Андрей кураев - человек приходит в мир. Общество, где делают аборты, деградирует. – Соблюдают ли пост беременные приходские матушки

Процесс рождения – трудное испытание и для матери, и для ребенка. С давних времен появление младенца на свет считалось таинством. Сейчас к этой сакральной стороне родов, которую многие матери чувствуют часто неосознанно, примешивается изрядная доля суеверий, заимствованных из культур самых разных народов, и новомодные веяния. Беременные женщины на просторах интернета щедро делятся информацией о том, как же все-таки «родить по-православному» и с удовольствием смотрят видеофильмы о родах в ванной, океане или других еще более экзотических местах. И если на вопросы о духовной жизни будущей матери может ответить только духовник, то обо всем остальном лучше спрашивать у специалиста. Популярные мифы о беременности и родах портал «Православие.ру» попросил прокомментировать известного врача, акушера-гинеколога Спасо-Петровского госпиталя мира и милосердия Романа Гетманова, отца десяти детей.

– Поддерживает ли современное медицинское сообщество идею естественных родов?

– В начале XX века медицина сделала шаг вперед: женщины стали рожать в стационаре в присутствии профессиональных акушеров, которые могли оказать квалифицированную помощь. Сразу же стали снижаться показатели смертности, как детской, так и материнской. И все было замечательно, но прошло какое-то время, и многие профессиональные врачи поняли, что, когда женщины рожают в стационаре, получается что-то вроде конвейера: роженица приходит, делает свое дело и уходит. В рожающей женщине перестали видеть личность, ее стали воспринимать как объект родов.

Одним из первых, кто заговорил об этом серьезно, был Мишель Оден, который многие вещи назвал своими именами. Он организовал, сначала во Франции, а затем и в Англии, частные роддома и попытался вернуться назад, к тому, чтобы женщины рожали дома. Получился совершенно замечательный результат. Его методики оказались востребованы и в нашей стране. Я помню, как в начале перестройки он приезжал к нам, читал лекции. Медицинское сообщество его признает, во всяком случае еще несколько лет назад главный акушер-гинеколог Москвы профессор Марк Курцер приглашал его к себе в центр рассказывать врачам о методике современных родов. Сегодня книги Одена доступны, с ними можно познакомиться, и многие люди претворяют его мысли в жизнь. Я пять лет отработал педиатром, поэтому у меня представление не со стороны, и я понимаю, что для ребенка родиться дома – это оптимально. Но тут возникают два вопроса: насколько это возможно сегодня в наших условиях, и насколько готовы к этому сами женщины.

Для того чтобы роды были безопасными, нужно сделать так, чтобы женщина при любом осложнении в течение нескольких минут могла быть доставлена туда, где ей окажут высококвалифицированную помощь. То есть у дверей вашего дома весь период родов должна стоять машина «скорой помощи» со сложным реанимационным оборудованием, кровью и плазмой нужной группы и т.д. Может ли это обеспечить сегодня российская медицина? Конечно же, нет! Поэтому роды на дому смертельно опасны.

– А вы сами принимали роды на дому?

– Принимал, пришлось два раза. Но это были безвыходные ситуации, когда требовалось срочно оказать помощь. Специально я за это дело не возьмусь, потому что в домашних условиях врач не может ничего гарантировать. Во-первых, далеко не каждая современная женщина сможет рожать дома – наш комфортный образ жизни почти не оставляет места серьезным физическим испытаниям, так что нужна очень большая подготовка. А во-вторых, предсказать, как пройдут роды, невозможно, даже, казалось бы, в самой благополучной ситуации. Можно принять 100, 200, 300 родов дома – и рожают женщины гораздо лучше дома, чем в стационаре, – но 301-я роженица может потерять ребенка – абсолютно «на ровном месте». И это будет на совести врача.

– То есть естественные роды современной женщине недоступны?

– О медицине нельзя рассуждать прямолинейно. Ситуация в различных роддомах нашей страны разная. С другой стороны, есть еще и духовный аспект. Ведь если ты родила, например, дома или без применения лекарственных средств, это еще не есть естественные роды.

Современный образ жизни приучает нас к комфортному существованию, мы стремимся главным образом к благополучию. И роды иногда практически единственная реальная встряска, когда мы можем надеяться исключительно на помощь Божию и должны вручить себя в Его руки. Но готовы ли мы к этому?

Или вот еще проблема. Всемирная ассоциация здравоохранения сейчас всерьез задумывается над тем, чтобы ввести как норму следующее: женщина сама должна решать, каким образом она будет рожать, какие медицинские процедуры врач может делать, а какие – нет. Но ведь роженица не специалист и не представляет себе последствий! То есть медицинская бригада вместо того, чтобы заниматься своей работой, должна будет популярно объяснять, как действует тот или иной препарат? Но такова психология современного человека: он хочет все решать сам, даже во время родов.

Мишель Оден был прав, когда говорил, что главный враг женщины в родах – это ее собственная голова: ее эмоции, страхи, мысли. Он наблюдал, как рожают животные. Вот пример. В зоопарке рожала обезьянка. Вся стая сородичей собралась вокруг нее, все бурно жестикулировали, как будто бы советовали ей что-то, – и роды шли тяжело. А когда ту же обезьянку изолировали в отдельном помещении, то она рожала замечательно! Так что главный враг современной женщины при родах – это она сама! А то, как должна вести себя женщина в родах, заложено в ней природой.

– Тем не менее, многие православные женщины сейчас стремятся найти способ родов, максимально соответствующий их религиозному мировоззрению и образу жизни христианина. Какой выход у них?

–Многие женщины, и не только православные, сами себя «накручивают» по непонятно чьим советам и считают, что рожать можно вообще без какой-либо врачебной помощи. Такой «экстремистский» взгляд на вещи часто встречается у неофитов. Когда человек искренне приходит в Церковь – это замечательно. Но, как правило, те, кто сегодня приходят в церковную ограду, не имеют той культуры, которую имели их предки.

Наши современники не родились в Церкви, они не росли, не воспитывались под ее благодатным покровом. И переступая церковный порог уже будучи взрослыми людьми, они очень часто становятся максималистами. Причем максималистами во всем! И это приводит к тому, что они совершают ошибки, которых православные люди совершать не должны. Свое неофитство надо пережить, переболеть им. Ведь подобные радикальные представления обязательно рано или поздно «ответят» этим людям.

Какой образ жизни мы, как православные, должны вести? Мы должны быть целомудренными, стремиться жить с Богом, должны чаще ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Тогда и зачатие, и беременность, и роды будут естественными. А если что-то у вас идет не так, как хотелось бы в данный момент, задумайтесь, для чего Бог дает именно такие испытания, принимайте трудности со смирением. Может быть, пройдет лет двадцать, и вы будете благодарить Бога за то, что произошло именно так, а не иначе!

С моей точки зрения практикующего врача, православная женщина отличается в родах от «не православной» только одним – неосуждением других во всех грехах. Только этим, а не тем, что она уставила всю палату в родильном доме иконами. Мы нередко в роддоме сталкиваемся с тем, что приходит женщина и говорит: я православная, я хочу так-то и так-то, я не буду делать кесарево сечение или еще что-то не буду делать. Но если потом что-то идет не так, все кругом оказываются виноватыми.

Да, православная женщина понимает: роды – это естественный процесс. Но надо помнить, что все, что нам предначертано, делается для нашей духовной пользы! Кому-то Бог посылает десять детей, а кому-то одного-двух! Конечно, можно обвинить врача в том, что он прооперировал вас и создал вам проблемы – в том смысле, что теперь вы не сможете рожать десятерых подряд. Да, сегодня операция кесарева сечения применяется очень широко. Безусловно, для многих православных людей это проблема! Очень часто рубец на матке осложняет течение следующей беременности и последующие роды. Но это происходит не всегда, и благополучные исходы следующих после кесарева сечения родов не редкость. Я, например, одной женщине делал пять кесаревых сечений! Подход должен быть строго индивидуальным и в соответствии с медицинскими показаниями!

– Действительно ли кесарево сечение сегодня применяется слишком часто для того, чтобы только облегчить «работу» и женщине, и врачу?

– Я всегда боюсь говорить что-то против кесарева сечения, потому что если кто-то мне легкомысленно поверит и потеряет ребенка, то я буду в этом виноват. Я не хочу брать на себя такой грех. Но, честно говоря, очень часто показания к кесареву сечению надуманны. К сожалению, это так.

Но, с другой стороны, я очень хотел бы, чтобы читатели поняли: недоверие к врачу всегда приводит к плохим последствиям. Если Господь привел вас к врачу, то требуется смирение. Потому что не один волос не упадет с нашей головы, если на то не будет воли Божией. Если же в родах женщина начинает «качать права» – то это уже не роды, это уже начинается патологическая родовая деятельность. Организм работает совсем не так, как должен. Все вопросы нужно решать до родов, в родах нужно подчиняться профессионалу.

– Как же подготовиться, чтобы родить естественно?

– Рожать детей – самое естественное для женщины. Девочку к полноценной взрослой жизни готовят с детства – в семье: родители становятся для нее примером. За один день сделать это нельзя. И отношения с мужчиной в браке тоже должны быть полноценными, и если есть в семье мир, если семью супруги стремятся строить как «малую Церковь», то и вся их жизнь, и рождение их детей будет гармоничным.

Женщинам сейчас приходится много работать: одним – чтобы прокормить семью, другие же делают карьеру из тщеславия. Но так уж устроено природой, что мозг женщины, когда она готовится стать матерью и рожает, должен быть настроен именно на этот процесс родов и материнства. Она не должна думать в этот период о том, куда ей вложить деньги и как продать акции или еще что-то. В это время ей так нужна поддержка отца ребенка: он должен заботится о своей семье, и не только материально. Семья – это большая духовная работа. А никто сегодня не привык работать. Да и в родах многие ищут наиболее легкие безболезненные варианты. Зачем строить семью, если можно пойти сделать ЭКО и зачать ребенка без участия мужчины? Зачем 12 часов мучиться в родах, если можно гораздо быстрее сделать операцию и получить ребенка?

Православные семьи стремятся быть многодетными. Как на здоровье женщины отражается рождение каждого последующего ребенка?

– Конечно, беременность и роды – серьезный стресс для организма. Так, беременность способствует развитию разных хронических заболеваний, например варикозного расширения вен. Но, общаясь с многорожающими женщинами – а у нас на приходе есть такие, принимая их у себя в больнице, я вижу, что их здоровье уже, кажется, ничто поколебать не может – настолько они сильные, мужественные и выносливые.

А ведь, помимо физического, есть еще и духовное здоровье. Наверное, именно это дает женщине силы рожать еще детей. Читайте Евангелие: там все про это написано!

– Соблюдают ли пост беременные приходские матушки?

– Есть самые строгие дни, когда можно и попоститься. Конечно же, все индивидуально. До истощения беременную женщину доводить недопустимо, но и умеренность в пище полезна с медицинской точки зрения. А пост ведь не только в пище соблюдается.

– Общемировая тенденция такова, что женщины чаще стали рожать своего первого ребенка после 30 лет. Считается, что нужно сначала построить карьеру, стать самостоятельными, а потом уже детей «заводить». Оправдано ли это с медицинской точки зрения? Может быть, роженицы старшего возраста более готовы к родам психологически?

– Я не вижу такой связи. Как раз мозги, наши знания человеческие, образование, интеллект в родах бесполезны. Все-таки роды – это, прежде всего, тяжелая физическая работа. Во время родов организм тратит столько же калорий, сколько вы бы потратили, в одиночку разгружая железнодорожный вагон с картошкой, например. Конечно же, к такому труду более приспособлен молодой здоровый организм.

– Вы каждый день принимаете роды и своими глазами можете видеть, как трудно появиться на свет. Но у вас самого десять детей! Неужели никогда не боялись и не сомневались?

– Я, вступая в брак со своей женой, даже и не думал, что может быть по-другому. Я это понял, когда готовился к таинству венчания.

Каждый ребенок – это не только тяготы, но и огромная радость. Например, три года назад у нас родилась самая младшая дочь – какое это было чудо! А мы-то думали, что в нашем возрасте этого уже не будет. Но Господь оказал нам Свою милость.

Часто говорят о материальных трудностях. Но вот, например, мы сейчас с вами беседуем, сидя в моей московской квартире. Думаете, я сам на нее заработал? Нет, конечно: дети помогли! Жизнь идет своим чередом: когда-то жилье снимали, когда-то свое было или родители помогали. И ничего страшного и непреодолимого в этом нет.

С другой стороны, сколько было случаев в моей врачебной практике, когда люди полжизни потратили на приобретение каких-то материальных благ, а потом повзрослели и поняли, что не этого на самом деле хотели! И их уже не радует отдельная квартира, на зарабатывание которой было потрачено столько сил, если в ней пусто и не слышно детских криков и детского смеха! К сожалению, сейчас и плохая экология, и наш нездоровый образ жизни накладывают отпечаток на течение беременности и родов, на способность организма к зачатию здоровых детей. Поэтому так важно использовать шанс, если Бог нам его дает.

Беседа с психологом доабортного консультирования ЦЗМ «Покров» Е. Ю. Шабалиной состоялась в одном из кабинетов женской консультации №3 Тюмени. Здесь Елена Юрьевна второй год ведет прием женщин, решивших прервать беременность. Первое наше интервью было записано в апреле прошлого года. http://покров72. рф/novosti/nashi -publikatsii/ser dtse-i-dushu-ne- obmanesh/

Причин для абортов нет, есть причина разобраться с собой

- Елена Юрьевна, прошло уже немало времени с тех пор как Вы начали заниматься доабортным консультирование м. Меняется ли ваше представление о работе? Какие проблемы, какие предложения,выводы, к которым пришли?

В процессе работы всё больше убеждаюсь, что причин для абортов нет. Их и не может быть, и не должно быть. В чём виноват ребёнок, который пришёл в мир, чтобы жить? Если дело дошло до желания прервать божественный, без сомнения, процесс (учёные, эмбриологи со мной согласятся) - беременность, значит, есть серьёзная причина для того, чтобы разобраться с собой. Разобраться со своими мыслями, желаниями, отношениями. Разобраться со своей душой, ответить себе на вопросы: «Кто Я? Что Я? Зачем Я?».

Налицо неправильное видение проблемы, стремление уйти от реальности. Жизненные трудности, непредвиденные обстоятельства, нерешённые задачи - это неотъемлемая часть нормальной жизни любого человека, любой женщины. Вот с ними и надо что-то делать, как-то менять, решать, или - с достоинством нести. Аборт не решит проблем, только добавит. Занимаясь на практике доабортным консультирование м, непосредственно общаясь с женщинами в ситуации репродуктивного выбора, анализируя десятки и сотни подобных обстоятельств, вновь и вновь убеждаюсь, что нет таких причин, по которым стоило бы прерывать чью-то новую, зародившуюся жизнь. Новый человечек - это всегда взгляд и вклад в будущее, это перспектива, это новая жизнь.

Здесь мы не говорим об абсолютных медицинских противопоказания х, при которых существует опасность невынашивания беременности, но и в этом вопросе тоже не всё так просто.

- И что Вы предлагаете?

Ни секунды не сомневаюсь, что аборты должны быть однозначно запрещены на законодательном уровне. Чем скорее, тем лучше. Тем больше будет счастливых и здоровых детей и матерей. Других вариантов у нас просто нет. Чтобы свести аборты до минимума, а лучше - до нуля, в первую очередь надо менять законодательство. Святейший Патриарх Кирилл в январе в Государственной Думе говорил о том, что надо вывести аборты из системы ОМС. То есть запретить для начала хотя бы аборты, оплачиваемые из бюджета страны, из налогов. И, конечно, законодательно должно быть закреплено, что началом жизни человека является момент зачатия, что человек имеет право на жизнь и защиту именно с этого момента.

Я уверена, если законы будут меняться, - будет легче всем: и самим женщинам, и семьям, и государству, и медицине, врачам. Потому что врачи тоже заложники такого положения дел, они находятся в непростых условиях. Одно дело, когда беременность - факт, другое, когда - вопрос…

Например. Вот текст Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323, название которого звучит на первый взгляд безобидно: «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В главе 6 ст. 56 п.1 четко сказано: «Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины…». К тому же, бесплатно. Даже сама формулировка некорректна, а комментарии и вовсе излишни: женщина, т.е. МАМА, может самостоятельно выбирать - жить ее ребенку или нет.

Сегодняшнее право, разрешающее аборты, - чудовищный провоцирующий фактор, который позволяет думать, что можно освобождаться от беременности, что это нормально. Ведь не запрещено. Это и есть установка на аборт, причем она спущена сверху. У нас же в основном все граждане законопослушны. Я как психолог понимаю, что, если женщина будет знать, что у нее нет такой возможности, у нее и мысли будут работать совершенно в другом направлении. Если она будет знать, что вопрос об аборте не стоит, то она просто будет по-другому относиться к своему положению, к беременности, к отношениям с мужем, к мужской половине человечества, семье, к детям и к жизни вообще. Человек так устроен, он «рождён для счастья, как птица для полёта». Хочет жить спокойно и благополучно. Поэтому его разум, все его мысли, планы, действия и поступки - всё в нем будет работать на то, как организовать свою жизнь, как подготовиться заранее, как справляться с возникающими проблемами. Притом «экологично» для себя, и для других.

Без законодательного решения мы не преодолеем проблему абортов. Можно что угодно объяснять и твердить детям в школе, в семье, но при этом, если закон позволяет, цель достигнута не будет. Во всяком случае, в обозримом будущем. Разумеется, возрождение нравственности, воспитание детей и молодёжи - задача на все времена, она всегда актуальна. Только времени, с точки зрения демографии и истории, у нас на это совсем мало. Если бы мы жили в другом, более совершенном мире, возможно, законы были бы и не нужны. Пока до этого далеко.

Нелегко людям, живущим десятилетиями в условиях информационной войны, не верящим в Бога или считающим, что верят, делать такой выбор. Любой выбор делать трудно. При этом если общество не осуждает, законы позволяют. Не у каждого человека хватит сил не поддаться на соблазн решить проблему «быстро», «легко» и даже «безопасно» избавиться от «нежеланной» беременности.

Из практики знаю, что женщины в любом случае переживают глубокий внутриличностный конфликт, который не проходит бесследно. Ещё одно следствие аборта - постабортный синдром - не имеет срока давности…Запрет на аборты будет помогать и женщинам, и их мужьям верно сориентироваться в жизни, разобраться в системе личных и семейных ценностей. Им будет морально легче принять правильное решение, не будут терзать ненужные сомнения. Совесть, которую никто не отменял, будет спокойна.

- Защитников абортов немало в нашей стране…

Да, и они утверждают, что будут литься «реки крови» от криминальных абортов, если у женщин не будет выбора в этой ситуации. Неправда. Как раз наоборот. Это сейчас льются реки крови. Я работаю лицом к лицу с этими женщинами, и ни одна из них рисковать своей жизнью не согласна. Во всяком случае, мне не встречались. Просто не придется выбирать между абортом и родами. Да и выбора, собственно, быть не должно, когда речь идет о человеческой жизни.

Я часто спрашиваю: «Вот представьте, что аборты уже запретили. Что Вы будете делать?» Никто из них не сказал, что всё равно бы избавилась от ребёнка. Только раз за это время приходила одна совсем молоденькая женщина, почти девочка, настроенная решить вопрос любой ценой. Но у нее нет жизненного опыта, она просто ещё не осознавала, что говорит. Очень на это надеюсь. Все эти известные деятели больше теоретизируют по поводу защиты прав и свободы женщин, и разговоры такие же абстрактные, неподтверждённые реальностью. Когда действительно речь пойдет о том, родить ребенка или всё-таки прервать беременность с риском для жизни и здоровья и быть при этом уголовно наказуемой, то однозначно женщины начнут думать по-другому. Во всяком случае, психически здоровые всё равно захотят спокойно, без проблем жить, а таких подавляющее большинство. То, что всегда были и есть люди, готовые идти на всё ради своих личных интересов, известно. Иначе и Уголовного кодекса бы не существовало. С этим ничего не поделаешь.

Другое дело, что у женщины должен быть выбор - беременеть или нет. Это нужно решать заранее, в семье, регулировать свои отношения с мужем. Но если беременность наступила, о чем тогда может идти речь? Выбора нет - пришел в мир новый человек. Вопрос о возможном материнстве надо решать до того, как вступаешь в интимные отношения.

- А какая роль здесь отведена мужчине?

Как системный семейный психолог-консуль тант, я обязательно поднимаю этот вопрос: каковы отношения с мужем, с отцом ребенка. Приходится, к сожалению, часто слышать: «Он меня заставляет», «он не хочет ребенка». Грустно, что мужчина неправ, ведет себя низко. Но, в конце концов, не он рожает, не ему предстоит операция. Ведь женщина - мать уже с момента зачатия новой жизни в ней. Даже если весь мир ополчится против этого человечка, то мать должна защищать его, даже ценой собственной жизни. Мало ли кто «против». Совсем печально, если против отец. Однако, если зачатие свершилось,- вопрос уже решен. Такой «отец» теряет право решающего голоса. В этом случае закон семейной иерархии отступает перед законом безусловной ценности человеческой жизни. Да, мужчина - глава семьи, и если он таковым является на самом деле, он выбираетбезуслов но СЕМЬЮ и её главную ценность - детей. Даже если ему придётся больше работать, больше напрягаться, чем-то жертвовать.

Если отец ребёнка не понимает своего предназначения, своего счастья, своей ответственности, то жаль.

Общество, где делают аборты, деградирует

- Тем не менее нам приходится исходить из того, что действующий закон позволяет искусственное прерывание беременности.

Да, пока так. Что же делать? Во-первых, продолжать объединяться людям доброй воли, расширять противоабортное движение и просвещение. Чем больше людей будут понимать, что человеческая жизнь бесценна и начинается с момента зачатия, тем скорее они начнут доносить эту идею до своих детей, близких, друзей, молодежи, тем меньше будет сторонников абортов. Если каждый для себя решит, что надо об этом говорить вслух, то постепенно будет меняться и общественное мнение. Это нужно делать в семьях и в школах, в колледжах и вузах, всюду, где есть возможность. Путь просвещения - долгий и кропотливый, но верный. К счастью, сегодня есть такая возможность.

Во-вторых, безусловно, продолжать и расширять противоабортное консультирование. В разных городах, регионах уже есть организации, которые занимаются такой же деятельностью, как и наш Центр«Покров». Обязательно нужно помогать женщинам осознанно подходить к решению такого жизненно важного вопроса. Как показывает мой опыт работы, до 50 % женщин способны изменить решение в пользу рождения новой жизни и любви. Что это - чудо? Я считаю - закономерность, здравомыслие. Не всем удаётся вовремя «выйти из тумана», но у кого-то это получается. С Божьей помощью!

Я верю и часто говорю на консультациях: «Аборты скоро запретят». Меня спрашивают в ответ: «Почему Вы так думаете?». Отвечаю, что это не я так думаю - это сама жизнь к этому подводит, иначе мы не выживем как народ, как государство, как цивилизация. Сегодня почти всем известно, что «прерывание беременности» - это на самом деле прерывание жизни ребёнка, что противоречит здравому смыслу, всем нравственным и духовным законам, законам природы, наконец. Если разрешается убивать самое маленькое, самое крошечное человеческое существо ещё в утробе матери, которое абсолютно беззащитно, если нам таких не жалко, то что тогда говорить про взрослых? Общество, где делают аборты, деградирует, оно не развивается, оно обречено. Иногда слышишь аргумент: все же аборты делают. Нет, не все, слава Богу. Если бы все делали аборты, мир бы рухнул давно. Хорошо бы нам чаще вспоминать слова старца Паисия Святогорца: «Когда государственный закон не запрещает аборты, тогда последствия ложатся на каждого гражданина, потому что Бог наказывает весь народ. Но когда выходит закон, запрещающий аборты, тогда наказанию подвергается лицо, которое согрешит».

- XX век прославился легализацией абортов. Мы видим, что ни к чему доброму человечество не пришло. Кризис морали, кризис семьи, разводы, демографические, экологические проблемы…

Звенья одной цепи. Чем больше я занимаюсь этой проблемой, тем больше вижу взаимосвязь частной жизни и общества в целом. К сожалению, люди не сопоставляют, не видят, что неурядицы в семье, с детьми, c мужем, со здоровьем, проблемы на работе - имеют свою первопричину, и одна из них именно в абортах.

Главный инструмент психолога - это личность самого психолога

- Елена Юрьевна, разговаривая с вами и вашими коллегами, все больше понимаешь, что психолог доабортного консультирования должен обладать какими-то особыми качествами. Ведь это очень специфичный вид деятельности?

Вы правы. С одной стороны, необходимо, чтобы он был профессиональным психологом с образованием, с опытом консультирования. Потому что надо уметь именно консультировать: как начать беседу, как вести её, как закончить. Уметь выслушать, понять, вовремя поддержать. Необходимо владение методами и приёмами консультирования, знание и соблюдение профессиональной этики, которая предполагает строгую конфиденциальнос ть. Это базовые принципы для успешной профессиональной деятельности.

С другой стороны, важны чисто личностные качества консультанта. Он должен обладать четкой, стройной системой ценностей, широким кругозором. Если они у психолога отсутствует, то это считывается, то есть женщина почувствует сразу, что психолог неискренен, что он фальшивит. И бесполезно рассчитывать, что она ему поверит.

Личность консультанта имеет большое значение именно в плане глубокой убежденности в высокой нравственной правоте своей позиции. Психолог должен быть абсолютно уверен в безусловной ценности человеческой жизни с момента зачатия. Даже если где-то ему не хватает опыта, профессиональных качеств, то за счет своего внутреннего убеждения он может быть услышан пришедшим к нему человеком.

Самый главный инструмент в работе психолога - это личность самого психолога. Соответственно, главный инструмент в доабортном консультировании - это душа консультанта. Если психолог хотя бы немного сомневается, ничего не получится. Ведь люди приходят разные, встречаются очень сильные личности, и интеллектуально, и психологически. Если консультант не уверен, что аборт - зло, то он обречён на состояние фрустрации, и, как следствие, на усталость и эмоциональное выгорание. Психолог сам должен строить свою жизнь и искренно следовать в направлении добра, должен соответствовать тому, что он транслирует другим. Говорить о самопожертвовани и, о любви - это одно, важно стремиться соответствовать заявленному идеалу. Когда человек лицемерит, делает одно, а говорит другое, люди почувствуют это в любом случае. Результата не будет, или будет, но минимальный.

Важно умение понять и дать поддержку, причем и на время консультации, и на будущее. Предоставить женщине возможность обратиться в любое время, в том числе, лично к психологу: дать ей возможность обратной связи (телефон, электронный адрес, адрес сайта и т.п). Сообщить, что есть такая организация, как «Покров», где оказывают юридическую, психологическую и социальную помощь. Рассказать о других возможностях и органах социальной и другой поддержки. То есть, должна быть максимальная доступность для женщины, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Дать ей возможность понять, что она не одна в этом мире. Даже если ее никто больше не поддерживает - ни семья, ни знакомые, ни друзья. Интересно, что когда говорю, что мы такую помощь оказываем, то женщины искренне удивляются: «А что, такое есть? Такое бывает в наше время?»

Психологу доабортного консультирования нужно научиться любить обоих - и мать, и ее ребенка, несмотря на то, что женщина, идущая на аборт, может вызывать разные чувства. Желание помочь ребенку появиться на свет, а маме помочь вырасти как личность, должно превалировать. Потому что в любом случае, когда человек изменяет свое прежнее представление, начинаются сдвиги в мировоззрении. Вопрос можно делать аборт или нельзя - это уже мировоззренчески е вещи. Вот наша задача - помочь совершить будущей маме «скачок» в личностном развитии. Отказ от аборта - это и есть личностный рост, настоящий «скачок вверх», выбор в пользу добра, жизни и любви. В этом я убеждаюсь очень часто. Даже глаза меняются, взгляд, выражение лица. Я вижу, как расцветают женщины, которые сохранили беременность, даже если остаются или появляются трудности, тяжелые материальные условия, физическая усталость. Иногда уже в течение консультации женщина меняет свое решение. Это особенные моменты.

Абортивное мышление и «окамененное нечувствие»

- А если женщина считает, что смерть ребенка лучше, то личность деградирует, разрушается…

У меня есть один конкретный пример. Одна девушка, совсем молодая, сделала три аборта за год. Три раза приходила на консультацию, и три раза делала аборт. Причем серьёзных причин, чтобы не родить ребёночка, нет. Они с мужем решили, что «не вовремя», вот и вся причина. Человек внешне меняется на глазах. Черты лица у неё поменялись, улыбка. Не в лучшую сторону. Когда эта женщина пришла в третий раз, стало страшно за неё. Внутреннее содержание человеческой души сказывается на внешности. Не сразу, с годами, у кого как, но, так или иначе, всё проявляется. Это не только мои наблюдения. Об этом пишут и говорят знающие люди.

- При сегодняшнем уровне информированност и, знании о том, что аборт - это убийство, причем с особой жестокостью, поражаешься, что женщин это не останавливает.

В прошлый раз был похожий вопрос, я говорила о том, что срабатывает психологическая защита (http://покров72. рф/novosti/nashi -publikatsii/ser dtse-i-dushu-ne- obmanesh/). Но если женщина ничего не предпринимает, не старается изменить ситуацию, не работает над собой в этом направлении, то постепенно в ней появляется то, что в святоотеческой литературе называется «окамененным нечувствием». Психологическая защита, если с ней не работать, постепенно превращается сначала в «бронежилет», а потом в «панцирь». А что такое панцирь? Камень. Мы или идем к любви и добру, или в обратном направлении. Это духовный закон. Никакой середины быть не может.

Если нечувствительнос ть развивается, сердце каменеет. Так мне сказала одна из женщин, которая сделала уже не один аборт. К счастью, в последний раз она передумала. С ее стороны это колоссальный скачок после многих абортов. Она наконец-то поняла, что нельзя этого делать. Так вот, она сказала такую фразу: «Я чувствовала несколько раз, что сердце мое становится, как урюк, высушенный, почти каменный». Какое необычное сравнение и какое точное. Вот так психологическая защита превращается в очерствение сердца. Шутливый медицинский диагноз: «пациент скорее жив, чем мертв» в подобном случае звучит наоборот: «пациент скорее мертв, чем жив». Причем, это тоже самоирония одной из женщин, которая так и сказала: «Я скорее мертва, чем жива».

Есть такой термин в психологии - «абортивное мышление». Женщины иногда в ходе консультации признают, что у них сформировалось абортивное мышление. В этом случае я говорю: «Давайте подумаем, что надо сделать, чтобы избавиться от него?». И вот женщина начинает думать. А потом - о, эврика, инсайт! Оказывается, все просто: надо перестать делать аборты.

Семья - это система

- Аборты разрушают семейные отношения?

Это вопрос из семейной психологии. Я системный семейный консультант, психолог с системным мышлением. Семья - это самая настоящая система. В ней все взаимосвязано, всё живёт и развивается по законам функционирования семейных систем. Когда в семью приходят дети - а что может быть роднее, ближе, чем дети? - значит, они необходимы для её нормальной жизнедеятельност и, прогрессивного развития и продолжения. Если от них отказываются, выталкивают из системы, из жизни, нарушаются законы функционирования, происходит сбой определенных параметров. Уходит равновесие, меняется динамика. Причем разрушает всё это самый значимый для физического воплощения нового полезного члена семьи человек. Именно от матери зависит, родится этот ребёнок или нет. Система реагирует на любую несправедливость и старается восстановить «равновесие» доступным для неё способом. Потом не стоит ничему удивляться. Семейная система - это не только супруги и их дети, но и родители с той и другой стороны, братья, сёстры, дяди, тёти, прабабушки, прадедушки, целый род… Экзистенциальные просчёты, необдуманные, негативные поступки не проходят бесследно. Наука только подтверждает то, чему учат духовные и нравственные законы. Если человек пришел в этот мир, значит, он тут нужен. Чем больше я изучаю этот вопрос, тем больше понимаю, что для каждого есть своё место в жизни.

- Мне приходилось слышать, как родители говорили своим уже взрослым детям, что не хотели их рожать.

Это большая ошибка. Я всегда говорю женщинам: забудьте, что вы когда-то хотели сделать аборт. Ни в коем случае не говорите об этом своим детям. Такая позиция себя оправдывает. Каждая мать должна быть умным и дальновидным человеком. Лучше постараться искренне любить своего «нежеланного» в прошлом ребёнка и хорошо воспитывать…

Беседу вела Татьяна Николаева

(перепечатка данного материала допускается только после письменного разрешения автора)

Вопрос, вынесенный в заголовок данной главы, всегда был одним из основных вопросов, волновавших человека. Для чего человек рождается? Как следует жить? К чему надо стремиться? Что остается после смерти человека? Что ждет человека после смерти, и ждет ли его что-то вообще? Все эти вопросы очень часто остаются без сколько-нибудь вразумительного ответа. На них не отвечают ни современная наука, которая предпочитает их просто не обсуждать, считая их бессмысленными, ни многие из известных религий и духовных учений, которые нередко ограничиваются ссылкой на волю Бога и повторением морально-этических заповедей.

Точно так же современному человеку, даже знакомому с религией, обычно совершенно непонятно, почему с ним или с кем-то другим происходят те или иные события. Почему нередко характер человека с самого раннего детства резко контрастирует с нравами его семьи и всей его социальной среды? Почему одному всю жизнь везет, другому, наоборот, не везет, а у третьего чередуются периоды везений и невезений? Часто это пытаются объяснить наградой за праведную жизнь и наказанием за грехи. Но ведь бывает, что на человека начинают сыпаться несчастья одно за другим, хотя вроде он живет как все, ничего плохого не делает, в то время как отпетый негодяй нагло благоденствует. Получается как в том старом анекдоте: “У одного мужика пала лошадь, затем корова. Вскоре умерла его жена, и, наконец, сгорел дом. Упал мужик на колени, поднял руки к небу и закричал: “Господи, за что?” А из-за тучи выглянула бородатая физиономия и сказала: »А вот не нравишься ты мне, мужик, и все тут!”

Действительно, другого объяснения, кроме того, что одних людей Бог почему-то любит, а других - нет, проповедники часто предложить не могут. Иногда, правда, ссылаются еще на заслуги и грехи родителей и предков, отражающиеся на судьбе потомков. Но неужели человек страдает только из-за того, что когда-то нагрешили его предки? Тем более нередки случаи, когда в одной семье у детей, получивших одинаковое воспитание, совершенно различные характеры и судьбы. Если признать, что мы живем один раз, то получается, что по каким-то причинам все мы находимся в разных условиях, перед нами ставятся совершенно разные задачи, но спрос за то, как мы их решили, как прожили свою жизнь, будет одинаковый. Справедливо ли это?

На все эти вопросы отвечает зороастрийское учение о множественности воплощений человека, которое объясняет очень многие причинно-следственные взаимосвязи в его жизни, а также в эволюции всего мира. Согласно зороастризму, человек множество раз рождается (воплощается на Земле), проживает земную жизнь и умирает (переходит в невоплощенное состояние). Истинная жизнь человека включает в себя целый ряд воплощений. Надо сказать, что в настоящее время люди в основном узнают о реинкарнации (то есть о множественности воплощений) из индийских религий (буддизм, ведическая религия и т.д.). Гораздо меньше известно о том, что учение о реинкарнации признавали многие другие религии и философские системы, например, его проповедовал древнегреческий мыслитель Пифагор, однако корни этого учения - древнеарийские.

К признанию реальности реинкарнации подходит сейчас и наука. В настоящее время в литературе описано более тысячи случаев, подтвержденных многочисленными свидетелями, когда люди помнили свое предыдущее воплощение (отметим, что наиболее часто это происходит с детьми). Они вдруг начинали говорить на языке, который раньше никогда не слышали, подробно рассказывали о своем прошлом воплощении, узнавали людей, с которыми встречались только в прошлой жизни. Со взрослыми это происходит гораздо реже и обычно требует применения специальных мер, например, погружения в гипнотическое состояние. Известно, что Пифагор помнил даже четыре своих предыдущих воплощения. Многие ученые уже не сомневаются в реальности реинкарнации и ставят вопрос о серьезном научном изучении проблемы. Реинкарнация признавалась и многими деятелями раннего христианства, но обсуждение вопроса о ее официальном признании на пятом Вселенском соборе (VI век нашей эры) привело к тому, что церковь в принципе отказалась от такого понятия. Еще одна связь с изначальным учением была разорвана. Вернемся, однако, к зороастрийскому учению.

Итак, человек рождается и умирает множество раз, проживает много земных жизней. Таким образом, истинная жизнь человека, точнее, его неуничтожимой сущности, протекает в самые разные эры, эпохи, периоды в жизни Вселенной, Земли, человечества. Не следует думать, что временные интервалы между воплощениями малы (то есть рождение следует практически сразу за смертью) или постоянны. Величина этих интервалов определяется целым рядом факторов и может достигать многих миллионов лет. При этом человек необязательно все время воплощается на Земле (может и на других планетах) и все время в виде человека (может в виде животного или растения), хотя это все же наиболее типичная ситуация. При рождении человека память о его предыдущих воплощениях стирается, то есть нам дается шанс прожить жизнь как бы заново (как уже упоминалось, случаются иногда исключения из правил). Тем не менее все предыдущие воплощения действуют и в текущем, так как они заложили причины событий и запустили программы их реализации.

Зачем же человек снова и снова посылается сюда, какой в этом смысл? Что представляет собой для человека эта жизнь? Многие религии воспринимают жизнь человека как страдание, как мучение. Другие полагают, что человек рождается для счастья, для наслаждения и блаженства. В зороастризме считается, что жизнь человека, которую он должен пройти он начала и до конца, - это не блаженство, это не страдание, это работа. Нас посылают сюда делать работу, причем ту, которую мы не можем сделать где-нибудь еще.

Наиболее близкая и до боли знакомая многим жителям бывшего СССР аналогия нашей жизни здесь - это поездка “на картошку”. Это, по сути, нас послали сюда “на картошку”. И правила игры (а точнее, жизни) здесь очень простые: хочешь не хочешь, а отработай. Жизнь для человека - это проверка, испытание и, самое главное, шанс для развития. Отработай, отучись, сдай экзамен, а когда вернешься (умрешь), посмотрим, сколько ты этой картошки накопал. По количеству собранной картошки, по мешкам тебя и будут судить. Один собрал много - передовик, следовательно, его надо наградить. Другой ничего не собрал или гнилую принес, значит, должен снова собирать. Вот так все просто.

А та работа, которую мы здесь должны делать, - это выбор, выбор между добром и злом. И направляют нас сюда именно потому, что в прошлом мы сделали неправильный выбор, нарушив тем самым изначальную гармонию мира. Теперь же мы должны вращаться в этом круге воплощений, чтобы пройти свой путь очищения. То есть мир Земли можно уподобить чистилищу, хотя для некоторых он скорее грязнилище (для тех, кто еще больше оскверняется).

Еще в начале Эры смешения добра и зла, когда произошло вторжение зла (вследствие неправильного выбора воплощенных сущностей), наш земной мир был замкнут в кольцо, то есть зло было замкнуто само на себя, чтобы предотвратить его распространение. Это, кстати, один из эффективнейших методов борьбы со злом на всех уровнях его проявления. Поэтому мы и попали в этот круг воплощений, в это колесо Шаншар (или Сансара, как его называют индусы). Теперь от нас самих зависит, преодолеем ли мы зло в этом замкнутом мире, или победит зло, и наш замкнутый мир погибнет. А возможность восстановить утраченную гармонию, сделать выбор в пользу добра, мы можем только в этой земной жизни, в воплощенном состоянии. Между воплощениями такой возможности у нас не будет. Ведь из того, что здесь у нас сейчас довольно сильно зло, совсем не следует, что наш воплощенный мир несовершенен по своей сути, что совершенный мир - это только невоплощенный. Наоборот, зороастризм считает, что именно воплощенный мир наиболее целостен, именно в нем реализуется вся полнота возможных проявлений.

Отсюда же понятно, насколько нелепо рассуждать о возможности создания на Земле некоего “идеального” общества, состоящего исключительно из перевоспитанных, сознательных, бескорыстных и честных людей. Достаточного количества таких людей найти или воспитать в принципе невозможно. Пока наш мир в целом не преодолеет заключенное в нем зло, он будет использоваться только как место для исправления провинившихся. Изначально чистые сущности воплощаются у нас крайне редко, это единичные случаи. Очень мало также тех, кто в течение жизни осознал свои ошибки, решительно встал на путь исправления и достиг на этом пути заметного продвижения. Тем более нелепо пытаться воплотить свою голубую мечту об идеальном устройстве общества насильственными средствами. Создать такое общество невозможно, его можно только объявить, оболванив одних и подавив недовольство других. К тому же представления об идеальном обществе у многих людей различны, и без насилия к выбранному идеалу не продвинуться, а это является нарушением права человека на свободный выбор. Поэтому пусть такие мечты лучше остаются только мечтами и внутренним критерием самосовершенствования.

Вернемся к аналогии с посылкой “на картошку”. Итак, мы все приехали собирать картошку, но ведем себя здесь по-разному. Некоторые воспринимают эту поездку как увеселительный выезд на природу, на пикник. Они непрерывно развлекаются, отдыхают, ищут наслаждений, но до работы руки у них не доходят. Другие целыми днями поют хвалу тому, кто послал нас сюда, воспевают его безграничную мудрость, пишут ему благодарственные письма. Третьи, уединившись, предаются в тишине размышлениям о том, почему и зачем их сюда послали, и что бы сделали они; если бы от них зависело, кого, куда и когда посылать. Все это, конечно, хорошо. Но нас-то прислали сюда работать! Все это мы могли бы делать и не здесь. Оценивать нашу поездку будут по количеству и качеству собранной картошки, поэтому о работе все-таки забывать не стоит. А некоторые, недовольные условиями работы, считают, что посланы сюда несправедливо. Они бросают работу и уезжают до истечения установленного им срока. Их тут же посылают обратно, причем в еще более тяжелые условия. И так продолжается, пока они не поймут, чего от них хотят.

А если серьезно, то на Земле мы должны жить полноценной земной жизнью, не забывая, естественно, и о духовном развитии. В зороастризме не поощряется ни праздное безделье, с одной стороны, ни религиозный фанатизм и аскетизм - с другой. Религия не противопоставляется мирской жизни. Уход от мира разрешается только тем, кто уже выполнил свою земную программу, в частности, воспитал своих детей (бывают, конечно, исключения, но тогда у человека должны быть особые показания). Монастыри никогда не были распространены, ведь весь наш мир может рассматриваться как один большой монастырь. Самоубийство считается страшным грехом (ты не имеешь права разрушать не тобой созданное). Самоубийцы воплощаются снова, причем в такие условия, которые еще больше способствуют самоубийству.

Нередко можно услышать утверждение, что без зла было бы скучно жить, а следовательно, оно необходимо. Как видим, доля истины здесь есть: если смотреть с точки зрения цели нашего текущего земного воплощения, то выбор между добром и злом необходим нам для нашего развития. Но делать из этого вывод о необходимости зла вообще совершенно неверно. Представим человека, строящего себе новый дом. Он создает проект дома, придумывает методы строительства, творит уникальные вещи, нужные ему в быту, возводит стены дома. И вдруг на него обрушивается тяжелая болезнь, не только мешающая ему продолжать строительство, но и угрожающая самой его жизни. Можно ли утверждать, что до того, как человека поразила болезнь, ему было скучно, а после этого стало гораздо интереснее? Конечно же, нет. Ведь теперь вместо творческого труда ему придется долго и нудно лечиться. Поэтому часто за рассматриваемым утверждением скрывается стремление некоторых людей оправдать борьбой с трудностями (нередко создаваемыми ими же самими) свою неспособность или нежелание творчески самовыразиться, проявить себя как личность. Таким людям существование зла нужно для оправдания своего бездействия.

С учением о множественности воплощений тесно связано понятие кармы (или зармы, как она называется в авестийских текстах). Применительно к человеку карма - это общая сумма совершенных им поступков и их последствий, которая, в частности, определяет характер его нового воплощения, то есть дальнейшего существования. Все, что человек совершил в прошлых своих воплощениях, сформировало его карму на момент начала его текущей жизни. Эта карма определила место, время, среду, семью данного воплощения. Точно так же поведение человека в этой жизни отражается в его карме, закладывая основу условий следующих воплощений. Карму можно сравнить с трудовой книжкой человека, в которую заносятся все его дела, как добрые, так и злые, и содержание которой определяет многие события в его повседневной жизни, а также учитывается при приеме на новое место работы. Абсолютной предопределенности жизни учение о карме не предусматривает, как утверждают некоторые исследователи. Свобода выбора остается, а карма, можно сказать, создает фон жизни человека, притягивая к нему те или иные события. Степень зависимости от кармы сугубо индивидуальна и может существенно изменяться с течением времени. При этом она может сильнее влиять в одной из областей жизни и слабее в другой. У некоторых людей карма выступает на первый план, резко повышая роль судьбы, фатума. Таким людям очень легко предсказывать судьбу, все, что им предсказано, сбывается. То есть будущее для них практически безальтернативно. У других карма - второстепенный фактор, у них много вариантов будущего. Поэтому предсказать им это будущее гораздо сложнее, оно зависит во многом от выбора человека. Зороастрийское понимание кармы (зармы) несколько отличается от индийского и предполагает ее возникновение вследствие изначального осквернения (неправильного выбора) человека, а также подразумевает возможность каждого активно влиять на свою карму, через активное включение ускоренно ее отрабатывать и даже уходить на время от расплаты по кармическим долгам (но только до Фрашегирда). В понятие зармы входит еще и путь постепенного вычленения своего сознания из общего круга и одновременного вхождения в общий поток (две свастики). То есть понятие зармы - это понятие пути человека. Именно выбор между добром и злом формирует зарму, а также позволяет уменьшить или увеличить ее влияние. Однако многие люди не отрабатывают свою зарму, а нарабатывают, закладывая себе негативную программу на будущее.

Карму (зарму) имеет не только человек, но и любой развивающийся организм, обладающий свободой выбора. Так, существует карма народа, карма государства (это разные понятия), карма учения, карма рода каждого человека и так далее. Поэтому, рождаясь в данной семье, в данном народе, в данной стране, мы принимаем на себя, помимо своей собственной, и их карму, сложившуюся к этому моменту. Значит, мы ее заслужили, и нам придется ее отрабатывать. До тех пор пока человек не расплатится по своим кармическим долгам, он не сможет выйти из бесконечного круга воплощений, а задачей является именно выход из этого круга.

Какова же конечная цель истинной жизни, включающей в себя целую цепь воплощений? Ведь нас сюда посылают работать, а работа должна иметь какую-то глобальную цель. При создании мира каждый из нас был сотворен по образу и подобию Божию, то есть потенциально в любом человеке есть все, что есть в Боге, в Создателе Вселенной. Только все это у нас глубоко скрыто, не проявлено, не используется. Изначально поставленная перед каждым из нас цель - осознать в себе эти Божественные потенции, осознать свое единство с Творцом, а затем - приблизиться к Богу, развить у себя качества творца. Именно поэтому все наши поступки оцениваются такой высокой меркой, и именно для этого в конечном счете нам была предоставлена свобода выбора. Исходя из того, насколько мы приближаемся к этой главной цели существования или удаляемся от нее, работая на разрушение мира в целом и себя в частности, судят о каждом из нас. Только тогда, когда человек полностью очистится от зла, разовьет в себе качества творца, осознает единство всего сущего, можно считать, что он достиг конечной цели. И тогда ему может быть дано право создать свой мир, свою Вселенную.

ЧЕЛОВЕК ПРИХОДИТ В МИР


У христиан, обращающихся к проблеме эволюции, возникает совершенно естественная «аллергия» к этой концепции, в основном из-за вульгарной формы, в какой она всем нам знакома со школьной или институтской скамьи. Излагается ли эта теория как дарвинизм или как неодарвинизм, она полна нескрываемым антибиблейским задором.

Естественно, что христианину хочется противостать ей, и своих детей предупредить о том, что в школе на уроках биологии им будут говорить полную ерунду… Однако, советское наследие изживается не тогда, когда мы от него отрекаемся, но когда научаемся преодолевать отрицание советского наследия.

Есть грех, есть реакция на грех, но реакция на грех часто бывает страстной. Некоторый грех по-настоящему преодолевается тогда, когда мы оказываемся как бы «по ту сторону» и искушения, и реакции на него, когда, например, мы начинаем жить и думать не в пику советской власти, но исходя из наших собственных, внутренних мотивов и ценностей. Болезненная реакция на все связанное с концепцией эволюции является в некоторой степени логическим следствием нашей всеобщей искалеченности прежним образом жизни и воспитанием.

1. Сначала несколько слов о том, какие не-религиозные аргументы придают христианам упругость, сопротивляемость перед лицом дарвинистско-школьной пропаганды.

Дарвинистская и неодарвинистская теории эволюции не отвечают на самый главный вопрос: в чем состоит источник новизны? Естественный отбор может работать только если уже есть то многообразие, в котором он может совершать свое действие. Лишь если некоторый ассортимент уже имеется в наличии, естественный отбор может решать, какая «модель» пойдет в «массовое производство», а какая будет забракована и потомства не даст. Однако теория Дарвина не дает ответа на вопрос, откуда ассортимент взялся, откуда произошла эта разница моделей.

Что касается неодарвинизма, то есть дарвинизма, скрещенного с теорией мутаций, то ответа по сути дела он тоже не дает. Теория мутаций говорит, через какую дверь входит новизна, но это не более чем указание на дверь. Понятно, что человек вошел в комнату через дверь, а не через окно, однако это ни в коей мере не объясняет, почему именно этот человек в данное время оказался в данном конкретном месте. Теория мутаций в классическом варианте предполагает, что мутации происходят случайно, то есть имеет место случайный фактор (изменение радиационного фона, кислотной среды, и т.п.), что в результате приводит к сбою при редупликации ДНК. Происходит как-бы опечатка, но на вопрос, почему она произошла, дается наивный ответ: «Так получилось». Так иногда малыш возит, возит по столу чернильницу, а она оказывается на полу. Ребенок объясняет: «Мама, так получилось...».

Естественный отбор может объяснить (точнее – описать, а не объяснить) вариативность в рамках популяции, но не может объяснить скачок из одного вида вдругой. Поэтому Тимофеев-Ресовский справедливо заметил, что в «Происхождении видов» Дарвин говорит о чем угодно, кроме самого происхождения видов.

Эту ситуацию можно сравнить с положением человека, который всю жизнь думал, что машины растут на деревьях или в поле. Если он попадет на завод и обнаружит, что машины кто-то делает, но не увидит ничего, кроме отдела технического контроля, то естественно решит, что как раз эти тетеньки, которые проверяют продукцию и командуют, какая машина пойдет на склад, а какая обратно в цех, делают машины. На самом деле эти тетеньки есть ОТК, то есть тот естественный отбор, который и нашел Дарвин. Однако ни он, ни последующие исследователи всерьез не объяснили, кто же на самом деле занимается производством. Как не без ехидства заметил Честертон, пока еще «никто не доказал, что моторы возникли сами собой из железного лома, а из всех машин выжили в борьбе те, у которых случайно развился карбюратор».


2. Чтобы снять излишнее напряжение при обсуждении вопроса об отношениях между научной картиной мира и библейской, нужно понять, что НКМ и Библия не просто дают (подчас) разные ответы. Важно заметить, что это разные ответы на разные вопросы.

Представьте себе, что жена посылает меня в магазин и “дает установку”: “Значит, так: ты должен купить два пакета молока! Ты понял? Повтори: два пакета молока. А не так, как в прошлый раз, когда ты два тома Флоренского вместо молока домой притащил!». И вот я иду в магазин и про себя как мантру повторяю: «Два пакета молока, два пакета молока…». Наконец, уже в магазине стою в очереди в кассу и вдруг слышу, что мужик, стоящий передо мной, просить «пробить» ему два батона хлеба. Имею ли я в эту минуту право возмутиться и воскликнуть: «Люди добрые, вы только посмотрите на этого идиота! Все порядочные люди покупают два пакета молока, а этот глупец покупает два батона хлеба!»?

Целесообразность, разумность деятельности человека можно оценивать, лишь если знать, ради достижения какой цели он предпринял это свое действие, со стороны кажущееся столь странным.

Вот и для корректной оценки библейского повествования важно понять, какие смыслы оно стремится донести до нас, на какие вопросы ответить, от каких ответов на них предостеречь. Как мудро сказал отец западной церковной истории кардинал Бароний: “Намерение Священного Писания в том, чтобы научить нас тому, как идти на небо, а не тому, как идет небо” (слова, позднее повторенные Галилеем).

Главный вопрос Шестоднева: в каких отношениях находятся Бог и человек. Почему у Бога есть требования к человеку (закон)? Почему у людей есть право на надежду. Надежду на прощение, на помощь и заботу со стороны Бога? Дважды в Библии задается вопрос о человеке. Можно сказать, что все Писание есть ответ на этот вопрос. Само Боговоплощение есть ответ на этот вопрос. И этот вопрос оба раза ставится в Библии в одинаковых словах - "Что есть человек, что Ты помнишь его и сын человеческий, что Ты посещаешь его?". Но однажды он выкрикивается Иовом (Иов 7,17) - с горечью и недоумением, с мольбой отстать от него, оставить мучающегося человека в покое от жгучих Божьих касаний: доколе, Господи, Ты будешь требовать верности Тебе, Который Своей любовью ко мне разрушил весь мой мир... Второй раз эти слова произносятся Давидом (Пс.8,5) - с благодарностью за то, что вся ненависть мира не может сокрушить Божией любви к Своему помазаннику... В бездне, разделяющей эти две интонациями одних и тех же слов, вмещается вся антропология.

Чтобы понять это, и надо присмотреться к тому, как Библия показывает возникновение мира, вхождение человека в мир и его предназначение в нем.