это переплелось и соединилось в этом «мрачном гении» России.

Ho, скорей всего, лучше о душе и чувствах поэта скажут его стихи. Малейшие нюансы, все оттенки одиночества можно отыскать в его поэзии. Пожалуй, наиболее выраженное чувство одиночества проявилось в стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...»

Одиночество тюрьмы обусловливается обстоятельствами, которые не зависят от человека. Ho почему же тогда писатель одинок и в кругу столь горячо любимой им природы? Красота природы всегда притягивала и очаровывала Лермонтова. Она волновала его душу, наполняла ее несравненной энергией, любовью. Казалось бы, это счастье. Тем не менее автор не может успокоиться. Что-то томит его. Что-то очень сильно его волнует, не дает покоя, заставляет забыть все прелести жизни. Ничто не может развеять тоску писателя. Даже природа, где все полно и гармонично.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что лее мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Настроения автора всегда изменчивы. Ощущение покоя и тишины часто резко прерывается ощущением внезапной боли. Лермонтов сам задается вопросом, пытаясь разобраться в собственной отъединенности от мира, в причине своего беспокойного одиночества. Ho в чем же кроется суть печали Лермонтова, если он не жалеет о прошлом и не ждет ничего от будущего?

Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Эту мечту можно понимать по-разному. Как гармонию с миром и как надежду на встречу с близкой родственной душой. Ho Лермонтов обречен на вечные скитания среди чуждых ему людей. Он «плавает» в обществе лжи, фальши и скуки. Из царства фальши и пустоты он уносится в незабываемый мир детства. Память оживляет в нем милые сердцу картины: «сад с разрушенной теплицей», «спящий пруд», «высокий барский дом».

Лермонтов отрекается от всех чувств. Он смотрит с «холодным вниманьем» вокруг, трезво оценивая все происходящее.

В стихотворении «И скучно и грустно» уже нет того всплеска эмоций, который присущ писателю.

Желанья... что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят - все лучшие годы.

Ho, если задуматься, разве человек может жить без мечты и желаний? Они ведь дают незримую силу, энергию, наполняют жизнь смыслом. Ho Лермонтов не хочет «вечно желать». Он хочет обрести покой и найти вечную любовь, которая бы связала его с близким ему человеком:

Любить по кого же?...на время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно.

Вот именно это, то, что «вечно любить невозможно», и делает писателя обреченным на вечное одиночество. Лермонтов осознает, что никогда не сможет удовлетворить свою душу вечной любовью. Когда-нибудь может произойти разрыв. Тогда какая разница - когда быть одиноким и страдать: потом или сейчас?