Карская крепость. Потерянные города Западной Армении: Карс – город призрак, город - миф. Церковь Святых апостолов

Когда стоишь во дворе Карсской крепости, прямо у стены, под тобой – весь город как на ладони: храм Двенадцати Апостолов, река Карс, мост Вардана, названный так в честь городского сумасшедшего, гулявшего по улицам в 19 веке, развалины армянского квартала, знаменитые серные бани. Крепость, увидевши раз, забыть невозможно. И все время, гуляя по ней, думалось – как можно было оставлять ее туркам. Карсская крепость считалась одной из неприступных на Кавказе и взять ее турецкая армия практически не была способна.

История 1

Крепость Карс существует с 1597 г., она построена султаном Мурадом III, о чем сохранилась над крепостными воротами надпись. С давних времен Карс считался ключом к обладанию Малой Азией (на что указывает и его первоначальное название Карс-калак, т. е. "город дверей"), a его крепость - неприступной твердыней.

Карс, армянский город, с 928 по 961 годы - столица Армянского царства Багратидов, с 961 по 1064 годы - столица армянского Карсского царства. Карс был центром исторического Вананда, а с 1878 по 1917 это была российская Карская область с генерал-губернатором. Ныне он главный город турецкого вилайета (провинции) Карс. С распространением в Закавказье русского владычества Карсская крепость подверглась в течение XIX в. четырем штурмам русских войск в русско-турецких войнах этого столетия и три раза переходила в руки русских. В сентябре 1855 г. крепость Карс была занята русскими войсками, 18 марта 1856 г. возвращена Турции. 18 ноября 1877 года крепость вновь взята и по Сан-Стефанскому договору от 19 февраля 1878 года отошла к России. Отнесена к 1 классу, а с 1888 г. - к 3-му. По Брест-Литовскому мирному договору 3 марта 1918 г. Карсская крепость была передана Турции.

По Карсскому договору 1921 года Карсская область и Сурмалинский уезд вошли в состав Турции. Под давлением Советской России правительство Советской Армении было вынуждено подписать Карсский договор 1921 года и тем самым признать нынешние границы Турецкой республики. Но все же с 1918 по 1920 гг. Карсская область была в составе Первой Республики Армения. В 1945 году были предъявлены территориальные претензии СССР к Турции, согласно которым территория бывшей Карской области должна была быть разделена между Грузинской и Армянской ССР. Однако, исходя из изменившихся геополитических реалий и начала «холодной войны», в 1953 году Советский Союз отказался от этих претензий.

Карс для армян олицетворяет одну из черных страниц новой истории: именно здесь был подписан договор между кемалистской Турцией и большевистской Россией. Договор, который лишил армян родины и оставил им только 29 тысяч кв. км.

Есть мнение, что если договор войдет в повестку Национального Собрания Армении и если парламент ратифицирует этот договор, то это будет означать, что Армения отказывается от территориальных претензий к Турции. Сама идея, по сути, абсурдна, но всякое бывает. Напомним просто, что согласно договору, Армения потеряла около 24-х тысяч кв. км территории, Нахичеван стал автономной республикой под покровительством Азербайджана. Кроме того, этот договор предполагает отказ Армении от Севрского договора. В договоре армяно-турецкая граница проходит через Ахурян-Арпачай. Это именно та граница, которая сегодня разделяет Армению и Турцию. В Турции, надо сказать, опасаются, что когда-нибудь они столкнуться с проблемой отсутствия международной ратификации Карского договора. Когда Турция признала независимость Армении, для нормализации отношений она выдвинула три предусловия, в числе которых находится требование признание Арменией Карсского договора.

История 2

Карсская епархия Эчмиадзинского Католикосата Армянской Апостольской церкви была упразднена в 1915 году. Епархия находилась под юрисдикцией Св. Эчмиадзина. Центром был город Карс, собор Св.Апостолов. По данным на 1911 год количество верующих Армянской Апостольской церкви - 65.000 человек, общин - 91, а также верующих Армянской Католической церкви - 1.000. Епархия имела 93 церкви. Развалины церквей сопровождают путешественников по всей дороге из Карса вглубь Западной Армении. Сколько лет подряд профессор Кристина Маранчи, Артур Дадрян и профессор армянского искусства и архитектуры в университете Тафта Ара Озтемел выступают с призывом спасти армянский храм Мрен , который находится в нынешней провинции Карс. Кафедральный собор Мрен, датируемый 7 веком находится на грани исчезновения. Он был построен в 638 году н.э. и является олицетворением «золотого века» армянской архитектуры. «Храм долго не продержится. Фотографии 1990 года и нынешние показывают степень разрушения. Если сейчас не принять меры, будет уже поздно», - пишет профессор Маранчи, добавив, что храм находится у армяно-турецкой границы и поэтому туда очень трудно попасть. «Храм Мрен простоял тысячелетие, на его стенах написана история и его потеря станет трагической для человечества», - подчеркнула она.

А сколько таких храмов, безвозвратно утерянных за прошедшие 100 лет. В 1912-1913 годах по поручению Министерства внутренних дел Османской империи Константинопольский патриархат ААЦ должен был составить список действующих армянских храмов на территории империи.

Согласно статистике, собранной архиепископом Магакией Орманяном, количество армянских храмов, действующих на территории Западной Армении (не считая историческую Киликию, Константинополь и другие регионы) к этому времени составляло 2200. Из этого числа 2150 храмов были уничтожены, разграблены и повреждены в годы Геноцида армян.

Доктор Раймонд Геворгян в своей работе «Les Arméniens dans l’Empire Ottoman à la veille du génocide», вышедшей в свет в 1992 году в Париже, основываясь на неопубликованных данных из архивов Константинопольского патриархата ААЦ, приводит 2528 церквей, 451 монастырь и около 2000 школ. На сегодняшний день, вне Стамбула у армян есть всего лишь 6 действующих церквей и ни одного монастыря.

Согласно данным ЮНЕСКО, из 913 храмов, которые уцелели после геноцида 1915 года, к 1974 году 464 были полностью уничтожены, 252 находились в руинах, а 197 подлежали незамедлительному восстановлению под угрозой уничтожения. Сегодня Турция является членом ЮНЕСКО, но имеется огромное количество доказательств и фактов того, что правительство Турции по сей день уничтожает армянское культурное наследие на своей территории. За примерами далеко ходить не надо – почти полностью срыта крепость Баязет, то есть Дароинк, вотчина Аршакуни.

В 6-ом пункте решения Европейского совета от 18 июня 1987 года относительно Геноцида армян в Турции, говорится: «Турецкое правительство должно показать справедливое отношение к самобытности, языку, религии, культуре и историческим памятникам армянского народа; Совет Европы требует, чтобы сохранившиеся исторические и архитектурные памятники, расположенные в Турции, были восстановлены».

Однако после 1928-го года начался процесс изменения армянской топонимики населенных пунктов, рек, озер, гор и других объектов на этой территории, который происходил несколько раз. Например, поселение Мокс в провинции Васпуракан было переименовано в Мюкюс, затем в Бахчисарай и в итоге в Хусейние, Бердах стал Динлендже, Андзай - Гёрушлу, Севан - Ортаджа, Арен - Гёлдузлу. Аджн превратился Саимбейли в честь организатора армянских погромов в самом Аджне в 1920 году. Остров Ахтамар был переименован в Акдамар, город Ани - в Аны (что по случайному стечению обстоятельств по-турецки означает «память»), гора Арарат в гору Агры, а сохранившиеся памятники были представлены без ссылки на их армянское происхождение.

История 3

В прекрасной книге Александра Тонконоженко «Карсъ: проклятая память» описывается первое время, после взятия русскими войсками крепости. В своей проповеди армянский архиерей сказал: «…Россия показала миру, что она осталась верна своему христианскому предназначению. Россия пришла на помощь своим братьям во Христе. Под покровом русского воинства пресечено массовое истребление армян многострадальной Западной Армении. Трижды Господь ниспосылал армянам испытание Карсом. Трижды наш народ с ликованием встречал своих освободителей и открыто помогал им, чем мог. И вот, наконец, мы дождались окончательного и бесповоротного освобождения Карса…» Увы, началась революция в России, и Карс стал разменной монетой в борьбе за мировую революцию.

Сегодняшний день

…В полдень в Карсе начинается перекличка мечетей – правоверных зовут на молитву. Какофония стоит страшная и от нее хочется закрыть уши и бежать, куда глаза глядят. То же самое повторяется вечером, а если азан звучит в месяц поста Рамазан – это вообще невыносимо. По злой насмешке судьбы Карс, Эрзерум, Игдыр – опора исламских фанатиков, среди которых очень много азербайджанцев. Турецкое правительство специально поселяет на приграничных с Арменией территориях азербайджанцев – они охраняют границу лучше любого пограничника. На курдов надежд не очень много, тем более сейчас, когда каждый день происходят столкновения между турецкой армией и жандармами и курдскими боевиками. Добавим ко всему этому и стремление курдов создать собственное государство.

Сам город очень красив. И даже уродливый минарет, пристроенный к закрытой церкви Двенадцати Апостолов, не портит общего впечатления. Армян, приехавших посмотреть на город своих предков, водят к развалившемуся дому, в котором, по рассказам, родился и жил Егише Чаренц. Однако все это не что иное, как просто очередной миф – за два раза приезда в Карс, мне показывали две совершенно разные развалюхи, утверждая, что именно здесь и родился великий Чаренц. Курды, таким образом, зарабатывают деньги на армянах. Несколько лет тому назад даже был пущен слух, что турецкое правительство продает дом Чаренца за пять тысяч долларов и армянские СМИ на полном серьезе стали писать, что, мол, минкульт не может найти 5000, чтобы выкупить дом, которого на самом деле нет. Но вот в школе, где он учился, директор с гордостью (?) показал табличку, на которой было написано, что до 1915 года здесь учились не только турки, но и армяне и католики. Но только до начала Первой мировой войны. И еще он сказал, что знает, кто такой Чаренц и что до 1915 года в Карсе было много армян. Школа носит имя Исмета Иненю, второго президента Турции. А в бывших армянских домах, почти развалившихся, ютятся самые бедные жители города, в основном курды. Кстати, курды составляют 70% населения Карса. Кстати, курды очень не любят фотографироваться, и один из них даже погнался за нами с палкой, увидев нацеленные объективы. Слава Богу, все обошлось.

Карс – это город-призрак, город – миф, кажется и не существующий уже, но пытающийся жить так, словно ничего не было: ни войн, ни резни армян, ни отступления российской армии, оставившей армян один на один с турецкими войсками, которые просто не смогли удержать одну из самых укрепленных крепостей на Кавказе. На крепости портрет Ататюрка с его словами: «Родина благодарит тебя».

Однако вернемся в армянскую часть города, к собору Двенадцати Апостолов, в котором один из моих предков был священником. Собор разделил участь всех армянских храмов на территории Османской империи и затем Турецкой республики. Сначала храм превратили в мечеть, потом он опять стал армянской церковью. Сейчас собор заперт, но территория вокруг довольно ухожена и говорят, что может, он также будет открываться раз в год для армянской литургии. Сейчас на соборе табличка: «Музей». Какой музей, что здесь было – ни слова. Прежний мэр города Наиф Алибейоглу был сторонником сохранения старого Карса, особенно его армянской части. Он также был инициатором воздвижения снесенного «Памятника гуманизму». По правде памятник был действительно несуразный, но довольно величественный – он возвышался над крепостью, словно напоминая о том, что истина заключается в мире, а не в войне… Алибейоглу был членом главной оппозиционной партии Турции – Народно-республиканской (CHP). Нынешний, Невзат Бозкуш, принадлежит к правящей партии Справедливости и развития (АКР) и делает все для того, чтобы уничтожить все следы армянского поселения в Карсе.

Памятник уже года три как демонтирован. Инициатором сноса памятника был премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который в ходе своего визита в Карс в январе 2011 года назвал памятник «уродливым и чудовищным». Автором памятника является известный турецкий скульптор Мехмет Аксой.

Демонтаж «Памятника гуманизму» в Карсе символизирует нынешнюю ситуацию в армяно-турецких отношениях, а также попытку политизировать даже памятник, посвященный армяно-турецким отношениям. До скандального заявления премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о демонтаже памятника, о нем мало кто знал. Демонтаж памятника направлен на привлечение голосов националистически настроенных избирателей, а также, чтобы заручиться поддержкой многочисленной азербайджанской диаспоры в Карсе.

По словам известного армянского скульптора Левона Токмаджяна, демонтаж памятника объясняется не его эстетическими недостатками, а политикой Турции в отношении армян. “Будь это даже памятник работы Микеланджело, он должен был быть снесен, так как этого требует турецкая политика”,- подчеркнул он.

Армянская диаспора тогда писала, что Эрдоган допустил бестактность, потребовав разрушить громадный памятник, символизирующий «армяно-турецкую дружбу». Незавершенный памятник высотой более 30 метров и весом 1500 тонн заказал бывший мэр Карса, надеясь на то, что примирение с Арменией и открытие границ будут способствовать развитию слабой экономики города. Памятник представляет собой скульптуру человека, поделенного на две половины, которые протягивают друг другу руки в знак дружбы. Назвав памятник «странным» и «безобразным», премьер-министр призвал нового мэра до его следующего визита разрушить памятник стоимостью 1,5 млн. долларов. К слову сказать, памятник действительно был удручающим, непонятным и помню первое впечатление от него: «Боже, что это такое?!»

И вновь Карс

А еще здесь очень холодно. Находящийся на высоте 1700 метров над уровнем моря, Карс является одним из самых холодных городов Армянского нагорья, здесь даже летними ночами прохладно, если не сказать холодно. Гуляя по улицам города, вспоминаешь «Снег» Памука и так и кажется, что сейчас повалит снег и начнется фантасмагория со спектаклем, перевоплощениями, убийствами. Есть в Карсе нечто мистическое и, наверное, именно эта мистика и подтолкнула Памука к написанию романа.

Карс для Турции – ворота на Южный Кавказ, перекресток торговых путей и в свое время был одним из значимых городов Восточной Армении. Но ныне Карс представляет собой задворки страны, правда, очень важные задворки. Неподалеку проходит нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, рядом граница с Грузией и Арменией. Есть некоторая безысходность в городе – он какой-то неживой, словно пытается протянуть еще некоторое время, чтобы окончательно умереть.

А еще Карс очень похож на Гюмри. До сих пор в городе сохранились дома из черного базальта, такие, какие строили в Армении в начале ХХ века. На некоторых домах – фамилии владельцев на армянском и даты. Почти все они обрываются на 1921 годе. Как ни странно, эти барельефы не сбиты, хотя попорчены.

И все же у города есть некое очарование, правда трагическое, в нем незримо присутствует армянский дух, который остался, несмотря на все беды, случившиеся с городом. И памятник президенту Азербайджана Гейдару Алиеву смотрится как нечто чужеродное, непонятное и потому неприемлемое. Местным курдам, с кем довелось поговорить, не нравится памятник и вообще азербайджанцы, населяющие город. Живет в Карсе 77 тысяч человек. Есть среди них и армяне, граждане Армении, которые работают в различных лавках, возят товар из Турции в Армению. И, увы, прямо в центре Карса находится гостиница «Карабах», которую так любят показывать приезжающим армянам.

На протяжении веков Карс принадлежал Византии, Турции, Грузии, России и Армении. До недавнего времени исторический район Карса был бедной животноводческой областью, застойным городом без канализации и инфраструктуры. Global Heritage Fund сейчас работает с муниципалитетом Карса, турецким правительством в Восточной Анатолии для сохранения исторических памятников, восстановления городского хозяйства для развития общества и нормального туризма.

История последняя

В военной истории России известно, что русская армия в XIX в. брала сильнейшую на восточных рубежах Османской империи крепость Карс четыре раза – в 1807-м, 1828-м, 1855-м и 1877-м годах. В Крымской войне 1853–1856 гг. Карсская крепость по итогам мирных переговоров на Парижском конгрессе была обменена на морскую крепость Севастополь. Такова была цена Карса. После каждого такого поражения Стамбул трижды принимал решение о модернизации фортификационных сооружений Карской крепости. Поэтому в 1877 г. кавказские войска России, подступившие в четвертый раз к турецкой твердыне, увидели реконструированную крепость, оборонительные сооружения которой составляли мощные форты и цитадель, усиленную самой природой – горными высотами с крутыми обрывами, бурлящими реками в скалистых берегах, высокогорными перевалами и дорогами, больше напоминающими караванные тропы.

Противники имели в армейских рядах достаточное число войск, обладавших боевым опытом ведения действий в горах. Они могли опереться на местное население в районе Карса – мусульманское (курдские племена) и христианское (армян). Прелюдией к падению крепости стало сражение при горе Аладжа на Карском нагорье. Здесь в сентябре-октябре 1877 г. произошли столкновения крупных сил русских и турецких войск. Мухтар-Ахмед-паша имел здесь 38 тыс. человек, русские войска – 56 тыс. человек. Турки оборонялись в горной, хорошо укрепленной местности, которая, казалось бы, надежно прикрывала подступы к крепости Карс.

Первый раз кавказские войска штурмовали Аладжинские укрепления 20-23 сентября (2–5 октября). Попытка эта закончилась неудачей с потерей убитыми, ранеными и пропавшими без вести свыше 3 тыс. человек. Атаковавшим пришлось отойти на исходные позиции. Султанский полководец в преддверии холодов приказал войскам отойти к Карской крепости. Когда русскому командованию донесли, что турки оставляют занимаемые полевые позиции, то было решено проверить полноту такой информации. Разведка подтвердила, что отход неприятеля к Карсу несомненен. 27 сентября (9 октября) кавказские войска вновь пошли вперед. Только теперь фронтальный натиск сочетался с глубоким фланговым охватом. В обход Аладжинской позиции был отправлен отряд под командованием генерала И.Д. Лазарева, ставшего одним из героев взятия Карской крепости.

Анатолийская армия, обращенная в бегство, потерпела в Аладжинском сражении полное поражение. Она потеряла почти половину своего боевого состава: 5-6 тыс. убитыми и ранеными, 8,5 тыс. – пленными, 3-4 тыс. – дезертирами. Повторный удар русской стороне обошелся боевыми потерями всего в 1,5 тыс. человек. После этого сражения вопрос о штурме самого Карса был практически решен. Приказ главнокомандующего кавказскими войсками не заставил себя ждать. Руководил операцией генерал И.Д. Лазарев. Основная боевая нагрузка пала на 40-ю пехотную дивизию в составе четырех полков: 157-го Имеретинского, 158-го Кутаисского, 159-го Гурийского и 160-го Абхазского. Дивизией командовал генерал П.Н. Шатилов, имевший богатый опыт ведения войны в горах.

Память

Когда мне было уже лет 10-12, папа – царствие ему небесное – начал рассказывать о своей родине, которую он даже и не видел – о Карсе. Это были рассказы его отца, моего деда, которого не видела я. Рассказывал папа с болью, для него Карс, Ардаган, Эрзерум были не просто городами, оказавшимися по ту сторону границы, а родными местами, которые он так и не увидел, и говорил, что и мне, наверное, тоже не суждено их увидеть. Но тут он, к счастью или к несчастью – не знаю, оказался не прав.

«Я теперь понимаю своего отца, который все время вспоминал свою деревню под Ваном. Вспоминал и плакал. Помню, садился на берег Аракса и просил: умереть мне здесь, перебросьте меня на тот берег», - из рассказов, услышанных во время поездок в Западную Армению…

Карс – ключ ко всей Армении. И трудно удержаться и не привести еще одну цитату из книги Александра Тонконоженко: «Хорошо понимая значение Карса для сохранения армянской государственности и народа, за месяц до падения Карса туда прибыл епископ Гарегин Овсепян. Пред ним предстала удручающая картина подавленного духом армянского народа, готового смириться и просить милостыню у врага…».

И еще. Никогда не следует забывать, что именно дашнакское правительство подписало с турками позорный Александропольский договор, который и стал прообразом Московского договора от 16 марта 1921 года и Карсского договора от 13 октября 1921 года, по которым Карс и Карсская область становились турецкими.

Карине Тер-Саакян

Первые упоминания о городе Карс появляются в армянских и византийских летописях начиная с IX века. С 928 по 961 год город был столицей Армянского царства Багратидов, с 963 по 1065 год - армянского Карсского царства. Карс играл важную роль в жизни средневековой Армении, был крупным центром ремесел и торговли, через который проходили торговые пути.

Из рук в руки

На протяжении веков Карс принадлежал Византии, Турции, Грузии, России и Армении. В 1064 году Карсское царство было присоединено к Византии, позднее завоевано сельджуками (ветвь огузов из племени кынык, принадлежащая к западным тюркам. – Ред.). В период сельджукского завоевания города большую часть населения составляли армяне. В 1206 году Карс вместе с частью Северной Армении был освобожден закарянами (армянский княжеский род, ишханы Восточной Армении) и в составе их владений вошел в пределы Грузинского царства.

В XVI веке Карс захватила Турция, превратившая его в опорный пункт для распространения своего влияния в Закавказье.

Во время русско-турецких войн XIX века крепость Карс стала одним из главных объектов борьбы на Кавказском театре военных действий. В 1828 году город был взят штурмом русскими войсками, однако по Адрианопольскому договору 1829 года возвращен Турции.

Новая битва за Карс разгорелась в 1855 году. Турецкий городской гарнизон под командованием Измаил-паши после пятимесячной осады города русскими войсками капитулировал. Однако при подписании мирного договора город снова был возвращен Турции.

В ноябре 1877 года Карс в результате стремительного штурма был вновь взят русскими войсками и по Сан-Стефанскому мирному договору 1878 года отошел к России. В 1878–1917 годах Карс являлся центром Карсской области Российской империи. Окрестности города активно заселяли молокане, русские переселенцы.

В начале ХIХ века в Карсе насчитывалось 850 домов, из них 600 принадлежало армянским семьям (71%). По переписи Российской империи конца ХIХ века (1897 года) население города составляло 20.805 человек. Из них 10.305 (почти 50%) – армяне, около 27% – русские, 5% – поляки, 3,5% – греки и другие и только 3,7% – турки.

По Брест-Литовскому мирному договору 3 марта 1918 года Карс вместе с округами Батум и Ардаган отошел к Турции, большая часть населения города была убита или вынуждена покинуть родные места.

После поражения в Первой мировой войне турки оставили Карс, и в город вступили английские войска. Карс был передан Республике Армения, и значительное число армянских семей возвратилось в родной город. В 1920 году Карс был вновь занят турецкими войсками и по Карсскому договору 1921 года вошел в состав Турции.

Под давлением Советской России правительство Армении было вынуждено подписать договор, лишивший ее своих исторических земель. Таким образом, Карс стал разменной монетой в борьбе за мировую революцию.

В 1945 году СССР были предъявлены к Турции территориальные претензии, согласно которым территория бывшей Карсской области должна была быть разделена между Грузинской и Армянской ССР. Однако, исходя из изменившихся геополитических реалий и начала «холодной войны», в 1953 году Советский Союз отказался от них.

Окончательно статус города был закреплен 30 мая 1953 года, когда СССР официально заявил об отказе от территориальных претензий к Турции, в том числе и на город Карс.

Находящийся на высоте 1700 метров над уровнем моря, Карс является одним из самых холодных городов Армянского нагорья, здесь даже летними ночами прохладно, если не сказать холодно.

Сегодня 70% населения Карса составляют курды. Железной дорогой Карс связан со Стамбулом, Анкарой, Сивасом, Эрзерумом, Кайсери. Строится железная дорога в Грузию, составляющая часть железнодорожной магистрали Баку – Тбилиси – Карс.

В Карсе много исторических памятников, оставшихся от разных периодов его существования. Прежде всего, цитадель Карса, считавшаяся одной из самых неприступных на Кавказе. Крепость Карс существует с 1597 года, о чем свидетельствует сохранившаяся над крепостными воротами надпись.

Другой памятник культуры – армянская церковь Святых Апостолов, возведенная в 932 году царем Абасом из династии Багратидов. Собор разделил участь всех армянских храмов на территории Османской империи и затем Турецкой Республики – был превращен в мечеть. Позднее церковь вновь отошла к Армянской Церкви. Сегодня храм заперт.

Карс – родина классика армянской литературы Егише Чаренца.

Другие достопримечательности Карса – мечеть Фетхие, мост Таш-Кепрю, названный в честь городского юродивого мост Вардана, развалины армянского квартала, знаменитые серные бани. Особняки и казармы, построенные в русский период истории города, хорошо сохранились.

В Историческом музее Карса собрано большое количество артефактов. В его окрестностях находится множество церквей, монастырей, старинных кладбищ. До сих пор здесь сохранились дома из черного базальта – такие, какие строили в Армении в начале ХХ века. На некоторых из них – фамилии владельцев на армянском языке и даты. Почти все они обрываются на 1921 годе.

Прежний мэр города Наиф Алибейоглу, член оппозиционной Народно-республиканской партии, выступал за сохранение старого Карса, прежде всего, его армянской части. Он также был инициатором установки снесенного позднее по инициативе премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана «Памятника гуманизму» – скульптуры человека, разделенного на две половины, которые протягивают в знак дружбы друг другу руки. Монумент возвышался над крепостью как напоминание о том, что истина – в мире, а не в войне.

Нынешний мэр принадлежит к правящей Партии справедливости и развития и делает все для того, чтобы уничтожить любые следы армянского присутствия в Карсе. Между тем в 6-м пункте решения Европейского совета от 18 июня 1987 года относительно геноцида армян в Турции говорится: «Турецкое правительство должно показать справедливое отношение к самобытности, языку, религии, культуре и историческим памятникам армянского народа; Совет Европы требует, чтобы сохранившиеся исторические и архитектурные памятники, расположенные в Турции, были восстановлены».

Отдел культуры «НК»

Карс
Карс - город и административная единица (вилайет) на северо-востоке Турции. Население составляет 78,5 тыс. человек (2000).
Имеется железнодорожная станция и аэродром.
Центр молочного животноводства и овцеводства.
В Карсе расположен Кавказский Университет (Kafkas Üniversiteti) - крупное высшее учебное заведение.

История
В X - XI веках - центр армянского Карсского царства.

В конце XI века захвачен Византией, а позднее - сельджуками.

В конце XII века вместе с частью Северной Армении вошёл в состав Грузинского царства.

В XVI веке захвачен Турцией, превратившей его в опорный пункт для распространения своего влияния на Закавказье.

Во время русско-турецких войн XIX века крепость Карс стала одним из главных объектов борьбы на Кавказском театре военных действий.

В 1807 русские войска безуспешно штурмовали Карс.

В 1828 город был взят штурмом.

В 1855 турецкий гарнизон отбил атаки русских войск, но после пятимесячной осады капитулировал из-за голода.

В ноябре 1877 Карс был взят русскими войсками в результате стремительного штурма и по Сан-Стефанскому мирному договору 1878 отошёл к России.

По Брестскому договору 1918 года отошёл Турции вместе с округами Батум и Ардаган.

В мае 1918 после выхода России из Первой мировой войны был оккупирован турецкими войсками, а после поражения Турции в войне занят войсками Первой Армянской Республики.

По Карсскому договору 1921 вошёл в состав Турции.

Крепость Карс

Падение Города-крепости

Стояла осень, октябрь месяц, земля была мокрая, скользкая, хлябь одна, дороги развезло.
Вдруг пришло известие, что войско Черного Бекира напало на Армению. И я увидел, как со стороны Сарыкамыша они двинулись к Городу-крепости. Это была все таже знакомая мне коварная орда, с которой дрались армяне-фидаи под стенами монастыря Аракелоц, на Сулухском мосту, в Сардарапатском поле и на берегах Тхмута.
И снова шли они на Армению, но вел их на этот раз не Скопец Бинбаши и не Али-паша, а Черный Бекир. Вместо фески на них были башлыки, и у всех в руках - мосинские винтовки.
В Городе-крепости есть тринадцать крепостей, самая большая из них стоит в центре города. Триста пушек укреплено на этих крепостях и около двухсот пулеметов.
Командующим всеми этими крепостями был полковник Мелик-Осипов, один из тех пяти офицеров, которых я увидел в давние те времена в мастерской шорника, в бытность мою в этом городе.
Когда орда приблизилась к Городу-крепости и увидела, что его невозможно взять приступом, Черный Бекир остановил свое черное войско, и все воины по его приказу сменили черное одеяние.
...Я запомнил его в мастерской шорника Аршака спорящим с игдирцем Суреном-пашой. Это был тот самый молодой офицер александрополец, одетый во френч. Патриот-полковник обнажил саблю и приказал полку следовать за ним.
- Армянские воины, - сказал он, - Черный Бекир решил обманом занять Город-крепость, наш Карс. Не дадим этого сделать! За мной, мои орлы!
Но войско не двинулось с места. И тогда полковник приказал во второй раз. Только несколько солдат с саблями наголо встали у него за спиной. И когда храбрый полковник увидел, в каком он оказался положении, обернулся и сказал: "Армяне, вместо того чтобы турки пришли и плюнула мне в лицо за то, что я без боя сдал такой город, плюньте лучше сейчас на мой труп", - и он выстрелил себе в висок на глазах у всего войска.
И не было Андраника, который пришел бы на выручку в роковую минуту.
И я увидел, как вошло в город войско Черного Бекира под своим развевающимся на ветру зеленым знаменем.
И прославленный армянский город Карс, этот Город-крепость, никогда ни перед кем не склонявший головы, без единого выстрела сдался на милость врага, самого коварного из всех врагов.
И целых три дня в городе шел погром.
Не щадили ни мирное население, ни пленных солдат. Всех загнали в казематы или же в их собственные дома и самым жестоким образом предали огню. А кого помиловали, тех погнали в глубь страны на каторжные работы.
И пал бесподобный армянский город Карс. Тринадцать крепостей было в этом городе и шесть мостов. И один из мостов назывался "Полководец Вардан", а другой - Чугунный, и прошла черная орда Черного Бекира по этим крепостям и по этим мостам, прошла по прибрежной улице Лорис-Меликова, столкнув бронзовый памятник русскому солдату-победителю перед цитаделью, - все смела на пути и, перекрыв все ходы-выходы из города, двинулась на старый Гюмри.
Седьмого ноября войско Черного Бекира вошло в Александрополь, как теперь назывался этот город.[...]
Наше сопротивление было отчаянным, и все же мы потерпели поражение, не выдержав западных ветров и южнoгo самума. Наше дело было правое, но нас было мало, а они были коварны и их была тьма.
Разбойничьи банды Черного Бекира заняли Александрополь и Ширакскую равнину. По горам Кохба прошли в Сурмалу. Заняли Ани и подняли свой полумесяц над старинной анийской цитаделью.
По нашей стране прошел смерч... И была страшная резня и погром в Восточной Армении.
Не стреляла больше пушка в Городе-крепости, не сверяли по ней жители города свои часы. Время в Армении остановилось. Люди были растеряны и не то что про часы - про собственные головы забыли.[...]
Пришлось убраться черным полчищам. Перед тем как уйти, они взорвали Александропольский форт. Взорвали и ушли.
Но их полумесяц остался над цитаделью Ани.
О, горе мне, видевшему эти дни!




Как вы видите, крепость Карс практически неприступна. Соотношение сил было 10000 оборонявшихся на 10000 солдат у Карабекира. Если бы оборонявшиеся оборонялись, соотношение потерь в лучшем (для наступаюших) случае было бы, как всегда в таких случаях, 1:3. Говоря проще, турецкая армия, если и не была бы перемолота под стенами крепости, то уж по крайней мере вряд ли была способна развить наступление до Александрополя. Даже в случае, если б ей удалось захватить крепость.
Однако армяне сдали крепость. Наверное, они исходили из того, что большевик большевику глаз не выклюет.
Интересно, считал ли себя большевиком коргенерал Казим Карабекир?

Карс представлял собой город-крепость, являвшуюся основной базой турецких войск и имел огромное оперативно-стратегическое значение. Расположенный на южном склоне крутой горы, самую возвышенную часть которой венчала древняя цитадель, Карс был обнесен земляными укреплениями, и на таком значительном расстоянии, что между городскими стенами и этими укреплениями турецкие войска могли расположиться лагерем. Турецкая крепость была укреплена английскими инженерами, которые возвели на горах Карадага сильный форт, названный Араб-табия, а также ряд неприступных редутов вооруженных артиллерией крупного калибра. Гарнизон крепости насчитывал 30 тысяч солдат при почти 140 орудиях. Возглавлял его Вассиф-паша. Но на самом деле руководили обороной англичане – генерал Вильямс, полковник Лэйк, майоры артиллерии Олфорт и Томпсон, капитан Тисдал.

Назначенный в мае 1855 г. новым кавказским наместником Николай Муравьев поставил целью предстоящей кампании овладение Карсом и в июле начал его осаду. Особенно отличились, выполняя эту задачу, казаки знаменитого героя Кавказской войны генерала Якова Бакланова. Они не давали покоя туркам ни днем, ни ночью, постоянно находясь настороже.

Однако Крымская война уже заканчивалась не в пользу Россию – вскоре стало известно, что пал Севастополь, положение нашей Кавказской армии осложнилось высадкой в Батуме 20-тысячного корпуса Омер-паши, переброшенного из Крыма. Несмотря на это, 17 сентября Муравьев приказал штурмовать город.

Весь расчет на успех строился лишь на внезапности, стремительности натиска и силе русского штыкового удара. Именно на это надеялся Муравьев, рассчитывая победой поднять упавший после оставления Севастополя боевой настрой Русских войск, "порадовать успехом Царя и Россию". После молитвы Муравьев объявил приказ: "Ребята! Вы идете на славное дело, на дело, о котором будет говорить вся Россия: вы идете брать Карс. Я надеюсь, вы будете драться как храбрые солдаты".

Хотя первый штурм успеха не принес, блокада турецкой крепости не прекратилась – Карс обложили еще жестче. Вырваться из крепости у турок не было никакой возможности, вскоре в Карсе начала свирепствовать цинга. В первых числах ноября из Карса в качестве парламентера в русский лагерь отправился адъютант генерала Вильямса: последний в собственноручной записке просил о личной встрече с Муравьевым. Согласие было дано, и беседа состоялась. В результате 16 ноября 1855 г. крепость капитулировала. Ее осада длилась 108 дней. Из 30-тысячного гарнизона к моменту сдачи уцелела половина (за время осады 8500 турок было убито и умерло, 2000 взято в плен, до 3000 бежало). В качестве трофеев Русским войскам достались 12 знамен, 50 значков и 136 орудий. Николай Муравьев получил титул графа Карского и орден Св. Георгия 2 степени.

Взятие Карса к началу мирных переговоров стало для российской дипломатии настоящим подарком, позволившим добиться более или менее приемлемых условий мира.

В 1879 году цитадель была переименована в форт «Великий князь Михаил».

Encyclopaedia of Islam. - E. J. BRILL, 1997. - Vol. IV. - P. 669-670.

Under the ruler Abas (reigned 929-51 (De adm. imp., ii, 179))-and not, as in ibid., i, ch. xliv, under Ashot, who died in 890- Kars became the seat of the Bagratid dynasty. From 962 it served as the capital of the Armenian kingdom of Vanand, which was erected by the ruler of Ani, Ashot III, for his younger brother Mushegh, and his successors (cf. El1, ANI).

  • Константин Багрянородный . Об управлении империей . Гл.44. О стране Апахунис и о крепостях Манцикиерт, Перкри, Хдиат, Халиат, Арцес, Тиви, Херт, Саломас и Цермацу

    [Знай], что архонт архонтов сидел в Великой Армении, в крепости Карс, и владел как тремя вышеназванными крепостями, Перкри, Халиатом и Арцесом, так и Тиви, Хертом и Саламасом.

    (цит. по изданию: Константин Багрянородный. Об управлении империей. М. Наука. 1991 (пер. под. ред. Г. Г. Литаврина, А. П. Новосельцева)
  • Ашот - статья из Большой советской энциклопедии .
  • Cyril Toumanoff . Т. IV: The Byzantine Empire, part I, chapter XIV . - P. 593-637.

    The Empire did not long enjoy its spoils. Beginning in 1045/6 Armenian was subjected to repeated Seljuq attacks, and in 1064 Ani fell to Alp Arslan. In that year, the King of Kars, Gagik-Abas, ceded his state to the Empire on the usual conditions, but it was snatched by the Turks. A few sovereigns still remained in Armenia.

  • / Edited by A.C.S. Peacock , Bruno De Nicola , Sara Nur Yildiz . - Routledge, 2016. - P. 87.

    As indicated already, Armenian formed an important component in a number of cities in Anatolia within the Seljuq sphere, such as Sivas and Kayseri, and constituted the majority in others like Erzincan and Erzurum, as well as in those further east like Ani and Kars.

  • Cyril Toumanoff . Armenia and Georgia // The Cambridge Medieval History. - Cambridge, 1966. - Т. IV: The Byzantine Empire, part I chapter XIV . - С. 593-637 . :

    Later, in the twelfth and thirteenth centuries, the Armenian house of the Zachariads (Mkhargrdzeli) ruled in northern Armenia at Ani, Lor’i, Kars, and Dvin under the Georgian aegis.

  • // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. - СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911-1915.
  • Карс турецкий город Карс kars Архивная копия от 10 октября 2008 на Wayback Machine
  • В Карсе состоится открытие нового здания консульства Азербайджана | В Карсе состоится открытие нового здания консульства Азербайджана | Ежедневный информационный ресурс - "Aze …
  • Акты, собранные Кавказской археографической комиссией / А.П. Берже. - Тифлис: Типография Главного Управления Наместника Кавказского, 1878. - С. 847. - 994 с.
  • Айрапетян Армен. О численности карсских переселенцев, обосновавшихся в 1829-1831 гг. в Восточном Шираке (армянский) // Историко-филологический журнал. - 2013. - № № 3 . - С. 125-140 . - ISSN 0135-0536 ISSN 0135-0536 .
  • Свод статистических данных о населении Закавказскаго края, извлеченных из посемейных списков 1886 г.. - Закавказского статистического комитета. - Тифлис: Тип. И. Мартиросиянца, 1893. - С. 487. - 432 с.
  • Первая всеобщая перепись населения Российской Империи, 1897 г. т.64 Карсская область. Н. А. Тройницкий, С.-Петербург, 1904 стр. 43
  • Внутренние новости (армянский) // Мшак. - Тифлис, 1903. - 13 сентябрь (№ 200 ). - С. 2 .
  • Մալխասյան Միքայել. Կարսի մարզի բնակչությունը. - Ереван: Издательство Ереванского государственного университета, 2015. - С. 32-33. - 79 с.