Критика бывает двух видов. Понятие о критике и ее виды. Открытая и скрытая

Критика имеет разные имена. Развернутое указание на недостатки - это собственно критика. - короткая критика. - тоже форма критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. - эмоциональное выражение критики ситуации, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. - это критика с требованием. тоже можно считать критикой: критикой высказываний.

Данная статья посвящена преимущественно собственно критике, то есть критике самого человека либо его действий, однако общие положения по поводу критики вообще справедливы и для возражений: как их делать можно, а как стоит едва ли.

Критика по своей сути бывает справедливая и нет, по форме и обычная (к сожалению - неграмотная). Также, критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика может быть открытая и скрытая, в глаза и за спиной, справедливая и нет, деструктивная и конструктивная. Критика бывает поддерживающая и разгромная, общего плана и конкретная, мотивирующая и останавливающая. Встречается даже критика восхищенная... Какая вас больше воодушевляет?

Критика по форме может звучать очень разнообразно.

Прямая и косвенная

Развернутая и короткая

Развернутое указание на недостатки - собственно критика. Короткая критика - .

Общего плана и конкретная

Критика общего плана говорит в общем. Конкретная - детально, конкретно. Не просто что не работает, а когда и в какой степени. Из-за каких причин. И не просто как сделать лучше, а как это сделать конкретно: куда пойти, к кому обратиться.

Когда полезна

Как правило, конкретность полезна и ценна почти всегда. И чем ее больше, тем лучше. Если же говорить точнее, необходимость конкретики и детализации зависит от уровня компетентности. Если критикуемый не знает, как исправить, как сделать лучше - конкретные подсказки очень ценны. Если же специалист в курсе, ему достаточно подсказать, что ошибка допущена или где-то что-то неисправно: как ситуацию поправить, он знает лучше вас.

Направленная на личность или на действия человека

Согласитесь, это очень разные формулировки: "ты плохой" или "это был неудачный поступок", "твое высказывание некорректно" или "ты сволочь". Критика, направленная на личность, звучит как обвинения. См.

Открытая и скрытая

Поддерживающая и разгромная

Эти формы критики касаются личности, но поддерживающая укрепляет, репутацию поднимает, а разгромная - наоборот.

Разгромная использует переход на личности, использует обвинения, тяготеет к публичности.

Поддерживающая критика - с пряничками, с ресурсной смазкой. Ты талантливый. У тебя получается. Мне вообще в тебе нравится. Ты очень надежный человек. (Ты ОК)

Когда полезна

Поддерживающая критика полезна практически всегда. Если личностно критичная ситуация - просто необходима.

Деструктивная и конструктивная

Мотивирующая и останавливающая

Мотивирующая - создающая желание делать. Останавливающая - ставящая запреты делать недопустимое. Поддерживающая критика касается личности, мотивирующая направлена на действия. Ты молодец - поддерживающий момент критики. «Вперед! У тебя получится!» - момент мотивирующий.

В статье рассказывается о том, что такое критика, для чего она нужна, какой она бывает и что нужно, чтобы стать критиком.

Творчество и обсуждение

Еще в древние времена, когда наши предки и на людей не очень-то были похожи, среди них находились те, кого привлекало все необычное и странное, к примеру, музыка и рисунки. С наскальными художествами все понятно, правда, до наших дней сохранилось их не так много, как хотелось бы, но примитивные музыкальные инструменты произвели фурор, когда их нашли.

По сути, творчество с искусством любят и признают все высокоразвитые существа с высоким (по меркам животного мира) интеллектом. К примеру, дельфины и слоны умеют рисовать, и последние даже воссоздают какие-то картины своей жизни, которые видели много лет назад.

Искусство, как таковое, тесно связано с развитием общества и вообще становлением человека, как личности. Давно было доказано, что без него нормальное развитие цивилизации невозможно. И неотъемлемой частью искусства является его критика. Так что такое критика, для чего она нужна и какой бывает? В этом мы и разберемся.

Определение

В процессе критики разбирается также ценность произведения, если темой критики выступает что-то иное, кроме картины, стихов или песни, то подобное явление помогает найти правильную точку зрения, или же наиболее приближенную к ней. Так что критика может применяться не только в искусстве. К примеру, научные гипотезы и предположения в обязательном порядке подвергаются критике. Так что теперь мы знаем, что такое критика. Но какие виды ее бывают?

Хорошая и плохая

Грубо говоря, бывает хорошая, - конструктивная, и плохая критика. В первом случае ее суждения основываются на беспристрастном разборе материала, когда человек, или группа лиц в процессе обсуждения произведения искусства, научной теории и прочего опирается именно на факты, посылы и действия, а не личное отношение к автору. Проще говоря, хорошая та, которая несет в себе конструктивное обсуждение, с указанием ошибок, недоработок и минусов, и все это, независимо от личного отношения к автору или группе авторов.

Ну, а если говорить о критике плохой, то тут все с точностью наоборот - она не несет в себе ничего здравого, претензии не имеют четкого обоснования, она сильно зависит от личного отношения к автору. К слову, плохой критика может быть и та, которая просто восхваляет произведение или нечто другое, никак не обосновывая положительные оценки.

Смысл

В чем же суть критики? Без обсуждения, оценки и разбора любой творец, автор или ученый не сможет адекватно развиваться. Рано или поздно он или заболеет или же, наоборот, впадет в уныние из-за того, что никто даже не обсуждает плоды его трудов.

В науке же критика просто необходима, обычно, теории и гипотезы разрабатываются дальше, только если выдерживают первоначальную

История критики

Критика как таковая существовала всегда, но, наверное, наиболее известной она стала в Древней Греции и Риме, где было множество талантливых поэтов, скульпторов, художников и ученых. Но все же стоит помнить - порой критика бывает вредна, особенно если дает ее человек, абсолютно ничего не понимающий в данном вопросе. Но правильно ли утверждение о том, что прежде, чем начать что-то или кого-то критиковать, нужно детально разбираться в теме?

И да, и нет. С одной стороны, человек не обязан сам уметь писать стихи для того, чтобы оценить чье-то творение, то же самое с песнями и иными сказаниями.

Но с другой стороны, если человек начинает критиковать технику написания картины, проектировку здания или пропорции скульптуры, ему полезно для начала получить хоть какие-то представления об этих процессах.

Критиковать всегда намного легче, чем создавать. И, кстати, мало кто критикует, к примеру, общую теорию относительности Эйнштейна, или предположения о происхождении древнего урагана на Юпитере, ведь для этого нужно понимать, о чем говоришь.

Некоторые относятся к критикам отрицательно, считая их просто жуликами, которые наживаются на чужих произведениях, и такие случаи порой бывают в самом деле. А некоторые критики специально провоцируют авторов на ссоры, драки и скандалы.

Так что, теперь мы знаем, что такое критика, для чего она нужна, и какой бывает.

Критика (от фр. critique из др.-греч. «искусство разбирать, суждение») -

· выявление противоречий;

· выявление ошибок и их разбор

· р азбор и оценка литературных, музыкальных, театральных и других художественных произведений с целью дать им оценку (например, литературная критика);

· отрицательное суждение о чём-либо (в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков;

· исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников).

· отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.

  • отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.

Виды и формы критики

Критика бывает справедливая и нет, грамотная и обычная (к сожалению - неграмотная). Критика может звучать в самой разной форме. Это может быть развернутое указание на недостатки, собственно критика. Замечание - короткая критика. Обвинение - тоже формы критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство - эмоциональное выражение критики, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. Претензия - это критика с требованием. Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказывания.

Критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика может быть открытая и скрытая, в глаза и за спиной, справедливая и нет, деструктивная и конструктивная. Критика бывает поддерживающая и разгромная, общего плана и конкретная, мотивирующая и останавливающая. Встречается даже критика восхищенная...

Виды и формы критики

Критика имеет разные имена. Развернутое указание на недостатки - это собственно критика.

Замечание - короткая критика.

Обвинение - тоже форма критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки.

Недовольство - эмоциональное выражение критики ситуации, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками.

Претензия - это критика с требованием.

Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказываний.

Критика по своей сути бывает справедливая и нет , по форме грамотная и обычная (к сожалению - неграмотная).

Критика - опасна. Обычная критика вызывает обиды и протесты, провоцирует конфликты, портит отношения, а тот, кого критикуют, лучше не становится.

Грамотная критика экологична для партнера, сохраняет отношения и конструктивна - помогает решать вопросы более эффективно . Грамотная критика не обвиняет и обсуждает не личность, а действия, поступки.

Главные ориентиры критики

Критиковать надо не тогда и не так, когда и как рвется с души, а чтобы получить нужный результат. Разберитесь с "Потому что и Для того, чтобы". Ваши ориентиры -

· позитив: ваша критика должна рождать энергию, уверенность в себе, желание действовать,

· конструктив: не что плохо, а что и как можно сделать лучше.

· ответственность. За результат вашей критики отвечаете вы. Результатом критики должно оказаться не желание человека защититься и ударить в ответ, а благодарность за внимание и желание измениться (или поправить сделанное).

Композиция грамотной критики

Чтобы критика была услышана и дала нужный эффект, ее композицию (формулу) нужно построить оптимальным образом. Основные формулы грамотной критики:

· Плюс-минус-плюс,

· Веселый наезд

· Развернутая критика,

· Критика в обход сопротивлений.

· Критика, развернутая до размеров разборки: смотри

Критика Плюс-минус-плюс

Самая простая и эффективная формула грамотной критики имеет следующий вид: ПЛЮС - МИНУС - ПЛЮС.

Пункт раз: Плюс, «Что хорошо» . Начинать практически всегда имеет смысла с какого-то позитива, что обеспечит контакт с человеком, создаст ему запас Ресурсного состояния и предупредит его, такой возможный, уход в защиту.

Пункт два: Минус, а точнее, «Как можно сделать это лучше» . Тут лучше говорить не что плохо, не что нужно исправлять, а что можно сделать лучше, что можно изменить или добавить.

Исправляют - дефективное, а добавляют - к хорошему. Говорить про необходимость «исправить» - конфликтно, а о возможности изменить и добавить - нормально, это сохраняет конктакт.

По возможности, это «изменить и добавить» сделайте понятным, конкретным, дайте позитивный образец, чтобы вашими словами можно было воспользоваться. И тогда МИНУС оказывается не негативной констатацией, а конструктивной и доброжелательной подсказкой.

Вроде бы и минус, но одновременно как бы и подарок, и вместо желания агрессивно защититься «А на себя-то посмотри!» появляется понимание, что действительно можно сделать.

Пункт три: снова Плюс . Чтобы желание воплотилось в действие, его надо поддержать финальным плюсом: чем-то позитивным, энергичным и воодушевляющим.

«Ведь ты же - талантливый? У тебя - получится!»

Итого, начинай с достоинств, продолжи трудным, заверши приятным и воодушевляющим!

Веселый наезд - претензии и обвинения скорее шутливого плана и на высоком эмоциональном тоне, заражающим того, на кого наезжают.

Веселый наезд - одна из форм грамотной критики.

Развернутая критика - вид критики «Плюс-минус-плюс», где основной элемент ("минус") говорится не коротко, а подробно разворачивается. Развернутая критика имеет смысл, когда человек не обидчив, вопрос критики - не больной, не острый, а важным оказывается момент конструктива - как на будущее делать лучше.

Формула развернутой критики:

· Что хорошо (ресурсная смазка),

· Что добавить или изменить (собственно конструктивная критика),

· Как это лучше сделать (детализация в подсказку),

· Кто в этом поможет (люди или другие ресурсы в помощь и поддержку).

· И пряничек напоследок.

Критика в обход сопротивлений - специальная формула критика, учитывающая вероятное сопротивление того, кого мы критикуем. Эту формулу необходимо применять тогда, когда человек обидчив и происшедшая ошибка достаточна серьезна, чтобы указание на нее могло задеть самолюбие человека.

Формула:

1. Контакт. Хорошие слова: доверие, снять защиты.

2. Разобраться - скорее в позиции позитива.

3. Косвенно напрячь, предупредить безразличие.

4. Самокритика наша - мы тоже не совершенны.

5. Его самокритика, его собственные оценки: пристроились и уточнили.

6. Позитив и конкретика: что добавить или изменить.

7. Энергия выхода - хорошие слова или бодрые интонации: пинок, поддержка, отвлечение.

Критика, развернутая до размеров разборки

Этапы разборки

Эффективная разборка - разборка, которая выполняет воспитательные цели: как работа над ошибками.

Обязательные предпосылки (условия), при которых разборка не оказывается напрягом, разговор проходит успешно:

· знать, с чего начать,

· что должно быть главным пунктом и

· чем разборку завершить

Пред-разборка: обустройство

Учет заранее всех факторов: времени, места и настроения разборки. Создание уютной и теплой обстановки.

Первый этап: это присоединение, захват и позиционирование

Отследите, чтобы между вами создался контакт, удостоверьтесь, что собеседник точно способен слышать вас и обозначена нужная вам тема, («У меня к вам вопросы по поводу…»),создайте нужную вам атмосферу и настроение. (Например, теплоту. Или атмосферу ответственного напряжения, чтобы все дальнейшее воспринималось максимально серьезно).

Второй этап: репортаж (анализ «что произошло», создание общего смыслового поля)

Чтобы в чем-то разобраться, нужно сформировать общее смысловое поле: видеть происшедшее по возможности одинаковым образом. А для этого вы должны знать то, что известно собеседнику, и собеседник должен быть в курсе того, что известно вам (или что вы считаете нужным сообщить ему): должен быть рассказ, репортаж.

Если в происшедшем вам все основное ясно, если можно или нужно провести короче, если собеседнику нужно дать определенное видение происшедшего, - первый репортаж ваш.

Если нужно дать собеседнику высказаться, «выпустить пары», если необходимо получить дополнительную информацию и на разборку достаточно времени, - тогда ваш репортаж может быть только затравкой, а основной доклад вы «поручаете» собеседнику.

Третий этап: определение причин происшедшего

Как правило, оправдывает себя стиль, когда вина не валится вся скопом на партнера, а хотя бы из политических соображений раскладывается на всех действующих в ситуации лиц, включая вас. И называется лучше «ответственностью», а не «виной»: так звучит и точнее, и интеллигентнее. («Свою ответственность в происшедшем я вижу в том, что…»)

Общее естественное правило здесь - вести разговор на уровне разбора конкретных действий, а не общеличностных оценок. Не «ты безответственен!», а «то и то оказалось не сделано». Личность изменить трудно, по крайней мере - дело это не быстрое, изменить же поведение и конкретные действия может каждый.

Четвертый этап: поиск решения

Что можно сделать конкретно? Ну, вы сами (или вы вместе) разобрались в причинах происшедшего. Здорово, и что с этим делать? Что может быть принципиальным решением и в каких конкретных шагах этого решение может быть реализовано?

Пятый этап: мотивация

Два направления: мотивация прекратить негатив и мотивация к действиям нужным. Хорошо, когда позитивные перспективы видны, а последствия продолжения неправильного поведения понятны.

Выход: приятный и конструктивный

Создайте напоследок нужную атмосферу (ответственную или приятную) и направьте на дело, с которым человек определенно справится. На языке дрессировщиков, вы должны обеспечить финальное положительное подкрепление. Ваши подкрепления раз за разом должны внушать человеку, что с вами беседовать не только нужно, но и приятно, хорошо, а быть успешным (хотя бы под вашим руководством) он вполне может.

Если вдруг на каком-то этапе разборки вы в ответ получаете не конструктивное сотрудничество, а защиту, неконструктивные эмоции и прочий протест, то двигать разборку дальше смысла нет. На данный момент разговор лучше мягко (с поддержкой и теплотой) замять, но потом (позже) устроить жесткую конструктивную разборку уже по двум пунктам: и по первому поводу, и в связи с неконструктивным поведением во время разборки.

Уместность, границы применения

В этих реверансах нет нужды, когда рядом с вами человек бодрый, сильный, уверенный в себе и уверенный в вашем дружеском к нему отношении. Можно говорить короче: "Не годится, переделай (или - бодрее, аккуратнее...)!" Более того, для человека это может оказаться синтоном как знак доверия

1. Превратите эпитеты в вопросы. Нужно быть толстокожим, чтобы спокойно слушать критику. Вспыльчивый собеседник в таких случаях способен выкрикнуть: "Сам дурак", в то время как, собственно, имел ввиду спросить: "А что Вы этим хотите сказать?". Если во время критики вы обращаете внимание лишь на одни лишь слова и упускаете из виду намерение выступающего, то вам предстоит или спор,или решение трудной проблемы. Научитесь воспринимать всякого рода эпитеты как простое несогласие и рассматривайте их значение примерно так: "Я не согласен с вами. С чем в действительности вы хотите, чтобы я согласился?"
2. Вы можете уберечь себя от бесконечных споров и многих нездоровых настроений, если будете рассматривать все критические или личные замечания как призыв к уточнению. Например, если в ответ на ваше предложение вам бросили: "У вас ничего не получится", интерпретируйте её следующим образом: "Что вы собственно хотите предложить сами?" И так вы можете перевести любую реплику, любой эпитет в вопрос; отвечая на это вопрос без раздражения, вы тем самым успокоите и своего оппонента.
Злобная критика предназначена главным образом для того, чтобы вывести вас из себя и таким образом получить определённые преимущества перед вами; бывает что критикующий просто пытается придать вес своему "я". Но вы можете легко опрокинуть все расчёты злобствующих критиков, сделав вид, что вы воспринимаете их критику как конструктивную, и тут же выбросить её из головы.

Литература: psychologos.ru/articles/view/gramotnaya_kritika

Психология критики. Правила применения критики

Критика - это обсуждение, разбор чего — нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки; отрицательное суждение о чем-нибудь, указание недостатков

Все ниже перечисленные формы критики подчиненного могут быть использованы вами как руководителем при условии, что ваш подчиненный глубоко уважает вас как начальника и ценит ваше мнение о себе. Желая выглядеть в глазах своего руководителя достойно он стерпит любую критику и приложит усилия, чтобы исправить все свои ошибки.

Желательно, критикуя, знать своего подчиненного и его индивидуальные особенности. Вы должны учитывать, что не все люди одинаково реагируют на критику. Одних людей можно и даже нужно поругать, а других нельзя. И тогда можно использовать подбадривающую, щадящую или даже хвалебную критику. Например, «Ну как же так! Такой талантливый человек, а работа сделана некачественно»

Если подчиненный относится к вам как к начальнику очень недоброжелательно, подозрительно, то к нему вообще нельзя применять негативные оценки, их обязательно нужно сочетать с положительными.

В публичной критике есть свои правила её применения

А именно, в первую очередь, критика должна быть доброжелательной. Во вторую очередь, аргументированной, то есть основанной на фактах, примерах. Это должна быть конструктивная критика, которая указывает на ошибки и предлагает варианты устранения недостатков. И помните, лучше критиковать один на один.

Психология критики. Виды критики

«… привыкайте смотреть на критику как на восхищение, смешанное с завистью» ©Фрэнсис Скотт Фицджеральд

1. Подбадривающая критика
«Ничего, в следующий раз сделаете лучше, а сейчас не получилось»

2. Критика — упрек
«Ну что же вы, я на вас так рассчитывал.» или «Эх вы, я на вас так рассчитывал»

3. Критика — надежда
«Надеюсь в следующий раз вы сделаете это задание лучше»

4. Аналогия — критика
«Раньше, когда я был таким же молодым специалистом как вы, то тоже сделал такую же ошибку. Ну и попало же мне тогда от начальника»

5. Критика — похвала
«Ребята, сделано хорошо, но не для этого случая»

6. Критика — озабоченность
«Я очень обеспокоен сложившимся положением дел, т. к….»

7. Безличная критика
«В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Думаю они сделают для себя должные выводы и не будем называть их имена»

8. Критика — сопереживание
«Я хорошо вас понимаю, но и вы поймите меня ведь это никуда не годится»

9. Критика — сожаление
«мне очень жаль, но должен отметить, что ваша работа выполнена некачественно»

10. Критика — удивление
«Как? Неужели вы еще не сделали работу? Не ожидал от вас»

11. Критика — ирония
«Делали — делали и сделали, работка что надо, только как теперь в глаза начальнику смотреть будем?»

12. Критика — намек
«Я знал одного человека, который поступил точно так же как вы, потом ему пришлось плохо»

13. Критика — смягчение
«Наверное в том, что произошло виноваты не только вы»

14. Критика — укоризна
«Вы выполнили работу очень некачественно, да к тому же не вовремя»

15. Критика — замечание
«Все не так сделали, в следующий раз советуйтесь, если не знаете как выполнить задание»

16. Критика — предупреждение
«Если вы еще раз допустите такую оплошность, то будете уволены»

17. Критика — требование
«Работу вам придется переделать»

18. Критика — вызов
«Если вы допустили столько ошибок, сами выкручивайтесь из этой ситуации»

19. Критика — совет
«Послушайте меня, не горячитесь, остыньте и завтра с новыми силами проанализируйте что и как вам нужно исправить»

20. Критика может быть конструктивной
«Работа выполнена не правильно, что конкретно вы собираетесь предпринять?»

21. Критика — опасение
«Я очень тревожусь, что и в следующий раз работа будет выполнена не на должном уровне»

22. Критика — угроза
«Я вынужден применить к вам самые строгие дисциплинарные меры.

Психология критики. Способы реагирования на критику

«Судьба каждой истины сначала быть высмеянной, а потом уже признанной» ©А.Швейцер

Вот несколько правил реагирования на критику, которые помогут вам с уважением относиться ко всем и принимать любую критику.Потому что только она делает вас гораздо сильнее и заставляет прогрессировать.

  • Критика с целью помочь делу. Когда критикующий высказывается по существу, но в силу своего характера или низкой культуры делает это унизительно или демонстративно. В таком случае вам нужно обратить внимание на то, что критикующий хочет помочь делу и постараться не обращать внимание на резкость и обидный тон высказывания.
  • Демонстративная критика, то есть критика с целью показать себя, или свою эрудицию, значимость. Лучший выход здесь — уйти под каким — либо предлогом от взаимодействия с человеком, который критикует вас.
  • Ситуация когда вас критикуют с целью сведения счетов за нанесение прежних обид. Эта критика в основном завуалирована: критикующий не выдает своих эгоистических целей и намерений. В этой ситуации доказывать что — либо человеку бесполезно. Нужно строить свою защиту аргументировано, для чего необходимо заручиться поддержкой окружающих.
  • Встречается также критика с целью перестраховки, и используется людьми как средство спрятать свою нерешительность и страх перед ответственностью за что — либо.
  • «Лучшая защита — это обвинение» — под таким девизом критикующий упреждает заслуженные обвинения в свою сторону.
  • Не забывайте, что есть люди, которые периодически испытывают потребность в эмоциональной встряске и чувствует себя лучше после того, как поговорят на повышенных тонах, и не успокоятся пока не доведут себя и окружающих до определенного эмоционального накала. С этой целью такие люди могут прибегать к критике, особенно, если ее объект легко поддается эмоциональному воздействию. В таких случаях старайтесь всеми способами оградить себя от общения с такими людьми.

Критика – это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшееся процесса аргументации.

По форме:

    Явная – указание на явные недостатки, направленная на разрушение аргументации.

    Неявная – скептическая оценка позиции пропонента без конкретного анализа недостатков.

По направленности аргументационного процесса:

    деструктивная – критика, направленная на опровержение тезиса, аргументов и демонстрации.

(Приёмы)

Критика тезиса-установление ложности тезиса

1.тезис пропонента(Т)-2.следствие из тезиса(С1,С2)-3.опровержение следствий фактами(С1,С2)-4.строится умозаключение(от отрицания следствия к отрицанию основания(ТС1,С2,С1С2)-5.тезсс опровергнут(Т)

Критика аргумента – ложность аргумента

Критика демонстрации – отсутствие логической связи между тезисом и аргументами.

    Конструктивная – обоснование оппонентом собственного тезиса с целью альтернативного утверждения пропонента.

1. Т(тезис пропонента)-2.А(тезис оппонента)-3.оппонент доказывает А.-4. Разделительно-категорическое умозаключение

    Смешанная – конструктивная + деструктивная.

Пропонент – выдвигающий тезис

Оппонент – не согласный с позицией

48.Правила и ошибки по отношению к тезису

Тезис является центральным пунктом рассуждения, раскрытию и обоснованию которого подчинен весь процесс аргументации.

Логичное рассуждение предполагает соблюдение двух правил в отношении тезиса: определенность тезиса и неизменность тезиса.

(1) Определенность тезиса

Правило определенности означает, что тезис должен быть сформулирован ясно и четко.

Четкое определение тезиса наряду с выявлением смысла употребляемых терминов включает также анализ суждения, в форме которого выставляется тезис. Если он представлен как простое суждение, то надо точно выявить субъект и предикат суждения, что не

всегда является очевидным. Требуется также уяснить качество суждения: содержится в нем утверждение или нечто отрицается.

Важное значение имеет количественная характеристика суж-f, дения: формулируется оно как общее суждение (А или Е) или как] частное (I или О). При этом надо выяснить, является оно неопреде-1 ленным («некоторые, а может быть, и все») или определенным («только некоторые») частным суждением.

(2) Неизменность тезиса

Правило неизменности тезиса запрещает видоизменять или отступать от первоначально сформулированного положения в процессе данного рассуждения.

Требование логической точности, определенности и неизменности тезиса достаточно просты и, как правило, выполняются при наличии элементарных навыков логической культуры. Однако в практике встречаются отступления от этих правил.

Первое из них - потеря тезиса.

Подмена тезиса. Общее название ошибки по отношению к тезису - подмена тезиса, которая бывает полной или частичной.

(1) Полная подмена тезиса проявляется в том, что, выдвинув определенное положение, пропонент в итоге фактически обосновывает нечто другое, близкое или сходное с тезисом положение и тем самым подменяет основную идею другой.

(2) Частичная подмена тезиса выражается в том, что в ход, выступления пропонент пытается видоизменить собственный тезис сужая или смягчая свое первоначально слишком общее, npeyaeJ ченное либо излишне резкое утверждение.

2. Правила и ошибки по отношению к аргументам

Логическая состоятельность и доказательное значение рассужде- , ния во многом зависят от качества исходного фактического и теоре-"| тического материала - убеждающей силы аргументов.

Решение стратегической задачи аргументации определяется выполнением следующих требований, или правил в отношении доводов:

(1) Требование достоверности, т.е. истинности и доказанности аргументов определяется тем, что они выступают логическими основаниями, опираясь на которые выводят тезис. Сколь бы вероятными ни были доводы, из них может следовать лишь правдоподобный, но не достоверный тезис. Сложение вероятностей в посылках приводит лишь к увеличению степени вероятности заключения, но не гарантирует получения достоверного результата.

(2) Автономное обоснование аргументов означает: поскольку доводы должны быть истинными, то, прежде чем обосновывать тезис, следует проверить сами аргументы.

(3) Требование непротиворечивости аргументов вытекает из логической идеи, согласно которой из противоречия формально следует все что угодно - и тезис пропонента, и антитезис оппонента.

(4) Требование достаточности аргументов связано с логической мерой - в своей совокупности доводы должны быть такими, чтобы из них по правилам логики в необходимости следовал доказываемый тезис.

При поспешном, не всегда продуманном анализе фактического материала встречается использование и такого аргумента, который не только не подтверждает, а наоборот, противоречит тезису выступающего. В этом случае говорят, что пропонент использовал «самоубийственный довод».

3. Правила и ошибки демонстрации

Логическая связь аргументов с тезисом протекает в форме таких умозаключений, как дедукция, индукция и аналогия.

1) Дедуктивный способ аргументации предполагает соблюдение ряда методологических и логических требований. К важнейшим из них относятся следующие.

1 (1) Точное определение или описание в большей посылке, выполняющей роль довода, исходного теоретического или эмпирического1 положения. Это дает возможность убедительно продемонстриро-1 вать научные позиции или практические соображения, которыми I руководствуются при оценке конкретного события. |

(2) Точное и достоверное описание конкретного события, которое дано в меньшей посылке.

Это требование диктуется методологическим принципом конкретности истины. В противном случае дедуктивное рассуждение будет двусмысленным и далеким от истины.

(3) Дедуктивная аргументация приводит к достоверному обоснованию тезиса при соблюдении структурных правил этой формы вывода, относящихся к терминам, количеству, качеству и логическим связям между посылками умозаключения. Это прежде всего правила категорических, условных, разделительных и смешанных форм силлогизмов, которые изложены в главе о дедуктивных умозаключениях.

2) Индуктивный способ аргументации применяется, как правило, в тех случаях, когда в качестве доводов используются фактические данные.

3) Аргументация в форме аналогии применяется в случае уподобления единичных событий и явлений. При обращении к аналогии надо соблюдать следующие правила этого вида умозаключения.

Во-первых, аналогия состоятельна лишь тогда, когда два явления сходны между собой не в любых, а лишь в существенных признаках.

Во-вторых, при уподоблении двух явлений или событий следует учитывать различия между ними.

Ошибки в демонстрации связаны с отсутствием логической связи между аргументами и тезисом.

Ошибка мнимого следования имеет место и в тех случаях, когда для обоснования тезиса приводят логически не связанные с обсуждаемым тезисом аргументы. Среди множества такого рода уловок назовем следующие.

Аргумент к силе- вместо логического обоснования тезиса прибегают к внелогическому принуждению - физическому, экономическому, административному, морально-политическому и другим видам воздействия.

Аргумент к невежеству - использование неосведомленности или непосвященности оппонента или слушателей и навязывание им мнений, которые не находят объективного подтверждения либо противоречат науке.

Аргумент к выгоде - вместо логического обоснования тезиса агитируют за его принятие потому, что так выгодно в морально-политическом или экономическом отношении.

Аргумент к здравому смыслу используется часто как апелляция к обыденному сознанию вместо реального обоснования. Хотя известно, что понятие здравого смысла весьма относительное, нередко оно оказывается обманчивым, если речь идет не о вещах домашнего обихода.

Аргумент к состраданию проявляется в тех случаях, когда вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию. К этому аргументу прибегают обычно в тех случаях, когда речь идет о возможном осуждении или наказании лица за совершенные проступки.

Аргумент к верности - вместо обоснования тезиса как истинного склоняют к его принятию в силу верности, привязанности, почтения и т.п.

Соблюдение логических правил по отношению к тезису, демонстрации и аргументам обеспечивает выполнение стратегической задачи рационального рассуждения, которая выступает ведущим фактором убедительности процесса аргументации в научной и практической областях знаний.