1914 год первая мировая война таблица. Вооружение и военная техника. Юго-Западный фронт России


Первая мировая война Статистика Продолжительность: – дней 33 Число стран - участниц млн. человек Численность мобилизованных 74 млн. человек Убитых - 10 млн. Раненых - 20 млн.




Германия Захват новых колоний за счет Англии и Франции, ослабление Франции и России, установление господства в Европе Австро-Венгрия Расширение сферы влияния на Балканах, подавление национально-освободительных движений угнетенных славянских народов Великобритания Ослабление Германии, захват части германских колоний, раздел Османской империи Франция Ослабление германии, возвращение Эльзаса и Лотарингии, Саарской и части Рейнской области Германии Россия Установление господства на Балканах, в проливах Босфор и Дарданеллы, ослабление Германии, ликвидация опасности установления господства Австро-Венгрии на Балканах Италия Искала поддержки против Франции из-за контроля над Северной Африкой


Страна Рост численности армии (в %) Число военнослужащих на 1000 мужчин Расходы на содержание армии и флота (в руб.) на душу населения Англия 38,825,615,2 Франция 48,752,512,5 Италия 22,927,46,3 Германия 44,3489,2 Австро- Венгрия,9 Россия 19,533,73,9


Повод к войне Эрцгерцог Франц Фердинанд Гаврила Принцип 28 июня 1914 г. - в столице Боснии Сараево сербский террорист Гаврила Принцип убил австрийского наследного принца Франца Фердинанда. Убийца мстил австрийцам за захват Боснии, на которую претендовала Сербия. Для расследования убийства Австро- Венгрия потребовала введения своих войск на территорию Сербии. Сербы не согласились на оккупацию..




Соотношение сил воюющих сторон Страны Антанты Германия и её союзники Население (не считая колоний) 260 млн. (Россия, Франция, Сербия, Черногория, Бельгия, Великобритания) 120 млн. (Германия, Австро- Венгрия) Вооружённые силы в начале войны 5800 тыс. военнослужащих, 221 пехотная и 41 кавалерийская дивизия 3800 тыс. военнослужащих, 148 пехотных и 22 кавалерийских дивизий Орудия Самолёты Крейсеры 31662


План Шлиффена Альберт фон Шлиффен России потребуется для мобилизации не менее 100 дней, а немцам и австрийцам - 14 дней. Нанести поражение Франции до того, как Россия сумеет ей помочь. Сосредоточить 90% немецких армий на западном фронте. Обойти с фланга линию Мажино на германо-французской границе. Пройти по территории Бельгии. Взять Париж. Оккупировать Францию за 40 дней.


Периоды Западный фронт Восточный фронт Результат 1914 г. Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии Неудачное наступление двух русских армий (генералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии. Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро- Венгрии г. Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия). Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав). Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно- экономический перевес стран Антанты г. Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме. Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось. Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро- Венгрия оказалась на грани полного поражения г. В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты. Революция в феврале-марте 1917 г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой. Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу г. Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал- демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года. В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией. Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты. Основные события Первой мировой войны 1914 – 1918 гг.


Война становится мировой Антанта Франция Англия Россия Сербия, Черногория, Бельгия, Италия, Португалия, Румыния, Греция, Япония, Китай, Сиам, Египет, Либерия, США, Куба, Гаити, Панама, Гватемала, Никарагуа, Коста- Рика, Гондурас, Бразилия. Дипломатические отношения с Германией разорвали Боливия, Перу, Уругвай, Доминиканская республика, Эквадор. Четверной союз Германия Австро-Венгрия Турция Болгария



Учебник. Стр вариант. Составить сложный план пункта «Переход к позиционной войне». 2 вариант. Составить сложный пункт плана «Борьба на истощение».


Перелом в войне перелом в войне. Одновременное наступление Антанты на Западном и Восточном фронтах. Брусилов поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы.





Брестский мир 1917 г. Февраль - революция в России. Экономика не выдерживает г. Декабрь - большевики приходят к власти г. Март - Брестский мир с Четверным союзом.


Капитуляция Четверного союза 1918 г.- май-июнь - Германия - 5 мощных наступлений на Западном фронте. Но! Прорвать фронт не удалось г.-июль - Антанта в наступление. Но! Линию Гинденбурга прорвать не удалось. Оборонительное сооружение линии Гинденбурга


Капитуляция Четверного союза 1918 г.-сентябрь - войска Антанты начали штурм линии Гинденбурга г.-октябрь - линия была прорвана. В Германии - революция. 9 ноября 1918 г. - Германия стала республикой. 11 ноября 1918 г. - капитуляция Германии. Штурм линии Гинденбурга




ИТОГИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1. Политические итоги: Февральская и Октябрьская революции в России и Ноябрьская революция в Германии; ликвидация четырёх империй: Германской, Российской, Османской империй и Австро-Венгрии, причём две последние были разделены; Германия урезана территориально и ослаблена экономически. 2. Территориальные изменения: присоединение к Англии Танзании и Юго-Западной Африки, Ирака и Палестины, части Того и Камеруна; присоединение к Бельгии Бурунди, Руанды и Уганды; присоединение Францией Эльзас-Лотарингии, Сирии, части Того и Камеруна; оккупация Францией Саара; присоединение Италией Южного Тироля и Истрии; провозглашена независимость Белорусской народной республики, Украинской народной республики, Венгрии, Данцига, Латвии, Литвы, Польши, Чехословакии, Эстонии, Финляндии и Югославии; основаны Веймарская и Австрийская республики; демилитаризированы Рейнская область и черноморские проливы.


3. Военные итоги: Впервые были использованы танки, химическое оружие, противогазы, зенитные и противотанковые орудия; широкое распространение получили самолёты, пулемёты, миномёты, подводные лодки, торпедные катера; резко выросла огневая мощь войск; появились новые виды артиллерии: зенитная, противотанковая, сопровождения пехоты; авиация стала самостоятельным родом войск, который стал подразделяться на разведывательную, истребительную и бомбардировочную; возникли танковые войска, химические войска, войска ПВО, морская авиация; у величилась роль инженерных войск и снизилась роль кавалерии; появилась «окопная тактика» ведения войны с целью изматывания противника и истощения его экономики, работающей на военные заказы. 4. Экономические итоги: усиление государственного регулирования и планирования экономики, формирование военно-промышленных комплексов; ускорение развития общенациональных экономических инфраструктур (энергосистемы, сеть дорог с твёрдым покрытием и т. п.); рост доли производств оборонной продукции и продукции двойного назначения.


В в результате военных действий погибло свыше 10 млн. человек и в 2 раза больше ранено. Тысячи городов и селений были превращены в развалины, разрушены дороги и мосты, миллионы людей лишились крова, имущества… В войну были вовлечены 33 государства с населением свыше 1,5 млрд. человек.

Кампания 1914 года:

1 августа Германия объявила войну России
2 августа германские войска окончательно оккупировали Люксембург, и Бельгии был выдвинут ультиматум о пропуске германских армий к границе с Францией
3 августа Германия объявила войну Франции
6 августа Австро-Венгрия объявила войну России
14-24 августа состоялось Пограничное сражение: в Арденнах, у Шарлеруа и Монса
15 декабря сербы отбили Белград
10 августа в Дарданеллы вошли немецкие крейсера
2 ноября Россия объявила Турции войну
бой у мыса Коронель (Чили) 1 ноября 1914 года

Кампания 1915 года
Зимой 1914-1915 годов шло сражение между русскими и австрийцами за перевалы в Карпатах. 10(23) марта завершилась Осада Перемышля
сражение при Ипре,
(Дарданелльская операция) 19 февраля 1915 года

Кампания 1916 года

21 февраля 1916 года Битва при Вердене
3 июня 1916 года Брусиловский прорыв
В июне же началась битва на Сомме

Кампания 1917 года
1-20 февраля 1917 года состоялась Петроградская конференция стран Антанты

Кампания 1918 года

Выход России из войны
В июле-августе произошла вторая битва на Марне
В 1919 году немцы были вынуждены подписать Версальский мирный договор

В результате войны произошли:
аннексия Англией Танзании и Юго-Западной Африки, Ирака и Палестины, части Того и Камеруна; Бельгией - Бурунди, Руанды и Уганды; Грецией - Восточной Фракии; Данией - Северного Шлезвига; Италией - Южного Тироля и Истрии; Румынией - Трансильвании и Южной Добруджи; Францией - Эльзас-Лотарингии, Сирии, части Того и Камеруна; Японией - немецких островов в Тихом океане севернее экватора; оккупация Францией Саара. Присоединение Баната, Бачки и Бараньи, Словении, Хорватии и Славонии, Черногории к Королевству Сербия с последующим созданием Югославии.
Провозглашена независимость Белорусской народной республики, Украинской народной республики, Венгрии, Данцига, Латвии, Литвы, Польши, Чехословакии, Эстонии, Финляндии.
Основана Австрийская республика. Германская империя де-факто стала республикой.
Демилитаризированы Рейнская область и черноморские проливы.

Военные итоги
Первая мировая война подстегнула разработку новых вооружений и средств ведения боя. Впервые были использованы танки, химическое оружие, противогазы, зенитные и противотанковые орудия. Широкое распространение получили самолёты, пулемёты, миномёты, подводные лодки, торпедные катера. Резко выросла огневая мощь войск. Появились новые виды артиллерии: зенитная, противотанковая, сопровождения пехоты. Авиация стала самостоятельным родом войск, который стал подразделяться на разведывательную, истребительную и бомбардировочную. Возникли танковые войска, химические войска, войска ПВО, морская авиация. Увеличилась роль инженерных войск и снизилась роль кавалерии. Также появилась «окопная тактика» ведения войны с целью изматывания противника и истощения его экономики, работающей на военные заказы

В первой мировой войне участвовало 38 государств, в нее было вовлечено более полутора миллиардов человек, т.е. более ¾ населения земного шара.

Поводом для развязывания международного конфликта послужило убийство сербскими заговорщиками в боснийском городе Сараево в июне 1914 г. наследника австрийского престола Франца Фердинанда. 15 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии. В ответ Россия как гарант независимости Сербии начала мобилизацию. Германия ультимативно потребовала ее прекратить и, получив отказ, объявила 19 июля войну России. Франция, союзник России, вступила в войну 21 июля, на следующий день — Англия, а 26 июля было объявлено о состоянии войны между Россией и Австро-Венгрией.
В Европе сложились два фронта: Западный (во Франции и Бельгии) и Восточный (против России).

В основе войны 1914 — 1918 гг. лежали нарастающие на протяжении многих десятилетий противоречия между группами капиталистических государств, борьба за сферы влияния, рынки сбыта, что вело к переделу мира. С одной стороны, это были Германия, Австро-Венгрия, Италия, оформившиеся в Тройственный союз . С другой стороны, Англия, Франция и Россия (Антанта ).

Ход военных действий на Восточном фронт

Основные сражения на русском (Восточном ) театре военных действий в начале войны развернулись на северо-западном (против Германии) и юго-западном (против Австро-Венгрии) направлениях. Война для России началась наступлением русских армий в Восточной Пруссии и Галиции.

Россия во время первой мировой войны 1914-1918 гг. Перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую

Восточно-Прусская операция

Восточно-Прусская операция (4 августа — 2 сентября 1914 г.) закончилась серьезной неудачей для русской армии, но оказала большое влияние на ход операций на Западном фронте: немецкое командование было вынуждено перебросить на восток крупные силы. Это стало одной из причин провала немецкого наступления на Париж и успеха англо-французских войск в битве на реке Марна.

Галицкая битва

Галицкая битва (10 августа — 11 сентября 1914 г.) привела к значительной военно-стратегической победе России: русская армия продвинулась на 280 — 300 км, заняв Галицию и ее древнюю столицу Львов.

В ходе последовавших затем боев в Польше (октябрь — ноябрь 1914 г.) германская армия отразила попытки продвижения русских войск в пределы своей территории, но ей не удалось нанести поражение русским армиям.

Российским солдатам и офицерам приходилось сражаться в исключительно сложных условиях. Неподготовленность России к войне проявилась особенно остро в плохом снабжении армии боеприпасами. Член Государственной думы В. Шульгин, побывавший на фронте вскоре после начала военных действий, вспоминал: “Наши позиции немцы крыли ураганным огнем, а мы в ответ молчали. Например, в той артиллерийской части, где работал, было приказано тратить в день не более семи снарядов на одно полевое … орудие”. В такой ситуации фронт удерживался в значительной мере за счет мужества и мастерства солдат и офицеров.

Сложная обстановка на Восточном фронте вынудила Германию предпринять ряд шагов по сдерживанию активности России. Ей удалось в октябре 1914 г. втянуть в войну с Россией Турцию. Но первая же крупная операция русской армии на Кавказском фронте в декабре 1914 г. привела к поражению турецкой армии.

Активные действия русской армии вынудили германское командование в 1915 г. радикально пересмотреть свои первоначальные планы; вместо обороны на востоке и наступления на западе был принят иной план действия. Центр тяжести в войне переместился на Восточный фронт и конкретно против России. Наступление началось в апреле 1915 г. прорывом обороны русских войск в Галиции. К осени немецкая армия заняла большую часть Галиции, Польши, часть Прибалтики и Белоруссии. Однако их основная задача — полный разгром русских вооруженных сил и вывод России из войны — не была решена германским командованием.

К концу 1915 г. война на всех фронтах приняла позиционный характер , что было крайне невыгодно Германии. Стремясь скорее добиться победы и не имея возможности осуществить широкое наступление на русском фронте, германское командование вновь решило перенести свои усилия на Западный фронт, осуществив прорыв в районе французской крепости Верден .

И снова, как и в 1914 г., союзники обратились к России, настаивая на наступлении на Восточном, т.е. на русском фронте. Летом 1916 г. войска Юго-Западного фронта под командованием генерала А.А. Брусилова перешли в наступление, в результате которого русские войска овладели Буковиной и Южной Галицией.

В результате “брусиловского прорыва ” немцы вынуждены были снять с западного фронта 11 дивизий и направить их на помощь австрийским войскам. Тогда же ряд побед был одержан и на Кавказском фронте , где русская армия углубилась на территорию Турции на 250 — 300 км.

Таким образом, в 1914 — 1916 гг. русской армии пришлось принять на себя мощные удары неприятельских сил. В то же время недостатки вооружения и снаряжения снижали боеспособность армии и значительно увеличивали ее жертвы.

Весь период 1916 — начало 1917гг. в политических кругах России шла упорная борьба между сторонниками сепаратного мира с Германией и сторонниками участия России в войне на стороне Антанты. После февральской революции 1917 г. Временное правительство заявило о верности России своим обязательствам странам Антанты и в июне 1917 г. предприняло наступление на фронте, оказавшееся неудачным.

Участие России в первой мировой войне закончилось подписанием в марте 1918 г. Брестского мира между Германией и Советской Россией.

На Западном фронте военные действия продолжались до осени 1918 г., когда 11 ноября 1918 г. в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией.

План урока

Тема урока: «Первая мировая война. Боевые действия1914-1918 годов».

Цель урока:

- сформировать представление о масштабах и основных событиях Первой мировой войны.

Развивать умение работать в группах; продолжать формировать умения анализировать исторические факты, навыки самостоятельной работы, делать выводы;

Воспитывать неприятие войны, жестокости, уважение к человеческой жизни как высшей ценности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование урока :

    Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа.-М.:Просвещение, 2013.

    Карта «Первая мировая война. 1914-1918 гг.».

    Раздаточный материал – фрагменты документов.

План урока :

    Причины войны. Повод к войне.

    Участники и их цели.

    Ход военных действий, основные сражения 1914-1918 гг.

    Итоги Первой мировой войны.

Эпиграф: «Двадцатый век...
И черная, земная кровь,
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...!»

Александр Блок.

Ход урока

    Организационный момент.

а) сообщение цели и задач урока.

Уже 100 лет отделяет нас от даты – 1 августа 1914 года, - срок, достаточный для того, чтобы оценить значимость свершившегося тогда. Человечество вступило в новый, очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений XX столетия. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира. Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества и воспринималась как проявление кризиса европейской цивилизации, как великое бедствие, впервые поставившее вопрос о физическом уничтожении человечества. Её вели массовые армии, которые использовали разрушительно оружие, созданное индустриальным обществом. Война стала тяжёлой повседневной работой для миллионов. Начатая ради величия империй, она через 4 года разрушила сами эти империи. Сегодня мы узнаем, почему и как был разрушен относительно благополучный европейский мир.

Наша цель работая с историческими документами и учебником мы должны будем дать оценку Первой мировой войне???

    продолжительность – 1554 дня;

    число стран-участниц – 38;

    состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и ещё 30 стран:

Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария;

    число государств, на территории которого походили военные действия –14;

    численность населения стран-участниц войны – 1,5 млрд человек (62% населения планеты).

II. Объяснение нового материала.

1. Причины войны. Повод к войне.

Противоречия между великими державами, обострение борьбы за сферы влияния привели к их открытому столкновению. Поводом к войне послужило убийство в Сараево наследника австрийского престола.

Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, 10 июля, который почти полностью был удовлетворен Сербией. Но 28 июля Австро-Венгрия объявляет войну Сербии. 1 августа Германия объявила войну России, а 3 августа – Франции. 4 августа в войну вступила Великобритания.

2. Участники и их цели.

Самостоятельная работа обучающихся.

Задание 1: Проанализировав текст учебника на стр.37-40 составить таблицу: Участники войны и их цели.

Участники войны и их цели

Задание 2: Проанализировав документы выскажите свое мнение о готовности к войне стран Антанты и Тройственного союза: - вооружение - вооруженные силы – затраты.

Численность вооруженных сил

(ведущие державы и их владения)

В строю

(млн. чел.)

Австро-Венгерская империя

Австрия и Венгрия

Британская империя

Великобритания

Германская империя

Германия

Итальянские владения

Российская империя

Владения США

Французские владения

Японская империя

Мир в целом

Прямые военные расходы

Вооружение.

Пуле-меты

(млрд. шт.)

Аэро-планы

Авто-мобили

Воен-ный флот

Вин-товки

Австро-Венгерская империя

Британская империя

Германская империя

Итальянские владения

Российская империя

Владения США

Французские владения

Японская империя

Мир в целом

Выступления представителей от групп.

    Ход военных действий, основные сражения 1914-1918 гг.

Работа в группах.

Перед обучающимися ставится задача: Изучив материал учебника и данные таблицы, рассказать об основных военных операциях 1914-1918 гг. их результатах, показать на карте основные сражения.


1) 1914 год
В чем заключался план молниеносной войны? Почему он был сорван? Назовите крупнейшие сражения 1914 года. Каковы главные итоги военной компании 1914 года?
2) 1915 год
Какова была главная стратегическая задача Тройственного союза? Какие новые страны присоединились к Тройственному союзу и почему? Итоги военной компании 1915 года.
3) 1916 год
Назовите главные сражения 1916 года и их итоги. Основные сражения на море и их итоги. Как отражались военные события на жизненном уровне населения воющих стран?
4) 1917 год
Россия в I мировой войне в 1917 - начале 1918 гг. Каковы особенности военных действий в 1917 году? Назовите главные сражения 1917 года. Главные итоги военной кампании 1917 года.
5) 1918 год
В чем заключается последний стратегический план германского командования, разработанный Гинденбургом? Почему он провалился? Какие события способствовали поражению в войне стран Тройственного союза? Где и когда закончилась I мировая война?
Выступление представителей групп.

Таблица: Основные события Первой мировой войны 1914 – 1918 гг.

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

    Итоги Первой мировой войны.

Обобщение преподавателем.

Первая мировая война была самой кровавой и разрушительной войной за всю историю человечества. В орбиту войны были вовлечены 38 государств с населением свыше 1,5 млрд человек. В боях погибло свыше 10 миллионов человек и в два раза больше ранено. Тысячи городов и селений были превращены в развалины, разрушены дороги и мосты, в запустении оказались огромные сельскохозяйственные территории, миллионы людей лишились крова, имущества, утратили гражданство, привычный образ жизни, профессиональные навыки.

В результате войны был разгромлен блок наиболее агрессивных государств Центральной Европы. Распались Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская империи. В целом ряде стран произошли революции. Война стала проявлением глубочайшего кризиса европейской цивилизации.

Жестокость и насилие войны, пренебрежительное отношение к человеческой жизни, унижение человеческого достоинства породили моральные последствия, которые не поддаются измерению.

    Закрепление изученного материала.

Тест: «Первая мировая война».

    Исключите лишнее.

Причины Первой мировой войны.

    Стремление индустриальных держав к ослаблению государств конкурентов в экономическом и военном развитии, к военному разрешению политических и экономических проблем.

    Стремление индустриальных держав к сохранению имеющихся и захвату новых колоний, к господству и наживе.

    Стремление колоний к политической независимости.

    Стремление стран-участниц разрешить с помощью войны внутренние проблемы.

    Вставьте пропущенные слова.

Поводом для начала Первой мировой войны послужило …………………………………

    Подчеркните правильный ответ.

План Шлиффена предполагал:

    1. Маневренную войну.

      Молниеносную войну.

      Позиционную войну.

      Коалиционную войну.

4. Исключите лишнее .

В Антанту не входила:

    Великобритания

    Болгария

    Италия

    Франция

5. Исключите лишнее .

В Четверной союз не входила:

    Турция

    Болгария

    Италия

    Австро-Венгрия

    Подчеркните правильный ответ .

Компьенское перемирие было подписано:

    Подведение итогов урока.

Выставление общей оценки группе и комментирование оценок

    Домашние задание:

Первый вариант изучения
Традиционный подход к изучению этого вопроса - составление хронологической таблицы «Основные события Первой мировой войны» в ходе коллективной работы класса под руководством учителя. Учитель называет сражение, указывает его хронологические рамки, учащиеся прослеживают ход событий по карте, фиксируют сражение в таблице и устно определяют взаимосвязи между параллельно происходящими на разных фронтах событиями. Дополняется изучение вопроса сообщениями учеников.

Материал для сообщения ученика на тему: «Военные действия в Восточной Пруссии в 1914 г.»
Реализуя «план Шлиффена», в начале августа 1914 г. германские войска развернули наступление против Франции. Германия правильно рассчитала сроки, необходимые для мобилизации всей российской армии. Войска России еще не подтянулись к границам, а из Парижа уже сыпались просьбы о развертывании наступления. На приеме у Николая II 5 августа 1914 г. французский посол М. Палеолог говорит: «Я умоляю Ваше Величество приказать Вашим войскам немедленное наступление. Иначе французская армия рискует быть раздавленной». И 8 августа Северо-Западный фронт, развернутый против Германии, получает указание готовить наступление, а 10 августа командующий фронтом получает приказ Верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича: «Армиям Северо-Западного фронта необходимо теперь же подготовиться к тому, чтобы в ближайшее время, осенив себя крестным знаменем, перейти в спокойное и планомерное наступление». Планировался захват Восточной Пруссии. 1-я русская армия под командованием генерала П.К. Ренненкампфа (1854-1918), наступая с востока, и 2-я армия, под командованием А.В. Самсонова (1859-1914), наступая с юга, действовали против 8-й немецкой армии. Противник был сильнее в огневой мощи, опирался на хорошо укрепленный район и располагал великолепной сетью путей сообщения. 20 августа войска 1-й армии одержали победу под Гумбиненом (ныне г. Гусев Калининградской области). От Ренненкампфа ждали наступления на Берлин, особенно активно настаивали на этом представители Франции. Самсонов должен был преградить отход 8-й немецкой армии, которую считали поверженной, и разбить ее в окружении.
Германия вынуждена была активизировать свои действия в Восточной Пруссии. Командование 8-й армией было поручено генералу Гинденбургу, генерал-квартирмейстером (начальником штаба) был назначен Людендорф. Начинается переброска с Западного на Восточный фронт двух корпусов. К 26 августа Германия создала двойное превосходство в силах против находящейся на марше 2-й русской армии. В сражении 26-31 августа русские войска потерпели поражение. Героизм отдельных частей не мог спасти армию. В болотах Восточной Пруссии погибли отборные гвардейские полки. Из 80 тыс. человек из немецкого окружения вышло 20 тыс., было убито 6 тыс., 20 тыс. раненых остались на поле боя. Около 30 тыс. человек были взяты в плен. Генерал Самсонов застрелился. Первая армия генерала Ренненкампфа не смогла прийти на помощь терпящим поражение войскам, приказ об этом, по словам командующего, пришел слишком поздно. Впоследствии Ренненкампфа неоднократно обвиняли в предательстве. Однако ряд военных историков, в частности, Н.Яковлев, считают, что причины этой катастрофы - «неготовность армии к наступлению, неустройство тыла и коммуникаций, несистематичность и чрезмерная форсированность марша, неосведомленность о противнике, чрезмерная растянутость фронта, ... переутомление от беспрерывного марша с боями, от бессонных ночей и недостатка продовольствия. Эти причины вызваны главным образом желанием спешно помочь союзникам в их тяжелом и безысходном положении...» (цит. по: Яковлев Н. 1 августа 1914. М., 1993). Своими жертвами русские войска помогли французской армии. Командующий 9-й французской армией, остановившей продвижение Германии на Марне, в своих мемуарах писал: «Мы не можем забывать о наших союзниках на Восточном фронте, о русской армии, которая своим активным вмешательством отвлекла на себя значительную часть сил противника и тем позволила нам одержать победу на Марне».

Материал для сообщения ученика на тему: «Брусиловский прорыв»
В 1915 г. позади отступавших русских армий остались Польша, Литва, Галиция, часть Белоруссии. К осени войска закрепились на новых позициях, линия фронта стабилизировалась, война стала позиционной. Армия страдала от «снарядного голода», справиться с которым благодаря усиленной работе промышленности удалось лишь к весне 1916 г.
В начале 1916 г. державы Антанты договорились начать наступление на Западе 1 июля, а на Востоке - на две недели раньше. Генерал М.В.Алексеев на совещании в Ставке изложил свой план: главный удар в направлении на Вильно наносит Западный фронт генерала А.Е.Эверта, Северный фронт (А.М.Куропаткин) и Юго-Западный (А.А.Брусилов) содействуют наступлению главных сил. Эверт и Куропаткин высказали сомнения в успехе операции. Генерал Брусилов не только не сомневался в необходимости наступления, но и добился для своего фронта разрешения нанести «вспомогательный, но сильный удар».
С просьбами о скорейшем переходе в наступление к русской армии обращалось французское (французы вели тяжелейшие бои под Верденом) и итальянское командование (итальянская армия спешно отступала под ударами австрийских войск). Алексеев попросил командующих фронтами ускорить операцию. Брусилов решил начать наступление 4 июня.
К началу июня у Брусилова было 40 пехотных и 15 кавалерийских дивизий (636 тыс. человек), у австрийцев - 39 пехотных и 10 кавалерийских дивизий (478 тыс. человек). Русская армия опережала противника по количеству легких орудий, но по тяжелым впереди были австрийские войска (545 орудий против 168). Австрийцы девять месяцев укрепляли свои позиции, состоявшие из двух-трех полос на расстоянии пяти километров друг от друга. В первой полосе было три линии окопов, прикрытых рядами проволочных заграждений. На некоторых участках через проволоку пропускали электрический ток. Оборонительные сооружения были усилены бетонированными блиндажами, на вооружении у солдат появилась новинка - огнемет.
Прорыв таких позиций раньше осуществлялся на узком участке, к которому стягивались главные ударные силы. Противник отвечал тем же, и наступление превращалось в массовое истребление сторонами друг друга до полного истощения сил. В случае успеха наступавшие войска продвигались на считанные километры. Идея Брусилова заключалась в том, чтобы атаковать всем фронтом (протяженность 340 км), выделив четыре ударных участка (15-20 км). Противник не смог определить направление главных ударов. Глубокое продвижение русских армий в начавшемся наступлении не имело аналогов в войне: 8-я армия, например, за первые одиннадцать дней прошла 70-75 км. Брусиловский прорыв был первым успешным наступлением целого фронта в условиях позиционной войны. Западный и Северный фронт поддержки Брусилову не оказали, а противнику пришлось спешно перебрасывать на этот участок войска не только из-под Вердена и из Италии, но и из Турции. До конца июля были отвоеваны часть Восточной Галиции и вся Буковина. К осени 1916 г., когда русских удалось остановить на реке Стоход, ими уже было занято 25 тыс. кв. км. Противник потерял до полутора миллионов человек, наши войска - втрое меньше.
Таким образом, расчет Четверного союза на то, что Россия не оправится от поражений 1915 г., провалился. Тяжелейшее поражение понесли австро-венгерские войска. Была спасена итальянская армия. Из Италии перебросили на Восток шестнадцать австрийских дивизий; из Франции - восемнадцать немецких и еще четыре вновь сформированные дивизии; с Салоникского фронта - три немецких и две лучших турецких дивизии. Под влиянием победы Брусилова в войну на стороне Антанты вступила Румыния.

Второй вариант изучения вопроса
В данном варианте используется групповая форма. Задания предлагаются пяти группам, представляющим основные события на главных фронтах войны в 1914, 1915, 1916, 1917, 1918 гг.

Задания группам :
1) Определите, какая группировка владела стратегической инициативой в этом году.
2) Каков был основной военный замысел стороны, владеющей стратегической инициативой?
3) Назовите главные события на фронтах Первой мировой войны в этом году, определите их результаты и значение, покажите ход событий на карте.
4) Определите взаимосвязь событий на разных фронтах войны.
5) Каковы результаты военных действий в этом году?

Третий вариант изучения вопроса
В этом случае используется страноведческий подход и организуется групповая работа, выделяются группы, изучающие основные события войны с позиции Германии, Австро-Венгрии, Османской империи, Болгарии, России, Великобритании, Франции, США (можно добавить такие страны, как Сербия, Бельгия, Румыния). Представители групп, используя материал учебника и историческую карту, выполняют задание в течение 7-10 минут. Далее заслушиваются выступления представителей групп. Ответ на шестой вопрос фиксируется в графе «Результаты войны» таблицы 10.

Задания группам :
1) В какой блок входила ваша страна?
2) Назовите причины вступления вашего государства в Первую мировую войну, определите его цели.
3) На основании информации учебника определите, как отнеслось население вашей страны к войне? Менялось ли это отношение за годы войны?
4) Назовите людей (политиков, военных и т. д.), чья деятельность в годы войны имела наибольшее значение для вашей страны.
5) В каких основных сражениях участвовала ваша страна? Каковы их результаты и последствия для хода военных действий и для вашего государства?
6) Каковы главные итоги войны для вашего государства?

V. Результаты и последствия войны

Kлассу дается задание подвести итоги урока: на основании информации, изученной в ходе урока, определить результаты войны и ее последствия. Заканчивается занятие словами Л.Аннинского:
«Страшно подсчитывать миллионы убитых. Горько видеть слом государства. Обидна насмешка судьбы, исключившей «в последний момент» Россию из числа стран - победительниц. Еще страшнее, и горше, и обиднее глухая бесследность трагедии в нашей истории. Ни одна война не оказалась так затерта в сознании потомков, как эта. Она «переросла в гражданскую» и как бы перестала существовать. Европа вся покрыта памятниками бойцам 1914 - 1918 годов - у нас их нет. Миллионы жертв первой мировой войны были покрыты десятками миллионов жертв второй, Отечественной. Герои той, первой, скрывали свои награды от новой власти. Поколения, угробленные в 1914- 1918 годах, взывают к нам из безвестности».

Домашнее задание

Закончить составление таблицы 10 (если эта работа не была проведена на уроке). Ответить на вопрос: «Какова роль России в Первой мировой войне?»
Повторить материал и проверить усвоение фактов учитель может с помощью тестов (в некоторых вариантах правильными являются несколько ответов).
Вариант I:
1) «Три императора, сыгравшие главную роль в том, чтобы выстрелы в Сараево стали сигналами войны»: а - Николай II, б - Вильгельм II, в - Франц Фердинанд, г - Франц Иосиф.
2) В первой мировой войне принимали участие: а - 23 страны, б - 28 стран, в - 35 стран, г - 38 стран.
3) Морская блокада противников Антанты установлена в: а - 1914 г., б - 1915 г., в - 1916 г., г - после вступления в войну США.
4) В 1915г. позиционная война идет на: а - Западном фронте, б - на Восточном фронте, в - на обоих фронтах, г - ни на одном из них.
5) В Четверной союз не входила: а - Турция, б - Болгария, в - Италия, г - Австро-Венгрия.
6) Танки в войне были применены впервые в: а - 1914 г., б - 1915 г., в - 1916 г., г - 1917 г.
7) Распад Восточного фронта не характеризуют: а - братания, б -дезертирство, в - перемирие, г - наступление.
8) Сражения на Марне происходили в: а - 1914 и 1917 гг., б - 1914 и 1918 гг., в - 1915 и 1917 гг., г - 1915 и 1918 гг.
9) Маршал Фош был главой вооруженных сил: а - Антанты, б -Четверного союза, в - России, г - США.
10) Мир в Брест-Литовске подписали: а - Австро-Венгрия, б - Германия, в - Сербия, г - Россия.

Вариант II:
1) Австро-Венгрия объявила войну Сербии в: а - 28.06.1914 г., б -28.07.1914 г., в - 1.08.1914 г., г - 3.08.1914 г.
2) Германские колонии были захвачены Великобританией: а - в 1914 г., б - в 1915 г., в - после вступления в войну США, г - после подписания Компьенского перемирия.
3) «План Шлиффена» был принят к действию командованием: а - Германии, б - Франции, в - Австро-Венгрии, г - Бельгии.
4) В 1915 г. маневренная война идет на: а - Западном фронте, б - Восточном фронте, в - обоих фронтах, г - ни на одном из них.
5) В Антанту не входила: а - Румыния, б - Болгария, в - Италия, г - Франция.
6) Сражение на Сомме произошло в: а - 1914 г., 6 - 1915 г., в - 1916 г., г - 1917г.
7) Стратегическая инициатива была впервые утрачена Германией: а - в 1915 г., б - после сражений под Верденом и на Сомме, в - после вступления в войну США, г - после сражений под Аррасом и на Марне.
8) Битва у Капоретто происходила на: а - Восточном фронте, б - Тихом океане, в - Салоникском фронте, г - итальянском фронте.
9) По плану Гинденбурга Германия: а - отказывалась от наступательных действий на Западном фронте, б - заключала сепаратный мир с Россией, в - выходила из войны, г - вводила рыночное регулирование экономики.
10) Компьенское перемирие подписано: а - 3 марта 1918 г., б - 11 ноября 1918 г., в - 28 сентября 1918 г., г - 3 ноября 1918 г.

Вариант III
1) Германия объявила войну России: а - 28 июня 1914 г., б - 28 июля 1914 г., в - 1 августа 1914 г., г - 3 августа 1914 г.
2) «План Шлиффена» предусматривал ведение: а - маневренной войны, б - молниеносной войны, в - позиционной войны, г - коалиционной войны.
3) Брусиловский прорыв был осуществлен в: а - 1914 г., б - 1915 г., в - 1916 г., г - 1917 г.
4) В 1915 г. стратегическая инициатива у: а - Антанты, б - Четверного союза, в - переходит от Антанты к Четверному союзу, г - переходит от Четверного союза к Антанте..
5) Ютландский морской бой происходил в: а - 1914 г., б - 1915 г., в - 1916 г., г - в 1917 г.
6) Перестройку экономики в воюющих странах в максимальной мере характеризует: а - введение трудовой повинности, б - введение карточного распределения, в - жесткое государственное регулирование экономики, г - мобилизации и реквизиции.
7) Генерал-фельдмаршал Гинденбург был верховным главнокомандующим: а - Антанты, б - Четверного союза, в - России, г - Германии.
8) План расчленения Османской империи подписали представители: а - Четверного союза, б - Антанты, в - Германии и России, г - Австро-Венгрии и России.
9) В Первую мировую войну погибло: а - 5 млн человек, б - 10 млн человек, в - 12 млн человек, г - 14 млн человек.
10) Брестский мир подписан: а - 15 декабря 1917 г., б - 3 марта 1918 г., в - 28 сентября 1918 г., г - 3 ноября 1918 г.
// Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории: 9 класс: История России, XX век: методическое пособие / Т.В.Коваль. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - С. 70-77..