Ярослав мудрый краткая биография. Система восхождения на престол. Ярослав Мудрый: биография

Имя: Ярослав Мудрый (Ярослав Владимирович)

Дата рождения: 978 г.

Возраст: 76 лет

Рост: 175

Деятельность: князь ростовский, новгородский и киевский

Семейное положение: вдовец

Ярослав Мудрый: биография

Один из самых почитаемых древнерусских князей – князь Ярослав Мудрый, сын великого (Крестителя). Прозвище Мудрый он получил за любовь к просвещению и создание первого известного на Руси свода законов, позже названного «Русской правдой».


А ещё он – отец, дядя и дед многих европейских правителей. При крещении Ярослав получил имя Георгий (или Юрий). Русская православная церковь почитает его как благоверного и даже внесла в святцы день его памяти. В високосный год это 4 марта, а в обычный – 5-ое.

Детство и юность

О дате рождения Ярослава Владимировича и сегодня спорят. Но большинство историков и учёных склоняются к тому, что князь появился на свет в 978 году, хотя полной уверенности в этом нет ни у кого. День его рождения тем более неизвестен.

Его родителями стали Владимир Святославович, который принадлежал к роду Рюриковичей, и полоцкая княжна . Хотя и тут согласия нет. Например, известнейший историк Николай Костомаров сомневался, что именно Рогнеда была матерью Ярослава. А его французский коллега Арриньон и вовсе считал, что князя родила византийская царевна Анна. Якобы именно это обстоятельство объясняет его вмешательство во внутривизантийские дела в 1043 году.


Но ради справедливости стоит отметить, что остальная масса историков склонна считать именно Рогнеду женщиной, которая дала жизнь известнейшему из древнерусских князей.

Всех четырёх отпрысков, рождённых в браке с Рогнедой, Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода, великий князь Владимир отправил княжить в разные города. Ярославу достался Ростов. Но так как мальчику едва исполнилось 9 лет от роду, к нему был приставлен кормилец и воевода Будый (в других источниках Буды). Позже, когда повзрослевший князь Ярослав Мудрый начал править Новгородом, кормилец и наставник превратился в ближайшего соратника.

Правление

Этот период носит характер преданий и легенд. Время князя Ярослава Мудрого, как и саму личность, одни историки склонны идеализировать, другие – демонизировать. Правда, как водится, где-то посредине.


Княжение Новгородом имело более высокий статус, чем управление Ростовом. И всё же новгородский властитель имел подчинённый статус по отношению к киевскому, то есть Владимиру. Поэтому князь Ярослав Мудрый в обязательном порядке каждый год выплачивал отцу 2/3 собранной из Новгородских земель дани. Это была сумма 2 тысячи гривен. 1 тысяча оставалась на содержание самого вельможи и его дружины. Надо сказать, что её размер лишь немного уступал дружине Владимира.

Наверное, именно это обстоятельство подтолкнуло сына взбунтоваться и в 1014 году отказаться платить огромную дань отцу. Новгородцы поддержали своего посадника, о чём есть сведения в сохранившихся летописях. Владимир разгневался и начал готовить поход для усмирения бунтарей. Но на тот момент он был в преклонных летах. Вскоре заболел и скоропостижно умер, так и не наказав сына.


Место отца занял старший сын – Святополк Окаянный. Чтобы обезопасить себя и удержать власть в руках, он уничтожил троих братьев: Бориса, которого особенно любили киевляне, Глеба и Святослава. Такая же судьба ждала и новгородского посадника. Но тот сумел победить Святополка в кровавой битве под Любечем и в 1016 году вошёл в Киев.

Хрупкое перемирие между братьями, поделившими Киев по Днепру, время от времени переходило в «горячую» стадию. Но в 1019-ом Святополка не стало, и Ярослав Мудрый начал безраздельное правление киевским престолом.

Огромной заслугой князя Ярослава Мудрого стала победа над печенегами. Это случилось в 1036 году. Как говорят летописи, город был осажен кочевниками в тот период, когда правитель отлучился в Новгород, где принял участие в закладке храма. Но получив известие об опасности, он быстро вернулся и разбил печенегов. С этого момента их опустошительные и кровавые набеги на Русь ненадолго прекратились.


Началось «золотое» время Ярослава Мудрого. После одержанных побед вельможа взялся за грандиозное строительство. На месте блистательной победы над кочевниками был заложен Софийский собор. Он во многом был копией собора в Царьграде. Украшенный великолепными фресками и мозаикой, храм поражал красотой современников и радует глаз сегодня.

Вельможа не жалел средств на церковное благолепие и приглашал для отделки собора лучших греческих мастеров. А ещё в городе появились знаменитые Золотые ворота, повторившиеся такие же в Царьграде. Над ними выросла церковь Благовещения.

Внутренняя и внешняя политика

Правитель приложил немалые усилия, чтобы прервать зависимость русской православной церкви от довлевшей над ней Византией. Поэтому в 1054 году впервые в истории Руси её церковь возглавил русский, а не греческий митрополит. Звали его Илларион.


Внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение образованности народа и искоренение остатков языческой веры. Христианская вера прививалась с новой силой. В этом сын продолжил дело своего великого отца, Владимира Крестителя.

Сын велел переводить греческие рукописные книги на славянский язык. Он сам любил читать и старался привить любовь к чтению и просвещению своим подчинённым. Духовенство начало обучать детей грамоте. В Новгороде появилось училище для мальчиков, которое приняло 300 первых учеников.

Количество книг быстро росло и книжная премудрость возводилась в своего рода моду того времени. Быть просвещённым становилось престижно.


В Повести временных лет говорится о некоем собрании книг и документов, которое принято называть Библиотека Ярослава Мудрого. Учёные говорят о разном количестве: от 500 до 950 томов. По некоторым данным, библиотека была передана князем (по иным сведениям – его правнуком) Софийскому собору.

Так как древние книги, которым тысяча лет, не найдены, то существует множество гипотез, где они могут храниться. Одни утверждают, что это могут быть подземелья Софийского собора, другие говорят о катакомбах Киево-Печерской лавры, третьи – о Выдубицком монастыре. Но есть и скептики, считающие, что бесценные фолианты не могли уцелеть после опустошительных половецких набегов и пожаров.

Ещё одна версия, имеющая право на существование, – Библиотека Ярослава Мудрого стала частью не менее легендарной Библиотеки .


Князь Ярослав Мудрый стоял у истоков появления первых русских монастырей, в числе которых главный – Киево-Печерский. Монастырь не только внёс огромную лепту в продвижение и популяризацию христианства и православия, но и сыграл огромную роль в просвещении. Ведь здесь составлялись летописи и переводились книги.

А ещё в это замечательное время появилась «Русская правда» Ярослава Мудрого. Это первый свод законов Руси, который последователи дописывали и приумножали.

Историки высоко оценивают и внешнюю политику вельможи, в которой он тоже добился огромных успехов. Кажется, он первым из русских князей сделал упор на дипломатию, а не силу оружия.


В то время главным способом наладить отношения с другими государствами считались династические браки. А так как Киевская Русь за время правления Мудрого превратилась в просвещённое и сильное государство, то «породниться» с ней изъявили желание многие правители европейских стран.

Женой Ярослава Мудрого стала дочь короля Швеции Олафа – Ингигерда, получившая после крещения имя Ирина. От отца ей досталось богатое приданое – город Альдейгаборг (позже Ладога). Прилегающие к нему земли получили название Ингерманландия (что переводится как земли Ингигерды).


Сын князя – Всеволод – женился на греческой царевне. Ещё двое отпрысков – на немецких княжнах. Сын Изяслав взял в жены сестру польского князя Казимира, а сам Казимир женился на сестре Мудрого – Доброгневе.

Такие же династические браки были у дочерей киевского вельможи. Елизавета была выдана замуж за норвежского короля Гаральда, Анастасия – за венгерского правителя Андрея. Но наиболее известной и почитаемой оказалась дочь Анна Ярославна, ставшая супругой французского короля Генриха I. В результате такой внешней политики князь Ярослав Мудрый оказался связан узами родства со множеством сильных соседей, ближних и дальних.

Основание городов

Князь Ярослав Мудрый основал Юрьев. Это случилось в 1030 году, когда он ходил походом на Чудь. Новый город, названный в честь своего ангела, появился на берегу Чудского озера. Сейчас он называется Тарту и является вторым по величине эстонским городом после Таллина.


Ещё один город Ярослава Мудрого – Ярославль, хотя некоторые историки считают факт его основания князем не бесспорным.

Есть ещё один Юрьев, который был основан князем. Этот город оказался одновременно и крепостью, которая входила в Поросскую оборонительную линию. Он был возведён для защиты Киева от кочевников. В 1240 году татаро-монголы его уничтожили, оставив лишь руины церкви. Вокруг неё и возродился город, получив название Белая Церковь. Он и сегодня так называется.

Личная жизнь

Многие историки сходятся во мнении, что жена Ингигерда, после крещения ставшая Ириной, имела огромное влияние на мужа и оставила заметный след в истории Руси. На полученных ею от отца в наследство землях в 1703 году был построен Санкт-Петербург.

В Киеве благодаря княгине Ирине появился первый женский монастырь. Он был сооружен при церкви Святой Ирины. Одна из его колонн «дожила» до середины ХХ столетия. Сейчас о существовании храма напоминает лишь тихая Ирининская улица.


Как сложилась личная жизнь Ярослава Мудрого и Ингигерды-Ирины – сегодня сложно сказать. Известно лишь то, что в браке с ней родились 6 сыновей и 3 дочери. Супруга разделяла взгляды своего мужа и перешла в его веру, немало сделав для её продвижения.

Красавцем великий вельможа, кажется, не был. Сильно выступающий нос и такой же подбородок, резко очерченный рот и крупные глаза не добавляли привлекательности. А ещё он был хромым из-за разной длины ног. По одной версии – из-за поврежденных в бою тазобедренного и коленного суставов, а по другой – из-за наследственной болезни Пертеса.


Существует историческая загадка-головоломка, на которую у разных историков существует своё мнение. Некоторые из них утверждают, что князь Ярослав Мудрый был женат дважды.

Его первой женой якобы была норвежка Анна. В этом браке даже родился сын Илья. Но в 1018 году он вместе с матерью был пленён польским королём Болеславом Храбрым и навсегда увезён в Польшу. Эта версия якобы подтверждается тем, что имя Анны встречается в некоторых летописях.


Но есть и противники этой спорной версии. Они утверждают, что всё гораздо проще. Анна – это иноческое имя Ингигерды-Ирины. Якобы она в конце жизни постриглась в монахини, взяв себе это имя. В 1439 году архиепископ Евфимий причислил Анну к лику святых. Она считается небесной покровительницей Новгорода.

Примечательно, что сам князь Ярослав Мудрый был причислен к святым лишь в XXI веке.

Смерть

Последние годы жизни князь Ярослав Мудрый провёл в Вышгороде. Он скончался в праздник Торжества Православия на руках одного из своих сыновей – Всеволода, пережив на 4 года жену и на 2 старшего из сыновей, Владимира.


Датой смерти князя считают 20 февраля 1054 года. Его похоронили в Софийском соборе в Киеве, в 6-тонном мраморном саркофаге. К сожалению, останки великого правителя исчезли. Известно, что саркофаг в ХХ столетии вскрывали трижды: в 1936, 1939 и 1964 годах. И делали это не всегда квалифицированно и добросовестно.

После вскрытия в 1939 году останки Ярослава Мудрого отправили в Ленинград, где учёные Института антропологии впервые подтвердили, что один из 3 скелетов (мужской, женский и детский) из вскрытого захоронения действительно принадлежит князю. По найденному черепу антрополог Михаил Герасимов сумел восстановить облик правителя.


Останки вернули в Киев. Но в 2009 году гробницу снова вскрыли и обнаружили, что останков древнейшего из Рюриковичей нет. На месте нашли два женских скелета – один времён Киевской Руси, второй ещё более давний – скифского периода. А ещё в гробнице обнаружили газеты «Известия» и «Правда» 1964 года.

Многие историки и исследователи склоняются к версии, что останки следует искать в США. Якобы туда они были вывезены в 1943-м, когда отступали немецкие войска.

ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ МУДРЫЙ (ок. 978–1054) (христианское имя Георгий или Юрий) (в Новгороде во время наместничества – Правосуд, в скандинавских сагах – Ярислейф Скупой) – великий князь киевский (с 1019), крупный государственный деятель и полководец, второй сын киевского князя Владимира Красное Солнышко и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны.

Летопись сообщает, что в детстве он перенес паралич ног, от которого на всю жизнь осталась хромота, которая не мешала ему быть физически сильным. Девятилетним мальчиком был отправлен отцом княжить в Ростов, позднее им же был переведен в Новгород. Как удельный князь уплачивал Киеву (пока не стал великим князем киевским) ежегодную дань в 2 тыс. гривен серебра. В 1014 отказался от уплаты дани и сделал попытку отделиться от отца и Киева. Князь Владимир начал готовить войско. Ярослав, узнав о приготовлениях отца, нанял варягов, чтобы с их помощью дать отпор, но великий князь неожиданно умер. Власть в Киеве захватил пасынок Владимира Святополк. Опасаясь соперничества родных детей великого князя – Бориса, Глеба и других, Святополк прежде всего подослал убийц к первым претендентам на стол в Киеве – Борису и Глебу, за что получил прозвище Окаянный.

Сестра Ярослава Предслава предупредила, что Святополк собирается устранить и его. Собрав тысячу варягов и три тысячи новгородцев, Ярослав пошел на Киев. После трехмесячного противостояния он сошелся со Святополком под Любечем в 1016. После активной атаки новгородцев разбитый наголову Святополк бежал в Польшу к тестю – королю Болеславу I Храброму, а Ярослав занял киевский стол.

В 1018 Болеслав вместе со Святополком изгнал Ярослава из Киева. Ярослав бежал в Новгород и хотел «бежать дальше за море», но новогородцы, порубив его ладьи, обещали поддержку в борьбе за Киев. Собрав денег, они снова наняли варягов и второй раз пошли на Святополка. После победы над ним в битве на Альте в 1019 Ярослав окончательно утвердился в Киеве.

В 1021 Ярослав начал безуспешную борьбу с полоцким князем Брячиславом, которому вынужден был отдать города Усвят и Витебск. В 1024 уступил Мстиславу Удалому часть земель к востоку от Днепра. Через несколько лет Ярослав попытался расширять границы своего княжества на север и северо-запад и к 1030–1031 вернул часть земель, захваченных поляками. Тогда же он утвердил свою власть по западному берегу Чудского озера в борьбе с племенем чудь.

После смерти Мстислава тмутараканского в 1036 Ярослав овладел всей Северской землей, добившись относительного единства государства. Укрепив оборону от набегов печенегов по реке Рось, в 1036 разбил их, после чего набеги печенегов на русскую землю практически прекратились.

К 1037 Ярослав объединил в своих руках почти всю территорию древнерусского государства. Хотя воевать он, по словам летописца, не любил, в 1038 все-таки «ходил войной» на ятвигов, в 1040 – на Литву, в 1042 – на южную Финляндию. В 1043–1046 вел войну с Византией.

Немало сделал Ярослав для укрепления международного положения Древней Руси и связей с Западной Европой, используя династические браки членов своей семьи. На его сестре Доброгневе был женат польский князь Казимир; сын Ярослава Изяслав взял в жены сестру польского короля Казимира, другой сын – Всеволод – был женат на греческой царевне, еще двое его сыновей – на немецких княжнах. Норвежский король Гаральд заключил брачный союз с дочерью Ярослава Елизаветой, венгерский король Андрей – с его дочерью Анастасией, французский король Генрих I был женат на третей дочери – Анне Ярославне.

Важным шагом в духовной и политической жизни Киевского княжества было последовательное стремление Ярослава освободиться от опеки Византии в церковных делах. В 1051 при Ярославе на киевскую митрополию был поставлен не греческий, но русский митрополит по имени Иларион – блестящий оратор, автор известного Слова о законе и благодати (1037–1050). Это произведение утверждало равенство всех народов и прославлявший Русскую землю, которая, по мнению его автора, должна была быть «ведома и слышима есть всеми концы земля».

При Ярославе Киев стал большим торгово-ремесленным, административным и культурным центром. Здесь велось активное церковное строительство, предполагавшее превратить столицу древнерусского государства в новый центр восточного христианства, соперницу Константинополя. В Киеве был возведен в камне по византийскому образцу Софийский собор, ставший резиденцией митрополита, а также «Золотые ворота», церковь Благовещенья святой Богородицы, монастыри святого Георгия и святой Ирины . Внутренние стены Софийского собора были украшены фресками, на одной из которых шествовали со свечами в руках – Ярослав, его жена – дочь шведского короля Олафа Ингигерда (получившая при крещении имя Ирина) – образованная женщина, содействовавшая его реформам, прекрасная воспитательница их детей, а также (в белых покрывалах) все четыре «Ярославны», будущие легендарные королевы западных стран. Композиция на северной лестнице изображала три женские фигуры – выходивших из своего дворца княгиню Ирину со служанками. Третья композиция представляла сидящего в кресле князя Ярослава, возле которого стоят два воина со щитами.

Значительная часть Киева при Ярославе была обнесена высокими валами, протяженностью в 3,5 км, высотой 14 и шириной 16–18 м. С именем этого князя связывают основание в 1024 на северо-востоке города Ярославля, который он назвал своим языческим именем. Существует легенда, что еще в 1011, когда он, будучи ростовским князем, «крестил Волгу», жители урочища Медвежий угол выпустили против него Медведицу. Князь якобы победил ее секирой (изображение этой секиры в лапах медведя – герб города Ярославля). На западе в 1031 Ярослав основал город Юрьев и назвал его своим христианским именем; теперь – город Тарту).

В годы правления Ярослава в Киевской Руси стала интенсивно развиваться книгописная и переводческая деятельность византийских и иных книг на русский язык. Современники отмечали, что Ярослав был начитанным в богослужебных книгах человеком, владел большой личной библиотекой, заботился о распространении грамотности, организовывал школы и училища для детей. Со времени Ярослава стал утверждаться обычай обучать детей грамоте; с этой целью наиболее смышленых ребятишек «собирали по всей земле». Большую роль в становлении русской книжности и летописания стали играть первые русские монастыри, в их числе Киево-Печерский.

Ярослав, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью». Он собирал и записывал старинные обычаи, связанные с законодательством славян. С его именем связана древнейшая часть первого свода русских законов – Русская Правда (так называемая Правда Ярослава или Древнейшая Правда . Составленная около 1016 Русская Правда уходила своими корнями в обычное право восточных славян. В Киево-Печерском монастыре при Ярославе иноком Никоном начал составляться летописный свод, завершившийся после смерти Ярослава в 1073. При жизни Ярослава многие из прежних законов, которых придерживались потомки, были сохранены, другие – изменены. Новый летописный свод, созданный окружением Ярослава, отразил сложную, богатую событиями и сильными характерами людей жизнь древнерусского государства.

Ярослав скончался в Киеве 20 февраля 1054; он погребен в сохранившемся до нашего времени мраморном гробу в Софийском соборе. Завещая Киев старшему сыну Изяславу, Ярослав призвал сыновей жить в мире и дружбе, слушаясь старшего брата. После его смерти Древнерусское государство было разделено между его пятью сыновьями.

Наметившаяся политическая раздробленность государства становилась все более очевидной, в истории страны начинался период феодальной раздробленности, приостановленный на несколько десятилетий правлением Владимира Мономаха и его наследника Мстислава.

Группа российских антропологов во главе с М.М.Герасимовым, вскрыв гробницу Ярослава Мудрого, воссоздала его облик.

Имеется художественное изображение Ярослава Мудрого (авторы – российские скульпторы М.О.Микешин и И.Н.Шредер). В постсоветское время принято решение награждать отличившихся служением России государственных чиновников орденом имени Ярослава Мудрого.

Лев Пушкарев

Ярослав Владимирович Мудрый
Годы жизни: 980-1054
Годы правления: 1019-1054

Сын великого киевского князя Владимира I Святославовича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны.

По достижении зрелого возраста отец сажает Ярослава ростовским князем (987-1010), а после смерти старшего сына Владимира Святославовича Ярослав становится новгородским князем (1010-1034). Резиденцией Ярослава стал Княжий двор, позже названный Ярославовым Дворищем.

Князь Ярослав Мудрый

В 1014 году Ярослав отказался платить дань Киеву, чем вызвал гнев отца. Владимир приказал готовиться в поход на Новгород, но не успел осуществить свой план. 15 июля 1015 года Владимир Святославович скоропостижно скончался. Ярослав начал борьбу за киевский престол со своим братом Святополком . Взбунтовавшиеся киевляне освободили из темницы Святополка и объявили своим князем, но Ярослав заручившись поддержкой новгородцев продолжает борьбу, которая длится 4 года. В декабре 1015 года под Любечем Ярослав одерживает победу над Святополком и захватывает Киев.

Имя и портрет Ярослава Мудрого хорошо известны даже тем, кто полностью забыл историю России. Он был одним из двенадцати сыновей Владимира Крестителя. личность чрезвычайно яркая, и прежде всего Ярослав активно продолжал дело своего отца.

Ярослав Мудрый. Краткая биография

Маленький Ярослав был хромым от рождения. Преодолевая этот недуг, он стал ежедневно упражняться с мечом. Поэтому его правое плечо было гораздо крупнее левого. Более того, князь считался одним из лучших воинов среди современников.

Летопись, в которой описана биография Ярослава Мудрого, сообщает, что летом одна тысяча одиннадцатого он ходил крестить язычников, а те поставили пред князем медведицу, но он смог победить ее. И когда люди увидели это, они с радостью стали креститься, так как считали, что правда небесная всегда на стороне победителя.

Так же в то время думал и Ярослав. В этом его убеждал собственный, пока еще небогатый опыт. Ведь управлять княжеством отец поставил его только после того, как убедился, что сын обладает мощной волей, которая позволила преодолеть недуг, приобретенный от рождения.

Система восхождения на престол

Еще при жизни Владимир делит земли между своими сыновьями. Святополк получает Туровское княжество, Ярослав - Ростов, в Новгороде садится самый старший сын, Вышеслав. И эта система восхождения князей на престол, которая создается Владимиром, действует еще на протяжении двух поколений. Она называется лествичная.

Все княжества по своему статусу ранжируются. Например, Новгородское считается самым престижным после Киевского, где сидит отец. Поэтому в Новгороде будет править самый старший сын. Дальше Полоцкое, Туровское, Ростовское и так далее.

Как только умирает самый старший из братьев (при жизни отца), все оставшиеся поднимаются на одну ступеньку вверх. Поэтому и называется восхождения на престол. Исключение составляет случай, если умирает кто-то из средних братьев, тогда княжество наследуют его дети и внуки.

Одна смерть, спасшая тысячи жизней, или кончина государя

Интересный факт, который описывает биография Ярослава Мудрого, касается смерти Вышеслава, после которой начинается перераспределение княжеств. И здесь наблюдается очень странная вещь: Ярослав оказывается сразу в Новгороде. Почему это произошло - непонятно. Летописи об этом умалчивают.

Через некоторое время правления Ярослав поссорился с отцом, так как отказался платить дань в Киев. И Владимир собирался идти войной на собственного сына, но не успел. Неожиданно скончался при подготовке этого похода. Но Ярослав к тому времени уже успел пригласить варягов для участия в сражении со своим отцом.

Тесные связи со скандинавскими странами

В отличие от предшествующего времени, в эпоху Ярослава формируется последовательная и стабильная внешняя политика древнерусского государства. Причем так же, как и Владимир, остро ощущает свои родственные связи со скандинавским севером. Когда на Руси разгорается борьба, и жизни Владимира и Ярослава угрожает опасность, они пытаются или даже бегут в Скандинавию. Оттуда приглашают наемников.

С ними же обмениваются послами при заключении брака, например, Ярослава со шведской принцессой. Составляется торговый договор с Норвегией. Более того, Ярослав вмешивается во внутренние дела В частности, в Норвегии он фактически сажает на престол сына Олава Магнуса Доброго, подкупая всю знать в его пользу.

Кровавая бойня за престол

Пока варягам они грабят местное население, насилуют и убивают. Естественно, это не понравилось новгородцам, и они в одну из ночей собрались и перебили всех мучителей. В ответ на это Ярослав собирает лучших жителей у себя и убивает их. И в эту же ночь он получает известие из Киева, что скоропостижно скончался Владимир. Произошло это пятнадцатого июля одна тысяча пятнадцатого года.

Это первая дата, которую биография Ярослава Мудрого сообщает с точностью до одного дня. Власть в Киеве захватывает Святополк. Дружина Бориса, следующего брата, предлагает ему захватить власть в свои руки. Но тот отказывается. Он говорит, что Святополк ему как отец и престол принадлежит ему по праву. Однако в ту же ночь приходят наемники, посланные Святополком, и убивают Бориса.

Одновременно он посылает своих людей ко второму брату, Глебу, и, более того, хочет убить даже Ярослава. Но тот получает известие об этом от своей сестры Предславы. И на следующее утро уже собирает полк и отправляется войной на Святополка. Побеждает его и изгоняет из Киева. И далее биография Ярослава Мудрого на протяжении двух лет не сообщает никаких фактов о его жизни.

Спустя два года, или возвращение Святополка

В одна тысяча восемнадцатом году вдруг появляется Святополк, и не один, а с Бориславом Храбрым, польским королем, который поддерживает его. Происходит захват Киева, потому что бежит из него Ярослав Мудрый. Краткая биография того периода сообщает о том, что он даже не собирается защищать город.

Борислав грабит Киев, захватывает сестер Ярослава и его мачеху и возвращается в Польшу. А Святополк снова правит в городе. Ярослав бежит в Новгород, где опять собирает войско для новой битвы и вновь одерживает победу. Вот что пережила Русь при Ярославе Мудром.

Но у нового правителя остались еще братья, к которым он всегда относился очень холодно. Тогда одного из них он сажает в темницу. Просидел он там до самой смерти наследника престола, и только потом сыновья Ярослава Мудрого освободили его из темницы. А с другими расправляется не менее жестоким образом.

Политическая линия сближения с Западом

История Ярослава Мудрого не изобилует фактами. Но одно известно точно. Во времена его правления, то есть ближе к середине одиннадцатого столетия, Древняя Русь становится широко известной Западной Европе.

И дело не только в том, что он проводил активную матримониальную политику. Дочери и сыновья Ярослава Мудрого вступали в браки с представителями западноевропейских правящих династий. Именно это и была политическая линия Ярослава Мудрого для сближения с Западом - Венгрией, Польшей и другими государствами.

Например, Изяслав был женат на сестре польского короля Казимира Первого, которую звали Гертруда. Всеволод - на греческой царевне Ирине Мономах. От этого брака появится известный князь Владимир Мономах. А Игорь был связан узами брака с германской принцессой Кунигундой. Отец же в это время готовится к войне с Византией.

Но не настолько мрачен, каким может показаться на фоне всех событий, предшествующих его восхождению на престол. После того, как он стал полноправным князем в Киеве, Ярослав разворачивает бурную деятельность. В одна тысяча тридцать шестом он начинает грандиозное строительство.

Новая столица мира

Это акт, который свидетельствует не только о том, что Ярослав Мудрый был хорошим хозяйственником. Такие действия были важны и в политическом плане. Он построил храм Софии Киевской, в это же время создается древнейший свод летописи, а также произносится "Слово о законе и благодати".

То есть Ярослав Мудрый проделывает колоссальную работу, чтобы придать совершенно особый статус государству, которое он возглавил. При нем Киев становится "новой столицей мира". Также он организует деятельность по переводу книг на славянский язык.

А перед самой смертью Ярослав закрепляет за каждым из своих сыновей определенное княжество, чтобы не было в дальнейшем междоусобных распрей. Он закладывает основы совершенно новой государственной структуры, которая является гораздо более мудрой системой правления.