История Армении, вымышленная и подлинная.  -Армянское дворянство: Терминологический словарь. Армянские войны в древности

Старейшины

Старейшины - 1) наиболее старые и опытные члены родов . Их власть обеспечивается их жизненным опытом, знанием традиций и обычаев.

Старейшина руководит хозяйственной и социальной жизнью рода, разрешает споры внутри рода.

При родовом строе совет старейшин рассматривал вопросы, касающиеся всех родовых общин , проживающих рядом, или целого племени . Он разрешал споры между родами, согласовывал их хозяйственную и иную совместную деятельность, обсуждал вопросы, которые впоследствии могли быть вынесены на народное собрание .

У многих современных народов старейшины родов продолжают играть значительную роль (например, старейшины тейпов у чеченцев). У тюркских народов старейшины называются аксакалами , то есть белобородыми .

2) Совет Старейшин - в ряде государств (в основном в древности и средневековье) - орган государственной власти состоящий из представителей аристократии или олигархии. Пополнялся либо кооптацией либо высшим должностным лицо при утверждении народного собрания. Мог существовать с советами, представлявшими народ.

В некоторых парламентах существует совет старейшин (senioren-convent) из представителей фракций . Такой орган, например, существует в германском бундестаге . Подобный орган существовал и в Государственной Думе Российской империи .

Советом старейшин назывался совещательный рабочий орган Верховного Совета СССР , образовывавшийся в каждой из палат. До 1989 года существование Совета старейшин не было юридически закреплено, и он функционировал в силу традиции , а после принятия 20 декабря 1989 г. Регламента Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР Совет старейшин получил правовой статус, его работе была посвящена статья 62 Регламента.

Совет старейшин создавался в каждой из палат (по квоте: Совет старейшин Совета Союза - один представитель на четырёх депутатов; Совет старейшин Совета Национальностей - по два представителя от каждой союзной республики и по одному от каждых автономной республики, автономной области и автономного округа); в задачи Совета старейшин входило предварительное решение организационных вопросов работы сессии Верховного Совета (обсуждение повестки дня, установление порядка обсуждения докладов и т. п.).

По конституции Франции 1795 советом старейшин называлась одна из палат парламента. Он был ликвидирован во время переворота 18 брюмера (10 ноября 1799).

См. также

  • Старейшины (христианство)

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Старейшины" в других словарях:

    Старейшинами в Ветх. Завете назывались лица, занимавшие различные общественные положения в домашнем, гражданском и церковных делах; вообще они были начальниками, главами и председателями в народных собраниях. Первое формальное признание и… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Старейшины - евр. зкеним. Старейшины. Звание старейшины и у евреев и у окружающих народов было обыкновенным должностным и почетным званием и обозначало должности разного рода (2 Пар. 12:17; Иез. 27: 9; Быт. 50.7; Чис. 22:7), где образ правления патриархальный … Словарь библейских имен

    - (у древних евреев). В патриархальный период, когда израильский народ был еще незначительным племенем, он управлялся на началах родового быта, когда всю власть и религиозную, и гражданскую сосредотачивает в своих руках глава племени, отец… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ В ВЗ звание или см. Должность С. происходит из естеств. старшинства в семье, в роде и племени (Исх 3:16,18; Чис 22:7; Нав 9:11). Но одного возраста было еще недостаточно для занятия этой должности. Важными критериями являлись… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Старейшины - (Зкейним) Совет старейшин, возглавляющий народ или государство. О назначении первых С. рассказано в книге Числа (XI, 1. 19): И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из С. Израилевых, о которых знаешь ты, что они С. народа [...]… … Энциклопедия иудаизма

    Старейшины - – представители (отцы) семейств, потом представители колен, которыми управлялся народ израильский в патриархальный период своей исторической жизни. В руках С. сосредоточена была как религиозная, так и гражданская власть. Голос С. считался… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    X.1.16.1. Старейшины племени дансян - ⇑ … Правители Мира

    X.1.9.1. Старейшины племени тоба (табгач) - ⇑ … Правители Мира

    X.1.14.1. Старейшины племен мохэ - ⇑ … Правители Мира

    X.7.14.1. Уйгурские старейшины (иркин) - ⇑ … Правители Мира

Книги

  • Тайна летающей женщины, или Исповедь Старейшины Чая , Бао Лин. Китайская даосская монахиня Лин Бао из монастыря, расположенного в живописных горах Уданшань, в мирской жизни, бывшая известным китайским ученым, обладающая феноменальными знаниями по истории…

Древнейшие упоминания об Армении

В одном из древнейших источников - Библии , Армения представлена как Араратская страна, упоминание о которой в этой книге встречается в двух местах:

Возможные предки армян

Кир Великий в 550 г. до н. э. сокрушил Мидийскую державу и основал ещё более мощное и обширное государство, в состав которого вошла и Армения. По непроверенным данным сын десятого армянского царя Ерванда Кратковечного (имевшего двух сыновей-Тиграна и Сабариса) Тигран, был одноклассником и товарищем по охоте Кира Великого.

После победы в борьбе за трон, в ахеменидской Персии , Дария , сына Гистаспа, являвшегося представителем другой ветви того же рода Ахеменидов , Армения восстала подобно большинству стран входивших в состав государства Кира. В 522-520 годах до н. э. Дарий подавляет восстания. Арменией в это время правили сатрапы из рода Ервандаканов (Оронтидов).

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Закон о возвращении
  • Сталин, Василий Иосифович

Смотреть что такое "Древняя Армения" в других словарях:

    Армения - Республика Армения, гос во в Закавказье. Название Армения впервые упоминается на высеченной в 521 г. до н. э. надписи на скале близ перс, города Керманшаха. Образовано от названия народа арим армены, населявшего Армянское нагорье (древнее… … Географическая энциклопедия

    Армения - У этого термина существуют и другие значения, см. Армения (значения). Республика Армения Հայաստանի Հանրապետություն … Википедия

    АРМЕНИЯ - 1. историческая область историческая область в Западной Азии, расположенная на землях Малой Азии и Закавказья. Границы области менялись на протяжении веков; ее территориальным ядром считается Республика Армения. 2. государство (самоназвание… … Энциклопедия Кольера

    Армения в III - IV вв. - Рассматриваемый период время значительных сдвигов в социально экономическом развитии Закавказья и, в частности, Армении. Рабовладельческие отношения, которые так и не достигли здесь полного развития, разлагаются и постепенно вытесняются… … Всемирная история. Энциклопедия

    АРМЕНИЯ - РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ Республика в Закавказском регионе Западной Азии. Граничит на севере с Грузией, на востоке с Азербайджаном, на западе и юге с Турцией. Площадь страны 29800 км2. Население (на 1998 год) составляет 3421800 человек; 93% населения… … Города и страны

    Древняя Индия - История Индии началась с возникновения Цивилизации долины реки Инд, наибольший расцвет которой произошёл в III тысячелетии до н. э. За Индской цивилизацией последовал ведический период, продолжавшийся вплоть до V века до н. э. Ведическая… … Википедия

    Армения - в своем полном объеме почти никогда или только кратковременно находилась, как целое государство, под управлением одного государя. Она лежит между 55 и 67° вост. долготы (от Ферро) и 37 ½ и 41 ¾° сев. широты. Большая длина ее от В. до Ю.З.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Великая Армения - Մեծ Հայք 190 до н. э. 428 н. э … Википедия

    Первая Республика Армения - Республика Армения Հայաստանի Հանրապետություն Республика ← … Википедия

    ПЕРСИЯ древняя - Персия древнее название страны в Юго Западной Азии, которая с 1935 официально называется Ираном. Прежде использовались оба названия, и сегодня название Персия все еще употребляется, когда речь заходит об Иране. В древности Персия стала центром… … Энциклопедия Кольера

Во все времена старейшины олицетворяли мудрость и опыт. В их руках всегда была власть, которой они наделялись, так как обладали серьезным багажом знаний. Они символизировали почитание народных обычаев и традиций. Старейшина - это человек, который мог руководить социальной и хозяйственной жизнью родового клана и решать все возникшие споры внутри него. Все спорные вопросы тщательно изучались и обсуждались, затем выносились на народное вече.

Старейшина - это...

Родовые общины или племена имели свой совет старейшин, который рассматривал животрепещущие вопросы, решал споры, возникающие между соседствующими племенами, кланами или родами. Старейшина племени или рода участвовал в разрешении споров в хозяйственной или в любой другой их совместной деятельности. И для исследования этой темы лучше всего окунуться в древнюю историю, где можно увидеть, как после возникновения государственности в Древней Греции совет старейшин переформатировали в Ареопаг, в Древнем Израиле - в Синедрион, в Древнем Риме - в Сенат.

Старейшина рода

В нашем современном мире у некоторых народов до сих пор существуют старейшины родов, например у чеченцев, ингушей и малочисленного населения бацбийцев. Тюркские народы своих старейшин называют аксакалами, то есть седобородыми.

И вот еще что интересно: в некоторых европейских парламентах до сих пор существует совет старейшин, членов которого выбирают из представителей фракций. Покажется удивительным, но в немецком Бундестаге тоже имеется подобный орган. Он присутствовал и в Российской империи вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Рассуждая на тему «Старейшина - это кто?», необходимо отметить, что советом старейшин также именовался совещательный рабочий орган в До 1989 года он не был юридически закреплен и работал в силу предписанных традиций. Совет старейшин, согласно "Регламенту Съезда народных депутатов СССР" от 20 декабря 1989 года, принял правовой статус (статья 62).

Он создавался в каждой из палат согласно квоте: в совет старейшин Совета Союзов включались один представитель из депутатов, по два представителя от союзных республик и по одному - из автономных, а также по одному из областных и автономных округов.

В задачи им ставилось принятие предварительных решений по организации работы Верховного Совета (время работы, повестка дня, порядок обсуждения докладов и т.д.).

Франция в конце XVIII века

А вот во Франции в 1795 году Советом старейшин называлась одна из палат парламента. Кстати, она была ликвидирована состоявшимся переворотом 18 брюмера (10 ноября 1799 года). Именно Наполеон Бонапарт и уничтожил правящие органы вроде Совета старейшин и Совета пятисот. Он встал у власти и создал свое новое правительство.

Итак, разбирая тему "Старейшина - это кто?", в первую очередь надо акцентировать внимание на том, что старейшиной не могли называть случайного человека преклонного возраста. Во все времена это были лучшие представители рода, племени или клана, которые могли дать дельный совет, связав воедино настоящую историю и опыт предков. Очень жаль, но зачастую их советами многие пренебрегали, а потом получали надлежащие поучительные уроки уже от самой жизни, которая учит получше любого мудреца.

История Древней Армении насчитывает не одну тысячу лет, а сами армяне жили задолго до возникновения наций современной Европы. Они существовали и до появления античных народов - римлян и эллинов.

Первые упоминания

В клинописях персидских правителей встречается название «Арминия». Также Геродот упоминает «армен» в своих трудах. По одной из версий, это был индоевропейский народ, переселившийся из Европы в XII в. до н. э.

Другая гипотеза утверждает, что праармянские племенные союзы возникли впервые на к 4-3 тысячелетию до н.э. Именно они, как утверждают некоторые ученые, встречаются в поэме «Илиада» Гомера под названием «аримы».

Одно из названий Древней Армении - Хай, - по предложениям ученых, происходит от названия народа "хайасы". Это название упоминается на глиняной хеттских таблицах во II тысячелетии до н. э., обнаруженных при археологических раскопках Хаттушаши - древней столицы хеттов.

Есть сведения, что ассирийцы называли эту территорию страной рек - Наири. По одной из гипотез, в нее входили 60 различных народов.

В начале IX в. до н. э. возникло мощное царство Урарту со столицей Ван. Считается, что это древнейшее государство на территории Советского Союза. Цивилизация Урарту, преемниками которой стали армяне, была довольно развитой. Существовала письменность, основанная на вавилоно-ассирийской клинописи, земледелие, скотоводство, металлургия.

Урарту славилась технологией возведения неприступных крепостей. На территории современного Еревана находились две из них. Первая - Еребуни, была построена одним из первых царей Аргишти. Именно она дала название современной столицы Армении. Вторая - Тейшебаини, основана царем Руса II (685-645 гг. до н. э.). Это был последний правителель Урарту. Государство не смогло противостоять мощной Ассирии и навсегда погибло от ее оружия.

На ее смену пришло новое государство. Первые цари Древней Армении - Еруанд и Тигран. Не нужно путать последнего со знаменитым правителем Тиграном Великим, который позже будет наводить ужас на Римскую империю и создаст великую империю на Востоке. Появился новый народ, образовавшийся в результате ассимиляции индоевропейцев с местными древними племенами хайами и урарту. Отсюда пошло новое государство - Армения Древняя со своей культурой, языком.

Вассалы персов

В свое время Персия являлась мощным государством. Все народы, жившие в Малой Азии, подчинились им. Эта участь постигла и Армянское царство. Господство над ними персов длилось более двух веков (550-330 гг. до н. э.).

Греческие историки об Армении времен персов

Армения - древняя цивилизация. Это подтверждают и многие историки античности, например, Ксенофонт в V в до н. э. В качестве участника событий автор «Анабасиса» описал отступление 10 тысяч греков к Черному морю через страну, которая носит название Армения Древняя. Греки увидели развитую хозяйственную деятельность, а также быт армян. Они повсюду находили в этих краях пшеницу, ячмень, ароматные вина, свиное сало, различные масла - фисташковое, кунжутное, миндальное. Древние эллины также увидели здесь изюм, стручковые плоды. Помимо продуктов растениеводства, армяне разводили домашних животных: коз, коров, свиней, кур, лошадей. Данные Ксенофонта говорят потомкам, что народ, проживающий на этом месте, был развит в экономическом плане. Обилие различных продуктов бросается в глаза. Армяне не только сами производили продукты питания, но и активно занимались торговлей с соседними землями. Конечно, Ксенофонт про это ничего не говорил, однако он перечислил некоторые продукты, которые не произрастают на данной территории.

Страбон в I в. н. э. сообщает, что Армения древняя имела очень хорошие пастбища для лошадей. Страна не уступала Мидии в этом плане и поставляла лошадей ежегодно для персов. Упоминает Страбон об обязанности армянских сатрапов, административных губернаторов времен правления персов, об обязанности поставлять в честь знаменитого празднества Митры около двух тысяч молодых жеребят.

Армянские войны в древности

Историк Геродот (V в. до н.э.) описал армянских воинов той эпохи, их вооружение. Солдаты носили небольшие щиты, имели короткие копья, мечи, дротики. На головах - плетеные шлемы, обуты они были в высокие башмаки.

Завоевание Армении Александром Македонским

Эпоха Александра Македонского перекроила всю карту и Средиземноморья. Все земли огромной персидской империи вошли в состав нового политического объединения под властью Македонии.

После смерти Александра Великого государство распадается. На востоке образуется Селевкидское государство. Некогда единая территория единого народа разделилась на три отдельных области в составе новой страны: Великая Армения, находящаяся на Араратской равнине, Софена - между Евфратом и верхним течением Тигра и Малая Армения - между Евфратом и верхним течением Ликоса.

История древней Армении хоть и говорит о постоянной зависимости от других государств, однако показывает, что она касалась только вопросов внешней политики, что благотворно сказалось на развитии будущего государства. Это был своеобразный прообраз автономной республики в составе сменяющих друг друга империй.

Часто называли базилевсами, т.е. царями. Они сохраняли лишь формальную зависимость, посылая в центр дань и войско в военное время. Никаких попыток проникнуть во внутреннюю структуру армян не предпринимали ни персы, ни эллинистическое государство Селевкидов. Если первые так управляли практически всеми своими отдаленными территориями, то правопреемники греков всегда изменяли внутренний уклад покоренных народов, навязывая им «демократические ценности» и особый порядок.

Распад государства Селевкидов, объединение Армении

После поражение Селевкидов от Рима армяне получили временную независимость. Рим еще был не готов после войны с эллинами приступить к новым завоеваниям народов. Этим и воспользовался некогда единый народ. Начались попытки восстановления единого государства, что звалось "Армения древняя".

Властитель Великой Армении Арташес объявил себя независимым царем Арташесом I. Он объединил все земли, которые говорили на одном языке, включая Малую Армению. Последняя область Софена вошла в состав нового государства позже, через 70 лет, при знаменитом правителе Тигране Великом.

Окончательное формирование армянской национальности

Считается, что при новой династии Арташесидов и произошло великое историческое событие - формирование национальности армян со своим языком и культурой. Большое влияние на них оказывало соседство с развитыми эллинистическими народами. Чеканка собственных монет с греческими надписями говорила о сильном влиянии соседей на культуру и торговлю.

Арташат - столица древнего государства Великая Армения

В эпоху правления династии Арташесидов появляются первые крупные города. Среди них - город Арташат, который стал первой столицей нового государства. В переводе с греческого он означал «радость Артаксия».

Новая столица имела выгодное географическое положение в ту эпоху. Она располагалась на магистральном пути к портам Черного моря. Время появления города совпало с налаживанием сухопутных торговых связей Азии с Индией и Китаем. Арташат стал приобретать статус крупного торгового и политического центра. Плутарх высоко оценивал роль этого города. Он дал ему статус «Карфагена Армении», что в переводе на современный язык означал город, который объединяет все близлежащие земли. О красоте и роскоши Арташата знали все средиземноморские державы.

Расцвет Армянского царства

История Армении с древнейших времен содержит яркие моменты могущества этого государства. Золотой век приходится на время правления Тиграна Великого (95-55 гг.) - внука основателя знаменитой династии Арташеса I. Столицей государства стал Тигранакерт. Этот город стал одним из ведущих центров науки, литературы и искусства всего Античного мира. Лучшие греческие актеры выступали в местном театре, знаменитые ученые и историки являлись частыми гостями Тиграна Великого. Один из них - философ Метродор, который являлся ярым противником разрастающейся Римской империи.

Армения стала частью эллинистического мира. Греческий язык проник в аристократическую верхушку.

Армения - уникальная часть эллинистической культуры

Армения в I в до н. э. - развитое передовое государство мира. Она взяла все лучшее, что было в мире - культуру, науку, искусство. Тигран Великий развивал театры, школы. Армения являлась не только культурным центром эллинизма, но и сильным в экономическом плане государством. Росла торговля, промышленность, ремесла. Отличительной чертой государства являлось то, что оно не взяло систему рабства, которую применяли греки и римляне. Все земли обрабатывали крестьянские общины, члены которых были свободными.

Армения Тиграна Великого раскинулась на обширные территории. Эта была империя, которая охватывала огромную часть от Каспийского до Средиземного морей. Ее вассалами сделались множество народов и государств: на севере - Цибания, Иберия, на юго-востоке - Парфия и арабские племена.

Завоевание Римом, конец Армянской империи

Возвышение Армении совпало с расцветом еще одного восточного государства на территории бывшего СССР - Понта во главе с Митридатом. После долгих войн с Римом Понт также потерял свою независимость. Армения была в добрососедских отношениях с Митридатом. После его поражения она осталась один на один с могущественным Римом.

После продолжительных войн единая Армянская империя в 69-66 гг. до н. э. распалась. Под властью Тиграна осталась лишь которая была объявлена «другом и союзником» Рима. Так называли все покоренные государства. Фактически страна превратилась в очередную провинцию.

После вхождения в Римскую империю начинается античный этап государственности. Страна распалась, ее земли присваивали другие государства, а местное население постоянно конфликтовало друг с другом.

Армянский алфавит

В древнейшие времена армяне пользовались письменностью на основе вавилоно-ассирийской клинописи. В эпоху расцвета Армении, во времена Тиграна Великого, страна полностью переходит на греческий язык в деловом обороте. На монетах археологи находят греческую письменность.

Армянский алфавит создан Месропом Маштоцем относительно поздно - в 405 году. Первоначально он состоял из 36 букв: 7 гласных и 29 согласных.

Основные 4 графических формы армянского письма - еркатагир, болоргир, шхагир и нотргир - развиваются только в Средние века.

История Армении, вымышленная и подлинная. В последние годы во многих государствах стали создавать свою историю, которая бы соответствовала популистским и националистическим интересам. В этих новых национальных историях полностью отвергаются все мировые исследования (они подменяются новыми сочинениями и подтасовками). Так уже было в гитлеровской Германии, историки которой утверждали, что немцы являются избранным народом, которому дано право управлять всем миром. Ими утверждалось, что немцы являются истинными ариями, при этом в название «арии» (древние индо-иранцы) подменялось своим, по которому «арии» являются предками всех белых народов (белых индоевропейцев). Все другие народы (кроме англо-саксонцев-скандинавов) не считались истинными ариями. Но Германия была не самой первой страной, где историю пересматривали в своих националистических интересах. Так было в Древней Греции, когда греки считали все другие народы варварами. Так было в Риме, где тоже считали все другие народы варварами. Такая же история господствует и в настоящее время в Израиле и среди евреев, которые до настоящего времени считают себя «богоизбранным» народом. По их теории все люди произошли от Адама (по Библии), так что можно считать все остальные народы потомками древних евреев. В настоящее время среди многих народов (и стран) господствуют свои (националистические) теории о своих народах. В стороне не осталась и Армения. Со времени получения ее независимости от Советского Союза в Армении (особенно среди ее новых молодых историках) стали распространяться новые варианты армянской истории, где считается, что армяне самый древний народ среди всех народов Ближнего Востока. Только в Армении господствует теория о том, что все индоевропейские народы (от португальцев до индийцев) произошли от древних армян, а Армянское нагорье является родиной всех ариев (очень похоже на немецкую теорию времен фашизма). Таким образом современные армяне являются (по их теории) подлинными ариями. Еще раз напомню, что подобные националистические теории я встречал и у многих других народов – у русских, израильтян, немцев, болгар, украинцев, башкир, курдов, персов, и т.д. Но в этой статье я буду рассматривать древнюю историю Армении, ее утверждения и обоснования. Сначала я приведу некоторые высказывания (утверждения) новых армянских «историков», которыми наводнен Интернет: - родиной всех индоевропейских народов является Армянское нагорье. Это гипотеза, разработанная Ивановым и Гомкрелидзе), а значит армяне - это самый древний народ среди всех индоевропейских народов, - хурриты – это древние армяне (арии), а не предки всех кавказских народов (древних урартов, маннейцев, колхов, албанов и предков современных кавказских народов – грузин, абхазов, чеченцев, ингушей, аварцев, лезгин, и т.д), - армяне – это народ Бога, созданы самим богом (это так похоже на еврейскую теорию), - Армения – это страна Бога, - Арарат – это гора Бога, - государства Урарту никогда не существовало (это была древняя Армения, только носила ошибочно другое название «Урарту»), и такого народа как урарты тоже не существовало никогда (это были армяне), - Армения и армяне существовали во времена шумерской цивилизации, - с Армянского нагорья произошли все древние цивилизации (Шумер, Элам, Египет, Хараппы), - у армянских историков популярна история написанная Мовсесом Харенаци, которая во многом написана (списана) с Библии, история армян начинается от Адама, - священная для всех шумеров страна Аратта существовала именно в Армении, а значит армяне являются предками шумеров, - цивилизация этрусков создана армянами, - этруски,баски тоже потомки древних армян, - хетты были древними армянами, - кельты как и все арии свое происхождение ведут с территории Армении (Армянского нагорья), а значит кельты Британии (бритты) и кельты Франции (галлы) являются потомками древних армян, - на территории России не было никогда европеоидов,там были только финно-угры, финны, венгры не являются европеоидами а потомки азиатских (алтайских) народов, - немцы и славяне являются потомками не ариев, какой то другой группы – «нордиков», - ямная археологическая культура (культура степей от Иртыша до Дуная) не является культурой древних индоевропейцев, как это признано многими археологами мира, - нахождение города Аркаима (Юж.Урал) одного из центра ариев ничего не меняет в их теории о происхождении всех индоевропейцев с территории Армении, - в гибели государства Великая Армения времен Тиграна II, виноваты все народы, кроме самих армян и их правителей, - в том, что значительные территории Армении заселены сейчас курдами, виноваты опять все нарды (турки, курды, русские) но только не армяне и их правители. Есть еще много всяких фантастических утверждений – кто желает, может их прочесть на любых армянских сайтах, где речь идет об истории Армении и армянского народа, особенно в группах сети ОДНОКЛАСНИКИ.РУ. Для обоснования своей новой исторической теории армянскими историками составлена даже своя карта (карта армянских псевдо-историков) расселения всех индоевропейских народов. Напомню, что эта теория (гипотеза, предложенная Ивановым и Гомкрелидзе) является одной из множества (их более двадцати) гипотез, предложенных архелогами и историками с мировыми именами. Жаль что, китайская и японская цивилизация и африканцы не включены в состав потомков армянского народа (наверно потому, что они не очень похожи на армян). Напоминаю, что первое упоминание названия Армении встречается в Бехистунской надписи, относимой к 520 г. до н. э. А первое армянское государство (Айратское царство) возникло в 323 г.лнэ когда после смерти Александра Македонского его держава стала распадаться и сатрап Восточной Армении Ерванд провозгласил себя царем, основавшим династию Оронтидов. А я повторю ПОДЛИННУЮ ИСТОРИЮ АРМЕНИИ и АРМЯНСКОГО НАРОДА. Армяне принадлежат к индоевропейской языковой семье народов мира. Армянский язык не принадлежит ни ко одной группе народов индоевропейской семьи, поэтому многие исследователи (историки) по разному трактуют историю происхождения армян. В конце 3-го тысячелетия днэ. на территории Южного Кавказа и Малой Азии не было никаких индоевропейских народов. Индоевропейцы в это время уже жили на Северном Кавказе (племена майкопской археологической культуры). На рубеже 3 и 2-го тысячелетий днэ. эти племена проникли на территорию Малой Азии. Это племена лувийцев, хеттов и палайцев. Лувийцы поселились на южном побережье М.Азии, хетты поселились в центральной части М.Азии и создали в начале 2-го тысячеления днэ. могущественную державу – Хеттское царство. Но нас интересует палайский народ, который поселился на северо-востоке М.Азии. Мощного государства они не создали, но со времени поселения их, территория на северо-востоке М.Азии стала называться страной Пала (страна палайцев). Я думаю (так думают и многие другие историки), что палайцы явились одним из древнейших компонентом армянского народа. Древнейшим ядром формирования армянского народа следует считать население страны в северо-восточной части Малой Азии, которая в ранних (16-15 веках днэ) хетских надписях, называлась Арматана, а позже (14-13 века днэ) – Хайяса. Именно с этой территории предки армян, известные под названием урумейцев, в 12 веке днэ вторглись в пределы ассирийской провинции Шуприа, расположенной к юго-западу от озера Ван. С этого времени Шуприа у ассирийцев называлась также Уруме. Примерно в 1200 году днэ с территории Балканского полуострова в северо-западную часть М.Азии вторгается новый народ – фригийцы (сначала они были известны под именем мушки, но среди восточных фригийцев был и народ под названием хайясы). По-видимому фригийцы были родственны, оставшимся на Балканах фракийцам, а возможно и греческим племенам – дорийцам, ионийцам. Эти племена примерно в это же время начали свое продвижение в Грецию. Основная часть фригийцев осела в западной части М.Азии и впоследствии основала новое государство – Фригия, которая заняла место Хеттского царства в М.Азии. Но нас интересует другая часть фригийцев, а именно тех, которые по территории северного побережья М.Азии двинулась на восток (восточные мушки, хайясы). Видимо эти племена пришли в соприкосновение с жившими на северо-востоке М.Азии палайцами. Это слияние двух народов я считаю основой древнеармянского народа. А само название (хайясы) было приобретено от восточных фригийцев. Тем более, что восточных мушков иногда называли племенами хайаса, а современные армяне и сейчас называют себя хайями. Похоже, что в древности имя восточных мушков постепенно перешло на обозначение палайцев (при их слиянии с восточными мушками-хайясами). Это произошло примерно в 1100 году днэ, а к 1000 году днэ. древнеармянский народ на северо-востоке М.Азии в основном сформировался. При этом новый народ все сильнее проникал на восток, на территорию существовавшего там государства – в Урарту и Ассирия (в Шуприю). Уже около 900 лет днэ. В западной части Урарту существовала страна, которая называлась Сухме, в которой проживал союз племен во главе которого стояли хайи (древние армяне), в юго-западной части Урарту существовала страна Шуприя, там тоже в это время начали проживать древние армяне, страна позднее стала назваться Арме-Шуприя. (кое что в моей статье повторяется, потому что статья составлена на основе разных источников). В середине 8 века днэ – Арме-Шуприя была присоединена к Урарту под названием Урме (или Арме). Население этих областей (Хайаса и Арме) к этому времени говорило на праармянском языке (это еще не был армянский язык, начался только процесс формирования армянского языка). В 610 году днэ. Урарту было покорено Мидией, большая часть территории Урарту отошла к Мидии. Урарты как народ стал исчезать, он был ассимилирован армянами (стали частью армянского народа). После падения Урарту, на его территории существовал союз племен (по мнению некоторых историков это было древнее армянское царство), называвшийся Армина, но в 520 году днэ он был завоеван и включен в состав древней персидской державы Ахеменидов. На ахеменидских памятниках имеются самые ранние изображения арменов, приносящих дань ахеменидскому царю. Из армянских земель были образованы две сатрапии с центрами в Ване (Тушпа) и Армавире. В 4 веке днэ – процесс формирования армянского народа был завершен. В 331 году днэ – после победы Александра Македонского над персами армянские сатрапии подчинились ему. В 323 г.днэ создано первое армянское государство (Айратское царство) , когда после смерти Александра Македонского его держава стала распадаться и сатрап Восточной Армении Ерванд провозгласил себя царем, основавшим династию Оронтидов (Ервандуни). Независимое существование этого государства было недолгим, оно было завоевано Антиохом III (на рубеже 3-2 века днэ). В 321 году днэ стало независимым государство Армения Малая. В 190 г.днэ после поражения Антиоха от римлян местный правитель (стратег) Арташес I возглавил восстание армян против Селевкидов и провозгласил себя независимым царём. Это было начало государства «Великая Армения». В 189 г.днэ независимым царством стала Софена. В 95-56 годах днэ государство Великая Армения достигло максимального своего могущества при царе Тигране II, правившего в 95-56 гг. днэ. В это время это государство простиралось от берегов Каспийского до берегов Средиземного моря и было крупнейшей державой Ближнего Востока. Софена тоже стала частью Великой Армении. В дальнейшем территория Великой Армении стала быстро сокращаться. Государство стало постоянно зависеть от своих соседей (Рима и Ирана). В 301 году Армения приняла христианство, Армения стала первой христианской страной. В 387 году Армения была окончательно разделена между сасанидским Ираном и Римской империей. Из этой подлинной истории видно, что армяне никак не могли быть предками шумеров, египтян, эламитян, ни предками этрусков, так как ко времени появления этих народов армянский народ еще не существовал. В 396 году Месроп Маштоц изобрел армянский алфавит. С середины 7 века на территорию Армении вторгаются арабы. В начале 8 века территория всей Армении и Грузии (Иберии-Кртли) была превращена в провинцию халифата под названием «Армения». В конце 8 века ослабленный халифат был вынужден согласиться на существование полузависимых, а затем независимых феодальных образований в Армении. Это были – Анийское царство, Ташир, Вананд, Васпуракан. В 908 году – образовалось Васпураканское царство. В 963 году – образовалось Карское царство. В 978 году – образовалось Ташир-Дзорагетское царство. В 987 году – образовалось Сюникское царство. В середине 11 века Армения подверглась агрессии Византии, а затем была завоевана сельджуками. Были ликвидированы предпосылки объединения страны. В 12 веке происходит распад сельджукского государства, Армения попадает под власть Грузии (грузинских Багратидов). Несколько армянских княжеств стали вассалами Грузии. В 1080 году в Киликии возникло армянское государство, которое существовало до 1375 года. В середине 14 века Армения стала ареной борьбы между Хулагудидами и ханами Золотой Орды. В 1375 году Киликийское царство было завоевано турками, больше армянских независимых государств не осталось. В конце 14 века Армения была разорена походами Тахтомыша и Тимура. В начале 15 века Армения попала под власть туркменских племен Кара-Коюнлу, а затем Ак-Коюнлу. Это сопровождалось истреблением армянского населения, разрушением городов. Земли армян захватывала татаская, туркменская и курдская знать. Эмиграция армян, начавшаяся еще с вторжения сельджуков, усилилась. В 16-18 веках Армения стала объектом борьбы между Османской Турцией и Сефевидским Ираном. Десятки тысяч армян были насильно выселены в Иран. По приказу шаха Аббаса I город Джульфа был разрушен, а его население было переселено в окрестности иранского Исфахана. У армян была уничтожена надежда на свое государство. Остатки территории Армении вошли в состав Эриванского беглербегства и Нахичеванского ханства. Последними остатками армянской государственности являлись 5 меликств Нагорного Карабаха, существовавшие до присоединения к России. В 1828 году в результате русско-иранской войны к России было присоединены Эриванское и Нахичеванское ханства. Из них была создана Армянская область. Более 40 тысяч армян по требованию России были переселены из Ирана. У армян опять появилась надежда на создание своей государственности. В 1915 году в восточной Турции произошло уничтожение большого количества армян (геноцид армянского народа). 28 мая 1918 года была создана независимая республика Армения. 29 ноября 1918 года была создана Армянская ССР, ставшая частью СССР. 23 сентября 1991 года Армения стала независимым государством. А теперь посмотрим историю Аммени по версии МОВСЕСА ХОРЕНАЦИ, которую любят очень повторять некоторые молодые армянские «историки» как непререкаемую истину. Мовсе́с Хоренаци́ (Моисе́й Хоре́нский) - крупнейший армянский средневековый историк, автор «Истории Армении», за создание которой, несмотря на существование более ранних исторических трудов на армянском языке, был назван «отцом армянской историографии. Считается, что он жил с 410 года по 490 год. Но некоторые ученые считают, что он жил возможно в 7-9 веке. Но это не очень важно. Важно то, что он жил в христианской Армении, и только с точки зрения христианства мог изложить историю Армении. Он не брал в расчет современные археологические исследования, он не знал современных (созданных в 20-21 веке) этнических исследований. Он не брал в расчет древнеармянские (до христианские) мифы и легенды. Он взял самый простой вариант – за основу взял христианскую Библию. И от нее начал историю всех армян. Я еще раз напомню читателям, что Библия была написана в 13-11 веках днэ (вероятно самим Моисеем, одним из пророков израильского народа). Еще напомню, что Библия была создана как история израильского народа, при написании Библии были использованы древнешумерские легенды, которые были написаны еще в 4-3 тыс.днэ. При этом все имена, использованные в Библии были заменены на израильские имена. Имя Адаб было заменено на имя Адам, имя Зиусудра заменено на имя Ной. Местом спасения Ноя и его сыновей стала не страна Дильмун с горой Шам, а стали почему то Араратские горы. И еще в Библии есть много искажений шумерских событий в угоду израильской истории. По этому искаженный источник истории и взял за основу христианский, армянский историк Мовсес Хореаци. Он переписал родословную Ноя и выбрал из нее легендарного (мифического) предка всех армян – Хайк. Выглядит это так: Ной родил Иафета, Иафет – Гамера, Гамер –Тираса, Тирас – Торгома, Торгом – Хайка. Хайк (Айк Наапет) правил древними армянами в 2107 – 2027 году днэ. Какие точные даты? Также он был основоположником царской династии Айказкни. Но в других источниках (Википедия) кто то расщедрился и записал, что он был первым царем Армении с 2492 года днэ. Кто то слишком перегнул дату. Ну это бывает. Кроме этого в легенде об Айуе гоаорится, что правитель Вавилона, тиран Бэл вторгается в созданное Айком царство и 11 августа 2492 года до нашей эры, в местечке Айон дзор (бук. «долина Айка») между ними происходит сражение. В этом сражении Айк убивает Бэла одним ударом копья. Но в 2492 году еще не было никакого Вавилонского государства???? Вавилонское царство было основано только в 1895 году аморейским вождем Суму-абумом. И это было одно из аморейских государств в Междуречье. Тогда сильными государствами в Междуречье были Ашшур, Мари, Ларса. С кем же воевал Айк??? Такого царя как Бэла там не было. Похоже армянский историк увлекся библейской легендой об армянах и ошибочно соединил с ней древнеурартские легенды, только сильно ошибся с датами. Но почему Мовсес Хоренаци не начал армянскую историю с древних армянских легенд и мифов (которые были созданы еще до появления христианства в Армении)??? Возможно к временам жизни этого историка, христианские богословы уже уничтожили большую часть этих армянских легенд (христианская религия считает все религии, существовавшие до принятия христианства языческими). Но возможно легенды армян не были уж такими древними, как бы хотелось историку. Ведь фактически армянский народ окончательно сформировался лишь в 6 веке днэ (об этом написано выше), а ведь хочется всегда показать, что армянский народ очень древний. Из древнеармянских легенд. Первоначальным культом поклонения предков армян являлась некая непостижимая Высшая Сила, Разум, называемый Ар. Физически видимым воплощением Ара считалось Солнце (Арев), которому поклонялись древние армяне, называющие себя ареворди (чада Солнца). С древнейших времен Солнечная религиозная символика занимала особое место в армянской религиозности, существуя вне времени и вне истории ее развития. Также среди древнейших культов, имеющих общие индоевропейские корни, можно назвать культ орла и льва, почитание Неба. В основу многих древнеармянских мифов легли в модифицированном виде мотивы ожесточенной борьбы между урумейцами и Ассирией, а с IX в. до н. э. - между государством Биайна (Урарту) и Ассирией. С течением времени армянский пантеон обновляется, в нём появляются новые божества, имеющие армянское, а не общеарийское происхождение. Здесь Богом-Творцом, олицетворением высшей силы и главой пантеона выступает Айк - прототип легендарного Айка-Лучника (но не Хайка из иудаистской Библии). Также, по мнению Алишана Гевонда (это армянский историк, живший 1820-1901 годах), верховным дицом армянского пантеона считался и Ванатур, которого позже заменил Арамазд. Последний же хоть и появился под воздействием зороастризма, но частично сохранил и исконно армянские черты). Аналогичным образом исконно армянскую дицуи плодородия и материнства Нар заменила Анаил. В эллинистическую эпоху (III-I вв. до н. э.) древнеармянские дицы сравнивались с античными богами: Арамазд – с Зевсом, Анаит – с Артемидой, Вааги - Гераклом, Астик – с Афродитой, Нана – с Афиной, Михр – с Гефестом, Тир – с Аполлном. И это вполне понятно – ведь греки (дорийцы, ионийцы, этолийцы) имеют общее начало своей истории с фригийцами и общие древние корни, а значит и у древних армян (потомков восточных фригийцев – хайяса) есть общие корни, в том числе в легендах. После официального принятия в Армении христианства появляются новые мифологические образы и сюжеты, древние мифы и верования подвергаются трансформации. Библейские персонажи перенимают функции архаических богов и духов, например, Иоанн Креститель (арм. Hovhannes Mkrtich) получает некоторые черты Ваагна и Тира. Для древних мифов, переданных в письменной традиции, характерна историзация содержания. Архаические боги и герои преобразовались в них в эпонимов армян, основателей страны и государства (Хайк, Арам,Ара Гецерик,Ваагн и др.). Мифические события были включены в конкретную географическую среду. Злые космические или хтонические духи и демоны стали фигурировать как «чужие» этнические вожди, цари или царицы вражеских государств (Аждахак, противник Хайка - Бэл из Вавилона, Баршамин и др.). Центральный сюжет в древне-армянской мифологии - сопротивление протоармян или армян иноземному порабощению. Эпические цари (такие как, Тигран, Арташес, Артавазд) автоматически считались также потомками легендарного (вымышленного по Библии Хайка. Возможно, что два мифических предка армян Хайк и Арам были этническими божествами двух мощных племенных союзов (хайасов и арменов), игравших в процессе этногенеза армян решающую роль. После же созданиия первых армянских государственных образований формируется новый пантеон богов, основанный на культах древних божеств и под влиянием иранских и семитских представлений и возглавленный отцом всех богов Арамаздом. Верования древних армян, как впрочем, и почти всех праиндоевропейцев связаны с почитанием множества культов, основными из которых были: культ предков, культы небесных тел (культ Солнца, культ Луны, культ Неба), поклонение тотемам: львам, орлам и быкам. Но основным культом, конечно, было поклонение богам армянского пантеона богов. Верховным богом был общий индоевропейский бог Ар (как начало начал), затем Ванатур. Позднее (во время армяно-персидских взаимоотношений) Богом-Творцом (Созидателем) стал Арамазд, отождествлённый в эпоху эллинистического влияния с Зевсом. В армянском эпосе получили развитие этногонические мифы (об эпонимах армян Хайке и Араме), мифы о близнецах и культурных героях (Ерванд и Ерваз, Деметр и Гисанэ, Санасар и Багдасар и др.), мифологический мотив о борьбе хаоса с космосом. В эсхатологических мифах прослеживается влияние митраизма и христианства. В «Давиде Сасунском» бог Михр (восходит к Митре) в образе Мгера Младшего входит в скалу, из которой он выйдет лишь тогда, когда грешный мир разрушится и возродится новый мир (по иному варианту - когда Христос придет на последний суд). По другому мифу, люди постепенно будут уменьшаться и в конце концов превратятся в ачуч-пачуч, тогда и настанет конец света. Но мифы остаются мифами если у них нет связи с фактической историей. От армянского язычества сохранилось достаточно мало текстов, сборников мифов и сказок, наиболее значительный из них - «Давид Сасунский». Памятники народного творчества хранят сведения о верованиях армян, об их молитвах и анимистическом толковании природы. Историко-познавательную и художественную ценность представляют сказки, предания, пословицы, загадки, антуни-песни, песни скитальца - пандухта, а также легенды и сказы («Гайк и Бел», «Ара Прекрасный и Шамирам», «Торк Ангех», «Рождение Ваагна», «Тигран и Аждаак», «Арташес и Артавазд», «Арташес и Сатеник»), в которых отображается борьба армян против чужеземных захватчиков, воспеваются подвиги героев-богатырей, любовь к свободе и независимость. В песенном творчестве особое место занимает поэзия гусанов, продолжавших традиции народной поэзии языческих времен. Художественно своеобразен жанр айрепов, которые в литературной обработке Наапета Кучака (16 в.) вошли в сокровищницу мировой поэзии. Масис - армянское название Арарата. В армянском переводе Библии, в некоторых армянских версиях мифа о всемирном потопе, ковчег Ксисутра (Ноя) остановился на горе Масис. Анаит, Анахит, Анахита - богиня-мать, богиня плодородия и любви, дочь (или жена) Арамазда. Отождествлялась с персидской Анахит, древнегреческими Артемидой, древнегрузинской Дали, древнеримской Дианой. Её называют Великой госпожой, покровительницей и защитницей Армянской земли. После принятия в 301 г. христианства в Армении в качестве государственной религии поклонение богине Анаит трансформировалось в поклонение Богородице. Главные храмы Анаит находились в Ерезе, Армавире, Арташате и Аштишате. Гора в Софене называлась «Троном Анаит» («Атор Анахта»). Целый район (гавар) в Ерезе в провинции Акилисена (Екегиац), где находился её главный храм, назывался «Анахтакан Гавар». Празднованиями в её честь начинался праздник созревания урожая во время празднования Навасарда (древнеармянского Нового года) (15 августа). Арамазд – верховный бог в древнеармянском пантеоне, создатель неба и земли, бог плодородия, отец богов. По одной из гипотез, его имя представляет собой вариант первоначального собственно армянского имени Ара, по другой, происходит от имени персидского бога-творца Ахура-Мазда (Ормазд). Культ Арамазда пришёл, возможно, в 6-5 веках днэ, слившись с культом местных божеств. Главное святилище Арамазда находилось в Ани (современный Камах на территории Турции) и было разрушено в конце 3 века при распространении христианства. Арев, Арэв, Арегак, буквально - «Солнце» (в переносном значении - «жизнь») – персонификация Солнца, иногда в виде колеса, излучающего свет, чаще в образе юноши. Нанэ, Нане - богиня войны, материнства и мудрости - дочь верховного бога-творца Арамазда, выглядящая как молодая женщина в одежде воина (подобно Афине), с копьём и щитом в руках. Карапет (предшественник, предвестник) - персонаж армянской мифологии, после принятия армянами христианства отождествляемый с Иоанном Крестителем, хотя большинство сюжетов связанных с ним мифов имеют дохристианское происхождение. Обычно его представляют подобным богу-громовержцу - это гремящий в облаках длинноволосый муж с пурпурной короной на голове, с крестом, в одежде, сверкающей, как пламя. Мифология древних армян очень богата, но в связи с принятием христианства многие мифы и легенды стали сильно подвержены искажению в угоду христианскому богословию. Армянский народ – древний народ, но не надо делать из него какого то «богоизбранного» народа. Что если завтра турки, курды, украинцы или греки будут всем внушать, что именно они являются «богоизбранным», самым древним и самым умным народом в мире? Я считал и продолжаю считать самым древним народом на Земле асуров, живших еще 200 млн. лет назад, от которого и произошли все народы мира. Но этого народа на современной этнической карте мира сейчас нет (хотя он и в настоящее время существует).