Швейцария памятник умирающему льву. Умирающий лев. Памятник жертвам Французской революции

Под покровом ночи, 20 июня 1791 года, король Людовик XVI — последний из династии Бурбонов со своей супругой Марией-Антуанеттой, решили тайно покинуть революционно настроений Париж, с тайными паспортами на имя русских подданных.

Это был хорошо продуманный ход и король рассчитывал на помощь иностранных войск, дабы восстановить свою власть. Но на беду Людовика, нашёлся один бдительный почтовый смотритель, которой его опознал и поднял тревогу.

Людовик XVI со своей супругой, расположился во дворце Тюильри. Находясь там, фактически, под домашним арестом, он уже ни как не мог повлиять на ход истории.

А история складывалась трагичным образом.

Далакруа «Французкая революция».

Французские войска, уставшие нести потери от лучше подготовленных и отлично вооружённых войск соседних держав, начали покидать фронт. Краски сгущались и, наконец, набралась критическая масса недовольных, котором нужно было найти виноватого. Я не буду пускаться в политические дрязги и разбираться в тонкостях исторических событий, но виноватым стал Людовик XVI, хотя на тот момент его значимость была не выше, чем у огородного пугала.
10 августа 1792 года толпа повстанцев, называющих себя санкюлотами (название революционно настроенных бедных людей в Париже), набросилась на дворец Тюильри, охваченные единым порывом — покарать виновного.Гвардия, предусмотрительно набранная из швейцарцев, готова была защищать короля до последней капли крови.

Людовик XVI — последний из династии Бурбонов, личность, по мнению многих историков слабая и бездарная. Но король отдал приказ, на который человек с такими характеристиками навряд ли способен. Монарх, которому эти швейцарцы присягнули на верность, отдал приказ не сопротивляться парижанам, штурмующим дворец, не сметь стрелять в его подданных.
Возможно, королю казалось, что так он сможет доказать, что не желает зла своему народу. Тем временем, отлично подготовленные швейцарские гвардейцы гибли один за другим, не имя права защищаться, связанные клятвой верности, они погибли так и не подняв оружия для собственной защиты.
Свидетелем штурма был, будущий император Франции: Наполеон Бонапарт, который не мог спокойно наблюдать за происходящим: «Какое безумие! Как они могли позволить этой черни вломиться во дворец? Почему не рассеяли пушками несколько сотен? Остальные бы живо убрались со сцены!»
Через несколько лет, Наполеон сам оказался в подобной ситуации - дворец Тюильри осаждали сторонники восстановления монархии. Император без колебаний пустил в ход оружие и расстрел толпу мятежников. Конечно же тогда, поступок Людовика XVI ни кто не мог оценить по достоинству. 10 августа 1792 года восставший народ перебил более 700 швейцарских гвардейцев и дворян из королевской гвардии, тех кого не убили сразу, казнили в течение месяца. Сам же Людовик XVI со своей супругой Марией-Антуанеттой был арестован.
Во дворце Тюильри была обнаружена переписка короля с европейскими монархами, в которой тот призывал задушить революцию и даже выражал готовность сдать Париж. Людовик был обвинён в государственной измене и приговорён к смертной казни. А через 2 месяца была казнена его верная спутница Мария-Антуанетта.
Могли ли предположить санкюлоты, что довольно скоро тот же самый палач опустит лезвие гильотины уже на их головы? Но об этом уже в другой истории.Карл Пфюффер — гвардеец, которому несказанно повезло. Во время штурма дворца Тюильри он был в отпуске в Люцерне и потому избежал расправы. Произошедшие события, глубоко потрясли Карла, и он поклялся сделать всё, чтобы об их подвиге никогда не забыли. Карл Пфюффер решает создать памятник своим погибшим товарищам.Однако всё было не так просто и Карлу пришлось ждать 30 лет. Швейцария находилась под властью Франции. Памятник жертвам французской революции никогда бы не одобрил действующий император Наполеон. Только когда Швейцария вернула себе независимость, а династия Бурбонов вернула себе престол, мечте Карла Пфюффера суждено было сбыться.


Долго вынашивая идею и собирая деньги, Карл обращается к скульптору с мировым именем — датчанину Бертелю Торвальдсену. Но собранных денег, хватает только на то, чтобы оплатить эскиз! Воплотить идею Торвальдсена выпала честь скульптору Лукасу Ахорну из Констанца. После 14 месяцев работы, самый печальный памятник в мире, увидел свет.
10 августа 1821 года, в день 29-й годовщины штурма Тюильри, состоялось его торжественное открытие.
Умирющий Лев — памятник высеченный в скале, из цельного камня, символизирует силу, мужественность и одновременно скорбь по погибшим воинам, а органичность размещения скульптуры в массиве скалы просто потрясает! Памятник буквально притягивает своей силой, торжественностью и идеей. Здесь невольно хочется почтить память всем погибшим воинам, не только в те исторические времена, но и сегодня. Марк Твен считал эту скульптуру одной из самых необычных и душевных шедевров, сделанных из камня.

Швейцарцы искренне полагают, что это девятиметровое изваяние, известнейший памятник на земле. В Люцерне есть даже Lowenstrasse и Lowenplatz — Львиные улица и Львинная площадь.
Умирающий лев — самая большая скульптура льва из цельного камня, помимо всего прочего, это ещё и самый первый памятник изображающий животного в Европе.

Умирающий лев лежит, положив голову свою лапу, прикрывающую щит с изображением лилии - символа короля Франции. В изголовье льва высечен ещё один щит с гербом Швейцарии. Над барельефом в скале высечена надпись на латинском: HELVETIORUM FIDEI AC VIRTUTI «Слава верности и отваге швейцарцев». В нижней части скалы высечены латинские цифры 760 и 350, соответствующие числу павших и уцелевших воинов. У подножия монумента в камне вырезаны имена солдат и офицеров, отдавших жизни во имя исполнения долга.

Гибель мощной монархической династии была важным событием в истории города, уже много веков лев символизирует отвагу и мужество швейцарских солдат. Для них это не родной король и они всего лишь наняты, но они предпочли умереть, сохранив верность данному слову — присяге.

Пожалуй, на земном шаре, навряд ли найдётся ещё один памятник, который передавал бы каменной мимикой такую глубину переживаний, как этот лев! Это действительно стоит видеть.

И по сей день швейцарские гвардейцы остаются лучшими в мире солдатами, хотя сама Швейцария держит свой нейтралитет и остаётся в стороне от мировых военных конфликтов. Швейцарских гвардейцев отбирали в свою личную гвардию не только французике короли! В современном мире, швейцарские гвардейцы охраняют Ватикан! И каждый теперь узнает в желто-сине-красн ой форме, разработанной самим Микеланджело Буонаротти, швейцарских гвардейцев. И уже много веков девиз швейцарских гвардейцев звучит так: «Главное – не потерять доверие народа»…

Адрес: Люцерн,

Löwendenkmal, Denkmalstrasse 4.

Горцы. Они сражались, как львы, но это их не спасло. Почти восемьсот лучших солдат Европы полегли смертью храбрых, но клятву верности не нарушили. Французская лилия, которую они пытались самоотверженно закрыть собой, увяла. А сентиментальное, по выражению Марка Твена, предательство, позорнейшей страницей вписано в биографию короля Людовика XVI.

Небольшой город Люцерн в Швейцарии мало чем отличается от своих собратьев — небольших старых городов Европы, но есть в нем один памятник, благодаря которому город прославился на весь мир. «Умирающий лев» — памятник погибшим швейцарским гвардейцам, лишенный ненужной патетики и политизированности, таких свойственных черт для памятников подобной тематики.

«Самое грустное и самое трогательное каменное изваяние в мире», — так отозвался Марк Твен об одной из старейших каменных скульптур Швейцарии - «Умирающем льве». Монумент, сумевший растрогать даже такого известного циника, как автор «Приключений Тома Сойера».

Фото 2.


История памятника отсылает нас к событиям Великой французской революции.

1792 год, Великая французская революция идет уже третий год, но королевский престол все еще держится. 10 августа народ осадил дворец Тюильри в Париже и войска перешли на сторону восставших. С королем Людовиком XVI осталась лишь верная ему дворцовая охрана — около тысячи швейцарских гвардейцев, готовых защищать монарха до последнего, но Людовик, увидев приближающихся французов, отдал приказ «не стрелять». Своим поступком он надеялся показать, что не желает зла своему народу, но тем самым обрек на гибель сотни гвардейцев, связанных клятвой верности.

Фото 3.

Не пролить ни капли священной французской крови означало по мысли слабого и трусливого короля доказать подданным, что он бережет свой народ и не желает ему зла. И они - швейцарские гвардейцы - остались наедине с разъяренной толпой и со связанными приказом руками. Их было чуть больше 1000. Восставших парижан - в двадцать раз больше. К полудню Тюильри был взят. Из преданных королю швейцарских воинов в живых не осталось и половины. Еще две сотни гвардейцев казнили в начале сентября.

Любопытно, что свидетелем этих событий стал еще никому не известный артиллерийский офицер Наполеон Бонапарт, наблюдая за осадой, он сетовал на бездарность обороны дворца и сопротивления швейцарцев, по его мнению, нужно было палить в толпу из пушек. К слову, через несколько лет, оказавшись в такой же ситуации, как и Людовик, Наполеон так и поступил.

10 августа стало настоящей трагедией — погибло более 600 швейцарцев, еще 200 было захвачено восставшими и казнено в сентябре того же года. Короля Людовика приговорили к смертной казни, которая состоялась в январе 1793 года.

Фото 4.

Карлу Пфюфферу несказанно повезло. Тем августовским днем его не было в Париже - он наслаждался отпуском в родном Люцерне. Известие о гибели однополчан потрясло швейцарского офицера и он поклялся вечно помнить боевых друзей. Клятву Пфюффер сдержал. И даже больше: стараниями члена городского совета Люцерна и председателя местного общества художников память его товарищей по оружию увековечена в камне.

Прослужив еще несколько лет наемным офицером, Пфюффер в 1801 году вернулся в родной город, где вскоре занял высокий пост в городском совете и возглавил Люцернское общество искусств. Но и после этого воплощение идеи не могло осуществиться — Швейцария находилась под властью Франции и создание памятника жертвам французской революции не получило бы одобрения Наполеона. Но как только Швейцария вернула себе независимость, а династия Бурбонов вернула себе престол, Карл Пфюффер приступил к воплощению своего замысла.

Деньги собирали всем миром, и это не фигура речи: среди сотен жертвователей замечена даже русская императорская семья. Долго искали скульптора - ни один из местных ваятелей придирчивого Пфюффера не удовлетворил. Призвали прославленного из прославленных, «Северного Фидия», датского скульптора Бертеля Торвальдсена. Из-под его гениальных рук вышел «Умирающий лев».

Фото 5.

Торвальдсен заинтересовался проектом и уже через несколько месяцев предоставил первые эскизы памятника, однако, впечатлившись рассказом о героическом подвиге швейцарских гвардейцев, счел лучшим изобразить не мертвого, а умирающего льва.

По эскизам и макету далекой знаменитости смертельного раненого зверя вырезал в скале швейцарский скульптор Лукас Ахорн. В 29-ю годовщину подвига памятник торжественно открыли. Первым в почетный караул встал отставной капрал Давид Кларк. По лицу старого солдата катились слезы: он вспоминал. Как отбивал в тот страшный день пушку, как был ранен и укрыт товарищами…

Фото 6.

Надпись на памятнике:

«Верности и мужеству швейцарцев 10 августа, 2-3 сентября 1792 года. Здесь имена тех, кто, чтобы не нарушить клятву верности, пал с великой храбростью: 26 офицеров и около 760 солдат пережили поражение благодаря заботе и помощи друзей: 16 офицеров и около 350 солдат. В честь их подвига горожане воздвигли этот памятник на вечные времена.
Проект Карла Пфюффера, произведение Бертеля Торвальдсена, работа Лукаса Ахорна».

Фото 7.

Умирающий лев лежит в углублении скалы. В боку застрял обломок копья, лапы бессильно свешены, но из последних остатков сил прикрывают французские лилии на геральдическом щите. Памятник исполнен величия и стирает улыбку с самого радостного лица. Вечному насмешнику Марку Твену тоже изменил юмор: «самая грустная и трогательная каменная глыба в мире». И место американский классик одобрил:

Это уютный, отдохновенный лесной уголок, отрешенный от шума, суеты и смятения, - и все это так, как должно быть, - ведь львы и в самом деле умирают в подобных местах, а не на гранитных пьедесталах, воздвигнутых в городских парках, за чугунными решетками фасонного литья.

Фото 9.

Сам Торвальдсен увидел свое творение только через двадцать лет в 1841 году и высоко оценил работу Лукаса Ахорна, заметив, что памятник швейцарским гвардейцам будет известен более других и ни время, ни беспощадная погода не смогут этому помешать. Он не ошибся, Умирающий лев стал знаменит во всем мире, а его копии позже были установлены в Греции и США.

До сих пор Умирающий лев является непревзойденным воплощением печали и скорби, напоминанием о героическом поступке гвардейцев, принесших себя в жертву ради спасения короля чужой страны.

Фото 10.

Сегодня от когда-то одной из самых надежных и профессиональных наемных гвардий, служившей верой и правдой королевским дворам Франции, Испании, Италии на протяжении шести столетий, осталась всего одна «пехотная когорта священной охраны Папы Римского». Именно так официально называется воинское формирование, состоящее на службе в Ватикане и известное нам сегодня как «швейцарская гвардия», состоящая всего из ста десяти человек.

Фото 11.

Фото 12.

Швейцарская гвардия - старейшая армия в мире. И хотя сегодня наемные военные из страны часов и сыра несут службу лишь в одном государстве, но зато каком - Ватикане! Словом, швейцарские солдаты - это знак качества. Впервые их военные дарования оценил французский король Карл XII еще в XV веке. С тех пор швейцарская гвардия неизменно состояла сначала при дворе Вапуа, а потом и Бурбонов. И хотя на счет наемников злословили: «Нет денег - нет и швейцарцев», они исправно несли свою службу и оставались верны французским монархам, даже когда от тех отворачивался собственный народ...

Я не хотел, мадам...

14 июля 1789 года штурмом была взята Бастилия: во Франции началась революция, вошедшая в учебники истории под именем Великая. Но то книги. Реальность обернулась террором, владычеством мадам Гильотины, залившей кровью всю страну, и анархией...

Но пока Людовик XVI оставался на троне: он уже ничего не решал, но его именем совершались все государственные дела и начинались войны. В частности, с Австрией. Людовик был расстроен - ведь, по сути, он объявил войну своей теще, с которой всегда находился в прекрасных отношениях. Он даже написал ей извинительное письмо. Депешу перехватили - и без того темное небо над королем заволокли черные тучи. По всему Парижу поползли слухи, что в город вот-вот явятся дикие «кроаты» и устроят резню, а виноват во всем - Людовик! Так давайте же уже свергнем его - и дело с концом!

10 августа 1792 года огромная толпа из национальных гвардейцев и революционно настроенных парижан окружила дворец Тюильри. Сколько их было на самом деле? Историки сходятся на 25 ООО человек. А против них - всего 1 000 солдат швейцарской гвардии, единственной защиты, что осталась у Людовика XVI. На стороне революционеров были злость и ярость вкупе с пушками, пиками и ружьями. За швейцарцев же стояли только колоссальный опыт и огромное чувство долга.

Удачная судьба

Следует пояснить, что за швейцарских гвардейцев Франции приходилось раскошеливаться дважды. Она платила непосредственно солдатам, а еще - самой Швейцарии, сдававшей «внаем» своих лучших сынов. И «арендатор» вполне мог отказаться от оплаты, если находил службу наемников не безупречной. Потому гвардейцы чувствовали двойную ответственность - и перед законным правительством Франции, и перед своим собственным. Каждый мальчик в Швейцарии знал: служить римскому папе, германскому князю или французским лилиям - почетно. Это пример удачной судьбы. И потому те счастливчики, которые оказались достаточно смелы, сильны и здоровы для того, чтобы стать солдатами, оказавшись на иноземной службе, не щадили живота своего. За деньги, да. Но при этом смерть была вполне приемлемой оплатой труда для каждого швейцарского солдата...

В тот ужасный августовский день Дантон отдал приказ: «Осадить дворец, уничтожить там всех и особенно швейцарцев, захватить короля и его семью». Гвардейцам не оставили ни малейшего шанса. Они, разумеется, не знали об этом, но, увидев, как революционные массы заполняют площадь перед Тюильри, поняли, чем для них кончится это столкновение. Покидая казармы, они спрятали свои знамена в подвале...

Некого охранять

Анархия есть анархия. Дантон, руководивший восставшими, не знал, что король и его министры ранним утром покинули Тюильри и отправились в Национальное собрание: брать в заложники было просто некого. Как, впрочем, и защищать. Но этого, в свою очередь, не знали швейцарцы: еще на рассвете командира их гарнизона вызвали в городскую ратушу, где объявили изменником и убили. По сути, гвардейцы уподобились слепым котятам, оказавшись в информационной блокаде...

Долг и честь послужили им верными ориентирами. На предложение перейти на сторону революционеров они ответили отказом. И точно так же отреагировали на предложение сдаться.

Толпа жаждала захватить дворец, швейцарцы обязаны были его удерживать. А еще - не стрелять без приказа. Первыми нервы сдали у восставших: пушечный выстрел ознаменовал начало схватки.

Тогда швейцарцы принялись делать то, ради чего они прибыли в Париж: воевать. И очень скоро в их руках оказались все пушки парижан. Но на выручку последним приходили все новые и новые подкрепления. А у гвардейцев кончились патроны. Тогда они сломали ружья, чтобы те не достались противнику...

Прибыть в собрание!

Тут прибыл гонец с посланием: «Король приказывает швейцарцам отступить в свои казармы. Он находится в Собрании». Однако напуганный глашатай все перепутал и прокричал: «Приказ короля - прибыть в Собрание!» Вместо спасения - верная гибель! Но приказ, который, кстати, услышали далеко не все солдаты, есть приказ. Около 300 человек развернулись, подхватили королевское знамя с лилиями и под градом пуль начали прокладывать себе путь к Людовику XVI...

Когда они ворвались в зал Национального собрания, некоторые из заседавших там депутатов так напугались, что повыпрыгивали в окна. Казалось, еще мгновение - и горстка швейцарцев выйдет победительницей из схватки. Но прозвучал убийственный приказ короля: «Сдайте оружие Национальной гвардии.

Я не хочу, чтобы столь храбрые люди, как вы, погибли».

Глупый толстяк - он и правда надеялся остановить кровопролитие своей «практикой невмешательства», своей кротостью...

Если бы король был королем...

Гвардейцы, оставшиеся в Тюильри, погибли все до одного. Толпа растерзала даже раненых и врача, который делал им перевязки. Не пощадила двух барабанщиков - совсем еще мальчишек, - рыдавших над телом своего убитого отца.

Но настоящий кошмар начался, когда парижане добрались до винного погреба Тюильри: все 10 000 бутылок были тут же откупорены и выпиты. Королевскую мебель свалили во дворе и подожгли. И прямо в этот костер начали бросать тела гвардейцев...

За всем этим безумством, стараясь оставаться незамеченным, наблюдал человек, чья природа претила тому, чтобы оставаться в тени. Это был никому тогда еще не известный артиллерийский офицер Наполеон Бонапарт - будущий император Франции. Потом он признавался: «Никогда позже ни одно из моих полей сражений не производило на меня такого впечатления от множества трупов, как это, сплошь усеянное телами убитых швейцарцев. Я видел там женщин, совершавших самые дикие издевательства над трупами: они вырезали сердца погибших солдат и пожирали их».

И в то же время Наполеон был уверен, что исход сражения висел на волоске. Гвардейцам, несмотря на то, что силы противника превосходили их в 25 раз, не хватило одной-единствен-ной малости, чтобы одержать победу, - воодушевления! «Если бы король показался верхом на лошади, победа осталась бы за ним», - написал Бонапарт своему брату в день штурма Тюильри. Впоследствии, кстати, Наполеон всегда старался вдохновлять своих солдат личным примером. Он никогда не прятался за армией. Свидетельство тому - почти два десятка лошадей, убитых под Бонапартом в бесконечных сражениях. Но это все впереди. А 10 августа 1792 года он сочувствовал швейцарцам и сетовал на их деликатность: по его мнению, следовало палить в толпу из пушек! Но гвардейцы были солдатами, обученными воевать с вооруженным противником: стрелять в женщин, пусть и обезумевших, они просто не могли.

И поплатились за это жизнью. Та же участь постигла и Людовика XVI: очень скоро он, не терпевший крови, угодил прямо в объятия мадам Гильотины. И по большому счету, этим только и запомнился: вошел в историю как король, сложивший голову на плахе революции...

Самое грустное изваяние

А вот подвиг гвардейцев не остался забытым. В 1821 году в швейцарском Люцерне появилось «самое грустное и самое трогательное каменное изваяние в мире». Так о памятнике, изображающем сраженного льва, отозвался Марк Твен. Никто не мог остаться равнодушным, глядя на «Умирающего льва». И хотя скульптура являлась данью памяти швейцарцев своим землякам, погибшим в Париже, она была настолько хороша, что ее копии установили в Греции и США. Всюду «Умирающий лев» признали непревзойденным воплощением печали и скорби. Памятник удостоился бесконечной череды эпитетов, суть которых, впрочем, сводилась к одному: лучше просто не бывает! И это действительно так.

Огромный величественный зверь лежит на сломанных копьях и двух щитах. На одном щите - знаменитые французские лилии, а на другом - швейцарский крест. Латинская надпись над изваянием гласит: Helvetiorum fidei ас virtuti, что значит «Верности и отваге швейцарцев». Под фигурой смертельно раненного зверя выгравированы латинские же цифры: 760 и 350, указывающие на число павших и уцелевших воинов соответственно. И чуть ниже - имена и фамилии гвардейцев, отдавших свои жизни за чужого короля...

Надежда Бутрина

Небольшой город Люцерн в Швейцарии мало чем отличается от своих собратьев — небольших старых городов Европы, но есть в нем один памятник, благодаря которому город прославился на весь мир. «Умирающий лев» — памятник погибшим швейцарским гвардейцам, лишенный ненужной патетики и политизированности, таких свойственных черт для памятников подобной тематики.

«Самое грустное и самое трогательное каменное изваяние в мире», - так отозвался Марк Твен об одной из старейших каменных скульптур Швейцарии – «Умирающем льве». Монумент, сумевший растрогать даже такого известного циника, как автор «Приключений Тома Сойера».

История памятника отсылает нас к событиям Великой французской революции, а точнее, к 10 августа 1792 года, когда толпа обозленных простолюдинов собралась у дворца Тюильри в Париже, требуя казни короля Людовика XVI и его семьи. На защиту королевской семьи встали более тысячи прекрасно обученных и дисциплинированных швейцарских гвардейцев.

1792 год, Великая французская революция идет уже третий год, но королевский престол все еще держится. 10 августа народ осадил дворец Тюильри в Париже и войска перешли на сторону восставших. С королем Людовиком XVI осталась лишь верная ему дворцовая охрана — около тысячи швейцарских гвардейцев, готовых защищать монарха до последнего, но Людовик, увидев приближающихся французов, отдал приказ «не стрелять». Своим поступком он надеялся показать, что не желает зла своему народу, но тем самым обрек на гибель сотни гвардейцев, связанных клятвой верности.

Любопытно, что свидетелем этих событий стал еще никому не известный артиллерийский офицер Наполеон Бонапарт, наблюдая за осадой, он сетовал на бездарность обороны дворца и сопротивления швейцарцев, по его мнению, нужно было палить в толпу из пушек. К слову, через несколько лет, оказавшись в такой же ситуации, как и Людовик, Наполеон так и поступил.

10 августа стало настоящей трагедией — погибло более 600 швейцарцев, еще 200 было захвачено восставшими и казнено в сентябре того же года. Короля Людовика приговорили к смертной казни, которая состоялась в январе 1793 года.

Карл Пфюффер, один из швейцарских гвардейцев, во время событий 10 августа находился в отпуске в Люцерне, благодаря чему ему удалось избежать печальной судьбы. Он был настолько потрясен гибелью своих товарищей, что решил создать памятник гвардейцам, защищавшим дворец Тюильри. Однако не все было так просто и прошло около тридцати лет, прежде чем Пфюффер смог осуществить задуманное.

Прослужив еще несколько лет наемным офицером, Пфюффер в 1801 году вернулся в родной город, где вскоре занял высокий пост в городском совете и возглавил Люцернское общество искусств. Но и после этого воплощение идеи не могло осуществиться — Швейцария находилась под властью Франции и создание памятника жертвам французской революции не получило бы одобрения Наполеона. Но как только Швейцария вернула себе независимость, а династия Бурбонов вернула себе престол, Карл Пфюффер приступил к воплощению своего замысла.

В 1818 году Пфюффер обнародовал проект строительства памятника швейцарским гвардейцам. И хотя немногие откликнулись на его призыв о помощи все-таки средства, необходимые для начала работ, были собраны. Свой вклад внесли знатные иностранные фамилии и в том числе русская царская семья.

Барельеф, изображающий мертвого льва, придавленного к земле разбитым оружием, прикрывающего собой щит с изображением гербов Франции и Швейцарии, решено было высечь в скальном выступе за пределами Люцерна. Пфюффер обращался ко многим швейцарским художникам с предложением создать макет будущего памятника, но, к сожалению, ни один вариант не смог его удовлетворить. Для воплощения своей задумки Пфюффер решил привлечь художника с мировым именем и написал письмо с предложением Бертелю Торвальдсену, в то время очень известному датскому скульптору. Торвальдсен заинтересовался проектом и уже через несколько месяцев предоставил первые эскизы памятника, однако, впечатлившись рассказом о героическом подвиге швейцарских гвардейцев, счел лучшим изобразить не мертвого, а умирающего льва.

По разным причинам Торвальдсен не смог сам взяться за создание памятника и эта работа была поручена швейцарскому скульптору Эггеншвеллеру, который, не успев начать работу, погиб, упав с лесов. На его место пригласили другого швейцарского скульптора Лукаса Ахорна, который и высек в скале льва по макету Торвальдсена.

Работу над памятником закончили 7 августа 1821 года и ровно через двадцать девять лет после трагических событий состоялось торжественное открытие монумента на котором кроме аристократов со всей Европы и швейцарской знати присутствовали оставшиеся в живых ветераны швейцарской гвардии.

Монумент высотой шесть и длиной десять метров представляет собой высеченного в скале умирающего льва, в левое плечо которого вонзилось копье, а лапы обхватывают щит с изображенной на нем геральдической лилией – символом королевского двора Франции. В изголовье у страдающего от смертельных ран льва стоит еще один щит, с гербом Швейцарии, оплакивающей своих доблестных воинов.

Надпись над изваянием гласит: «Слава верности и отваге швейцарцев», а латинские цифры, выгравированные под скульптурой, напоминают нам о том, что в тот страшный для швейцарской гвардии день погибло 760 человек и выжило 350. А у подножия памятника, стертые временем, но оставшиеся на века в истории, сохранились имена и фамилии офицеров, отдавших свои жизни и с честью выполнивших свой долг.

Сам Торвальдсен увидел свое творение только через двадцать лет в 1841 году и высоко оценил работу Лукаса Ахорна, заметив, что памятник швейцарским гвардейцам будет известен более других и ни время, ни беспощадная погода не смогут этому помешать. Он не ошибся, Умирающий лев стал знаменит во всем мире, а его копии позже были установлены в Греции и США.

До сих пор Умирающий лев является непревзойденным воплощением печали и скорби, напоминанием о героическом поступке гвардейцев, принесших себя в жертву ради спасения короля чужой страны.

Сегодня от когда-то одной из самых надежных и профессиональных наемных гвардий, служившей верой и правдой королевским дворам Франции, Испании, Италии на протяжении шести столетий, осталась всего одна «пехотная когорта священной охраны Папы Римского». Именно так официально называется воинское формирование, состоящее на службе в Ватикане и известное нам сегодня как «швейцарская гвардия», состоящая всего из ста десяти человек.

Источник vps

источники
http://cirkul.info
http://www.mandalay.ru

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

В живописном уголке Швейцарии, в центре города Люцерн можно увидеть великолепный мемориал, получивший название «самый печальный памятник». «Умирающий лев» - памятник, высеченный в отвесной скале песчаника - появился над озером Люцерн в 1821 году и стал символом отваги и преданности. А события, которые послужили поводом для появления этого памятника, трогают сердце и сегодня, хотя с тех пор прошло более 200 лет.

«Умирающий лев» (1821) - памятник, высеченный в отвесной скале песчаника над озером Люцерн - один из самых всемирно известных творений рук человека.


«В Люцерне есть удивительный памятник, высеченный в дикой скале. Во впадине лежит умирающий лев; он ранен насмерть, кровь струится из раны, в которой торчит обломок стрелы; он положил молодецкую голову на лапу, он стонет, его взор выражает нестерпимую боль; кругом пусто, внизу пруд; всё это задвинуто горами, деревьями, зеленью» ,- так написал об «Умирающем льве» Александр Герцен, посетив Швейцарию.


Это аллегорическое скульптурное изваяние носит масштабный характер: девятиметровая фигура льва лежит в огромной нише шестиметровой высоты и длиной в тринадцать метров. Лев своим телом прикрыл щит с изображением лилии, символизирующей монархию Франции, которую так самоотверженно защищали швейцарские гвардейцы. А перед изголовьем раненного льва лежит щит с гербом Швейцарии - их родины, честь которой они не имели права уронить.


Над нишей в скале выбита надпись на латыни HELVETIORUM FIDEI AC VIRTUTI- «Верности и отваге швейцарцев». Под скульптурной композицией высечены цифры 760 и 350, которые соответствуют числу погибших и уцелевших гвардейцев. У самого подножия мемориала поименно перечислены солдаты и офицеры, с честью отдавшие жизни за французскую монархию.


Трагическая страница истории, послужившая идеей создания памятника "Умирающий лев"


1792 год. Париж. Шел третий год великой буржуазной французской революции. В конце лета двадцать тысяч повстанцев держали в осаде дворец Тюильри, за стенами которого скрывался правящий король Людовик XVI со своим семейством. Восставшим противостояло небольшое французское войско и дворцовая охрана, состоящая из тысячи швейцарских гвардейцев.


Утром 10 августа начался штурм дворца. Королевское войско почти сразу же, предав своего монарха, перешло на сторону восставших. Но престол все еще держался благодаря отважной тысяче гвардейцев. Они, верные своей присяге, готовы были защищать монарха до последнего. Король же, увидев натиск наступающей толпы, в последний момент отдал приказ: «Не стрелять».


Этим милосердным решением Людовик хотел остановить, рвущихся во дворец повстанцев и доказать, что не хочет кровопролития и зла своему народу. Гвардейцы, не посмев ослушаться приказ короля, остались практически безоружными. И уже ничто уже не могло остановить разъяренную толпу, жаждущую крови.


Озверевшие повстанцы беспощадно убивали всех на своем пути, не щадя ни детей, ни женщин. А гвардейцев они просто зверски растерзали. Сам же дворец был варварски разграблен и разрушен. Этот день стал страшной трагедией в истории двух стран - 786 швейцарских воинов сложили свои головы в одночасье за французского короля. Еще около двухсот было взято в плен и казнено немного позже. Королевскую семью также постигла их участь. А казнь Людовика XVI была назначена на январь 1793 года. Он с достоинством выслушал свой приговор и шагнул на эшафот. После его смерти Франция погрязла в войнах.


Участником этих событий был сам Наполеон Бонапарт - совсем юный бригадный капитан. Бродя уже по разрушенному дворцу, залитому кровью, в недоумении воскликнул: «Какое безумие! Как они могли позволить этой черни вломиться во дворец? Почему не расстреляли пушками несколько сотен? Остальные бы живо убрались со сцены» . Он тогда не знал о самоубийственном приказе короля. Наполеон получил серьезный урок из этой истории. Ибо когда уже будучи у власти, он придушил восстание, не задумываясь расстреляв бунтарей.


История создания памятника, увековечившего жертв французской революции

Карл Пфюффер, благодаря которому и высечен в скале этот памятник, был одним из тех гвардейцев дворцовой охраны короля Людовика XVI. И лишь благодаря тому, что в это время был в отпуске, его миновала страшная участь. Узнав о такой нелепой гибели сослуживцев и соотечественников, был настолько потрясен, что решил, во что бы то ни стало, увековечить память о них.

На службе в армии Карл еще пробыл несколько лет. А вернувшись в 1801 году на родину, возглавил Люцернское общество искусств при городском совете. Но замыслу боевого офицера, вынашиваемому уже несколько лет, пока не суждено было исполниться. Швейцария в то время пребывала под властью Франции. И сооружение какого либо памятника жертвам французской революции не было бы одобрено Наполеоном Бонапартом. Лишь в 1813 году Швейцария снова стала независимой. И Карл Пфюффер незамедлительно начал работу над проектом.


И вот уже в 1818 году проект строительства необыкновенного памятника был обнародован. Начался сбор средств на начало строительства. Неоценимым был вклад русской царской семьи и многих знатных родов Европы. Первоначальный проект Карл представил в виде горельефа мертвого льва, заваленного сломанным оружием и щитами. Интересным в композиционном решении было то, что высечен этот памятник должен был быть в отвесной скале, с подступающим к ней озером удивительной красоты, за пределами Люцерна.


Карл долго искал мастера, который бы взялся за создание макета памятника. И лишь датский скульптор с мировым именем - Бертель Торвальдсен верно понял замысел отставного офицера, и создал потрясающий макет. От себя Бертель добавил лишь то, что льва изобразил не мертвым, а умирающим. А швейцарский скульптор Лукас Ахорн по этому макету мастерски высек из цельного куска скалы, возвышающаяся над озером Люцерн, символическую фигуру умирающего льва.

Открытие памятника было приурочено к 29 годовщине тех ужасающих событий. 7 августа 1821 года к монументу собрались почтить память знать со всей Швейцарии, аристократы Европы, и ветераны-гвардейцы которые чудом остались в живых после того кровавого месива.

Самым грустным, но в то же время и самым трогательным каменным изваянием в мире".


Швейцария, никогда ни с кем не воевавшая, уже несколько последних веков держит полный нейтралитет в отношении военных конфликтов. Но армия у нее всегда была и есть поныне. Это надежные, смелые и преданные солдаты, верные традициям и присяге. Доблестная швейцарская гвардия в наши дни охраняет Ватикан и Папу Римского.
И вот уже сколько столетий неизменный девиз швейцарских военных гласит: «Главное - не потерять доверие народа».