Турки сельджуки кто они. Кто такие турки на самом деле. Сельджуки, потомки огузов, огузы потомки узов-гузов

Сельджуки, потомки огузов, огузы потомки узов-гузов

Что известно о сельджуках и их связи с Огузами, узами-гузами?

Кто такие сельджуки?

«Сельджу́к (тур. Selçuk Bey Сельчу́к-бей ), - Сельджук ибн Дукак (Токак), или Малик ал-Гази («Султан газиев» получил это прозвище сражаясь с язычниками) - глава тюркского огузского племени кынык, эпоним династии Сельджукидов .

Отцом Сельджука был Токак , происходивший из рода Тугшермыша огузского родового племени Кынык . Токак находился на военной службе у ябгу или (йабгу) Али правителя Дженда. Имя «Токак» означает означает “Железная стрела”. Есть сведения, что его сын Сельджук начинал свою военную карьеру командиром в войсках Хазарского каганата . Позже после ослабления власти кагана в середине X века вместе с отцом перешел на службу к огузам .

Ему было не более 20 лет, когда он стал сю-баши у огузского ябгу . По легенде, жена ябгу, видя в Сельджуке опасного соперника, подговаривала мужа убить его. Узнав об этом заговоре, Сельджук собрал всех людей своего племени Кынык и с сотней всадников переселился под предлогом поиска новых пастбищ из Турана , страны огузов, в Иран . Это случилось в 985 или 986 году . Прожил, по преданию, 107 лет и умер в Дженде . Сельджук оставил после себя пятерых сыновей. Внуки Сельджука стали выдающимися полководцами Халифата : Тогрул-бек , Чагры-бек Дауд , Алп-Арслан . Впоследствии, захватив Месопотамию , Ирак , Сирию и большую часть Ирана они создали огромную империю и стали основателями династии Сельджукидов , правившей этими землями с XI по XIV века » .

Есть необходимость выделить некоторые интересные эпизоды истории сельджуков и дать пояснения. Турки гордятся своими легендарными предками, сельджуками. Давайте же ещё раз вспомним, откуда они взялись, и какое отношение имеют к современным туркам.

«По версии официальной Турции почти полтора тысячелетия назад, в VI веке, в Евразии образовался Великий Тюркский каганат, огромная территория которого тянулась от границ Китая до Северного Причерноморья. Основное его население составляли тюркские племена, известные еще со времен другой великой державы – гуннов. Но Тюркский каганат со временем тоже распался, и судьба населявших его племен сложилась по-разному. Так, северная ветвь, известная как “кыпчаки” (“кипчаки” или половцы в русской исторической традиции), оказала сильное влияние на формирование этнокультурного облика многих тюркских народов, в частности – татар, башкир, казахов, узбеков, ногайцев».

Другая ветвь тюрков , южная, получила название “огузов”, занимавших в VII-XI веках значительные территории в Центральной и Средней Азии. Возникает вопрос, там были только огузы или в числе многих племён были узы ? Не вникая в подробности исторических событий того периода, скажем лишь, что это название стало постепенно чередоваться с другим – этнонимом “туркмены”. Огузы-туркмены были в основном кочевниками, и среди их различных группировок шла постоянная борьба за лучшие земли, воду и пастбища. В других множественных источниках переданы сообщения о том, что узы всегда занимали самые лучшие места. К концу X века выделилась одна из ветвей тюрко-огузских племён, которую возглавил Сельджук ибн Тугак из племени кынык. Он объединил под своей властью часть местных племён, которые и стали называться “сельджуками”, а династия правителей, идущая от самого Сельджука, вошла в историю как Сельджукиды .

«Сельджуки приняли Ислам, что способствовало их дальнейшей консолидации. В XI веке они вышли за пределы своих пастбищ и приступили к созданию государственного объединения, ставшего известным как держава Сельджукидов. Ее основателем и первым правителем (с 1038 года) считается Мухаммад Тогрул-бек, внук Сельджука ибн Тугака, принявший затем титул султана. Решающее значение для утверждения этой державы имела ее победа над войсками Газневидской державы – сильнейшего государства того времени в регионе. Она открыла путь сельджукам на территорию Афганистана, Персии и Ирака. Впереди была Малая Азия, входившая в то время в состав Византийской империи. Как бы то ни было, завоевания сельджуков способствовали уничтожению феодальной раздробленности в захваченных ими странах.

В 1042 году Тогрул-бек направил 10-тысячную конницу в Восточную Анатолию, находившуюся тогда под властью династии Марванидов. Затем настала очередь Закавказья – Грузии, Армении, Азербайджана. Начались рейды сельджуков в пределы Византии, и под натиском их войск пали Эрзурум (Арзрум), Карс, Малатья (ныне это административные центры одноименных областей – илей Турции).

Между тем ими был взят Багдад, столица Аббасидского халифата, и Тогрул-бек перенес свою столицу из среднеазиатского Мерва в персидский Исфахан. Он объявил себя защитником халифа, а тот, в свою очередь, присвоил Тогрул-беку титул “малик (т.е. царь) Востока и Запада”. В 1062 году он сам во главе большой армии появился в Азербайджане, и тут следует уточнить, что с сельджуками (и в более широком смысле – с огузами) оказалась связанной и этническая история азербайджанского народа.

Держава Сельджукидов еще более усилилась в период 10-летнего правления султана Алп Арслана, любимого племянника Тогрул-бека. При нем в огромном регионе возрождались города, развивалось сельское хозяйство и ремесла, оживилась торговля на знаменитом Шелковом пути, связывавшем азиатские рынки с Ближним Востоком и Европой. Происходили и другие важные изменения в жизни народов, входивших в состав державы Сельджукидов. Продвижение на запад касалось не только войск, но и вызывало настоящую миграцию огузо-туркменских племен. Они отправлялись в дальний путь со своими семьями, табунами лошадей и верблюдов, стадами овец. Как писал один из историков, туркмены под именами “данышменди”, “ак-коюнлу”, “сельджук” проникали вплоть до Анатолии. И здесь они зачастую оседали, постепенно забывая о кочевом образе жизни и налаживая определенные отношения с местными жителями.

А военные действия продолжались. Султанская армия Алп Арслана предприняла новые походы в Закавказье и Малую Азию. В результате битвы под Манцикертом в 1071 году огромная византийская армия была полностью разгромлена, а в плен к сельджукам попал сам император Византии Роман IV Диоген. Эта победа открыла им путь в глубь Малой Азии. В руках Сельджукидов, помимо ранее завоеванных ими городов, оказались также Мардин, Мараш, Кайсери, а также Конья. Здесь ими был образован Конийский (Иконийский, Румский) султанат – первое государство сельджуков на территории современной Турции (1077-1307).

Однако не все шло гладко в их державе. Помимо вечных социально-экономических противоречий в обществе и внутриполитической борьбы среди членов правящего клана существовали и внешние угрозы. Особое давление Сельджукиды испытывали на восточных и северных границах своей державы. Здесь, с одной стороны, оживились Газневиды, с другой – угрожали кыпчаки, а также обделенные благами другие огузские племена и группировки. Часть из них двинулась вдоль северного побережья Каспия, а другая дала настоящий бой султанской армии. И во время одного из сражений под Бухарой в 1072 году погиб сам султан Алп Арслан.

Султанский трон перешел по наследству его сыну Маликшаху, 20-летнее правление которого было названо “весной Сельджукской династии”. Действительно, оно явилось периодом наивысшего могущества этой державы. Для того чтобы упорядочить бюрократический аппарат огромного государства, Маликшах и его знаменитый визирь Низам ал-Мулк (“Устроитель державы”) провели административную реорганизацию и ряд других важных реформ. Еще дальше расширились его границы, были завоеваны Сирия и Палестина, заняты священные города мусульман Мекка и Медина, а политическое влияние Сельджукидов распространилось вплоть до Египта.

Тем временем продолжалась активная колонизация Анатолии, куда в большом количестве продолжали переселяться огузы-туркмены. Они начали уже создавать самостоятельные княжества. А в конце 70-х годов обособился от центральной власти Конийский султанат, где правил Сулайман ибн Кутулмыш, один из родственников Маликшаха. Пользуясь ослабленностью императорской власти в Византии, он даже захватил Никею (ныне Изник) и вышел к побережью Мраморного моря.

Но сельджуков ждали новые испытания. В конце XI века начались крестовые походы, приведшие в 1204 году к падению и разграблению крестоносцами Константинополя. Но еще раньше, в 1097 году, они отобрали у сельджуков Никею и завоевали часть Конийского султаната. Еще большая угроза обозначилась на восточных границах державы Сельджукидов. Там вновь активизировались непокорные племена, нарастали внутренние противоречия в самой державе, и, в конце концов, в XII веке она распалась на независимые султанаты: Хорасанский, Иракский, Конийский, а в Средней Азии образовался Восточно-Сельджукский султанат.

Затем, уже в XIII веке, непоправимый удар по осколкам былой державы нанесли монголы. Что касается Конийского султаната, то в 1243 году он стал вассалом ильханов – монгольских правителей в Иране. А в 1307 году этот первый султанат сельджуков распался на ряд мелких княжеств – бейлики. Одно из них стало ядром будущего Османского государства ».

Но это уже другая история, которая представлена красиво и правильно. Всё изложенное достаточно четко поясняет лишь одну сторону, разворачивая её в пользу Турции и это конечно хорошо. При этом возникает вопрос, где в это время были узы, предки гузов – гагаузов? Почему их история по сравнению с другими очень скудна? Их способности в воинском искусстве были не менее значительны, чем у тех огузов, которые стали сначала сельджуками, а позже и турками. Есть над чем подумать…

Принадлежавшая к центральноазиатским тюркам .

Имя получили от главного вождя своей орды, Сельджука , поселившегося, по преданию, в 955 году в Дженде на Сыр-Дарье , находившегося на территории современного Казахстана ; его внуками были завоеватели Тогрул-бек и Чагры-бек . Единовластными султанами сельджуков были Тогрул-бек (1035, 1058-1063), сын Чагры-бека Алп-Арслан (1063-1072), Мелик-шах (1072-1092).

История

Около середины Х века Сельджук ушел в пределы Мавераннахра , а оттуда - в низовья Сырдарьи вместе «со своим племенем и поданными», где принял ислам. Сельджук направил в Бухару , в помощь саманидскому правителю Нуху ибн Мансуру , военный отряд под командованием своего сына, Исраила. Благодаря этому, Саманидам удалось вернуть столицу своего государства. В конце Х века Мавераннахр был покорён вождями тюрок - караханидов , вторгшихся сюда из Семиречья и Кашгара . Саманидское государство , раздираемое острыми социальными противоречиями, рухнуло под ударами завоевателей.

В первой трети XI века сельджукское племенное объединение распалось на несколько самостоятельных группировок. Первая из них под главенством Мусы, Дауда и Мухаммада, осталась в Мавераннахре. Они кочевали от Нуратинских гор до Хорезма. Вторая группировка оказалась в районе Балханских гор, в западном Прикаспии и в Северном Хорасане . Третья группировка попала в области Гургана, Рея и Исфахана, в северо-западном Иране.

В 30-х гг. XI в. сельджуки получили на вассальных условиях от Газневидов земли в Хорасане, но вскоре восстали против них и в 1040 г. одержали над ними победу при Данданакане на территории современного Туркменистана . Между 1040 и 1050 гг. сельджуки во главе с Тогрул-беком (1038-1063), захватили земли Хорезма , почти весь Иран и Курдистан . В 1055 г. был захвачен Багдад и весь Ирак . При Алп-Арслане (1063-1072) была завоёвана Армения (1064) и одержана победа над византийцами при Манцикерте (1071). Между 1071 и 1081 была завоевана Малая Азия и некоторые другие территории. Своего наибольшего политического могущества государство сельджуков достигло при султане Мелик-шахе (1072-1092). При нём были подчинены Грузия и Караханидское государство в Средней Азии .

Должность везира - средневекового «премьер-министра» - была самой высокой в империи Сельджукидов. Везир играл большую роль не только в делах внутреннего управления, но и проведении внешней политики государства. Самым выдающимся сельджукским везиром был Абу Али Хасан ибн Али ат-Туси (1017-1092), носивший почётный титул Низам ал-Мульк («Устроитель державы»). Эту важнейшую государственную должность в течение двадцати лет он занимал и в царствование Маликшаха. Низам ал-Мульк многое сделал для упорядочения и стабилизации бюрократического аппарата империи. К концу его почти тридцатилетней государственной деятельности завершился в основном процесс формирования сложной и разветвленной системы управления огромной империей.

Военно-кочевая знать огузов и других тюркских племён проявляла центробежные стремления, а иранская гражданская бюрократия была заинтересована в существовании сильной центральной султанской власти. При Мелик-шахе продолжался процесс феодального дробления. Были образованы султанаты, в которых правили ветви династии Сельджукидов, лишь номинально зависимые от центральной власти («Великого Сельджука»):

Династия Сельджукидов

Сельджукиды - тюркская династия.

Ветви Сельджуков (или Сельджукидов):

  1. Главная - потомки Мелик-шаха - царствовавшая в центре и на востоке государства, но постепенно уступавшая свою территорию атабекам ; султаны: руководимые своей матерью Туркан-хатуной Махмуд (1092-1094), его брат Баркиярок (1092-1104) и его сын Мелик-шах II (1105), третий брат - Мохаммед I (1105-1118) и его дети Махмуд II (1118-1131), Тогрул II (1131-1134) и Масуд (1134-1152), оттеснённые 4-м сыном Мелик-шаха I - Санджаром Хорасанским (1097, 1119-1157); далее ряд султанов, ставимых волей атабеков: Мелик-шах III (1152-1153), Мохаммед II (1153-1160), Солейман-шах (1160), Арслан ибн-Тогрул (1160-1177), Тогрул III ибн-Арслан (1177-1194), низвергнутый Пехлеванидами ; в Хорасане племянник Санджара, Махмуд ибн-Мохаммед (1157-1162), был свергнут и ослеплён эмиром Моайядом.
  2. Керманская - потомство Алп-Арсланова брата Кавурда (убит, за восстание, в 1074 году) и его сына Туран-шаха I , пользовавшегося значительной зависимостью ещё при Мелик-шахе I. Миролюбивые государи этой ветви доставили Керману покой до 1170 года, но затем здесь начались междоусобия, и в 1198 году Керманом завладели хорезмийцы .
  3. Сирийско-месопотамская - потомки Тутуша Дамасского (убит 1095), верного брата Мелик-шаха, но врага Баркиярова. Междоусобия детей Тутуша - Рыдвана Халебского (ум. в 1114 г.) и Докака Дамасского (ум. в 1128 году) - погубили династию и позволили мелким эмирам приобрести полную самостоятельность.
  4. Малоазийская (иначе Иконийская) - потомки Кутулмыша (двоюродного брата Тогрул-бека) и его сына Сулеймана (1081-1086): Кылыдж-Арслан I (1092-1107); его сын, воевавший с Барбаруссой, Кутбеддин (1190), Гияседдин Кейхосров I (1164-1211), погибший в войне с Феодором Ласкарисом; временно его изгнавший Рукнеддин Сулейман (до 1204 г.); победитель Ласкариса и имп. Алексея Кейкаус (1211-1219); соперник Мелика-Ашрафа и Камиля Кейкобад (1219-1234); подчинившийся монголам Кейхосров II (1237-1244). Его враждующие дети - раболепный перед монголами Иззеддин (до 1262 года) и Рукнеддин (до 1265) - утверждались монголами то одновременно, то попеременно. Сын Рукнеддина Кейхосров III (1265-1284) умерщвлён при ильханиде Аргуне, а сын Иззедина, последний Сельджукид - Масуд II , погиб в нищете около 1309; по другим известиям, он смещён ханом Газаном в 1295 году, а в 1297 году Конийский султанат передан Алаэддину II Кейкобаду III , судьба которого совсем неизвестна.

Галерея

См. также

Примечания

  1. В.Бартольд. Сочинения. Т.V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов (Тюрки. Двенадцать лекций по истории тюркских народов Средней Азии) (неопр.) . М.: Наука (1968). - «Вопрос об отношении представителей власти к тому народу, из которого они вышли, был в государстве потомков Сельджука еще более сложен, чем в государстве Караханидов. …И все-таки они признавали себя не только огузами, или туркменами, но и выходцами из рода кынык (такое произношение указано у Махмуда Кашгарского), одного из 24 (по Махмуду Кашгарскому из 22) огузских родов…».
  2. Абу-л-Гази. Родословная туркмен (неопр.) . - «Имя старшего сына Тенгиз-хана - Игдир, второй [сын] - Бyкдyз, третий - Ава, четвертый - Кынык.». Проверено 5 июня 2018.
  3. С.Атаниязов «Словарь туркменских этнонимов». Огузо-туркменское племя кынык (гынык) (рус.) . г.Ашхабад, издательство «Ылым» (1988 г.). - «ГЫНЫК – средневековое огузско-туркменское племя. В источниках оно считается антропоэтнонимом, т.е. именем сына Денгиз-хана, внука Огуз-хана. Смысл его, по Рашид-ад-Дину, «во всяком месте, где бы ни был, будет почтен» (МИТТ (Материалы по истории Туркменистана и туркмен) – Т.1 – с.50), по Абулгази «славный» (Абулгази, 1906, с.25-26) и «почтенный» (Кононов, «Родословная», с.53), по Салар Баба и Языджы-оглы «где бы он ни был, будет дорог» (Салар Баба, с.53; Мухаммедова, 1973, с.19, Языджы-оглы). В.У.Махпиров объясняет значение этнонима как «усердный», «устремленный», т.е. «сильный», «чрезвычайный» (Махпиров, с.44).». Проверено 7 июня 2018.
  4. Armenia - статья из Британской энциклопедии :

    Оригинальный текст (англ.)

    The Byzantine conquest was short-lived: in 1048 Toghrïl Beg led the first Seljuq raid into Armenia, in 1064 Ani and Kars fell to Toghrïl’s nephew and heir Alp-Arslan, and after the Battle of Manzikert (1071) most of the country was in Turkish hands. In 1072 the Kurdish Shāddādids received Ani as a fief. A few native Armenian rulers survived for a time in the Kiurikian kingdom of Lori, the Siuniqian kingdom of Baghq or Kapan, and the principates of Khachen (Artzakh) and Sasun.

  5. Сельджуки // Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
  6. Hottinger, Arnold, The Arabs , (University of California Press, 1963), 90; «..and for these Turko-persian Seljuks who now ruled the largest Islamic state… »
  7. Grousset, Rene, The Empire of the Steppes , (Rutgers University Press, 1991), 161,164; «..renewed the Seljuk attempt to found a great Turko-Persian empire in eastern Iran..», «It is to be noted that the Seljuks, those Turkomans who became sultans of Persia, did not Turkify Persia-no doubt because they did not wish to do so. On the contrary, it was they who voluntarily became Persians and who, in the manner of the great old Sassanid kings, strove to protect the Iranian populations from the plundering of Ghuzz bands and save Iranian culture from the Turkoman menace.»
  8. Nishapuri, Zahir al-Din Nishapuri (2001), "The History of the Seljuq Turks from the Jami’ al-Tawarikh: An Ilkhanid Adaptation of the Saljuq-nama of Zahir al-Din Nishapuri, " Partial tr. K.A. Luther, ed. C.E. Bosworth, Richmond, UK. K.A. Luther: «… the Turks were illiteratre and uncultivated when they arrived in Khurasan and had to depend on Iranian scribes, poets, jurists and theologians to man the institution of the Empire»(pg 9)
    • Jackson, P. (2002). «Review: The History of the Seljuq Turks: The History of the Seljuq Turks». Journal of Islamic Studies 2002 13(1):75-76; doi:10.1093/jis/13.1.75.Oxford Centre for Islamic Studies.
    • Bosworth, C. E. (2001). «Notes on Some Turkish Names» in Abu "l-Fadl Bayhaqi’s Tarikh-i Mas’udi. Oriens, Vol. 36, 2001 (2001), pp. 299-313.
    • Dani, A. H., Masson, V. M. (Eds), Asimova, M. S. (Eds), Litvinsky, B. A. (Eds), Boaworth, C. E. (Eds). (1999). History of Civilizations of Central Asia. Motilal Banarsidass Publishers (Pvt. Ltd).
    • Hancock, I. (2006). On Romani Origins and Identity . The Romani Archives and Documentation Center. The University of Texas at Austin.
    • Asimov, M. S., Bosworth, C. E. (eds.). (1998). History of Civilizations of Central Asia, Vol. IV: The Age of Achievement: AD 750 to the End of the Fifteenth Century, Part One: The Historical, Social and Economic Setting . Multiple History Series. Paris: UNESCO Publishing.
    • Josef W. Meri, Medieval Islamic Civilization: An Encyclopedia , Routledge, 2005, p. 399
    • Michael Mandelbaum, Central Asia and the World , Council on Foreign Relations (May 1994), p. 79
    • Jonathan Dewald, Europe 1450 to 1789: Encyclopedia of the Early Modern World , Charles Scribner’s Sons, 2004, p. 24: «Turcoman armies coming from the East had driven the Byzantines out of much of Asia Minor and established the Persianized sultanate of the Seljuks.»
    • Ram Rahul. March of Central Asia , Indus Publishing, page 124.
    • C.E. Bosworth, «Turkish expansion towards the west», in UNESCO History of Humanity , Volume IV, 2000.
    • Гусейнов Р. А. Сельджукская военная организация//Палестинский сборник. № 17(80). Л. 1967.
    • Гусейнов Р. А. Из истории отношений Византии с сельджуками//Там же. № 23(86). Л. 1971.
    • Заходер Б. Н. Хорасан и образование государства сельджуков//Вопросы истории. 1945. № 5-6.
    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Государство сельджуков

В 985 г. племя кыныков из огузской конфедерации, под защитой крыльев коршуна – своего родового тотема, покинуло северные земли и разбило лагерь на правом берегу Сырдарьи, на территории, подконтрольной саманидам, или в близком соседстве с ними, а если быть точнее, в Джанде, городе, основанном, по преданию, мусульманами. Предводителем племени был некий Сельджук, отец которого был на службе у хазарского принца. Сведения о его происхождении есть в «Малик-намэ» («Книге царей»), ныне утраченной, но часто упоминаемой историками прежних эпох.

Сельджукское объединение сформировалось из тюркских племен, населявших бассейн среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау. Основное ядро этой группировки составляли огузские племена. Они вели кочевой и полуоседлый образ жизни. В дальнейшем их состав пополнился кыпчакскими и другими тюркскими племенами. Первоначально объединение насчитывало 24 племени: кынык, баюндур, ива, салур, афшар, бектили, баят, имур, язгыр, кара-булак, алка-булак и т. д.

Обосновавшись на новом месте, вождь огузов Сельджук ибн Кынык первым принял ислам. Процесс исламизации у огузов был неравномерным и затяжным. Основная масса нижнесырдарьинских и приаральских огузов фактически оставалась в тэнгрианстве. Более значительное распространение мусульманская вера получила среди огузов среднего течения Сырдарьи и западных окраин Семиречья. Мусульманская религия внедрялась сначала у полуоседлых огузов, да и то преимущественно среди господствующей верхушки.

Первые сельджуки, естественно, были на стороне Саманидов, хотя не гнушались переходить к их противникам, когда это было выгодно, и терпеливо подготавливали свое будущее величие, свое молниеносное появление на Ближнем Востоке, и этого можно было добиться только посредством исламизации, если не искренней, то хотя бы формальной.

Сельджук имел трех сыновей: Исраила, Михаила и Мусу. После его кончины титул главы «ябгу» получил его старший сын Исраил.

Историки отмечают, что Сельджук прожил сто лет, что же касается его преемников, то его сын Михаил умер молодым, Муса оказался нечестолюбивым. Семейство обязано своей славой сыну Исраила – Кутулмушу и двум сыновьям Михаила – Тугрул-беку и Чагрибеку.

К моменту перехода власти в руки преемников, сельджуки разделились на две группировки: первую возглавлял Исраил, вторую – Муса со своими племянниками Тугрул-беком и Чагри-беком.

В разгоревшейся войне газневидов с караханидами сельджуки встали на сторону последних. В 1025 г. Исраил был пленен Махмудом Газневи и отправлен в далекую Индию, в одну из крепостей Мултана, где и погиб. Согласно праву наследования место Исраила должен был занять Михаил, но его к тому времени уже не было в живых, поэтому титул «ябгу» перешел к Мусе.

Газневидское войско, напав на владения караханида Алитегина, разгромило заодно и сельджукские кочевья в окрестностях Бухары и рассеяло их по Мавераннахру и Хорасану. Одна из подвластных Исраилу огузских орд была переправлена Махмудом Газневи через Амударью и поселена на территории нынешнего Туркменистана. Возглавляли ее сельджукские роды, состоящие из 4 тыс. семей. Султан Махмуд обязал их нести военную службу и платить налоги за землю и пастбища.

В 1030 г., в период борьбы преемников Махмуда Газневи за султанскую власть, Масуд Газневи, стремясь увеличить свои силы, «перетянул» к себе часть сельджуков, которые поселились в Балханских горах. В 1031 г. эти отряды были направлены в Нишапур. Заветной целью сельджукских племен было обретение пастбищ и земель для поселения, за это они были готовы нести военную службу и платить налоги. Однако их отношения с султанскими властями и местным оседлым населением приобрели довольно сложный характер. Газневидские правители были не прочь использовать ополчения сельджуков в своих целях, превратив их в пограничные и карательные силы. Вместе с тем султан Масуд опасался вольного духа степняков. Желая превратить сельджукские ополчения в надежное и послушное войско, султан избрал план физического истребления гордых вождей и подчинения степняков предводителям, верным его трону. Жертвой султанского плана стали несколько предводителей сельджуков, а остальные вожди сельджуков рассеялись по областям Рея и Джибаля, а затем ушли в пределы Закавказья. Впервые в истории тюркские племена начали проникать на территорию современного Азербайджана не с севера, а уже с юго-востока, т. е. из Центральной Азии через Иран.

Репрессии султана Масуда против сельджуков настроили сельджукскую верхушку против газневидов. Сельджуки развернули военные действия в Хорасане. Одновременно с ними поднялись сельджуки, жившие в Ургенче и Дехистане. Воодушевленные слухами о действиях сородичей в Хорасане, поднялись сельджуки, жившие в районе Прикаспия. Борьба сельджукских племен с Газневидским государством, происходившая на территориях нынешних Туркменистана, Афганистана, Ирана и сопредельных областей Центральной Азии, носила стихийный характер. Основную массу сельджуков составляли простые кочевники, не имевшие общего военного и гражданского руководства. Их движения переплелись с другими антигазневидскими выступлениями в Центральной Азии и с наступлением тюрков-караханидов. Сельджуки действовали главным образом внезапными нападениями, а также в сочетании с операциями армейских отрядов караханидов.

В декабре 1034 г. в окрестностях Серахса произошло кровопролитное сражение между сельджуками и гвардией султана. Побоище закончилось отступлением сельджуков в юго-западные Кара-Кумы. Султан Масуд сурово расправился с захваченными в плен сельджуками, приказав растоптать их боевыми слонами. Под натиском газневидской армии сельджуки отступили от Абиверда и Нисы в Фераву, из Нишапура – к Балханским горам. Движение сельджуков, развернувшееся на обширной арене, пошло на убыль и стало постепенно затухать.

В начале 1035 г. в сельджукское объединение влились новые отряды огузов, кыпчаков и других племен – выходцев из нынешнего Центрального и Западного Казахстана. Во главе всего этнополитического объединения стали: Муса, Тугрул-бек и Чагри-бек, но затем выдвинулся как более энергичный и дальновидный Тугрул-бек.

В мае 1035 г. 10 тыс. всадников-сельджуков, переправившись через Амударью, двинулись в Мерв и Нису. Газневидский визирь по этому поводу сказал начальнику государственной канцелярии: «До сих пор мы имели дело с пастухами, сколь возрастут неприятности, ибо нам предстоят испытания, теперь пришли завоеватели».

Битва произошла около Нисы. Сельджукское войско нанесло страшное поражение газневидской армии. Поражение под Нисой хорошо оснащенного султанского войска, которое по численности почти вдвое превосходило сельджукскую конницу, произвело ошеломляющее впечатление в Газне. После этого поражения Масуд согласился передать для поселения сельджукам районы Нисы, Феравы и Дехистана. Часть сельджуков, оставив Мавераннахр, с ордой и войском направились в Хорасан. В ноябре 1036 г. сельджукские вожди Хорасана обратились к султану Масуду с тем, чтобы он уступил им города на краю пустыни – Мерв, Серахс и Абиверд, за что обязывались нести военную службу. Свою просьбу они объясняли теснотой из-за притока новых огузов. Султан Масуд пришел в ярость от притязаний сельджукских вождей и объявил им войну.

Весной 1037 г. произошло крупное сражение в Мургабской долине. Газневидские отряды отступили, и сельджуки без боя взяли Мерв. Газневиды не могли примириться с потерей Мервской области: решающее сражение произошло в начале июня 1038 г. у ворот Серахса и завершилось позорным разгромом армии газневидов. После чего сельджуками без боя был занят Нишапур, где на имя Тугрулбека была прочтена хутба в мечетях.

1038 г. считается началом образования государства сельджуков, хотя борьба их с газневидами еще не была завершена.

В мае 1040 г. в битве под Данданаканом султан Масуд вновь был наголову разбит сельджуками. Сам Масуд едва спасся бегством. Сокрушительное поражение султана Масуда под стенами Данданакана ознаменовало рождение нового государства. Прямо на месте сражения был сооружен шатер, в котором установили престол, и Тугрул-Бек сел на трон. Вожди племен принесли присягу на верность Тугрул-беку как верховному правителю и султану Хорасана.

Тугрул-бек назначил своего брата Чагрибека главнокомандующим сельджукским войском. Их дядя Муса оставил за собой свой высокий титул. Дабы не случилось разногласий на почве двоевластия, решили собрать курултай, в результате чего возможность возникновения конфликта была исключена.

Что касается Данданаканской битвы, то победа открыла сельджукам дорогу в Северный Афганистан и Иран.

С тех пор события резко ускорили свой ход. Чагри-бек остался в Хорасане, чтобы управлять страной, не допуская возможного возвращения газневидов и сдерживая караханидов.

Характер ожесточенной войны носила борьба тюрков-сельджуков с тюркамигазневидами за обладание Систаном и другими областями Северо-Западного Афганистана. В 1040 г. Систан был взят. В ответ в 1043 г. армия султана Маудуда вторглась в пределы владения Чагри-бека, в Хорасан, где имела незначительный успех, но в конечном счете сельджукские ополчения оттеснили газневидские войска. В 1043 г. сельджуки взяли Хорезм; в 1059 г. Чагри-бек умер.

Тем временем Тугрул-бек отправился на покорение Ирана. Между 1040 и 1044 гг. он захватил Рей и Хамадан. По пути Тугрул-бек столкнулся с туркменами Арслан Исраила, которые не пожелали признать его превосходство и ушли в Верхнюю Месопотамию, где их сильно потрепали курды и арабы. В 1059 г. он подошел к Исфахану и, за неимением осадных машин, взял его измором. Потом объявил Исфахан своей столицей. Теперь Тугрул-Бек был властителем Ирана, и ему надо было проводить свою политику, и начал он с похода, который можно назвать удивительным для тюрка: на Среднем Востоке, раздираемом распрями, Тугрул-бек показал себя гарантом порядка, но не грабителем. И он установил строгий порядок на земле Дар аль-Ислама, которая имела для него первостепенное значение, грабительские же походы за добычей он совершал на византийские земли. Так, в 1048 г. Тугрулбек послал своего кузена по материнской линии Ибрагима ибн Инала в Малую Азию, а в 1054–1055 гг. сам водил туда войска. Возобновление «священной войны» позволило ему выступить в роли защитника истинной веры. Он решил играть такую же роль и внутри страны, объявив себя защитником халифа и суннитства. На взгляд неинформированного наблюдателя, и халифат, и суннитство переживали агонию, но этот тюрк видел, насколько сильны были в массах традиции мусульманской ортодоксии и авторитет халифата.

И вскоре Тугрул-бек был вознагражден. В 1055 г. его призвал на помощь тот, кто воплощал собой ислам, но уже не был его вождем, даже в Багдаде. Тугрул-бек вошел в Месопотамию, взял столицу империи, изгнал оттуда последнего буида. Благодарный халиф присвоил ему титул султана, который издавна употреблялся арабами, но, видимо, не присваивался официально. Получил он также титул «царя Востока и Запада». Таким образом, султану Тугрулу поручалось следить за порядком во всем исламском мире.

Многолетняя борьба между сельджуками и газневидами закончилась в 1060 г. заключением мирного договора. По условиям этого договора, стороны прекращали территориальные споры, каждая сторона довольствовалась «теми землями», которыми она обладала на момент заключения договора.

Войскам Тугрула еще не раз приходилось спасать халифат. Однако неожиданное событие – церемония, отпразднованная согласно тюркским обычаям, увенчала триумф победителя: Тугрул взял в жены дочь самого полководца всех верующих. Попробуйте представить себе свадьбу какого-нибудь старого царя – негра и юной дочери Капетинга или Габсбурга под грохот тамтама.

Тугрул-беку было 70 лет, смерть его была уже на пороге. Границы Сельджукского государства в это время простирались от Амударьи до Евфрата. Власть перешла к его племяннику Альп Арслану (1063–1073 гг.), который также унаследовал от Чагри-бека ключи от ворот Хорасана. Теперь империя Великих Сельджуков в Иране сформировалась окончательно.

Восхождение на трон Альп Арслана было сопряжено с трудностями, но эти трудности не повлекли за собой тяжелых последствий в будущем. Его главные соперники довольно быстро сошли со сцены, и Альп Арслан остался единовластным хозяином объединенной территории, которая включала родовой надел в Хорасане и обширные ирано-месопотамские владения его дяди.

Это был воин по природе своей, и, к счастью для себя, он доверил административную власть мирному человеку, иранцу Низам аль-Мульку (1018–1092 гг.). Тот оставался у власти и при преемнике, сыне Альп Арслана Малик-шахе. Это было счастливое время для страны, ознаменованное культурным расцветом Сельджукского Ирана в XI в.

Теперь главная задача заключалась в уничтожении Фатимидского халифата Каира, что соответствовало оборонительной политике Аббасидской державы и ортодоксальности – той политике, которую провозгласил Тугрулбек и которую намеревался продолжить новый властелин. Однако обстоятельства не позволили воплотить эту политику в конкретные дела. Следует отметить, что ни один план не был направлен против Византийской империи, если не считать укрепления границ, дабы избежать нападения с тыла во время похода на Египет. Но Малая Азия оставалась беспокойным и «злачным» местом, и султан не раз водил туда свои войска для того, чтобы дать воинам утолить воинственный пыл и собрать средства на оплату их жалованья; иногда там появлялись «сухопутные» корсары, подстрекаемые своим правителем, но чаще они действовали в собственных интересах, рискуя быть обнаруженными, даже когда их тайно поощряли к грабежам; огузские и другие кланы постоянно бесчинствовали в Иране, и с каждым разом их вылазки становились более жестокими, они были главной причиной нестабильности и беспокойства.

Напомним, что в 1048 г. Тугрул-бек направил против христиан своего кузена по матери, Ибрагима. В том же году был взят Эрзерум, что стало ужасной катастрофой для армян. В самом деле, возможно, что это событие было началом нашествия на запад. По крайней мере, в последующие десятилетия туркмены, жившие в Азербайджане и Верхней Месопотамии, с небывалой свирепостью обрушились на Армению и на центральные районы Малой Азии. В 1054 г. они пришли в район Вана, в 1057 г. – в район Малатии, в 1059–1060 гг. появились у Сиваса, в 1062 г. снова окружили Малатию и вошли в Дьярбакир. В 1064 г. пала столица Армении, и на храме, одном из красивейших в городе, Альп Арслан приказал воздвигнуть полумесяц, один из тюркских символов, который много лет спустя стал эмблемой Османской империи, а через нее – всего исламского мира.

С этим пора было кончать. Во всяком случае, так думал базилеус Ромен Диоген, профессиональный военачальник. Едва надев на голову корону, он собрал большую разнородную армию – порядка 200 тыс. человек, – состоявшую из греков и других христиан, а также мощных отрядов тюркских наемников, в частности печенегов и огузов, и пошел на Иран. Альп Арслан, предвидя угрозу своим границам, двинулся навстречу с меньшими, но более подготовленными силами. 19 августа 1071 г. состоялась встреча к востоку от озера Ван, в верхнем течении Евфрата, в местечке Маницкерт. К этому времени греки устали. По пути их деморализовали развалины, которые они видели повсюду. Они упустили маневр тюрков, и их предводитель оказался в руках противника. Ромен Диоген – базилеус, римский цезарь, попал в плен! Впервые в истории мусульманский султан пленил византийского императора.

Победа была абсолютной, не было никаких сомнений в том, что Альп Арслан без боя покорит всю Малую Азию. Но если тюрк победил грека, то он не победил его миф. Рим, который процветал за Византией, как и сам исламский мир, казался вечным, и даже теперь, когда путь был открыт, разгромить его не было никакой возможности. Султан пошел на хитрость: возможно, его действительно интересовал только Египет? Альп Арслан освободил императора без всякого выкупа, вернул ему все, что тот потерял за полвека постоянных поражений.

Воинственной политики придерживался Альп Арслан и по отношению к владениям Караханидов в Мавераннахре. В 1072 г. Альп Арслан из Мерва двинулся во главе мощного войска в сторону Бухары. Однако поход этот не был завершен из-за убийства Альп Арслана плененным комендантом одной из караханидских крепостей сразу же после переправы через Амударью. Войско, не выполнив поставленной задачи, вернулось в Мерв.

Преемник Альп Арслана – его сын – на троне Великих Сельджуков объявил о новой политической программе. Низам аль-Мульк был назначен визирем, а он сам взял себе имя Малик-шах (1072–1092 гг.). Тем самым он дал понять, что будет мусульманским царем и никем другим. Его называли «самой крупной жемчужиной в ожерелье сельджукских владык». Временем высшего политического могущества Сельджукского государства считается двадцать лет правления Малик-шаха.

Выдающиеся успехи его армий объясняются заслугами Малик-шаха как стратега, талантами его блестящих полководцев и стремлением народов к мирной жизни. На севере он аннексировал Мавераннахр и установил протекторат над Караханидами. На юге сурово наказал экстремистское мусульманское царство карматов Бахрейн и отобрал у халифа право охранять священные города ислама Мекку и Медину. В Верхней Месопотамии овладел Дьярбакиром, одной из самых укрепленных крепостей Востока (единственной в Турции, которая по сей день сохранила свои стены из базальта – внушительные и мрачные, несмотря на рельефы, украшающие их). Затем он вступил в Сирию, имея в виду дальний египетский горизонт.

В Сирии бесчинствовала шайка огузов во главе с неким Атсизом («Человек без имени», или «Человек без коня»), который взял Рамлу, Иерусалим (1071 г., затем 1077 г.) и Дамаск (1076 г.), после чего получил такой сильный удар от Фатимидов, что был вынужден обратиться за помощью к султану. Тот сразу послал в Сирию своего брата Тутуша, который восстановил ситуацию и вошел в Дамаск, где поспешил убрать Атсиза (1079 г.), а затем откликнулся на призыв жителей Алеппо, которым угрожало нашествие Сулаймана ибн Кутулмуша. Он взял город и назначил губернатором Ак-Шунгкура, отца будущего Зенги, основателя династии, носившей его имя; именно этому человеку Алеппо обязан многим (в частности, своей оригинальной архитектурой). Наконец, в 1086 г. он вступил в Антиохию, где напоил своего коня водой Средиземного моря и поблагодарил Аллаха за все, чего он добился с его помощью.

Политическое влияние Сельджукского государства к концу XI в. достигло Египта, где правили Фатимиды, враждовавшие с сельджуками и халифами Багдада.

Сразу после апогея наступил упадок. Для Великих Сельджуков он начался в 1092 г., когда умер Малик-шах. Слабость этих восточных монархий заключалась в отсутствии четких правил наследования трона. Четверо сыновей монарха, Махмуд, Баркьярук, Мухаммед и Санджар были вовлечены в борьбу за власть, что послужило раздроблению государства.

Сразу после смерти Малик-шаха его жена Таркан-хатун захватила всю полноту власти. Получив поддержку со стороны эмиров, она назначила своего четырехлетнего сына Махмуда верховным сельджукским правителем. Таркан-хатун двинулась в Исфахан, где находился второй сын покойного султана от другой жены – двенадцатилетний Баркьярук. Таркан-хатун вступила в столицу империи, а Баркьярук, в сопровождении оставшихся ему верными эмиров и гулямов, бежал в Рей. Вокруг него сгруппировались небогатые, но стремившиеся к власти люди. Баркьярук при активном участии рейской знати был провозглашен верховным султаном.

В истории Сельджукского государства впервые появились два верховных правителя: Махмуд – в Исфахане и Баркьярук – в Рее. Двоевластие продолжалось недолго. В 1094 г. произошла решающая битва между армией Баркьярука и войсками Таркан-хатун. Баркьярук одержал победу и начал осаду Исфахана, где укрылись его противники. Вскоре умерла Таркан-хатун, а затем скончался от оспы ее малолетний сын Махмуд. Баркьярук получил инвеституру на верховную власть от багдадского халифа. Двенадцатилетнее правление Баркьярука было заполнено междоусобицами, ожесточенной борьбой за власть.

Баркьярук, еще в период борьбы с Махмудом, отдал во владения своему сводному брату Мухаммеду область в Азербайджане Гянджу. Укрепив власть в Азербайджане, осенью 1099 г., подстрекаемый своими визирями, Мухаммед двинулся против Баркьярука. Вскоре ему удалось захватить Рей. Мухаммед воссел на трон, а аббасидский халиф не замедлил огласить хутбу с его именем в Багдаде.

Жестокие военные столкновения между сводными братьями случились дважды, с переменным успехом. В результате чего в 1104 г. оба претендента на верховную султанскую власть заключили мирное соглашение, по которому оба брата именовались султанами, но верховным правителем объявлялся Баркьярук; Мухаммед помимо Азербайджана получил северо-западные провинции Ирана, области по Евфрату, Мосул и Сирию.

В процессе междоусобицы прекратились завоевательные походы, в связи с чем уменьшился приток богатств. Тюрки по-прежнему хранили верность племенным отношениям, шиитство доходило до крайности, исмаилиты Аламута ввели в систему политические убийства, которые совершались людьми, опьяненными гашишем – «гашишинами», – скоро это слово стало синонимом слова «убийца». Эти личности создавали государство в государстве, что ослабляло мощь сельджуков.

Между тем в 1092 г. в Северном Хорасане начал активно действовать сын Альп Арслана, Арслан Аргун, который при жизни отца был назначен эмиром Хорезма. Арслан Аргун воспользовался междоусобной борьбой своих племянников и других родичей и приступил к захвату Хорасана. В качестве предлога он выдвинул наследственное право на эту провинцию, которая некогда принадлежала его деду Чагри-беку. Он легко овладел в 1095 г. Мервом, Серахсом, Балхом, Термезом.

В 1096 г. султан Баркьярук снарядил своего сводного брата Санджара в поход на Хорасан против Арслана Аргуна. Арслан Аргун погиб, и Санджар почти без боя овладел Хорасаном, а затем был назначен его правителем.

В 1096 г. начался первый крестовый поход на Ближний Восток (см. «Тюрки и Крестовые походы»). Кровопролитные завоевания крестоносцев вызвали тревогу и озабоченность в государстве Сельджуков. Баркьярук решил готовить поход на Сирию и Палестину. Но междоусобица не дала возможности сельджукскому султану объединить в поход всех сельджукских эмиров и перейти к решительным действиям против крестоносцев. В 1105 г. Баркьярук умер. Несмотря на временную реставрацию центральной власти при Мухаммеде I (1105–1108 гг.), после смерти последнего брата Санджара власть себя дискредитировала.

Впрочем, все это не поколебало тюркское могущество. Напротив, в течение всего ХII в. и в начале ХIII в. положение тюрков еще больше укрепилось. Тот факт, что аббасидский халиф Ан-Назар (1188–1225 гг.) стал независимым властителем Багдада, а в Сирии, затем в Египте воцарилась династия Айюбидов, основанная знаменитым курдом Саладином (см. «Султан ислама»), в сущности, не имел серьезных последствий для тюркизма.

В царствование Санджара (1118–1157 гг.), последнего из Великих Сельджуков, достойного носить этот титул (он останется в силе до 1194 г., года смерти Тугрула III), дальневосточные народы, которые долгое время не вмешивались в дела Западной и Центральной Азии, снова вмешались в них косвенным образом.

Кидани, которые разгромили Кыргызское государство Орхона, покорили Северный Китай в 936 г., а в 1125 г. были вытеснены оттуда, забыли о своей китаизации, кстати сказать чисто поверхностной, вернулись к кочевому образу жизни и прошли через всю Центральную Азию под предводительством вождя с китайским именем Елюй Даши (около 1130–1142 гг.). По пути они покорили Турфан и Кучу, затем вышли к границам Караханидов. В то время те воевали с карлуками Или и кангли – тюркоязычным племенем, жившим на северном берегу Арала. Караханиды допустили ошибку, увидев в пришельцах своих возможных союзников. Елюй Даши вошел в Баласагун, сверг местного Караханида и занял его место. После чего взялся за остальных принцев царствующего семейства, захватил Кашар, Хотан, победил правителя Самарканда (1137 г.) и объявил себя гурханом, т. е. ханом конфедерации племен.

Санджар, сюзерен Мавераннахра, не мог сидеть сложа руки: он вмешался и был разбит. Так родилась новая степная империя, но империя буддийская, частично китаизированная, с тех пор носившая имя Kapaкитайская.

Поражение Великого Сельджука – Санджара – имело широкий резонанс, потому что казалось современникам поражением Ирана и всего ислама, триумфом Китая – иными словами, реваншем за битву при Таласе.

И действительно, антимусульманские репрессии, сравнимые с испанской Реконкистой, обрушились на эти, совсем недавно исламизированные земли. (На этом важном этапе в мировой истории мы остановимся подробнее в «Истоках „Желтого крестового похода“»). Именно тогда в среде левантийских христиан родилась, а затем распространилась вплоть до Западной Европы вера в таинственного Отца Жана, который должен был появиться в самом сердце Азии, чтобы сбросить ислам, и который несколько позже персонифицировался в образе Онг-хана христиан-кераитов в Монголии.

Последний великий султан сельджуков Санджар был побежден сначала каракитаями в 1141 г., затем балхскими огузами – в 1153 г., которые снова наводнили Иран, против него поднялись и другие племена, жившие в Бактрии.

Напуганные огузской смутой, правящие круги Центральной Азии и Ирана стали объединяться в военный блок. Его душой стал хорезмшах Атсыз, тезка завоевателя Иерусалима, тюркский вождь из устья Оксуса, плодородного и процветающего региона, давно исламизированного. Атсыз ваял себе старый титул шаха Хорезма и с неохотой подчинился сельджукскому диктату. Он вместе со своим сыном Иль Арсланом пошел на Хорасан, но безуспешно. В 1156 г. внутренние раздоры предводителей огузских племен помогли Санджару бежать из плена. Находясь в Шахристане, хорезмшах Атсыз узнал о бегстве Санджара из огузского плена и направил ему поздравительное послание.

Освободившись из плена, Санджар послал во все стороны гонцов с призывом присоединиться к нему. В Термезе, где укрепился султан, намечался план грандиозного наступления на огузов силами хорезмшаха, правителей Гура, Систана, Табристана. Одновременно через Атсыза велись переговоры с огузскими вождями. Однако этому плану не суждено было претвориться в жизнь. В конце июля 1156 г. внезапно скончался Атсыз, оставив престол Иль Арслану. В Термезе собрались военачальники. Вместо того, чтобы осуществить план, разработанный Санджаром, они переругались, а потом перебили друг друга. Санджар поселился в своем пригородном замке Андаробе, располагавшемся под Мервом. Шансов на восстановление фактически распавшегося султаната уже не оставалось. Казна была пуста, войско не повиновалось одряхлевшему повелителю. От потрясений Санджар заболел и умер 29 апреля 1157 г. в Хорасане. Началась феодальная междоусобица. Почти тридцатилетняя борьба вождей огузов, хорезмшахов, гуридов Афганистана и других фeoдальных владетелей за обладание Хорасаном закончилась победой хорезмшаха Текеша.

К 1193 г. преемник Атсыза завладел Хорасаном, что дало ему возможность осадить царскую ставку сельджука Тугрула III, законного принца, которого считали узурпатором. Он разгромил его войска около Рая, в пригороде нынешнего Тегерана, и убил его. Сын Текеша, Ала ад дин-Мухаммед (1197–1220 гг.), выдающийся принц, сполна воспользовался плодами своих предшественников. Он начал войну против последнего караханидского принца, который все еще номинально правил. Это было начало заката империи каракитаев: она, вероятно, была слишком чуждой, чтобы продержаться долгое время. Кроме того, вдали уже появился монгольский призрак. В 1211 г. последнего монарха сбросил с престола его зять, найман Кючлюк, тюрок из Монголии, самый непримиримый враг Чингисхана.

Свои блистательные победы Мухаммед одержал в Восточном Иране. Там, в горах Гур, обитало дикое и гордое иранское племя, в котором исламской была только верхушка, но оно сформировало небольшое сильное государство, известное нам по названию их родины – государство Гуридов.

Конфликт между иранцами и тюрками, Гуридами и шахом Хорезма был неизбежен. Он разразился по поводу обладания Гератом в 1204 г. В 1215 г. Ала эд дин-Мухаммед захватил Газни и почти весь Афганистан. Благодаря этому в 1217 г. он осуществил победный поход в районы Ирана, где его с восторгом приняли независимые атабеки. В то время его империя, кроме Хорасана, включала в себя Мавераннахр, Афганистан и почти весь Иран. Он готовился идти на Багдад, но, чтобы выжить, ему приходилось оставаться под защитой неприступных гор. А к востоку от него собиралась самая свирепая в истории буря. И она смела его. И имя ей – Чингисхан.

Итак, обозначим основные факторы раскола Сельджукского государства:

– сельджукская правящая династия, после объединения тюркских народов и создания Сельджукского государства, стала опираться на иранскую чиновную и арабскую духовную знать. Сельджукские султаны перестали соблюдать тюркские традиции, огузских вождей больше не вызывали на курултай для решения важных государственных дел, предпочитая правление по персидскому образцу, где шах был единоличным правителем. Все это, в свою очередь, развивало сепаратистские тенденции среди огузских вождей и отделяло султанов от основной массы своих тюркских сородичей;

– объединение всех народов и племен вокруг ислама и на основе этого создание мусульманской империи во главе с халифом не выдержало испытания временем. Халифат распался. Нужна была новая идея. У сельджукских правителей ее не было, и в продолжение прежней идеи о всеобщей мусульманской державе они усилили старую борьбу за чистоту ислама (суннитского направления);

– у огузов, принявших ислам в Сельджукском государстве, тюркские традиции уходили в забвение, национальные чувства притуплялись, заменялись религиозными. Новые поколения теряли свои исторические и национальные корни древней культуры, традиции предков;

– начиная войну с исмаилитским тайным орденом, сельджукские правители не доводили ее до победного конца, а это не только отражалось на престиже государства, но и ослабляло его, так гак исмаилиты запугивали и расправлялись с лучшими сельджукскими воинами. Имам исмаилитов – «горный старец» направлял своих убийц на самых талантливых и энергичных эмиров. Места убитых занимали менее способные, а то и вовсе бездарные. Исмаилиты в этой войне не победили, тем не менее такой целенаправленный геноцид за 50 лет подорвал генофонд и этническую систему Сельджукского государства.

Из книги Повседневная жизнь папского двора времен Борджиа и Медичи. 1420-1520 автора Эрс Жак

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Роль сельджуков в истории тюрков В X в. персидская география – Худуд эль-Алам свидетельствует, что страна киргиз-казахов на севере оз. Балхаш, т.е. степи Сары-су, Тургая и Эмбы, была населена тюркскими народностями, огузами или гузами, о которых византийские летописцы

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Государство Шан-Инь Древнейшим периодом китайской истории, который в настоящее время можно изучать на основании документов и археологических данных, является период существования государства Шан-Инь. По традиционной китайской хронологии, эта эпоха обычно относится к

Из книги Гитлер автора Штайнер Марлис

Государство Государство для Гитлера – как и партия, как и экономика – всегда было лишь средством для увековечивания «расы» и создания новой империи германской нации.Из осторожности он избегал четких высказываний на эту тему, изложив их только в своем завещании. Так, в 1920

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

14.3. Средневековые наваррцы - это «античные» спартанцы Средневековое Афинское государство каталанцев - это «античное» Афинское государство 78а. ВОЕННОЕ ГОСУДАРСТВО НАВАРРЦЕВ В XIV ВЕКЕ Н.Э. Наваррцы известны в истории средневековой Греции как воинственная «банда

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

10.2. ДЕРЖАВА СЕЛЬДЖУКОВ Завоевавшие Ближний Восток тюрки были мусульманами-суннитами и как правоверные мусульмане испытывали почтение к багдадским халифам. Вождь тюрок Тогрул-бек из рода Сельджука женился на внучке халифа и принял из его рук титул султана. Сельджуки

Из книги Распад Тюркского каганата. VI–VIII вв. автора Ахматнуров Сабит Садыкович

Глава IV Государство тюрок-сельджуков К концу Х века влияние кимаков на тогуз-огузские племена начинает ослабевать. Их вожди ведут борьбу за независимость, в том числе выступают против своего вождя, формально подчинявшегося кимакскому кагану. Глава одного из огузских

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 2 автора Светозаръ

автора

Конец власти сельджуков Следствием политики Низам-аль-Мулька стала децентрализация, которая наступила после его смерти, когда империя Сельджуков с ее показным имиджем великой централизованной бюрократии распалась. Империю отчасти скрепляли ожидания образованного

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Государства после распада империи Сельджуков Сельджукская империя никогда не представляла собой абсолютизм с сильным единым центром. Она рано достигла критической точки, когда государственные ресурсы находились в такой зависимости от частных интересов эмиров, что при

Из книги Русское влияние в Евразии. Геополитическая история от становления государства до времен Путина автора Леклерк Арно

Государство Carr? Jean-Michel: Poutine: le parrain de toutes les Russies, Fondation Saint Simon, Paris, 2008Favarel-Garrigues Gilles, Rousselet Cathy: La soci?t? russe en qu?te d’ordre avec Vladimir Poutine?, Autrement, Paris, 2004Kalika Arnaud: L’Empire ali?n?. Le syst?me du pouvoir russe, CNRS Editions, Paris, 2008Ladous R?gis: De l’?tat russe ? l’?tat sovi?tique 1825–1941, SEDES, Paris, 1990Mendras Marie: Comment fonctionne la Russie? Le politique, le bureaucrate et

Из книги Исторический очерк о буддизме и исламе в Афганистане автора Берзин Александр

История заселения Малой Азии тюрками восходит к завоевательным походам турок-сельджуков. Сельджуки были одной из ветвей тюрок-огузов, проживавших до X века в степях Центральной Азии. Ряд ученых считает, что огузы сформировались в степях Приаралья в результате смешения тюркютов (племена Тюркского каганата) с сарматскими и угорскими народами.

В Х веке часть огузских племен переместилась на юго-восток от Приаралья и стала вассалами местных династий Саманидов и Караханидов. Но постепенно тюрки-огузы, воспользовавшись ослаблением местных государств, создали собственные государственные образования — государство Газневидов в Афганистане и государство Сельджукидов в Туркмении. Последнее и стало эпицентром дальнейшей экспансии тюрок-огузов, называемых также сельджуками, на запад — в Иран, Ирак и далее в Малую Азию.

Великая миграция тюрок-сельджуков на запад началась в XI веке. Именно тогда сельджуки во главе с Тогрул-беком двинулись на Иран. В 1055 г. они захватили Багдад. При преемнике Тогрул-бека Алп-Арслане были завоеваны земли современной Армении, а затем нанесено поражение войскам Византии в битве при Манцикерте. В период с 1071 по 1081 гг. была завоевана практически вся Малая Азия. Огузские племена расселились на Ближнем Востоке, дав начало не только собственно туркам, но и многим современным тюркским народам Ирака, Сирии и Ирана. Первоначально тюркские племена продолжали заниматься привычным для них кочевым скотоводством, однако постепенно происходило их смешение с проживавшими в Малой Азии автохтонными народами.


Ко времени вторжения тюрок-сельджуков население Малой Азии было невероятно пестрым в этническом и конфессиональном отношении. Здесь проживали многочисленные народы, на протяжении тысячелетий формировавшие политический и культурный облик региона.

Среди них особое место занимали греки — народ, игравший ключевую роль в средиземноморской истории. Колонизация Малой Азии греками началась еще в IX в. до н. э., а в эпоху эллинизма греки и эллинизированные аборигенные народы составляли большую часть населения всех прибрежных районов Малой Азии, а также ее западных территорий. К ХI веку, когда в Малую Азию вторглись сельджуки, греки населяли не менее половины территории современной Турции. Наиболее многочисленное греческое население было сосредоточено на западе Малой Азии — побережье Эгейского моря, на севере — на побережье Черного моря, на юге — на побережье Средиземного моря вплоть до Киликии. Кроме того, внушительное греческое население проживало и в центральных районах Малой Азии. Греки исповедовали восточное христианство и являлись главной опорой Византийской империи.

Пожалуй, вторым по значимости после греков народом Малой Азии до завоевания региона тюрками были армяне. Армянское население преобладало в восточных и южных районах Малой Азии — на территории Западной Армении, Малой Армении и Киликии, от берегов Средиземного моря до юго-западного Кавказа и от границ с Ираном до Каппадокии. В политической истории Византийской империи армяне также играли огромную роль, было много знатных фамилий армянского происхождения. С 867 до 1056 года в Византии правила Македонская династия, имевшая армянское происхождение и также называемая некоторыми историками Армянской династией.

Третьей многочисленной группой народов Малой Азии к Х-XI вв. были ираноязычные племена, населявшие центральные и восточные районы. Это были предки современных курдов и родственных им народов. Значительная часть курдских племен также вела полукочевой и кочевой образ жизни в горных районах на границе современных Турции и Ирана.

Кроме греков, армян и курдов, в Малой Азии проживали также грузинские народы — на северо-востоке, ассирийцы — на юго-востоке, многочисленное еврейское население — в крупных городах Византийской империи, балканские народы — в западных районах Малой Азии.

Вторгшиеся в Малую Азию турки-сельджуки первоначально сохраняли свойственное кочевым народам племенное деление. На запад сельджуки продвигались в привычном порядке. Племена, входившие в правый фланг (бузук), занимали более северные территории, а племена левого фланга (учук) — более южные территории Малой Азии. Стоит отметить, что вместе с сельджуками в Малую Азию пришли и присоединившиеся к тюркам земледельцы, которые также осели на малоазийских землях, создав свои поселения и постепенно тюркизировавшись в окружении сельджукских племен. Переселенцы занимали преимущественно равнинные территории в Центральной Анатолии и лишь затем продвинулись на запад — к Эгейскому побережью. Поскольку большинство тюрок занимали степные земли, горные районы Анатолии в большей степени сохранили автохтонное армянское, курдское и ассирийское население.


Формирование единой турецкой народности на основе многочисленных тюркских племен и ассимилируемого тюрками автохтонного населения происходило достаточно долго. Оно не было завершено даже после окончательной ликвидации Византии и создания Османской империи. Даже внутри тюркского населения империи сохранялось несколько групп, весьма отличавшихся по образу жизни. Во-первых, это были собственно кочевые тюркские племена, которые не спешили отказываться от привычных форм хозяйствования и продолжали заниматься кочевым и полукочевым скотоводством, осваивая равнины Анатолии и даже Балканского полуострова. Во-вторых, это было оседлое тюркское население, включавшее в том числе и земледельцев Ирана и Средней Азии, пришедших вместе с сельджуками. В-третьих, это было ассимилированное автохтонное население, включая греков, армян, ассирийцев, албанцев, грузин, принимавших ислам и тюркский язык и постепенно смешивавшихся с тюрками. Наконец, четвертая группа пополнялась постоянно за счет выходцев из самых разных народов Азии, Европы и Африки, также переселявшихся в Османскую империю и тюркизировавшихся.

По некоторым данным, от 30% до 50% населения современной Турции, считающегося этническими турками, на самом деле составляют исламизированные и тюркизированные представители автохтонных народов. Причем цифру в 30% озвучивают даже националистически настроенные турецкие историки, тогда как российские и европейские исследователи считают, что процент автохтонов в составе населения современной Турции гораздо выше.

На протяжении всего своего существования Османская империя перемалывала и растворяла самые разные народы. Некоторым из них удалось сохранить этническую идентичность, однако большинство ассимилированных представителей многочисленных этносов империи окончательно смешались между собой и превратились в фундамент современной турецкой нации. Помимо греческого, армянского, ассирийского, курдского населения Анатолии, весьма многочисленными группами, принимавшими участие в этногенезе современных турок, были славянские и кавказские народы, а также албанцы. Когда Османская империя распространила свою власть на Балканский полуостров, под ее контролем оказались обширные земли, населенные славянскими народами, в большинстве своем исповедовавшими православие. Некоторая часть балканских славян — болгар, сербов, македонцев — предпочла принять ислам, чтобы улучшить свое социальное и экономическое положение. Сформировались целые группы исламизированных славян, такие как боснийские мусульмане в Боснии и Герцеговине или помаки в Болгарии. Однако многие славяне, принявшие ислам, просто растворялись в турецкой нации. Очень часто тюркская знать брала в жены и наложницы славянских девушек, которые потом рожали турок. Славяне составляли значительную часть янычарского войска. Кроме того, многие славяне в индивидуальном порядке принимали ислам и переходили на службу Османской империи.


Что касается кавказских народов, то они также с самого начала очень тесно контактировали с Османской империей. Наиболее развитыми связями с Османской империей обладали адыго-черкесские народы, проживавшие на Черноморском побережье. Черкесы издавна шли на военную службу к османским султанам. Когда Российская империя покорила Крымское ханство, в Османскую империю начали переселяться многочисленные группы крымских татар и черкесов, не желавших принимать российское подданство. В Малой Азии расселилось большое количество крымских татар, которые смешались с местным тюркским населением. Процесс ассимиляции был быстрым и безболезненным, учитывая очень большую языковую и культурную близость крымских татар и турок.

Присутствие кавказских народов в Анатолии существенно увеличилось после Кавказской войны, когда многие тысячи представителей адыго-черкесских, нахско-дагестанских и тюркских народов Северного Кавказа переселились в Османскую империю, не желая проживать в российском подданстве. Так в Турции сформировались многочисленные черкесские, абхазские, чеченские, дагестанские общины, которые влились в состав турецкой нации. Некоторые группы мухаджиров, как назывались переселенцы с Северного Кавказа, сохранили этническую идентичность вплоть до настоящего времени, другие практически полностью растворились в тюркской среде, особенно если и сами изначально говорили на тюркских языках (кумыки, карачаевцы и балкарцы, ногайцы, татары).
В полном составе в Османскую империю были переселены воинственные убыхи — одно из адыгских племен. За полтора столетия, прошедшие со времени Кавказской войны, убыхи полностью растворились в турецкой среде, а убыхский язык прекратил свое существование после смерти последнего носителя — Тевфика Эсенча, который скончался в 1992 году в возрасте 88 лет. Многие выдающиеся государственные и военные деятели как Османской империи, так и современной Турции имели кавказское происхождение. Например, убыхом по национальности был маршал Берзег Мехмет Зеки-паша, кабардинцем — один из военных министров Османской империи Абук Ахмедпаша.

На протяжении XIX — начала ХХ вв. османские султаны постепенно переселяли в Малую Азию многочисленные группы мусульманского и тюркского населения с окраин империи, особенно из регионов, где преобладало христианское население. Например, уже во второй половине XIX века началось централизованное переселение греков-мусульман с Крита и некоторых других островов в Ливан и Сирию — султан беспокоился о безопасности мусульман, проживавших в окружении христиан-греков. Если в Сирии и Ливане такие группы сохраняли собственную идентичность в силу больших культурных отличий от местного населения, то в самой Турции они стремительно растворялись в среде тюркского населения, также вливаясь в состав единой турецкой нации.

После провозглашения независимости Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, а особенно — после Первой мировой войны и распада Османской империи, — началось вытеснение тюркского и мусульманского населения из стран Балканского полуострова. Были проведены т.н. обмены населением, главным критерием которых была религиозная принадлежность. Христиане выселялись из Малой Азии на Балканы, а мусульмане — из балканских христианских государств в Малую Азию. В Турцию были вынуждены переселиться не только очень многочисленные балканские турки, но и исповедовавшие ислам группы славянского и греческого населения. Наиболее масштабным был Греко-турецкий обмен населением 1921 года, в результате которого в Турцию переселились греки-мусульмане с Кипра, Крита, Эпира, Македонии и других островов и регионов. Аналогичным образом происходило и переселение турок и исламизированных болгар — помаков из Болгарии в Турцию. Общины греческих и болгарских мусульман в Турции ассимилировались довольно быстро, чему способствовала большая культурная близость между помаками, греками-мусульманами и турками, наличие многовековой общей истории и культурных связей.

Практически одновременно с обменами населением в Турцию стали прибывать и многочисленные группы новой волны мухаджиров — на этот раз с территории бывшей Российской империи. Установление советской власти было очень неоднозначно воспринято мусульманским населением Кавказа, Крыма и Средней Азии. В Турцию предпочли переселиться многие крымские татары, представители кавказских народов, народов Средней Азии. Появились и иммигранты из Китая — этнические уйгуры, казахи, киргизы. Эти группы также частью влились в состав турецкой нации, частью — сохранили собственную этническую идентичность, которая, однако, все больше «размывается» в условиях проживания в среде этнических турок.

Современное турецкое законодательство считает турками всех, кто рожден от отца — турка или матери — турчанки, распространяя понятие «турок», таким образом, и на потомство от смешанных браков.

Сельджуки

ветвь тюрок-огузов (См. Огузы) (туркмен; первоначально жили на Сырдарье), названная так по имени их предводителя Сельджука (10 - начало 11 вв.), а также одно из названий созданной ими мусульманской династии Сельджукидов (См. Сельджукиды). В 30-х гг. 11 в. С. получили на вассальных условиях от государства Газневидов (См. Газневиды) земли в Хорасане, а затем восстали против Газневидов и одержали над ними победу при Данденакане (1040). С. во главе с Тогрулбеком (1038-63), принявшим титул султана, между 1040 и 1050 захватили Хорезм, почти весь Иран, в 50-х гг. 11 в. Азербайджан, Курдистан и Ирак (в 1055 заняли Багдад). При Алп-Арслан е (1063-72) была завоёвана Армения (1064), одержана победа над византийцами при Манцикерт е (1071). Между 1071 и 1081 С. завоевали Малую Азию и некоторые другие территории. При султане Мелик-Шах е (1072-92) государство С. достигло наибольшего политического могущества, подчинив себе также Грузию и государство Караханидов (См. Караханиды) в Средней Азии. Феодализировавшаяся военно-кочевая знать огузов и других тюркских племён, завладев на правах Акт а (военного лена) обширными землями, проявляла центробежные стремления. Иранская гражданская бюрократия, на которую стали опираться султаны, была заинтересована в существовании сильной центральной султанской власти. Выразителем интересов этой группы класса феодалов был Низам аль-Мульк . Однако в государстве С. продолжался процесс феодальной раздробленности: при Мелик-шахе образовались султанаты, в которых правили ветви династии Сельджукидов, лишь номинально зависимые от центральной власти («Великого Сельджука»): Керманский султанат (1041-1187), Румский (в Малой Азии, 1077-1307; см. Конийский султанат), Сирийский (1094-1117). После первого крестового похода (1996-99) С. потеряли Палестину, а затем Сирию, прибрежные области Малой Азии, Грузию. После смерти Мелик-шаха феодальные междоусобия осложнились движением исмаилитов (См. Исмаилиты). В 1118 государство С. было разделено между сыновьями Мелик-шаха: Санджару достались восточные области со столицей в Мерве, Махмуду - западный Иран и Ирак (т. н. Иракский сельджукский султанат, 1118-94). Санд-жар (1118-57) вёл борьбу с крупными окраинными феодалами, добивавшимися самостоятельности. Потерпев поражение от каракитаев (См. Каракитаев государство), Санджар утратил верховную власть над Средней Азией (1141); в 1153 после поражения, нанесённого ему т. н. балхскими огузами, огузы разграбили Мерв, Нишапур, Туе и другие города Хорасана. Со смертью Санджара (1157) прекратилась власть «Великих Сельджукидов» в Хорасане. После тридцатилетних феодальных междоусобий Хорасаном, Керманом и западным Ираном овладели Хорезмшах и. У С. сохранился лишь Кенийский султанат.

Лит.: Бартольд В. В., Место Прикаспийских областей в истории мусульманского мира, [Баку, 1925]; Гусейнов Р. А., Сельджукская военная организация, в кн.: Палестинский сборник, №17(80), Л., 1967; его же, Из истории отношений Византии с сельджуками, там же, № 23(86), 1971; Заходер Б. Н., Хорасан и образование государства сельджуков, «Вопросы истории», 1945, № 5-6; История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в., Л., 1958, гл. 4; Материалы по истории туркмен и Туркмении, т. 1, ч. 3, М. - Л., 1939; Sanaullah М. F., The decline of the Saldjuqid Empire, Calcutta, 1938.

И. П. Петрушевский.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Сельджуки" в других словарях:

    Ветвь племён тюрок огузов, названных по имени их предводителя Сельджука (10 начало 11 вв.), а также одно из названий созданной им в 11 в. династии Сельджукидов. В 40 х начале 80 х гг. 11 в. завоевали часть Средней Азии, большую часть Персии,… … Исторический словарь

    - (от соб. им. Санджук). Турецкое племя из Бухарии, основавшее, в XI и XII вв., несколько династий в передней Азии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СЕЛЬДЖУКИ Турецкое племя, названное так по имени… … Словарь иностранных слов русского языка

    Ветвь племен тюрок огузов, названа по имени их предводителя Сельджука (10 нач. 11 вв.), а также одно из названий созданной им в 11 в. династии Сельджукидов. В 40 нач. 80 х гг. 11 в. завоевали часть Ср. Азии, большую часть Ирана, Азербайджана,… … Большой Энциклопедический словарь

    СЕЛЬДЖУКИ, сельджуков, ед. сельджук, сульджука, муж. Древняя тюркская народность, смешавшаяся впоследствии с турками османами. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Сельджуки - (Seljuks), тюрк, династия. Первые ее представители выдвинулись из тур. кочевников как организаторы войска, к рое служило Тазневидам, а потом повернуло против них. К 1055 г. армия С. во главе с Тогрул Бегом вошла в Багдад и покорила вост. земли… … Всемирная история

    СЕЛЬДЖУКИ́ДЫ - (Сельджуки), султаны тюркской (огузской) династии и её ветвей, правившие в ряде стран Бл. и Ср. Востока в 11 – нач. 14 вв. Важнейшие представители: Тогрул бек (основатель династии), Алп Арслан, Мелик шах … Биографический словарь

    Султанат Сельджуков (1100 год) … Википедия

    Ов; мн. Древние туркменские кочевые племена, создавшие в середине 11 в. в результате завоеваний обширное государство на территории Малой Азии, Персии, Ирака; представители таких племён. Турки сельджуки. ◁ Сельджук, а; м. Сельджучка, и; мн. род.… … Энциклопедический словарь

    Ветвь кочевых племен тюрок огузов, давших начало нескольким тюркским династиям в Азии. Племена получили название по имени одного из первых своих предводителей Сельджука. Внук Сельджука, Торгул бек, стал основателем первой династии после того, как … Энциклопедия Кольера

    сельджуки - ов; мн. см. тж. сельджук, сельджучка, сельджукский Древние туркменские кочевые племена, создавшие в середине 11 в. в результате завоеваний обширное государство на территории Малой Азии, Персии, Ирака; представители таких племён. Турки сельджуки … Словарь многих выражений

    Сельджуки - Образец архитектуры эпохи сельджуков. Турция. СЕЛЬДЖУКИ, ветвь племен тюрок–огузов, обитавших в Центральной и Средней Азии, названных по имени их предводителя Сельджука, а также одно из названий династии Сельджукидов (11 начало 14 вв.).… … Иллюстрированный энциклопедический словарь