Женитьба кто написал. Николай гогольженитьба

(Писано в 1833 году)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Агафья Тихоновна , купеческая дочь, невеста.

Арина Пантелеймоновна , тетка.

Фекла Ивановна , сваха.

Подколесин , служащий, надворный советник,

Кочкарев , друг его.

Яичница , экзекутор.

Анучкин , отставной пехотный офицер.

Жевакин , моряк.

Дуняшка , девочка в доме.

Стариков , гостинодворец.

Степан , слуга Подколесина.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ЯВЛЕНИЕ I

Комната холостяка.

Подколесин один, лежит на диване о трубкой.

Вот как начнешь эдак один на досуге подумывать, так видишь, что наконец точно нужно жениться. Что, в самом деле? Живешь, живешь, да такая наконец скверность становится. Вот опять пропустил мясоед. А ведь, кажется, все готово, и сваха вот уж три месяца ходит. Право – самому как-то становится совестно. Эй, Степан!

ЯВЛЕНИЕ II

Подколесин , Степан .

Подколесин . Не приходила сваха?

Степан . Никак нет.

Подколесин . А у портного был?

Степан . Был.

Подколесин . Что ж он, шьет фрак?

Степан . Шьет.

Подколесин . И много уже нашил?

Степан . Да, уж довольно. Начал уж петли метать.

Подколесин . Что ты говоришь?

Степан . Говорю: начал уж петли метать.

Подколесин . А не спрашивал он, на что, мол, нужен барину фрак?

Степан . Нет, не спрашивал.

Подколесин . Может быть, он говорил, не хочет ли барин жениться?

Степан . Нет, ничего не говорил.

Подколесин . Ты видел, однако ж, у него и другие фраки? Ведь он и для других тоже шьет?

Степан . Да, фраков у него много висит.

Подколесин . Однако ж ведь сукно-то на них будет, чай, похуже, чем на моем?

Степан . Да, это будет поприглядистее, что на вашем.

Подколесин . Что ты говоришь?

Степан . Говорю: это поприглядистее, что на вашем.

Подколесин . Хорошо. Ну, а не спрашивал: для чего, мол, барин из такого тонкого сукна шьет себе фрак?

Степан . Нет.

Подколeсин . Не говорил ничего о том, что не хочет ли, дискать, жениться?

Степан . Нет, об этом не заговаривал.

Подколесин . Ты, однако же, сказал, какой на мне чин и где служу?

Степан . Сказывал.

Подколесин . Что ж он на это?

Степан . Говорит: буду стараться.

Подколесин . Хорошо. Теперь ступай.

Степан уходит.

ЯВЛЕНИЕ III

Подколесин один.

Я того мнения, что черный фрак как-то солиднее. Цветные больше идут секретарям, титулярным и прочей мелюзге, молокососно что-то. Те, которые чином повыше, должны больше наблюдать, как говорится, этого… вот позабыл слово! и хорошее слово, да позабыл. Да, батюшка, уж как ты там себе ни переворачивай, а надворный советник тот же полковник, только разве что мундир без эполет. Эй, Степан!

ЯВЛЕНИЕ IV

Подколесин , Степан .

Подколесин . А ваксу купил?

Степан . Купил.

Подколесин . Где купил? В той лавочке, про которую я тебе говорил, что на Вознесенском проспекте?

Степан . Да-с, в той самой.

Подколесин . Что ж, хороша вакса?

Степан . Хороша.

Подколесин . Ты пробовал чистить ею сапоги?

Степан . Пробовал.

Подколесин . Что ж, блестит?

Степан . Блестеть-то она блестит хорошо.

Подколесин . А когда он отпускал тебе ваксу, не спрашивал, для чего, мол, барину нужна такая вакса?

Степан . Нет.

Подколесин . Может быть, не говорил ли: не затевает ли, дискать, барин жениться?

Степан . Нет, ничего не говорил.

Подколесин . Ну, хорошо, ступай себе.

ЯВЛЕНИЕ V

Подколесин один.

Кажется, пустая вещь сапоги, а ведь, однако же, если дурно сшиты да рыжая вакса, уж в хорошем обществе и не будет такого уважения. Всё как-то не того… Вот еще гадко, если мозоли. Готов вытерпеть бог знает что, только бы не мозоли. Эй, Степан!

ЯВЛЕНИЕ VI

Подколесин , Степан .

Степан . Чего изволите?

Подколесин . Ты говорил сапожнику, чтоб не было мозолей?

Степан . Говорил.

Подколесин . Что ж он говорит?

Степан . Говорит, хорошо.

Степан уходит.

ЯВЛЕНИЕ VII

Подколесин , потом Степан .

Подколесин . А ведь хлопотливая, черт возьми, вещь женитьба! То, да се, да это. Чтобы то да это было исправно, – нет, черт побери, это не так легко, как говорят. Эй, Степан!

Степан входит.

Я хотел тебе еще сказать…

Степан . Старуха пришла.

Подколесин . А, пришла; зови ее сюда.

Степан уходит.

Да, это вещь… вещь не того… трудная вещь.

ЯВЛЕНИЕ VIII

Подколесин и Фекла .

Подколесин . А, здравствуй, здравствуй, Фекла Ивановна. Ну что? как? Возьми стул, садись, да и рассказывай. Ну, так как же, как? Как бишь ее: Меланья?..

Фекла . Агафья Тихоновна.

Подколесин . Да, да, Агафья Тихоновна. И верно, какая-нибудь сорокалетняя дева?

Фекла . Уж вот нет так нет. То есть как женитесь, так каждый день станете похваливать да благодарить.

Подколесин . Да ты врешь, Фекла Ивановна.

Фекла . Устарела я, отец мой, чтобы врать; пес врет.

Подколесин . А приданое-то, приданое? Расскажи-ка вновь.

Фекла . А приданое: каменный дом в Московской части, о двух елтажах, уж такой прибыточный, что истинно удовольствие. Один лабазник платит семьсот за лавочку. Пивной погреб тоже большое общество привлекает. Два деревянных хлигеря: один хлигерь совсем деревянный, другой на каменном фундаменте; каждый рублев по четыреста приносит доходу. Огород есть еще на Выборгской стороне: третьего года купец нанимал под капусту; и такой купец трезвый, совсем не берет хмельного в рот, и трех сыновей имеет: двух уж поженил, «а третий, говорит, еще молодой, пусть посидит в лавке, чтобы торговлю было полегче отправлять. Я уж, говорит, стар, так пусть сын посидит в лавке, чтобы торговля шла полегче».

Подколесин . Да собой-то, какова собой?

Фекла . Как рефинат! Белая, румяная, как кровь с молоком, сладость такая, что и рассказать нельзя. Уж будете вот по этих пор довольны (показывает па горло); то есть и приятелю и неприятелю скажете: «Ай да Фекла Ивановна, спасибо!»

Подколесин . Да ведь она, однако ж, не штаб-офицерка?

Фекла . Купца третьей гильдии дочь. Да уж такая, что и генералу обиды не нанесет. О купце и слышать не хочет. «Мне, говорит, какой бы ни был муж, хоть и собой-то невзрачен, да был бы дворянин». Да, такой великатес! А к воскресному-то как наденет шелковое платье – так вот те Христос, так и шумит. Княгиня просто!

Подколесин . Да ведь я-то потому тебя спрашивал, что я надворный советник, так мне, понимаешь…

Фекла . Да уж обыкновенно, как не понимать. Был у нас и надворный советник, да отказали: не пондравился. Такой уж у него нрав-то странный был: что ни скажет слово, то и соврет, а такой на взгляд видный. Что ж делать, так уж ему бог дал. Он-то и сам не рад, да уж не может, чтобы не прилгнуть. Такая уж на то воля божия.

Подколесин . Ну, а кроме этой, других там нет никаких?

Фекла . Да какой же тебе еще? Уж это что ни есть лучшая.

Подколесин . Будто уж самая лучшая?

Фекла . Хоть по всему свету исходи, такой не найдешь.

Подколесин . Подумаем, подумаем, матушка. Приходи-ка послезавтра. Мы с тобой, знаешь, опять вот эдак: я полежу, а ты расскажешь…

Фекла . Да помилуй, отец! уж вот третий месяц хожу к тебе, а проку-то ни насколько. Все сидит в халате да трубку знай себе покуривает.

Подколесин . А ты думаешь небось, что женитьба все равно что «эй, Степан, подай сапоги!». Натянул на ноги да и пошел? Нужно порассудить, порассмотреть.

Фекла . Ну, так что ж? Коли смотреть, так и смотри. На то товар, чтобы смотреть. Вот прикажи-тка подать кафтан да теперь же, благо утреннее время, и поезжай.

Подколесин . Теперь? А вот видишь, как пасмурно. Выеду, а вдруг хватит дождем.

Фекла . А тебе же худо! Ведь в голове седой волос уж глядит, скоро совсем не будешь годиться для супружеска дела. Невидаль, что он придворный советник! Да мы таких женихов приберем, что и не посмотрим на тебя.

Подколесин . Что за чепуху несешь ты? Из чего вдруг угораздило тебя сказать, что у меня седой волос? Где ж седой волос? (Щупает свои волосы.)

Фекла . Как не быть седому волосу, на то живет человек. Смотри ты! Тою ему не угодишь, другой не угодишь. Да у меня есть на примете такой капитан, что ты ему и под плечо не подойдешь, а говорит-то – как труба; в алгалантьерстве служит.

Подколесин . Да врешь, я посмотрю в зеркало; где ты выдумала седой волос? Эй, Степан, принеси зеркало! Или нет, постой, я пойду сам. Вот еще боже сохрани. Это хуже, чем оспа. (Уходит в другую комнату.)

ЯВЛЕНИЕ IX

Фекла и Кочкарев , вбегая.

Кочкарев . Что Подколесин?.. (Увидев Феклу.) Ты как здесь? Ах, ты!.. Ну послушай, на кой черт ты меня женила?

Фекла . А что ж дурного? Закон исполнил.

Кочкарев . Закон исполнил! Эк невидаль, жена! Без нее-то разве я не мог обойтись?

Фекла . Да ведь ты ж сам пристал: жени, бабушка, да и полно.

Кочкарев . Ах ты, крыса старая!.. Ну, а здесь зачем? Неужли Подколесин хочет…

Фекла . А что ж? Бог благодать послал.

Кочкарев . Нет! Эк мерзавец, ведь мне ничего об этом. Каков! Прошу покорно: сподтишка?

ЯВЛЕНИЕ X

Те же и Подколесин с зеркалом в руках, в которое вглядывается очень внимательно.

Кочкарев (подкрадываясь сзади, пугает его). Пуф!

Подколесин (вскрикнув и роняя зеркало). Сумасшедший! Ну зачем, зачем… Ну что за глупости! Перепугал право, так что душа не на месте.

Кочкарев . Ну, ничего, пошутил.

Подколесин . Что за шутки вздумал? До сих пор не могу очнуться от испуга. И зеркало вон разбил. Ведь это вещь не даровая: в английском магазине куплено.

Кочкарев . Ну полно: я сыщу тебе другое зеркало.

Подколесин . Да, сыщешь. Знаю я эти другие зеркала. Целым десятком кажет старее, и рожа выходит косяком.

Кочкарев . Послушай, ведь я бы должен больше на тебя сердиться. Ты от меня, твоего друга, все скрываешь. Жениться ведь задумал?

Подколесин . Вот вздор: совсем и не думал.

Кочкарев . Да ведь улика налицо. (Указывает на Феклу.) Ведь вот стоит – известно, что за птица. Ну что ж, ничего, ничего. Здесь нет ничего такого. Дело христианское, необходимое даже для отечества. Изволь, изволь: я беру на себя все дела. (К Фекле.) Ну, говори, как, что и прочее? Дворянка, чиновница или в купечестве, что ли, – и как зовут?

Фекла . Агафья Тихоновна.

Кочкарев . Агафья Тихоновна Брандахлыстова?

Фекла . Ан нет – Купердягина.

Кочкарев . В Шестилавочной, что ли, живет?

Фекла . Уж вот нет; будет поближе к Пескам, в Мыльном переулке.

Кочкарев . Ну да, в Мыльном переулке, тотчас за лавочкой – деревянный дом?

Фекла . И не за лавочкой, а за пивным погребом.

Кочкарев . Как же за пивным, – вот тут-то я не знаю.

Фекла . А вот как поворотишь в проулок, так будет тебе прямо будка, и как будку минешь, свороти налево, и вот тебе прямо в глаза – то есть, так вот тебе прямо в глаза и будет деревянный дом, где живет швея, что жила прежде с сенатским обер-секлехтарем. Ты к швее-то не заходи, а сейчас за нею будет второй дом, каменный – вот этот дом и есть ее, в котором, то есть, она живет, Агафья Тихоновна-то, невеста.

Кочкарев . Хорошо, хорошо. Теперь я все это обделаю; а ты ступай, – в тебе больше нет нужды.

Фекла . Как так? Неужто ты сам свадьбу хочешь заправить?

Кочкарев . Сам, сам; ты уж не мешайся только.

Фекла . Ах, бесстыдник какой! Да ведь это не мужское дело. Отступись, батюшка, право!

Кочкарев . Пойди, пойди. Не смыслишь ничего, не мешайся! Знай, сверчок, свой шесток, – убирайся!

Фекла . У людей только чтобы хлеб отымать, безбожник такой! В такую дрянь вмешался. Кабы знала, ничего бы не сказывала. (Уходит с досадой.)

Николай Васильевич Гоголь

Женитьба

Совершенно невероятное событие в двух действиях (Писано в 1833 году)

Действующие лица

Агафья Тихоновна , купеческая дочь, невеста.

Арина Пантелеймоновна , тетка.

Фекла Ивановна , сваха.

Подколесин , служащий, надворный советник.

Кочкарев , друг его.

Яичница , экзекутор.

Анучкин , отставной пехотный офицер.

Жевакин , моряк.

Дуняшка , девочка в доме.

Стариков , гостинодворец.

Степан , слуга Подколесина.

Действие первое

Явление I

Комната холостяка.

Подколесин один, лежит на диване с трубкой.

Вот как начнешь эдак один на досуге подумывать, так видишь, что наконец точно нужно жениться. Что, в самом деле? Живешь, живешь, да такая наконец скверность становится. Вот опять пропустил мясоед. А ведь, кажется, все готово, и сваха вот уж три месяца ходит. Право, самому как-то становится совестно. Эй, Степан!

Явление II

Подколесин , Степан .

Подколесин . Не приходила сваха?

Степан . Никак нет.

Подколесин . А у портного был?

Степан . Был.

Подколесин . Что ж он, шьет фрак?

Степан . Шьет.

Подколесин . И много уже нашил?

Степан . Да, уж довольно. Начал уж петли метать.

Подколесин . Что ты говоришь?

Степан . Говорю: начал уж петли метать.

Подколесин . А не спрашивал он, на что, мол, нужен барину фрак?

Степан . Нет, не спрашивал.

Подколесин . Может быть, он говорил, не хочет ли барин жениться?

Степан . Нет, ничего не говорил.

Подколесин . Ты видел, однако ж, у него и другие фраки? Ведь он и для других тоже шьет?

Степан . Да, фраков у него много висит.

Подколесин . Однако ж ведь сукно-то на них будет, чай, похуже, чем на моем?

Степан . Да, это будет поприглядистее, что на вашем.

Подколесин . Что ты шпоришь?

Степан . Говорю: это поприглядистее, что на вашем.

Подколесин . Хорошо. Ну, а не спрашивал: для чего, мол, барин из такого тонкого сукна шьет себе фрак?

Степан . Нет.

Подколесин . Не говорил ничего о том, что не хочет ли, дискать, жениться?

Степан . Нет, об этом не заговаривал.

Подколесин . Ты, однако же, сказал, какой на мне чин и где служу?

Степан . Сказывал.

Подколесин . Что ж он на это?

Степан . Говорит: буду стараться.

Подколесин . Хорошо. Теперь ступай.

Степан уходит.

Явление III

Подколесин один.

Я того мнения, что черный фрак как-то солиднее. Цветные больше идут секретарям, титулярным и прочей мелюзге, молокососно что-то. Те, которые чином повыше, должны больше наблюдать, как говорится, этого… вот позабыл слово! и хорошее слово, да позабыл. Да, батюшка, уж как ты там себе ни переворачивай, а надворный советник тот же полковник, только разве что мундир без эполет. Эй, Степан!

Явление IV

Подколесин , Степан .

Подколесин . А ваксу купил?

Степан . Купил.

Подколесин . Где купил? В той лавочке, про которую я тебе говорил, что на Вознесенском проспекте?

Степан . Да-с, в той самой.

Подколесин . Что ж, хороша вакса?

Степан . Хороша.

Подколесин . Ты пробовал чистить ею сапоги?

Степан . Пробовал.

Подколесин . Что ж, блестит?

Степан . Блестеть-то она блестит хорошо.

Подколесин . А когда он отпускал тебе ваксу, не спрашивал, для чего, мол, барину нужна такая вакса?

Степан . Нет.

Подколесин . Может быть, не говорил ли: не затевает ли, дискать, барин жениться?

Степан . Нет, ничего не говорил.

Подколесин . Ну, хорошо, ступай себе.

Явление V

Подколесин один.

Кажется, пустая вещь сапоги, а ведь, однако же, если дурно сшиты да рыжая вакса, уж в хорошем обществе и не будет такого уважения. Все как-то не того… Вот еще гадко, если мозоли. Готов вытерпеть бог знает что, только бы не мозоли. Эй, Степан!

Явление VI

Подколесин , Степан .

Степан . Чего изволите?

Подколесин . Ты говорил сапожнику, чтоб не было мозолей?

Степан . Говорил.

Подколесин . Что ж он говорит?

Степан . Говорит, хорошо.

Николай Васильевич Гоголь

Женитьба

(Писано в 1833 году)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Агафья Тихоновна , купеческая дочь, невеста.

Арина Пантелеймоновна , тетка.

Фекла Ивановна , сваха.

Подколесин , служащий, надворный советник,

Кочкарев , друг его.

Яичница , экзекутор.

Анучкин , отставной пехотный офицер.

Жевакин , моряк.

Дуняшка , девочка в доме.

Стариков , гостинодворец.

Степан , слуга Подколесина.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ЯВЛЕНИЕ I

Комната холостяка.

Подколесин один, лежит на диване о трубкой.

Вот как начнешь эдак один на досуге подумывать, так видишь, что наконец точно нужно жениться. Что, в самом деле? Живешь, живешь, да такая наконец скверность становится. Вот опять пропустил мясоед. А ведь, кажется, все готово, и сваха вот уж три месяца ходит. Право – самому как-то становится совестно. Эй, Степан!

ЯВЛЕНИЕ II

Подколесин , Степан .

Подколесин . Не приходила сваха?

Степан . Никак нет.

Подколесин . А у портного был?

Степан . Был.

Подколесин . Что ж он, шьет фрак?

Степан . Шьет.

Подколесин . И много уже нашил?

Степан . Да, уж довольно. Начал уж петли метать.

Подколесин . Что ты говоришь?

Степан . Говорю: начал уж петли метать.

Подколесин . А не спрашивал он, на что, мол, нужен барину фрак?

Степан . Нет, не спрашивал.

Подколесин . Может быть, он говорил, не хочет ли барин жениться?

Степан . Нет, ничего не говорил.

Подколесин . Ты видел, однако ж, у него и другие фраки? Ведь он и для других тоже шьет?

Степан . Да, фраков у него много висит.

Подколесин . Однако ж ведь сукно-то на них будет, чай, похуже, чем на моем?

Степан . Да, это будет поприглядистее, что на вашем.

Подколесин . Что ты говоришь?

Степан . Говорю: это поприглядистее, что на вашем.

Подколесин . Хорошо. Ну, а не спрашивал: для чего, мол, барин из такого тонкого сукна шьет себе фрак?

Степан . Нет.

Подколeсин . Не говорил ничего о том, что не хочет ли, дискать, жениться?

Степан . Нет, об этом не заговаривал.

Подколесин . Ты, однако же, сказал, какой на мне чин и где служу?

Степан . Сказывал.

Подколесин . Что ж он на это?

Степан . Говорит: буду стараться.

Подколесин . Хорошо. Теперь ступай.

Степан уходит.

ЯВЛЕНИЕ III

Подколесин один.

Я того мнения, что черный фрак как-то солиднее. Цветные больше идут секретарям, титулярным и прочей мелюзге, молокососно что-то. Те, которые чином повыше, должны больше наблюдать, как говорится, этого... вот позабыл слово! и хорошее слово, да позабыл. Да, батюшка, уж как ты там себе ни переворачивай, а надворный советник тот же полковник, только разве что мундир без эполет. Эй, Степан!

ЯВЛЕНИЕ IV

Подколесин , Степан .

Подколесин . А ваксу купил?

Степан . Купил.

Подколесин . Где купил? В той лавочке, про которую я тебе говорил, что на Вознесенском проспекте?

Степан . Да-с, в той самой.

Подколесин . Что ж, хороша вакса?

Степан . Хороша.

Подколесин . Ты пробовал чистить ею сапоги?

Степан . Пробовал.

Подколесин . Что ж, блестит?

Степан . Блестеть-то она блестит хорошо.

Подколесин . А когда он отпускал тебе ваксу, не спрашивал, для чего, мол, барину нужна такая вакса?

Степан . Нет.

Подколесин . Может быть, не говорил ли: не затевает ли, дискать, барин жениться?

Степан . Нет, ничего не говорил.

Подколесин . Ну, хорошо, ступай себе.

ЯВЛЕНИЕ V

Подколесин один.

Кажется, пустая вещь сапоги, а ведь, однако же, если дурно сшиты да рыжая вакса, уж в хорошем обществе и не будет такого уважения. Всё как-то не того... Вот еще гадко, если мозоли. Готов вытерпеть бог знает что, только бы не мозоли. Эй, Степан!

ЯВЛЕНИЕ VI

Подколесин , Степан .

Степан . Чего изволите?

Подколесин . Ты говорил сапожнику, чтоб не было мозолей?

Степан . Говорил.

Подколесин . Что ж он говорит?

Степан . Говорит, хорошо.


Степан уходит.

ЯВЛЕНИЕ VII

Подколесин , потом Степан .

Подколесин . А ведь хлопотливая, черт возьми, вещь женитьба! То, да се, да это. Чтобы то да это было исправно, – нет, черт побери, это не так легко, как говорят. Эй, Степан!


Степан входит.

Я хотел тебе еще сказать...


Степан . Старуха пришла.

Подколесин . А, пришла; зови ее сюда.


Степан уходит.

Да, это вещь... вещь не того... трудная вещь.

ЯВЛЕНИЕ VIII

Подколесин и Фекла .

Подколесин . А, здравствуй, здравствуй, Фекла Ивановна. Ну что? как? Возьми стул, садись, да и рассказывай. Ну, так как же, как? Как бишь ее: Меланья?..

Фекла . Агафья Тихоновна.

Подколесин . Да, да, Агафья Тихоновна. И верно, какая-нибудь сорокалетняя дева?

Фекла . Уж вот нет так нет. То есть как женитесь, так каждый день станете похваливать да благодарить.

Подколесин . Да ты врешь, Фекла Ивановна.

Фекла . Устарела я, отец мой, чтобы врать; пес врет.

Подколесин . А приданое-то, приданое? Расскажи-ка вновь.

Фекла . А приданое: каменный дом в Московской части, о двух елтажах, уж такой прибыточный, что истинно удовольствие. Один лабазник платит семьсот за лавочку. Пивной погреб тоже большое общество привлекает. Два деревянных хлигеря: один хлигерь совсем деревянный, другой на каменном фундаменте; каждый рублев по четыреста приносит доходу. Огород есть еще на Выборгской стороне: третьего года купец нанимал под капусту; и такой купец трезвый, совсем не берет хмельного в рот, и трех сыновей имеет: двух уж поженил, «а третий, говорит, еще молодой, пусть посидит в лавке, чтобы торговлю было полегче отправлять. Я уж, говорит, стар, так пусть сын посидит в лавке, чтобы торговля шла полегче».

Подколесин . Да собой-то, какова собой?

Фекла . Как рефинат! Белая, румяная, как кровь с молоком, сладость такая, что и рассказать нельзя. Уж будете вот по этих пор довольны (показывает па горло); то есть и приятелю и неприятелю скажете: «Ай да Фекла Ивановна, спасибо!»

Комедия «Женитьба» Гоголя была подготовлена к печати и впервые поставлена на сцене в 1842 году. Первые отзывы как о постановке, так и о печатном тексте были в основном негативными и не оправдали ожиданий автора. Попробуем разобраться, почему.

История создания и первые постановки

Работу над комедией «Женитьба» Гоголь начал в 1833 году. За восемь лет менялись название (первый вариант - «Женихи»), место действия (из деревни перенесено в Петербург), сюжет (изначально отсутствовали Подколесин и Кочкарев, а невестой была помещица). Писатель планировал отдать пьесу для постановки уже весной 1836 года, однако последняя точка в ней была поставлена только спустя 5 лет, за границей.

Премьера комедии «Женитьба» Гоголя состоялась в начале декабря 1842 года в Александрийском театре, а спустя два месяца - в Москве. Ни одна из них не имела должного успеха, что отчасти было связано и с поведением актеров: многие из них попросту не понимали сути происходящего. А на петербургской сцене после финального занавеса раздалось шиканье: подобные истории обычно заканчивались счастливым воссоединением влюбленных, а здесь пришлось искать объяснения поступку Подколесина. Следующие постановки оказались более удачными, и сейчас одним из достоинств пьесы является то, что в ней предстает широкая картина жизни разных сословных групп первой половины-середины XIX века.

Посмотрим, каким изображает современника в комедии «Женитьба» Гоголь.

Краткое содержание 1 действия. Знакомство с главным героем

Надворный советник Подколесин - холостяк, но давно мечтает жениться. Он уже обратился к свахе, Фекле Ивановне, заказал портному фрак, слуга Степан купил ваксы для сапог. Кажется, что герою остается лишь познакомиться с будущей невестой.

Разговор Подколесина со слугой о том, как идут приготовления к свадьбе, прерывает визит свахи: она пришла рассказать о новой девушке. Надворный советник тут же засыпает ее вопросами о том, каков возраст невесты, что входит в приданое, хороша ли собой. Фекла Ивановна сообщает, что Агафья Тихоновна - дочь купца, но мужем хочет непременно видеть дворянина. Имеет солидное приданое, да и собой хороша. Выслушав, Подколесин просит прийти послезавтра - за это время он все обдумает. "Так продолжается уже третий месяц", - упрекает его сваха и добавляет, что у нее на примете и другие женихи есть.

«Женитьба» Гоголя продолжается появлением Кочкарева, друга жениха. Сначала он ругает Феклу Ивановну, что та его женила, но узнав, в чем дело, тут же начинает твердить, что свадьба - лучшее событие в жизни. И берется сегодня же познакомить Подколесина с невестой и устроить его судьбу.

В доме Агафьи Тихоновны

Пока Кочкарев поднимает с дивана надворного советника и вынуждает его ехать к невесте, Фекла Ивановна знакомит купеческую дочь с потенциальными женихами: Яичницей, Анучкиным, Жевакиным. Сначала на словах, а затем и лично: вскоре они появятся в доме.

Познакомившись с женихами, Агафья Тихоновна испытывает неловкость и убегает, а Фекла Ивановна приглашает всех к вечернему чаю для лучшего знакомства. Кочкарев, все-таки вытащивший друга из дома и ставший свидетелем сцены знакомства, убеждает Ивана Кузьмича, что лучшей партии ему не найти и что действовать нужно немедленно.

Таким образом, в первой части пьесы перед зрителем предстают люди, желающие найти для себя некий идеал, созданный в воображении. При этом никто из них не вспоминает, что главное в браке - это союз двух родственных душ. К таким мыслям подводит нас в комедии «Женитьба» Гоголь.

Краткое содержание 2 действия. Результаты деятельности Кочкарева

Герой, решивший во что бы то ни стало женить Подколесина, берет инициативу в свои руки. Сначала Кочкарев уверяет Агафью Тихоновну, озабоченную предстоящим выбором жениха - она даже решила в связи с этим тянуть жребий - что лучше Ивана Кузьмича не сыскать. Его ход удается: невеста прогоняет вновь появившихся в ее доме мужчин и убегает. Оставшись с Яичницей, Анучкиным, Жевакиным наедине, Кочкарев представляется родственником героини и рассказывает о ее «недостатках». Наконец, он устраивает разговор невесты и Подколесина, в надежде, что последний сделает предложение. Однако зритель становится свидетелем их робкой беседы ни о чем и застенчивого молчания - оно порой помогает понять внутренние ощущения героя. Таким образом, вместо счастливого логического финала комедии «Женитьба» Гоголь развивает действие дальше.

Бегство жениха

Теперь уж Кочкарев делает за своего нерешительного друга предложение Агафье Тихоновне. Он уж и насчет венчания договорился, и ужин заказал. Невеста отправилась надеть наряд, давно приготовленный для этого случая. Кажется, на этот раз все сделано инициативным Кочкаревым, чтобы вечером состоялась женитьба.

Гоголь - краткое содержание это показало - изображает Подколесина человеком апатичным, не способным на решительные перемены в жизни. И в тот момент, когда все уже было решено, восторженное состояние, вызванное разговором с девушкой, сменяется у него вдруг паникой и страхом перед новой жизнью. Герой не находит ничего лучшего, как выпрыгнуть в окно и отправиться домой. А появившиеся на сцене Агафья Тихоновна, ее тетка, сваха и сам Кочкарев, узнав об этом, испытывают потрясение. Фразой Феклы «еще если бы в двери выбежал - иное дело, а уж коли жених да шмыгнул в окно - уж тут…» завершает пьесу Н.В. Гоголь. «Женитьба» - комедия, по завершении которой зритель должен невольно задуматься над вопросом о том, что же заставило уже почти готового к переменам героя поступить подобным образом.

Характеристика персонажей

Как уже было отмечено, основу комедии составило изображение типичных характеров середины века. Рассмотрим их поподробнее.

Первый жених - Яичница, грубый и невежественный экзекутор, забежавший сюда мимоходом. Он польстился на богатое приданое и потому сразу же начинает проверять, все ли из списка, составленного свахой, имеется в наличии. Ему безразлично, какой окажется жена, путь даже дурой, лишь бы «прибавочные статьи» хорошими были.

Анучкин, пехотный солдат, желает иметь рядом с собой даму, непременно говорящую на французском и имеющую светские манеры, иначе не то будет. При этом высшее общество для него закрыто, а на французском он сам ничего не понимает.

Бывший моряк Жевакин, некогда совершивший путешествие на Сицилию, хочет иметь жену в теле, чтобы была «этаким розанчиком». И ни разу по ходу развития действия комедии «Женитьба» Гоголя не затрагивается вопрос о душевных качествах невесты и женихов, о взаимной любви или хотя бы симпатии. Все измеряется количеством приданого и надуманными прихотями, не имеющими отношения к реальной жизни.

Подколесин во многом напоминает Обломова И. Гончарова - такой же лежебока и человек, страшащийся брать на себя ответственность. К тому же сначала он никак не может определиться со своим отношением к невесте: ему кажется, что она в самом деле глупа, имеет длинный нос и ничего не стоит без французского. Однако с такой же легкостью, с какой Иван Кузьмич принял прежде точку зрения каждого из женихов, он соглашается со своим другом, что Агафья Тихоновна практически идеальна. Для него важнее впечатление, производимое явлением, предметом, лицом на других людей, а не истинное его содержание. «Женитьба» - Гоголь использует в пьесе приемы создания психологического портрета - обнажает самые негативные общественные пороки.

Комично выглядит и Кочкарев, обладающий большой силой внушения и получающий удовольствие в результате бурной деятельности. Это пример беспринципного и хитрого человека, который ни перед чем не остановится ради достижения цели. Он вертит судьбами других себе в угоду, и потому энергия его приносит больше вреда, чем пользы.

Все созданные в пьесе характеры, включая женские, многогранны и удивительно реалистичны.

Значение комедии

«Женитьба» стала одной из первых русских комедий, в центре которой оказалась обычная бытовая сцена, смешная и грустная одновременно. Она значительно опередила время и предопределила появление пьес А. Островского и в какой-то мере романа Гончарова «Обломов».