Что такое линия мажино. Миф о неприступности укреплённых линий. Всегда ли у немцев получалось? Разумеется, нет

МАЖИНО ЛИНИЯ - сис-те-ма французских дол-го-вре-мен-ных ук-ре-п-ле-ний и за-гра-ж-де-ний на гра-ни-це с Гер-ма-ни-ей, Люк-сем-бур-гом и час-тич-но с Бель-ги-ей.

Воз-во-ди-лась с 1926 года (по другим данным, с 1928 года) по пред-ло-же-нию Ко-мис-сии по при-гра-нич-ным ук-ре-п-ле-ни-ям под руководством во-енного министра Фран-ции (вна-ча-ле П. Пен-ле-ве, а с 1929 года А. Ма-жи-но, в честь ко-то-ро-го на-зва-на). Во-шла в строй в 1936 году, до 1940 года со-вер-шен-ст-во-ва-лась.

Главная по-ло-са обо-ро-ны, про-хо-див-шая от Лон-гюй-о-на до Бель-фо-ра, име-ла про-тя-жён-ность по фрон-ту около 400 км и глу-би-ну 10-22 км (вклю-чая по-ло-су обес-пе-че-ния глу-би-ной 4-14 км). «Мажино линия» со-стоя-ла из 3 ук-ре-п-лён-ных рай-онов: Мец-ко-го (Ло-та-ринг-ско-го), Лау-тер-ско-го (Эль-зас-ско-го) и Бель-фор-ско-го, а так-же 2 ук-ре-п-лён-ных сек-то-ров с сис-те-ма-ми за-то-п-ле-ния ме-ст-но-сти. Обо-ро-нительная по-ло-са от Страс-бу-ра до Бель-фо-ра опи-ра-лась на ес-тественные пре-пят-ст-вия (река Рейн и ка-нал Ро-на - Рейн) и не име-ла мощ-ных ук-ре-п-ле-ний. Строи-тель-ст-во обо-ро-нительных со-ору-же-ний по гра-ни-це с Бель-ги-ей к се-ве-ро-за-па-ду от «Мажино линии» на-ча-лось толь-ко в 1936 году и к началу 2-й ми-ро-вой вой-ны, в 1939-1941 годах, за-кон-че-но не бы-ло.

Все-го по-строи-ли около 5,6 тысячи дол-го-вре-мен-ных ог-не-вых со-ору-же-ний (в том числе 520 артиллерийских и 3,2 тысяч пу-ле-мёт-ных). На наи-более опас-ных на-прав-ле-ни-ях бы-ли соз-да-ны 22 круп-ные груп-пы (ан-самб-ля) дол-го-вре-мен-ных обо-ро-нительных со-ору-же-ний. Они со-еди-ня-лись ме-ж-ду со-бой под-зем-ны-ми га-ле-рея-ми и име-ли уби-раю-щие-ся внутрь ору-дий-ные баш-ни со 135-мм пуш-ка-ми, а так-же артиллерийские и пу-ле-мёт-ные ка-зе-ма-ты, по-ме-ще-ния для лич-но-го со-ста-ва, скла-ды с 3-ме-сяч-ным за-па-сом про-до-воль-ст-вия и бо-е-при-па-сов, ус-та-нов-ки для фильт-ра-ции воз-ду-ха, ав-то-ном-ные элек-тро-стан-ции, во-до-про-вод, ка-на-ли-за-цию и прочее. Бе-тон-ное пе-ре-кры-тие (до 3 м) вы-дер-жи-ва-ло пря-мое по-па-да-ние двух 420-мм сна-ря-дов.

Гар-ни-зон наи-бо-лее круп-ных со-ору-же-ний на-счи-ты-вал до 1,2 тысяч человек. Для об-слу-жи-ва-ния «Мажино линии» бы-ли соз-да-ны специальные кре-по-ст-ные вой-ска (к маю 1940 года - 224 тысяч человек). В начале 2-й ми-ро-вой вой-ны на «Мажино линии» на-хо-ди-лись 2 груп-пы ар-мий (50 ди-ви-зий).

Не-до-стат-ки «Мажино линии» вы-яви-лись ещё до на-ча-ла вой-ны. Ли-ния име-ла не-дос-та-точ-ную глу-би-ну, сла-бую про-ти-во-тан-ко-вую и про-ти-во-воз-душ-ную обо-ро-ну, не бы-ла под-го-тов-ле-на для про-ве-де-ния в её пре-де-лах ма-нёв-ра по-ле-вы-ми вой-ска-ми.

В мае - ию-не 1940 года германские вой-ска обош-ли «Мажино линию» с се-ве-ра че-рез Ар-ден-ны и вы-шли в тыл французской ар-мии, что пред-ре-ши-ло ис-ход всей Фран-цуз-ской кам-па-нии 1940 года. На-сту-п-ле-ние германской груп-пы ар-мий «Ц», пред-при-ня-тое на «Мажино линию» с фрон-та в по-ло-се ме-ж-ду Сент-Аволь-дом и Са-ар-брюк-ке-ном, ус-пе-ха не име-ло. Лишь по-сле от-хо-да по-ле-вых войск от «Мажино линии» нем-цам уда-лось пре-одо-леть по-ло-су на уз-ком уча-ст-ке. Многие гар-ни-зо-ны дол-го-вре-мен-ных обо-ро-нительных со-ору-же-ний про-дол-жа-ли со-про-тив-ле-ние и сло-жи-ли ору-жие лишь по-сле ка-пи-ту-ля-ции Фран-ции.

В по-сле-во-ен-ный пе-ри-од боль-шин-ст-во со-ору-же-ний «Мажино линия» бы-ло пе-ре-да-но под скла-ды во-енного иму-ще-ст-ва и для других це-лей.

Обойденная «линия Мажино»

Одним из действий, с помощью которого был произведен разгром союзников в кампании 1940 г., часто представляется обход линии укреплений на франко-германской границе. Они были известны под названием «линия Мажино» и закрывали южный участок границы. Считается, что линия была построена с роковой ошибкой – не был прикрыт северный участок границы, через который, собственно, и прорвались немцы. Никакой роковой ошибки, разумеется, не было. Задачей «линии Мажино» было… направить немецкое наступление во Францию по маршруту плана Шлиффена 1914 г., то есть через страны Бенилюкса. «Линию Мажино» можно назвать построенной под девизом высказывания Клаузевица: «Располагаясь за сильными укреплениями, мы заставляем противника искать решение в другом месте». Необходимость прорывать сильные укрепления должна была, по идее строителей линии, заставить немцев выбрать обходной маршрут. Это позволило бы союзникам довольно точно просчитать действия противника и навязать ему сражение в Бельгии.

Однако в действительности немцы прорвались через «продолжение» «линии Мажино» в Арденнах. 17 мая 1940 г. два 210-мм орудия открыли огонь по небольшому укреплению Ла-Фер. 18 мая два каземата с 75-мм пушками были оставлены своими гарнизонами. Немецкие штурмовые группы начали пробивать себе дорогу в глубь укреплений. Соседнее укрепление Ле Шен попыталось поддержать защитников Ла-Фер огнем 75-мм орудий, но казематы находились слишком далеко, чтобы огонь был сколь-нибудь эффективным. К концу дня 19 мая все укрепление Ла-Фер было захвачено, и немцам была открыта дорога в глубь Франции. Между 20 и 23 мая были один за одним уничтожены четыре укрепления Мобежа. Последний удар по «линии Мажино» был нанесен в июне 1940 г. в ходе операций «Тигр» и «Медведь». Против укреплений применялась 420-мм артиллерия, удары пикирующих бомбардировщиков, штурмовые группы. В целом можно сказать, что «линия Мажино» была хотя и с трудом, но прорвана немцами в нескольких местах. Не менее драматичные события разворачивались в Бельгии. Многим хорошо известен захват форта Эбен-Эмаэль парашютистами. Действительно, 10 мая 1940 г. парашютисты на 40 планерах приземлились на крышу форта Эбен-Эмаэль и заставили гарнизон капитулировать подрывом кумулятивных зарядов на куполах и башенках форта. Однако эта акция отвлекла внимание общественности от куда более важных событий. С 10 до 15 мая 1940 г. шло сражение между штурмовыми группами пехотинцев и гарнизоном форта Обин-Нефшато. С помощью 305-мм и 355-мм был разрушен форт Баттис, капитулировавший 22 мая. Опыт Вердена не прошел даром. Форты во Вторую мировую войну уже не были непреодолимым препятствием для армии, получившей опыт позиционной борьбы на Западном фронте в 1914–1918 гг.

Из книги Десять мифов Второй мировой автора Исаев Алексей Валерьевич

Обойденная «линия Мажино» Одним из действий, с помощью которого был произведен разгром союзников в кампании 1940 г., часто представляется обход линии укреплений на франко-германской границе. Они были известны под названием «линия Мажино» и закрывали южный участок

Из книги Оболганная победа Сталина. Штурм Линии Маннергейма автора Иринчеев Баир Климентьевич

Финская оборонительная линия на Карельском перешейке - Линия Маннергейма После советско-финской войны Линия Маннергейма - финский комплекс оборонительных сооружений на Карельском перешейке - стала легендой и символом советско-финской войны. Однако такое название

Из книги Украина 2046 автора Лукшиц Юрий Михайлович

Временная сюжетная линия (основные события) Временная линия Украины/ФРУ 2015 – Президентские выборы в Украине. Победа Николая Вильного.2016 – Парламентские выборы в Украине. Триумфальная победа «Силы Ренессанса»2015–2027 – Трехкратное президентство Николая Вильного.

автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Огнестрельное оружие XIX-XX веков [От митральезы до «Большой Берты»] автора Коггинс Джек

ЛИНИЯ МАЖИНО К сожалению, непрерывная линия укреплений, которая должна была защищать Францию от любого германского нашествия, была на самом деле отнюдь не непрерывной фортификационной преградой, а состояла из двух отдельных секций длиной 70 километров каждая. К этому

Из книги Босэан. Тайна тамплиеров автора Шарпантье Луи

автора Воропаев Сергей

"Зигфрида, линия" Применявшееся англо-американцами название Западного вала, германской системы фортификационных сооружений вдоль границы Франции. Во время 1-й мировой войны т. н. "линия Гинденбурга" была продлена от Северного моря до Швейцарии через французскую

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

"Мажино, линия" Система фортификационных сооружений вдоль восточной границы Франции протяженностью около 380 км. Построена в 1929-34, совершенствовалась до 1940. Считалась наиболее укрепленной пограничной линией в Европе. Свое название получила по имени французского военного

Из книги Предательство и измена. Войска генерала Власова в Чехии. автора Ауски Станислав

АМЕРИКАНСКАЯ ДЕМАРКАЦИОННАЯ ЛИНИЯ («СТОП-ЛИНИЯ») Ввиду того, что последние главы данной книги повествуют о переходе частей РОА в американский плен, а также потому, что наболевшим остается вопрос, почему некоторые части могли перейти в плен, а иные были на месте выданы

Из книги Ленинград действует. Книга 3 автора Лукницкий Павел

Глава двадцать вторая Сквозь четыре «Линии Мажино» За первую полосу обороны врага - Прорыв рубежа второй полосы - По приморскому шоссе - Сокрушение Карельского вала - Сквозь «Линию Маннергейма» - Койвисто - В часы перед штурмом Выборга - Командир стремительного

автора

Линия Керзона - Хантингтона как линия судьбы России Запад (через Византию) - двоюродный враг. Цивилизационно Византия приходилась западному миру родной сестрой. Тем не менее, крестоносцы с наслаждение грабили в Константинополе православных братьев. Вот и мы свою

Из книги Путин против либерального болота. Как сохранить Россию автора Кирпичёв Вадим Владимирович

Линия Чубайса, или линия смерти Сейчас мы разберем формацию, линию жизни, если выражаться вообще, а по сути, линию смерти, если говорить конкретно о навязанном нам способе производства.Цивилизации сталкивались, выясняли отношения и воевали всегда. Но для понимания

Из книги Путин против либерального болота. Как сохранить Россию автора Кирпичёв Вадим Владимирович

Линия Чингисхана-Грозного, или линия сердца Есть третья линия на ладони России, самая главная черта - линия российского сердца, Византии, Третьего Рима. Именно она показывает, почему Россия не Германия, и этого вы не прочитаете ни у Тойнби, ни у Хантингтона.Неизбывная

Начавшаяся 70 лет назад Вторая мировая война стала еще одним доказательством того, что генералы готовятся к войнам прошлого. Память о позиционных мясорубках прошлой войны заставила правительства разных стран заняться возведением масштабных, колоссальных по оснащенности оборонительных линий.

Несмотря на трату огромных финансовых средств, ни одна из этих «новых китайских стен» по тем или иным причинам не выполнила возложенной на нее роли . Наиболее известными для широкой аудитории являются три возводимые перед войной оборонительные линии: линия Мажино, линия Маннергейма и линия Сталина . Начнем наше знакомство с ними с самой совершенной, но от этого не ставшей более полезной, французской лини укреплений Мажино.

План французской обороны

Французские генералы полагали, что немцы будут действовать так же, как в кампании 1914 года. Попробуют провести прорыв с северо-востока через территорию Бельгии. План французской обороны предусматривал отражение немецкого наступления на реке Диль, с ведением пассивной обороны на укреплениях линии Мажино. Строительство данной линии началось в 1928 году и к 1936 году основные строительные работы были завершены. Ответственным за возведение «непреодолимой линии» обороны был военный министр Франции Андрэ Мажино, именем которого и была названа система фортификационных сооружений.

В восточной части Франции были расположены 10 самых богатых провинций, в которых в 30-40-х годах прошлого века производилось около 60% стали и стальных изделий, добывалось 76,5% цинка и 94% меди. При любом развитии войны армия должна была сделать все возможное, чтобы не допустить немцев в эти важные экономические районы. В первую очередь с северного и северо-восточного направлений.

В военной науке различают 2 основных типа обороны – жесткая (позиционная) и маневренная . При позиционной обороне войска упорно защищают выбранный рубеж и пытаются не попустить противника за линию фронта. В то же время маневренная оборона основана на том, что позиции не удерживаются жестко и могут быть сданы, когда же противник истощит свои резервы и наступательные возможности, утраченное положение обороняющиеся пытаются вернуть контрударами. Маневренная оборона вполне допускает временную потерю отдельных территорий.

Маневренный тип обороны особенно любят военные, и в большинстве случаев не переносят государственные деятели и политики . Военные любят его за то, что этот метод не делает обороняющиеся войска пассивными, не дает наступающему противнику навязывать свою волю, позволяет в подходящий момент перехватить инициативу и перейти к наступлению. В то время как позиционная оборона ставит обороняющихся в заведомо проигрышное положение, ведь противник рано или поздно нащупает брешь в обороне, что будет чревато окружением всей обороняющейся группировки.

Политиков же маневренная оборона заставляет нервничать, им бывает очень трудно объяснить населению страны потерю той или иной территории, оставления ее под властью оккупантов и связанные с этим человеческие и материальные потери. Население страны часто рассматривает это как неудачный ход войны. Моральное состояние, как и доверие к политикам падает, что может быть чревато поражением.

Задачей французской армии в войне было не допустить немцев в богатейшие промышленные районы Франции, что поставило бы страну в тяжелейшее положение и лишило армию возможности пополнения ресурсами. Париж видел выход из ситуации в выстраивании вдоль германской границы непробиваемой обороны, что требовало постройки мощных фортификационных сооружений, способных выдерживать обстрел крупнокалиберной артиллерии и длительное время сдерживать атаки больших масс пехоты.

Французы прекрасно понимали, что вермахт постарается ворваться во Францию через Бельгию, как и в Первую мировую войну, а линия Мажино просто не позволит им нанести удар в другом месте . В Париже считали, что, удерживая большую часть северной и северно-восточной границы, они не пропустят немцев в промышленные районы страны, навязав немцам полевые сражения на севере Франции с переносом боев в Бельгию. При этом французские генералы полагали, что в любой момент смогут нанести по противнику контрудар из-за линии Мажино в направлении на север, отрезая всю германскую армию и перехватывая все ее линии снабжения.

Линия Мажино

На строительство линии Мажино французы потратили очень внушительную по тем временам сумму — около 3 млрд. франков или 1 млрд. долларов. Общая численность войск, располагавшихся на линии, доходила до 300 000 человек . В подземных многоуровневых фортах размещались помещения для личного состава, мощные вентиляционные установки, электростанции, проложенные узкоколейные дороги, комнаты отдыха, госпитали, телефонные станции, которые были недосягаемы для бомб и снарядов. В верхних наземных этажах были расположены орудийные и пулеметные казематы, снабженные лифтами для подачи боеприпасов.

Форты представляли из себя вкопанные глубоко в землю бетонные «коробки», толщина стен которых доходила до 3-4 метров . Наверху обычно располагались лишь бронебашни-турели. Перед первой линией обороны по возможности были вырыты противотанковые рвы и выставлены заграждения из противотанковых ежей. За первой линией обороны находилась целая сеть из опорных точек – бетонных площадок, предназначенных для размещения пехоты, артиллерии, прожекторов.

Склады боеприпасов и снаряжения располагались на глубине до 50 метров . В глубине обороны располагались позиции дальнобойной артиллерии на железнодорожном ходу. Еще дальше располагалась старая модернизированная оборонительная линия, включавшая форты Бельфор, Верден, Эпиналь и ряд других. Глубина линии Мажино на некоторых участках доходила до 90-100 км , французские генералы считали ее неприступной.

Поэтажное устройство фортов выглядело примерно следующим образом. На поверхности были расположены лишь бетонированные пулеметные гнезда и артиллерийские блокгаузы, противотанковые ямы и заграждения. Ниже под землю уходил ряд этажей форта, связь между которыми осуществлялась по лестницам и лифтам, максимальная глубина укреплений могла достигать 100 метров . Толщина железобетонной крыши любого форта доходила до 3,5 м, что позволяло выдерживать обстрел снарядами калибра до 420 мм.

На первых двух этажах форта располагались помещения для гарнизона. Здесь же был установлен ряд дизелей, приводивших в движение вентиляционные установки, осуществляющие подачу воздуха во все помещения форта, а также динамо-машины, обеспечивавшие выработку электричества. Подобные двигатели были расположены и на других этажах, выполняя роль страхующих, на случай выхода из строя какого-либо из них.

На третьем этаже форта размещались боеприпасы для текущего боепитания и запасы воды и продуктов. На четвертом этаже находилась телефонная станция и помещения канцелярии форта.

На пятом этаже располагались запасы медикаментов и помещения госпиталя, ниже на шестом уровне проходил тоннель электрифицированной подземной узкоколейки, посредством которой осуществлялась быстрая переброска боеприпасов и войск на нужное направление. Главный путь этого подземного метро был двухколейным, вспомогательные подъездные пути – одноколейными.

На уровне седьмого этажа находился штаб форта , еще ниже были расположены резервные склады боеприпасов и резервные дизели. На достаточно большую глубину форт защищался сплошными бетонными стенами, которые устраняли возможность проникновения в форт или его подрыв с использованием подкопа.

Линия Мажино была чудом фортификационной мысли своего времени :
– 5600 долговременных оборонительных укреплений,
— 70 бункеров,
— 500 артиллерийских и пехотных блоков,
— около 500 казематов,
— многочисленные блиндажи и наблюдательные пункты.

Протяженность линии около 400 км. Средняя плотность была на уровне 7,7 сооружений на 1 км фронта (на некоторых участках это число доходило до 14). Нигде между ДОТами не было промежутков, превышающих по длине 8 км. Часть дотов была оборудована артиллерийскими и пулеметными бронеколпаками, которые могли подниматься для ведения огня и опускаться потом под землю, избегая ответного огня противника.

Основу укрепленных секторов составляли большие форты, между которыми располагались малые форты и отдельные ДОТы, а также танковые башни. Все боевые сооружения УС объединялись единым командованием, и их расположение на местности обеспечивало взаимную видимость и связь. Система огня была организована так, что соседние сооружения всегда могли поддержать огнем атакованный форт или ДОТ или закрыть огнем брешь, если укрепление захвачено или разрушено противником.

Часть укрепрайонов была оборудована специальными плотинами, которые обеспечивали затопление обширных территорий и подземных сооружений в случае их захвата неприятелем. При постройке линии были задействованы многие передовые для того времени военно-инженерные решения.

Крушение надежд

Многие историки считают, что линия Мажино не оправдала себя полностью, что является правдой лишь отчасти. Свое основное значение линия выполнила – сильно ограничила масштаб атак на те районы, которые были ей защищены. Трагедия заключалась в другом — многочисленные просчеты французского командования и руководства страны свели на нет все те преимущества, которые предоставляла им эта мощнейшая в мире оборонительная линия.

Главная и самая трагическая ошибка французского генералитета заключалась в том, что они не смогли предугадать новой тактики, которую навязал им вермахт . Немцы сделали своим козырем стремительные удары крупных механизированных соединений, основной ударной силой которых были танки.

Полевая оборона французской армии и английского экспедиционного корпуса просто не выдерживала натиска механизированных соединений. Вопреки планам французского командования им не удалось навязать немцам позиционные бои ни на территории Бельгии, ни на территории севера Франции, пропустив немецкие части в тыл линии Мажино.

/По материалам popmech.ru , rusproject.org и azbukivedi-istoria.ru /

Одна из самых известных линий оборонительных укреплений – это «линия Мажино», защищавшая западную границу Франции. Многие считают, что французы сделали стратегический просчёт, не прикрыв северный участок границы, через который гитлеровцы и пробились. Но, ошибки не было, задачей «линии Мажино» было заставить немцев повторить наступление 1914 года (по плану Шлиффена), то есть через Север –Бельгию, Люксембург, Нидерланды. Это давало французам и англичанам выигрыш во времени, позволяло навязать вермахту сражение в Бельгии.


К тому же «линия Мажино» была и на северной границе, не такая мощная, как на границе с Германией, но была, немцы её прорвали в Арденнах.

Справка: «Линия Мажино» - система это система укреплений французской границы на восточной границе, с Германией. Названа в честь военного министра Франции Андре Мажино. В её состав входили 5600 долговременных оборонительных укреплений, 70 бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, 500 казематов, а также блиндажи и наблюдательные пункты. Общая численность войск на линии достигала 300 тыс. человек. Построена с 1929 по 1934 гг., до 1940 года шло её совершенствование.

Прорыв «линии Мажино»

17 мая 1940 года 2-ва 210-мм орудия открыли огонь по укреплению Ла-Фер (Ла-Ферте), 18-го гарнизоны двух казематов отступили. 19-го захвачено всё укрепление, немецкие штурмовые группы начали захватывать одно укрепление за другим. С 20-по 23 мая немцы ликвидировали 4-ре укрепления.

После этого, вермахт провел операции «Тигр» и «Медведь» - 14 июня вермахт прорвался через Саарский укрепрайон, и к 21-му вышли в тыл укрепрайона Мец. В укрепрайоне Лаутер вермахт прорвался между Битшем и Лембаком.

Кроме того, 15 июня немцы приступили к форсированию Рейна. Рейнские укрепления пытались было дать отпор наступающим, но старые слабые капониры оказались неспособны устоять перед огнем 88-мм зениток. Войска вермахта захватили первую линию укреплений и вышли на вторую. Полевые части французов получили приказ отходить. Рейнские укрепления пали.

Методы

Широко использовали тяжёлую артиллерию, 420-мм, 280-мм осадные мортиры, 355-мм, 305 мм, 210 мм орудия, даже 88-мм зенитки успешно использовали.

Удары штурмовой авиации, пикирующих бомбардировщиков.

Штурмовые группы, специальные саперные подразделения.

Внезапность и фантазия, так например: 10 мая 1940 года немецкая десантно-штурмовая группа, на 40 планерах приземлилась на крышу форта Эбен Эмаэль (в Бельгии) и заставила гарнизон капитулировать, подорвав кумулятивные заряды на куполах и башнях форта.

По той же методике были взломаны укрепления т. н. «линии Сталина» летом 1941 года. Да и «Линию Маннергейма» Красная Армия в Финляндии взломала.
Механизм армии 20 века без особых проблем перемолол бетонные укрепления. Форты, крепости, казематы, доты не были препятствием для современных армий. Атака побеждала оборону.

С начала 1930-х годов никто не сомневался, что немцам придётся взламывать французские полосы обороны.

Андре Мажино, чьё имя осталось в истории, вовсе не был профи по строительству крепостей. Он дослужился в армии всего лишь до сержанта. Тем не менее, месье Мажино оказался ушлым политиком, способным грамотно выбивать из парламентариев звонкие монетки.

Если социалисты утратили волю сразу после заклинания «рабочие места», то остальным маэстро разложил пасьянс с гениальной идеей. Казематы с пушками и пулемётами устаревают медленнее самолётов и танков.

Лучше сейчас, в начале 1930-х, потратить деньги на укрепления. А когда танго с немцами перестанет быть томным, денежный ручеёк можно легко перенаправить лётчикам и танкистам.

Строительство укреплений линии Мажино

Факта строительства никто не скрывал. В ответ в Третьем рейхе ни шатко ни валко началась работа над чудо-пушками. Их единственным предназначением стало разбить линию обороны имени ушлого француза.

К маю 1940 года ни 600-мм мортира «Карл», ни 800-мм «Дора» до стадии боеспособных образцов ещё не дошли. В строю была всего одна новинка - 355-мм гаубица М1 от «Рейнметалл-Борзиг». В запасе у вермахта имелись, конечно, в товарных количествах «окаменелости» чешского производства калибром 305 и 420 мм. Но энтузиазма их реальные возможности не внушали даже при кайзере.

Главная проблема — попасть

При стрельбе навесом, когда ствол орудия задран наверх, вести огонь очень непросто. Ветер, ошибки в определении дистанции, мельчайшие отклонения в весе и температуре порохового заряда становились неизбежным злом для артиллеристов. Они уводили снаряд в сторону от цели, которую приходилось накрывать массой выстрелов. На поражение компактного дота уходили порой сотни тяжёлых снарядов.

То же самое с самолётами. Бомбардировщики Ю-87 почти отвесно пикировали на оборонительные сооружения и бросали бомбы. Но чаще всего никуда не попадали. Одним словом, немецкие штурмовые группы ничего хорошего не ждало.

Позвонить в колокольчик

С надутыми индюками в высоких чинах дела обстояли хорошо по обе стороны границы. Плотность постройки «линии Мажино» была неравномерной. Менее опасный участок в Арденнах строили позже и послабее. А на Маасе солдат в окопе командиры превратили в стройбат для доделки укреплений.


Немцы, напротив, месяцами учились наступать. В итоге в мае 40-го бомберы Ю-87 в доты Седана не попали, но здорово подорвали дух строителей с винтовками воем сирен и разрывами бомб по полтонны весом.

Штурмовые группы взяли французов тёпленькими. Однако повезло не всем атаковавшим. Требовалось расширить прорыв и сокрушить полноценные узлы обороны на флангах.

Решение нашли не наверху, в штабах, а на поле боя

Чтобы наблюдать за врагами, в сооружениях линии Мажино ставили специальные бронеколпаки. За характерную форму французы называли их «колоколами» (cloche).

Отливали «колокольчики» из броневой стали, с толщиной стенок около 300 мм.

Броня на зависть любому танку Второй мировой.

Некоторые колпаки вооружались пулемётами и вполне могли счистить штурмовую группу со «спины» дота.

Индюки в верхах не дали немецкой пехоте в руки эффективных тяжёлых орудий. Но штурмующие части получали зенитки калибра 88 мм («ахт-комма-ахт», как их называли немцы.). Броню в 300 мм они формально не пробивали. Но солдаты подумали: «А если выстрелить много раз в одну точку? Цель неподвижная, снарядов завались, затвор полуавтомат - знай закидывай…».


Эффект оказался поразительным. С дистанции в километр зенитки всаживали в колпаки снаряд за снарядом - и таки проламывали броню. Дот становился слепым. Его уже можно было уверенно «тыкать в ухо шомполом» силами штурмовой группы.

Ещё бодрее пошло дело у немецких зенитчиков в расстреле укреплений на берегу Рейна, в южном секторе линии Мажино. Методом «капля долбит камень не силой, но частотой падения», «ахт-комма-ахт» пробивали не только бронеколпаки, но и пару метров бетона, оставляя только хитросплетения арматуры. Неудивительно, что зенитки тащили через Рейн сразу за пехотой: выносить следующую линию бетонных коробок.

Всегда ли у немцев получалось? Разумеется, нет

В Эльзасе 246-я пехотная дивизия поставила зенитки в трёх километрах от передовой. Бронеколпаки штурмовики увидели не все. И оживший «колокольчик» с пулемётами превратил атаку 20 июня 1940 года в кровавую неудачу. Наступающие потеряли десятки солдат убитыми и сотни ранеными.

В другом случае гарнизон французского дота красной ракетой вызвал подмогу артогнём из тыла.

Вопли о помощи свои проигнорировали, зато отозвались враги. По капризу судьбы немцы тоже договорились вызывать огонь красной ракетой.

Расчёты германских гаубиц с энтузиазмом накидали на укрепления снарядов, поубивав и покалечив свои штурмовые группы.

Убийцей линии Мажино стали не опоздавшие суперпушки, не пикировщики и даже не танки. Им стали 88-мм зенитки, поставленные на прямую наводку. Их эффективность оказалась выше всех ожиданий.


Немецкие и японские офицеры осматривают захваченные укрепления

Это заставляет задуматься: а могла ли Красная армия устроить взбучку финнам на линии Маннергейма русскими 85-мм зенитками? Во-первых, в 1939 году выпустили всего 20 таких пушек. Во-вторых, орудия - это полдела. А дело будет, если к ним приложить выучку штурмовых действий пехоты. Здесь без опыта никуда.

Франция пала летом 40-го года. И причиной этому стал не прорыв линии обороны имени ушлого сержанта, а стратегические просчёты правительства Республики. Французы не смогли использовать все преимущества столь мощной системы укреплений. Самой совершенной в истории.