Модель сопровождения детей с овз в доу. Организация сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении. Скачать полный конспект
в структурном подразделении государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней
общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр»
имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области
– Детский сад «Солнышко» с. Борское
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и образования детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Новые тенденции в развитии современной системы образо вания повышают требования к речево му развитию детей, воспитанию осоз нанного отношения к языку как нацио нально-культурной ценности, овладе нию его литературными нормами. Не однократно ученые Л. Выготский, А. Леонтьев, А. Лурия, М. Хватцев об ращали внимание на значимость сво евременного развития речи и мышле ния в становлении личности ребенка, на их взаимозависимую роль в онтоге незе. Знания о закономернос тях развития речи и особенностях раз вития коммуникативной компетенции позволяет прогнозировать успешность дальнейшего развития и обучения в школе.
Проблема формирования коммуникаций у детей с нарушениями устной речи одна из важнейших в общей и специальной педагогике.
Схема реализации интегрированного обучения детей с ОВЗ
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Содержание коррекционной работы обеспечивает:
Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
Возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья о бщеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
В структурном подразделении государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области – Детский сад «Солнышко» с. Борское группа комбинированной направленности создана в целях оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии речи.
Основными задачами являются:
Своевременное выявление нарушений речи воспитанников;
Определение их уровня и характера;
Устранение нарушений устной речи;
Профилактика возникновения нарушений письменной речи;
Распространение специальных знаний по логопедии среди специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников.
Характеристика детей с ОНР.
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые "безречевые дети").
II уровень речевого развития (начатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова ("Алязай. Дети алязай убиляют. Капутн, лидоме, лябака. Литя одают земю" - Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю).
Одновременно намечается различение некоторых грамматических форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол - столы; ноет – поют) и относящимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразвитие речи у данных детей проявляется достаточно выражено. Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.
Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем детей первого уровня. При этом недостаточная сформированность грамматического строя речи легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко. Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разнообразных ошибок ("Игаю мятику" - Играю мячиком).
Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или другим признакам (муравей, муха, паук, жук - в одной ситуации - одним из этих слов, в другой - другим; чашка, стакан обозначаются любым из этих слов). Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду (блюдо, поднос, кружка), и др. Отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются замены названий слов, обусловленные общностью ситуаций (режет -рвет, точит -режет). При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм. Углубленное обследование детей позволяет легко выявить недостаточность фонематического слуха, их неподготовленность к освоению навыков звукового анализа и синтеза (ребенку трудно правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т.д.).
III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствующие пояснения.
2. Основа (предварительная работа) для создания модуля сопровождения, детей с ОВЗ и их родителей.
Разработана нормативно - правовая база коррекционно-развивающего обучения с учетом индивидуальных потребностей и возможностей детей с нарушениями психофизического развития. В этом процессе участвуют специалисты: педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатели и специалисты по физическому и музыкальному развитию.
Создан банк данных.
Изучены потребности родителей
Разработан алгоритм сопровождения детей с нарушениями в развитии речи.
3. Технологическая схема реализации модуля сопровождения детей с ОВЗ
Практика работы показала, что все задачи возможно решить только совместными усилиями ДОУ, семьи, детской поликлиники, построив работу целенаправленно и планомерно. После зачисления ребенка в ДОУ и заключения договора между ДОУ и родителями (законными представителями), с согласия последних, специалисты проводят первичное обследование детей, изучив предварительно заключение районной ПМПК. Результаты первичного обследования анализируются, составляется индивидуальный маршрут сопровождения ребенка Затем мы составляем расписание занятий с учетом индивидуальных особенностей и заболеваний ребенка, составляем циклограмму работы специалистов.
Содержание работы с детьми данной категории определяется:
примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой М., Мозаика-синтез, 2010
«Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» С-П, ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2010
Для воспитателей и специалистов, работающих с данной категорией детей, разработаны рекомендации
Алгоритм работы специалистов:
составление перспективного плана работы
работа по индивидуальному плану обследование
Основные направления работы по сопровождению детей дошкольного возраста с ОВЗ по развитию речи являются:
формирование полноценных произносительных навыков;
развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорректированном речевом материале осуществляется:
развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
Индивидуальная и подгрупповая образовательная деятельность - основные формы коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе.
Основная цель индивидуального взаимодействия выбор и применение комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии - дислалии, ринолалии, дизартрии и др.
Основная цель подгрупповой коррекционной деятельности - воспитание навыков коллективной работы. Во время этих деятельностей дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников.
Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальной и подгрупповой деятельности является то, что они носят опережающий характер и готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных модулях НОД в группе. Важную роль в развитии и воспитании детей с ОНР играет четкая организация их жизни в период посещения детского сада. Поэтому следует создать необходимые условия, чтобы обеспечить разнообразную активную деятельность детей.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов в работе с ребенком с ОВЗ:
Педагог-психолог:
организует взаимодействие педагогов;
разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
составляет индивидуальные планы развития;
проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель:
Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
Осуществляет укрепление здоровья детей;
Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал:
проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Взаимодействие с родителями.
Мы активно сотрудничаем с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши специалисты стараются помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка.
Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку.
Для родителей работает консультационный пункт, который создан в целях оказания помощи родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста.
Принципы работы:
Добровольность
Компетентность
Соблюдение педагогической этики
Основные направления:
Повышение педагогических знаний
Оказание содействия в социализации ребенка
В ДОУ в ходе индивидуальных и тематических консультаций, родительских собраний, занятий-практикумов родители получают всю необходимую информацию о том, как создавать спокойную, доброжелательную атмосферу по отношению к ребенку, организовывать правильный режим дня и питания, занятия в домашних условиях. Эта работа проводится по разработанному плану
Результативность реализации представляемых разработок.
Наш опыт работы показывает, что специально организованный коррекционный воспитательно-образовательный процесс, взаимосвязь в работе всех специалистов с детьми дает положительный результат:
Психологическое обследование детей с проблемами в развитии проводится в системе и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). За время пребывания в детском саду у детей развиваются психические процессы память, мышление, воображение, логика и т.д.
Поднимает ребенка на более высокий уровень развития
Развивает личностные качества, которые позволяют адаптироваться в социуме
Обеспечивает подготовку детей к школе
Показатели результативности работы ДОУ:
Наработали определенную систему работы с детьми ОВЗ и их родителями, которую будем в дальнейшем совершенствовать;
Создали условия для развития ребенка: физического, психического, эмоционального.
С сентября 2011года в ДОУ открыта вторая диагностико-коррекционная группа для детей с ограниченными возможностями здоровья (по запросу родителей района)
А самое главное родители получают надежду и уверенность в том, что их дети будут адаптированы к социуму.
Алгоритм реализации моделей интеграции детей с ОВЗ
Критерии | Старший дошкольный возраст |
|||||||||
начало года | конец года |
|||||||||
очень низкий | низкий | средний | выше среднего | высокий | очень низкий | низкий | средний | выше среднего | высокий |
|
1. Звукопроизношение % | ||||||||||
2. Фонематическое восприятие | ||||||||||
3. Лексико-грамматический строй речи % | ||||||||||
4. Связная речь % | ||||||||||
5. Овладение элементами грамоты |
В развитии детей подготовительных к школе групп отмечается значительная положительная динамика за учебный год, что свидетельствует о достаточной эффективности коррекционно-развивающего процесса, основанного на профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОО . На конец года отсутствуют дети с низким уровнем успешности выполнения заданий по различным направлениям обследования. Наибольшее количество детей показали высокий уровень по разделу обследования «Фонематическое восприятие», а также «Звукопроизношение» и «Овладение элементами грамоты». Несмотря на то, что на конец учебного года у детей отмечается достаточно высокая динамика в развитии лексико-грамматического строя и связной речи, наименьшее количество детей с высоким уровнем развития выявлено по разделу обследования «Связная речь».
2. Информация о наличии специалистов для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого – педагогических подходов в соответствии с ФГОС ДО.
п/п
Ф.И.О., должность
Уровень образования, образовательное учреждение, специальность (направление подготовки) и квалификация по документу об образовании и (или) квалификации
Информация о курсах повышения квалификации
Стаж пед. работы
(полных лет)
Хрон Ольга Сергеевна, старший воспитатель
высшее, Оренбургский государственный университет, 2002 г.
Квалификация: «Преподаватель педагогики и психологии».
Специальность: «Дошкольная педагогика и психология».
Синельникова Лариса Ивановна, воспитатель
Главное управление здравоохранения Администрации Самарской области Борское медицинское училище, 2002,
Квалификация: «Фельдшер»
Специальность: «Лечебное дело»
НОУ ВПО «Восточная экономико – эридическая гуманитарная академия»
1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования (72 часа)
2. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ (36 часов)
3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО (36 часов)
4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС (72 часа)
Дубасова Наталья Петровна, воспитатель
Среднее – специальное, Бузулукское педагогическое училище, 1984 г.
Квалификация: «Воспитатель в дошкольных учреждениях». Специальность: «Воспитание в дошкольных учреждениях»
Попова Ольга Николаевна, воспитатель
Среднее – специальное, Бузулукское педагогическое училище, 1989 г. Специальность: «Дошкольное образование»
(72 часа)
(36 часов)
(36 часов)
4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа)
Корчагина Наталия Геннадьевна, инструктор по физической культуре
Среднее – специальное, Бузулукский педагогический колледж, 1999 г. Специальность: «Дошкольное образование»
1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте (72 часа) модернизации российского образования.
2.Эмоциональное развитие дошкольников (36 часов)
3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО (36 часов)
4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа)
Маликова Елена Андреевна, педагог - психолог
Высшее, Поволжская Государственная социально – гуманитарная академия, 2011 год. Квалификация: «Педагог – психолог». Специальность: «Педагогика и психология».
Григорьева Юлия Марсовна, воспитатель
Борское медицинское училище, 2005 ГОУ высшего профессионального образования Поволжский государственный университет сервиса, 2011
Квалификация: «Специалист по социальной работе»
Специальность: «Социальная работа» НОУ ВПО «Восточная экономико – юридическая гуманитарная академия»
Специальность: «Педагогическое образование (Дошкольное образование)» студентка 5 курса
1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте (72 часа) модернизации российского образования.
2.Эмоциональное развитие дошкольников (36 часов)
3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО (36 часов)
4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа)
Начарова Анна Александровна
Высшее, ФГБОУ высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально – гуманитарная академия». Специальность: «Учитель биологии с правом преподавания химии», 2011 г.
1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте (72 часа) модернизации российского образования.
2.Эмоциональное развитие дошкольников (36 часов)
3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО (36 часов)
4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа)
Табакова Елена Вячеславовна
ФГБОУ высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально – гуманитарная академия». Специальность: «Специальное (дефектологическое) образование».
Квалификация: «Бакалавр», 2015 год
Выступление на тему:
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности»
Старший воспитатель
Никишина Г.С.
Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Понятие и классификация
Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
С нарушением слуха; зрения; речи;
с патологией опорно-двигательного аппарата;
с проблемами психического развития, умственного развития;
с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся:
замедленное и ограниченное восприятие;
недостатки развития моторики;
недостатки речевого, сенсорного развития;
недостатки развития мыслительной деятельности;
недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;
пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
Дети-инвалиды
К категории детей-инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Алгоритм действия с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих ДОУ
С момента поступления детей с ОВЗ и детей-инвалидов в учреждение, с их семьями ведется тесная работа по «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих ДОУ
Ребенок с ОВЗ, поступивший в детский сад |
|||||
Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выяснение образовательного запроса |
|||||
Воспитатели Беседы, консультации, Создание комфортной для ребенка психологической среды в группе | Специалисты | Администрация ДОУ Заключение договора о взаимоотношениях между ДОУ и родителями (законными представителями) | Медработник ДОУ |
||
Проведение углубленной диагностики различных сфер развития ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида (ПМПК ДОУ) | Создание условий для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида во время его пребывания в учреждении | Составление графика приема лекарственных препаратов согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания ребенка в ДОУ |
|||
Разработка образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида |
|||||
Разработка индивидуального образовательного маршрута. Выбор образовательного содержания, видов помощи с учетом имеющихся нарушений у ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида | |||||
Реализация образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида | |||||
Проведение промежуточной аттестации, изменение (дополнение) содержания воспитательно-образовательной деятельности | |||||
Анализ и дальнейшая реализация образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида | |||||
Итоговая диагностика различных сфер развития ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида | |||||
Итоговая встреча с родителями (законными представителями), определение дальнейших форм работы с ребенком (рекомендации, советы, памятки, буклеты, консультации) |
На начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.
В работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения, администрация и специалисты ДОУ: заведующий, старший воспитатель, медработник, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации. Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации образовательного процесса. Воспитатели и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей.
Администрация, заключает договора:
Между ДОУ и родителями (законными представителями) ребёнка, посещающего ДОУ;
О психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.
Весь коллектив ДОУ способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ДОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ДОУ. Консультирует воспитателей и родителей (законных представителей), дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.
Следующим этапом осуществляется углубленная психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПк учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.
Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПк ДОУ, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).
Далее педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.
Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один или два или три года, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года, в мае в конце учебного года, в сентябре следующего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.
В конце учебного года подготовительной к школе группы по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.
При необходимости родители присутствуют при проведении педагогической диагностики. В конце учебного года по решению педагогического совета и согласию родителей дети-инвалиды направляются на РПМПК для уточнения программы обучения.
Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» часть 11 статья 79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении». Администрацией учреждения должны создаваться специальные условия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые предполагают формирование адаптированной образовательной безбарьерной среды, должны быть средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений:
Оборудование для развития общей подвижности;
Оборудование и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;
Игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
Оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;
Материалы для изобразительного творчества;
Фонотека, музыкальные игрушки;
Художественная литература для детей.
До недавнего времени такой термин, как «дети с ОВЗ» не употреблялся. О том, что воспитание детей с ОВЗ в детском саду должно рассматриваться как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, стали много говорить после вступления в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года.
Дети с ОВЗ: что это такое?
Согласно закону, обучающиеся с ОВЗ – это лица, которые имеют недостатки в физическом и/или психологическом развитии, не позволяющие им получать образование без создания особых условий. Важный момент – недостатки должны подтверждаться психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), без заключения которой ребенок не может получить статус обучающегося с ОВЗ.
- речи,
- слуха,
- зрения,
- опорно-двигательного аппарата,
- интеллекта,
- психических функций.
Как организовать обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов?
Отвечает Елена Кутепова, кандидат педагогических наук, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета
К этой категории детей с ОВЗ относят дошкольников с задержкой или комплексными нарушениями развития, а также с выраженными расстройствами поведения и эмоционально-волевой сферы, что проявляется такими признаками:
- гиперактивность;
- неврозы;
- страхи;
- повышенная тревожность;
- быстрая утомляемость;
- нарушения навыков самообслуживания;
- социальная дезадаптация, трудности при установлении эмоциональных контактов;
- склонность ребенка к однообразным действиям – моторным, речевым и пр.
Ребенок с ОВЗ в детском саду отличается более низкой работоспособностью по сравнению со сверстниками, низкой социализацией и самооценкой. Как правило, адаптация и обучение таких ребят проходит медленнее и тяжелее. Именно поэтому педагоги должны приложить максимум усилий, чтобы малыш не страдал от осознания того, что отличается от остальных детей, был принят ими и включился в учебно-воспитательный процесс.
Нередко возникает путаница в определении понятий «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид». В чем разница? «Ребенок-инвалид» имеет более узкое значение, в то время как понятие «дети с ОВЗ» включает и детей-инвалидов, и детей с отклонениями в развитии, которые подтверждены ПМПК.
Виды нарушений у детей с ОВЗ, имеющих право получать дошкольное образование
Согласно утвержденной классификации, выделяют такие типы нарушений основных функций организма:
- психические процессы – нарушение памяти, внимания, речи, мышления, эмоций;
- сенсорные функции – нарушения слуха, зрения, осязания, обоняния;
- функции обмена веществ, дыхания, кровообращения, выделения, внутренней секреции, пищеварения;
- статодинамическая функция.
Новые возможности для карьерного роста
Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.
Существует психолого-педагогическая классификация детей, относящихся к системе специального образования:
- с нарушениями в развитии, вызванными органическими поражениями центральной нервной системы и функционирования зрительного, слухового, речевого, двигательного анализаторов;
- с отклонениями в развитии – имеют перечисленные выше нарушения, однако ограничения их возможностей выражены меньше;
- со значительными нарушениями в развитии.
Категории детей с ОВЗ
Педагогическая классификация нарушений выделяет такие категории детей с отклонениями от нормы развития:
- слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- зрения (слепые, слабовидящие);
- речи в разной степени;
- интеллекта;
- психоречевого развития;
- эмоционально-волевой сферы.
Также существует классификация по степени нарушений функций и возможностей адаптации.
- Первая степень – развитие с легким или умеренным нарушением функций, патологии могут выступать показаниями к признанию инвалидности или же полностью исчезнуть при правильном воспитании и обучении.
- Вторая степень соответствует третьей группе инвалидности взрослых. Нарушения являются выраженными и относятся к функционированию органов и систем. Такие дети нуждаются в создании особых условий, поскольку их социальная адаптация ограничена.
- Третья степень соответствует второй группе инвалидности взрослых. Сильно выраженные нарушения дают серьезные ограничения возможностям ребенка.
- Четвертая степень – нарушения функций органов и систем настолько резкие, что ребенок оказывается социально дезадаптированным. Поражения имеют необратимый характер. Усилия врачей, семьи и педагогов направляются на недопущение критического состояния.
Получать дошкольное образование в группе детского сада могут дети с ОВЗ, у которых такие нарушения:
- слуха, речи, зрения;
- задержка психического развития;
- психического состояния;
- опорно-двигательного аппарата;
- педагогическая запущенность;
- психопатоподобное поведение;
- тяжелые формы аллергии;
- частые общие заболевания.
Перечисленные нарушения должны быть представлены в легкой форме, иначе ребенку требуется находиться под присмотром родителей.
Инклюзивное образование: группы комбинированной и компенсирующей направленности
Термин «инклюзивное образование» появился в законодательной базе Российской Федерации в 2012 году, до этого он не употреблялся. Его внедрение вызвано необходимостью разработки и внедрения направлений соцполитики, связанной с ростом численности детей с ОВЗ.
В последние годы количество детей с ОВЗ продолжает расти. Поэтому новые направления в соцполитике призваны сделать их обучение в дошкольных учреждениях и школах более комфортными. Базой для развития этого направления выступают актуальные научные подходы, подробные юридические механизмы, востребованные материально-технические средства, общественные и общенациональные программы, высокая квалификация педагогов.
Инклюзивное образование должно строиться вокруг стремления создать благоприятные условия для детей с ОВЗ, благодаря которым они получают равные возможности с ровесниками в получении образования и построения своей жизни. Реализация этой задачи предусматривает построение «безбарьерной» образовательной среды.
На пути внедрения инклюзивного образования возникают определенные трудности:
- отношение других детей к ребенку с ОВЗ, которое может вызывать психологические травмы;
- не всегда воспитатели осваивают идеологию инклюзивного образования, правильно реализуют методы обучения;
- родители могут быть против включения в группу особенных детей;
- зачастую дети с ОВЗ требуют дополнительного внимания и не всегда полностью могут адаптироваться к обычным условиям.
Группы комбинированной направленности подразумевают включение в детский коллектив детей с проблемами здоровья (нарушения зрения, речи, слуха, задержка психического развития, проблемы с опорно-двигательным аппаратом). Наполняемость таких групп должна соответствовать требованиям СанПиНов. Для работы с детьми воспитатель использует адаптированную образовательную программу. При этом одна программа может использоваться только в том случае, если ребенок с ОВЗ один или их несколько, но с одинаковым видом нарушений. Если у детей разные виды нарушений, то адаптированная образовательная программа прописывается под каждого из них.
Группы компенсирующей направленности посещают дети с одним и тем же видом нарушения здоровья. В таких группах работают по единственной адаптированной основной образовательной программе. Сложность заключается в том, что примерные программы пока не разработаны, а создавать их дошкольным учреждениям сложно.
Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду
Дети с ОВЗ сталкиваются со сложностями при адаптации к условиям общественного воспитания. Это связано с тем, что они привыкли к опеке родителей, не умеют устанавливать социальные контакты, не всегда могут полноценно принимать участие в играх. Большие сложности могут создавать внешние особенности или дефекты, а также использование специальных технических средств. Важно, чтобы сверстники были подготовлены к приходу малыша в группу не меньше его самого. Эта задача выполняется воспитателем. Дети должны понимать, что ребенка с ОВЗ следует воспринимать как равного, не обращая внимания на его особенности.
Дети с ОВЗ могут посещать садик кратковременно. Например, работать с одним из педагогов-специалистов, а затем общаться с другими детьми, принимать участие в их активности. При этом важна реализация индивидуального подхода, создание возможности расширить образовательное пространство ребенка за пределы ДОУ.
Как правило, педагоги используют традиционную схему взаимодействия с воспитанниками, которая должна корректироваться, когда речь идет о детях с ОВЗ. Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду должны предусматривать поэтапное усвоение нового материала, дозирование заданий, использование аудио- и визуальных средств.
Особое внимание следует уделить таким направлениям развития, как:
- физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);
- познавательные качества (развивает навыки самостоятельного изучения мира);
- социально-коммуникативные навыки (облегчает социализацию);
- художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает методы работы с разными материалами).
Роль воспитателя – выстроить корректную работу не только с детьми, но также с их семьями, наладить эффективное взаимодействие с профильными специалистами. Для этого следует пройти специальные курсы, изучить литературу, вникнуть в особенности развития, физического и психического состояния детей с ОВЗ.
Функции специалистов при обучении и воспитании детей с ОВЗ в детском саду
Правильная организация работы с детьми с ОВЗ в детском саду предусматривает строгое распределение обязанностей. Когда в ДОУ поступают дети с ограниченными возможностями здоровья, они должны пройти обследование у специалистов, которые предоставляют необходимые данные воспитателю. Рассмотрим работу, которую выполняют участники педагогического коллектива детского сада.
- Педагог-психолог:
- организация взаимодействия педагогов;
- психопрофилактическая и психодиагностическая работа с детьми;
- коррекционная работа с детьми, которые входят в группу риска;
- разработка коррекционных программ индивидуального развития ребенка;
- повышение уровня психологической компетентности воспитателей;
- консультации родителей.
- Учитель-логопед:
- диагностика уровня экспрессивной и импрессивной речи;
- составление индивидуальных планов занятий;
- проведение индивидуальных занятий;
- консультирование педагогов и родителей.
- Музыкальный руководитель:
- эстетическое и музыкальное воспитание детей;
- подбор материала для занятий с учетом физического, речевого, психологического развития детей;
- использование элементов музыкотерапии.
- Инструктор по физкультуре:
- проведение мероприятий по укреплению здоровья детей;
- улучшение психомоторных способности воспитанников.
- Воспитатель:
- проведение занятий по продуктивным видам деятельности индивидуально или разделяя детей на подгруппы;
- развитие моторики;
- прививание культурно-гигиенических навыков;
- организация индивидуальной работы с детьми с учетом рекомендаций учителя-логопеда и педагога-психолога;
- создание благоприятного микроклимата в группе;
- консультирование родителей по вопросу формирования культурно-гигиенических навыков, уровня развития мелкой моторики ребенка и его индивидуальных особенностей.
- Медперсонал:
- проведение оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий;
- осмотры детей;
- контроль соблюдения требований санитарно-эпидемиологических норм.
Для изучения проблем будущего воспитанника проводится беседа с родителями, обследование физического и психического развития, а также изучается медкарта ребенка. Собранная информация систематизируется и под руководством психолога разрабатываются индивидуальные карты развития.