Горецкий академия. Белорусская сельскохозяйственная академия: история, факультеты и специальности, проходной балл. Цифры и факты

Владимир I Святославич (др.-рус. Володимѣръ Свѧтославичь). Родился ок. 960 года - умер 15 июля 1015 года. Князь новгородский (970-988), князь киевский (978-1015). Креститель Руси.

Владимир Святославич родился около 960 года. Точный год рождения Владимира неизвестен.

Сын великого князя Святослава Игоревича от ключницы Малуши родом из города Любеч, милостницы княгини Ольги. Сын рабыни («робичич» по словам ), по обычаям язычников мог наследовать отцу-князю.

Его отец Святослав родился в 942 году (летописная хронология условна в этом периоде), а старший сын Владимира Вышеслав - около 977 года, откуда историки выводят год рождения Владимира - 960-й год с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века (Никоновская и Устюжская летописи), Владимир Святославич родился в селе Будутине (Будятине), куда разгневанная княгиня Ольга сослала Малушу.

Как предполагал Д. Прозоровский, будучи раздатчицей милостыни (занятие христианки), Малуша нарушила со Святославом заповедь «не прелюбодействуй», и именно это вызвало гнев Ольги: «Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же бе сестра Добрыне, - и бе Добрыня дядя Володимиру; и бе рожение Володимеру въ Будутине веси, тамо бо въ гневе отслала ея Олга, село бо бяше ея тамо, и умираючи даде его святей Богородици» , - сказано в Никоновской летописи.

Мнения исследователей о локализации Будятиного села расходятся. Наиболее общепринятой считается версия, согласно которой Владимир Святославич родился под Псковом (деревня Будник), в вотчине своей бабки княгини Ольги. С его именем связывают также близлежащее городище Владимирец, названое так в 1462 г.: «лето 6970. заложиша псковичи иной городок на Володчине горе и нарекоша Володимирец» .

О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его, возможно, занимался дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было делом привычным доверять воспитание наследника старшим дружинникам.

По Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега. Выдвигалась также гипотеза, что на самом деле он был вторым (старше Олега), так как получил от отца при его уходе на войну с Византией в 970 году важный Новгород, в то время как Олег довольствовался Древлянской землёй с центром в Овруче. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня.

Скандинавские саги рассказывают о том, как будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон провёл детство и юность в Новгороде. Мать Олафа, Астрид, бежала от убийц мужа Трюггви Олафссона в Новгород к конунгу Вальдемару (Владимиру), у которого служил её брат Сигурд, но по дороге она с ребёнком была захвачена разбойниками в Эстонии. Сигурд, собирая налоги в Эстонии по повелению Владимира, встретил случайно Олафа и выкупил его из рабства. Олаф рос под покровительством Владимира, позже был взят в дружину, где пользовался популярностью среди воинов.

Владимир Великий (документальный фильм)

Захват Владимиром Киевского престола

После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями. Удельный древлянский князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Владимир при этом известии бежал в варяжские земли. Всей Русью стал править Ярополк Святославич.

Тем временем Владимир «за морем» набрал с Добрыней войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.

Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода, причем по совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Именно отказ Рогнеды на сватовство Владимира и вызвал его месть: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» («не хочу разувать раба») согласно славянскому обычаю разувания супруга сильно унизили Владимира и Добрыню, так как намекали на статус матери Владимира (сестры Добрыни).

Затем с большим варяжским войском осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.

По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова («Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века) это случилось 11 июня 978 года.

Из ряда хронологических соображений кажется более вероятной дата 978, а дата 980 получена, видимо, при вторичной расстановке годовой сетки в летописи путём неправильного пересчёта. Так летописец упомянул о 37 годах правления Владимира, что также указывает на 978 как год прихода Владимира к власти.

Новый князь киевский принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, без Велеса), также есть сведения, что князь практиковал человеческие жертвоприношения богам.

Из первоисточников известно о жертвоприношениях русов при осаде Константинополя в 860 году и во время осады византийскими войсками крепости Доростол, где заперся Святослав в 971.

Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение об языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с ранее утверждавшимся в Киеве христианством.

Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи - по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви.

Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси - варяги Фёдор и Иоанн.

Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до крещения: «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны..., а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц» .

Некоторые историки видят в подобном описании (нехарактерном для житий святых) попытку провести сравнение Владимира с библейским царём Соломоном. В самом тексте «Повести временных лет» содержится следующее: «Бѣ бо [Владимир] женолюбець, яко же и Соломанъ, бѣ бо, рече, у Соломана женъ 700, а наложниць 300 ...Мудръ же бѣ [Соломон], а наконець погибе; се же бѣ невѣголос, а наконець обрѣте спасенье» . Таким образом проводится идея о спасении «женолюбца» Владимира, путём принятия христианства, в отличие от Соломона, оставшегося язычником.

Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.

Крещение Владимиром Руси

Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства (католицизма), но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Несмотря на агиографический трафарет, в повествовании есть историческое зерно.

Так, Владимир говорит «немцам» (то есть проповедникам католицизма): «Иде́те опять, яко отцы наши сего не прияли суть» («Ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли»). В этом можно видеть отзвуки событий 962 года, когда германский император присылал в Киев епископа и священников по просьбе княгини Ольги. Не принятые на Руси, они «еле спаслись».

Сведения о посольстве в Хорезм русского правителя второй половины X века (имя с арабского восстанавливается как Владимир), желавшего, чтоб его страна приняла ислам, сохранились в арабских и персидских источниках.

Так среднеазиатский врач и историк аль-Марвази (начало XII века) сообщает: «И когда они обратились в христианство, религия притупила их мечи, и вера закрыла им двери занятия, и вернулись они к трудной жизни и бедности, и сократились у них средства существования. Тогда захотели они стать мусульманами, чтобы позволен был им набег и священная война и возвращение к тому, что было ранее. Тогда послали они послов к правителю Хорезма, четырёх человек из приближённых их царя, потому что у них независимый царь и именуется их царь Владимир - подобно тому, как царь тюрков называется хакан... И пришли послы их в Хорезм и сообщили послание их. И обрадовался Хорезмшах решению их обратиться в ислам, и послал к ним обучить их законам ислама. И обратились они в ислам» .

Согласно «Повести временных лет», в 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити» , после чего отверг предложение булгар.

Согласно летописи, в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому».

В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Владимир вместе со своей дружиной прошёл обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы.

Согласно монаху Иакову Черноризцу, более раннему источнику, чем «Повесть временных лет», князь Владимир крестился в 988 году, взял Корсунь на 3-й год после крещения с целью захвата христианских святынь и только потом вытребовал себе жену от византийских императоров.

Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский излагает историю крещения по-другому. Против византийского императора Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока Младший, который одержал несколько побед: «и побудила его [императора Василия] нужда послать к царю русов - а они его враги, - чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий...И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя...И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей» .

По Яхъе соединённые силы русов и греков разгромили войска Фоки под Хрисополем в конце 988 года, а в апреле 989 года союзники в сражении под Абидосом покончили с Вардой Фокой. Арабский историк начала XIII века Ибн аль-Асир также сообщил о крещении русов в версии, близкой к Яхъе Антиохийскому, но отнеся событие к 986 году, причём царь русов в его изложении сначала крестился, потом женился и тогда пошёл воевать с Вардой Фокой.

О размере русской военной помощи Византии и крещении сообщает также армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира: «Тогда весь народ Рузов [русов], бывший там [в Армении, около 1000 года] поднялся на бой; их было 6 000 человек - пеших, вооружённых копьями и щитами, - которых просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали в Христа» .

Детали хронологии - на каком этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве, в городе Василиве или Корсуне - были утеряны в Руси ещё в начале XII века, во времена составления «Повести временных лет», о чём летописец прямо сообщает. Тем более дискуссионен этот вопрос в современной историографии. Датой Крещения Руси традиционно считается летописный 988 год, хотя исторические свидетельства указывают на 987 как год крещения самого князя Владимира и 989 как год Крещения Руси.

В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II , согласно практике политических крещений того времени.

Васнецов. Крещение Руси

В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным - в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове.

Не препятствовал Владимир и деятельности западных проповедников. Когда его сын Святополк взял жену из Польши, вместе с ней в около 1000 года прибыл Рейнберн, епископ Кольберга (Колобжега), позднее окончивший жизнь в темнице. При помощи немецкого миссионера Бруно Кверфуртского, лично встречавшегося с Владимиром, в 1007 году была учреждена епархия у печенегов, по-видимому недолговечная.

Военные походы Владимира Великого

В 981 году (по другой версии, исходящей из более ранней даты вокняжения Владимира и политической обстановки в Польше - в 979 году) Владимир воевал с польским князем Мешко I за приграничную Червенскую Русь. Завоевание Червена и Перемышля.

В 981-982 годах Владимир впервые присоединил к Древнерусскому государству территорию вятичей, которые были обложены данью.

В 983 году Владимир покорил балто-литовское племя ятвягов и установил контроль над Судовией, что открывало путь к Балтике.

В 984 году Владимир окончательно покорил радимичей, когда местное войско было разбито уже сторожевым киевским отрядом (радимичи Волчья Хвоста бегают).

В 985 году Владимир в союзе с кочевыми торками воевал против болгар. Некоторые исследователи идентифицируют их с дунайскими болгарами, однако по «Памяти и похвале» противником Владимира были «серебряные», то есть волжские булгары. Одержав победу, Владимир заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях. В том же 985 году он обложил данью Хазарию. Владимир величался хазарским титулом каган.

В 988 году Владимир осадил Корсунь в Крыму. По Повести временных лет город сдался после длительной осады, когда русские перекопали трубы, по которым в город поступала вода из колодцев. Затем византийские императоры прислали свою сестру Анну замуж за Владимира, после чего он вернул город Византии и по возвращении в Киев приступил к крещению народа.

В 989 году русские войска участвовали в подавлении мятежа болгар и военачальника Варды Фоки.

В 991 году был проведён поход в прикарпатские земли против белых хорватов, впервые включивший их в состав Древнерусского государства.

В 1000 году 6 тыс. русских участвовали в византийском походе в Армению.

В 1015 году смерть Владимира застала киевское войско в походе во главе с Борисом Владимировичем на печенегов.

Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран, среди которых: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый (король Польши), Болеслав II (король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии).

Проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов: в 990, 992 на Переяславль, 993, в 996 году состоялась неудачная битва у Василёва, в 997 году - нападение на Киев, в 1001, в 1013 годах состоялось польско-печенежское вторжение на Русь. Воспоминания о печенежской войне уже век спустя приняли эпические формы (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и др.).

Для обороны от печенегов был построен ряд крепостей по южному рубежу Киевской Руси. По южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. По реке Рось это была Поросская оборонительная линия, по реке Суле - Посульская.

По свидетельству византийского императора Константина VII Багрянородного, печенеги кочевали на расстоянии одного дня пути от Руси.

В 1006-1007 годах через Киев проезжал немецкий миссионер Бруно Кверфуртский, направляясь к печенегам для проповеди Евангелия. Он остановился погостить у князя Владимира, которого в письме к императору Генриху II называет сеньором руссов (лат. senior Ruzorum). Князь Владимир уговаривал миссионера не ездить к печенегам, говоря, что у них он не найдёт душ для спасения, а скорее сам погибнет позорною смертью. Князь не мог уговорить Бруно и вызвался проводить его со своей дружиной (лат. cum exercitu) до границ своей земли, «которые он со всех сторон оградил крепким частоколом на весьма большом протяжении по причине скитающихся около них неприятелей». Вероятно, Бруно говорил про Змиевы валы, длина которых в Киевской области составляет около 800 километров.

Карта: Древнерусское государство времен Владимира Великого (выделено светло-зеленым цветом)

Все законы Владимир принимал при согласовании со своим советом, который состоял из его дружины (военных начальников) и старейшин, представителей разных городов. Званы были вместе с боярами и посадниками и «старейшины по всем градом».

Большие города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий, сотнями и десятками также выборные сотские и десятские.

Старцы, или старейшины, городские являются об руку с князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой.

Владимиру приписывается «Церковный устав» , определяющий компетенцию церковных судов. Долгое время считался подделкой XIII в., ныне возобладала точка зрения, согласно которой это подлинный устав Владимира, но с позднейшими добавлениями и искажениями.

По летописи, Владимир поначалу и согласился с представлениями херсонесского духовенства о необходимости смертной казни, но потом, посоветовавшись с боярами и городскими старцами, установил наказывать преступников по старому обычаю, вирой. Некоторые исследователи считают, что Владимир пытался изменить порядок престолонаследия.

Владимир начал чеканку монеты - золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводившей византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и надпись: «Владимѣръ на столѣ» (Владимир на престоле); есть варианты с погрудным изображением и другим текстом легенды, в частности, на некоторых вариантах сребреников указано имя святого Василия, в честь которого Владимир был назван в крещении.

Судя по неполногласной форме слов (не Володимѣръ, а Владимѣръ; не золото, а злато), монетные мастера были болгарами. Златники и сребреники Владимира стали первыми монетами, выпущенными на территории Руси. Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями - Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, - а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя.

Только на монетах сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира, человека с небольшой бородой и длинными усами. По монетам известен и княжеский знак Владимира, принятый в XX веке Украиной в качестве государственного герба.

Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси - что связано с Крещением. Как и многие другие реформы, проводилась она насильственно: «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых».

Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары, в том числе учившиеся на Афоне. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Иларион.

При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси , хотя первые сохранившиеся постройки относятся ко времени его сына Ярослава. Заложены города Владимир-на-Клязьме (990 год), Белгород (991 год), Переяславль (992 год) и многие другие.

Киевлян Владимир щедро угощал на пирах каждое воскресенье, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных. Летописец отмечает: «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мёд в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: "Где больной или нищий, не могущий ходить?" И тем раздавать всё, что им нужно» .

Особое внимание оказывал дружине, с которой советовался о делах государственных и военных, ни в чём ей не отказывал, говоря: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиною доискались золота и серебра» .

Личная жизнь и семья Владимира Великого

Владимир был до крещения известен как «великий распутник» (лат. fornicator maximus, по словам немецкого хрониста Титмара Мерзебургского).

Он состоял в нескольких официальных языческих браках, в частности, с уже упоминавшейся Рогнедой, с «чехиней» (на союз с Чехией он, по некоторым данным, опирался в борьбе с Ярополком, союзником германского императора) и «болгарыней» (из волжских или дунайских болгар - неизвестно. По одной из версий, это была дочь царя дунайских болгар Петра, а Борис и Глеб были детьми от неё).

Кроме того, Владимир сделал наложницей беременную вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из походов. Вскоре она родила сына Святополка, который считался «от двух отцов». Владимир рассматривал его как своего законного наследника, в то время как сам Святополк, по косвенным данным, считал себя сыном Ярополка, а Владимира - узурпатором.

После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках - с византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011, с неизвестной «мачехой Ярослава», попавшей в плен к Святополку в 1018 году.

Всего имел тринадцать сыновей и не менее десяти дочерей.

От «чехини» (по «Саге об Олаве сыне Трюггви» - Аллогии, по Татищеву - варяжки Оловы, «норвежской княжны Олавы»):

Вышеслав , князь новгородский, старший сын Владимира. Умер до смерти отца.

От вдовы Ярополка Святославича (по родословиям - «грекини Предиславы» (жена с ок. 978):

Святополк Окаянный , князь туровский, затем киевский. Возможно был сыном не Владимира, а Ярополка Святославича, но Владимир признал его своим сыном.

От Рогнеды , дочери полоцкого князя Рогволода (жена с ок. 977):

Изяслав , князь полоцкий. Летопись содержит красочный рассказ о том, как маленький Изяслав вступился за мать, покусившуюся на жизнь Владимира, и был отправлен с ней на удел в Полоцк. Умер также при жизни отца, молодым, в 1001 году. Родоначальник полоцкой ветви Рюриковичей;
Мстислав - если он упоминается в некоторых версиях списка сыновей Владимира не по ошибке (имя Мстислава повторено дважды, однако во втором списке сыновей Владимира в «Повести временных лет» под 988 годом - единожды), то, скорее всего, умер в младенчестве;
, князь ростовский, после смерти Вышеслава - новгородский, после победы над Святополком - киевский;
Всеволод , князь Владимир-Волынский, иногда отождествляется с «Виссивальдом, конунгом из Гардарики», погибшим в Швеции в 993 году;
Предслава , сделана наложницей польским князем Болеславом I Храбрым;
Премислава (ум. в 1015 году), по некоторым источникам с 1000 года жена венгерского принца Ласло Лысого (ум. 1029);
Мстислава , в 1018 году среди других дочерей Владимира была захвачена польским князем Болеславом I Храбрым.

От Адельи (по поздним, не вполне надёжным данным):

Мстислав Тмутараканский , князь тмутараканский и черниговский, после успешной войны с Ярославом правитель половины Руси; умер в 1036, не оставив наследников;
Станислав , князь смоленский (сведения об уделе Станислава не вполне надёжны). (По некоторым родословцам - также «от болгарыни»);
Судислав , князь псковский, в 1024-1059 в заточении, умер в 1063, пережив всех братьев. (По некоторым родословцам - также «от болгарыни»).

По летописи - «ѿ другия (Чехыни) Ст҃ослава». От «богемской княжны» Мальфриды :

Святослав , (ум. 1015), князь древлянский.

От «болгарыни» , по родословцам - «болгарской княжны Милолики», некоторые историки пытались идентифицировать её с царевной Анной:

Борис , князь ростовский;
Глеб , князь муромский.

Неизвестно, от какой жены :

Позвизд , судя по языческому имени родился до крещения Владимира. (По некоторым родословцам - также «от болгарыни»);
Добронега-Мария (ум. 1087) - стала женой короля Польши Казимира I.

Кроме того, у Владимира было ещё несколько дочерей, неизвестных по имени. Всего дочерей Владимира на 1018 год было в живых не менее 9, как мы знаем из хроники Титмара. Точная судьба всех их неизвестна.

Польский историк Анджей Поппэ выдвинул весьма правдоподобную гипотезу, что жена новгородского посадника Остромира Феофана была дочерью Владимира I Святославича и Анны Византийской. Кроме того, возможно, дочерью Владимира была жена маркграфа Северной марки Бернхарда II Младшего фон Хальдеслебена (ум. 1044) и мать маркграфа Вильгельма (ум. 1056).

Князь Владимир собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису.

В последние годы жизни Владимира Святополк устроил заговор против него, который был раскрыт и некоторое время Святополк находился в заточении. Ярослав прекратил из Новгорода перечислять в Киев дань и церковную десятину, после чего Владимир собрался с дружиной идти на сына, но смерть не дала сделать ему этого.

Когда Владимир скончался от болезни в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015 года, окружающие скрыли его смерть для того, чтобы уведомить Бориса о смерти его отца. Дело в том, что Святополк находился в Киеве: он не должен был узнать об этом раньше горожан, иначе попытался бы узурпировать власть. Тело князя, обернутое ковром, тайно вывезли ночью на санях и привезли в Киевскую Десятинную церковь, где он и был похоронен. Мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма.

Десятинная церковь была разрушена монголами в 1240 году и под её обломками оказались саркофаги князя Владимира, его жены и других.

В 1635 году в Киеве при разборе руин были обнаружены старые саркофаги, принятые митрополитом Петром Могилой за погребения Владимира и Анны, а затем после извлечения останков закопаны вновь. Идентификация гробницы (или гробниц) была произведена по надписи, которая однако явно позднего происхождения и содержит фактические противоречия (датировка от Рождества Христова и т. п.).

Место погребения было заново раскопано Н. Е. Ефимовым в 1826 году, действительно были найдены саркофаги, но не соответствующие описанию XVII века. Останки (мощи), извлечённые из захоронения, были розданы в киевские и московский соборы и к настоящему времени оказались утрачены. Современные исследователи сомневаются в том, что это действительно были раки Владимира и Анны.

Точных данных о начале церковного почитания (и формальной канонизации, если такая была) князя Владимира нет. Возможно, Владимир первоначально поминался вместе со своими сыновьями, святыми Борисом и Глебом.

По косвенным данным, уже в первые годы после его смерти возникла агиографическая традиция, уподоблявшая князя апостолу Павлу, причём житийные рассказы об обращении Владимира (ослепшего и чудесным образом исцелившегося по молитвам христиан) встречаются и в западноевропейских памятниках этого времени. Уже в «Похвале кагану Владимиру» митрополит Иларион именует князя «блаженным» («О блаженый и треблаженый княже Володимерѣ, благовѣрне, и христолюбиве, и страннолюбче, мъзда твоа многа предъ Богомъ!»), хотя историки церкви признают его слова скорее пожеланием канонизации, нежели свершившимся фактом.

Согласно сербским Прологам XIV века, восходящим к древнерусским оригиналам середины XII века, официальное признание Владимира святым к середине XII века ещё не состоялось. Русские летописи также умалчивают о канонизации Владимира Крестителя.

Первые надёжные сведения об официальном почитании Владимира как святого равноапостола относятся к XIV веку: все Прологи и богослужебные книги того времени имеют память святого Владимира под 15 июля. Ряд исследователей выдвигал гипотезу, что начало почитания могло быть связано с победой новгородцев в Невской битве (1240 год), которая произошла 15 июля, но во многих древних списках жития в перечне святых дня Невской битвы как раз отсутствует имя Владимира. Вероятно, канонизация могла состояться во 2-й половине XIII века, так как именно этим периодом датируется Пролог со вставкой из проложного жития святого Владимира.

В 1635 году митрополит Киевский Пётр Могила обрёл мощи Владимира из руин Десятинной церкви, что полагает начало почитанию его останков.

В 1853 году в Киеве был открыт памятник святому князю Владимиру и основан комитет по строительству Владимирского собора (освящён в 1896 году).

Особое внимание ко дню памяти святого Владимира было привлечено церковно-общественными торжествами по случаю 900-летия Крещения Руси в июле 1888 года. Указом Святейшего синода 1888 года «для запечатления навсегда в благоговейной памяти православных чад русской Церкви имени Просветителя русского народа», день памяти святого Владимира определено отнести к праздникам, имеющим в Уставе знак креста в полукруге - «имже бдение совершается». До того полагалась полиелейная служба. В связи с празднованием юбилея в Российской империи был воздвигнут ряд Князь-Владимирских храмов.

В русской эмиграции XX века церковное почитание князя в условиях начавшейся в 1929 году в СССР тотальной ликвидации организованной церковности приобрело политическое звучание. 18 (31) декабря 1929 года Архиерейский синод (Русская зарубежная церковь) по докладу митрополита Антония (Храповицкого) постановил «установить день Св. Равноапостольного Князя Владимира, Просветителя Руси, 15 (28) июля общим русским церковно-национальным праздником и просить архипастырей и пастырей Русской Православной Зарубежной Церкви в этот день особенно отметить значение русской православной культуры и в церковной и государственной жизни русского государства».

Поскольку князь Владимир жил до раскола христианской церкви (1054), он почитается и католиками.

Русская церковь совершает его память в день его преставления - 15 июля по юлианскому календарю. В тот же день, 28 июля по Григорианскому календарю, празднуют её римокатолики. Святой Владимир считается покровителем украинских и российских католиков.

С 2002 года святой Владимир считается небесным покровителем внутренних войск МВД России. Его образ освящён в Главной иконе внутренних войск, которая хранится в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. Начинание по обретению внутренними войсками МВД России особо почитаемой иконы и святых покровителей воинских коллективов благословлено Патриархом Алексием II.

В 2008 и 2010 годах соответственно на Украине и в России были установлены государственные памятные даты: День крещения Киевской Руси - Украины и День крещения Руси, приуроченные ко дню памяти князя Владимира.

Владимир Великий в искусстве

В былинах известен под именем Владимира Красно Солнышко, «ласкового князя Владимира». Ко времени его правления относятся подвиги трёх богатырей. Типичный образ князя Владимира в былинах - собирательный: в нём объединены черты некоторых более поздних правителей, а историческая достоверность, возможно, искажена.

Парные образы Владимира (в крещении - Василия) и его матери Малуши представлены в украинских святочных фольклорных фигурах Василия и Маланки (Меланки, Миланки). В церковном календаре день св. Мелании завершает годовой круг, день св. Василия его начинает. Это календарное обстоятельство сблизило в народном воображении святого Василия Великого и преподобную Меланию римлянку, превратив их в стойкую фольклорную пару, сохранив не только упоминания о реальных исторических персонажах (Владимире и Малуше), но и целый ряд деталей, которые отражают правовые нормы Х века и характеризуют тогдашний быт.

Свои произведения Владимиру I посвящали Феофан Прокопович, Я. Б. Княжнин, Ф. П. Ключарев, М. М. Херасков, А. С. Грибоедов и А. Н. Муравьев.

В эпоху «Владимира-солнце», обрисованного по «Истории государства Российского» Карамзина, происходит действие «Руслана и Людмилы» .

Князь Владимир является центральным персонажем ряда исторических романов:

«Голубь над Понтом» («Когда пал Херсонес») Антонина Ладинского;
«Владимир» Семёна Скляренко;
«Князь Владимир» Юрия Никитина;
«Дочка императрицы» Михаила Казовского (1999);
«Язычник» (2009) и «Княжья Русь» (2010) Александра Мазина.

В романах «Князь» (2005) и «Герой» (2006) Александра Мазина упоминается о рождении и детстве Владимира.

В кинематографе:

«Ярослав Мудрый» (1981; СССР) режиссёр Григорий Кохан, в роли Владимира ;
«Легенда о княгине Ольге» (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Владимира в юности Иван Иванов, в старчестве Иван Миколайчук;
«Владимир Святой» (1993; Россия) режиссёр Юрий Томошевский, в роли Владимира Владислав Стржельчик;
«Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко» (2004), в роли Андрей Сухов;
(2016; Россия) режиссёр Андрей Кравчук, в роли Владимира .

В мультфильмах:

«Василиса Микулишна» (1975; СССР) режиссёр Роман Давыдов;
«Князь Владимир» (2006; Россия) режиссёр Юрий Кулаков, Владимира озвучивает .

Ордена:

В 1782 году императрица Екатерина II учредила Императорский орден Святого Равноапостольного Князя Владимира в 4 степенях;
В 1957 году Русская православная церковь учредила орден Святого равноапостольного великого князя Владимира в 3 степенях.

Памятники:

В 1853 году князю Владимиру был воздвигнут памятник в Киеве;
В 1999 году открыт памятник в Белгороде. Скульптор Вячеслав Клыков;
В 2007 году во Владимире открыт памятник Владимиру Святому и епископу Суздальскому Феодору работы скульптора Сергея Исакова;
В 2010 году в Коростене открыт памятник юному князю Владимиру и его матери Малуше;
В 2013 году памятник князю Владимиру установлен в Астрахани к 1025-летию крещения Руси и 455-летию со дня основания города. Памятник размещён в сквере напротив кафедрального собора Святого равноапостольного князя Владимира;
В 2015 году памятник князю Владимиру открыт в городе Батайске (Ростовская область). Скульптор Сергей Исаков;
В 2016 году открыт памятник на Боровицкой площади в Москве. Скульптор Салават Щербаков, архитектор Игорь Воскресенский.

Владимир Святославич Великий Святой
Годы правления: 980-1015
Годы жизни: 947-1015

Великий князь Киевский, политический и религиозный деятель, вошедший в историю православия как «равноапостольный» князь; придал христианству на Руси статус государственной религии. Известен также как «Креститель Руси».

Князь Владимир Великий — биография

Сын великого князя Киевского Святослава I Игоревича , который при разделе своего княжества посадил Владимира княжить в Новгороде по просье новгородцев в 969 году. Мать Владимира по преданию — ключница княгини Ольги Малуша.

Во время междоусобной войны между двумя старшими братьями Ярополком и Олегом, закончившейся смертью Олега, Владимир испугался властолюбия старшего брата и бежал «за море» к варягам. Вернулся в 980 году, во главе варяжской дружины с целью вернуть потерянное. Задачу свою выполнил: взяв Киев, выманил из него с помощью предателя Ярополка на переговоры и убил его.

Киевский князь Владимир Великий

Укрепляя свою власть с помощью варягов, подчинил Киеву вятичей, радимичей и ятвягов (племена, жившие на западе нынешней Белоруссии). Для более успешного противостояния кочевникам (печенегам и др.) выстроил крепости и земляные валы на южных рубежах: по рекам Десне, Ирпени, Осетру, Суле, Трубежу. Летописи подчеркивают воинственность и жестокость Владимира-язычника, не чуждавшегося и человеческих жертвоприношений.

В 995 году Владимир с войском вынужден был бежать от печенегов около Васильева; в 997 году, когда Владимир отправился в Новгород собирать войско, печенеги напали на Белгород (город был спасен чудом). Воевал с Волжской Болгарией. Известны также его войны с Византией и Польшей (поход 992 года).

Именно Владимир учредил на Руси первые школы для обучения грамоте, но это было сделано уже под влиянием христианства и для того, чтобы иметь возможность подготовить своих, русских священников.

Владимир великий — годы правления

Больше всего Владимир прославился тем, что крестил Русь, то есть именно
по его приказу многие люди приняли христианскую веру. По рождению и воспитанию он был язычником. Когда он победил своего брата Ярополка и стал княжить в Киеве, он первым делом велел соорудить в городе капище самых главных языческих богов, в том числе бога Перуна.

Постепенно сложилось так, что интересы государства требовали принятия всеми одной веры, веры, которая могла бы объединить разрозненные племена в один народ, чтобы вместе противостоять врагам и заслужить уважение союзников. Но народы, жившие вокруг Руси, молились разным богам Мусульмане — аллаху, иудеи — Иегове, христиане — христианскому Богу. И хоть все они признавали только одного истинного бога, но обряды и законы у всех них были разными.

Поэтому выбрать какую-то одну из вер оказалось очень непросто. По преданию, принял в 986 послов из Волжской Болгарии, Рима, от хазар и греков, которые предлагали ему принять, соответственно, мусульманскую, «латинскую» (западно-христианскую), иудейскую или «греческую» (восточно-христианскую) веру.

Выслушав всех, в том числе греческого «философа», он в следующем году отправил собственных посланников для испытания разных религий и был покорен знаменитым рассказом побывавших в Византии, очарованных «небесной» красотой тамошнего богослужения (попутно бояре и старцы напомнили князю о христианском выборе «бабки его Ольги, мудрейшей из всех человеков»).

Христианская Русь при Владимире Великом

Тогда он и вынес окончательное решение, которое по другой, более политико-прагматической версии, было обусловлено «корсунским вопросом», т.е. походом на Византию (завоевательным либо союзническим, связанным с подавлением местного восстания полководца Фоки), в результате которого Владимир и принял христианство, взяв в жены византийскую княжну Анну, сестру императора Василия II.

В 988 году Владимир взял Херсон (Корсунь). Крещение князя состоялось в 987/989 именно в Херсоне, при этом он принял новое имя Василия, в честь императора как своего заочного восприемника. (В церковной традиции за год крещения принят 988.) Вернувшись на Русь, князь привез с собой греческих священников, богослужебные книги и утварь.

Крещения в Киеве приняли массовый характер, были уничтожены языческие идолы, поставлены первые христианские храмы (деревянная церковь св. Василия и каменная – Десятинная, в честь Богородицы; последняя освящена в 996). Наконец, в эти же годы была учреждена особая Киевская митрополия Константинопольского патриархата и ряд других епископий (Белгородская, Новгородская, Полоцкая и др.).

Согласно летописям, по принятии новой веры характер Владимира изменился: исполненный добротолюбия, он прославился благотворительством и отказывался теперь казнить даже преступников, предпочитая брать с них штраф (виру). Это не помешало ему, искусному воину-стратегу, успешно обороняться от печенегов (заселяя с этой целью южные рубежи) и противоборствовать Польше в Галиции.

При большом количестве жен и наложниц у Владимира было немало детей. История упоминает следующих сыновей: Вышеслава, Изяслава, Ярослава, Всеволода, Святослава, Станислава, Позвизда, Бориса, Глеба, Мстислава, Судислава и Святополка.

В 995 году Владимир разделил Русь на уделы и отдал их в управление сыновьям. Историки считают, что это была самая большая ошибка из всех возможных, которая впоследствии привела к раздроблению Руси на отдельные княжества и междоусобице.

Владимир задумал идти в поход на Новгород, дабы наказать непокорного сына Ярослава, тамошнего князя, но умер в своем подгородном селе Берестове (близ Киева) 15 июля 1015 и был похоронен в десятинной церкви в Киеве.

Любимый герой народных былин, «Владимир Красное Солнышко » был канонизирован как святой великий князь Владимир . Церковная память совершается в день его кончины 15 (28) июля.

В 2017 году на экраны России вышел грандиозный по размаху исторический фильм «Викинг». Посвящен он был Великому князю.

В 1836 году российское правительство приняло решение об организации в местечке Горы-Горки Оршанского уезда Могилевской губернии земледельческой школы. Школа была открыта спустя 4 года, в 1840-м, и тут же начала готовить агрономов и управляющих для казенных и частных имений. В 1848 году школу преобразовали в институт, первое в империи высшее сельскохозяйственное учебное заведение. Думаю, именно это стало поводом в 1861 году сделать Горки уездным городом, окончательно приведя их таким образом к успеху. Еще бы чуть-чуть и неизвестно, какая бы судьба ждала новоявленную уездную столицу, ведь после того, как многие неблагодарные студенты (и даже некоторые преподаватели) Горы-Горецкого института активно поучаствовали в восстании 1863-64 гг., институт перевели в Петербург, а в Горках остались только классы земледельческого училища.

С приходом советской власти вуз в Горках был восстановлен и в 1925 году даже преобразован в Белорусскую сельскохозяйственную академию, оставшись главным профильным учебным заведением сначала республики, а потом и страны. Благодаря Академии Горки могут считаться настоящим университетским городком, ведь фактически она тут - градообразующее предприятие. Работают здесь более 2 тысяч человек (из них 600 преподавателей), а учатся 13 000 студентов, половина из которых на очной форме. У академии есть настоящий кампус, где представлены здания всех (!) архитектурных эпох, начиная с 1850-х годов и заканчивая мозговыми высерами (извините, конечно, но вы просто это еще не видели) современных белорусских архитекторов.

Об учебном городке Горецкой академии в этой серии.

1. Парадный вход в кампус. На самом деле большинство учебных корпусов от этой брамы далековато, это скорее вход в парк академии, расположенный перед старым главным зданием академии.

2. Поля для студенческих опытов.

3. Первый объект на пути - библиотека БГСХА, на вид межвоенного времени.

4. Сейчас на реконструкции.

5. Перед библиотекой второй горецкий Ленин, на этот раз черный.

6. Затем старый главный корпус (сейчас №4) с дореволюционными флигелями. Перед этим комплексом, напоминающим роскошный классицистский дворец, устроены живописные клумбы с вазами, только добавляющими сходства. Есть даже ведущая к центральному подъезду парадная аллея (трасса заметна слева), только вот деревья, которыми она обсажена, совершенно по-уродски обрезаны.

7. Главный корпус возможно дореволюционный с послевоенной реконструкцией в духе освоения классического наследия.

8. Мемориальная доска Максиму Гарецкому, учившемуся и преподававшему в Горках.

9. Перед корпусом установлены бюсты выдающихся преподавателей академии.

10. Таким увидел его Наполеон Орда в 1870-е годы. Впрочем, тут скорее всего зарисован его противоположный фасад. Отдельное здание слева вдалеке - больничный флигель.

11. Так он выглядит сейчас. На вид заброшенный.

12. Второй флигель вполне обитаем и даже свежепокрашен. Это административный корпус, судя по охранной табличке, построенный в 1840-е годы.

13. Кампус расположен в живописном парке над двумя прудами и хотя фотографировать тут сложно - гулять, особенно на исходе золотой осени, очень приятно.

14. Жилой домик для сотрудников вуза 1932 года.

15. Еще один даже 1925-го (!). Внешний вид не должен смущать, силикатом обложено старое деревянное здание. Это как раз дом, где жил в бытность преподавателем Максим Гарецкий, и который предполагалось к Дожинкам снести, что вызвало возмущение прогрессивной общественности.

16. Самое роскошное дореволюционное здание, похожее на какое-нибудь Дворянское собрание в городе средней руки - физико-химический корпус 1911 года.

17. Размеры впечатляют особенно в профиль. Даже в некоторых губернских городах, не буду показывать пальцем, зданий такого масштаба строилось (а сохранилось и подавно) немного.

18. Дерево-гриб.

19. Корпус №10, крупнейший в Академии.

20. Фонтан. На пристройке к десятому корпусу (спортзал или конференц-зал) растяжка: "Нашей Академии 170 лет".

21. Главная в кампусе улица Мичурина (конечно же). Машин практически нет, людей тоже, вокруг интересно - красота.

22. Жилые дома двух разных поколений для сотрудников Академии.

23. Спустились к прудам - это Нижнее озеро (есть еще и Верхнее, но туда не дошли). Дожинковский амфитеатр будет на его берегу.

24. На противоположном берегу озера дендрарий и ботанический сад БГСХА. В дендрарии знатными выпускниками академии посажена аллея деревьев.

25. От количества Героев Соцтруда рябит в глазах. Также выяснилось, что академия готовила сельхозкадры не только для республики. Вартан Чамчиян, уроженец Грузии, например, получил Золотую звезду за освоение целинных земель в Западном Казахстане.

26. Военный мемориал в дендрарии.

28. Сталианс. Корпус механизации 1955 года.

29. Около него стоит вот такая замечательная штуковина.

30. Корпус №1.

31. Корпус №11. Это уже все 1960-70-е годы. Всего на территории кампуса 16 учебных корпусов, не считая общежитий, спорткомплексов, библиотеки и даже собственного детсада.

32. Заканчивается городок еще одним впечатляющим мемориалом.

33. Прошлись немного по многоэтажному жилому району.

34. В советское время строили с размахом.

36. Элитный жилой дом, судя по размерам окон. Во всяком случае в Минске в похожем за ЦУМом селили академиков и членов-корреспондентов.

37. Почему-то нет остекленных балконов.

38. Типовые общаги на радость ked_pled .

39. Жилое строительство ведется и сейчас, только вот дома этажностью пониже и непременно с малиновыми скатными крышами. НЕНАВИСТЬ!!1

40. По Интернациональному проспекту, главной улице Новых Горок возвращаемся в центр.

41. Дворец культуры БГСХА огромен, позднесоветск и красив.

42. Фасад украшен керамическими панно. Вверху театральные маски...

43. ... внизу какие-то жанровые сценки.

44. Я умудрился здесь даже магнит найти, и на радость мне как раз с ДК академии.

45. Очень понравилось, как решены боковые фасады ДК.

48. Рядом с Дворцом комплекс предприятий общественного питания БГСХА в одном здании.

49. Столовая-бар-кулинария Академии. В сравнении с масштабом кампуса вуза в Горках нервно курит даже БГУ, не говоря уже про недоуниверситеты в провинции.

51. Студеческая поликлиника и "центр дружественной помощи подросткам" (WTF?) Остро стоит проблема суицидов в молодежной среде?

52. Стадион и спорткомплексы (на заднем плане) академии.

53. Учебный корпус №13 1962 года (на зданиях предусмотрительно висят таблички с датировкой, очень удобно, еще бы архитекторов писали).

54. Общежитие.

55. От проспекта к главному корпусу ведет тихая улочка, застроенная малоэтажными зданиями вероятно первых послевоенных лет.

56. Корпус №8.

57. Ближе к главному корпусу вновь начинается довоенка.

59. Имеется даже своя церковь.

60. И над всей этой потерянной во времени застройкой громоздится тот самый современный архитектурный выкидыш 2002 года издания. Впрочем без импотентского постмодернизма учебному городку академии уже чего-нибудь бы не хватало, ведь в Горках сложилась уникальная ситуация: тут, на ограниченной территории, можно на наглядных примерах проследить весь путь развития архитектуры в Беларуси, начиная с середины XIX и до начала XXI века. А когда построят , и вовсе до наших дней.

Я бы сюда возил экскурсии.

Витебская область:
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .

Награды

Учреждение образования «Белорусская государственная ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия» (БГСХА) - белорусское старейшее и многопрофильное крупнейшее высшее учебное заведение аграрного направления среди стран СНГ и Европы .

Базовый научно-технический центр аграрной науки в Республике Беларусь.

История

В 1836 году правительство России приняло решение основать в местечке Горки (известном также как Горы-Горки) Могилёвской губернии земледельческую школу.

Горыгорецкая земледельческая школа была открыта 15 (27) августа года. При открытии имела курсы обучения двух разрядов: высший и низший. Срок обучения по высшему разряду был 3 года. Учащиеся получали высшее агрономическое образование. Здесь готовили агрономов и управителей для казённых и частных имений. Земледельческая школа в Горках быстро завоевала популярность в России.

Позже, в 1848 году, выший разряд школы был преобразован в Горыгорецкий земледельческий институт - первое в России высшее сельскохозяйственное учебное заведение, а низший разряд - в Земледельческое училище .

В институте существовали польские и русские литературные кружки, члены которых проявляли интерес к белорусской словесности .

В 1998 и 2003 годах академия единственная из всех вузов Республики Беларусь прошла аттестацию и лицензирование Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России при Министерстве образования Российской Федерации.

В 2010 году в УО БГСХА по 26 специальностям обучались 12 920 студентов, в том числе 5684 на дневной форме обучения. На 61 кафедре 13 факультетов, в том числе 4 факультета заочной формы обучения, трудятся 597 преподавателей, из которых 28 докторов и 290 кандидатов наук, 30 профессоров и 225 доцентов.

С 2004 года в БГСХА открыта подготовка магистров. По окончании V курса лучшие из лучших студентов могут углубить свои профессиональные знания в магистратуре.

Известные студенты

  • Бобровницкий, Владимир Степанович (окончил в 1929 году) - ректор Белорусского государственного университета;
  • Вахонин, Николай Кириллович (окончил в 1974 году) - директор Республиканского научного дочернего унитарного предприятия «Институт мелиорации»;
  • Вереницын, Константин Васильевич (учился в 1857-1859 годах) - белорусский поэт, автор самого популярного в XIX веке белорусского произведения - поэмы «Тарас на Парнасе »;
  • Голодед, Николай Матвеевич - председатель СНК БССР в 1927-1937 годах
  • Горецкий, Максим Иванович (окончил в 1913 году) - писатель, литературовед, переводчик, фольклорист, деятель белорусского национального движения начала XX века;
  • Калиновский, Рафаил - польский инженер, повстанец, учитель, монах ордена босых кармелитов, католический святой;
  • Кириков, Сергей Васильевич - биогеограф, доктор биологических наук;
  • Кобеко, Павел Павлович (1897-1954), окончил в 1924 году, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР (1943);
  • Линг, Сергей Степанович (окончил в 1960 году) - премьер-министр Республики Беларусь (1996-2000)
  • Лихацевич, Анатолий Павлович - учёный в области агрохимии и мелиорации, доктор технических наук, Член-корреспондент Национальной академии наук Белоруссии
  • Лукашенко, Александр Григорьевич (учился заочно) - Президент Республики Беларусь;
  • Советов, Александр Васильевич - русский учёный, первый доктор агрономии, агроном и почвовед, профессор кафедры сельского хозяйства (с 1859), декан физико-математического факультета (1888-1900) Санкт-Петербургского университета;
  • Стебут, Иван Александрович - заслуженный профессор, общественный деятель, писатель и практик по сельскому хозяйству, основатель женского сельскохозяйственного образования в России;
  • Томашевич, Кирилл Фомич - депутат Государственной думы Российской империи III созыва;
  • Хитрун, Леонид Иванович (окончил в 1953 году) - министр машиностроения для животноводства и кормопроизводства СССР (1986-1987);
  • Черемшанский, Василий Макарович - географ, известен как автор сочинения «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях»;
  • Шевелуха, Виктор Степанович - заместитель министра сельского хозяйства СССР (1979-1984), академик-секретарь Всесоюзной (Российской) академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ - РАСХН), депутат Государственной думы РФ первого и второго созывов;
  • Янковский, Михаил Иванович - предприниматель, натуралист и селекционер

Известные преподаватели

  • Высоцкий, Георгий Николаевич (профессор в 1923-1926 годах) - почвовед, лесовод, геоботаник и географ;
  • Замятин, Николай Митрофанович (заведовал кафедрой с 1949 года) - учёный в области животноводства и свиноводства;
  • Роговой, Павел Прокофьевич (работал с 1925 по 1930 год) - почвовед;
  • Рытов, Михаил Васильевич (преподавал с 1879 по 1920 год)- агробиолог;
  • Траутфеттер, Рудольф Эрнестович (директор института в 1860 году) - ботаник и натуралист
  • Цыганов, Александр Риммович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик НАН Беларуси, академик Российской академии сельскохозяйственных наук, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, работал ректором академии с 1995 по 2007 гг., учёный в области агрохимии, экологии и истории аграрного образования.

См. также

Ссылки

  • Сайт Белорусской государственной сельскохозяйственной академии

Книги и брошюры

  • Белорусская сельскохозяйственная академия. Соавт.:В. М. Лившиц, Н. Н. Добролюбов. Минск: «Ураджай», 1986. - 126 с., ил. ISBN 5-7860-0070-2
  • Белорусская сельскохозяйственная академия. 150 лет. Краткий очерк истории и деятельности. Соавт.: В. М. Лившиц,Немыкина И. А., Добролюбов Н. Н., Дюбакова М. Г., Зябкина З. Ф., Ковалев П. А., Кожемяков И. С., Шитов Н. А., Зосимов М. В.. Пуговко А. В., Шерснев П. М., Назаров С. И., Минск: «Ураджай», 1990. - 277 с., 8 л. ил. ISBN 5-7860-0070-2
  • Белорусская сельскохозяйственная академия. 150 лет. Иллюстрированный буклет. Авторы текста. Соавт.: В. М. Лившиц,Н. Н. Добролюбов. Минск: «Полымя», 1990. - 32 с. ISBN 985-61-09-8
  • Белорусская сельскохозяйственная академия. Памятники и памятные места. Соавт.:В. М. Лившиц,Н. Н. Добролюбов. Минск: «Ураджай»,1990. - 93 с. ISBN 5-7860-0551-8
  • Белорусская сельскохозяйственная академия - первое в России высшее сельскохозяйственное учебное заведение. Материал в помощь лектору. К 150-летию со дня открытия. В. М. Лившиц,Н. Н. Добролюбов. Минск: Белорусское республиканское общество «Знания»,1990. - 24 с.
  • Летапіс Беларускай сельскагаспадарчай акадэміі (1836-1995 гг.). аўт.-склад. В. М. Лившиц Горки: ред.-изд. отдел БСХА, 1995. - 208 с. ISBN 985-6120-11-X
  • Беларуская сельскохозяйственная акадэмия (на рус. и бел. языках). 155 лет. Иллюстрированный буклет. Соавт. В. М. Лившиц,А. Р. Цыганов Минск: отдел культуры Горецкого райисполкома, 1995. - 48 с. ISBN 985-6120-09-8
  • Жизнь, отданная книге. К 100-летию со дня рождения Д. Р. Новикова. Соавт. В. М. Лившиц, Цыганов А. Р. Горки: *отдел культуры Горецкого райисполкома, 1996. - 35 с., ил. ISBN 985-6120-16-0
  • Горецкие сельскохозяйственные учебные заведения. Очерки истории (1836-1919 гг.). Соавт.: В. М. Лившиц,Дюбакова М. Г., Зябкина З. Ф., Цыганов А. Р., Горки: отдел культуры Горецкого райисполкома, 1997. - 164 с. ISBN 985-6120-18-7
  • Четырежды почетный. К 80-летию со дня рождения И. М. Стельмашонка. Соавт. В. М. Лившиц,А. Р. Цыганов Горки: отдел культуры Горецкого райисполкома, 1998. - 34 с., 9 л. ил. ISBN 985-6120-31-4
  • Первый доктор истории. Шитов Н. А. Соавт.: В. М. Лившиц,Цыганов А. Р., Герасимович А. А. Горки: отдел культуры Горецкого райисполкома, 1999. - 20 с., ил. 13 л. ISBN 985-6120-37-3
  • Горы - Горецкий земледельческий институт. Выдающиеся ученые и профессора. Соавт.:В. М. Лившиц,А. Р. Цыганов В.Немыкин Горки: отдел культуры Горецкого райисполкома, 1999. - 169 с., ил. 4 л. ISBN 985-6120-42-X
  • Верность земле. Горки. Соавт.: В. М. Лившиц,Цыганов А. Р., Горки: отдел культуры Горецкого райисполкома, 1999. - 54 с., ил. ISBN 985-6120-38-1
  • Летопись Белорусской государственной сельскохозяйственной академии 1836-2000 г. Авт.-сост. В. М. Лившиц, 3-е изд., испр. и доп. Горки: ред.изд. отдел БГСХА, 2000. - 212 с. ISBN 985-6120-51-9
  • У. М.Лiўшыц Раскопкі вакол горацкага "Парнаса. Літаратуразнаўчыя нарысы. Горкі: адзел культуры Горацкага райвыканкама, 2001. - 194 с., ил. 20. ISBN 985-6120-44-6
  • Кафедра механизации животноводства и электрификации сельскохозяйственного производства (к 50-летию со дня основания). Соавт.: В. М. Лившиц,А. Р. Цыганов В. А. Шаршунов, А. В. Червяков. Горки:, ред.изд. отдел БГСХА, 200. - 86 с.
  • Белорусская государственная сельскохозяйственная академия. Научно-педагогические школы и основные направления научных исследований. Соавт.: В. М. Лившиц,А. Р. Цыганов, П. А. Саскевич, А. М. Карташевич, Э. А. Петрович. Горки: ред.- изд. отдел БГСХА, 2001. - 120 с.
  • Первый послевоенный ректор академии. Соавт.: В. М. Лившиц,Цыганов А. Р., Горки: ред.-изд. отдел БГСХА, 2001. - 25 с. ISBN 985-6120-64-0
  • Белорусская государственная сельскохозяйственная академия (студенту-первокурснику). Соавт. В. М. Лившиц, А. Р. Цыганов. Горки: ред.изд. отдел БГСХА, 2001, 60 с. ISBN 985-6120-61-6
  • Выдающий агрохимик Беларуси. Соавт.: В. М. Лившиц, А. Р. Цыганов, М. А. Кадыров. Горки: отдел культуры Горецкого райисполкома, 2003. - 32 с., ил. 5 л. ISBN 985-6120-7-5
  • Инновационные разработки Белорусской сельскохозяйственной академии Соавт.: В. М. Лившиц, А. Р. Цыганов, М. В. Шалак. Могилев: обл.типография им. С.Соболя, 2005. - 240 с., ил.
  • Белорусская государственная сельскохозяйственная академия. История в биографиях ученых, удостоенных почетных званий, лауреатов премий, профессоров, докторов наук. 165 лет. (1840-2005). Соавт. В. М. Лившиц,А. Р. Цыганов, Могилев: обл.типография им. С.Соболя, 2005. - 144 с.
  • Первый доктор истории. Шитов Н. А. Соавт.: Соавт. В. М. Лившиц,Цыганов А. Р., Герасимович А. А. Горки: 2-ое доп. и расширенное издание, Могилев: обл.типография им. С. Соболя, 2005. - 84 с., ил.
  • Летопись Белорусской сельскохозяйственной академии (1836-2005), 4-е изд., испр. и доп. Авт.-сост.: В. М. Лившиц, Горки: ред.- изд. отдел УО «БГСХА», 2005. - 214 с.
  • У. М.Лiўшыц.Горкі: Старонкі гісторыі. Мінск: «Красико - принт», 2007. - 312 с., ил.16 л. ISBN 985-405-384-9
  • Научно-педагогические школы Белорусской государственной сельскохозяйственной академии: история восхождения (к 170 - летию академии). Соавт. А. П. Курдеко, А. Р. Цыганов, М. В. Шалак, К. П. Сучков, В. М. Лившиц Минск: «Экоперспектива», 2009. − 196 с. ISBN 985-469-31-01
  • Беларуская дзяржаўная сельскагаспадарчая акадэмiя: гiсторыя i сучаснасць.100 пытанняў i адказаў (1840-1919).Частка 1. Сааўт. А. П. Курдзека, А. Р. Цыганаў, У. М.Лiўшыц Горкi: 2010. - 145 с.,iл.
  • Летопись Белорусской государственной сельскохозяйственной академии (1840-2010), 5-е изд., испр. и доп. Авт.-сост. Соавт. А. А. Герасимович,В. М. Лившиц Горки: ред.- изд. отдел УО «БГСХА», 2010. - 182 с., ил. ISBN 985-467-295-3

Статьи в энциклопедиях

  • У. М.Лiўшыц Горкі//Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. - Мiнск.: 1996. Т. 3. - С. 89-91.
  • У. М.Лiўшыц Горы-Горацкая земляробчая школа//Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. - Мiнск.: 1996. Т. 3. - С. 93.
  • У. М.Лiўшыц Горы-Горацкі земляробчы інстытут //Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. - Мiнск.: Т. 3. 1996. Т.3 - С. 93-91.
  • У. М.Лiўшыц Горацкі гістарычна-этнаграфічны музей //Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т.- Мiнск.: 1996. Т. 3.1966 - С. 86-87.
  • У. М.Лiўшыц Беларуская сельскагаспадарчая акадэмія// Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Мiнск.: Т. 1. 1993. - С. 414-415.
  • У. М.Лiўшыц Горы-Горацкая земляробчая школа// Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. - Мiнск.: 1997. Т. 5.. - С. 367.
  • У. М.Лiўшыц Горы-Горацкі земляробчы інстытут//Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. - Мiнск.: 1997. Т. 5. 1997. С. 367-368
  • У. М.Лiушыц Горкі//Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. - Мiнск.: Энцыклапедыя гісторыі Беларусі, 1997. Т. 5.- С. 360.
  • У. М.Лiушыц Беларуская сельскагаспадарчая акадэмія// Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. - Мiнск.: 1995. Т. 2. - С. 492.
  • У. М.Лiушыц Горкі // Вялікае княства Літоўскае: Энцыклапедыя. У 3 т. / рэд. Г. П. Пашкоў і інш. Т. 1: - Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 2005. - С. 546